Статья по окружающему миру по теме: Формы и методы ознакомления дошкольников с природой
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- Значение ознакомления дошкольников с природой.
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношения к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы детского сада. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широко использования её в воспитательно-образовательной работе ДОУ, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся любить природу, видеть её красоту. Именно на этой основе формируется любовь к родному краю, Родине. Законы природы выражают связь между отдельными явлениями. Познание природы, проникновение в её причинно- следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способствует формированию научного мировоззрения.
1.2. Исторический аспект ознакомления дошкольников с природой.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей мере испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса и луга, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для их развития.
Окраска, форма, запах цветов и плодов, пение птиц журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами – всё это позволяет детям чувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих учёных – К.И.Тимирязева, И.В.Мичурина, писателей, художников и композиторов – А.С.Пушкина, М.Пришвина, В.И.Бианки, И.Левитана, А.К.Соврасова, П.И.Чайковского.
Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на её чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию у них различных предрассудков. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. В процессе воспитания в детском саду осуществляется всестороннее развитие детей в различных видах деятельности. Основу содержания любой деятельности ребёнка составляют те знания, которые образуются при ознакомлении с окружающим, в частности с природой. Ознакомление дошкольников с природой — одно из главных средств их развития.
Ознакомление дошкольников с природой передает объём знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, воспитание интереса и любви к ней.
1.3. Формы ознакомлению дошкольников с природой.
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.
Занятия — проводятся в определенные часы, по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное в занятии — это усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.
Экскурсия – это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема.
Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий. На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всей группы детей, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движения и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места экскурсии зависит от её задач и возраста детей. Экскурсии за пределы детского сада проводятся с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Экскурсии в одни и те же места рекомендуется проводить в разное время года. Готовясь к экскурсиям, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей.
Перед выходом проверяют, всё ли необходимое они взяли, затем напоминают детям, как они должны вести себя.
Прогулки – ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учётом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда появляются те или иные явления природы. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев. Для игр во время прогулок на земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения.
Работа на земельном участке – на земельном участке дети трудятся преимущественно после дневного сна. Так же, как и в уголке, это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.
Работа в уголке природы – работа в уголке природы проводится в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.
1.4. Методы ознакомления дошкольников с природой
Наглядные методы
Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдений. Наблюдение организуется при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и на экскурсиях, на прогулках и в уголке природы. В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Воспитатель в процессе руководства наблюдением использует разнообразные приёмы – вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия.
Рассматривание картин – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.
Учебный экран — при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
Практические методы
Дидактические игры — в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.
Предметные игры — игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?». Широко используются в младших и средних группах. Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» — дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно — не нужно» — проводятся с целью закрепления знаний.
Подвижные игры природоведческого характера — связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».
Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.
Элементарные опыты — это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.
Словесные методы
Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10 — 15 минут.
Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Предварительная — используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа — это итог проведенной работы с детьми. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение, рассказы.
Беседа как метод ознакомления детей с природой используется с детьми среднего и старшего возраста.
Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.
2. Реализация принципов и методов ознакомления
дошкольников с природой.
И мне хотелось бы поделиться опытом работы по ознакомлению детей с природой ,включающего в себя и экологическое воспитание, и воздействие человека на природу, т.е. как правильно использовать природные ресурсы, не нанося вреда экологии нашего края, и что человек является частью самой природы.
Мои воспитанники имеют возможность наблюдать за растениями и животными не только на специально организованных занятиях, но и в процессе повседневной жизни.
Я старалась создать в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течении дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование ит.д.) У нас имеется специальный уголок, где дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы, альбомы для рассматривания.
Особое значение по ознакомлению детей с природой я уделяю наблюдениям на прогулке. Например осенью я просила обращать внимание на цвет неба через ветки: в это время разнообразная раскраска листьев особенно подчеркивает цвет неба. Дети любят собирать опавшие разноцветные листья разной формы. Для того чтобы развить наблюдательность и расширить кругозор детей мы используем листья в игре. Позднее, осенью, когда под деревьями оставались только сухие листья, слушали как они шуршат под ногами.
Особое значение мы с детьми придали организации зимней подкормки птиц. Кормушки у нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке. С детьми заготавливаем корм из семян растений и деревьев, крошки и т.д. зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек подкармливая птиц зимой спасает их от гибели.
Много внимания, я уделяю знакомству детей с неживой природой: землёй, водой, воздухом и .т.д. дети знакомятся с таким понятием как ветер, причинами и условиями его возникновения. На участке при помощи не хитрого приспособления они учатся определять его направление и силу. На опытах дети получили возможность познакомиться с воздухом, учились превращать воду в твердое и жидкое состояние.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
В.А.Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.
Дидактические игры: «Большой–маленький»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку» мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.
Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам.
В работе с дошкольниками я каждодневно убеждаюсь, что они очень любят сказки, рассказы, стихи, поэтому я большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н.А.Рыжова, я с ней полностью согласна. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают.
Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное и нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.
Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать её богатства.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье.
Поэтому, прежде всего я выясняла , как родители сами относятся к проблемам экологического воспитания детей. В результате анкетирования оказалось, что говорить с детьми об экологическом воспитании рано. Поэтому я проводила индивидуальные беседы с родителями, давала краткие советы и рекомендации.
Я советовала родителям обратить внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняла, что во время наблюдений расширяется кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг по пути в детский сад или домой.
Привлечь внимание родителей к экологическому воспитанию детей помогает и наглядная информация для родителей. Были предложены консультации «правила друзей природы», «формирование культуры природолюбия у дошкольников», предложен список детской литературы, которая поможет в экологическом воспитании детей, а также совместно с родителями сделали гербарий из листьев деревьев. Надеемся, что наша совместная работа даст хорошие результаты.
Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, методы и приёмы в работе с детьми, проводить её в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты земля.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала —
Не наукой, а частью души!
Содержание:
1. Психолого-педагогические основы экологического воспитания.
1.1 Значение ознакомления дошкольников с природой.
1.2. Исторический аспект ознакомления дошкольников с природой
1.3. Формы ознакомлению дошкольников с природой.
1.4. Методы ознакомления дошкольников с природой.
2. Реализация принципов и методов ознакомления
дошкольников с природой.
Формы и методы ознакомления
дошкольников с природой.
Воспитатель: Мамаева А.Р.
Казань,2012
nsportal.ru
Материал: Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с природой летом».
Консультация для воспитателей
«Ознакомление дошкольников с природой летом»
подготовили: Щербина Е.В.,
Панченко Л.И.
Бутурлиновка, 2019
Консультация для воспитателей
«Ознакомление дошкольников с природой летом»
При ознакомлении детей с сезонными явлениями природы стержнем должны служить не отдельные явления, а осмысление того, как протекает жизнь в природе в целом. Наблюдение явлений природы в развитии обеспечит детям более глубокое их понимание и подготовит к усвоению понятий «время года», «лето».
Нет более благоприятного времени для общения детей с природой, чем лето. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспитателям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу местного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения.
Воспитателю необходимо помнить, что дети дошкольного возраста активно познают природу, а некоторые растения, которые они находят в лесу, на лугу, у водоемов, могут представлять большую опасность. Особое внимание следует уделить ядовитым растениям (дурман, белена черная, болиголов пятнистый, паслен черный, собачья петрушка).
Ознакомление с признаками летнего сезона
Организуя наблюдения с детьми на прогулках и экскурсиях, педагог знакомит их с характерными отличительными признаками летнего сезона, воспитывает у них способность любоваться красотой родной природы.
Так, в младшей группе детей знакомят с наиболее яркими, характерными для этого времени года явлениями, которые они могут наблюдать: стало тепло, иногда бывает жарко, светит солнце, идет дождь, дует ветер, появляется луна. Дети устанавливают зависимость их одежды от погоды.
В средней группе, опираясь на прошлый опыт дошкольников, педагог продолжает знакомить их с характерными явлениями летней природы, обращает внимание на то, что солнце греет сильнее и больше отдает тепла, чем зимой, дует теплый ветер, идут дожди, гремят грозы. Дети наблюдают за движением облаков и устанавливают простейшие связи: ярко светит солнце, становится жарко, после дождя (грозы) природа заметно оживает, воздух делается особенно свежим, трава, цветы, деревья — чистыми и блестящими. Они узнают, что для лета характерны такие явления природы, как яркое солнце, чистое небо, жара, теплые дожди, грозы.
Детей старшего дошкольного возраста воспитатель учит распознавать состояние погоды по ряду признаков (по движению туч, поведению животных, птиц, насекомых, земноводных) и определять ее соответствующим словом-термином. Постепенно они начинают соотносить состояние погоды с летним временем года. Для эмоционального освоения знаний, формирования познавательного отношения к природе летом педагогам следует использовать загадки, поговорки, присказки, народные приметы, что позволит расширить представления детей, развить их наблюдательность. Постепенно в словарь дошкольников вводятся слова, характеризующие то или иное состояние погоды (знойный ветер, тихий ветерок, солнечная погода и др.).
На основе знакомства с народными приметами (небольшой дождь летним утром — днем хорошая погода; усиление ветра после продолжительной тихой
погоды — к дождю; когда видят радугу, ждут перемен погоды и др.) дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояние погоды.
Чтобы процесс усвоения знаний экологического содержания проходил наиболее эффективно, дошкольникам необходимо анализировать результаты наблюдений и фиксировать их в календаре погоды. На основе народных примет и пословиц может быть составлен народный календарь времен года (лета). Детям интересно будет узнать о том, что вся жизнь человека тесно связана с природой. Это отражает русский земледельческий календарь. Совместно с родителями дошкольники могут составить альбом пословиц, поговорок и загадок о лете, которые являются своеобразной системой знаний о явлениях природы.
С приходом летних дней воспитатель со старшими дошкольниками может выяснить «Как солнышко по небу прогуливается». Детей подводят к тому, в какое время года дни самые теплые и длинные. У солнышка в разное время года особый распорядок дневных прогулок. Летом солнце появляется очень рано, когда еще большинство людей спит, а заходит поздно (летние прогулки затягиваются в июне до 17 ч). Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю лыжную палку (гломон) и наблюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещенная солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. Самая короткая тень бывает днем, когда солнце находится в самой высокой точке своего пути. Это происходит в полдень.
Чтобы воспитанники могли выявить причину сезонных изменений природы, можно предложить модель «Продолжительность дня в разные сезоны». Установив связь этого явления с высотой солнца на небе, дошкольники смогут показать траекторию движения солнца в это время года на рисунках: оно поднимается высоко над горизонтом — увеличивается долгота дня. Прямые солнечные лучи больше всего отдают тепла земле — наступает лето. Таким образом, детей знакомят со сменяемостью времен года в зависимости от положения Земли относительно Солнца, времени ее движения в течение года. Одновременно уточняются знания дошкольников о Солнце как источнике тепла и света, необходимых для всего живого на Земле — растений и животных.
При ознакомлении детей с Солнцем также можно использовать графическую модель «Кому нужно Солнце», которая представляет собой изображение Солнца с отходящими от него лучами, указывающими на объекты живой природы, нуждающиеся в солнечном свете и тепле.
С целью формирования знаний о причинах смены частей суток, сезонов можно провести игру «Почему наступает другой день (сезон)?», в которой бы отражались действия, моделирующие движение Земли вокруг Солнца. Для закрепления знаний дети выполняют задание на листе, где схематически изображены Солнце и Земля. Дошкольникам предлагается закрасить синим цветом то полушарие Земли, на котором зима, а зеленым — на котором лето.
Для обобщения полученных представлений можно провести беседу «Круглый год»: какие времена года вы знаете, какое время года самое теплое, почему летом тепло, почему сменяются времена года, части суток.
На основе полученных знаний детей знакомят с состоянием различных групп растений (деревья, кустарники, травянистые растения) в разные периоды сезона и причинах этого состояния —
степень удовлетворения потребностей растений в факторах среды. Потребности растений в разные времена года удовлетворяются в разной степени. С наибольшей полнотой это происходит летом. В процессе совместных наблюдений воспитать продолжает расширять представления воспитанников о жизни растений летом, о том, что для их роста и развития необходимы почва, влага, солнечный свет, тепло. В начале лета во время прогулок на луг, в лес, парк, сквер воспитатель отмечает, что под влиянием жаркого солнца, теплых дождей происходит бурный рост растений. В это время года идет обильное цветение и созревание плодов большинства растений. В начале лета следует обратить внимание ребят на цветущие кустарники — сирень, жасмин. В конце июня — начале июля можно рассмотреть цветущую липу, обратить внимание на пряный аромат цветов, на то, как вьются и жужжат над ними пчелы, шмели, осы.
С изменениями в неживой природе связаны сезонные изменения и в жизни животных. Приспособление их к среде обитания проявляется в смене образа жизни в разные времена года в зависимости от наличия пищи, температурных условий и т. д. Педагог помогает дошкольникам установить связь между обилием тепла, влаги и бурным ростом растений, активной жизнью всех животных в летний период.
За период дошкольного детства воспитанники ДОУ должны научиться различать и узнавать растения и животных, ориентироваться в практически безграничном мире живых существ.
Ознакомление с растительным и животным миром
Жизнь растений и животных в природе существует в форме различных биогеоценозов, представляющих собой сложную совокупность единства растительных и животных организмов (от низших до высших), рельефа, почвы, воды, атмосферы. Многие его компоненты имеют яркое внешнее выражение и, следовательно, доступны детям дошкольного возраста. Поэтому их необходимо знакомить с наиболее типичными, часто встречающимися представителями основных естественных и культурных биоценозов и подводить к освоению внешне выраженных существенных связей. В содержание представлений о растительных сообществах должно быть включено знание основных представителей данного сообщества; их взаимоотношений в использовании основных факторов среды (прежде всего света).Необходимо формировать, прежде всего, о естественных биоценозах — лес, луг. В них взаимодействие растительных групп представлено наиболее полно.
В летнее время особенно живописна и привлекательна природа.
На экскурсиях дети наблюдают её во всем его многообразии, могут активно проявить свое бережное отношение к её обитателям. Дошкольников подводят к пониманию взаимозависимости между растениями и животными, которые связаны друг с другом общими законами жизни, приспособлены к совместному существованию; им рассказывают о значении леса, использовании его людьми и необходимости охранять лес — богатство нашей Родины.
Воспитатель обращает внимание дошкольников на то, что в лесу много деревьев, кустарников, травянистых растений. Вместе с воспитателем они находят знакомые деревья: ель, сосну, березу, осину; узнают, что в жаркую погоду в лесу прохладно, потому что от деревьев падает тень. На экскурсиях детей учат различать деревья и кустарники по расположению и толщине ветвей, окраске и поверхности коры, форме и величине листьев, наличию плодов и семян и др.
Для сравнения разных пород деревьев (березы и липы, березы и клена, ели и сосны и др.) можно предложить игры типа: «Угадай, какое это дерево?», «От какого дерева эта ветка?», «С чьей ветки детки?». Детальное рассматривание и описание деревьев помогает подвести дошкольников к их элементарной группировке: хвойные и лиственные.
Показать ярусы леса проще на экскурсии в дубраву, где большое разнообразие растений и густой травяной покров. Рассматривая с детьми желуди, можно сказать, что в них «дуб спрятан». Для закрепления бережного отношения к семенам хорошо прочитать стихотворение «Песня о желуде». Постепенно дети усваивают зависимость разнообразия лесных растений от условий их существования.
На экскурсиях также необходимо знакомить детей с редкими охраняемыми растениями и животными, занесенными в Красную книгу.
Полезно познакомить дошкольников с некоторыми лекарственными растениями, рассказав, какое они имеют значение, об их полезных свойствах, о том, что летом происходит их массовый сбор. По-новому они смогут смотреть на привычный для них подорожник, пастушью сумку, зверобой, мать-и-мачеху, ромашку лекарственную.
В лесу детям можно предложить найти доказательство полезности птиц (посмотреть кору деревьев, поискать гнездо лесной птицы, подумать и сказать, как и чем она кормит птенцов). Обследуя деревья, дети встретятся со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Ребята сами сделают вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет». Во время экскурсий в лесу ребята учатся слушать пение птиц и узнавать их по голосам (зяблик, соловей, кукушка, певчий дрозд и др.). Надо предупредить дошкольников, что гнезда птиц трогать нельзя, иначе они не станут в них жить.
На одной из последних прогулок дети прислушиваются к звукам леса, замечают, как стало тихо в лесу, не слышно пения птиц. Скоро осень.
В теплое время года дошкольники могут также наблюдать за насекомыми: любоваться бабочками, следить за стремительным полетом стрекоз, ползанием жуков. Воспитатель показывает детям жуков: жужелицу, бронзовку, божью коровку и др. Они учатся различать бабочек, жуков по названию, размеру, окраске. Рассматривают пчел и шмелей, ползающих по цветам, отыскивают в траве кузнечиков, наблюдают, как они прыгают. Изучая насекомых, дети знакомятся с их ролью в природе (опыляют растения, участвуют в цепи питания).
Большой интерес у детей вызывают наблюдения за муравьями. Их следует подвести к мысли о том, что муравьи полезны: они уничтожают вредителей леса, поэтому нельзя разорять муравейники. Вместе с дошкольниками воспитатель отыскивает муравьиные тропы, учит детей быть осмотрительными, не наступать на муравьев.
На экскурсии в лесопарке можно встретить и наблюдать белку, ежа, жабу, лягушку, ящерицу, которые делают окружающую среду более разнообразной. Поймав лягушку, ящерицу, можно поместить их в террариум как временных обитателей уголка природы и продолжить наблюдения. Необходимо дать знания детям о том, что хвост у ящерицы отпадает в том случае, когда она испытывает боль.
Внимание воспитанников обращается на то, что в лесах живут разные животные: хищные звери (волк, лиса) и животные, которые питаются растениями (заяц, белка, лесная мышь, лось). Ребята узнают много интересного о диких зверях. Игрушки, рассказы, сказки сделают для ребенка любимыми образы некоторых животных, помогут сформировать правильные представления об их внешнем виде. Для работы со старшими дошкольниками хорошо иметь наборы игрушек, серию картин «Дикие животные», диафильмы о жизни животных в естественных условиях (Е. Геннингс «В лесу», Г. Скребицкий «Кто как лето проводит?» и др.), которые помогут уточнить представления об их повадках, образе жизни, месте обитания. Интересные и полезные знания почерпнут дети из книг, где собраны рассказы и сказки о природе (Л. Толстой «Зайцы», «Как волк угощал своих детей»; М. Пришвин «Еж», «Белка», «Беличья память», «Медведь»; Е. Чарушин «Моя первая зоология» или др.). Сказки, сочетая волшебные образы с реальными знаниями о диких животных, учат ребенка различать вымысел и реальную действительность.
На основе наблюдений с детьми можно сделать выставку «Наши соседи — растения и животные».
Важно содействовать воспитанию у детей эмоционально положительного отношения к лесу, вызывать добрые чувства и побуждать детей к деятельности, сознательно направленной на охрану леса. Дошкольников знакомят с работой лесоводов, которые выращивают деревья и кустарники для возобновления, разведения и охраны лесов.
Важно, чтобы дети видели следы некультурного поведения и небрежного отношения человека к лесу. Они должны понять, что и в естественных условиях состояние природы зависит от деятельности и поведения людей. Знакомить дошкольников с правилами поведения на природе необходимо так, чтобы они не носили характер запретов. Иначе правила осваиваются детьми без понимания необходимости их соблюдения и не становятся для них значимыми. Ребенок должен осознать их значение, эмоционально прочувствовать последствия их несоблюдения. Во время прогулки можно предложить ребятам очистить лес от валежника, хвороста. Участие в посильных природоохранных акциях совместно со взрослыми способствует формированию у дошкольников культуры общения с природой.
Для систематизации знаний детей о данном биоценозе можно провести обобщающую беседу «Что дает людям лес», организовать праздник «День леса». Можно предложить придумать и нарисовать знаки правильного поведения в природе и пояснить их.
Ознакомление с водными растениями и животными
Несколько раз за лето можно побывать с детьми у водоема (реки, пруда, озера). Воспитатель обращает внимание на его общий вид.
На прогулке в середине лета интересно рассмотреть водные растения: одни из них растут у самого берега (белокрыльник, ежеголовка), другие — далеко от берега (рогоз, камыш), а некоторые плавают на поверхности воды (ряска, водокрас). Из этих растений целесообразно взять те, которые могут быть использованы для аквариума. Детей привлекают растения необычной формы, с ярким цветением (кувшинка, белая лилия, рогоз и др.).
С малышами можно рассмотреть у водоема зеленую лягушку, обратив внимание на ее выпуклые глаза, широкий рот, на то, как она сидит, как быстро плавает, прыгает. Дети старшего возраста отмечают, что задние ноги лягушки длиннее передних. Надо вспомнить, кто еще прыгает и почему, подвести к выводу, что способ передвижения животных зависит от строения конечностей. У песчаного берега реки обычно плавает много мелких рыб. Вместе с педагогом дети могут выловить рыбок для уголка живой природы. А кто же еще живет в пруду, озере, реке? Множество водных обитателей: тритоны, улитки (лужанка, катушка, физа, беззубка, перловица), водные жуки: окаймленный плавунец — хищник, растительноядный водолюб, вертячка, личинки стрекозы и ручейника. Можно провести занятие «Наблюдения за животными пруда», познакомив детей с их характерными особенностями, образом жизни, уходом за ними (часть из них можно поместить в отдельный аквариум).
Ознакомление с растительным и животным миром парка
В процессе наблюдений дети узнают о значении растений в нас. пунктах: деревья, кустарники и травы очищают воздух, уменьшают шум, оберегают здоровье людей, а люди должны заботиться об их сохранности. Дошкольники учатся понимать назначение парка как места отдыха, пополняют знания о нем как сообществе растений, созданном человеком для радости. На первой же экскурсии следует напомнить детям правила поведения в парке: ходить только по тропинкам, дорожкам (подумать, почему). Так можно сохранить много живых организмов и отдыхать в парке, не причиняя вреда природе и предвидя последствия своих поступков.
Важно формировать эмоционально ценностное отношение к природе парка и навыки безопасного поведения в природе, объяснять, что прогулки приносят пользу, так как человек дышит чистым воздухом. Пониманию этого поможет опыт, когда чистота воздуха определяется с помощью «индикатора». Воспитатель наносит слой вазелина на два листа картона и вывешивает их вблизи автомобильной дороги и в парке. Через несколько дней дети видят, что на листе картона, находившегося около дороги, налет более темный и плотный, чем на том, который был в парке. Обсуждая результат опыта, можно спросить детей: где воздух более загрязнен, что надо сделать, чтобы воздух в городе стал чище, где полезнее гулять и т. д. Следует также подвести их к осознанию того, что в городе нельзя собирать яблоки, шиповник, лекарственные растения.
Во время экскурсий в парк (сквер) надо обращать внимание детей на то, что человек сажает растения с разными целями, что в городе могут расти только некоторые виды деревьев и кустарников, устойчивые к неблагоприятным условиям существования (рябина, береза, сирень, тополь, клен, боярышник, липа, лиственница и др.).
В процессе наблюдений дети узнают, что в городе обитают определенные виды птиц, выясняют, что они питаются пищевыми отходами человека, в качестве укрытий используют городские постройки. В городе остаются зимовать водоплавающие птицы, так как вода замерзает не везде.
Важно обратить внимание дошкольников на то, что человек стремится возвратить природу в город: разбивает газоны, устраивает цветники.
Воспитанникам следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.
Деятельность детей на участке детского сада летом
Создание условий для интересной и содержательной деятельности детей летом на участке дошкольного учреждения также имеет большое значение.
Занятия и повседневную работу на огороде и в цветнике следует группировать по видам (выращивание овощей и цветов) на каждом из последовательных этапов работы (уход за растениями, сбор и использование урожая). Важно, чтобы детей не просто увлекала перспектива вырастить красивые цветы и вкусные овощи. Они должны осознать необходимость систематического ухода за растениями (полив, рыхление почвы, прополка, прореживание, подкормка и др.). При этом ребята должны руководствоваться особенностями строения растений, периодом роста и развития и их потребностями. Например, старшие дошкольники могут пропалывать грядки, чтобы сорняки не мешали росту культурных растений. Для этого детей необходимо научить их различать.
Детям следует давать задания, требующие внимательного наблюдения за состоянием растений. Старшие дошкольники могут заметить и рассказать, что изменилось: появились новые листья, бутоны, цветы.
Педагог привлекает детей к участию во всех видах работ по уходу за растениями, воспитывает самостоятельность. Это укрепляет у них уверенность в своих силах, формирует добросовестное отношение как к интересной, так и не очень интересной работе. Следует следить за тем, чтобы поставленная цель была посильна ребенку. Обогащению и закреплению знаний о растениях огорода и цветника, повышению интереса к их выращиванию способствуют праздник цветов, сбор урожая и праздник урожая. Полезны и дидактические игры «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», «Составь букет», «Что где растет?» и др. Из рисунков детей можно составить альбом «Наши цветы».
Для обобщения полученных детьми знаний о лете воспитатель может использовать модель «Портрет лета». После знакомства и работы с моделью проводится беседа «Назовите признаки летнего сезона», «Какие животные изображены на модели», «Что они делают летом, где живут». Для создания эмоционально-познавательной установки организуется досуг «Лето». Дети вспоминают народные пословицы, поговорки, стихи о лете, разгадывают и загадывают загадки. Для систематизации знаний о летних изменениях можно провести итоговое занятие «Летние заботы животных».
Следует помнить о том, что положительных результатов в данной работе можно достичь при тесном сотрудничестве с родителями, которое может строиться с использованием традиционных форм (родительские собрания, конференции, консультации и др.). Очень важны индивидуальные и групповые беседы воспитателя с родителями, например: «О поведении в природе», «О содержании растений и животных дома». Можно организовать и совместную деятельность родителей с детьми (экскурсии, экологические акции, праздники, дни открытых дверей, создание альбома «Красное лето» и др.). Педагог советует родителям больше времени проводить с детьми на улице, гулять в лесу, парке, отмечать изменения в природе в летний период, учить культурному поведению в природе, организовать дома уголок природы, приобрести комнатные растения, рыб, птиц. Все это вызовет у детей интерес к природе, желание заботиться о живых существах, будет способствовать формированию гуманных чувств.
Оказание первой медицинской помощи детям в летний период
Дошкольники, как правило, проявляют повышенный интерес к объектам окружающей их природы. Именно в этом возрасте им все интересно. Зачастую из-за незнания они не видят опасности в красивых цветах и ягодах, которые могут оказаться ядовитыми, интересных насекомых, которые могут причинить вред здоровью. Даже пребывание на солнце без соблюдения правил может обернуться солнечным ударом. Поэтому педагогам необходимо знать, как уберечь детей от вредных факторов окружающей среды, что становится особенно актуальным в летний период.
nsportal.ru
План-конспект занятия по окружающему миру по теме: «Познание. Ознакомление с природным миром» на тему «Путешествие в мир природы»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 222
Конспект занятия образовательной области, в рамках ФГОС «Познание. Ознакомление с природным миром» на тему «Путешествие в мир природы»
Подготовила и провела
воспитатель подготовительной гр. №2
Савченко Г.Н.
Москва 2017г.
Цель: Систематизировать знания детей о признаках явлений природы; Формировать у детей чувство гордости, что люди нашей родной земли берегут и охраняют заповедные уголки природы; закрепить знания о живой и неживой природе; воспитывать чувство сопричастности, сопереживания к важным глобальным экологическим проблемам Земли.
Материалы и оборудование: поезд, картинки с изображением живой и неживой природы, картинки с изображением насекомых, птиц, картинка с изображением дома, леса, игрушки диких и домашних животных, два обруча, мяч, глобус, предметные картинки для коллажа, ножницы, клей карандаш, плоская модель Земли.
Предварительная работа: На занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи; в ходе наблюдений на прогулке; при знакомстве со сказками и природоведческой литературой; совместно с родителями ребята сделали гербарий лекарственных растений; фоторепортажи о птицах и о живой и неживой природе. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, музыкальная, познавательно — исследовательская, трудовая.
Ход занятия.
Воспитатель: «Ребята, сегодня я получила письмо от Царицы Природы, она просит вас помочь: «Дорогие ребята, меня похитил злой Кощей Бессмертный и заточил в своём мрачном замке. Пока меня нет с вами, люди стали обижать животных, ломать деревья, разорять гнёзда птиц. Прошу вас, помогите мне выбраться из тёмного замка злого Кощея, но для этого вам надо пройти несколько испытаний».
Воспитатель: «Вы готовы помочь Царице Природы? Справимся ли мы с заданиями?»
Дети: «Да»
Воспитатель: «Тогда отправляемся в наше путешествие. Ребята, на какой планете мы с вами живём?»
Дети: « На планете Земля»
Воспитатель: «Посмотрите на макет нашей планеты. Как он называется?» Дети: «Глобус».
Воспитатель: « Что мы видим на глобусе?»
Дети: «Леса, моря, реки, горы, океаны».
Воспитатель: «Планета Земля наш общий дом, где все вместе существуют животные и растения, объекты неживой природы, и я хочу пригласить вас в путешествие в мир природы, А поможет нам в этом волшебный паровозик, который будет нас перемещать от станции к станции. На каждой остановке нас ждут задания и вопросы. Справимся?
Вагончики зелёные Бегут, бегут, бегут,
А круглые колесики Все стук, да стук, да стук.
(Дети выстраиваются в поезд и передвигаются к первой станции под музыку). Воспитатель: « А вот и первая остановка. На ней мы поговорим о временах года, назовите их». (Воспитатель показывает картинки, дети называют времена года)
Воспитатель: « А какое сейчас время года? Назовите признаки весны. Назовите приметы лета, осени, зимы. Молодцы, справились с заданием, отправляемся дальше. На этой станции мы поиграем в игру «Живая и неживая природа». Давайте разделимся на две команды. Одна будет выбирать картинки с изображением живой природы, а другая с неживой. Занимайте свои места в вагонах». (Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: «Третья станция «Сказочная». Послушайте сказку: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил был Иван Царевич. Баба Яга хитростью заманила его в ловушку. Но он сумел выбраться. Дошёл до большой широкой реки, а моста нет. Махнул Иван царевич три раза платком, и повисла над рекой дивная радуга, по ней он и добрался на другой берег. Бросилась баба Яга за Иваном Царевичем вдогонку по этому мосту, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые от следов Ивана Царевича, а другие — злые, где Баба Яга ступала. Как вы думаете, какие цветы добрые?»
Дети: «Лекарственные растения».
Воспитатель: « Какие растения мы можем назвать «злыми»?».
Дети: « Ядовитые».
Воспитатель: « Назовите их». (Дети называют ядовитые растения).
Воспитатель: «Молодцы, все правильно назвали. Тогда отправляемся дальше. На четвёртой станции мы поиграем в игру «Деревья и кустарники». (Дети становятся в круг). Я буду бросать мяч, а вы называть мне то, что я скажу. Молодцы, много назвали деревьев и кустарников, целый лес получился. А какие виды леса вы знаете?»
Дети: «Лиственный, хвойный, смешанный»
Воспитатель: «Все верно. Следующая станция загадок. Чтобы туда попасть, нужно отгадать загадки. (Воспитатель показывает картинки к отгадке)
Над цветами, кто летает,
Сок цветочный собирает,
В домик свой его несёт,
Из него готовит мёд? (Пчела).
Над рекою он в полёте,
Этот чудо — самолётик,
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).
Над цветком цветок тот машет,
Веерками крыльев машет,
Так прекрасен, так хорош,
Но на клумбе не найдёшь. (Бабочка).
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
Летит, жужжит. (Жук).
Не зверь, не птица,
А нос как спица. (Комар).
С ветки на тропинку,
С травки на былинку,
Прыгает пружинка –
Зелененькая спинка. (Кузнечик).
Воспитатель: «О ком были загадки?»
Дети: «О насекомых».
Физкультминутка:
Воспитатель: « Давайте теперь изобразим насекомых: как летает бабочка? Она легкая, воздушная. А вот летит комар, летит и пищит. Очень ловко прыгает кузнечик. Как он это делает?» (Дети выполняют движения). Воспитатель: « Отправляемсяся дальше, занимайте свои места. Следующая остановка «Дикие и домашние животные». (Дети делятся на 2 команды, одна команда выбирает картинки диких животных, другая домашних и кладут в обручи, положенные на полу)
Воспитатель: «Дети, что вы знаете о диких и домашних животных?» (Ответы детей)
Воспитатель: « На седьмой станции живут птицы. Чтобы узнать, о каких птицах идёт речь, мы поиграем в игру «Угадай птицу». (Воспитатель показывает картинки птиц и рассказывает о них.
Воспитатель: « Молодцы, узнали всех птиц, теперь двигаемся дальше. Последняя остановка называется «Береги природу». В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детёнышей, выпускали рыбу с икрой, рубили только старые и больные деревья. К сожалению не все люди в наше время соблюдают эти добрые традиции. Вырубают леса, уничтожают животный мир. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Расскажите, как это происходит?»
Дети: «Люди создают заповедники, существует Красная книга».
Воспитатель: « Скажите, что такое заповедник?» (Ответы детей)
Воспитатель: «Верно, заповедник — это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповедниках охраняется всё: животные,трава, птицы, грибы, рыбы. Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу?».
Дети: «Нет».
Воспитатель: « Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы.
1. Не рвать цветы.
2. Не кричать, не включать громко музыку.
3. Не разорять птичьи гнёзда.
4. Не мусорить.
5. Не разорять муравейники.
6. Не разводить костры.
7. Не обижать животных.
8. Не ломать деревья.
9. Не разрушать грибницы.
Воспитатель: «Ребята, давайте мы вспомним стихи о природе.»
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Воспитатель: «Чтобы помочь нашей планете, надо научиться любить природу с детства. Растите, дети и берегите Землю. Она вернёт вам заботу о себе хорошим здоровьем, щедрым урожаем, весёлым пением птиц, красотой земного царства природы. В подарок Царице Природе мы изготовим с вами коллаж «Цветущая планета Земля» (Дети выполняют аппликацию под музыку «Звуки леса»)
Воспитатель: «А теперь возьмёмся за руки, сделаем большой круг. Постараемся обнять нашу планету и навсегда запомнить, что мы должны ее беречь, любить все живое на земле. Ребята, Царица Природа благодарит вас. Она говорит, что теперь знает, что такое глобус и почему наша планета Земля такая разноцветная и красивая. А теперь дети скажите, что нового и интересного вы узнали на занятии?» (Подведение итога занятия)
Воспитатель: « Вот и закончилось наше путешествие в мир природы. Пора возвращаться в детский сад».
nsportal.ru
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Наедине с природой»
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе
Тема: «Наедине с природой».
Цель:
1. Формирование умения составлять описательный рассказ по картинкам.
2. Уточнить представления детей о характерных особенностях каждого сезона.
3. Формирование представлений о закономерной повторяемости изменений в жизни природы, от сезона к сезону.
4. Учить детей рассматривать и обследовать объекты неживой природы, делать выводы.
Ход занятия:
На полу сидим в кругу. Раздаточные карточки у детей.
Воспитатель: Ребята, давайте сыграем в игру «Когда это бывает?»
Пришло время загадок.
Пусты поля
Мокнет земля
Дождь поливает
Когда это бывает.
Снег на полях
Лед на реках
Вьюга гуляет
Когда это бывает.
Тает снежок
Ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает
Солнце печет
Липа цветет
Рожь поспевает
Когда это бывает
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а отгадайте загадку: «Зимой беленький, а летом серенький».
Дети: Это заяц.
Воспитатель: Правильно, это зайка. А сегодня он к нам прискакал, узнать, что мы знаем о природе.
На столе диаграмма, у детей карточки со знаками по временам года.
Начинаем рассказ: Оля (по карточке) – Это осень. Осенью бывает дождь. Появились лужи. Солнце осенью светит реже. Погода пасмурная…
Дети рассказывают друг за другом, один начинает, второй продолжает, третий заканчивает. Так о каждом времени года.
Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой, мир живой природы. У нас на столе лежат картинки: мальчикам нужно отобрать изображение не живой природы, а девочкам живой природы и потом объяснить, чем отличается живая природа от неживой (движется, растет, питается, дышит, размножается). Давайте проверим правильно ли выбраны картинки: человек, кит, собака, птица, слон, дерево, цветок, ежик. Все они питаются, растут, дышат, поэтому их относят к живой природе.
А солнце, облака, радугу, камни, почву, воду относят к неживой природе, так как у них нет способности к росту, питанию, дыханию. Молодцы, ребята, справились с заданием.
Физминутка: — Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Зайчик будет бросать вам мяч, а вы будете его возвращать с ответом.
-после зимы идет…
-после лета…
-зимний месяц…(ответы нескольких детей)
-летний месяц…(ответы нескольких детей)
-после вторника…
-день, а потом…
-ночь, а за ней…
-выходные…
-перелетная птица…
-зимующая птица…(ответы нескольких детей)
-кто на зиму впадает в спячку…(ответы нескольких детей)
-кто первый прилетает весной…
-какая птица не вьет себе гнездо…
-осенний месяц…(ответы нескольких детей)
-весенний месяц…(ответы нескольких детей)
Воспитатель: А какие природные явления вы знаете? ( Ветер, снег, радуга, листопад, капель, ледоход, иней, роса, туман, сосульки, капель, град, дождь, солнце).
А какие бывают только зимой? Летом?
А какие бывают облака? (кучевые, перистые, грозовые и дождевые)
А из каких идет дождик и снег?
А как называется лес, в котором растут сосны и ели? А если деревья? А если все вместе? (ответы детей).
В конце занятия зайка спрашивает: «Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали». Хвалит детей и дарит медальки со своим изображением.
nsportal.ru
Методическая разработка по окружающему миру на тему: Методика ознакомления с природой детей дошкольного возраста
Методика ознакомления.
План.
- Роль природы в формировании личности ребенка
- Особенности представлений о природе дошкольников.
- Задачи и содержание ознакомления детей с природой
- Условия, необходимые для ознакомления детей с природой (уголок с животными и растениями, участок детского сада)
- Методы ознакомления детей с природой: наблюдение, иллюстративно-наглядный материал, игра, элементарные опыты, моделирование, рассказ педагога о предметах и явлениях природы, использование художественной природоведческой литературы, беседа, труд детей в природе.
- Формы ознакомления детей с природой: занятие, экскурсия в природу, ознакомление с природой в повседневной жизни, элементарная поисковая деятельность детей.
- Планирование работы по ознакомлению детей с природой на разных этапах обучения.
Методика ознакомления дошкольников.
Ребенок воспринимает природу непосредственно, с помощью органов чувств. Поэтому она предстает перед ним во всем разнообразии формы, величины, цвета, звука, запахов, движения. Это совершенствует его сенсорное развитие и позволяет сформировать первоначальные яркие, конкретные представления о природе, увидеть и понять связи и понять связи и отношения природных явлений (переход от наглядного к логическому мышлению). В процессе наблюдений, игр, труда в природе дети не только знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, но у них развивается детская деятельность. Кроме того, труд в природе – наиболее доступный вид детского труда – оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка.
В ходе коррекционно-образовательной работы по ознакомлению с природой дошкольников с интеллектуальной недостаточностью решаются две группы задач. 1 группа — общие задачи ознакомления детей с природой:
1). Формирование представлений об объектах и явлениях природы (их признаках и свойствах), а также их связях и отношениях между ними.
2). Формирование у детей трудовых навыков и умений.
3). Формирование у детей любви к природе, бережного отношения к ней.
Специальные задачи
В методике ознакомления дошкольников с окружающим миром выделяют следующие направления работы по ознакомлению с природой:
1. Представления о неживой природе (смена дня и ночи, типичные погодные явления, характерные для местного края, наличие теплых и холодных дней, пасмурная и солнечная погода, типичные атмосферные явления – дождь, снегопад, ветер, изморозь, иней, гроза и пр.; вода и ее агрегатное состояние, песок, глина, почва; о некоторых космических телах – Луна, Солнце, звезды).
2.Знания о растениях (учить различать и называть наиболее типичные, часто встречающиеся в данной местности деревья, кустарники, травянистые растения; формировать элементарные представления о потребностях растений – тепло, влага, почвенное питание; формировать представления о способах ухода за комнатными растениями, а также растениями огорода и цветника; формируют представления об изменениях состояний растений в разные сезоны, формируют элементарные знания об охране растений).
3. Представления о животных (наиболее часто встречающиеся представители млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб, земноводных, насекомых; домашние и дикие животные родного края, наиболее типичные представители других зон – их внешний вид, поведение, приспособление к условиям окружающей среды, уход за домашними животными и птицами или животными и птицами в уголке природы).
4. Знания о труде взрослых в природе (представления о способах выращивания растений и ухода за животными, охрана природы и использование ее человеком, формирование некоторых трудовых умений и навыков ухода за растениями и животными в уголке природы и на участке).
5. Знания о сезонных изменениях в природе (продолжительность дня и ночи в каждом сезоне, характер погоды, температура воздуха, типичные осадки, как особенности явлений неживой природы влияют на образ жизни животных и растений, труд людей в природе в каждый сезон, особенности жизни детей; формирование знаний о последовательности времен года).
6. Формирование бережного и заботливого отношения к природе осуществляется на основе имеющихся представлений о растениях, животных, условиях их жизни, знании их основных потребностей, навыков и умений по уходу за ними. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие.
Для реализации рассмотренных задач ознакомления детей с природой в коррекционном ДОУ создаются ряд условий: уголок с животными и растениями, участок детского сада.
Для постоянного общения ребенка с растениями и животными в детском саду создают уголки природы, который украшает групповую комнату, доставляет удовольствие детям и дает возможность проводить наблюдения, ухаживать за животными и растениями. Обитатели уголка природы могут жить там постоянно (комнатные растения, рыбы, птицы и пр.), либо пребывать там определенное, непродолжительное время (растения и животные местного края, жизнедеятельность которого проявляется наиболее ярко в определенные сезоны – весенние первоцветы, насекомые). При подборе животных и растений для уголка природы следует учитывать ряд требований:
- Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы.
- Растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способными привлечь и удержать внимание ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
- Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных.
- Растения и животные должны быть абсолютно безопасными для жизни и здоровья детей.
- Растения и животные должны быть неприхотливыми, не требующими для своего содержания сложного оборудования.
- Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности растений и животных в условиях ДОУ (повышенная температура, сухость, шум и пр.).
Другим условием успешной организации работы по ознакомлению с природой дошкольников является наличие правильно спланированного и хорошо оборудованного участка детского сада. Участок детского сада должен отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям (иметь определенный размер, там должны быть правильно подобраны и размещены деревья и кустарники, созданы цветники, возможно разведение небольшого огорода и сада, выделение места для содержания некоторых животных, привлечение на участок птиц).
В ходе ознакомления дошкольников с природой используются различные методы: наблюдение, иллюстративно-наглядный материал, игра, элементарные опыты, моделирование, рассказ педагога о предметах и явлениях природы, использование художественной природоведческой литературы, беседа, труд детей в природе.
Наблюдение является основным методом ознакомления дошкольника с природой. В зависимости от целей и содержания используется индивидуальное и групповое наблюдение. В зависимости от поставленных целей можно использовать эпизодическое, длительное и итоговое наблюдение. Различают несколько видов наблюдения.
Распознающее наблюдение направлено на формирование у детей представлений о растениях и животных, об объектах и явлениях неживой природы (на первом его этапе воспитанники получают общее представление о предмете, на втором – знакомятся со свойствами и качествами предметов и объектов, на третьем – подводят итог наблюдения, обобщают полученные представления под руководством педагога). Этот вид наблюдения проводится с первого этапа обучения.
Наблюдение с использованием раздаточного материала проводится со второго этапа обучения и направлено на формирование более точных, полных представлений о природе, формирование бережного к ней отношения. В этом случае дети получают для рассматривания набор объектов (овощи, фрукты, цветы, листья и пр.)
Длительное наблюдение состоит из системы эпизодических наблюдений и направлено на знакомство с ростом и развитием растений, установление их основных изменений, установление сезонных изменений в живой и неживой природе и пр. Педагог направляет внимание детей на установление изменений, которые произошли у объекта по сравнению с предыдущим наблюдением. Этому способствует использование рисунков, элементарных моделей, гербариев, демонстрируемых во время наблюдения.
В ходе наблюдения педагог использует следующие приемы руководства наблюдением детей: вопросы, показ приемов обследования, сюрпризные моменты, подражание движениям, звукам, сравнение предметов, хоровое проговаривание трудных и новых слов.
Другим методом знакомства дошкольников с природой является использование иллюстративно-наглядного материала: дидактических картин, репродукций с художественных картин, фотографий, диапозитивов, моделей (предметных, предметно-схематических и графических), диа- , кино- , видеофильмов.
В ознакомлении дошкольников с природой используются игры — с правилами (дидактические и подвижные) и творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительные). Дидактические игры проводят индивидуально или с подгруппой детей, на занятиях и вне занятий. Для ознакомления с природой используют игры с предметами («Узнай на вкус», «Чудесный мешочек» и пр.), настольно-печатные («Зоологическое лото», «Четыре времени года» и пр.), в старшем дошкольном возрасте можно использовать словесные игры (« Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле» и пр.). Особое внимание следует уделять строительным играм (с песком, глиной, снегом, камешками, шишками т.д.), поскольку именно эти игры не только обогащают чувственный опыт детей, но и могут послужить основой для постановки элементарных опытов.
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Проводятся элементарные опыты на третьем этапе обучения (таяние снега, замерзание воды, строительство из сухого и влажного песка и пр.). Ребенку в доступной форме должны быть объяснены цель опыта, педагог обеспечивает активность каждого ребенка во время опыта, поддерживает интерес детей фиксацией его результатов в виде рисунков, моделей и пр.
Основными формами ознакомления детей с природой являются: занятие, экскурсия в природу, ознакомление с природой в повседневной жизни, элементарная поисковая деятельность детей.
nsportal.ru
Ознакомление детей с природой
Ознакомление дошкольников с природой
Этот раздел меню посвящен теме «Ознакомление детей с природой». В колонке с левой стороны расположены ссылки на готовые конспекты занятий. Занятия сгруппированы по классам: «Звери», «Насекомые», «Птицы», «Обитатели моря», «Растения» и «Экология», где каждое занятие посвящено одному конкретному виду. Исключением является раздел «Экология» — там даются более общие и комплексные знания по ознакомлению дошкольников с природой, и некоторое количество занятий о растениях, например занятие «Лекарственные растения». Большая часть конспектов снабжена фотографиями и аудио-файлами с голосами животных и птиц, причем Вы можете скачать конспект занятия одним архивом, содержащий и текстовый документ, и вспомогательные материалы для полноценного проведения занятия в детском саду.
Некоторые из занятий являются комплексными (интегрированными)- как правило, они построены по схеме «ознакомление дошкольников с природой» плюс «изо. деятельность» (лепка, рисование или конструирование из бумаги) и ссылки на некоторые из них есть в разделе комплексных занятий.
Необходимо помнить, что некоторые занятия содержат информацию о конкретном регионе (ареале). Поэтому стоит быть внимательным и, при необходимости, адаптировать занятие под свой регион. Пример: зайцы не везде «белеют» в зимнюю пору, в южных регионах этого не наблюдается. И т.д.
Любой из конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с природой, расположенных в этом разделе, можно скачать в виде документа Ворд.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Для хорошего усвоения материалов по ознакомлению детей с природой имеет смысл применять комплексные и интегрированные занятия, на которых дети за счет переключения внимания на другие виды деятельности, будь то развитие речи или изодеятельность, рассматривают изучаемый вид с разных сторон, при этом не теряя интереса и концентрации внимания.
В том случае, если Вы заметили какие-то неточности или недоработки, то, по возможности, сообщите нам об этом. Кроме того, если у Вас есть собственные занятия по ознакомлению детей с природой, то поделитесь ими с другими, пишите нам, шлите материал и мы с радостью будем пополнять количество конспектов.
В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …
Читать дальше…
Ознакомление детей с природой.
Лекция 4
Тема: Ознакомление детей с природой в детском саду
1. Основы построения программы
2. Общая характеристика Программы
Список используемой литературы:
1. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973
2. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — СПб.: детство-пресс, 2003. — 319 с.
3. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / О. А. Соломенникова. — Изд. 3-е, испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. — 100
Ознакомление детей с природой.
В процессе воспитания в дошкольном учреждении осуществляется всестороннее развитие детей в различных видах деятельности (игра, труд, занятия). Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим, в частности с природой.
Ознакомление детей с природой одно из главных средств их развития. В ходе его расширяется ориентировка детей в окружающей среде, формируются познавательные способности, воспитывается должное отношение к природе. Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, воспитание интереса и любви к ней.
Особенности задач ознакомления детей разного возраста с природой. В каждой возрастной группе осуществляются определенные программные задачи ознакомления детей с природой. Они предусматривают постепенное усвоение ребенком природоведческих знаний.
Детей 2-го и 3-го года жизни знакомят с растениями, животными, явлениями неживой природы, приучают обособлять их в пространстве, выделять и правильно называть некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.
У детей 4-го года жизни формируют представления о предметах и явлениях природы, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, подводят их к установлению таких связей, которые дети могут познать в процессе предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре и отразить их в форме конкретных представлений.
Детей учат наблюдать, выделять отдельные признаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), сравнивать объекты и группировать их по внешним признакам. В процессе усвоения знаний у них образуются более высокие формы познавательной деятельности: дети к четырем годам способны подойти к установлению причинно-следственных отношений.
К пяти годам у детей формируется высшая форма наглядно-образного мышления. Они могут усваивать обобщенные знания. Детей учат выделять характерные особенности строения растений, животных и устанавливать их зависимость от условий существования.
К концу дошкольного возраста у детей должна быть развита элементарная форма логического мышления: способность к анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений и животных и делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, места обитания и т.д.).
Детей подводят к выводу, что явления природы обусловлены естественными причинами (например, изменения в жизни растений и животных зависят от солнца, света и тепла). К переходу в школу у детей должна быть развита наблюдательность, любознательность, любовь и бережное отношение к природе, способность находить в ней красивое, интерес к сельскохозяйственному труду.
Отбор материала. При отборе материала к программе учитывают принципы доступности и научности. Дети должны получить реальные, подлинно научные сведения о растениях, животных, явлениях неживой природы, но в то же время эти сведения должны быть понятными. Поэтому программный материал по объему и глубине освещения дается с учетом возраста детей, но при обязательном сохранении правильности сообщаемых знаний. В программу включают, прежде всего, знания о таких объектах и явлениях природы, с которыми дети постоянно сталкиваются во время прогулок, игр, труда.
Чтобы вести детей по пути научного познания мира, нужно не только давать им верные представления, но и показывать доступные их чувственному опыту связи и причинные зависимости между объектами и явлениями природы.
Большую часть элементарных сведений о природе дети приобретают в первые семь лет. В детском саду дошкольники должны получить «общий очерк всех знаний» (Я. А. Коменский), поэтому в программу включен материал из разных областей естествознания. Так осуществляется принцип в отборе материала.
Материал, отобранный в программу, рассчитан на центральные области России. Учитывая особенности природы различных районов, в содержание программы необходимо вносить некоторые изменения. Так, например, на юге ознакомление с деревьями надо начинать не с ели и березы, как указано в программе, а с сосны, акации, каштана или шелковицы; вместо белки показать детям суслика и т. п. Однако краеведческий принцип не ограничивает изучения природы местным материалом. С объектами, имеющими большое значение в жизни людей (домашними животными, культурными растениями), отсутствующими в данной местности, детей знакомят при помощи наглядных пособий картин, диафильмов, кинофильмов.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru