Отношение чацкого к семье и любви: отношение чацкого и фамусова к любви, браку и счастью — Спрашивалка

Отношение чацкого и молчалина к женщинам. Чацкий и Молчалин

Комедия А С. Грибоедова «Горе от ума» посвящена жизни России в первые десятилетия XIX века. В это время русское дворянство разделилось на два лагеря. Одни дворяне были сторонниками консерватизма, а другие отстаивали передовые идеи. Конфликт между двумя группами русского общества можно проследить, если сравнить Чацкого и Молчалина — двух героев комедии «Горе от ума».

Они ровесники, но молодость — это единственное, что объединяется Чацкого и Молчалина. Герои резко отличаются друг от друга своими взглядами и личными качествами. Александр Андреевич Чацкий — истинный патриот, готовый все силы и талант посвятить счастью родной страны. Он возвращается в Россию с желанием изменить к лучшему жизнь русского общества, но видит, что за время его отсутствия не произошло никаких перемен. В стране господствуют все те же консервативные нравы. Герой критикует впасть и дворянское общество, с иронией говорит о Москве:

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Молчалин же полностью доволен жизнью барской Москвы, он с восторгом рассказывает Чацкому о прелестях московской жизни. Если главный герой со смехом описывает представителей высшего общества, то Молчалин проявляет почтение и уважение к сливкам русского дворянства. Секретарь Фамусова преклоняется перед авторитетом богатых и знатных людей, мечтает о такой же карьере. Идеал жизни для него заключается в следующем: «И награжденья брать, и весело пожить». Поэтому Молчалин занимается подхалимством и лицемерием, которые помогают ему продвигаться по службе. Он уже имеет награды и является незаменимым помощником Фамусова, хотя у Молчалина, по его же признанию, только два таланта — умеренность и аккуратность. У Чацкого же масса достоинств, но он нигде не служит. Причина — в нежелании заниматься лицемерием и подхалимством, о чем ясно говорят слова гордого и честного героя комедии:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Передовому человеку эпохи, умному и талантливому, в барской Москве не находится места, зато это общество нуждается в таком человеке, как Молчалин.

Главный герой с горечью говорит, что молодой подхалим «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». Когда читаешь строки комедии, проникаешься сочувствием к Чацкому, который окружен в доме Фамусова только врагами, вынужден оставаться там, где богатство и чин важнее человеческой души. Герой Грибоедова привык оценивать людей по их личным качествам и заслугам перед страной. Чацкий всегда отстаивает собственное мнение, он враг всяких авторитетов, а Молчалин исповедует совсем иные взгляды. Смех Александра Чацкого вызывают слова Молчалина о том, что нужно зависеть от более знатных и богатых людей, идти на поклон к столпам барской Москвы, потому что «в чинах мы небольших». В сравнении с Чацким Молчалин кажется бездарным тихоней, которого так метко характеризует главный герой:

вот он, на цыпочках,

И не богат словами.

Талант же и достоинства Чацкого признают даже члены фамусовского общества. Молодой дворянин, как говорит Фамусов, «славно пишет, переводит», он остроумен, ироничен. Главный герой прекрасно понимает пользу науки и просвещения, Чацкого можно назвать одним из образованнейших людей эпохи. А Молчалин — это типичный представитель «века минувшего», сторонник всех существующих в стране законов и нравов. Молчалин не осуждает крепостное право, противником которого выступает Чацкий. Главный герой отпускает своих крестьян на волю, чем вызывает недоумение и возмущение барской Москвы.

Мне думается, что очень ярко показывает различие двух натур отношение героев комедии к Софье. Чацкий и в любви проявляет свои лучшие качества. Перед нами искренний, нежный и благородный человек, только ради возлюбленной приехавший в ненавистную ему барскую Москву. Для молодого дворянина Софья — это все та же мечтательная, хрупкая, чувствительная девушка, с которой он рос и воспитывался. Молчалин же даже в любви стремится найти личную выгоду. Этот карьерист играет роль влюбленного, потому что Софья — дочь богатого московского барина, у которого служит Молчалин: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека.

Лицемер и подлец, готов на всё ради продвижения наверх, к богатству и знатности.

Чацкий и Молчалин — это два совершенно разных человека, представители противоборствующих лагерей в русском обществе начала XIX века. Не возраст, а взгляды и убеждения лежат в основе деления на «век нынешний» и «век минувший». Молодой человек Алексей Молчалин принадлежит к старому времени, а Александр Чацкий в комедии является выразителем передовых идей эпохи.

Текст сочинения:

Комедия Грибоедова «Горе от ума» является уникальным слепком зарождающейся, но уже непримиримой борьбы в обществе начала XIX века между передовой, прогрессивно мыслящей молодежью и консервативно настроенными представителями крепостной старины. Эҭи два разных общественных лагеря в комедии живописно представляюҭ Чацкий и Молчалин люди противоположных жизненных позиций, моральных норм, мировоззрения.
Несмотря на глубинную несхожесть, в Молчалине и Чацком можно найҭи и общие черҭы, которые и привлекли к каждому из них (в разное время) Софью Фамусову. Два эҭих молодых и неглупых человека связаны с домом Фамусова. Чацкий сын друга Фамусова, воспитанный в этом доме. В молодом возрасте он покинул Москву, «ума искал», учился, многое увидел и узнал. Молчалин работает
секретарем в доме Фамусова, пользуется всеобщей любовью и уважением:
По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,

Три награжденъя получил.
Но вот автор сводиҭ их в комедии, и мы видим, насколько отличаюҭся друг от друга Чацкий и Молчалин, и эҭу непохожесть не утаить под внешней оболочкой. Само появление эҭих героев в комедии может поведать о многих чертах их характеров.
Чацкий буквально врывается в сюжет, он горячо влюблен и счастлив после долгой разлуки видеть Софью. Радость и энергия так наполняюҭ его, что он не сразу замечает холодность девушки. Молчалин же в комедию входиҭ сперва безмолвным, а после оправдывающимся и растерявшимся. А вскоре мы кое-что узнаем об эҭих героях посредством их оценки другими действующими лицами, в их речах и поступках.
Как же отзываюҭся о Чацком домочадцы дома Фамусова и сам хозяин?
Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!
Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив…
…он малый с головой,
И славно пишет, переводиҭ.
Чацкий дворянин и гордиҭся эҭим. Оҭ окружающих его отличает свободолюбие и независимость взглядов, откровенность и прямота высказываний. Цель своей жизни Чацкий видиҭ в служении отечеству, он истинный патриот своей родины, однако низкопоклонство, борьба за чины, звания, награды угнетаюҭ его и возмущаюҭ:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Он готов служить «делу, а не лицам», но в фамусовском обществе это невозможно. Именно независимость суждений, стремление судить о человеке по делам, а не по положению, занимаемому им в обществе, открытость и прямота вызывает по отношению к Чацкому полное непонимание окружающих, агрессию и отторжение с их стороны:
Ах! боже мой! он карбонары!
Опасный человек!
И знать вас не хочу, разврата не терплю.
А что же Молчалин? Чем он вошел в доверие и завоевал искреннее уважение тех самых людей, которые так безжалостны к Чацкому?
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел,
При батюшке три года служиҭ,
Тот часто без толку сердиҭ,
А он безмолвием его обезоружиҭ,
Оҭ доброты души простиҭ.
И между прочим
Веселостей искать бы мог;
Ничуть: от старичков не ступиҭ за порог.
Немного времени нужно, чтобы понять, что Молчалин полностью принимает законы фамусовского общества и становиҭся незаменимым для него. Он труслив и всегда подчиняет свой образ мыслей тому, что принято в обществе:
В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь.

Ведь надобно ж зависеть от других.
Самыми главными своими достоинствами Молчалин считает услужливость, умеренность и аккуратность. Льстец, лицемер, подхалим и чинопоклонник, больше всего в жизни он мечтает «дойҭи до степеней известных», что, скорее всего, сбудется, «ведь нынче любят бессловесных» Расчетливый до мелочей, Молчалин всегда может рассчиҭывать на поддержку и покровительство «сильных мира сего».


Оҭношения с Софьей сводят Чацкого и Молчалина, болезненно сталкиваюҭся две противоположные позиции. Чацкий безупречно честен и искренен с Софьей и ожидает от нее такой же откровенности. Он не скрывает не только своей радости и счастья, но и недоумения и даже возмущения. Очень скоро он понимает, что нелюбим девушкой, но ему хочется узнать: кто же соперник?
Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей!
А чем не муж? Ума в нем только мало;
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
Вот он, на цыпочках, и не богат словами;
Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!
Однако несколько минуҭ общения с эҭим подленьким и льстивым человеком рассеиваюҭ его подозрения:
С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!
Софья же под влиянием французских романов придерживается иного мнения. Влюбившись в хитрого и бесчестного человека, она не умеет разглядеть истинного лица под маской:
Молчалин за других себя забыть готов, Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело Ночь целую с кем можно так провесть!
А что же Молчалин? Молчалин продвигается по жизни, выполняя заветы отца:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятъя
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистиҭ платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла. Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Поэтому Софья для Молчалина лишь еще одна ступенька при покорении служебной лестницы. Без стеснения он признается:
И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека.
Однако это не мешает Молчалину бессовестно заигрывать с Лизой, с которой он даже не считает нужным скрывать своей подлой душонки:
Я в Софье Павловне не вижу ничего Завидного…
Узнав об избраннике Софьи, Чацкий не может сдержать негодования:
Вот я пожерҭвован кому!
Не знаю, как в себе я бешенство умерил!
Глядел, и видел, и не верил!
Но и Софья поражена «кривизной души» бывшего любимого, она в гневе прогоняет его.
В своей комедии Грибоедов создал галерею ҭипичных характеров, которые выходят за исторические рамки эпохи и самой пьесы. Чацкий ҭип борца, который готов отстаивать свои убеждения в любой сиҭуации, и даже в случае поражения не изменяет им. Молчалиными же сегодня называюҭ лицемеров и лжецов, подлых карьеристов и низкопоклонников. И в наше время «Молчалины блаженствуюҭ на свете», но Чацкий двигатель прогресса, представитель молодой прогрессивной молодежи.
Я думаю, что Грибоедов, изобразив ҭипы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, научиться ценить людей по их человеческим достоинствам, а не по маскам, которые они надеваюҭ.

Права на сочинение «Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»» принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

А. А. Чацкий А. С. Молчалин
Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений.Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе.
Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям.Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете известен, но веса пока не имеет.
Образованность Очень умный и просвещенный человек. Вероятно, окончил университет либо получил качественное домашнее образование.Ограниченный человек с примитивными суждениями и желаниями. До поступления на службу жил в Твери и вряд ли получил хорошее образование.
Место в сюжете Центральный герой: вокруг его любовного и социального конфликтов закручен основной сюжет.Главный антагонист. Воплощает в себе ненавистные Чацкому услужливость, закостенелость ума.
Род занятий Конкретного занятия не имеет. Упоминаются знакомства в министерстве и пребывание в армии.Московский служащий, секретарь. Исполнительный чиновник с перспективной карьерой.
Отношение к любви Возвышенное и одновременно эгоистичное. Охваченный собственными эмоциями, Чацкий не способен понять чувства любимой.Потребительское, примитивное. Волочится за Софьей, влюблен в Лизу. Ухаживания за горничной сводятся к попытке купить ее благосклонность.
Отношение к Софье Страстно влюбленный герой на протяжении действия не понимает мотивов Софьи. В финале жестоко разочаровывается в ней.На грани презрения. Поддерживает любовную связь без интереса, из стремления всем угождать. Спокойно воспринимает разрыв.
Отношение персонажей друг к другу Открытое презрение. Не признает за Молчалиным ни малейших достоинств и высмеивает его при всяком случае.Нейтральное, поскольку Чацкий не представляет интереса для Молчалина. Обращение почтительное.
Социальные воззрения Патриот, вольнодумец. Открыто возмущается царящими в обществе и государстве порядками.Уважает и полностью приемлет существующий строй.
Отношение к службе Считает, что карьеру могут сделать только подхалимы. Перспектив для себя не видит.Ради карьеры активно обзаводится связями, терпит унижения. К служебным обязанностям относится серьезно.
Речевые особенности Остроумный, красноречивый человек. Говорит на русском языке, но использует и французский – это следует из реплики Софьи.Почтительная, «чиновничья» речь. При общении с вышестоящими говорит приятные им банальности.
Персонаж в финале Покидает Москву в разгар внутреннего кризиса: отвергнут обществом и разочарован в любимой.Открытый финал: Фамусов не знает о романе персонажа с дочерью. В случае отъезда Софьи может спокойно продолжать службу.
    • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» — знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
    • Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
    • Само название комедии «Горе от ума» знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум — синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия — это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы «Горе уму», которое писатель потом заменит на «Горе от ума». Ещё […]
    • Прочитав комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: «Какой же он, Чацкий»? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
    • Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», — писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
    • При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что — чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
    • Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
    • Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
    • В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
    • ЧАЦКИЙ — герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии — Чадский). Вероятные прототипы образа — ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. — один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
    • Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
    • Само название комедии парадоксально: «Горе от ума». Первоначально комедия носила название «Горе уму», от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы — «перевертыш» русской пословицы: «дуракам счастье». Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб… …А? как по-вашему? по-нашему — смышлен. И сам […]
    • Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» — «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
    • Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
    • Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
    • Знаменитая комедия АС. Грибоедова «Горе от ума» создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к «высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии «Горе от ума», удачно сочетающей […]
    • В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку…». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
    • Молчалин — характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно «-с». К Фамусову — почтительно, к Хлёстовой — льстиво, вкрадчиво, с Софьей — с особой скромностью, с Лизой — не стесняется в выражениях. Особенно […]
    • «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
    • В произведении Грибоедва «Горе от ума» эпизод «Бал в доме Фамусова» является главной частью комедии, ведь именно в этой сцене главный герой Чацкий показывает истинное лицо Фамусова и его общества. Чацкий — свободный и вольнодумный персонаж, ему противны все нравы, которым Фамусов старался как можно больше соответствовать. Он не боится высказывать свою точку зрения, отличающейся от Павла Афанасьевича. К тому же, сам Александр Андреевич был без чинов и небогат, а это значит, что он был не только плохой партией […]
  • Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова “ Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен Молчалину. Многие стороны души Грибоедова отразились в образе Чацкого. Он истинный и страстный патриот.

    “Не служит, то есть в том он пользы не находит,

    Но захотел бы, был бы деловой,

    Жаль, очень жаль, он малый с головой.

    И славно пишет, переводит”.

    Молчалин по натуре тихий и безликий. Главной задачей в жизни ставит сделать себе карьеру и получить высокий чин:

    А впрочем, он дойдёт до степеней известных,

    Ведь нынче любят бессловесных…

    Для Молчалина отсутствуют понятия чести и гордости:

    В мои лета не должно сметь,

    Своё суждение иметь.

    Единственным талантом, которым наделил его Грибоедов, является умеренность и аккуратность. Молчалин двуличен.

    Чацкий презирает и осуждает “век минувший”. Он уверен, что век нынешний оправдает его надежды и изменит, раскачает, расшевелит заснувшее общество. Чацкого можно рассматривать как человека декабристского склада:

    “Кто делу служит, а не лицам…”,“Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

    Чацкий одинок, у него нет друзей. Человек, которого он любит, относится к нему равнодушно. Общение Чацкого с людьми построено на спорах, конфликтах, беседах или монологах, обращенных не столько к собеседнику, сколько ко всему обществу.

    В комедии “Горе от ума” автор противопоставляет друг другу Чацкого и Молчалина, чтобы наиболее ярко раскрыть их характеры. Грибоедов, преподносит нам на обсуждение две науки жизни: века нынешнего и века минувшего, хотя сам поддерживает взгляды Чацкого.

    (379 слов)

    В своей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов отобразил столкновение двух разных мировоззрений, борьбу между консерватизмом и тягой к свободе. Выразителем первой стороны выступает московский «фамусовский» высший свет, в котором вращается Алексей Молчалин, а по ту сторону баррикад находится одинокий в своих убеждениях Александр Чацкий.

    По внешним признакам Чацкий и Молчалин практически неотличимы. Молодые люди, дворяне, умны, образованы, интеллигентны. Но на этом сходства заканчиваются. Чацкий — максималист и мечтатель, много лет он путешествовал по миру, расширив свой кругозор. Вернувшись в Россию, он отчётливо видит все её недостатки и проблемы. Взяточничество, кумовство и карьеризм, поразившие всё общество, вызывают в нем неподдельное отвращение. Будучи уверенным в своих силах, он считает, что способен расшевелить это болото, и вступает в жёсткое противостояние сначала с Фамусовым, а потом со всем его окружением.

    Молчалин совсем не такой, им руководит лишь желание возвысится над окружающими, и на этом пути герой не останавливается ни перед чем. Если Чацкий пытается изменить, очистить систему, его визави использует пороки и недостатки общества на пользу себе. Подавив свою индивидуальность, он успешно влился в высший свет, где льстит и подлизывается к власть имущим. Когда Александр разносит своих оппонентов в пух и прах гневными монологами, Алексей хранит свои мысли при себе и всецело повинуется общественному мнению. В итоге московская знать отвергла благородного, но чуждого ей просветителя, окрестив его сумасшедшим, в то время как подлый, но обольстительный подхалим был ею всячески обласкан.

    Ещё более очевидным различие между ними становится во время их борьбы за сердце Софьи Фамусовой. Чацкий видит в Софье идеал, любовь всей своей жизни, и в этой любви он слеп. До самого конца он не мог понять, что его возлюбленная уже давно стала частью «фамусовского» общества. Своими дерзкими, язвительными комментариями о московской жизни и её нравах Александр настраивает девушку против себя. В итоге она позорит и отвергает его. Другое дело Молчалин, который своей учтивостью и напускной скромностью околдовал Софью Павловну, которая в своём воображении превратила посредственность в героя любовных романов. Для Алексея роман с дочерью начальника -лишь очередной способ подняться выше по социальной лестнице. В его голове господствует один холодный расчёт. К счастью, хоть наш герой и победил оппонента, но и сам был разоблачён и отвергнут.

    По итогам борьбы Чацкий потерпел полное поражение, но не сломался и остался верным своим убеждениям. Так Грибоедов выражал надежду на то, что когда-нибудь «Чацкие» победят «Молчалиных».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина

    Замечание 1

    Антипод – это человек, противоположный кому-либо по вкусам, убеждениям, свойствам.

    Идея пьесы «Горе от ума» отражена в ее названии. Главный герой произведения Александр Чацкий испытывает горе от собственного здравомыслия. Молодой человек отвергнут обществом лишь из-за того, что он гораздо умнее окружающих его людей. Отсюда вытекает другая проблема — если общество отвергает человека, обладающего незаурядным умом, то как это характеризует само общество?

    В столкновении героя с представителями аристократического общества Грибоедов поднимает целый ряд нравственных, философских, национально – культурных и бытовых вопросов.

    Характеристика главных героев пьесы

    С темой любви в произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» связаны образы Молчалина и Чацкого, которые проявляют интерес к Софье, дочери Фамусова. Сравнительная характеристика этих персонажей дает возможность увидеть различия между «веком нынешним» и «веком минувшим».

    Комедия «Горе от ума» посвящена противостоянию разных мировоззрений.

    Замечание 2

    А. С. Грибоедов в своем произведении стремится показать, как тяга к свободе борется с консерватизмом.

    Представителями консервативного взгляда выступают члены московского высшего света, к которым себя причисляет Молчалин. Чацкий является его полной противоположностью. Чацкий – одинокий, замкнутый молодой человек. В ходе сравнительного анализа этих двух персонажей становится понятно, что он абсолютно не похожи друг на друга. У персонажей совершенно разное мировоззрение, воспитание, стремления и характер. Молчалин унижается, льстит, проявляя самые низменные черты человека.

    Чацкий родился в дворянской семье, получил отличное воспитание, поэтому его помыслы благородны и чисты. Молчалин же не относится к знати. Он своим общественным положением всецело обязан начальству. Чацкий получил отличное всестороннее образование, он является высокоинтеллектуальной начитанной личностью. Молчалин по своей природе крайне глуп, у него нет достойного образования, он не посещал никаких учебных заведений. Молчалина интересует только получение нового чина. Чацкий имеет совсем другие взгляды на жизнь. Он патриот своей страны, обладает весьма смелыми взглядами и пылким нравом. Молчалин же, напротив, стремится держать в тени и быть незаметным. Его волнует только новая должность, и ради престижного положения в обществе этот нечестный, двуличный человек готов пойти на многое.

    Чацкий постоянно смеется над пережитками прошлого, он грезит о светлом будущем, смотрит вперед смело и с уверенностью. В мечтах этого героя – новое и несомненно лучшее общество. В армии Чацкий получил звание офицера, но на момент повествования молодой человек находится в отставке.

    Поведение Чацкого и Молчалина в обществе

    Во время светских бесед Чацкий активно обсуждает темы, интересные для общества, он откровенен в своих суждениях, открыт к общению. Молчалин как правило не рассказывает о своих мыслях. Он всегда поддакивает чиновникам с более высокими чинами, тем самым втираясь к ним в доверие. Молчалин старается во всем найти выгоду, лесть к высшему начальству он использует для дальнейшего продвижения по служебной лестнице. Чацкий не нуждается в любви общества, поэтому он никому не подчиняется, ни перед кем не заискивает и никому не льстит. Ради продвижения по карьерной лестнице Молчалин готов даже на унижения. По ходу действия пьесы читателю становится понятно, что Чацкий – смелый, честный человек, а Молчалин – лжив, труслив и стремится только к успешной карьере. Собирающаяся у дома Фамусова знать считает Чацкого очень странным человеком. Молодому человеку приходится уехать. А вот Молчалин в этой среде чувствует себя максимально комфортно.

    Противопоставление Чацкого и Молчалина

    В своей комедии Грибоедов на протяжении всего повествования постоянно сравнивает двух главных героев. Для Чацкого характерны такие черты, как:

    • Искренность
    • Честность
    • Благородство
    • Жизнерадостность
    • Смелость.

    Молчалин в произведении предстает как молчаливый льстец, лгун, карьерист, готовый на самые подлые поступки ради собственной выгоды. Оба молодых человека борются за расположение дочери Фамусова Софьи. Свое предпочтение девушка отдает Молчалину. Софье претит пылкость и откровенность Чацкого. Но узнав о том, что Молчалин параллельно ухаживал за Лизой, Софья с ним расстается.

    Чацкие и Молчалины – основа общества не только той эпохи, но и современного.Одна половина общества – это гордые, честные, откровенные люди, имеющие уникальную точку зрения. Другая же половина – это лицемеры, которые чувствуют себя комфортно и спокойно, обманывая окружающих ради собственной выгоды.

    Отношение к любви

    Сравнение Чацкого и Молчалина в их отношении к любви помогает автору раскрыть любовный конфликт произведения. Чацкий после длительного отъезда приезжает в дом Фамусовых, чтобы увидеться с Софьей. Но девушка испытывает чувства к Молчалину и не замечает его негативных качеств. Чацкий пытается открыть глаза Софьи на то, что ее возлюбленный совсем не такой, каким ей представляется. Молчалин ухаживает за Софьей в корыстных целях. Он прекрасно понимает, что брак с дочерью Фамусова позволит ему дальше продвинуться по карьерной и социальной лестнице. На самом же деле он совсем не любит Софью. Симпатия Молчалина направлена на горничную Софьи Лизу, и именно ей герой и показывает свое настоящее лицо.

    Если Молчалин пользуется чувствами девушки ради собственных корыстных целей, то чувства Чацкого к Софье искренни. Он не может понять. Почему девушка расположена к этому лживому человеку, и это его глубоко ранит. На фразу Молчалина о том, что он находит покровительство у женщин, Чацкий отвечает, что тоже к женщинам ездит, но только «не за этим». Чацкий не соединяет понятия службы и любви воедино, в то время как для его антипода – Молчалина – чувства являются только орудием, с помощью которого можно добиться расположения у знатных и богатых людей. В образе Молчалина Грибоедов воплощает мировоззрение «века минувшего» и указывает на господство в обществе того времени брака по расчету.

    Достойна ли Софья любви Чацкого в комедии «Горе от ума, Грибоедов». Любовь в понимании Чацкого и Софьи Отношение Софьи к любви

    «Горе от ума» — многогранное произведение. В нем можно увидеть и социальную пародию, и критику режима, и историческую зарисовку нравов. Не последнее место в книге занимает любовная связь. Отношение Чацкого к Софье, их чувства — тот стержень, который служит основой сюжета, наполняет его жизнью и эмоциями.

    Персонажи глазами школьников

    Можно бесконечно разбирать «Горе от ума». Рассмотреть отдельные сюжетные линии

    ходов с помощью лупы, сравнить цитаты с воспоминаниями современников и биографиями предполагаемых прототипов. Но это подход профессионального аналитика, литературоведа. На школьных уроках произведение читается совсем по-другому. И проанализированы в соответствии с рекомендациями методических изданий.

    Есть определенный тип тем, которые Министерство образования регулярно предлагает студентам для размышления и последующего написания рефератов: «Достойна ли Софья любви Чацкого?», «Права ли была Каренина, принимая решение о разводе?» Не совсем понятно, чего хочет добиться этим система образования. Такой анализ не имеет ничего общего с самой литературой. Это, скорее, монолог бабушки в подъезде, спорящей о том, права ли была Клава из третьей квартиры, когда выгоняла Ваську-алкоголика, или она ошибалась.

    Да и жизненный опыт девятиклассника вряд ли позволяет судить о том, как должен был поступить персонаж. Вряд ли он сможет понять, что раздражает Софью в Чацком и почему. Кроме, конечно, очевидных вещей — тех, о которых говорит сама героиня.

    Особенности восприятия пьесы

    Традиционная

    Трактовка пьесы «Горе от ума» следующая — принципиальная, благородная и бескомпромиссная. Окружающие их люди — низкие, недалекие и консервативные люди, не понимающие и не принимающие прогрессивной, новаторской идеологии главного героя. Чацкий вещает, обличает и издевается, смердит пороками общества, а общество корчится от метких ударов, гневается и негодует.

    Трудно сказать, добивался ли этого эффекта Грибоедов. Существует и прямо противоположная версия, объясняющая построение пьесы бесконечными монологами-призывами главного героя именно тем, что автор пародировал образ либерала, который много говорит и ничего не делает. И характеристики Софьи и Чацкого во многом определяются именно тем, как воспринимает произведение читатель. В первом случае он видит героя-идеалиста и мещанку, не оценившую его порывов, во втором — болтуна-демагога и… все-таки мещанку, не оценившую его порывов. Это так?

    Подробности сюжетных коллизий

    Кто такие Чацкий и Софья? Ему двадцать один, ей семнадцать. Разделены на три года

    назад. Чацкий уехал, как только достиг совершеннолетия, покинул дом опекуна и вернулся в родовое имение. Не пришел, не написал. Он просто взял и исчез. По каким причинам не столь важно. Но что должна чувствовать четырнадцатилетняя влюбленная девушка, когда мужчина, которого она считает своим любовником, будущим женихом, просто так берет и уходит? Не на неделю, не на месяц. На три года. Даже в тридцать это большой срок. А уже в четырнадцать — вечность. Что он делал все это время? О ком ты думал? Может ли она быть уверена, что любовь все еще жива?

    В четырнадцать лет, с подростковым максимализмом, с подростковой эмоциональностью. Критики предъявляют к девушке требования, которые удовлетворяет далеко не каждая взрослая женщина. Но отношение Чацкого к Софье далеко не очевидно. Достаточно представить ситуацию глазами девушки, а не всезнающего читателя, которому Грибоедов все рассказал. Не логичнее ли спросить: должна ли Софья сохранять хоть какие-то чувства к Чацкому? И если да, то почему? Он ей не муж, не жених. Он романтический поклонник, который в один прекрасный момент улетел, как мотылек с поляны, на целых три года. У него был порыв души. Чувства. Оскорбленное достоинство. И ее? Она не должна была чувствовать обиду, недоумение, злость в такой ситуации? Разочарование наконец? Пенелопа, конечно, ждала Одиссея гораздо дольше — но дело обстояло совсем иначе. Чацкий далек от Одиссея.

    София крупным планом

    Но все это остается за кадром. Да, внимательный читатель сам все поймет, если

    подумает, но ситуация еще обслуживается намеками, обрывками разговоров, воспоминаний. Поэтому оно вполне может ускользнуть от человека, привыкшего видеть только основную сюжетную линию произведения. И что там?

    Чацкий неожиданно возвращается в дом опекуна, где не был три года. Он взволнован, он взволнован, он счастлив. Отношение Чацкого к Софье осталось прежним. Но она уже любит другого. Первый до сих пор забыт. Она очарована Молчалиным. Увы, избранник очень плохой. Объективно он беден, из низшего сословия, это явный мезальянс. А субъективно он слабоумный подхалим, льстеец и ничтожество. Хотя, надо отметить, перспективы у него неплохие. Молчалин уже начал делать карьеру и неплохо справляется с поставленной задачей. Можно предположить, что новый избранник Софьи далеко пойдет

    При этом сам молодой человек совсем не влюблен, просто боится в этом признаться. И перспектива выгодного брака его тоже, наверняка, очень симпатизирует. Часто именно этот неудачный выбор сваливают на девушку, отвечая на вопрос, достойна ли Софья любви Чацкого? Променял орла на ощипанного воробья, глупышка.

    А кто такая София? Девочка, выросшая без матери, заперта, практически не выходя за порог дома. Ее круг общения – отец, не имеющий представления о воспитании детей вообще и дочерей в частности, и служанка. Что София может знать о мужчинах? Откуда у нее опыт? Единственный источник информации — книги. Женские французские романы, которые папа разрешает ей читать. Как могла такая девушка распознать неискренность человека, который вошел в доверие к людям намного старше и опытнее? Это просто нереально.

    София очень молода, наивна, романтична и неопытна. Молчалин — единственный молодой человек, которого она видит почти каждый день. Он беден, честен, несчастен, робок и обаятелен. Все так же, как в романах, которые Софья читает каждый день. Конечно, она просто не могла не влюбиться.

    А что же Чацкий?

    Такого же пристального внимания заслуживает личность Чацкого. Такую ли ошибку

    совершает София? Если смотреть на ситуацию объективно — большая ли потеря в ее жизни этот брак?

    Чацкому двадцать один год. Он не мог найти себе места. Пробовали там, пробовали здесь. Но… «Служить бы рад, служить тошно». И должность, которая соответствовала бы его запросам, до сих пор не попадается. На какие средства живет Чацкий? У него есть поместье. И, конечно же, крепостные. Это основной источник дохода для молодого либерала. Тот, кто горячо и искренне осуждает, называет его варварством и дикостью. Вот такая забавная проблема.

    Есть ли у Чацкого перспективы? Карьеру он не сделает, это очевидно. Не военный — он не глупый солдат. Не финансовый — он не торгаш. Ни политический — идеалы он не предаст. Другим Демидовым он тоже не станет — хват не тот. Чацкий из тех, кто говорит, а не из тех, кто делает.

    Его репутация уже испорчена, общество бежит от него как от чумы. Весьма вероятно, что Чацкий всю жизнь проведет в фамилии, изредка выезжая на курорты и в столицу. То, что сейчас раздражает Софью в Чацком, будет только прогрессировать, с возрастом он станет еще более язвительным и циничным, озлобленным постоянными неудачами и разочарованиями. Можно ли считать брак с таким человеком хорошей парой? И будет ли с ним Софья счастлива — просто по-человечески счастлива? Даже если Чацкий действительно любит ее и сохранит эту любовь? Вряд ли. Пожалуй, развязка пьесы трагична только для главного героя. Софии просто повезло. Я дешево отделался.

    А по поводу постановки вопроса

    Хотя, когда в ключе обсуждается отношение Чацкого к Софье: достойна она такой большой любви или все-таки нет — это само по себе странно. Неэтично. Как можно быть достойным любви? Это бонус? Продвижение? Соответствие занимаемой должности? Любить не за что-то, любить просто так. Потому что нужен этот человек, и никто другой. Такова жизнь. И никакая любовь не обязывает ее объект испытывать ответные чувства. Увы. Сама постановка вопроса неверна. Вы не можете сделать это таким образом. Любовь — это не картошка на базаре, чтобы сказать, стоит ли она того, о чем просят. И это должны четко осознавать даже школьники, не говоря уже о людях постарше.

    Комедия А. Грибоедова «Горе от ума», несомненно, имеет большой общественный резонанс. В нем отразились мятежные времена, когда по всей России распространялись свободолюбивые идеи. В центре спектакля Александр Андреевич Чацкий, воплотивший в себе лучшие черты передовой дворянской молодежи начала века. Этот герой сочетает в себе две сюжетные линии комедии. Один (основной) содержит конфликтное столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» и предлагает противостояние Чацкого и Фамусова. Другая сюжетная линия — Чацкий — Софья — раскрывает личную драму главной героини.

    Софья, стоявшая между станом Фамуса и Чацким, сыграла большую роль в создании «приспешника мук» героя, хотя и сама испытала свою «горе от ума». «София неясно нарисована…» — говорил Пушкин. Ведь в ее поведении и настроениях есть противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями. Ее прекрасное понимание характеров отца и Скалозуба сочетается с полной слепотой по отношению к Молчалину. Софья намного выше своих сверстниц, так ядовито изображаемых Грибоедовым в лице шести тугоуховских княжон, для которых важна не любовь, а богатый «муж-мальчик», «муж-слуга». София живет только любовью. Низкое и зависимое положение Молчалина, кажется, даже усиливает ее влечение к нему. Ее чувство серьезно, оно дает ей мужество не бояться мнения «света».

    Нельзя согласиться, что слова Фамусова о московских девушках: «В простоте слова не скажут, все с гримасой» — имеют прямое отношение к его дочери. Она всегда искренна. «К чему мне слухи? (Кто так хочет судить, — говорит она. Софья не чужда духовных интересов, не увлекается светским тщеславием. Фамусов называет ее чтение книг «капризом». Действительно, тогда это было новостью для знатной девушки. Софья ужасается тому, что отец читает Скалозуба как ее жениха, который «налево умного сразу не произнесет». Софья не доросла до нее, она слишком полна» Она была воспитана в эпоху Карамзина и Жуковского. Ее идеал — робкий, мечтательный юноша, образ которого рисовала сентиментально-романтическая литература конца 18 в. и начало 19вв. Так выглядит Софья Молчалина.

    Ее неожиданную любовь к секретарше отца невозможно понять, если не вдумываться во все, что произошло между ней и Чацким. Он увез ее, но вдруг, в припадке онегинской хандры, когда ему надоело все на свете, в том числе и она, он уехал за границу и за три года не написал ей ни слова. Софья, слушая влюбленного Чацкого, думает, что он может только «притворяться влюбленным», что он «высокого мнения о себе». Она с иронией восклицает: «Желание побродить напало на него… Ах! Если кто-то кого любит, зачем искать ума и путешествовать так далеко?

    Я думаю, что Софью никак нельзя винить в любви к Молчалину. Любовь к Молчалину есть ее здоровый протест, ее горькая реакция на любовь к Чацкому, от которой у нее осталось чувство разочарования, обиды, обиды. Молчалин может и не такой умный, как Чацкий, но на чувства Молчалина (по ее мнению) можно положиться.

    Возможно, Молчалин не хотел, чтобы Софья влюбилась в него. Молчалин, угодный всем, относился к ней робко-уважительно, как «к дворниковой собаке, чтобы она была ласковой». Он хотел завоевать симпатию дочери босса. Он так старался завоевать ее благосклонность, что она приняла это раболепие за глубокую, трепетную любовь, которую встречала в сентиментальных французских романах, столь ненавидимых ее отцом.

    Софья увидела в трусливой робости Молчалина благородную целомудренную робость возвышенной души. И не безнравственность заставляла ее проводить ночи с Молчалиным взаперти. И многие критики упрекали ее за это. Именно уверенность в чистоте помыслов Молчалина по отношению к ней, презрение к «молвам» и, конечно же, любовь руководят Софьей.

    Не видя Молчалина, она не могла оценить Чацкого, не видела, подобно умной девице Лизе, что Чацкий не только «веселый и острый», но и «чуткий», то есть не только умный, но и нежный.

    Мне кажется, когда Софья и Чацкий росли вместе, он, несомненно, повлиял на нее. Именно это научило Софью не отворачиваться от бедных, не презирать их, вопреки философии отца — «Кто беден, тот тебе не пара». Три года разлуки с Чацким не могли не изменить Софью, не оставить отпечатка на фальшивом жеманном окружении московского «света».

    Свободолюбивые мысли, едкие, едкие насмешки Чацкого над людьми ее круга, особенно над Молчалиным, раздражают теперь Софью. «Не человек — змея!» — говорит она о нем. И Чацкий испытывает к Софье искреннюю, горячую любовь. Он признается ей в любви при первом появлении. У Чацкого нет тайны, нет фальши. О силе и характере его чувств можно судить по словам о Молчалине, обращенным к Софье:

    Но есть ли в нем эта страсть? это чувство?

    это пыл?

    Чтобы, кроме тебя, весь мир казался ему пеплом и суетой?

    Чацкий серьезно переживает разочарование в своей девушке. («А ты… кого ты мне предпочла!») Он упрекает Еву в своем нетерпении даже в том, в чем она не виновата перед ним:

    Зачем меня поманила надежда?

    Почему мне прямо не сказали

    Что все прошлое превратилось в смех?

    Гончаров отмечает по этому поводу, что Чацкий разыграл сцену ревности, не имея на это права. Это говорит не только о слепоте Софьи в любви, но и о слепоте Чацкого в любви. Традиционный любовный треугольник разорван. И Софья, и Молчалин обижены в своих чувствах. И оба стараются вести достойно. Как бы ни было Софье тяжело, она нашла в себе мужество и достоинство, чтобы не расплакаться, ни в чем не показать свою слабость. Она непримирима с Молчалиным, ползает у ее ног. В каждом слове она чувствует гордый характер, достойный Чацкого. Она требует от Молчалина немедленно покинуть их дом, и что «с тех пор я как будто и не знаю тебя».

    На мой взгляд, Софья безусловно достойна любви Чацкого. Она умна и храбра не меньше Чацкого, потому что сумела пережить последствия своей ошибки.

    В статье «Миллион мук» Гончаров отмечал, что у Софьи были «задатки замечательного характера». Ведь не зря любил ее Чацкий. Она заслуживает сочувствия, когда звучит приговор ее отца: «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

    Показывая любовную «дуэль» героев, Грибоедов открывает личность не только в Чацком, но и в Софье. И это тоже подтверждает, что Софья – достойный объект любви. Но, к сожалению, их любовь не состоялась. Оба в беде, и трудно сказать, кто «ударил» сильнее, больнее. С легкой руки Софью Чацкую признали сумасшедшей. Он изгнан как из сердца девушки, так и из общества.

    Таким образом, личная драма усложняет его социальную драму, все более ожесточая Чацкого против всей дворянской Москвы.

    В своей неувядающей комедии «Горе от ума» Грибоедову удалось создать целую галерею правдивых и типичных персонажей, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд.

    И Софья, и Чацкий несут в себе те качества, которыми не обладает большинство представителей общества Фамуса. Их отличает сила воли, способность испытывать «живые страсти», целеустремленность, умение делать собственные выводы.

    Софья и Чацкий вместе росли и воспитывались в доме Фамусова:

    Привычка каждый день быть вместе неразрывно Связала нас детской дружбой. ..

    За время, проведенное вместе, Чацкий успел признать Софью интеллигентной , незаурядная, решительная девушка и полюбил ее за эти качества. Когда он, возмужавший, набравшийся ума, повидавший многое, возвращается на родину, мы понимаем, что чувства его «не охладили ни расстояние, ни развлечения, ни перемена мест». Он рад видеть Софью, удивительно похорошевшую за время разлуки, и искренне радуется встрече.

    Чацкий никак не может понять, что за три года до его отъезда общество Фамуса оставило на девушке свой некрасивый след. Начитавшись французских сентиментальных романов, Софья тоскует по любви и хочет быть любимой, но Чацкий находится далеко, поэтому она выбирает для выражения своих чувств человека, заведомо недостойного ее любви. Льстец и лицемер, «жалкое существо» Молчалин использует свои отношения с Софьей только в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по карьерной лестнице. Но Софья, обуреваемая чувствами, не в состоянии разглядеть под маской истинное лицо, а потому направляет искреннюю, нежную, готовую на жертву любовь к трусу и неудачнику.

    Чацкий довольно скоро понимает, что Софья не разделяет его чувств, и хочет узнать, кто ее избранник — его соперник. Многое говорит о том, что этот счастливчик — Молчалин, но Чацкий не хочет и не может в это поверить, с первого взгляда видя истинную сущность холуя.

    Но есть ли в нем та страсть, то чувство, тот пыл, Чтоб кроме тебя весь мир казался ему прахом и суетой? Чтобы каждое сердцебиение с Любовью ускорялось навстречу тебе?

    Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь сердце влюбить невозможно! Однако он стремится познать логику ее действий, выбора, хочет узнать достоинства Молчалина, заставившие девушку выбрать его, но никак не находит их. Верить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась критически осмысливать происходящее, но и превратилась в рядовой представитель общества Фамус.

    Софья действительно прошла хорошую школу в отцовском доме, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защитить свою любовь. Она питает глубокую неприязнь к людям, отзывающимся о ее избраннике нелицеприятно, поэтому Чацкий с его пылом, остротами и нападками превращается для девушки во врага. Защищая свою любовь, Софья даже готова коварно отомстить старой близкой подруге, которая безумно в нее влюблена: она распускает слух о безумии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого не только из женской гордости, но и по тем же причинам, по которым его не принимает фамусова Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он «не свой», из другого круга:

    Сделает ли такой ум семью счастливой?

    Тем временем Чацкий ищет определения чувствам Софьи и обманывается, ибо все, что он презирает, возводится в ранг добродетели в благородной Москве. Чацкий еще надеется на ясность ума и чувств Софьи, а потому еще раз списывает Молчалина:

    С такими чувствами, с такой душой Любим! .. Обманщик смеялся надо мной!

    Но вот и трагический момент разгадки! Этот момент на самом деле жесток и трагичен, потому что от него пострадали все. Чему наши герои научились на этом уроке?

    Чацкий настолько потрясен простотой решения, что рвет не только нити, связывающие его с обществом Фамуса, он разрывает отношения с Софьей, оскорбленный и униженный ее выбором до глубины души: Материал с сайта

    Вот кому я подарен! Я не знаю, как я умерил свою ярость! Он смотрел, и видел, и не поверил!

    Он не может сдержать своих эмоций, своего разочарования, обиды, обиды и винит во всем Софию. Теряя самообладание, он упрекает девушку в обмане, хотя именно в отношениях с Чацким Софья была хоть и жесткой, но честной. Сейчас девушка действительно находится в невидимом положении, но у нее достаточно силы воли и самоуважения, чтобы разорвать отношения с Молчалиным и признаться себе в своих иллюзиях и ошибках:

    Похоже, с тех пор я тебя не знаю. Упреки, жалобы, слезы мои Не смей ждать, ты их не стоишь. Но чтобы рассвет не застал тебя здесь в доме. Чтобы я больше никогда о тебе не слышал.

    Софья винит «себя вокруг» во всем случившемся. Ее положение кажется безнадежным, потому что, отвергнув Молчалина, потеряв верного друга Чацкого и уйдя с разгневанным отцом, она снова одна. Некому будет помочь ей пережить горе и унижения, поддержать ее. Но хочется верить, что она со всем справится, и что Чацкий, говоря: «Вы с ним помиритесь, подумав повзрослеть», неправ.

    Комедия Грибоедова еще раз напомнила мне о том, что в истоках поступков людей лежат неоднозначные, часто противоречивые мотивы, и чтобы правильно их угадать, нужно иметь не только ясный ум, но и интуицию, широкое сердце, открытую душа.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • урок на тему образы Чацкого Софьи Молчалиной
    • анализ характера Чацкого и Софьи
    • любовь в понимании Чацкого и Софьи композиция
    • любовь Чацкого к Софье и лицемерная маска молчаливой
    • горе от ума портреты Чацкого и Софьи
    • 9

    Сравнение мотивации и отношения членов семьи к генетическому тестированию на наследственный рак груди и яичников: качественный анализ

    Сравнительное исследование

    . 2010 Декабрь; 18 (12): 1289-95.

    doi: 10.1038/ejhg.2010.114. Epub 2010 21 июля.

    Кэролайн Дэнсигер 1 , Джонатан А. Смит, Крис Джейкобс, Мелисса Уоллес, Сьюзан Мичи

    принадлежность

    • 1 BPS Центр исследования результатов и эффективности (CORE), Исследовательский отдел клинической, педагогической и медицинской психологии, Университетский колледж Лондона, Лондон, Великобритания. [email protected]
    • PMID: 20648056
    • PMCID: PMC3002862
    • DOI: 10. 1038/ejhg.2010.114

    Бесплатная статья ЧВК

    Сравнительное исследование

    Кэролайн Данцигер и соавт. Eur J Hum Genet. 2010 9 декабря0003

    Бесплатная статья ЧВК

    . 2010 Декабрь; 18 (12): 1289-95.

    doi: 10.1038/ejhg.2010.114. Epub 2010 21 июля.

    Авторы

    Кэролайн Дансигер 1 , Джонатан А. Смит, Крис Джейкобс, Мелисса Уоллес, Сьюзан Мичи

    принадлежность

    • 1 Центр исследования результатов и эффективности BPS (CORE), Исследовательский отдел клинической, педагогической и медицинской психологии, Университетский колледж Лондона, Лондон, Великобритания. [email protected]
    • PMID: 20648056
    • PMCID: PMC3002862
    • DOI: 10.1038/ejhg.2010.114

    Абстрактный

    Генетическое тестирование на наследственный рак молочной железы и яичников позволяет получить важную информацию о риске развития рака, который имеет потенциальные последствия для пациентов и их семей. В этом исследовании сообщается о мотивах и отношении индексных пациентов и их родственников к генетическому тестированию на наследственный рак молочной железы и яичников. В общей сложности было опрошено 10 пациентов женского пола и 20 их родственников относительно их опыта передачи генетической информации в своих семьях, а также их мотивации и отношения к генетическому тестированию. Анализ выявил два типа «семейных групп»: группы, твердо приверженные генетическому тестированию, и группы, не уверенные в тестировании. В рамках преданных семейных групп пациенты-индексы и их родственники чувствовали себя обязанными пройти тестирование для других, что привело к тому, что некоторые родственники прошли тестирование, не полностью обдумав свое решение или последствия знания своего мутационного статуса. Эти семейные группы также описали соображения относительно ценности тестирования для себя. В семейных группах, не уверенных в тестировании, родственники не посещали прогностическое тестирование, откладывали принятие решения до определенного момента в будущем или выражали двойственное отношение к ценности тестирования для себя. Результаты показывают ценность прямого признания мотивов генетического тестирования в контексте семейных обязательств, отношений и общения, а также возможную ценность вовлечения членов семьи в генетическое консультирование и принятие решений с момента первого контакта семьи с генетическими службами.

    Похожие статьи

    • Общение с близкими и дальними родственниками в контексте генетического тестирования на наследственный рак молочной железы и яичников у онкологических больных.

      Клаас Э., Эверс-Кибумс Г., Бугертс А., Декруенар М., Денайер Л., Легиус Э. Клаас Э. и др. Am J Med Genet A. 1 января 2003 г .; 116A (1): 11-9. doi: 10.1002/ajmg.a.10868. Am J Med Genet A. 2003. PMID: 12476445

    • Принятие решения о преимплантационной генетической диагностике и пренатальной диагностике: проблема для пар с наследственным раком молочной железы и яичников.

      Деркс-Смитс И.А., Гитель-Хабец Дж.Дж., Тиббен А., Тян-Хейнен В.К., Мейер-Хугевен М., Гераэдтс Дж.П., ван Голде Р., Гомес-Гарсия Э., ван ден Богаарт Э., ван Хойдонк М. , де Ди-Смолдерс CE, ван Ош Л.А. Деркс-Смитс И.А. и соавт. Хум Репрод. 2014 Май; 29(5):1103-12. дои: 10.1093/humrep/deu034. Epub 2014 6 марта. Хум Репрод. 2014. PMID: 24603131

    • Сообщение результатов генетического теста BRCA1/2 в семье: качественный анализ.

      Дансигер С., Уайзман М., Джейкобс С., Смит Дж. А., Уоллес М., Мичи С. Дэнцигер С. и др. Психическое здоровье. 2011 авг; 26 (8): 1018-35. дои: 10.1080/08870446.2010.525640. Epub 2011 28 июля. Психическое здоровье. 2011. PMID: 21797732

    • Принятие решения мужчинами о прогностическом тестировании BRCA1/2: роль семьи.

      Хэллоуэлл Н., Ардерн-Джонс А., Илес Р., Фостер С., Лукассен А., Мойнихан С., Уотсон М. Хэллоуэлл Н. и др. Дж. Жене Каунс. 2005 июнь; 14 (3): 207-17. doi: 10.1007/s10897-005-0384-3. Дж. Жене Каунс. 2005. PMID: 15959652 Обзор.

    • Плюсы и минусы генетического тестирования на риск рака молочной железы и яичников.

      Фрэнк Т.С., Браверман А.М. Франк Т.С. и соавт. Int J Fertil Womens Med. 1999 г., май-июнь; 44(3):139-45. Int J Fertil Womens Med. 1999. PMID: 10435912 Обзор.

    Посмотреть все похожие статьи

    Цитируется

    • Генетическое тестирование неотобранной популяции для персонализированного прогнозирования риска рака яичников: качественное исследование с использованием полуструктурированных интервью.

      Габа Ф., Оксли С., Лю Х, Ян Х, Чандрасекаран Д., Калси Дж., Антониу А. , Сторона Л., Сандерсон С., Уоллер Дж., Ахмед М., Уоллес А., Уоллис Ю., Менон Ю., Джейкобс И., Легуд Р., Маркс Д., Манчанда Р. Габа Ф. и др. Диагностика (Базель). 2022 19 апреля; 12 (5): 1028. doi: 10.3390/диагностика12051028. Диагностика (Базель). 2022. PMID: 35626184 Бесплатная статья ЧВК.

    • Обмен результатами генетических тестов с членами семьи носителей BRCA, PALB2, CHEK2 и ATM.

      Дин М., Тезак А.Л., Джонсон С., Пирс Дж.К., Вайднер А., Клаус К., Пал Т., Крагун Д. Дин М. и др. Пациент Educ Couns. 2021 Апрель; 104 (4): 720-725. doi: 10.1016/j.pec.2020.12.019. Epub 2021 5 января. Пациент Educ Couns. 2021. PMID: 33455826 Бесплатная статья ЧВК.

    • Чего хотят мужчины: Качественный анализ того, что мужчины с раком предстательной железы (РПЖ) хотят узнать в отношении генетического направления, консультирования и тестирования.

      Гринберг С., Слагер С., Нил Б.О., Куни К., Моэн Б., Стопа Н., Венн В., Зикмунд С., Колонна С. Гринберг С. и соавт. Простата. 2020 апрель;80(5):441-450. doi: 10.1002/pros.23959. Epub 2020 6 февраля. Простата. 2020. PMID: 32027768 Бесплатная статья ЧВК.

    • Психологическая адаптация к результатам диагностического геномного секвенирования: роль исполнения надежды.

      Гриземер И., Мур Э., Хан С., Рош М., Хендерсон Г., Рини К. Гриземер I и др. Психология здоровья. 2019Июнь; 38 (6): 527-535. doi: 10.1037/hea0000733. Epub 2019 8 апр. Психология здоровья. 2019. PMID: 30958015 Бесплатная статья ЧВК.

    • Наследие и отношения: разнообразные социальные сети и решения и действия по управлению рисками BRCA1/2.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *