Возрастная периодизация — это… Что такое Возрастная периодизация?
Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.
Проблема периодизации
Четыре возраста мужчины Три возраста женщиныВозраст существует одновременно как абсолютное, количественное, понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.
Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».
Принципы периодизации
Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.
Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.
Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.
В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом (англ. Arnold Gesell)[1].
Периодизации
Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:
Периодизация Выготского
- кризис новорожденности (до 2 мес.)
- младенческий возраст (до 1 года)
- кризис 1 года
- раннее детство (1-3 года)
- кризис 3 лет
- дошкольный возраст (3-7 лет)
- кризис 7 лет
- школьный возраст (7-13 лет)
- кризис 13 лет
- пубертатный возраст (13-17 лет)
- кризис 17 лет
Периодизация Эльконина[2]
- Этап раннего детства
- Младенчество (до года)
- Ранний возраст (1-3 года)
- Этап детства
- Дошкольный возраст (3-7 лет)
- Младший школьный возраст (7-11 лет)
- Этап отрочества
- Подростковый возраст (11-15 лет)
- Ранняя юность (15-17 лет)
Периодизация Эриксона[3]
- Младенчество
- Раннее детство
- Игровой возраст (5-7 лет)
- Школьный возраст
- Юность
- Молодость
- Взрослость
- Зрелый возраст (старость)
12 периодов
- Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
- Грудной период — 1 месяц- 1 год
- Раннее детство — 1-3 года
- Первое детство — 4-7 лет
- Второе детство
- мальчики 8-12 лет
- девочки 8-11 лет
- Подростковый период
- юноши 13-16 лет
- девушки 12-15 лет
- Юношеский период
- юноши 17-23 год
- девушки 16-21 лет
- Зрелый возраст (1 период)
- мужчины 24-35 лет
- женщины 22-35 лет
- Зрелый возраст (2 период)
- мужчины 36-60 лет
- женщины 36-55 лет
- Преклонный возраст
- мужчины 61-74 года
- женщины 56-74 года
- Старческий возраст — 75-90 лет
- Долгожители — 90 лет и более
См. также
Примечания
Ссылки
Литература
- Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни Филипп Арьес // Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
- Психология развития человека. Сапогова Е. Е. // М.: Аспект пресс, 2001, 460 стр.
- Психология развития. Молодость, зрелость, старость. О. В. Хухлаева // Академия, 2006, 208 стр.; ISBN 5-7695-2635-1;
dic.academic.ru
16. Юношеский возраст
16. Юношеский возраст
1. Задачи развития
Дискуссии психологов о выделении юности в отдельный возрастной период. Выделение
«негативной» и «позитивной» частей подросткового возраста.
Юность роднит с отрочеством ограниченность в правах.
Отличает большая эмоциональная стабильность:
— «гормональная буря утихла,
— человек привык к новому облику и состоянию,
— проблемы с ближайшим окружением, даже неразрешенные, уходят вглубь, на первый план выходят проблемы самоопределения, что связано с макросоциумом.
Мудрик Анатолий Викторович: педагогика юношества имеет дело с людьми выросшими, но не взрослыми, информированными, но не компетентными, увлекающимися, но еще не увлеченными.
Для приобретения взрослого статуса молодому человеку нужно:
— самоопределиться, то есть определить свое место в мире взрослых,
— сформировать некоторый план по его достижению,
— сделать первые шаги по его реализации.
Основные задачи развития в период взросления (по Хельмуту Ремшмитдту):
1) принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела
(работа, спорт, повседневность),
3) установление более зрелых отношений с ровесниками обоих полов,
4) завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых,
5) подготовка к профессиональной карьере, обучение прямо (на работе) или косвенно (в учебном заведении),
6) подготовка к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности (удлинение периода учебы!),
7) подготовка к деятельности на благо общества, формирование социально-ответственного поведения (роль гражданина),
8) построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения.
Общий результат – достижение того уровня психосоциальной зрелости, который позволит успешно выполнять все функции полноправного члена общества.
Первые три задачи более-менее успешно решаются в период полового созревания, решение остальных не всегда заканчивается в юности.
Основное психологическое новообразование – личностное самоопределение и
установление первой цельной формы идентичности (цельность и непрерывность
личности – понятие Эрика Эриксона).
Отношения с родителями: стадия взаимозависимости, когда пересмотру подвергаются
властные полномочия между родителями и детьми (Грейс Крайг).
Дискуссия о напряженности конфликтов между родителями и подростками.
Социальная ситуация развития юношества сильно разница в зависимости от страны
проживания. В большинстве это время выбора профессии.
Ведущая деятельность – учебно-профессиональная подготовка.
В отрочестве подросток не только формирует свои ценности и идеалы, но и
предпринимает попытки их реализации. «Серьезная игра» по Вильяму Штерну: флирт,
выбор профессии и подготовка к ней, занятия спортом, участие в юношеских
общественных объединениях. В «серьезных играх» молодой человек учится
соразмерять цели, определять интересы и т.п. Нужно пробовать разные виды
деятельности, если же в силу социально-экономических причин человек с юности
вынужден заниматься одним и тем же делом, то это негативно сказывается на его
личностном развитии.
2. Когнитивное развитие
Стадия формальных мыслительных операций: умение абстрагироваться от «здесь и
сейчас» позволяет размышлять о возможностях и рассматривать реальность лишь как
один из вариантов возможного.
Однако не все взрослые достигают стадии формальных операций, при этом не менее
успешно адаптируются в обществе: не всем заниматься размышлениями.
Способность строить в юности идеальные модели и сравнивать их с реальным
состоянием дел в сочетании с отсутствием жизненного опыта, по-видимому, является
причиной свойственного этому возрасту критического отношения к старшему
поколению, сложившейся системе социальных ценностей, своей семье и т.п. –
юношеский идеализм, максимализм, а иногда и негативизм.
3. Личностное развитие
В юности заканчивается период психического развития ребенка.
К окончанию юности человек должен приобрести более или менее сложившееся
мировоззрение, определиться с ценностями и выбрать свой путь в жизни.
Гипотетико-дедуктивное мышление дает способность формировать стратегии и
планировать. Это можно также назвать способностью к рефлексии, интроспекции и
самоанализу. Она также формируется не у всех (около 78%).
Личностное самоопределение – определение своей позиции относительно общественно
выработанной системы ценностей.
Вильям Штерн: шесть типов личности, соответствующих доминированию той или иной
ценности, которая переживается как главная:
— теоретический,
— эстетический,
— экономический,
— социальный,
— политический,
— религиозный.
Не всегда одна ценность исключает другие, но, как правило, выбор совершается в
юности.
Профессиональное самоопределение сейчас должно происходить не позднее старших классов школы (а иногда и раньше – при профилировании обучения). Однако выбор профессии – выбор личностный, экзистенциальный (подразумевающий уникальность конкретной жизни человека), к нему большинство старшеклассников не готово. Но общество подразумевает, что юноша уже определился по отношению к ценностям и изучил собственные возможности (Алексей Николаевич Леонтьев). Вывод: выбор профессии зачастую осуществляется незрелым способом – под влиянием случайных внешних обстоятельств, по подсказке родителей или друзей. Поэтому приходится доопределяться впоследствии. Если это не удается, то тогда человеку приходится искать в себе силы сменить профессию, либо всю жизнь жаловаться на судьбу. Поэтому и считается полезным для молодого человека попробовать свои силы в разных сферах деятельности, не делая сразу выбора.
Проблема соотношения брака и карьеры.
Отношения со сверстниками становятся более зрелыми. Подросток стремится быть
принятым группой вообще. В юности сверстники делятся на референтных, с ними
обнаруживается сходство в ценностях, и нет. То есть происходит переход от
количества к качеству.
Происходит «возвращение» молодого человека в семью, но на новой основе – на
основе равноправных отношений со взрослыми.
Влюбленность в юношеском возрасте – попытка прийти к определению собственной
идентичности путем проекции собственного первоначального неотчетливого образа на
кого-то другого и лицезрения его в отраженном и проясненном виде. Истинная
интимность возможно только при достигнутой эгоидентичности.
Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего
из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, и идентификацией и
самоопределением. Если юноше не удается решить эти задачи, у него формируется
размытая идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:
1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх
взросления и перемен;
3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизировать
свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то приоритетной деятельности;
4) формирование “негативной идентичности”, отказ от самоопределения и выбор
отрицательных образцов для поведения.
Канадский исследователь Джеймс Марша выделил четыре этапа развития идентичности,
измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического
самоопределения молодого человека.
1. “Неопределенная, размытая идентичность” характеризуется тем, что индивид еще
не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не
столкнулся с кризисом идентичности.
2. “Досрочная, преждевременная идентификация” имеет место, если индивид
включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно,
а в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чуждых мнений, следуя
чужому примеру или авторитету.
3. Для этапа “моратория” характерно то, что индивид находится в процессе
нормативного кризиса самоопределения, выбирая путем проб и ошибок из
многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.
4. На этапе достигнутой “зрелой идентичности” кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.
Подросток с неопределенной идентичностью может вступить в стадию моратория и
затем достичь зрелой идентичности, но может также навсегда остаться на уровне
размытой идентичности или пойти по пути досрочной идентификации, отказавшись от
активного выбора и самоопределения. Это наименее благоприятный статус – диффузия
идентичности, когда молодые люди не принимают никаких решений и не обдумывают их
принятие. Часто это дети, отвергнутые родителями, к которым родители были
безучастны.
Признаки диффузии идентичности (по Эрику Эриксону):
— регрессия и стремление отсрочить наступление взрослого статуса,
— чувство изоляции и опустошенности,
— смутное, но устойчивое состояние тревоги,
— постоянное пребывание в ожидании чего-то, что сможет изменить жизнь,
— страх перед личностным общением и неспособность эмоционально воздействовать на
лиц другого пола,
— враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям вплоть до
мужских и женских (унисекс),
— презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего
иностранного.
В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление стать
«ничем как единственный способ самоутверждения. Есть опасность алкоголизации и
наркотизации как ухода от проблем из-за невозможности принятия решений.
Понятие “зрелой идентичности” и сами его критерии неоднозначны, поскольку
особенности индивидуального развития зависят от многих факторов. В нашей стране
резкое изменение социальной ситуации в последние десятилетия нарушило
идентичность взрослых людей, что сказалось и на подрастающем поколении.
Основное новообразование юношеского возраста – мировоззрение. В дальнейшем оно
не раз будет проходить испытание на истинность и зрелость.
Подлинная психическая зрелость наступает тогда, когда формируется цельная
гармоничная личность,
— открытая для опыта,
— принимающая себя (Карл Роджерс),
— способная к самореализации (Абрахам Маслоу),
— воплощающая в своей жизни некоторые трансцедентальные (умозрительные, не
связанные с непосредственным опытом) ценности (Виктор Франкл),
— готовая к постоянному поступательному развитию и преодолению собственных
жизненных кризисов (Ливерхуд).
Большинство людей сохраняет на всю жизнь те или иные черты психической
незрелости как расплату за длинное детство.
dedovkgu.narod.ru
Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии
Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.
Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это – чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.
Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.
В науке возрастные категории выглядят чрезвычайно сложными и противоречивыми. Как указывает И.С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Во-первых, это индивидуальное развитие, описываемое в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография»; его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства»).
Вторая система отсчета – социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества, описываемые в таких терминах, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколение», «когортные различия» и т.д.
Третья система отсчета – возрастной символизм, т.е. представления о возрастных процессах в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т.п.).
Рассмотрим понятие возраста в каждой из этих систем.
I. Индивидуальное развитие: жизненный путь индивида. Поскольку индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация неизбежно покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). То и другое обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов), или стадий развития (детство, переходный возраст, зрелость, старость и др.), известных с древности.
Возрастные свойства отвечают на вопрос: чем среднестатистический индивид данного хронологического возраста и/или находящийся на данной возрастной стадии отличается от среднестатистического индивида другого возраста? Возрастные процессы отвечают на вопрос, как формируются возрастные свойства и каким путем (постепенно или резко, скачкообразно) происходит переход из одной возрастной стадии в другую?
Термины, в которых психология развития описывает возрастные процессы (рост, созревание и т.п.), уходят своими корнями в биологию и подразумевают прежде всего онтогенез. Но реальная биография, жизненный путь индивида значительно богаче и шире онтогенеза – она включает историю «формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». Здесь налицо взаимодействие двух рядов развития, которые Л.С. Выготский назвал натуральным (развитие организма) и социальным (приобщение индивида к культуре путем обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова).
Любой анализ жизненного пути должен учитывать принципиальную многомерность возрастных свойств и критериев их оценки: биологический возраст соотносится со свойствами организма и его отдельных подсистем; социальный возраст – с положением индивида в системе общественных отношений; психический возраст – с характером сенсомоторной, умственной и тому подобной деятельности.
Многомерность возрастных свойств усугубляется принципиально неустранимой неравномерностью и гетерохронностью (асинхронией) протекания возрастных процессов. Первая обнаруживает себя в том, что психические функции индивида развиваются неравномерно (есть спады и подъемы в их развитии, есть сензитивные периоды становления функций и т.д.), разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Гетерохронность (межи внутриличностная) выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития, а также в несовпадении темпов созревания или инволюции отдельных подсистем одного и того же индивида, например темпов физического роста и полового созревания, наличии диспропорции между интеллектуальным и нравственным развитием и т.п.
Многомерность возрастных свойств и гетерохронность возрастных пр
psylist.net