Открытый урок психолога в школе: План-конспект открытого урока по психологии в начальной школе Наш удивительный мир эмоций.

Содержание

Конспект открытого занятия педагога-психолога, направленного на формирование психологической готовности к обучению в школе «Урок колдуньи Жадность» | Методическая разработка (подготовительная группа):

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад №75 Невского района

 г. Санкт-Петербурга

Конспект совместной деятельности (психолого-педагогическое занятие) для детей подготовительной группы

«УРОК КОЛДУНЬИ ЖАДНОСТЬ»

с использованием авторских методик по формированию психологической готовности к обучению в школе

Конспект составлен

педагогом-психологом

Латышевой Е.В.

Санкт-Петербург

2019

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование представлений об обучении в школе.
  2. Обогащение и активизация активного словарного запаса детей.
  3. Развитие навыков связной речи.

Развивающие:

  1. Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
  2. Развитие невербального интеллекта.
  3. Развитие произвольности и внимания (концентрации, распределения, устойчивости и избирательности).
  4. Развитие пространственных представлений.
  5. Развитие мнестических процессов (словесно-логическая память, отсроченное запоминание).
  6. Развитие тонкой и общей моторики.
  7. Развитие умения принимать инструкцию и действовать в соответствие с ней.
  8. Развитие эмпатии и эмоциональной сферы.

Воспитательные:

  1. Воспитание умения работать в коллективе, взаимодействовать с детьми и взрослыми.
  2. Воспитание навыков сотрудничества.
  3. Воспитание доброжелательности, инициативности и ответственности.

Используемые технологии:

  1. Игровые.
  2. Сказкотерапия.
  3. Информационно-коммуникативные.

Интегрирование образованных областей:

  1. Познавательное.
  2. Речевое.
  3. Социально-коммуникативное.

Оборудование и материалы:

Мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, экран), столы, стулья, цветные геометрические фигуры разных размеров, карточки с образцом последовательности фигур, клей-карандаш, клубок ниток, мяч, мягкая игрушка (еж), серебристая бумага, 2 конверта, звонок, 3 подарочных пакетика.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.
  2. Панфилова М.А. Лесная школа: сказки для детей подготовительной группы.

Предварительная работа:

Занятие входит в программу психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет по формированию предпосылок психологической готовности к школьному обучению.

Форма деятельности – совместная образовательная деятельность.


Ход занятия

  1. Приветствие. Упражнение «я рад вас видеть!»

Педагог-психолог: «Здравствуйте, дети! Сегодня мы продолжим наше знакомство с Лесной школой, но прежде, давайте поздороваемся друг с другом с помощью волшебного клубка, который принес нам Учитель-Ёж. Он поможет нам попасть в сказочную страну. Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу клубок и разматывая нить. Когда вы будете передавать клубок друг другу, почувствуйте какой он мягкий и пушистый. Возьмите себе нить, повернитесь к своему соседу, который стоит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад тебя видеть!»».

Психолог с детьми передают клубок по кругу.

Психолог: «Вот так клубок объединил нас всех вместе на сегодняшнем занятии. Теперь опустите нить на пол, посмотрите, какой большой круг получился. Давайте теперь каждый прыгнет в круг через нить и таким образом перенесется в сказочную страну».

Дети и психолог кладут нить к форме круга на пол и прыгают внутрь.

  1. Сказка «Жадность»

Психолог: «А теперь сядем удобно в кругу, выпрямим спинки и продолжим слушать сказку о Лесной школе. Только сначала давайте вспомним, о чем была сказка в прошлый раз?».

Дети: «Про аккуратность», «про колдунью Лень», «про то, что нужно ухаживать за своими вещами».

Психолог: «Все верно, а сейчас я расскажу вам продолжение сказки. Целый месяц прошел после назначения дежурных помощников. И наши первоклассники старались изо всех сил, чтобы научиться секретам госпожи Аккуратность. У многих это чудесно получалось! Школьники стали очень бережно относиться к своим вещам! У некоторых учеников бережливость стала проявляться слишком сильно и даже обидно для окружающих.

— Не бери мой карандаш, ты его сломаешь! — кричал Лисенок на Зайчонка.

— А я не дам тебе свою линейку! — отвечал Зайчонок.

— Мне не нравится, что ты садишься на мой стульчик, испачкаешь! — ворчала Белочка на Волчонка.

— Не прикасайтесь, к моему костюмчику! — отгонял от себя своих друзей Медвежонок во время игры, покачивая головой.

Психолог: Ребята, как вы думаете, что происходит со школьниками? Какое у них настроение? 

Дети: «Плохое», «злое», «ученики жадничают».

Учитель Ёж посмотрел на ребят с грустью и сказал:

—  Ребята, вам пора лечиться! — обратился он к школьникам.

— Но мы ведь все здоровы! — удивились ученики.

— К нам в школу прилетел вирус жадности. Это двоюродная сестра Лени, колдунья Жадность, наверное, прислала его к нам, чтобы всех поссорить.

— А что же теперь делать? Как лечиться? — заволновались ребята.

— Есть один секретный способ, он здесь, в этом письме, его прислала  фея Доброта — ответил Еж. — Но прежде, я хочу спросить у ребят, может быть, они знают средство от вируса Жадности?!

Психолог: Ребята, знаете ли вы как побороть жадность? Кто знает, может поднять руку.

Дети: «Нужно делиться», «добрые дела».

 Психолог: «А теперь давайте откроем конверт и прочтём послание Феи Доброты!»

Психолог открывает конверт и читает написанное.

 «Добрые поступки» — вот, что здесь написано! Только ведь не все знают, что это такое… Кто знает, что такое добрый поступок?

Дети: «когда делаешь что-то хорошее», «что-то полезное», «помощь другому».

Психолог: А что сказали ученики Лесной школы? Давайте послушаем.

— Это когда делаешь что-то приятное своему другу, — предположил Зайчонок.

— Или своей маме, — продолжала Белочка.

— Или учителю, — тихо произнес Волчонок.

— Или себе, — важно вставил Медвежонок.

—  Каждый из вас в чем-то прав! Но не полностью, а частично! Ведь добрые поступки приятны всем окружающим и себе тоже. Если мы помогаем другу обидеть кого-то, то это уже не добрый поступок, а злой. Если мы отдаем единственную ручку товарищу, который все позабыл дома, а сами не сможем писать на уроке, то это тоже не добрый, а глупый поступок. Поэтому добрые поступки трудно совершать. Но самый первый шаг на пути к доброму поступку — это услышать просьбу о помощи.

— А второй шаг? — спросили ребята.

— Второй шаг — это стремление помочь, но, предварительно подумав, как это сделать быстро и удобно для всех, — ответил учитель.

— Но как же быть с единственной ручкой? Если другу она нужна, а у меня другой нет, ему следует отказать в помощи? — волновался Волчонок.

Психолог: «Дети, как вы думает, как поступить Волчонку в этой ситуации?». 

Дети: «Дать другу карандаш», «Попросить у другого одноклассника или учителя».

Психолог:

— А я бы отдал свою единственную ручку другу, а то меня будут считать жадиной, — грустно произнес Зайчонок.

—Как вы думаете, ребята, обрадовался бы друг, если бы у Зайца из-за него были неприятности? — спросил учитель.

— Если он настоящий друг, то сам откажется от такой жертвы, — ответил Медвежонок. Все ученики задумались.

— Но как же быть с Жадностью? — задал вопрос Зайчонок.

— Если каждый из вас будет думать о добрых поступках и стремиться их совершать, то Жадность быстро исчезнет и вы будете снова здоровыми, — ответил ученикам Еж.

—  Но я очень беспокоюсь за свои вещи, потому что тружусь, стараюсь, а вдруг кто-нибудь сломает или потеряет, — волновалась Белочка — А если не вещь сломают, например, нечаянно? — беспокоилась Белочка.

—  А для этого существует правило:  «Кто ломает, тот и чинит. Кто теряет — покупает ».

Ребята повторили новое правило и записали его в тетрадь, чтобы лучше его запомнить.

— Мы продолжим наш разговор о добрых поступках на следующем занятии, а сейчас нам пора завтракать! — ответил учитель и пригласил в столовую.

Психолог: «Дети, о чем была сказка? Понравилась ли она вам? Сталкивались ли вы с жадностью других детей? Жадничали ли сами?».  

Дети: «Понравилась», «Про жадность», «Про добрые поступки», «Другой ребенок не делился карандашами», «Я не давал свои игрушки», «Я не жадничал».

Психолог: «Учитель Ёж очень рад тому, что Вы так внимательно слушали его сказку и активно помогали школьникам найти средство от Жадности. Поэтому он подготовили для вас интересную игру с мячом».

Игра «Звонкий мяч»

Психолог: «Давайте встанем в круг и начнем передавать мяч по кругу, но с разной скоростью в зависимости от громкости звонка. Чем тише звенит звонок, тем медленнее будем передавать мяч, чем громче – тем быстрее. Главное – не ронять мяч!».

Стоя в кругу, играющие передают мяч в разном темпе (от медленного к очень быстрому), не уронив его, соседу.

Психолог: «Молодцы, ребята! Вы очень внимательные! Посмотрите на экран, это же ученики Лесной школы! Они отправили вам письмо с игрой».

Дети смотрят на экран и видят появляющихся животных.

 

Психолог: «Игра называется «Угадай, кто мой друг». Я знаю такую игру!».

Игра «Угадай, кто мой друг»

Психолог: «Давайте разделимся на две команды: первая команда будет рассказывать о животном, не называя его вслух, а вторая – угадывать. Вы можете рассказать о том, где живет это животное, чем любит заниматься, какого цвета его шерсть, чем питается, с кем дружит, а кого боится». 

Каждый ребенок из первой команды выбирает карточку с изображением животного так, чтобы не видели остальные дети. Ребенок придумает ему имя, рассказывает о жизни выбранного животного. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. В качестве подсказки, ребёнок может изобразить походку животного.

Игра «Волшебное ожерелье Феи Доброты».

Психолог: «Посмотрите, Зверята и Учитель Ёж, какие ребята молодцы! Угадали всех животных! А вот и Фея Доброта, но что случилось?».

Дети смотрят на проектор и видят грустную Фею Доброту, хаотично размещенные геометрические фигуры и слышат смех Колдуньи Жадность.

Психолог: «Похоже, я поняла. Колдунья Жадность заколдовала ожерелье Феи Доброты и оно порвалось! Каждая бусина – это доброе дело, которое совершила Фея, а их она совершила очень-очень много, поэтому и бусин тоже очень много. Давайте поможем Фее собрать части ожерелья воедино! Сейчас я открою наш волшебный круг для того, чтобы мы могли попасть в реальный мир. Проходите и присаживайтесь за столы!».

Дети садятся за столы, перед ними лежат несколько образцов, которые нужно продолжить и клей.

Психолог: «Перед вами лежат части ожерелья Феи доброты. У каждой из них свой порядок бусин, который повторяется. Например, вот у этой части бусины чередуются следующим образом: желтый круг, маленький синий треугольник, большой красный квадрат, дальше порядок повторяется.

Выберите себе ту часть ожерелья, которая нравится вам больше всего, и посмотрите, какие фигуры вам понадобятся.

А теперь выберите необходимые фигуры из тех, что лежат на столе и закончите свою часть бус, приклеивая их к ниточке. Очень важно, чтобы все фигуры были на своих местах, иначе ожерелье не соберется».

Дети выполняют задание. После того, как все закончили, дети возвращаются в круг и выкладывают внутри него получившееся ожерелье.

Психолог: «Посмотрите, какое чудесное ожерелье у нас получилось! Посмотрите, Фея Доброта радуется и благодарит вас за помощь, которую вы ей оказали! Давайте похлопаем себе».

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Психолог: «Ребята, давайте вспомним, что было на занятии, о чем была сказка»?

Дети: «Сказка про жадность и доброту», «клеили, играли в мяч».

Психолог: «Что понравилось, а что не понравилось вам сегодня на занятии? Пусть выскажется каждый, сматывая нить в клубок».

Психолог: «Спасибо всем!

На этом наше занятие завершается. До свидания!»

Школьная психологическая служба

Сортировка: новинки, темы Класс: любойДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Кинотренинг: я – эмпатийный» 2022

    Автор: Климова Ирина Викторовна

    Направление программы курса внеурочной деятельности «Кинотренинг: я – эмпатийный». Курс предназначен для обучающихся с особыми образовательными потребностями 7–11-х классов. Актуальность курса по формированию эмпатии с помощью кинотренинга в том, что одной из популярных форм работы педагога-психолога с подростками и педагогами является тренинг. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффективно работать с указанными категориями. Кинотренинг (кинотерапия) относится к групповым занятиям под общим названием «терапия искусством».

  • Особенности проявления эмпатии у подростков с особыми образовательными потребностями в полных семьях и в семьях с одним родителем 2022

    Автор: Климова Ирина Викторовна

    Эмпатия является феноменом социально-психологического происхождения, который возникает и развивается во взаимодействии личности с другими людьми, в частности, в процессе общения родителей с ребенком.

    Психологи выделяют разные механизмы эмпатии: эмоциональное подражание и заражение, идентификацию (осознанную и неосознанную), проекцию и интроекцию, понимание и рефлексию, «ответное» эмоциональное реагирование, в которое включен механизм неосознанной идентификации.

    эмпатия

  • Игры, направленные на развитие толерантности у учащихся 1–4-х классов 2022

    Автор: Писаревская Татьяна Александровна

    Важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды такими, какие они есть.

    толерантность

  • Программа по преодолению трудной жизненной ситуации «7 шагов» 2022

    Автор: Душина Ирина Александровна

    Цель программы: помочь подростку принять ситуацию, решить проблему, на которую он не может повлиять. Задачи: осознание и принятие проблемы, изменение отношения к ней, снижение тревожности, закрепление новых типов поведения, отношения к кризисной ситуации.

  • Помощи и профилактика стресса в период подготовки к экзаменам 2022

    Автор: Палушина Ольга Анатольевна

    В жизни каждого участника образовательного процесса случались ситуации, обозначаемые как стрессовые. Что же такое стресс на самом деле и как можно предотвратить его негативные последствия?

    стресс, стрессоустойчивость

  • Что такое медиация в школе и для чего она нужна 2022

    Автор: Латышева Ольга Николаевна

    Школа – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей. Этот мир ограничен пределами школьных стен и периметром двора. Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей). Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня стресса в школе и сохранения добрых отношений. Можно ли в таких условиях совсем обойтись без конфликтов?

  • Интегрированный урок (русский язык и психология) по теме «Местоимение» 2022

    Автор: Ампилогова Наталья Валерьевна

    Урок рассчитан на учащихся общеобразовательной школы. Рекомендуется как урок – обобщение знаний по теме. Способствует закреплению знаний, развитию навыков употребления местоимений в речи. Урок формирует у учащихся стремления к самопознанию, воспитывает нравственность.

    местоимение, темперамент, темперамент человека


  • Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания 2022

    Автор: Чуксаева Светлана Николаевна

    Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

  • Невротизация дошкольников 2022

    Автор: Авдонина Екатерина Александровна

    В каждой группе детского сада найдутся такие дети. Их немного, но они есть. Одни настолько тихие, что их легко не заметить. Другие настолько активные и шумные, что от них хочется спрятаться. Третьи страдают энурезом или энкопрезом. Четвертые сгрызают ногти до крови. Пятые устраивают истерики. Проявлений много, но причина этих поведенческих проблем зачастую одна и та же – невротизация. Не невроз в медицинском значении этого термина, а именно невротизация – эмоциональный дисбаланс, большая подверженность стрессам и низкая самооценка.

  • Коррекционно-развивающее занятие «Я и мои «колючки»». 5-й класс 2022

    Автор: Карцева Людмила Сергеевна

    Цель занятия: создание у обучающихся мотивацию на самопознание; способствовать развитию рефлексии у обучающихся.

  • Психологическое занятие по профилактике употребления психоактивных веществ «Твоя жизнь в твоих руках» 2022

    Автор: Карцева Людмила Сергеевна

    Проблема наркомании по-прежнему актуальна, поэтому профилактическое занятие «Твоя жизнь в твоих руках» поможет подросткам задуматься о том, что заставляет людей пробовать наркотики, познакомит с понятием «групповое давление» и возможными стратегиями поведения. Занятие нацелено на формирование ответственности за свою жизнь, формирование антинаркотических установок, изменение отношения учащихся к ПАВ.

    профилактика употребления психоактивных веществ, профилактика наркозависимости

  • Проект тренинга для педагогов: «Пойми меня правильно, или Трудности перевода» 2022

    Автор: Моисеева Татьяна Александровна

    Есть время, которое нам не принадлежит. Мы отдаем его другим людям, работе, обстоятельствам, делам. Мы тратим себя, тратим, отдаем и растрачиваемся. Мы бежим, не имея возможности оглянуться, мы обижаемся и сердимся. И в какой-то момент приходит ощущение, что так больше не может продолжаться, а за этим и профессиональное выгорание. Именно педагоги – самая уязвимая категория специалистов, у которых высок шанс оказаться в стрессовой ситуации. Тренинг «Пойми меня правильно, или трудности перевода» поможет педагогам развить способность адаптироваться к объективной реальности, осознавать свои чувства и потребности, научит правильно выстраивать коммуникацию, чтобы избежать конфликтных ситуаций. А значит сохранить интерес к своей работе и психологическое здоровье.

    тренинг для педагогов, профессиональное выгорание

  • Специально организованное занятие как средство снижения школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 2022

    Автор: Маминова Мария Ивановна

    Цель исследования: изучение возможности специально организованного занятия в снижении школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

    ЗПР, задержка психического развития, младшие школьники, тревожность и страхи, тревожность

  • Развитие психолого-педагогической компетентности родителей, имеющих детей раннего возраста 2022

    Автор: Садомова Надежда Евгеньевна

    В последние годы все больше становится мам и пап, которые задумываются о том, что и как можно и нужно развивать в ребенке. Как с ним играть, на что способен младенец, какова его «жажда знаний». Эта «жажда знаний» должна быть грамотно удовлетворена со всех сторон, для полноценного развития ребенка как личности. Это значит, семейное образование должно удовлетворять развитию как эмоциональной, так и интеллектуальной сфер.


  • «Этапы достижения успеха» как один из инструментов в работе консультирующего психолога (из опыта работы) 2022

    Автор: Бобкова Лариса Николаевна

    Данная статья посвящена одному из возможных вариантов работы с запросом, касающегося трудностей выполнения домашних заданий школьником. У каждой семьи есть свои возможности в преодолении трудностей. Специалисту нужно только определить стратегию и метод, которые будут эффективны для конкретной семьи.

  • Каждый должен сам решать, кем он в жизни хочет стать! 2022

    Автор: Минтиненко Татьяна Николаевна

    Задача выбора профессии – одна из сложнейших и ответственных жизненных задач, которые приходится решать выпускнику. Этот выбор влияет не только на будущее материальное благополучие человека и его профессиональную успешность, но и на самооценку, психологический комфорт. Удовлетворение от жизни, достижение высоких целей происходит только тогда, когда человек делает то, что он хочет и к чему способен. Важность этой задачи часто недооценивают как подростки, так и родители. Для одних родителей процесс выбора профессии является тяжелым испытанием, другие уже давно решили за своих детей, куда им поступать, третьи надеются, что все разрешится само собой. Нужно чаще приглашать представителей различных учебных заведений для информирования обучающихся о различных профессиях, больше уделять внимания характеристикам профессий, в том числе профессий будущего.

    профессии

  • Методы и приемы развития эмоционального интеллекта обучающихся на уроках истории 2022

    Автор: Гридчина Оксана Николаевна

    Эмоциональный интеллект, как способность человека распознавать эмоции, желания других людей и свои собственные, умение управлять ими в целях решения практических задач, дает огромный потенциал развитию обучающихся.

    эмоции, эмпатия

  • План-конспект мероприятия на тему «Проектирование развивающего занятия с использованием современных технологий арт-педагогики» 2022

    Автор: Зюзина Наталья Олеговна

    Цель мероприятия: развитие навыков рисования животных из геометрических фигур, психологическое изменение ребенка, чтобы он стал открытым, активным, учился экспериментировать, мыслил нешаблонно.

  • Информационные и психологические аспекты безопасности учащихся в сети Интернет 2022

    Автор: Сарычева Татьяна Александровна

    Всё чаще и всё громче мы слышим фразу о том, что интернет, помимо большого подспорья в учебе, помощи в поиске информации или развлечениях таит в себе угрозу, которая стала реальной и очень ощутимой на сегодняшний день. И эту угрозу мы ощущаем, поскольку работаем с детьми, в поле зрения наши дети, мы видим, сколько времени они тратят на гаджеты, сколько внимания они уделяют в соцсетях и это очень тревожная реалия. Нам, и как родителям, и как учителям необходимо обладать информацией о том, что же мы можем сделать для обеспечения информационной безопасности детей, защиты физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних.

  • Коррекционно-развивающее занятие по формированию школьной зрелости. Тема: «Помоги бабочке» 2022

    Автор: Федорова Елена Юрьевна

    Представлен конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию школьной зрелости.

  • Разрешение конфликтных ситуаций младших школьников приемом «Сторителлинг по картинкам» 2022

    Автор: Ляпунова Нина Николаевна

    Для снижения уровня конфликтности среди младших подростков и создания хорошего и крепкого коллектива необходимо выстраивать работу по профилактике конфликтных ситуаций приемом «Сторителлинг (или рассказывание историй) по картинкам», так как одни «Stories» наглядно показывают виды и последствия конфликтов, а другие – помогают найти конструктивное решение. «Сторителлинг по картинкам» удобен и с организационной точки зрения, и психологически ценен. Представим несколько вариантов психологических игр «Сторителлинг по картинкам»: Настольная игра «Экспресс- таблица», игра «Карточный МИКС», игра «Путешествие в картину», игра «Веселый КоМИКС».


  • Применение нетрадиционных методов работы с детьми с ОВЗ с целью профилактики и коррекции поведенческих нарушений, мотивации к обучению и социализации 2022

    Автор: Матвейчук Наталья Алексеевна

    Статья посвящена проблеме использования нетрадиционных методов в современной педагогической науке для повышения эффективности профилактики и компенсации поведенческих нарушений у детей с ОВЗ, страдающими задержкой психического развития, их мотивации к обучению и социализации.

    ОВЗ, ЗПР, поведенческие нарушения

  • Пример психолого-педагогической характеристики ребенка с ОВЗ 2022

    Автор: Иванова Татьяна Леонидовна

    Приведен пример психолого-педагогической характеристики ребенка с ОВЗ.

    ОВЗ

  • Жесты и мимика занятие с элементами тренинга для обучающихся 6-х классов 2022

    Автор: Крохина Лилия Владимировна

    Цель урока: формирование знаний и умений пользоваться жестами и мимикой, навыков способствующих адаптации в социальной среде – в общении.

  • Взаимосвязь агрессивности и стрессоустойчивости личности 2022

    Автор: Макеева Кристина Николаевна

    Одними из важных причин возникновения стресса у человека являются: огромные эмоциональные нагрузки, которые мы испытываем каждый день, негативная информация, напряженная обстановка на работе и многое другое, могут вызвать ощущение дискомфорта. Их влияние на организм человека выражается в постоянном нервном напряжении, которое в свою очередь вызовет – депрессию или агрессивное состояние, фрустрацию.

  • Открытое занятие «Азбука чувств». 1-й класс 2022

    Автор: Крохина Лилия Владимировна

    Цели занятия: способствовать рефлексии эмоциональных состояний; способствовать адекватному самовыражению.

  • Психолого-педагогическое сопровождение профилактики агрессивного поведения подростков 2022

    Автор: Крохина Лилия Владимировна

    Психологический портрет подростка был бы явно неполным, если в нем будет отсутствовать такая важная деталь как агрессия. К сожалению, в последние годы отмечается значительный рост, как агрессивности подростков, так и проявлений ими противоправного поведения. Агрессивное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей, но самих подростков, которые нередко сами становятся его жертвами со стороны сверстников. Оно вызывает глубокую озабоченность у педагогов и работников правоохранительных учреждений. Практически оно затрагивает всех, кто, так или иначе, соприкасается с подростками. Поэтому так важно понять причины такого поведения или детерминанты агрессии и условия ее становления.

    подростки, профилактика девиантного поведения, профилактика асоциального поведения несовершеннолетних, профилактика агрессивного поведения

  • Проект «Психологическая безопасность несовершеннолетних в образовательной организации» 2022

    Автор: Дёмина Марина Валентиновна

    Большинство проблем взрослой жизни берут свой исток из детства. Окружающие детей люди вольно или невольно становятся причиной серьёзных психологических травм. Цель проекта: определение условий, при которых среда образовательной организации будет психологически наиболее безопасной.


  • Сценарий недели профориентации «Всё про труд» 2022

    Автор: Иванова Ольга Юрьевна

    Данная статья – опыт подготовки и проведения недели профориентации в школе. Статья информирует читателя о различных формах подачи обучающего материала в рамках недели психологии в школе.

    профориентация, Неделя психологии

  • Использование игр Воскобовича в работе педагога-психолога ДОО 2022

    Автор: Мамонова Елена Александровна

    Современный мир поражает изобилием игр, методик и технологий, но хочу предложить вашему вниманию игры Вячеслава Воскобовича. Рассказывая о них, часто слышим вопрос: «Почему именно эти игры?». Бытует мнение, что конструкторы Воскобовича похожи на танграмы других авторов, что их можно сделать самим.

    взаимодействие с родителями, игры Воскобовича

  • Психология образования: 20 фактов, которые необходимо знать преподавателям о том, как учащиеся учатся

    Психология образования: 20 фактов, которые преподавателям необходимо знать о том, как учащиеся учатся

    Сага Бриггс


    1 октября 2012 г. Особенности

    Что делает учителя успешным?

    Наличие опыта в чтении, письме, математике или естественных науках необходимо, но способность передавать эти знания другому человеку — это то, что отличает отличного инструктора. Что хорошего в том, что у учителя есть все факты, но он не может сообщить их так, чтобы другие могли их понять?

    Помимо понимания содержания учебной программы, учителя должны иметь общее представление о том, как люди приобретают и усваивают знания.

    В следующем списке представлены 20 принципов педагогической психологии, которые должен знать каждый учитель.

    1. Учащиеся учатся по-разному

    Это может показаться досадно очевидным, но сколько классных комнат в настоящее время спроектированы с учетом одного стиля обучения?

    Рабочие листы и карточки хорошо подходят для учащихся, которые усваивают знания визуально, но для ребенка, которому необходимо услышать информацию, чтобы понять ее, традиционные методы обучения вынуждают его или ее использовать физическое чувство, которое не так хорошо развито .

    Визуальный ученик не имеет такой же возможности напрячь свои другие чувства. Если учитель приходит в класс с базовыми знаниями, которые ученики усваивают по-разному, он будет лучше подготовлен к организации уроков таким образом, чтобы активировались все органы чувств.

    Улучшите свое обучение с помощью сертификата III в области поддержки образования

    2. Укрепить

    Возьмем, к примеру, географию. Согласно педагогической психологии, если учитель инструктирует класс детей о пятидесяти штатах и ​​столицах Соединенных Штатов, его следует подкреплять тремя различными способами.

    Для визуального обучения используйте карты и рабочие листы. Для аудиалов сочините песню, которая поможет им вспомнить, что государство и капитал идут рука об руку. Для кинестетических учеников активируйте тело. Возможно, учитель мог бы делать движения руками во время песни или играть в карту на полу, где учащиеся должны прыгать из штата в штат по мере того, как называются столицы.

    3. Рассмотрим кинестетиков

    Из всех трех типов обучения кинестетиков труднее всего учить в традиционной обстановке. Часто им нужно потрогать, попробовать и пройтись по знаниям, чтобы усвоить их. Это требует пространства и возможностей, которые не предусмотрены во многих традиционных классах.

    Ученикам-кинестетикам нужно позволить попробовать что-то, посмотреть, как это потерпит неудачу, и учиться на собственном опыте. Хотя это может быть сложно с точки зрения логистики в большом классе, внедрение кинестетических стратегий поможет не только нескольким детям, но и растянет других учеников, которые от природы не склонны к такому типу обучения.

    4. Существует семь стилей обучения

    Взято из Learning Styles Online.

    1. Визуальный: Использование прицела
    2. Слуховой аппарат: Использование песен или ритмов
    3. Verbal: Произнесение информации вслух
    4. Кинестетика: использование осязания и вкуса для изучения информации
    5. Логический: более математический подход к понятиям
    6. Межличностное: обучение в группах
    7. Внутриличностное: обучение в одиночку

    5. Сделайте это актуальным

    Информация хранится постоянно только тогда, когда она относится к повседневной жизни. Например, математические понятия должны быть закреплены на примерах из реальной жизни, иначе у студента не будет причин усваивать информацию после экзамена.

    История — одна из самых сложных тем для переноса в настоящее, поскольку она в основном связана с прошлыми событиями, датами и людьми. Поиск стратегий, основанных на педагогической психологии, чтобы воплотить ее в жизнь, поможет в обучении.

    Насколько это возможно, историю следует узнавать из первых рук, посещать музеи, совершать экскурсии и проводить другие познавательные мероприятия.

    6. Неудача — прекрасный учитель

    Люди учатся на неудачах. На самом деле, спросите любого крупного успешного человека, что ему помогло, и, как правило, это будет история, восходящая к большому «неудачному делу». Неудача учит даже лучше, чем отличный результат на тесте.

    Классические системы оценивания не помогают с этой теорией, поскольку оценки стали завышенными, вызывающими страх и используемыми в качестве судей и присяжных в отношении того, кто чему научился. Вопреки распространенному мнению, учиться на неудачах совсем не просто. Это не просто «размышление» о том, что вы сделали.

    Если вы хотите прочитать о неудачах и обучении, ознакомьтесь с этой статьей Harvard Business Review. Эта статья в основном посвящена организациям, но ее урок применим и к классным комнатам.

    7. Интеграция учебной программы

    Вместо того, чтобы разделять каждый предмет по отдельности, учебные программы, в которых используются тематические блоки, хорошо сочетают знания таким образом, чтобы они были полезными и запоминающимися.

    Например, раздел по истории Египта может включать уроки истории, раздел по лингвистике и языку (с иероглифами), раздел по естественным наукам (физика и строительство пирамид), раздел по письму (рассказ о любимом ребенком египетском языке). памятник) и чтение книги о древней культуре.

    8. Дайте определение «обучению»

    Педагогическая психология учит нас делать паузу и думать, что на самом деле означает обучение. Слово «учиться» имеет различные значения. В классе это может быть способность излагать факты и информацию о тесте. Хотя это одна из форм обучения, существуют и другие формы обучения, не менее важные. Взято из Route Ledge Education:

    • Запоминание
    • Получение фактов или процедур
    • Понимание реальности
    • Осмысление мира

    9. Уход за интровертами

    Когда Сьюзан Кейн выпустила свою книгу «Тихо: сила интровертов в мире, который не может перестать говорить» в начале этого года, она привлекла большое внимание к важной теме: интроверсия и экстраверсия. Дебаты, конечно же, достигли класса, и, согласно статье Edweek, учителя могут быть против своих учеников-интровертов.

    Ты?

    Легко предположить, что «групповая работа» всегда лучший подход. Что учащиеся, поднимающие руки, внимательны. И что студенты, предпочитающие работать в одиночку, — одиночки. Все это не обязательно верно. Потратьте некоторое время, чтобы прочитать последние новости педагогической психологии по этой теме.

    10. Создать пространство

    Это психологическое и логистическое предположение. Творчество — это место рождения истинного обучения, где учащийся может инициировать мысли, идеи, проблемы и устанавливать связи между концепциями.

    Творчество требует активации правого полушария мозга. Пространство дает возможность проявиться творчеству. С точки зрения логистики дайте учащимся место, где они могут вытянуться, отойти от парты или посмотреть на небо снаружи. В контексте урока предусмотрите сеансы мозгового штурма. Оставьте пробелы в порядке, чтобы учащиеся могли создавать свои собственные проекты, используя факты и теории урока.

    Учитель позволяет ученику учиться, когда он или она становится тихим наставником в стороне, а не диктатором каждого движения или шага.

    [Подробнее о том, как пространство влияет на обучение]

    11. Короткие и организованные «укусы»

    Когда человек хочет запомнить номер телефона, он делит цифры на простые для запоминания схемы.

    Это происходит потому, что мозг с трудом удерживает длинный список чисел, но может это сделать, если они осмысленно организованы. Тот же принцип применим и к лекциям. Педагогическая психология говорит нам, что 30-минутная лекция, которая не структурирована по категориям или организована в легко запоминающиеся списки, не будет столь эффективной.

    Другой пример: средства массовой информации производят новости в звуковых байтах, потому что они знают, что у них есть лишь небольшой промежуток времени, в течение которого можно привлечь внимание человека; учителям было бы полезно изучить маркетинговые методы СМИ, чтобы собрать информацию, которую можно сохранить.

    12. Используйте несколько разных ракурсов

    Например, если учитель естествознания читает лекцию о фотосинтезе, учащимся будет полезно рассмотреть одну и ту же концепцию под разными углами.

    Сначала учитель объясняет общую концепцию. Это обеспечивает основу и контекст. Во-вторых, он более подробно исследует каждую часть процесса. В-третьих, он снова объясняет весь процесс, на этот раз побуждая студентов задавать вопросы. В-четвертых, он просит студентов объяснить ему это.

    Наконец, он берет процесс и вставляет его в релевантную повседневную ситуацию, которая побуждает учащихся применить информацию на примере из реальной жизни. Когда он подкрепляет концепцию под разными углами, мозг лучше упорядочивает информацию. Попытка охватить все пункты в одном объяснении ошеломит большинство учащихся. Этот совет на протяжении многих лет подтверждался в литературе по педагогической психологии.

    13. Правильный метод для материала

    В поисках более глубокого обучения некоторые профессора могут отказаться от концепции поверхностного обучения; простое вспоминание теорий, фактов и правил. Тем не менее педагогическая психология говорит нам, что механическое запоминание и способность воспроизводить правила и факты в зависимости от информации имеют определенную ценность.

    Например, чтобы выучить таблицу умножения от 0 до 12, полезно поверхностное обучение (карточки, тесты на время и т. д.). Однако применение этой техники на уроке истории не послужит предмету.

    Студент может знать все даты важных мировых войн, но без понимания социальных тем и уроков, извлеченных из этих злодеяний, действительно ли они усвоили важность изучения истории?

    14. Используйте технологию

    Никогда прежде в истории человечества не было такого беспрецедентного доступа к знаниям и информации. Одним касанием планшета или смартфона студент может получить мгновенные ответы на вопросы, которые раньше означали поход в пыльный отдел энциклопедии библиотеки.

    Это означает, что запоминание уже не так необходимо, как когда-то 100 лет назад. Устные традиции и устная передача информации почти исчезли. Вместо того, чтобы сопротивляться развитию технологий, учителя могут воспользоваться возможностью, чтобы глубже изучить учащихся, поскольку им не нужно тратить время на то, чтобы выучить факты, которые находятся на расстоянии вытянутой руки.

    Вместо этого исследуйте темы, изучайте более глубокие социологические вопросы, обучайте искусству изобретательства и творчества, открывайте для себя философию критического мышления и поощряйте инновации. Это не столько педагогическая психология, сколько внимание времени.

    15. Пусть учат

    Один из самых эффективных методов усвоения знаний — это передать эти знания другому. Предоставьте студентам широкие возможности для чтения лекций, презентаций и разработки собственных планов уроков.

    Учителя могут поручить учащимся составить план урока для ребенка гораздо младшего возраста, даже если концепция будет сложной. Это вынуждает студентов упрощать теорию, находить соответствующие истории и примеры из реальной жизни, а также разбирать концепции на мелкие кусочки.

    16. Пробудите голод и любопытство

    Мы знаем из педагогической психологии, а также из простого наблюдения, что, когда учащиеся интересуются предметом, их способность к обучению значительно возрастает. У них больше внимания, упорства, инициативы, вовлеченности и вклада в материал. Учителя могут дать учащимся свободу выбора собственных тем, что улучшает класс, который может застрять в колее или не иметь мотивации.

    Изучение того, как возбудить у учащегося аппетит к информации, побуждает его следовать за ответом с чувством голода.

    17. Мозговой штурм: не всегда эффективен

    Старая поговорка «Две головы лучше, чем одна» очень верна. Мозговой штурм считается местом рождения глубоких идей.

    Но новые исследования в области педагогической психологии предполагают, что это может быть не так. Мозговой штурм привносит групповое мышление — психологический феномен, при котором группа формирует свои собственные убеждения, а когда это не так, наиболее харизматичный человек обычно берет верх.

    На самом деле Джереми Дин из Psyblog написал об этом предмете,

    «… Почему бы просто не отправить людей индивидуально для генерации идей, если это более эффективно? Ответ заключается в его способности достигать консенсуса, давая участникам ощущение вовлеченности в процесс. Люди, участвовавшие в творческой стадии, скорее всего, будут более мотивированы на выполнение решения группы. »

    Другими словами, идеи рождаются не в группах. Группы — это место, где оцениваются идеи.

    18. Педагогическая психология: формирование навыков

    Психологи сходятся во мнении, что для формирования новой привычки требуется примерно 30 дней. Родители, которые приучают детей к чему-то новому (например, чистить зубы), должны помогать своему ребенку не менее 30 дней подряд, прежде чем мозг переключится на «автопилот».

    Это момент, когда это становится постоянной привычкой.

    В обучении применяется та же концепция. Учителя могут объяснить учащимся важность ежедневной учебы, а не зубрежки информации накануне вечером. Небольшое, постепенное и ежедневное повторение информации прокладывает путь в мозгу, который остается навсегда.

    Привычки к учебе могут стать регулярными, если вас поощряют продолжать, пока мозг не привыкнет к новой норме.

    19. Обратная связь: не что, а когда

    Точно так же, как неудачи растягивают человека, обратная связь имеет решающее значение для того, как ученики учатся. Когда они могут понять свои сильные и слабые стороны, принять и получить конструктивную критику и быть перенаправленными в области, которые нуждаются в помощи, общий процесс обучения улучшается.

    Это вы, наверное, уже знаете.

    Но исследования показали, что когда вы даете обратную связь, имеет такое же значение, как и то, что вы даете. Представьте, что вы принимаете таблетку сейчас и видите эффект через 5 лет, а не через 24 часа.

    20. Научите учиться

    «Обучение» для многих является абстрактным понятием.

    Помогая учащимся понять искусство обучения, методы обучения, а также различные стили обучения, они получат больше возможностей от процесса. Это может быть обескураживающим, когда новая тема или теория неуловимы или сложны.

    Учащиеся, которые понимают, как учиться, будут более терпеливы по отношению к себе и другим, усваивая новый материал.

    Изображения 50 Watts, Andy Mangold, Woodleywonderworks и 85mm.ch

    О Саге Бриггс

    Сага Бриггс является автором в InformED. Вы можете подписаться на нее в Twitter@sagamilena или прочитать больше ее статей здесь.

    Open Parachute K-12 SEL Школа Психическое здоровье Благополучие

    Привлекайте своих учеников, используя голоса сверстников, с простым управлением
    видеоуроков, созданных клиническими психологами и педагогами.

    Open Parachute используют


    более 250 000 учащихся

    Если эти трудности кажутся вам знакомыми


    Open Parachute может помочь: