Отрасли прикладной психологии – —

Фундаментальные и прикладные отрасли психологии. Становление и формирование основных отраслей психологии

Возникновение отраслей психологии обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).

Фундаментальные (их еще называют базовыми) отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений, в том числе поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются. Фундаментальные знания необходимы всем, кто занимается проблемами психологии и поведения людей. Фундаментальные знания — это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической пауки, но и служит основой для их развития. Поэтому фундаментальные знания, как правило, объединяют термином «общая психология».

Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли психологической науки решают конкретные задачи в рамках своего направления в большинстве случаев прикладные отрасли психологии не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в конкретной отрасли психологии используются знания или методология других ее отраслей. Например, космическая психология — отрасль психологической науки, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, — включает в себя инженерную психологию, медицинскую психологию, педагогическую психологию и др. Следовательно, прикладные области психологии по степени их обобщения могут быть условно разделены на синтетические (объединяющие в себе знания других областей) и первичные (являющиеся относительно узким и конкретным направлением прикладной отрасли).

Общая психология — отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи но исследованию индивида. Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С. Л. Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений.



педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения.

Как самостоятельная отрасль психологической науки педагогическая психология зародилась во второй половине XIX в., что было обусловлено проникновением в психологию идей развития. Эволюция педагогической психологии в значительной мере определялась господствующими в психологии концепциями. Так, в конце XIX в. большую роль в развитии педагогической психологии сыграла интроспективная психология. Позднее ее развитие определялось бихевиористским направлением, которое предлагало в воспитании ориентироваться на жесткую «модификацию поведения». В основе современной отечественной педагогической психологии лежит фундаментальное положение о том, что сущностью индивидуального психического развития человека является усвоение им общественно-исторического опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры.

возрастная психология, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости. Так же как и педагогическая психология, возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной отрасли психологической науки в конце XIX в. Возникнув как детская психология, возрастная психология в процессе своего развития стала решать задачи целостного анализа онтогенетических процессов. В настоящее время основными разделами возрастной психологии являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология.

Дифференциальная психология — отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, генетических и математических методов. Начало разработке данной отрасли психологии положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий и для статистического анализа данных. Термин «дифференциальная психология» был предложен в 1900 г . В. Штерном. Основными методами дифференциальной психологии стали тесты. Первоначально это были индивидуальные тесты, затем появились групповые, а позднее и проективные.

социальная психология, изучающая закономерности поведения И деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих групп. Длительное время социально-психологические взгляды разрабатывались в рамках философии, и лишь к концу XIX в. появились первые самостоятельные социально-психологические концепции, такие как «психология пародов» (М. Лацарус, X. Штейпгаль, В. Вундт), «психология масс» (С. Сигле, Г. Лебон), теория «инстинктов социального поведения» (У. Макдугалл).

Началом самостоятельного существования социальной психологии считается 1908 г .

Психология труда - раздел, изучающий формирование и проявление характеристик психики в процессе трудовой деятельности, в частности динамику работоспособности человека в зависимости от различных условий, пути формирования профпригодности и профориентации, оптимизацию личностных отношений в коллективе.

Патопсихология - отрасль, изучающая отклонения в психической деятельности и состоянии личности при патологических состояниях мозга, связанныхс различными психическими или соматическими заболеваниями.

Космическая психология - изучает закономерности психики в условиях "пространственной напряженности": (перемещение в пространстве при отсутствии силы тяжести, плошади опоры), "сенсорного дефицита" (длительное пребывание в замкнутых пространствах ограниченного объема, в условиях ограничения сенсорной информации), малого фиксированного коллектива (психологическая совместимость членов экипажа, распределение ролевых функций в процессе групповой деятельности, предсказание и локализация конфликтных ситуаций на основе изучения личностных характеристик членов экипажа и т.д.).

megaobuchalka.ru

Психологические направления и отрасли

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. Новые направления возникают в психологии довольно часто (каждые несколько лет). В целом, все направления в психологии можно разделить на фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (практические).

Фундаментальные отрасли психологии имеют общее, методологическое значение для понимания и объяснения психологических явлений и фактов, поведения и поступков людей, независимо от того, к какой области реальности эти факты и явления относятся, какой конкретной деятельностью занимаются люди и какими конкретными социально-психологическими особенностями они обладают.

В силу универсальности фундаментальных знаний они объединены в такое направление, как «общая психология». В рамках общей психологии изучаются общеметодологические проблемы психики, сознания и деятельности, построения понятий и функционирования таких психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, воля, воображение.

В обшей психологии исследуется круг вопросов, связанных с понятием о личности, ее активности, мотивации и формирования. Общая психология охватывает также проблемы изучения темперамента, характера и способностей человека.

Прикладными обозначают отрасли психологической науки, достижения которых непосредственно используются с целью совершенствования той или иной сферы практической деятельности. Прикладные направления психологии имеют общие и специальные разделы. В общих разделах прикладной психологии ставятся и решаются проблемы анализа и обобщения конкретных фактов, полученных на практике.

В специальных разделах осуществляется накопление фактов, а также разработка и описание конкретных методов, методик и техник преобразования и совершенствования практической сферы деятельности.

Прикладные отрасли психологии, связанные с «обслуживанием» таких сфер практической деятельности, как образование, медицина, труд и управление, включают возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, медицинскую психологию, психологию труда и инженерную психологию, психологию управления, юридическую психологию и др.

 Прикладные направления и отрасли психологии:

- В возрастной и педагогической психологии изучают законы развития психики ребенка в различные возрастные этапы, а также разрабатывают методы эффективного обучения и воспитания детей и взрослых в соответствии с их возрастными и индивидуально-психологическими характеристиками.

- Психодиагностика включает широкий круг вопросов по разработке принципов психодиагностического обследования детей и взрослых, описание процедуры психодиагностики, моделирования конкретных психодиагностических методик и тестов.

- Медицинская психология содержит систематизированное описание фактов и проявлений психических пограничных состояний и заболеваний. Кроме того, в рамках медицинской психологии описываются методы и технологии воздействия, психотерапии и психокоррекции людей.

- Психология труда содержит круг вопросов относительно психологических знаний о трудовой деятельности человека, человеке как субъекте труда, психологии профессий, а также методах психологического сопровождения трудовой деятельности.

- Инженерная психология исследует, в основном, деятельность оператора, психологические закономерности приема и переработки информации, функционирование психических процессов памяти и мышления у человека-оператора, его работоспособности, вопросы профессионального отбора и разработки психофизиологических требований к проектированию и функционированию систем «человек-машина».

- Психология управления содержит вопросы психологии формирования и развития работающего коллектива, формирования в нем малых групп и выдвижения лидеров, психологические аспекты деятельности руководителя, психологии власти, исполнения и подчинения, разработки и реализации управленческих решений, осуществления контроля, а также вопросы оценки и расстановки кадров.

-

Юридическая психология изучает особенности личности и поведения человека как участника правоотношений, психические процессы, темпераментные свойства и качества характера со стороны проявления их закономерностей в профессиональной деятельности юриста, методы проведения судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском процессах, психологические вопросы преступного индивидуального и группового поведения, структуру личности преступника и факторы ее формирования. В рамках юридической психологии производится описание психологических характеристик в деятельности адвоката, следователя, судьи, прокурора. Наконец, юридическая психология охватывает круг вопросов, связанных с психологией осмотра места происшествия, проведения обыска, опознания, задержания, допроса, организации следственного эксперимента, а также поддержания высокой эффективности и работоспособности работника правоохранительных органов.

xn----itbab3ajdecpp7dc.xn--p1ai

Основные отрасли психологии

Система психологических наук

Для решения своих проблем современная психология широко использует достижения других наук точно так же, как знания психологии используются этими науками. Выстраивается своеобразная двусторонняя система наук, использующих психологические знания.

Еще Платоном была создана одна из первых классификаций наук, дававшая схему всех научных знаний того времени. Она была построена по образу и подобию структуры психологии – структуры познавательных способностей человека:

  • Диалектика – ум, как искусство соображения;
  • Физика – чувственное познание, восприятие;
  • Этика – воля и стремление.

В структуре классификации Гегеля психология занимает место на ступеньке саморазвития духа:

  • Субъективный дух в форме индивидуального сознания;
  • Антропология как проявление естественно-душевного состояния;
  • Феноменология рассматривается как сознание, проявляющееся во внешнем действии;
  • Психология как духовная субстанция, мыслящая и воплощающая содержание.

В системе О.Конта, а это уже классификация XIX века, места для психологии вообще не было. Она занимала в это время промежуточное положение между биологическими и социальными науками. И только в конце XIX века она попала в состав наук.

Безусловно, очевидная истина лежала в основе такого решения – психология являлась одним из аспектов любого знания по той простой причине, что:

  • Во-первых, благодаря своему объективному содержанию;
  • Во-вторых, благодаря своему внутреннему строению в соответствии психологическим моментам научного анализа идей, концепций и теорий процессов познавательной деятельности человека.

Практически ни одна наука, будь то математика, физика, логика ни в своих методах и теоретических структурах не зависят от психологии. Овладеть этими структурами возможно при непосредственном влиянии человека на предметы и явления, а изучить эти влияния и деятельность человека в развитии знаний может только психология.

Надлежащее место занимает психология в классификации наук, предложенной Б. Кедровым. Его схема представлена в виде треугольника, вершинами которого являются науки:

  • Естественные;
  • Социальные;
  • Философские.

Имеющиеся между ними связи подчиняются следующим принципам:

  • Субординации развития от низшего уровня к высшему уровню;
  • Принцип объективности, расположение наук должно идти так, как предметы их исследования;
  • Следование законам развития науки и знаний, выработанных ими.

Таким образом, получается, что внутри треугольника располагается психология и создает тесные связи с тремя группами наук. Уточняя положение психологии в схеме, Б. Кедров подчеркивает, что психология внутри треугольника располагается не симметрично вершинам, а ближе к философским наукам, потому что мышление, например, является предметом не только психологии, но еще и диалектики и логики.

Исследуя поведение и психику человека с точки зрения их биологической организации и внешней социальной среды, психология будет тесно сотрудничать с естественными и общественными науками.

Неразрывна связь психологии и медицины, по той простой причине, что многие заболевания имеют психологическое происхождение, и результаты психологических исследований могут оказать огромную помощь при их лечении. Следует назвать такую научную область как психиатрия, относящуюся к клинической медицине, раскрывающей причины и формы нарушения психической деятельности и особенности протекания психических заболеваний.

Большую возможность предоставляют психологии общественные науки, они помогают правильно подходить к пониманию психики и сознания человека с теоретической точки зрения. Психология ориентируется в первую очередь на философское учение о человеке.

Высшие психические функции человека в своем формировании опирались на такие исторические достижения цивилизации, как орудия труда и знаковые системы, поэтому психология опирается на данные истории общества и его культуры.

Сам термин «психологическая наука», предмет которой психологические явления, объединяет систему знаний. Это тот теоретический аспект, под которым данная наука рассматривает изучаемые ею объекты.

Психология стимулируется практикой, где ставятся свои цели и задачи, формулируемые как проблемы и конкретизируемые в темах исследования. В связи с этим появляется целый ряд частных наук и их отраслей. Отнести психологию к разряду только естественных или только общественных наук ничем не оправдано, поэтому сегодня всем уже ясно, что психология занимает промежуточное место между естественными и общественными науками.

Основные отрасли психологии

Психология сегодня – это разветвленная система наук. В этой системе много отраслей, которые представляют собой самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.

В психологической науке выделяются сегодня фундаментальные науки, прикладные, общие и специальные.

Фундаментальные (или по-другому их называют базовые) отрасли психологии ставят перед собой цель – познание психики. Они имеют общее значение для понимания и объяснения психологии поведения людей. Фундаментальные отрасли психологии дают те знания, которые необходимы всем. Иногда эти знания объединяют термином «общая психология».

Вторая группа отраслей получила название прикладная психология. Они ставят и решают проблемы, важные для развития всех научных направлений без исключения. Знания прикладной психологии применяются в какой-то конкретной области – авиационной, космической, спортивной, инженерной и др.

Специальные отрасли психологии для своего изучения выделяют те вопросы, которые представляют особый интерес для познания.

Помимо фундаментальных, прикладных, специальных отраслей, выделяется еще практическая психология, цель которой заключается в применении психологических технологий в работе непосредственно с реальным клиентом и решение его психологических проблем. Основная деятельность специалистов в этой области связана с профилактикой и коррекцией.

Исследуя индивида, общая психология выделяет в нем познавательные процессы, которые охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и речь. Благодаря этим процессам человек перерабатывает получаемую информацию о мире. Эти же процессы принимают участие в формировании и преобразовании знаний.

Дела и поступки людей определяются свойствами личности. К ним относятся эмоции, способности, мотивация, установки, темперамент, характер и воля.

Психология имеет тесную связь с общественными, естественными и техническими науками.

spravochnick.ru

4. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

Современная психология представляет собой систему взаимосвязанных отраслей каждая из них отличается своеобразным предметом изучения. Отросли психологии делят на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные исследуют общие для всех модели, законы поведения. Особенности психологического развития и функции от возрасти и вида деятельности человека. К фундаментальным относятся общая психология, психофизиология – наука о взаимосвязи физиологических и психических процессов.

К прикладной относится: возрастная психология ее предметом является закономерность динамики психического развития; гендерная психология она изучает половые особенности психики; психодиагностика – наука о способах и методах получения данных в психологии.

Патопсихология – наука о психологических расстройствах.

Клиническая психология – исследует особенности психического состояния соматических больных.

Существует также большое количество прикладных отраслей исследования психологических особенностей людей занимающихся различными видами деятельности: педагогическая психология, юридическая психология, экономическая, политическая.

5. Состав и основные проблемы общей психологии.

Если понимать мотив как желаемое целевое состояние в рамках отношения «индивид—среда», то, исходя из этого, можно наметить основные проблемы психологии мотивации. 1. Существует столько различных мотивов, сколько существует содержательно эквивалентных классов отношений «индивид—среда». Эти классы можно разграничить, основываясь на характерных целевых состояниях, стремление к которым часто наблюдается у людей. 2. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции. Необходимо выяснить на основании каких возможностей и активирующих воздействий среды возникают индивидуальные различия в мотивах, а также выяснить возможности изменения мотивов путем целенаправленного вмешательства. В данном случае мы имеем дело с проблемой развития и изменения мотивов. 3. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. В данном случае перед нами встают проблемы измерения мотивов. 4. Поведение человека в определенный момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т. е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение. Такой мотив активируется, становится действенным. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой актуализации мотива, т. е. с проблемой выделения ситуационных условий, приводящих к такой актуализации. 5. Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения, до тех пор, пока либо не достигнется целевое состояние соответствующего отношения «индивид—среда», либо индивид к нему не приблизится, насколько позволят условия ситуации, либо целевое состояние не перестанет угрожающе отдаляться, либо изменившиеся условия ситуации не сделают другой мотив более насущным, в результате чего последний активируется и становится доминирующим. Здесь мы сталкиваемся с проблемой выделения в потоке поведения частей действия, т. е. с проблемой смены мотивации, возобновления или последействия уже имевшей место мотивации. 6. Побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация. Мотивация мыслится как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Короче: мотивация объясняет целенаправленность действия. В этом случае мы имеем дело с проблемой мотивации как общей целенаправленности деятельности и в особых случаях с проблемой мотивационного конфликта между различными целями. 7. Проблема аналитической реконструкции мотивации через гипотетические промежуточные процессы саморегуляции, характеризующие отдельные фазы протекания действия. 8. Деятельность мотивирована, т. е. направлена на достижение цели мотива, однако ее не следует смешивать с мотивацией. Деятельность складывается из отдельных функциональных компонентов—восприятия, мышления, научения, воспроизведения знаний, речи или моторной активности, а они обладают собственным накопленным в ходе жизни запасом возможностей (умений, навыков, знаний), которыми психология мотивации не занимается, принимая их как данное. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой многообразия влияний мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты.

studfiles.net

Прикладные отрасли психологии

Стр 1 из 67Следующая ⇒

(психология: спорта, рекламы, труда, религии)

Дильтей:в XIX разделил психлогию на объяснительную и описательную (предмет: душевная жизнь)

Виндельбанд: Идеографический (познание во взаимодействии - диалогически: взгляды Бахтина и Бубера на личность: Я-Ты) → понимание (гумм. пси) и Номотетический (от частного к общему: вещи: Я-Он) методы объяснение (когнит. пси) - в ДП это разделение снимается (естественно-научн. и гумм.): цели ч-ка и методы

Общая психология –теоретическая дисциплина, изучающая общие закономерности развития и функции психики.

Соотношение психологии и психопрактики(психотерапия и консультирование)психология наука или исскуство (ремесло)? Научная и практическая психлогия соотносятся как ориентировочная и исполнительная состовляющие человеческой деятельности. Наука (вооружает человека обоснованными результатами познания закономерностей мира – т.е. человеческой психики. Практика строит на этом основании систему воздействия на психику человека → методы.

В каждой практике заложено свое мировоззрение – «своя правда» - часто они не ориентируются на результаты, полученные другими специалистами.

Важна интерпретация фактов (шутка про сатану и атеиста- не атеиста) – на основе различных мировоззренческих концепций она м.б. разная.

И может так быть, что один и тот же результат исследования превращается в различные научные факты в разных мировоззренческих теориях.

Практика – критерий истинны!

Эт не надо Отрасли психологии:

Дифференциальная психология –наука, изучающая проблемы индивидуальных различий

Кроме того, можно выделить следующие отрасли по трем критериям:

1. Содержание выполняемой деятельности:

  • Трудовая деятельность – Психология труда – изучает психологические особенности и закономерности субъекта труда, с точки зрения его формирования и оптимизации функционирования. Занимается решением проблем, связанных с этапами развития человека как субъекта труда; выбором профессии, учебного заведения; поступлением на работу; психологическим обеспечением и оптимизацией работы кадров.
  • Учебно-педагогическая деятельность – Педагогическая психология– занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, созданием наиболее благоприятных условий в школе, классе.

2. Субъект выполняемой деятельности:

  • Возраст – Возрастная психология – занимается изучением основных закономерностей психического развития человека в онтогенезе и психологических особенностей сознания, личности и деятельности на каждой из возрастных стадий. (включает в себя разделы: детская психология, подростковая психология и психология зрелости).
  • Этнос – Этнопсихология– занимается установлением общих законов психической жизни на основе сравнения однородных явлений и продуктов духовной жизни у разных народов и у одного и того же народа в разные эпохи.
  • Личность – Психология личности – изучает закономерности возникновения, развития и функционирования личности человека в норме и патологи, в истории общества и в индивидуальной жизни.
  • Коллектив – Социальная психология – изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
  • Психические расстройства:

Клиническая психология – изучает особенности психической деятельности больных, с нарушениями, которые мешают адаптации; изучает факторы, влияющие на развитие болезни, их лечение и предупреждение.

Патопсихология – изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности, в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

Психосоматика – занимается расстройствами, связанными с действием психических факторов.

  • Животное – Зоопсихология.

3. Конкретная научная или практическая проблема:

  • Нейропсихология – изучает особенности нарушения психических функций и личности в целом при локальных поражениях мозга.
  • Психофизиология – изучает физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе, в связи с различными видами человеческой активности.
  • Психология рекламы
  • Юридическая психология
  • Военная психология
  • Психология религии

Общая характеристика психологии как науки:

– донаучный этап – отражен в истории культуры: Феофраст, Цзацзуань, темперамент; философии: Аристотель «Трактат о душе»; педагогике, медицине, искусстве.

– научный этап – 1879 г., В.Вундт

Что же является предметом психологии?

Объект – то, что реально исследует наука, что реально существует

Предмет – те качества, те характеристики объекта, те методы исследования, которые относятся к данной науке. Объект исследования в психологии – человек и животные (+ искусственный интеллект)

Представления о предмете психологии претерпели серьезные изменения, сейчас можно сказать, что вопрос о предмете психологии частично потерял свою актуальность.

Сейчас на психологической арене находятся следующие психологические школы или направления и соответственно они по-своему определяют предмет психологии:

Ø Отечественная психологическая школа (Выготский, Леонтьев, Рубинштейн, Гальперин, Лурия и др.).

Психология – это наука о законах порождения, развития, функционирования и распада психического отражения в деятельности человека и поведении животных.

Ø Психоанализ(начиная с Фрейда, он жив до наших дней). Психология – это наука о бессознательных явлениях.

Ø Когнитивная психология(начиная с Миллера, Брунера и Найссера). Психология – это наука о человеческом познании, наука о приеме, хранении и переработке информации индивидом.

Ø Экзистенциально-гуманистический подход в психологии(начиная с Маслоу, Роджерса, Франкла и др.). Психология – это наука о целостном человеке в его высших проявлениях, таких как самоактуализация, ценности, смыслы, творчество, здоровье и т.д.

За всё это время было выделено три определения предмета психологии:

§ Психология как наука о душе. VI в до н.э. – сер. XVII в.н.э. (Демокрит, Платон, Аристотель и др.)

§ Психология как наука о явлениях сознания, где психика = сознание. XVII- конец XIX в. (Декарт, Спиноза, Локк, Лейбниц, ассоцианизм, Брентано, Вундт, Джемс, Титченер).

§ Психология как наука о… поведении, бессознательном и т.д. Кризис в начале ХХ и современный плюрализм.

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ

Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа. Вопрос о природе душирешался философами в за­висимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.

Демокрит (460—370 гг. до н. э.): душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни объяс­няются физическими и даже механическими причинами

Платон (427 – 347 гг. до н. э.), Сократ (470—399 гг. до н.э.) – идеалистическое понимание души. Душа как самостоятельная субстанция, существующая на­ряду с телом и независимо от него. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношенияхдруг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь че­ловека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, стра­хам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за по­требностей тела. Оно мешает также чистому познанию. Эйдосы: Благо, Круг, Красота. Части души: Вожделеющая, Яростный дух, Разум. Мнение , рассудок, разум → майевтика.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.)трактат «О ду­ше». Материя и Форма (идея) + действующая причина и целевая = статуя. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество, но и не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел) – материалист.

Душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрение – сущность и «осуществление» глаза как органа зрения. Душа:,части: Растительная: рост, питание, размножение, Животная душа: перемещение, восприятие, память, воображение, Чувства. Человеческая: Разум и Воля




infopedia.su

4.Основные отрасли психологии

Современная психология – это весьма разветвленная наука, имеющая много отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных психологических исследований. Причем из-за бурного развития психологической науки каждые 4-5 лет появляются новые направления.

Возникновение отраслей психологии обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. Отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).

Фундаментальные (их называют базовыми) отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Фундаментальные знания необходимы всем, кто занимается проблемами психологии и поведения людей. Фундаментальные знания – это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Поэтому фундаментальные знания, как правило объединяют термином «общая психология».

Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли психологической науки решают конкретные задачи в рамках своего направления.

Рассмотрим более подробно некоторые отрасли психологической науки.

Общая психология – отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида. Основными понятиями общей психологии являются психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные), психические свойства (темперамент, характер, направленность) и психические состояния.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем Сергея Леонидовича Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений.

На базе основных понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки. Одной из наиболее известных наук, имеющих большое практическое значение, является педагогическая психология.

Педагогическая психология изучает психологические проблемы обучения и воспитания. Исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения.

Очень близка к педагогической психологии следующая отрасль психологической науки – возрастная психология, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости. Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной отрасли психологической науки в конце 19 в. В настоящее время основными разделами являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология.

Дифференциальная психология – отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Начало разработке данной отрасли психологии положил Френсис Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий и для статистического анализа данных.

Термин «дифференциальная психология» был предложен в 1900г. В.Штерном. Основными методами стали тесты.

Поскольку и педагогическая, и возрастная. И дифференциальная психология оперируют понятием «группа, в тесной связи с ними находится социальная психология, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы. Началом самостоятельного существования социальной психологии считается 1908 г. когда одновременно появились работы английского психолога У.Макдугалла и американского социолога Э.Росса. В названиях этих работ содержался термин «социальная психология».

В свою очередь, социальной психологией тесно связаны политическая психология и психология искусства, т.к. в той или иной мере они рассматривают явления не только индивидуального, но и социального плана.

Политическая психология - это отрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства.

Рассмотренные прикладные отрасли психологической науки в той или иной степени связаны сообразованием, воспитанием и, в целом, с развитием человека и человеческого общества.

Кроме того, существуют отрасли психологии, которые занимаются решением других задач. Одна из таких отраслей – медицинская психология, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных.

Структура медицинской психологии включает ряд разделов, наиболее общими являются: клиническая психология, общая медицинская психология, психопрофилактика и психогигиена, психокоррекция.

В заключении следует отметить, что мы познакомились лишь с небольшим количеством отраслей психологической науки. Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимых для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: спортивная психология, юридическая психология, экспериментальная психология. Таким образом, для того чтобы получить специализацию в конкретной области психологической науки, необходимо прежде всего ознакомиться с ее фундаментальными основами.

5. Этапы развития психологии

6. Основные направления в современной психологии.

В психологии есть много школ, направлений и концепций. Отношение к ним в разные времена было различным, вплоть до их запрета.

Рассмотрим некоторые направления и школы в психологии.

Интроспективная психология использует основной метод изучения психики – самонаблюдение (интроспекция). Метод основан на двух утверждениях, развиваемых представителями интроспективной психологии: во-первых, процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения, но, во-вторых, процессы сознания способны открываться (репрезентироваться) субъекту. Из этих утверждений следует, что процессы сознания конкретного человека могут быть изучены только им самим и никем более.

Идеологом метода интроспекции был философ Дж.Локк, который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей.

Дж.Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство – рефлексия. Локк определял ее как «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». В то же время под деятельностью ума Локк понимал мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желание.

Параллельно с учением Дж.Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое нему течение – ассоциативное направление. Возникновение и становление ассоциативной психологии связано с именами Д.Юма и Д.Гартли. Английский врач Д.Гартли причину психических явлений видел в вибрации, которая возникает в мозге и нервах. По его мнению, нервная система – это система подчиненная физическим законам. Соответственно и продукты ее деятельности включались в строго причинный ряд.

Давид Юм в качестве основополагающего принципа вводит ассоциацию. Под ассоциацией он понимает некое притяжение представлений, устанавливающее между ними внешние механические связи.

Психоаналитический подход разработан З.Фрейдом в конце 19 в. вначале как метод лечения психических болезней, а позже как учение о бессознательных психических процессах. З.Фрейд предложил структурную модель личности, которая базируется на топографической модели психики, включающей три слоя – сознательный, предсознательный и бессознательный.

Уровень сознания – это мысли, ощущения, переживания, которые человек осознает в данный момент.

Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание.

Бессознательное – самая глубокая и значимая область психического, содержавшая инстинктивные влечения, желания, воспоминания, другой материал, выход которого на сознательный уровень сопряжен с чувством угрозы, беспокойства, тревоги.

Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование и может выражаться в замаскированной или символической форме – в сновидениях, ошибочных действиях, шутках и оговорках.

Структура личности, по Фрейду, состоит из трех компонентов – Ид (Оно), Эго («Я») и Супер-эго (Сверх-Я).

Ид функционирует целиком в бессознательном и фактически является энергетической основой личности. В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой. Поэтому Ид управляется принципом удовольствия.

Эго следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвращать разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен подходящий объект. Эго вырабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к среде, справиться с ее требованиями. Важнейшей функцией Эго Фрейд считал самосохранение, а также приобретение средств, которые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности.

Супер - эго включает моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы общества. Супер – эго состоит из двух структур – совести и Эго – идеала.

Если сфера Ид полностью неосознаваема, то Эго и Супер – эго действуют на трех уровнях сознания.

Фрейд подчеркивал, что между тремя компонентами личности существует неустойчивое равновесие, т.к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу.

Инстинкты, содержащиеся в Ид, диктуют человеку желания, которые входят в противоречия с содержанием Супер – его, вызывая внутренний конфликт и трудно переносимое личностью состояние тревоги. Конфликт между несовместимыми требованиями Ид и Супер – эго разрешается инстанцией Эго, которая с этой целью использует различные механизмы, в первую очередь, механизмы психологической защиты (вытеснение, регрессию и т.п.). В противном случае возникает невроз.

В психоанализе используется понятие интроекция. Это понятие используется при исследовании механизмов идентификации, с помощью которых человек присваивает характеристики другого.

Аналитическая психология основана швейцарским психологом К.Юнгом. По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Юнг доказал существование коллективного бессознательного, возникшего в результате эволюции биологического вида «человек» и представляющего собой накапливающийся опыт человечества в форме архетипов. Коллективное бессознательное образуется из следов памяти, оставленных всем прошлым опытом человечества.

Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов.

Архетипы являются формами восприятия и осмысления действительности.

Для объяснения движения энергии Юнг ввел принцип полярности: каждому желанию, свойству соответствует его противоположность. Если человек сознательно стремиться к определенной цели, то в бессознательном присутствует противоположное намерение, чем объясняется бессознательный срыв сознательных намерений.

Этот принцип распространяется и на взаимоотношения архетипических фигур (например, Тень – противоположность Эго и Персоны, и на психические функции, и на свойства, (если мужчина сознательно культивирует маскулинность, то эмоциональность, импульсивность вытесняется им в бессознательное). Невротическое развитие рассматривается как односторонность, когда доминирует одна тенденция.

Юнг ввел понятие комплекс – неосознанное психическое образование, которое возникает вследствие вытеснения из сознания идей, связанных со значимыми для индивида переживаниями.

Юнг также ввел понятие «Я». За этим понятием скрывается стремление человека к целостности единству. Благодаря ему достигается равновесие между сознательным и бессознательным.

Бихевиоризм (с англ. – поведение). Основоположник бихевиоризма американский психолог Джон Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа. Уотсон доказывал необходимость заниматься изучением поведения и отрицал необходимость изучения сознания.

С точки зрения Уотсона, поведение – это система реакций. Реакция – это новое понятие, которое введено в психологию в связи с развитием бихевиоризма.

Для Уотсона поведение или поступок человека объясняются наличием какого-либо воздействия на человека. Он считал, что нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась знаменитая формула «S- R» (стимул – реакция).

Для бихевиористов соотношение S- R стало единицей поведения.

Поэтому с точки зрения бихевиоризма основные задачи психологии сводятся к следующему:

- выявление и описание типов реакций;

- исследование процессов их образования.

В качестве общих и окончательных задач выдвигали две следующие задачи:

Прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызванный ее стимул.

Гештальтпсихология одно из направлений в психологии 20-30 годов, созданное Максом Вертгеймером, К.Коффкой. Основными элементами психики представители данного направления считали целостные образы – гештальты.

Гештальт – ярко выраженное целое, система, в пределах которой ее элементы находятся во взаимосвязи друг с другом. Структура гештальта такова, что изменение в одной его части влечет изменение во всех остальных частях и в едином целом, поскольку части гештальта не изолированы друг от друга.

На основе этой теории Вертгеймер разработал концепцию процесса научения. В основе научения лежит понимание, прозрение, по Вертгеймеру – инсайт.

Гуманистическая психология начала развиваться в 30-е гг. 20в.

Сущность теорий, существующих в рамках этого направления, состоит в том, что личность рассматривается как некое психологическое образование, возникающее в процессе жизнедеятельности человека в обществе, как продукт развития человеческого опыта, усвоения общественных форм поведения.

Одним из ведущих представителей этого направления является К. Роджерс. Центральным звеном в теории личности Роджерса является категория самооценки. В результате взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми у него создается представление о себе самом.

Фундаментальное понятие теории Роджерса – «Я-концепция», или «Самость», определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей «Я»

Ярким представителем гуманистического направления в психологии является А.Маслоу. Согласно его мнению, основная потребность человека – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.

studfiles.net

8.2. Отрасли психологии, их предмет и объект

Психология в течение XX столетия накопила такое огромное количество научных знаний о мире психических явлений, что сами психологи часто не вполне ясно осознают, как много они знают.

В зависимости от предмета исследования выделяется огромное множество разделов психологического знания, например, психология познавательных процессов, психология эмоций, психология личности, дифференциальная психология, зоопсихология, психология развития и т.д. Нередко в качестве самостоятельных разделов психологии выделяются и более частные проблемы, например, психология творчества, психология посттравматического стресса и т.п.

На основе связей психологии с другими науками выделяются такие научные дисциплины, как психофизиология, нейропсихология, социальная психология, математическая психология. Не всегда очевидным оказывается то, являются ли данные знания отраслью психологии или соответствующей смежной науки. В течение всего XX века и до сих пор психологические знания накапливаются не только в рамках психологической науки, но и во многих других науках, которые изучают человека. И психологи здесь не вправе претендовать на исключительный монополизм в изучении психического мира.

В зависимости от того, являются ли задачи научных исследований общими или специфическими, выделяют две сферы научно-психологических знаний: фундаментальную и прикладную психологию. Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности, которые имеют место во всех сферах психической жизни. К числу отраслей фундаментальной психологии относятся:

- общая психология,

- психология личности,

- дифференциальная психология,

- психофизиология,

- нейропсихология,

- социальная психология,

- психология развития,

- психология аномального развития (или специальная психология),

- сравнительная и зоопсихология.

Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека. В общей психологии изучаются общие закономерности познавательных, эмоциональных процессов, а также процессов регуляции деятельности, психические состояния человека.

Нередко в качестве отдельной отрасли фундаментальной психологии выделяют психологию личности, которая занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания человека.

Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства.

Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, с деятельностью нервной системы. Особый научный интерес в психофизиологии представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, в результате которых возникают психические процессы, состояния, свойства человека.

Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. Специалисты по нейропсихологии исследуют нейронные процессы в головном мозге человека, которые лежат в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций.

Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, понимание людьми друг друга, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга.

Психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности человека. В психологии развития выделяют детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию (психологию старости).

В качестве отдельной отрасли научной психологии выделяют психологию аномального развития (или специальную психологию), которая изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Психология аномального развития включает в себя несколько разделов. Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга. Сурдопсихология изучает психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха. Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих детей. Патопсихология изучает болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.

Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения. Сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека.

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:

- педагогическая психология,

- медицинская психология,

  • юридическая психология,

  • экономическая психология,

  • психология труда,

  • политическая психология,

  • психология спорта,

  • психология искусства

- психология религии,

- психология семьи.

Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека. К разделам педагоги­ческой психологии относятся психология обучения и вос­питания, психология учителя, а также психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. В педагогической психологии рассматриваются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интел­лектуальной деятельности, выясняются психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, формирования мышления у учащихся, изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, а также с педагогами и родителями, исследуются индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психичес­кие проявления болезней; роль психики в возникновении и протекании болезней; роль психики в их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья.

Юридическая психология занимается приложением психологических знаний к изучению психологических проблем юридической практики. Подразделяется на криминологическую, судебную и пенитенциарную (или исправительную) психологию.

Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов.

Психология труда — это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда (НОТ). В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение влияния производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.

Психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического знания: инженерная психология (психология деятельности человека – оператора за пультом управления машиной), авиационная психология, космическая психология, транспортная психология, психология торговли, военная психология и др.

Политическая психология изучает психологические основы политических процессов, происходящих в обществе. К важным проблемам относятся: психология пропаганды и агитации, проблемы имиджа политического деятеля и власти, изучение массовых социально-психологических процессов.

Психология спорта рассматривает психологические особен­ности личности и деятельности спортсменов, условия и средства эффективного тренировочного процесса, а также психологические проблемы, связанные с соревнованиями.

Психология искусства исследует закономерности творческой деятельности писателей, поэтов, художников, музыкантов, актеров и режиссеров, психологические механизмы создания ими произведений искусства. Изучаются также особенности процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства, разрабатываются психологические вопросы эстетического воспитания.

Психология религии – направление исследований психологических проблем религиозного сознания, представлений, чувств верующих людей, а также религиозных традиций, обрядов, культов.

Психология семьи занимается изучением психологических вопросов формирования семьи, анализом межличностных, интимных, экономических, хозяйственно-бытовых отношений супругов, взаимоотношений родителей и детей в семье, стилей семейного воспитания.

Определенное представление об основных сферах современной психологии может дать также библиотечно-библиографическая классификация, знание которой полезно психологам при работе с литературой по какой-либо проблеме в каталогах библиотек.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о