Особенности беседы – —

4.Особенности беседы в работе с детьми.

Поскольку беседа – один из главнейших приемов работы с детьми, уместно вкратце показать ее специфику в этом случае. Специалисты считают, что беседа с детьми – дело куда более ответственное и сложное, чем беседа со взрослыми. Отличия и осложнения начинаются уже с того, что за психологической помощью взрослые обычно обращаются сами, по своей инициативе, а детей к психологу приводят взрослые (родители, учителя, опекуны, тренеры и т. д.). Поэтому понятно, что у детей отсутствует мотивация общения со специалистом, с ними гораздо труднее установить нужный для доверительной беседы контакт.

Отсюда вытекает ряд специфических приемов для налаживания взаимоотношений с ребенком. Один из них – игра. Через игру психологу проще привлечь ребенка к сотрудничеству. Для этого под рукой специалиста всегда должно быть соответствующее обеспечение: куклы, игрушки, бумага и карандаши, книжки с картинками, занимательные вещицы и т. п.

Особое требование предъявляется к речи и языку психолога, так как взрослая речь во многих случаях еще не доступна ребенку. И наоборот, для правильного понимания маленького собеседника необходимо представлять его субкультуру и владеть его словарем. А иногда даже для плодотворного общения с подростком полезно перейти на его жаргон.

Нельзя забывать также, что способности к самонаблюдению у детей еще ограничены. Поэтому очень важна правильная, т. е. посильная для понимания и способствующая нахождению ответа формулировка вопросов. Тогда вопросы выполняют еще не только функцию познания детской психики, но и развивающую функцию, т. е. помогают ребенку осознать свои переживания, чувства, отношения, мысли, способствуют их вербализации.

Наконец, еще одной немаловажной особенностью беседы с детьми является возрастная дистанция, усиливающая неравенство позиций собеседников.

Известный специалист по психологии развития Й. Шванцара считает, что возникающие вследствие этих причин трудности» смягчаются, если психолог займет позицию, определяемую принципами недирективной психотерапии:

  1. надо создать мягкое, теплое, понимающее отношение к ребенку;

  2. ребенка следует принимать таким, каков он есть;

  3. дать ребенку почувствовать атмосферу снисходительности и благожелательности, чтобы он мог свободно проявлять свои чувства;

  4. нельзя ничего осуждать или оправдывать в позициях ребенка, но надо понимать их, причем так, чтобы ребенок это почувствовал.

Поскольку важным элементом психологической беседы являются вопросы, то многие сведения, излагаемые ниже по поводу ведения опросов, приложимы и к беседе. Впрочем, как и многие сведения о беседе (особенно в части поведения и качеств исследователя) можно отнести на счет опросов, поскольку любой опрос в какой-либо мере неизбежно сопровождается разговором.

В заключение надо сказать, что большинство исследователей стремится дополнить данные беседы сведениями, получаемыми с помощью других методов. Дело в том, что почерпнутые в беседе основные данные носят, конечно, субъективный характер, поскольку базируются на самонаблюдении респондентов. А, как известно, многие ученые к самонаблюдению относятся весьма настороженно и считают, что подобные сведения должны рассматриваться «как более или менее симптоматические проявления, истинная природа которых должна быть выявлена исследователями в результате их сопоставления с соответствующими объективными данными».

studfiles.net

11.1.3. Особенности беседы с детьми

Поскольку беседа – один из главнейших приемов работы с детьми, уместно вкратце показать ее специфику в этом случае. Специалисты считают, что беседа с детьми – дело куда более ответственное и сложное, чем беседа со взрослыми. Отличия и осложнения начинаются уже с того, что за психологической помощью взрослые обычно обращаются сами, по своей инициативе, а детей к психологу приводят взрослые (родители, учителя, опекуны, тренеры и т. д.). Поэтому понятно, что у детей отсутствует мотивация общения со специалистом, с ними гораздо труднее установить нужный для доверительной беседы контакт.

Отсюда вытекает ряд специфических приемов для налаживания взаимоотношений с ребенком. Один из них – игра. Через игру психологу проще привлечь ребенка к сотрудничеству. Для этого под рукой специалиста всегда должно быть соответствующее обеспечение: куклы, игрушки, бумага и карандаши, книжки с картинками, занимательные вещицы и т. п.

Особое требование предъявляется к речи и языку психолога, так как взрослая речь во многих случаях еще не доступна ребенку. И наоборот, для правильного понимания маленького собеседника необходимо представлять его субкультуру и владеть его словарем. А иногда даже для плодотворного общения с подростком полезно перейти на его жаргон.

Нельзя забывать также, что способности к самонаблюдению у детей еще ограничены. Поэтому очень важна правильная, т. е. посильная для понимания и способствующая нахождению ответа формулировка вопросов. Тогда вопросы выполняют еще не только функцию познания детской психики, но и развивающую функцию, т. е. помогают ребенку осознать свои переживания, чувства, отношения, мысли, способствуют их вербализации.

Наконец, еще одной немаловажной особенностью беседы с детьми является возрастная дистанция, усиливающая неравенство позиций собеседников.

Известный специалист по психологии развития Й. Шванцара считает, что возникающие вследствие этих причин трудности» смягчаются, если психолог займет позицию, определяемую прин- ципами недирективной психотерапии [111]:

  1. надо создать мягкое, теплое, понимающее отношение к ребенку;

  2. ребенка следует принимать таким, каков он есть;

  3. дать ребенку почувствовать атмосферу снисходительностии благожелательности, чтобы он мог свободно проявлятьсвои чувства;

  4. нельзя ничего осуждать или оправдывать в позициях ребенка, но надо понимать их, причем так, чтобы ребенок это почувствовал.

Поскольку важным элементом психологической беседы являются вопросы, то многие сведения, излагаемые ниже по поводу ведения опросов, приложимы и к беседе. Впрочем, как и многие сведения о беседе (особенно в части поведения и качеств исследователя) можно отнести на счет опросов, поскольку любой опрос в какой-либо мере неизбежно сопровождается разговором.

В заключение надо сказать, что большинство исследователей стремится дополнить данные беседы сведениями, получаемыми с помощью других методов. Дело в том, что почерпнутые в беседе основные данные носят, конечно, субъективный характер, поскольку базируются на самонаблюдении респондентов. А, как известно, многие ученые к самонаблюдению относятся весьма настороженно и считают, что подобные сведения должны рассматриваться «как более или менее симптоматические проявления, истинная природа которых должна быть выявлена исследователями в результате их сопоставления с соответствующими объективными данными» [329, с. 171].

studfiles.net

Особенности этической беседы как метода воспитания — КиберПедия

1. Этическая беседа является специальным методом воспитания и ставит своей целью углубление, упрочение нравственных понятий, формирование системы нравственных взглядов и убеждений, научного мировоззрения, системы отношения к себе, людям и окружающему миру.

2. Этическая беседа выступает как средство убеждения и поучения, выполняет в воспитании профилактическую функцию, предупреждая нарушение учащимися норм нравственного поведения.

3. Предметом этической беседы являются нравственные, моральные, этические проблемы.

4. Этическая беседа предполагает активное участие в ней воспитанников, живой обмен мнениями, диалог.

5. В результате проведенной беседы воспитанники должны самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на проблему обсуждения глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

6. В практике воспитания традиционно выделяются плановые (готовятся заранее) и неплановые (возникают непреднамеренно, стихийно) этические беседы.

7. Поводом для неплановой этической беседы становятся конкретные факты, события, поступки школьников. Такая беседа, как правило, проводится сразу же после события или несколько позже, когда произойдет осмысление причин произошедшего.

8. Проведение неплановой этической беседы требует большого мастерства от учителя, коммуникативных и речевых навыков.

9. Проектируя беседу, педагог должен обратить внимание на:

- позиции, занимаемые педагогом и детьми,

- суть возникшей проблемы,

- необходимость использования эффективных педагогических и коммуникативных приемов.

- важность четких, корректных, понятных формулировок своей мысли,

- положительной установки на воспитанников.

10. В процессе беседы необходимо избегать:

- позиции «сверху»,

- безапелляционности и резкости суждений,

- резких оценок,

- субъективных оценочных суждений,

- «перехода на личность»,

- неконструктивной критики,

- пространных рассуждений,

- тона нотации,

- речевых штампов, клише,

- излишнего дадактизма и пафоса,

- «моделей долженствования»,

- иронии и сарказма.

Документ 3.

Таблица для анализа структуры и содержания беседы на этическую тему

Название Характеристика
Тема беседы  
Цель беседы  
Коммуникативные и педагогические приемы, используемые педагогом  
Построение беседы  
Культура речи  
Демонстрация отношения к воспитанникам и их поведению  
Предполагаемая реакция воспитанников на слова педагога  
Достоинства беседы  
Недостатки беседы  
Эффективность беседы с точки зрения реализации цели  

Вариант 2.



Тип кейса: Обучающий.

Характеристика доминирующей функции кейса: Отработать навык проектирования беседы на этическую тему.

Ситуация; Студентка ИФиМК САФУАнастасия проходила педагогическую практику в одном из образовательных учреждений г. Архангельска. В классе, в котором она выполняла функции классного руководителя, произошла неприятная ситуация: Наташа А. проспала в школу, заторопилась, надела платье с изнаночной стороны и в таком виде пришла на уроки. Одноклассники подняли Наташу на смех. Расстроившись, девочка убежала домой. Когда она утром следующего дня пришла в школу, то увидела нарисованную на доске карикатуру с подписью «Бомжиха». Наталья Николаевна решила провести с воспитанниками беседу на этическую тему.

Профессиональная задача: Оценить текст этической беседы, выявить ее недостатки и попытаться исправить их в собственном варианте этической беседы.

Задания, которые приведут к решению ситуации:

1. Познакомьтесь с текстом беседы, представленной документе 1.

2. Познакомьтесь с особенностями проведения беседы на этическую тему (документ 2 в варианте задачи 1).

3. Оцените качество теста этической беседы, используя план:

- Какова, по вашему мнению, цель беседы?

- Какие речевые и коммуникативные приемы использовал педагог для достижения цели?

- Какой, вашему мнению, может стать реакция воспитанников на слова педагога (положительная, отрицательная, индифферентная, конфликтная)?

- Была ли реализована цель беседы? Оцените эффективность беседы с точки зрения степени реализации цели.

4. Заполните таблицу для анализа структуры и содержания беседы на этическую тему (документ 3 в варианте задачи 1).



5. Спроектируйте свой вариант беседы, устранив ее недостатки. Оформите ее в виде текста.

Материалы для решения ситуации:

1. Текст этической беседы.

2. Особенности этической беседы как метода воспитания.

3. Таблица для анализа структуры и содержания беседы на этическую тему.

Документ 1

Текст этической беседы

(разработан студенткой ИФиМК САФУ Богдановской А.)

Здравствуйте, класс. Я хотела бы поговорить с вами о том, что меня очень огорчило в вашем поведении. Думаю, вы догадываетесь, что я имею в виду, и понимаете, почему меня огорчило это. Вы проявили страшную и бессмысленную жестокость, что вам, как мне казалось, не свойственно. С тех пор, как узнала об этом, я задаю себе вопрос «Почему? Почему они так поступили?».И не нахожу ответа. Что это было? Проявление стадного инстинкта, когда пожалеть того, кто попал в неловкое положение, значит самому обречь себя на унижение? Знаете, я просто-напросто обескуражена этим вашим поступком. Не думаю, что и тот, над кем вы так зло посмеялись, ожидал от вас такой реакции. Мне очень неприятно об этом говорить, но, видимо, так и есть: я была лучшего мнения о вашем классе, и о каждом из вас в отдельности. Вы, вроде бы, достаточно взрослые люди, чтобы понять, что лучшим поведением в этой ситуации было бы просто не обратить внимания на это происшествие, но нет, в вас проявилась какая-то бессмысленная детская жестокость, что очень странно для вас, как взрослых и умных людей… . Думаю, вам стоит хорошенько над всем этим задуматься. И над тем, насколько каждый из вас зрелая личность, в том числе.

Вариант 3.

Тип кейса: Обучающий.

Характеристика доминирующей функции кейса: Отработать навык проектирования беседы на этическую тему.

Ситуация: К начинающему педагогу Евгении Петровне подошел учитель начальной школы и попросил разобраться в следующей ситуации: ученик класса, в котором Евгения Петровна выполняет функции классного руководителя, напугал девочку из младшего класса жуком – принес насекомое в школу и стал показывать школьнице, чем довел ее до слез.

Профессиональная задача: Оценить текст этической беседы, выявить ее недостатки и попытаться исправить их в собственном варианте этической беседы.

Задания, которые приведут к решению ситуации:

1. Познакомьтесь с текстом беседы, представленной документе 1.

2. Познакомьтесь с особенностями проведения беседы на этическую тему (документ 2 в варианте задачи 1).

3. Оцените качество теста этической беседы, используя план:

- Какова, по вашему мнению, цель беседы?

- Какие речевые и коммуникативные приемы использовал педагог для достижения цели?

- Какой, вашему мнению, может стать реакция воспитанников на слова педагога (положительная, отрицательная, индифферентная, конфликтная)?

- Была ли реализована цель беседы? Оцените эффективность беседы с точки зрения степени реализации цели.

4. Заполните таблицу для анализа структуры и содержания беседы на этическую тему (документ 3 в варианте задачи 1).

5. Спроектируйте свой вариант беседы, устранив ее недостатки. Оформите ее в виде текста.

Материалы для решения ситуации:

4. Текст этической беседы.

5. Особенности этической беседы как метода воспитания.

6. Таблица для анализа структуры и содержания беседы на этическую тему.

Документ 1

Текст этической беседы

(разработан студенткой ИФиМК САФУ Трубкиной Е.)

- Костя, нам нужно обсудить одну серьезную проблему. Дело касается не только тебя, но и второклассницы Наташи Н. А проблема и в самом деле серьезная, даже если кажется, что это всего лишь пустяк. Не хотелось бы, чтобы ситуация переросла в конфликт. Давай разберемся в твоем поступке. Мне известно, что ты решил подшутить над Наташей и напугать ее жуком. Ты знал, что она боится насекомых?

- Каждый из нас чего-то боится. Нет абсолютно смелых людей. Я, например, в детстве очень боялась темноты. И боялась остаться дома одна. Сейчас я очень боюсь высоты. Скажи, есть что-то, чего боишься ты?

- Это нормально. На протяжении всей жизни человеку приходится бороться с разными страхами, неважно, будет это страх перед темнотой или боязнь одиночества. Вспомни себя в возрасте Наташи. Наверняка ты тоже был не так смел, как сейчас. Представь, что тебя пугали бы тем, чего ты боишься больше всего на свете. Какие чувства ты испытал бы?

- Ты взрослый юноша, возможно, знаешь, что такое фобия. Если человек, а особенно ребенок, постоянно испытывает давление – его намеренно пугают, он постоянно сталкивается с тем, чего боится, - фобия может перерасти во что-то более серьезное. Это психологическая травма на всю жизнь, не менее серьезная, чем физическое увечье. Разве хотел бы ты приносить людям страдание просто так, ради забавы? Разве хотел бы, возможно, ломать чью-то жизнь? Мне кажется, никакая забава не стоит того.

- Скажи, а есть ли у тебя любимый герой в литературе или в кино?

- Костя, ведь ты – мальчик, будущий мужчина. Ты не боишься жуков – это здорово. Ты смел. Но мужественность и смелость, прежде всего, проявляются в защите слабых. Вспомни любимых персонажей из фильмов и книг. Неважно, Робин Гуд это или Человек-Паук. Их миссия – нести добро, защищать слабых, и за это они получают признание и уважение во всем мире. Ты должен быть джентльменом. Уважающий себя юноша не станет обижать ни младших, ни девчонок, ни более слабых сверстников. Это ниже его достоинства. Скорее всего, он будет их защищать. Мне бы хотелось, чтоб ты стал настоящим мужчиной! Чтоб тобой гордились родители, уважали сверстники. А когда ты окончишь школу, я была бы рада услышать о твоих успехах.

- Ты сам решаешь, что важно для тебя в жизни, к чему ты будешь стремиться. Сам выбираешь свой путь. Очень хотелось бы, чтоб по жизни ты шел достойно, чтоб достойным был каждый твой поступок, даже самый маленький.

Критерии для оценивания

cyberpedia.su

Особенности беседы с детьми

Количество просмотров публикации Особенности беседы с детьми - 334

Поскольку беседа – один из главнейших приемов работы с детьми, уместно вкратце показать ее специфику в данном случае. Специалисты считают, что беседа с детьми – дело куда более ответственное и сложное, чем беседа со взрослыми. Отличия и осложнения начинаются уже с того, что за психологической помощью взрослые обычно обращаются сами, по своей инициативе, а детей к психологу приводят взрослые (родители, учителя, опекуны, тренеры и т. д.). По этой причине понятно, что у детей отсутствует мотивация общения со специалистом, с ними гораздо труднее установить нужный для доверительной беседы контакт.

Отсюда вытекает ряд специфических приемов для налаживания взаимоотношений с ребенком. Один из них – игра. Через игру психологу проще привлечь ребенка к сотрудничеству. Для этого под рукой специалиста всœегда должно быть соответствующее обеспечение: куклы, игрушки, бумага и карандаши, книжки с картинками, занимательные вещицы и т. п.

Особое требование предъявляется к речи и языку психолога, так как взрослая речь во многих случаях еще не доступна ребенку. И наоборот, для правильного понимания маленького собеседника крайне важно представлять его субкультуру и владеть его словарем. А иногда даже для плодотворного общения с подростком полезно перейти на его жаргон.

Нельзя забывать также, что способности к самонаблюдению у детей еще ограничены. По этой причине очень важна правильная, т. е. посильная для понимания и способствующая нахождению ответа формулировка вопросов. Тогда вопросы выполняют еще не только функцию познания детской психики, но и развивающую функцию, т. е. помогают ребенку осознать свои переживания, чувства, отношения, мысли, способствуют их вербализации.

Наконец, другой немаловажной особенностью беседы с детьми является возрастная дистанция, усиливающая неравенство позиций собеседников.

Известный специалист по психологии развития Й. Шванцара считает, что возникающие вследствие этих причин трудностиʼʼ смягчаются, в случае если психолог займет позицию, определяемую прин- ципами недирективной психотерапии [111]:

1) нужно создать мягкое, теплое, понимающее отношение к ребенку;

2) ребенка следует принимать таким, каков он есть;

3) дать ребенку почувствовать атмосферу снисходительностии благожелательности, чтобы он мог свободно проявлятьсвои чувства;

4) нельзя ничего осуждать или оправдывать в позициях ребенка, но нужно понимать их, причем так, чтобы ребенок это почувствовал.

Поскольку важным элементом психологической беседы являются вопросы, то многие сведения, излагаемые ниже по поводу ведения опросов, приложимы и к беседе. Впрочем, как и многие сведения о беседе (особенно в части поведения и качеств исследователя) можно отнести на счёт опросов, поскольку любой опрос в какой-либо мере неизбежно сопровождается разговором.

В заключение нужно сказать, что большинство исследователœей стремится дополнить данные беседы сведениями, получаемыми с помощью других методов. Дело в том, что почерпнутые в беседе основные данные носят, конечно, субъективный характер, поскольку базируются на самонаблюдении респондентов. А, как известно, многие ученые к самонаблюдению относятся весьма настороженно и считают, что подобные сведения должны рассматриваться ʼʼкак более или менее симптоматические проявления, истинная природа которых должна быть выявлена исследователями в результате их сопоставления с соответствующими объективными даннымиʼʼ [329, с. 171].

ОПРОС

referatwork.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о