Отношение это в психологии: ОТНОШЕНИЕ это

Тема 2.4. Категории отношения и личности в психологии.

Категория отношения

Термин «отношение» охватывает бесчисленное множество самых различных признаков и свойств объектов в их взаимозависимости друг от друга, в их взаиморасположенности и взаимосвязи.

Что касается психологической мысли, то она на различных уровнях и с различной степенью определенности охватывает в своих понятиях многообразные типы отношений между ее собственными явлениями и другими явлениями бытия, будь то в форме причинно-следственных связей, системных зависимостей частей от целого и т. п.

Какой бы психологической категории не коснуться, постигаемые посредством нее реалии никогда не выступают в виде изолированных сущностей, но неотвратимо вынуждают углубиться в мир отношений, неисчерпаемость которого становится все

более зримой с прогрессом познания.

Сама психика представляет собой субъектно-объектное отношение.

Термин «отношение» может быть принят при условии выделения в предмете психологической науки особого содержания, для отображения и изучения которого его следует признать, во-первых, более адекватным этому содержанию, чем какой-либо иной, и, во-вторых, несущим категориальную нагрузку.

Роль отношений в психологии

В русском научно-психологическом языке этот термин появился после работ А.Ф. Лазурского, который, вычленив в человеке эндопсихику как внутреннюю сторону психического и экзопсихику как его внешнюю сторону, представил последнюю в виде системы отношений субъекта к действительности.

Термин «отношение» отстаивал в качестве важнейшего для понимания личности в норме и патологии В.Н. Мясищев. Понятие отношения несводимо к другим и неразложимо на другие, поэтому надо признать, что оно представляет самостоятельный класс психологических понятий.

В.Н. Мясищев видел психологический смысл отношения в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности, формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет.

В. Н. Мясищев, вслед за А.Ф. Лазурским считал, что понятие «отношение» охватывает особый класс неразложимых явлений и несводимых к другим. Оно обладает содержанием, побуждающим признать за ним категориальное достоинство. Задача заключается в том, чтобы диагностировать систему признаков, гарантирующих нередуцируемость этого содержания к психическим явлениям, данным в объяснительных схемах других категорий.

Отношение как особая характеристика психической связи индивида с действительностью представлено повсеместно — идет ли речь об образе этой действительности, о мотиве, побуждающем личность совершать или не совершать какое-либо действие, и т.п.

Теория отношений (В.Н. Мясищев и др.) склонна считать производными от системы отношений и характерные свойства личности, и мотивы ее поступков, и ее потребности, интересы, склонности, жизненную позицию и многое другое, в конечном счете «растворяемое» во всепоглощающем представлении об этой «универсалии».

Отношение как базисная категория

Признаки отношения: доминирование в категории отношения значимой для субъекта направленности на объект, в качестве которого могут выступать не только материальные вещи, но также и феномены культуры, духовные ценности, другие люди, сам субъект.

Отношение не следует идентифицировать с мотивом, эмоцией, потребностью и другими проявлениями индивидуально-личностного плана психической жизни.

Так, отношение индивида к какому-либо политическому событию (например, выборам) принято фиксировать в различных видах рейтингов. Но показатели рейтинга еще не позволяют судить о мотивах реального поведения или эмоциональном состоянии того лица, отношение которого к событию в данном рейтинге запечатлено. Аналогично обстоит дело с отношением индивида к природе, столь значимое в нынешней экологической ситуации, к государству, религии, собственной персоне и др. Здесь перед нами именно отношения, выступающие в особой психической форме, отличной от мотива, действия, переживания личности и других психических детерминант, запечатлеваемых в других блоках категориального аппарата.

Категории отношения присущи такие признаки, как

  • заданная субъектом векторизованность психического акта,

  • избирательность,

  • установка на оценку (позитивную, негативную, выражающую безразличие),

  • предрасположенность и готовность к определенному образу действия и др.

И.П. Павлову принадлежит формула: психические отношения и есть «временные связи», то есть условно-рефлекторные временные связи представляют психические отношения.

С точки зрения И.П. Павлова:

1. Психические отношения как условные временные связи черпают свою силу из безусловных.

2. У человека все отношения перешли во 2-ю сигнальную систему'».

Категория «временной связи», которую Павлов идентифицировал с психическим отношением, утрачивала свою объективность (в смысле ее независимости от субъекта, который в действительности является «автором» и «собственником» отношения) и экспериментально контролируемую строгость. Но и для отмеченных признаков психического отношения (предрасположенность, установка на оценку и др.) идентификация с временной связью никаких реальных поведенческих механизмов не проектировала.

В качестве внутренней формы психологического познания категория отношения в случае ее редукции к физиологическим связям утрачивает эффективность.

КАТЕГОРИЯ ЛИЧНОСТИ

Методологические принципы определения личности

Общеизвестно, что в психологии нет другой кате­гории, у которой было бы столько различных тракто­вок, как у категории личности. В любом современном учебном пособии по психологии личности представ­лено множество теорий личности, и в каждой из них дается свое определение личности. Тем не менее, су­ществуют несколько исходных методологических принципов, которые берутся за основу в большинстве подходов к формулированию психологического опре­деления того, что есть личность. «Лишь немногие об­щие положения о личности, — писал А. Н. Леонть­ев, — принимаются, с теми или иными оговорками, всеми авторами» (1975. С. 160). Назовем эти прин­ципы.

Один из них состоит в том, что личность представ­ляет собой «некое неповторимое единство, некую це­лостность* (А. Н. Леонтьев). Другой принцип заклю­чается в том, что личность признается высшей интег­рирующей инстанцией, управляющей психическими процессами.

К этим исходным принципам относится разделе­ние понятий «индивид», «личность» и «индивидуаль­ность», которое принято в отечественной психоло­гии. Эти понятия отражают целостность человека, но каждое из них отражает различные аспекты этой це­лостности. Понятие «индивид» подразумевает генотипическое образование, продукт эволюции. Индивидны­ми называют те свойства человека, которые подвержены действию биологических законов наследственности и изменчивости, как, например, темперамент или при­родные задатки способностей. В отличие от индивида, личность «есть относительно поздний продукт обще­ственно-исторического и онтогенетического разви­тия человека» {А. Н. Леонтьев).

Личностными назы­вают, как правило, те свойства человека, которые характеризуют его как субъекта отношений с окру­жающим миром и формируются во взаимоотноше­ниях с миром. Личностью во многих общепсихоло­гических теориях называют человека, достигшего определенного уровня развития (этот принцип мож­но выразить хорошо известным высказыванием «лич­ностью не рождаются, личностью становятся»). Мно­гие теории личности предлагают свой критерий того, можно ли считать человека сформированной («зре­лой») личностью. Одна из распространенных точек зрения состоит в том, что зрелой личностью можно считать человека, овладевшего своим поведением (Л. С. Выготский, Л. И. Божович). Другая точка зре­ния, дополняющая предыдущую (А. Н. Леонтьев, Ю. Б. Гиппенрейтер), состоит в том, что при опреде­ленном, достаточно высоком уровне развития чело­века его личностные характеристики как бы «снима­ют» его индивидные свойства. Другими словами, у человека, являющегося зрелой личностью, по пове­дению трудно сказать, например, о свойствах его тем­перамента. Обе точки зрения дополняют одна дру­гую. По-своему сформулированы критерии лич­ностной зрелости в гуманистической психологии (ответственность, опора на себя, принятие себя и, следовательно, другого человека таким, какой он есть, подвижность представлений о себе, позитив­ная самооценка и др.).

Индивидуальностью называют совокупность со­циально значимых качеств человека, характеризую­щих его как уникального и неповторимого. Если о сформированности личности можно говорить, начи­ная с определенного момента в развитии человека, то индивидуальность формируется на протяжении всей жизни и неправомерно пытаться выделить критерий ее сформированности. А. Г. Асмолов (1996) говорит о жизненном пути личности как пути становления ее индивидуальности.

Необходимо выделить еще одно различие лично­сти и индивидуальности.

К личностным относят те характеристики человека, которые являются со­циально-типическими, имеющими историческую и культурную обусловленность. К свойствам ин­дивидуальности относят то, что уникально и непо­вторимо. А.Г. Асмолов (1996), говоря о проявлениях индивидуальности, разделяет продуктивные и инст­рументальные проявления личности как субъекта де­ятельности.

Среди продуктивных проявлений лично­сти индивидуальность обнаруживает себя в личностных вкладах человека в других людей (А. В. Петровский, В. А Петровский), благодаря которым человек обре­тает свое продолжение в других людях.

Среди инстру­ментальных проявлений личности индивидуальность проявляется в способах конструктивного разрешения противоречий между индивидными и личностными свойствами человека, личностью и характером, лич­ностью и чуждыми ей требованиями внешнего окру­жения. В этом смысле правомерно утверждение о том, что личностью становятся, а индивидуальность отста­ивают.

Психология отношений — Психология человека

Первое, что нужно усвоить во взаимоотношениях с другими людьми, — это то, что им нельзя мешать быть счастливыми — так, как они того хотят.
Генри Джеймс

Психология отношений между людьми всегда была, есть и остается одной из самых важных, самых значимых для подавляющего большинства людей тем. Это, без преувеличения сказать – вечная тема, в которой каждый из нас, независимо от того, с кем и как он собирается выстраивать отношения, должен разбираться очень хорошо. Ведь от того, как мы будем выстраивать наши отношения с другими людьми – зависит наша удовлетворенность собой и своей жизнью, а выражаясь еще более основательно – от этого будет зависеть наше счастье. Поэтому этой теме, дорогие читатели, я рекомендую вам уделить особое внимание. Я поделюсь с вами в этой статье очень полезными и ценными знаниями о психологии отношений, которые помогут вам улучшить свои отношения с другими людьми и уберегут вас от многих ненужных ошибок в этом непростом деле. Вы также научитесь выстраивать новые, хорошие, нужные вам отношения со всеми, с кем захотите. А это гарантированно изменит вашу жизнь к лучшему и сделает вас более счастливыми людьми. Так что давайте вместе внимательно изучим эту вечную и важную для нас всех тему.

Ну что же, начнем. И для начала взглянем на психологию отношений как можно шире, чтобы в полной мере осознать диапазон ее возможностей. Уважаемые читатели, примите, пожалуйста, к сведению, что умение выстраивать отношения, нормальные, полезные отношения с другими людьми – это залог успеха, ну уж если не во всех делах, то в большинстве дел точно. Вы только подумайте, сколько всего в нашей жизни, включая наше внутреннее состояние, зависит от отношений с людьми. Пусть даже этих людей именно в вашей жизни не очень много, но те, с которыми вы общаетесь и взаимодействуете – определенно важны для вас, и они неизбежно влияют и довольно сильно на вас и вашу жизнь. Поэтому ваши отношения с ними должны быть, скажем так, более или менее нормальными, а еще лучше, хорошими. И от вас эти отношения зависят в не меньшей степени, чем от них. А я вообще считаю, что каждый из нас должен брать ответственность за отношения с другими людьми на себя. Ведь это же так важно – уметь выстраивать отношения и поддерживать их таким образом, чтобы получать от них не только пользу, но и удовольствие. Для этого, мы должны брать ответственность за это умение на себя. Вы со мной согласны? Уверен, что согласны. Вот поэтому, я считаю, что психологией отношений должен интересоваться каждый человек. Ведь люди такие непростые существа, у них такой богатый и таинственный внутренний мир, что вот так просто, без специальных знаний, выстроить с ними, ну уж если не идеальные, то хотя бы более или менее нормальные, удовлетворяющие ваши потребности и желания отношения, очень непросто.

Также хочу сказать вам, что психологию отношений нужно изучать не только по книгам или статьям подобным этой, но по собственному жизненному опыту. Друзья, учитесь делать глубокие выводы из своих отношений с другими людьми – помните, что все, что происходит в вашей жизни, происходит для того, чтобы вы чему-то научились. Любое событие в вашей жизни, как хорошее, так и плохое – это урок, который вам необходимо выучить. Из своей собственной жизни вы можете почерпнуть пользы не меньше, чем из множества самых умных книг, нужно только быть очень внимательным ко всему, что с вами происходит и задумываться над этим. А что касается знаний, то их много, очень много, так много, что вам жизни не хватит, чтобы даже малую их часть освоить. Поэтому старайтесь выбирать те из них, которые ближе всего к вашей жизни. А отношения с людьми – с противоположным полом, с родителями, с детьми, с друзьями, с начальниками и с подчиненными и так далее – это, на мой взгляд, и надеюсь на ваш взгляд тоже, очень даже близкое к жизни умение. Следовательно, связанные с ним знания нужно получать в ущерб многим другим знаниям, от которых ваша жизнь зависит в гораздо меньшей степени. Ведь самое главное в нашей жизни и в частности в отношениях с людьми – это внимание, наше с вами внимание. Вот от того, кому и чему мы его в большей степени уделяем, будет зависеть качество и успешность нашей с вами жизни. Будете уделять внимание, скажем так, не тем знаниям и не тем людям, станете [или останетесь] несчастными, не удовлетворенными своей жизнью людьми. А начнете уделять его тому, чему надо и тем, кому надо – все у вас будет хорошо. Надеюсь, вы меня понимаете и согласны со мной. Ну что же, теперь давайте поговорим о психологии отношений более детально.

Смысл отношений

Во всем в этой жизни должен быть смысл, потому что он во всем есть, только мы не всегда его видим и понимаем. Есть этот смысл и в отношениях с разными людьми, но для каждого из нас он может быть разным, в зависимости от наших потребностей и желаний. Важно не это, важно ваше видение и понимание этого смысла. С моей точки зрения, смыслом любых отношений является – радость, гармония, умиротворенность, любовь и счастье, независимо от того, в чем вы его видите. Также с помощью отношений с другими людьми, в том числе и с противоположным полом, мы удовлетворяем свои различные потребности, как физические, так и духовные. Собственно говоря, удовлетворение этих потребностей и делает нас счастливыми людьми. Но здесь важно понимать, что самое главное в отношениях между людьми – это не брать, а отдавать. В этом заключается смысл отношений – давать людям радость, дарить им любовь, делать их счастливыми. Взять свое вы всегда успеете, а вот отдать – это гораздо сложнее. Те же, кто предпочитает только брать – никогда не могут выстроить серьезных, крепких, надежных, долговременных, счастливых отношений с другими людьми. Вы ведь наверняка это замечали, возможно даже, на своем собственном примере. Как часто мы видим, как люди предъявляют друг другу претензии за то, что им чего-то там не хватает или хочется, совершенно не думая о другом человеке, о своем партнере, друге, товарище, просто случайном знакомом. Разве с такими людьми приятно находиться рядом? Разве хочется для них что-то делать? Разве можно им полностью открыться? Ведь мы видим, что им на нас наплевать, они просто хотят что-то от нас получить и не собираются ничего дать нам взамен.

Этот эгоизм в отношениях – убивает их. Он убивает даже такие отношения, которые были закалены временем и трудностями, как это происходит в семейной жизни, потому что если все время только что-то требовать и ничего не давать взамен, то отношения превращаются в некую форму эксплуатации одним человеком другого человека, они теряют свою основу в виде любви, уважения, взаимопонимания, взаимопомощи и так далее. Вот как паразит, не зная меры, уничтожает тело своего обитания, вот так и чрезмерные требования в отношениях истощают их форму и уничтожают их основу. Так что запомните друзья, для выстраивания крепких и надежных отношений – старайтесь больше давать и меньше брать. Но давайте только тем, кто этого действительно заслуживает, и только то, что им действительно нужно. А мы с вами знаем, что любви и уважения заслуживают не все. Поэтому не нужно жертвовать собой ради тех, кто этого не заслуживает, не ищите от добра — добра. Таким образом, вы должны видеть смысл в отношениях с разными людьми не только для того, чтобы понимать, что вы можете от этих отношений получить и как вы можете это получить и можете ли вообще, но и для того, чтобы понимать, что вы можете и главное, хотите этим людям дать. Паразитировать на отношениях с людьми я вам не советую. Будете вести себя эгоистично, рано или поздно вас начнут окружать преимущественно одни только эгоисты, такие же, как вы. То есть, вы сами себе волчьи условия жизни создадите, вместо того, чтобы построить нормальные отношения с нормальными людьми. Ну а что считать в этом деле нормальностью – решайте сами. Ценности у нас у всех свои. Не забывайте только о том, что ваше отношение к другим людям, во многом будет определять то, какие именно люди окажутся вокруг вас и как они будут к вам относиться.

Суть отношений

Теперь давайте задумаемся над тем, в чем заключается суть отношений. Из вышесказанного можно сделать вывод, что нам необходимо, насколько это возможно, знакомиться и сходиться с такими людьми, с которыми мы можем выстроить нормальные отношения, чтобы получать от них пользу и удовольствие, чтобы в полной мере радоваться жизни, добиваться поставленных целей, успешно преодолевать трудности, чтобы в целом счастливо прожить свою судьбу. Без нормальных отношений с нормальными людьми, которым можно доверять, на которых можно положиться, с которыми можно делиться самым сокровенным – вы просто не сможете жить полноценной жизнью и в полной мере наслаждаться ею. Таким образом, суть отношений – это удовольствие и польза, а также возможность полностью раскрыться рядом с другим человеком. Пусть не со всеми людьми вы сможете построить такие отношения, которые помогут вам полностью раскрыться, ибо не всех людей можно пускать в свою душу, а лишь тех, кто этого достоин, кто может ее осветлить, а не нагадить в нее. Но вот что касается пользы, то ее можно извлекать из отношений со всеми людьми, какими бы они ни были. Пользу, но не удовольствие – имейте это в виду.

Отношения могут быть разные, в зависимости от того, с кем и для какой цели вы их выстраиваете. Но если мы говорим о таких отношениях, которые должны нас полностью удовлетворять, то совершенно очевидно, что выстраиваться они должны только с достойными людьми. Пусть их будет немного, их и должно быть немного, главное, чтобы это были такие люди, с которыми вам будет хорошо, которым вы сможете доверить самое сокровенное, что есть внутри вас. И, как мы с вами выяснили выше – это должны быть такие люди, которым можно отдать часть себя, для которых можно делать добро, от всей души, и не бояться, что они используют вашу доброту против вас. Ведь бессмысленно давать что-то тем людям, которые умеют только хапать и ничего не давать взамен, которые воспринимают чужую доброту, как слабость, которой стремятся воспользоваться. Следовательно, бессмысленно выстраивать отношения с такими людьми, ожидая от них чего-то особенного, чего-то возвышенного, чего-то надежного и вечного, что они просто не в состоянии вам дать. Рожденный ползать – летать не сможет. Так что не нужно ждать от некоторых людей больше того, на что они способны. И давать им ничего не нужно – не надо метать бисер перед теми, кто его топчет. Ищите таких людей, которые подходят для тех отношений, на которые вы рассчитываете и в которых нуждаетесь. Но не забывайте о том, что им нужны такие же достойные люди, как они сами. Скажем, отношения с противоположным полом будут настолько крепкими, насколько хорошо люди подходят друг другу. Нельзя найти хорошего мужа, будучи плохой женой, или хорошую жену, будучи плохим мужем. А если несоответствующие друг другу люди все-таки сходятся, то кто-то из них обязательно начинает страдать. Я видел в своей жизни множество несовместимых пар, и я знал, что долгими отношения между этими людьми не будут, что придет время и вся эта, изначально шаткая конструкция рухнет, что в дальнейшем и происходило. Вы должны уметь выбирать себе людей для выстраивания с ними – нормальных отношений, таких отношений, в которых вы нуждаетесь, а не пытаться изменить людей, чтобы они соответствовали вашим требованиям. И сами вы должны соответствовать тому человеку, на отношения с которым претендуете. И только потом можно говорить о таких вещах, как уважение, любовь, понимание и прочее, что доставляет человеку удовольствие от отношений с другими людьми, и в чем мы видим суть отношений. А что касается пользы, то ее, как я уже сказал, можно получать от отношений с любыми людьми, нужно только найти к ним правильный подход, чтобы эту самую пользу из них извлечь.

Я не знаю, в каких в настоящий момент отношениях нуждается каждый из вас, уважаемые читатели, но хочу сказать, что построение серьезных, надежных, прочных и в целом успешных отношений, всегда сводится к построению своего рода системы, причем довольно-таки сложной системы, в которой будут отражаться ваши личностные качества, и качества тех людей, с которыми вы эти отношения выстраиваете. Чтобы построить эту систему, нужно обладать необходимыми высокими личностными качествами, которые естественно нужно в себе, прежде всего в себе, развить. А уже затем эти качества нужно искать в других людях. Ведь серьезные отношения между людьми – это высокая степень организованности этих людей, требующая от них ответственности, порядочности, дисциплинированности, честности, открытости и множества других высших человеческих качеств. Поэтому построить нормальные отношения порой бывает очень непросто, если вы и те, с кем вы их пытаетесь выстроить – не достаточно развиты. Мы с вами знаем, что некоторые люди в силу разных причин могут только грызться между собой. Они, к их собственному сожалению, не умеют выстраивать нормальные отношения друг с другом, для них это непосильная задача. Такие люди часто конфликтуют, всегда пытаются друг друга использовать и нередко предают близких им людей. Другого они не умеют. Поэтому чтобы построить, давайте скажем так, великие отношения, нужно развиваться, как личность, быть нацеленным на понимание прежде всего самого себя, своего поведения, своих мотивов, желаний, слабостей. Это поможет и других людей лучше понять, и что особенно важно, благодаря этому человек станет терпим ко многим нежелательным для него явлениям в жизни, из-за которых он инстинктивно идет на конфликт с окружающими. Ведь чем меньше человек понимает, тем больше ему всего может не нравиться и тем более конфликтным он может быть. Отношения с людьми нуждаются в понимании и терпении, тогда они будут устойчивыми.

Цель отношений

Цель отношений определяет их смысл. О смысле отношений мы с вами говорили выше, теперь давайте поговорим о том, какие цели вы можете преследовать, выстраивая отношения с разными людьми и как психология отношений вам в этом может помочь. Цели отношений могут быть самые разные, а следовательно, и отношения тоже могут быть разными. Для кого-то отношения с другими людьми и в частности с противоположным полом – это желание получить свое, ничего не давая взамен, а для кого-то, это взаимовыгодный обмен, когда люди помогают друг другу удовлетворить различные потребности, когда они полезны друг другу. Ну а кому-то хочется поддерживать с другими людьми просто нормальные, дружеские отношения, без каких-либо обязательств, так сказать, для души, то есть, для удовлетворения душевных потребностей, если говорить точнее. Но при этом, всегда надо помнить, что у любых отношений должна быть четко осознаваемая цель, цели. Это необходимо для того, чтобы, во-первых, в вашей жизни не было ненужных, отвлекающих ваше внимание на себя людей, и тем более таких людей, которые могут причинять вам вред, а во-вторых, чтобы вы понимали не только свои, но и чужие цели и старались, насколько это в ваших возможностях, помочь другим людям их достичь, чтобы они в свою очередь помогли вам достичь ваших целей. Люди ведь с вами тоже не просто так отношения поддерживают, вы тоже должны быть им чем-то интересны, полезны, выгодны.

Ну так вот, чтобы люди не извлекали из ваших с ними отношений одностороннюю пользу – старайтесь всегда выяснять, ради чего они с вами поддерживают отношения или пытаются их установить и ради чего вы сами поддерживаете отношения с этими людьми. А также, подумайте о том, в ущерб каким другим отношениям вы это делаете. Вы ведь не можете уделять внимание всем без исключения людям, которые есть в вашей жизни и тем более тем потенциальным партнерам и друзьям, о которых вы даже еще не знаете, но с которыми можете познакомиться в будущем. Следовательно, вам необходимо выбирать – кто из них достоин, а кто не достоин вашего внимания. Поэтому нет смысла, если нет цели, поддерживать отношения с теми людьми, от которых вам нет абсолютно никакой пользы, ни материальной, ни духовной, даже чисто гипотетической, и тем более с теми, кто вам вредит, с кем вам некомфортно, кто доставляет вам боль и вынуждает вас страдать. Не забывайте о том, что жизнь не так длинна, чтобы тратить ее на ненужные вещи, бессмысленные дела и тем более на ненужных вам людей.

Так что никогда не забывайте о тех целях, которых вы хотите достичь, выстраивая и поддерживая отношения с теми или иными людьми. Просто задумайтесь над тем, какие ваши потребности, желания и чувства лежат в основе вашего стремления построить отношения с разными людьми и с каждым конкретным человеком. Чего вы хотите от других людей? А что вы сами можете и готовы предложить им взамен? А считаете ли вы такой обмен справедливым? А как вы думаете, другие люди, другой человек, будут считать так же? Для них ваш подход к отношениям, ваше желание что-то от них получить, и ваша возможность что-то дать им взамен – будет выглядеть привлекательно? Обязательно как следует подумайте над этими вопросами, перед тем как начать выстраивать отношения с другими людьми, исходя из своих интересов и желаний. Подумайте о том, что могут хотеть другие люди, не игнорируйте их интересы, а учитывайте их. Ведь если вы сможете подойти к вопросу отношений не только с позиции своих интересов, но и с позиции интересов других людей, то вам будет проще, намного проще эти самые отношения с ними построить. И велика вероятность того, что эти отношения окажутся взаимовыгодными и взаимно удовлетворяющими, и, благодаря этому, достаточно прочными.

Искусство отношений

Теперь давайте поговорим об умении выстраивать с людьми успешные отношения, которое мы с вами вполне можем назвать искусством. Под искусством отношений я, помимо всего прочего, о чем написано и сказано очень много, пониманию умение людей идти на уступки друг другу, когда это необходимо. А для этого нужно уметь усмирять свое Эго и обуздывать свой эгоизм. Большинство отношений заходят в тупик только потому, что никто не хочет уступать, каждый стоит на своем, каждый считает себя абсолютно правым и не желает чем-то жертвовать ради отношений с другими людьми, в том числе и своей правдой. Но если не уступать, если всегда стоять на своем, нормальных отношений не будет. Понятно, что и уступать всегда и всем тоже ненужно, иначе люди на шею к вам залезут, а это также будет способствовать разрушению отношений с ними, ибо нельзя быть слугой другим людям, желая поддерживать с ними нормальные отношения – это их развращает. Вот именно из-за сложности определения той ситуации и даже того момента, когда надо уступить другому человеку, чтобы сохранить или построить отношения с ним, я и называю умение идти на уступки – искусством отношений. Понимаете, разницу? Не саму уступчивость я называют искусством, а умение уступать тогда, когда это необходимо. Надо понимать, а иногда и чувствовать, когда и кому стоит уступить, чтобы сохранить, спасти, построить отношения, а когда надо упереться рогом и стоять на своем до последнего.

Вот, спрашивается, как мы должны относиться к другим людям, чтобы они в свою очередь относились к нам так, как мы этого хотим? Хорошо? Плохо? Или как? Знаете, а ведь не так просто ответить на этот вопрос. Казалось бы, можно все упростить и сказать, что к людям нужно относиться так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. И это действительно верно, но далеко не во всех случаях. Умудренные жизнью люди знают, что далеко не всегда другие люди отзеркаливают нам наше отношение к ним, и порой к некоторым из них нужно относиться очень плохо, чтобы они к тебе относились хорошо. Поэтому, скорее более правильной будет следующая фраза – относиться к людям нужно так, как они того заслуживают. А вот какого отношения к себе заслуживает каждый конкретный человек, выяснить довольно сложно, для этого нужно как следует узнать этого человека, понять, какой он. А быть добрым со всеми – это неправильно, как собственно, неправильно быть и со всеми злым. А значит, уступать нужно только тем людям, которым можно и нужно уступать, и только тогда, когда это необходимо. Так что для выстраивания успешных отношений с другими людьми, грамотная уступчивость – это очень ценный навык, который я называю искусством отношений. Есть и другие полезные навыки, которые также важны, но этот навык, по моим наблюдениям, особенно важен.

Психология отношений между мужчиной и женщиной

Отношения между мужчиной и женщиной – это один из самых важных и одновременно проблемных видов отношений между людьми, который интересует и волнует многих людей обоих полов. Многие мужчины и многие женщины не могут выстроить друг с другом нормальных отношений, в том числе и из-за указанных мною выше причин, которые бы их полностью удовлетворяли и позволяли бы им жить полноценной жизнью, без всех этих скандалов, разборок, взаимных обвинений и форм паразитизма друг на друге. Хотя желание у них такое есть. Но одного только желания мало. Отношениям, как и всему остальному, нужно учиться, особенно отношениям с противоположным полом, для которых крайне важно уметь входить в положение другого человека, чтобы понимать его потребности, желания, проблемы и учитывать их в своем поведении с ним. А это очень непросто, будучи мужчиной, войти в положение женщины, или будучи женщиной, войти в положение мужчины. Чтобы это сделать – нужно хорошо знать психологию противоположного пола и не быть эгоистом, думающим только о себе и своих желаниях.

Вообще, отношения между мужчиной и женщиной – это довольно-таки тонкая форма сотрудничества, а там где тонко, там часто рвется. Такие отношения требуют от людей, как я уже сказал выше, умения уступать, умения договариваться, умения быть полезными друг другу. А очень многие мужчины и женщины видят в отношениях друг с другом возможность сделать только свою жизнь лучше, они не принимают во внимание и потому не учитывают интересы своего партнера и живут по принципу – или я, или меня. Ну так ведь нельзя, согласитесь, мы ведь люди, разумные существа, нам не на силу нужно опираться в отношениях друг с другом, а на здравый смысл. Невозможно жить счастливо, выстраивая отношения с противоположным полом на страхе и насилии, на зависимости одного человека от другого, на использовании одним человеком другого, или, как это сейчас принято, на потребительском отношении друг к другу. Мужчина и женщина – это две части единого целого, они созданы друг для друга, а не для противостояния друг другу, вот что важно понимать. Они должны видеть друг в друге собственное отражение и относиться друг к другу так, как каждый из них относится к себе – с пониманием и уважением. Чтобы к этому прийти, нужно знать о всех достоинствах нормальных отношений, тогда у людей появится желание их построить, и они их построят, ибо возможность такая у них есть.

Еще очень часто можно слышать о том, что отношения между мужчиной и женщиной основываются на их половом влечении друг к другу. В общем-то это верно, но лишь отчасти, с точки зрения физиологии. У нас есть потребность в близости с противоположным полом, и мы стремимся ее удовлетворить, поэтому проявляем интерес к противоположному полу. Но мы ведь с вами, прежде всего о психологии говорим, о тайнах нашей загадочной души. А душа наша требует не только телесного, но и душевного удовольствия. Так вот, скажите мне, уважаемые читатели, было ли у вас такое, что глядя на человека противоположного пола, вы чувствовали сначала легкое волнение, постепенно переходящее во все нарастающий жар в груди, сопровождающийся каким-то, совершенно необъяснимым, но очень приятным переживанием, словно в глубине вашей души просыпается что-то прекрасное и чудесное, что-то чарующее, что начинает охватывать вас всего изнутри, позволяя вам испытывать невероятное блаженство? Я надеюсь, что вы испытывали что-то подобное в своей жизни, а если нет, то будьте уверены, придет время и вы это обязательно испытаете.

Хочу заметить, что не так просто описать словами все те ощущения, которые могут испытывать люди, когда в их жизни появляется особенный человек. Я вот делюсь с вами своими собственными переживаниями, поэтому даже не знаю, как их правильно описать, как передать вам то состояние, когда ты словно чувствуешь свет в своей душе, который наполняет тебя изнутри и твоя душа, не тело, а именно душа – чистая, светлая, вечная, тянется к душе другого человека, желая слиться с ней в единое целое и раствориться в вечности. Любовь ли это? Возможно. Скорее всего любовь. Но это какая-то не земная любовь, а такая любовь, которая однажды зародившись, может жить вечно, и которая позволяет нам почувствовать себя чем-то большим, чем то, что мы о себе знаем. И на фоне этого великого чувства, которое мы способны переживать, которым мы можем наслаждаться, разве можно говорить об отношениях между мужчиной и женщиной, как об отношениях между самкой и самцом? Ведь когда ты знаешь, что есть такое чувство, которое рождается в глубинах твоей души и которое способно сделать тебя по-настоящему счастливым, разве тебе не захочется его испытать, разве не захочется тебе наслаждаться им вечно? Конечно же захочется. Поэтому, нет, друзья, отношения между мужчиной и женщиной должны и могут быть гораздо большим, чем просто половое влечение. Нам просто нужно узнать себя получше, чтобы понять, что мы можем получить, если будем стремиться не к примитивным отношениям друг с другом, а к таким отношениям, благодаря которым мы испытаем великое блаженство.

Подводя итог всему сказанному, хочу заметить, уважаемые читатели, что психология отношений не стоит на месте – она постоянно узнает о людях и их отношениях друг с другом что-то новое, что позволяет нам лучше понять себя, свои потребности, желания, возможности, от которых зависит наше поведение. О каких бы отношениях не шла речь, будь то отношения между мужчиной и женщиной или отношениям между друзьями, коллегами по работе, родителями и детьми – все они так или иначе являются следствием нашего стремления сделать свою жизнь лучше. Одиночками мы быть не можем, мы социальные существа, поэтому нам в любом случае необходимо друг с другом каким-то образом взаимодействовать. А раз так, то, наверное, лучше делать это таким образом, чтобы нам всем, по возможности, было хорошо, чтобы мы все были довольны своими отношениями с другими людьми. Возможно ли это? Я считаю, что да. Нужно только придерживаться определенных правил, которые вносят в нашу жизнь необходимый порядок. О самых, на мой взгляд, важных из них, я рассказал вам в этой статье. Мы должны понимать, что без определенных самоограничений человек не может быть человеком, или, если хотите, сверхчеловеком, которого мы все хотим видеть в себе и других. Не сила и не страх, а разум и любовь должны ложиться в основу наших отношений с другими людьми, тогда эти отношения будут успешными и счастливыми.

Теория отношения и измерение в науке о внедрении: вторичный обзор эмпирических исследований и возможности развития

1. Фишман Дж., Лушин В., Манделл Д.С. Прогнозирование реализации: сравнение проверенных мер намерения и оценка роли мотивации при разработке поведенческих вмешательств. Внедрить Sci Commun. 2020;1:81. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

2. Martinez RG, Lewis CC, Weiner BJ. Проблемы приборостроения в науке о реализации. Реализовать науч. 2014;9:118. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

3. Wolk CB, Becker-Haimes EM, Fishman J, et al. Вариативность намерений клинициста по внедрению конкретных компонентов когнитивно-поведенческой терапии. БМС Психиатрия. 2019;19:406. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

4. Fishman J, Beidas R, Reisinger E, Mandell DS. Полезность измерения намерений использовать лучшие практики: лонгитюдное исследование среди учителей, поддерживающих учащихся с аутизмом. Дж. Ш. Здоровье. 2018;88(5):388–395. [PubMed] [Google Scholar]

5. Спенсер Х. Первые принципы. 2. Лондон: Уильямс и Норгейт; 1867. [Google Scholar]

6. Allport GW. Отношения. В: Мерчисон С, редактор. Справочник по социальной психологии. Вустер: издательство Университета Кларка; 1935. стр. 798–844. [Google Scholar]

7. Zanna MP, Rempel JK. Отношения: новый взгляд на старую концепцию. В: Бар-Таль Д., Круглански А.В., редакторы. Социальная психология познания. Кембридж: Издательство Кембриджского университета; 1988. С. 315–334. [Академия Google]

8. Игли А.Х., Чайкен С. Исследование отношения в 21 веке: современное состояние знаний. В: Albarracín D, Johnson BT, Zanna MP, редакторы. Справочник отношений. Махва: Эрлбаум; 2005. стр. 743-767.

9. Айзен И., Фишбейн М. Отношение отношение-поведение: теоретический анализ и обзор эмпирических исследований. Психологический бык. 1977; 84: 888–918. [Google Scholar]

10. Айзен И., Фишбейн М. Понимание отношений и предсказание социального поведения. Энгл-вуд-Клиффс: Прентис-Холл; 1980. [Google Scholar]

11. Фишбейн М., Рэйвен Б.Х. Шкалы AB: рабочее определение веры и отношения. Ворон. 1962; 15: 35–44. [Google Scholar]

12. Петерсон Р., Терстон Л. Влияние кино на социальные установки старшеклассников. Макмиллан; 1932. [Google Scholar]

13. Игли А.Х., Чайкен С. Психология отношений. Орландо: Харкорт Брейс; 1993. [Google Scholar]

14. Francis J, Johnston M, Eccles M, Walker A, Grimshaw JM, Foy R, et al. Составление анкет на основе теории запланированного поведения: пособие для исследователей служб здравоохранения. В кн.: Качество жизни и управление живыми ресурсами. Центр: Исследования служб здравоохранения; 2004. [Google Академия]

15. Фишбейн М., Айзен И. Отношения и мнения. Анну Рев Психол. 1972; 23: 487–544. [Google Scholar]

16. Фишбейн М., Айзен И. Отношение к объектам как предикторы одного и нескольких критериев поведения. Psychol Rev. 1974; 81: 59–74. [Google Scholar]

17. Thurstone LL. Отношение можно измерить. Am J Социол. 1928; 33: 529–554. [Google Scholar]

18. Armitage CJ, Conner M. Эффективность теории запланированного поведения: метааналитический обзор. Br J Soc Psychol. 2001; 40: 471–49.9. [PubMed] [Google Scholar]

19. Фишбейн М., Айзен И. Прогнозирование и изменение поведения: подход обоснованных действий. 1. Психология Пресс; 2009. [Google Scholar]

20. Albarracín D, Johnson BT, Fishbein M, Muellerleile PA. Теории обоснованного действия и запланированного поведения как модели использования презерватива: метаанализ. Психологический бык. 2001; 127: 142–161. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

21. Eccles MP, Hrisos S, Francis J, Kaner EF, Dickinson HO, Beyer F, et al. Предсказывают ли намерения, о которых сообщают сами, поведение клиницистов: систематический обзор. Реализовать науч. 2006; 1:28. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

22. Ширан П. Отношения намерение-поведение: концептуальный и эмпирический обзор. В: Stroebe W, Hewstone M, редакторы. Европейский обзор социальной психологии. Чичестер: Уайли; 2002. С. 1–36. [Google Scholar]

23. Фишбейн М., Айзен И. Прогнозирование и изменение поведения: подход обоснованных действий. Нью-Йорк: Психология Пресс; 2010. [Google Scholar]

24. Presseau J, McCleary N, Lorencatto F, et al. Действие, актор, контекст, цель, время (AACTT): основа для определения поведения. Реализовать науч. 2019;14:102. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

25. Фишбейн М., Айзен И. Вера, отношение, намерение и поведение: введение в теорию и исследования. 1975. [Google Scholar]

26. Валуа П., Годин Г. Важность выбора подходящих пар прилагательных для измерения отношения на основе метода семантического дифференциала. Квант. 1991; 25: 57–68. [Google Scholar]

27. Альбаррасин Д., Джонсон Б., Занна М. Справочник по установкам. Махва: Эрлбаум; 2005. [Google Академия]

28. Эдвардс А.Л. Методы построения шкалы отношения. (PsycBOOKS (EBSCO).) Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts; 1957. [Google Scholar]

29. Эптон Т., Норман П., Харрис П., Уэбб Т., Сноусилл Ф.А., Ширан П. Разработка теоретических сообщений о здоровье: трехэтапная программа формирующих исследований. Health Promot Int. 2015;30(3):756–768. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

30. Sutton S, French DP, Hennings SJ, et al. Выявление основных убеждений в исследованиях теории запланированного поведения: эффект формулировки вопроса. Курс психол. 2003; 22: 234–251. [Академия Google]

31. Middlestadt S, Lederer AM, Smith NK, Doss D, Hung C, Stevenson LD, et al. Детерминанты учеников средней школы, просящих родителей о фруктах и ​​овощах: основанное на теории выявление явных убеждений. Нутр общественного здравоохранения. 2012; 16:1971–1978. [PubMed] [Google Scholar]

32. Ханна Э. Франк; Бриана С Ласт; Джессика Фишман; Бриттани Н. Радд; Хилари Э Крац; Коллин Харкер; Сара Фернандес-Маркоте; Камила Джексон; Кэрри Комо; Сосунмолу Шойинка; Ринад Бейдас. Понимание детерминант использования травматического повествования терапевтами. Внедрить Sci Commun. В прессе. ISCM-D-21-00116

33. Presseau J, Byrne-Davis L, Hotham S, Lorencatto F, Potthoff S, et al. Улучшение перевода исследований изменения поведения в отношении здоровья на практику: выборочный концептуальный обзор синергии между наукой о внедрении и психологией здоровья. Health Psychol Rev. 2021:1–28 Предварительная онлайн-публикация. [PubMed]

34. Fernandez M, et al. Картирование реализации: использование картирования вмешательства для разработки стратегий реализации. Фронт общественного здравоохранения. 2019. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]

35. Lewis CC, Boyd MR, Walsh-Bailey C, et al. Систематический обзор эмпирических исследований, изучающих механизмы реализации в здоровье. Реализовать науч. 2020;15:21. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

36. Godin G, Bélanger-Gravel A, Eccles M, Grimshaw J. Намерения и поведение медицинских работников: систематический обзор исследований, основанных на социальных когнитивных теориях. Реализовать науч. 2008;3(1). [Бесплатная статья PMC] [PubMed]

37. Макинтайр С.А., Фрэнсис Дж.Дж., Гулд Н.Дж., Лоренкатто Ф. Использование теории в оценке процессов, проводимой наряду с рандомизированными испытаниями вмешательств по внедрению: систематический обзор. Трансл Бехав Мед. 2020;10(1):168–178. [PubMed] [Академия Google]

38. Гарнер Б.Р., Годли С.Х., Бэр К.М.Л. Влияние оплаты по результатам на намерения терапевтов предоставлять высококачественное лечение. J Subst Злоупотребление Лечить. 2011;41(1):97–103. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

39. Bonetti D, Eccles M, Johnston M, Steen N, Grimshaw J, Baker R, et al. Руководство разработкой и выбором вмешательств, влияющих на внедрение доказательной практики: экспериментальное моделирование испытания сложного вмешательства. соц. мед. 2005;60(9): 2135–2147. [PubMed] [Google Scholar]

40. Carrera PM, Lambooij MS. Внедрение амбулаторного мониторинга артериального давления в Нидерландах: от клинических руководств до внедрения инноваций пациентами. Лекарство. 2015;94(43):e1813. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

41. Брюстер А.Л., Карри Л.А., Черлин Э.Дж., Талберт-Слэгл К., Хорвиц Л.И., Брэдли Э.Х. Интеграция новых практик: качественное исследование того, как больничные инновации становятся рутинными. Реализовать науч. 2015;10:168. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

42. Бонетти Д., Джонстон М., Кларксон Дж., Тернер С. Применение нескольких моделей для прогнозирования поведенческих намерений врачей и объективного поведения при лечении детских зубов. Психическое здоровье. 2009;24(7):843–860. [PubMed] [Google Scholar]

43. Мичи С., Джонстон М., Абрахам С., Лоутон Р., Паркер Д., Уокер А. и др. Использование психологической теории для реализации практики, основанной на доказательствах: консенсусный подход. Квалифицированное здравоохранение Saf. 2005;14(1):26–33. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

44. Кейн Дж., О’Коннор Д., Мичи С. Проверка теоретической основы предметной области для использования в исследованиях по изменению поведения и внедрению. Реализовать науч. 2012;7:37. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

45. Rohrbach LA, Graham JW, Hansen WB. Распространение школьной программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами: предикторы реализации программы. Пред. мед. 1993;22(2):237–260. [PubMed] [Google Scholar]

46. Williams NJG C. Роль организационной культуры и климата в распространении и реализации эмпирически подтвержденных методов лечения молодежи. Распространение и внедрение основанных на фактических данных практик в области психического здоровья детей и подростков. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2014. с. 61–81.

47. Чоу А.Ф., Вон Т.Е., Маккой К.Д., Доббелинг Б.Н. Внедрение практики, основанной на фактических данных: применение системы приверженности цели. Health Care Manag Rev. 2011;36(1):4–17. [PubMed] [Google Scholar]

48. Kauth MR, Sullivan G, Blevins D, Cully JA, Landes RD, Said Q, et al. Использование внешнего содействия для реализации когнитивно-поведенческой терапии в клиниках VA: пилотное исследование. Реализовать науч. 2010;5(1):75. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

49. Rye M, Torres EM, Fribourg O, et al. Шкала отношения к практике, основанной на фактических данных-36 (EBPAS-36): краткая и прагматичная мера отношения к практике, основанной на доказательствах, подтвержденная в выборках США и Норвегии. Реализовать науч. 2017;12:44. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

50. Stockdale SE, Rose D, Darling JE, Meredith LS, Helfrich CD, Dresselhaus TR, et al. Общение между членами команды в медицинском центре, ориентированном на пациента, и удовлетворенность пациентов поставщиками: посредническая роль в общении между пациентом и поставщиком. Мед уход. 2018;56(6):491–496. [PubMed] [Google Scholar]

51. Edmunds JM, Read KL, Ringle VA, Brodman DM, Kendall PC, Beidas RS. Поддержание врачебного проникновения, отношения и знаний в когнитивно-поведенческой терапии тревоги молодежи. Реализовать науч. 2014;9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]

52. Beets MW, Flay BR, Vuchinich S, Acock AC, Li KK, Allred C. Школьный климат и убеждения и отношение учителей, связанные с реализацией программы позитивных действий: распространение модель инноваций. Предыд. науч. 2008;9(4):264–275. [PubMed] [Google Scholar]

53. Дейн А.В., Шнайдер Б.Х. Целостность программы в области первичной и ранней вторичной профилактики: выходят ли последствия реализации из-под контроля? Clin Psychol Rev. 1998; 18:23–24. [PubMed] [Академия Google]

54. Проктор Э.К., Ландсверк Дж., Ааронс Г., Чемберс Д., Глиссон С., Миттман Б. Исследования по внедрению в службах охраны психического здоровья: новая наука с концептуальными, методологическими и обучающими задачами. Admin Pol Ment Health. 2009; 36: 24–34. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

55. Presseau J, Grimshaw JM, Tetroe JM, Eccles MP, Francis JJ, Godin G, et al. Теоретическая оценка процесса наряду с рандомизированным контролируемым исследованием печатных образовательных сообщений для увеличения количества назначений врачами первичного звена тиазидных диуретиков для лечения гипертонии [ISRCTN72772651] Implement Sci. 2016;11(1):121. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

56. Ааронс Г.А., Зоммерфельд Д.Х., Уолрат-Грин К.М. Внедрение практики, основанной на фактических данных: влияние типа организации государственного и частного сектора на организационную поддержку, отношение поставщиков и внедрение практики, основанной на фактических данных. Реализовать науч. 2009; 4:83. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

57. Potthoff S, Presseau J, Sniehotta FF, Johnston M, Elovainio M, Avery L. Планирование рутины: привычка как посредник отношений планирования и поведения в медицинские работники. Реализовать науч. 2017;12(1):24. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

58. Birken SA, Lee S-YD, Weiner BJ, Chin MH, Chiu M, Schaefer CT. От стратегии к действию: как поддержка топ-менеджеров повышает приверженность менеджеров среднего звена внедрению инноваций в организациях здравоохранения. Health Care Manag Rev. 2015;40(2):159–168. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

59. Simmonds MJ, Derghazarian T, Vlaeyen JW. Знания, отношение и нетерпимость к неопределенности физиотерапевтов влияют на принятие решений при болях в пояснице. Клин Джей Пейн. 2012;28(6):467–474. [PubMed] [Академия Google]

60. Миллер М. Насколько хорошо указано целевое поведение в отчетах о вмешательствах по изменению поведения для медицинских работников? Систематический обзор практики отчетности [магистерская диссертация]: Городской университет Лондона. 2015. [Google Scholar]

61. Hom PW, Katerberg R, Hulin CL. Сравнительный анализ трех подходов к прогнозированию товарооборота. J Appl Psychol. 1979; 64: 280–290. [Google Scholar]

62. Спербер Б.М., Фишбейн М., Айзен И. Прогнозирование и понимание профессиональных ориентаций женщин: факторы, лежащие в основе намерений выбора. В: Фишбейн М., Айзен И., редакторы. Понимание установок и предсказание социального поведения. Энглвудские скалы: Прентис-Холл; 1980. стр. 113–129. [Google Scholar]

63. Экклс М., Гримшоу Дж., Уокер А., Джонстон М., Питтс Н. Изменение поведения медицинских работников: использование теории для популяризации результатов исследований. Дж. Клин Эпидемиол. 2005. [PubMed]

64. Айзен И. Теория запланированного поведения. Organ Behav Hum Decis Process. 1991;50(2):179–211. [Google Scholar]

65. Guilamo-Ramos V, Jaccard J, Dittus P, Gonzalez B, Bouris A. Концептуальная основа для анализа рискованного и проблемного поведения: случай сексуального поведения подростков. Социальная рабочая рез. 2008;32(1):30–45. [Академия Google]

66. Fishbein M, Bandura A, Triandis HC, Kanfer FH, Becker MH, Middlestadt SE, et al. Факторы, влияющие на поведение и изменение поведения: итоговый доклад-практикум теоретика. Бетесда: НИМХ; 1992. [Google Scholar]

67. Айзен И. Установочные и нормативные сообщения: исследование различных эффектов убедительной коммуникации на поведение. Социометрия. 1971; 34: 263–280. [Google Scholar]

68. Айзен И., Фишбейн М. Прогнозирование поведения на основе установочных и нормативных переменных. J Exp Soc Psychol, G. 1970:466–87.

Отношение: психология, примеры и типы

Кто-нибудь когда-нибудь говорил вам, что у вас отличный позитивный настрой? Люди часто говорят это, когда думают, что кто-то оптимистичен или счастлив. Это все, что нужно знать об отношении? Всегда ли лучше иметь позитивное отношение ко всему? Считаете ли вы, что иногда лучше иметь негативное отношение к чему-то?

  • Что такое отношение?
  • Какие типы отношений существуют в психологии?
  • Каковы различные компоненты отношений?
  • Приведите несколько примеров того, как формируются наши установки?

Определение отношения в психологии

Подумайте о ком-то из ваших знакомых, у которого в целом очень хорошее отношение к жизни. Позитивный настрой может сделать вас более популярным и увеличить ваши шансы на успех на рабочем месте. Те, кто проходит через действительно тяжелые испытания в жизни, иногда говорят, что их позитивный настрой помог им пройти через все трудности.

Негативное отношение может вызвать проблемы в отношениях или на работе. Мы склонны избегать других людей с плохим или негативным отношением. Отношение оказывает огромное влияние на нашу жизнь!

Отношение — это предрасположенные чувства, усвоенные с течением времени, которые заставляют нас действовать, думать и чувствовать определенным образом в отношении событий или других людей. Предрасположенность относится к склонности чувствовать себя определенным образом.

Отношение обычно влияет на то, как мы относимся к другим людям и реагируем на ситуации в нашей жизни. Если у нас есть положительное отношение к собакам, мы, как правило, будем счастливы, когда увидим собаку. Если мы негативно относимся к собакам, например, что собаки опасны, мы будем стараться избегать собак, когда это возможно!

Отношения — это прежде всего чувства , но они также влияют на наши мысли и действия. Может быть трудно отделить чувственную часть отношения от мыслительной и деятельностной частей. Наше поведение и реакции, в свою очередь, также могут влиять на наше отношение. Наше отношение часто основано на наших убеждениях, но как мы развиваем эти убеждения?

Рис. 1. Отношения — это предрасположенные чувства, pixabay.com

Типы отношений в психологии

У нас так много разных взглядов на людей, места и вещи. Мы можем позитивно относиться к походам в спортзал, но бояться идти на работу из-за негативного отношения. Имея позитивное отношение означает, что мы благосклонно относимся к чему-либо. Обычно нам нравится этим заниматься. Тот, кто положительно относится к шахматам, скорее всего, сыграет несколько партий с друзьями или примет участие в турнирах.

Наличие негативного отношения означает, что мы расстроены, напуганы или не одобряем что-либо.

Обычно нам это не нравится или мы не согласны с этим. Кто-то с негативным отношением к спорту, скорее всего, будет избегать игр или просмотра игр и отговаривать от этого других.

Поверите ли вы, что иногда позитивный настрой — это плохо? Негативное отношение иногда полезно! Давайте посмотрим на некоторые примеры хороших и плохих позитивных и негативных установок.

Мишель поддерживает дискриминационные методы найма на работе (плохое позитивное отношение). Она считает, что люди должны иметь возможность отказать кому-то в приеме на работу исключительно из-за цвета кожи.

Джейми поддерживает равную оплату труда мужчин и женщин (хороший позитивный настрой). Она считает, что люди с одинаковой работой и опытом должны зарабатывать одинаковые деньги.

Грэм против гендерного равенства на рабочем месте (плохое негативное отношение). Он считает, что мужчины имеют право на более высокую должность и более высокую заработную плату, чем женщины.

Майкл не одобряет расизм как в скрытых, так и в явных формах (хорошее негативное отношение). Он не одобряет расистские взгляды и поведение на рабочем месте и противостоит всем, кого замечает, поддерживающим эти действия.

Рис. 2. Хорошие и плохие отношения, pixabay.com

Эти примеры связаны с различным отношением к членам определенной группы и к тому, как с ними обращаются. Негативные или позитивные установки, которые несправедливо дискриминируют других, являются предвзятыми установками. Предубеждение — это необоснованное негативное отношение к отдельному лицу или группе лиц, основанное исключительно на этнической принадлежности, расе, культуре, поле или другом признаке.

Предвзятое отношение может привести к актам дискриминации . Если предвзятое отношение к кому-то другому заставляет вас относиться к нему плохо или несправедливо, такие действия считаются дискриминацией. Предвзятое отношение Мишель к людям с разным цветом кожи приводит к тому, что она поддерживает дискриминационные методы найма на рабочем месте.

Иногда мы не осознаем свои чувства или мысли по поводу определенных вещей. В других случаях мы точно знаем, что чувствуем. Мы любим шоколад. Мы ненавидим грибы. Мы обожаем кошек. Это наши сознательных установок . Мы полностью сознательны и осознаем наши чувства по отношению к определенному объекту. Бессознательные установки — это мысли и убеждения, существующие на бессознательном уровне. Большинство наших установок на самом деле бессознательны и действуют автоматически!

Представьте, что вы обедаете с близким другом. Вы встречаетесь в ресторане, который вы оба любите и часто посещаете. На этот раз вы все время чувствуете себя на грани и беспокоитесь. Ваш друг замечает ваше беспокойство и спрашивает вас об этом. Вы не знаете, как это объяснить. Вы просто чувствуете себя неловко по какой-то неизвестной причине. Даже если вы не осознаете ассоциации на сознательном уровне, кто-то за соседним столиком похож на вашего бывшего партнера. Ваше беспокойное отношение вызвано бессознательной ассоциацией между вашим бывшим партнером и человеком за другим столиком.

Компоненты установок в психологии

Установки состоят из трех частей: аффективной, поведенческой и когнитивной . Эти части иногда называют ABC-моделью отношений . Любое отношение может включать в себя эти три части, но не каждое отношение включает в себя все три из них. Эти части помогают нам определить наше отношение и то, как оно влияет на нас.

Аффективный компонент

Аффективный компонент отношения охватывает нашу эмоциональную реакцию на объект нашего отношения. Если мы считаем, что собаки опасны, мы будем испытывать тревогу или страх, когда увидим собаку. Мы можем даже испугаться, просто думая о собаках или видя их фотографии! Установка, построенная преимущественно на аффективном компоненте, называется 9-й.0159 аффективное отношение . Сильное отношение к религии или сексуальной ориентации часто имеет аффективную основу.

Поведенческий компонент

поведенческий компонент отношения охватывает то, как мы действуем по отношению к объекту нашего отношения. Переход улицы, чтобы избежать встречи с собакой, является поведенческим компонентом негативного или боязливого отношения к собакам. Наше поведение не всегда вторично по отношению к нашим установкам. Иногда мы можем даже не иметь непосредственного представления о том, как мы относимся к чему-либо, пока не исследуем свое поведение. Может быть, вы не уверены в своих чувствах к помидорам, но едите их часто. Когда кто-то спрашивает вас, любите ли вы помидоры, вы отвечаете «да», основываясь на своем поведении. Установка, построенная в значительной степени на поведенческом компоненте, называется установкой, основанной на поведении.

Когнитивный компонент

Когнитивный компонент отношения охватывает наши убеждения и мысли об объекте нашего отношения. Он включает в себя наши знания о конкретном предмете или теме. Часто эти когнитивные компоненты могут быть основаны на сверхобобщенных предположениях вроде «Все наркотики плохие». Установка, построенная в значительной степени на когнитивном компоненте, называется когнитивной установкой.

Отношения довольно стабильны, но они НЕ являются хорошими предсказателями того, как кто-то будет себя вести. Многие люди считают себя хорошими или справедливыми, но они все равно изменяют своим супругам или поддерживают эгоистичную или предвзятую политику.

Примеры формирования отношения в психологии

Существует так много вещей, которые способствуют формированию нашего отношения, например, наша семья, друзья, культура, средства массовой информации, личность, обусловленность и социальное обучение. То, с чем мы сталкиваемся, помогает формировать наше отношение. На самом деле этот процесс имеет название: эффект простого воздействия .

Эффект простого воздействия — растущее предпочтение человека или предмета, основанное исключительно на повторяющемся воздействии на этого человека или предмет.

Наши семьи играют важную роль в формировании нашего отношения через воздействие. Наш первый опыт отношений приходит через наши семьи. Наши родители подкрепляют или сдерживают определенное поведение и идеи. Если мы растем с родителями, которые категорически против употребления алкоголя, мы с большей вероятностью примем такое же отношение.

Принадлежность к определенной культуре также влияет на наше отношение. Культура состоит из общих идей, традиций, отношений и поведения группы людей. Наше отношение формируется через знакомство с обычаями и верованиями нашей культуры. Как правило, мы неосознанно принимаем убеждения и предпочтения нашей культуры! Если вы выросли в Соединенных Штатах, вы можете не задумываться о том, чтобы носить майку в летнюю жару. Если вы выросли в Восточной Азии, вы, скорее всего, сочтете майки скандальными и неуважительными.

Средства массовой информации могут влиять на наше отношение к людям или продуктам. Модель вероятности проработки представляет собой модель убеждения, состоящую из двух частей. Первая часть, 90 159, центральный путь убеждения, 90 160, посвящена тому, как средства массовой информации влияют на наше отношение с помощью фактов и цифр. Периферийный маршрут — это то, как средства массовой информации пытаются получить наше одобрение, используя наших любимых знаменитостей в рекламе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *