Американские эксперты признали провал санкций против России
Денис Абрамов / Ведомости
Вашингтонский Институт международных финансов (The Institute of International Finance, IIF) оценил санкционную политику против России как провальную. В институте выделили два главных направления санкционного удара: ограничения против финансового сектора и эмбарго на экспорт в Россию товаров и услуг. Эффективность мер по первому направлению изначально была сомнительной, пишут в IIF. Эффект банковских санкций против страны, которая не зависит от глобальных финансовых рынков, а, наоборот, выступает нетто-кредитором по отношению к мировой экономике, минимален. Похожий результат показали аналогичные ограничения против Ирана, пишут в IIF.
Торговые санкции также оказались неэффективны и в лучшем случае породили множество «анекдотов об экспорте в Россию через страны бывшего СССР», иронизируют эксперты института.
Почему санкции провалились
Провал финансовых санкций произошел на уровне концепции, говорится в докладе IIF «Предварительные оценки российских санкций». Ограничения этого вида наиболее результативны, когда применяются против стран с дефицитом счета текущих операций (состоит из сальдо торгового баланса, разницы между экспортом и импортом услуг и односторонних трансграничных трансфертов. – «Ведомости»). Такие страны занимают средства на международных рынках капитала, а это означает, что любые ограничения доступа к глобальной финансовой системе имеют существенные последствия. Яркий пример – обрушение турецкой лиры на фоне сравнительно мягких американских санкций в 2018 г., напоминают эксперты IIF. Тогда США ввели санкции против глав МВД и минюста, а также повысили пошлины на импорт из Турции стали и алюминия, это вызвало панику на рынках, и за год турецкая валюта обвалилась почти в 2 раза.
Но Россия – страна с традиционно высоким профицитом счета текущих операций, констатируют эксперты института. Это означает, что она предоставляет кредиты остальному миру, а не берет взаймы, поясняется в докладе. Положительное сальдо баланса текущих операций показывает, что страна выступает нетто-инвестором, т. е., по сути, донором по отношению к другим странам, отрицательное – что она является должником или, иными словами, получателем ресурсов.
Запад ввел санкции против ряда российских банков и ЦБ, но не стал наказывать весь сектор одним махом, напоминают эксперты IIF. Такие выборочные ограничения не помешали России получить доступ к сверхдоходам в 2022 г. Накопление иностранных активов переместилось из подсанкционных банков в неподсанкционные. Условия на финансовом рынке после непродолжительного шока быстро вернулись к довоенному уровню, признают эксперты института. С одной стороны, эффект был бы ощутимо более значительным, если бы абсолютно все российские банки сразу были подвергнуты санкциям. С другой – такой сценарий был бы равносилен энергетическому эмбарго, поскольку Россия не стала бы экспортировать нефть и газ без возможности получать за это плату. В итоге Россия продолжает получать валюту и сохраняет возможность обеспечивать свой импорт, резюмируют в IIF.
Поскольку финансовые санкции оказались недостаточно эффективными, чтобы помешать России получать сверхприбыли от повышения цен на энергоносители в 2022 г. и таким образом ослабить ее военную мощь, внимание Запада переключилось на экспортные ограничения как инструмент противодействия, говорится в другом, сопутствующем первому, докладе IIF «Санкции против России и западный экспортный контроль». Но с тех пор появилось скорее больше анекдотов об экспорте в Россию через страны бывшего Советского Союза, чем реальных проблем с импортом критических товаров, иронизируют эксперты. Экспортные потоки, например, из Китая, Германии, Японии и США в такие страны, как Казахстан, Грузия, Белоруссия и Турция, многократно возросли в прошлом году. Это ставит вопрос, являются ли эти страны конечными пунктами назначения товаров. Безусловно, достоверных доказательств реэкспорта запрещенных товаров в Россию на данный момент нет – статистика может отражать реальный рост спроса в Казахстане, Грузии, Белоруссии и Турции, признают эксперты. Но это как минимум иллюстрирует, как сложно на практике контролировать экспортные ограничения, резюмируют в институте.
Не все так радужно
Вывод об изначально сомнительной эффективности введения Западом финансовых санкций против России как страны с положительным счетом текущих операций выглядит логично, хотя и несколько запоздало, отметила руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. Впрочем, отключение многих крупнейших российских банков от расчетов в долларах и евро, усиленные комплаенс-процедуры в зарубежных банках все же существенно осложняют международные финансовые транзакции для российского бизнеса и приводят к необходимости перехода в расчетах на менее удобные и ликвидные национальные валюты, признала она.
Также можно согласиться, что и влияние санкций против внешнеторговых операций РФ – потолок цен на нефть и ограничения экспорта технологической продукции в Россию – пока было некритично, так как российская экономика в основном адаптировалась и к этим ограничениям, перенаправив внешнеторговые и финансовые потоки через третьи страны, добавила Беленькая. И все же стоимостной объем экспорта существенно сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а усилия по воспрепятствованию обходу санкций через третьи страны могут затруднить активно используемые сейчас механизмы параллельного импорта, считает она.
Финансовые санкции привели к помехам в работе финансовых институтов и в платежах за границу, главное – они лишили ЦБ возможности влиять интервенциями в твердых валютах на курс рубля, что сделало последний более волатильным и создало сложности для предприятий во внешней торговле, считает главный макроэкономист УК «Ингосстрах-инвестиции» Антон Прокудин. Эффекты есть, они сейчас значительно слабее, чем могли бы быть в другой экономике, но со временем они будут все больше на нас давить из-за технологического отставания, если не удастся заместить западные технологии восточными или собственными разработками, добавил он. Формально ВВП подрастает, но его структура все больше смещается в область госрасходов (оборона и т. п.). После закрытия нужд оборонного комплекса уровень доходов работников военных предприятий может снизиться, резюмировал Прокудин.
Кто исследовал
Институт международных финансов – крупнейшая ассоциация, объединяющая 450 глобальных банков, финансовых корпораций, платежных и расчетных систем, аудиторов и т. д. В нее входят, например, Raiffeisen Bank International, Barclays plc, Morgan Stanley, Goldman Sachs, SWIFT и т. д. Российских организаций среди членов IIF нет.
Стране с отрицательным текущим счетом (и часто с дефицитом бюджета) приходится активно занимать на внешних рынках, чтобы привлекать валюту для закупки импорта и финансирования разрывов, согласился главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Поэтому для такой страны закрытие внешних рынков капитала намного более болезненно, чем для страны с профицитом текущего счета и низким уровнем внешнего долга, как Россия, констатировал он.
Но еще более важен список стран, которые присоединились к санкциям. В случае с Россией только США, Европа, Япония и их союзники ввели санкции, тогда как значительная часть мира, включая Китай, Индию, Турцию, Латинскую Америку, Ближний Восток, страны СНГ, большую часть Азии, не вводили санкции и продолжили работать с Россией, подчеркнул Васильев. Именно это позволило перенастроить цепочки поставок и существенно снизить влияние западных санкций. Проблема этого в том, что часть экспортной маржи перешла от российских компаний к международным и азиатским посредникам.
Краткосрочный шок российская экономика преодолела достаточно эффективно, однако необходимы дальнейшие действия по налаживанию импорта инвестиционных товаров и технологий. Если потребительский импорт восстановился до докризисных уровней, то некоторые технологические товары (например, чипы) остаются в дефиците, резюмировал Васильев.
Новости СМИ2
Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясьНаука: Наука и техника: Lenta.ru
Вопрос об эффективности санкций, а также их влиянии на экономическую и политическую жизнь как стран, подвергшихся этим мерам, так и государств, их наложивших, остается дискуссионным. «Лента.ру» проанализировала статьи, опубликованные за последние 15 лет в ведущем научном журнале по международным отношениям International Studies Quarterly и пришла к выводу, что взгляды ученых на эффективность санкций заметно отличаются от мнения политиков.
Умные санкции
Согласно определению Совета Безопасности ООН, санкции — это система невоенных, в большей степени экономических мер, применяемых против государства-нарушителя соглашений по международной безопасности. Наиболее распространенный вид санкционных мер — запрет на поставку и продажу вооружений, а также связанных с ним товаров. Для гражданского населения наиболее негативные последствия имеют торговое эмбарго (ограничения на экспорт и импорт отдельных видов товаров, например нефти, газа, леса) и воздушное эмбарго (запрет на взлет и посадку любого летательного аппарата, если он принадлежит определенным государствам или организациям). Все чаще применяются такие санкционные меры, как сокращение сотрудничества в банковской и финансовой сфере, а также ограничения на предоставление кредитов и экспортных субсидий.
В последнее время популярность набирают и так называемые умные санкции (smart sanctions), оказывающие точечное воздействие на определенных физических и юридических лиц. При использовании умных санкций формируются списки людей и компаний, ответственных за возникновение ситуации, которая потребовала введение данных мер.
Официальные основания для применения санкций могут быть разными: борьба с терроризмом и незаконными правящими режимами, поддержка законно избранных правителей государств, защита прав человека, содействие разоружению. Санкционная дипломатия все чаще используется в качестве инструмента международной политики (начиная с 1990 года Евросоюзом было введено больше санкционных мер, чем за предыдущие 45 лет), но, несмотря на это, вопрос об эффективности такой политики остается открытым: меры зачастую не достигают поставленных целей. В свете последних событий — закручивания санкционной спирали между Россией, США и Евросоюзом — представляет интерес вопрос целесообразности использования подобных мер.
Сферические санкции в вакууме
Большинство исследователей сходится во мнении, что санкции в большинстве случаев не достигают цели и никоим образом не способствуют разрешению конфликта. Предполагается, что экономические санкции должны серьезно ухудшить положение пострадавшей от них страны и при этом почти не затронуть страну, вводящую эти меры. В реальной жизни ограничения на международную торговлю могут быть действенными только в том случае, если страна существенно зависит от импорта и экспорта запрещенных товаров и не в состоянии производить их аналоги. При этом санкции должны носить действительно глобальный характер, иначе освободившиеся рынки пострадавшей стороны станут весьма привлекательной целью для стран, к санкциям не присоединившихся. Более того, политологи Дэвид Лекциан (David Lektzian) и Глен Биглайзер (Glen Biglaiser), проведя анализ инвестиционного поведения 171 государства в случае введения Соединенными Штатами санкций по отношению к их торговым партнерам с 1969 по 2000 год, выяснили: чаще всего страны активно пользуются новыми возможностями инвестирования в пострадавшую страну, с успехом заменяя США в этой сфере.
Одним из самых неэффективных примеров экономических санкций считаются меры, направленные против нелегитимного правительства Родезии (непризнанного государства в Южной Африке, существовавшего с 1965 по 1979 годы). После принятия ООН решения об ограничениях торговли с Родезией, Швейцария (которая на тот момент не была членом ООН) стала одним из главных торговых партнеров страны, правительство Португалии разрешило маркировать родезийские товары как португальские и продавать их, а Иран поставлял в Родезию нефть. В итоге правительство Родезии все-таки сменилось, но не в результате санкций, а из-за затяжной гражданской войны.
Вооруженные силы Родезии рядом с китайским и советским оружием, захваченному у Зимбабвийского африканского национального союза (ZANU), 12 ноября 1976 года
Фото: AFP
Специалисты по международным отношениям Клифтон Морган (T. Clifton Morgan), Валери Швебах (Valerie L. Schwebach), Елена Маклин (Elena V. McLean) и Тэхи Ван (Taehee Whang) сходятся во мнении: теоретически экономические санкции могут быть эффективными, однако для этого необходимо соблюдение перечисленных выше условий, что практически невозможно в реальной жизни. В современном мире торговые связи между странами слишком развиты для того, чтобы никак не повлиять на вводящую санкции сторону и в то же время существенно ухудшить положение другого государства. Шанс, что подпавшее под санкции государство окажется в полной международной изоляции, практически равен нулю. Всегда найдутся страны, готовые продолжать сотрудничество.
Санкции внутрь
Однако санкции могут быть не только экономическим, но и политическим средством. Причем совсем не обязательно они вводятся против государства-нарушителя международного правопорядка. Санкции могут применяться и для решения внутриполитических проблем. Этой теме посвящена работа корейского специалиста в сфере международных отношений Тэхи Вана. Ученый исследовал, как изменялась поддержка населением президента США после введения санкций по отношению к другим странам с 1948 по 1999 год, и установил: санкции увеличивают популярность лидера среди граждан его страны.
Печенье с портретом кандидата в президенты США Барака Обамы, 17 октября 2012 года
Фото: Jeff Swensen / Getty Images / AFP
Тэхи Ван считает, что Соединенные Штаты, вводя санкции, зачастую используют их не как экономическое средство, а как инструмент внутренней политики — для повышения авторитета действующего правительства и президента США в глазах его сограждан. В этом случае санкции служат доказательством того, что лидер страны — сильный политик, принимающий активное участие в разрешении международных конфликтов, а значит, способный оказывать влияние на другие государства. Соответственно, престиж президента в глазах его избирателей растет. Об «эмоциональной» составляющей санкций писал и норвежский социолог Йохан Галтунг (Johan Galtung): «Если экономические санкции не смогут заставить подчиняться пострадавшую от них страну, они, тем не менее, будут полезны для вводящей их страны. Когда военное вмешательство невозможно, а бездействие только усложнит ситуацию, нужно сделать нечто, чтобы выразить свое мнение, нечто, что послужит ясным сигналом: поведение подвергшейся санкциям стороны недопустимо. Раз уж санкции не выполняют своих прямых функций, они, по крайней мере, способны донести эмоциональный настрой вводящей их стороны». Получается, что экономические санкции вполне способны использоваться как достаточно эффективный инструмент ведения предвыборной кампании.
Власть и санкции
Санкции могут повлиять и на мнение людей о лидере того государства, против которого они вводятся, причем в этом случае результат напрямую зависит от политического режима страны. Именно этой теме посвящены исследования Рида Вуда (Reed M. Wood), Абеля Эскриба-Фольча (Abel Escribà-Folch) и Джозефа Райта (Joseph G. Wright).
Ученые полагают: если экономические санкции вводятся против страны с демократическим режимом, то это, как правило, дестабилизирует политическую ситуацию. Люди видят, что избранный ими лидер государства оказался не в состоянии решить проблему, не доводя ситуацию до критической черты — введения международных мер, которые, безусловно, ухудшат экономическое положение избирателей. В таких условиях чаще всего активизируется оппозиция. Соответственно, санкции, применяемые против демократических стран, могут сыграть роль скорее политического, чем экономического оружия: не исключено, что вызвавший недовольство международного сообщества лидер в скором времени будем смещен со своего поста.
Однако санкции могут применяться и с целью борьбы против правящего режима, который, как правило, демократическим не является. Абель Эскриб-Фольч и Джозеф Райт полагают, что в данном случае исход борьбы будет зависеть от типа недемократического режима: наиболее уязвимым является авторитаризм.
Авторитарный правитель опирается на небольшую группу приближенных к нему людей, удерживая власть силой. В случае введения экономических санкций доходы государства существенно снижаются и главе страны приходится перераспределять денежные потоки. Диктатор, скорее всего, станет защищать правящую элиту, еще больше ухудшая положение основной массы населения. Не исключена и ситуация, при которой глава государства попытается увеличить доходы страны за счет повышения налогов, применяя силу в случае народного возмущения. Как следствие, репрессии могут вызвать беспокойство приближенных к власти людей, уже не уверенных в своей безопасности. Авторы исследования пишут: после введения санкций авторитарный режим может рухнуть либо под мощной волной недовольства населения, либо в результате отказа правящей элиты сотрудничать с главой страны.
В случае, если у власти стоит не один человек, опирающийся на узкий круг единомышленников, а некая широкая массовая организация, например, партия, сценарий развития события будет совсем иным. Преимущество однопартийного режима в том, что, как правило, подавляющая часть населения страны является членами этой партии. Как пишут Абель Эскриб-Фольч и Джозеф Райт, люди чувствуют себя заинтересованными в отстаивании интересов своего государства, в результате этого при введении мер внешнеполитического давления положение правящей партии еще больше укрепится. Следовательно, в такой ситуации попытки правительства увеличить доходы страны с помощью повышения налогов, скорее всего, увенчаются успехом.
Исследователи делают вывод: в качестве средства политического воздействия на правящий режим государства-нарушителя международного правопорядка санкции также будут эффективными далеко не всегда.
Санкции и честные контрабандисты
Американский политолог и специалист по международным отношениям Питер Андреас (Peter Andreas) утверждает, что санкции приводят к криминализации общества страны, подвергшейся экономическим мерам принуждения. В качестве ярчайшего примера он приводит санкции против режима Слободана Милошевича, введенные 30 мая 1992 года и имевшие целью вынудить Милошевича прекратить поддержку боснийских сербов в войне, начавшейся вследствие распада Югославии. Санкции затрагивали торговлю, воздушное сообщение, финансовую сферу, научное, техническое и культурное сотрудничество.
Слободан Милошевич в зале суда, Гаага, 11 декабря 2001 года
Фото: Paul Vreeker / AP
В результате этих мер экономика Сербии существенно пострадала, ВВП страны сократился на 26 процентов в 1992 году и на 37 процентов в 1993-м. При этом наблюдался небывалый расцвет теневой экономики: нелегальный ввоз нефти, бензина, оружия, спекуляция сигаретами и валютой. Один из представителей теневой экономики, находившийся под протекцией Михаля Кертеса (директора таможенной службы), сказал журналистам: «Санкции были раем. Обычно ты ввозишь товар, платишь пошлины и налоги. А во время действия санкций — если ты знаком с нужными людьми — не нужно платить ни пошлин, ни налогов, цену тоже можно поднять. Санкции — это то, что укрепило власть Милошевича». Президент, предоставляя возможность криминальным авторитетам вести нелегальный бизнес и оказывая им поддержку, в свою очередь, получил их защиту. Представители теневой экономики, обладавшие немалыми деньгами, стали той опорой, которая и обеспечила нахождение Слободана Милошевича у власти.
Питер Андреас полагает, что в данной ситуации расцвет теневой экономики не вызывает недовольства населения. Люди рассматривают контрабанду как подвиг, а контрабандистов — как героев, которые защищают их страну и помогают получить необходимые товары. Стоит отметить, что и после отмены санкций проблема не исчезла: правительство и организованная преступность были связаны настолько тесно, что разорвать этот симбиоз было невозможным.
Неэффективное решение
В целом, все исследователи сходятся в одном: санкции не являются эффективным средством разрешения международных конфликтов ни в экономическом, ни в политическом плане. Их использование можно объяснить желанием лидера вводящей санкции страны повысить свой авторитет в глазах населения, утвердить положение государства на международной арене, ухудшить политическую ситуацию и дестабилизировать общество подвергающейся санкциям страны. При этом основная цель санкций — вынудить государство-нарушителя международных норм изменить линию поведения — скорее всего, останется не достигнутой.
Последствия санкций • БЕСПЛАТНАЯ СЕТЬ
Опубликовано 10 мая 2022 г. | Аналитическая запискаСанкции, наложенные на Россию после ее вторжения в Украину, считаются самыми сильными и далеко идущими, наложенными на крупную державу после Второй мировой войны, более многочисленными и всеобъемлющими, чем все другие меры, действующие в настоящее время против всех других стран, на которые распространяются санкции. Часто задают вопрос, на который трудно ответить, эффективны ли санкции. В данном случае эффектом, наиболее связанным с успехом, было бы быстрое окончание боевых действий, возможно, сопровождающееся сменой режима в России. Но даже когда кажется, что эти призы недосягаемы, санкции, безусловно, имеют последствия, которые слишком часто замалчиваются в дебатах, но, тем не менее, имеют большое значение.
Почему санкции считаются неэффективными?
Во-первых, санкции, которые реализованы уже на стадии угрозы, не сработали. Если угроза четко определенного и заслуживающего доверия возмездия не удерживала принимающую сторону от следования санкционированному курсу действий, то это потому, что они считали, что могут позволить себе игнорировать ее. Таким образом, если это наказание не выходит за рамки того, что ожидалось, по масштабу или времени, его исполнение также не будет выполнено.
Это означает, что любая попытка оценить санкции ретроспективно страдает от проблемы негативного отбора, когда наблюдаются почти исключительно случаи неудачи, подразумеваемые именно в этом смысле.Во-вторых, санкции являются довольно грубым инструментом, который часто не может быть направлен с той точностью, которую хотелось бы. Несмотря на то, что санкции со временем стали «умнее» в том смысле, что предпринимаются более решительные меры, нацеленные на режим или элиты, которые могут иметь влияние, чтобы реально воздействовать на режим (вспомните олигархов в России), они часто не достигают или влиять значимым образом на тех людей, которые являются реальной целью, по разным причинам. Вместо этого они могут причинить значительный «сопутствующий ущерб» группам населения, которые часто весьма далеки от какой-либо реальной власти принятия решений, в том числе в странах-отправителях, и даже третьим сторонам, посторонним в ситуации. Ущерб, нанесенный этим сторонам, может быть частью причинно-следственной связи, в конечном итоге влияющей на предполагаемый результат, только в очень особых обстоятельствах.
К этому следует добавить, что после принятия курса действий может быть неочевидно, как его изменить или отменить, несмотря на явное неудовольствие сторон, налагающих санкции. Поэтому санкции редко работают изолированно. Когда достигаются положительные результаты, зачастую дипломатические каналы остаются открытыми и предлагаются четкие стимулы для выхода из ситуации. Но тогда может быть непонятно, санкции ли привели к успеху или что-то другое.
Прочие последствия санкций
Обозначенные выше подводные камни, из-за которых трудно ответить, эффективны ли санкции для достижения своей цели, также применимы при изучении других последствий, которые могут иметь санкции. Конечно, существует ряд результатов, которые могут быть затронуты: в этой литературе мы находим исследования, посвященные неравенству (Afesorgbor et al. , 2016), обменным курсам (Dreger et al., 2016), торговле (Afesorgbor, 2019; Crozet et al. и др., 2020 г.), неформальный сектор (Early и др., 2019 г.).), военные расходы (Фарзанеган, 2019 г.), права женщин (Друри, 2014 г.) и многие другие. Но, как это часто бывает, наиболее изученным результатом является ВВП, поскольку это показатель, который эффективно обобщает всю экономику и очень хорошо коррелирует со многими другими интересующими нас результатами.
Предположим, что мы хотим исследовать влияние санкций на ВВП целевой страны. Одна проблема заключается в определении подходящего контрфактического; наблюдать, что произошло бы в целевой стране в отсутствие санкций. Также проблема заключается в том, что применение международных санкций часто является результатом ряда событий в стране-мишени или стране-отправителе (например, иракское вторжение в Кувейт или система апартеида в Южной Африке), которые также оказывают воздействие на экономику, должны быть изолированы от воздействия самих санкций.
В этой ситуации могут помочь различные эконометрические методы. Одна из первых идей состоит в том, чтобы использовать в качестве эталона случаи, когда санкции были почти реализованы. Гутманн и др. (2021) сравнивают страны, находящиеся под санкциями, со странами, которым угрожают санкции, а Neuenkirch and Neumeier (2015) сравнивают введенные санкции с санкциями, на которые наложено вето, в контексте решений ООН. Оба исследования обнаруживают относительно значительное негативное влияние на ВВП в большой группе стран в течение длительного периода времени. В первом исследовании ВВП на душу населения целевой страны снижается в среднем на 4 процента в течение первых двух лет после введения санкций и не демонстрирует никаких признаков восстановления в течение трех лет после снятия санкций. Второе исследование оценивает снижение роста ВВП, которое начинается с 2,3–3,5 процента после введения санкций ООН и, хотя со временем уменьшается, становится незначительным только через десять лет.
Следует учитывать, что более низкие темпы роста со временем усугубляются: замедление роста даже всего на 1 процент за десять лет означает общую потерю почти 15 процентов. Для сравнения, средние потери ВВП из-за Covid-19пандемия оценивается в 3,4 процента в 2020 году.Эти исследования имеют ограничения. Страны, находящиеся под угрозой санкций, вероятно, пытаются избежать наказания, что может означать, что именно эти страны будут наиболее негативно затронуты санкциями. Если это так, то влияние, обнаруженное Gutmann et al. (2021), вероятно, недооценена. Нойенкирх и Ноймайер (2015) рассматривают только санкции ООН, которые, с одной стороны, могут оказать большее влияние из-за многосторонней координации. Но, с другой стороны, снова возникает вопрос о соответствующем контрфактуале: страны, на санкции которых наложено вето, могут быть крупнее, влиятельнее и лучше связаны в международном сообществе или с некоторыми крупными державами, что также может повлиять на их экономический успех в другие способы.
Квон и др. (2020) используют другую технику и приходят к другому выводу. Они используют метод инструментальных переменных (IV) и обнаруживают, что стандартная МНК переоценивает негативное влияние санкций, другими словами, что последствия санкций менее негативны, чем мы думаем. Они обнаруживают мгновенное влияние на ВВП на душу населения, которое в долгосрочной перспективе становится незначительным, как если бы санкций никогда не было.
Наша уверенность в этих оценках зависит от достоверности использованного IV. В этом случае фактическое введение санкций заменяется их предполагаемой вероятностью, основанной на различиях в институтах и дипломатической политике стран-отправителей (которые экзогенны по отношению к экономическому развитию страны-мишени) и заранее определенных характеристиках пары стран (торговые и финансовые потоки). , путешествия, колониальные связи). Таким образом, эпизоды, когда санкции вводятся из-за того, что страна-отправитель находится в периоде ястребиной внешней политики и потому, что цель не имеет с ней прочных исторических связей, противопоставляются эпизодам, в которых верно обратное, и поэтому санкции не применяются.
Результаты также показывают, что между типами санкций существует неоднородность: торговые санкции имеют как краткосрочное, так и долгосрочное негативное воздействие, в то время как «умные» санкции (т.е. санкции, направленные против конкретных лиц или групп) длинный пробег. Это достаточно важный момент сам по себе. Часто в огульных заявлениях об эффективности «санкций» все различные меры свалены в одну кучу и не учитывается, что между ними могут быть существенные различия. Однако эффект того или иного вида санкций будет различаться в зависимости от структуры экономики, по которой они нанесены.
Третий подход — метод синтетического контроля. Здесь исследователь пытается максимально точно воспроизвести траекторию экономического развития в целевой стране до момента введения санкций, используя одну или средневзвешенную часть нескольких других стран. Таким образом, эволюцию после введения санкций можно сравнить между реальной страной и ее искусственным контролем. Гарехгозли (2017) строит копию Ирана на основе взвешенной комбинации восьми стран-членов ОПЕК, двух нефтедобывающих стран, не входящих в ОПЕК, и трех соседних стран, которые соответствуют набору стандартных экономических показателей для Ирана за период 1980-1994. В исследовании установлено, что в течение трех лет введение санкций США привело к снижению ВВП Ирана на 17,3 процента, причем самое сильное сокращение произошло в 2012 году, через год после начала усиления санкций (2011–2014 годы).
Это более сильный эффект, чем представленный ранее. Однако это относится только к частному случаю Ирана, а не оценивает более широкий глобальный средний эффект. В другом исследовании, посвященном Ирану (Torbat, 2005), делается важный вывод о том, что эффект санкций зависит от типа: финансовые санкции оказались более эффективными (в снижении ВВП Ирана), чем торговые санкции, что контрастирует с тем, что оказалось правдой. в среднем Kwon et al. (2020).
Наконец, дискуссионна связь между экономическим ущербом и эффективностью санкций с точки зрения достижения их целей. В теоретической модели Kaempfer et al. (1988) предполагают, что эта связь может быть даже отрицательной и что самые эффективные санкции не обязательно являются самыми разрушительными с экономической точки зрения. По мнению авторов, санкции, которые, скорее всего, будут способствовать политическим изменениям в стране-объекте, предназначены для снижения доходов групп, получающих выгоду от политики страны-объекта.
Влияние санкций на Россию
Полезны ли эти результаты предыдущих исследований для формирования ожиданий относительно воздействия текущих санкций на Россию? Вторжение в Украину, начавшееся в конце февраля, было относительно неожиданным событием, по крайней мере, по характеру и масштабу, в отличие от того, что можно сказать о большинстве санкционных ситуаций. Однако контекст, предшествовавший этому, также не был нормальным. Помимо глобальной пандемии, Россия уже находилась под санкциями после крымского кризиса 2014 года. Влияние этих экономических санкций и контрсанкций, введенных Россией в ответ, до сих пор неясно — и, по всей вероятности, текущей санкционной волны, а также других экзогенных шоков, таких как значительные изменения цен на нефть в этот период. Холодилин и др. (2016) оценили немедленную потерю ВВП в России в 1,97 процентов в квартальном исчислении, в то время как влияния на совокупный ВВП стран Еврозоны не наблюдалось. Российское исследование (Гурвич, Прилепский, 2016) прогнозирует на среднесрочную перспективу потерю 2,4 п.п. к 2017 г. по сравнению с гипотетическим сценарием без санкций. Это меркнет по сравнению с размахом последствий, которые рассматриваются сейчас. Даже потенциально оптимистичная или, по крайней мере, консервативная оценка текущей ситуации собственной Счетной палатой РФ, по словам ее главы Алексея Кудрина, говорит о том, что: « Почти полтора-два года мы будем жить в очень тяжелом положении ». В конце апреля были опубликованы пересмотренные прогнозы экономической ситуации, среди которых ниже приведен прогноз по ВВП. Глава Центробанка России Эльвира Набиуллина также звучала мрачно, выступая в Государственной Думе: «Период, когда экономика может жить за счет резервов, конечен. И уже во втором – начале третьего квартала мы вступим в период структурных преобразований и поиска новых бизнес-моделей». Всемирный банк прогнозирует, что ВВП России в 2022 году упадет на 11,2% из-за западных санкций. Эти цифры еще не учитывают объявление о шестом пакете санкций ЕС, который, как известно, включает нефтяное эмбарго (см. более ранний БЕСПЛАТНЫЙ аналитический бюллетень о зависимости России от экспорта нефти).
Рисунок 1. Пересмотренные прогнозы темпов роста экономики России
Источник: Макроэкономический обзор Банка России, апрель 2022 г.
Реалистичны ли эти оценки, и каким было бы контрфактическое развитие событий без санкций? Если верить исследованиям, рассмотренным в предыдущем разделе, а также принимая во внимание беспрецедентный масштаб и охват нынешних санкций, по крайней мере, временной горизонт, если не размер прогнозируемых российскими властями последствий, хотя и значителен, но безусловно недооценен. Но на данный момент слишком много неопределенности, боевые действия все еще продолжаются, а санкции не снимаются в течение достаточно долгого времени при любом обозримом сценарии. Одна из причин, по которой эти санкции вряд ли будут смягчены, и почему их последствия, как ожидается, будут более серьезными, чем в большинстве случаев, заключается в том, что их поддерживает очень широкая коалиция стран. Не только это, но и страны, вводящие санкции, видят в поведении России потенциальную угрозу существующему мировому порядку, поэтому их мотивация противопоставить ее особенно сильна по сравнению, скажем, с Ираном, Северной Кореей или Бирмой.
Кроме того, эти оценки потерь еще не учитывают объявление шестого пакета санкций ЕС, который, как известно, включает нефтяное эмбарго. Нефть является фундаментальным двигателем роста в России. В более ранней БЕСПЛАТНОЙ аналитической записке показано, как две трети роста России можно объяснить изменениями мировых цен на нефть. Это не потому, что нефть составляет такую большую долю ВВП, а из-за вторичного эффекта нефтяных денег с точки зрения внутреннего потребления и инвестиций. Таким образом, сокращение экспортных поступлений от продажи нефти и газа окажет значительное влияние на ВВП России, выходящее далеко за рамки того, что предполагает эффект первого раунда ограничения нефтяного сектора.
Короче говоря, еще слишком рано браться за детальную оценку, однако по этим и многим другим показателям очевиден масштаб ожидаемых убытков. В более долгосрочной перспективе она будет только усилена относительной изоляцией, в которой оказалась Россия, предполагающей более низкие инвестиции и несоответствующие вложения капитала по завышенным ценам, а также продолжающейся утечкой мозгов (3,8 млн человек уже покинули страну с началась война).
Заключение
В заключение отметим, что дебаты об экономических санкциях как инструменте внешней политики часто ограничиваются бинарным вопросом: работают они или нет? В литературе, посвященной санкциям, имеется достаточно оснований утверждать, что этот вопрос слишком упрощен. Даже если мы не видим немедленного успеха в достижении основной цели санкционной политики, они наносят ущерб во многих измерениях, и такой ущерб не является незначительным. Политическая воля и стоящий за ней режим могут остаться незатронутыми, но ресурсы, необходимые им для продолжения их курса действий, неизбежно сократятся в долгосрочной перспективе.
Ссылки
- Афесоргбор, СК (2019). Влияние экономических санкций на международную торговлю: чем угрожающие санкции соотносятся с введенными санкциями? Европейский журнал политической экономии, 56, 11-26.
- Афесоргбор, С.К., и Махадеван, Р. (2016). Влияние экономических санкций на неравенство доходов целевых государств. Мировое развитие, 83, 1-11.
- Крозе, М., и Хинц, Дж. (2020). Дружественный огонь: влияние на торговлю санкций и контрсанкций в отношении России. Экономическая политика , 35 (101), 97-146.
- Дрегер К., Холодилин К. А., Ульбрихт Д. и Фидрмук Дж. (2016). Между молотом и наковальней: Влияние экономических санкций и цен на нефть на российский рубль. Journal of Comparative Economics , 44 (2), 295-308.
- Друри, А. Купер и Дурсун Пексен. «Женщины и экономическое управление государством: негативное влияние международных экономических санкций на женщин». Европейский журнал международных отношений 20 (2014): 463 – 490.
- Ранний, Б., и Пексен, Д. (2019). Поиски в тени: влияние экономических санкций на неформальную экономику. Ежеквартальный журнал политических исследований , 72 (4), 821-834.
- Фарзанеган, Мохаммад Реза. (2019). «Влияние международных санкций на военные расходы Ирана: анализ синтетического контроля». Организации и рынки: электронный журнал политики и процессов .
- Гарехгозли, О. (2017). Оценка экономической стоимости недавних санкций против Ирана с использованием метода синтетического контроля. Письма по экономике , 157 , 141-144.
- Гурвич Э., Прилепский И. (2016). Влияние финансовых санкций на экономику России. Вопросы экономики . ;(1):5-35. (на рус. языке) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-1-5-35
- Гутманн Дж., Нойенкирх М. и Ноймайер Ф., 2021 г. «Экономические последствия международных санкций: исследование событий» Рабочий документ CESifo № 9007
- Кемпфер, У. Х., и Ловенберг, А. Д. (1988). Теория международных экономических санкций: подход общественного выбора. The American Economic Review , 78 (4), 786-793.
- Холодилин Константин А. и Нецунаев Алексей. (2016) Крым и наказание: влияние санкций на экономику России и Европы. Берлинский документ для обсуждения DIW № 1569, SSRN: https://ssrn.com/abstract=2768622
- Квон, О., Сиропулос, К., и Йотов, Ю.В. (2020). Боль и выгода: краткосрочное и долгосрочное влияние экономических санкций на рост. Рукопись .
- Нойенкирх, М., и Ноймайер, Ф. (2015). Влияние экономических санкций ООН и США на рост ВВП. Европейский журнал политической экономии , 40 , 110-125.
- Торбат, А.Э. (2005). Влияние торговых и финансовых санкций США на Иран. Мировая экономика , 28 (3), 407-434.
- Всемирный банк. (2022). «Война в регионе» Обзор экономики Европы и Центральной Азии (весна), Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк.
Отказ от ответственности: Мнения, выраженные в аналитических записках и других публикациях, принадлежат авторам; они не обязательно отражают сеть FREE Network и ее исследовательские институты.
ФАКТИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ: Подрыв и унижение: один год санкций США в отношении России и ее пособников
Пресс-релизы
Fast Stats
- Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) с февраля 2022 года добавило более 2500 объектов, связанных с Россией, в Список особо обозначенных граждан и заблокированных лиц (SDN)[1], в том числе около 2400 физических и юридических лиц, 115 судов и 19 самолетов.
- В список входят как высокопоставленные российские правительственные чиновники, включая президента Владимира Путина, так и состоятельные люди, чье богатство связано с российским государством, лидеры в секторах, приносящих доход, и сторонники военно-промышленного комплекса.
- Более 80% банковского сектора России по размеру активов находятся под санкциями США, включая 10 крупнейших российских банков.
- Под санкции попали все депутаты Государственной Думы РФ (450) и Совета Федерации (170), а также 47 губернаторов РФ.
- OFAC добавило в список SDN более 600 объектов, связанных с оборонно-промышленным комплексом России, включая крупные российские военные компании-производители, такие как Госкорпорация Ростех, АО «Корпорация тактического ракетного вооружения» и ОАО «НПК «Техмаш», а также поставщиков из третьих стран. ключевых входов.
- OFAC наложило пять раундов санкций на иранских производителей БПЛА, направленных против 28 физических и юридических лиц.
- С 22 февраля 2022 года Министерство финансов и государство определили более 200 целей, связанных с уклонением России от санкций, в Европе, Африке и Азии, включая ключевые юрисдикции перевалки на Ближнем Востоке, в Евразийском экономическом союзе и Восточной Азии.
- Кроме того, в список включены более 60 членов семей российской элиты. Перемещение или сокрытие денег через членов семьи — известная практика тех, кто пытается уйти от санкций.
- Действия Минфина, связанные с Россией, оказали значительное влияние на Беларусь, которая поддержала и способствовала российскому вторжению. Белорусская экономика сильно зависит от ключевых российских финансовых институтов и их дочерних компаний; OFAC наложило санкции почти на пятую часть финансового сектора Беларуси. Решение
- OFAC нацелено на злонамеренную деятельность России во всем мире, используя широкий спектр полномочий для введения санкций против юридических и физических лиц в более чем 40 юрисдикциях. Это включает также использование санкционных органов, связанных с Беларусью, Центральноафриканской Республикой, Ираном, злонамеренной кибердеятельностью, нарушением прав человека и коррупцией (Global Magnitsky).
- OFAC определило почти дюжину секторов экономики Российской Федерации, что позволяет налагать санкции на любое физическое или юридическое лицо, решившее работать или работало в этих секторах, и расширяет возможности Соединенных Штатов быстро налагать дополнительные экономические издержки на Россию. за свою войну выбора в Украине. Секторы включают металлургию и горнодобывающую промышленность, квантовые вычисления, бухгалтерский учет, создание трастов и корпораций, управленческий консалтинг, аэрокосмическую промышленность, морское дело, электронику, финансовые услуги, технологии, оборону и сопутствующие материалы.
Частный сектор
- По сообщениям, более 1000 иностранных компаний прекратили или свернули свою деятельность в России с начала войны, что привело к удушению инвестиций и промышленной деятельности.
- Чтобы помочь комплаенс-сообществу эффективно применять санкции США, OFAC выпустило 134 новых и 104 измененных часто задаваемых вопроса.
- Чтобы свести к минимуму непреднамеренные негативные последствия санкций США в отношении России, при этом обеспечив высокую степень воздействия на Россию и, в частности, для защиты и сохранения сельскохозяйственных, гуманитарных и энергетических сделок, OFAC выдало 68 новых и 40 генеральных лицензий с поправками.
- Сеть Министерства финансов США по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) FinCEN выпустила четыре предупреждения, одно рекомендательное, а также анализ тенденций для финансовых учреждений США, определяя тенденции и тревожные сигналы, связанные с незаконным финансированием в России, включая коррупцию и клептократию, финансовую деятельность российских олигархов, санкции и экспорт контролирует уклонение и злоупотребление недвижимостью, предметами роскоши и другими ценными активами.
Ограничение цен
- Ограничение цен Группы семи+ на нефть и нефтепродукты российского происхождения являются важными инструментами для сокращения доходов, которые Россия получает для финансирования своей незаконной войны в Украине, а также для поддержания стабильности энергетического рынка, что особенно важно для страны с низким и средним уровнем доходов больше всего пострадали от последствий войны с Россией.
- В декабре 2022 года 27 государств-членов Европейского Союза (ЕС), членов Большой семерки (США, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония и Великобритания) и Австралия – в совокупности Цена Коалиция по ограничениям – установила ограничение в 60 долларов за баррель для сырой нефти российского происхождения. В феврале 2023 года коалиция по ограничению цен установила ограничения на нефтепродукты. Эти предельные цены подлежат постоянному пересмотру.
- Политика ограничения цен позволяет поставщикам услуг, входящим в Коалицию, участвовать в торговле морской нефтью российского происхождения только в том случае, если нефть торгуется ниже предела, а также предоставляет импортерам, не входящим в Коалицию, возможность вести переговоры о значительных скидках на российскую нефть.
Многосторонние усилия
- Чтобы продолжить тесное сотрудничество с партнерами и союзниками по санкциям, ценовому пределу и другим экономическим мерам, начиная с ноября 2021 года, высокопоставленные чиновники Министерства финансов совершили более 80 поездок в 31 страну для координации международных санкций. .
- Многосторонняя рабочая группа по российским элитам, доверенным лицам и олигархам (РЕПО), в состав которой входят министры финансов, юстиции, внутренних дел и торговли Австралии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Великобритании, США. , а Европейская комиссия заблокировала активы Центрального банка России на сумму около 300 миллиардов долларов.
- В совокупности участники РЕПО заблокировали или заморозили находящиеся под санкциями российские активы на финансовые счета и экономические ресурсы на сумму в десятки миллиардов долларов.
- Участники РЕПО арестовали, заблокировали или заморозили элитную недвижимость и другие активы класса люкс, принадлежащие, находящиеся во владении или под контролем россиян, находящихся под санкциями, на сумму во многие миллиарды долларов.
Основные воздействия
Санкции и экспортный контроль стали основной причиной значительного снижения объемов производства, особенно в секторах военного назначения, включая автомобилестроение, аэрокосмическую промышленность и электронику. Несовершенные попытки создания механизмов параллельного импорта и замещения со стороны российских союзников не увенчались успехом и могут ограничить будущий рост.
Российский оборонно-промышленный комплекс и оборонные цепочки поставок значительно ухудшились из-за санкций и экспортного контроля.
Исчерпание военных запасов
- 9000 единиц военной техники были потеряны и их трудно заменить.
- Россия сталкивается с нехваткой основных компонентов для танков, самолетов и подводных лодок, а также исправных боеприпасов.
- Россия, вероятно, потеряла около 50% своих запасов танков и была вынуждена расконсервировать устаревшие советские танки Т-62.
- Чиновники рекламируют импортозамещение, но в оборонной промышленности зависимость фактически увеличилась с 2014 года.
Оборонное производство под давлением
- Произошла остановка производства на ключевых объектах оборонно-промышленного комплекса, в том числе танков и микроэлектроники.
- Доля бракованных микросхем, поставляемых из Китая, увеличилась с 2% до 40%.
Сокращение оборонного экспорта
- Клиенты отменяют или пересматривают сделки на сотни миллионов долларов из-за риска санкций или плохой работы оружия в Украине, а «Рособоронэкспорт», государственный оборонный конгломерат, находящийся под санкциями, столкнулся с проблемами цепочки поставок.
- До войны Россия была вторым по величине экспортером оружия в мире. Теперь Москва ожидает снижения выручки на 25% и более в 2022 году.
- Планы по продаже тяжелых истребителей-бомбардировщиков следующего поколения иностранным покупателям провалились.
Технологии
- Перед войной Россия планировала построить высокотехнологичную армию для будущих конфликтов, уделяя особое внимание технологиям искусственного интеллекта.
- Однако санкции и экспортный контроль отрезали Россию от большей части мировых поставок микрочипов, в том числе от TSMC, тайваньской компании, производившей микросхемы, разработанные для нужд высокотехнологичных отраслей промышленности и оборонного сектора России.
- Возможности локального производства значительно ограничены. Например, только 30% станков российского производства, а местная промышленность не в состоянии удовлетворить растущий спрос.
Зависимость от некачественных поставщиков
- Ограничения на чипы могут привести к тому, что российское оружие отстанет на поколение или больше из-за вынужденной зависимости от менее совершенных китайских или юго-восточноазиатских альтернатив.
- Россия была вынуждена покупать некачественное оружие в таких странах, как Иран, Северная Корея и Беларусь.
Объем промышленного производства в России сокращается девять месяцев подряд, что подчеркивает последствия западных санкций и нехватки рабочей силы. Передовые отрасли обрабатывающей промышленности России отстают из-за санкций и экспортного контроля и могут не восстановиться в течение многих лет или десятилетий.
Авиакомпания под давлением
- Российские авиакомпании, включая государственный Аэрофлот, были вынуждены разобрать самолеты на запчасти.
- Половина компонентов и технологий, используемых в авиастроении России в 2021 году, произведены в зарубежных странах. 95% российских пассажиров ранее летали на самолетах иностранного производства; отсутствие доступа к импортным деталям приведет к сокращению флота по мере выхода самолетов из эксплуатации.
- Россия была вынуждена отказаться от таких поставщиков критически важных деталей, как Иран, что подорвало жизнеспособность ее авиапарка в долгосрочной перспективе.
Автомобильное производство в упадке
- Производство автомобилей сократилось на 67% в 2022 году, что является самым низким уровнем с момента распада Советского Союза, отчасти из-за исхода мировых автопроизводителей.
- Продажи автомобилей упали на 59% в 2022 году.
В начале ценового предела доходы России от нефти упали до самого низкого уровня за два года, в то время как объемы экспорта нефти достигли нового максимума.
- Чуть более чем через два месяца после введения ограничения цен на российскую сырую нефть уже достигают своей двойной цели: ограничивают доходы России и избегают перебоев с поставками на мировых рынках.
- По данным Министерства финансов России, в январе 2023 года доходы государства от продажи нефти были почти на 60% ниже, чем в марте 2022 года — сразу после вторжения, — несмотря на то, что экспорт нефти из России вырос более чем на 15%.
Стоимость российской нефти снизилась, так как ценовой потолок дает импортерам на развивающихся рынках возможность добиваться скидок.
- Россия вынуждена продавать свою флагманскую нефть марки Urals со все большими и большими скидками, поскольку покупатели во всем мире используют свою возросшую рыночную власть против российских экспортеров.
- С момента введения ценового предела 5 декабря дисконт Urals к мировым эталонам увеличился до более чем 30%.
Бюджетное положение России продолжает ухудшаться.
- Кремль стремился смягчить экономическое давление в 2022 году за счет увеличения государственных расходов, высоких доходов от экспорта энергоносителей и жесткого контроля за движением капитала.
- Однако уязвимость в экономике может усилиться в 2023 году, поскольку доходы от энергетики испытывают давление из-за западных ограничений, в то время как рост расходов на безопасность и слабость реальной экономики продолжают усугубляться.
- Дефицит бюджета России в 2022 году (2% ВВП) превысил довоенные ожидания почти в 3 раза.
- Действия «большой семерки» ограничили доступ России к сверхприбылям от энергетики, поскольку ценовой потолок сокращает доходы от экспорта нефти, а экспорт газа «Газпрома» находится на самом низком уровне за всю постсоветскую эпоху.
- В декабре и январе Россия полагалась на продажу валютных резервов из Фонда национального благосостояния для покрытия этого рекордного дефицита.
- Однако около половины валютных резервов России были иммобилизованы юрисдикциями G7, что ограничивает возможности Москвы таким образом поддерживать свою экономику и финансировать дефицит.
- Некоторые аналитики предполагают, что если ФНБ будет продолжать использоваться таким образом, Россия может исчерпать свои ликвидные активы в ближайшие 2-3 года.
- Российский финансовый сектор, который непосредственно подвергся международным санкциям после вторжения в Украину, сообщил о 90% снижение чистой прибыли в годовом исчислении в 2022 году.
[1] Для целей настоящего информационного бюллетеня общие суммы включают любые санкции, наложенные Государственным департаментом США, которые введены в действие OFAC и добавлены в Список граждан особых категорий и заблокированных лиц (SDN). Это не включает, например, визовые ограничения Государственного департамента или дополнения Министерства торговли к списку организаций.