Основные законы развития способностей одаренности: Лекция «Инновационные стратегии работы с одаренными детьми и подростками»

Отчет о лекции В.С. Юркевич «Инновационные стратегии работы с одаренными детьми и подростками»

27 января 2010 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялась очередная публичная лекция


Научный лекторий МГППУ 
Тематическое направление: «Психологическое сопровождение детей с особенностями развития и обучения»
Лекция «Инновационные стратегии работы с одаренными детьми и подростками»

            Лекцию прочла Юркевич Виктория Соломоновна, кандидат психологических наук, зав. лабораторией «Образовательные стратегии развития одаренности» Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ.

              Лекция была посвящена проблемам работы с одаренными детьми. Лектор в процессе лекции делилась со слушателями своим практическим опытом, рассказывала о ситуациях, возникающих при работе с одаренными детьми (например, внимание слушателей привлекла ситуация приема в школу для одаренных детей девочки четырех с половиной лет, у которой «одаренность на самом деле оказалась обычной «натасканностью»).

             В начале лекции были определены основные понятия теории: способности, одаренность, задатки и достижения. Было выделено два основных типа одаренности, различающихся не столько по уровню, сколько по типу развития: «высокая норма» и особая одаренность. Именно во втором случае возникают серьезные проблемы у педагогов и психологов и необходимо использование особых стратегий для психолого – педагогической работы.

Далее были выделены основные виды одаренности:

  1. интеллектуальная одаренность
  2. академическая одаренность
  3. социальная одаренность
  4. художественная одаренность
  5. практическая одаренность
  6. психомоторная (спортивная) одаренность

Также была описана творческая одаренность, которая лектором рассматривается как общая характеристика для любого типа одаренности, и относительно которой психологи придерживаются разных позиций в зависимости от того, считают ее обязательной у одаренного ребенка или нет.

В.С. Юркевич кратко обозначила три закона развития высоких способностей (одаренности):

  1. развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции.
  2. для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности)
  3. Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).

Специальное место в лекции занял анализ основных проблем особо одаренных детей: у них часто отмечаются проблемы дефицита развития произвольной саморегуляции (недостаток организованности и самообладания), трудности делового и личностного общения, они, как ни парадоксально, не всегда креативны, часто встречаются с трудностями при выборе профессии. Но основной проблемой детей с таким типом одаренности является тот факт, что им трудно себя реализовать в реальной жизни.

В связи с этим В.С. Юркевич рассказала о выделенном ею особом доминантном жизненном проекте как главном условии успешной реализации одаренности в сложной творческой деятельности. На основе этого доминантного жизненного проекта лектор упомянул об инновационных образовательных стратегиях работы с одаренными детьми и подростками, разработанных в руководимой ею лаборатории. Эти стратегии сейчас используются в ряде школ Москвы.

  • Скачать презентацию (Adobe PDF — 184.31 Кб). Публичная лекция В.С. Юркевич «Инновационные стратегии работы с одаренными детьми и подростками».

    Подробнее о лекции…


    Научный лекторий по современным проблемам психологии!

    В Московском городском психолого-педагогическом университете открыт научный лекторий по современным проблемам психологии, работа которого проходит в форме проведения публичных лекций и практико-ориентированных семинаров.

    Участники лектория имеют возможность не только познакомиться с новыми исследованиями в различных областях психологической науки и практики, современными психологическими методами и технологиями, но и обменяться здесь опытом профессиональной деятельности.  

    Публичные лекции проходят по средам в МГППУ 


    Даты проведения:  11 ноября 2009 г – 26 мая 2010 г 

    Календарь публичных лекций: Скачать календарь (Adobe PDF — 104.12 Кб)

    Сборник аннотаций научных лекций: Скачать сборник (Adobe PDF — 656.98 Кб)

    Начало лекций: 18:15. Аудитория: 311. 
    Адрес: 127051, г.Москва, ул. Сретенка, 29, ст. м. Сухаревская.

    Организатор лекций
    Управление координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ      
    тел.: +7 (495) 623-06-95
    e-mail: [email protected]
    Координатор лекций: Мария Сафронова

    Вход по предварительной регистрации!Форма регистрации на сайте МГППУ

    Подробная информация о лекциях, анонсы выступлений и календарь


    Информационная поддержка:

    Научный лекторий МГППУ

    Детская психология для специалистов

    Портал психологических изданий

    Закономерности формирования способностей


    § 5.

    Закономерности формирования способностей

    К индивидуальным особенностям личности относятся способности, По своей сущности способности представляют собой такие индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в процессе овладения деятельностью, в ходе приобретения знаний, умений и навыков. Развитие способностей происходит в процессе жизни индивида[1].

    Различные люди при прочих равных условиях с разным темпом приобретают знания, умения и навыки в той или иной сфере деятельности. Одни человек тратит много усилий и времени, а другой «схватывает на лету».

    Исследование природы способностей предполагает необходимость учета трех существенных признаков (Б. М. Теплов): во-первых, под способностями понимаются индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого,..; во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности.

    ..; в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработались у данного человека, а предусматривает определенный генетический момент.

    Необходимо отметить, что способности являются не только результатом развития, но и действия прирожденных особенностей. В этом плане важное значение имеет понятие одаренность. Одаренность — это своеобразие природных предпосылок, наличие внутренних условий, лежащих в основе способностей. Иными словами, способности — это одаренность в развитии.

    В психологической литературе отмечается, что существуют наиболее благоприятные, оптимальные сроки в развитии и становлении отдельных способностей. Интересные наблюдения канадского ученого Генри Лемана, работающего над этой проблемой около 20 лет. По его мнению, у поэтов этот возраст лежит между 26 и 30 годами, врачей — 33-34, художников — 30-35, а писателей — 40-44 годами

    [2]. Одаренность может привести к раннему развитию способностей. Так, музыкальные способности Вальфганга Амадея Моцарта, Франца Йозефа Гайдна, Н. А. Римского-Корсакова проявились в 4 года; творческие способности у И.Е. Репина — 4-5 лет, у Санти Рафаэля — в 8 лет; А, С. Пушкин начал писать первые стихи в 9 лет.

    Определенное значение в развитии способностей играют задатки — выраженные анатомо-физиологические особенности организма (хорошее кровообращение мозга, подвижность нервной системы и т. п,). Задатки не определяют развитие способностей автоматически. Способность не есть задаток в развитии.

    На формирование способностей оказывает влияние целый ряд условий: направленность личности, умственная и физическая активность, интерес к деятельности, воображение и т.п. В психологии различают общие и специальные способности. Существуют литературные, математические, педагогические, художественные и др. способности. В психологии рассматривают также теоретические и практические способности. Их отличие состоит в том, что первые определяют склонность личности к абстрактно-теоретическим размышлениям, вторые — к практическим действиям.

    Способности связаны с существованием трех типов людей; «художественного», «мыслительного» и «промежуточного» (по терминологии И. П. Павлова). Данная типология связана с учением, в соответствии с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: нервной сигнальной системы — образной, эмоциональной и второй, связанной с сигнализацией этих образов посредством слова — сигнала сигналов.

    Относительное преобладание нервной сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует «художественный» тип, относительное преобладание сигнала сигналов — «мыслительный» тип, равное их представительство — средний («промежуточный») тип людей. В настоящее время указанные различия связывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий головного мозга.

    Существует два уровня развития способностей: 1) репродуктивный — отражает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и выполнять ее по образцу; 2) творческий — предполагает умение создавать новое, оригинальное, творческое.

    Высокий уровень в развитии способностей называют талантом. Талант — это сочетание способностей, предоставляющее человеку успешно и оригинально выполнять какую-либо деятельность. Результаты деятельности человека должны отличаться принципиальной новизной.

    Необходимо отметить, что о таланте идет речь тогда, когда имеет место сочетание способностей, определенная их совокупность. Изолированная способность не может быть аналогом таланта (даже если она имеет высокий уровень развития). Например, об этом свидетельствует исследование психики людей, обладавших эйдетической (феноменальной) памятью. Между тем, как известно, именно в памяти, ее прочности многие готовы видеть «эквивалент» таланта. Так, на протяжении нескольких десятилетий группа московских психологов проводила эксперименты с испытуемым, обладавшим феноменальной памятью (экспериментальная психологическая лаборатория А. Р. Лурии). Мнемонические[3] способности Ш. не вызывали ни у кого сомнений. Испытуемому предлагали ряд слов, потом чисел, потом букв, ряд этот возрастал до тридцати, до семидесяти, до ста элементов — Ш. его спокойно воспроизводил и в прямой, и в обратной последовательности. Он воспроизводил его и через пятнадцать лет. Он закрывал глаза и говорил: «Да, да… Это было у вас на той квартире… вы сидели за столом… вы были в сером костюме… я вижу, что вы мне говорили». И перечислял предложенные ему пятнадцать лет назад слова и цифры. Память Ш. не имела границ ни в объеме, ни в прочности. В деятельности человека память — это лишь один из факторов, от которого зависит успех творчества. Ш. не развил у себя других способностей, кроме способности запоминать[4].

    Высшую степень в развитии способностей в психологии называют гениальностью. Она связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытий. Только гений пролагает такие новые пути, по которым идут последователи и продвигают человечество вперед. К таким ученым относятся Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Д. И. Менделеев, Альберт Эйнштейн и др. Выделяют два типа гениев: 1) гении, которых озаряет величие открытия; 2) гении-волевики. Вместе с тем, нужно отметить, что без труда не может быть подлинной гениальности.



    [1] История психологии знает и иные подходы к данной проблеме. Существовало учение (френология), в соответствии с которым способности человека связывали с особенностями строения головного мозга. Создатель учения Ф. Галль разработал соответствующие «френологические» карты, отражающие «шишки способностей».

    [2] Когда в человеке пробуждается гений // Знание — сила, 1971. — № 7. — С. 49.

    [3] Мнемоника — искусство запоминания; существует система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти. Представители Древней Эллады считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз науки и искусства.

    [4] Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мне мониста). — М.: Изд-во Моск, ун-та, 1968. — 88 с.



    Национальные стандарты обучения одаренных и талантливых

    Зачем нужны стандарты для обучения одаренных? Стандарты обеспечивают основу для политик, правил и процедур, необходимых для предоставления систематических программ и услуг для учащихся с высокими способностями. Несмотря на то, что стандарты можно рассматривать и внедрять различными способами, они обеспечивают важное направление для разработки и развития возможностей для одаренных учащихся на местном уровне.

    Программы и услуги

    От дошкольного до 12-го класса Стандарты программирования для одаренных детей

    Стандарты образовательной программы для одаренных 12 дошкольных классов 2019 года были разработаны при участии различных заинтересованных сторон и обзоре текущих исследований и передового опыта. В стандартах в качестве целей используются результаты учащихся, а не методы учителей, что обеспечивает их соответствие общеобразовательным стандартам. Основанные на парадигмах теории, исследований и практики, они обеспечивают важную основу для одаренных учащихся на всех этапах развития. Одобрено Советом по делам одаренных детей Ассоциации одаренных (CEC-TAG).

    Новичок в стандартах NAGC по обучению одаренных детей? Обязательно ознакомьтесь с документом «Применение стандартов обучения для одаренных детей до 12 классов: наводящие вопросы» , чтобы обеспечить эффективное внедрение.

     

    Общие стандарты для преподавателей

    Стандарты знаний и навыков в обучении одаренных и талантливых учителей для всех учителей

    Крайне важно, чтобы все учителя могли распознать ученика с высокими способностями, которому может потребоваться более глубокое и сложное обучение или который может быть направлен для дальнейшего оценивания. и услуги. Тем не менее, несколько общих программ подготовки учителей предусматривают обучение на потребности одаренных и талантливых учащихся, и, как следствие, большинство учителей в классах сегодня не обучены удовлетворять потребности этих учащихся в обучении.

    NAGC разработала стандарты для использования в общих программах подготовки педагогов и для обучения всех учителей, уже работающих в классе. Эти стандарты знаний и навыков представляют основное понимание проблем, различий в обучении и стратегий, которыми должны обладать все учителя. Прочтите Стандарты знаний и навыков для всех учителей.

     

    Стандарты для одаренных педагогов

    Базовый уровень: Стандарты подготовки учителей для обучения одаренных детей

    Национальные стандарты для программ подготовки учителей для одаренных педагогов отражают то, что область образования для одаренных детей, возглавляемая NAGC, считает необходимым знать и уметь одаренным специалистам в области образования. Эти профессиональные стандарты обучения одаренных, разработанные совместно с Совета по делам одаренных детей, опишите минимальные знания, навыки и склонности, необходимые для того, чтобы люди могли безопасно и эффективно начать практику в качестве одаренного профессионала в области образования. Загрузите Стандарты подготовки учителей NAGC-CEC для обучения одаренных детей.   

    Продвинутый: Расширенные стандарты обучения для одаренных педагогов

    После освоения начальных стандартов подготовки учителей для одаренных детей многие педагоги в области образования для одаренных продолжают свой профессиональный рост в направлении освоения передовых профессиональных стандартов на постбакалаврских уровнях. Для некоторых это означает углубление их опыта и добавление новых обязанностей для руководства классом. Другие преподаватели берут на себя функции за пределами классной комнаты, переходя к специализациям, управляя программами и услугами обучения одаренных, или переходя к подготовке учителей и исследователям.

    Эти стандарты могут использоваться для планирования и реализации программ повышения квалификации в области образования для одаренных; развивать передовые компетенции у школьного персонала; вести продвинутые курсы по обучению одаренных; поделиться с руководством и администраторами; и руководить наймом одаренных координаторов образования. Загрузите Расширенные стандарты подготовки учителей для одаренных детей.  

     

    Стандарты для преподавателей

    Стандарты для преподавателей программ подготовки учителей для одаренных детей

    Факультет программ подготовки учителей для обучения одаренных и талантливых детей берет на себя ответственность за подготовку учителей PreK-12, которые хорошо подготовлены к распознаванию и реагированию на потребности одаренных, талантливых и перспективных учащихся. Прочтите Стандарты для преподавателей программ подготовки учителей для одаренных детей.

    Одаренные и талантливые

    13 января 2020 г. губернатор Мерфи подписал «Закон об усилении обучения одаренных и талантливых» , кодифицирующий обязанности школьного округа по обучению одаренных и талантливых учащихся, как указано в N.J.A.C . 6А:8-3.1. Закон вступил в силу на 2020-2021 учебный год.

    Стандарты обучения одаренных и талантливых учащихся

    Закон гласит, что школьные округа должны установить процесс выявления учащихся как одаренных и талантливых с использованием множества критериев. Этим учащимся требуется модификация их образовательной программы, если они хотят достичь результатов в соответствии со своими способностями. Управление стандартов штата Нью-Джерси (NJDOE) относится к стандартам, разработанным Национальной ассоциацией одаренных детей (NAGC) для помощи школьным округам в оценке качества их программ и услуг для одаренных учащихся в классах от Pre-K до 12. . 

    Финансирование одаренных и талантливых учащихся

    В соответствии с Законом об успехах каждого учащегося (ESSA) округа могут использовать средства Раздела I для выявления и обслуживания одаренных и талантливых учащихся. Кроме того, округа могут использовать Раздел II фонды профессионального развития для обеспечения обучения одаренным методам обучения, связанным с образованием, таким как обогащение, ускорение и сжатие учебных программ.

    Быстрые факты

    Одаренный и талантливый учащийся: Закон «Об усилении обучения одаренных и талантливых» определяет одаренного и талантливого учащегося как «учащегося, который обладает или демонстрирует высокий уровень способностей в одной или нескольких предметных областях по сравнению с их хронологическими сверстниками. в школьном округе и которым требуется модификация их образовательной программы, если они хотят достичь результатов в соответствии со своими способностями.

    Дважды исключительные (2E) учащиеся: Дважды исключительные (2E) учащиеся определяются как «одаренный учащийся и учащийся с ограниченными возможностями. Эти учащиеся также могут быть отнесены к имеющим двойную исключительность или к одаренным с ограниченными возможностями обучения (GT/LD). Это также относится к учащимся с СДВГ или аутизмом» (Ассоциация одаренных детей Нью-Джерси, , www.nagc.org).

    Множественные показатели: «Множественные измерения» относятся к использованию нескольких показателей и источников данных об оценке учащихся различного рода, собранных в различные моменты времени. Некоторые примеры могут включать, но не ограничиваются: тест успеваемости баллы, оценки способностей, тестирование интеллекта, успеваемость или продукты учащихся, портфолио талантов, а также наблюдения и рекомендации родителей, учащихся и/или учителей.  

    Учебная адаптация: Корректировка или модификация обучения, позволяющая одаренным и талантливым учащимся участвовать, извлекать выгоду и демонстрировать знания и применение Стандартов обучения учащихся штата Нью-Джерси в одной или нескольких областях содержания на уровне обучения ученика, а не только его класс.

    Выявление одаренных и талантливых учащихся:  ​Целью выявления является предоставление программ и услуг, в которых должным образом учитываются и удовлетворяются конкретные учебные потребности и потенциал учащихся. В каждом школьном округе Нью-Джерси есть учащиеся, которым требуется внести изменения в общеобразовательную программу, если они хотят достичь результатов в соответствии со своими способностями. ​Определяя общие интеллектуальные способности, творческие способности или способности учащегося в конкретной академической области, мы признаем, что ему нужны программы и услуги, выходящие за рамки общеобразовательной/классовой учебной программы, для продвижения обучения.

    Подача жалобы : Закон гласит: «Лицо, которое считает, что школьный округ не соблюдает положения настоящего Закона, может подать жалобу в районный совет по образованию. Право на подачу жалобы устанавливается в политике совета в отношении образования одаренных и талантливых. Эта политика должна быть связана с главной страницей веб-сайта совета. Совет должен издать решение в письменной форме, подтверждающее, отклоняющее или изменяющее действия школьного округа по данному вопросу. 

    Затем лицо может подать прошение об апелляции на письменное решение совета Уполномоченному по вопросам образования через Управление по разногласиям и спорам в соответствии с N. J.S.18A:6-9 и процедурами, изложенными в положениях Государственного совета по образованию [ N.J.A.C. 6A: 3-1.3 и   1.4 ].»  

    Консультативный комитет по обучению одаренных и талантливых людей (SGTEAC)

    20 ноября 19, NJDOE в партнерстве с Ассоциацией одаренных детей штата Нью-Джерси созвала свою первый Консультативный комитет по вопросам образования для одаренных и талантливых (SGTEAC). В результате были созданы подкомитеты в следующих областях: 1) усиление реализации Закона об образовании для одаренных, 2) профессиональное развитие администраторов, учителей, учителей дослужебной деятельности, 3) выявление; 4) Варианты программирования и услуги и 5) Пересечение когнитивных и аффективных потребностей. В состав подкомитета входят преподаватели GT, администраторы, директора, суперинтенданты и другие эксперты по всему штату. Цель SGTEAC:​

    • Помогать отделу в разработке и распространении ресурсов, которые будут направлять местные усилия по внедрению справедливых и сбалансированных процессов отбора для выявления одаренных и талантливых учащихся;
    • Понимать связь между социальным и эмоциональным обучением и потребностями одаренных учащихся;​
    • Повышение осведомленности о программных возможностях для одаренных и дважды отличников;​
    • Определить вопросы справедливости, касающиеся образования для одаренных;​
    • Интегрировать профессиональное развитие и сертификацию; и​
    • Предоставление информации NJDOE относительно реализации других положений Закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *