Парадигма в психологии это – О парадигмах психологии Текст научной статьи по специальности «Психология»

Парадигма | Мир Психологии

ПАРАДИГМА

Парадигма Стернберга (англ. Sternberg task) — методика, разработанная амер. психологом Саулом Стернбергом (1966), позволяющая изучать, напр., скоростные характеристики этапов поиска и считывания информации в иконической и кратковременной памяти. Син. методика, или задача Стернберга.

В основном варианте методики испытуемому тахистоскопически предъявляется несколько элементов (буквы, цифры, слоги или слова), а затем (через небольшой промежуток времени) предъявляется тестовый (пробный) стимул; испытуемый должен как можно быстрее решить и ответить, был ли этот стимул среди предъявлявшихся чуть ранее. Ответы даются путем нажатия соответствующей кнопки. Измеряется время реакции отдельно для положительных и отрицат. ответов; строятся зависимости времени реакции от варьируемых условий эксперимента. (А.И. Назаров)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец)

— система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие введено американским историком Т. Куном, выделившим различные этапы в развитии научной дисциплины: препарадигмальный (предшествующий установлению П.), господства П. («нормальная наука»), кризиса в научной революции, заключающейся в смене П., переходе от одной к другой.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Парадигма

  1. Любой ряд лингвистических форм, отражающих общий основной элемент, например, давать, дает, дал, дала, дало, дают и т.д. Это общее понятие встречается и на других уровнях лингвистического анализа включая фонематический, морфологический и синтаксический.
  2. Направление или план исследования, в котором внимание сосредоточивается на чем-то определенном. Таким образом, можно читать, например, о решении проблемы в психоаналитической парадигме.
  3. Определенная экспериментальная процедура, например классическая парадигма обусловливания.
  4. Во влиятельном анализе истории науки Т.С. Куна – собирательное обозначение набора установок, ценностей, процедур, методов и т.д., составляющих общепринятое направление в определенной дисциплине в определенный момент времени.

Обратите внимание, что все эти способы употребления – от лингвистического до исторического/философского отражают оригинальное значение греческого слова paradeigma, означающего паттерн, модель.

предметная область термина

ПАРАДИГМА НАУКИ — «базис» знаний, интегрирующий в себе теории, концепции, способы действия в науке, модель, образец решения исследовательских задач и предопределяющий как видение учеными мира в целом, так и предмета своей дисциплины, и отдельных научных явлений. Сущность парадигмы отчасти раскрывается понятием «дисциплинарная матрица», отражающим принадлежность ученых к определенной дисциплине и составленной из упорядоченных элементов разного рода.

ПАРАДИГМА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К СТРЕССУ — убеждение в том, что люди могут обладать предрасположенностью к развитию конкретного расстройства, которое затем делает их более уязвимыми к событиям, происходящим в окружающем мире (стресс). Если человек имеет предрасположенность к расстройству (например, унаследовал от родителей какую-то биологическую дисфункцию), это не обязательно означает, что у него проявятся симптомы этого расстройства. Развитие болезни определяется стрессовыми обстоятельствами — например, последствиями психологической травмы. Вполне достоверно установлено, что шизофрения имеет наследственную предрасположенность, в результате чего некоторые люди более склонны к развитию этого расстройства. Наличие или отсутствие симптомов определяется воздействием стрессовых обстоятельств, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Так, считается, что личность А уязвима перед слабым стрессом, личность Б — перед умеренным стрессом, а личность В — лишь перед сильным стрессом

ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА ПОЗНАНИЯ — система осознаваемых и неосознаваемых установок, ориентирующая на уникальность рассматриваемого явления, опирающаяся на опыт единичных случаев, не ставящая перед собой задач статистического подтверждения достоверности данных, использующая наряду с понятийным аппаратом Язык символов. Гуманитарная парадигма всегда исторична, т.е. стремится к рассмотрению явления в его становлении, анализу и прогнозу последствий.

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА ПОЗНАНИЯ — система осознаваемых и неосознаваемых установок, провозглашающая необходимость получения объективных, обобщенных, представленных в понятиях знаний, стремящаяся к установлению причинно-следственных закономерностей при опоре на данные эксперимента. Генезис свойств и закономерностей рассматривается не всегда.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПАРАДИГМА — подход к проведению исследования, характеризующийся определенной методологией, адресованной определенным типам исследовательских вопросов.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии

План

Введение

1. Естественнонаучная парадигма в науке

2. Гуманитарная парадигма в науке

3. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии

Заключение

Список литературы

Введение

В последние годы в психологической литературе настойчиво утверждается мысль о том, что современная психология пребывает в состоянии когнитивного кризиса, то есть кризиса того, как следует изучать и объяснять психическую реальность.

Основными симптомами кризиса являются:

– отсутствие единой науки;

– дефицит устойчивого знания;

– обилие альтернативных моделей понимания и изучения психического;

– углубляющийся раскол между исследовательской и практической психологией;

– конкуренция со стороны паранауки, возникновение альтернативных систем познания [4].

Основной причиной кризиса, по мнению большинства психологов, является использование в изучении психического естественнонаучного подхода, в основе которого лежит рациональное познание действительности. Между тем такой подход не всегда является адекватным в тех отраслях знания, где приходится иметь дело с единичными явлениями, с индивидуальностью, субъективностью, то есть в тех науках, где объектом изучения является человек и, в частности, в психологии.

Например, по словам Л.С. Выготского доминирующий в психологии с начала ее зарождения естественнонаучный подход, при всех его несомненных достоинствах, показал несостоятельность в вопросах исследования «вершинных» феноменов психологического бытия, таких как ценности, смысл, переживания и др. [4].

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, какая парадигма необходима для изучения психических явлений. В связи с этим в настоящее время сформировалось три различных взгляда на состояние современной психологии:

1. психология допарадигмальная область знания, то есть своя парадигма в ней еще не сложилась;

2. психология мультипарадигмальная наука, то есть в этой дисциплине существует несколько парадигм;

3. психология внепарадигмальная область и концепция Куна вообще неприменима в психологии [4].

Несмотря на разность взглядов относительно парадигмы в психологии, большинство современных психологов считают, что существуют две парадигмы:

1. Естественнонаучная

2. Гуманитарная

Большинство авторов так же считают, что эти парадигмы не исключают друг друга, так как каждая из них обладает специфическими способами взаимодействия с психическими феноменами, и проблема заключается лишь в ограничении сферы их применения. В методологическом плане это различение имеет принципиальное значение, поскольку каждый из подходов представляет собой специфическое понимание идеалов и норм исследования, исходит из определенных мировоззренческих установок, способов получения, истолкования и использования знаний.

Об этом и пойдет речь в настоящем реферате.

1. Естественнонаучная парадигма в науке

Как сфера человеческой деятельности наука сложилась в эпоху Просвещения, а первой системой научного знания стало естествознание. Фактическим образцом для наук XVIII в. стала новая механика Ньютона, а идеи механицизма стали в классическом естествознании доминирующими. Свойства целого объекта полностью определяются состоянием и свойствами его частей. Объяснение понималось как поиск механических причин, лежащих в основе наблюдаемого явления [5]. Естествознание достигло высокого уровня точности и доказательности уже в классический период, что было обусловлено относительной простотой изучаемых им систем, которые сравнительно легко поддавались теоретическому анализу [7]. Современное естествознание ориентировано на междисциплинарные исследования; их объектом становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, включает ценностные факторы в состав объясняющих положений. Вместе с тем естественнонаучная парадигма сохраняет ценность объективно-научного знания, ориентацию на внешнее наблюдение и эксперимент, на принцип использования («полезности») научных знаний. Основным типом деятельности ученого остается исследование, направленное на выявление законов жизни изучаемого объекта в данный момент, его «срез». Субъект познания выносится за скобки познавательной деятельности.

Как отмечают В.А. Рыбаков, А.Л. Покрышкин [5]., многие продолжают верить, что естественнонаучная парадигма вполне применима и к психологии. Надо лишь найти некий нюанс, особенность, чтобы все заработало как надо. Рассматривая отличия естественнонаучной парадигмы, авторы выделяют ее основные принципы:

1. Принцип опоры на эмпирические факты

2. Принцип рациональности, т.е. мир рационально (непротиворечиво) устроен, и человеческий разум в состоянии постичь законы мироздания.

3. Принцип редукции, т.е. объяснение неизвестное посредством сведения к хорошо изученному.

4. Принцип идеализации позволяет выявить (выделить) существенное в чистом виде и отбросить несущественное, которым можно пренебречь.

5. Принцип простоты. Этот принцип сформулирован еще в XIV веке английским философом и теологом Уильямом Оккамом: «Не пытайтесь объяснить посредством большего, то, что можно объяснить посредством меньшего»

6. Принцип независимой проверяемости. Принцип формулируется так: предлагаемые теории (гипотезы) должны подтверждаться иными эмпирическими данными и логическими рассуждениями, отличными от тех, на основании которых предложены.

Все эти принципы считаются основными, они хорошо работают в естественных науках, но не работают в психологии. В.А. Рыбаков, А.Л. Покрышкин так же указывают на дополнительные принципы, которые принимаются по умолчанию, как очевидные, и переносятся в психологию, даже не рассматриваясь и не обсуждаясь. Авторы называют эти принципы?

1. – реальность изучаемого объекта. Простым примером проявления этого принципа может служить изучение эмоций, снов и т.д. Если эмоции реальны, то в каких единицах их можно измерить? А если они не реальны, то как мы их проявляем и видим?

2. – объект познания (познаваемое) обозначает объект реальности материальной или идеальной. В связи с этим представители естественнонаучной парадигмы утверждают, что идеальное – это результат работы мозга. Мозг и его работа – тот механизм, что превращает причины в следствия, механизм – недоступный гуманитарным наукам. Но доступный естественным, ведь мозг материален, а материю мы изучать умеем. И изучали, но не изучили, история насчитывает великое множество неудачных попыток.

3. – обособленность реальностей, т.е. для объяснения явлений психической реальности должны привлекаться объясняющие принципы, и только когда их недостаточно, и удается показать взаимодействие разных реальн6остей – привлекаются в качестве объясняющих принципов явления материальной реальности.

4. – «чувственное» познание применительно к психической реальности. Если мы хотим применить к психологии принципы естественнонаучной парадигмы, то должны найти аналог чувственного восприятия для явлений психической реальности.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев говорят о двух установках в классическом естествознании: ценность объективного и предметного знания (самоценность объективной истины) и ценность новизны, постоянного приращения объективного знания о мире (как результат исследования) [6] Многие современные направления в психологии изучают человека, его внутренний мир в рамках преобладания естественнонаучной парадигмы, т.е. человек рассматривается как объект в ряду других объектов, ставится исследователем под контроль и превращается в источник информации. Для получения искомых знаний над ним совершают различного рода операции, подвергают эксперименту и т.п. Он существует отстранение от исследователя, который изучает его беспристрастно, с внешней позиции, строит объективное знание. Именно поэтому, резюмируют В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, объективный подход к человеку с позиций естествознания не может полноценно изучать человеческую субъективность как таковую, не способен постичь индивидуальность личности, ее духовную сущность [6]

2. Гуманитарная парадигма в науке

Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни. Для нее характерно использование общих принципов при интерпретировании индивидуальных, общественных или исторических событий. Но, в то же время единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые [6]

У истоков современной постановки проблемы специфики гуманитарного познания стоит И. Кант, который продемонстрировал ограниченность естествознания, разграничил сферы применения естествознания и метафизики в таких вопросах, как существование души, Бога. Кризис натуралистического подхода к анализу социальных явлений в конце XIX — начале XX в. был связан с осознанием различий природы и культуры. Недостаточность естественнонаучного познания применительно к социальным и культурным объектам поставила перед исследователями науки задачу определения статуса и специфики гуманитарного познания [7]..

Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.п.

Современные гуманитарные дисциплины ориентированы на общие критерии научности:

o Интерсубъективность

o Прогрессизм

o Обоснованность

o Критичность

Но, как отмечает В.Н. Сурков [7], эти критерии научности в психологии реализуются лишь в тенденции. При этом автор дает характеристики, традиционно выражающие специфику гуманитарного знания. Среди них в первую очередь человекосоразмерность, ценностная размерность, процессуальность, индивидуализирующая методология, субъектность, осознание особой роли понимания, преобладание качественного аспекта исследований над количественным, языковая чувствительность [7]. В.Н. Сурков сравнивает особенности познания в естественнонаучной и гуманитарной парадигме (табл. 1)

mirznanii.com

Парадигма это (простыми словами)

В большинстве книг и статей понятие «парадигма» имеет весьма туманное объяснение. Если говорить простым языком, то данный термин означает какую-то истину или аксиому, которая принимается за основу. На базе этой теории ведутся исследования ученых в определенной области знаний .

В более сложном понимании парадигма – это система средств, методов и суждений. Она устанавливает рамки, в пределах которых ведутся исследования, происходит понимание и дальнейшее изучение информации.

Появилась данная концепция благодаря приверженцу постпозитивизма – Томасу Куну. Он выделяет несколько этапов развития своей теории:

  • Допарадигмальный этап (проявление различных аномалий, которые трудно доказать).
  • Формирование какого-то знания (появление книг и учебников, которые последовательно, поэтапно раскрывают нюансы определенной теории).
  • Нормальная наука (поиск новых доказательств парадигмы, уточнение предыдущих знаний).
  • Экстраординарная наука (разочарование в старой парадигме и предъявление новых истин).

Разумеется, полный отказ от каких-то систем и суждений невозможен. Обычно образуются группы ученых: те, которые поддерживают традиционные, «старые» взгляды, и те, которые стремятся от них отказаться в пользу новых. Первая команда продолжает старые исследования, а вторая категория выдвигает что-то новое.

Основные группы в психологии

1. Естественнонаучная парадигма. Отражает все существующие знания о мире и человеке. С ее точки зрения люди являются объектами, которые подвергаются анализу и изучению.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Ученые разделяют эту парадигму на два блока. Первый включает старые теории о происхождении природы и давно имеющихся форм, а второй ориентируется на новый подход.

Естественнонаучный взгляд на мир требует не догадок и предположений, а неопровержимых доказательств. Здесь господствуют эмпирические факты, которые выявляют все нестыковки и предыдущие заблуждения.

Незаменимая экспериментальная форма проверяет определенные гипотезы и закономерности, которые характеризуют начальную истину.

Рекомендуем: Житейская и научная психология

2. Гуманитарная. В данном случае основой является духовный мир человека. Изучается его личное мировоззрение, ценности и жизненный смысл. Здесь неприменимы научные методы, которые требуют доказательств. Данная парадигма основывается на ощущениях и чувствах объекта.

Исследование предполагает анализ возможностей человека и его психики. Однако доказательства всегда будут оставаться довольно смутными, ведь человеческая душа не является чем-то материальным.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

3. Практическая. Эта парадигма рассматривает не эмоциональные установки, а практику, основанную на них. Она изучает когнитивные способности, которые включают в себя мышление, ориентацию в пространстве, принятие решений и т.п.

Также исследуются личностные характеристики объекта, которые он формирует сам. Что индивид представляет о мире, о себе, об окружающих? Данные выводы имеют большое значение для ученых, анализирующих практическую парадигму.

Второстепенные виды

1. Психотехническая парадигма. Психотехника рассматривает роль психологических аспектов в культуре. Для этого проводятся эксперименты, которые выявляют зависимость мозга и конкретных движений или эмоций. К примеру, какая-то работа больше подходит определенному человеку и меньше утомляет его, и наоборот.

Также в сфере внимания данного подхода находятся последствия воздействия на человека рекламной информации. Исследуется влияние на людей различных публикаций и пропаганды определенных продуктов. Данная парадигма подразумевает выявление закономерностей и разработку и развитие техник, которые могут помочь в повседневной жизни и в трудовой деятельности.

Рекомендуем: Мировоззрение — это

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

2. Деятельная. Изучает соотношение чувств и мыслей, которые возникают по поводу каких-то действий, явлений. То есть человек опирается не только на практику в какой-то сфере, но и на свои ощущения, то есть на сферу психического.

Субъект не может быть полностью открытым и беззащитным, ведь в своих действиях он руководствуется не только чужими советами, но и своим опытом, и даже интуицией. Именно поэтому очень важна связь общества и человека, причем активная с обеих сторон. Это касается не только взрослых людей, но и детей, характеры и привычки которых еще только формируются.

3. Педагогическая. Комплекс определенных установок, методов и планов обучения, которые являются образцом в различных образовательных учреждениях. Педагогическая парадигма не основывается на индивидуальных особенностях человека, а предусматривает усвоение одинаковых знаний всеми обучаемыми.

В данном случае ученик становится полностью подвластен преподавателю, так как только тот может дать ему что-то новое. Такая схема вызывает негативные эмоции у воспитанника, ведь он чувствует себя подчиненным. К сожалению, сегодняшняя педагогическая парадигма уже устарела, поэтому поиск нового подхода невероятно актуален.

Сейчас рассматривается вопрос об ориентации образования на культуру личности. Будущая педагогическая парадигма планирует позиционировать учителя как друга, а не как что-то пугающее и строгое.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Гипотеза — это

4. Эзотерическая. Считается самой древней из известных парадигм. Ее главная суть заключается в существовании неизменной истины, которую не каждый может познать.

К тому же большое значение имеет учитель, который не преподает, а дарит данное учение как откровение. Можно назвать данный подход религиозным, ведь не все верят в Бога и загробную жизнь. Эзотерика же близка со всеми подобными суждениями и установками к религии.

В этой парадигме не существует никаких оценок и эмоциональных заключений. Данные понятия применимы лишь к личности, а в этой системе координат ее не существует. Основной идеей является то, что все в мире едино и цельно.

5. Прагматическая. Это полная противоположность предыдущему подходу. Главная цель этой парадигмы заключается в поиске способов урегулирования задач, которые возникают во всех сферах жизни человека. В данном случае все знания и истины являются инструментами для решения проблем.

Это касается не только умения зарабатывать деньги, но и способности выживать в нашем мире. Долгое время значение данного подхода сводили к финансам, которые рассматривались как основа существования. Лишь в последние годы можно заметить, что большинство людей перестало игнорировать собственные желания, таланты и предпочтения, что резко поменяло классический прагматизм.

Перспективы

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в современной психологии существует множество теорий и предположений. Оценка ее перспектив зависит от огромного количества факторов. Они включают в себя личностные суждения разных типов людей, взаимосвязь разных парадигм, веру, пол, социальное положение в обществе и даже такие понятия, как искренность, зависть и правильная мотивация.

Рекомендуем: Что значит: объективное мнение?

Парадигмы в психологии настолько противоречивы, что не все психологи верят в них. Большая часть ученых забывает о первоначальных целях, посвящая все больше времени духовным вещам. Однако такая конкретика в направленности позволяет открывать настоящие эмоции и таланты человека, а не только его навыки для пользы обществу.

Стоит сказать, что мир и технологии не стоят на месте, а значит, появляются и новые парадигмы. В любом случае специалистов в данной профессии огромное количество, поэтому развития и новых подходов не избежать. Автор: Елена Мелисса

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Социальная парадигма — Психология человека

Как человек воспринимает мир вокруг себя, как он воспринимает других людей, их поступки, слова, их образ мышления, и наконец, как человек воспринимает самого себя? Что лежит в основе его восприятия всего и вся, какой шаблон, шаблоны, какая модель поведения отражена в его уме и почему? Какую часть этой модели человек осознает, а какую нет? Ответ на эти вопросы, кроется не столько в природе человека, сколько в особенности той социальной среды, в которой он живет, ибо среда обитания человека, формирует определенным образом его внутренний мир, характер и мировоззрение, а следовательно, его намерения и модель поведения. Социальная парадигма о которой пойдет речь в этой статье, определяет модель поведения человека в жизни также, как это делают его инстинкты, которые собственно говоря и выражаются через эту парадигму. Имея определенную модель постановки и решения проблем, человек действует согласно этой модели даже тогда, когда она в принципе не работает или работает, но не так, как надо.

Принятая на вооружение исходная концептуальная схема поведения и мышления человека при решении им тех или иных проблем, будет настолько эффективна, насколько она отвечает действительности, причем с учетом тех поправок, которые необходимо делать, учитывая то время и те обстоятельства, которые имеют место быть. Имея общий угол зрения на те или иные изучаемые феномены в обществе, человек может стать жертвой коллективного заблуждения в жизненно важных вопросах. А если эти заблуждения не случайны, если они намеренно навязаны обществу, тогда как? Тогда друзья мои, вы будете вести себя так, как это нужно кому-то, кто формирует ваше поведение как путем тех или иных убеждений, которых вы бездумно придерживаетесь, так и путем тех моделей поведения себе подобных, в тех или иных жизненных ситуациях, которые также вам специальным образом демонстрируются. Проще говоря, не задумываясь над своими поступками и своим миропониманием, вы фактически являетесь управляемой моделью гомо сапиенса, куклой, в руках кукловодов, моделирующих ваше поведение и управляющих им по своему усмотрению.

Скажете, это не так? А вы обратите свое внимание на все свои убеждения и весь свой набор реакций, которые определяют ваше поведение в той или иной жизненной ситуации. Насколько весь этот набор отвечает той действительности, которую вы имеете? Насколько все ваше поведение и образ мышления, определяет ваш жизненный успех? Все ли, что вы делаете, является правильным, с точки зрения достижения вами желаемого результата? Если нет, то вот вам и пример того, как вы мыслите ошибочным образом и действуете, а еще хуже — реагируете, ненужным вам образом. И все это потому, что у вас совершенно неверная социальная парадигма, сформированная, недружелюбно настроенными к вам людьми, которые ставили целью подчинить вас своим интересам. Революционным моментом в моей жизни, одним во всяком случае из таких моментов, который мне очень сильно запомнился и буквально просветил меня, стал момент, когда я осознал одну простую вещь – все в этом мире держится на постулатах. Человек не знает ничего, все его знания рано или поздно упираются в тупик непонимания, и фактически сводятся к вере, или собственной интерпретации чего-либо. Социальная парадигма, эта своеобразная концептуальная схема модели восприятия людьми мира, есть ничто иное, как интерпретированная иллюзия действительности.

Надеюсь, это выглядит не слишком запутанно, но подбор данных терминов наилучшим образом отражает это понятие, все-таки если задуматься над тем самым шаблоном восприятия, что укоренен у нас в голове, то ничего фундаментального в нем на самом деле нет. Если вы внимательно читали и продолжаете читать мои статьи, то вы наверняка заметили, что я часто акцентирую ваше внимание на знаниях, а не на вере, придавая большую значимость максимально возможной определенности, нежели твердой убежденности в несуществующем, и иллюзиям, порожденными этой убежденностью. Поэтому вполне естественно с вашей стороны, будет обратить свое внимание именно на этот мой призыв – надо знать, а не верить, в то время как точно знать, человек в принципе ничего не может. Это действительно так, мы ничего не знаем точно, но не знаем мы ничего на фундаментальном уровне, где-то мы копнули поглубже и больше соответственно поняли, где-то наши знания не так глубоки, и следовательно приходиться некоторые вещи постулировать и затем принимать на веру.

Но все же есть некоторые схемы, систему которых мы понимаем и следовательно с девяносто девятью процентами вероятности, можем знать работоспособность этой схемы, и часто для вполне себе спокойной жизни нам этого достаточно, тем более этого достаточно для достижения определенных результатов в нашем обществе. Но в этой статье я хочу обратить ваше внимание дорогие друзья, не на порядок отдельно взятых вещей в нашей жизни, изучив который мы можем сделать ее более или менее предсказуемой, а на тот порядок, который находится у нас в голове. Социальная парадигма, по сути является сковывающим нашу свободу явлением, эта ориентировочная модель восприятия окружающего нас мира, наша реакция на внешние раздражители, делает нас предсказуемыми и управляемыми. Если взглянуть на это поверхностно, то мы увидим такие провокаторы нашей реакции как страх, алчность, зависть, возбудитель сексуального инстинкта, агрессия, чувство долга и многое другое. Жизнь ставит перед нами вопрос, а мы выдаем ожидаемый ответ, часто не имея выбора не только для самого ответа, но даже для интерпретации нами поставленного перед нами вопроса.

В социальной парадигме есть и еще один, очень негативный момент, как для человека свободного – это привычка. Речь идет о привычке восприятия всего по строго выбранному шаблону и соответствующая реакция на это восприятие, ведь человеку с детства навязывается образец поведения, образец его реакции на что-либо и в конечном итоге весь образец его мышления. Задумайтесь дорогие друзья, почему что-то в нашей жизни, должно быть именно таким, каким мы это привыкли воспринимать, почему не другим? А часто ли это правильный с точки зрения общественности порядок вещей, отвечает нашим собственным интересам? Да не может социальная парадигма, целиком и полностью отвечать нашим интересам, человек по определению должен жертвовать некоторыми своими эгоистическими потребностями, чтобы вписываться в общество, ибо не может состоять из абсолютно разных элементов, так как это единый организм. И пусть каждый из нас индивидуален, эта самая индивидуальность не выходит за рамки нормы, которая в свою очередь контролируется во многом самим обществом, нежели власть имущими людьми.

Как мы относимся к тем, кто не похож на нас, как мы относимся к чужакам, чья жизненная концепция противоречит нашей, чьи взгляды в корне отличаются от наших, а поведение таких чужаков – вызывает у нас тревогу? Мы относимся к ним негативно, неважно каким образом это проявляется у нас, но это однозначно негатив, и он является частью наших внутренних установок, которые не только учитывают наши собственные интересы, но и интересы того общества, в котором мы вроде бы как свои. Но все это конечно относительно, ведь если говорить о гибкости мышления, то для нас нет и не может быть враждебной среды, есть только среда, в которую нам труднее адаптироваться, или среда, где мы чувствуем себя как рыба в воде. А вот жесткая граница своего и чужого, уже является продуктом социальной парадигмы, вы просто обязаны мыслить по определенному образцу, иначе вы выпадете из под контроля власть имущих и общества, в котором живете, вот вам и навязывают чувство долга и тому подобные убеждения.

Для этого человека обуславливают с самого детства, внедряя в него программу мировосприятия, на практически всю его жизнь и парадигма социальная, становится его собственной парадигмой, человек начинает отождествлять себя с обществом, в котором он живет, становится с ним единым целым в своем собственном представлении. Я говорю практически, потому что всегда все можно пересмотреть, все свои имеющиеся установки, все свои постулаты, разобрать весь свой фундамент, если конечно для этого у вас появится очень сильное желание. Но зачем вам это делать, зачем смотреть на что-то по новому, ежели старое такое привычное и вы к нему вроде бы как уже адаптировались? Такой вопрос я раньше часто слышал, когда общался с людьми, скажем так не очень высокого полета, у которых были грезы о стабильности, справедливости, равенстве, свободе, любви, дружбе и тому подобных вещах. Знаете, что происходит, когда все эти грезы рушатся? Происходят очень нехорошие вещи, даже если что-то одно из мира грез, перестает отражать действительность это уже трагедия. Когда сигнал извне не соответствует внутренним установкам человека, его внутреннее состояние становится для него ядом.

Тут мы с вами имеем и депрессии и различные психические заболевания, в том числе это приводит и к суицидам, ведь человек хочет покинуть не этот мир, а мир, который внутри него самого, именно он создает дискомфорт и причиняет боль. Вначале я говорил о постулатах, о вере, которая есть везде и во всем, куда не копни, докопаешься до веры, а не до фактов, и хотим мы или нет, но в некоторые вещи мы вынуждены верить, потому что не можем знать. Ну так вот, если бы социальная парадигма строилась бы исключительно на вере, не так, как это делает религия, умышленно замалчивая факты, а в смысле если бы мы просто учили людей тому что знаем, ничего не выдумывая, то это было бы пол беды. Я бы даже сказал, что это действительно было бы правдой, какую очень многие ищут, правдой о том, что мы можем знать только одно, что ничего не знаем, в глубоком смысле этого слова, как имел в виду Сократ. Но социальная парадигма строится не на фактах нам известных, она строится на эгоистичных намерениях каждого из нас, все мы делаем свой вклад в то, что как нам кажется, должно быть, в свое так сказать правильное. Это особенно ярко проявляется в ситуациях, когда эгоизм одних людей, противоречит эгоизму других, или этот самый эгоизм, выходит за нормы общественного поведения.

Однако я не ставлю перед собой цель, указывать вам на необходимость соблюдения нормы эгоистичного поведения, это нам с вами вообще не нужно, поскольку если вы будете – хорошим человеком, вас не по головке за это гладить будут, а использовать по возможности. Только вот и плохими вы быть не должны, сами понимаете, будете не в угоду большинству, жизнь ваша не улучшится, скорее наоборот, и это не очень умно. А вот что действительно вам нужно, так это иметь правильное представление об окружающем себя мире и самих себе, переписать свою парадигму с учетом этой правильности и жить согласно своему выбору, то есть свободным человеком. А что такое правильность? Это когда ваши истинные желания, посредством ваших собственных усилий, воплощаются в жизнь, когда вы делаете не так, как должны, согласно общественному пониманию, а так как надо, заметьте не как хотите, а как надо. Большинство ваших желаний дорогие друзья, носят искусственный характер, они являются частью той самой парадигмы, той самой взятой на вооружение вами модели жизни, которая делает вас послушными и предсказуемыми, которая позволяет вами управлять. Вот к примеру, если вас злят, то вы злитесь, если веселят, то вы веселитесь и так далее.

А хотите ли вы злиться вообще, зачем вам это нужно, зачем вам тратить — свои нервы, силы, зачем выходить из себя, терять контроль над своими эмоциями и совершать бессмысленные поступки, зачем вам это? Так почему вы это делаете в таком случае, почему злитесь, когда вас злят? Думаете это внешние раздражители на вас так влияют, нет, это не они, это лишь команда посланная в вас, и вам выбирать, какой ответ дать на эту команду, такой – какой нужен вам, или какой записан в вашем уме как правильный. Это можно сравнить с пазлом, который вы можете собирать исключительно для себя, а можете делать это вместе с другими людьми, собирая одну общую картину. Мы делаем это каждый день, собираем пазл, то есть ведем себя так, как должны, а не так, как надо, причем даже не понимаем в чем суть такого долга. В наше время скопилось очень много различных источников информации, которые тем или иным образом воздействуют на нашу картину мира. Они формируют наше мировоззрение, наше мышление, наши ценности и цели, и нам порой просто невозможно мыслить за рамками той социальной парадигмы, которой мы все придерживаемся из-за них. А ведь среди этих источников информации может быть и немало таких, которые вредят нам, сбивают с толку, направляют по ложному пути, внушают нам ложные ценности.

Понятное дело, что играя в одну общую игру, следует играть в нее по общим для всех правилам, но эти правила можно использовать в своих собственных интересах, давя людям на мораль к примеру или на жалость, в то время как сами вы придерживаетесь иной точки зрения. Никто и ни за что вас судить не вправе, если вы не позволите это сделать, а чтобы этого не допустить, следует быть человеком сильным, умным, рассудительным, тогда вы сами будете судить. Если что-то из внешнего мира не вяжется с вашими собственными представлениями, то это просто неверный элемент пазла, который вы собираетесь к этому миру приложить, пытаетесь собрать не ту картину. И пока ваши возможности ограничены. В плане воздействия на общество, вам остается воздействовать на себя, проще ведь пересмотреть свои взгляды на мир, и приложить к его картине нужный элемент, дополнив общую его картину. Исходя из этого, можно чаще быть в выигрыше, ведь вы будете человеком адекватным, отвечая обществу именно так, как оно того в действительности заслуживает, но вместе с тем привнося в него свою часть картины. Восточная философия гласит – что никого кроме себя изменить не получится, что лишь изменив себя, мы изменим и мир вокруг себя.

Считаете ли вы это утверждение верным? Я бы сказал, что оно и верное и неверное, в зависимости от того, с какой стороны на него посмотреть. С одной стороны оно верное, ибо над собой всегда нужно работать и совершенствовать себя, а с другой, неверное, поскольку работа только над собой, подразумевает подчинение обществу, а не управление им. Так что верность данного утверждения в первую очередь определяется ролью человека в обществе. В зависимости от того, какая роль в обществе вам отведена, а вернее, какую роль вы сами себе отвели, собственными усилиями, вы можете менять других, подстраивая их под себя, а можете сами меняться, не имея возможности повлиять на других и вынудить их действовать себе в угоду. С другой стороны, для того, чтобы научиться подчинять себе большинство и следовательно менять его мировоззрение нужным тебе образом, необходимо самому иметь определенные качества, руководствуясь которыми подчинение себе большинства, в принципе становится возможным. Если такими качествами вы не обладаете, если вас не учили управлять, а учили подчиняться, тогда понятное дело, нужно менять в первую очередь себя, а лишь затем, имея возможность менять обстоятельства и других людей, а не подстраиваться под всех и вся, можно заняться этим нелегким, но очень интересным и полезным делом.

Большинство людей, то есть так называемая толпа, убеждена в том, что все, что находится в ее голове, является плодом ее собственных умозаключений. Каждый индивид в обществе, принимая то или иное для себя решение, не только не считает, что сие решение принимает не он, а кто-то другой, он даже не задумывается об этом. А стоит посмотреть на убеждения такого индивида с аналитической точки зрения, и окажется, что все они привнесены извне, причем многие из этих убеждений, будут чрезвычайно вредны для этого самого индивида, но он между тем будет считать их своими. Его так убедили, ему вдолбили в голову правильность одного и неправильность другого, в ряду чего, такой индивид часто поступает так, как нужно кому-то другому, а не ему самому. Вот вам влияние на людей, скрытое и весьма эффективное, с его помощью можно поменять человека так, как тебе того захочется, а себя то конечно можно не трогать, ибо зачем это делать, когда куда проще, людей под себя подстраивать, нежели подстраиваться под всех и вся. Власть имущим выгоднее держать людей на низком уровне развития, нежели позволить им развиваться полноценно, так как в таком случае для управления толпой, власть имущим пришлось бы самим развиваться, а это не просто. Обрезал чрезмерно растущий колосок и порядок, сам возвышаешься над остальными и все хорошо. Так что все зависит от каждой конкретной ситуации в жизни человека и от его положения в обществе, а главное от его воли, которую он может направить либо на подстройку общества под свои нужды, либо на подчинение этому обществу, третьего пока, увы, не дано. А изменить людей не сложно, если знать во-первых о том, как это сделать, а во-вторых, если иметь инструмент для работы с человеческим сознанием.

Обратите внимание, на ту систему ценностей, которую исповедуют сегодня большинство людей, обратите внимание на их слепое следование смыслу своей жизни, в котором их собственного понимания вообще нет. Лишь единицы задумываются над собственной ролью в своей собственной жизни, делая хоть какой-то выбор в плане своего внутреннего мира. С властью над самим собой, начинается власть и над другими, так что восточная философия верна, но до той поры, пока вы не добьетесь власти над другими людьми, идеологической власти. Психологи, в каком-то смысле делают это в локальном масштабе, воздействуя на социальную парадигму отдельно взятой личности, да и то лишь отчасти, разбирая и решая какую-то конкретную проблему. Мировоззрение они как правило не меняют, они меняют представление человека о каком-то конкретном моменте в его жизни, из-за которого он чувствует дискомфорт, или они меняют представление о тех или иных его комплексах, чтобы от них избавить. Есть психологи, придя на прием к которым со своей проблемой, вы можете попросить их эту проблему решить, и они приступят к ее решению, уже согласившись с тем, что это на самом деле проблема, приняв ее именно так и начав работать, не с причиной ее возникновения, а именно со следствием. Такая работа конечно эффективна, так как позволяет углубившись в корень и историю той или иной проблемы, избавить от нее человека. Что в принципе и нужно тому, кто обращается за помощью к психологам.

Однако не меняя принципа мышления человека, не меняя его мировоззрение и его ошибочные убеждения в отношении жизни, психолог оставляет таким образом в его голове поле для взращивания новых проблем, с которыми пациент разумеется опять придет к нему и вся процедура лечения повторится. Ну и потом, принимая проблему человека именно как проблему, психолог тем самым подпитывает ее, таким вот своим к ней отношением. Ведь проблема в сущности является некой стоящей перед человеком задачей, которую необходимо решить и проблемой эта задача становится именно тогда, когда нет четкого понимания того, как собственно, эту задачу решать. Если проблема — это проблема, значит психолог в принципе признает свою некомпетентность, пусть частичную, но все же, и это негативно сказывается на психическом состоянии пациента. Поэтому нельзя таким вот образом подходить к работе, с моей точки зрения, ибо это манипуляция посредством страха, вызываемая в пациенте с помощью недвусмысленного намека на то, что без помощи психолога, ему ни за что не справиться со своей проблемой. Хотя человек всегда должен верить в свои силы и уповать на себя в первую очередь. Во многих случаях помощь специалиста человеку, конечно, необходима, скажем, когда он реально не управляет своим психическим состоянием, когда вообще не знает, что и как ему делать, потому что находится в растерянности. Но это должна быть помощь, направленная на исправление причин возникновения проблемы, а не на саму проблему, ибо в таком случае она, эта помощь, может длиться вечно.

Я иначе предпочитаю работать. Обычно я ставлю под вопрос, само наличие проблемы, воздействуя таким образом не на историю, отдельно взятой проблемы, как это делается в классическом варианте психоанализа, а на ее отражение в мировоззрении человека. То есть, я не даю понять человеку, что его ситуация находится в тупике из которого нельзя выйти, есть определенная форма проблемы, которая является задачей, требующей определенного решения и не стоит эту задачу определять как неразрешимую, ибо именно это делает ее проблемой. Давайте представим себе, что некий внешний раздражитель, вызвал у вас определенную реакцию, и этот раздражитель интерпретировался в вашей голове — как проблема, которая вызывает у вас чувство дискомфорта и чувство безысходности. И вот она, истинная причина вашего дискомфорта, не сама проблема, а ваше ее восприятие, которое обусловлено вашей социальной парадигмой, вашим отношением к жизни и к тем или иным ситуациям в ней. К черту саму проблему и ее историю, все дело в вашем восприятии жизни, с ним необходимо работать, его необходимо менять. Нужно научить человека любить математику, если мы хотим, чтобы он умел решать математические задачи, то есть, необходимо научить человека воспринимать проблемы, как что-то, что требует решения, которое необходимо найти, а не как что-то, что создает дискомфорт.

Удовольствие надо получать от проблем, а не головную боль и тем более не боль душевную. Вот в каком направлении необходимо работать в идеале. Реагируя на проблему, именно как на проблему, человек сам себя подавляет, он сам делает себе плохо, и он становится зависимым от тех, кто решает проблемы и для кого чужие проблемы являются хлебом насущным. Но зачем вам себе делать плохо, зачем реагировать на все что вам отравляет жизнь, невыгодным для себя образом? А если вы не должны так реагировать, если вы не должны видеть в чем-то проблему, потому что вам это не нужно, если вам гораздо выгоднее просто действовать определенным образом, когда это необходимо, справляясь собственными силами с различными ситуациями в своей жизни. Подумайте, стоит ли вам иметь именно такой идентификатор в своей голове, который бы не столько обозначал и обосновывал проблему, сколько бы искал возможности для ее решения? Полагаю, что да, ибо от оханья и аханья, жизнь в лучшую сторону не изменится.

Идентифицируя жизненные ситуации определенным образом, наиболее выгодным для вас, с точки зрения вашего адекватного и эффективного реагирования на них, вы тем самым избавляете себя от проблем, превращая их во вполне решаемые задачи. Это конечно не ко всем ситуациям применимо и надо быть очень проницательным и наблюдательным человеком, чтобы понять насколько человек тесно связан своим внутренним миром с миром внешним, однако я часто использую именно такой подход в работе с многими людьми. Для лучшего понимания того, что я хочу вам сказать, приведу пример с таким интересным трюком в кино, как закадровый смех. В сериалах это часто можно увидеть, в комедийных разумеется, и это похоже на приготовленную и пережёванную для вас пищу, за вас решили, когда вам следует смеяться.

Согласитесь, трудно не поддаваться такому темпу просмотра сериала, что кажется смешным для других, кажется смешным и вам, а представьте себе, если бы они там за кадром плакали, возможно и у вас слеза навернулась бы. Вот так себя и ведет социальная парадигма, такой ориентир поведения мы и имеем в своей голове и стоит кому-то несколько иначе взглянуть на уже укоренившееся представление о чем-либо, как он сразу становится неадекватным в глазах окружающих. И проблема окружающих в этом плане, заключается в том, что они не видят перспективы смены своих взглядов, считая чужие постулаты, своими собственными, только потому, что они им были навязаны задолго до того, как они вообще стали что-то осознавать. Попробуйте изменить представление взрослого человека о добре и зле, если все детство его настраивали определенным образом, если в его голове закладывался фундамент социально угодливого восприятия, то есть угодного социуму, но не ему самому. Впрочем может быть и наоборот, в зависимости от среды в которой рос ребенок, но и в том и в другом случае, такие установки не должны быть статичными, в жизни полным полно комбинаций, требующих к себе принципиально нового подхода.

Собирать пазл из раза в раз одним и тем же способом, приставляя одни и те же элементы не получится, начнут появляться несоответствия, требующие гибкости мышления, а не статичного мировосприятия. Поэтому основная проблема социальной парадигмы, заключается в ее управляемой изменчивости, народ следует той идее, которая сидит в головах отдельных личностей, понимающих суть мировосприятия, но имеющих свои эгоистичные цели на этот счет. Это нормально, потому что естественно, но думаю будет вполне справедливо, посвятить в понимание этого всех, так игра станет гораздо интереснее, учитывая большее количество игроков. Ваша идея того, как все должно быть и как люди себя должны вести, как реагировать и каким должно быть их внутреннее состояние, имеет право на существование, но вот реализация этой идеи, уже зависит от вас. Вы можете обусловить все общество, всех людей, задать им нужную вам парадигму, заставить их видеть черное белым, а белое черным. Вы можете сделать людей счастливыми или несчастными, можете заставить их любить жизнь, или ненавидеть ее.

В принципе дорогие друзья, вы это можете, а вот реализовать это практически, это уже извольте задача требующая не только понимания собственных возможностей, но и требующая определенной работы, последовательной, учитывающей множество нюансов. Желающих ведь много на самом деле, каждый хочет внедрить в общество свои идеи, иметь определенную власть над умами других людей, навязать им свои ценности, свое мировосприятие и так далее. В общем все мы знаем как надо и как лучше, как нам надо и как нам лучше, другое дело, что менять-то прежде всего необходимо свою внутреннюю картину мира, если вы видите свою ограниченность, убирать оттиски из своего ума, избавляться от обусловленности, от навязанной вам обществом роли, короче гнать из своего внутреннего мира все инородное. Чужое в себя следует добавлять в очищенном виде, очищенном от чужого эгоизма, но для этого важно осознавать, для чего вам предлагают ту или иную концепцию, что за ней стоит, какие идеи вам действительно подходят, а какие нет.

Как видите, я не лукавлю, а все излагаю согласно собственному пониманию неортодоксальных методов мировосприятия, логичность которых если не безупречна, так во всяком случае достаточно устойчива. Очистите мои слова от моего собственного эгоизма и подумайте над ними исходя из своих собственных интересов, постарайтесь понять, насколько вы зависимы от закоренелого убеждения относительно основных жизненных моментов, реакция на которые с вашей стороны предсказуема на девяносто девять процентов. Разберите несколько примеров из своей жизни, а затем задумайтесь над социальной парадигмой, с точки зрения ее актуальности для вас и с точки зрения ее пересмотра вами. Быть может залезть в головы миллионам, вам не удастся, если вам это в принципе не нужно, но вот власть над самими собой, над миром внутри вас, вы взять определенно сможете.

А это вам позволит и внешний мир привести немного в порядок, который не будет вами манипулировать, посылая вам команды и получая предсказуемый ответ с вашей стороны. Вы решаете, как вам реагировать и как относиться ко всему, что с вами происходит, ваш ответ – это ваш выбор, а ваш выбор – это ваша свобода.

psichel.ru

Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии

Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии

План

Введение

1. Естественнонаучная парадигма в науке

2. Гуманитарная парадигма в науке

3. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии

Заключение

Список литературы

Введение

В последние годы в психологической литературе настойчиво утверждается мысль о том, что современная психология пребывает в состоянии когнитивного кризиса, то есть кризиса того, как следует изучать и объяснять психическую реальность.

Основными симптомами кризиса являются:

– отсутствие единой науки;

– дефицит устойчивого знания;

– обилие альтернативных моделей понимания и изучения психического;

– углубляющийся раскол между исследовательской и практической психологией;

– конкуренция со стороны паранауки, возникновение альтернативных систем познания [4].

Основной причиной кризиса, по мнению большинства психологов, является использование в изучении психического естественнонаучного подхода, в основе которого лежит рациональное познание действительности. Между тем такой подход не всегда является адекватным в тех отраслях знания, где приходится иметь дело с единичными явлениями, с индивидуальностью, субъективностью, то есть в тех науках, где объектом изучения является человек и, в частности, в психологии.

Например, по словам Л.С. Выготского доминирующий в психологии с начала ее зарождения естественнонаучный подход, при всех его несомненных достоинствах, показал несостоятельность в вопросах исследования «вершинных» феноменов психологического бытия, таких как ценности, смысл, переживания и др. [4].

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, какая парадигма необходима для изучения психических явлений. В связи с этим в настоящее время сформировалось три различных взгляда на состояние современной психологии:

1. психология допарадигмальная область знания, то есть своя парадигма в ней еще не сложилась;

2. психология мультипарадигмальная наука, то есть в этой дисциплине существует несколько парадигм;

3. психология внепарадигмальная область и концепция Куна вообще неприменима в психологии [4].

Несмотря на разность взглядов относительно парадигмы в психологии, большинство современных психологов считают, что существуют две парадигмы:

1.   Естественнонаучная

2.   Гуманитарная

Большинство авторов так же считают, что эти парадигмы не исключают друг друга, так как каждая из них обладает специфическими способами взаимодействия с психическими феноменами, и проблема заключается лишь в ограничении сферы их применения. В методологическом плане это различение имеет принципиальное значение, поскольку каждый из подходов представляет собой специфическое понимание идеалов и норм исследования, исходит из определенных мировоззренческих установок, способов получения, истолкования и использования знаний.

Об этом и пойдет речь в настоящем реферате.

1.   Естественнонаучная парадигма в науке

Как сфера человеческой деятельности наука сложилась в эпоху Просвещения, а первой системой научного знания стало естествознание. Фактическим образцом для наук XVIII в. стала новая механика Ньютона, а идеи механицизма стали в классическом естествознании доминирующими. Свойства целого объекта полностью определяются состоянием и свойствами его частей. Объяснение понималось как поиск механических причин, лежащих в основе наблюдаемого явления [5]. Естествознание достигло высокого уровня точности и доказательности уже в классический период, что было обусловлено относительной простотой изучаемых им систем, которые сравнительно легко поддавались теоретическому анализу [7]. Современное естествознание ориентировано на междисциплинарные исследования; их объектом становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, включает ценностные факторы в состав объясняющих положений. Вместе с тем естественнонаучная парадигма сохраняет ценность объективно-научного знания, ориентацию на внешнее наблюдение и эксперимент, на принцип использования («полезности») научных знаний. Основным типом деятельности ученого остается исследование, направленное на выявление законов жизни изучаемого объекта в данный момент, его «срез». Субъект познания выносится за скобки познавательной деятельности.

Как отмечают В.А. Рыбаков, А.Л. Покрышкин [5]., многие продолжают верить, что естественнонаучная парадигма вполне применима и к психологии. Надо лишь найти некий нюанс, особенность, чтобы все заработало как надо. Рассматривая отличия естественнонаучной парадигмы, авторы выделяют ее основные принципы:

1. Принцип опоры на эмпирические факты

2. Принцип рациональности, т.е. мир рационально (непротиворечиво) устроен, и человеческий разум в состоянии постичь законы мироздания.

3. Принцип редукции, т.е. объяснение неизвестное посредством сведения к хорошо изученному.

4. Принцип идеализации позволяет выявить (выделить) существенное в чистом виде и отбросить несущественное, которым можно пренебречь.

5. Принцип простоты. Этот принцип сформулирован еще в XIV веке английским философом и теологом Уильямом Оккамом: «Не пытайтесь объяснить посредством большего, то, что можно объяснить посредством меньшего»

6. Принцип независимой проверяемости. Принцип формулируется так: предлагаемые теории (гипотезы) должны подтверждаться иными эмпирическими данными и логическими рассуждениями, отличными от тех, на основании которых предложены.

Все эти принципы считаются основными, они хорошо работают в естественных науках, но не работают в психологии. В.А. Рыбаков, А.Л. Покрышкин так же указывают на дополнительные принципы, которые принимаются по умолчанию, как очевидные, и переносятся в психологию, даже не рассматриваясь и не обсуждаясь. Авторы называют эти принципы?

1.   – реальность изучаемого объекта. Простым примером проявления этого принципа может служить изучение эмоций, снов и т.д. Если эмоции реальны, то в каких единицах их можно измерить? А если они не реальны, то как мы их проявляем и видим?

2.   – объект познания (познаваемое) обозначает объект реальности материальной или идеальной. В связи с этим представители естественнонаучной парадигмы утверждают, что идеальное – это результат работы мозга. Мозг и его работа – тот механизм, что превращает причины в следствия, механизм – недоступный гуманитарным наукам. Но доступный естественным, ведь мозг материален, а материю мы изучать умеем. И изучали, но не изучили, история насчитывает великое множество неудачных попыток.

3.   – обособленность реальностей, т.е. для объяснения явлений психической реальности должны привлекаться объясняющие принципы, и только когда их недостаточно, и удается показать взаимодействие разных реальн6остей – привлекаются в качестве объясняющих принципов явления материальной реальности.

4.    – «чувственное» познание применительно к психической реальности. Если мы хотим применить к психологии принципы естественнонаучной парадигмы, то должны найти аналог чувственного восприятия для явлений психической реальности.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев говорят о двух установках в классическом естествознании: ценность объективного и предметного знания (самоценность объективной истины) и ценность новизны, постоянного приращения объективного знания о мире (как результат исследования) [6] Многие современные направления в психологии изучают человека, его внутренний мир в рамках преобладания естественнонаучной парадигмы, т.е. человек рассматривается как объект в ряду других объектов, ставится исследователем под контроль и превращается в источник информации. Для получения искомых знаний над ним совершают различного рода операции, подвергают эксперименту и т.п. Он существует отстранение от исследователя, который изучает его беспристрастно, с внешней позиции, строит объективное знание. Именно поэтому, резюмируют В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, объективный подход к человеку с позиций естествознания не может полноценно изучать человеческую субъективность как таковую, не способен постичь индивидуальность личности, ее духовную сущность [6]

2.   Гуманитарная парадигма в науке

Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни. Для нее характерно использование общих принципов при интерпретировании индивидуальных, общественных или исторических событий. Но, в то же время единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые [6]

У истоков современной постановки проблемы специфики гуманитарного познания стоит И. Кант, который продемонстрировал ограниченность естествознания, разграничил сферы применения естествознания и метафизики в таких вопросах, как существование души, Бога. Кризис натуралистического подхода к анализу социальных явлений в конце XIX — начале XX в. был связан с осознанием различий природы и культуры. Недостаточность естественнонаучного познания применительно к социальным и культурным объектам поставила перед исследователями науки задачу определения статуса и специфики гуманитарного познания [7]..

Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.п.

Современные гуманитарные дисциплины ориентированы на общие критерии научности:

o   Интерсубъективность

o   Прогрессизм

o   Обоснованность

o   Критичность

 Но, как отмечает В.Н. Сурков [7], эти критерии научности в психологии реализуются лишь в тенденции. При этом автор дает характеристики, традиционно выражающие специфику гуманитарного знания. Среди них в первую очередь человекосоразмерность, ценностная размерность, процессуальность, индивидуализирующая методология, субъектность, осознание особой роли понимания, преобладание качественного аспекта исследований над количественным, языковая чувствительность [7]. В.Н. Сурков сравнивает особенности познания в естественнонаучной и гуманитарной парадигме (табл. 1)

Таблица 1. Особенности познания в естественнонаучной и гуманитарной парадигмах:

Естественнонаучная


Гуманитарная

Предмет

Различные формы проявления душевной жизни:поведение, взаимоотношения, общение, продукты деятельности.


Душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме ее отдельных проявлений.

Принципы

Детерминизм


Интенциональность (индетерминизм)

Научный подход

Номотетический, объективистский, дедуктивный, структурный.


Идеографический, субъективистский, системный, интуитивный,

Цель

Познание объективных законов психического, построение типологий, подведение единичных фактов под общую зависимость


Понимание внутреннего мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личности

Методы

Объективные методы исследования: наблюдение, эксперимент и др.


Субъективистские методы исследования, эмпатия, интуиция, герменевтика и др.


Позиция исследователя

Беспристрастная, отстраненная


Эмоциональная, эмпатическая, включенная.

Способ построения Знания

Гипотеза, теоретический конструкт.



Беспредпосылочность.

Критерий истины

Практика, проверяемость и воспроизводимость результатов. Строгая доказательность и обоснованность полученных результатов с помощью математической статистики.


Опыт исследовтеля, его интуиция, субъективное понимание исследуемых феноменов.

Отношение к исследуемому

Субъект-объект. Исследуемый рассматривается как объект, лишенный активности и ценности.


Субъект-субъект. За исследуемым признается активность, ценность.

Содержание гуманитарного знания связано с вопросами смысла человеческого существования; оно предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Гуманитарное познание представляет собой ценностно-смысловое освоение человеческого бытия. Прибегать к ценностным оценкам явлений природы бессмысленно, так как вещи и явления природы не добры и не злы. Гуманитарное знание — это единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного [6]

Объекты гуманитарного знания — общество, человек — постоянно развиваются во времени истории и в пространстве культуры. В отличие от естествознания, утверждающего единственность истины («точность» науки), в гуманитарных науках, как правило, на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Гуманитарное познание объекта в его историческом развитии никогда не может быть окончательным и единственно верным. Продукты деятельности и сам человек оцениваются новыми поколениями заново, переосмысливаются, наполняются новым значением и смыслом.

Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход, при котором человек воспринимается исследователем как активный субъект общения. Исследование, по сути, принимает форму диалога двух суверенных субъектов. При диалоговом общении исследователя и испытуемого происходит изменение, развитие субъектов общения. Эта особенность, как отмечают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев отличает гуманитарное познание от естественнонаучного, при котором объект изучения остается тождественным себе на всем отрезке исследования. С этим связана ограниченность в применении количественных методов при изучении гуманитарной сферы.

В процессе исторического взаимодействия областей познания в психологии основной тенденцией является постоянное увеличение гуманитарного компонента. Естественнонаучное и гуманитарное познание взаимосвязаны и невозможны друг без друга (особенно в психологии). Но при этом в психологии гуманитарное познание в конечном счете оказывается более широким понятием, включающим в свои пределы естественнонаучное познание.

3. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии

Всю историю развития психологии можно охарактеризовать как взаимоотношения двух противоположных подходов — естественнонаучного и гуманитарного, причем в последние десятилетия наблюдается постепенное вытеснение первого вторым. Изначально Аристотель утверждал, что изучение души есть дело естествоиспытателя. Современное положение дел можно охарактеризовать как кризис попыток построения психологии по образцу естественной науки. Наличие отдельных разделов психологии, которые невозможно отнести к естественнонаучной линии (психоанализ, гуманистическая психология, логотерапия) лишь усугубляет кризисное состояние.

Но в отечественной психологии в настоящее время, по мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева преобладающей все еще является ориентация на естествознание, на объективность, на измерение и эксперимент как на идеал научности. Советская психология развивалась как академическая, сциентистская дисциплина. В последние годы в рамках психологической практики начала оформляться гуманистическая психология. Осознана необходимость создания особой психотехнической теории, т.е. теории, обосновывающей человековедческую, психологическую практику. По сути, это означает создание гуманитарной психологии как альтернативы естественнонаучной академической психологии [6].

В.Н. Сурков отмечает, что попытки психологов соответствовать естественнонаучным стандартам в области взаимодействия теории и эксперимента привели к «позитивистскому перенапряжению» психологии. Защитной реакцией психологов на давление «позитивистских ритуалов» является широкое распространение «теневой методологии» (традиции формулировать гипотезы уже после проведения исследования, выводить их из полученных данных, а не из теорий, отбирать лишь «удобные» эмпирические данные и т.п.) [7]..

Основными причинами, препятствующими оформлению психологии в качестве естественной науки, выступают:

o   духовный характер происхождения человека, не позволяющий рассматривать его как объект первой природы или механизм;

o   рефлексивность и активность человека; невозможность лишь управления человеком — в отношении человека органичны понимающая позиция, любовь, помощь, поддержка [5].

Данные причины аналогичны специфическим характеристикам гуманитарного познания, т.к. человек выступает как духовная ценность, а не только как «объект исследования». Основной целью психологии является понимание другого человека, объяснение определенного духовного или культурного феномена, придание смысла. Рефлексивный характер психологического знания проявляется во взаимовлиянии субъекта и объекта познания; направленность психологии предполагает не просто понимание, а активный диалог исследователя и исследуемого объекта.

Таким образом, применение требований естественнонаучного стандарта в психологии является ограниченным. По мнению многочисленных авторов, даже психологический эксперимент, не говоря уже обо всем комплексе психологического знания, должен строиться по гуманитарным канонам.

Заключение

Значительная часть дискуссий о статусе научности психологии связана не столько с обсуждением вопроса о том, является ли психология наукой, сколько с вопросом о том, на какой эталон (естественнонаучный или гуманитарный) ей следует ориентироваться (и каким критериям научности соответствовать).

Зарубежные психологи более склонны воспринимать психологию в рамках гуманитарной психологии, отечественные же психологи до сих пор придают меньшее значение гуманитарному знанию в психологии по сравнению с естественнонаучным. Но тенденцией последних лет является все же гуманизация знания психической реальности. Как справедливо отмечают многие авторы, в основе получения психологического знания должна лежать гуманитарная парадигма, но для доказательства неоспоримых фактов служит естественнонаучная, т.е. обе парадигмы в исследований психической реальности необходимы.

Но, по мнению большинства психологов, с точки зрения перспектив исследовательской деятельности именно в рамках гуманитаризации познания определяются по-настоящему сложные задачи, являющиеся достойным вызовом для научного сообщества.

Список литературы

1. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии //Вопросы психологии, — 1990, № 6.

2. Голов А.А. Сторонники старых идей уходят со сцены // Вопросы философии. — 1993, — №5, С. 3 – 43

3. Гуманитарное знание. Сущность и функции // Под ред. Г. А. Подкорытова. — СПб., 1991

4. Малейчук Г.И. Парадигмальная разнородность психологии как науки.// Материалы проблемно-разработческого семинара Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета. – 2006.

5. Рыбаков В, Покрышкин А. Совместима ли психология и естественнонаучная парадигма? – Томск: Дельтаплан, 2005

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в науке. Статья. – М: Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2004.

7. Сурков В.Н. Гносеологические ориентиры в становлении и предметном самоопределении психологического знания. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. – Омск, 2004

8. Татенко В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы//Психологический журнал. — 1995. № 3


diplomba.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *