Парадигма это в психологии – О парадигмах психологии Текст научной статьи по специальности «Психология»

Парадигмы (paradigms) — это… Что такое Парадигмы (paradigms)?

П. наз. правила или предписания, к-рые устанавливают границы и направляют действия к успешному достижению цели. Историк науки Томас Кун обратил внимание на роль П. для научного мира, считая, что они в полной мере соответствуют только миру физ. науки. П. в действии эквивалентны набору базовых идей или понятий, направляющих поведение индивидуума, а следовательно, задающих параметры стандартного способа функционирования в отношении цели или характера работы, и становящихся способом выполнения данным индивидуумом к. л. дел или способом решения к.-л. проблемы.

П. обнаруживаются в любой культуре. Каждой культуре присущи собственные нормы, определяющие границы приемлемого поведения и становящиеся надлежащими способами выполнения тех или иных функций. Изменение паттерна и — как следствие этого изменения — отклонение от установленных норм в к.-л. ситуации Баркер называл «сдвигом парадигмы,… переходом к новой игре, к новому набору правил».

В каждом поколении инициаторами подобных изменений становились нонконформисты, к-рые сильно рисковали при этом, поскольку П. означают согласованность, а их сдвиги вызывают неразбериху. Простым примером сдвига парадигмы яв-ся желание именинника поставить на стол не традиционный торт, а сладкий пирог: отказ от традиционного торта не что иное, как сдвиг П.

Институт семьи

До 40-х гг. на рынке труда было очень мало женщин, причем большинство из них занимались канцелярской работой. Перед Второй мировой войной господствовала П., согласно к-рой женщина должна заниматься домом и детьми, а зарабатывать на хлеб — обязанность мужчины. К 1950 г. произошел сдвиг П. Женщины стали приобретать различные специальности и начали работать, чтобы в семьях появилось немного «свободных» денег, однако позднее, в период экономического спада, вторая зарплата стала необходимым условием выживания.

Религия

Большие изменения произошли и в религиозных обычаях, напр. в деятельности католической церкви после Второго Ватиканского собора. Среди прочих изменений можно назвать проведение литургии на родном языке, концепцию экуменизма, причащение после принятия пищи, уменьшение количества статуй, личное покаяние и расширение подготовки местных кадров духовенства. Подобные нововведения вызвали активное сопротивление. Ритцер, в своих комментариях к оригинальной работе Куна, писал: «Побеждает та парадигма, к-рой удается привлечь на свою сторону наибольшее количество неофитов». По мере того как новые понятия приобретают все больше и больше последователей, сопротивление изменениям П. идет на убыль, и она принимается.

К числу общепризнанных в наши дни теорий когнитивного роста и развития, к-рые некогда были парадигматическими, принадлежат теории Э. Эриксона, З. Фрейда, Ж. Пиаже и Л. С.Выготского. Др. П. в образовании, касающаяся интеллекта, осн. на теориях Ч. Спирмена, Дж. П. Гилфорда, Л. Л. Терстоуна, Р. Дж. Стернберга, Г. Гарднера и на мн. др. теориях. Для каждой из них характерны определенные методологические правила и ограничения, а тж стандарты, модели и процедуры, и каждой из них есть место под таким большим «зонтом», каким является образование.

Баркер утверждал, что «увязка всех этих П. имеет решающее значение для успешной и долгой жизни любой культуры и орг-ции». Нек-рые парадигмы «приживаются» с большим трудом, а другие принимаются на удивление быстро. Если потребность в перемене велика, сдвиг П. обычно не заставляет себя ждать.

Вся многовековая история человечества отмечена сдвигами П. До тех пор пока будут рождаться новые идеи и концепции, будут возникать и сдвиги П., направленные на удовлетворение потребностей людей.

См. также Автоматизация, Каузальное мышление, Кодирование, Культурный детерминизм, Человеческие факторы, Теория обработки информации, Интуиция, Философия науки, Теория систем, Теоретическая психология

П. Кэрич

.

dic.academic.ru

ПАРАДИГМА — это… Что такое ПАРАДИГМА?

        (от греч. — пример, образец), 1) понятие, используемое в антич. и ср.-век. философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира; 2) теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследоват. задач.         Платон усматривал в идеях реально существующие прообразы вещей, их идеальные образцы, обладающие подлинным существованием: демиург создаёт всё существующее, взирая на неизменно сущее как на образец, или первообраз («Тимей» 28 а, 37 cd и др.). Эта линия в трактовке идеи как П., образца, нашла своё продолжение в неоплатонизме, в рамках которого выдвигались различные толкования соотношения демиурга, образца и идей; в ср.-век.
философии она выразилась в учении об эманации бога, в творении им мира по своему образу и подобию.

        В нем. классич. идеализме учение о П. развёртывается в плане анализа принципов внеш. и внутр. единства различных формообразований, в учении о первообразе или прообразе системной организации всех тел. Согласно Шеллингу и Гегелю, принципы упорядочивания и целостной организации природных тел характеризует духовный, идеальный прообраз.

        В философии науки понятие П. было введено позитивистом Г. Бергманом для характеристики нормативности методологии, однако широкое распространение приобрело после работ амер. историка физики Куна. Стремясь построить теорию науч. революций, Кун предложил систему понятий, среди которых важное место принадлежит понятию П., т. е. «… признанным всеми научным достижениям, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу»
(Кун Т., Структура науч. революций, пер. с англ., М., 1975, с. 11)
. Смена П. представляет собой науч. революцию. Трактовка Куном понятия П. вызвала дискуссию, в ходе которой отмечалась неоднозначность этого понятия (К. Поппер, И. Лакатос, М. Мастерман и др.). Неоднозначность понятия П., под которым у Куна понимается и теория, признанная науч. сообществом, и правила и стандарты науч. практики, и стандартная система методов, потребовала от него пересмотра и конкретизации этого понятия, что было осуществлено в понятии «дисциплинарная матрица» и её компонентов (символич. обобщения, ме-тафизич. части П., ценности и собственно образцы решения исследоват. задач). Вместе с тем понятие П. используется в теории и истории науки для характеристики формирования науч. дисциплины, описания различных этапов науч. знания (допарадигмального, т. е. периода, когда не существует теория, признанная
науч.
сообществом, и парадигмального)
, для анализа науч. революций.         В марксистской литературе понятие П. используется при анализе процессов художеств. и науч. творчества (художеств. канонов, стилей в искусстве и стилей мысли в науке и пр.). К. Маркс и Ф. Энгельс обратили внимание на то, что различные науки принимались в качестве образцов и выдвигались на первый план в концепциях науки: если Ф. Бэкон видел в качественной физике основу естеств. наук, то Гоббс провозглашал геометрию «главной наукой» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. .2, с. 142—43). А. Грамши, критикуя позитивистский сциентизм, отмечал, что длит. время наука отождествлялась с естеств. науками. «Экспериментальные и естественные науки являлись в определенную эпоху «моделью», «образцом»; и поскольку общественные науки (политика и история) стремились найти объективную основу, которая в научном отношении была бы пригодной для того, чтобы придать им такую же точность и силу, какими обладали естественные науки, то понятно, что к этим последним обращались при создании языка общественных наук»
(Грамши А., Избр. произв., М., 1980, с. 305)
. Признавая общие принципы деятельности учёных, определ. культурные стандарты, эталоны и методологич. регулятивы, выступающие в качестве образцов при решении исследоват. задач внутри отд. науч. дисциплины, марксистская методология науки отвергает унификацию реального методологич. и предметного многообразия науч. дисциплин, попытки построения некоторой нормативной методологии науки.         Лосев А. Ф., История антич. эстетики, [т. 3]— Высокая классика, М., 1974; его же, История антич. эстетики, [т. 6] — Поздний эллинизм, М., 1980; Гряз но в Б. С., Филос. «П.» Т. Куна, «Природа», 1976, № 10; Criticism and the growth of knowledge, ed. by J. Lakatos, A. Musgrave, Camb., 1970; Ritzer G., Sociology, a multiple paradigm science, Boston, 1975;
см.
также лит. к ст. Кун.

        А. П. Огурцов.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

dic.academic.ru

ПАРАДИГМА — это… Что такое ПАРАДИГМА?

  • ПАРАДИГМА — научная (от греч. paradeigma пример, образец) совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Понятие П. получило широкое… …   Философская энциклопедия

  • ПАРАДИГМА — (греч.) В грамматике: пример, образец, слово, по которому склоняют или спрягают другие. В риторике пример, взятый из истории и приведенный для сравнения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАРАДИГМА… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПАРАДИГМА — (от греч. paradeigma пример, образец), модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач; господствующий способ научного мышления, выраженный в некоторой законченности и относительной согласованности взглядов… …   Экологический словарь

  • парадигма — (от греч. paradeigma пример, образец) система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПАРАДИГМА —         образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. Куном в кн. “Структура научных революций” (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного сооб ва проблем и решений.         П.… …   Энциклопедия культурологии

  • Парадигма — (гр.paradеigma – үлгі, өнеге) – америкалық философ, ғылым тарихшысы, постпозитивизм өкілі Т.Кунның «Ғылыми революцияның құрылымы» еңбегінде ғылыми айналымға енгізген қазіргі ғылым философиясының негізгі ұғымдарының бірі. Жалпы түрде парадигма… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Парадигма —  Парадигма  ♦ Paradigme    Особенно яркий пример или модель, служащая эталоном мышления. Так понимали слово «парадигма» (paradeigma) Платон и Аристотель; сегодня это его значение используется в эпистемологии или истории науки. Парадигма – одно из …   Философский словарь Спонвиля

  • ПАРАДИГМА — в языкознании система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения. Понятие парадигма употребляется также в словообразовании, лексикологии и синтаксисе …   Большой Энциклопедический словарь

  • парадигма — образец, тип, модель, теория, пример Словарь русских синонимов. парадигма сущ., кол во синонимов: 8 • модель (44) • …   Словарь синонимов

  • парадигма — Набор функций управления, который включает протокол и связанные с ним услуги, а также вспомогательный язык для определения информации. Он может использоваться для сбора информации по управлению, включая взаимодействия между информацией по… …   Справочник технического переводчика

  • Парадигма — от греч. paradeigma пример, образец; англ. patadigm А. Исходная схема, модель, метод решения задачи, основополагающая теория. Б. Пример из истории, взятый для доказательства или сравнения. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • sociology_encyclopedy.academic.ru

    Парадигма — определение — примеры — смена парадигм

    Парадигма (от греч. paradeigma — «пример», «образец») — это шаблон или образец для подражания. Это набор идей, теорий, моделей, которые служат примером для размышлений или действий.

    Швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр впервые использовал этот термин в лингвистике. Сейчас термин используется в различных областях:

    • лингвистике;
    • философии;
    • программировании;
    • политологии;
    • образовании;
    • риторике;
    • психологии и др.

    Парадигма в лингвистике

    В лингвистике под парадигмой понимаются в широком смысле единицы языка, имеющие общие признаки, в узком — образец, согласно которому склоняются или спрягаются слова.

    Пример:

    Парадигма в философии

    В философию понятие «парадигма» ввёл Густав Бергман, американский философ, родившийся в Австрии. Под парадигмой тот понимал общие критерии и шаблоны методологического исследования.

    Термин стал популярен после публикации работы американского историка и философа Томаса Сэмюэля Куна «Структура научных революций» (1962 г.). Под парадигмой философ понимал открытия в науке, признанные учёными, на которые те опираются как на шаблон при решении иных задач или проблем.

    Парадигмы в программировании

    Парадигмы программирования — это шаблон, которому следует программист, составляя алгоритмы работы электронных машин и разрабатывая компьютерные программы. То есть то, каким образом он мыслит при решении той или иной задачи.

    Парадигмой также может быть определенный образец, на основании которого строится текст программы (её исходный код).

    Основные парадигмы программирования

    • императивное (процедурное) программирование;
    • функциональное программирование;
    • логическое программирование;
    • объектно-ориентированное.

    Появление парадигм в программировании связано с разработкой языков программирования. В языках программирования может быть заложено несколько парадигм.

    Парадигмы в политологии

    Парадигма в политологии — это образец, согласно которому воспринимается внешний реальный мир. Различают четыре парадигмы:

    • теологическая;
    • натуралистическая;
    • социальная;
    • рационально-критическая.

    Они отличаются тем, как они изучают и объясняют политику.

    Парадигмы в образовании

    В более широком смысле это модель, которая отвечает на вопросы, для чего необходимо обучать, чему именно нужно обучать, какие культурные ценности необходимо прививать.

    В более узком — модель, на основании которой построен весь курс обучения. Парадигма включает в себя учебный план: дисциплины, которые будут изучаться, продолжительность обучения, даты каникул и даты экзаменов и сессий, сроки сдачи работ и т. д.; то каким образом будет происходить взаимодействие между учителями и учениками.

    Парадигма в риторике

    Это способ понять что-то путём приведения примера и сравнения одного понятия с другим.

    Марк Фабий Квинтилиан, римский оратор и учитель, обучал своих учеников риторике: красивой речи, искусству переубеждать. В своём труде «Образование оратора» (Institutio oratoria) он писал, что примеры (или греч. paradeigmata — «парадигмы») необходимы в искусстве убеждения.

    Для Квинтилиана примеры (парадигмы) — это аналог вступления в речи. Это способ убедить слушателя путём аргументации, которая состоит из суждений и выводов из них (силлогистическая аргументация). Он использовал примеры из истории, поэзии, пословицы и фразеологизмы.

    Парадигма в психологии

    Модель, которая используется для определения окружающего и внутреннего мира, жизненных ценностей.

    Различают три вида парадигм в психологии:

    • гуманитарная;
    • практическая;
    • естественно-научная.

    Смена парадигм

    Томас Кун также ввёл понятие смена парадигм (англ. paradigm shift). Этот термин обозначает ситуацию, когда на смену старым парадигмам (моделям, образцам, теориям и методам) приходят новые. Синонимом является термин «научная революция», ситуация при которой полностью меняется представление о чём-либо в научной среде.

    Примеры смен парадигм в науке:

    • теория Чарльза Дарвина об эволюции;
    • общая теория относительности Эйнштейна;
    • атомистическая теория Джона Дальтона;
    • теория Николая Коперника о вращении планет вокруг Солнца;
    • закон всемирного тяготения Исаака Ньютона;
    • теория микробов и др.

    Смена парадигм может произойти и у одного конкретного человека. Это ситуация, когда его установки, точка зрения, модель поведения в корне меняются. Причиной может послужить новый приобретенный опыт или новая эмоция, ранее не испытываемая человеком.

    www.uznaychtotakoe.ru

    Личностная парадигма человека | Психология отношений

    Глава 3

    Если в рамках существующих правил проблема нерешаема,
    то для ее решения надо изменить правила.
    А чтобы изменить правила, надо изменить свое мышление
    (с) Цитата

    Личностная парадигма — это совокупность фундаментальных, базовых установок, ценностей и убеждений, разделяемых человеком. Наша точка отсчета.

    Наша парадигма (картина мира) складывается из того что мы видим и чувствуем. Если мы чувствуем и видим не все факторы, влияющие на систему, тогда парадигма неправильная или не полная.

    То, что вы есть сейчас, ваша личность – это, по сути, набор определенных характеристик, которые в совокупности определяют ваш взгляд на жизнь, вашу личностную парадигму. По Кастанеде это положение «Точки Сборки».

    Порой эта закостенелая личность у человека становится главным барьером в начале пути. Ее конструкция, на поверку оказывается далекой от совершенства, что человек и сам может понимать. Но, в то же время, он может быть не готов что — либо в себе изменить.

    Когда-то люди не хотели признавать того, что земля круглая. Находили тысячи доводов, доказывающих обратное. А тех, кто спорил — сжигали на костре.

    То, что я буду писать здесь – это пересмотр личностной парадигмы. То есть большинства основ, в которые многие верят.

    *************************

    Смотрите. Если мы посадим мышь в лабиринт с четырьмя тоннелями, и всегда будем класть сыр в четвертый тоннель, мышь через некоторое время научится искать сыр в четвертом тоннеле. Хочешь сыр? Зип-зип в четвертый тоннель – вот и сыр. Опять хочешь сыр? Зип-зип в четвертый тоннель — вот и сыр.
    Через некоторое время великий Бог в белом халате кладет сыр в другой тоннель. Мышь зип-зип в четвертый тоннель. Сыра нет. Мышь выбегает. Опять в четвертый тоннель. Сыра нет. Выбегает. Через некоторое время мышь перестает бегать в четвертый тоннель и поищет где-нибудь еще.

    Разница между мышью и человеком проста – человек будет бегать в четвертый тоннель вечно! ВЕЧНО! Человек ПОВЕРИЛ в четвертый тоннель. Мыши ни во что не верят, их интересует СЫР. А человек начинает верить в четвертый тоннель и считает, что правильно бегать в четвертый тоннель, есть там сыр, или нет. Человеку больше нужна правота, чем сыр. Вот почему в течение долгого времени вы не получали сыра, и ваша жизнь не работает. ВЫ верите в слишком много четвертых тоннелей.

    (Почитайте занимательную сказку Др.Спенсера Джонсона – «Кто забрал мой сыр»)

    Я хочу помочь вам выбросить всю систему верований и совершенно вас распотрошить. Чтобы вы могли заново собраться, и ваша жизнь заработала. Но не думайте, что это будет просто. Вы знаете, что ВЫ ПРАВЫ. Вся ваша жизнь базируется на принципе вашей правоты. А то, что вы страдаете, что ваша жизнь не работает, что вы не получали сыра с тех пор, как были в четвертом классе, – неважно. ВЫ ПРАВЫ. Ваши системы верований – лучшее, что может создать ум или можно купить за деньги. Это правильные системы верований. А то, что ваши жизни скомканы – несчастный случай.

    Нет!!! Ваши «правильные», умные системы верований, ваша личностная парадигма, непосредственно связаны с тем, что вы не получаете сыра. Вы лучше будете правы, чем счастливы. И вы годами бегаете по четвертым тоннелям, чтобы доказать это. Мозг защищает все, во что верит самыми изощренными способами. И возможно, многое из того, что я здесь буду писать, в лучшем случае будет принято с сопротивлением.

    Трясти и менять личностную парадигму, даже в узком ее участке, – сложная задача. Человек устроен так, что здравый смысл чаще всего не является руководящим, а подгоняется под эмоции, ощущения и убеждения. Тем более когда, кажется, что ведь земля же плоская… как же она может быть круглой… ведь это же абсурд…

    Чтобы действительно понять что-то принципиально новое для начала необходимо отказаться от старого хотя бы на время. Не пытайтесь сопротивляться этому. Попробуйте поверить в это новое. Попробуйте понять и прочувствовать. Попробуйте на минутку представить, что все что я тут буду писать – правда. Поживите в этой модели какое-то время. Анализируйте, проверяйте, а вот только потом решайте, какая из парадигм верна.

    Отказаться от своей старой личности довольно не просто, особенно тем, у кого позади прожитая жизнь. Ведь их личность – это их детище, которое они выносили, и которым они гордятся! И менять это положение дел довольно рискованно т.к. это чревато потерей хоть какой-то, пусть и не совершенной, связи с миром. Но на самом деле эта связь иллюзорна.

    Люди испытывают страх от изменений, потому что не понимают, что развитие подразумевает не отказ от старой личности, а ее трансформацию! Личность это набор информации. Менять личность, значит пересматривать информацию и приводить ее к новому порядку. Меняя свою личность вы, в какой-то степени, ее теряете. Вопрос лишь в том, ради чего вы это делаете.
    В долгосрочной перспективе, вы делаете это чтобы улучшить свою жизнь, чтобы жизнь для вас стала более эффективной.

    Поменять чьи либо убеждения невозможно, можно лишь дать информацию и аргументы, чтобы человек сам задумался над этим.
    Разобраться во всем этом сможет только тот, кому это жизненно необходимо, как это было необходимо мне. Это сложно. Однако, поняв суть вещей, поняв правильные модели взаимодействия, происходящие у вас в голове и за её пределами, вы научитесь вертеть своей жизнью так, как не могли себе и представить.

    Собственно этому посвящена моя книга — попытаться помочь вам сменить личностную парадигму отношений на более эффективную. Если у вас это получится (изменится мышление), то по цепочке причинно-следственных связей изменится и результат.

    Но если уж кто-то хочет меняться, развиваться, то пусть будет готов к этапам нестабильности, когда старое отмирает, а новое формируется в самом человеке, его психике, реакциях и прочем. Это происходит на границе, где кончается один человек и начинается другой.

    Нас везде и всегда ждет свой «кусок сыра», если мы сумеем переступить через порог своих сомнений и страха. Идите за «сыром» и наслаждайтесь переменами.

    data-yashareQuickServices=»vkontakte,facebook,odnoklassniki»

    <<< ПРЕДЫДУЩАЯ                                                          ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>>

    www.otnochenia.ru

    4.4. Две парадигмы в психологии

    — — —Естественнонаучная парадигмаГуманитарная парадигма
    1Науки«точные»» не точные»
    2На одну и ту же проблему имеетсяодна точка зрения, после того, как исследование завершится.разные точки зрения.
    3Предполагает переходот факта к явлению, от явления к сущности (закону), от сущности к теории.от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию.
    4Познание обращенок объективным закономерностям.к духовному миру человека, к личностным смыслам.
    5Единичный факт рассматриваетсякак частный случай общей закономерности.как уникальный, самодостаточный и автономный.
    6Человек изучаетсякак любой другой объект: небесные тела, растения, животные и т.п.как субъект неповторимый и уникальный.
    7Цель и результатыпостроение истинной картины мира, выявление объективных законов природы.понимание явлений, фактов.
    8Характер познанияобъективный, т.е. исключается всё, что относится к исследователю и к его познавательной деятельности.субъективный.
    9Основным инструментом в построении знаний являетсягипотеза — научно обоснованное предположение, которое нужно всеми силами стараться опровергнуть.специфического инструмента нет, — обычное понимание.
    10Языкспецифический, определяется исследуемой областью.обычный, применяемый при общении между людьми.
    11Отношение к изучаемой реальности строится на основеобъективных измерений.субъективного восприятия.
    12Терпимость к противоречиям:в конечном итоге противоречий быть не должно, противоречия указывают на недостатки понимания, которые должны быть устранены.противоречия неизбежны, желательно от них избавиться, поэтому есть тенденция к их устранению.
    13Динамика получения результатов:результаты получаются, в основном постепенно и планомерно, не считая тех случаев, когда благодаря неожиданным открытиям обнаруживаются новые области исследований.понимание может возникать по-разному: или постепенно и планомерно, или вдруг, неожиданно, благодаря озарению.
    14

    Результаты   научного исследования

    контролируемые: они проверяются и воспроизводятся.с ними можно согласиться или нет.
    15Подходобъективный, т.е. в рамках отношения субъект + объект.субъективный диалог двух суверенных субъектов.
    16Предполагаетсябеспристрастное, отстранённое отношение исследователя.заинтересованное, пристрастное отношение исследователя.

    17

     Объект в ходе исследования не меняется.Происходит развитие, изменение исследующего и (исследуемого) субъекта.
    18Объекты развиваютсясогласно объективным закономерностям.во времени истории, пространстве культуры.
    19В психологии:Все направления, кроме гуманистической психологииГуманистическая психология

    vestishki.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *