Отрочество сколько это лет: Отрочество | это… Что такое Отрочество?

Содержание

Основные периоды жизни

Ахмет Дюсенбаев,
Научный сотрудник-хранитель
Музея истории казахстанской науки
РГП «Ғылым ордасы» МОН РК

Когда мне было четырнадцать лет, мой отец был

так глуп, что я с трудом переносил его, но когда

мне исполнился двадцать один год, я был изумлен,

насколько этот старый человек

за истекшие семь лет поумнел.

Марк Твен

Обычно у нас большинство людей отмечают юбилеи в 50, 55, 60, 65 лет и так далее. Но соответствуют ли отмечаемые «нулевые» даты реальным этапам человеческой жизни, ступеням биологической и социальной зрелости? В этом вопросе нам поможет возрастная физиология и психология.

Дифференциация возрастов и налагаемые ею особенности на отношения между людьми присутствуют во всех странах. Рассматриваемая проблема волновала мыслителей во все времена. Высказывание Конфуция: «В 15 лет я погрузился в учебу. В 30 обрел самостоятельность, в 40 избавился от сомнений, в 50 познал волю неба, в 60 научился отличать правду от лжи, в 70 я стал следовать желаниям моего сердца». Сложившиеся в нашем обществе возрастные стереотипы не во всем отличаются целесообразностью.

Норберт Винер сравнивал жизнь человека с пламенем свечи: в каждый момент мы те же и уже не те.

Для специалиста психофизиологические перемены от одной ступени жизни к другой видны невооруженным глазом. Ученые выявили взаимосвязь между возрастом и темпераментом, типами характеров и стилем поведения, установили также, что характер формируется к 17 годам, а трем типологическим группам характера соответствуют три ключевых периода жизни: импульсивному – молодость, конформному – зрелость и критичному – старость.

По данному поводу В. Белинский писал: «Человек имеет свои эпохи возрастания, не сообразуясь с которыми, можно затушить в нем всякое развитие».

Поскольку это модель, то здесь речь идет отенденциях, и границы возрастных периодов и этапов условные. Это своеобразный идеал, к которому человек должен стремиться по мере своих возможностей. Импульсивный тип – напористый, активный, энергичный. Конформный – гибкий, податливый, осторожный. Критичный – принципиальный, придирчивый, рациональный.

Самому экспрессивному, крикливому, шумливому и слезливому истеричному периоду жизни отводится всего один год, но это самый интенсивный временной отрезок молодости.

Применительно к этому вопросу очень точно замечено А. Шопенгауэром: «Час ребенка длиннее, чем день старика».

В пору подсознательно пребывающего младенчества (1 год) ребенок растет и развивается чрезвычайно быстро, и оно, включая внутриутробный период (изучаемый самостоятельной наукой – эмбриологией) по своей значимости равносильно последующему 12-летию.

Особенность данного возраста удачно раскрыта С. Торайгыровым: «Вот я – младенец. Начинаю путь! Я – ангел. Я не ведаю стыд. Всегда я волен, и во всем я прав. Расту я по часам – мятежно, навзрыд!»

В беззаботном детстве (1-13 лет) наблюдается самая высокая общая двигательная активность. Условно можно разбить его на три этапа: ясельный(1-3 года), детсадовский(3-7 лет) и младший школьный(7-13 лет), когда эмоциональность психики постепенно убывает и динамизм становится уже более осознанным и менее подсознательным, чем прежде.

Оригинально высказывание по этому поводу у Амброза Бирс: «Детство – это период жизни, промежуточный между идиотизмом младенчества и безрассудством юности; находится в двух шагах от греха зрелости и в трех – от раскаяния старости».

В потенциально мобильной молодости (13-25 лет) хотя высокий динамизм психики еще сохраняется, но тем не менее малозаметно, исподволь подкрадывается пластичность психики. В эту пору прекрасно сочетаются два ценных свойства характера – импульсивность и конформность.

Этот период тоже состоит из трех этапов: отрочество(13-17 лет), юность(17-21 год) и венец молодости(21-25 лет). Если на первом этапе преобладает динамизм психики, то на третьем уже превалирует ее пластичность.

Так восторгался молодостью Омар Хайям: «Юность – птица: не помню, когда прилетала. И когда унеслась, легкокрылая, вдаль».

Об этом свидетельствует короткая, но яркая жизнь смелых и благородных людей. Например,А. Молдагулова прожила 18 лет, Жанна Д’Арк 19 лет, М. Маметова 20 лет, Э. Галуа 21 год, Н. Абдиров 23, Н. Добролюбов 25.

Около половины общего развития умственных способностей у детей проходит в первые три года жизни, треть – между тремя и семью, остальное – между семью и семнадцатью годами. Не менее велико значение этих лет и для формирования эмоциональной сферы для всей последующей жизни. Вот как писал о «необозримости» одного лишь периода молодости-отрочества Борис Пастернак: «Сколько бы нам потом ни набегало десятков, они бессильны заменить этот ангар, в который мы залетаем за воспоминаниями, порознь и кучно, днем и ночью, как учебные аэропланы за бензином. Другими словами, эти годы в нашей жизни составляют часть, превосходящую целое, и Фауст, переживший их дважды, прожил сущую невообразимость, измеряемую только математическим парадоксом».

Взрелом возрасте(25-61) реакция организма, скорость психических процессов заметно уступают предыдущему периоду, но зато больше уступчивости в стратегии поведения, чем в молодости.

Человек становится более осторожным, сдержанным и внимательным, хотя и несколько уклончивым, начинает уверенно использовать собственный жизненный опыт.

С этой высоты иронично воскликнул Анри Этьенне: «Если бы молодость знала, если бы старость могла!»

Начальному этапузрелостиактивноплодотворному возрасту (25-37) – в большей степени свойственно сочетание высокого динамизма психических процессов с гибкостью поведения, или, говоря иначе, налицо пластично-динамичное проявление психики. В творческом плане данный этап наиболее продуктивен. Именно в этом возрасте одаренные люди чаще всего испытывают взлет интеллектуальных способностей. Ярким примером тому служат жизнь и творчество великих людей.

Однако некоторые, по определению Конфуция, лишь огорчают близких:«Тот, кто дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, конченый человек».

Не преодолели рокового возраста: Н. Абель (27 лет), М. Лермонтов (27 лет),

В. Цой(28 лет), Ч. Валиханов (29 лет), С. Есенин (30 лет), А. Македонский (33 года), А. Грибоедов (34 года), В. Чкалов (34 года), Ю. Гагарин (34 года),  В. Моцарт (35 лет), Дж. Байрон (36 лет), принцесса Диана (36 лет), А. Пушкин (37 лет), Ван Гог (37 лет), В. Белинский (37 лет), А. Рембо (37 лет), В. Маяковский (37 лет).

Для среднего этапавершины зрелости (37-49 лет) – характерно наиболее рациональное и результативное поведение. Это «золотая пора», когда человек накопил много знаний, жизненного опыта, профессиональных навыков и достиг вершины своих потенциальных возможностей. Это пиксоциальной зрелости и служебной карьеры, возраст новых лидеров.

В лучших традициях восточной мудрости рассуждал древнетюркский мыслитель Юсуф Баласагуни:

«Сорокалетье – вот рубеж извечный. Попутный ветер был, теперь он встречный». 

Не достигли полувекового возраста: Муса Джалиль(38 лет), Эрне́сто Че Гева́ра (39 лет), Джэк Лондон (40 лет), А. Блок (41 год), Ф. Магеллан (41 год), Джо Дассен (42 год), В. Высоцкий (42 года), Н. Гоголь (43 года), А. Чехов (44 года), С. Сейфуллин (44 года), И. Шиллер (46 лет), Кенесары (46 лет), Дж. Кеннеди (46 лет), Аттила (47 лет), Т. Шевченко (47 лет), А. Колчак (47 лет), С. Юлаев (48 лет),  Л. Корнилов (48 лет), Эдит Пиаф (48 лет), Ж. Фуко (49 лет), Ф. Дзержинский (49 лет).

Позднему этапу зрелости – солидному возрасту (49-61 год) – соответствует все еще гибкое, но несколько степенное поведение, то есть субпластичность психики. По существу это посткульминационный этап, когда человек становится уже менее убежденным и более осторожным, чем раньше, обретает степенность и внешнюю солидность, начинает впервые ностальгически оглядываться назад, вспоминать невозвратимые годы юности, причем в каких-то случаях стараясь походить на импульсивных молодых людей.

Прожили более полувека: Майкл Джексон (50 лет), Ж.Б. Мольер (51), О. Бальзак (51), Б. Наполеон (52), Петр I (53), В. Ленин (53), М. Ломоносов (54), Х. Колумб (55), Шакен Айманов (56), Авиценна (57), Л. Бетховен (57), А. Мицкевич (57), Г. Гейне (59), Стендаль (59), Г. Флобер (59), Абай (59), Ф. Достоевский (60), Д. Боккаччо (61), Г. Гегель(61), А. Ампер (61), Н. Чернышевский (61).

В большинстве случаев тактичны люди пожилогопредстарческого  возраста (61-73 года). В это время человек склонен поучать других, мудрствовать, а порою излишне. Иногда от этих «мудрецов» уходят собственные дети, такчто старики тянутся к внукам. К этим годам люди действительно накапливают много знаний ибольшой жизненный опыт. Это почтенный возраст, и такие люди заслуживают уважительного отношения в семье и обществе. Но они выглядят несколько навязчивыми.

Их душевное состояние изнутри высветил 43-летний Абай: «В кручине, в бессоннице ты весь поник. Гнев – горький яд, думы – желчь, ты уже старик!»  Прожили на свете более 60 лет: Н. Лобачевский(63 года), А. Нобель (63), М. Копеев (63), Ф. Рузвельт (63), А. Собчак (63), К. Сатпаев (64), Хафиз (65), Тамерлан (69), Абылайхан (70), Б. Момышулы (71), Чингисхан (72), Имам Шамиль (72), Ч. Дарвин (73).

Как правило, в значительной степени категоричен старческий возраст (73-85 лет), когда человек становится замкнутым, вдумчивым и критичным – чаще, или самокритичным – реже. Характер все больше обретает черты упрямого и убежденного интроверта, обращенного в свой внутренний мир. Высокий динамизм психической деятельности сменяется инертностью психофизиологических процессов. Это возраст мудрецов – людей рассудительных, их девиз – семь раз отмерь! Данная возрастная категория избегает шумных, веселых компаний так же, как и одежды ярких и броских расцветок. Они предпочитают уединение, критикуют всех, особенно молодежь, за что их называют ворчунами.

О чем говорил великий персидский математик и астроном: «Старость– дерево, корень которого сгнил. Возраст алые щеки мои посинил. Крыша, дверь и четыре стены моей жизни. Обветшали и рухнуть грозят со стропил».

Значительно дольше прожили А. Ясауи (73года), М. Ганди (79), А. Маргулан (80), Л. Толстой (82),Саади (85), Г. Потанин (85).

Сентиментальны в основном престарелые (85-97 лет) люди. Для них свойственный депрессивный стиль поведения является зеркальным отражением экспрессивного младенчества с противоположным знаком, поскольку чрезмерно повышенная эмоциональность психики, угасая, сменяется на сенситивность, то есть на сверхчувствительность и легкую ранимость, когда нет слез на глазах, как это бывает у младенцев, но тайком плачет легкоранимая мнительная душа.

Как писал Рудаки: «Да, был я молод и счастлив, имел все блага земли.  Недаром Саманиды меня высоко вознесли. Но годы весны сменились годами суровой зимы. Дай посох! Настало время для посоха и сумы».

Все меньше тех, кому выпало долголетие: М. Тэтчэр (88 лет), Ш. Чокин (90), Н. Мандела (95), Жамбыл (99).

Период престарелого возраста начинается в 85 лет и от этой вершины до 100 лет уже остается чуть больше одного «круга» сегментного возраста, то есть «мушел». Это удел глубокой старости.

Удел не из легких и простых, считал Омар Хайям: «Книга жизни моей перелистана – жаль! От весны, от веселья осталась печаль».

Все эти вышеперечисленные периоды укладываются в 12-летний цикл восточного календаря, где каждый круг называется «мушел», что означает «сегмент». Пик социальной зрелости приходится на 43-й год жизни, а зрелость завершается в 61 год, период старости начинается с 73 лет.

Видимо, по этой причине японцы и корейцы отмечают 1 год и справляют юбилей в 61, не признавая «нулевых» дат.

Детство завершается в 13 лет, когда начинается физиологическая зрелость, одним из важных критериев которой является начало половой зрелости. Молодость завершается в 25 лет, и это не просто четверть века, а пик биологической зрелости, за которой следует уже социальная зрелость, когда человек способен принимать самостоятельные решения, поскольку мозг уже обладает достаточным набором нужной и полезной информации для этого.

Перешагнув этот рубеж, отговорил милым языком сверстников С. Есенин: «Я полон дум о юности веселой, но ничего в прошедшем мне не жаль».

Осознают ли дети, что старше 13 лет они уже не маленькие? Понимают ли сами молодые люди, что в 25 лет они переступили порог зрелости? В личностном плане у дам «бальзаковский возраст» зрелость или перезрелость? В 50 лет человек считает себя кем: молодым, взрослым, пожилым или стариком? А после 61, за 73?

На подобную крайность в свое время обратил внимание Омар Хайям: «Тот, кто с юности верует в собственный ум, стал в погоне за истиной сух и угрюм. Притязающий с детства на знание жизни, виноградом не став, превратился в изюм».

 В повседневной суете мы не придаем этому большого значения, и во многих семьях столь важный вопрос жизни всерьез не рассматривается. Часто мы снижаем требования к своим домочадцам, жалея их без всякого на то основания. В результате чего нередко вырастают безответственные великовозрастные детины. До иждивенческой психологии отсюда лишь один шаг. Предостерегает от такого подхода народная педагогика. 

И индивиду, и обществу в наибольшей степени важен период зрелости, особенно его первый этап, приходящийся на годы становления личности (25-37 лет), который выделяется у всех народов. На Западе – это «джентльмен», с которым можно «иметь дело». У русского народа – это «добрый молодец», у казахов – «джигит». Названия разные, но суть одна.

О необходимости сочетания молодых и старых сил говорит и тот факт, что многие выдающиеся люди прожили менее полувека, а оставили в истории глубокий след. В идеале смысл жизни человека не в количестве прожитых лет, а в поступках, свершениях и делах созидательных на благо другим. Но при всем этом народная традиция уважения к старости должна быть возрождена.

На редеющие ряды указывал А.С. Пушкин, ссылаясь на изречение из поэмы Саади «Бустан»: «Иных уж нет, а те далече, как Саади некогда сказал».

Каждый человек растет и развивается, а затем стареет незаметно для окружающих, и это вполне естественно. Поэтому границы возрастных периодов размытые. Обычно мы говорим: 2-3 года – пора ребенку идти в детский сад, 6-7 лет – в школу, 16-17 лет пришло время продолжить учебу или начинать работать. Эти стандарты общество освоило давно, и тут особых проблем нет.

Другое дело в отношении к последующим возрастным периодам, когда таких общепринятых критериев нет. У нас от 17 до 63 лет, кроме круглых дат не имеется общепринятых жизненных этапов, что зачастую приводит к путанице. Дети, родители, педагоги и в целом общество на этом фоне зачастую снижают требования к человеку. Хотя говорим мы часто: «Тебе столько лет, и ты еще ребенок!», это чаще звучит неубедительно, голословно, так как не аргументировано в виде социальной нормы. Поэтому нужно выработать единый стандарт по возрастам с учетом достижений геронтологии, чтобы люди знали о себе, на каком этапе жизни они живут, учатся или трудятся.

Вольтером не случайно сказано: «Тот, кто не ведет себя соответственно своему возрасту, всегда расплачивается за это».

В этом деле, на наш взгляд, наиболее подходящий критерий – это «мушел». Подобный подход, бесспорно, облегчит человеку осознавать свою роль в обществе, не забывая обязанности перед Отечеством и близкими людьми. Да и обществу, окружающим поможет правильнее строить свои отношения с каждым.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». 8 (7172) 57 14 08 (вн — 1164)

Толстой «Отрочество» краткое содержание по главам повести – читать пересказ для 7 класса

10 мин.

Лев Толстой

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 3631.

Обновлено 17 Января, 2022

О произведении

Повесть «Отрочество» Л. Н. Толстого была написана в 1852 – 1853 годах, став вторым произведением в псевдоавтобиографической трилогии автора. Повесть относится к литературному направлению реализм. В «Отрочестве» Толстой описывает события из жизни подростка: как он реагирует на окружающий мир и что чувствует по отношению к близким людям. Вместе с главным героем читатель преодолевает сложный путь становления и взросления личности.

Наше краткое содержание «Отрочество» по главам поможет подготовиться к уроку или проверочной работе по литературе в 7 – 8 классах, а также быстро ознакомиться с сюжетом произведения.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Место и время действия

События повести происходят в первой половине XIX века в России, в Москве.

Главные герои

  • Николай (Николенька) Иртеньев – эмоциональный юноша, тонко переживающий свое отрочество, от его лица ведется повествование. На момент начала событий ему четырнадцать лет.
  • Володя (Владимир) – старший брат Николая, «был пылок, откровенен и непостоянен в своих увлечениях».
  • Бабушка Николая по матери – у нее жила семья Николая в Москве.

Другие персонажи

  • Отец Николая.
  • Катя (Катенька), Любочка – сестры Николая.
  • Карл Иваныч – первый гувернер в семье Николая.
  • Сен-Жером (St.-Jérôme) – француз, второй гувернер в семье Николая.
  • Маша – горничная двадцати пяти лет, нравилась Николаю.
  • Василий – портной, возлюбленный Маши.
  • Дмитрий Нехлюдов – приятель Владимира, а затем и близкий друг Николая.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Глава 1

Семья Николеньки переезжает в Москву. За четыре дня поездки мальчик увидел множество «новых живописных мест и предметов». Когда извозчик позволил Николеньке некоторое время править лошадьми, он почувствовал себя совершенно счастливым.

Глава 2

В один из жарких вечеров в дороге их застала сильная гроза. Николенька восхищен и одновременно боится буйства стихии, его переполняют эмоции: «Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа».

Глава 3

Сидя в бричке, Николенька и Катя обсуждают, что по приезде в Москву будут жить у бабушки. Мальчику кажется, что сестра отдаляется от них, на что Катя отвечает: «нельзя же всегда оставаться одинаковыми; надобно когда-нибудь и перемениться».

Николенька впервые в жизни понимает, что есть и другая жизнь людей, которые даже не знают о существовании его семьи.

Глава 4

Семья Николеньки приехала в Москву. Увидев постаревшую бабушку, мальчик испытывает к ней сострадание. Отец практически не занимается детьми, живя во флигеле. У мальчиков и девочек появились свои секреты.

Глава 5

Николенька «был только годом и несколькими месяцами моложе Володи», но именно в это время мальчик начинал понимать различия между ним и братом. Володя «во всем стоял выше» Николеньки, братья постепенно отдаляются друг от друга.

Глава 6

Николенька начинает обращать внимание на двадцатипятилетнюю Машу. Но случайно он становится свидетелем любовной сцены между служанкой и Володей. Николеньке хотелось «быть на месте шалуна Володи». Однако будучи очень стыдливым и считая себя уродливым, мальчик так и не решается подойти к Маше.

Глава 7

Бабушка узнает о том, что мальчики игрались с порохом. Женщина считает, что это недочет воспитания и, уволив гувернера-немца Карла Иваныча, заменяет его «молодым щеголем французом».

Главы 8-10

Перед отъездом Карл Иваныч рассказал Николеньке, что его судьба была несчастлива с самого детства. Гувернер был внебрачным сыном графа фон Зомерблат, поэтому отчим его не любил. В 14 лет Карла отдали учиться к сапожнику, а затем ему пришлось пойти в солдаты вместо брата. Мужчина попал в плен, откуда ему удалось сбежать. Затем Карл долгое время проработал на канатной фабрике, но, полюбив жену хозяина, сам покинул привычное место.

В Эмсе Карл Иваныч знакомится с генералом Сазиным, который помогает ему уехать в Россию. После смерти генерала его наняла гувернером мать Николеньки. За годы службы Карл Иваныч очень привязался к своим воспитанникам.

Глава 11

В день рождения Любочки к ним приехали «княгиня Корнакова с дочерьми, Валахина с Сонечкой, Иленька Грап и два меньших брата Ивиных». Но Николенька и Володя с утра занимаются историей. Учитель ставит Николеньке единицу за невыученный урок, а вторую – за поведение.

Глава 12

За обедом отец попросил Николеньку принести из флигеля конфеты для именинницы. В комнате отца мальчика привлек маленький ключик от портфеля. По неосторожности Николенька, закрывая замок, ломает ключик.

Глава 13

После праздничного обеда дети играют в игры. Николеньке все время попадаются в пару или сестра или некрасивые княжны, что вызывает у него досаду.

Глава 14

Гувернер Сен-Жером узнает о полученной мальчиком утром единице и велит ему идти наверх. Николенька показывает воспитателю язык. Возмущенный гувернер грозит наказать мальчика розгами, но Николай не только не послушался, но еще и ударил воспитателя. Сен-Жером запирает мальчика в чулане.

Глава 15

Сидя в чулане, Николенька ощущает себя очень несчастным. Мальчик представляет, будто он не сын своих родителей и как будет плакать гувернер, если Николай вдруг умрет.

Главы 16-17

Всю ночь Николенька провел в чулане, и только на другой день его перевели в маленькую комнату. Вскоре St.-Jérôme отвел мальчика к бабушке. Женщина заставляет внука попросить прощения у гувернера. Однако Николенька, расплакавшись, отказывается извиниться, чем доводит бабушку до слез.

Выбежавшего от бабушки мальчика встречает возмущенный отец – он заметил поломку ключа. Николай, жалуясь на гувернера, пытается все объяснить, но его рыдания переходят в конвульсии и он теряет сознание. Обеспокоенные здоровьем мальчика домашние простили его. Однако после случившегося Николай возненавидел Сен-Жерома.

Глава 18

Николенька наблюдает за «занимательным и трогательным романом» Маши и Василия. Дядя девушки запрещает им жениться, отчего влюбленные очень страдают. Николенька искренно сочувствовал печали Маши, но «никак не мог постигнуть, каким образом такое очаровательное создание, <…> могло любить Василья».

Глава 19

Николенька много времени проводит в размышлениях о назначении человека, бессмертии души, человеческом счастье, смерти, идеях скептицизма.

Глава 20

Володя готовится к поступлению в университет. Николенька завидует брату. Володя отлично сдает экзамены, становится студентом. Теперь он «уже один в собственном экипаже выезжает со двора, принимает к себе своих знакомых, курит табак, ездит на балы».

Глава 21

Николенька сравнивает Катеньку и Любочку, отмечая, как девочки изменились. «Катеньке шестнадцать лет; она выросла» и кажется мальчику больше «похожей на большую». Любочка же совсем другая – она «во всем проста и натуральна».

Глава 22

Отец Николая выигрывает крупную сумму, начинает чаще наведываться к бабушке. В один из вечеров, когда Любочка играла на фортепиано «мамину пьесу», Николенька особенно остро замечает сходство между сестрой и матерью.

Глава 23

Умирает бабушка. «Несмотря на то, что дом полон траурных посетителей, никто не жалеет о ее смерти», кроме горничной Гаши. Через шесть недель стало известно, что свое имение бабушка оставила Любочке, назначив опекуном не отца, а князя Ивана Ивановича.

Глава 24

Николеньке остается несколько месяцев до поступления в университет на математический факультет. Он становится взрослее, начинает уважать гувернера. Николай просит у отца позволения на женитьбу Василия и Маши, и они женятся.

Главы 25-26

Николаю нравилось проводить время в обществе знакомых Володи. Внимание юноши особенно привлекает князь Дмитрий Нехлюдов, с которым у Николая завязываются дружеские отношения.

Глава 27

Николай и Дмитрий дают «себе слово никогда ни с кем и ничего не говорить друг о друге». Юноша очень быстро перенял идеализированные взгляды Нехлюдова – считал возможным «исправить все человечество, уничтожить все пороки и несчастия людские».

«А впрочем, Бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и кто виноват в том, что они не осуществились?..»

И что в итоге?

Николай (Николенька) Иртеньев — сдружившись с князем Нехлюдовым, быстро перенимает его идеализированные взгляды и мечтает заняться самосовершенствованием и исправить человечество, уничтожить все пороки и несчастья.

Володя (Владимир) — становится студентом, ведёт светскую жизнь.

Бабушка Николая по матери — умирает, оставив имение Любочке.

Маша и Василий — благодаря содействию Николеньки женятся.

Заключение

В повести «Отрочество» Толстой мастерски проанализировал и изобразил процесс взросления души главного героя. Отрочество Николая начинается после серьезной утраты – смерти матери, вслед за которой в жизни героя следуют не только значительные внешние (переезд в Москву), но и внутренние перемены. У героя меняется восприятие окружающего мира, он находится в постоянных размышлениях о смысле происходящего, старается познать все многообразие жизни. Через образ Николая автор передал тонкую психологию подростков, поэтому гениальное произведение остается актуальным и сегодня.

Советуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Отрочества» Толстого, оценив полный вариант повести.

Тест по повести

Небольшой тест на знание краткого содержания повести Льва Толстого:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Таня Гончарук

    10/14

  • Никита Мешков

    14/14

  • Радмир Киселёв

    14/14

  • Сергей Бодров

    13/14

  • Сергей Лукьянцев

    14/14

  • Fuck Fuck

    13/14

  • Тимошенко Валерия

    14/14

  • Даниил Равкуть

    14/14

  • Лия Мельнина

    9/14

  • Виктория Куцко

    13/14

Рейтинг пересказа

4. 7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 3631.


А какую оценку поставите вы?

Здоровье подростков

Здоровье подростков
    • All topics »
    • A
    • B
    • C
    • D
    • E
    • F
    • G
    • H
    • I
    • J
    • K
    • L
    • M
    • N
    • O
    • P
    • Q
    • R
    • S
    • T
    • U
    • V
    • W
    • x
    • y
    • Z
  • x
  • Z
  • .0003
  • Ресурсы »
    • Бюллетени
    • Факты в картинках
    • Мультимедиа
    • Публикации
    • Вопросы и Ответы
    • Инструменты и наборы инструментов
    • Популярный »
      • Загрязнение воздуха
      • Коронавирусная болезнь (COVID-19)
      • Гепатит
      • оспа обезьян
    • Все страны »
    • A
    • B
    • C
    • D
    • E
    • F
    • G
    • H
    • I
    • J
    • K
    • L
    • M
    • N
    • O
    • P
    • Q
    • R
    • S
    • T
    • U
    • V
    • W
    • X
    • Y
    • Z
    • Регионы »
      • Африка
      • Америка
      • Юго-Восточная Азия
      • Европа
      • Восточное Средиземноморье
      • Западная часть Тихого океана
    • ВОЗ в странах »
      • Статистика
      • Стратегии сотрудничества
      • Украина ЧП
    • все новости »
      • Выпуски новостей
      • Заявления
      • Кампании
      • Комментарии
      • События
      • Тематические истории
      • Выступления
      • Прожекторы
      • Информационные бюллетени
      • Библиотека фотографий
      • Список рассылки СМИ
    • Заголовки »
    • Сосредоточиться на »
      • Афганистан кризис
      • COVID-19 пандемия
      • Кризис в Северной Эфиопии
      • Сирийский кризис
      • Украина ЧП
      • Вспышка оспы обезьян
      • Кризис Большого Африканского Рога
    • Последний »
      • Новости о вспышках болезней
      • Советы путешественникам
      • Отчеты о ситуации
      • Еженедельный эпидемиологический отчет
    • ВОЗ в чрезвычайных ситуациях »
      • Наблюдение
      • Исследовать
      • Финансирование
      • Партнеры
      • Операции
      • Независимый контрольно-консультативный комитет
      • Призыв ВОЗ о чрезвычайной ситуации в области здравоохранения 2023 г.
    • Данные ВОЗ »
      • Глобальные оценки здоровья
      • ЦУР в области здравоохранения
      • База данных о смертности
      • Сборы данных
    • Панели инструментов »
      • Информационная панель COVID-19
      • Приборная панель «Три миллиарда»
      • Монитор неравенства в отношении здоровья
    • Основные моменты »
      • Глобальная обсерватория здравоохранения
      • СЧЕТ
      • Инсайты и визуализации
      • Инструменты сбора данных
    • Отчеты »
      • Мировая статистика здравоохранения 2022 г.
      • избыточная смертность от COVID
      • DDI В ФОКУСЕ: 2022 г.
    • О ком »
      • Люди
      • Команды
      • Состав
      • Партнерство и сотрудничество
      • Сотрудничающие центры
      • Сети, комитеты и консультативные группы
      • Трансформация
    • Наша работа »
      • Общая программа работы
      • Академия ВОЗ
      • Деятельность
      • Инициативы
    • Финансирование »
      • Инвестиционный кейс
      • Фонд ВОЗ
    • Подотчетность »
      • Аудит
      • Программный бюджет
      • Финансовые отчеты
      • Портал программного бюджета
      • Отчет о результатах
    • Управление »
      • Всемирная ассамблея здравоохранения
      • Исполнительный совет
      • Выборы Генерального директора
      • Веб-сайт руководящих органов
      • Портал государств-членов
    • Дом/
    • Вопросы здравоохранения/
    • Здоровье подростков

    ЮНИСЕФ/Осе
    учеников общаются за пределами своего класса в начальной школе Дима Гуранда в округе Себета в регионе Оромия, Эфиопия.

    © Кредиты

    Фактические бюллетени

    Вопросы и ответы

    Базы данных и инструменты

    • Данные подростка
    • Глобальные действия для измерения подросткового здоровья (GAMA)
    • . Обследование здоровья учащихся (GSHS)
    • Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья (HBSC)

    Техническая работа

    • Отделение здоровья подростков и молодежи
    • Здоровье матерей, новорожденных, детей и подростков и старение
    • Сексуальное и репродуктивное здоровье и исследования, включая Специальную программу исследований репродукции человека (HRP), спонсируемую ООН
    • Питание и безопасность пищевых продуктов
    • Предупреждение насилия

    Новости

    Все →

    Наша работа

    События

    Все →

    Прожектор

    Совершеннолетие: здоровье подростков

    ВОЗ В центре внимания Сейчас в мире больше молодых людей, чем когда-либо прежде: из 7,2 миллиарда человек во всем мире более 3 миллиардов моложе 25 лет, что составляет 42% населения мира. Около 1,2 миллиарда из этих молодых людей — подростки в возрасте от 10 до 19 лет.годы.

    Все →

    В этом отчете представлен наиболее полный и актуальный синтез фактических данных по этой важной теме, в котором документированы серьезные неудачи, вызванные COVID-19…

    Глобальное репродуктивное здоровье, здоровье матерей, новорожденных, детей и подростков Отчет об обзоре политики для региона Западной части Тихого океана, 2020 г.0401

    Отделы ВОЗ для матерей, новорожденных, Здоровье и старение детей и подростков (MCA), Питание и безопасность пищевых продуктов (NFS) и сексуальные и Репродуктивная…

    Инфографика

    Все →

    Инфографика

    Девочки-подростки и молодые женщины, пережившие насилие, имеют особые потребности

    Инфографика

    Эндометриозом страдает каждая десятая женщина и девочка репродуктивного возраста.

    Инфографика

    Симптомы эндометриоза включают:

    Инфографика

    Эндометриоз может вызывать сильную боль, беспокойство и депрессию и может мешать людям с этим заболеванием ходить на работу или в школу

    Видео

    Все →

    21 июня 2021 г.

    Превратить каждую школу в школу, способствующую укреплению здоровья

    18 ноября 2020 г.

    Права человека: всестороннее половое просвещение

    18 ноября 2020 г.

    Права человека: материнская смертность и заболеваемость

    Темы, связанные со здоровьем

    Подростковый возраст | Определение, характеристики и этапы

    подростковый возраст

    Все СМИ

    Похожие темы:
    развитие человека тело человека среднее образование половое созревание молодость

    Просмотреть весь соответствующий контент →

    Популярные вопросы

    Как определяется подростковый возраст?

    Подростковый возраст — это переходная фаза роста и развития между детством и взрослой жизнью. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет подростка как любого человека в возрасте от 10 до 19 лет..

    Во всех ли культурах существует подростковый возраст?

    Почти во всех культурах подростковый возраст считается стадией развития. Однако продолжительность и переживания подросткового возраста сильно различаются в зависимости от культурного спектра.

    Какие изменения происходят в подростковом возрасте?

    Многие изменения происходят в подростковом возрасте. Среди них выделяются физические изменения, включая половое созревание, а также социальные и психологические изменения с развитием навыков рассуждения, рационального мышления и моральных суждений.

    Резюме

    Прочтите краткий обзор этой темы

    подростковый возраст , переходная фаза роста и развития между детством и взрослой жизнью. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет подростка как любого человека в возрасте от 10 до 19 лет. Этот возрастной диапазон подпадает под определение ВОЗ молодых людей , которое относится к лицам в возрасте от 10 до 24 лет.

    Однако во многих обществах подростковый возраст тесно связан с половым созреванием и циклом физических изменений, кульминацией которых является репродуктивная зрелость. В других обществах подростковый возраст понимается в более широком смысле, охватывающем психологические, социальные и моральные аспекты, а также строго физические аспекты взросления. В этих обществах термин подростковый возраст обычно относится к периоду между 12 и 20 годами и примерно эквивалентен слову подростки .

    Еще из Britannica

    психическое расстройство: расстройства, обычно впервые проявляющиеся в младенчестве, детстве или подростковом возрасте

    В подростковом возрасте возникают проблемы эмоциональной (если не физической) разлуки с родителями. Хотя это чувство разделения является необходимым шагом в установлении личных ценностей, переход к самодостаточности заставляет многих подростков приспосабливаться. Более того, подростки редко играют свою собственную роль в обществе, вместо этого они занимают неоднозначный период между детством и взрослой жизнью. Эти вопросы чаще всего определяют подростковый возраст в западных культурах, и реакция на них частично определяет характер взрослой жизни человека. Также в подростковом возрасте человек испытывает всплеск сексуальных чувств после скрытой сексуальности детства. Именно в подростковом возрасте человек учится контролировать и направлять сексуальные побуждения.

    Некоторые специалисты считают, что трудности подросткового возраста преувеличены и что для многих подростков процесс взросления проходит в основном мирно и спокойно. Другие специалисты считают подростковый возраст интенсивным и часто стрессовым периодом развития, характеризующимся специфическими типами поведения.

    Физический и психологический переход

    Стереотипы, изображающие подростков мятежными, рассеянными, легкомысленными и дерзкими, не беспрецедентны. Молодые люди претерпевают многочисленные физические и социальные изменения, из-за чего им зачастую трудно понять, как себя вести. Во время полового созревания молодые тела становятся сильнее и наполняются гормонами, которые стимулируют желания, необходимые для сохранения вида. В конечном счете, действия в соответствии с этими желаниями побуждают людей преследовать задачи по зарабатыванию на жизнь и созданию семьи.

    Исторически сложилось так, что многие общества установили для пожилых людей формальные способы помочь молодым людям занять свое место в обществе. Инициации, поиски видений, индуистские ритуалы жизненного цикла самскары и другие церемонии или обряды посвящения помогали молодым мужчинам и женщинам совершить переход от детства к взрослой жизни. Выдающейся чертой таких обрядов совершеннолетия был акцент на обучении надлежащей одежде, поведению, морали и другим видам поведения, соответствующим взрослому статусу.

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

    Горные племена Кумауни на севере Индии представляют собой яркий пример культуры, в которой традиционно отмечаются определенные этапы в жизни каждого ребенка. Когда девушка достигает половой зрелости, ее дом украшают замысловатые изображения взросления некой богини, за которой ухаживает юный бог, и богатая свадебная процессия сопровождает ее в храм. Антрополог Линн Харт, жившая среди кумауни, отметила, что каждый ребенок растет в центре внимания семьи, зная, что его или ее жизнь перекликается с жизнью богов. Хотя поведение подростков Кумауни может сбить с толку их старших, племенные традиции облегчают прохождение через этот этап жизни, помогая молодым людям почувствовать связь со своим сообществом.

    Социальные ограничения

    С биологической точки зрения подростковый возраст должен быть лучшим периодом жизни. Большинство физических и умственных функций, таких как скорость, сила, время реакции и память, более полно развиваются в подростковом возрасте. Также в подростковом возрасте новые, радикальные и необычные идеи могут оказывать сильное влияние на воображение.

    Возможно, больше всего на свете подростки обладают замечательной встроенной устойчивостью, проявляющейся в их исключительной способности преодолевать кризисы и находить что-то положительное в негативных событиях. Исследования показали, что подростки полностью восстанавливаются после плохого настроения примерно в два раза быстрее, чем взрослые. Однако, несмотря на эту устойчивость, для некоторых подростков эти годы скорее напряжены, чем полезны — отчасти из-за условий и ограничений, которые часто сопровождают этот период жизни.

    Ограничения на физическое передвижение

    Подростки тратят бессчетное количество часов на то, чем они предпочли бы не заниматься, будь то работа или часы за школьными партами, обрабатывая информацию и понятия, которые часто кажутся абстрактными или не относящимися к делу. Даже отличники говорят, что большую часть времени, проведенного в школе, они предпочли бы быть «где-то еще». Многие западные подростки предпочитают проводить время с друзьями в условиях минимального присмотра взрослых.

    Планировка современных американских сообществ, особенно пригородных, заставляет некоторых подростков тратить до четырех часов в день только на то, чтобы добраться в школу и обратно, на занятия, на работу и в гости к друзьям. иметь контроль, пока они не получат водительские права (событие, которое стало главным обрядом для подростков в большинстве развитых стран). Но даже имея доступ к машине, многим подросткам не хватает подходящих мест, куда можно пойти, и полезных занятий, в которых они могли бы участвовать. Многие взаимодействуют с цифровыми устройствами или цифровыми медиа или проводят время со сверстниками в свободное время.

    Подростки обычно считают занятия, связанные с физическим движением, например, спортом, танцами и театральными постановками, одними из самых приятных и приятных. По иронии судьбы возможности для участия в таких мероприятиях сократились, в основном потому, что проблемы с бюджетом вынудили школы сократить многие неакадемические предметы, такие как физкультура. В некоторых американских государственных школах внеклассные мероприятия были сильно сокращены или больше не проводятся.

    Отсутствие значимой ответственности

    В 1950-х все более важный подростковый рынок стал движущей силой популярной музыки (особенно рок-музыки), фильмов, телевидения и одежды. Действительно, в тех странах, которые переживали экономический бум после Второй мировой войны, подростковый возраст изменился, когда подростки стали потребителями, у которых есть деньги, которые они могут потратить. В современном развитом мире подростки сталкиваются с ошеломляющим разнообразием потребительского выбора, который включает в себя телевизионные программы, фильмы, журналы, компакт-диски, косметику, компьютеры и компьютерную атрибутику, одежду, спортивную обувь, украшения и игры. Но в то время как у многих подростков в этих относительно богатых странах нет конца материальным развлечениям и развлечениям, у них мало значимых обязанностей, что резко контрастирует как с их сверстниками в странах, борющихся просто за выживание, так и с более ранними поколениями.

    Александр Македонский (356–323 гг. до н. э.) был еще подростком, когда он отправился завоевывать большую часть известного мира во главе македонских армий своего отца. Лоренцо Медичи (1449–1492 гг.) был подростком, когда отец отправил его в Париж для заключения тонких финансовых сделок с королем Франции. На менее возвышенном уровне еще несколько поколений назад предполагалось, что мальчики в возрасте пяти или шести лет будут работать на фабриках или в шахтах по 70 и более часов в неделю. Почти во всех частях мира девушки должны были выходить замуж и брать на себя обязанности по ведению домашнего хозяйства как можно раньше.

    В 1950 году американский психоаналитик немецкого происхождения Эрик Х. Эриксон описал подростковый возраст в современных западных обществах как «мораторий», период свободы от ответственности, который позволяет молодым людям экспериментировать с рядом вариантов, прежде чем остановиться на карьере на всю жизнь. Такой мораторий может быть уместным в культуре, для которой характерны быстрые изменения в профессиональных возможностях и образе жизни. Однако если молодых людей слишком долго отстраняют от ответственности, они могут так и не научиться должным образом управлять своей жизнью или заботиться о тех, кто от них зависит.

    Конечно, некоторые подростки создают для себя удивительные возможности. Уильям Хьюлетт и Дэвид Паккард были подростками, когда каждый из них начал экспериментировать с электронными машинами, и они основали компанию Hewlett-Packard, когда им было всего за 20. Будучи подростком, соучредитель корпорации Microsoft Билл Гейтс уже формулировал бизнес-стратегию, которая всего через несколько лет ошеломила бы колосса IBM и сделала его одним из самых богатых людей в мире. Однако в целом большинство подростков выжидают, рассчитывая начать «настоящую жизнь» только после того, как закончат школу. Какими бы полезными ни были эти годы для подготовки подростков к их будущим ролям в обществе, эта изоляция от «реальной» жизни может быть чрезвычайно неприятной. Таким образом, чтобы почувствовать себя живыми и важными, многие подростки выражают себя способами, которые остальной части населения кажутся бессмысленными.

    Изоляция от взрослых

    Во многих государственных школах США соотношение учеников и учителей примерно от 12 до 25 (в зависимости от того, частная школа или государственная) означает, что на атмосферу в классе гораздо больше влияют сверстники, чем учителя. Дома подростки проводят по крайней мере несколько часов каждый день без присутствия родителей или других взрослых. Более того, в то короткое время, когда подростки находятся дома с родителями, семья обычно смотрит телевизор или дети исчезают, чтобы учиться, играть в игры, слушать музыку или общаться с друзьями на компьютерах, телефонах или других устройствах.

    Отчуждение от родителей имеет явные последствия. Подростки, которые мало что делают и мало времени проводят со своими родителями, скорее всего, будут скучать, незаинтересованы и эгоистичны. Отсутствие позитивного взаимодействия со взрослыми особенно проблематично в городских условиях, где когда-то существовало оживленное «уличное общество», где мужчины традиционно делились своим опытом с младшими в непринужденной и непринужденной обстановке. Этот жизненно важный аспект социализации молодых людей в значительной степени исчез в ущерб жизни отдельных людей и сообществ. В свою очередь, влияние сверстников может быть контрпродуктивным, усиливая чувство неполноценности или санкционируя девиантное поведение.

    Имея мало власти и контроля над своей жизнью, подростки часто чувствуют себя маргиналами и поэтому могут стремиться к уважению, которого, по их мнению, им не хватает. Без четких ролей подростки могут установить свою собственную иерархию и тратить свое время на безответственные или девиантные действия. Например, незамужнее подростковое материнство иногда является результатом стремления к вниманию, уважению и контролю, в то время как большинство бандитских разборок и случаев убийства несовершеннолетних происходят, когда подростки (как мальчики, так и девочки) чувствуют, что другие пренебрегают ими или оскорбляют их. Такое отклонение может принимать различные формы. Отсутствие безопасности и гнев часто приводят к вандализму, преступности среди несовершеннолетних и незаконному употреблению наркотиков и алкоголя. Насилие и преступность, конечно, так же стары, как человечество.

    Современное насилие среди несовершеннолетних часто вызвано скукой, которую молодые люди испытывают в бесплодной среде. Даже самые богатые пригороды с самыми роскошными удобствами могут оказаться «бесплодными», если смотреть на них с точки зрения подростка. По иронии судьбы жизнь в пригороде предназначена для защиты детей от опасностей большого города.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *