Памятка работа над ошибками 4 класс – Материал по русскому языку (4 класс) по теме: Памятка для работы над ошибками 4 класс

Памятка «Работа над ошибками» русский язык 4 класс

Работа над ошибками

1.Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Делай так: Выпал снег. Дети рады.

2.Пропуск и замена буквы.

Выпиши слово правильно, раздели его на слоги, поставь ударение, подчеркни пропущенную букву. Делай так: Звонок – зво – нок.

3.Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так: Учитель – 3 сл.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4.Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так: Оси – на. (Ру – чей – ки. Конь – ки. Круж – ки.)

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

5.Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Ель, тень, пень.

Коньки, мальчик, пальто.

6.Разделительные Ь и Ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни согласную букву, Ь (Ъ), гласную букву.

Делай так: Вьюга, листья, соловьи.

Объявление, объяснил, съезд.

7.Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу).

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни сочетание.

Делай так: Малыши, карандаши, ежи.

8.Словарные слова.

Запиши слово правильно, поставь ударение, отметь все опасные места. Запиши 3 родственных (однокоренных) слова.

Делай так: Ягода, ягодный, ягодка.

9.Сочетания чк, чн, нщ, щн, сн, нч, щр.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни сочетание

.

Делай так: Дочка, речка, точка.

Запомни! Сочетания чк, чн, нщ, щн, сн, нч, щр пишутся без мягкого знака ь.

10.Безударные гласные в корне слова.

Выпиши слово правильно, подбери проверочное слово, подчеркни неправильно написанную букву, запиши 1 родственное (однокоренное слово).

Делай так: Ходил – ходит, ходики.

11.Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Илья, Петров, Рославль.

12.Знаки препинания в конце предложения ( . ? ! )

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак.

Делай так: Мама пришла! У нас каникулы!

13.Не с названиями действий (с глаголами).

Выпиши название действия (глагол) с не. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни пробел.

Делай так: Не пришёл, не выучил, не знал.

Запомни! Слово – помощник не с названиями действий (с глаголами) пишется отдельно.

14.Раздельное написание предлогов со словом.

Выпиши слово с предлогом правильно. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Подчеркни пробел. Запиши ещё 2 слова с этим предлогом.

Делай так: На ногу, на левую ногу, на руку, на голову.

Запомни! Предлог – это отдельное слово. Между ним и словом можно вставить другое слово.

15.Парные звонкие и глухие согласные.

Выпиши слово правильно, подбери проверочное слово, подчеркни неправильно написанную букву, запиши 1 родственное (однокоренное слово).

Делай так: Дуб – дубы, дубовый.

16.Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши 1 родственное (однокоренное) слово на эту орфограмму. Подчеркни орфограмму.

Делай так: Группа, груп – па, групповой.

17.Запятая в предложении.

Выпиши предложение правильно. Обведи запятую и «мостик», или запятую и союз а.

Делай так: Стало холодно, потому что пришла зима.

Стало холодно потому, что пришла зима.

Стало не тепло, а холодно.

Запомни! Перед союзом а всегда ставится запятая.

, потому что

потому, что

, поэтому

18.Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 2 однокоренных слова.

Делай так: Поездка, езда, переезд.

19.Правописание непроизносимых согласных.

Выпиши слово. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Подбери к слову 2 однокоренных слова. Обозначь орфограмму.

Делай так: Звёздный – звезда, звёздочка.

20.Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой приставкой.

Делай так: Полетели, побежали, потянули.

21.Правописание приставки со словом.

Выпиши слово, выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Делай так: Заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.

22.Соединительные гласные (о, е) в сложных словах.

Выпиши слово. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

Делай так: Водовоз, самолёт.

23.Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Делай так: Луч (м.р.), шалаш, товарищ.

Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

24.Предлог с местоимением.

Выпиши их предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Делай так: У нас, ко мне, с тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с существительными) пишутся отдельно.

25.Звук [ы] после звука [ц].

Выпиши слово. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Аппликация, акация, революция.

Цыц, цыплёнок, цыган.

26.Правописание –тся, -ться.

Выпиши слово. Задай к нему вопрос. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Учиться (что делать?), трудиться, мыться.

Учится (что делает?), трудится, моется.

27.Ошибка в определении части речи.

Выпиши слово. Поставь к нему вопрос, определи часть речи.

Делай так: Сосной – сосна (что?) – сущ.

Играет — (что делает?) – гл.

Красивое – (какое?) – прил.

Хорошо – (как?) – нареч.

Она – (кто?) – мест.

В – предл.

И – союз.

28.Суффиксы –ек, — ик.

Выпиши слово, рядом проверочное. Запиши 2 слова с этим суффиксом. Выдели его.

Делай так: Огурчик – нет огурчика, ларёчек – нет ларёчка.

Запомни! Измени слово по команде вопроса: нет кого? нет чего? Если гласный звук в суффиксе пропал, следует писать –ек, если остался – ик.

29.Мягкий знак ь на конце глаголов 2 – го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

Делай так: Пишешь, читаешь, решаешь (наст. вр., 2 л., ед.ч.)

Запомни: На конце глаголов 2 лица единственного числа настоящего времени пишется мягкий знак ь.

30.Буквы «о» и «ё» после шипящих и ц.

Выпиши слово. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

Делай так: Жёлуди – желудёвый, шёл, шёпот.

Ручонка, камышовый, парчовый.

31.Правописание безударных падежных окончаний прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: К лесу (какому?) дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.

32.Разбор предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Дай характеристику предложению (по цели, по интонации).

33.Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное, поставь его в начальную форму. Определи склонение, падеж, число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: На опушке – опушка (на земле), 1 скл., П.п., ед.ч.

Запомни! Опорные слова: 1 скл. – земля, весна; 2 скл. – слон , колесо; 3 скл. – рожь.

34.Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную форму. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так: Пишет – писать, гл., I спр., ( — е, — ут, — ют).

Ставит – ставить, гл., II спр., ( — и, — ат, — ят).

35.Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзами между однородными членами. Выполни схему предложения.

Делай так: Сильный ветер сорвал листья, разметал их по дороге. [ — =, = ]

Сильный ветер сорвал листья и разметал их по дороге. [ — = и =]

36.Сложное предложение.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни грамматические основы. Выполни схему предложения. Подчеркни запятую.

Делай так: Дровосек проснулся, когда солнце садилось. [ ], (когда).

Мы жили на берегу, и у моего папы была лодка. [ ], и [ ].

37.Правописание наречий.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 наречия с этой приставкой.

Делай так: Сначала, снова, слегка.

Затемно, заново, запросто.

Запомни! На конце наречий пишется –а, если они имеют приставки из-, до-, с-. На конце наречий пишется –о, если они имеют приставки в-, на-, за-.

38.Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Делай так: Наотмашь, настежь, невмочь.

Уж , замуж , невтерпёж .

39.Определение падежа существительных, прилагательных.

Делай так: В зелёной роще пели скворцы.

Пели (в ком? в чём?) в роще.

Пели (кто? что?) скворцы.

Пели в зелёной (роще) (в ком? в чём?).

infourok.ru

Памятка по русскому языку » Работа над ошибками» ( 4 класс)

ПАМЯТКА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ (4 класс)

1.Пропуск, замена, искажение букв.

Выпиши слово, поставь ударение, раздели на слоги. Например: пе/нал.

2. Словарные слова.

Выпиши слово 3 раза, поставь ударение, подчеркни орфограмму. Например: вагон, вагон, вагон.

3. Заглавная буква в именах собственных.

Выпиши слово, поясни значение заглавной буквы. Например: Саратов — название города.

4. Сочетания: жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн.

Выпиши слово, напиши ещё 2 слова с этим сочетанием. Например: ужин, чижик, лыжи.

5. Перенос слов,

Выпиши слово, раздели на слоги, потом раздели для переноса. Например: у/че/ник, уче-ник.

6. Мягкий знак — показатель мягкости согласного звука.

Выпиши слово, напиши ещё 2 слова на это же правило. Например: деньки, коньки, зверьки.

7. Парные согласные.

Выпиши слово, подчеркни парный согласный, подбери проверочное слово. Например: снег — снега.

8. Безударные гласные.

Выпиши слово, поставь ударение, подчеркни безударную гласную, подбери проверочное слово. Например: морской – море.

9. Разделительный мягкий знак.

Выпиши слово, напиши 2 слова на это же правило. Например: ручьи, муравьи, соловьи.

10. Двойные согласные.

Напиши слово 3 раза, подчеркни удвоенный согласный. Например: аллея, аллея, аллея.

11.Предлоги.

Выпиши слово, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово. Например: в лесу — в_сосновом лесу.

12. Приставки.

Выпиши слово, выдели приставку, напиши ещё 2 слова с этой приставкой. Например: побежал, поехал, посмотрел.

13. Непроизносимые согласные.

Выпиши слово, подбери проверочное слово, орфограмму. Например: грустный — грусть.

14. Разделительный твёрдый знак.

Выпиши слово, выдели приставку, подчеркни Ъ, напиши ещё 2 слова на это же правило. Например: подъезд, съезд, объезд.

15. Мягкий знак после шипящих.

Выпиши слово, укажи род сущ-ного, подчеркни Ь. Например: речь — ж. р., обруч — м. р.

16. Частица не с глаголом.

Выпиши слово, напиши ещё 2 глагола с частицей не. Например: не ел, не хотел, не гулял.

17. Окончания имён существительных.

Выпиши слово, укажи склонение и падеж, выдели окончание. Например: к пристани-3 скл., Д. п.; в деревне-1 скл., П п.

18. Имена существительные мн. ч., Р. п.

Выпиши слово, подчеркни шипящий, укажи число и падеж. Например:задач — мн. ч., Р. п.

19. Окончания имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь вопрос, вспомни по вопросу окончание. Например: к лесу (какому?) сосновому.

20. Глаголы 2 лица единственного числа.

Выпиши слово, укажи лицо и число глагола, подчеркни Ь. Например: играешь-2 л., ед. ч.

21. Окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

Выпиши глагол, укажи неопределённую форму и спряжение, выдели окончание. Например: пишет (писать) — 1 спр., строят (строить) — 2 спр.

Памятка. 1 спр. — глаголы с окончаниями -е, -ут, -ют; все остальные и (брить, стелить). 2 спр. — глаголы с окончаниями -и, -ат, -ят; глаголы на -ить, и (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, гнать, держать, дышать, слышать.

22. Неизученные правила.

Выпиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни то место, где ошибся.

infourok.ru

Памятка по работе над ошибками (1

ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ

1. Ошибки на пропуск букв, искажение слова, замену букв.
Выпиши слово, правильно раздели на слоги, определи количество гласных и согласных.

Делай так: со/ба/ка — 3 гл., 3 с.

2. Перенос слова.

Выпиши слово, раздели его на слоги, раздели для переноса.

Делай так: у/че/ник, уче-ник

кол/лек/ци/я, кол-лек-ция

3. Большая буква в собственных именах.

Выпиши слово, напиши ещё два на это же правило.

Делай так: Катя, Лена, Вера

Москва, Киев, Минск

4. Безударные гласные, непроверяемые ударением.

Выпиши слово, подбери к нему однокоренные, подчеркни безударные гласные,
придумай и запиши с этим словом предложение.

Делай так: Огурец — огуречный — огурчик.

Мы собрали хороший урожай огурцов.

5. «Ь» — показатель мягкости согласных.

Выпиши слово, подчеркни мягкий знак «ь» с согласной. Запиши 4 слова на это правило.

Делай так: коньки, пеньки, конь, лень, осень

6. Гласные после шипящих ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ.

Выпиши слово, подчеркни гласную после шипящих, допиши еще 4 слова на это правило.

Делай так: машина, лыжи, ландыши, ежи

7. Сочетания ЧК-ЧН-ЧТ-ЩН, НЧ-НЩ-РЩ, НТ,СТ,СН,ЗД,ЗН пишутся без мягкого знака.

Выпиши слово. Подчеркни сочетание, допиши 3 слова на это правило.
Делай так: почка, кочка, ночной, сорочка

8. Безударные гласные в корне слова.

Выпиши слово, подбери к нему однокоренные, среди них подчеркни проверочное слово.

Делай так: моря – морской, моряк , море

9. Звонкие и глухие согласные.

Выпиши слово, подчеркни сомнительную согласную, подбери к нему однокоренные, подчеркни
среди них проверочное.

Делай так: дубки, дуб, дубок, дубовый.

10. Удвоенные согласные. Выпиши слово. Разбери слово по составу. ( рассада )

Определи почему пишется удвоенная согласная:

на стыке корня и суффикса:

осень — осенний

на стыке приставки и корня:

рассада, поддержать, рассказ

в корне:

суббота, масса, перрон

Допиши 1 -2 слова на это же правило.

Делай так: рассада, вводить, оттепель, манная, сонная,

длинный, класс, ванна, кассa

11. Правописание непроизносимых согласных. Выпиши слово. Подбери к нему несколько родственных слов, выдели корень, подчеркни проверочное.

Делай так: звёздный, звезда, звездочка

12. Разделительный «Ь» мягкий знак пиши в корне слова после согласной перед гласными и, е, ё, я, ю.

Выпиши слово, выдели корень. Подчеркни согласный одной чертой, гласный – двумя. Допиши 4 слова на это правило.

Делай так: птичьи, лисьи, вьюга, листья, платье.

13. Разделительный «Ъ» твердый знак пишется после приставок на согласную перед гласными корня е, ё, я, ю.

Выпиши слово, выдели приставку. Подчеркни согласный одной чертой, гласный – двумя. Допиши 4 слова на это правило.

Делай так:, подъезд, съёжился, объявление, съел.

14. Правописание предлога.

ЗАПОМНИ! Предлог — это часть речи. Он пишется отдельно.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово с предлогом. Между словом и предлогом поставь вопрос. Докажи, что это предлог.

Делай так: По небу плывут грозовые тучи.

по_небу (какому?)

по_темному небу.

По_лесной дорожке пробежал ежик.
Не смешивай приставку с предлогом.
Например: Лодка отплыла от_ берега.

15.Правописание приставок.

ЗАПОМНИ! Приставка — это часть слова. Она пишется со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку, образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Делай так: заехал, уехал, приехал, отъехал

16. «Не» с глаголами пишется отдельно.

Выпиши глагол с частицей «не». Запиши ещё 2 слова с этой частицей.
Делай так: не_пришёл, не_выучил, не_понял

17. Запомни суффиксы:

-еньк- -ов-

маленький берёзовый

беленький кленовый

-н- -ск-
длинный родительский
осенний учительский
весенний
Выпиши слово, выдели суффикс. Запиши 2 слова на это правило.
Делай так: чёрненький, славненький, родненький

18. Напиши слово пять раз, запомни его правописание.

19. Суффиксы ИК – ЕК.

Чтобы из суффиксов –ек,-ик выбрать правильный, нужно изменить слово по команде вопроса: нет кого? (чего?). Если гласный звук в суффиксе пропал, следует писать –ек, если остался –ик.

Делай так: нет чего? ключика – ключик; нет кого? сыночка – сыночек

20. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Напиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 4 слова на это правило.

Делай так: мышь ж.р. дочь, печь, брошь, тишь; луч м.р. борщ, ключ, плащ, плач

21. Сложные слова – слова с двумя корнями.

Если в слове два корня, то соединяться они будут гласными О или Е.

Выпиши слово, выдели в нём корни. Подчеркни соединительный гласный.

Делай так: самолет, пылесос, пароход

22. Твёрдый согласный Ц.

После Ц пишется Ы в окончаниях множественного числа. В корнях слов чаще пишется И, кроме слов-исключений: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнул, цыц.

Выпиши слово. Приведи ещё два примера на это правило.

Делай так: молодцы, птенцы, синицы

цирк, циркуль, цитрусовый

23. Сочетания тся и ться в глаголах.

Поставь к слову вопрос, если в вопросе есть ь знак, то и в ответе он будет.

Делай так: хочет (что делать?) учиться

он (что делает?) учится

24. Неопределённая форма глагола.

В неопределённой форме глагола, если она оканчивается не на – ти, всегда пишется ь.(-ть, -чь)

Выпиши слово, подчеркни примету неопределённой формы, напиши ещё два примера.

Делай так: беречь, стеречь, печь.

25 . Падежные окончания имён существительных.

Выпиши существительное, подчеркни окончание, обозначь склонение и падеж. Запиши 4 существительных этого же склонения, в том же падеже.

Делай так: В деревне — деревня 1 скл. П.п. в избушке, в корзине

26. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Поставь вопрос от существительного к прилагательному, определи род, падеж. Запиши 3 прилагательных с существительными в том же роде и падеже.

Делай так: спелого яблока яблока (какого?) спелого — ср., р., Р.п.

голубого озера, красивого дерева, синего неба.

Проверяй написание безударных окончаний прилагательных по вопросам: какая? какое? какого? о каком? какие?

27. Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.

ЗАПОМНИ! В окончаниях глаголов 2-го лица ед.ч. пишется Ь пишешь, стучишь. Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило.

Делай так: читаешь — 1сп., 2л., ед.ч.

рисуешь, танцуешь, гуляешь

28. Правописание безударных окончаний глаголов.

ЗАПОМНИ! Окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.

Ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить, стелить). Глаголы исключения: дышать, держать, гнать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть. Остальные глаголы I спряжения

Окончания глаголов I спряжения -ешь,-ет,-ем,-ете,-ут/ют/ II спряжения -ишь,-ит,-им,-ите, -ат/ят/

Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило

Делай так: строим — строить 2 спр,2л, мн.ч.

держим, тащим, купим

29. Родовые окончания глаголов прошедшего времени

В предложении род глагола в прошедшем времени зависит от рода имени существительного, к которому глагол относится. Найди существительное, определи его род, вспомни окончание, напиши его в глаголе.

Делай так: Солнце светило (ср.р.), звезда светила (ж.р.)

30. Суффиксы глаголов прошедшего времени.

В глаголе прошедшего времени пиши перед — л тот же суффикс , что и в неопределенной форме перед – ть

Выпиши глагол. Поставь его в неопределенную форму. Выдели суффиксы.

Делай так: увидел — увидеть, услышал – услышать

31. Гласные и согласные в приставках .

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку . Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.

Делай так: Полетели, посмотрели, потянули.

32. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения. Знаки препинания при однородных членах

О, О

О и О

О, а О

О, но О

Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О

33. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Делай так: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

34. Правописание наречий.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова.

Делай так: справа, справа, справа.

ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а.

35. Предлог перед местоимением.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило.

Делай так: у нас, ко мне, с тобой, к нему.

ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

infourok.ru

Памятка «Работа над ошибками по русскому языку 1-4 класс»

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Памятка для ученика начальной школы

  1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.

  1. Пропуск или замена буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Делай так: звонок, ученик.

  1. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так: у/чи/тель – 3 сл.

. · . · .

Запомни!

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

  1. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так: оси-на.

Запомни!

При переносе одну букву нельзя оставлять на строке

и нельзя переносить на новую строку.

  1. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.

  1. Гласные после шипящих (жи, ши, ча, ща, чу, щу).

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, ландыши, роща, щавель, прощание.

  1. Буквосочетание (чк, чн, нщ, щн).

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

Например: дочка, речка, ручка.

  1. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

/ / /

Например: алфавит, азбука, портфель.

Передай ритм слова с помощью стука.

  1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

/ / / /

Делай так: поле – поля, червь – червивый.

  1. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши 2 однокоренных слова.

/ / / / /

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

  1. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

Делай так: морозы – мороз, ягода – ягодка, нет коробок – коробка.

Запомни!

Согласные на конце и в середине слова пишутся так же как и перед гласными.

  1. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: Илья, Егор, Алексей; Петров, Иванов, Смирнов; Волга, Днепр, Обь.

Запомни!

Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

  1. Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму.

Например: листья, соловьи.

Запомни!

Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

  1. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 однокоренных слова, подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, групповой, подгруппа.

  1. Знаки препинания в конце предложения ( . ? ! …).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Например: Слава нашей Родине! Слава труду!

  1. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

сущ. глаг.

Делай так: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоскл., прост., распр.)

Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.

  1. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова.

Например: поездка, езда, ездок.

  1. Правописание непроизносимых согласных.

Выпиши слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так: звезда, звёздочка – звёздный, честь – честный.

  1. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.

  1. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: заехал, уехал, переехал.

Запомни!

Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.

  1. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

пр.

Делай так: к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни!

Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

пр.

Пример: Лодка отплыла от берега.

  1. Разделительный твердый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выведи приставку. Подчеркни гласную.

Например: съезд, объявление, объём.

Запомни!

Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е, ё, ю, я.

  1. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч (м. р.), шалаш, товарищ.

Ночь (ж. р.), мощь, тишь.

  1. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

Например: водовоз, самолет.

  1. Не с глаголом (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

глаг. глаг. глаг.

Например: не пришел, не выучил, не знал.

  1. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например:

Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [- =, =]

Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [- = и =]

  1. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.

1 скл. 3 скл.

/ / / /

Делай так: на опушке (на земле 1 скл.), в сирени (в степени 3 скл.).

  1. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного к существительному. Выдели окончание прилагательного.

ед.ч., м.р., Д.п. ед.ч., м.р., Д.п.

Делай так: к лесу (какому?), дальнему.

  1. Предлог с местоимением (орфограмма–пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

пр. пр. пр.

Например: у нас, ко мне, с тобой.

Запомни!

Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

  1. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст., вр., 2-го лица, ед. ч.).

Запомни!

На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак .

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так: пишет – писать, I спр., (-е, -ут, -ют),

ставит – ставить, II спр., (-и, -ат, -ят).

infourok.ru

«Работа над ошибками» (4 класс)

Памятка «Работа над ошибками по русскому языку для учащихся 4 классов»

1. Большая буква.

-Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

-Имена собственные пишутся с большой буквы. Выпиши правильно слово. Выдели большую букву.

по Волге, по Дону, по Неве

2.Большая буква в начале предложения.

 Начало предложения пишется с заглавной буквы

Выпиши правильно предложение. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Мама купил торт. Дети рады.

3.Слог.

 Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

 мо-ло-ток-3 сл., ро-бот-2 сл.

4.Гласные после шипящих.

Жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму

лыжи, ужи, чащачайник, чудо

5.Знаки препинания в конце предложения.

В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком препинания и запиши. Подчеркни знак препинания.

Кедр – это хвойное дерево Слава труду!Кто стучится в нашу дверь?

6.Разбор предложения.

По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные и побудительные.

По интонации: восклицательные и невосклицательные.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами. (Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием).

сущ. гл. прил. сущ.

 Днём шёл мелкий дождик.

дождь (какой?) мелкий

шёл (когда?) днём

7.Перенос слова.

При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной (коль-цо, отъ-езд). Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лей-ка). Слова с двойной согласной переносятся так: дрож-жи. Некоторые слова не переносятся: Оля, танк.

ака — ция, Уль — яна, пе – тель -ка.

8.Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: пень, деньки, пальчик.

9.Разделительный мягкий знак.

Показывает, что согласный не сливается с гласным, пишется после согласных перед гласными е, ё, и, ю, я.

Выпиши слово правильно, припиши 2 слова

 помощью, вьют, ружье

10.Разделительный твёрдый знак.

Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.

Запиши слово верно + 2 слова. Докажи

 Подъезд, объявление, съезд

11.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Сочетания чн, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

 ночной, речной, точный.

12.Правописание предлога со словом.

Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос.

От реки, от (чего?) от реки.

13.Правописание непроизносимых согласных.

Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором хорошо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.

14.Безударная гласная в приставках.

Написание гласных букв в приставкахдо-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со; за-, на-, над-, пра-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму

Доехал – досыта, заговорил – заговор.

15.Правописание приставок

Приставки пиши вместе!

Выпиши слово. Выдели приставку + 2 примера

Заиграли, выглянул, посеял

16.Ударение.

Передать ритм слова можно с помощью хлопка. В словах с одним слогом ударение не ставится.

Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.

Делай так: Алфави́т, портфе́ль, класс.

17.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.

Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Сады́ — сад, леса́ — лес, волна́ – во́лны.

18.Непроверяемая безударная гласная.

Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.

Выпиши слово правильно. Обозначь ударение. Запиши 2 однокоренных слова.

Капуста, капустный, капусточка

19.Удвоенные согласные в корне.

Слова с удвоенной согласной в корне

Выпиши слово правильно. Подбери к нему однокоренные слова.

Коллекция, коллекционная (марка), коллекционер.

20. НЕ с глаголами пиши отдельно!

Частица не с глаголами пишется раздельно.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

 Не шуметь, не спать, не знал.

21.Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.

В окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч. пишется Ь

Запиши верно + 2 слова

даёшь — 2л., ед.ч.

22.Правописание –тся, -ться в глаголах.

Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает? то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.

Например: что делает? трясётся; что сделает? разбежится.

Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

Например: что делать? прятаться; что сделать? радоваться.

В неопределённой форме глагола после буквы Ч всегда пишется мягкий знак.

стеречь, стричь.

Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило.

мальчик торопит…ся – мальчик (что делает?) торопится;

перестань торопит…ся – перестань (что делать?)торопиться

23.Правописание суффиксов – ЕК, -ИК в именах

существительных.

Надо писать в суффиксе –ек, если при склонении гласный звук выпадает, и –ик, если не выпадает.

Звоночек — звоночка, ключик-нет ключика.

24.Правописание предлогов с местоимениями.

 Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

У _меня, ко _мне, со _мной.

25.Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

У существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у существительных мужского рода после шипящихЬ не пишется.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Мяч (м.р.), ночь (ж.р.)

infourok.ru

Памятка по русскому языку «Работа над ошибками» 3

Работа над ошибками 1- 4 класс

  1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Составь и запиши ещё одно предложение, подчеркни заглавную букву.

Выпал пушистый снег.

  1. Пропуск и замена букв.

Выпиши слово правильно, подчеркни пропущенную букву.

Звонок

  1. Слог.

Раздели слово на слоги, укажи их количество. Подчеркни гласные.

У — чи— тель 3 слога

Запомни: сколько в слове гласных, столько и слогов.

  1. Перенос слова.

Укажи все способы переноса слова с ошибкой.

Ма — лина, мали – на

Запомни: при переносе слова одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку.

  1. Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.

Выпиши правильно слово с ошибкой, подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё два слова на это правило.

Коньки , деньки, мальчик.

  1. Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Выпиши слово правильно. Вспомни и запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни сочетание.

Малыши, гаражи, стучу, роща.

  1. Слова с сочетаниями чк, чн, нч, нщ, ст, зн.

Выпиши слово правильно. Вспомни и запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни сочетание.

Дочка, мощный, болезнь, Костя.

Запомни! Сочетания чк, чн, нч, нщ, зн, ст пиши без мягкого знака.

  1. Ударение.

Выпиши слово правильно. Поставь в них правильно знак ударения.

Алфавит, морковь, портфель.

  1. Безударная гласная, проверяемая ударением.

Выпиши слово правильно, поставь ударение, выдели корень. В корне обозначь безударную гласную, подбери и запиши проверочное слово. Морской – море, линейка – линия.

  1. Безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением (словарные слова).

Выпиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни безударную гласную , подбери однокоренное слово.

Тополь – тополиный

  1. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Выпиши слово правильно, в котором допущена ошибка, подбери проверочное слово.

Гладкий – гладить, мороз – морозы.

Запомни! Для проверки парной согласной в корне слова надо изменит форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после парной согласной стоял бы гласный звук или сонорная согласная.

  1. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно, запиши ещё два слова на это правило.

Илья Фёдорович, кошка Мурка, собака Бимка.

  1. Разделительный мягкий знак.

Выпиши слово правильно, напиши ещё два слова на это правило.

Вьюга, Дарья, скамья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после согласных и перед гласными е, ё, ю, я.

  1. Удвоенные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни удвоенную согласную.

Коллектив, группа, масса.

  1. Знаки препинания в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Составь и запиши предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

Ты любишь отгадывать загадки?

  1. Состав слова.

Выпиши слово, разбери его правильно по составу. Запиши ещё два слова с таким же морфемным составом.

Поездка, подделка

  1. Гласные и согласные в приставке.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с этой приставкой.

Полетел, побежал, посмотрел.

  1. Правописание приставки в слове

Выпиши слово правильно, выделив приставку. Образуй от этого слова однокоренные с различными приставками.

Влез, полез, перелез, слез, пролез.

  1. Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово с предлогом. Докажи, что предлог пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.

К _ берегу, к _(какому?) берегу, к _крутому берегу.

Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не путай приставку со словом. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Перед глаголами предлоги не пишутся.

Лодка отплыла от _ берега.

  1. Разделительный твёрдый знак.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило. Выдели приставку .Подчеркни гласную после разделительного твёрдого знака.

Подъезд, объятия, объём.

Запомни! Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласный звук и перед гласными е, ё, ю, я.

  1. Непроизносимая согласная в корне слова.

Выпиши слово правильно, выделив корень. Подбери проверочное слово. Запиши ещё два слова на это правило.

Честный – честь, грустный – грустить, тростник – тростинка

  1. Соединительная гласная в сложных словах.

Выпиши слово правильно, выделив корни. Подчеркни соединительную гласную.. Запиши ещё два слова на это правило.

Самолёт, пылесос, пешеход, водопад

  1. Не с глаголами.

Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму- пробел.

Не _ мог, не _ хотел, не _ писал.

  1. Звуко — буквенный анализ слова.

Выпиши слово, запиши звуковую запись слова, выполни правильно. звуко-буквенный анализ.

Пальто — [п а л,, т о]- 2 сл., 6 б., 5 зв.

Растение — [р а с т, э н,, и й, э] – 4 сл, 8 б., 9 зв

Семья — [с, ,э м ,й , а]- 2 сл, 5 б., 5 зв.

Запомни! Мягкий знак звука не обозначает.

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда они стоят в начале слова, после гласных и после разделительного твёрдого и мягкого знака.

  1. Согласование прилагательного с существительным.

Выпиши из предложения существительное, запиши от него вопрос к прилагательному. Обозначь орфограмму.

Солнце (какое?) яркое

Запомни!

Мужской род

Женский род

Средний род

-ой

— ый,

-ий

-ая,

— яя

— ое

-ее

  1. .Правописание суффиксов –ек – ик –ец — иц

Да →пиши — ек (-ец) нет →пиши –ик(-иц)

Например: замоч..к →нет замочка (гласный «выпал»)→замочек

  1. Безударная гласная в приставке.

Приставки 1 группы пишутся всегда одинаково, независимо от произношения: в-(во-), взо-, об-(обо-), до-,изо-, о-, от-(ото-),по-,под- (подо-)пред- (предо-), про-, с- (со-), за-, на-, над(надо-) не-(недо-)па-. Пере-, пра-,разо-, су-, у-

Запомни: Большинство приставок 1 группы подчиняется «главному» правилу. Гласные в них пишутся в слабой позиции так, как и в сильной (под ударением)!

Делай так: выпиши слово правильно, выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой. Побежал, погладил, посадил.

  1. Правописание слов с приставкой с-

Запомни: как бы ни звучала приставка с- будем помнить , что это

приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково.

Делай так: выпиши слово правильно, образуй ещё 2 слова с этой же приставкой: сделал, сбежал, слепил

  1. Правописание приставок 2 группы: без-(бес-), вз-(вс-), воз- (вос-) из-(ис-), раз- (рас-) роз-(рос-) через(черес-)

Перед глухим перед звонким

Вывод: пишу с вывод: пишу з

Делай так: выпиши слово правильно, образуй ещё 2 слова с такой же приставкой: рассвет, распад, расклад. Разбег, разгон, раздевалка.

  1. Перенос слов с приставкой.

При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласный. 

Неправильно

Правильно

по-дбить

под-бить

ра-змах

раз-мах

  1. Буквы о — ё после щипящих и ц в окончаниях существительных.

Да нет

Пиши о пиши е

Багажом товарищем

Кирчичом задачей

  1. Удвоенные согласные на стыке корня и приставки.

В некоторых словах на стыке приставки и корня образуются удвоенные согласные

Например: подделка, беззаботный, расселить.

  1. Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса.

На стыке корня и суффикса могут образоваться удвоенные согласные.

Например: осенний, ранний, весенний

  1. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

I II III

Ь Ь пиши ь

С крыш, лещ помощь

Много луж врач полночь

  1. Предлог с местоимением

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 слова на эту же орфограмму. У_ нас, ко_ мне, с _ тобой.

Запомни! После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква н: к _нему.

Запомни: Предлоги с местоимениями (как и с другими словами) пишутся отдельно.

  1. Согласование существительного с глаголом.

Выпиши словосочетание сущ. + глагол, поставь от существительного вопрос.

Запомни: глагол стоит в том же числе, что и существительное, от которого он зависит. Делай так: птицы (что делают?) поют – мн. ч.

  1. Правописание –ться и тся в глаголах.

Напиши слово правильно, поставь к нему вопрос. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Запомни! Чтобы проверить написание глагола на ться-тся, нужно поставить вопрос. Если в вопросе есть мягкий знак, то и у глагола перед

–ся пиши мягкий знак.

Например: Что делать? Смеяться, что делает? Смеётся

  1. Безударные падежные окончания имён существительных.

Безударные падежные окончания имён существительных проверяй ударными в том же склонении.

Слова-ключи:

1 скл. 2 скл. 3 скл.

Земля(вода) конь (окно) степь (печь)

Например: от тёт (и/е)?

Алгоритм:

1. Поставь в начальную форму для определения склонения: тётя

2. определить склонение и сопоставить со словом-ключом:

Тётя(ж.р. 1 скл) →земля (ж.р.1 скл.)

3. слово-ключ поставлю в ту же форму, в каком стояло исходное слово:

и

от земли → от тёти→
  1. Безударные падежные окончания имён прилагательных.

Выпиши словосочетание сущ. + прил. От существительного поставь вопрос, определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Вспомни падежное окончание. Выдели окончание прилагательного.

К лесу (какому?) дремучему – м.р. ед.ч., Д.п

  1. Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Делай так: выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму. Пишешь, решаешь, читаешь.

Запомни: на конце глаголов 2-го лица ед/числа наст/времени пишется мягкий знак. Если к глаголу добавляется возвратная частица – ся, то мягкий знак сохраняется: улыбаешься

  1. Безударные гласные е-и в личных окончаниях глаголов.

Заканчивается на –ить другие – ать, -еть…

(кроме брить, стелить+ 1 1гл/искл.)

II спр – пиши И I спр. – пиши Е

Пиш..т – писать, I спр — Е (-е, -ут, -ют). Став..т- ставить II спр – И (-и, -ат, -ят)

  1. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение, обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

В воскресенье Серёжа и папа делали кормушку для птиц.

[ и ]

Запомни! Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову. Однородные члены предложения отделяются друг от друга запятой: Мы любим читать, писать, рисовать.

Запятая не ставится, если два однородных члены связаны одиночным союзом и: Ребята прыгали и бегали. Перед союзами а, но всегда ставится запятая. Солнце светит, но не греет.

  1. Сложное предложение.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни грамматические основы. Выполни схему предложения.

Пришёл сентябрь, по прозрачному небу бегут облака.

[ ], [ ].

Помни: предложение. В котором 2 или больше грамматические основы – это сложное предложение. Части сложного предложения разделяются запятой.

infourok.ru

Памятка для работы над ошибками 4 класс.

Памятка для работы над ошибками 4 класс

  1. Заглавная буква в начале предложения.

Правило

Как исправить

Пример

Начало предложения пишется с большой буквы.

Запиши правильно предложение, подчеркни заглавную букву. Составь и запиши рядом своё предложение.

Идёт мелкий дождик.

  1. Заглавная буква в именах собственных.

Правило

Как исправить

Пример

Названия рек, городов, улиц, деревень, морей, имена людей, отчества, фамилии, клички животных, имена собственные – ПИШУТСЯ С ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ.

Напиши слово правильно. Выдели заглавную букву. Объясни написание по образцу. Запиши два своих примера.

Иван – имя

Петрович – отчество

Макаров – фамилия

Дон – река

пёс Филька – кличка

улица Ермака

  1. Проверяемая безударная гласная в корне слова (а, о, и, е, я)

    Правило

    Как исправить

    Пример

    Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо найти однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

    Запиши проверочное слово, поставь знак ударения, выдели корень, подчеркни ударную гласную. Напиши рядом правильно слово, в котором была ошибка. Поставь знак ударения, выдели корень (Посмотри, одинаковые ли корни теперь?), подчерки безударную гласную. Запиши ещё два слово с этой орфограммой.

    Скрипнул – скрипит

    Росы – роса

  2. Непроверяемая безударная гласная в корне слова (словарные слова)

Правило

Как исправить

Пример

Слова с непроверяемой гласной надо запомнить или посмотреть в словаре.

Напиши слово правильно. Найди два однокоренных слова и запиши их рядом. Подчеркни орфограмму во всех словах.

Город городской городок

  1. Парные звонкие и глухие согласные ( б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с )

Правило

Как исправить

Пример

Чтобы проверить парные звонкие или глухие согласные надо найти однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный или сонорный (л, м, н, р, й)

Найди и запиши проверочное слово, выдели корень, подчеркни букву после парного согласного. Напиши правильно слово, в котором была ошибка. Выдели корень и подчеркни орфограмму. Запиши ещё два слова с этой орфограммой.

Глазной – глазки

Резок — резкий

  1. Раздельное написание предлогов ( к, по, на, в, за, с, под, из, у, для, около, перед, из-за и другие)

Правило

Как исправить

Пример

Предлоги пишутся раздельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Перед глаголами предлоги не пишутся.

Запиши предлог и слово, к которому он относится. Между ними в скобках запиши вопрос или слово, которое можно между ними поставить. Запиши ещё один свой пример.

У (чего?) берега, под

( развесистым) дубом

  1. Гласные и, у, а, после шипящих (сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши)

Правило

Как исправить

Пример

Запомни: сочетания ча-ща пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у, жи-ши пиши с буквой и.

Запиши слово, в котором была допущена ошибка, рядом ещё три слова на эту орфограмму. Подчеркни орфограмму.

Машина, роща, чулан

  1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласного

    Правило

    Как исправить

    Пример

    Ь – показатель мягкости согласных пишется:

    — на конце слова (конь)

    — в середине слова между согласными (коньки) Но: сочетания ЧК, чн, нч, щн, рщ, нщ, ст, нт пиши без мягкого знака.

    Напиши слово правильно. Выдели Ь. Напиши ещё три слова с этой орфограммой.

    Радость, морковь, скользкая, резьба

  2. Перенос слов

Правило

Как исправить

Пример

-Переноси слова по слогам.

-Нельзя переносить одну букву или оставлять одну на строке.

-Нельзя отрывать букву Й, Ь, Ъ от предыдущих букв.(зай-ка)

-При переносе слова с двойными согласными граница переноса проходит между этими согласными.(клас-сный)

— Приставку нельзя разрывать ( при- бе-жал)

— Нельзя отрывать начальную часть корня, не составляющую слога. (прос-пать)

Напиши слово правильно, раздели на слоги. Подчеркни гласные буквы. Сколько в слове гласных – столько и слогов. (Кроме 5 исключений) Напиши все случаи переноса данного слова.

Про-пус-тил, про-пустил, пропус-тил

  1. Пропуски и замена букв, искажение слова

Правило

Как исправить

Пример

Будь внимательнее!

Выпиши слово без ошибки, раздели его по слогам.

Карандаш – ка-ран-даш

  1. Разделительный Ь

Правило

Как исправить

Пример

Разделительный ь пишется в корне слова перед и, е, ё, ю, я. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Напиши слово правильно. Выдели Ь. Разбери слово по составу, подчеркни орфограмму. Напиши два своих примера с этой орфограммой.

Вьюга, платье, листья.

  1. Разделительный Ъ

Правило

Как исправить

Пример

Запомни! Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную и перед гласными ю, я, ё, е

Напиши слово правильно. Выдели приставку и Ъ. Подчеркни согласную в приставке и гласную в корне, которые разделяет Ъ. Напиши два своих примера с этой орфограммой.

Съезд, объём, объявление

  1. Слова с удвоенными согласными

Правило

Как исправить

Пример

Две одинаковые согласные пишутся:

1. В корне слова (их нужно запомнить)

2. Если приставка заканчивается, а корень начинается с той же согласной

3. Если корень заканчивается, а суффикс начинается с той же согласной

4. В суффиксе (запоминаем)

1. Запиши слово правильно. Выдели корень и удвоенные согласные в корне.

2.Запиши слово правильно. Выдели приставку и корень, подчеркни удвоенные согласные.

3. Запиши слово правильно. Выдели корень и суффикс, подчеркни удвоенные согласные.

4. Запиши слово правильно. Выдели суффикс и удвоенные согласные в нём.

1. Группа

2. Рассказ

3. Туманный

4. Клюквенный

  1. Слова с непроизносимыми согласными(в, д, т, л)

Правило

Как исправить

Пример

Чтобы проверить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук, нужно изменить форму слова или найти такое однокоренное слово, чтобы этот согласный произносился отчётливо.

Найди и запиши проверочное слово. Выдели корень, подчеркни гласную после непроизносимого согласного. Напиши слово, в котором была допущена ошибка, выдели корень, подчеркни орфограмму. Запиши свои два примера с этой орфограммой.

Звезда — звёздная, солнце, тростник

  1. Правописание мягкого знака после шипящих у им. существительных

    Правило

    Как исправить

    Пример

    Запомни! На конце им. сущ. ж.р. в им.п. (3 скл.) после шипящих пишется Ь.

    Выпиши слово правильно, определи род, число, падеж. Выдели Ь. Напиши ещё два слова на эту орфограмму.

    Дочь – им. сущ., ж.р., ед. ч., им. п.( 3 скл.) Мышь, тишь

  2. Правописание мягкого знака после шипящих у глагола

Правило

Как исправить

Пример

На конце глаголов в любой форме после шипящих (беречь, несёшь), и перед – ся, — те (беречься, отрежьте)

Напиши глагол правильно. Выдели окончание. Подчеркни шипящую. Разбери глагол по схеме: Часть речи, время, число, лицо. Напиши 2 своих примера.

Гуляешь – гл., н.в., ед.ч.,

  1. л.

  1. Правописание безударной гласной в окончании им. существительного

Правило

Как исправить

Пример

Чтобы определить безударную гласную в окончании им.сущ. нужно определить склонение и падеж. Вспомни слова-помощники!

Запиши слово правильно. Выдели окончание. Определи склонение и падеж, рядом напиши слово-помощника.

По улице – 1 скл., д.п.

  1. Правописание безударной гласной в окончании им. прилагательного

Правило

Как исправить

Пример

Проверить правописание букв гласных в безударных окончаниях им.прил. можно с помощью вопросов, так как у слов-вопросов всегда ударные окончания.

Ж.р. М.р. Ср.р.

-ая — ый — ое

-яя — ий -ее

— ой

Напиши слово правильно, выдели окончание. Определи род, задай вопрос от существительного, с которым оно связано. Обрати внимание на какой звук заканчивается основа. (твёрдый или мягкий)

Летняя – ж.р.

жара (какая?)летняя

Славная – ж.р.

осень (какая?) славная

19.Знаки в конце предложения.

Правило

Как исправить

Пример

Запомни! Предложение – это слово или группа слов, которые выражают законченную мысль.

Напиши предложение правильно.

Скоро прилетят грачи.

Как дела?

У меня сегодня день рождения!

20.Разбор предложения.

Правило

Как исправить

Пример

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Подлежащее обозначает, о ком или о чём говориться в предложении, и отвечает на вопросы кто?, что?

Сказуемое обозначает, что говориться о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что сделает? и др.

Остальные члены называются второстепенными: дополнение _ _ _ _

определение

обстоятельство_ _ _ _ _

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. (Основу предложения)

Подчеркни второстепенные члены, сначала группу подлежащего, затем – группу сказуемого, потом – группу второстеп. чл.

Выпиши из предложения грамматическую основу, не забудь, что это нераспространенное предложение. Затем, выпиши словосочетания в нужном порядке. (с маленькой буквы и в конце 😉

Над землёй повисли низкие тучи.

Тучи повисли.

тучи (какие?) низкие;

повисли (где? над чем?) над землёй;

21. Не с глаголами

Правило

Как исправить

Пример

Запомни!

Не с глаголам пишется раздельно!

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 своих примера на это правило.

Не был, не выучил, не знал

22. Мягкий знак (ь) в глаголах неопределённой формы.

Правило

Как исправить

Пример

Запомни!

Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.

Запиши вопрос и правильно слово.

(что делать?) улыбаться

23. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Правило

Как исправить

Пример

1 спряжение

Все глаголы на –ать, -ять, -оть, -уть, -еть, ыть (кроме

11 глаголов исключений), а также глаголы на –ить: брить, стелить

2 спряжение

Глаголы на –ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов: гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать, обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть, смотреть

Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.

Помни о глаголах-исключениях.

пишет – писать, гл. 1 спр.,(е, ут, ют)

ставит – ставить, гл.

2 спр.,(и, ат, ят)

24. Правописание приставок и суффиксов.

Правило

Как исправить

Пример

Выучи приставки и суффиксы!

Выпиши правильно, выдели суффикс или приставку, запиши ещё два слова с этим суффиксом или приставкой.

Маленький, беленький, умненький

Поездка, побег, походка

25.Однородные члены предложения.

Правило

Как исправить

Пример

Однородные члены предложения – несколько членов предложения (главных или второстепенных), которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова. Между однородными членами предложения ставится запятая:

  1. если между ними нет союзов;

  2. если между ними есть союзы а, но,

да= но

  1. если союзы и, или повторяются

Запятая не ставится:

Если между ними один раз употребляется союз

И, или, да=и

Напиши предложение. Подчеркни однородные члены предложения и слова, от которых они зависят. Вспомни о знаках препинания между однородными членами предложения. Сделай схему.

В саду растут яблони, груши и сливы.

  1. Состав слова.

Правило

Как исправить

Пример

Запомни! Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу называются родственными.

В корнях родственных слов пишутся одинаковые гласные. Общая (одинаковая) часть родственных слов называется корнем.

Окончание изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Приставка это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Напиши слово.

Разбери по составу, пользуясь планом.

ПЛАН

  1. Выясни смысл слова.

  2. Определи часть речи.

  3. Выдели окончание. Докажи (измени слово)

  4. Выдели корень. Докажи (напиши рядом два родственных слова)

  5. Выдели приставку (она стоит перед корнем)

  6. Выдели суффикс (он стоит после корня)

  7. Выдели основу.

Походка – это им. сущ., значит для поиска окончания надо слово изменить по числам или по падежам.

Ходить, ход

Морская – это им. прил., значит для поиска окончания надо изменить слово по родам или по числам.

Море, моряк

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *