Память в психологии виды: Виды памяти в психологии

ВИДЫ ПАМЯТИ

ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено прежде всего особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Это справедливо и для тех случаев, когда тот или иной вид памяти (например, зрительная или слуховая) выступает у человека как особенность его психического склада. Ведь прежде чем определенное психическое свойство в деятельности проявляется, оно в ней формируется.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности,

память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей — деятельности на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память. В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.

Двигательная памятьэто запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Один психолог признавался, что он совершенно не в состоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу может воспроизвести лишь как пантомиму. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.

д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые руки».

Эмоциональная памятьэто память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти. «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, — у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память» [1].

Эмоциональная память в известном смысле может оказываться сильнее других видов памяти. Каждый по своему опыту знает, как иногда от давно прошедших и основательно забытых событий, книг, кинофильмов остается только впечатление, чувство. Однако и такое чувство не беспредметно. Именно поэтому оно может выступать в качестве первого узелка в развертывании цепочки ассоциаций.

Образная памятьэто память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности. Поразительно высокого уровня они могут достигать в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.

д.

Образная память особенно развита у людей «художественных» профессий.

Иногда встречаются люди, обладающие так называемой эйдетической памятью. Эйдетические образы, или наглядные образы памяти, — это результат возбуждения органов чувств внешними раздражителями. Эйдетические образы похожи на представление тем, что возникают в отсутствие предмета, но характеризуются такой детализированной наглядностью, которая совершенно недоступна обычному представлению. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей, «переводя взгляд» с детали на деталь, как это обычно можно сделать при восприятии. Можно предположить, что по аналогии с эйдетической зрительной памятью встречается такая же яркая слуховая, может быть, даже и осязательная память.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления.

Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное . заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память — специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения.

Непроизвольная и произвольная память. В рассмотренных выше видах памяти отражены такие ее характеристики, которые, сформировавшись в деятельности, становятся затем как бы конституциональными ее особенностями. Тот или иной склад памяти человека может проявляться уже и независимо от переменных условий деятельности: от ее мотивов, целей, способов.

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о

произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Кратковременная и долговременная память. Оперативная память. В последнее время пристальное внимание исследователей привлекают к себе процессы, происходящие на самой начальной стадии запоминания, еще до закрепления следов внешних воздействий, а также в самый момент их образования. Для того чтобы тот или иной материал закреплялся в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Такая переработка требует определенного времени, которое называют

временем консолидации следов. Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что прошедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д. то, чего уже непосредственно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Эти процессы неустойчивы и обратимы, но они настолько. специфичны и их роль в функционировании механизмов накопления опыта столь значительна, что их рассматривают в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации, который получил название кратковременной памяти.

В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия материала).

В самом термине «кратковременная память» закреплен внешний, временной параметр явления безотносительно к тому, как оно связано с деятельностью индивида, с ее целями и мотивами. Однако и здесь надо иметь в виду связь временного параметра событий с их значимостью для организма. Длительность события само по себе уже значима для памяти, потому что в длительном (повторяющемся) воздействии как бы заложена возможность повторения его в будущем, что требует к нему большей готовности. В этом смысле консолидацию следов можно рассматривать как своеобразную оценку значимости данного материала для осуществления предстоящих жизненно важных целей.

Однако влияние самого по себе временного фактора не безгранично: лишенное смысла длительное повторение раздражителя вызывает лишь защитное торможение, а не перевод его в долговременную память.

Вместо термина «кратковременная память» в литературе нередко употребляются различные его синонимы: «мгновенная», «первичная», «немедленная», «краткосрочная память» и т.п. Некоторые авторы, однако, в качестве одного из таких синонимов используют и термин «оперативная память», стремясь подчеркнуть им не временной, а «деловой» характер той же кратковременной памяти. Между тем за этим термином в нашей психологии закрепилось другое содержание. Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например, арифметическое, то осуществляем его по частям, кусками. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату, конкретный «отработанный» материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при чтении, списывании, вообще при выполнении любого более или менее сложного действия. Куски материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (процесс чтения у ребенка начинается со складывания отдельных букв). Объем этих кусков, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Этим определяется значение формирования оптимальных оперативных единиц.

Такое понимание оперативной памяти отличает ее как от долговременной, так и от кратковременной памяти, хотя и намечает точки их соприкосновения. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих как из кратковременной, так и из долговременной памяти. Пока этот рабочий материал функционирует, он остается в ведении оперативной памяти.

Взаимосвязь различных видов памяти. Критерии, принятые здесь за основание деления памяти на виды, связаны с различными сторонами человеческой деятельности, выступающими в ней не порознь, а в органическом единстве. Такое же единство представляют собой и соответствующие виды памяти. Так, память на мысли и понятия, будучи словесно-логической, является также в каждом частном случае либо непроизвольной, либо произвольной; одновременно она же обязательно будет либо кратковременной, либо долговременной.

С другой стороны, различные виды памяти, выделенные по одному и тому же критерию, тоже оказываются взаимосвязанными. Так, двигательная, образная, словесно-логическая память не могут существовать изолированно друг от друга уже потому, что между собой связаны прежде всего соответствующие стороны предметов и явлений внешнего мира, а следовательно, и формы их отражения. Сложные преемственные связи существуют также между непроизвольной и произвольной памятью (сущность их будет раскрыта при характеристике процесса запоминания). Что касается кратковременной и долговременной памяти, то они представляют собой две стадии единого процесса. Кратковременная память — это тот пропускник, минуя который ничто не может проникнуть в долговременную память. С кратковременной памяти всегда начинаются все ее процессы.


1 Станиславский К.С. Работа над собой в творческом процессе переживания. // Собр. соч. в 8-ми т. — М.: Искусство, 1954. — Т. 2. — С. 217.



Виды памяти — Битрейника

  • Образная память
  • Зрительная память
  • Слуховая память
  • Двигательная память
  • Словесно-логическая память
  • Эмоциональная память
    • Функции эмоциональной памяти
  • Долговременная, кратковременная и оперативная память
  • Непроизвольная память и произвольная память
    • Особенности произвольной памяти

Человеческая память является, по сути, взаимосвязанным процессом, состоящим из трёх компонентов: ввод информации (запоминание), её удержание (сохранение) и, наконец, воспроизведение. Их взаимосвязь выражена в том, что от того, как организовано запоминание, зависит сохранение информации, а от него – и качество воспроизведения. Это обстоятельство следует учитывать решая для себя задачу как улучшить паять взрослому.

По характеру психической активности различают образную, словесно-логическую, двигательную и эмоциональную память.

  Образная память

Образная память – это хранилище звуков, запахов, зрительных представлений. Наглядно-образная память сохраняет материал в форме зрительных, слуховых и других образов. Поэтому выделяют несколько отдельных видов образной памяти, таких как слуховая (попробуйте вспомнить мурчание котёнка или потрескивание хвороста в костре), зрительная образная память (лицо близкого человека или любимая ваза – помните?), обонятельная (запах знакомого парфюма или просто свежесрезанной травы), тактильная (прикосновение тёплой руки или боль от укола), вкусовая (кислота ломтика лимона или сладость банана). Наглядно-образная память особенно важна в творческой деятельности.

Наш мозг предпочитает воспринимать мир, обрабатывая информацию обоими полушариями: правое воспринимает образ, а левое подбирает для него слова. Развивая образную память, мы восполняем пробел, вызванный дефицитом образов: в современном мире много информации, но основной её массив не задействует в работу правое полушарие, возникает дисбаланс, в результате которого нам все труднее запоминать, удерживать внимание, концентрироваться. Развитие образной памяти помогает включить в работу правое полушарие, задействуя воображение. Воображая, мы легко запоминаем. Поняв материал, мы создаём образ, закрепляющий понимание, и получаем знание.

Различают зрительную, слуховую, моторно-слуховую память, зрительно-моторно-слуховую память. Это виды так называемой сенсорной памяти, которая играет наиболее важную роль в обучении. Зная, какой тип памяти преобладает у ученика, можно дифференцированно подходить к процессу его обучения, достигая лучших результатов запоминания. Преподаватель должен позаботиться о том, чтобы в процессе усвоения материала принимало участие как можно больше органов чувств. В своё время на это обращал внимание известный педагог К.Д. Ушинский.

Зрительная память

Зрительная память связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. Зрительная образная память предполагает использование зрительного анализатора для обработки информации. У многих людей зрительная образная память представляет основной тип запоминания.

Особенно актуально развитие зрительной памяти для художников, но широко используем её мы все. Развивая воображение, мы также помогаем развитию зрительной памяти, ведь то, что мы представляем, нам легче запомнить и воспроизвести.

Слуховая память

Слуховой памятью называют способность к запоминанию и точному воспроизведению звуков, будь то музыка, речь или какие-то другие звуки. Особенно она важна для музыкантов, но активно её задействуем все мы. Слуховую память легко выявить у ребёнка: если ему легко даётся материал, рассказанный учителем (и дома параграф уже можно не читать, так как он и так все помнит), значит, ребёнок – аудиал.

Двигательная память

Моторная память удерживает все, что связано с двигательной активностью. Руки и ноги словно сами «помнят», что им делать.

Двигательная память помогает нам запоминать движения и затем воспроизводить их. Благодаря ей мы разучиваем танцы, работаем с инструментами, ездим на велосипеде и т.д.

Развитие двигательной памяти способствует не только отточенность движений, меткости, ловкости. Без неё просто невозможно достичь успехов в любом деле, за какое бы мы ни взялись. Она лежит в основе навыков ходьбы, езды, письма, всех трудовых и практических навыков. Если бы мы не имели этой памяти, то вынуждены были бы учиться повторять то или иное действие. Чем более знакомы условия, тем точнее и вывереннее движения, тем лучше результат.

Обычно преобладает какой-то один тип памяти, но встречаются и смешанные, комбинированные. Так, моторно-слуховая память и зрительно-моторно-слуховая память относятся к комбинированным видам памяти.

Словесно-логическая память

Словесно-логический вид памяти хранит информацию в виде словесных понятий и чисел. Он отвечает за смысл, логику, взаимодействие между элементами словесной информации. В процессе обучения широко задействуются и образная, и словесно-логическая память. Образная память неразрывно связана с воображением и востребована во многих областях человеческой жизни.

Словесно-логический вид памяти мы используем постоянно. Когда мы изучаем новый материал, работает преимущественно именно она. От развития словесно-логической памяти зависит и развитие всех других видов памяти у человека: она опирается на них и играет ведущую роль в усвоении новых знаний.

Очень важно развивать словесно-логическую память младших школьников, ведь, как показывает практика, если ребёнок не овладеет приемами мыслительной деятельности и не научится учиться (простите за тавтологию) в младших классах, то он будет неуспевающим в средних и старших, отставая в обучении.

Развитие словесно-логической памяти способствует улучшению эрудиции, повышению образованности. Особенность словесно-логической памяти заключается в том, что мысли не существуют без участия языка, без слов, и их воспроизведение – тоже. Мы всегда работаем с мыслями, выраженными в словах, отсюда и название – словесно-логическая память.

Эмоциональная память

Эмоциональная память содержит все воспоминания о пережитых эмоциях и чувствах. Особенностью эмоциональной памяти является её яркость даже по прошествии многих лет после полученного эмоционального всплеска. Обычно она, подкреплённая эмоциональным импульсом, долго и прочно хранит информацию. Возможно, это связано с тем, что под влиянием сильных эмоций в механизм запоминания включаются гормоны надпочечников, не задействующиеся при обычном запоминании.

Иногда первичные эмоции замещаются вторичными, иногда противоположными, и тогда мы переоцениваем отношение к происходившим когда-то событиям.

Развитие эмоционального типа памяти способствует повышению интеллектуального потенциала человека. От развития эмоциональной памяти зависит и успех, и комфортность эмоционального состояния в семье и обществе. Произведения искусства, живая природа, художественная литература стимулируют развитие образного мышления, что способствует и развитию эмоциональной памяти.

Функции эмоциональной памяти:

  • Накапливание и воспроизведение эмоционального опыта, связанного с событием, вызвавшим эмоцию.
  • Формирование эмоционального интеллекта.
  • Влияние на развитие личности и её творческих способностей.

Через память на эмоциональные состояния мы принимаем решения о своих последующих шагах, имеем возможность учиться на своих ошибках и повторять успешный опыт. Функции эмоциональной памяти делают её вклад в формирование личности очень весомым.

Благодаря эмоциональному типу памяти мы умеем страдать, радоваться, сочувствовать. Однажды пережитые чувства от чего-то нас удерживают, к чему-то побуждают. Эмоции задействованы в том механизме, который побуждает нас к действию. Не мышление, а эмоции заряжают нас энергией.

 Долговременная, кратковременная и оперативная память

По времени сохранения информации различают мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную память. Кратковременная память способна хранить информацию совсем недолго, около 40 секунд, и объём её невелик, он составляет 7 плюс-минус 2 единицы информации. Этот объём можно увеличить путём объединения информации в блоки.

Большая часть информации из кратковременной памяти затем стирается, а меньшая переходит в так называемую оперативную память. Этому способствуют некоторые факторы, такие как эмоциональность подачи, яркость, неожиданность, необычность материала, многократность повторения, важность для конкретного человека. В оперативной памяти информация сохраняется до суток (максимум), затем менее важная её часть стирается, а более важная переходит в долговременную память. Здесь информация сберегается в течение всей жизни, и для этого организмом задействуются специальные нуклеиновые кислоты и белки памяти.

Интересно, что в фазе медленного сна происходит логическая обработка информации, а в фазе быстрого – перевод отобранной информации в долговременную память. Более подробно об этих процессах и о развитии долговременной памяти, а также о развитии кратковременной памяти Вы можете прочитать в нашем блоге.

 Непроизвольная память и произвольная память

По степени волевой регуляции различают произвольную и непроизвольную память.

Непроизвольная память – это процесс, происходящий без усилий, «сам по себе», непроизвольно. Но, как правило, запечатление в этом случае связано с сильными эмоциями, вызывая, например, удивление, интерес. Материал, усвоенный с использованием непроизвольной памяти, запечатлевается лучше, чем с использованием произвольной, ведь непроизвольно мы запоминаем то, что находится в центре внимания, что интересно, что точно пригодится, и особенно – если с этим был связан умственный труд. А ведь именно такую информацию мозг и предпочитает отправлять в хранилище долговременной памяти.

Развитие непроизвольной памяти у дошкольников связано с вовлечением их в активное взаимодействие с предметами, с обучением пониманию их важности и умению разделять их на группы. Расширение интересов ребёнка также способствует развитию непроизвольной памяти.

Произвольная память – это процесс, при котором человек прилагает волевые усилия для достижения запоминания. В этом случае, когда «не хочется, а надо», мы используем «хитрости»: мнемотехнику, концентрацию внимания, мотивацию; стимулируем и награждаем себя за усилия и успехи.

Развитие произвольной памяти играет огромную роль в обучении, позволяя усваивать программу занятий младшим школьникам и способствуя общему интеллектуальному развитию, в том числе навыку мыслить логически и делать выводы, так необходимому старшеклассникам. Об упражнениях для развития произвольной памяти можно прочитать здесь:

По способу заучивания разделяют два вида произвольной памяти: механическую и смысловую.

  • При запоминании материала путем механического заучивания, без использования при этом анализа и преобразований, речь идёт об использовании механической памяти.
  • При запоминании смысла, а не формы информации, когда материал связывается с уже имеющимся и структурируется, мы говорим об использовании смысловой памяти.

Но, каким из видов произвольной памяти мы бы ни воспользовались, результат запоминания зависит от того, сумеем ли мы обеспечить прочное, длительное внимание к предмету запоминания.

Можно говорить о том, что произвольная память имеет особенности, отражающие её специфику.

Особенности произвольной памяти:

  • Наличие намерения  сохранить информацию в памяти.
  • Приложение определенных усилий для запоминания информации.
  • Использование мнемонических приемов или иных способов запоминания.
  • Организованное повторение с целью лучшего запоминания.

Память – одна из важнейших когнитивных функций мозга, необходимая для полноценной жизни и развития человека, и её можно и нужно тренировать.

Тренировать память можно с помощью специальных упражнений для развития памяти. В увлекательной форме игры для этой цели можно заниматься на развивающих тренажёрах для мозга онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Поделиться

FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte

ключевых терминов для памяти – введение в психологию и неврологию

рассеянность
провалов в памяти, которые вызваны перерывами во внимании или нашим сосредоточением на чем-то другом
акустическое кодирование
ввод звуков, слов и музыки
амнезия
потеря долговременной памяти, возникающая в результате болезни, физической или психологической травмы
антероградная амнезия
потеря памяти на события, произошедшие после черепно-мозговой травмы
теория возбуждения
сильные эмоции вызывают формирование сильных воспоминаний, а более слабые эмоциональные переживания формируют более слабые воспоминания
Модель Аткинсона-Шиффрина
Модель памяти
, в которой говорится, что мы обрабатываем информацию через три системы: сенсорную память, кратковременную память и долговременную память
.
автоматическая обработка
кодирование информационных деталей, таких как время, пространство, частота и значение слов
уклон
как чувства и взгляд на мир искажают память о прошлых событиях
блокировка
ошибка памяти, при которой вы не можете получить доступ к сохраненной информации
фрагментация
организация информации в управляемые биты или порции
строительство
формулировка новых воспоминаний
декларативная память
тип долговременной памяти о фактах и ​​событиях, которые мы переживаем лично
трудоемкая обработка
кодирование информации, требующее усилий и внимания
подготовительная репетиция
размышления о значении новой информации и ее связи со знаниями, уже хранящимися в вашей памяти
кодировка
ввод информации в систему памяти
инграмма
физическая трассировка памяти
эпизодическая память
тип декларативной памяти, который содержит информацию о событиях, которые мы лично пережили, также известный как автобиографическая память
гипотеза эквипотенциальности
некоторые части мозга могут заменить поврежденные части при формировании и хранении воспоминаний
явная память
воспоминаний, которые мы сознательно пытаемся запомнить и вспомнить
синдром ложной памяти
отзыв ложных автобиографических воспоминаний
Память-вспышка
исключительно ясное воспоминание о важном событии
забывание
потеря информации из долговременной памяти
неявная память
воспоминаний, которые не являются частью нашего сознания
уровни обработки
информация, о которой думают более глубоко, становится более значимой и, следовательно, лучше запоминается
долговременная память (LTM)
непрерывное хранение информации

лобэктомия
хирургическая процедура, при которой доля (часть или вся) удаляется из головного мозга

память
набор процессов, используемых для кодирования, хранения и извлечения информации в течение различных периодов времени
стратегия улучшения памяти
Метод
, помогающий обеспечить переход информации из кратковременной памяти в долговременную
неверная атрибуция
ошибка памяти, в которой вы путаете источник своей информации
Парадигма эффекта дезинформации
после получения дополнительной и, возможно, неточной информации человек может неправильно вспомнить исходное событие
мнемоническое устройство
вспомогательные средства памяти, помогающие организовать информацию для кодирования
постоянство
отказ системы памяти, который включает непроизвольное воспроизведение нежелательных воспоминаний, особенно неприятных
упреждающее вмешательство
старая информация препятствует воспроизведению новой информации
процедурная память
тип долговременной памяти для совершения квалифицированных действий, например, как чистить зубы, как водить машину и как плавать
отзыв
доступ к информации без сигналов
распознавание
идентификация ранее изученной информации после повторной встречи с ней, обычно в ответ на сигнал
реконструкция
процесс пробуждения старых воспоминаний, которые могут быть искажены новой информацией
репетиция
повторение информации для запоминания
переобучение
изучение информации, которая была изучена ранее
поиск
действие по извлечению информации из долговременной памяти и обратно в сознательное сознание
ретроактивное вмешательство
недавно полученная информация препятствует воспроизведению старой информации
ретроградная амнезия
потеря памяти на события, которые произошли до травмы головного мозга
эффект самореференции
склонность человека лучше запоминать информацию, относящуюся к нему самому, по сравнению с материалом, имеющим меньшее личное значение
семантическое кодирование
ввод слов и их значение
семантическая память
тип декларативной памяти о словах, понятиях и языковых знаниях и фактах
сенсорная память
хранение кратких сенсорных событий, таких как образы, звуки и вкусы
кратковременная память (СТМ)
содержит около семи битов информации до того, как она будет забыта или сохранена, а также информация, которая была извлечена и используется
хранение
создание постоянной записи информации
внушаемость
последствия дезинформации из внешних источников, что приводит к созданию ложных воспоминаний
скоротечность
ошибка памяти, при которой неиспользуемые воспоминания исчезают с течением времени
визуальное кодирование
ввод изображений

Различия в памяти AO1 AO2 AO3

Индивидуальные различия относится к переменным, которые отличают одного человека от другого.

Когнитивные теории памяти склонны игнорировать эти индивидуальные различия, сосредотачиваясь вместо этого на процессах, которые универсальны и применимы ко всем. Несколько необычных людей (например, Х.М. и Клайв Уиринг) изучаются, но только для того, чтобы помочь исследователям лучше понять, как работает «нормальная память».

​Когнитивные теории объясняют, как люди могут уделять разное внимание событиям, могут репетировать то, на что они обращают внимание, в разной степени и могут использовать разные стратегии для кодирования воспоминаний (такие как «разбиение на фрагменты» или подробное повторение). У людей могут быть разные схемы, которые заставляют их обострять или выравнивать свои воспоминания по-разному.

КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Процессы памяти кажутся универсальными — у всех людей есть рабочая память, кратковременная и долговременная память и т. д. Однако схемы — это именно то, что отличается от культуры к культуре. Это означает, что то, что люди предпочитают помнить и как они это помнят, будет зависеть от культуры.

Мэри Маллен (1994) провела первое кросс-культурное исследование памяти. Она попросила более 700 белых и азиатских студентов описать свои самые ранние автобиографические воспоминания (воспоминания о том, что с ними происходило). Первые воспоминания азиатских студентов появились на шесть месяцев позже, чем первые воспоминания кавказских студентов: самое раннее воспоминание относится к возрасту около 4 лет для азиатов и 3 годам 6 месяцам для кавказцев.

Кэтрин Нельсон (2004) связывает это с воспитанием и тем, как наши родители разговаривают с нами. В детстве мы кодируем свои воспоминания, когда обсуждаем эти события со взрослыми в нашей жизни. Чем больше эти взрослые побуждают нас раскручивать « сложную повествовательную историю », тем больше вероятность того, что мы позже вспомним детали этого события.

Харлин Хейн (Harlene Hayne, 2000) изучала маори из Новой Зеландии и обнаружила, что у них лучше всего автобиографическая память, они вспоминают события второго года своей жизни в среднем на год раньше, чем европеоиды.

В культуре маори очень большое внимание уделяется прошлому — как личному прошлому, так и прошлому семьи… Они оглядываются назад, устремляя взгляд в будущее. И, следовательно, они также больше помнят о своем прошлом — Харлин Хейн

В западной культуре чрезмерная зависимость от компьютеров может влиять на память: это «цифровая амнезия», вызванная привычкой искать информацию, а не запоминать ее. Мария Вимбер (2015) отмечает, что, когда мы «передаем» нашу долговременную память мобильным телефонам и Интернету, способность мозга создавать долговременные воспоминания снижается.

Похоже, что наш мозг укрепляет память каждый раз, когда мы вспоминаем о ней, и в то же время забывает не относящиеся к делу воспоминания, которые нас отвлекают… Напротив, пассивное повторение информации, например, повторный поиск ее в Интернете, не создает твердый, прочный след памяти таким же образом — Мария Вимбер
Прочтите короткую статью о «цифровой амнезии» среди европейцев

ОТЛИЧИЯ В РАЗВИТИИ

Память улучшается с возрастом, достигая пика в среднем возрасте и ухудшаясь в пожилом возрасте.

Исследование Loftus et al. (1992) демонстрирует это, показывая посетителям музея фильм, а затем задавая им вопросы. Лофтус обнаружил, что средняя точность составила 74 %. 26-35-летние были наиболее точными (77%), а пожилые (возраст 65+) были наименее точными (56%).

Мало того, что дети (возраст 5-10 лет) и пожилые люди (возраст 65+) получили самые низкие баллы за точность, они также были наиболее внушаемыми — когда был «наводящий вопрос», они с большей вероятностью производили ложный ответ. Память.

Подробнее об исследовании Лофтус читайте

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

По-видимому, нет существенных гендерных различий, когда дело доходит до воспоминаний, хотя схемы могут различаться у мужчин и женщин, и это может влиять на то, что они помнят и как они это помнят. Например, Wang (2013) обнаружил, что женщины лучше, чем мужчины, узнают фотографии лиц, которые они видели раньше, но только женские лица; когда дело дошло до мужских лиц, они набрали столько же очков, сколько и мужчины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *