Открытый урок психолога в школе: Открытый урок по психологии на тему «Способности»

Содержание

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Аленький цветочек»

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба

Классы: д/с, 1, 2, 3

Ключевые слова: старшие дошкольники


Цель: развитие уверенности в себе, коррекция тревожности и эмоциональной сферы, развитие навыков саморегуляции.

Материалы и оборудование: разноцветные резинки для волос, тесто-пластилин, заламинированные заготовки «Аленький цветочек», релаксационная музыка, музыкальный центр.

Ход занятия

Обозначение темы занятия: «Лети, лети лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть, по-моему, вели…»

Игра с резиночками «Аленький цветочек»

Цель: развитие уверенности в себе, коррекция эмоциональной сферы, развитие мелкой моторики.

Материалы и оборудование: разноцветные резинки для волос, релаксационная музыка, музыкальный центр.

На пальцы нужно надеть резиночки в соответствии с цветовой гаммой лепестков цветка. Чем больше резинок у вас имеется, тем большее количество пальцев можно нарядить. Соответственно, тем ярче, интереснее, эмоциональнее будет проходить занятие.

В идеале, когда все пальцы рук раскрашены соответствующей гаммой.

Упражнение «Пластилиновые заплатки — «Аленький цветочек»

Цель: развитие уверенности в себе, коррекция тревожности и эмоциональной сферы, развитие навыков саморегуляции.

Материалы и оборудование: тесто-пластилин, заламинированные заготовки «Аленький цветочек», релаксационная музыка, музыкальный центр.

Каждому ребенку раздается заламинированная заготовка «Аленький цветочек». Объясняется техника работы с тесто-пластилином. Дети выполняют работу под релаксационную музыку.

В итоге должна получиться вот такая работа:

В конце занятия подводится итог работе.

26.11.2021

категория педагогическая.

Открытый урок «Вредные привычки и их предупреждение. Курение».
Здоровье — категория педагогическая. Открытый урок «Вредные привычки и их предупреждение. Курение».
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика вредных привычек

«Только здоровые люди могут любить жизнь». Автор этих слов – Генрих Гейне. Почти 200 лет назад, в начале 19 столетия, немецкий прозаик и поэт произнёс их… Но как созвучны они теме разговора с нашими учениками о здоровом образе жизни сегодня – в Год Здоровья!

Жизнь – это здоровье!
По привычке, мы обычно рядом со словом «здоровье» ставим слова «медицина», «врач», «лекарство»…
Но ведь объект медицины – НЕздоровье. Медицинская категория – это болезнь, которую надо лечить.
Здоровье же – категория резервов жизни, жизнеспособности человека.
От чего зависят эти резервы? — От того, насколько полно человек умеет самореализоваться.


Как формируются эти резервы? – В процессе воспитания и самовоспитания.
А это уже область педагогики. Следовательно, здоровье – категория педагогическая.
Воспитание физически и нравственно здоровой личности – одно из важнейших направлений гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания.

Поэтому сегодня в педагогическую практику прочно вошли понятия педагогика здоровья, здоровьесберегающая педагогика. Здоровьесберегающие технологии используются в педагогическом процессе, в качестве учебного предмета в учебный план многих школ включена валеология – наука о сохранении и укреплении здоровья, о здоровом образе жизни.
Перед нами, педагогами, стоит задача помочь детям сформировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, создать здоровьесберегающее пространство, обеспечить условия для развития физически, психически и нравственно здоровой личности.

Как научить человека быть внимательным к себе самому? к своему здоровью?
Только через систематическую, целенаправленную работу по пропаганде и формированию навыков здорового образа жизни. Работу не только с детьми, но и со взрослыми: родителями педагогами. Ведь тот, кто не умеет заботиться о своём собственном здоровье, не сможет научить этому другого.
Администрация и педагогический коллектив средней школы №3 г.Гродно обратились к идее сохранения здоровья школьников несколько лет тому назад. Анализ состояния здоровья детей, изучение окружающей среды дали возможность наметить формы сотрудничества
с медицинскими, дошкольными и внешкольными учреждениями для определения единых подходов к способам защиты физического, психического и нравственного здоровья детей,
с родителями учащихся в вопросах сохранения здоровья детей, освоения современных технологий обучения и воспитания; организовать обучение педагогов основам медицинских знаний, освоение тренингов саморегуляции; продолжить работу по улучшению санитарно-гигиенических условий школьных помещений.
Намеченное реализовывалось поэтапно:
1 этап – подготовительный – рациональная организация режима труда и отдыха школьников в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня. Цель – создание оптимальных условий учебного труда, организации досуговой деятельности.
На этом этапе изучался уровень образованности учащихся по вопросам здорового образа жизни.
2 этап – адаптация классов различного уровня обучаемости на основе медико-педагогической диагностики. Цель – создание комфортных методических, психологических условий для осуществления учебно-воспитательной работы.
Работа с учащимися на этом этапе проводится по нескольким направлениям:
с детьми, чьё внимание надо привлечь к проблеме,
с учащимися, которые хотят расширить своё представление по проблеме ЗОЖ,
с хорошо информированными детьми, желающими пропагандировать навыки ЗОЖ среди школьников, воспитанников детских дошкольных  учреждений.
Социально-педагогической службой разработаны разноуровневые мероприятия для различных категорий детей:
— Для 1 категории – агитационно-пропагандистские мероприятия (информационные бюллетени, беседы, стенд «Мы выбираем здоровье»).
— Для 2 категории – информационно-пропагандистские мероприятия           (лекторий «Здоровье», «круглые столы» с участием специалистов, родителей).
— Для 3 категории – дискуссионный клуб «Я и моё здоровье», Группа «Пи-лидер».
3 этап – реализация принципов здоровьесберегающей педагогики в учебно-воспитательном процессе. Цель – развитие индивидуальных способностей и возможностей детей с учётом их состояния здоровья, психофизического развития.
Педагоги социальные, педагоги-организаторы, классные руководители широко привлекают учащихся средних и старших классов к подбору материалов для лектория «Здоровье» (педагог социальный Аутко О.В.), спецкурсов «Здоровый образ жизни» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (педагог-организатор Шахнюк О.А.), дискуссионного клуба (руководитель педагог-психолог Барташ Е.С.), классных часов по вопросам ЗОЖ, к участию в подготовке и проведении деловых и ролевых игр, ситуационных классных часов, других внеклассных и общешкольных мероприятий.
Особое внимание уделяют педагоги  социальные и педагоги-психологи работе консультационного пункта «Острые углы воспитания» (руководитель педагог социальный Кудырко О.В.), в рамках которого проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов.
Более 3 лет работает в школе родительский клуб «Гармония» для различных категорий семей. В план работы каждой секции клуба включены вопросы валеологического просвещения родителей.
Классные руководители и учителя-предметники участвуют в подготовке и проведении методических занятий по изучению здоровьесберегающих методов и приёмов обучения и воспитания. Занятия проводятся в рамках Методического объединения классных руководителей (руководитель заместитель директора школы по воспитательной работе Ермашкевич Е.Б.) и Школы молодого классного руководителя (руководитель Чичкан И.С.)
Педагоги школы считают, что наиболее действенными и результативными в работе по формированию навыков здорового образа жизни учащихся являются активные формы работы с детьми и подростками: спортландии, спартакиады, спортивные праздники с участием родителей и педагогов, спортивные игры, игры на свежем воздухе, турниры, эстафеты, кроссы, секции по различным видам спорта, туристические походы и т.
д.
Традицией стало проведение в школе праздников микрорайона (сентябрь, март, май), в программу которых  включаются различные спортивные игры и соревнования, выступление творческих коллективов, выставки семейного творчества.
Среди новых форм «обучения здоровью» педагоги школы выделяют такие интерактивные методики, как «Мозговая атака», «Обучение сверстников», «Ролевая игра», методика незаконченного предложения и другие.
С 2007 года в школе работает Служба Здоровья, цель которой:
-обеспечить мониторинг здоровья участников образовательного процесса и факторов, его определяющих;
-давать возможность на основании своего опыта принимать управленческие решения. организовывать целенаправленную работу по их выполнению;
-систематически анализировать полученные результаты и в случае серьёзных отклонений вносить необходимые коррективы.
Обязанности участников Службы Здоровья распределены следующим образом:

 

Ф. И.О.

Должность

Направления деятельности

1.

Сивец И.И.

Руководитель Службы  Здоровья

— Организует работу Службы здоровья
— Составляет план работы СЗ
— Организует ведение курса программного модуля «МедКабинет»
— Координирует деятельность участников СЗ

2.

Бобровская С.И.

Зам.директора школы по УР

Контролирует вопросы здоровьесбережения при организации учебного процесса

3.

Ермашкевич Е. Б.

Зам.директора школы по ВР

Координирует работу всех участников УВП
-по формированию у учащихся навыков ЗОЖ,
— просветительскую работу с родителями,
— взаимодействие школы и социума по вопросам ЗОЖ

4.

Прокофьева А.А.

Школьный врач

Организуют работу по сохранению здоровья школьников, проведение медосмотров, прививок
Ведут медицинские карточки учащихся
Проводят диагностику уровня здоровья уч-ся

5.

Соболева Н.Г.

Фельдшер

6.

Калмыкова О. А.

Педагог-психолог

Организует работу по сохранению психологического здоровья учащихся
Проводит необходимые диагностические исследования
Организует коррекционную работу

7.

Родионова Е.И.

Педагог социальный

Организует работу с учащимися по профилактике ВИЧ/СПИД
Организует работу лекторской группы «Здоровье» из числа учащихся школы

8.

Потапович Л.В

Учитель начальных классов

Организует работу семинара-практикума для педагогов «Здоровьесберегающие технологии»

9.

Барась Н.Р.

Зав.МО учителей физвоспитания

Организует спортивно-оздоровительную работу с учащимися, проведение Дней Здоровья, школьных соревнований по различным видам спорта

10.

Ровба Т.И.

Учитель нач.классов

Координирует работу по организации питания школьников

Во исполнение методических рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь «Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования» и в соответствии с распоряжением директора школы «О состоянии здоровья школьников и мерах по его укреплению» в 2007/2008 учебном году в школе проделана следующая работа:
В соответствии с СаПиН №2. 4.2.16-33-2006:
— составлено расписание уроков на учебный год и согласовано с ГУ «ГОЦГЭиОЗ»,
— организовано обучение в 1-ую смену первых, вторых, пятых, выпускных классов,
— созданы условия для обучения учащихся пяти первых классов: 4 класса – на базе детских садов, 1 класс – в школе, оборудовано спальное помещение,
— открыто 4 гимназических класса, 12 музыкальных классов, 6 эстетических, 3 физкультурно-эстетических, 2 мультипрофильных, 1 бипрофильный класс, 5 профильных классов, 13 классов с изучением на повышенном и углубленном уровне английского языка.
С целью выполнения гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса организована систематическая уборка школы техническим персоналом, дежурство по школе классов и учителей предметников, проведены рейды санитарного состояния учебных классов (03.04.2008), проверка дозированности домашних заданий в 5-10 классах (09.10.2007, 08.04.2008), в начале каждой четверти завучами проанализированы графики контрольных работ по классам.
В школьном медицинском кабинете работают 2 специалиста: врач и фельдшер. Комплектация кабинета соответствует требованиям СанПиН.
В течение учебного года (сентябрь-октябрь, март-апрель) проведены медицинские осмотры специалистами (окулист, лор, хирург-ортопед) учащихся 11 классов, текущие медосмотры всех учащихся в течение года проводили медицинские работники школы.
Итоги медицинских осмотров заслушаны на педагогическом совете    школы (протокол № 5 от 27.03.2008 года), на родительских собраниях 10.04.08, 14.04.08, 15.04.08 г.
Организована работа по профилактике заболеваний и оздоровлению учащихся: в каждом классном журнале оформлены «Листки здоровья»; с учётом медицинских рекомендаций осуществляется рассадка детей в классе; классными руководителями и учителями-предметниками ведётся контроль за ношением очков; проведены рейды-проверки занятий учащихся в специальных медицинских группах 15.10.2007¸15.12.2007, 19.03.2008.
Ежемесячно анализируется состояние организации питания учащихся в школьной столовой. В течение учебного года проводится общешкольный конкурс «Питаемся классом — питаемся классно!»
Создана школьная Служба здоровья. Информация о состоянии работы Службы здоровья заслушана на совещании при директоре школы 9 апреля 2008 года.
Организовано ведение программного модуля «МедКабинет» в рамках программы «ПараГраф» (приказ от 04.02.2008 №32-ос).
Служба здоровья систематически собирает и анализирует информацию «О состоянии образовательной среды и здоровья детей».
Двигательный режим учащихся обеспечивается через уроки физической культуры, занятия ритмикой, подвижные перемены для учащихся начальной школы, спортивные соревнования между классами по различным видам спорта. Организована работа 3 танцевальных кружков, 6 спортивных секций, фитнесклуба. Систематически, не менее 2 раз в месяц, в школе проводятся Дни здоровья в шестой школьный день, 1 раз в полугодие (октябрь, февраль) – спортивные вечера.
С 15 сентября 2007 года в соответствии с медицинскими рекомендациями в школе организована работа 7 специальных медицинских групп, лечебной физкультурой учащиеся занимаются в поликлинике № 3.
На уроках физкультуры для детей с нарушением осанки проводится комплекс упражнений для коррекции осанки.
Допуск к участию в соревнованиях, в туристических походах, к занятиям в спортивных секциях ученики школы получают у медицинских работников школы. В соответствии с медицинскими рекомендациями составлены списки учащихся временных ученических бригад, которые будут работать в школе в июне 2008 года. Формирование спортивно-туристического лагеря «Усовец» (июнь 2008 года) осуществляется на основании допуска врача, при зачислении в лагерь учащиеся 9-10 классов предоставляют медицинскую обменную карту по форме 79у.
Выполнен план оздоровления учащихся в детском оздоровительном лагере «Росинка» в период зимних и весенних каникул.
В течение учебного года в соответствии с врачебными рекомендациями направлены на оздоровление учащиеся школы:
в Слонимскую санаторную школу-интернат – 4 человека,
в Верейковскую школу-интернат – 7 человек,
в Поречскую санаторную школу-интернат – 5 человек.
Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива школы включает систематическую диагностику состояния физического и психического здоровья, а также уровня нравственного поведения детей. Результаты диагностики заносятся в диагностические карты каждого ребёнка, что обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому школьнику. Социально- психологической службой разработаны разновозрастные карты  воспитанности для учащихся 2-4, 5-7, 8-9 и 10-11 классов. Данные по каждому классу объединяются в сводную таблицу по параллелям, анализируются. На основании полученной информации вырабатываются рекомендации, использующиеся педагогами как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе с классными коллективами.
Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является создание у школьников мотивации на здоровый образ жизни, целью – формирование здорового человека, полноценное развитие задатков каждого ребёнка.
Здоровым в 21 век                                                                
Войти без страха и сомненья         
Обязан каждый человек,
Живущий в нашем поколении.

Открытый урок с использованием активных форм обучения
Человек и мир
Тема: Вредные привычки и их предупреждение. Курение.
Цель: Формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, элементарное представление о вреде курения; учить отказываться от предложений закурить; развивать кругозор детей, словарный запас, критическое мышление, речь; воспитывать желание заботиться о своём здоровье, умение работать в группах, уважать мнение товарища.
Оборудование: Энциклопедии «Всё обо всём», «Я познаю мир», книга В.Волиной «Естествознание», Г. Трафимова «Полезные и вредные привычки», папки с заданиями 4 цветов: жёлтый – составление загадки, синий – задание для групп; зелёный – схемы и таблицы для выполнения заданий; красный – итоговый тест; «никотинчики»; памятки на всю жизнь; витамины; материал для проведения физкультминуток.
Ход урока
1. Оргмомент
Игра «Круг» (дети берутся за руки идут по кругу)

Если радость у тебя, не скупись.
И с друзьями непременно поделись.
Если горе у тебя, оглянись.
И с друзьями непременно поделись.
(дети рассказывают о хороших и плохих событиях)
Учитель: Я хочу, чтобы ваши ушки не только слушали меня, но и слышали. Чтобы ваши глазки не только смотрели, но и увидели.
2.Проверка домашнего задания
Чтение детьми девиза урока (на доске в синем квадрате)
Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья,
То и буду выбирать.
Что полезного для здоровья вы выбрали для себя с прошлого урока? (на доске карточки)

 

— Я умею…
— Я не умею…
— Я могу научить своих одноклассников…
—  Сегодня я понял…
— Занятия помогли мне…
— Я узнал, что…
— Я научился…
— Теперь я…
— Теперь мне…
— Мне ещё предстоит…

 

(дети высказывают свои мнения)
— Ну а теперь … реклама.
Реклама плакатов:
1.Сначала игра…
2.Сердце не камень!
3.Вино мстит пьянице…
4.Счастлив тот – кто вина не пьёт.
5.Соки, фрукты, а не алкоголь!

3.Знакомство с новым материалом.
— А сейчас Вы мне поможете определить тему урока…
(жёлтые папки)
Работа в группах
— Необходимо собрать ключевое слово, придумать загадку об этом слове… Время.
(собрать слово СИГАРЕТА, составить загадку)
— Сигарета – курение. Это хорошо или плохо?(класс делится на две половины, одна группа доказывает, что курить хорошо, а вторая придерживается противоположного мнения).
Игра «Противоречия»  (дискуссия)
Словарная работа (на доске карточки со словами)
Никотин – яд, обнаруженный в листьях  табака.
Пассивное курение – вдыхание табачного дыма от сигарет, которые курят другие люди.
— Чтобы определить для себя: курить здорово или нет, Вам необходимо изучить материал урока.
Физминутка для глаз (в красном квадрате)
Работа в центрах (синие папки)
1.Исследовательский центр (приложение   )
Задание: Подготовьте факты, связанные с влиянием курения на человеческий организм.
(книга «Естествознание» с.80 – 82, материалы папки)
2.Математический центр (приложение  )
Задание:
1.Прочитайте материал «А знаешь ли ты…» (папка, книга «Полезные и вредные привычки» с.140)
2.Запишите те цифры, которые произвели на Вас наибольшее впечатление.
3.Творческий центр (приложение  )
Задание:
1.История табака  (Энциклопедия «Я познаю мир» Медицина с.424 -427, «Обо всём на свете» с.38)
2.Вредные советы Г.Остера
3.Советы фармацевта ( подготовить рекламу на витамины)
4.Центр искусства (приложение  )
Задание:
1.Составьте характеристику курильщика (папка). Нарисуйте его портрет.
2.Опишите растение табак (книга «Всё обо всём» с. 59, книга «Я познаю мир» с.216)
5.Центр моделирования (приложение  )
1.Составьте пословицы о курении, объясните их смысл (конверты).
2.Смоделируйте ситуацию.
Однажды Мальвина пригласила к себе на День рождения героев сказки. Первым пришёл Пьеро ( он подарил Мальвине цветок), за ним прибежал Арлекин (он подарил девочке ручку). Последним пришёл Карабас Барабас. Он принёс  в подарок пачку сигарет. Девочка растерялась. Она не знала, что ей делать…


Активная физкультминутка (под музыку)

Презентация центров
1.Центр искусства.
Описать растение табак
2.Творческий центр.
История табака
3.Исследовательский центр.
4.Математический центр.
5.Творческий центр.
Вредные советы. Игра «Валеологический светофор»
6.Центр искусства.
Характеристика и портрет курильщика
7.Центр моделирования.
Пословицы, их смысл. Ситуация «На Дне рождения»
Игра «Валеологический светофор»
— Как отказаться от курения, сигареты…
(на доске 6 способов отказа от курения, см. приложение  )
— К нам на урок прибыл гость из Америки с переводчиком. Это внук Рэйнольдса — Патрик, который основал в Америке табачную компанию по выпуску сигарет «Кэмэл».
Сценка.
I smoked ten years and now I have sick lungs. (Я курю 10 лет, и у меня больные лёгкие)
Do you know that when you smoke, the smoke gets in your lungs as well as mine?  (А теперь позвольте спросить, можно ли верить табачным компаниям, когда они говорят, что курение Вам не вредит?)
Thank you! (До свидания!)
Bye! (Пока!)
4.Тест
-Патрик сделал свой выбор. А теперь выбор нужно сделать Вам.
(красные папки) Тест «Выбери правильные ответы» (см. приложение    )
-Совет учителя:
Чтоб не оставить в жизни чёрный след,
Послушайте сегодня мой совет:
Здоровью своему не нужно Вам вредить.
Тогда на свете долго будете Вы жить.
В Ваш организм совсем не нужно никотина –
Пускай же это будут витамины.
— Советы фармацевта (творческий центр)
Учитель раздаёт правила на всю жизнь (приложение  )
5.Рефлексия
На доске два знака: за курение и против (см. приложение  ).
Необходимо сделать выбор. Игра «Круг» по времени.
6.Домашнее задание: с.160 — 164  (читать + вопросы) + написать 15 способов, чем заняться, вместо того, чтобы курить.

Подготовлено средней школой №3 г.Гродно

уроков, которые вы не выучите в школе

Фото Тима Петерсена

Этот живой бизнес может оказаться сложным. Мы можем стоять на вершине эволюционной шкалы, однако слово человек часто используется как синоним смертного , подверженного ошибкам , ошибочного . Возможно, мы больше всего ошибаемся, слишком часто мешая себе. Нам нужно воздействовать на мир таким, какой он есть, но мы фильтруем опыт через собственные точки зрения и чувства, какими бы ограниченными или искаженными они ни были. Конечно, если мы обращаем внимание или живем достаточно долго (или и то, и другое), большинство из нас в конце концов научится одной или двум вещам и справится с некоторыми из наших врожденных и приобретенных искажений. Такие навыки не менее ценны, потому что их трудно завоевать, хотя мы могли бы пожелать, чтобы они были у нас с самого начала. В этом духе Psychology Today предлагает шпаргалку для более успешной жизни. Вот 10 мудрых советов, основанных на глубоких психологических истинах.

1: Понимание того, что не все, что происходит с вами, связано с вами.

Все мы звезды собственных фильмов, и все в мире лишь фон. Настроение вашего партнера падает. Рыночная стоимость вашей компании повышается. Вы увязли в пробке. Человеку свойственно испытывать все через призму того, как это влияет на вас лично. У этого искаженного восприятия реальности есть имя: эгоцентрическая предвзятость.

Социальные психологи говорят, что наша склонность к эгоцентризму глубоко укоренилась, потому что она помогает нам сохранять связное повествование о событиях нашей жизни. Чем больше мы персонализируем опыт, тем более он актуален для нас, и только релевантные воспоминания остаются с нами надолго. Эти воспоминания — все, что у нас есть, и все, чем мы являемся; они являются основой идентичности.

Тем не менее, важно признать эгоцентрическое предубеждение тем, чем оно является: адаптивной иллюзией. Обязательно наступит утро, когда ваш босс едва заметит вас. Или вы не получите работу, которую, как вы думали, была в сумке. Вы воспримете это на свой счет и почувствуете себя сбитым с толку, обиженным, может быть, разгневанным. Вас втянет в собственное эмоциональное состояние, чтобы вылечить предполагаемые раны, возможно, даже воздействовать на них.

По крайней мере, эгоцентрическая предвзятость заставляет нас неправильно понимать других; это подрывает эмпатию и терпимость. Это также заманивает нас в ловушку; мы тратим огромное количество психической энергии на восстановление после оскорблений, которые никогда не были нацелены на нас.

Чтобы жить менее реактивной, более целенаправленной жизнью, необходимо поставить эго на место. Мы можем когнитивно заставить себя признать, что наша собственная точка зрения не единственная и не обязательно лучшая. Тогда мы сможем ясно видеть ситуации и эффективно подходить к ним. Мы можем даже видеть мудрость в точках зрения других и учиться у них.

В некоторых ситуациях такие изменения эго происходят естественным образом, без особых усилий — возвышенные переживания, вызывающие благоговение или не поддающиеся пониманию: концерты Брамса, роды, математические формулы, созерцание вселенной. Ученые говорят, что все они подавляют эго и расширяют кругозор. Некоторые исследования также показывают, что memento mori , напоминания о непостоянстве жизни, также вытесняют личность с центральной сцены (и увеличивают счастье).

Фото Тима Петерсена

2: Сосредоточиться на других людях, не зацикливаясь на том, как они смотрят на вас.

Следствием эгоцентрического уклона является эффект прожектора: если вы живете как звезда собственного фильма, вы почти автоматически предполагаете, что все внимательно наблюдают за вами. Будучи центром своей собственной вселенной, вы, естественно, считаете себя центром всех остальных. Следствием этого является то, что в ваших взаимодействиях с другими вы можете меньше думать о них и больше о том, как вы выглядите в их глазах и что они должны думать о вас. Вы проявляете уверенность, компетентность, неловкость или возбуждение?

Скорее всего, это не имеет значения. Факты показывают, что прожектор не такой уж и яркий. Люди не замечают нас почти так же, как мы думаем, что они замечают.

Рассмотрим одно исследование, в котором участников, одетых в неловкие рубашки с изображением Барри Манилоу, попросили угадать, сколько сверстников это заметят. Об этом знали менее половины предполагаемого числа. Точно так же эксперимент по групповой динамике показал, что люди предполагали, что их вклад, а также небольшие словесные ляпы и оплошности воспринимаются другими в большей степени, чем на самом деле.

Эффект прожектора распространяется не только на внешние события. Люди обычно считают, что их внутреннее состояние известно другим. Когда испытуемых просили практиковать обман, они радикально переоценивали, сколько своих обманных намерений они «слили».

Когда мы немного меньше заботимся о нашем кураторском представлении о себе, мы открываем дверь для более искреннего взаимодействия. Мы можем ослабить нашу бдительность. Другие могут ответить тем же, меньше сосредотачиваясь на своем представлении о себе и открываясь. Таким образом, умеренное самораскрытие может вызвать эмоциональную взаимность. Прожектор становится больше похожим на прожектор, обширный и общий.

3: Понимание того, что вы не обязаны действовать так, как чувствуете.

Никто не чувствует себя хорошо постоянно. Мы терпим разочарования или открытое сопротивление. Некоторые дни требуют больше усилий и энергии, чем у нас есть. Мы разочаровываем себя в том, что для нас важно. Или случаются события, которые поглощают нас грустью или поглощают тревогой.

Но мы непрозрачны. Знание того, что мы изначально неверно воспринимаем степень, в которой люди замечают нас, и неверно оцениваем степень, в которой наше состояние ума так или иначе видно другим, дает нам возможность сохранить наше достоинство, нашу частную жизнь и наше самоуважение, когда мы не в наших лучших проявлениях.

Нам не нужно отравлять социальные взаимодействия своим состоянием ума. Но как мы можем быть добрыми, когда чувствуем себя капризными и капризными? Как после удара по эго нам сдержать оборонительную позицию, агрессию или гнев?

В последние годы психологическая техника самодистанцирования набирает обороты как эффективное средство саморегуляции. Идея, как объясняет Итан Кросс, директор Лаборатории эмоций и самоконтроля в Мичиганском университете, «состоит в том, чтобы обработать свои чувства с точки зрения стороннего наблюдателя».

Во-первых, представьте, что ваш разум содержит более одного «я». Если «я», которое рассуждает о негативном опыте — на бумаге, вслух или про себя в вашей голове, — говорит другим голосом, чем тот, кто его испытал, плохое чувство не ощущается так мгновенно.

Дистанционное «я» может дать страдающему «я» ментальное пространство, чтобы менее эмоционально реагировать на плохой опыт. Мы думаем более ясно и имеем больше контроля над тем, как мы действуем.

Кросс определяет несколько способов использования этого «лингвистического джиу-джитсу» для изменения настроения (и поведения) по желанию. Подбадривающая беседа работает хорошо, если она изложена на том же языке, который вы использовали бы, чтобы консультировать других людей, используя свое имя или местоимение второго лица вы, а не обычное 9.0005 я или я . (Послушайте, Джейн, увольнение — это возможность проверить свои сильные стороны и то, что вы хотели бы делать дальше.)

Использование you или one в универсальном смысле также полезно, отмечает Кросс, и мы иногда даже используем это бессознательно как способ нормализовать и осмыслить опыт. (Если вы работаете на женоненавистнического тирана, вы должны ожидать проблем.) Чем более эмоционально интенсивны чувства в данный момент, говорит Кросс, тем лучше работает самодистанцирование.

Фото Тима Петерсена

4: Способность переформулировать (и справиться) с разочарованием и невзгодами.

Отдать все свои силы на собеседовании и потерпеть неудачу — это разочарование, а не кризис. Устроить взрывную вечеринку — разочарование, а не повод для депрессии. Получить выговор за опоздание на работу — это унижение, а не основание для увольнения.

Самые устойчивые люди дают себе ментальную свободу, пространство для того, чтобы рассматривать свои неудачи как возможность учиться и расти. Они считают, что неудача — это событие, а не личность. Социальные психологи признают, что, хотя люди могут различаться по своей врожденной способности переносить стресс, психологическую стойкость можно развивать.

Каждый буддист знает — и техники осознанности актуализируют это знание, — что эмоции не являются точным отражением реальности (на самом деле, такой вещи не существует). Чувства — не более чем мимолетная эфемера, как и провалы и фиаско. Устойчивые люди не определяют себя своими невзгодами. Они понимают, что плохие времена — это временное явление.

Те же самые инструменты самодистанцирования, которые работают для улучшения настроения и саморегуляции, могут также использоваться для повышения устойчивости. Кросс рекомендует обратиться к своему отстраненному «я второго лица», чтобы задать и ответить на вопросы о неудачах или разочарованиях, которые вас беспокоят. Что было под твоим контролем, Алиса, и что ты могла бы сделать лучше? Если бы то же самое случилось с другом, что бы вы посоветовали? Как это происшествие повлияет на вас через месяц, год?

В рассказе вы переосмысливаете неудачу как укрепляющий опыт — форму когнитивной переоценки или рефрейминга. Мы можем даже прийти к пониманию того, как мы склонны сбивать себя с ног обычными когнитивными виновниками: катастрофизацией, чрезмерным обобщением, персонализацией, вовлечением в поляризованное черно-белое мышление и поспешными выводами. Как сказал Гамлет: «Нет ничего хорошего или плохого, но мысли делают это таковым».

Используя методы визуализации, исследователи наблюдали за мозгом субъектов, когда они практикуют переоценку. Особенно активизируется рассуждающая медиальная префронтальная кора, а сверхактивная эмоциональная миндалина успокаивается. Это сила духа в действии.

5: Знать, как получить честную обратную связь.

В мире есть два типа людей, отмечает организационный психолог Таша Эйрих, автор книги Insight . «Есть те, кто думает, что они осознают себя, и те, кто на самом деле таковы». Чтобы усложнить ситуацию, существует два типа самосознания: внутреннее (как мы видим себя, свои собственные ценности и увлечения) и внешнее (как нас видят другие). Только последние могут сказать нам, что история, которую мы рассказываем, скучна или что нам никто не доверяет, потому что мы целуемся с боссом.

Внешнее самосознание позволяет нам быть более синхронизированными с другими. Это делает нас более эффективными лидерами, потому что мы обладаем большей эмпатией, которая возникает благодаря пониманию точек зрения других людей.

Если бы мы знали, как нас воспринимают другие, нас бы не ослепила критика или взаимодействие, которое идет наперекосяк без видимой причины. «Другие люди, в том числе те, кто плохо нас знает, часто лучше предсказывают наше поведение в будущем», — говорит Эйрих. Это может стать неожиданностью, добавляет она, но люди с высоким уровнем самоанализа не обязательно обладают высоким внешним самосознанием. На самом деле часто существует обратная корреляция, потому что, спрашивая, «почему» наши взаимодействия идут не так, как надо, мы придумываем ответы, которые не соответствуют действительности.

Жизненный навык, над которым нужно работать, — это безрассудство и смирение, чтобы задавать другим конкретные вопросы о том, как они вас воспринимают. Жизнь зависит не только от вас, но вам все равно нужно точное знание того, как вас воспринимают. Эйрих рекомендует выбрать не менее пяти «любящих критиков», которые дадут вам хорошее прочтение, включая друзей, а также коллег или сотрудников. Задайте им такие вопросы, как: Что я делаю, что я должен продолжать делать? Что мне перестать делать? Что во мне вас раздражает? Это знание может потрясти ваше чувство реальности, предупреждает Эйрих. «После этого сделайте перерыв. Затем обработайте информацию».

Фото Тима Петерсена

6: Оставаться верным своим ценностям, несмотря на то, что другие ожидают от вас.

Ваши собственные потребности и ценности имеют значение. Если вы не будете разумно приспосабливаться к ним во всем, что вы делаете, вы настроите себя на жизнь, полную сожалений или обид. Жизнь со смыслом требует вдумчивого применения ваших страстей и навыков. Это, конечно, обязывает вас узнать, что они из себя представляют, и вооружиться для их развертывания.

Если вы знаете, каким вас видят другие или каким они ожидают вас видеть, это не значит, что вам нужно что-то менять, добавляет Эйрих. «Ты контролируешь ситуацию». Она признает, что проблема заключается в том, что то, что мы хотим для себя (опять же, внутреннее самоосознание) и чего другие ожидают от нас (внешнее самосознание), не всегда четко определены. «Это баланс, перетягивание каната, — говорит Юрих, — и вам нужно достаточно внутреннего самосознания, чтобы отступить». Когда все ожидают, что вы возьмете на себя семейный бизнес, можете ли вы быть уверены, что на самом деле хотите присоединиться к Корпусу мира в сельской Малайзии? Или что вы не хотите иметь детей — никогда?

Навык здесь включает в себя примирение двух концепций самости: той части нас, которая знает свои собственные желания и страсти и остается стабильной во времени, и той части, которая черпает смысл и идентичность из социального контекста, который по определению находится в постоянном движении. Они, конечно, не совсем отдельные. Бессознательно мы склонны пытаться оправдать ожидания других, в том числе родителей, учителей и романтических перспектив. Чем слабее наше внутреннее самосознание, тем больше мы можем заботиться только о том, как мы выглядим в глазах других, и изо всех сил пытаемся отличить, что мы хотим для себя, от того, что они хотят от нас. Мы становимся угодниками.

Люди с высоким как внутренним, так и внешним самосознанием лучше всего ориентируются в дуэльных ожиданиях, говорит Эйрих. Они ценят подлинность и честность, знают, что хотят делать, и освещают это другими точками зрения. При получении отзывов они «очень, очень разборчивы», говорит она, выбирая только тех, кому доверяют. Когда дело доходит до их желаний и устремлений, они могут доверять лишь немногим избранным, которые хотят, чтобы они добились успеха.

Эйрих отмечает, что самопознание достигается путем принятия общих тенденций и закономерностей, а не вклада какого-либо одного человека. Чего вы на самом деле хотите для себя? При самоанализе она рекомендует избегать эмоционально заряженных Почему ? вопросы вместо того, чтобы задать продуктивный Что ? вопросы: Чего я не знаю из того, что хотел бы знать? Что я не делаю из того, что должен делать? Как сказал философ Лао-Цзы: «В центре вашего существа у вас есть ответ».

7: Быть открытым для новой информации или пересмотренного мышления.

Мир не стоит на месте. Ситуации меняются. Доступные изменения информации. Как бы сильно мы ни были эмоционально привязаны к своим собственным решениям, как бы наши мнения и взгляды ни служили нам когда-то, наступает момент, когда постоянство может превратиться в жесткость.

Что бы вы ни нашли в центре своего существа, вам не нужна жесткость. Но это случается со многими из нас со временем, говорит психолог Калифорнийского университета в Беркли Элисон Гопник. Она провела эксперимент, в ходе которого дети дошкольного возраста и взрослые столкнулись с игрушкой, которую никогда раньше не видели. Обе возрастные группы учились включать игрушку и создавать музыку, используя либо один блок, либо комбинацию блоков. Позже у каждого была возможность попробовать заставить игрушку работать с новым набором блоков, но только маленькие дети могли игнорировать свои существующие знания и возиться с новыми комбинациями, чтобы заставить игрушку включиться. Взрослые, как правило, упорно следовали своим первоначальным инструкциям, даже если они больше не работали. Они не пересматривали свое мышление.

Когда мы становимся старше и накапливаем знания, мы склонны становиться прокрустовыми. Мы изучаем принцип, а затем становимся ограниченными им. Новую информацию, противоречащую существующим знаниям, воспринимать труднее. Если мы не найдем способ привести ее в соответствие с нашими предубеждениями, мы можем ее отвергнуть (в психологии это известно как «предвзятость подтверждения»). Вот почему наши политические взгляды становятся такими фиксированными. Нам не удается легко адаптироваться к незнакомой среде и новым технологиям. С возрастом нейронная гибкость уступает место эффективности.

Однако когнитивную гибкость можно натренировать и даже восстановить с помощью упражнений. Для начала есть физическая активность; он увеличивает уровень кислорода в крови, что может привести к синаптической пластичности. Кроме того, есть тренировка ума, которую рекомендует Гопник, — работа над тем, как справляться с новыми проблемами, как новичок. «Речь идет не только о том, чтобы пробовать что-то новое», — отмечает она, но и о том, чтобы проникнуть в области, далекие от вашей базы знаний. (Психологи, попробуйте программировать. Программисты, попробуйте писать художественную литературу. Все, поучитесь или поработайте немного за границей, если сможете.) Любопытство должно преобладать над мастерством. «По иронии судьбы, — отмечает Гопник, — отсутствие заботы о результате может сделать вас более исследовательским и, в конечном счете, более эффективным». Для правильной демонстрации когнитивной гибкости в действии она рекомендует проводить время с 4-летними детьми.

Ментальная гибкость также имеет очень ситуативную сторону. Исследования показывают, что люди более склонны менять свое мнение, когда чувствуют себя хорошо. В то же время, чем больше люди чувствуют какую-либо угрозу, тем больше вероятность того, что они будут цепляться за свои убеждения, особенно если эти взгляды совпадают со взглядами групп, с которыми они себя идентифицируют.

8: Овладейте безотказным способом мотивации себя, который работает, когда интерес снижается.

Помните, как Том Сойер заставил своих друзей покрасить белый забор его тети? Он сделал работу по дому такой веселой, что они подкупили его, чтобы он позволил им это сделать. Внутреннее побуждение маленьких детей, которое заставляет их хотеть делать то, что они делают — не из необходимости, а из чистого интереса, — называется «внутренней мотивацией». Это золотой стандарт продукции.

Но когда наш интерес или наши усилия по обелению мотивации терпят неудачу, мы изо всех сил пытаемся заставить себя делать то, что нам нужно. Деньги едва ли являются универсальным мотиватором; спросите любого, кто страдает от эмоционального выгорания. Связь между компенсацией и мотивацией сложна, но исследования показывают, что деньги часто лишают людей удовлетворения, превращая когда-то приятные занятия в настоящую рутину. Деньги не покупают вовлеченность.

Запись того, как тяжелая работа закончится успехом (скажем, повышением и повышением по службе) или визуализация триумфа во всех его деталях, как было показано, активирует области мозга, связанные с вознаграждением. Некоторые люди могут стимулировать себя только мыслями о соревновании: они геймифицируют задачу, просят сверстников возложить на них ответственность или воображают, что противник преуспевает. Разговор с самим собой от второго лица, «тренер в голове», тоже имеет свою ценность. Ты можешь раздавить это, Тед! Некоторые исследования показывают, что эта формулировка еще более эффективна, чем вопрос: Сможешь ли ты раздавить его, Тед? Идея состоит в том, чтобы превратить задачу в интересный вызов, который, если все пойдет хорошо, задействует внутреннюю мотивацию.

Но для многих из нас самый полезный навык — это сдвинуться с мертвой точки, а для этого нужно полагаться на привычку. Вы просыпаетесь в 6:00 утра. заниматься не по страсти, а по привычке. Вы погружаетесь в документ не всегда потому, что он захватывающий, а потому, что это рутина. Всего 20 минут, говорите вы себе, и вы перейдете к чему-то другому. Затем, чаще всего, берет верх магический импульс. Это не о кнуте и прянике. Речь идет о твердой решимости сделать шаг, потом еще и еще, пока не добьешься успеха.

Иногда удовольствие в процессе. Люди, которые знают, как черпать вдохновение, а не ждать, пока оно придет к ним, связывают даже самые трудные задачи с великой целью. Для наименее вдохновляющих пунктов в своем контрольном списке они ставят микроцели: уделить 20 минут для ощущения прогресса и импульса. Они учатся ценить последовательность мелких шагов, а не только триумфальный результат.

Фото Тима Петерсена

9: Сосредоточьтесь на своей цели в зонированном мире.

Как сказал Марк Твен: «Два самых важных дня в жизни — это день, когда вы родились, и день, когда вы узнали причину».

Цель, однако, зависит от саморегуляции, способности сопротивляться импульсам ради достижения долгосрочных целей. К сожалению, целое поколение взрослеет, поглощенное Facebook и другими СМИ, которые подрывают саморегуляцию, говорит Ларри Розен, почетный профессор Калифорнийского государственного университета и соавтор книги The Distracted Brain . Взрослые взрослые не менее невосприимчивы к звукам обратной связи, которые делают смартфоны такими привлекательными. «Вам могут хотеться большие идеи, но если ваше внимание постоянно отвлекается, они не придут. У вас нет времени обрабатывать что-либо на более глубоком уровне», — говорит Розен. Также, добавляет он, нет времени на творческие мечтания, потому что мозг часто перевозбуждается.

Розен обнаружил, что молодые взрослые студенты могут удерживать внимание на важной работе в среднем только в течение двух-четырех минут, прежде чем проверять электронную почту, текстовые сообщения и социальные сети (пожилые люди не намного лучше) — и это может занять до 20 минут, чтобы вернуться к задаче. Чем больше часов учащиеся тратят на мультизадачность, тем ниже их средний балл. Даже одна регистрация на Facebook во время фокус-сессий предсказывала более низкую оценку.

Помимо отметок «Нравится» и звуков, направленных на активацию схемы вознаграждения в мозгу, лежит еще более сильный мотив для постоянных проверок, считает Розен: они уменьшают ноющую тревогу по поводу упущенной выгоды (FOMO). Традиционные способы освободить мозг от навязчивой рутины — 10-минутные прогулки на природе, физические упражнения, медитация, душ — все еще работают, но преднамеренные технические перерывы теперь почти необходимы. Розен рекомендует перерывы по 30 минут каждый, особенно во время концентрации внимания.

Практика, говорит Розен, может способствовать развитию исполнительного контроля. Отвернувшись от маленького экрана, мы можем переориентироваться на большую картину.

10: Допустимая двусмысленность.

Вы никогда точно не узнаете, что упускаете. Вы не можете знать наверняка, что думает другая сторона во время переговоров или что на самом деле думает о вас ваш спутник или партнер. Вы никогда не узнаете, являются ли решения, которые вы принимаете сегодня, лучшими, или чем вы, возможно, пожертвовали, принимая их, или, если уж на то пошло, к чему они приведут.

Более того, скорость событий сегодня требует от нас принятия решений в отсутствие достоверной информации. Вы никогда не будете знать все о своем партнере. Несмотря на то, что неопределенность является безошибочным топливом для беспокойства, она является условием жизни.

Терпимость к двусмысленности достигается за счет ясности. Но награды богаты. У нас больше возможностей переключать передачи, экспериментировать, быть более гибкими, получать новую информацию, которую в противном случае мы бы отвергли, и позволять ситуации развиваться, прежде чем нажать на курок. Мы лучше справляемся с рисками и принимаем решения, не обманывая себя, думая, что знаем все, что нужно знать. В конце концов, мы меньше беспокоимся. Полная уверенность — в лучшем случае иллюзия.

Наиболее эффективные стратегии повышения комфорта в условиях неопределенности (особенно когда необходимо принять решение) заставляют нас смотреть за пределы здесь и сейчас. Попросите человека, принявшего поспешное решение, объяснить или написать о последствиях, и его стремление к однозначному завершению уменьшится.

Ясность, как мы понимаем, лучше всего развивается со временем. Возможно, это объясняет тот факт, что терпимость к двусмысленности возрастает после чтения художественной литературы. Истории вырывают нас из настоящего момента, а также из нашего собственного ума и мышления. Писательница Маргарет Драббл заметила: «Когда ни в чем нельзя быть уверенным, все возможно».

Отправьте свой ответ на эту историю по адресу [email protected]. Если вы хотите, чтобы мы рассмотрели ваше письмо для публикации, пожалуйста, укажите свое имя, город и штат. Письма могут быть отредактированы по длине и ясности.

Возьмите экземпляр Psychology Today в газетных киосках прямо сейчас или подпишитесь, чтобы прочитать остальную часть последнего номера.

Изображение Facebook: logoboom/Shutterstock

Изображение LinkedIn: HBRH/Shutterstock

Развитие социального и эмоционального обучения

Возобновление движения Уменьшить движение

  • Доказательства • Реализация • Политика

Новое в системном SEL? Начало здесь.

Программа Collaborative for Academic, Social and Emotional Learning помогает сделать социальное и эмоциональное обучение, основанное на фактических данных, неотъемлемой частью образования от дошкольного до старшего школьного возраста.

Узнайте об основах SEL Узнайте больше о SEL

Меня интересует SEL на уровне школыфедеральная политика и политика штата программы SELSEL на районном уровне и учебный планисследования SEL

Совет поставщиков услуг SEL

Учебное сообщество, объединяющее поставщиков услуг SEL для налаживания связей, коллективного продвижения и защиты интересов.

Посмотреть отчет

Дополнительные ресурсы о программах SEL

Обновленная информация об исследованиях социальных и эмоциональных результатов обучения

Изучение четырех метаанализов программ SEL выявило многочисленные положительные результаты в краткосрочной и долгосрочной перспективе для участвующих учащихся.

Читать далее

Подробнее об исследовании

SEL и ученые не могут быть разделены, поэтому, когда мы игнорируем часть, мы создаем больше пробелов.
Кассандра Теш, заместитель директора начальной школы Линкольна, Объединенный школьный округ Окленда
Возврат инвестиций составляет 11 к 1, поэтому на каждый доллар, вложенный в программирование, связанное с социальным и эмоциональным обучением, мы видим, что они экономят 11 долларов. Есть много причин, по которым люди приходят к выводу, что это то, чему мы должны уделять приоритетное внимание.
Мелисса Шлингер, вице-президент по практике и программам, CASEL
Для меня лидерство и преподавание через призму SEL означает помогать учащимся учиться вместе и друг у друга, а также брать на себя ответственность за собственное обучение.
Тайлер Кларк, Начальная школа Линкольна, Объединенный школьный округ Окленда
Обучение – это относительный процесс. Мы не просто познавательны. Мы не просто эмоциональны. Мы не просто общительны. Мы являемся всеми этими вещами одновременно.
Доктор Роберт Джагерс, вице-президент по исследованиям CASEL
Подавляющее большинство учителей согласны с тем, что они не могут эффективно обучать своих учеников, если они также не учитывают их потребности в SEL.
Лаура Гамильтон, генеральный менеджер исследовательских центров, ETS
В нашей молодежи уже есть величие. SEL создает условия для проявления этого величия.
Байрон Сандерс, президент и главный исполнительный директор Big Thought
Обучение должно быть по своей сути радостным. Это должно быть радостным занятием, позволяющим всем учащимся развлекаться и находить свои увлечения. Это цель обучения.
Доктор Д’Андре Уивер, суперинтендант независимого школьного округа ДеСото
Учащиеся более вовлечены, а результаты обучения гораздо более справедливы, когда у каждого учащегося есть подтверждающий опыт развития, такой как психологическая безопасность, заботливые отношения, лично значимый контент и чувство личной свободы действий.
Д-р Дэйв Паунеску, исполнительный директор и соучредитель PERTS
Если вы заботитесь о результатах, вам нужно заботиться о SEL. Это путь к достижению желаемых результатов.
Сусана Кордова, Независимый школьный округ Далласа
Правда в том, что эмоции управляют вниманием, а внимание стимулирует обучение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *