Оценка человеком самого себя своих качеств способностей: САМООЦЕНКА КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ

САМООЦЕНКА КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ

Добрук Анна Анатольевна, психолог учреждения здравоохранения «Минский городской клинический центр  психиатрии и психотерапии»

Самооценка – это представление индивида о самом себе, о важности собственной личности и своей деятельности среди других людей, оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Под самооценкой понимают особые представления человека о своей важности, о важности личной деятельности в обществе, а также оценивание себя, своих личных качеств, чувств и эмоций, недостатков и достоинств. Самооценка занимает в структуре личности центральное образование. Она главным образом определяет, насколько социально адаптирована личность, способна регулировать ее поведение и деятельность.

Самооценка является не только оценкой самого себя, собственных достоинств и недостатков, но и оценкой качеств и своего места среди других людей, что, в свою очередь, является одним из важнейших регуляторов поведения личности. Важно отметить, что самооценка является настолько непостоянной величиной, что может измениться под влиянием преобладающего у человека в настоящий момент настроения, поэтому сниженная самооценка наблюдается при депрессивных состояниях, повышенная – при маниакальных состояниях.

В качестве основного критерия, по которому оценивается система личностных смыслов, выступает именно самооценка. Главные функции самооценки — регуляторная и защитная. На основе регуляторной функции происходит решение задач относительно личностного выбора человека, защитная — обеспечивает относительную независимость и стабильность личности.

От самооценки зависит многое: взаимоотношения личности с окружающими, критичность человека, а также его требовательность к себе. Самооценка оказывает влияние на эффективность деятельности человека и на дальнейшее развитие его личности. Согласно определению данного понятия в большом психологическом словаре, самооценка является оценкой личности самой себя, своих качеств, возможностей и места среди других людей. По мнению А.И. Липкиной, самооценка – есть отношение человека к своим способностям, возможностям, качествам, а также к внешнему облику.

В зарубежных исследованиях совокупность представлений индивида о самом себе обозначается термином «Я-концепция». В данной концепции выделяют описательную составляющую, называемую образом «Я», или самоотношением. Поведенческие реакции, которые порождаются образом «Я» и самоотношением, формируют поведенческую составляющую коцепции «Я»

В современной психологии принято различать следующие уровни самооценки:

1 адекватная;

2 завышенная;

3 заниженная.

Под адекватной самооценкой понимают реалистичную оценку человеком самого себя, своих способностей, своих качеств и поступков. Под завышенной самооценкой понимается неадекватное завышение субъектом в оценивании себя. Заниженной самооценкой считают неадекватное принижение в оценивании себя субъектом. Многие исследования, как отечественные, так и зарубежные, показали, что на самооценку человека большое влияние оказывают суждения сверстников, родителей. Но при этом родительское участие в жизни человека, главным образом, в детстве, когда самооценка только формируется, в большей степени оказывает влияние на его общую самооценку, сверстники же — на оценку его способностей. Совокупность всех мнений о человеке формирует в ребенке познание самого себя, стимулирует развитие оценочных суждений по отношению к себе. Степень самооценки человека оказывает существенное влияние на результаты его интеллектуальной деятельности. Особенно отчетливо это прослеживается у людей с низкой самооценкой. Это объясняется тем, что низкая самооценка приводит к излишней эмоциональной напряженности, отрицательно влияющей на качественные показатели интеллектуальной деятельности.

Самооценка главным образом может определять уровень социальной адаптации личности, регулируя ее поведение и деятельность. Адекватная самооценка заключается в критическом отношении к себе, объективной оценке своих возможностей, умении самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, отказываться от несостоятельных гипотез и версий. Начало реального действия самооценки датируется подростковым возрастом, периодом интенсивного развития интеллектуальной сферы.

Результаты исследований по изучению проблемы самооценки представлены в работах таких авторов, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.И. Липкина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, и др. Для зарубежной психологии характерно рассмотрение самооценки в составе «Я-концепции», которая обозначается как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой» .

Отечественные психологи, при рассмотрении самооценки, подчеркивают, в первую очередь, важность деятельности человека. По А.Н. Леонтьеву, самооценка считается одним из определяющих условий, благодаря которому индивид становится личностью. Она выступает у индивида в роли мотива, побуждает соответствовать уровню его ожиданий, а также требований окружающих и уровню собственных притязаний.  При этом ценности, которые личность воспринимает, составляют основу самооценки, что, в свою очередь, определяет ее специфику как механизма саморегуляции и совершенствования личности.

Самооценка характеризуется как основа процесса совершенствования личности, показатель уровня его развития, определяющее начало и его личностный аспект, органичны включенностью в процесс познания самого себя.

Исследователями отмечается, что самооценка функционирует в двух формах — общей и частной (парциальной, конкретной, локальной). Более изученными являются природа, характеристики и возрастная динамика частных самооценок, отражающих оценку субъектом своих конкретных проявлений и качеств. Менее изучена, по словам исследователей, общая самооценка. Многие ученые связывают ее с самоуважением личности. Высокое самоуважение отражает максимальную активность личности, продуктивность ее деятельности, реализацию творческого потенциала.

Другие исследователи, такие как А.И. Липкина и И.И. Чеснокова, рассматривают общую самооценку как иерархически выстроенную систему частных самооценок, находящихся в постоянном взаимодействии между собой. При этом подчеркивается, что общая самооценка не является простым объединением частных самооценок. Такое мнение присуще Л.В. Ольшанскому, Е.О. Федотовой. Данное понимание общей самооценки характеризует ее по функционированию частных самооценок: адекватности, критичности, рефлексивности, устойчивости.

Исследования показывают, что Я-концепция не является статичным феноменом, а изменяется в зависимости от возраста, социального контекста, наличных состояний и прочее.

На основе этого выделяют один из механизмов самооценивания – временное сравнение. Суть механизма временного сравнения заключается в ориентировке субъекта на свой личный опыт, свое «Я» в цикле жизни, т.е. на сопоставлении своего актуального «Я» с «Я» в прошлом или в будущем.

У респондентов, оценивающих свою жизнь положительно («человек, проживший интересную жизнь»; «человек довольный своей судьбой») часто отмечалась более высокая самооценка, чем у тех, которые выражали неудовлетворенность своим прошлым «Я» и прошедшей жизнью («человек, на долю которого выпало много трудностей в жизни»; «не было счастья, тяжелая жизнь была»).

Деятельность человека ориентирована на себя сегодняшнего (наличное Я), но и на возможное отдаленное будущее. Сомнения Я в настоящем, могут вызывать положительные возможные Я в качестве защиты: «Сейчас у меня нет друзей, но так будет не всегда».

Человек с положительными «возможными Я» всегда проявляет положительные чувства к себе. Люди с негативными «возможными Я» имеют более низкую самооценку.

Для людей с низкой самооценкой свойственно создавать свои негативные жизненные сценарии, которые исключают возможность больших достижений, радости, удачи и прочее (к примеру, «боюсь, что у меня ничего не получится», «меня никто не полюбит» и т.д.). Они создают для себя «ловушку», из которой не могут выбраться, так как именно возможные Я, связывая Я-концепцию и мотивацию, определяют стратегию их поведения в определенной ситуации. Негативные возможные «Я» приводят человека к неэффективности деятельности, тем самым закрепляя низкие самооценки, которые, в свою очередь, формируют низкие возможные «Я», так далее.

Исследователи выделяют две группы фактов, влияющих на самоуважение личности:

— во-первых, достижения человека в различных видах его деятельности или восприятие своих достижений как успешных или неуспешных развиваются в русле подхода.

— во-вторых, отношение других людей (теория «зеркального Я» Ч. Кули).

С. Хартер в своих исследованиях, которые проводились на всех возрастных группах людей, полностью подтвердила предположение У. Джеймса и теорию Ч. Кули. Она экспериментально доказала, что данные 2 фактора, определяющие самооценку, — успехи и социальная поддержка — работают совместно: чем выше уровень достижения в значимых областях и чем выше социальная поддержка, тем выше самоуважение личности.

В итоге необходимо заметить, что в действительности у человека существует не один сменяющий друг друга образ «Я». Представление индивида о себе в данный определённый момент самого переживания обозначается как «Я-реальное». Помимо этого у человека существует в сознании представление  и о том, каким он должен быть, что бы соответствовать собственному идеалу, это «Я-идеальное».

Соотношение между «Я-реальным» и «Я-идеальным» как раз и характеризует адекватность представлений человека о себе, что находит свое выражение в самооценке.

Самооценка проявляется в общении, универсальной форме активности личности и групп, направленная на их взаимное познание и понимание, на сопряжении взаимных усилий в совместной деятельности, на достижение общего для всех субъектов взаимодействия эмоционального состояния.

При изучении содержания общения людей отмечено, что важное место в нем занимают разговоры об отношениях, поступках и качествах личности сотрудников и коллег. В общении с окружающими каждый раскрывает другому нечто субъективно важное для него лично, что становится причиной более сложных взаимоотношений друг с другом. Внутренняя личная жизнь одного становится достоянием другого, и тот становится как бы фактическим участником ее.

Общение сопровождается размышлениями о взаимоотношениях, поступках, качествах другого и себя самого. В процессе этих размышлений созревают определенные оценочные суждения.

Общение становится особой деятельностью для человека. Предметом этой деятельности является другой человек – подруга, коллега. Т.В. Драгунова отмечает, что деятельность общения существует в виде поступков людей по отношению друг к другу и в форме размышлений о поступках других и взаимоотношениях с ними. Общение достигает достаточно высокого уровня развития, внутреннюю основу его составляет взаимное понимание.

Таким образом, самооценка как конкретная форма проявления самосознания в определенном возрасте в связи с потребностью взаимопонимания, в связи с важными качественными требованиями к внешнему виду претерпевает существенные изменения.

Тестовые задания по теме «Человек», ч. 2

Категория: Правоведение и Обществоведение.

Тестовые задания по теме «Человек», ч. 2

Материал содержит тестовые задания по теме «Человек»

Представленные контрольно-измерительные материалы для 6 класса написаны к учебнику «Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений» /Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М. : Просвещение).

На выполнение тестовых тематических заданий отводится 7-15 минут.

На выполнение заданий к обобщающему уроку отводится 40-45 минут.

Целесообразность проведения таких тестовых работ вызвана необходимостью подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ.

В зависимости от формы задания используется различная система оценок. Все правильно выполненные задания части А оцениваются в 1 балл.

Задания уровня В с выбором нескольких вариантов ответа оценивается в 1-2 балла: 2 за правильный ответ, 1 балл при наличии одной ошибки.

За ответы на задания уровня С может быть выставлена отдельная оценка по пятибалльной системе.

Рекомендуется использовать гибкую систему оценивания результатов тестирования, при которой ученик имеет право на ошибку:

80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»

60-80% – оценка «4»

40-60%-оценка «3»

0-40% – оценка «2»

Тест 4. Познай самого себя

Вариант 1

А 1. Процесс познания человеком окружающего мира и самого себя:

1. Взаимодействие 2. Деятельность 3. Искусство 4. Отрочество

А 2. Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и

развития личности:

1. Способность 2. Сознание 3. Потребность 4. Мораль

А 3. Индивидуальная особенность личности, условие успешного выполнения определенной

деятельности:

1. Способность 2. Сознание 3. Потребность 4. Мораль

А 4. Познание самого себя предполагает:

А. Исследование человеком своих способностей и возможностей.

Б. Поиск того вида деятельности, который поможет человеку реализовать себя как личность.

1. верно только А 2. верно только Б 3. верно и А, и Б 4. нет верного ответа

А 5. Верно ли, что:

А. Для правильной самооценки важно знать только свои положительные качества.

Б. Для правильной самооценки важно уметь отвергать оценки других людей по отношению к

себе?

1. верно только А 2. верно только Б 3. верно и А, и Б 4. нет верного ответа

В 1. Заполните пропуск в предложении.

Важной стороной самосознания является …. – оценка человеком самого себя, своих качеств,

способностей.

В 2. Что из перечисленного способствует развитию таланта?

1. Воля 2. Упрямство 3. Лень 4. Любознательность 5. Труд

С 1. На какие вопросы подросток пытается найти ответы? Приведите пример, когда и как

подросток проверяет свои способности.

С 2. Что такое способности? Как можно определить путь приложения и развития своих

способностей?

Тест 4. Познай самого себя

Вариант 2

А 1. Оценка человеком своих качеств, способностей, возможностей:

1. Деятельность 2. Сознание 3. Самооценка 4. Потребности

А 2. Чтобы оценить свои силы, готовность к полноправной жизни, в первобытной общине

молодые люди проходили обряд, называемый:

1. Посвящение в рыцари 2. Инициация 3. Гадание 4. Обучение

А 3. Высшая степень человеческих способностей:

1. Талант 2. Задатки 3 . Трудоспособность 4. Упорство

А 4. Верны ли суждения о познании мира?

А. Познать окружающий мир можно, не осуществляя деятельности.

Б. Получить знания об окружающем мире можно только с помощью телевизионных передач.

1. верно только А 2. верно только Б 3. верно и А, и Б 4. нет верного ответа

А 5. Верны ли суждения о способностях человека?

А. Природа наградила каждого из нас множеством способностей.

Б. Человек не всегда развивает свои способности.

1. верно только А 2. верно только Б 3. верно и А, и Б 4. нет верного ответа

В 1. Заполните пропуск в предложении.

Человек обладает огромными … , главное – уметь ими воспользоваться и развивать их.

В 2. Что из перечисленного соответствует понятию «способность»?

1. Задатки 2. Талант 3. Учеба 4. Гений 5. Игра 6. Общение

С 1. На какие вопросы подросток пытается найти ответы? Приведите пример, когда и как

подросток проверяет свои способности.

С 2. Что такое способности? Как можно определить путь приложения и развития своих

способностей?

Тест 4. Познай самого себя

Ключ

Вариант 1 Вариант 2

А 1. 2 А 1. 3

А 2. 3 А 2. 2

А 3. 1 А 3. 1

А 4. 3 А 4. 4

А 5. 4 А 5. 3

В 1. Самооценка В 1. Способности

В 2. 1 4 5 В 2. 1 2 4

Тест 5. Человек и его деятельность

Ключ

Вариант 1 Вариант 2

А 1. 4 А 1. 4

А 2. 2 А 2. 1

А 3. 4 А 3. 1

А 4. 2 А 4. 4

А 5. 3 А5. 3

В 1. 1-Б 2 – Г 3 – А 4 – В В 1. 1 –Б 2– А 3 – В

Тест 5. Человек и его деятельность

Вариант 1

А 1. На достижение чего направлена деятельность?

1. Действия 2. Игры 3. Инстинкта 4. Цели

А 2. Общей чертой, характеризующей человека и животных, является:

1. Сознание 2. Инстинкт 3. Мышление 4. Речь

А 3. Какой этап деятельности дает ей оценку?

1. Цель 2. Действие 3. Инстинкт 4. Результат

А 4. Верно ли, что:

А . И человек, и животное строят для себя жилища.

Б. Действиями животных руководит инстинкт.

1. верно только А 2. верно только Б 3. верно и А, и Б 4. нет верного ответа

А 5. Верны ли суждения о деятельности:

А . Цель определяет действия человека.

Б. Человек занимается разнообразной деятельностью.

1. верно только А 2. верно только Б 3. верно и А, и Б 4. нет верного ответа

В 1. Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции, данной в

первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1. Деятельность А. Важен не столько результат, сколько сам процесс.

2. Разум Б. Изменение и преобразование окружающего мира в интересах человека

3. Игра В. Создание предметов, необходимых для удовлетворения потребностей

Человека

4. Труд Г. Способность к интеллектуальной деятельности

С 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

1. Какие виды деятельности названы в тексте?

2. Какова роль игры в жизни ребенка?

Игра является спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми. Взрослые, учитывая возможности ребенка, создают для него на основе своего труда такие формы существования, при которых игра может стать основным типом его деятельности, ребенок может печь пирожки из глины или песка, потому что мать печет для него другие, настоящие, съедобные.

Из общения со взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом, особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка. (Рубинштейн С. Основы общей психологии)

Тест 5. Человек и его деятельность

Вариант 2

А 1. Что является итогом деятельности человека?

1. Цель 2. Действия 3. Потребности 4. Результат

А 2. Какой из видов деятельности требует соблюдения определенных условий, правил?

1. Игра 2. Труд 3. Учеба. 4. Общение

А 3. Что отличает деятельность человека от поведения животных?

1. Осознанность действий

2. Достижение результата

3. Подчинение инстинктам

4. Забота о потомстве

А 4. Верны ли суждения о деятельности?

А. Деятельность человека основана только на инстинкте.

Б. труд является деятельностью, не имеющей результата.

1. верно только А 2. верно только Б 3. верно и А, и Б 4. нет верного ответа

А 5. Верны ли суждения о личности?

А. Личность проявляется и формируется в действиях.

Б. Учение способствует развитию личности.

1. верно только А 2. верно только Б 3. верно и А, и Б 4. нет верного ответа

В 1. Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции, данной в

первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1. Цель А. Процесс осуществления деятельности

2. Действия Б. то, к чему стремятся

3. Результат В. конечный итог, следствие, завершающее собой какие-нибудь явления,

развитие чего-нибудь

С 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

1. Чем, по мнению автора, деятельность отличается от поведения?

2. На какие этапы можно разделить деятельность?

Деятельность (активность)– процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с субъектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

Пример: если человек идет по пустыне и потеет от жары, это не деятельность, это рефлекторное действие. Но если этот человек – актер, снимающийся в рекламе дезодоранта, и в данной сцене он должен вспотеть, потому что так написано в сценарии, потение становится для него вполне осмысленным действием и потому превращается в деятельность.

Деятельность можно разделить на этапы– цель, действия, результат.

Т. Д. Шипилова, МБОУ » Повалихинская СОШ», Первомайский район, Алтайский край

Метки: Правоведение и Обществоведение

Что это такое и как его построить

Самоощущение относится к вашему восприятию набора характеристик, которые определяют вас.

Черты характера, способности, симпатии и антипатии, ваша система убеждений или моральный кодекс, а также то, что вас мотивирует, — все это способствует формированию собственного образа или вашей уникальной индивидуальности.

Люди, которые могут легко описать эти аспекты своей личности, как правило, имеют довольно сильное представление о том, кто они есть. Попытки назвать больше, чем несколько из этих характеристик, могут указывать на менее определенное чувство собственного «я».

Возможно, вы не уделяете много времени осознанным размышлениям о своей личности, но это все равно влияет на вашу жизнь. Знание того, кто вы есть, позволяет вам жить целеустремленно и развивать приносящие удовлетворение отношения, что может способствовать общему хорошему эмоциональному здоровью.

Заинтересованы в изучении преимуществ четко определенного самоощущения? Ищете советы по развитию вашей личности? Вы попали в нужное место.

Некоторые люди могут довольно далеко продвинуться в жизни, не слишком раскрывая свою индивидуальность. Итак, вы можете задаться вопросом, действительно ли сильное чувство собственного достоинства имеет значение?

Совершенно верно.

Эрика Майерс, лицензированный профессиональный консультант из Бенда, штат Орегон, объясняет:

«Развитое чувство собственного достоинства очень полезно, поскольку помогает нам делать выбор в жизни . От таких мелочей, как любимая еда, до более крупных забот, таких как личные ценности, знание того, что исходит от нас самих, а не то, что исходит от других, позволяет нам жить по-настоящему».

Ваше представление о себе также может способствовать признанию вашей собственной ценности. Вы не идеальны (кто?), но вы все еще имеете большую ценность.

Самопознание облегчает принятие всего себя, как тех качеств, которыми вы гордитесь, так и тех, которые вы хотели бы улучшить. Если вы действительно чувствуете неудовлетворенность некоторыми аспектами себя, вам будет легче решать эти проблемы, когда у вас есть четкое представление о своей природе и способностях.

С другой стороны, отсутствие четко определенного самоощущения часто затрудняет точное определение того, чего вы хотите. Если вы чувствуете себя неуверенно или нерешительно, когда приходит время делать важный выбор, вы можете вообще столкнуться с трудностями, пытаясь сделать какой-либо выбор.

В результате вы можете просто дрейфовать по жизни, увлекаемый другими людьми и обстоятельствами, а не собственной инерцией. Это часто приводит к недовольству, даже когда ничего конкретного не кажется неправильным и вы не можете определить источник своего недовольства.

Итак, какое место в спектре занимает ваше ощущение себя?

Возможно, вы заметили закономерность выбора, основанного на том, чего, по вашему мнению, хотят от вас другие люди. Или, может быть, у вас нет больших амбиций или глубоко укоренившихся страстей, и вы просто чувствуете себя довольным плыть по течению.

Ответив себе на приведенные ниже вопросы, вы сможете получить некоторое представление.

Говорю ли я «да», чтобы сделать других счастливыми?

Иногда совершенно нормально приспосабливаться к другим, но если вы всегда соглашаетесь с тем, что хотят другие, вы, вероятно, живете не для себя. Если вы определяете себя в основном через отношения с другими людьми или свою способность доставлять удовольствие своим близким, это может свидетельствовать о менее развитом самоощущении.

Каковы мои сильные стороны?

Ощущение себя зависит не только от признания своих сильных сторон, но и от веры в свои способности использовать их для достижения своих целей.

Умение управлять своими талантами и максимально использовать их в повседневной жизни часто означает, что у вас здоровое чувство собственного достоинства.

Что приносит мне счастье?

Что помогает вам расслабиться и получить удовольствие? Какие хобби или занятия наполняют жизнь смыслом?

У каждого в жизни есть несколько вещей и людей, которых он не хочет менять или терять, и выявление этих важных людей и занятий может многое рассказать вам о себе.

Каковы мои ценности? Соответствую ли я своей жизни?

Осознание личных ценностей может иметь большое значение для определения вашего самоощущения. Ценности описывают качества, которые вы считаете приоритетными в себе или в других: эмпатия, честность, надежность, доброта и так далее.

Отражает ли мой выбор мои собственные интересы или чьи-то еще интересы?

Если вы не знаете, как ответить на этот вопрос, посмотрите на него с другой стороны: сделали бы вы такой же выбор, если бы были одни? Решения, в основном основанные на ваших желаниях и целях для себя, обычно отражают сильное чувство собственного достоинства.

Допустим, у вас возникли трудности с ответом на приведенные выше вопросы.

«Кто я, на самом деле ?» Вы могли бы задаться вопросом, возможно, с некоторым беспокойством.

Возможно, вас успокоит то, что вы узнаете, что не так уж необычно иметь несколько размытое представление о себе. Это не означает, что вы сделали что-то не так или что вам суждено прожить свою жизнь без четкой идентичности.

Лучшее понимание факторов, влияющих на формирование самооценки, поможет вам начать ее оттачивать.

Индивидуация

Индивидуация, или процесс, посредством которого вы развиваете уникальную личность, начинается в детстве. Чтобы успешно индивидуализироваться, детям необходимо пространство для исследования, обучения и выражения потребностей и желаний.

«Когда нас побуждают демонстрировать свою личность без стыда и вины, мы можем развить сильное чувство самих себя», — объясняет Майерс.

Если ваши попытки самовыражения заслуживают только критики или наказания со стороны родителей, друзей или кого-либо еще, вы можете отреагировать, игнорируя свое внутреннее ощущение себя. Может показаться, что безопаснее и полезнее превратить себя в кого-то, кого легче принять.

Приложение

Ваши отношения с родителями или основными опекунами играют важную роль в вашем понимании других отношений в дальнейшей жизни. Ненадежная привязанность может повлиять не только на развитие вашей личности, но и на ваше поведение во взрослых романтических отношениях.

Проблемы с привязанностью могут быть довольно сложными, но вот краткое изложение того, как они связаны с самоощущением.

Если вы не уверены в безусловной любви и принятии ваших опекунов, вы можете изменить свое поведение, чтобы заслужить их одобрение. Полученные в результате похвала и привязанность укрепляют веру в то, что моделирование себя в соответствии с ожиданиями других — лучший (возможно, единственный) способ добиться успеха в отношениях.

Этот паттерн обычно продолжает проявляться в ваших будущих отношениях, когда вы подавляете свои собственные потребности, чтобы удовлетворить потребности своих партнеров, видя в этом единственный способ удержать их привязанность.

Желание соответствовать

Если в подростковом возрасте вы изо всех сил пытались соответствовать своим сверстникам, возможно, вам было легче взять на себя роль социального хамелеона. Вместо того чтобы держаться за свое самоощущение, вы начали менять свою идентичность, чтобы лучше вписаться в различные группы.

Принятие может быть мощным мотиватором. Если это изменчивое ощущение себя хорошо служило вам в подростковом возрасте, этот урок может остаться с вами и во взрослой жизни.

Вы можете принимать один образ на работе, другой — в семье и третий — когда проводите время с друзьями. Переключение между этими разными «я» может еще больше затруднить раскрытие вашей истинной природы и создать для себя стресс.

Неустойчивое самоощущение может заставить вас чувствовать себя опустошенным и неудовлетворенным, но всегда можно развить более четкое представление о себе.

Попробуйте эти стратегии, чтобы начать создавать более конкретную, независимую личность.

Определите свои ценности

Ценности и личные убеждения являются фундаментальными аспектами личности.

Ваша система убеждений может помочь вам понять, что для вас важнее всего, и определить свою позицию по важным вопросам. Например, желание защитить права животных может побудить вас выбирать продукты, не подвергающиеся жестокому обращению, и делать более осознанный выбор продуктов, которые вы едите.

Ценности могут помочь установить границы, которые вы устанавливаете с другими людьми в своей жизни. Например, если вы цените честность, вы можете ясно дать понять, что не можете поддерживать отношения с тем, кто вам лжет.

Вам не нужно сразу определять все свои ценности, но постарайтесь подумать о некоторых потенциальных из них в течение дня и взаимодействия с миром.

Сделайте свой собственный выбор

Ваши решения должны в первую очередь приносить пользу вашему здоровью и благополучию. Если у вас есть партнер или дети, вы также захотите принять во внимание их потребности, хотя это не должно подразумевать пренебрежение собой.

Помните: когда ваши потребности остаются неудовлетворенными, вам нечего предложить другим.

Возможно, в прошлом вы позволяли другим принимать за вас важные решения — выбор колледжа, карьеры или места жительства. Если это так, может показаться неудобным, даже пугающим, начинать принимать решения самостоятельно.

Впрочем, можно начинать с малого. Практикуйтесь делать что-то, потому что вы хотите это делать, не спрашивая совета у других.

Имейте в виду, что обращение за советом к другим не означает, что вам не хватает чувства собственного достоинства. Совершенно здорово — и даже мудро — обсуждать трудные решения с близкими, которым вы доверяете. В конце концов, важно сделать выбор, который лучше для вас, независимо от их мнения.

Проведите время в одиночестве

Когда вы хотите познакомиться с кем-то, вы проводите время с ним, верно? Из этого следует, что для того, чтобы лучше узнать себя, потребуется некоторое время, проведенное в одиночестве.

Поначалу это может показаться странным, но полезно проводить некоторое время отдельно от других, даже от семьи или партнера.

Используйте это время по своему усмотрению. Если вы действительно хотите максимизировать самопознание, попробуйте:

  • поэкспериментируйте с новыми увлечениями
  • волонтерство
  • чтение других книг
  • медитация
  • ведение дневника

Подумайте, как достичь своих идеалов являются) может способствовать чувству неудовлетворенности, даже депрессии.

Другими словами, одного знания о том, кто вы есть, может быть недостаточно, хотя это очень хорошее начало. Неспособность уважать это самоощущение может оказать негативное влияние на ваше эмоциональное здоровье.

Как только вы обретете более четкое представление о себе, подумайте, что вы можете сделать, чтобы привести свою жизнь в соответствие со своей личностью. Например, вы можете спросить себя, какие изменения вы можете внести в свою профессиональную жизнь или взаимодействие с другими людьми.

Начать определять свое самоощущение может показаться ошеломляющим, особенно если вы никогда особо не задумывались о своей личности.

Если вы чувствуете, что зашли в тупик, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью к специалисту в области психического здоровья. Терапевт может предложить поддержку при эмоциональном дистрессе, связанном с вашим самоощущением, например:

  • низкая самооценка
  • депрессия
  • тревога
  • постоянное чувство неудовлетворенности, вызванное неудовлетворенностью жизнью
  • проблемы на рабочем месте или в отношениях

Даже если у вас нет симптомов психического здоровья, терапия по-прежнему отличное место начать процесс самопознания.

Во время терапии вы можете:

  • определить ценности
  • выявить проблемы привязанности или проблемные модели отношений
  • учиться и практиковать навыки принятия решений
  • исследовать и решать неудовлетворенные потребности
  • работать с любыми проблемами в отношениях, связанными с самооценкой

Связь между психическим здоровьем и нестабильным чувством собственного достоинства имеет двусторонний характер. Проблемы, связанные с личностной идентичностью, такие как неясное, часто меняющееся или искаженное представление о себе, иногда могут возникать как симптом:

  • пограничного расстройства личности
  • истерического расстройства личности
  • диссоциативная идентичность и другие диссоциативные расстройства
  • шизофрения
  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Эти состояния могут быть серьезными, но они поддаются лечению. Квалифицированный специалист в области психического здоровья может помочь вам изучить другие симптомы и предложить варианты лечения.

Понятие «я» не всегда легко понять, отчасти потому, что ваша личность естественным образом меняется и развивается в течение жизни по мере того, как вы учитесь и растете.

Нормально испытывать некоторые моменты замешательства или неуверенности в себе. Когда вы постоянно чувствуете себя неудовлетворенным или изо всех сил пытаетесь назвать свои потребности и желания, подумайте о том, чтобы уделить время небольшому самопознанию.


Кристал Рэйпол ранее работала писателем и редактором в GoodTherapy. В сферу ее интересов входят азиатские языки и литература, японский перевод, кулинария, естественные науки, позитивный секс и психическое здоровье. В частности, она стремится помочь уменьшить стигму в отношении проблем психического здоровья.

Самооценка: будьте добры + обретайте настоящее мастерство

В чем секрет хорошей прически? Исследования показали, что женщины в среднем проводят около часа в день перед зеркалом, в основном подкрашивая свою внешность. Другое исследование показало, что мужчины чаще смотрят на себя в зеркало, чем женщины. Но вот настоящая сенсация: ваши волосы не имеют никакого отношения к вашим способностям или достоинствам как человека. Далее, это будет куда менее заметно, чем черты вашего характера. Зеркало — это внешний инструмент для оценки нашего внешнего «я». В этом блоге мы рассмотрим важные внутренние средства самоанализа.

Вторым императивом после Эмоциональное самосознание (осознание своих чувств) является Самооценка . Подобно тому, как вы смотрите в зеркало, участие в самооценке позволяет наблюдать и размышлять. Этот навык включает в себя углубленное изучение себя — как вы рассуждаете и общаетесь, как вы можете выполнять задачи или добиваться успеха в данной области. Среди нескольких сотен менеджеров из двенадцати различных организаций точная самооценка была отличительной чертой превосходной работы (Бояцис, 19 лет).82). Эта компетенция обнаруживается практически у каждого «звездного исполнителя» в исследовании нескольких сотен работников умственного труда — ученых-компьютерщиков, аудиторов и т. п. — в таких компаниях, как AT&T и 3M (Kelley, 1998).

Определение и понимание

PAIRIN описывает Самооценка как: Саморефлексия для определения сильных и слабых сторон своих ценностей, способностей и ресурсов.

Люди с высокой Самооценкой стремятся понять и улучшить себя. Уравновешивая уверенное самоуважение со смирением, они принимают свои сильные стороны и признают недостатки. Уважая других, у которых может быть больше опыта или знаний, они могут попросить и принять помощь. Они ищут честную обратную связь, новые перспективы и возможности для роста и изменений. Постоянно учась, эти люди рефлексируют. Без точной Самооценка, человека переоценивают или недооценивают себя. Когда способности недооцениваются, потенциал людей остается неиспользованным; при переоценке люди преувеличивают собственное влияние, ставят нереалистичные цели или настаивают на том, чтобы всегда казаться правыми. Самооценка обретает наибольшее значение, когда она наполнена добротой и точностью.

Доброжелательный взгляд на себя

Решающее значение для Самооценки имеет изучение вашего образа мыслей, с которым вы относитесь к себе в целом. Вы говорите, «Рад тебя видеть!» человеку, которого вы видите в зеркале, независимо от того, кажутся ли некоторые из ваших личных качеств «плоскими, хлипкими или летящими» местами? Самооценка должна проходить в позитивном свете с теплым отношением и самопринятием, независимо от того, наблюдаете ли вы за собой или анализируете отзывы, которые вы слышали от других.

Слово «оценка» может показаться пугающим, поскольку оно часто ассоциируется с оценками и суждениями, выставляемыми учителями и начальниками. Цель Самооценка предназначена для оценки, чтобы улучшить ваше мышление и навыки, а не судить о вашей неизмеримой ценности как личности. Зеркала говорят нам, как мы выглядим, а не кто мы есть.

Видеть свою уникальность

Из приблизительно 90 миллиардов живших людей нет никого, похожего на вас. Ваша ДНК, интеллект, отпечатки пальцев, мечты, стремления — все о том, как вы были созданы, — необыкновенно. Вид Самооценка предполагает способность наблюдать за собой как за уникальной личностью. Эта линза позволит вам отделить неизменную ценность того, «кто вы есть», от того, что вы делаете.

Если вы изо всех сил пытаетесь отличить свою личность от того, что вы можете или не можете делать, найдите надежного друга, наставника или консультанта, который может предложить вам сострадательное зеркало. Во многих случаях это будет просто рефрейминг, необходимый для устранения барьеров на пути к Самооценке и для помощи в формировании Самовыравнивания и Уверенности в себе, двух последующих атрибутов императивов ПАРИН.

Точный взгляд на себя

Некоторым людям посчастливилось очень ясно и точно понимать свои сильные и слабые стороны. Другие, однако, обычно переоценивают себя, думая, что у них есть сильные стороны, которых у них нет, или недооценивают себя, думая, что они слабы в чем-то, когда это не так. Точные и научно обоснованные исследования поведенческих характеристик, такие как PAIRIN Survey, и другие виды оценки действительных навыков и ценностей являются ценными инструментами для надежного информирования Процесс самооценки .

Вы, очевидно, являетесь ключевым источником информации о своих сильных сторонах и недостатках. Однако вы, возможно, не сможете увидеть их все четко или точно. В зеркальном доме отражения искажаются изгибами стекла, что дает людям необычные и сбивающие с толку образы самих себя. Если ваши саморефлексии по какой-то причине искажены (например, из-за событий прошлой жизни или отношений), обратная связь от доверенного лица может предоставить линзу, которая вам нужна, чтобы более точно увидеть свои сильные и слабые стороны. Информация от других людей, особенно от человека, которому вы подчиняетесь (вашего руководителя), людей, которые подчиняются вам (ваших сотрудников) и других, с которыми вы связаны (коллеги или члены семьи), поможет вам составить более полную картину. Вы можете узнать их мнение о ваших текущих навыках, способностях и подходе. Подумайте о том, чтобы несколько человек заполнили оценку о вас и объединили их результаты. Это обеспечит другие точки зрения на то, где могут лежать ваши сильные и слабые стороны. Будьте открыты для обратной связи и знайте, что комментарии предназначены для того, чтобы помочь вам увидеть, как вы проецируете себя — намеренно или подсознательно. Проанализируйте то, что вы узнали. Продвижение к цели требует понимания того, где вы сейчас находитесь и насколько далеки ваши идеалы от настоящего. Как ваши сильные стороны, о которых говорят другие, согласуются с вашими целями? Где у вас есть возможности для улучшения? Запрос такого рода обратной связи будет рассматриваться как положительная инициатива и станет хорошим примером. Применение такой обратной связи позволит вам стать лучше — ваши идеалы станут реальностью.

3 шага к практике самооценки

Ниже приведен процесс самооценки , описанный доктором Тарой Лафлин в учебной программе PAIRIN по развитию навыков межличностного общения.

Первым шагом к точной оценке себя является самоконтроль.

  1. Самоконтроль — это сосредоточенное внимание, измерение и запись того, что вы делаете. Просто следя за вещами, вы с большей вероятностью станете лучше, чем если бы вы полностью это игнорировали. То, что вы отслеживаете, зависит от того, что вы хотите точно оценить о себе. Что вы хотите узнать о себе? Пример: Я хочу знать, хороший ли я собеседник. Как часто я вношу свой вклад, когда участвую в групповом разговоре?

Следующим шагом в точной оценке себя является использование информации, которую вы собрали во время самоконтроля, для оценки себя.

  1. Самооценка достигается путем сравнения себя с заранее определенной целью. Целью может быть рубрика, которую вам дали, или ожидание, установленное вами или кем-то еще. Вы можете начать с более низкой, более разумной цели, а затем со временем увеличивать ожидания. В примере с кем-то, кто следит за тем, как часто он говорит в группе, он может решить, что хорошей целью является высказаться 10 раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *