Отчуждение от людей – Отчуждение (часть 1. Что это и какое оно бывает).

Отчуждение (часть 1. Что это и какое оно бывает).

Отчуждение — беда нашей современной цивилизации. Его легко можно увидеть в глазах людей, с которыми сводит жизнь. В том, что они говорят. В том, что они делают. Да и сами можем быть людьми отчужденными — не подозревая об этом.

Состояние отчуждения возникает тогда, когда исчезает чувство личной сопричастности к тому, что делаешь — неважно, на работе, дома или в одиночестве. Личная сопричастность — это, иными словами, смысл происходящего. Отчужденный человек не видит смысла в том, что он делает, он не имеет никакой личной заинтересованности, но это только первое условие для возникновения данного переживания. Второе — ощущение бессилия и невозможности что-либо поменять. Например, работаешь на нелюбимой работе, в которой не видишь ни малейшего смысла, и при этом считаешь, что уходить с нее — некуда. Соединение смыслоутраты с утратой субъектности (ощущения себя как активного творца свой жизни) и приводит к состоянию отчуждения.

Каковы основные признаки отчуждения?

а) Формализм. Если человек что-то начинает делать формально, только для галочки или отчетности, не вкладывая во что-либо никаких личных переживаний — это прямое указание на отчуждение.

б) Скука. Скука, как я ранее уже писал, возникает там, где собственные желания и потребности или «задвигаются» подальше, или вовсе предаются забвению. Хорошим тестом на отчуждение будет вопрос «почему ты занимаешься этим?» Можно получить один из трех ответов: я занимаюсь этим, потому что хочу именно этого; я занимаюсь этим, потому что вынужден это делать; я делаю это, потому что мне больше нечем заняться (т.е. от скуки). Отчуждение возникает у людей, давших второй вариант ответа; у тех, кто дал третий, отчуждение уже есть и перешло в наиболее сложную форму — отчуждение от себя. Наибольшую растрату энергии переживают именно те, кому нечем заняться.

в) Ощущение жизни «на автопилоте». Автопилот подразумевает, что ты отключаешься от управления, уходишь куда-нибудь покурить или поспать. Но если мы говорим о процессе жизни, то «уход покурить» — это бегство от жизни.

г) Ощущение личной несвободы. 15-летний подросток так выразил это ощущение: «Я чувствую себя чужим в этой жизни. За меня все решают другие. Я никогда не буду тем, кем хочу. Я просто загнанная тварь. И даже когда я все вокруг крушу — моей свободы не становится больше». Взрослые чаще любят говорить следующее: «я вам сочувствую, но ничем помочь не могу — инструкция…». Больше правды было бы в слове «не хочу», но значительно проще отказаться от своей субъектности, чем от образа «хорошего человека».

д) Одиночество, ощущение того, что тебя никто не может понять.

е) Ощущение пустоты, опустошенности

Экзистенциальный психолог С.Мадди говорит еще о четырех формах, в которых проявляется отчуждение:

Авантюризм — склонность к экстремальным поступкам, рискованным занятиям, немотивированная агрессия.

Нигилизм — убежденность в отсутствии смысла и активное его отрицание. На эмоциональном уровне нигилизм связан с раздражением, цинизмом, отвращением, желанием замечать только негатив, отрицанием каких-либо позитивных явлений. Такие люди способны отравить любую радость — им надо убедить других, что мир именно таков, каким видят его они.

Бессилие — полная утрата веры в способность влиять на значимые жизненные ситуации.

Вегетативность — это самая тяжелая форма отчуждения как «экзистенциального недуга», фактическое сведение собственной жизни к простому удовлетворению физиологических потребностей. Нет ничего, что казалось бы стоящим и интересным, апатия, тоска и скука, очень низкий уровень активности.

От чего человек отчуждается? Можно выделить несколько основных сфер отчуждения, в каждой из которых в той или иной степени проявляются уже названные признаки отчуждения.

1. Отчуждение от работы. Если взять наиболее близкую мне картинку из образования, то это лектор, который монотонным голосом читает лекцию по бумажке, совершенно не реагируя на аудиторию, и при этом требующий полной отчетности и записывания лекции чуть ли не слово в слово. Формализм, скука, «автопилот», тоска просто разлиты в аудиториях с подобным подходом. Лектор уже давно не заинтересован в том, что делает, он, по сути, превратил себя в «говорильный аппарат»… Вспоминаю рассказ жены о том, как у нее на работе организовали курсы повышения квалификации. Должны были выступать лекторы из Москвы, а сами курсы были во Владивостоке. Но все оказалось проще: лекторы из Москвы прислали вместо себя конспекты, а местные преподаватели просто читали их с кафедры, и это при том, что те же самые конспекты были на руках у слушателей. Отчуждение полное.

2. Отчуждение от учебы. Классическая картинка: студент выходит отвечать на семинаре. Достает конспект и занудным голосом начинает читать. Спят все. На замечание, что «чтение с выражением проходят в начальных классах» следует недоуменный взгляд и полное непонимание того, что можно, вообще-то, и от себя что-нибудь интересное рассказать (по теме, разумеется). Школьники проявляют свою отчужденность через заявление о том, что «мне это в жизни не пригодится».

3. Отчуждение от семьи. В этих семьях вполне может поддерживаться видимость благополучия, но главная их особенность — людей в них уже нет, есть функции мужа, жены, ребенка. Нет искренней заинтересованности и тепла, зато много ритуальных, повторяющихся изо дня в день разговоров. Отчужденный от семьи человек общается с нею исключительно формально.

4. Отчуждение от общества. Исследование, проведенное мною в 2010-2011 годах показало, что именно этот вид отчуждения наиболее выражен у российских граждан. Отчуждение от общества — это ощущение чуждости себе региона или страны проживания в целом; отчуждение от политического строя. Характерное выражение — «эта страна», или «сами знаете, в какой стране живем» («это ж Россия!»). Отчуждение от общества характерно для людей, которые стремились играть активную роль в политической и общественной жизни, но, столкнувшись со всеобщим равнодушием и инертностью, разочаровываются. Немало среди отчужденных просто активных людей, которые, например, пытались сподвигнуть соседей на уборку территории вокруг дома, но потерпели поражение.

5. Отчуждение от других людей (межличностное отчуждение). Часто оно переживается в форме одиночества.

6. Отчуждение от себя. Это самый тяжелый вид отчуждения, так как человек, по сути, отказывается от себя. При самоотчуждении теряется понимание собственных потребностей и желаний в целом, тотальная скука (а не в отдельном виде деятельности), отказ от собственных усилий по изменению складывающейся «само собой» жизни. Защищаясь от ощущения собственной внутренней пустоты, человек может хвататься за маску, за видимый образ, выбирая образ жизни в стиле «казаться, выглядеть», а не «быть». Казаться счастливым, а не быть им. Казаться успешным, а не быть успешным… Самоотчуждение возникает и тогда, когда человек полностью жертвует свою жизнь кому-либо другому или какой-нибудь идее. Например, мама, которая всю жизнь посвятила детям и только детям, совершенно забыв про себя (и не замечая того, что детей эта ситуация как правило, не радует).

Исследуя самоотчуждение, я выделил по критерию выраженности отчуждения и самоотчуждения три условных группы людей. В первую группу попали те, кто испытывает отчужденность в какой-либо одной сфере жизни (кроме самоотчуждения — его у них не было), но в целом достаточно удовлетворенные ею, имеющие определенные цели, позитивно относящиеся к себе (и в меру критичные). Это аутентичные, «подлинные» люди. Во вторую группу «угодили» те, кто открыто переживают свою отчужденность, говорят о том, что у них есть свои интересы и планы, но они не могут их реализовать, потому что… «детей надо поднимать», «любимым делом не прокормишься», «нет времени ни на что», «нет возможностей…». Это отчужденная группа. И в третьей группе оказались те, чьи результаты сильно противоречили друг другу. Эти люди говорили, что в их жизни много смысла, что они вполне благополучны и у них особых проблем нет, но при этом они раз за разом обнаруживали бессмысленность собственного труда, низкий уровень симпатии к самим себе, принятия себя и интереса к себе. То есть они сами себя отвергали, но при этом поддерживая внешний «фасад», который так требуется в современном обществе. Именно они тратили и тратят наибольшее количество энергии, и они, переживая те или иные проблемы, к психологу не пойдут. «Она идет по жизни смеясь…» — песня А.Макаревича про этих людей…

Что делать с отчуждением? Об этом в следующем посте.

tumbalele.livejournal.com

отчуждение | Психолог Илья Латыпов

Илья Латыпов Изучающим психологию

Отчуждение — беда нашей современной цивилизации. Его легко можно увидеть в глазах людей, с которыми сводит жизнь. В том, что они говорят. В том, что они делают. Да и сами можем быть людьми отчужденными — не подозревая об этом.

Состояние отчуждения возникает тогда, когда исчезает чувство личной сопричастности к тому, что делаешь — неважно, на работе, дома или в одиночестве. Личная сопричастность — это, иными словами, смысл происходящего. Отчужденный человек не видит смысла в том, что он делает, он не имеет никакой личной заинтересованности, но это только первое условие для возникновения данного переживания. Второе — ощущение бессилия и невозможности что-либо поменять. Например, работаешь на нелюбимой работе, в которой не видишь ни малейшего смысла, и при этом считаешь, что уходить с нее — некуда. Соединение

смыслоутраты с утратой субъектности (ощущения себя как активного творца свой жизни) и приводит к состоянию отчуждения.

Каковы основные признаки отчуждения?

а) Формализм. Если человек что-то начинает делать формально, только для галочки или отчетности, не вкладывая во что-либо никаких личных переживаний — это прямое указание на отчуждение.

б) Скука. Скука, как я ранее уже писал, возникает там, где собственные желания и потребности или «задвигаются» подальше, или вовсе предаются забвению. Хорошим тестом на отчуждение будет вопрос «почему ты занимаешься этим?» Можно получить один из трех ответов: я занимаюсь этим, потому что хочу именно этого; я занимаюсь этим, потому что вынужден это делать; я делаю это, потому что мне больше нечем заняться (т.е. от скуки). Отчуждение возникает у людей, давших второй вариант ответа; у тех, кто дал третий, отчуждение уже есть и перешло в наиболее сложную форму — отчуждение от себя. Наибольшую растрату энергии переживают именно те, кому нечем заняться.

в) Ощущение жизни «на автопилоте». Автопилот подразумевает, что ты отключаешься от управления, уходишь куда-нибудь покурить или поспать. Но если мы говорим о процессе жизни, то «уход покурить» — это бегство от жизни.

г) Ощущение личной несвободы. 15-летний подросток так выразил это ощущение: «Я чувствую себя чужим в этой жизни. За меня все решают другие. Я никогда не буду тем, кем хочу. Я просто загнанная тварь. И даже когда я все вокруг крушу — моей свободы не становится больше». Взрослые чаще любят говорить следующее: «я вам сочувствую, но ничем помочь не могу — инструкция…». Больше правды было бы в слове «не хочу», но значительно проще отказаться от своей субъектности, чем от образа «хорошего человека».

д) Одиночество, ощущение того, что тебя никто не может понять.

е) Ощущение пустоты, опустошенности

Экзистенциальный психолог С.Мадди говорит еще о четырех формах, в которых проявляется отчуждение:

Авантюризм — склонность к экстремальным поступкам, рискованным занятиям, немотивированная агрессия.

Нигилизм — убежденность в отсутствии смысла и активное его отрицание. На эмоциональном уровне нигилизм связан с раздражением, цинизмом, отвращением, желанием замечать только негатив, отрицанием каких-либо позитивных явлений. Такие люди способны отравить любую радость — им надо убедить других, что мир именно таков, каким видят его они.

Бессилие — полная утрата веры в способность влиять на значимые

жизненные ситуации.

Вегетативность — это самая тяжелая форма отчуждения как «экзистенциального недуга», фактическое сведение собственной жизни к простому удовлетворению физиологических потребностей. Нет ничего, что казалось бы стоящим и интересным, апатия, тоска и скука, очень низкий уровень активности.

От чего человек отчуждается? Можно выделить несколько основных сфер отчуждения, в каждой из которых в той или иной степени проявляются уже названные признаки отчуждения.

1. Отчуждение от работы. Если взять наиболее близкую мне картинку из образования, то это лектор, который монотонным голосом читает лекцию по бумажке, совершенно не реагируя на аудиторию, и при этом требующий полной отчетности и записывания лекции чуть ли не слово в слово. Формализм, скука, «автопилот», тоска просто разлиты в аудиториях с подобным подходом. Лектор уже давно не заинтересован в том, что делает, он, по сути, превратил себя в «говорильный аппарат»… Вспоминаю рассказ жены о том, как у нее на работе организовали курсы повышения квалификации. Должны были выступать лекторы из Москвы, а сами курсы были во Владивостоке. Но все оказалось проще: лекторы из Москвы прислали вместо себя конспекты, а местные преподаватели просто читали их с кафедры, и это при том, что те же самые конспекты были на руках у слушателей. Отчуждение полное.

2. Отчуждение от учебы. Классическая картинка: студент выходит отвечать на семинаре. Достает конспект и занудным голосом начинает читать. Спят все. На замечание, что «чтение с выражением проходят в начальных классах» следует недоуменный взгляд и полное непонимание того, что можно, вообще-то, и от себя что-нибудь интересное рассказать (по теме, разумеется). Школьники проявляют свою отчужденность через заявление о том, что «мне это в жизни не пригодится».

3. Отчуждение от семьи. В этих семьях вполне может поддерживаться видимость благополучия, но главная их особенность — людей в них уже нет, есть функции мужа, жены, ребенка. Нет искренней заинтересованности и тепла, зато много ритуальных, повторяющихся изо дня в день разговоров. Отчужденный от семьи человек общается с нею исключительно формально.

4. Отчуждение от общества. Исследование, проведенное мною в 2010-2011 годах показало, что именно этот вид отчуждения наиболее выражен у российских граждан. Отчуждение от общества — это ощущение чуждости себе региона или страны проживания в целом; отчуждение от политического строя. Характерное выражение — «эта страна», или «сами знаете, в какой стране живем» («это ж Россия!»). Отчуждение от общества характерно для людей, которые стремились играть активную роль в политической и общественной жизни, но, столкнувшись со всеобщим равнодушием и инертностью, разочаровываются. Немало среди отчужденных просто активных людей, которые, например, пытались сподвигнуть соседей на уборку территории вокруг дома, но потерпели поражение.

5. Отчуждение от других людей (межличностное отчуждение). Часто оно переживается в форме одиночества.

6. Отчуждение от себя. Это самый тяжелый вид отчуждения, так как человек, по сути, отказывается от себя. При самоотчуждении теряется понимание собственных потребностей и желаний в целом, тотальная скука (а не в отдельном виде деятельности), отказ от собственных усилий по изменению складывающейся «само собой» жизни. Защищаясь от ощущения собственной внутренней пустоты, человек может хвататься за маску, за видимый образ, выбирая образ жизни в стиле «казаться, выглядеть», а не «быть». Казаться счастливым, а не быть им. Казаться успешным, а не быть успешным… Самоотчуждение возникает и тогда, когда человек полностью жертвует свою жизнь кому-либо другому или какой-нибудь идее. Например, мама, которая всю жизнь посвятила детям и только детям, совершенно забыв про себя (и не замечая того, что детей эта ситуация как правило, не радует).

Исследуя самоотчуждение, я выделил по критерию выраженности отчуждения и самоотчуждения три условных группы людей. В первую группу попали те, кто испытывает отчужденность в какой-либо одной сфере жизни (кроме самоотчуждения — его у них не было), но в целом достаточно удовлетворенные ею, имеющие определенные цели, позитивно относящиеся к себе (и в меру критичные). Это аутентичные, «подлинные» люди. Во вторую группу «угодили» те, кто открыто переживают свою отчужденность, говорят о том, что у них есть свои интересы и планы, но они не могут их реализовать, потому что… «детей надо поднимать», «любимым делом не прокормишься», «нет времени ни на что», «нет возможностей…». Это отчужденная группа. И в третьей группе оказались те, чьи результаты сильно противоречили друг другу. Эти люди говорили, что в их жизни много смысла, что они вполне благополучны и у них особых проблем нет, но при этом они раз за разом обнаруживали бессмысленность собственного труда, низкий уровень симпатии к самим себе, принятия себя и интереса к себе. То есть они сами себя отвергали, но при этом поддерживая внешний «фасад», который так требуется в современном обществе. Именно они тратили и тратят наибольшее количество энергии, и они, переживая те или иные проблемы, к психологу не пойдут. «Она идет по жизни смеясь…» — песня А.Макаревича про этих людей…

Что делать с отчуждением? Об этом в следующем посте.

 

ilyalatypov.ru

Что такое отчуждение от людей

Почему происходит отдаление людей от внешнего мира? Насколько серьезна проблема отчуждения, и в чем суть эффекта отчуждения? Давайте обсудим и разложим все по полочкам.

Эпический театр

Что означает понятие «эффект отчуждения»? В чем его суть и смысл? Будем разбираться постепенно.

Сам термин зародился на сцене эпического театра, «родителем» которого стал Бертольд Брехт. В чем отличие эпического театра от классического аристотелевского?

Все дело в преобладании разума над чувствами. Брехт делал ставку на логическое мышление, разум. Излишнее вовлечение в сюжет мешает этому, поэтому нужно сцену и зрителя «развести по разным углам».

Рекомендуем: Что такое диссоциация личности?

Эффект отчуждения – это процесс отстранения изображаемых выдуманных героев и событий от их прототипов, путем наделения их необычными, несвойственными им свойствами для сознания пограничной черты между зрителем и сценой.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Зачем необходима эта самая черта? Ответ прост. Цель такого отчуждения – заставить зрителя анализировать, критиковать происходящие.

В эпическом театре не требуется полного погружения в личности героев. Не нужно быть настроенным на эмоциональную волну пьесы. Необходим лишь трезвый, непредвзятый взгляд.

Создать эффект отчуждения можно несколькими способами:

  • Взятие за основу другого произведения – берем классический оригинал и переосмысливаем его заново, причем сюжетные линии могут быть изменены, так и поступил Брехт в своей «Трехгрошовой опере», взяв за основу произведения Гейне.
  • Основой может послужить и поучительная притча – например, в пьесе «Добрый человек из Сычуаня» и «Кавказский меловой круг».
  • Выбор сюжета, в основе которого лежит легенда или же фантастика.
  • Авторские ремарки; хоры и баллады; преображение декораций на сцене на глазах у зрителей; незначительное количество реквизита и многие другие приемы.

Эпический театр со своими характерными приемами возник не случайно. И вовсе не из пустоты появился на свет. На его возникновение повлияли:

  • Елизаветинский театр и драмы эпохи Шеспира.
  • Восточноазиатский театр, где было характерно отчуждение.
  • Эстетика Просвещения.

Чем полезен эпический театр для людей? Хотя бы тем, что оказывает влияние на человеческий разум посредством анализа ситуаций, в которые попадают герои и в конечном счете находят сами из них выход.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Происходит стимуляция критической позиции, когда вроде бы знакомое становится новым и непознанным, что вызывает у зрителя желание действовать. В этом и заключается основная суть эффекта отчуждения. Воспитание активной жизненной позиции является одним из главных критериев и целей эпического театра.

История понятия

Еще древние философы, такие как Платон и Аристотель, посвящали свои труды понятию отчуждения. Эту эстафету у них перенимали следующие поколения философов, развивавшие мысли предшественников вплоть до Нового времени. Их всех объединяло то, что в их понимании отчуждение ограничивалось сферами политики и экономики, а это никак нельзя назвать исчерпывающей трактовкой данного понятия.

Отчуждение по природе своей может быть тотальным и охватывать все сферы жизни людей, в том числе и их межличностные отношения. При этом необходимо принимать во внимание и тот факт, что отчуждение человека не может быть абсолютным. Нельзя полностью изолироваться от всего, сама природа не допустит этого.

Постараемся разобраться в этом вопросе более детально, так как тема довольная обширная и требует углубленного изучения.

Рекомендуем: Ощущение нереальности происходящего

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Отчуждение – явление многостороннее. Оно может возникнуть в каждой сфере нашей жизни, поэтому и выделяют несколько разновидностей.

1. Отчуждение на работе. Не всем посчастливилось заниматься любимым и радостным делом: кто-то мечтал о сцене, а вынужден зарабатывать на жизнь тяжелым трудом секретарши, например. Сидя на рабочем месте «от звонка до звонка», незаинтересованно, чисто механически выполняя поручения начальства, люди проводят свое время.

С коллегами отношения такие же «механические». Люди считают, что никак не могут повлиять на рабочий процесс, поэтому не привязаны к работе. Более того, они считают время, проведенное там, потраченным впустую.

2. Отчуждение в обществе. Приходите вы в какую-то государственную организацию, для того чтобы вам оказали помощь в важном вопросе, и что вы видите? Нужно собрать кучу бумаг, получить печати, дождаться очереди, и, как часто бывает, перед вашим носом закрывают дверь.

Это суровая действительность. Как не почувствовать себя одиноким и ненужным своему же государству? Чувство незащищенности, неприятный осадок в душе и неуважительное отношение способствуют отдалению.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Виды и свойства восприятия в психологии

3. Отчуждение людей, живущих по соседству. Как зовут ваших соседей? Хотя бы как они выглядят? Кто живет рядом с вами? Семья? Пожилая пара? Снимают квартиру студенты? Большинство людей не смогут ответить на эти вопросы. И это не ерунда, это тоже увеличивает пропасть между людьми.

4. Отчуждение от потребностей. Порой мы часто отказываем себе в удовлетворении каких-либо потребностей, что входит в привычку и, в конечном счете, эти потребности «отпадают» как рудимент.

5. Отчуждение от самого себя. Самое страшное из всего. Ты перестаешь принимать самого себя и постепенно отрываешься от своей собственной личности.

Давайте разберем аспекты отчуждения с психологической стороны:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Бессилие. « Я не могу ничего сделать», « Я не могу ни на что повлиять», «Мое решение (действие) ничего не изменит» – знакомо? Человек уверен в этом и пытается убедить окружающих людей в своей бесполезности, даже не пробуя ничего сделать.
  • Бессмысленность. «А какой в этом смысл?» – нет смысла, нет цели, нет стремления. Жизнь, которую проживают впустую, плывет по течению, окрашенная в серые краски.
  • Отсутствие норм поведения. Нагрубить? Обращаться на «ты» к незнакомому человеку? Чего только не встретишь в мире утраченных моральных ценностей.
  • Изоляция. Мир меняется, его структура тоже, вместе с этим мы оказываемся в большей изоляции, чувствуя себя одинокими.
  • Замкнутость. Мы теряем связь с окружающим миром, погружаемся в себя по тем или иным причинам, не замечая ничего вокруг.

Серьезная болезнь

Отчуждение человека – наисерьезнейшая проблема, которая может быть вызвана психическими заболеваниями, а также может и сама стать болезнью. Если человек этим болен, то сначала мир кажется далеким и покрытым туманом, а после начинается отдаление от самого себя.

Давайте попробуем выделить симптомы болезни:

  • Дереализация. Человек оказывается в родном доме, но для него все незнакомое и чужое. Мир видится будто сквозь матовое стекло, становится бесцветным, люди теряют свою значимость.
  • Деперсонализация. Собственное тело, кажется, больше не твое тело, и воспринимаешь его со стороны. Не воспринимаешь ни свои мысли, ни потребности, отделяешься от себя.
  • Отчуждение в семье. Если работа в тягость и оттуда возвращаешься, еле волоча ноги, то дома ожидаешь встретить понимание и поддержку. А там зачастую одно разочарование: взаимные претензии, упреки. Не имея возможности и желания оправдать надежды друг друга, люди становятся чужими, отдаляясь все больше и больше.
  • Отчуждение и отдых. Как часто сейчас, видя насилие, жестокость или человека, попавшего в беду, хватаются за телефон, чтобы сделать злосчастное селфи, вместо помощи? Когда окружен этим, то чувства притупляются, и ты становишься безразличным и жестоким.

Отчуждение – это болезнь. Болезнь, с которой необходимо бороться. Необходимо преодолеть пропасть, отделяющую нас от внешнего мира, от других людей.

Отчуждение – это боль. Нет ничего страшнее, когда от тебя отдаляется близкий и любимый человек, а ты ничего не можешь поделать с этим.

Проблема отчуждения – одна из самых актуальных проблем современного общества. Необходимо найти способы ее решения. А начать стоит с себя самих. Помочь открыть дверь в подъезд соседке, руки которой заняты. Не пройти мимо упавшего человека, помочь ему встать. Подать в магазине с высокой полки товар низкорослому человеку.

Рекомендуем: Инфантильность — это

Быть добрее, открытее. Не забывать про человечность. Учиться сострадать.

Начните с себя. Найдите себя, поймите, чего вы хотите, будьте в гармонии с самим собой. Протяните руку, стирая грань между собой и миром. Автор: Вера Иванова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Отчуждённость Отчуждённый | Что такое Отчуждённость Отчуждённый

Самая глубокая потребность человека — это потребность преодолеть

 свою отчужденность, освободиться из плена одиночества.

Эрих Фромм. Искусство любить

     Отчужденность как качество личности – склонность проявлять отсутствие близости с кем-либо, чем-либо, становиться чужим, далеким, погруженным в себя, безразличным к окружающим.

     Братья спросили святого Антония: — Если кто скажет: «Я ничего не буду брать у братьев, и сам ничего не буду им давать, — для меня достаточно моего», — хорошо это или плохо? Святой Антоний отвечал: — Дети мои! Кто таков, тот жесток сердцем, и душа у него — душа льва. Его должно считать отчуждённым от сообщества всех добрых людей.

      В широком смысле отчужденность может выходить за рамки межличностных отношений, охватывая отчуждение от своего труда, от потребностей, от государства, от природы, от самого себя. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» пишет об ощущении отчужденности у Наташи Ростовой: «Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи…она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них». Это уже клинический случай психопатологии – деперсонализации, утраты ощущения принадлежности к собственной личности различных проявлений своего Я (мыслей, эмоций, побуждений и др.).

       В таких запущенных формах проявления отчужденности  другие объекты и события внешнего мира осознаются человеком как противоположные ему самому, вызывают у него неприятие и враждебность. Это состояние находит отражение в таких формах переживаний как  чувство обособленности, одиночества, отвержения, потери Я, и пр.

       Отчужденность сродни ненависти, она тоже не хочет видеть другого, внутренне не признает его, не желает принимать его право быть другим, не усматривает в нем самостоятельной личности. Отчужденность – враг целостности и гармоничности личности. Зачастую она проявляется как чувство бессилия перед жизненными обстоятельствами, неспособность принимать вызовы судьбы,   чувство бессмысленности происходящего.

       Отчужденность в отношениях – это, прежде всего, вопрос дистанции между людьми. Плохо, когда дистанция доходит до панибратства и фамильярности. Это одна крайность отношений. Но крайне отрицательно для межличностных отношений, когда дистанция удлиняется до холодности и отчужденности. От отчужденности один шаг до полного охлаждения и разрыва отношений.

       Зачастую женщины путают отчужденность с периодом погруженности мужчины в себя, «уходом в пещеру», когда он набирается моральных сил для принятия какого-либо решения. Здесь надо проявить спокойствие и благоразумие. Пройдет время, и он, морально окрепший, вернется к обычным отношениям.

       Супруги становятся чужими, если они не ведают о мыслях друг друга и не дают другому говорить то, о чём он думает. Психолог Елена Орехова пишет: «Если мужчина не знает мыслей своей женщины, скоро они становятся чужими. И то же самое касается женщины. Всегда лучше поддерживать такую ситуацию в семье, чтобы каждый супруг говорил то, что он думает, даже если он в чем-то не согласен. Нужно просто научиться говорить тепло, интеллигентно, без отчуждений вещи, которые могут быть приятны кому-то из членов семьи. Нельзя проявлять гнев или грубую речь в тот момент, когда партнер открывает сердце. Ведь внутренний мир человека очень нежен».

     Зачастую человек проявляет уважительность и доброжелательность к посторонним, но стоит ему заявиться домой, превращается в олицетворенную грубость, неуважительность и несдержанность. Зло срывается на близких. Никто не может уколоть больнее близкого человека. Главное в отношениях ни что говоришь, а как. Отчужденность никогда не созреет, если интонации доброжелательны, если в них отсутствует грубость и неприязнь.

     Отчужденность – это отторжение на уровне души. Поэтому уважительность и культура поведения в семье – ярые враги отчужденности. К примеру, жена присмотрела платье и за ужином высказала мужу о своем желании купить его. Если муж начнет грубить, укорять ее в бесхозяйственности и расточительности, это вызовет при повторе таких случаев отчужденность и холодность. Природа женщины – желания. Она всё равно попытается удовлетворить свое желание, но уже пойдет другим путем – попросит денег у  родителей, подруг или у любовника. Разумный мужчина должен был сказать: «Дорогая, это платье не совсем мне нравится. Ты в нем недостаточно хороша. Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Давай найдем что-то более дорогое или более качественное. И я с радостью куплю тебе платье».

      Отчужденности предшествует уничтожение доверительных отношений между супругами. Доверительность исчезает после грубостей, ледяного тона, и потребуется немало времени, чтобы восстановить утраченную близость. К примеру, мужчина делится с женой о том, что сейчас его больше всего волнует и встречает непонимание, а еще хуже – грубость и насмешки. Всё. Жена из друга превращается в обузу. Возникает отчужденность.

       Для мужчины крайне важно чувствовать в женщине источник воодушевления. Только женщина может зарядить своего мужчину на большие свершения. Недаром говорят, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Если женщина не может найти унисон с духовной жизнью мужа, отношения их имеют тенденцию перерастать в отчужденность.  Например, муж купил дорогих голубей, а жена при детях отчитывает его за транжирство, что есть нечего, а он тратит деньги на всякую ерунду. Ее грубые слова его не проймут. Он только будет думать, как ему не повезло с женой, ибо она его не понимает.

      Во избежание отчужденности в семейных отношениях нужно крайне уважительно относиться к мыслям и чувствам супруга. Елена Орехова пишет: «Принять несогласие партнера человек может только тогда, когда вы уважительно отнеслись к нему, к его чувствам, к его настроению. Если этого не происходит, то потом супруг отвечает за свою грубость. Т.е. происходит такое отчуждение, которое уничтожить, потом бывает практически невозможно. Поэтому лучше, мудро поступая, сохранить близость. И это очень важно понимать обоим партнерам. Иначе супруги оказываются на разных уровнях тонкого существования. А потом плачут, что не поняли друг друга, просто как-то получилось, что им нужно расстаться. Нужно обязательно понимать природу другого человека».

       Иными словами, отчужденность возникает, если мы, руководствуясь эгоизмом, не слушаем и не хотим понять друг друга. Пороки, прорываясь наружу, приводят к отчужденности человека от других людей и от своей собственной духовной сущности. Бескорыстное, теплое, сердечное и дружелюбное общение сменяется бездушной отчужденностью.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

podskazki.info

Отчуждение. Понятие и точки зрения

 

Руслан Исфандияров

Отчуждение. Понятие и точки зрения

 

«Отчуждение»(нем. Entäußerung в русском языке по смыслу наиболее близко следующим значениям: «лишение», «отнимание», «отбирание», «изъятие», «отнятие», т.е. обратная сторона процесса присвоения – «отсвоение») – это объективное отделение субъекта от процесса его деятельности и ее результата, которые выходят из-под власти самого действующего субъекта и подчиняются внешней по отношению к субъекту силе. Такой внешней силой может быть только другой субъект и, таким образом, отчуждение есть то, что реализует господство одних субъектов над другими.

«Самоотчуждение»(нем. Entfremdung, в русском языке более всего соответствует значениям слов из синонимического ряда: «отчуждённость», «самоотрешенность», «самоотстраненность», «разобщённость», «отдаление», «размолвка», «отрыв от») – это особая форма отчуждения, наблюдаемая при взгляде внутрь субъекта, т.е. на то, какие изменения внешний объективный процесс и результат отчуждения оказывают на происходящее в самом субъекте. Самоотчуждение – это отделение, разобщенность, отрыв человека от своей сущности (иными словами, потеря субъектности) и, как следствие, от других людей (через отчуждение субъекта от своих отношений с другими субъектами) и в целом от всей системы (общества, человечества, мира, природы).

Примечание. В ранних переводах эти два термина (Entäußerung и Entfremdung) переводились на русский язык одним словом «отчуждение».

 

Отчуждение по Марксу

Введение понятия в оборот

Проблему отчуждения Маркс наиболее детально рассматривает в своей работе «Философско-экономические рукописи», написанной в 1844 г, но опубликованной только в 30-е годы XX века. Англоязычной публике эта работа и вовсе была неизвестна вплоть до 1959 года. [1, с. 375-414]. В своем труде Маркс фокусирует внимание на проблеме «отчужденного труда» как основной формы отчуждения, и показывает, что жизненная потребность участия в свободном, творческом труде есть важнейшая часть человеческой природы («родовой сущности»). Исходя из этого, следует вывод, что капитализм систематически разрушает эту потребность человека как чуждую своей специфике. [2]

Типы отчуждения

Отчуждение от результата труда

Продукт(результат) трудаестьтруд, закрепленныйвнекоторомпредмете(осуществленный, овеществленный в нем), т.е. опредмеченный. Такое опредмечивание позволяет обращаться с трудом как с товаром. При эксплуатации происходит как освоение этого предмета со стороны владельца средств производства, так и утрата рабочим предмета труда. Таким образом, получается, что предмет, производимый трудом рабочего, противостоит ему как некая чуждая сущность. Суть этого противостояния заключается в умалении рабочего: рабочий вкладывает в предмет свою жизнь, но отныне вложенная жизнь принадлежит не ему, а владельцу предмета, которым рабочий сам не является. Чем значительнее продукт, тем меньше сам рабочий, так как в рабочем уже нет того, что было вложено им в продукт труда. [3, с. 832-835]. Иными словами, рабочий в ходе труда по крайней мере частично «опустошается»за счет отчуждения от него направленного на труд усилия.

По Марксу, отчуждение от результата «подытоживает» отчуждение от процесса труда. [3, с. 836] Иными словами отчуждение от результата труда вторично по отношению к отчуждению от процесса труда.

Отчуждение от процесса труда

Маркс утверждает, что отчуждение проявляется не только в конечном результате, но и в самом процессе трудовой деятельности. Так как результат труда есть отчуждение, то и сам процесс труда есть не что иное, как деятельное отчуждение, которое лишь подытоживается в отчуждении результата труда.

Заключается это отчуждение в том, что такой труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим его сущности. Поэтому он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, не развертывает свою духовную и физическую энергию, а изнуряет и разрушает свой дух, не реализует себя и свои устремления. В процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя, и только вовне процесса труда он чувствует себя самим собой.

Поэтому отчужденный труд есть труд не добровольный, а принудительный. Он есть не выражение потребности в труде, а средство для удовлетворения потребности где-то вне труда, там, где он может принадлежать сам себе. Но вне труда сосредоточена по большей части деятельность животного характера, т.е. такая, которая является лишь обеспечением жизнедеятельности: еда, питье, сон, половой акт, приведение в порядок жилища, украшение себя. [3, с.836-837] Таким образом, отчужденный труд есть низведение рабочего до уровня животного.

Первые два типа отчуждения (от процесса и от результата труда) вместе составляют такое явление, как эксплуатация. Является ли эксплуатацией отчуждение от результата труда без отчуждения от процесса или отчуждение от процесса без отчуждения от результата – вопрос дискуссионный. Однако первое больше похоже на ограбление, а второе на специфическую форму «опеки». Также предметом отдельного обсуждения может быть оценка устойчивости системы, в которой присутствует одна форма отчуждения и отсутствует другая.

Отчуждение от своей сущности

По Марксу, человек есть «родовая сущность» в том смысле, что творит и созидает себя (свой род) и окружающий мир (природу – свое неорганическое тело) в качестве универсальной и свободной сущности.

Отчужденный труд не дает выразиться «родовой сущности» человека, то есть тому, что в нем уже присутствует и требует быть реализованным. Отчужденный труд отсекает от человека трансцендентальное, которое может быть выражено по большей части в свободном творческом труде. Таким образом, человек, занимающийся отчуждаемым от него трудом, отделяется от своей творческой сущности, от того, что делает его человеком. В результате, эта сущность низводится до уровня средства к индивидуальному существованию. [3, с. 838-841] Другими словами, это потеря субъектности личности.

Отчуждение от окружающего мира (людей, природы)

Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, так как человек ее часть. Отчужденный труд человека, отчуждая от него творческую сущность, отчуждает также от него и то, к чему должно быть приложено это стремление – природу. Непосредственным следствием отчуждения человека от результата труда, от процесса труда и от своей сущности является отчуждение от других людей. Более того, любое отчуждение только и может быть выявлено не иначе как отношением человека к другим людям. В условиях отчужденного труда каждый человек рассматривает другого, руководствуясь положением (отношением), в котором находится он сам как работник. [3, с.841-843] Это приводит к появлению в социуме такого явления как «атомизация».

Отчуждение и частная собственность

Если результат труда не принадлежит рабочему, то должно быть то, чему он принадлежит. Аналогично, если деятельность (процесс труда) не принадлежит рабочему, то должно быть то, чему она принадлежит. По Марксу, этим чуждым существом может быть только другой человек (эксплуататор), а не бог и не природа сама по себе.

Отношение рабочего к отчужденному труду порождает отношение эксплуататора к этому же труду. Таким образом, частная собственность есть результат и необходимое следствие отчужденного труда, внешнего отношения рабочего к своей сущности и природе. Позднее это отношение отчужденного труда и частной собственности превращается в отношение взаимного воздействия. То есть в кульминационной стадии развития частной собственности частная собственность становится и продуктом отчуждения, и средством отчуждения. [3, с. 843-844]

Отчуждение с позиций социальной психологии (Эрих Фромм)

Фромм как социальный психолог исследует, прежде всего, типы самоотчуждения субъекта: от общества и от самого себя. Второе рассматривается не только как внутренний процесс, затрагивающий лишь индивидуума, но и во взаимосвязи с тем как этот процесс влияет на изменение общества как целого.

Потеря связей – есть обретение свободы от того, с чем эти связи соединяли. Но свобода индивида двойственна по своей природе, она может быть как позитивной, так и негативной. Если освобождение предусматривает решение проблемы отчуждения – то это позитивная свобода. Если освобождение не предусматривает преодоления отчуждения, а наоборот, усиливает отчуждение человека от общности (от мира, от людей, от природы) и от самого себя, то это есть негативная свобода.

Такая свобода является бременем для человека. Если человек не способен выдержать это бремя, он хочет убежать от свободы в новое рабство ради обретения общности с людьми. Однако такой путь, особенно ярко проявившийся в установлении фашистских режимов в континентально-европейских странах в период между двумя мировыми войнами, есть суррогат общности, – так как это попытка идти вспять, против движения истории. А это непродуктивно, как непродуктивна детская модель поведения для зрелого человека (регрессия).

Сброс феодальных оков и рождение лично свободного «индивида», который волен самостоятельно распоряжаться своей рабочей силой, есть освобождение. Но эта свобода была по сути своей негативной, потому что для большинства людей, не наделенных собственностью, столкновение с воздействием капиталистического характера производственных отношений обернулось крайней степенью усиления отчуждения и самоотчуждения при разрыве связей с какой-либо общностью. Человек стал изолирован и бессилен, стал орудием внешних целей, отчужденным от себя самого и от других людей.

Капитализм обусловил такой характер человеческих отношений, который усилил чувство изоляции и беспомощности человека. «Закон рынка» проник во все общественные и личные отношения настолько, что связи между людьми утратили человеческий смысл и приобрели характер манипуляций, при котором человек используется как средство. Отношения между людьми стали такими отношениями между конкурентами, которые должны основываться на безразличии. Таким же безразличием проникнуты и отношения между нанимателем и наемным работником, между производителем и потребителем. [4, с.118-119]

Отчуждение между людьми в силу утери человеческого характера отношений между ними привело к тому, что эти отношения выродились в отношения вещей. Но наиболее разрушительные последствия этого процесса связаны с проникновением отчуждения внутрь человека в форме его отношения к самому себе, как к вещи. Человек продает не только товары, он продает самого себя и ощущает себя товаром.

Рынок решает, сколько стоят те или иные человеческие качества, и даже определяет (диктует) само их существование. У человека нет никакой уверенности в собственной ценности, не зависящей от его популярности и рыночного успеха. Если на него есть спрос, то он считает себя «кем-то»; если же он непопулярен, он и в собственных глазах попросту никто. [4, с.119-120]

По Фромму, свобода тогда становится позитивной (то есть полностью реализующей способности индивида), когда она сопряжена со спонтанной активностью. Спонтанным поведением Фромм называет такое поведение, которое обусловлено внутренними побудительными мотивами, а не навязанными извне. Иными словами, это свободная творческая деятельность личности. «Спонтанность, утверждая индивидуальность личности, в то же время соединяет ее с людьми и природой. Основное противоречие, присущее свободе, – рождение индивидуальности и боль одиночества – разрешается спонтанностью всей жизни человека». [4, с.249]

Однако отчуждение и самоотчуждение является тем, что блокирует проявление какой-либо спонтанности. И, наоборот, при преодолении отчуждения спонтанная реализация вновь объединяет человека с миром и с самим собой. Фромм видит проявление спонтанной активности в основном в следующих сферах человеческой деятельности [4, с.248]:

Труд, который должен быть творчеством, соединяющим человека с природой в акте творения.

Любовь, которая является соединением с человеком без потери своей индивидуальности.

Так же, как Маркс утверждал, что отчуждение от результатов труда есть «подытоживание» отчуждения от процесса труда, тем самым указывая на вторичность результата по отношению к процессу, так и Фромм считает, что для человека «важна именно деятельность сама по себе, а не ее результат» [4, с.249]. Происходит это потому, что только те «качества, которые вытекают из нашей спонтанной активности, придают личности силу и тем самым формируют основу ее полноценности… При всякой спонтанной деятельности индивид сливается с миром. Но его личность не только сохраняется, она становится сильнее. Ибо личность сильна постольку, поскольку она деятельна». [4, с.249]

Вот как Э. Фромм описывает отчужденную и неотчужденную активность, связывая процессы отчуждения и самоотчуждения:

«В случае отчужденного труда я не ощущаю себя субъектом своей деятельности; скорее я считаю результат своего труда чем-то посторонним, стоящим выше меня и даже противоречащим мне. При отчужденной активности, в сущности, не я действую, действие совершается мною под влиянием внешних и внутренних сил. Но сам я отделен от результата своей деятельности». [5, с. 141-142]

«В случае неотчужденной активности я ощущаю самого себя субъектом своей деятельности. Неотчужденная активность – это процесс сотворения, созидания чего-то, и я сам являюсь творцом. Разумеется, моя активность есть проявление моих способностей, а сам я проявляю себя в своем труде, то есть я и моя деятельность едины. Такую неотчужденную активность я называю продуктивной («спонтанной» в более ранних работах – прим.) активностью».[5, с. 142]

Отчуждение и коммунистические идеи

Социалисты утверждали, что остановить экономическое развитие невозможно, но можно спасти общество от отчуждения, дегуманизации и подчинения машине. Единственно верный путь для этого — движение вперед, создание нового общества, освобожденного от эгоизма и алчности. [5, с.235].

Социализм оставался светским и атеистическим, но процесс освобождения не мог не сопрягаться с психологическими и антропологическими категориями (по сути, фундаментальными «религиозными» категориями). К ним обращается Маркс, рассуждая об отчуждении: «Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем, т. е. когда он существует для нас как капитал или когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем, носим на своем теле, живем в нем и т.д., — одним словом, когда мы его потребляем… Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств — чувство обладания» [6, с.120].

Для Маркса «коммунизм был не конечной целью, а лишь определенной ступенью исторического развития общества, призванной освободить людей от тех социально-экономических и политических условий, при которых они теряют человеческий облик и становятся рабами вещей, машин и собственной алчности». [5, с. 256].

Таким образом, социализм, как синтез религиозной традиции и одухотворенного и осмысленного научного и политического действия, предлагал комплексный путь спасения от отчуждения, которое, по Марксу, должно было пройти в четыре этапа [5, с. 256-257]:

— Помочь осознать рабочим (как представителям класса, наиболее страдающего от отчуждения) всю глубину их бедственного положения.

— Показать причины их страданий, которые коренятся в природе капитализма.

— Объяснить, что от страданий (отчуждения) можно избавиться, только уничтожив порождающие их условия.

— Открыть новый образ жизни, новую социальную систему, освобождающую общество и человека.

Рационализация М. Вебера и Отчуждение

Рационализация

Рационализация – это процесс проникновения расчета и управления во все сферы человеческих отношений, как то: политика, религия, экономическая организация и т.д.

Рационализация в представлении Вебера — ведущая историческая тенденция западного капиталистического общества. Понятие рационализации отражает веберовскую точку зрения на капиталистическое общество как на «железную клетку», в которой индивид, лишенный религиозного смысла и моральных ценностей, во все возрастающей степени подвергается государственному надзору и воздействию бюрократического регулирования.

Рационализация как процесс протекает в следующих сферах:

— В экономике

— В религии

— В праве

— В политике

— В моральном поведении

— В науке

— В обществе в целом

В экономической сфере рационализация проявляется в виде организации фабричного производства бюрократическими средствами и расчетов выгод с помощью оценивающих процедур. А в обществе в целом — в распространении бюрократических методов управления, государственного контроля и администрирования. [7, Глава 2.5.2. Идеальные типы социальных действий]

Сходство и различие во взглядах Маркса и Вебера на отчуждение

Марксово понятие отчуждения и рационализация Вебера довольно близкие понятия. Однако они близкие по смыслу явления действительности – описывают с разных позиций. Близость понятий рационализации и отчуждения проявляется в том, что они оба подразумевают отделение индивида от общины, семьи, церкви и его подчинение правовому политическому и экономическому регулированию на фабрике, в школе и в государстве.

Различие с Марксом в понимании отчуждения в том, что, по Веберу, отделение индивидуального рабочего от средств производства есть результат рационализации в экономической сфере (конкретнее, в части управления в условиях разделения труда).

Для эффективного управления деятельностью при разделении труда требуется, в частности, разделение на труд управляющего и труд оператора (по аналогии с программирующим и исполнительным трудом по Ф. Тейлору[1]). А такое разделение в целях рационализации управления возможно только при отчуждении рабочих от средств производства. Именно такое отчуждение предотвращает вмешательство рабочих в процесс управления. Это вмешательство есть, по Веберу, иррациональный фактор, хотя сам Вебер и не приветствует отчуждение как таковое и списывает это на сущностную иррациональность экономического порядка своего времени.

«По линии Вебера выходит, что чем большую свободу действий получают менеджеры, тем рациональнее организовано производство. Напротив, чем меньше у них свободы и чем сильнее ощущается вмешательство рабочих в процесс управления, тем больше технической и экономической иррациональности». [8, Глава 31. Отчуждение и формы его проявления]

Таким образом, мы видим, что Марксово отчуждение и Веберовская рационализация описывают одни и те же явления, но с разных позиций. Отличие Вебера от Маркса в том, что первый рассматривает эти процессы, исходя из задач управления, что есть, по Марксу, одна из функций «надстройки». Для Вебера же отчуждение на производстве лишь частное проявление рационализации в экономической сфере, которая, помимо этого, происходит и в других сферах. По Марксу, отчуждение людей друг от друга и от самих себя, а также в других сферах жизнедеятельности, есть следствие отчуждения от процесса труда и от его результата.

Это противоречие между Марксом и Вебером, на мой взгляд, есть противоречие между монистическими материализмом и идеализмом.

 

Список использованной литературы:

1.    Фромм Э. Марксова концепция человека. Сборник «Душа человека». М.: «Республика», 1992

2.    PhilGasper. Статья«Capitalism and alienation», ЖурналInternational Socialist Review, Выпуск74, November–December 2010

3.    Маркс К. Капитал: критика политической экономии. Т.1. – М. : Эксмо, 2011

4.    Фромм Э. Бегство от свободы – М.: АСТ: Астрель, 2011

5.    Фромм Э. Иметь или быть? – М.: АСТ: Астрель, 2011

6.    Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.

7.    Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. – Н. Новгород: НКИ, 1998

8.    Кравченко А.И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. М.: На Воробьевых, 1997

 



[1]Ф. У. Тейлор «Принципы научного менеджмента», Глава 2. Основы научного управления. § 7. Четыре основных черты научной организации управления

eot.su

Отчуждение — Психологос

Отчуждение — это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В другом понимании, отчуждение — это процесс, в котором люди становятся чуждыми миру, в котором живут.

История термина

  • Тема отчуждения впервые появляется в эпоху барокко и рассматривается сторонниками теории «общественного договора» (Жан-Жак Руссо, Джон Локк, Т. Гоббс, К. А. Гельвеций). Они характеризовали современное им общество как общество отчуждения — делегирования полномочий. Социальные институты в таком обществе (мораль, религия, искусство, также обычаи, привычки — всё, что несет в себе подчинение общим интересам) являются посредниками между людьми и в силу того, что они есть воплощение воли частных лиц, становятся чуждыми человеку, заставляя его подчиняться частным интересам и развивать свою личность в рамках установленных законов. Эта сила, ставшая над человеком, забирает у него «подлинность», ничего не дав взамен, и он превращается в частичного человека («дробную единицу»).
  • В таком значении «отчуждение» применялось и М. Гессом. Помимо вышеописанных социальных институтов, господствующих над человеком, он отмечает еще явление денежного фетишизма в обществе: «Деньги — это продукт взаимно отчуждённых людей, отрешённый вовне человек» (М. Гесс «О сущности денег»).
  • Для Гегеля отчуждение — это реализация и овнешнение Абсолютного Духа.

Марксистская теория отчуждения

Для Маркса отчуждение — это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Осмысливается в ранних работах таких как «Экономико-философских рукописях» 1844 года. К. Маркс рассматривал работника в капиталистическом обществе. Вследствие развития машинного производства и соответствующего уровня разделения труда, — превращения работника в «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток» — а также превращения рабочей силы в товар (продажа данного товара за заработную плату) первому, чтобы существовать, необходимо было работать на капиталиста, имеющего в собственности средства производства. Произведенный работником продукт «уходил» к капиталисту (не-работнику), и вследствие этого представлял собой как бы чуждый, отделённый от работника предмет. Отчуждение рассматривалось и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника к самому себе, и к другим людям.

Ссылки

www.psychologos.ru

Отчуждение (философия) — Энциклопедия Коммунист.Ru

Отчужде́ние, в философии — объективный социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.

Разработкой отчуждения как философской категории занимались в XVII–XIX веке английские (Т. Гоббс), французские (Ж. Ж. Руссо) и немецкие (Гегель, Маркс) философы. Воспроизведение хода их мысли и умозаключений на русском языке существенно затрудняется неоднозначностью передачи на русском языке синонимических пар англ. alienation – estrangement, нем. Entfremdung – Entäußerung, в связи с чем связи, понимаемые на языке оригиналов интуитивно, в русском языке могут оказаться не вполне отчётливыми.

История разработки категории

В истории общественной мысли отчуждение осмыслялось прежде всего в русле романтической критики капитализма. Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо и др. теоретики общественного договора истолковывали возникновение общества как акт передачи отчуждаемым человеком своих прав политическому организму. В этом они видели источник порабощения человека, утраты им своей первоначальной свободы.

Ф. Шиллер, констатируя внутреннюю расколотость человека нового времени, рассматривает её как последствие разделения труда и видит в эстетической сфере путь к восстановлению утраченной цельности. Эта линия эстетической критики буржуазного общества и связанного с ним отчуждения была в дальнейшем развита в рамках немецкого и французского романтизма, где миру противопоставлен отчуждённый идеал целостной патриархальной общинной жизни.

В философии Гегеля отчуждение является одной из центральных категорий. Она является способом конструирования его философской системы: природа и история суть объективация, отчуждение абсолютного духа. Помимо этого, у Гегеля категория отчуждения характеризует специфическое отношение человека к созданной им реальности в условиях буржуазного правового общества. В «Феноменологии духа», анализируя буржуазное общество как мир «отчуждённого от себя духа», Гегель отмечает, что действительность предстаёт здесь для индивида как «…нечто непосредственное отчуждённое…»; самосознание «…создаёт свой мир и относится к нему как к некоторому чуждому миру, так что отныне оно должно завладевать им»[1].

Реальное отчуждение Гегель истолковывает как отчуждение духа, а преодоление отчуждения — как теоретическое осознание неистинности отчуждение. Это истолкование Маркс отметил у Гегеля как «некритический позитивизм»: Гегель не проводит различия между объективацией и отчуждением, отождествляя отчуждение с опредмечиванием человеческих способностей.

Со своей стороны, Л. Фейербах в своей критике Гегеля дал антропологическую интерпретацию отчуждения. Рассматривая религию как пример отчуждения предметно-чувственной сущности человека, Фейербах указал на проявление этого отчуждения в психологических состояниях — чувстве зависимости, страха и т. п. Чувственную природу человека Фейербах при этом трактует как «неотчуждаемый» фундамент человеческой жизни, который противопоставлен неистинному миру отчуждения — идеализму, теологии и пр. Эта линия противопоставления «истинного» и «неподлинного» состояния, мира отчуждения и любви в ещё большей мере усиливается у младогегельянцев (Б. Бауэр, М. Гесс), и у различных мелкобуржуазных идеологов 1840-х—1850-х гг. (П. Ж. Прудон, М. Штирнер и др.)

Понимание отчуждения в марксизме

Марксистское понимание отчуждения формировалось в полемике как с объективно-идеалистической концепцией отчуждения, так и с антрополого-психологистическим его истолкованием. Критикуя романтико-утопические, моралистические представления об отчуждении, основоположники марксизма противопоставили этому взгляд на отчуждение как на объективный социальный процесс. По мере становления материалистического понимания истории углублялось и понимание отчуждения.

От анализа отчуждения в сфере духовной жизни (религия, идеалистическая философия) К.Маркс и Ф.Энгельс перешли к изучению отчуждения в политической жизни (бюрократии, роли государства), а затем и к осмыслению процессов отчуждения в экономической сфере.

В работах начала 1840-х гг. анализируется проблема отчуждённого труда: отчуждение от процесса и результатов труда, отчуждение рабочего от его родовой, социальной сущности и, наконец, отчуждение рабочего от самого себя. Если в этих работах Маркс и Энгельс ещё выводят отчуждение из отношения рабочего к своему труду, то уже в «Немецкой идеологии» (1845–46) и особенно в экономических работах Маркса 1860–70-х гг. в качестве источников отчуждения выступают глубокие социально-экономические изменения — капиталистическое разделение труда, стихийный характер совокупной социальной деятельности в условиях антагонистических формаций, господство частной собственности и товарно-денежных отношений, превращение труда в средство существования, частичных социальных функций в пожизненное призвание определённых лиц, слоев, классов. Научный фундамент анализа отчуждения был укреплён учением о товарном фетишизме, составной частью экономической теорий марксизма.

В своих работах Маркс и Энгельса раскрывают следующие основные моменты отчуждения в капиталистическом обществе:

  1. Отчуждение самой деятельности человека, который выходит из процесса труда обеднённым и опустошённым, «…отчужденность содержания труда по отношению к самому рабочему…»[2].
  2. Отчуждение условий труда от самого труда. «…Объективные условия труда приобретают все более колоссальную самостоятельность по отношению к живому труду, самостоятельность, выражающуюся уже в са

kommynist.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *