Основы деятельностного подхода в психологии заложил: Основы деятельностного подхода в психологии заложил …

Деятельностный подход как парадигма модернизации современного школьного образования

Великая цель образования — это не знания, а действия.

Герберт Спенсер

В настоящее время современное школьное образование основано на использовании в учебном процессе деятельностного подхода.

Принцип деятельности в процессе обучения обоснованный великими дидактами прошлого особо актуален в связи с введением в начальной школе стандартов второго поколения. Именно ФГОС и деятельностный подход в обучении ориентируют учителя отказаться от стереотипа вкладывать в ученика готовые знания, ученик самостоятельно в процессе собственной деятельности открывает новые знания, при этом повышается ответственность за приобретённые знания.

Становление деятельностного подхода в педагогике неразрывно связано с развитием теории деятельности в психологии. Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л. С. Выготским. Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н. Леонтьев. А.Н. Леонтьев исходил из того, что существует два типа деятельности у человека. Внешняя и внутренняя. Первая — это специфическая включающая действия человека посредством использования рук, ног, пальцев а второй тип деятельности — это деятельность посредством умственных действий.

В своих трудах А.Н. Леонтьев доказывает, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. Для младшего школьника ведущая деятельность — учебная. Именно в учебной деятельности развиваются психические характеристики личности ребёнка. При этом согласно теории А.Н. Леонтьева главным в образовательном процессе является не накопление знаний учеником, а формирование умения действовать благодаря имеющимся знаниям. Для учителя это означает отказ от авторитарных методов обучения и строгого формирования системы ЗУНов, учитель формирует у учащихся способы действий в различных ситуациях, основанных на знаниях.

При таком подходе учитель ориентируется на то, что любое получаемое знание должно реализовываться в определённой деятельности.

Например, ученик может выучить основные правила по русскому языку, но допускать ошибки в написании слов. Это связано с механическим запоминанием правила, отсутствии перехода знания в деятельность и самое главное с отсутствием личной заинтересованности ребёнка в получении знаний правил.

Таким образом, учитель, организуя изучение какого-либо правила, не должен говорить его формулировку в начале урока, в процессе деятельности на уроке ученики сами сформулируют правило и выберут для себя удобный способ запоминания. В данном случае благодаря деятельности знание станет основой для формирования умений и навыков.

Учёные сходятся во мнении, что деятельность необходима человеку для становления и развития его субъектности. Именно благодаря деятельности в процессе образования человек формируется в личность и способен к саморазвитию и самореализации.

[3]

Использование деятельностного подхода в начальной школе приводит к изменениям целей, средств, мотивов, результата и оценки процесса обучения.

Осуществляется важный переход целей и мотивов деятельности из разряда необходимых для реализации учителем в разряд личностно-важных для обучающихся. В результате создаётся возможность участия учеников в выборе способов и средств обучения, а также индивидуальной образовательной траектории. Происходит изменение в оценке результата деятельности. Оценка превращается в самооценку и сравнивается с эталоном.

В процессе работы учитель направляет деятельность учеников и делает итоговый вывод по результату.

При построении школьного образования на основе технологии деятельностного подхода необходимо реализовывать следующую систему дидактических принципов:

      1. Принцип деятельности — заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, он активно участвует в учебной деятельности и её результат становится личностно значимым.

      2. Принцип непрерывности — подразумевает преемственность между всеми звеньями образовательного процесса на уровне технологий с учётом возрастных особенностей обучающихся.

      3. Принцип целостности — позволяет сформировать у учащихся целостную картину окружающего мира, которая будет включать не только окружающую природу и общество, но и роль и место конкретного человека в картине окружающего мира.

      4. Принцип мини-макса — школа должна предложить для ученика обучение на максимальном уровне сложности, определяемой зоной ближайшего развития его возрастной группы и обеспечить при этом усвоение на уровне минимума, то есть государственного стандарта.

      5. Принцип психологической комфортности — предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. В реализации этого принципа главная роль отводится учителю и родителям. Учитель создаёт в школе доброжелательную атмосферу и руководствуется принципами педагогами сотрудничества и организует диалог на уроке. Знакомит родителей с особенностями организации такого процесса обучения для перенесения доброжелательной атмосферы в домашние условия.

      6. Принцип вариативности — помогает учащимся справляться с ситуациями выбора в своей деятельности.

      7. Принцип творчества — ориентация всего учебного процесса на творческое начало в каждом школьнике. Учитель не даёт шаблонов для действий, он направляет и советует, поощряя творческую активность ученика. [omczo.org/pube/393]

В системе реализации деятельностного подхода по-новому трактуется типология уроков. В частности А.К. Дусавицкий [2] выделяет следующие типы уроков: 1) урок постановки учебной задачи; 2) урок решения учебной задачи; 3) урок моделирования и преобразования модели; 4) урок решения частных задач с применением открытого способа; 5) урок контроля и оценки.

Интересна типология уроков на основе деятельностного метода обучения в системе «Школа России».

Уроки открытия нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.[4]

УМК «Школа России» реализуется в нашей школе на протяжении десяти лет, результаты работы учителей выше средних показателей.

Пример, фрагмента урока реализации деятельностного метода.

Тема: «Вода в природе и жизни человека». Класс 4. Предмет — окружающий мир.

Цель: ознакомление учащихся со свойствами воды, обеспечение условий для овладения приемами описания свойств воды, обобщить знания о нахождении воды в природе и ее значении для живых организмов. Развитие логического мышления, речи учащихся, умения анализировать наблюдения, чувственного восприятия происходящих изменений, закрепление умений проведения эксперимента.

Ход урока

Этап 1. Мотивационный.

На этом этапе создается эмоциональный настрой на урок, вызывается интерес к последующей работе.

На данном уроке демонстрируются рисунки предметов и явлений, а также сами предметы, каким-либо образом связанные с водой (картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», В.М. Васнецова «Аленушка», И.К. Айвазовского «Девятый вал», фотографии извержений вулкана, облаков, снега, лед; школьники могут также принести свои рисунки), и предлагается учащимся объединить их одним словом.

После того как это слово найдено, учащиеся знакомятся с информацией о значении воды в древности и на современном этапе.

Учащимся предлагается написать в тетрадях фразу: «Вода – это …». Учащиеся работают в группах, каждый записывает предложение в свою тетрадь, а потом передавая тетради по кругу, в тетради других участников группы. Один представитель от каждой группы зачитывает получившийся рассказ.

Этап 2. Изучение нового материала.

Проблемный вопрос: Каковы физические свойства воды? (В тетрадях ученики делают краткие записи).

Вам известно, что вода находится в природе в трех агрегатных состояниях: в жидком, в твердом – в виде снега и льда – и в газообразном состоянии – в виде пара.

Далее задается проблемный вопрос: Как же вода переходит из одного состояния в другое?

При обсуждении этого вопроса можно опираться на знания учащихся и активно вовлекать их в беседу.

В тетрадях учащиеся зарисовывают переход воды из одного состояния в другое.

При изучении темы можно провести опыты в рамках индивидуальной и фронтальной работы. При этом учащиеся не только проводят опыты, но и зарисовывают и записывают их результаты в тетрадях.

После опытов надо сделать вывод:

Вещества могут растворяться и не растворяться в воде, а также растворяются не только твердые вещества, но и некоторые жидкости, и газы. Обитатели водоемов, например рыбы, дышат кислородом, растворенном в воде.

Этап 3. Заключительная часть.

В течение урока делаются выводы по мере ответов на вопросы, при этом происходит обсуждение результатов практической и творческой работ.

Вывод: Без воды нет жизни на Земле. Пресной воды уже недостаточно и мы должны ее беречь. Вода обладает уникальными свойствами их использует человек в быту, сельском хозяйстве и в промышленности человек. Интересное свойство воды, с которым мы сталкиваемся ежедневно — способность к растворению различных веществ (примеры учащихся).

Домашнее задание: составить опорный конспект по уроку, по желанию провести анкету скрининг воды в своей квартире [1].

Таким образом, сегодня очевидно, что использование деятельностного метода на уроках в начальной школе позволит сформировать активную личность и воспитать внимательного, чуткого и отзывчивого человека, так как применяемые формы, методы, технологии только этому способствуют.

Литература:

      1. Авторская программа и методические материалы для факультативного курса «Изучаем мир сами» (для младших школьников) / Т. А. Колесникова, О.В. Засухина. — Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2009. — 68 с.

      2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачёва И.М., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. — 288 с.

      3. Зайцев В.Н. Практическая дидактика. М.: Народное образование, 2006. — 216 с.

      4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — М.: Школа 2000 АПК и ППРО, 2008. — 48 с.

Деятельностный подход в психологии

В психологии категория деятельности рассматривается в двух функциях: в качестве объяснительного принципа и в качестве предмета исследования.

Анализ первой функции был начат работами Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна; в дальнейшем он был продолжен А.Н.Леонтьевым, А. Р.Лурия, В.В.Давыдовым и другими. В этом аспекте изучалась связь индивидуальной жизни человека с общественно-исторической и духовной практикой людей. В результате в систему психологических знаний были введены такие понятия, как «совместная (коллективная) деятельность» и «индивидуальная деятельность». Выделение таких характеристик деятельности, как преобразующая, целенаправленная, чувственно-предметная и духовная, тоже результат изучения деятельности в ее первом значении.

Психологическое изучение деятельности в качестве особого предмета (вторая функция) также было начато Л.С.Выготским и С.Л.Рубинштейном, но особенно интенсивно в течение многих лет оно проводилось А.Н.Леонтьевым и его последователями. Именно А.Н.Леонтьев заложил основы так называемого деятельностного подхода в психологии. Он рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходимого его момента возникает психическое «вообще». Деятельность рассматривалась им как одинаково присущая и человеку, и животным; правда, в последнем случае она трактовалась как жизнедеятельность.

А.Н.Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность — это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя— это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.

Согласно взглядам А.Н.Леонтьева, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности. Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологии термином «интериоризация».

При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Существует и обратный переход — от внутренней деятельности к внешней. Такой переход обозначается термином «экстериоризация». Опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану — примеры экстериоризации.

А.Н.Леонтьев и его последователи полагали, что категорию деятельности можно положить в основание всей психологии. Уточним: не категорию практики, а именно деятельности, исходной формой которой мыслилось материально-предметное преобразование или производство. Об этом свидетельствует название последнего труда А.Н.Леонтьева: «Деятельность. Сознание. Личность».

Категория деятельности, деятельностный подход в психологии были реализованы преимущественно при разработке проблем возрастной и педагогической психологии. Известны многократные попытки решить на основании деятельностного подхода проблемы общего психического развития.

Однако необходимо отметить неправомерность выделения предметной деятельности в качестве единственного основания и источника развития человеческой субъективности. Многочисленные данные раннего онтогенеза показывают, что становление субъективности начинается вовсе не с предметных оснований как таковых. Более того, это становление вообще не может идти по какому-либо одному основанию, будь то сознание, общение или деятельность, — в их разделенности.

Идея урока: Понимание подходов

В ThemEd мы считаем, что закладка фундамента из строительных блоков знаний способствует глубокому пониманию и критическому мышлению.

Этот пост адаптирован из предыдущего поста.

Если вы используете тематический подход к курсу IB Psychology, у вас может возникнуть вопрос: «А не запутаются ли студенты в том, какие исследования относятся к каждой теме?»

Об этом легко подумать, поскольку на первый взгляд тематический подход кажется беспорядочным. Но в этом посте я опишу несколько очень простых и эффективных стратегий, которые помогут учащимся развить соответствующее концептуальное понимание, необходимое для успешной сдачи экзамена.


Совет №1: Игнорируйте подходы (для начала)

В моем курсе новой программы я не планирую в начале курса даже упоминать что-либо о трех подходах IB к пониманию человеческого поведения (т.е. когнитивный и социокультурный подходы).

Почему? Потому что до того, как студенты изучат ряд концепций и исследований, связанных с этими тремя подходами, им не на чем основываться. Если бы я стоял перед классом в первые пару недель и объяснял, в чем суть трех подходов, это было бы менее эффективно, чем давать то же самое объяснение после того, как мы пройдем пару разделов вглубь курса, и у них будет что-то реальное. примеры для связи.

Это похоже на то, почему несколько лет назад я переключился с преподавания «принципов каждого уровня анализа» в начале раздела на преподавание в конце.


Совет № 2. Знакомство с подходами

В первый раз мы обсудим три подхода после криминологии и социального влияния, но до того, как мы перейдем к количественным методам. До этого момента в курсе студентам не обязательно знать о трех подходах. Но я хочу, чтобы они помнили о них во время раздела количественных методов, потому что одна из целей этой главы — помочь студентам начать понимать, как и почему использование методов исследования одинаково (и различно) в зависимости от контекста (то есть подхода).


Идея занятия

Чтобы представить идею трех подходов, я выполняю очень простое задание, которое включает:

  1. Учащиеся записывают все исследования, которые они могут вспомнить, из криминологии (глава 2) и социального влияния (глава 3). .
  2. Затем они группируют эти исследования в те, которые включают биологию, познание или социальные/культурные переменные (IV и/или DV).
  3. Теперь Я объясняю, что есть три подхода к пониманию человеческого поведения.

Полагая эту более широкую концепцию трех подходов на уже существующие основы знаний из предыдущего обучения, учащимся становится легче понять довольно абстрактную идею трех подходов (также известных как уровни анализа).

Выполняя это упражнение, они также смогут увидеть, что некоторые исследования подходят более чем к одному подходу. Это позволяет довольно легко помочь учащимся увидеть, что, хотя существует три различных подхода, они не являются независимыми друг от друга, и часто исследователи учитывают несколько подходов в своих исследованиях. Это важная концепция, которая помогает развивать критическое мышление, но я никогда не мог донести ее, когда следовал линейному подходу.

Тематический подход к разработке учебного плана заключается в том, чтобы сначала заложить основы знаний, чтобы позже развить более широкое концептуальное понимание.


Справка по учебнику

Если вы предпочитаете более регулярно связываться с конкретными требованиями учебной программы IB по психологии, вы увидите в руководстве для учащихся, что в конце каждой темы есть краткое изложение примечаний, разделенных на на четыре раздела:

  1. Соответствующие темы
  2. Практические экзаменационные вопросы
  3. Методы исследования
  4. Этические соображения 

Один и два предназначены для того, чтобы помочь учащимся понять, какие темы применимы к тем или иным аспектам учебной программы IB по психологии и к экзаменационным вопросам.

Три и четыре должны помочь учащимся понять, как применять понимание методов и этики к конкретным темам учебной программы. Это важный навык, но в новом курсе он представляет собой сложную задачу, поскольку требования к содержанию и экзаменам в этой области резко возросли по сравнению с предыдущей программой.


Одно изменение мышления, которое я сделал в прошлом году, состояло в том, чтобы перестать думать, что каждый урок был направлен на обучение материалам, которые студенты будут использовать на экзаменах. Сейчас я думаю , а не о том, что сегодняшнее обучение означает для экзамена, а о том, что сегодняшнее обучение означает для завтрашнего обучения. Я хочу сказать, что у нас есть много часов, чтобы довести студентов до уровня, когда они будут готовы продемонстрировать всю глубину своих знаний, понимание и навыки критического мышления в ответ на психологические проблемы (например, экзаменационные вопросы). Не обязательно, что они могут сделать это с начало конечно, только то, что они получат свое к конец .

Сейчас я думаю не о том, что сегодняшнее обучение означает для экзамена, а о том, что означает сегодняшнее обучение для завтрашнего обучения.

Например, есть куча исследований, которые я преподаю, не собираясь включать их в мои экзаменационные материалы для повторения (а некоторые я активно отговариваю студентов от использования на экзаменах), в том числе старый добрый Финеас Гейдж, «Война миров» Бартлетта. Призраки» и «Стэнфордские зефирные эксперименты».

Так зачем я вообще их использую? Потому что они являются ценными строительными блоками, которые помогают заложить основу для понимания более абстрактных концепций и понимания более актуальных и сложных исследований на последних уроках. И иногда это потому, что они просто очаровательны!

Этот подход может показаться сумасшедшим, но он определенно работает для меня и моих учеников.

Комментарии приветствуются.

 

Трэвис Диксон

Трэвис Диксон — преподаватель психологии IB, автор, руководитель семинара, экзаменатор и модератор IA.

Какую роль играет психология в преподавании специального образования?

Психология — это изучение биологических, социальных и экологических влияний, влияющих на то, как люди думают, ведут себя и учатся. Этот последний пункт был предметом больших дебатов в области специального образования, где педагоги стремятся помочь учащимся преодолеть пробелы в успеваемости. Около 14% всех учащихся государственных школ в США получают специальные образовательные услуги, как педагоги могут обеспечить идеальную среду обучения для этих мальчиков и девочек?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть роль психологии в специальном образовании, т. е. педагогической психологии. Педагогическая психология была движущей силой некоторых из величайших достижений в области специального образования, включая реинтеграцию учащихся с ограниченными возможностями в общеобразовательные классы. Если вы хотите узнать, как можно использовать педагогическую психологию, чтобы помочь учащимся с ограниченными возможностями добиться успехов в учебе, рассмотрите возможность получения степени магистра искусств в области специального образования Техасского университета Пермского бассейна.

Что такое педагогическая психология?

Педагогическая психология — это раздел психологии, изучающий процессы и проблемы, влияющие на обучение. Понимая, как люди усваивают и сохраняют информацию, педагоги-психологи могут информировать учебные процессы и способствовать улучшению академических результатов учащихся, независимо от их способностей, ресурсов или среды. Это особенно важно для учащихся с ограниченными возможностями, которые в той или иной степени подвержены целому ряду проблем развития.

Истоки педагогической психологии можно проследить до Аристотеля и Платона, но именно такие психологи, как Жан Пиаже, заложили основы одного из важнейших принципов педагогической психологии: знание не может быть просто дано. Учителя могут преподносить информацию в привлекательной и уместной форме, но в конечном итоге учащийся должен изучать и запоминать информацию. Это идея, лежащая в основе конструктивистской теории, теории обучения, которая утверждает, что учащиеся могут учиться, только опираясь на предыдущие знания. Совместное обучение является еще одним ключевым принципом конструктивистской теории и представляет собой идею о том, что учащимся будет легче преодолевать проблемы и понимать уроки, если они смогут работать над ними в группах.

Несмотря на то, что ряд других теорий, в том числе теория когнитивного обучения, формируют то, как проводятся уроки в Соединенных Штатах, идея о том, что учащийся является активным участником своего учебного процесса, продолжает формировать то, как учащиеся с особыми потребностями обучаются в США. класс.

Влияние педагогической психологии на специальное образование

С повторным принятием Закона об инвалидах (IDEA) всем детям с инвалидностью гарантируется бесплатное соответствующее государственное образование. Когда в 2004 году Конгресс подтвердил важность этого новаторского законодательства, педагоги начали переключать свое внимание на отдельных людей, а не на их нарушения. В связи с этим динамичным сдвигом учителя общего образования все чаще обучают как учащихся с ограниченными возможностями, так и учащихся без инвалидности — задача, которая сопряжена с собственным набором проблем. За помощью общие педагоги часто обращаются к специальным педагогам, которые могут применить свои знания педагогической психологии в классе и помочь создать идеальную среду обучения.

Влияние педагогической психологии на классы

Педагогическая психология полностью изменила ландшафт специального образования. В то время как учащиеся с ограниченными возможностями когда-то были отделены от остального студенческого населения, преподаватели теперь знают, что большинство учащихся с ограниченными возможностями могут достичь тех же академических стандартов, что и их сверстники без инвалидности. Тем не менее, потребности каждого учащегося с инвалидностью должны быть учтены и обеспечены, если они хотят добиться успехов в учебе.

Планирование уроков с учетом сильных и слабых сторон учащихся

Не существует универсального подхода к обучению учащихся с ограниченными возможностями. Используя уроки, извлеченные педагогами-психологами, учителя дифференцируют обучение, чтобы у каждого ученика была возможность учиться независимо от его способностей. В дополнение к гибкости, постоянной оценке и сотрудничеству, дифференцированное обучение отдает приоритет групповой работе и сложной рабочей среде: концепции, ориентированные на ученика, разделяются конструктивистским взглядом на обучение. В инклюзивном классе учащиеся с ограниченными возможностями обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности и получают индивидуальное обучение, обучение в малых группах и весь класс, а также возможность обсуждать уроки со сверстниками с разными способностями и интересами.

Создание сложной учебной среды часто оказывается более сложной задачей. Как вы предоставляете увлекательный контент как учащимся с ограниченными возможностями, так и учащимся без инвалидности? Помните, что учащиеся учатся, основываясь на собственном опыте, поэтому лучше всего, чтобы учащиеся всегда взаимодействовали с содержанием, которое они могут усвоить. Это означает оценку прогресса и потребностей каждого учащегося и соответствующее планирование уроков.

Почему педагогическая психология важна для специального образования?

До принятия Закона об образовании для всех детей-инвалидов в 1975 (в настоящее время принят как IDEA), люди с инвалидностью часто помещались в государственные учреждения, где они получали немногим больше, чем самое необходимое — еду, одежду, кров. Инвалиды редко получали образование и реабилитацию. Какова роль психологии в специальном образовании? Педагогическая психология предоставляет учителям средства для обучения людей с ограниченными возможностями, которые в противном случае могут не иметь доступа к первоклассному образованию, которого они заслуживают.

Узнайте об педагогической психологии и многом другом

Педагогическая психология охватывает теории поведения, обучения и обучения, а также исследования онтологического развития человека, и это один из многих курсов, преподаваемых в рамках онлайн-программы магистратуры Пермского бассейна UT в программе специального образования. В нашей онлайн-программе вы узнаете, как применять эти концепции в классе. Дополнительные курсы программы, которые могут подготовить вас к успешной карьере учителя специального образования, включают:

  • Дизайн исследований в образовании и социальных науках
  • Основы специального образования
  • Программы и практики для одаренных учащихся
  • Методы обучения одаренных учащихся
  • Характеристики РАС и нарушений развития

По завершении UT Онлайн МА Пермского бассейна в программа специального образования, выпускники готовы планировать уроки, управлять классами и проводить обучение, при этом учитывая потребности учащихся с ограниченными возможностями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *