Где обучался обломов. Образование обломова в романе «обломов», отношение героя к образованию, учебе и науке
- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Образование Обломова и Штольца
Роман «Обломов» И.А.Гончаров писал с 1847 по 1859 года. Роман назван в честь главного героя Ильи Ильича Обломова. Герой охарактеризован как ленивый, безынициативный, но в этой философии жизни кроется противостояние укладу жизни других, который строится на чинопочитании. В качестве противоположного Обломову героя автор рисует портрет Штольца: молодого человека, полного амбиций, образованного и энергичного. Герои противоположны практически во всём: внешность, интерьер дома, а в частности образование.
Образование героев также отличается. Автор показывает, как герои учились в школе, в первой части романа, а именно во сне Обломова. Этот эпизод играет важную роль для понимания личностей героев.
Штольц с детства был непоседой, то и дело попадал в драки. Отец любил сына, но был по-своему холоден. Он давал свободу мальчику, не ругал за проделки, в то время как мать старалась воспитывать сына как настоящего дворянина.
Стоит сказать, что Илья и Андрей посещали одно учебное заведение, но подход к образованию со стороны их родителей был разный. Родители Штольца настаивали на получении качественного образования. Мальчик посещал пансионат ежедневно, выезжал с отцом на работу и учился практической деятельности. Ещё в детстве он заработал первые деньги. К 14-15 годам мальчик стал самостоятельно выезжать в город по поручениям родителей.
Подход Обломовых к учёбе был совсем другой. Если маленький Илья капризничал или просто глаза его были неясными, родители оставляли его дома, чтобы защитить от этой тягости. Сам Илья не любил учиться и видел в этом наказание. Обломов не понимал, зачем ему эти знания в жизни, учился кое-как. С домашним заданием ему часто помогал Штольц.
После пансионата Илья Обломов отучился в военном училище 2 года, интереса к книгам не проявлял и полученные знания в последствии применить не смог. Получив бесполезный аттестат, герой уехал в Петербург и стал работать коллежским секретарём. Работа ему не нравилась, и постепенно он ушёл с неё.
Андрей Штольц в то же время получил практическое, трудовое образование. По поручению отца он уехал учиться в университет, а благодаря книгам отца освоил немецкий и французский язык. Благодаря такому воспитанию и образованию герой вырос целеустремлённым и трудолюбивым человеком.
Сравнительная характеристика героев
Итак, мы выяснили, что Обломов в произведении Гончарова кардинально проивопоставлен вышел из небогатой семьи немца, Обломов — потомственный дворянин. Штольц ищет равную себе по взглядам и внутренней силе женщину- Обломову нужна женщина, способная обеспечить его материнской заботой и любовью. Вспомним о непродолжительном романе Обломова и Ольги: изначально он был обречен, а вот связь Ильи Ильича с Агафьей Пшеницыной обрела будущее.
Отношение Обломова к образованию не из лучших — он с трудом научился читать и писать, и этого ему было достаточно. Штольц же получил некоторые навыки дома (его обучал отец), а затем отправился покорять университет.
История создания
«Обломов» является знаковым произведением для русской литературы XIX века. Его смысл не всегда доступен школьниками, знакомящимся с книгой в юном возрасте. Взрослые люди более глубоко рассматривают мысль, которую хотел донести автор.
Главным героем произведения является помещик Илья Обломов, образ жизни которого непонятен окружающим. Одни считают его философом, другие – мыслителем, третьи – лентяем. Автор позволяет читателю составить собственное мнение, не высказываясь о персонаже категорично.
Нельзя оценить замысел романа отдельно от истории создания произведения. Основой книги стала повесть «Лихая болесть», написанная Гончаровым несколькими годами ранее. Вдохновение настигло писателя в момент, когда общественная и политическая ситуации в России были накалены.
На тот момент образ апатичного мещанина, который не способен нести ответственность за свои поступки и решения, был типичным для страны. На идею книги повлияли рассуждения . Критик писал о появлении образа «лишнего человека» в литературных произведениях того времени. Он описывал героя как вольнодумца, неспособного на серьезные действия, мечтателя, бесполезного для социума. Облик Обломова является визуальным воплощением дворянства тех лет. В романе описаны изменения, происходящие в герое. Характеристика Ильи Ильича тонко обрисована в каждой из четырех глав.
Судьба Штольца и Обломова
В жизни Обломова в какой-то момент насупило просветление. Это появление в его жизни Ольги. Какое-то время Обломова было не узнать! Однако после того как Обломов не захотел идти на свидание с Ольгой, потому как «мосточки были шаткие», читатель понимает, что работа Ольги над характером Ильи Ильича — это пустая трата времени.
Обломов селится в доме Агафьи Пшеницыной, у них рождается ребенок. Обломов умирает, а его жизнь так и остается ничем не примечательной и тусклой.
У Штольца совершенно другая жизнь. Он женится на Ольге, они забирают на воспитание Андрюшу, сына Обломова, много путешествуют.
Таким образом, читатель видит, как воспитание и образование Штольца и Обломова повлияло на их дальнейшую жизнь. Обломов так и остался если не физически, то в мечтах в своей любимой деревне Обломовке, а Штольц начал строить новую, собственную жизнь.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
- Иван Гончаров. Краткое содержание «Обломова»
Все интересное
Писатели часто уделяют внимание детали при раскрытии образа героя в художественном произведении. Так поступал же и А.И.Гончаров, когда представил читателю Илью Ильича Обломова. Роман «Обломов» пронизан образами-символами, главным из…
Исследуя романы девятнадцатого века, необходимо прочесть краткое содержание Гончарова «Обломов», а затем ознакомиться с книгой целиком. В центре повести — Илья Ильич Обломов, мужчина 32-33 лет, который не обременен какого-либо рода занятиями и…
Роман «Обломов», краткое содержание которого приведено в этой статье, увидел свет в 1859 году. Он был написан известным русским писателем Иваном Гончаровым. Работа была проделана огромная. Роман писался в течение 10 лет. После того как…
«Обломов» — один из трех обширных романов Гончарова, написанных им с промежутком в 10 лет. Впервые он был напечатеан в 1859 году. Это время активного поиска современного героя, человека, умеющего ужиться в новом мире.Главный герой романа — Илья…
Этот образ давно уже стал нарицательным — скованный непобедимой ленью помещик Обломов. Краткое содержание романа Гончарова знакомит нас с ним, еще молодым человеком 32-33 лет. Этот удивительно цельный, психологически точный, законченный образ…
Гениальный роман Ивана Александровича Гончарова знакомит нас с двумя диаметрально противоположными образами: Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика их может занять страницы и страницы. Ведь они полностью различны: по своему темпераменту, по…
Характеристика Штольца — одного из главных героев знаменитого романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» — может восприниматься неоднозначно. Этот человек — носитель нового для России разночинского менталитета. Вероятно, классик…
Выдающийся русский писатель-классик Иван Александрович Гончаров в замысле романа «Обломов» образ Штольца изображал по-особенному. Исчерпывающе четко это выразил литературный критик Николай Александрович Добролюбов. Идея образа, по его…
Известный русский писатель И. А. Гончаров в 1859 году публикует свой очередной роман «Обломов». Это был невероятно тяжелый период для российского общества, которое словно разделилось на две части. Меньшинство понимало необходимость…
Роман Гончарова «Обломов» был высоко оценен критиками второй половины XIX века. В частности, Белинский отмечал, что произведение пришлось ко времени и отразило общественно-политическую мысль 50-60-х годов девятнадцатого столетия. Два…
В произведении «Обломов» Гончаров коснется темы распространенных пороков, присущих обществу в любой эпохе: лень, равнодушие, нежелание менять судьбу в лучшую сторону.
Автор детально описывает детство Обломова, чтобы читатель смог разобраться в причинах, повлиявших на формирование его безвольного характера. Нерешительность сделала его неудачником. Писатель наводит на мысль, что подобное поведение не приведет к счастливой и насыщенной жизни.
Анализ произведения
Введение. История создания романа. Основная идея.
Намного ранее, в 1838 году Гончаров публикует юмористический рассказ «Лихая болесть», где осуждающе описывает такое пагубное явление, процветающее на западе, как склонность к чрезмерной мечтательности и хандре. Именно тогда автор впервые поднимает вопрос «Обломовщины», который впоследствии полностью и многогранно раскрыл в романе.
Позже автор признавался, что выступление Белинского на тему его «Обыкновенной истории» заставило его задуматься над созданием «Обломова». В своем разборе Белинский помог ему наметить четкий образ главного героя, его характер и индивидуальные черты. Кроме того, герой-Обломов, в каком-то роде признание Гончаровым своих ошибок. Ведь он когда-то тоже был приверженцем безмятежного и бессмысленного времяпровождения. Гончаров не раз рассказывал о том, как тяжело порой ему давались какие-то повседневные дела, не говоря уже о том, с каким трудом он принял решение отправиться-таки в кругосветное плавание. Друзья даже прозвали его «Принц Де Лень».
Идейное наполнение романа чрезвычайно глубоко: автор поднимает глубокие социальные проблемы, которые были актуальны для многих его современников. Например, засилье европейских идеалов и канонов в среде дворянства и прозябание исконно-русских ценностей. Вечные вопросы любви, долга, порядочности, человеческих взаимоотношений и жизненных ценностей.
Общая характеристика произведения. Жанр, сюжет и композиция.
Согласно жанровым особенностям, роман «Обломов» можно без труда идентифицировать как типичное произведение направления реализм. Здесь есть все признаки, характерные для произведений данного жанра: центровой конфликт интересов и позиций главного героя и противостоящего ему общества, множество деталей в описании ситуаций и интерьеров, достоверность с точки зрения исторического и бытового аспектов. Так, например, Гончаров очень четко рисует социальное разделение слоев общества, присущее тому времени: мещане, крепостные, чиновники, дворяне. В течение повествования одни герои получают свое развитие, например, Ольга. Обломов же, напротив, деградирует, сломавшись под напором окружающей действительности.
Типичное для того времени явление, описанное на страницах, получившее позже название «Обломовщина», позволяет трактовать роман как социально-бытовой. Крайняя степень лени и моральной распущенности, прозябание и разложение личности — все это крайне пагубно отразилась на мещанах 19 века. А «Обломовщина» стала именем нарицательным, в общем смысле отражавшим образ жизни тогдашней России.
С точки зрения композиции роман можно разделить на 4 отдельных блока или части. В начале автор дает нам понять, что из себя представляет главный герой, проследить за плавным не динамичным и ленивым течением его скучной жизни. Далее следует кульминация романа — Обломов влюбляется в Ольгу, выходит из «спячки», стремиться жить, наслаждаться каждым днем и получать личностное развитие. Однако их отношениям не суждено получить продолжение и пара переживает трагический разрыв. Кратковременное прозрение Обломова превращается в дальнейшую деградацию и распад личности. Обломов снова впадает в уныние и депрессию, погружаясь в свои чувства и безрадостное существование. Развязкой служит эпилог, где описывается дальнейшая жизнь героя: Илья Ильич женится на домовитой и не блещущей интеллектом и эмоциями женщине. Проводит последние дни в спокойствии, предаваясь лености и обжорству. Финалом становится смерть Обломова.
Опека родных
Илья Ильич Обломов провел беззаботное детство в деревне Обломовка. В родовом имении он проживал не только с матушкой и отцом. Кроме слуг там жили многие родственники.
«Он хорошенький, полненький. Такие кругленькие щечки».
Был единственным ребенком в семье. Домочадцы закармливали мальчугана всевозможными сладостями.
«Вся свита дома подхватывала Илюшку на руки, начинала осыпать похвалою и ласкою. Он едва успевал вытирать следы от непрошеных поцелуев».
Не успел младшенький Обломов проснуться, как к нему неслась няня, чтобы помочь встать и одеться. Далее к любимому сыночку из соседней комнаты торопилась мама. Женщина одаривала мальчика нежностью, чрезмерной заботой.
«Она осматривала его жадным взглядом, проверяла, не мутные ли глаза, интересовалась, не болит ли что».
Паренек понимал, что все его прихоти моментально выполнялись. Он превращался в такого же ленивого, равнодушного ко всяческим проявлениям жизни человека, как и окружающие. Если он и пытался делать что-то самостоятельно, то близкие подавляли все его стремления.
«Только захочет чего-нибудь Илья, только мигнет — уж трое-четверо лакеев бросаются исполнять его желания».
Его превращали в экзотическое растение, медленно растущее в теплице.
«Всяческие проявления деятельности и силы обращались внутрь и увядали».
Иногда на мальчика находило непреодолимое желание сбежать из дому, лишиться опеки каждого из домочадцев. Стоило ему спуститься по лестнице, или выбежать во двор, как несколько человек уже спешили вслед за ним с криками и запретами.
Резвость и любознательность
Маленький Илья рос подвижным ребенком. Когда он видел, что взрослые заняты, то вмиг пытался спрятаться от их заботы.
«Ему страсть как хотелось взбежать на окружавшую дом галерею, чтобы посмотреть с высоты на речку».
Его догоняли, а он вновь старался ускользнуть на голубятню, в овраг, или в березовый лес, где могли водиться лешие и оборотни. Так рассказывала нянька. Бывало, что она целый день проводила в суматохе и беготне за своим воспитанником.
Обломов рос любознательным.
«Присмиреет, сядет возле няни, смотрит на все так пристально. Наблюдает за всеми совершающимися перед ним явлениями».
Он спрашивает у нее, почему есть свет и темнота, замечает, что от запряженной в поводья лошади на земле образуется тень, сравнивает размеры, понимая, что бочка во много раз больше лакея, везущего ее на телеге.
Выйдя гулять за пределы двора, пока гувернантка прячется в холодке, малыш пристально наблюдает за жуками, ловит стрекоз, садит их на соломинку. Прыгнет в канаву, начнет очищать корешки, есть их вместо сладких яблок.
«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользнет от внимания ребенка. В душу врезается картина домашнего быта, напитывает детский ум примерами, бессознательно накладывает программу судьбы ребенка на жизнь, его окружающей».
Привычки родителей и близких, сформировавших характер маленького Ильи.
В поместье Обломовых считали, что ремесло вовсе не облагораживает человека.
«Родственники Ильи сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли».
Отец мальчика предпочитал только наблюдать за слугами и родственниками, спрашивать у них об их занятиях, раздавать указания. Мать могла часами разговаривать с лакеями, жильцами дома. Любила бывать в саду, рассматривать, как наливаются плоды.
«Главною заботою семейства была кухня и обед».
Все собирались вместе, бурно обсуждали приготовление блюд. После этого следовал отдых. «В доме воцаряется тишина. Наступает час послеобеденного сна». Подобное состояние овладевало каждым. Со всех уголков дома было слышно сопение и храп.
«Илюша все наблюдал.
Редко кто поднимет голову, глянет бессмысленно, с удивлением перевернется на другой бок, плюнет спросонья, почавкав губами, опять заснет». В это время взрослых совершенно не заботило то, что маленький Илья мог остаться совершенно без присмотра.
Родственники его всегда пребывали в беззаботном настроении, они не стремились к улучшению быта, а радовались тому, что им послано. Их жизнь проплывала тихою рекою. Если в доме что-то выходило из строя, рушилось, то редко когда поломку устраняли. Людям было легче вести разговоры о крестинах, свадьбах, поверьях связанных с ними. Они обсуждали всевозможные рецепты, ходили в гости, играли в карты. Такой образ жизни близких оставил неизгладимый след на формировании характера и привычек юного Обломова. Постепенно, по мере взросления мальчика, всеобщая лень овладела и им.
Образование
Родители считали, что обучение грамоте это весьма изнуряющее и ненужное занятие. Им хотелось, чтобы их сын получил аттестат как можно быстрее, не прикладывая к этому особых усилий. В тринадцать лет «отец и мать усадили баловника за книги». Это стоило им слез, капризов и воплей. Его отправили в поселок Верхлево, в пансион.
Сын не обладал особым рвением к учебе. Когда приезжал домой, пытался под любым предлогом остаться в имении как можно дольше.
«Печальный он приходил к матери. Та знала почему. Тайком вздыхала о разлуке с ним на целую неделю».
Родители поощряли каждую его просьбу. Они искали оправдание своему безвольному поведению. Причины, из-за которых паренек оставался в поместье были разнообразны. Проблемой для них могла стать жара или холод, родительская суббота, праздник, предстоящее приготовление блинов. Мать с отцом не думали о негативных чертах подобного воспитания. Взрослому Илье Обломову еще не раз придется столкнуться с последствием чрезмерной родительской любви.
В романе «Обломов» Гончаров впервые в русской литературе описал такое разрушающее социальное явление, как «обломовщина», изобразив его на примере жизни главного героя произведения – Ильи Ильича Обломова. Автор не только показал отрицательное влияние «обломовщины» на судьбу Обломова и окружающих его людей, но и обозначил истоки явления, лежащие в устаревших, основанных на феодальных нормах и ценностях воспитании и образовании Обломова.
Московский университет
После долгих раздумий родители отдали сына учиться дальше. Он поступил на факультет права в Московском университете. Так продолжилось образование Обломова.
Поскольку родители не могли так же «заботиться» о сыне в Москве, то там он, несомненно, получил гораздо больше знаний. Его споры со Штольцем несут в себе идеи гуманизма, высказанные известным профессором Надеждиным.
Надо отметить, что Обломов изначально учился с увлечением, его вдохновляли идеи Гете и Байрона, но потом он потерял интерес к учебе.
Он перестал понимать, зачем нужна наука, часто задавал себе вопрос о том, когда же он будет жить. Под жизнью он понимал отдых и наслаждение. В конечном итоге он забросил науку. После этого и началась настоящая «жизнь» — время лежания на диване и безделья. Вот, пожалуй, все, что сказано в романе про образование Обломова.
Подводя итоги, нужно отметить, что среда, в которой проходили детские годы Ильи Ильича, не располагала к увлеченности им какой-либо серьезной деятельностью во взрослой жизни. Любая работа рассматривалась им как что-то негативное. Почти всегда Обломов учился для галочки, то есть чтобы получить аттестат. Будучи одаренным от природы человеком, он не смог реализовать себя в жизни. Итак, мы видим, что образование Обломова в романе «Обломов» имело формальный характер.
Детство Обломова
С детскими и отроческими годами Обломова автор знакомит нас в девятой главе первой части – «Сне Обломова». Герой родился в классической старопомещицкой семье, живущей в отдаленном живописном уголке – деревне Обломовке. Маленький Илья рос в атмосфере любви и чрезмерной опеки, любая его прихоть сиюминутно исполнялась, любое желание было равнозначно закону. И если ребенок пытался самостоятельно исследовать мир, брался за какое-то дело, то родители сразу отговаривали его от любых проявлений труда, аргументируя это тем, что для работы есть слуги. Гулять жители Обломовки также не очень любили – им была чужда любая активность, кроме заботы о еде, любовь к которой в поместье являлась особым культом. Вообще Обломовка жила в атмосфере лености, безделья, полудремающей скуке и тишине, здесь не привыкли трудиться, а любую работу считали наказанием и всячески старались ее избежать. Размеренная жизнь обломовцев прерывалась только сменами пор года и обрядами – свадьбами, похоронами, днями рождения.
Умиротворяющая, тихая природа, сон которой не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни неистовыми ветряными бурями или ливнями, способствовала восприятию маленьким Ильей именно такого, размеренного, спокойного, пассивного образа жизни, где за него всегда все делает кто-то другой, не нарушая спокойствия непрерывной лени.
Особое место в воспитании Обломова сыграли сказки и предания, которые маленькому Илье рассказывала няня. Вдохновляющие, фантастические истории о всемогущих героях воспламеняли воображение мальчика, который начинал представлять себя одним из таких сказочных, всегда побеждающих богатырей. И уже взрослый Обломов, понимая, что рассказы няни были всего лишь вымыслом, подчас бессознательно грустил, что «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка», он мечтал о прекрасных царевнах и том далеком мире, где можно лежать на печи, пока за тебя все сделает добрый волшебник.
Биография
Главный герой родился в помещичьей семье, живущей по традиционному барскому укладу. Детство Ильи Обломова прошли в родовом поместье, где жизнь не отличалась разнообразием. Родители любили мальчика. Ласковая няня баловала сказками и прибаутками. Сон и длительные восседания за трапезой были привычным делом для домашних, и Илья без труда перенял их наклонности. Его опекали от всевозможных напастей, не позволяя бороться с возникающими трудностями.
По словам Гончарова, ребенок рос апатичным и замкнутым, пока не превратился в тридцатидвухлетнего безыдейного мужчину с привлекательной внешностью. В нем отсутствовали заинтересованность чем-либо и сосредоточенность на конкретном предмете. Доход герою обеспечивали крепостные, поэтому он ни в чем не нуждался. Приказчик грабил его, место жительства постепенно приходило в негодность, а его постоянной локацией стал диван.
Описательный образ Обломова включает в себя яркие черты помещика-лентяя и является собирательным. Современники Гончарова старались не называть сыновей именем Илья, если они были тезками отцов. Нарицательности, которую обрело имя Обломова, старательно избегали.
Сатирическое описание внешности действующего лица становится продолжением вереницы «лишних людей», которую начал и продолжил . Обломов не стар, но уже обрюзг. Его лицо маловыразительно. Серые глаза не несут и тени мысли. Нарядом ему служит старый халат. Гончаров уделяет внимание внешности персонажа, отмечая его изнеженность и пассивность. Мечтатель Обломов не готов к действиям и предается лености. Трагизм героя заключается в том, что он имеет большие перспективы, но не способен реализовать их.
Обломов добр и бескорыстен. Ему не приходится прилагать ни к чему усилий, а если такая перспектива возникает, он страшится ее и демонстрирует неуверенность. Обстановка родного поместья часто снится ему, навевая сладкую тоску по родным местам. Периодически прекрасные грезы развеивают другие герои романа.
Является антагонистом Ильи Обломова. Дружба между мужчинами началась еще в детстве. Антипод мечтателя, имеющий немецкие корни Штольц избегает праздности и привык трудиться. Он критикует образ жизни, предпочитаемый Обломовым. Штольц знает, что первые попытки друга реализоваться в карьере завершились неудачей.
Переехав в Петербург юношей, Илья пытался служить в конторе, но дела не шли на лад, и он предпочел бездействие. Штольц является ярым противником пассивности и старается быть активным, хотя, понимает, что его труд предназначен не для высоких целей.
Стала женщиной, которой удалось пробудить Обломова от праздности. Любовь, поселившаяся в сердце героя, помогла покинуть привычный диван, забыть о сонливости и апатичности. Золотое сердце, искренность и широта души привлекли внимание Ольги Ильинской.
Она ценила воображение и фантазию Ильи и вместе с тем пыталась самоутвердиться посредством заботы о человеке, открестившемся от мира. Девушка вдохновлялась способностью влиять на Обломова и понимала, что их отношения не возымеют продолжения. Нерешительность Ильи Ильича стала причиной краха этого союза.
Мимолетные препятствия воспринимаются Обломовым как несокрушимые преграды. Он не способен адаптироваться и подстроиться под социальные рамки. Придумывая собственный уютный мир, отстраняется от реальности, где ему нет места.
Замкнутость стала путем к появлению простого счастья в жизни, и его принесла женщина, постоянно находившаяся рядом. сдавала квартиру, где жил герой. После разрыва с Ольгой Ильинской он нашел утешение во внимании Агафьи. Тридцатилетняя женщина влюбилась в квартиранта, и чувства при этом не требовали изменений характера или жизненного уклада.
Объединив хозяйства, понемногу они стали выказывать доверие друг другу и зажили душа в душу. Пшеницына ничего не требовала от супруга. Она довольствовалась достоинствами и не обращала внимания на недостатки. В браке родился сын Андрюша, единственная отрада Агафьи после смерти Обломова.
- В главе «Сон Обломова» описывается, как герой грезит грозой. По народному поверью в Ильин день нельзя работать, чтобы не принять гибель от грома. Илья Ильич не работает всю жизнь. Автор оправдывает безделье персонажа верой в приметы.
- Выходец из деревни, жизнь которой циклична, Обломов выстраивает любовные отношения по этому принципу. Знакомясь с Ильинской весной, он признается в чувствах летом, постепенно впадает в апатию осенью и старается избегать встреч зимой. Отношения между героями продлились год. Этого было достаточно для переживания яркой палитры чувств и их остывания.
- Автор упоминает, что Обломов служил коллежским асессором и успел побыть губернским секретарем. Обе должности не соответствовали классу, к которому принадлежал помещик, и добиться их можно было усердным трудом. Сопоставив факты, легко предположить, что ленившийся и во время обучения в университете герой получил положение иным способом. Классы Пшеницыной и Обломова соответствовали, чем автор подчеркивает родство душ.
- Жизнь с Агафьей устраивала Обломова. Любопытно, что даже фамилия женщины созвучна с деревенской природой, по которой тосковал герой.
Образование Обломова
Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.
Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью? Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.
Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.
Обломов | Штольц | ||
Внешность (когда они предстали перед читателем) | « …лет тридцати двух- трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, … во всем лице теплился ровный свет беспечности» | ровесник Обломову, «худощав, щек у него почти вовсе нет,…цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные» | |
происхождение | из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные | выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). | |
воспитание | Родителям хотелось преподнести Илюше все блага «как-нибудь подешевле, с разными хитростями».родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а после еды- крепкий сон | отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. | |
Обломова даже не выпускали на улицу. «А слуги на что?» Вскоре Илья сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее. Ловкий, подвижный ребенок постоянно останавливается родителями и нянькой из боязни, что мальчик «упадет, расшибется» или простудится, его лелеяли, как оранжерейный цветок. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». | « оторвавшись от указки, бежал разорять птичьи гнезда с мальчишками», | ||
образование | обучались в небольшом пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве. Оба закончили в Москве университет | ||
С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака» | |||
заложенная программа | Мечта. | Штольц боялся мечтать, его счастье было в постоянстве.энергия и бурная деятельность-активное начало | |
«Лежанье у Ильи Илича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием». | « Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает – бог весть». | ||
Взгляды на жизнь | «Жизнь: хороша жизнь!», — говорит Обломов, -«Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества !…Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?» | Штольц познает жизнь, спрашивает у нее: «Что делать? Куда идти дальше? » И идет! Без Обломова… | |
характеристика | добрый, ленивый больше всего беспокоит собственный покой. для него счастье-это полный покой и хорошая еда. он проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата. ничего не делает, ничем не ин тересуется.любит уходить в себя и жить в созданном им мире снов и мечтаний.поразительная детская чистота его души и самосозерцательность,достойная философа воплощение мягкости и кротости. | сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнушается самой черной работой. | |
Испытание любовью | «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!». Испугался, что недостоин любви. ему нужна любовь не равноправная, а материнская (такая, какую ему подарила Агафья Пшеницына) | ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская). Рад, что встретил её за границей, рад, что она его слушает и даже не замечает, что иногда не понимает Ольгину грусть. | |
Два «лица» Обломова | |||
Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, «золотое сердце». | Инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, «русская лень». | ||
Сочинение: Сравнительная характеристика Обломова и Штольца (+ таблица)
Многомудрый Литрекон составил таблицу, где провел сравнение Штольца и Обломова, опираясь на цитаты героев о жизни, любви и обществе. Также он представил краткое сочинение-рассуждение на эту тему. Приятного просвещения!
(375 слов) В 1859 году вышел в свет роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов”, который до сих пор занимает почетное место в списке мирового литературного наследия. Почему же это произведение хочется перечитывать вновь и вновь? Одна из причин – это яркие и неординарные образы.
Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц – ключевые герои романа.
Первый – мечтательный домосед, рассеянный, инфантильный и медлительный дворянин. Второй – активный, решительный и целеустремленный надворный советник и предприниматель. Тем не менее, существенно разный образ жизни не мешает многолетней дружбе героев.
В романе Илья Ильич предстает как типичный русский барин XIX века.
Казалось бы, Штольц и Обломов – люди одного возраста и сословия, но почему они столь различны между собой? Ответ на этот вопрос кроется в детстве героев.
Илья Обломов вырос в семье помещиков в деревне Обломовке, где его всюду опекали словно экзотический цветок. В имении Обломовых время замедлялось: никто никуда не торопился. За маленьким Илюшей ежесекундно следила нянечка, которая при малейшей шалости отводила мальчика обратно в покои. Навязчивая забота не позволяла ребенку развиваться полноценно. Такой образ жизни превратил любознательного и активного Илюшу в несамостоятельного и апатичного барина Илью Ильича.
И как же не похож на него Андрей Штольц! Андрей Иванович родился в семье немецкого бюргера и русской дворянки.
Помимо внешних факторов, хочется отметить душевное состояние персонажей. Отсутствие активной жизнедеятельности не делает Обломова отрицательным героем. Он обладает доброй и чистой душой. Неподдельная нежность и искренность проявляется в его отношении к Ольге Ильинской: «…«Нежен, нежен, нежен!» – мысленно твердила Ольга…». Рациональный Штольц часто обращался к Обломову в тяжелые моменты, чтобы получить от друга поддержку и понимание. Хоть в жизни Андрея и не было места фантазиям и романтике, его невозможно назвать черствым человеком.
Благодаря антитезе И.А. Гончаров наилучшим образом раскрывает характеры персонажей. Я думаю, писатель стремился донести то, что трудолюбие, стремление к знаниям и богатый внутренний мир – это путь к счастью, но любая крайность губительна для личности.
критерий сравнения | илья обломов | андрей штольц |
воспитание | «…учиться слегка, не до изнурения души и тела [… ]а так, чтоб […] добыть как-нибудь аттестат…» родители обломова сами ничего не делали и сыну не позволяли. даже чулки на него надевалислуги. | «…ей не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание…» отец сурово воспитывал сына и после совершеннолетия выставил его из дома, чтобы он сам протаптывал себе дорогу. |
жизненный опыт | «…ведь ни бурь, ни потрясений не было у меня; не терял я ничего…» | «…в те тяжелые дни, когда боролся с жизнью, выпутывался из ее изворотов и крепчал…» |
отношение к труду | «…он ужасно ленив, – заметила тетка…» | «…труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей…» |
отношение к обществу | все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! […] разве это не мертвецы? разве не спят они всю жизнь сидя? чем я виноватее их, лежа у себя дома…» | «…шел в круг людей, знакомиться, сталкиваться с новыми или замечательными лицами…» |
отношение к жизни | «…нет покоя! лег бы и заснул… навсегда…» «…какая у меня цель? нет ее…» «…или я не понял этой жизни, или она никуда не годится…» | «…ах, если б прожить лет двести, триста!.![]() «…пусть она будет постоянным горением!..» «…выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…» |
отношение к любви | «…любовь – претрудная школа жизни!..» «…разве любовь не служба?..» | «…любовь менее взыскательна, нежели дружба, она даже часто слепа, любят не за заслуги – всё так. но для любви нужно что-то такое, иногда пустяки, чего ни определить, ни назвать нельзя…» |
стиль жизни | «…когда он был дома – а он был почти всегда дома…» | «…штольца почти никогда не было в петербурге…» |
интересы | мечтает, думает, но книг и журналов не читает: «…я сказал, что не читаю газет…» «…о каком нибудь романе: я их не читаю…» «…он не заметил, в избытке радости и мечтанья…» | много читает, часто путешествует, охотно общается с новыми людьми: «…он ездит и в свет и читает: когда он успевает – бог весть…» «… книгу, которую штольц навязывал ему прочесть…» |
доминирующие черты характера | бессилие, трусость, мягкость, робость, вялость, мечтательность.![]() «…воспитан он был не как гладиатор для арены, а как мирный зритель боя…» | сила воли, смелость, решительность, твердость, активность, целеустремленность. «…шел к своей цели, отважно шагая через все преграды…» |
Автор: Ольга Коновалова
Литературные пособия и конспекты
Спасибо за знакомство с этим СуперСюжетом Краткое изложение сюжета «Обломов» Ивана Гончарова. Современная альтернатива SparkNotes и CliffsNotes, SuperSummary предлагает высококачественные учебные пособия, которые содержат подробные резюме глав и анализ основных тем, персонажей, цитат и тем эссе.
В романе русского писателя Ивана Гончарова « Обломов » (1859) рассказывается об Илье Ильиче Обломове, молодом и великодушном дворянине, полном нерешительности, лишившей его возможности предпринимать какие-либо значимые действия. На протяжении больших частей романа он даже не покидает своей комнаты или постели. Его изображают как окончательную версию «лишнего человека» — способного и талантливого деятеля, отвергнутого за несоответствие социальным нормам. Этот архетип распространен в русской литературе XIX века. Обломов , сатира на русское дворянство в то время, когда такие изображения становились все более приемлемыми, исследует темы перехода от детства к взрослой жизни, а также происходящие социальные изменения в России по мере того, как страна становилась все более и более недовольной своей монархией. . Популярный, когда он был выпущен, он был предметом многочисленных литературных дискуссий, в том числе среди тех, кто беспокоился, что его главный герой будет поощрять лень среди молодежи. По нему был снят советский фильм 1980 года, который получил признание критиков, а позже он был адаптирован для телеадаптации BBC и радиопостановки. В 1964, он был адаптирован для сцены как Сын Обломова , комедийная адаптация.
Обломов рассказывает о повседневной жизни главного героя Ильи Ильича Обломова. Обломов — сын дворянина из России, что обеспечило ему относительно праздную жизнь среди представителей высшего среднего класса. Обломов относится к жизни небрежно, лениво и предан ей до такой степени, что большую часть своих повседневных дел ведет из постели. Он все еще лежит в постели, проснувшись однажды утром, когда получает письмо от управляющего своей усадьбой Обломовка. В письме объясняется, что финансовое положение там ужасное, и они требуют от него визита, чтобы принять финансовые решения о том, как действовать дальше. Однако у Обломова редко хватает духу покинуть свою спальню; путешествие за тысячу миль в сельскую местность кажется невозможным. Он спит, мечтая о своем юношеском воспитании в Обломовке. Там от него никогда не ожидали, что он будет работать или выполнять работу по дому, и его образование часто прерывалось, когда родители забирали его из школы на семейные каникулы. Его друг-полунемец Андрей Штольц прожил совсем другую жизнь, воспитанную трудолюбивыми родителями, которые воспитали его в строгости и дисциплине. Трудолюбивого молодого человека Штольц посещает в конце первой части, пробуждая Обломова от его сна.
По мере развития сюжета Штольц пытается вывести Обломова из ступора. Он приводит в дом людей, в том числе девушку по имени Ольга. Обломов быстро влюбляется в Ольгу, и они обручаются, но их отношения в конце концов разваливаются, когда его апатия и страх перед принятием решений становятся слишком велики, чтобы она могла с ними справиться. Она отменяет их помолвку после того, как он слишком много раз откладывал их свадьбу и не делает серьезных шагов, чтобы привести свои дела в порядок. Темные друзья Обломова, Тарантьев и Иван Матвеевич, неоднократно обманывают его; Штольц присматривает за ним, возвращая деньги, когда они обманывают наивного молодого дворянина. В конце концов, однако, двое преступников поумнели и начали шантажировать Обломова. Он вынужден отдавать им весь свой доход от загородного поместья более года, прежде чем Штольц обнаруживает заговор и принимает ответные меры, увольняя Ивана с работы. Ольга тем временем покинула Россию и переехала в Париж. Штольц путешествует, когда снова натыкается на нее; они образуют тесную связь. Они влюбляются и женятся.
Обломов продолжает ходить по жизни во сне, но в конце концов дела доходят до такой точки, что он вынужден провести инвентаризацию и действовать. Когда Тарантев продолжает манипулировать им и жестоко обращаться с ним, Обломов противостоит ему, избивая его и выгоняя из усадьбы. Штольц возвращается в Россию после путешествия и навещает своего друга. Он узнает, что Обломов женился на своей овдовевшей хозяйке Агафье и имеет от нее сына. Сына зовут Андрей, в честь Штольца. Штольц надеялся, что Обломов добьется большего, но в конце концов смирился с тем, что не может изменить своего друга. Остаток жизни Обломов проводит на попечении Агафьи, воссоздавшей свой детский рай Обломовки. Ему доставляют вкусные блюда, и у него никогда нет причин для беспокойства. Когда Обломов стар и болен, приближаясь к своей смерти, он упоминает «Обломовит» как причину своей смерти, подразумевая, что он знает, что написал свою судьбу. Он мирно умирает во сне, и Штольц усыновляет его сына после его смерти.
Иван Александрович Гончаров был русским писателем и государственным чиновником, наиболее известным своими романами Обыкновенная история, Обломов, и Обрыв . Он также работал государственным цензором и написал скандальные мемуары «Необычная история », в которых обвинил нескольких известных русских писателей в плагиате его произведений.
Сравнение таблицы образа жизни Обломова и Штольца. Значение образов Обломова и Штольца. Отношение к работе. Финансовое положение
Характеры главных героев романа Гончарова «Обломов» исключительно правдивы и талантливо изображены автором. Если задача художника состоит в том, чтобы уловить и уловить суть жизни, недоступную пониманию обывателя, то великий русский писатель справился с ней блестяще. Его главный герой, например, олицетворяет собой целое общественное явление, названное его именем «обломовщина». Не менее достойна внимания феноменальная дружба Обломова и Штольца, двух антиподов, которые, казалось бы, должны были непримиримо спорить друг с другом или даже презирать друг друга, как это часто бывает в общении совершенно разных людей. Однако Гончаров идет против стереотипов, связывая антагонистов крепкой дружбой. На протяжении всего романа наблюдать за отношениями Обломова и Штольца не только необходимо, но и интересно читателю. Столкновение двух жизненных позиций, двух мировоззрений — вот главный конфликт в романе Гончарова «Обломов».
Отличия Обломова от Штольца найти нетрудно. Во-первых, бросается в глаза внешний вид: Илья Ильич — дородный господин с мягкими чертами лица, пухлыми руками и медленными жестами. Его любимая одежда – просторный халат, не сковывающий движений, как бы защищающий и согревающий человека. Штольц – подтянутый, стройный. Постоянная активность и деловая хватка характеризуют его практичную натуру, поэтому жесты у него смелые, реакция быстрая. Он всегда одет подобающим образом, чтобы двигаться в свете и производить нужное впечатление.
Во-вторых, у них разное воспитание. Если маленького Илюшу лелеяли и лелеяли родители, няни и другие обитатели Обломовки (он рос избалованным мальчиком), то Андрея воспитывали в строгости, отец научил его вести дела, предоставив самому пробиваться . Штольцу, в конце концов, не хватило родительской ласки, которую он искал в доме своего друга. Обломов, напротив, был слишком ласков, родители избаловали его: он не годился ни для службы, ни для помещичьей работы (забота об имении и его доходности).
В-третьих, у них разное отношение к жизни. Илья Ильич не любит суеты, не тратит усилий на то, чтобы угодить обществу или хотя бы вклиниться в него. Многие осуждают его за лень, но разве это лень? Думаю, нет: он нонконформист, честный перед собой и перед окружающими. Нонконформист — это человек, отстаивающий свое право вести себя не так, как принято в современном ему обществе. Обломов имел мужество и силу духа молча, спокойно придерживаться своей позиции и идти своей дорогой, не размениваясь на пустяки. В его манере вести себя угадывается богатая духовная жизнь, которую он не выставляет на светскую витрину. В этом окне живет Штольц, ведь мелькание в хорошем обществе всегда идет на пользу бизнесмену. Можно сказать, что у Андрея не было другого выбора, потому что он не дворянин, его отец заработал капитал, но никто не оставит ему деревни по наследству. Его с детства учили, что он сам должен зарабатывать себе на жизнь, поэтому Штольц приспосабливался к обстоятельствам, развивая наследственные качества: упорство, трудолюбие, общественную активность. Но если он так успешен по современным меркам, то зачем Штольцу Обломов? От отца он унаследовал одержимость делом, ограниченность практичного человека, которые он чувствовал, а потому подсознательно потянулся к духовно богатому Обломову.
Их тянуло к противоположному, ощущая нехватку некоторых свойств природы, но не могли перенять хорошие качества друг друга. Ни один из них не мог осчастливить Ольгу Ильинскую: и с одним, и с другим она чувствовала себя неудовлетворенной. К сожалению, такова правда жизни: люди редко меняются во имя любви. Обломов старался, но все же оставался верен своим принципам. Штольца тоже хватало только на ухаживания, а после начиналась рутина совместной жизни. Таким образом, в любви проявилось сходство Обломова и Штольца: им обоим не удалось построить счастья.
В этих двух образах Гончаров отразил противоречивые тенденции в обществе того времени. Дворянство является костяком государства, но некоторые его представители не могут принять активного участия в его судьбе хотя бы потому, что оно ушло и мелко для них. На смену им постепенно приходят люди, прошедшие суровую школу жизни, более умелые и жадные Столцы. В них нет той духовной составляющей, которая нужна для любого полезного дела в России. Но даже апатичные помещики не спасут положение. Видимо, автор считал, что слияние этих крайностей, некая золотая середина, есть единственный путь к достижению благополучия России. Если рассматривать роман под этим углом, то окажется, что дружба Обломова и Штольца является символом объединения различных общественных сил ради общей цели.
Интересно? Сохраните себе на стену!
Гончаров Иван Александрович замечательный русский писатель-реалист. Его творчество прочно вошло в классическую литературу нашей страны. Своеобразие его художественного мира состоит, по мнению Н. А. Добролюбова, в том, что он сумел запечатлеть в своем творчестве полный образ предмета, вылепить, отчеканить его.
Основная мысль Гончарова в романе «Обломов»
В своем романе Иван Александрович осуждает бездеятельность дворянства. Характеристика Обломова в романе «Обломов» доказывает это, и вы скоро в этом убедитесь. Автор приветствует эффективность формировавшегося в то время предпринимательского класса. Для Гончарова в образе Обломова существенно его барское баловство, как и вытекающая из него бездеятельность, бессилие воли и ума. Образ этого героя в руках такого именитого мастера вылился в развернутую картину, в которой читателю представлена дореформенная жизнь местного дворянства страны. Произведение было написано более 100 лет назад, но до сих пор привлекает к себе внимание. Этот роман, безусловно, классическое произведение, созданное прекрасным русским языком.
Обломов Илья Ильич
Какова характеристика Обломова в романе «Обломов»? Прочитав ее, каждому, наверное, хочется понять, кто ему ближе по духу: Штольц или Илья Ильич. Характеристика Обломова, на первый взгляд, лишена привлекательности. В романе этот герой предстает человеком не первой юности. В прошлом он пытался служить, но отошел от всякой деятельности и не смог вернуться к ней. Ему не хочется не только что-то делать, но даже находиться в обществе, гулять, одеваться, просто вставать с дивана. Безмятежное состояние этого героя нарушают только посетители, которые приходят к Обломову лишь с корыстными целями. Например, Тарантьев просто грабит его, одалживая деньги и не возвращая их. Обломов же оказывается в творчестве жертвой своих посетителей, так как не может понять истинной цели их визитов. Единственным исключением является Штольц, друг его юности, который приезжает к нему в гости в Обломовку.
Однако характеристика Обломова не столь однозначно негативна. Мы вернемся к ней.
Андрей Иванович Штольц
Штольц — антипод этого героя в романе. Гончаров изобразил его как «нового человека». Штольц с детства воспитывался в суровых условиях, постепенно привыкая к трудностям и невзгодам жизни. Это чуждый и чиновничий карьеризм, и дворянская леность, деловой человек, отличающийся таким уровнем культуры и такой активностью, которые в то время не были свойственны русскому купечеству. Видимо, не зная, где найти такого человека среди деловых русских людей, Гончаров решил сделать своего героя отпрыском полунемецкого рода. Штольца же воспитывала русская мать, которая была дворянкой и тоже училась в столичном университете. Этот герой считает, что благодаря строительству автомагистралей, ярмарок, пристаней, школ патриархальные «осколки» превратятся в благоустроенные поместья, приносящие доход.
Взгляды на жизнь Обломова
Не только апатия отличала характеристику Обломова. Этот персонаж пытается «философствовать». Илья Ильич противопоставляет искренность и доброту патриархальной жизни нравственной испорченности представителей бюрократически-дворянского общества столицы. Он осуждает его за стремление к карьеризму, отсутствие серьезных интересов, взаимную неприязнь, прикрываемую показной любезностью. В этом отношении автор романа согласен с Ильей Ильичем. Характеристика Обломова дополняется тем, что он романтик. Этот герой мечтает в основном о тихом семейном счастье.
Отношение Штольца к жизни
Штольц, наоборот, враг «мечты», всего таинственного и загадочного. Однако под «мечтой» он подразумевает не только розовую романтику, но и всяческий идеализм. Автор, поясняя убеждения этого героя, пишет, что в его глазах то, что не подвергается анализу практической истины, опыта, есть обман зрения или факт, до которого еще не дошел поворот опыта.
Значение любовного конфликта в раскрытии характеров главных героев
Сравнительная характеристика Обломова и Штольца была бы неполной, если бы мы не раскрыли тему взаимоотношений этих героев с Ольгой Ильинской. Гончаров вводит своих героев в любовный конфликт, чтобы испытать их самой жизнью, которая покажет, чего стоит каждый из них. Поэтому героиня Обломова должна была быть незаурядной личностью. В Ольге Ильинской мы не найдем ни светского кокетства, ни аристократических капризов, ничего манерного, заведомо сделанного для успеха в жизни. Эта девушка отличается своей красотой, а также природной свободой действий, слова и взгляда.
Оба главных героя, созданные Гончаровым, терпят неудачу в любовных отношениях с этой женщиной, каждый по-своему. И в этом обнаруживается несостоятельность авторских иллюзий в оценке того и другого. «Честное и верное», «золотое» сердце Обломова вдруг оказывается под сомнением вместе с его порядочностью. Отметим, что этот герой, у которого «сердце глубоко как колодец», постыдно лукавит перед девушкой, ссылаясь на то, что «предупредил» ее о своем характере. Ольга понимает, что Илья Ильич «давно умер».
Последовательная характеристика Обломова и Штольца выявляет все новые и новые интересные подробности. Андрей Иванович снова появляется в романе. Он вновь появляется в произведении для того, чтобы занять то место, которое раньше занимал Обломов. Характеристика героя Штольца в его отношениях с Ольгой раскрывает некоторые важные черты в его образе. Гончаров, показывая свою жизнь в Париже с Ильинской, хочет показать читателю широту взглядов своего героя. На самом деле он его понижает, так как интересоваться всем означает не систематически, глубоко, серьезно ничем не увлекаться. Это значит всему научиться с чужих слов, взять не из чужих рук. Штольц едва успевал за Ольгой в ее томной поспешности воли и мысли. Вопреки воле автора рассказ о совместной жизни этих двух героев, который должен был стать восхвалением Штольца, в итоге оказался средством его разоблачения. Штольц в конце романа предстает лишь как самоуверенный рассуждатель. Читатель уже не верит этому герою, который не смог спасти своего друга, подарить счастье любимой женщине. Только тенденциозность автора спасает Штольца от полного краха. Ведь Гончаров («Обломов») был на его стороне. Об этом позволяет судить характеристика Обломова, созданная писателем, а также авторский голос в романе.
Слабость как героев, так и представляемых ими классов
Помимо собственного желания, Гончаров смог показать, что вырождается не только русское дворянство. Слаб не только Обломов. Не лишена этой черты и характеристика героя Штольца. Добропорядочные предприниматели исторически не могут стать преемниками дворянства, так как они слабы, ограничены и неспособны брать на себя ответственность за решение коренных вопросов жизни страны.
Значение образа Ольги Ильинской в русской литературе
Итак, сравнительная характеристика Обломова и Штольца показывает, что ни тот, ни другой не могут, каждый по-своему, вызывать симпатию. А вот героиня произведения Ольга Ильинская станет прототипом просвещенной русской женщины. Этот прототип позже найдется в произведениях многих классиков 19 века.
Часто сравнение Ильи Ильича и Андрея Ивановича представляют в виде таблицы. Характеристика Обломова и Штольца, представленная наглядно, способствует лучшему запоминанию информации. Поэтому сравнительная таблица на уроках литературы как вид работы часто используется в школе. Когда требуется глубокий анализ, от него лучше отказаться. Именно такая задача была поставлена при создании данной статьи.
Не теряет своей актуальности и сегодня, являясь блестящим социально-психологическим произведением в русской литературе XIX века. В книге автор затрагивает ряд вечных тем и вопросов, при этом не давая однозначных ответов, предлагая читателю самостоятельно найти пути решения описанных коллизий. Одной из ведущих вечных тем в романе является тема семьи, раскрытая на примере биографии главных героев произведения — Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца. По сюжету романа отношение Обломова к семье и родителям, с одной стороны, вроде бы, а с другой стороны, коренным образом отличается от отношения Штольца к семье. Андрей Иванович и Илья Ильич, хотя и происходят из одного общественного строя, но приняли разные семейные ценности и получили совершенно разное воспитание, что впоследствии наложило отпечаток на их судьбу и развитие в жизни.
Семья Обломовых
Описание семьи Обломовых в романе «Обломовы» читатель встречает в заключительной главе первой части произведения — «Сон Обломова».
Илья Ильич мечтает о прекрасных пейзажах родной Обломовки, о своем безмятежном детстве, о своих родителях и слугах. Семья Обломовых жила по своим правилам и уставу, а их главными ценностями были культ еды и отдыха. Каждый день они всей семьей решали, какие блюда приготовить, а после обеда вся деревня погружалась в сонное, ленивое безделье. В Обломовке не принято было говорить о чем-то высоком, спорить, обсуждать серьезные вопросы — разговоры между членами семьи были бессмысленным перебрасыванием слов, не требующим дополнительной энергии и эмоций.
Вот в такой умиротворяющей и по-своему гнетущей атмосфере рос Илья Ильич. Герой был очень любознательным, заинтересованным и активным ребенком, но чрезмерная забота родителей, отношение к нему как к тепличному растению привели к тому, что его постепенно поглотило болото «обломовщины». При этом образование, наука, грамотность и всестороннее развитие в семье Обломовых считались скорее прихотью, излишеством, модным веянием, без которого вполне можно обойтись. Вот почему, даже отправляя сына учиться, родители Ильи Ильича сами находили множество причин для того, чтобы он мог прогуливать занятия, оставаясь дома и предаваясь праздному времяпрепровождению.
Несмотря на чрезмерную опеку со стороны обломовского окружения, отношение Обломова к его семье и родителям было самым благосклонным, он действительно любил их той спокойной любовью, которую принято было любить в Обломовке. И даже мечтая о том, как он улучшит свое семейное счастье, Илья Ильич представлял свои будущие отношения с женой именно такими, какими они были между отцом и матерью, — полными заботы и спокойствия, представляя собой принятие второй половинки такой, какая она есть. Возможно, поэтому любовь Обломова и Ольги была обречена на расставание – Ильинская только на первый взгляд выглядела идеалом его мечты, на самом же деле она не была готова посвятить свою жизнь обычным житейским радостям, которые для Ильи Ильича представляли собой основа семейного счастья.
Семья Штольц
Андрей Штольц в романе — лучший друг Обломова, с которым они познакомились в школьные годы. Андрей Иванович вырос в семье русской дворянки и немецкого бюргера, что не могло не оставить отпечатка на активном и целеустремленном мальчике, уже восприимчивом к окружающему миру. Мать обучала Андрея искусству, воспитала в нем большой вкус к музыке, живописи и литературе, мечтала о том, как ее сын станет видным светским деятелем. Родители Обломова и Штольца знали друг друга, поэтому Андрея часто посылали в гости к Обломовым, где всегда царили то помещичье спокойствие и теплота, которые были приемлемы и понятны его матери. Отец воспитал из Штольца такую же практичную и деловую личность, какой был он сам. Он, несомненно, был самым главным авторитетом для Андрея, о чем свидетельствуют моменты, когда юноша мог на несколько дней уйти из дома, но при этом выполнить все поручения отца.
Казалось бы, чувственное материнское и рациональное отцовское воспитание должны были способствовать формированию Штольца как всесторонне развитой, гармоничной и счастливой личности. Однако этого не произошло из-за ранней смерти матери. Андрей, несмотря на свой волевой характер, очень любил мать, поэтому ее смерть стала для героя настоящей трагедией, дополнением которой стал эпизод прощения с отцом, когда тот, отправив его в Петербург жить самостоятельно, не мог найти даже слов ободрения для собственного сына. Может быть, поэтому отношение к собственной семье Обломова и Штольца было разным — Андрей Иванович редко вспоминал о родителях, бессознательно видя в «Обломове» идеал семейной жизни, духовных отношений.
Как их воспитание повлияло на их дальнейшую жизнь?
Несмотря на разное воспитание, отношение к родителям Обломова и Штольца скорее похоже, чем различно: оба героя уважают и любят своих родителей, стремятся быть на них похожими и ценят то, что они им дали. Однако если для Андрея Ивановича образование стало трамплином для достижения карьерных высот, становления в обществе и помогло развить волю и практичность, умение добиваться любых целей, то Обломов, и без того мечтательный по натуре, сделал «тепличное» образование даже более замкнутый и апатичный. Первая же неудача Ильи Ильича на службе приводит к его полному разочарованию в карьере, а потребность в работе он быстро заменяет беспрерывным лежанием на диване и псевдопереживанием реальной жизни в мечтах и несбыточными иллюзиями о возможном будущем Обломовка. Примечательно, что оба героя видят идеал будущей жены в женщине, похожей на мать: для Ильи Ильича она становится хозяйственной, кроткой, тихой, во всем согласующейся с мужем Агафьей, а Штольц, впервые увидев в Ольга образ, похожий на его мать, спустя годы жизни понимает, что это не совсем так, ведь ему нужно постоянно развиваться, чтобы оставаться авторитетом для своей требовательной, эгоистичной жены.
Тема семьи у Обломова одна из важнейших, поэтому именно через осмысление особенностей воспитания и становления героев читатель начинает понимать их жизненные цели и мотивы. Возможно, если бы Илья Ильич вырос в семье передовых мещан или мать Штольца не умерла так рано, их судьбы сложились бы иначе, но автор, точно изображая социальные реалии того времени, подводит читателя к вечным вопросам и темам. .
Изобразив в романе два разных типа личности, два противоположных пути, Гончаров предоставил читателям обширное поле для размышлений над вопросами семьи и воспитания, актуальными в наше время.
Отношение Штольца и Обломова к семье и родителям — очерк по роману Гончарова |
В романе Ивана Гончарова «Обломов» много сюжетных линий. Разнообразие персонажей помогает лучше понять смысл, который автор вкладывает в произведение.
Образ и характеристика Штольца с цитатами доказывают, что успеха добивается тот, кто уверенно идет к своей цели, не боясь трудностей.
Детство и грамотность
Штольц Андрей Иванович родился в семье немки и русской дворянки. Отец был управляющим в селе Верхлево, руководил местным интернатом, где Андрюша познакомился с юным Обломовым Ильей Ильичем. Вскоре они стали неразлучными друзьями.
«Русский язык был естественной речью» Штольц, он научился этому от матери, по книгам, многие слова перенял от крестьян, деревенских мальчишек. Родители рано стали приобщать сына ко всевозможным наукам.
«С восьми лет мальчик сидел над географическими картами, учил библейские стихи, басни Крылова.»
Когда он «отвел взгляд от указателей», то побежал к соседским детишкам.
Засиживался на улице до поздней ночи, разорял птичьи гнезда, часто ввязывался в драки. Мать пожаловалась мужу, что:
«Не проходит и дня, чтобы мальчик вернулся без синего пятна, а на днях сломал нос».
Несмотря на буйный нрав, он не утратил способности к обучению. Когда он играл на пианино в четыре руки с мамой, она моментально забыла о плохом поведении любимого сына.
С четырнадцати лет отец стал посылать сына в город, с определенными поручениями.
«Не бывало, что мальчик забыл, проглядел, изменил, ошибся». Маме такая «трудовая дисциплина» не нравилась.
Женщина мечтала видеть своего сына мастером, а не земледельцем с рабочими руками.
Внешность
Андрей Иванович был ровесником своего друга Ильи Обломова. Автор сравнивает ее с чистокровной английской лошадью. Казалось, что он состоит только из нервов и мышц. Штольц был худым. У него отсутствовал «признак жирной округлости» .
Его зеленые глаза были очень выразительны на смуглом лице. Взгляд был острым. От него не ускользнула абсолютно ни одна деталь. Илья Обломов с завистью говорит другу, что он излучает мужественность и здоровье, потому что он «не толстый, и у него нет ячменя».
Отношение к работе. Материальное положение
Андрей был настойчив.
«Он упорно шел по избранному пути. Они никогда не видели, чтобы кто-то мучительно думал о чем-либо. Он не терялся в трудных обстоятельствах.
С детства приучен к любой работе. После увольнения решил заняться собственным бизнесом. Благодаря этому им удалось заработать дом и деньги. «Он связан с компанией, которая отправляет товары за границу». Коллеги уважают его, относятся к нему доверительно.
Жизнь Андрея — сплошное движение. Если вам необходимо выехать за границу по работе, то вы должны отправить его.
«Когда в обществе возникает потребность посетить Бельгию или Англию — присылают Штольца, надо написать проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его.»
Ему помогла такая предприимчивость:
«сделать из родительских сорока трехсоттысячный капитал».
На заверения Ильи Обломова, что не стоит посвящать всю жизнь работе, он отвечает, что такое возможно. Он не представляет себя без работы.
«Я никогда не перестану работать. Труд есть цель, стихия и образ жизни.
Жить по бюджету, без излишеств.
«Каждый рубль старался потратить, с неусыпным контролем времени и труда, сил души и сердца.»
Дружба и любовь.
Штольц был верным и надежным товарищем. С Обломовым он подружился еще в юности. Вместе они учились в интернате, где заведовал отец Андрея. Ребята уже были очень разными в своих устремлениях.
Илья не любил науку. Но когда у него появилась страсть к поэзии, Андрюша стал приносить ему из дома всякие книги, лишь бы развивать свои знания.
«Сын Штольца баловал Илюшу, побуждая его брать уроки, делая для него много переводов».
Спустя годы он не перестает поддерживать Обломова. Утверждает, что находится рядом с ним.
«Ближе, чем любой родственник: я учился и вырос с ним.»
Андрей всегда бескорыстно поддержит друга. Илья с удовольствием приезжает к нему в гости, доверяет ему все свои дела, в том числе и финансовые. Скоро бы пришел Штольц! Пишет, что скоро будет. Он позаботится об этом. Когда у Обломова серьезные проблемы с имением, друг сам предлагает помочь навести там порядок, он понимает, что управляющий имением обманывает Илью Ильича. Делает все со знанием дела.
Даже после смерти Обломов не перестает заботиться о своих близких. Супруга Агафья Пшеницына присылает деньги, которые приносит имение. Он берет сына погибшего товарища к себе домой.
«Андрюшу попросили воспитывать Штольца с женой. Теперь они считают его членом своей семьи.
Любовь.
Андрей Иванович был осторожен в обращении с противоположным полом.
«Среди увлечений я чувствовал землю под ногами и достаточно сил, чтобы вырваться на свободу в случае крайней необходимости. Я не был ослеплен красотой, я не лежал у ног красавиц.
С Ольгой Ильинской у них была давняя дружба. Мужчина был старше ее, воспринимал друга как ребенка.
«Осталась в его глазах милым, многообещающим ребенком.»
После болезненного разрыва отношений с Обломовым Ольга с тетей уезжают за границу. С Андреем они встретятся в Париже, и больше не расстанутся.
Андрей постарается всячески скрасить ее одиночество в чужом городе.
«Обложив его заметками и альбомами, Штольц успокоился, полагая, что надолго заполнил досуг друга, и принялся за работу».
Вскоре они вместе уезжают в Швейцарию. Здесь он еще больше убеждается, что не может жить без Ольги.
Мужчина влюблен в нее.
«За эти полгода на нем разыгрались все муки любви, от которых он так тщательно оберегал себя в отношениях с женщинами».
Признавшись ей в искренних чувствах, он узнает, что она испытывает к нему взаимность. Вскоре влюбленные женятся, у них рождаются дети.
Семья живет дружно и счастливо. К ним в гости к сыну Андрюшке приезжает вдова покойного Обломова Ильи Ильича. Женщина понимает, что их чувства искренни. «Оба существования, Ольга и Андрей, слились в одно русло. У всех была гармония и тишина.
В романе «Обломов» Александр Гончаров затрагивает тему дружбы совершенно разных по характеру и взглядам людей.
Сравнительная характеристика образа Обломова и Штольца поможет читателю разобраться, способна ли она изменить человека к лучшему.
Детство и воспитание
Обломов Илья Ильич рос избалованным ребенком. Родители слишком заботились о сыне, не давали ему возможности проявить себя. Не любил учиться. Он считал, что наука послана людям в наказание за грехи. Тринадцатилетним мальчиком его поместили в школу-интернат. Он часто просил у матери разрешения остаться дома, не ходить в школу. Я не получил достаточно знаний в университете из-за собственной лени.
Андрей Иванович Штольц был умным мальчиком. Знания впитываются как губка. Отец воспитывал его строго. Мать не поощряла «трудовое воспитание». Когда отец отправил сына в университет, он не повел его в город. Я попрощался у ворот без лишних эмоций, надел ему кепку и толкнул так сильно, что он сбил его с ног.
Внешний вид
Илья имеет лишний вес. Его «пухлые руки и мягкие плечи» придавали облику некую изнеженность. «Его цвет лица не был ни румяным, ни смуглым, он казался даже бледным». В серых глазах всегда были какие-то мысли, которые быстро исчезали, не успев осесть в голове.
Андрей худой, щек у него совсем нет, кожа смуглая. «Он был сделан из костей, нервов и мускулов, напоминая английскую лошадь». На его лице были выразительные зеленые глаза. От него исходит мужественность и здоровье.
Стремления и богатство
Илья Обломов в тридцать два года он абсолютно ничего не сделал сам. Он ушел со службы из-за допущенной им глупой ошибки, отправив важные документы не по адресу. Он не смог выполнить простую задачу. Живет на съемных квартирах. Имение, унаследованное от родителей, терпит убытки и не приносит должного достатка. Илья Ильич ничего не смыслит в финансовых делах.
Он не пытается идти в ногу и что-то создавать в жизни. Лежа на диване, постоянно находясь в сонном состоянии.
Штольц «Отслужил, вышел на пенсию, занялся своими делами и заработал дом и деньги. Он связан с какой-то компанией, которая отправляет товары за границу». Не допускает ошибок в работе. Добился уважения в обществе и материального достатка, благодаря собственным усилиям. «Постоянно в движении: если обществу нужно послать агента в Англию или Бельгию, они его посылают. Нужно создать новый проект или проанализировать новую идею — выбирают Штольца.
Любовь к женщине
Андрей Уважительное отношение к противоположному полу. В отношениях с Ольгой Ильинской он проявляет себя как истинный джентльмен, способный решить все заботы любимой, доставить ей удовольствие. Он добился своего — женился на той, которую любит.
Илья всегда тактичен в общении с женщинами. Он любил Ольгу Ильинскую, но не мог побороть свою лень, нежелание меняться. Я боялся рутины замужества. Он доставлял своей возлюбленной много хлопот, она часто плакала из-за его колких речей. Женился на вдове Пшеницыной, у которой снял комнату. Она абсолютно ничего от него не требовала. Такие отношения устраивали Обломова.
Отношение к жизни
Андрей Штольц , полный здоровья, желает жить еще много лет. Хотя он и реалист, из его уст часто звучат фразы о том, что он хочет «жить двести, триста лет». Придерживается цели, что все должно осуществляться на основе четко поставленных задач. Мечте не было места в его душе.
Илья Обломов называет себя «старым кафтаном». Иногда он озвучивает мысли, что ляжет и уснет навсегда. Любит мечтать. Его воображение часто рисует вымышленные картины. Особенно ярко выделяет образы будущей жены и детей.
Канадско-американские славистические исследования, том 3, выпуск 1 (1969 г.)
- Заголовок:
- Обломов Ивана Гончарова: Антифауст как христианский герой 1
- Тип статьи:
- научная статья
- DOI:
- https://doi.
org/10.1163/221023969X00358
- Язык:
- Английский
- Страницы:
- 39–68
- В:
- Канадско-американские славистики
- В:
- Том 3: Выпуск 1
- Издатель:
- Брилл | Шёнинг
- E-ISSN:
- 2210-2396
- Распечатать ISSN:
- 0090-8290
- Предметы:
- История, славяноведение и евразийство
Все время | Прошлый год | Последние 30 дней | |
---|---|---|---|
Абстрактные просмотры | 491 | 131 | 12 |
Полнотекстовые просмотры | 173 | 1 | 0 |
Просмотры и загрузки PDF | 40 | 4 | 0 |
- Заголовок:
- Обломов Ивана Гончарова: Антифауст как христианский герой 1
- Тип статьи:
- научная статья
- DOI:
- https://doi.