Особенности развития детей с нарушением слуха – Особенности развития детей с нарушением слуха.

Содержание

Особенности развития детей с нарушением слуха

Сурдопедагог проводит занятие со слабослышащим ребенком

Автор: Н. Зимина.

Журнал «Отоскоп» продолжает цикл статей Н. Зиминой о психологических аспектах проблем, связанных с нарушениями слуха (см. статьи «Слуховые ощущения» и «Особенности развития мышления у слабослышащих детей»).

Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения”.

Антуан де Сент-Экзюпери

Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться эффективно, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Основной задачей сурдопсихологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых могут быть преодолены недостатки слуха, получено достаточное образование, обеспечено участие в трудовой деятельности.


В настоящее время наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям с нарушенным слухом является их обучение в специальных детских садах и школах, а так же в специальных группах и классах при массовых общеобразовательных учреждениях. В них ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению детей с нарушенным слухом, начиная с 1,5 – 2-х лет. Педагогическое воздействие направлено на обеспечение общего развития ребенка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), т.е. оно ведется в тех же направлениях, что и в детских садах для слышащих детей. В ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи, развитию мышления. С двухлетнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению слабослышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку полноценное восприятие речи через чтение и полноценное ее воспроизведение с помощью письма.

В зависимости от степени потери слуха принято различать две категории: глухоту и тугоухость (слабослышание). Основным критерием для отнесения человека к той или иной категории слуховой недостаточности должна быть возможность восприятия речи. Считается, что к тугоухости можно относить только те степени длительного понижения слуха, при которых испытываются затруднения в обычном речевом общении с окружающими. Степень этих затруднений может быть различной, но, в отличие от глухоты, восприятие речи (хотя бы и громкой, у самого уха) все же сохранено. Наличие же восприятия только отдельных тонов при невозможности восприятия речи должно рассматриваться как глухота.

Одной из распространенных классификаций степеней тугоухости является классификация проф. Б. С. Преображенского (табл. 1). В ее основе лежит восприятие как устной, так и шепотной речи, так как и в громкой речи есть элементы шепотной речи (глухие согласные, безударные части слова).

Расстояние, на котором воспринимается речь
Степеньразговорнаяшепотная
ЛегкаяОт 6 м до 8 м3 м—б м
Умеренная4 м—6 м1 м—3 м
Значительная

2 м—4 м

От ушной раковины до 1 м
ТяжелаяОт ушной раковины до 2 м0—0,5 м

Любая степень нарушения слуха, лишая кору полноценных слуховых раздражителей, задерживает и искажает развитие речевой функции.

Многих исследователей интересовала зависимость нарушения речи от времени возникновения снижения слуха. Были установлены следующие соотношения при полной потере слуха (табл. 2):

Возраст, когда наступила глухотаНарушение речи
1,5—2 годаТеряют зачатки речи за 2—3 месяца и становятся немыми
2—4—5 летРечь сохраняется в течение от нескольких месяцев до года, но затем распадается; к ДОУ остается несколько едва понятных слов
5—6 летВ редких случаях теряют речь совсем
7—11 летРечь не теряется, но голос приобретает неестественный характер, нарушается интонация, словесное ударение, темп речи становится быстрым. Словарь оказывается ограниченным (не хватает слов, выражающих абстрактные понятия; предложения употребляются главным образом простые)
12-17Речь сохраняется полностью, но теряется ее благозвучность и внятность

Интересно и важно следующее мнение специалистов: если тяжелая тугоухость возникает, когда ребенок уже умеет читать и писать, угрозы развитию речи нет, но все же могут наступить различные тяжелые нарушения произношения.

Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на развитие речи ребенка, страдающего нарушением слуха, как наиболее важные можно выделить следующие:

  1. степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит;
  2. время возникновения нарушения слуха — чем раньше оно возникло, тем тяжелее расстройство речи;
  3. условия развития ребенка после возникновения поражения слуха — чем раньше принимаются специальные меры для сохранения и воспитания нормальной речи, тем лучше результаты;
  4. общее физическое и психическое развитие слабослышащего ребенка — ребенок физически крепкий, психически полноценный, активный будет обладать более развитой речью, чем физически ослабленный, пассивный.

Все это говорит о том, что речь детей, страдающих тугоухостью с раннего возраста, начинает развиваться с запозданием и с более или менее значительными искажениями.

Наиболее ярко отставание в развитии, по мнению сурдопедагогов, проявляется у ребенка с нарушенным слухом раннего и дошкольного возраста. Это и недоразвитие деятельности, и отставание в развитии общения с взрослыми. Решающее значение для развития детей имеет потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем. При соотношении особенностей развития детей с нарушенным слухом с ходом нормального развития можно говорить о том, что у них наблюдается неадекватное формирование психологического опыта, отставание в сроках формирования психических функций и качественные отклонения в развитии психической деятельности в целом.

Занятия с сурдопедагогом

Та же сурдопедагогика придерживается точки зрения о практически неограниченных возможностях развития глухих и слабослышащих школьников. Несмотря на разную степень выраженности дефекта слуха у ребёнка: от легкой степени, до грубого нарушения слуховой функции или ее полного отсутствия, – для такого малыша оказывается наиболее значимым раннее обнаружение дефекта и оказание педагогической помощи. Основным направлением такой помощи является обучение речи. Именно раннее вмешательство в процесс развития речи предупреждает отклонения в развитии психических функций. Известно, что на характер развития ребенка с нарушенным слухом влияют условия окружающей среды и, в первую очередь, педагогические, которые предполагают целенаправленную организацию обучения и воспитания. Основной здесь является идея развития личности ребенка с нарушенным слухом в условиях специально организованного педагогического процесса. Определяющим фактором служит сложившаяся система дифференцированного обучения.

Необходимость специально организованного воспитания и обучения детей с нарушенным слухом доказана многовековым практическим опытом. Разнообразные виды коррекционно-образовательных учреждений для детей с нарушенным слухом дошкольного и школьного возраста создают оптимальные условия для обучения и реализации потенциальных возможностей детей с различной степенью нарушения слуха и уровнем речевого развития. В настоящее время практически все дети с нарушенным слухом имеют возможность выбора: учиться в коррекционно-образовательных учреждениях или интегрироваться в образовательной среде со слышащими детьми. Задача обучения – постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития ребенка в зону актуального развития. Постоянное расширение зоны ближайшего развития обеспечивает подтягивание нарушенного психического развития вслед за обучением, способствуя коррекции и компенсации отклонений развития ребенка с нарушенным слухом.

Личность ребенка – устойчивая целостная психологическая структура, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, и являющаяся динамической, “открытой” структурой. Становление личности ребенка с нарушенным слухом, также как и слышащего, проходит долгий путь. Начинается он в дошкольном возрасте с того момента, когда ребёнок учится управлять своим поведением. Наиболее результативно это становление происходит в школьном возрасте в связи с изменением социального положения ребёнка, влияния окружающей среды. В работах ученых подчёркивается, что на развития личности ребенка с нарушенным слухом влияют характер общения, своеобразие личного опыта ребенка и отношение его к дефекту. В общении заложены огромные возможности не только речевого, но, прежде всего, эмоционального и нравственного развития ребенка и личностного развития в целом. Однако для овладения общением необходима оптимальная организация обучения. Это возможно при выполнении детьми различных видов деятельности. Основа – предметно- практическая деятельность. При этом общение у ребенка с нарушенным слухом развивается в процессе коллективной практической деятельности, где его совместное взаимодействие с педагогом и одноклассниками направлено на применение речевых средств и необходимость использования речи для сообщения информации или побуждения других к действию.

Другой фактор – развитие личного опыта слабослышащего ребёнка. Практический опыт работы с детьми подтверждает, что наиболее продуктивный путь его формирования – правильная организация деятельности и умелое руководство ею со стороны взрослого. Именно взрослые учат ребенка действовать в соответствии с заданными условиями, представляя малышу возможность быть все более самостоятельным.

Следовательно, общение, деятельность для слабослышащего ребенка являются важными условиями приобщения к нормам жизни в обществе, познания отношений между людьми, расширения кругозора.

Результатом развития ребенка с нарушенным слухом является формирование устойчивых и постоянных качеств личности. Некоторые могут возникнуть и сформироваться, когда слабослышащий ребенок начинает понимать свое отличие от слышащих детей. Так, например, в обыденной жизни можно услышать мнение, что у слабослышащих детей из-за нарушенного слуха возникает чувство ущербности. Не вступая в острую полемику по поводу этой идеи, можно с уверенностью утверждать, что слабослышащие дети сравнительно поздно начинают осознавать свой дефект, как препятствие к их развитию. Зависит это, главным образом, от среды воспитания, отношения к слабослышащему ребенку со стороны близких и их социальных установок. Наиболее характерными из них являются следующие:

  • понимание тяжести дефекта и ориентация на формирование самостоятельной, полноценной личности, готовой к реализации своих возможностей в самостоятельной продуктивной деятельности;
  • понимание необратимого характера нарушения, формирование личности, осознающей свою несостоятельность, максимально зависящую от других, требующую к себе особого отношения и внимания со стороны близких и других людей.

Безусловно, наиболее опасна для развития личности ребенка с нарушенным слухом последняя социальная установка, так как она ориентирована на формирование наиболее опасных для ребёнка качеств личности, связанных с осознанием им себя инвалидом. Вследствие этого у слабослышащего ребенка часто проявляются неадекватные эгоистические претензии к людям и невнимание к тем, кто больше всего заботится о нем. В связи с этим можно утверждать, что развитие ребенка, находящегося в инвалидизирующих условиях воспитания, приводит к изменениям личности ребенка. Поэтому семье и педагогам важно найти пути преодоления у детей отрицательных личностных качеств, вызванных дефектом.

Мишель Эйкем де Монтень, французский писатель и философ-гуманист

Известный французский философ, гуманист Мишель Монтень в 16 веке писал: “Глухота – более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества – способности быстрого и свободного общения”.

“Слышать” – значит понимать ситуацию общения, участвовать в диалоге. “Слышать” – значит свободно чувствовать себя в незнакомой ситуации и уметь вступать в разговор с незнакомыми людьми. “Слышать” – это значит иметь облик слышащего человека и располагать окружающих к общению.

Общение со всеми окружающими – это высшая форма реабилитации, в которой в равной степени заинтересованы слабослышащие, семья и общество.

www.otoskop.ru

Особенности развития детей с нарушениями слуха

РЕФЕРАТ

Особенности развития детей с нарушениями слуха

Содержание

1 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

2.2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

2.3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

2.4 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ

3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

ЛИТЕРАТУРА

1 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов, оно имеет сложную организацию во времени. Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других, ранее сформировавшихся. На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональных связей, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему связей оно включено. Следовательно, обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития ребенка, что свидетельствует о необходимости учета сензитивных периодов.

В психическом развитии детей со всеми типами нарушений можно выделить специфические закономерности (В.И.Лубовский).

При всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. В нескольких отношениях у детей с нарушенным слухом снижение характерно только для определенного периода онтогенеза.

Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредствования. У детей с нарушенным слухом эта закономерность также может иметь преходящий характер, при адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материала.

Для всех типов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий. У детей с нарушениями слуха эта закономерность имеет свои временные и структурные особенности проявления. По мере овладения речью глухой ребенок усваивает более точные и обобщенные значения слов, приобретает способность оперировать отвлеченными понятиями.

В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют закономерности, характерные для данного вида нарушения психического развития. И.М.Соловьев выделяет две такие закономерности.

Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Поэтому компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях.

Вторая закономерность — отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды. Изменения в темпах психического развития внутренне связаны с отличиями в структуре психики. И. М. Соловьев путь психического развития ребенка с нарушенным слухом представлял в следующем виде: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематических сурдопедагогических воздействий различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем раньше возникает поворот в сторону пути слышащего ребенка; тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормальнослышащего ребенка. Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит, таким образом, в создании новых условий для психического развития, прежде всего в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.

2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

2.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

Внимание — это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Внимание представляет собой динамическую характеристику деятельности, поскольку активизирует нужные и тормозит ненужные психические процессы, способствует целенаправленному отбору поступающей информации, регулирует и контролирует протекание деятельности. Внимание характеризуют такие свойства, как объем, избирательность, устойчивость, распределение, переключение. Все эти свойства формируются у детей постепенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Наиболее простым видом внимания является непроизвольное внимание, которое имеет пассивный характер, так как определяется внешними по отношению к целям деятельности событиями и предметами. И именно оно оказывается ведущим у детей дошкольного возраста — как глухих, так и слышащих. Оно вызывается новыми, необычными или интересными для ребенка предметами и явлениями. На протяжении дошкольного возраста устойчивость внимания меняется — от 10—12 мин в начале данного возрастного периода до 40 мин в его конце.

Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, результат воспитания и обучения. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения. В школьном возрасте наступает перелом, который характеризуется тем, что внешне опосредствованное внимание становится внутренне опосредствованным.

Первоначально произвольное внимание опосредовано общением ребенка со взрослыми. Указательный жест, речевая инструкция взрослых выделяют из окружающего мира определенный предмет. Постепенно ребенок начинает строить свое поведение на основе самоинструкций, путем самостоятельной постановки задач. Сначала самоинструкции даются во внешней развернутой речевой форме.

На начальных этапах становления произвольного внимания необходимым условием его поддержания является наличие внешних опор — развернутых практических действий с выделенными предметами. В ходе дальнейшего развития происходит переход внешних опор во внутренний план. Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания — произвольного и опосредствованного, что обусловлено как более поздним формированием умений использовать средства организации внимания, управления им, в том числе более поздним переходом к внутренним средствам, так и отставанием в развитии речи, способствующей организации и управлению собственным поведением.

Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок.

Продуктивность внимания у глухих школьников в большей степени, чем у их слышащих сверстников, зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала. При увеличении выразительности глухие школьники точнее устанавливают информативные признаки объектов, делают меньше ошибок. Внимание детей с нарушениями слуха в большей степени, чем у слышащих, зависит от выразительности материала: они легче различают фигурный материал, поэтому и работают с ним лучше всего; хуже — буквы, поэтому работают медленнее и делают больше ошибок.

В процессе школьного обучения у детей с нарушенным слухом произвольное внимание развивается, формируются основные его свойства. Существенное отличие от нормально слышащих детей заключается в том, что наибольший темп развития произвольного внимания приходит

mirznanii.com

Особенности психического развития детей с нарушением слуха. М.Г.Авитиди

 учитель-дефектолог,

 д/с №189 «Спутник»

 Один из страшных диагнозов, которого боятся все родители – это снижение слуха у ребенка в раннем возрасте, которое в будущем может отрицательно сказаться на формировании у него речи. При тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения малыш вообще не овладевает речью. И если из уст врача звучит приговор «глухота», мир, кажется, в эту минуту готов рухнуть: неужели кроха никогда не узнает, что такое музыка, не сможет ощутить все звуковые прелести этого мира, окажется навсегда отрезанным от нормально слышащих людей? Как помочь малышу в этой ситуации, как общаться с ним и как научить его жить в гармонии с окружающими здоровыми людьми?

Выявить нарушения слуха у малыша можно уже с первых дней жизни. Существуют определенные факторы риска, в силу которых у ребенка может быть снижен слух. При наличии хотя бы одного из них, родителям рекомендуется, как можно раньше пройти специальное обследование. При раннем адекватном коррекционном воздействии тяжелые последствия могут быть уменьшены и даже преодолены.

Факторы риска нарушения слуха у ребенка:

  •  Инфекционные или вирусные заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, герпес, токсоплазмоз и др.)
  •  Токсикозы беременности
  •  Асфиксия новорожденного
  •  Внутричерепная родовая травма
  •  Гипербилирубинемия
  •  Гемолитическая болезнь новорожденного
  •  Масса тела при рождении менее 1500 г
  •  Недоношенность
  •  Переношенность
  •  Прием препаратов с ототоксическим действием (ряд антибиотиков и другие сильнодействующие средства)
  •  Наследственные заболевания
  •  Патологии челюстно-лицевого скелета у ребенка

Задачами специального обучения детей с нарушенным слухом дошкольного возраста является их полноценное развитие в соответствии с возрастом, формирование у них словесной речи как устной, так и письменной, и, как следствие, подготовка к школьному обучению. Путь становления речи таких  малышей должен стать максимально приближенным к тому, который проходят нормально слышащие дети. И тогда на смену неосознанным звукам придут первые слова, а затем и фразы. И пусть это произойдет несколько позже, чем у здоровых малышей, зато слабослышащий ребенок научится понимать обращенную к нему речь и сможет общаться сам.

Создание условий для наиболее раннего и полноценного развития ребенка с проблемами слуха, его слухоречевой реабилитации – это важная задача детского сада и родителей. Ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое и физическое  развитие ребенка.  Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в  разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе  других.

Восприятие. Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия – как главного источника представлений об окружающем мире.Зрительный анализатор неслышащего ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих, а в ряде случаев — лучше. Глухие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок. Слышащие дети часто путают и смешивают сходные цвета – синий, фиолетовый, красный, оранжевый. Глухие дети более тонко дифференцируют оттенки цветов. Рисунки глухих детей содержат больше частностей и деталей, чем рисунки слышащих сверстников. Более полными оказываются и рисунки по памяти. Но глухим детям труднее даются рисунки, которые выражают пространственные отношения. Также  у детей с нарушением слуха восприятие формы, величины предмета, узнавание предмета по контуру формируются позднее, чем у слышащих сверстников.  Затруднение вызывает и узнавание знакомых предметов в необычном ракурсе (перевёрнутом на 180 градусов положении). В целом,  восприятие  слабослышащих детей характеризуется  неполнотой, фрагментарностью: дети выделяют яркие и очевидные признаки предметов, специфические особенности, но часто не замечают общие признаки. 

Память. Наглядная память детей с нарушением слуха отличается неточностью, сходные образы смешиваются. Развитие же словесной памяти сопряжено с большими сложностями, поскольку, запоминая слово, ребенок с нарушением слуха запоминает не смысловую единицу, а последовательность звуков, на что приходится затрачивать большие усилия. Особенностью развития словесной памяти у детей с нарушением слуха  является ее кратковременность. Долговременная память формируется в процессе игровой и учебной деятельности. Главной задачей развития словесной памяти является овладение запоминанием на длительный срок. Ее развитие происходит целенаправленно через коррекционно-развивающие упражнения.

Внимание. Объем внимания у  детей с нарушением слуха в несколько раз ниже, чем    у слышащих детей: дети с нарушением слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов. Внимание неустойчивое, дети с нарушением слуха  могут удерживать внимание не более 10-13 минут. Много времени в процессе обучения уделяется развитию непроизвольного внимания.  

Мышление.    В развитии мышления детей с нарушением слуха наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов.Мышление глухих и слабослышащих детей отличается конкретностью и наглядностью, им сложно оперировать обобщенными и абстрактными понятиями. Слова они также употребляют в самом конкретном значении. Такая специфика мышления приводит к трудностям при совершении умственных операций: при сравнении им сложно заметить общее, они с трудом выделяют связи и отношения между объектами, могут путать причину и следствие. Развитие логического мышления существенно зависит от уровня речевого развития детей. Для таких детей   характерно замедление процесса формирования понятий.

Эмоционально-волевая сфера. Нарушение слуха накладывает отпечаток на развитие эмоциональной сферы и личности ребенка. Он оказывается частично изолированным от окружающих людей, от общения с ними. Вследствие ограниченности эмоционального и речевого взаимодействия с миром глухим и слабослышащим детям сложно понимать эмоциональные состояния других людей и свои собственные. К ним позднее, чем к их слышащим сверстникам, приходит способность сопереживать. У детей с нарушением слуха отмечается бедность эмоций. Кроме таких эмоций как горе, радость, страх —  другие они  не умеют проявлять.

Воображение. У детей с нарушением слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием речи, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Как показали исследования Г.Л. Выготской,  такие дети долго не переходят от предметно-процессуальных действий к сюжетно-ролевым играм, требующим создания воображаемой игровой ситуации. Сюжетные игры слабослышащих детей более однообразны, стереотипны. Воображение слабослышащих дошкольников как бы дольше «привязано» сначала к восприятию, потом к памяти. Дети часто не могут использовать предметы-заместители, у них наблюдаются трудности  в формировании познавательной функции воображения, позже, чем у слышащих, происходит разделение в цепочке «предмет – образ – слово».  Таким образом, уже на ранних этапах развития дети с нарушением слуха начинают отставать от слышащих сверстников в развитии воображения. И хотя образы памяти у них отличаются достаточной яркостью и живостью, отставание в развитии понятийного мышления мешает отвлечению от конкретного значения слова. Это затрудняет как воссоздание образов по словесному описанию, так и формирование новых образов. Как показали исследования Е. Г. Речицкой и Е.А Сошиной, дошкольники с нарушением слуха проявляют недостаточную гибкость в использовании идей (требовалось дорисовать простые геометрические фигуры, такие, как круг, квадрат и т.п., или неопределенные конфигурации), чтобы получился предмет. Типичными были рисунки, в которых одна и та же фигура превращалась в один и тот же предмет (круг — в колесо).  

           Речь.  Дети  с нарушением слуха могут овладеть словесной речью только в условиях специального обучения. Речевое общение формируется в процессе различных видов деятельности. Они овладевают словесной речью в ее разных формах  (устной, письменной, дактильной), развиваются обе ее стороны – импрессивная (восприятие речи зрительно, слухозрительно, на слух) и  экспрессивная (говорение, дактилирование, письмо). 

Очень медленно, даже в условиях специального обучения, идет обогащение словарного запаса у слабослышащих детей. Наиболее успешно запоминаются существительные; значительно труднее дети овладевают названиями действий,  названиями цветов, отдельных частей и признаков предметов. По мере того как дети овладевают доступной их возрасту лексикой и у них формируется простая фразовая речь, возникают новые трудности. Дети с боль­шим трудом осваивают такую особенность слова, как многознач­ность, например «тяжелый чемодан» и «тяжелый характер». В речи слабослышащих детей не сразу появляются слова с приставками и суффиксами, они затрудня­ются в понимании их значений. Дети  с нарушением слуха лишь постепенно понимают, что каждое слово несет в себе ту или иную степень обобщения, что, например, слово мебель имеет более общий смысл, в то вре­мя как слова диван, кровать, стол, стул, табуретка — более частное значение. При правильном понимании отношений между словами более конкретными и более обобщенными по смыслу у них начи­нает формироваться понятийное мышление.

Психическое развитие детей с нарушениями слуха представляет собой особый тип развития, связанного с наличием специфических условий взаимодействия с окружающим миром. Нарушение слухового восприятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций. Своевременно организованные медицинская коррекция нарушенного слуха и психолого-педагогическое сопровождение позволяют в значительной степени компенсировать отклонения в психическом развитии глухих и слабослышащих  детей и обеспечить им возможность полноценного общения.  Дети с нарушением слуха безболезненно адаптируются к многообразным, изменяющимся условиям жизни  большого детского коллектива, учатся проявлять свою социальную активность, удовлетворять свои интересы, развивать свои способности. 

Литература:

 1. Солнцева В.А., Белова Т.В. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха (слабослышащих) — М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. — С. 89–92

2 . Богданова Т.Г. «Сурдопсихология: Учеб. пособие. — М.: «Академия», 2002.

3. «Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха». Сост. Астафьева В.М. — М.: АПК и ПРО, 2000.

4.    Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. Учебно — методическое пособие. Под ред. И.А. Михаленковой.- СПБ: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

pdlada.ru

Характеристика детей с нарушением слуха: особенности образования и реабилитация

Краткая характеристика детей с нарушением слуха показывает то, что обучение их возможно как в пределах школы, так и в специальных учреждениях. Нарушение слуха (начальный дефект) приводит к недоразвитию речи (второстепенный дефект) и к замедлению или же специфичному становлению иных функций, связанных с пораженной (визуальное восприятие, мышление, интерес, память), что и задерживает психологическое формирование в целом. В специальной психологии такого рода вид психологического развития носит название дефицитарный.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха

Психологическое развитие малышей, имеющих патологии слуха, подчиняется этим же закономерностям, что выявляются в развитии нормально слышащих детей (Л. С. Выготский). Психологическое развитие детей с патологией слуха происходит в специальных условиях ограничения наружных влияний и контактов с находящимся вокруг миром. Вследствии этого психологическая активность ребенка упрощается, взаимодействия на наружные влияния станут меньше трудными и различными, формирующиеся межфункциональные взаимодействия меняются.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха говорит о том, что для ребенка с такой патологией, формы объектов и предметов нередко представлены в виде инертных стереотипов: вот зеленого цвета котелок, голубого цвета уже не котелок, иной объект. Овладевшие в ходе изучения информацией глухие дошкольники при затруднениях зачастую применяют естественные жесты в качестве средства коммуникации.

У дошкольников с нарушениями слуха могут встречаться перемены в темпах психологического формирования по сопоставлению с нормально слышащими детьми: затормаживание психологического развития через определенный период после рождения и/или после утраты слуха и форсирование в дальнейшие периоды при соответственных обстоятельствах преподавания и воспитания.

Для ребенка с нарушениями слуха свойственна олигофрения в функционировании одних органов чувств и условная сохранность иных. К примеру, сохранена кожная восприимчивость, однако в отсутствии обучения не развивается слуховое восприятие, а визуальное формируется в особых обстоятельствах, компенсируя слух.

Наглядные формы мышления доминируют у малышей, а письменная речь (по методологии преподавания эти дети учатся читать в раннем возрасте, до 3 лет) доминирует над устной. Патология приводит к особенностям становления познавательной и индивидуальной отрасли. Характерные черты познавательной отрасли:

  1. Визуальный анализатор плохослышащего малыша станет основным в постижении окружающего мира и в овладении информацией.
  2. Становление визуального восприятия у ребенка с патологией слуха имеет несколько отличительных черт: аналитический вид восприятия: замечают элементы и детали предметов, картинки содержат больше частностей и элементов.
  3. Трудности в синтетическом восприятии: трудности в узнавании прерывистых, перевернутых картинок, в восприятии картин, что выражают пространственные отношения.
  4. Дошкольник с такой патологией способен понимать речь произносящего, основываясь, на визуальное понимание.

Роль зрительного восприятия

Огромную роль для компенсации патологии играет визуальное восприятие. Общая характеристика детей с нарушением слуха и зрения прослеживает замедленное по сравнению со слышащими ровесниками распознавание объектов. Таким образом, глухим и слышащим детям младшего школьного возраста демонстрируют рисунки хорошо знакомых вещей на краткие промежутки времени (от 22 до 7 с). Это позволяет обнаружить, какое время нужно детям для узнавания объектов.

У глухих малышей понимание и распознавание проходило более медленно, чем у слышащих ровесников. Им требуется побольше времени для того, чтобы отметить информативные свойства объекта. Еще немалые препятствия появляются при потребности узнавания знакомых объектов геометрических фигур, автономных элементов (групп точек и линий) в перевернутом на 180 положении.

По теории ученых, это связано с менее детальным анализированием и синтезированием объектов, с задержанным формированием у глухих малышей произвольности хода восприятия. Акцентирование и распознавание форм объектов облегчается вследствие овладению соответствующими обозначениями и использованием их на практике.

Особенности мышления

Родителям и педагогам необходимо знать краткую характеристику детей с нарушением слуха. В развитии мышления эксперты подмечают, что свойства словесной памяти ребенка с нарушениями слуха пребывают в непосредственный связи от замедленного темпа их речевого формирования. Характерные черты мышления:

  • у ребенка с нарушениями замечается превосходство нагляднообразного мышления над словесно-логическим;
  • степень формирования словесно-логического мышления зависит от формирования речи плохослышащего.

Отличительные черты мышления ребенка с такой патологией объединены с заторможенным овладением словесной речью. Более наглядно это выражается в формировании словесно-логического мышления. Наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих обучающихся также имеет специфические особенности.

Нарушение слуха проявляет влияние на становление всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в применении теоретических познаний на практике. Изучения выявили, что глухому подростку необходимо несколько больше времени для осмысления приобретенных познаний, чем его слышащему ровеснику.

Эмоциональная сфера

Характерные черты становления эмоциональной сферы:

  1. Плохослышащий дошкольник не всегда подразумевает условия, в которых происходит процесс, и эмоциональные проявления находящихся вокруг и по этой причине не может сопереживать им.
  2. Дошкольник с патологией слуха дифференцирует противоположные чувства (плачет, смеется, злой добрый), имеет трудности в запоминании их наименований.
  3. Ребенок с нарушенным слухом не способен полноценно усвоить социальный опыт через речь.
  4. Олигофрения различных типов детской деятельности (предметной, игровой, элементарной трудовой) проявляет отрицательное воздействие на развитие индивидуальных качеств.

Межличностные отношения

Характеристика детей подросткового возраста с нарушением слуха в межличностных отношениях:

  • для плохослышащего подростка старший проводник и интерпретатор в ходе взаимодействия с обществом «слышащих»;
  • приоритетное взаимодействие со старшим и ограниченное с детьми группы;
  • вероятно выражение враждебного поведения, взаимосвязанное с недопониманием детей старшими и слышащими ровесниками;
  • «доброжелательная враждебность» применение ребятами с нарушением слуха невербальных средств для привлечения интереса собеседника.

В соответствии с едиными закономерностями психологического формирования личность глухого и слабослышащего ребенка создается в ходе общения с ровесниками и взрослыми в процессе освоения социального опыта.

Несоблюдение или абсолютная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, задерживает процедура освоения информации, обедняет опыт детей и не способен не сказаться на развитии их личности.

Реабилитация детей с нарушением слуха

Реабилитация детей с нарушением слуха делиться на несколько этапов

Диагностика. Главную роль на этом этапе играют врачи которые при помощи специализированного оборудования ставят диагноз. На установление диагноза могут повлиять такие факторы

  • самочувствие ребенка;
  • поведение ребенка;
  • психическое здоровье ребенка;
  • возраст ребенка.

На этом этапе так же на помощь врачу приходят сурдопедагог и психолог. Сурдопедагог проводит свои наблюдения и по их результатам подтверждает или корректирует диагноз. Психолог определяет уровень психологического развития и разграничивает умственные нарушения от нарушений зрения и слуха.

Коррекция и реабилитация. Сурдолог подбирает и регулирует слуховой аппарат под потребности ребенка. Настройка слухового аппарата должна происходить постоянно в дошкольном и школьном возрасте ребенка. Настройка аппарата производится по возрастным и психологическим показателям, а так же зависит от возможностей семьи.

Методы реабилитации

Выделяют следующие методы реабилитации:

  1. Медицинская. Лечение и хирургическое вмешательство (имплантация устройства которое преобразует импульсы с внешнего микрофона в понятные для ЦНС сигналы).
  2. Техническая. Протезирование слуховыми аппаратами.
  3. Психологическая и педагогическая. При помощи сурдологических и логопедических приемов развивается слух, речь, мышление и прочие психические функции.
  4. Социальная реабилитация включает в себя возможность выбора родителями места обучения для своего ребенка, а также предоставление государством бесплатных слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов.
  5. Двигательная. Этот вид реабилитации направлен на развитие физических качеств и двигательных способностей.
  6. Верботональный. При использовании данного метода ребенок занимается с педагогом. Они говорят в микрофон при помощи фильтров звук проводится не только через уши, но и превращается в вибрации что позволяет ребенку тактильно ощущать речь. Такой способ позволяет ребенку более быстро воспринимать и понимать окружающих, а также улучшает развитие его речи.

Дополнительно психолог проводит беседы с родителями ребенка. Рассказывает, как им правильно обращаться и общаться с слабослышащим или глухим ребенком, и какие у них есть права.

Обучение детей с нарушением слуха

Человек развивается непосредственно в контакте с окружающей средой. Такое взаимодействие происходит с определенными анализаторами, а именно – слухового, кожного, зрительного, вкусового и других.

Слуховой анализатор является одним из важнейших, поэтому какие бы причины ни были для частичной или полной утраты слуха ребенком, последствия, в основном, только социальные:

  • ограничение общения со сверстниками;
  • замкнутость;
  • нарушение памяти, речи;
  • развитие особенного мышления и т. д.

Исходя из психологических и медицинских критериев, детей с нарушением слуха разделяют на:

  1. Глухих.
  2. Слабослышащих.
  3. Позднооглохших.

Психолого-педагогическая характеристика речи детей с нарушением слуха обозначает, что к слабослышащей категории врачи, как правило, относят детей, которым наличие минимального слуха позволяет овладеть азами речевого общения, без вмешательства специалистов, то есть самостоятельно.

У слабослышащих детей не полностью потерян слух, и организм ребенка старается обойти этот дефект, компенсировать такой недостаток. Этим ребенок принципиально отличается от глухих и слышащих детей. У таких детей недостаток слуха является принципиальным фактором развития особенности речи.

Для детей с нарушением слуха предусмотрены специальные образовательные учреждения: детские сады, в которых существует две группы – для слабослышащих и глухих детей.

Специальные школы, как правило, такие учреждения разграничиваются для слабослышащих и глухих детей.

Обучение слабослышащих детей

Особенности нарушения слуха, а именно его частичное наличие, самостоятельное обучение основами речевого общения, а также адаптация к слуховому дефекту – не только определяет нюансы развития, но и также является путями к специальному обучению.

Обучение основывается не только в получении и усвоении новых знаний и навыков, оно также направлено на преодоление нарушения социального развития таких детей. Так, разработаны специальные методы обучения, которые опираются не только на развитие речи, но и развивают компенсационные механизмы. Такие методики требуют определенных условий, а именно способных к развитию и увеличению уже имеющего компенсационного фонда у ребенка.

Обучение по специальным методикам направлено на выявление пробелов в развитии речи и их восполнению. Благодаря ему формируется правильная речь, понятийное мышление и улучшается память. Также особое внимание уделяют развитию словарного запаса.

Особенности методики и ее специфика вовсе не означают, что обучающий процесс отличен от обычных школ. Он лишь разнится тем, что особую роль в нем играет специфическая методика обучения языку – накопление словарного запаса, коррекция лексики и понимания фраз и словосочетаний.

Также специальные школы уделяют значительное внимание полисенсорному обучению – способности чтения слов по губам, опираясь на слух. Письмо и чтение также являются частью специального обучения. Такие навыки позволяют в достаточной мере овладеть языком и речью, а также способствую формированию личности и преодолению психологических барьеров.

Важное место занимает специальная литература, в которой особое место отводится иллюстрациям, которые максимально точно должны передавать содержание материала.

Обучение глухих детей

Обучение глухих детей проводится с использованием целого комплекса специальных методик. Основной задачей, которых является обучение речи, правильному пониманию сложных значений и адаптации в социальной среде.

Основным методом обучения глухих детей является билингвистическая методика, которая основана, по сути, на изучении двух средств обучающего процесса – на основе языка жестов и языка в письменной и устной речи. Такой подход к обучению начали практиковать еще в 80-е годы прошлого столетия.

Особенность методики заключается в том, что нет преференций между средствами обучающего процесса. Напротив, изучение жестового языка направлено на ускорение передачи информации, эмоций, то есть устранению коммуникационных барьеров.

Устранение коммуникационных преград между преподавателем и учителем способствует быстрому усвоению материала, предания эмоционального фона, а также позволяет установить доверительные отношения, что немаловажно в образовательном процессе. Однако, такой способ обучение не является панацеей, существует множество нерешенных проблем, например, до сих пор неясно оптимальное соотношение изучения языков. К тому же письменная речь может быть национальная, а язык жестов международным, что усложняет образовательный процесс.

Сегодня для обучения детей, помимо специальных методик, все чаще используют достижения науки – различные усилители звука и имплантаты. А также все чаще совершенствуются методики с применением современной техники. Использование современной техники в процессе обучения является не только средством оптимизации, но и преодолением отклонений в развитии.

fb.ru

Статья по теме: Особенности и развитие детей с нарушением слуха

Особенности развития детей с нарушением слуха

Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения”.

Антуан де Сент-Экзюпери

Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться эффективно, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Основной задачей сурдопсихологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых могут быть преодолены недостатки слуха, получено достаточное образование, обеспечено участие в трудовой деятельности.

В настоящее время наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям с нарушенным слухом является их обучение в специальных детских садах и школах, а так же в специальных группах и классах при массовых общеобразовательных учреждениях. В них ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению детей с нарушенным слухом, начиная с 1,5 – 2-х лет. Педагогическое воздействие направлено на обеспечение общего развития ребенка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), т.е. оно ведется в тех же направлениях, что и в детских садах для слышащих детей. В ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи, развитию мышления. С двухлетнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению слабослышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку полноценное восприятие речи через чтение и полноценное ее воспроизведение с помощью письма.

В зависимости от степени потери слуха принято различать две категории: глухоту и тугоухость (слабослышание). Основным критерием для отнесения человека к той или иной категории слуховой недостаточности должна быть возможность восприятия речи. Считается, что к тугоухости можно относить только те степени длительного понижения слуха, при которых испытываются затруднения в обычном речевом общении с окружающими. Степень этих затруднений может быть различной, но, в отличие от глухоты, восприятие речи (хотя бы и громкой, у самого уха) все же сохранено. Наличие же восприятия только отдельных тонов при невозможности восприятия речи должно рассматриваться как глухота.

Одной из распространенных классификаций степеней тугоухости является классификация проф. Б. С. Преображенского (табл. 1). В ее основе лежит восприятие как устной, так и шепотной речи, так как и в громкой речи есть элементы шепотной речи (глухие согласные, безударные части слова).

Расстояние, на котором воспринимается речь

Степень

разговорная

шепотная

Легкая

От 6 м до 8 м

3 м—б м

Умеренная

4 м—6 м

1 м—3 м

Значительная

2 м—4 м

От ушной раковины до 1 м

Тяжелая

От ушной раковины до 2 м

0—0,5 м

Любая степень нарушения слуха, лишая кору полноценных слуховых раздражителей, задерживает и искажает развитие речевой функции.

Многих исследователей интересовала зависимость нарушения речи от времени возникновения снижения слуха. Были установлены следующие соотношения при полной потере слуха (табл. 2):

Возраст, когда наступила глухота

Нарушение речи

1,5—2 года

Теряют зачатки речи за 2—3 месяца и становятся немыми

2—4—5 лет

Речь сохраняется в течение от нескольких месяцев до года, но затем распадается; к ДОУ остается несколько едва понятных слов

5—6 лет

В редких случаях теряют речь совсем

7—11 лет

Речь не теряется, но голос приобретает неестественный характер, нарушается интонация, словесное ударение, темп речи становится быстрым. Словарь оказывается ограниченным (не хватает слов, выражающих абстрактные понятия; предложения употребляются главным образом простые)

12-17

Речь сохраняется полностью, но теряется ее благозвучность и внятность

Интересно и важно следующее мнение специалистов: если тяжелая тугоухость возникает, когда ребенок уже умеет читать и писать, угрозы развитию речи нет, но все же могут наступить различные тяжелые нарушения произношения.

Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на развитие речи ребенка, страдающего нарушением слуха, как наиболее важные можно выделить следующие:

  1. степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит;
  2. время возникновения нарушения слуха — чем раньше оно возникло, тем тяжелее расстройство речи;
  3. условия развития ребенка после возникновения поражения слуха — чем раньше принимаются специальные меры для сохранения и воспитания нормальной речи, тем лучше результаты;
  4. общее физическое и психическое развитие слабослышащего ребенка — ребенок физически крепкий, психически полноценный, активный будет обладать более развитой речью, чем физически ослабленный, пассивный.

Все это говорит о том, что речь детей, страдающих тугоухостью с раннего возраста, начинает развиваться с запозданием и с более или менее значительными искажениями.

Наиболее ярко отставание в развитии, по мнению сурдопедагогов, проявляется у ребенка с нарушенным слухом раннего и дошкольного возраста. Это и недоразвитие деятельности, и отставание в развитии общения с взрослыми. Решающее значение для развития детей имеет потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем. При соотношении особенностей развития детей с нарушенным слухом с ходом нормального развития можно говорить о том, что у них наблюдается неадекватное формирование психологического опыта, отставание в сроках формирования психических функций и качественные отклонения в развитии психической деятельности в целом.

Та же сурдопедагогика придерживается точки зрения о практически неограниченных возможностях развития глухих и слабослышащих школьников. Несмотря на разную степень выраженности дефекта слуха у ребёнка: от легкой степени, до грубого нарушения слуховой функции или ее полного отсутствия, – для такого малыша оказывается наиболее значимым раннее обнаружение дефекта и оказание педагогической помощи. Основным направлением такой помощи является обучение речи. Именно раннее вмешательство в процесс развития речи предупреждает отклонения в развитии психических функций. Известно, что на характер развития ребенка с нарушенным слухом влияют условия окружающей среды и, в первую очередь, педагогические, которые предполагают целенаправленную организацию обучения и воспитания. Основной здесь является идея развития личности ребенка с нарушенным слухом в условиях специально организованного педагогического процесса. Определяющим фактором служит сложившаяся система дифференцированного обучения.

Необходимость специально организованного воспитания и обучения детей с нарушенным слухом доказана многовековым практическим опытом. Разнообразные виды коррекционно-образовательных учреждений для детей с нарушенным слухом дошкольного и школьного возраста создают оптимальные условия для обучения и реализации потенциальных возможностей детей с различной степенью нарушения слуха и уровнем речевого развития. В настоящее время практически все дети с нарушенным слухом имеют возможность выбора: учиться в коррекционно-образовательных учреждениях или интегрироваться в образовательной среде со слышащими детьми. Задача обучения – постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития ребенка в зону актуального развития. Постоянное расширение зоны ближайшего развития обеспечивает подтягивание нарушенного психического развития вслед за обучением, способствуя коррекции и компенсации отклонений развития ребенка с нарушенным слухом.

Личность ребенка – устойчивая целостная психологическая структура, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, и являющаяся динамической, “открытой” структурой. Становление личности ребенка с нарушенным слухом, также как и слышащего, проходит долгий путь. Начинается он в дошкольном возрасте с того момента, когда ребёнок учится управлять своим поведением. Наиболее результативно это становление происходит в школьном возрасте в связи с изменением социального положения ребёнка, влияния окружающей среды. В работах ученых подчёркивается, что на развития личности ребенка с нарушенным слухом влияют характер общения, своеобразие личного опыта ребенка и отношение его к дефекту. В общении заложены огромные возможности не только речевого, но, прежде всего, эмоционального и нравственного развития ребенка и личностного развития в целом. Однако для овладения общением необходима оптимальная организация обучения. Это возможно при выполнении детьми различных видов деятельности. Основа – предметно- практическая деятельность. При этом общение у ребенка с нарушенным слухом развивается в процессе коллективной практической деятельности, где его совместное взаимодействие с педагогом и одноклассниками направлено на применение речевых средств и необходимость использования речи для сообщения информации или побуждения других к действию.

Другой фактор – развитие личного опыта слабослышащего ребёнка. Практический опыт работы с детьми подтверждает, что наиболее продуктивный путь его формирования – правильная организация деятельности и умелое руководство ею со стороны взрослого. Именно взрослые учат ребенка действовать в соответствии с заданными условиями, представляя малышу возможность быть все более самостоятельным.

Следовательно, общение, деятельность для слабослышащего ребенка являются важными условиями приобщения к нормам жизни в обществе, познания отношений между людьми, расширения кругозора.

Результатом развития ребенка с нарушенным слухом является формирование устойчивых и постоянных качеств личности. Некоторые могут возникнуть и сформироваться, когда слабослышащий ребенок начинает понимать свое отличие от слышащих детей. Так, например, в обыденной жизни можно услышать мнение, что у слабослышащих детей из-за нарушенного слуха возникает чувство ущербности. Не вступая в острую полемику по поводу этой идеи, можно с уверенностью утверждать, что слабослышащие дети сравнительно поздно начинают осознавать свой дефект, как препятствие к их развитию. Зависит это, главным образом, от среды воспитания, отношения к слабослышащему ребенку со стороны близких и их социальных установок. Наиболее характерными из них являются следующие:

  1. понимание тяжести дефекта и ориентация на формирование самостоятельной, полноценной личности, готовой к реализации своих возможностей в самостоятельной продуктивной деятельности;
  2. понимание необратимого характера нарушения, формирование личности, осознающей свою несостоятельность, максимально зависящую от других, требующую к себе особого отношения и внимания со стороны близких и других людей.

Безусловно, наиболее опасна для развития личности ребенка с нарушенным слухом последняя социальная установка, так как она ориентирована на формирование наиболее опасных для ребёнка качеств личности, связанных с осознанием им себя инвалидом. Вследствие этого у слабослышащего ребенка часто проявляются неадекватные эгоистические претензии к людям и невнимание к тем, кто больше всего заботится о нем. В связи с этим можно утверждать, что развитие ребенка, находящегося в инвалидизирующих условиях воспитания, приводит к изменениям личности ребенка. Поэтому семье и педагогам важно найти пути преодоления у детей отрицательных личностных качеств, вызванных дефектом.

Мишель Эйкем де Монтень, французский писатель и философ-гуманист

Известный французский философ, гуманист Мишель Монтень в 16 веке писал: “Глухота – более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества – способности быстрого и свободного общения”.

“Слышать” – значит понимать ситуацию общения, участвовать в диалоге. “Слышать” – значит свободно чувствовать себя в незнакомой ситуации и уметь вступать в разговор с незнакомыми людьми. “Слышать” – это значит иметь облик слышащего человека и располагать окружающих к общению.

Общение со всеми окружающими – это высшая форма реабилитации, в которой в равной степени заинтересованы слабослышащие, семья и общество.

nsportal.ru

Особенности развития детей с нарушением слуха

При нарушении слуха у маленьких детей затрудняется формирование речи, из-за чего страдает общее познание мира. Они немного отстают от своих сверстников в общении и психофизическом развитии. Особенности развития детей с нарушением слуха не позволяют им овладевать знаниями полноценно и приобретать необходимые умения. Глубокое нарушение речи и слуха способствует изоляции таких детей, так как их совместное участие во всех видах деятельности с обычными детьми ограничено.

Специфика обучения детей с нарушениями слуха

На сегодняшний день работают специальные учреждения для детей с подобными отклонениями, а в массовых общеобразовательных учреждениях открыты специальные классы для оказания помощи не слышащих детей. Основное направление таких учреждений – обеспечить общее развитие во всех сферах: двигательной активности, интеллектуальной и т.п.  Во время учебного процесса педагоги обращают особое внимание на речь и развитие мышления у детей с нарушением слуха. Начинается обучение с изучения алфавита, письму печатных букв и изучения базовых знаний грамматики. Развитиедетей с нарушением слуха начинают уже с возраста 2-х лет.

Благодаря чтению и дальнейшему прохождению учебного материала в практическом исполнении, т.е. обучению их на письме – восприятие улучшается и улучшается общее развитие речи у детей с нарушением слуха. Речь является главным регулятором поведения и всех видов деятельности человека. Особенности психического развития детей с нарушением слуха изучает специальная отрасль в психологии – сурдопсихология. Основная задача данного направления в науке — обнаружение возможностей ребенка, преодоления проблемы недостатка слуха для обеспечения ему полноценного участия в жизни. Также побороть проблему помогает и ведение здорового образа жизни в семье .

Особенности психологического развития

Основной особенностью психического развития детей с нарушением слуха является нарушение развития речи. Такие дети отстают в общем развитии и в общении со сверстниками. В результате они не развиваются полноценно и не приобретают необходимые своему возрасту знания. Психическое развитие детей с нарушением слуха и особенности различаются в зависимости от того, врожденная ли у ребенка глухота или нарушение приобретено в более позднем возрасте.

Если нарушение слуха произошло после достижения трехлетнего возраста, недоразвитие выражено меньше, так как фразовая речь уже сформирована. Ранняя потеря слуха влияет на психическое развитие ребенка, а в некоторых случаях и на физическое, т.е. развитие движений у детей с нарушением слуха также замедляется. Данное отклонение не дает возможности четко воспринимать звуки, что сильно затрудняет ориентироваться в окружающей обстановке. Основное препятствие, создаваемое глухотой – недоразвитие речи, вследствие чего это приводит к недоразвитию мышления. Ребенок в процессе своего развития испытывает некие трудности в понимании изображений и их восприятии.

Сенсорное развитие детей с нарушением слуха нарушено, главным источником представлений об окружающем мире им служит то, что они видят, а именно зрительное восприятие. Родителям необходимо акцентировать внимание на развитие именно зрительного восприятия у своего ребенка и не забывать одновременно, пополнять его словарный запас.

Так же Вам будет интересно: Мастер класс пошива обезьянки из фетра.

Если Вам понравился наш сайт или пригодилась информация на этой странице поделитесь ею с друзьями и знакомыми — нажмите одну из кнопок соц сетей внизу страницы или вверху, ведь среди кучи ненужного мусора интернете достаточно сложно найти действительно интересные материалы.

kapitosha.net

«Особенности развития речи детей с нарушением слуха».

КГКОУ Школа 1

МО учителей начальных классов.

Бочарникова Е.Ю.

«Особенности развития речи детей с нарушением слуха».

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации дополняющие или заменяющие обычную речь.

        Потеря слуха не может служить препятствием к всестороннему развитию человека. Ребенок с нарушенным слухом обладает всеми  потенциальными возможностями стать социально полноценной личностью. Необходимым условием для этого является обучение его словесной речи. В отличие от речи слышащего, речь глухого ребенка формируется в условиях специального обучения. Особенности речи неслышащих детей зависят от возраста, с которого началось обучение, характера дефекта, методов и эффективности педагогического воздействия.

        У глухого ребенка речь самостоятельно не формируется. Прежде чем изучить язык, ему необходимо приобрести речевой опыт, научиться пользоваться словесной речью в общении с окружающими. Поэтому работа над развитием речи осуществляется  на всех уроках и во внеклассное время. Развитие речи за пределами урока осуществляется во всех формах учебно-воспитательной работы и является неотъемлемой частью общей системы работы над языком. Система обучения глухих детей языку разработана С.А. Зыковым и строится на принципах формирования речевого общения. В его работах показано, что в школе необходимо активизировать работу по развитию речи учащихся за пределами урока, создать для них речевую среду.

        В развитии ребенка большое значение имеют большое значение лицо матери, ее подвижная утрированная мимика и голос плюс естественные жесты. Это — протоязык (довербальный этап развития речи), базовый язык на ранних этапах, который он использует потом всю жизнь.

В 7-8  месяцев лепет у глухого не появляется. Ребенок не реагирует на интонацию, плач и крик интонационно не окрашены. Если в 6-8 месяцев ребенок протезирован, речь развивается и становится эмоционально окрашенной. Ж.И. Шиф в своей работе «Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей» пишет: « Общение со взрослыми даже на самой ранней ступени развития оказывается у глухого ребенка менее дифференцированным как из-за того, что ребенок не воспринимает интонаций взрослого и не может правильно реагировать на них, так и из-за того, что взрослому трудно понимать жалобы и желания глухого ребенка.»

Также у ребенка по причине отсутствия речи нет потребности в общении. Так как у слышащего ребенка происходит громадное увеличение словарного запаса и успешное овладение некоторыми грамматическими, орфоэпическими и фонетическими нормами родной речи в период от 0 до 3 (раннее детство), то это еще более увеличивает разрыв между глухим и слышащим ребенком.

При нарушенном слухе речь формируется на базе сохранных анализаторов.

Зрительный — восприятие оптической стороны речи (чтение с губ), 42 фонемы русского языка представлены 17 оральными рисунками — это затрудняет процесс чтения с губ, приводит к ошибкам в их восприятии.

Кожный — используется для восприятия фонетической структуры речи (поднесение руки ко рту, прикосновение к гортани, к носу), можно уловить наличие или отсутствие голоса, отдельные типы фонем, ритмическую структуру слова. При обучении глухого речи каждое слово сообщается одновременно с его написанием (письменный образ слова оказывается более стойким), при формировании словесной речи используют дактильную речь (ДВИЖЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУКИ В ВОЗДУХЕ) для усвоения речедвигательного контура слова,  накопления речевого материала, активизации речевого аппарата.

Двигательный (особенно важен для слепоглухих) — дети воспринимают речь путем накладывания пальцев на шею и тому подобное, чтению с губ (если слабовидящий). Важен в работе над произношением, так как является дополнительным контролем за речедвигательными органами.

Слуховой — в зависимости от разной степени нарушения слуха наблюдается специфика восприятия фонетической структуры речи.  При слабом нарушении при восприятии слова он не обеспечивает полную дифференциацию звуков. Слово воспринимается ребенком как целостный двигательный рисунок, нерасчлененно. Если глухому ученику удалось достаточно хорошо усвоить буквенный и артикуляционный состав слова, то он пишет его правильно. Если этого не происходит, то он может переставлять звуки, пропускать некоторые из них. Однако у него не встречаются так называемые «слуховые» ошибки, свойственные слабослышащим детям.

Особенности развития речи слабослышащего ребенка

В отличие от глухого, речь у слабослышащего может развиваться самостоятельно, но в искаженно виде. Нарушено произношение, своеобразно развивается словарный запас и грамматический строй, наблюдается ограниченное и неправильное понимание речи окружающих и затруднения в восприятии смысла читаемого текста. Все перечисленное сказывается на письменной речи. С особыми трудностями эти дети овладевают выражением своих мыслей. Для них характерны некоторые особенности, иногда приобретающие характер стойких отклонений от языковой нормы и сохраняющиеся достаточно долго. В первую очередь — это  словарь слабослышащих детей. По объему он ограничен. Это касается и пассивного (понимание слов) и активного (использование в речи) словаря. Их объем практически совпадает, то есть ребенок хорошо понимает те слова, которые использует в своей речи. В норме пассивный словарь гораздо больше активного. Запас слов у слабослышащего минимален. Иногда не умеет назвать предметы ближайшего обихода. В их речи отсутствуют слова с отвлеченными понятиями, которые понимает и использует слышащий сверстник (чудеса, скука, победа, мечтать), нет слов, обозначающих части целого (носик, крышка — у чайника, шнурки, подошва — у ботинка). Для него незнакомы слова — синонимы к знакомому слову (жилище, здание — вместо дом).         

Работая с неслышащим или слабослышащим учеником, педагог должен знать, что ошибки ребенка в речи обусловлены недостаточным усвоением грамматического строя языка, что в свою очередь обусловлено суженным речевым опытом, ограничением словарного запаса и, конечно, неполным слышанием начальной и конечной частей слов, в которых, как известно, больше всего выражены грамматические возможности характеристики слов. Подобные ошибки называются аграмматизмами.   

    Как же обучают глухонемого звуковой речи?

Если с жестикуляцией все более-менее понятно, поскольку она, в основном, базируется на подражании, то со звуковой речью все гораздо сложнее…

Обучение происходит чисто механически, поскольку обучаемый не слышит и не контролирует произносимые им звуки. На помощь приходит зрение глухонемого и его способность к подражанию. В возрасте 7-9 лет дети начинают осваивать специальные упражнения для полости рта, губ, языка, умение вдыхать нужное количество воздуха, двигать челюстями, губами, соприкасаться языком с различными частями ротовой полости и т.д.

Затем учитель переходит к обучению глухонемого издавать звуки на основе уже освоенных ими упражнений. Он поясняет ребенку, какое положение должны занимать губы, язык и зубы и сколько воздуха и с какой силой должно проходить через рот для получения нужного звука. Постановка звука заключается в том, что ученик должен освоить все вибрации ротовой и носовой полости, происходящие при произношении звука. Достигается это методом тактильных ощущений, например, изменений силы потока воздуха изо рта на своей руке, а иногда даже на лбу учителя. Если руки и лба недостаточно, ученик практикуется в сдувании бумажки со стола до тех пор, пока учитель не сочтет произношение звука достаточно правильным. Попутно изучается написание буквы, соответствующая этому звуку. И так заучиваются все звуки один за другим…

Умению произносить звуки глухонемые обучаются в строго определенном порядке. Сначала они осваивают мгновенные согласные (п, б, т, д, к, г, ч, ц), затем длительные согласные (ф, в, с, з, ш, ж, х, г). После изучения согласных переходят к гласным звукам и так далее. После освоения произношения слов ставится артикуляция.

Многие глухонемые, постоянно упражняющиеся в устной речи настолько хорошо умеют «читать глазами» и четко произносить звуки, что незнакомый человек совершенно не в состоянии догадаться, что общается с глухонемым.

Для того чтобы глухие и слабослышащие детки смогли жить полноценной жизнью, их важно обучить таким навыкам, как: устная речь, чтение, письмо, слуховое восприятие. Кроме этого малыша нужно учить быть самостоятельным и находить общий язык со слышащими людьми, чтобы он мог без посторонней помощи общаться и выполнять все необходимые ему действия. Но организовывать занятия необходимо, учитывая особенности ребенка. Развитию устной речи помогут специальные игровые методики, к которым нужно относиться очень серьезно, только так можно получить результат. Необходимы разнообразные игрушки (куклы, машинки, животные, кубики и др.). Если ребенка заинтересовала какая-либо игрушка, следует поднести ее к губам, чтобы привлечь внимание малыша к артикуляции, и четко назвать игрушку простым сочетанием звуков (ля-ля или би-би). Ежедневное повторение этой ситуации приведет к тому, что кроха сам сможет произнести это слово по слогам. Первый шаг самый трудный, потом ребенок начнет говорить другие слова. Поначалу произношение будет не четким, приблизительным, но главное, что малыш начал обозначать предметы с помощью устной речи. Дальше можно изучать названия глаголов (бежит, гуляет, ест), повторяя их, когда ребенок попадает в эти ситуации. Чтению слабослышащих детей обучают с помощью табличек с печатными словами. Из-за особенностей восприятия, малышей не учат произносить отдельные буквы и слоги, а запоминать все слово целиком. Важно обратить внимание на то, чтобы ребенок понимал значение слов, а не просто правильно повторял звуки. Письму следует обучать параллельно с чтением. Дайте ребенку полную свободу выбора — яркие фломастеры или карандаши, свободное расположение букв на альбомном листе. Не слыша произношения научиться читать очень сложно, писать – еще сложнее, поэтому не нужно заставлять ребенка силком, а наоборот следует постараться всячески заинтересовать. Постепенно написание букв станет более аккуратным и упорядоченным. Развитие слухового восприятия очень важно для детей, которые носят слуховые аппараты. Сам по себе аппарат не дает должного эффекта, малыш должен уметь воспринимать окружающие звуки, не общей массой, а выделять необходимые. Так постепенно он научится понимать устную речь. 

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *