Отрочество это какой период жизни – ( ) —

Главный этап в становлении человека как личности, или Что такое отрочество

Говоря сухим научным языком, можно легко ответить на вопрос о том, что такое отрочество. Это возраст между детством и взрослением человека. Но в жизни порой очень сложно провести четкую грань в том месте, когда заканчивается пора кукол и машинок и начинается взрослая самостоятельная жизнь. Пожалуй, для мамы с папой этот возраст не наступит никогда.

Как отпустить ребенка?

Нынешние привычки и способы воспитания таковы, что считается нормой, если ребенок живет в семье даже во время обучения в институте, хотя еще несколько десятилетий назад подростков отправляли в учебные заведения фактически детьми, в возрасте 11-12 лет. В царской России и зародился термин «отрок», который касался чаще всего юношей, уходивших из собственной семьи в качестве учеников к разным ремесленникам, священнослужителям, дворянам.

А вот любимые сыны и дочери своих родителей жаждут проявлять свою независимость, самостоятельность, наглядно демонстрируют всем своим поведением, что такое отрочество. Трудности переходного возраста — это необходимость, которую нужно прожить и преодолеть каждому человеку. В этом возрасте происходят кардинальные перемены в психологии, физиологии. И подчас вчерашнему ребенку очень трудно самостоятельно осознать и понять все эти трансформации.

Под какие возрастные рамки подпадает период отрочества?

Что такое отрочество, современникам довольно сложно понять. В двадцать первом веке принято говорить «подросток» или на западный манер – «тинейджер». Перевод с английского языка буквально можно воспринять как возраст от 13 до 19 лет (teen – возрастной период человека в этих рамках, age — возраст). Этот термин прижился и широко применяется как в научной литературе, так и в быту. Он прямо характеризует отрочество, возраст, ему присущий. Но в то же время западные психологи отошли от четкой классификации и равнения всех детей под одну гребенку. Период после детства у кого-то может начаться в 11 лет и закончиться в 19, а кто-то начнет взрослеть ближе к 13-14 годам, при этом сам переходный возраст может не продлиться дольше 15-16 лет. Все сугубо индивидуально. К тому же у девочек эти процессы проходят раньше и немного легче, чем у парней.

Сложности переходного возраста

Психика девочек более устойчива, они реже поддаются бунтарскому настроению, возможно, из-за общения с матерью, которая действительно вникает в их проблемы и переживания. Мальчишки начинают ощущать перемены в теле, осознают, что становятся взрослыми, но зависимость от воли родных давит и смущает. Все это может привести к замкнутости, отстраненности, конфликтам как дома, так и в школе, на улице.

Вообще конфликтные ситуации прямо дают понять, что такое отрочество, выявляют все его проблемы, несовершенства воспитания, комплексы, уровень устойчивости психики подростка. Избежать проблем в семье редко кому удается в этот период. Родителям сложно осознать, что любимое чадо перестает быть ребенком, его нужно научиться слушать, снизить уровень контроля и понемногу отпускать. Роль полноправного и авторитарного управленца – это та ошибка, которая неминуемо приведет к ссорам и непониманию между близкими людьми.

Особенности общения подростков со сверстниками, учителями, родителями

Также очень четко прослеживаются отличия отрочества от детства вне семьи и школы, в среде сверстников, друзей и недругов. Это возраст становления личности и максимализма, которому присуще идеализирование и полярность в мышлении. Если дети воспринимают все достаточно буквально, то в подростковом возрасте начинаются первые попытки и навыки совершения логических умозаключений. Тинейджеры пытаются завоевать место под солнцем, происходят первые шаги по закреплению своего статуса в социуме, борьба за лидерство, авторитет.

Меняется с приходом отрочества и взгляд на школу, педагогов. Если раньше учитель и его слова не подвергались сомнению, то теперь начинается оспаривание, отстаивание своего личного мнения.

В период отрочества родителям необходимо уделять своему ребенку много внимания, научиться не только слушать его, но и прислушиваться, советоваться. Глухота к мнению подроста может привести к непоправимым последствиям, которые скажутся на всей дальнейшей жизни как самого ребенка, так и его семьи.

fb.ru

Отрочество — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Подростко́вый во́зраст[1] — период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.

Бразильские подростки

Культурно-историческая природа подросткового возраста[ | ]

Подростковый возраст как отдельно рассматриваемая стадия в развитии человека существовал не всегда.

пришёл к выводу, что в Европе до XIX века отсутствовало понятие той возрастной категории, которую сегодня принято называть отрочеством. Ариес полагал, что это понятие появляется лишь в конце XIX века, когда юность становится основной темой в литературе, к ней проявляют внимание моралисты и политики[2].

Причиной возникновения подросткового возраста стала необходимость этапа подготовки к взрослому возрасту. Социальная и технологическая организация общества настолько усложнилась, что для успешного вхождения в мир взрослых необходим ещё один возрастной период

[3][уточнить].

Периодизация подросткового возраста[ | ]

Советский психолог Д. Б. Эльконин[4] выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12—14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15—17 лет).

Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12[5] до 17[5] лет).

Согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10—19 лет (ранний подростковый возраст — 10—14 лет; поздний подростковый возраст — 15—19 лет)[6]. По данным ООН, на 2011 год в мире насчитывалось более миллиарда подростков[7].

Распространённое сейчас слово тинейджер[8] происходит от англ. teen — составной части в названиях чисел от 13 до 19, и англ. age — возраст, то есть тинейджер — буквально, лицо в возрасте 13—19 лет.

Задачи развития в подростковом возрасте[ | ]

Подростковый возраст[9] полон противоречий. Д. Б. Эльконин выделял возникающее у подростков и . Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать.[4]

Также существует разрыв между половым созреванием и социокультурным развитием. По множеству психологических и физиологических характеристик подросток соизмерим, но не равен взрослому[10].

В этот период перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между людьми.

Р. Хевигхерст выделяет следующие направления развития:[11]

  1. В связи с половым созреванием и физическими изменениями подростку необходимо построить новый телесный образ «Я», сформировать полоролевую идентичность;
  2. Важно развить навыки межличностного общения, вхождения в группу сверстников;
  3. Построить новые отношения в семье

encyclopaedia.bid

ОТРОЧЕСТВО — это… Что такое ОТРОЧЕСТВО?

  • отрочество — отрочество, а …   Русский орфографический словарь

  • отрочество — См. юность… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. отрочество детство, юность; возраст, малолетство Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • ОТРОЧЕСТВО — ОТРОЧЕСТВО, а, ср. Возраст между детством и юностью; период жизни в таком возрасте. | прил. отроческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ОТРОЧЕСТВО — англ. adolescence;;нем. Pubertat. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ОТРОЧЕСТВО

    — см. Подростковый возраст. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Отрочество — Подросток юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно национальных особенностей, а также пола (от 12 14 до 15 17 лет). В… …   Википедия

  • отрочество — отроческий, отрочество (неправильно отроческий, отрочество) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Отрочество — (ст.слав. – отросток) – период детства, охватывающий возрастной этап от семи до пятнадцати лет. Мальчика в этом возрасте называют отроком, в старославянском смысле работником, слугой, рабом. Девицу этого возраста называют отроковицей. По нашей… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • отрочество — paauglystė statusas T sritis švietimas apibrėžtis 11–15 m. amžiaus tarpsnis, pasižymintis sudėtingais fizinio ir psichinio vystymosi prieštaravimais. Jis sutampa su ikipubertetine ir pubertetine lytinio brendimo faze. Staigiai didėja ūgis ir… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • отрочество — переходный возраст между детством и юностью. см. пубертат. (Источник: Словарь сексуальных терминов) …   Сексологическая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    ОТРОЧЕСТВО — это… Что такое ОТРОЧЕСТВО?

  • отрочество — отрочество, а …   Русский орфографический словарь

  • отрочество — См. юность… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. отрочество детство, юность; возраст, малолетство Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • ОТРОЧЕСТВО — ОТРОЧЕСТВО, отрочества, мн. нет, ср. (книжн.). Переходный возраст между детством и юностью. Детство , Отрочество и Юность названия повестей Л.Толстого. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ОТРОЧЕСТВО — англ. adolescence;;нем. Pubertat. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ОТРОЧЕСТВО — см. Подростковый возраст. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Отрочество — Подросток юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно национальных особенностей, а также пола (от 12 14 до 15 17 лет). В… …   Википедия

  • отрочество

    — отроческий, отрочество (неправильно отроческий, отрочество) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Отрочество — (ст.слав. – отросток) – период детства, охватывающий возрастной этап от семи до пятнадцати лет. Мальчика в этом возрасте называют отроком, в старославянском смысле работником, слугой, рабом. Девицу этого возраста называют отроковицей. По нашей… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • отрочество — paauglystė statusas T sritis švietimas apibrėžtis 11–15 m. amžiaus tarpsnis, pasižymintis sudėtingais fizinio ir psichinio vystymosi prieštaravimais. Jis sutampa su ikipubertetine ir pubertetine lytinio brendimo faze. Staigiai didėja ūgis ir… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • отрочество — переходный возраст между детством и юностью. см. пубертат. (Источник: Словарь сексуальных терминов) …   Сексологическая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    ОТРОЧЕСТВО — это… Что такое ОТРОЧЕСТВО?

  • отрочество — отрочество, а …   Русский орфографический словарь

  • отрочество — См. юность… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. отрочество детство, юность; возраст, малолетство Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • ОТРОЧЕСТВО — ОТРОЧЕСТВО, отрочества, мн. нет, ср. (книжн.). Переходный возраст между детством и юностью. Детство , Отрочество и Юность названия повестей Л.Толстого. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ОТРОЧЕСТВО — ОТРОЧЕСТВО, а, ср. Возраст между детством и юностью; период жизни в таком возрасте. | прил. отроческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ОТРОЧЕСТВО — англ. adolescence;;нем. Pubertat. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Отрочество — Подросток юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно национальных особенностей, а также пола (от 12 14 до 15 17 лет). В… …   Википедия

  • отрочество — отроческий, отрочество (неправильно отроческий, отрочество) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Отрочество — (ст.слав. – отросток) – период детства, охватывающий возрастной этап от семи до пятнадцати лет. Мальчика в этом возрасте называют отроком, в старославянском смысле работником, слугой, рабом. Девицу этого возраста называют отроковицей. По нашей… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • отрочество — paauglystė statusas T sritis švietimas apibrėžtis 11–15 m. amžiaus tarpsnis, pasižymintis sudėtingais fizinio ir psichinio vystymosi prieštaravimais. Jis sutampa su ikipubertetine ir pubertetine lytinio brendimo faze. Staigiai didėja ūgis ir… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • отрочество — переходный возраст между детством и юностью. см. пубертат. (Источник: Словарь сексуальных терминов) …   Сексологическая энциклопедия

  • psychology.academic.ru

    Отрочество — это… Что такое Отрочество?

  • отрочество — отрочество, а …   Русский орфографический словарь

  • отрочество — См. юность… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. отрочество детство, юность; возраст, малолетство Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • ОТРОЧЕСТВО — ОТРОЧЕСТВО, отрочества, мн. нет, ср. (книжн.). Переходный возраст между детством и юностью. Детство , Отрочество и Юность названия повестей Л.Толстого. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ОТРОЧЕСТВО — ОТРОЧЕСТВО, а, ср. Возраст между детством и юностью; период жизни в таком возрасте. | прил. отроческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ОТРОЧЕСТВО — англ. adolescence;;нем. Pubertat. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ОТРОЧЕСТВО — см. Подростковый возраст. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Отрочество — Подросток юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно национальных особенностей, а также пола (от 12 14 до 15 17 лет). В… …   Википедия

  • отрочество — отроческий, отрочество (неправильно отроческий, отрочество) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • отрочество — paauglystė statusas T sritis švietimas apibrėžtis 11–15 m. amžiaus tarpsnis, pasižymintis sudėtingais fizinio ir psichinio vystymosi prieštaravimais. Jis sutampa su ikipubertetine ir pubertetine lytinio brendimo faze. Staigiai didėja ūgis ir… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • отрочество — переходный возраст между детством и юностью. см. пубертат. (Источник: Словарь сексуальных терминов) …   Сексологическая энциклопедия

  • spiritual_culture.academic.ru

    Отрочество — Традиция

    Отрочество на Руси.

    Отрочество — этап жизненного пути человека, период между детством и молодостью. Детей этого возраста обычно называли подростками; мальчика семи—двенадцати лет — недорослем, недокунком (это слово означало то, что он не достиг половой зрелости), мальцом, малолетком, а после двенадцати лет — уменьшительно-ласкательными словами «парнек», «парнишонок»; девочку — ярицей, а затем — подевьем, середой. В отдельных церемониальных ситуациях использовались также старинные слова «отрок» и «отроковица». Внешний облик подростков — как мальчиков, так и девочек — имел характерные особенности, приближаясь в основных чертах к облику парней и девушек. Мальчику стригли волосы «под горшок», оставляя открытыми уши, девочке заплетали косу.

    Костюмы подростков также были ориентированы на одежду, которую носила деревенская молодежь, но изготавливались преимущественно из старых родительских вещей, включали в себя меньшее количество предметов и почти не декорировались. Мальчики носили рубахи-косоворотки, штаны, пояса. Девочки надевали поверх рубах сарафаны или юбки, на голову — платки или ленточки. Кроме того, им позволялось носить серьги, колечки, бусы, ожерелья — самодельные или купленные в лавке по дешевой цене. Собственную верхнюю одежду дети получали лишь к концу подросткового периода, до этого времени они ходили в одежде взрослых. Что касается обуви, то в летнее время дети бегали по улице босиком, а зимой носили валенки, лапти или сапоги, в зависимости от достатка семьи.

    Родители считали теперь обязательным включить своего сына или дочь в хозяйственно-экономическую жизнь семьи, обучить ребенка крестьянскому труду и ремеслу, передать ему религиозно-нравственные представления. Обучение проходило под руководством матери, отца и других членов семьи по определенной, хорошо продуманной многими поколениями людей системе и строилось по принципу «делай, как я», при этом учитывались физические и психологические возможности детей в разные периоды отрочества. Взрослые понимали, что ребенок должен работать в меру своих сил и что ему надо давать «каждой трудности по разу». Девочка семи-восьми лет была обязана нянчить младших братьев и сестер. Кроме того, в этом возрасте девочке полагалось выполнять мелкую работу по дому и хозяйству: подметать ежедневно пол, поддерживать огонь в печке, присматривать за курами и гусями, приглядывать за пасущимися недалеко от дома без пастуха овцами или телятами. Девочка десяти-одиннадцати лет загоняла в хлев или на двор скотину с пастбища, принимала участие в полевых работах: вязала за матерью снопы, собирала оставшиеся на поле колоски, а также обучалась прясть, шить, ткать, помогала матери в приготовлении еды. В двенадцать-три-надцать лет она умела жать, шевелить сено на сенокосе, собирать мякину во время молотьбы, полоть грядки, доить коров, стряпать, стирать на речке, вышивать. К пятнадцати годам девочка приобретала все знания, необходимые крестьянской женщине, будущей хозяйке дома. Н. М. Григоровский, наблюдавший жизнь сибирской деревни, писал в 1879 г.:

    «В 15 лет девушка входит во все хозяйство и домашнюю работу. Она уже умеет отлично плавать на маленькой лодке, умеет жать, косить, метать сено, подчас боронить и даже неводить рыбу; умеет, конечно, подоить и коров, прясть, может сшить рубашку, платье, связать чулки; выучивается разными травами красить белую пряденую шерсть, умеет найти эти травы, а иногда и соткать из этой пряжи для себя юбку с разными цветными клетками, и даже имеет кухмистерские познания».

    Трудовое воспитание детей[править]

    Русские дети в поле. Знакомство с землёй.

    Подготовка мальчиков к трудовой деятельности была более длительной, так как мужская работа требовала большего физического напряжения. Парнишонок полностью осваивал всю мужскую работу лишь к семнадцати-восемнадцати годам. В семь-во-семь лет отец приучал своего сына ездить верхом на лошади, управлять конской запряжкой, гонять лошадь на водопой, начинал передавать ему азы ремесленного мастерства. В воспоминаниях уроженца алтайской деревни, отец которого занимался санным ремеслом, говорится: «Когда мне было около семи лет, я начал по-детски помогать отцу в его работе, делал зарубки на доске для заднего украшения саней и заячьей лапой мазал ворванью по дереву, чтобы придать ему желтоватый оттенок» (цит. по: Ми-ненко 1991, 111). В девять-десять лет мальчик-подросток летом помогал отцу в полевых работах: возил на поля навоз, разбрасывал его по пашне, участвовал в бороновании поля, подавал снопы в овин, иногда молотил рожь или пшеницу специально изготовленным по его росту цепом. В местностях, где были распространены лесные промыслы, а также промысловые охота и рыболовство, мальчики снабжали мужчин, находившихся далеко от деревни, всеми необходимыми припасами. Кроме того, они сами участвовали, объединяясь в небольшие артели, в ловле рыбы на дальних речках, в охоте на сусликов, колонков, кротов.

    Зимой десятилетний мальчик ездил с отцом в лес за дровами, помогал их пилить, колоть, складывать в поленницы, плел лапти, сидя в теплой избе на мужском месте у двери. Тринадцатилетнего мальчика отец приучал к пахоте. Подростку оставляли небольшой участок земли, давали соху или плуг, а потом проверяли качество работы. В это же время мальчик уже брал в руки косу. Ему позволяли косить около дома, на задворках деревни. Он получал возможность работать на хороших лугах вместе со взрослыми мужчинами только в семнадцать лет. Косьба была работой, требующей большой физической силы, выносливости и ловкости, т. е. качеств, которыми не мог обладать тринадцатилетний подросток. В шестнадцать-семнадцать лет мальчик-подросток приобретал навыки почти во всех мужских крестьянских работах, за исключением сева. Сев, как самая трудная и ответственная работа, осваивался обычно в восемнадцать лет. Параллельно с этим шло и обучение мальчиков ремеслам. Оно проходило, как правило, в зимнее время в течение двух-трех лет под руководством мастера. Воспитываясь в атмосфере труда, дети сами проявляли интерес к работе. Родители старались поддержать в ребенке это желание, дать ему дело, которое он мог бы выполнить хорошо, позволить ему заработать деньги, хоть и небольшие, своим трудом. Они считали важным, чтобы ребенок видел, что его работа нужна семье. Благодаря такому воспитанию дети не представляли себе, что можно не работать, не помогать отцу или матери. В детской среде было позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она «непряха», а о мальчике десяти лет, что он «только и может гонять бабки».

    Трудовое воспитание детей шло параллельно с воспитанием в них качеств, необходимых, по мнению крестьян, человеку для достойной жизни. Среди них на первом месте стояла любовь к «отчине». Понятие «отчина» было достаточно широким. Оно включало прежде всего родительский дом и родную деревню, любовь к которым старались привить ребенку с самого раннего детства. Считалось, что человек может быть счастлив только на своей земле, где жили и умерли его деды и прадеды. Детям внушали, что «родимая сторона — мать, а чужая — мачеха», «плоха та птица, которая свое гнездо не любит». Кроме того, «отчина» — это и вся «Земля Святорусская, Мать Рассея», которую также надо любить, гордиться ее героическим прошлым, сочувствовать ее бедам, защищать от вражеского нашествия. Русские люди старались воспитать своих детей почтительными к отцу и матери, а также к старшим по возрасту. Желание жить по собственному разумению, отказ «своему отцу покоритися и матери поклонити-ся», обиды, нанесенные старикам, рассматривались народной педагогикой как поступки, влекущие за собой несчастья. Подростков старались научить милосердию, жалости и состраданию к людям, потерпевшим бедствие, несчастным, убогим и нищим, умению прощать грехи ближним своим. Крестьяне воспитывали в детях чувство собственного достоинства, учили их «хранить честь смолоду». Понятие чести всегда связывалось с сознанием честного выполнения своего долга и исполнением взятых на себя обязательств. Жизнь семьи, деревни давала детям множество образцов для подражания. Большую роль в воспитании детей играли исторические предания, легенды, песни, сказки, бывальщины, которые рассказывали старые люди долгими зимними вечерами. В этих рассказах прошлое русского народа оценивалось как героическое, враги всегда изгонялись с родной земли, почтительный сын получал награду, вежливой, работящей девушке доставался хороший жених, человек, нагрубивший старику, терпел неудачу, а извинившись, получал награду.

    Усвоение православных традиций[править]

    В период отрочества мальчики и девочки усваивали православные традиции, с которыми их начинали знакомить обычно в семь-восемь лет. Прежде всего детей обучали молитвам и следили за тем, чтобы дети не забывали их произносить утром и вечером. Первая молитва, которую усваивал ребенок, носила импровизационный характер: «Пресвятая Богородица, спаси нас; помилуй нас, Господи; батюшка, милостивый Микола, сохрани нас, подай здоровьица тятьке, мамке, братцам, сестрицам, пошли нам хлебца, молочка» {Чарушин 1917, 206). Затем дети учили наизусть «Отче наш» и «Богородица, дево, радуйся», которые, по мнению русских, быстрее, чем другие молитвы, доходили до Бога и хорошо помогали в сложных жизненных обстоятельствах. В возрасте семи лет детей полагалось вести к исповеди и первому причастию. Это событие рассматривалось как очень важный этап в жизни маленького человека.

    Родители и крестные старались раскрыть ребенку смысл таинства. Первое причастие оказывало очень сильное духовное воздействие на ребенка и, как правило, оставляло след в его душе на всю жизнь. Дальнейшее приобщение детей к православию происходило благодаря посещению церкви и пению в церковном хоре, чтению Псалтири, молитвенников, житийной литературы. В период отрочества ребенок приобщался и к тем «отеческим знаниям», которое народное сознание сохранило со времен языческой Руси. Старшее поколение, желая помочь детям счастливо прожить жизнь, передавало им умение защититься от лешего и водяного, советовало, как с помощью магических действий предохранить скот от падежа, вызвать дождь, задобрить банника, спастись от лихорадки. Бабушка, отправляя внука в ночное, снабжала его яйцами, куском хлеба и говорила: «Как придешь, Миша, в ночное, так перво-наперво положи это под березку, да на том на самом месте и поклонись до земли три раза; не крестясь, поклонись и скажи: честной лес, муж богатый, дарю тебе подарок: хлеб, соль, белую рубаху и шелковый пояс. Прими от меня, раба Божьего, и сбереги мою скотину и в чистом поле, и в темном лесу».

    Усвоение обрядовой жизни деревни[править]

    В течение всего отроческого периода проводилось также постепенное включение подростков в обрядовую жизнь деревни. Дети «кормили» блином Коляду в ночь под Рождество, «кликали Мороз», чтобы он «не бил наш овес», в понедельник сыропустной недели встречали «широкую, веселую боярыню масленицу», а в Егорьев день обегали стадо с веткой вербы, чтобы коровы каждый вечер возвращались с пастбища домой. Дети участвовали также в обрядах, совершавшихся для предотвращения стихийных бедствий: засух, долгих проливных дождей, града, тяжелых туманов, весенних заморозков, пожаров. Они выходили на улицу и, обращаясь к природным стихиям, пели песенки-заклички. Дети были главными участниками обходов дворов в праздничные дни (в Рождество, Васильев день, Средокрестие, Пасху) с поздравлениями и с пожеланиями счастья и благополучия. Благодарные взрослые дарили им печенье-«козульки», пироги, крашеные яйца. Считалось, что детские пожелания добра и счастья обладают большей силой и будут скорее услышаны Богом, чем слова взрослых людей.

    Переход подростков в возрастную группу парней и девушек в древности отмечали специальными обрядами. В XIX в. они уже носили пережиточный характер и бытовали на ограниченной территории. В некоторых южнорусских деревнях, например, с наступлением у девочки первых месячных родители приглашали в дом родственниц. После обеда, который готовила сама девочка, ей полагалось показать родне свое умение прясть, ткать, шить, вышивать. В Рязанской губернии девочку в первую после наступления менструации Пасху водили по селу, предлагая всем встречным мужчинам: «Надо ли вам?» В Тульской губернии/де-вочек, вступающих в брачный возраст, выставляли в Пасху или Успение на всеобщее обозрение на сельской площади. Девушкам-«первогодкам» полагалось звонить в Пасху в колокола, оповещая всех о своей готовности к браку. Переход мальчика в следующий возрастной период отмечали скромнее. С началом первых поллюций в дом созывали родственников-мужчин, которым парнишонок демонстрировал свое умение запрячь лошадь, наколоть дрова, знание ремесел, и если получал одобрение собравшихся гостей, то считался взрослым человеком, готовым к браку. После этого все садились за праздничный стол.

    traditio.wiki

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *