Сравнительная характеристика Чатского и Фамусова в цитатах
Опубликовано Опубликовано в рубрике Литература
Грибоедов, Горе от ума.
Таблица с цитатами Чатского и Фамусова
Вопросы | Чатский | Фамусов и его окружение |
Отношение к народу и крепостному праву | «…чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев»«Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!» | «И будь не я, коптел бы ты в Твери» (Фамусов) «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» (Лиза) «От суки я взяла с собой арапку-девку да собачку» (старуха Хлестова) |
Отношение к идеалам | «В науки вперить ум, алчущий познанья» «Вольнее всякий дышит И не торопится вписаться в полк шутов» | «Не надо много образца, когда в глазах пример отца. Учились бы на старших глядя» |
Отношение к просвещению | «Теперь пускай из нас один, из молодых людей найдётся… пожар!»«Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле… нам каждого велят признать историком и географом.» | «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений» |
Отношение к службе | «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…»»Когда в делах- я от веселий прячусь, Когда дурачиться-дурачусь, А смешивать два этих ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа» | «Учились бы, на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом: Век при дворе, да при каком дворе! Тогда не то, что ныне, При государыне служил Екатерине. »«А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»»Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать и весело пожить?»(Молчалин) |
Отношение к иностранному | «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья.» | «Дверь отперта для званных и незваных, особенно для иностранных.» |
Отношение к богатствам и чинам | «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»»Кто другой так мирно всё уладит! Там моську вовремя погладит! Там впору карточку вотрет! В нем Загорецкий не умрет» | «Принять его, позвать, просить, сказать, что дома, что очень рад» (Фамусов) «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы» (Скалозуб) |
Отношение к любви, браку, семейному счастью | «…Лицо святейшей богомолки! . .-И всё-таки я вас без памяти люблю» | «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»»Кто беден, тот тебе не пара» |
Понимание слова «ум» | «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», «Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют, и вот общественное мненье» | «Ах, злые языки страшнее пистолета» (Молчалин) «человек он светский, отъявленный мошенник, плут» (Платон Михайлыч) «Учёностью меня не обморочишь… Я князь-Григорию и вам фельдфебеля в Вольтеры дам, он в три шеренги вас построит, а пикните, так мигом успокоит» (Скалозуб) . |
сравнительная характеристика героев комедии «Горе от ума»
Главные герои комедии Александра Сергеевича Грибоедова — Чацкий и Фамусов — являются людьми с совершенно различными взглядами на жизнь. Александр Андреевич Чацкий — молодой дворянин, представитель «века нынешнего», то есть представитель прогрессивно мыслящего меньшинства дворянского общества. Ему противостоит его антипод — Павел Афанасьевич Фамусов, московский «туз», крупный начальник, управляющий в казённом доме. Это идейный противник Чацкого, главный идеолог «века минувшего».
Содержание
Взгляды Чацкого и Фамусова на жизньПо всем вопросам позиции Чацкого и Фамусова абсолютно разные.
Отношение к службе, чинам, богатствуДля Фамусова служба — это лишь источник благосостояния и почёта, поэтому и среди его подчинённых «…служащие чужие очень редки; //Всё больше сестрины, свояченицы детки…» (действие 2, явление 5).
Со служебными делами Фамусов разбирается очень просто: «Обычай мой такой: //Подписано, так с плеч долой» (действие 1, явление 4). Для ведения дел и пришлось ему взять на службу бедного, незнатного дворянина из провинции: «Один Молчалин мне не свой, //И то затем, что деловой» (действие 1, явление 4). Фамусов хочет получать большие деньги и чины только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь только того, «чтоб множество не накоплялось их».
Чацкий же стремится к службе «делу, а не лицам». Он серьёзно готовился к деятельности. Многие действующие лица комедии говорят о его высоком уме. «Он малый с головой, //И славно пишет, переводит», — отзывается о нём Фамусов. Чацкий учился, читал, принимался за труд, общался с министрами, затем с ними разорвал отношения из-за того, что «служить бы рад, прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2). Чацкий хочет служить Родине, а не добиваться высоких чинов, прислуживаясь начальству. Он считает, что служить нужно для пользы Отечеству, а не для обретения богатства для себя.
Для Фамусова же служба — это, в первую очередь, источник личных выгод, обретения богатства. «Чины людьми даются», поэтому Фамусов и служит не делу, а этим влиятельным людям.
Отношение к любви, браку, счастьюФамусов убеждён, что жениться и выходить замуж следует по расчёту, как, например, почтенный камергер Кузьма Петрович, который «богат, и на богатой был женат». Фамусов заявляет дочери: «Кто беден, тот тебе не пара» (действие 1, явление 4). Он хотел бы зятя «с звёздами да с чинами», с богатым именьем. Фамусов одобрительно относится к тому, что в Москве «…Будь плохенький, да если наберётся //Душ тысячки две родовых, — //Тот и жених» (действие 2, явление 5). К семейным ценностям любовь он не относит, для него счастье состоит в обладании богатством.
Для Чацкого любовь выше денег, он критически относится к браку по расчёту, счастье для него — во взаимной любви.
Отношение к просвещению, образованиюЧацкий считает необходимым развивать в стране просвещение для того, чтобы умные, образованные люди приносили пользу Отечеству.
Фамусов понимает, что развитого человека невозможно заставить жить по предписанным ему правилам, что он свободен в своём выборе. Поэтому, по мнению этого влиятельного чиновника, просвещение — основа всех новых, опасных веяний. «Ученье — вот чума», — уверен Фамусов (действие 3, явление 21). Он даже предлагает для пресечения этого «зла» сжечь все книги.
Отношение к подражанию иностранцамХорошее образование Фамусова пугает, он готов даже мириться с тем, что дворянских детей обучают не слишком образованные иностранцы. Хоть Фамусов и не доволен, что дочь увлекается французскими романами, но он сам нанял для неё воспитания француженку мадам Розье. Фамусов сетует, что дворяне нанимают иностранцев для обучения своих детей, но сам делал так же, потому что боялся осуждения светского общества. Осуждая моду на всё иностранное, Фамусов, в то же время, восторгается московскими девицами, воспитанными иностранцами. Его восхищает, что эти девицы «…Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой; //Французские романсы вам поют //И верхние выводят нотки…» (действие 2, явление 5).
У Чацкого отношение к моде на всё иностранное не такое двойственное, как у Фамусова. Он решительно осуждает преклонение перед всем иностранным, царящее в русском обществе. Его возмущает раболепие перед иностранцами и презрение к своей национальной культуре.
Отношение к народу, крепостному правуЧацкий желает, чтобы дворяне воскресли «от чужевластья мод», чтобы народ хотя бы по языку их не принимал за немцев. Он сожалеет, что народ принимает дворян за чужих, что разрознен с ними. Чацкий называет русский народ умным, бодрым (то есть жизнедеятельным) и понимает, какая пропасть разделяет даже лучших из дворян и народ.
В монологе Чацкого «А судьи кто?» виден протест против угнетения народа, против крепостничества, унижавшего национальное достоинство России.
Хотя у Чацкого есть 3 или 4 сотни крепостных (об их количестве спорили Фамусов и Хлёстова), но он не относится к ним, как та же старуха Хлёстова, для которой крепостная «арапка-девка» — не лучше собачки. Чацкий негодует на неких знатных бар, один из которых выменял своих верных слуг на борзых собак, а другой отнял от родителей детей для крепостного театра и затем распродал их поодиночке.
Фамусов не одобряет такие речи Чацкого и опасается: «Уж втянет он меня в беду» (действие 2, явление 5). Для этого важного чиновника крепостное право не подлежит критике, ведь оно — основа материального благополучия дворян.
Понимание слова «ум»
Фамусов умён в практическом, житейском смысле. Он смог так обустроить свою жизнь, как хотел: богат, добился высокого положения в обществе и престижной службы. Но в комедии «Горе от ума» представлен и другой тип ума — ум, отражающий высокий интеллект свободного мыслителя. Если для Фамусова умён тот, кто сумел приспособиться к условиям жизни и извлечь из них для себя максимальную пользу, то для Чацкого умён народ. Он называет русский народ умным и бодрым. Умён, по его мнению, и тот, кто просвещён, гуманен, честен, кто способен критически относиться к сложившимся устоям (то есть кто вольнодумен).
Именно ум Чацкого поставил его вне круга фамусовского общества, сделал его в представлении окружающих «странным человеком», «чудаком», а затем — просто безумцем.
В образе Чацкого Грибоедов показал «нового человека», гуманного и умного. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» отметил, что «Чацкий начинает новые век — и в этом всё его значение и весь ум».
Идеалы Чацкого и ФамусоваЧацкий — единственный действующий персонаж комедии «Горе от ума», который представляет «век нынешний». Ему противостоит Фамусов. Этот идейный противник Чацкого выступает в комедии как главный идеолог «века минувшего». Различие их позиций по всем вопросам сказывается уже во 2-м действии, когда Фамусов обрисовал своеобразный идеал «века минувшего». Для него идеал — это жизнь таких людей как, например, почтенного камергера Кузьмы Петровича и вельможи екатерининской эпохи Максима Петровича. Первый был богат, женился на богатой и помог сыну сделаться камергером. Второй добился высокого положения в результате курьёза: оступившись, Максим Петрович упал, и это развеселило императрицу. Тогда он, словно шут, специально упал ещё 2 раза. «А? как по-вашему? по-нашему — смышлён», — заявляет Фамусов (действие 2, явление 2).
Для Чацкого и других людей «века нынешнего» идеал — это свобода от всех цепей рабства, которыми окутано общество, свобода заниматься тем, что человека интересует (наукой, искусством, службой), свободой жить в деревне или путешествовать, не слывя за это бунтовщиком, неблагонадёжным человеком.
Иными словами, для Чацкого идеал — свободный независимый человек, чуждый рабской приниженности.
Взгляды на жизнь | Чацкий | Фамусов |
Отношение к службе, чинам, богатству | Считает, что служить нужно «делу, а не лицам». Его не интересует служба как способ получения чинов и богатства. | Для него служба — источник почёта, благосостояния, получения высоких чинов. |
Отношение к любви, браку, счастью | Любовь — чувство, не зависящее от денег, богатства. Счастье — во взаимной любви, а не в деньгах. | Счастье для Фамусова — в богатстве. «Кто беден, тот тебе не пара», — говорит он Софье. Он признаёт только брак по расчёту, жених должен быть с именьем и в чине. |
Отношение к образованию, просвещению | Просвещение необходимо развивать, так как образованные, умные люди могут принести Отчизне пользу. | Для Фамусова просвещение не нужно, он считает его опасным для установившегося в стране порядка. |
Отношение к подражанию иностранцам | Критикует раболепное подражание иностранцам. | Не очень доволен модой на всё французское, но, подчиняясь ей, поручил воспитание дочери мадам Розье. |
Отношение к народу, крепостному праву | Считает русский народ умным и бодрым, критикует варварское отношение к крепостным. | Крепостное право для Фамусова — основа материального благополучия. |
Отношение к смыслу слова «ум» | По мнению Чацкого, умный человек — это просвещённый, критически мыслящий, гуманный человек. | Для Фамусова умный человек — это тот, кто умеет извлекать для себя выгоду, приспосабливаясь к условиям жизни и не боясь для этой выгоды унижаться. |
Идеалы | Свободная, гордая, независимая личность. | Люди, добившиеся высокого положения и богатства, неважно каким способом. |
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» впервые в русской литературе показан в образе Чацкого «новый человек», поднимающий бунт против реакционного общества, главным представителем которого в комедии является Фамусов. «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим», — написал И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний». Заслуга Грибоедова состоит в том, что он показал человека нового склада ума и души, отрицающего приспособленчество и паразитизм, царившие в реакционном русском обществе в начале 19 века.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Борьба с проблемами отношения в вашей семье
Вернуться ко всем статьям о проблемах отношения
Проблемы отношения
Деннис и Барбара Рейни
· 7 минут чтения
Иногда самодеятельность ребенка просто смешна. Однажды утром я (Барбара) была на кухне, помогая одной из наших девочек закончить приготовление обеда. Из-за того, что у нас не было картофельных чипсов, вспыхнул подростковый мятеж. Я сказал ей, что сожалею о том, что мы отсутствовали, и предложил другие варианты, но безрезультатно. Один ребенок заскулил: «Есть
На самом деле еды в доме хватило бы на взвод морпехов. Я пытался указать на это. «У нас есть йогурт, фрукты…» Но у нас не было того, чего она хотела.
Она так расстроилась из-за дефицита картофельных чипсов, что мне пришлось предупредить ее: «Тебе нужно взять под контроль свое отношение; это не так уж и важно. Я иду в магазин сегодня днем. Я буду картофельные чипсы завтра, но не сегодня».
Истерика нашей дочери обострилась еще больше. «Тебе нужно прийти в школу и купить мой обед!» она сказала. Я пытался помочь ей обрести перспективу и расслабиться, но она отказывалась слушать. Она была настолько не в себе, что, чтобы уязвить ее эгоизм, я на неделю запретил ей разговаривать по телефону. Ее неуважение и требовательность были неуместны.
Наказание охладило ее нытье, но не погасило его полностью. Наконец я сказал: «Знаешь, дорогая, я утра собираюсь пойти купить картофельных чипсов, но ты не будешь есть их в обед в течение недели, потому что ты такой требовательный». Наша дочь нахмурилась и, наконец, успокоилась. Какой способ начать день!
Это своего рода мелкое и эгоистичное отношение, с которым вы иногда сталкиваетесь и которое необходимо исправить. О вознаграждении за такое поведение не может быть и речи. Не поддавайтесь искушению поддаться иррациональному требованию только для того, чтобы успокоить воду и облегчить головную боль мигрени. Возьмите аспирин. Не капитулируйте.
Мы предлагаем внедрить в жизнь вашего ребенка следующие убеждения, чтобы бороться с проблемами отношения в вашей семье. (Они изложены от первого лица, чтобы проиллюстрировать, как ребенок должен быть в состоянии сформулировать убеждение.)
1. Если я должен вырасти и стать истинным учеником Иисуса Христа, я должен подчинить свою волю моему Богу.
Чтобы заставить наших детей подчинить свою волю Богу, требуется формальная и неформальная подготовка. Возраст между 10 и 12 годами имеет решающее значение, потому что вы можете научить их многим основным принципам хождения с Богом до того, как они начнут проявлять слишком много гордыни и бунта.
Мы обнаружили, что один из лучших инструментов для формирования убеждений ребенка — это провести его через книгу Притчей, которая представляет собой руководство по воспитанию детей, наполненное реальными ответами на жизненные ловушки и проблемы. Его страницы неоднократно предостерегают от гордыни. Это книга о послушании. Книга о мудрости или глупости. Книга о жизни и смерти.
Если бы нам нужно было повторить все сначала, начиная с возраста 12 или 13 лет, мы бы обсуждали всю книгу Притчей, глава за главой, раз в год в течение следующих шести лет. Двадцать-тридцать минут в неделю формальных указаний из Притчей дадут достаточное предупреждение о том, что происходит с гордым, эгоистичным и глупым человеком.
2. Я понимаю, что то, как я подчиняюсь стандартам и просьбам своих родителей, показывает, полно ли мое сердце гордыни и непокорности или оно способно к обучению.
По мере того, как наши дети приближались к подростковому возрасту, мы готовили их, рассказывая о том, как изменится их отношение к нам. Мы говорили о том, что природа подросткового возраста состоит в том, чтобы думать, что ты знаешь больше, чем твоя мама или папа.
Мы рассказали им, что произошло, когда мы стали подростками, и как казалось, что наши родители начали принимать эти «тупые» таблетки. «Почти в одночасье наши родители не были крутыми», — сказали мы. «Они не знали, о чем говорили. В подростковом возрасте мы становились умнее наших родителей».
Мы неоднократно использовали этот пример, чтобы связаться с нашими подростками и дать им понять, что мы знаем, что происходит в их головах. Это очень помогло поговорить с ними об их гордыне и эгоистичных взглядах. Конечно, мы говорили с нашими детьми об опасностях, когда на самом деле видишь своих родителей глупыми. Мы показали им из Писания, как гордость отрезает молодого человека от тех, кто любит его больше всего и заботится о нем лучше всего.
Высокомерие и эгоизм у подростка часто провоцируют эмоциональные всплески против родителя, чаще мамы. В это время важно никогда не забывать, кто взрослый, а кто ребенок. Терпеливо направляйте своего ребенка в направлении обучаемого духа. Чтобы успокоить отношения и поощрить более мягкое сердце, с молитвой направьте своего подростка на некоторое время, чтобы побыть наедине с Богом в своей спальне и написать, что его беспокоит.
Некоторые из самых больших ошибок, которые мы совершили, когда противостояли эгоистичным взглядам наших детей, произошли, когда мы решили пойти с ними лицом к лицу в споре. Гораздо лучший ответ — попросить их побыть наедине с Богом, собраться с мыслями и разобраться со своим отношением, написав вам письмо.
3. Я научусь отказываться от своих интересов, чтобы помогать и служить другим.
Одно из лучших лекарств от эгоистичного отношения к себе — отдавать себя другим. Иисус сам смоделировал это, когда сказал: «И кто хочет между вами быть первым, да будет вам слугою, как и Сын Человеческий пришел не для того, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Матфея 20:27-28).
Будьте внимательны к ситуациям, когда вы можете помочь подростку или подростку переключиться с эгоистичного внимания на потребности других.
Мы знаем маму, которая регулярно водила сына и дочь в дом отдыха, чтобы заставить их думать о других. Позже, в разгар подростковой суматохи, ее сын однажды пришел домой из школы обескураженный и объявил, что идет в дом престарелых, чтобы послужить одному из его обитателей. Через пару часов он вернулся домой, свежий и воодушевленный, потому что мама научила его отдавать другим.
Вывод: реальная жизнь заключается в том, чтобы служить другим со смирением, будь то в наших отношениях со Христом или с нашим братом или сестрой, которым может потребоваться одолжить рубашку, туфли, платье или стереосистему. Мы обучаем следующее поколение тому, как смиренно ходить с Богом и обращаться к другим с духом служения.
Напомните себе, что кто-то еще больше заинтересован в формировании характера вашего ребенка и борьбе с гордыней, непокорностью и эгоизмом, чем вы. У Бога есть способы привлечь внимание ребенка, которые выходят далеко за рамки потворства или планирования любого родителя. Он может очень быстро усмирить ребенка. На самом деле, мы молились об этом за наших детей. «Господи, ты знаешь, что у этого ребенка проблемы с гордостью. Вы бы сделали то, что мы не можем сделать? Не могли бы вы в своей мягкости и любви быть достаточно сострадательными и добрыми, чтобы помочь исправить этого ребенка в этой ситуации?»
Хорошая новость заключается в том, что большинство юношей и девушек в позднем подростковом возрасте начинают перерастать большую часть мелкого эгоистичного поведения. Вы можете не видеть его, пока они не собираются уходить из дома или даже после того, как они покинут гнездо. Терпите — есть надежда.
Адаптировано из Воспитание современного подростка: помогите вашему ребенку избежать ловушек предподросткового и подросткового возраста . Авторские права принадлежат Деннису и Барбаре Рейни, 1998 г. Используется с разрешения компании Thomas Nelson, Inc., Publishers.
Хотите знать, когда у нас появится новый пост в блоге? Мы отправим его прямо на ваш почтовый ящик!
Пожалуйста, заполните все обязательные поля
Исправьте неверные endivies
Связанный контент
Что, если 2022 год означает, что ваша семья станет сильнее?
Практическую помощь для вашей семьи стало проще найти. Подпишитесь на помощь там, где она вам нужна больше всего, мы здесь для вас!
У нас есть идеи, которые помогут вашей семье вырасти
- стойкий и связанный,
- ближе к Богу,
- и даже в том, что касается вас.
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь получать обновления по электронной почте от FamilyLife и соглашаетесь с политикой конфиденциальности FamilyLife.
8 практических способов поощрения чувства благодарности у детей
Когда мы вступаем в новый год, очень важно извлекать уроки из прошлого и ежедневно практиковать благодарность, чтобы построить лучший мир для себя и наших детей. Прочтите эту статью, чтобы узнать о четырех частях благодарности и советах, как научить своих детей тому, как принять отношение благодарности.
Благодарность — это физический акт замечать хорошее в каждом дне и быть благодарным за то, что у нас есть. Это положительные эмоции, которым мы можем научить наших детей. Практика благодарности также может способствовать возникновению других положительных эмоций, таких как чувство счастья, удачи, благословения, удачи. Это может помочь повысить самооценку, укрепить связи и социальные отношения, а также создать цель в вашей жизни и жизни ваших детей.
4 компонента благодарности:
Согласно проекту «Воспитание благодарных детей» в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл, благодарность состоит из четырех частей: замечать, думать, чувствовать, делать. Давайте подробнее рассмотрим эти различные компоненты.
Замечание:
Признание вещей, за которые вы должны быть благодарны – мелочей или мелочей, внутренних и внешних – это первый шаг к воплощению отношения благодарности. Важно помнить, что речь идет не только о том, чтобы замечать, что у вас есть, но также и о том, чем вы обладаете внутренне; что делает тебя ТЫ. Так что включите свои чувства, будьте в настоящем и начните замечать множество вещей, за которые нужно быть благодарными.
Мышление:
Как только вы начнете замечать, вы не сможете остановиться – яркие цветы, теплый душ и спасительная чашка кофе. Друзья, семья и система поддержки, которые у вас есть, и так далее, и так далее. Однако важно не просто заметить, а потом задуматься и начать думать о том, ПОЧЕМУ и КАК. Зачем тебе эти вещи? Почему ты заслуживаешь эти вещи? Как вы достигли этих вех?
Чувство:
Когда вы начнете замечать и думать, вы начнете чувствовать. Какие эмоции вы испытываете в результате того, что вам дали? Вы чувствуете себя благословенным? повезло? благодарный? Как это меняет ваше восприятие беспорядка, который ваши дети устроили за завтраком, или грязи, которую ваша собака притащила с улицы? Сосредоточение внимания на этих чувствах может изменить наше отношение к событиям, с которыми мы сталкиваемся каждый день.
Делание:
Последний компонент подлинного чувства благодарности — это действие. Как вы можете выразить признательность за то, за что вы благодарны? Как вы можете использовать слова или действия, чтобы выразить свою благодарность? Это не обязательно должны быть большие или величественные жесты, но улыбка, рука помощи, объятие или слова одобрения — все это простые способы воздействовать на ваше отношение благодарности и распространять позитив.
Если вы хотите узнать больше о том, как практика благодарности может положительно повлиять на вашу жизнь, прочтите наш пост ЗДЕСЬ.
А если серьезно, если вы читаете этот пост, то, скорее всего, вам нужны поддающиеся количественной оценке действия, которые можно осуществить прямо здесь и прямо сейчас. Что ж, мы вас прикрыли… Вот несколько наших любимых способов поощрения чувства благодарности у ваших детей:
Благодарность в действии:
Скажите спасибо:
Это просто, но говоря спасибо, вы замечаете действие, которое кто-то сделал для вас. Вы подтверждаете их действия и подтверждаете, что цените их. Это простое действие мы можем делать несколько раз в день. Убедитесь, что вы поощряете своих детей говорить спасибо на регулярной основе, чтобы осознать, как действия/реакции других влияют на их физическое и психическое состояние.
Позитивный разговор с самим собой:
Выполнение работы по принятию того, кто вы есть и кем вы хотите быть, необходимо для вашей самооценки и отношений с самим собой. Каждое утро смотрите на себя в зеркало и благодарите свое тело за то, что оно может вам дать. Можете ли вы сказать себе 3 вещи, которые вы любите в себе? Сделайте это со своими детьми, чтобы начать учить их тому, что любовь к себе важна. Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы получить бесплатный раздаточный материал с положительными утверждениями для вас и ваших детей.
Ведение дневника:
Ведение дневника позволяет ежедневно замечать, думать и чувствовать некоторые вещи, за которые вы можете быть благодарны. Выделите 5 минут в конце дня, чтобы записать в дневник положительные моменты дня. Вы можете делать это индивидуально или совместно со своими детьми – что ваши дети замечают, чего не замечаете вы?
Семейные обеды:
Сесть всей семьей за обедом — это простая концепция, о которой часто забывают из-за суеты каждого дня. Тем не менее, 20 минут, чтобы посидеть и поесть всей семьей, могут укрепить связь и общение. Это может создать атмосферу для разговора о том, за что вы благодарны и как прошел ваш день. Может ли каждый из сидящих за столом сказать, что они заметили в тот день одну вещь, за которую они благодарны, и одну вещь, над которой они хотят поработать завтра? Как включение этого в вашу рутину может усилить ваше отношение благодарности?
Вечер семейных игр:
Может быть, это всего один или два раза в месяц, но можете ли вы найти время, чтобы организовать вечер игры или активного отдыха с семьей? Играя в игры, разговаривая и проводя время вместе — это способ наладить связь и укрепить семейную динамику. Ознакомьтесь с нашим постом о настройке и «лечении» (виртуальных) игровых вечеров ЗДЕСЬ.
Практика осознанности:
Потратьте 5 минут утром и/или вечером, чтобы остановиться и просто быть – что вы замечаете? Что вы чувствуете? Это может позволить вам присутствовать и вытеснять негатив и хаос, которые может принести наша повседневная жизнь. Йога и медитация — два распространенных способа практиковать осознанность, но есть и множество других способов. Cosmic Kids Yoga — это канал на YouTube, который учит детей йоге, внимательности и релаксации. Их видеоролики отправляют вашего ребенка в интерактивное приключение, которое развивает силу, равновесие и уверенность. Самое приятное то, что каждое видео имеет свою тему, поэтому вы можете сосредоточить утреннюю йогу на интересах вашего ребенка. Посмотрите их канал ЗДЕСЬ.
Расскажите о том, что вы чувствуете:
В течение дня можете ли вы назвать эмоцию, которую вы испытываете? Пять минут, чтобы выпить кофе, делают меня счастливым и энергичным. Говоря об этих эмоциях вслух, вы можете их реализовать.
Расскажите другим о том, что вы в них цените:
И дети, и взрослые хотят признания, это всего лишь человеческая психология. Таким образом, если вы уделите время тому, чтобы заметить, что кто-то сделал, и признаете это, это может зайти так далеко. Вы можете сказать им, какие внутренние качества вы цените или какие физические действия, которые они совершили, заставили вас чувствовать себя благодарными. Можете ли вы добавить это в свою повседневную практику со сверстниками и особенно с детьми? Включение этого языка и взаимодействия поможет вашим детям также воплотить это отношение.