Отношение чацкого к любви и семье: «Отношение Чацкого к любви?» — Яндекс Кью

Содержание

Чацкий и Софья — Трагедия «Оскорбленного чувства» (Горе от ума Грибоедов)

Основным мотивом произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума» является отражение трагедии Чацкого — типичного представителя молодого поколения 1810—1820-х годов, тем или иным образом участвующего в общественной деятельности. Эта трагедия включает в себя множество моментов, но одним из наиболее важных среди них является его неразделенная любовь к Софье.

Мы узнаем о жизни и характере героя еще до его появления на сцене. Так, горничная Софьи Лиза, намекая на его увлечение хозяйкой, восклицает:

Кто так чувствителен, и весел, и остер

Как Александр Андреич Чацкий,

а наиболее яркую характеристику ему дает сама Софья:

Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив,

Вот об себе задумал он высоко…

Охота странствовать напала на него…

Чацкий — выходец из дворянской семьи — был воспитан в доме Фамусова. Он умен и безукоризненно честен, искренен и ост роумен. Любит родину, и эта любовь порождает в нем ненависть к рабству и угнетению народа. Чацкий занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, но ушел от этого, потому что, говорит он: «Служить бы рад, — прислуживаться тошно». Он — мятущийся мыслитель, герой того времени, из тех людей, чье сердце «не терпит немоты», а потому раскрывающий все сокровенно обдуманное даже и перед ничтожествами, «глупцами». Чацкий смеется над Фамусовым и его окружением, остро вышучивает их нравы, потому что сам он выше Фамусовых, загорецких, молчаливых, скалозубов и прочих представителей московского общества начала XIX века. За три года путешествий характер героя во многом претерпевает изменения и окончательно формируется. Однако неизменной остается его искренняя любовь к Софье. Именно поэтому он, помня о юношеской привязанности, так спешит увидеть свою любимую, ради которой «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, верст больше семисот пронесся…», и такая искренняя радость от встречи звучит в его словах: «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног».

Лучшие личностные качества раскрываются в его отношении к любви, браку. Чацкий любит Софью, видит в ней будущую жену. Однако Софья не может полюбить его, так как, хотя она и не лишена положительных качеств, но все же полностью принадлежит к фамусовскому миру. За годы отсутствия Чацкого характер Софьи сильно изменился, теперь она воспринимает их отношения как юношескую влюбленность, ни к чему ее не обязывающую. Кроме того, она теперь любит другого человека — Молчалина, а с Чацким холодна, и на его вопросы отвечает общими фразами или шутками:

Кого вы любите?

Ах! Боже мой! Весь свет.

Кто более вам мил?

Есть многие, родные…

Однако Чацкий все еще не понимает истинной причины холодности Софьи, он счастлив, оживлен, говорлив, спрашивает о старых знакомых, подшучивает над ними. И тут он допускает главную ошибку, с едкой насмешкой упомянув о Молчалине. Этим он, сам того не подозревая, вызывает бурю негодования в душе Софьи. Именно за эти насмешки над предметом ее любви она потом так жестоко расправляется с ним, распространяя слухи о его сумасшествии.

Конечно, Софья любит не самого Молчалина, а идеал, созданный ее чувствительным воображением. Чацкий прав, говоря ей: «Качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему».

Ослепленный своим горем, разочарованный в своем чувстве, Чацкий часто бывает несправедлив, упрекая Софью даже в том, в чем она не виновата:

Зачем меня надеждой завлекали?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?!

На самом деле Софья не скрывает от него своих чувств, она едва разговаривает с ним, искренне признается в равнодушии. Беда Чацкого в том, что он, ослепленный своим чувством, вовремя не остановился, и выплеснул свое разочарование на всех окружающих, и его личная драма теперь отягощается столкновением со всем фамусовским обществом. Любовь и ум, поднимающие его над толпой, принесли герою одно горе, и он покидает Москву, увозя в свое сердце лишь «мильон терзаний».

Характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума». Образ и цитатная характеристика.

СочиненияСлушай онлайн, если не любишь читать!

Комедия в стихах «Горе от ума» была написана в 20-е годы 19 века. В образ главного героя А. С. Грибоедов вложил взгляды и идеи прогрессивной молодёжи своего времени. Так кто же он, Чацкий, — «мечтатель опасный» или «высокий ум»? Каких качеств в нём больше: положительных или отрицательных? Ответы на эти вопросы неоднозначны и возможны только после глубокого анализа образа.

О да! Это мое любимое занятие )))

21.73%

Читаю иногда, но есть вещи куда интереснее…

43.77%

Фу, не люблю

26.56%

Книги — а что это вообще такое?

7.93%

Проголосовало: 30601

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Краткая характеристика

Действие пьесы происходит в послевоенной Москве, в одном из столичных особняков. Главный конфликт комедии — столкновение взглядов представителей «века нынешнего» и «века минувшего».

Чацкий приезжает в дом Фамусова, друга покойного отца.

Три года молодой человек, путешествуя по свету, мечтал поскорее вернуться в родной город, где осталась любимая девушка. Он молод и горяч как в суждениях, так и в действиях. Нежданный гость оказался «лишним» на празднике в доме дядюшки. Разногласия с близкими ему когда-то людьми гонят Чацкого прочь из Москвы.

Подробный образ и характеристика Чацкого

Начало 19 века ознаменовано двумя великими событиями: сначала сгоревшую Москву отдают французам, а затем следует полнейший разгром наполеоновской армии. Горе-захватчики спешно покинули пределы России, но дух Франции прочно поселился в умах и сердцах московского общества.

Французская еда, речь, манеры, одежда — всё это стало неотъемлемым атрибутом принадлежности к высшему свету. Добавить к этому чинопоклонение, бюрократизм, переход «тепленького местечка» от отца к сыну — получалась гремучая смесь «французского с нижегородским». Однако находились и противники такой жизни.

Значение образа Чацкого

Образ Чацкого — это не портрет конкретного человека. Он собирательный. В нём автор воплотил все мечты и стремления к честному, справедливому существованию. К сожалению, пока он — «лишний» в обществе, погрязшем в старомодных привычках. Это человек нового поколения, выходцами из которого были «декабристы».

Значение фамилии и прототип

Доподлинно трудно сказать, кто является прототипом Чацкого. Чаще всего в литературной критике встречаются сведения, что это:

  • П. Я. Чаадаев;
  • В. К. Кюхельбекер;
  • сам автор, А. С. Грибоедов.

Изначально, в черновиках, главного героя звали иначе — Чадский. В кругу единомышленников фамилия Чаадаева писалась с одной «а». Участник Отечественной войны 1812 года внезапно прервал военную карьеру. Он путешествовал по европейским странам и постигал знания. Его «Философские письма» разгневали царя. Чаадаева признали сумасшедшим.

Черты опального, неудачливого Кюхельбекера детально дополнили образ.

В письмах современников встречаются записи о том, что Грибоедов также был вынужден однажды бежать со светского приёма. Ему не понравилось, как собравшиеся боготворили «иностранщину», да ещё обхаживали французского пустотрёпа. Порывистой речью поэт сумел задеть всех. Уже через пару дней Москва говорила о безумии Грибоедова.

Внешность героя

Подробного описания внешности Чацкого в пьесе нет. По высказываниям персонажей можно сказать, что молодой человек весьма симпатичен. Так его характеризует служанка Лиза. Одет по последней моде, что создаёт видимость благополучного человека. Княгиня Тугоуховская сразу приметила его в качестве жениха для одной из дочек.

Характеристика личностных качеств Чацкого

Характер героя непрост.

Конечно, Чацкий — яркая личность, смело выражающая свои взгляды, несмотря на возраст. Ему трудно сдерживать эмоции, но в разговоре он совершенно искренен и откровенен. Однако, с другой стороны, в его характере звучат эгоистичные нотки.

Путешествуя по свету, молодой человек напрочь забыл о тех, кто был с ним рядом. Он любит Софию, мечтает о ней, жаждет встречи, но на протяжении трёх лет не подал о себе ни единой весточки.

Фамусов заменил ему рано ушедшего отца, а теперь вынужден вместо приветствия выслушивать нравоучения юнца, не успевшего даже переодеться после дороги. Чацкий, по большей части, думает только о своих чувствах и переживаниях, не считаясь с мнением, возрастом и статусом окружающих.

Патриотизм у главного героя на первом месте.

Чацкий любит Россию, ему тяжело понять, за что воевали отцы, если французский монарх смог одержать победу над умами русских дворян. Потому что любой «французик из Бордо» видит в Москве или в Петербурге свою провинцию — «он чувствует себя здесь маленьким царьком». Пренебрежение всем русским вызывает резкий протест у персонажа.

Когда София интересуется, где же, по его мнению, лучшее место на земле, он отвечает ей: «Где нас нет!» Потом поясняет: монотонная жизнь частенько надоедает и кажется тогда, что есть место гораздо лучшее, но

«когда ж пространствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!»


Свободолюбие героя не знает границ.

Он волен в мыслях и суждениях, которые вызывают страх у Фамусова: «Он карбонари!» Военная карьера, пленявшая поначалу, быстро надоела Чацкому постоянной муштрой.

Работа в Министерстве тоже не прельщала его бумажной волокитой и зависимостью от вышестоящих чиновников. Александр, со слов дядюшки, прослыл «мотом», то есть неумело распоряжался собственным имением, скорее всего, делал поблажки своим крепостным, стараясь облегчить их без того тяжёлую жизнь.

Своеобразное мировоззрение героя, так сильно выделяющееся среди дворянской серости, скрывает за собой отношение к жизни самого Грибоедова. Писатель говорил, что

«русское платье красивее и покойнее фраков и мундиров, т. к. сближает нас с простотою отечественных нравов, сердцу моему чрезвычайно любезных».

Грибоедову так же не нравилась государственная служба. В уста своего героя поэт вкладывает фразу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он всей душой мечтал о литературе, был знатоком театра.

Личная жизнь, отношения Чацкого с противоположным полом ограничиваются любовью к Софье Павловне. К ней стремится его страстная душа, «людей и лошадей знобя». Её холодное безразличие при встрече сильно ранят Александра. Он пытается напомнить ей о былых днях: «Мы с вами явимся, исчезнем тут и там, играем и шумим по стульям и столам». Но для Софьюшки это далеко в прошлом, к которому нет возврата.

Краткая биография

Детство и юность

Чацкого прошли в доме Фамусова. Отец Александра, Андрей Ильич, рано ушёл из жизни, а мать, Анна Алексеевна, была не в состоянии воспитывать сына. По словам Фамусова, «покойница с ума сходила восемь раз». Дядюшка жил вдовцом и воспитывал один Александра и дочь Софию. Дети много времени проводили вместе.

Став совершеннолетним, Чацкий покинул дом Павла Афанасьевича, лишь изредка наведываясь к ним в гости. Взрослеющая Сонечка вызвала в его душе уже далеко не детские чувства, но вскоре они были вынуждены расстаться, поскольку Александр уехал из столицы.

Образование

Чацкий получил у гувернёров. Происхождение из аристократической семьи давало ему возможность обучаться разным наукам и языкам. Сам Павел Афанасьевич с восхищением говорил о способностях бывшего воспитанника. Во время и после службы Чацкий бывал в разных странах, знакомился с различными культурами, что также способствовало его саморазвитию.

Он владел несколькими языками, замечательно писал и переводил тексты.

Сильные и слабые стороны характера

К сильным сторонам характера Чацкого можно отнести:

верность Отечеству

гордость за свою страну

чувство собственного достоинства

искренность в чувствах

остроумие

честность

Из слабых сторон ему присущи:

горячность

излишняя самоуверенность

упрямство

раздражительность, порой переходящая в наглость

нетерпимость

Противоречия в характере героя

Чацкий рано остался круглым сиротой. Родители не могли стать ему примером для подражания, потому что он не знал их. Скорее всего жизнь в доме Фамусова оказалась не слишком сладкой, если Александр при первой возможности покинул его дом.

Чацкий мечется в поисках лучшей жизни, лучших людей, отношений. Трагизм заключается не столько в конфликте главного героя с обществом, сколько в непонимании самого себя. Отсюда и противоречивость характера Чацкого.

Он обвиняет фамусовское общество в нежелании принять «век нынешний», однако и сам не видит ничего положительного в «веке минувшем».

Проявления любви тоже можно назвать, по меньшей мере, странными. Чацкий влюбился в подружку детства, но оставляет её ради путешествия по свету. Три года не подавал никаких вестей, а вернувшись, ведёт себя как будто они недавно расстались.

Молодой человек счастлив видеть любимую девушку, но тут же со злобным сарказмом интересуется «отпрыгал ли свой век» её дядя, оскорбляет отца, тётушку.

Чацкий умудряется перессориться практически со всеми гостями, прибывшими на приём к Фамусову.

Характеристика речи Чацкого

Живой ум главного героя делает его речь неподражаемой. Молодой человек умеет делать комплименты дамам, к примеру Наталье Дмитриевне.

Кроме того, он остёр на язык, его речь полна саркастических характеристик, просторечными выражениями он подмечает те или недостатки. Обличительные монологи, напротив, полны гражданского пафоса. Яркая, пламенная речь — сильная сторона прямой и страстной натуры Чацкого.

Отношение к Чацкому других персонажей

Среди фамусовского общества нет единомышленников Чацкого. Молодой человек вызывает разные мнения среди гостей до тех пор, пока они единогласно не признают его сумасшедшим.

Прошлое героя и его семья. Павел Афанасьевич равнодушно принимает вернувшегося путешественника. Он разговаривает с бывшим воспитанником так, будто они виделись совсем недавно. Этим они похожи.

Молчалину Чацкий неприятен, но первый не привык выражать собственного мнения, потому терпит насмешки собеседника.
Мадам Хлёстова в детстве часто наказывала мальчика. Не слишком рада встрече с ним и сейчас.

Платон Горич, судя по всему, бывший однополчанин Чацкого, рад встрече с ним. Однако разные жизненные условия создают между пропасть непонимания.

Репетилов, давний знакомый, поначалу причисляет себя к друзьям Чацкого, но так же быстро отступается от него, поддерживая слух о сумасшествии.

Цитатная характеристика Чацкого

Цитаты о Чацком
Александр — сын покойного друга Фамусова:

«Вот-с — Чацкого, мне друга,
Андрея Ильича покойного сынок».

Его детство прошло в доме Павла Афанасьевича вместе с Соней:

«Наш ментор, помните колпак его, халат».

Повзрослев, он покинул приютившую его семью:

«Он съехал, уж у нас ему казалось скучно»


Странствовал три года, неожиданно вернулся:

«Три года не писал двух слов!
И грянул вдруг как с облаков».

Чацкий умён:

«Но захоти — так был бы деловой,
Жаль, очень жаль, он малый с головой;
И славно пишет, переводит»

Он готов к службе:

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»


Относится к работе серьезно:

«Когда в делах, я от веселий прячусь»


Раньше его привлекала военная карьера:

«Теперь уж в это мне ребячество не впасть».

Чацкий свободолюбив:

«Он вольность хочет проповедать!»


Тяготеет:

«к искусствам творческим, высоким и прекрасным»

Ненавидит раболепство и подражание «иностранщине», желает:

«Чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья».

Окружающие считают его злым и заносчивым:

«Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!»

Не понимают его острословия:

«Малейшая в ком странность чуть видна,
Веселость ваша не скромна,
У вас тотчас уж острота готова».

Чацкого страшит одиночество в толпе:

«Душа здесь у меня каким-то горем сжата,
И в многолюдстве я потерян, сам не свой».

Раздавленный окружением он покидает Москву:

«Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!»

Фразы героя, ставшие крылатыми

Грибоедов так умело сочетал литературную речь героя с разговорным простецким языком, что его высказывания стали кладезью крылатых фраз и афоризмов.

  • «Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног»
  • «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
  • «Лицо святейшей богомолки!»
  • «А судьи кто?»
  • «Где? укажите нам, отечества отцы
    Которых мы должны принять за образцы?»
  • «Кричали женщины: ура!
    И в воздух чепчики бросали!»
  • «И дым Отечества нам сладок и приятен!»
  • «Чины людьми даются
    А люди могут обмануться»
  • «Я глупостей не чтец»
  • «Старушки все народ сердитый»
  • «Нет! Недоволен я Москвой»
  • «Ни звука русского, ни русского лица»
  • «Уж коли горе пить,
    Так лучше сразу»
  • «Молчалины блаженствуют на свете!»
  • «Муж-мальчик, муж-слуга»
  • «Низкопоклонник и делец»
  • «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок».

Сочинения про Чацкого

Чацкий и Молчалин

Чацкий и Молчалин представляют «век нынешний» в комедии Грибоедова «Горе от ума». Молодые люди примерно одного возраста, но у них абсолютно разные характеры и мировоззрение.

Чацкий — выходец из дворянской семьи. Юноша получил достойное образование, несмотря на то, что рано осиротел. Друг отца, Фамусов Павел Афанасьевич, взял мальчика на воспитание, и тот рос вместе с его дочерью Софьей.

Нанятые для детей гувернёры давали азы наук. О дальнейшем обучении Чацкого не говорится, но из текста понятно, что Александр знает много языков, делает отличные переводы и пишет сам.

От службы он не бежит: «служить бы рад, прислуживаться тошно». Насмотревшись на золото мундиров, офицерскую стать, Чацкий пробовал себя в военном деле. Настоящая воинская служба не пришлась ему по душе.

Молчалин — секретарь Фамусова. Он прилежен в работе, чётко знает своё место как в доме хозяина, так и по жизни вообще. Пухленький, с розовым румянцем на щеках, Алексей вызывает у окружающих умиление и жалость.

Он не имеет собственного мнения, потому что в его годы это еще непозволительно. Рад услужить каждому, так учил его отец, даже «собаке дворника, чтоб ласкова была».

Смысл жизни для него — быть обеспеченным, сделать хорошую карьеру, иметь достойное положение в обществе. Ради этого он готов сносить любые унижения.

В комедии их связывают отношения с Софьей Павловной. Любовь Чацкого страстная и безумная. Он влюблён, но девушка не отвечает ему взаимностью. Софья влюблена в Молчалина, который предпочитает ей служанку Лизу. Не смея отказаться от ежедневных встреч с дочерью хозяина, он покорно проводит с ней целые ночи напролёт.

Когда Чацкий узнаёт, на кого он был променян, с ним случается шок. Александр искренне не понимает, что могла найти девушка в таком ничтожестве.

На мой взгляд, они оба хороши. Один всех ругает, за короткий промежуток времени успел перессориться со всеми, обидеться на них и уехать «вон из Москвы!» Другой ублажает шпица мадам Хлёстовой и покорно идёт в указанный «чуланчик». О, времена! О, нравы!

Чацкий и Софья

Тема любви — одна из ведущих в комедии «Горе от ума». Главный герой, Александр Чацкий, страстно влюблён в Софью, дочь Фамусова, который взял на воспитание маленького Сашу, по причине смерти обоих его родителей.

Дети росли и воспитывались в одной семье, учились у одних учителей. Постепенно детские шалости заменили нежные чувства. Александр отправился сначала на службу, потом смотреть «целый свет».

Девушка осталась одна. Она поначалу ждала своего молодого человека, выспрашивала у всех и каждого: не встречался ли им на пути такой-то юноша. Три года — срок большой, особенно, если нет ни единой вести.

Нежные чувства Сонечки к Александру Андреевичу постепенно угасли. Но девичье сердце немыслимо без любви, и Софья стала искать «героя своего романа». Молчалин показался ей вполне подходящей партией, тем более, что был единственной кандидатурой среди её окружения.
Чацкий вдруг вспомнил, что где-то далеко у него есть девушка.

Он 45 дней гнал лошадей, чтобы поскорее увидеть её. Холодность встречи поразила его. Александр рассчитывал, что Соня до сих пор любит его и ждёт.

Когда пелена спала с глаз Софьи, она поняла, что Чацкий — высокомерный и заносчивый человек. Он способен унижать, смеяться над всем, что, по его мнению, неправильно. Девушка смело высказывает бывшему молодому человеку свои мысли о нём.

Соня совсем молоденькая, ей всего семнадцать лет, но она мудра не по годам, а также гораздо воспитаннее и тактичнее Чацкого. По поведению Софии видно, что она не рада встрече, и нет уже чувств, как прежде.

Однако Чацкий не хочет в это верить и настойчиво добивается её расположения. Развязка трагична для обоих. Софья узнаёт, что Молчалин коротает с ней время, боясь немилости её отца. Чацкий полностью убеждается в неверности возлюбленной.

Мне кажется, что Сонечка — неплохая девушка. Если бы Чацкий хотя бы изредка давал о себе знать, у них обязательно всё закончилось бы свадьбой.

Победитель или побеждённый

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов описал быт и нравы дворянского сословия после войны 1812 года. Старая Москва сгорела, выгоревшие места застраивались новыми домами, а уклад жизни дворян не хотел терпеть никаких изменений.

«Дома новы, но предрассудки стары … не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары», — так характеризует в начале пьесы Чацкий старомодные дворянские идеалы.

Александр Андреевич Чацкий — человек, выступивший против целого сословия, всего старого общества. Он — человек умный, образованный. Много путешествовал, постигал иноземные науки. Благородное служение Отечеству — вот его мечта.

Он понимает, пока миром правят такие, как Нестор, Татьяна Юрьевна, не будет в стране ни свободы, ни равноправия. Нет, Чацкий — ещё не «декабрист», но он заложил представления об устройстве нового общества. Так можно ли назвать его победителем или все же он побеждённый?

Ум и рассуждения Чацкого — причина его страданий. В начале комедии мы видим отважного, самонадеянного «вольнодумца». В конце же пьесы перед нами разочаровавшийся во всём и всех человек, которого отвергает двор.

Трудно назвать его в этот момент победителем. Не имея среди окружающих единомышленников, он взялся критиковать нравы и высмеивать пороки светского общества, за что и поплатился.
На любовном поприще Александр также терпит поражение. Женщинам удобнее иметь в мужьях покорного мужчину, подчиняющегося ей во всем. Тесть тоже мечтает о зяте, если не богатом, то с хорошим послужным списком.

Получается, что больше Чацкому подходит роль побеждённого? Трудно сказать однозначно. Побеждён, значит, сломлен. Но молодой патриот уезжает из столицы искать единомышленников. Он остаётся верен своим взглядам, а не идёт на поводу у фамусовского общества. Главная победа — оставаться самим собой и не прогибаться под гнётом окружающего общества. Со временем обязательно найдутся те, кто поддержит и словом, и делом.

Развитие образа Чацкого на протяжении всей комедии

Комедия «Горе от ума» была задумана автором в 1820 году, но писал он её на протяжении многих лет. К сожалению, пьесу запретили печатать и тем более ставить спектакли по ней. В рукописях она расходилась по свету. Автор при жизни не увидел книги. В полном варианте она вышла только во второй половине 19 века.

Главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Три года назад он отправился в путешествие по Европе и теперь возвращался родные пенаты. В начале пьесы мы видим пылкого молодого человека. Он один готов противостоять целой армии фамусовых. Его страстная натура не терпит порицаний со стороны дядюшки Павла Афанасьевича. У него на всё готов ответ. Почему не служит? Прислуживаться тошно. Ученье — вред? Каждый человек волен сам распоряжаться своей судьбой и выбирать то, что ему нравится.

Чацкий искренне не понимает, в чём он не прав. Чем модные французские салоны так привлекательны для русских дворян? Разве России нечего противопоставить брату- «мусье»? Да, ему противно даже думать о том, как в угоду царице какой-то старичок падает, чтобы стать ближе к императорскому столу. Он ненавидит раболепство, презирает чинопоклонение.

Постепенно Чацкий начинает понимать, что он одинок в своих суждениях. Особенно ярко автор это показал в сценах на балу. Чацкий встретил своего бывшего однополчанина Горича, но у того свои заботы и жена. Репетилов готов поддержать с ним беседу, да только сам Александр не желает говорить с тем, кто за всю жизнь не осилил ни единой книжки. Остальным нет дела до его умных речей.

Личная трагедия добивает главного героя. Он понимает, что стал предметом насмешек по вине той, кого так хотел увидеть. Ему становится совсем грустно. В горьких размышлениях он находит, что пустынная снежная степь гораздо теплее холодного приёма в родных краях.

В конце пьесы мы видим одинокого, раздавленного злым обществом человека. У него уже нет сил сопротивляться насмешкам Фамусовых, Репетиловых и Хлёстовых. Александр спешно покидает столицу с надеждой найти единомышленников в другой стороне.

Любовь и разочарование Чацкого

В комедии «Горе от ума» мы становимся свидетелями того, как на фоне любовной трагедии рушится целый мир одного человека.
С главным героем произведения автор знакомит нас не сразу.

Знакомству предшествуют сцены выяснения отношений между Фамусовым, его дочерью и Молчалиным, так некстати оказавшемся в столь ранний час у покоев Софьи. Таким образом, мы уже понимаем, что девушка влюблена. О Чацком она отзывается не очень лестно.

Чацкий год назад прошёл службу, немного попутешествовал по Европе и на всех порах мчался к возлюбленной. Он мечтал о встрече с ней. Ему было интересно какой стала Софьюшка, ведь его не было целых три года.

Долгожданная встреча оказалась не такой радужной, как представлял себе её Чацкий. Поначалу он подумал, что девушка просто отвыкла от него и начал вспоминать детские годы, которые они провели вместе. Александр с иронией спрашивал о дядюшке, об отце, о вредной старой тетушке.

Соня была неприветлива. Все попытки развеселить её восприняла за злые насмешки. Девушка всем своим видом показывала, что больше не желает продолжать с ним общение. Но влюблённый юноша ничего не хотел замечать.

Поведение Софии во время падения Молчалина с лошади немного озадачило Чацкого. Самоуверенный молодой человек не мог предположить, что таких, как Молчалин, кто-то может полюбить и уж тем более его девушка.

На балу Александр пытается пожаловаться Софье на непонимание общества, даже не подозревая какой страшный удар приготовила ему она. Сонечка не слушает Чацкого и убегает танцевать.

Когда раскрывается обман невесты, впридачу ко всему Чацкий узнаёт, что с лёгкой подачи именно его Сонечки, он становится оклеветанным. Молодой человек обвиняет Софью в предательстве, порицает её за то, что она забыла годы нежных встреч и променяла его на недостойного человека. Он советует ей помириться с Молчалиным, потому как Алексей — идеальный муж-мальчик, муж-слуга, вроде и рядом, а вроде и нет никого.

Чацкий уезжает из дома, в который вернулся только, чтобы увидеть Софию. Сердце его разбито. Наверное, должно пройти очень много времени, пока заживёт рана, и Александр сможет кого-нибудь полюбить.

Конфликт Чацкого и общества Фамусова

А. С. Грибоедов — русский писатель 19 века. Его перу принадлежат многие произведения, но особой популярностью пользуется комедия в стихах «Горе от ума».

Основная тема комедии — это пороки общества: лицемерие, чинопочитание, бюрократизм, любовь ко всему иностранному. Автор безжалостно высмеивает нравы дворян, живущих в современной ему России, именно поэтому пьеса долгое время была запрещена и увидела свет спустя долгие годы спустя, уже после смерти Грибоедова.

Главная проблема произведения — конфликт двух противоборствующих сил, представителей «века нынешнего» и «века минувшего». Фамусов и его общество представляют старый мир, которому противопоставлен приверженец новых взглядов и идей — Чацкий.

Александр Чацкий — главный герой пьесы. Его прототипом считается сам Грибоедов, который оказался на аристократическом приёме и был вынужден бежать с ужина, так как его гневные речи не понравились гостям. Образ Чацкого пронизан мировоззрением Грибоедова.

Александр воспитывался в доме Фамусова. Повзрослев, он уехал заграницу и вернулся в дядюшкин дом через несколько лет. Его появление вызвало сильный переполох. Автор показывает смелого и открытого человека, который отрицательно относится к любой несправедливости, тем более ко лжи.

Чацкий умён, образован, готов принести пользу своей стране. Он «служить бы рад» там, где пригодятся все его знания. Александр высказывается против низкопоклонства. Ему «прислуживаться тошно» перед людьми, которые ничего не делают и получают «тёплое местечко», благодаря связям.

Молодой человек рассказывает о своих идеях Фамусову и его гостям, таким же старомодным, как и Павел Афанасьевич. Это люди, привыкшие жить старыми обычаями кумовства и сватовства. Они погрязли во лжи, не мыслят службы без чинопочитания.

Им нужно, чтобы «грамоты никто не знал», их мечта «собрать все книги бы да сжечь». Представители фамусовского общества не умеют жить по-новому, да и не хотят. Им проще считать, что Чацкий «не в своём уме».
Оклеветанный и оскорблённый герой покидает Москву. У него были большие планы и надежды — всё рухнуло в одночасье. Чацкий не выдержал натиска «века минувшего», который еще долго будет царить по всей стране.

Критика об образе

После того, как Грибоедов прокомментировал свою пьесу: «25 глупцов на одного здравомыслящего», мнения среди писателей и критиков разделились.

Пушкин не считал Чацкого умным, так как, по его мнению, умный человек сразу определяет, с кем имеет дело и не затевает с ним споров.

Иван Гончаров, припоминая старую пословицу, писал, как Чацкий пожал то, что сам успел насеять — «мильон терзаний и горе!» Однако герой вызвал у критика больше положительных эмоций, восхитил своей честностью и открытым сердцем.

Белинский находил его смешным, со множеством ложных понятий, пусть даже из благородного начала. Критик согласен с теми, кто наградил его титулом «сумасшедшего», все его красноречивые изобличения он описывает коротко: «Буря в стакане!»

Отзывы и личное отношение читателей к герою

Александр М. 9 класс:
«Недавно прочитал комедию «Горе от ума». Я восхищен главным героем. Он умеет смело отстаивать свою точку зрения. В сегодняшнем мире нам так этого не хватает. Как и в те далёкие времена у нас «Молчалины блаженствуют на свете!»

Ирина Костенко 9 класс:
«Мне не понравился Чадский. Он бросил любимую девушку, а потом еще и хотел, чтобы она бросилась ему на шею. Его три года никто не видел, а он собрался жениться на Софье. Конечно, Фамусову такой зять не нужен!»

Артём Дементьев 9 класс:
«Вообще-то я бы не хотел иметь такого друга, как Чацкий. Может он и молодец, что говорит правду, но правда тогда нужна, когда о ней спрашивают…»

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

Отношение Чацкого к Софье. Достойна ли София любви Чацкого?

«Горе от ума» — многогранное произведение. В нем можно увидеть и социальную пародию, и критику режима, и исторические зарисовки нравов. Не последнее место в книге занимает и любовная интрига. Отношение Чацкого к Софье, их чувства — тот стержень, который служит основой сюжета, наполняет его жизнью и эмоциями.

Персонажи глазами школьников

Анализировать «Горе от ума» можно бесконечно. Рассмотрите отдельные сюжетные Ходы с помощью лупы, сравните цитаты с воспоминаниями современников и биографиями предполагаемых прототипов. Но это подход профессионального аналитика, литературоведа. На школьных уроках произведение читается совсем по-другому. И анализировать в соответствии с рекомендациями методических изданий.

Есть определенный тип тем, которые Министерство образования регулярно предлагает школьникам для осмысления и последующего написания работ: Стоит ли любовь Софьи любви к Чацкому? Права ли была Каренина, когда решила развестись?, Характерные поступки князя Мышкина. Не совсем понятно, чего хочет добиться система образования. Такой анализ не имеет ничего общего с самой литературой. Это больше похоже на монолог бабушки в подъезде, спорящей, права ли была Клава из третьей квартиры, когда выгнала Ваську-алкоголика, или все-таки не права.

Да и жизненный опыт ученицы 9 класса вряд ли позволяет судить о том, как должен был поступить персонаж. Вряд ли он сможет понять, что раздражает Софью в Чацком и почему. Кроме, конечно, очевидных вещей — тех, о которых говорит сама героиня.

Особенности восприятия пьесы

Традиционная Обработка пьесы «Горе от ума» выглядит так. Чацкий принципиален, благороден и бескомпромиссен. Окружающие люди — низкие, малодушные и консервативные люди, не понимающие и не принимающие передовую, новаторскую идеологию главного героя. Чацкий вещает, обличает и издевается, выкрикивает пороки общества, а общество корчится от меченых ударов, злобно и возмущенно.

Трудно сказать, добился ли этого эффекта Грибоедов. Есть как раз обратная версия, объясняющая построение пьесы бесконечными монологами и призывами главного героя именно тем, что автор пародировал образ либерала, который много говорит и не имеет ничего общего. И характеристика Софьи и Чацкого во многом определяется именно тем, как воспринимает произведение читатель. В первом случае он видит героя-идеалиста и буржуа, не оценившего его порывов; во втором болтун-демагог и… еще не оценивший порывов мелкого буржуа. Это так?

Подробности сюжетных коллизий

Кто такие Чацкий и Софья? Ему двадцать один, ей семнадцать. В разлуке три года назад. Чацкий уехал, как только достиг совершеннолетия, покинул дом опекуна и вернулся в родовое имение. Не пришел, не написал. Просто взял и пропал. По каким причинам это не так важно. Но что должна чувствовать любвеобильная четырнадцатилетняя девочка, когда мужчина, которого она считает своим любимым, будущим женихом, так просто берет и уходит? Не на неделю, не на месяц. На три года. Даже в тридцать это большой срок. А уже в четырнадцать — вечность. Что он делал все это время? О ком он думал? Может ли она быть уверена, что любовь все еще жива?

Лет через четырнадцать, с подростковым максимализмом, с подростковой эмоциональностью. Критики предъявляют к девушке требования, которым соответствует далеко не каждая взрослая женщина. Но отношение Чацкого к Софье далеко не очевидно. Достаточно представить ситуацию глазами девушки, а не всезнающего читателя, которому Грибоедов все рассказал. Не логичнее ли спросить: должна ли Софья вообще испытывать чувства к Чацкому? И если да, то почему? Он ей не муж, не жених. Он романтический поклонник, который однажды сбежал, как мотылек с поляны, на целых три года. У него был порыв души. Чувства. Оскорбленное достоинство. А от нее? Она не должна в такой ситуации чувствовать обиду, недоумение, гнев? Разочарование, наконец? Пенелопа, конечно, ждала Одиссея гораздо дольше — но дело обстояло совсем иначе. Чацкий вовсе не Одиссей.

София крупным планом

Но это все за кадром. Да, внимательный читатель и сам все поймет, если Но ситуация еще обслуживается аллюзиями, обрывками разговоров, воспоминаниями. Поэтому от человека, привыкшего видеть только основную сюжетную линию произведения, вполне можно убежать. И что там?

Чацкий неожиданно возвращается в дом опекуна, где ему не было и трех лет. Он взволнован, он в предвкушении, он счастлив. Отношение Чацкого к Софье осталось прежним. Но она уже любит другого. Забыта первая, еще детская любовь. Она очарована Молчалиным. Увы, избранник не очень. Объективно — он бедняк, низший класс, это явный мезальянс. А субъективно он безвольный подхалим, льстеец и ничтожество. Хотя, надо отметить, перспективы у него неплохие. Молчалин уже начал делать карьеру и отлично справляется с поставленной задачей. Можно предположить, что новоизбранная Софья пойдет далеко

Однако сам молодой человек вовсе не влюблен, просто боится в этом признаться. Да и перспектива выгодного брака тоже наверняка ему очень симпатизирует. Часто в этом неудачном выборе винят девушку, отвечая на вопрос, достойна ли Софья ценности Чацкого? Я променял орла на ощипанного воробья, глупец.

А кто такая София? Девочку, выросшую без матери, запирают, практически не выходя за порог дома. Круг ее общения — отец, не имеющий представления о воспитании детей вообще и дочерей в частности и служанка. Что София может знать о мужчинах? Откуда у нее был опыт? Единственный источник информации — книги. Дамские французские романы, которые ей разрешает читать папа. Как могла такая девушка разглядеть неискренность человека, доверившегося гораздо более зрелым и опытным людям? Это просто не реально.

София очень молода, наивна, романтична и неопытна. Молчалин — единственный молодой человек, которого она видит почти каждый день. Он беден, честен, несчастен, робок и обаятелен. Все так же, как в романах, которые Софья читает каждый день. Конечно, она просто не могла не влюбиться.

А что же Чацкий?

Такая же достойная внимания личность принадлежит и Чацкому. Есть ли такая ошибка делает ли София? Если смотреть на ситуацию объективно, большой ли в ее жизни этот брак?

Чацкому двадцать один год. Он не мог найти себе места. Пробовал, пробовал здесь. Но… «Я бы рад служить, мне тошно служить». Пост, который бы соответствовал его запросам, все равно не попадается. На какие средства живет Чацкий? У него есть поместье. И, естественно, крепостные. Это основной источник дохода для молодого либерала. Кто искренне и искренне осуждает крепостное право, тот называет его варварством и дикостью. Такая забавная проблема.

Есть ли у него перспективы? Карьеру он не сделает, это очевидно. Ни военный — он не тупой солдат. Ни финансового — он не трейдер. Ни политический — идеалы он не предаст. Другим Демидовым он тоже не стал — хват уже не тот. Чацкий из тех, кто говорит, а не из тех, кто делает.

Его репутация уже испорчена, общество бежит от него, как от чумы. Очень вероятно, что всю жизнь Чацкий будет сидеть в фамилии, изредка выезжая на курорты и в столицу. То, что сейчас раздражает Софью в Чацком, будет только прогрессировать, с возрастом он станет еще более едким и циничным, злым на постоянные неудачи и разочарования. Можно ли брак с таким человеком считать удачной партией? И будет ли с ним Софья счастлива — просто по-человечески счастлива? Даже если Чацкий действительно любит ее и сохранит эту любовь? Едва ли. Пожалуй, развязка пьесы трагична только для главного героя. Софии просто повезло. Дешевле отделались.

А по поводу вопроса

Хотя, когда отношение Чацкого к Софье обсуждается в духе: достойна она такой большой любви или нет, то это уже само по себе странно. Это неэтично. Можно ли быть достойным любви? Это бонус? Повышение? Соответствие занимаемой должности? Они ничего не любят из-за любви, они просто любят это. Потому что нужен этот человек, и никто другой. Такова жизнь. И никакая любовь не обязывает ее испытывать ответные чувства. Увы. Сама постановка вопроса неверна. Вы не можете сделать это таким образом. Любовь — это не картошка на рынке, чтобы сказать, стоит ли ее просить. И это должны четко осознавать даже школьники, не говоря уже о людях постарше.

Образ Чацкого («Горе от ума»). Характеристика Чацкого

Комедия «Горе от ума» — известное произведение А. С. Грибоедова. Написав ее, автор сразу встал в один ряд с ведущими поэтами своего времени. Появление этой пьесы вызвало живой отклик в литературных кругах. Многие поспешили высказать свое мнение о достоинствах и недостатках произведения. Особенно горячие споры вызвал образ Чацкого – главного героя комедии. Данная статья будет посвящена описанию этого персонажа.

Прообразы Чацкого

Современники А.С. Грибоедова находили, что образ Чацкого напоминает им П.Я. Чаадаев. На это указывал Пушкин в своем письме к П. А. Вяземскому в 1823 году. Косвенное подтверждение этой версии некоторые исследователи видят в том, что первоначально главный герой комедии носил фамилию Чадский. Однако многие опровергают это мнение. По другой версии, образ Чацкого является отражением биографии и характера В. К. Кюхельбекера. Опальный, неудачливый человек, только что вернувшийся из-за границы, вполне мог стать прототипом главного героя «Горя от ума».

О сходстве автора с Чацким

Совершенно очевидно, что главный герой пьесы в своих монологах высказывал мысли и взгляды, которых придерживался и сам Грибоедов. «Горе от ума» — комедия, ставшая личным манифестом автора против нравственных и социальных пороков русского аристократического общества. И многие черты характера Чацкого как бы списаны с автора. По отзывам современников, Александр Сергеевич был стремителен и горяч, иногда самостоятелен и резок. Взгляды Чацкого на подражание иностранцам, бесчеловечность крепостного права, бюрократизм — подлинные мысли Грибоедова. Он часто выражал их в обществе. Писателя даже однажды действительно назвали сумасшедшим, когда на светской вечеринке он горячо и беспристрастно отозвался о рабском отношении россиян ко всему иностранному.

Авторская характеристика героя

В ответ на упреки своего соавтора и давнего друга П.А. Катенина о том, что характер главного героя «несостоятелен», то есть весьма непостоянен, Грибоедов пишет: «В моей комедии, на одного здравомыслящего человека приходится 25 дураков». Образ Чацкого для автора — это портрет интеллигентного и образованного юноши, оказавшегося в трудной ситуации. С одной стороны, он в «антиобщественности», потому что «чуть выше других», осознает свое превосходство и не пытается его скрыть. С другой стороны, Александр Андреевич не может добиться прежнего расположения любимой девушки, подозревает наличие противника и даже неожиданно попадает в разряд безумцев, о чем узнает о последнем. Чрезмерный пыл своего героя Грибоедов объясняет сильным разочарованием в любви. Поэтому в «Горе от ума» образ Чацкого получился таким противоречивым и противоречивым. Он всем «плюнул в глаза и стал таким».

Чацкий в обработке Пушкина

Поэт подверг критике главного героя комедии. В то же время Пушкин ценил Грибоедова: ему понравилась комедия «Горе от ума». Характеристика Чацкого в трактовке великого поэта очень неприятна. Он называет Александра Андреевича обыкновенным героем-мыслителем, выразителем идей единственного разумного человека в пьесе — самого Грибоедова. Он считает, что главный герой — «добрый малый», набравшийся неординарных мыслей и острот от другого человека и начавший «метать бисер» перед Репетиловым и другими представителями Знаменитой гвардии. По мнению Пушкина, такое поведение непростительно. Он считает, что противоречивый и непоследовательный характер Чацкого есть отражение его собственной глупости, ставящей героя в трагикомическое положение.

Характер Чацкого по Белинскому

Известный критик в 1840 году, как и Пушкин, отрицал главного героя пьес в практическом уме. Образ Чацкого он интерпретировал как совершенно нелепую, наивную и мечтательную фигуру и назвал его «новым Дон Кихотом». Со временем Белинский несколько изменил свою точку зрения. Характеристика комедии «Горе от ума» в его интерпретации стала весьма положительной. Он назвал ее протестом против «позорной реальности раджасов» и считал ее «самым благородным, гуманистическим произведением». Критик не увидел реальной сложности образа Чацкого.

Образ Чацкого: интерпретация в 1860-х годах

Публицисты и критики 1860-х годов стали приписывать поведению Чацкого только общественно значимые и общественно-политические мотивы. Например, А. И. Герцен видел в главном герое пьесы отражение «задней мысли» Грибоедова. Образ Чацкого он рассматривает как портрет декабриста-революционера. Критик А. А. Григорьев видит в Александре Андреевиче человека, борющегося с пороками современного ему общества. Для него герои «Горя от ума» — персонажи не «высокой» комедии, а «высокой» трагедии. В таких интерпретациях образ Чацкого предельно обобщен и истолкован очень однобоко.

Образ Чацкого у Гончарова

Иван Александрович в своем критическом очерке «Миллионы слез» дал наиболее проницательный и точный анализ пьесы «Горе от ума». Характеристика Чацкого, по мнению Гончарова, должна производиться с учетом его душевного состояния. Несчастная любовь к Софье делает главного героя комедии желчным и почти неадекватным, заставляя произносить длинные монологи перед людьми, равнодушными к его пламенным речам. Таким образом, не принимая во внимание любовную связь, невозможно понять комический и в то же время трагичный характер образа Чацкого.

Проблемы пьесы

Герои «Печали от ума» сталкиваются у Грибоедова в двух сюжетообразующих конфликтах: любовном (Чацкий и Софья) и социально-идеологическом (ФАМУСОВО общество и главный герой). Конечно, на первый план выходят социальные вопросы произведения, но очень важна в спектакле любовная линия. После Чацкий поспешил в Москву только для встречи с Софьей. Поэтому оба конфликта — социальный, идеологический и любовный — усиливают и дополняют друг друга. Они развиваются параллельно и одинаково необходимы для понимания мировоззрения, характера, психологии и взаимоотношений героев комедии.

Главный герой. Конфликт любви

В системе персонажей пьесы Чацкий занимает главное место. Он соединяет две сюжетные линии в единое целое. Для Александра Андреевича главным является любовный конфликт. Он прекрасно понимает, что он за человек в обществе и не намерен заниматься просветительской деятельностью. Причина его бурного красноречия не политическая, а психологическая. «Нетерпение сердца» молодого человека чувствуется на протяжении всей пьесы.

Сначала «болтливость» Чацкого вызвана радостью встречи с Софией. Когда герой понимает, что от прежних чувств к нему у девушки нет и следа, то начинает делать непоследовательные и смелые поступки. Он остается в доме Фамусова с единственной целью: узнать, кто стал новым любовником Софьи. При этом у него явно «ум с сердцем расстроен».

После того, как Чацкий узнает об отношениях Молчалина и Софьи, он впадает в другую крайность. Вместо любовных чувств его окружают объятия и ярость. Он обвиняет девушку в том, что она «заманила ее надеждой», с гордостью заявляет ей о разрыве отношений, клянется, что «отрезвляет… по полной программе», но при этом собирается излить излить «всю желчь и всю досаду» на мир.

Главный герой. Конфликт общественно-политический

Любовные переживания усиливают идейное противостояние Александра Андреевича и фамусовского общества. Сначала Чацкий относится к московской аристократии с ироническим спокойствием: «…Я чудак в странностях/ Я посмеюсь, потом забуду…» Однако, убеждаясь в равнодушии Софьи, его речь становится более дерзкой и несдержанной. Все в Москве начинает его раздражать. Чацкий затрагивает в своих монологах многие актуальные проблемы современной ему эпохи: вопросы национального самосознания, крепостничества, образования и просвещения, реального служения и т. д. Он говорит о серьезных вещах, но в то же время от волнения впадает в «преувеличение, почти бессилие речи», по словам И. А. Гончарова.

Мировоззрение главного героя

Образ Чацкого представляет собой портрет человека со сложившейся системой жизненных ценностей, мировоззрения и нравственности. Главным критерием оценки человека он считает стремление к знаниям, к прекрасным и высоким материям. Александр Андреевич не против работать на благо государства. Но он постоянно подчеркивает разницу между «служением» и «служением», чему придает принципиальное значение. Чацкий не боится общественного мнения, не признает авторитетов, сохраняет свою независимость, что вызывает страх у московских аристократов. Они готовы признать в Александре Андреевиче опасного бунтаря, посягающего на самые священные ценности. С точки зрения фамусовского общества поведение Чацкого нетипично, а потому — предосудительно. Он «знаком с министрами», но никак не использует свои связи. На предложение Фамусова жить «как все» отвечает презрительным отказом.

Во многом согласен со своим героем Грибоедовым. Образ Чацкого — тип просвещенного человека, свободно высказывающего свое мнение. Но в его высказываниях нет радикальных и революционных идей. Просто в консервативном фамюзианском обществе любое отклонение от обычной нормы кажется возмутительным и опасным. Немудрено, что в конце концов Александра Андреевича признали сумасшедшим. Герои «Горя от ума» только так могли объяснить для себя независимый характер суждений Чацкого.

Заключение

В современной жизни пьеса «Горе от ума» остается все более актуальной. Образ Чацкого в комедии – это центральная фигура, помогающая автору всему миру выражать свои мысли и взгляды. По воле Александра Сергеевича главный герой произведения поставлен в трагикомические условия. Его стремительная обличительная речь вызвана разочарованием в любви. Однако проблемы, возникающие в его монологах, — темы вечные. Именно благодаря им комедия вошла в список самых известных произведений мировой литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *