Речевые паттерны — что это такое и как они влияют на нас?
Для начала ответим на вопрос, что такое паттерны в общепринятом понимании. Одно из определений в психологии: «набор стереотипных поведенческих реакций или последовательностей действий». Если ещё проще, паттерн – это повторяющийся шаблон.
Каждое утро мы умываемся, пьём кофе, произносим фразы, подходящие к ситуации. Мы не задумываемся, почему делаем и говорим именно так, это происходит автоматически. Организм и мозг уже давно выучили, как нужно поступать и следуют привычному алгоритму.
Рассмотрим на примере, как разыгрывается заученная сцена спектакля под названием «речевой паттерн». К примеру, вы сидите с подругой в кафе, она рассказывает вам об успехе общей знакомой. Она что-то приобрела, отправилась в путешествие, переехала в новую квартиру и так далее.
Вы говорите: «Да, вот бы нам так. Но что поделать. Не жили богато, нечего и начинать».
Теперь представим эту же ситуацию, но другой ваш ответ на рассказ подруги: «Да, это круто, она молодец, я тоже так хочу и пойду навстречу своим мечтам».
Тело будет реагировать совсем по-другому. Возможно, появится ощущение радости, предвкушение будущих побед, возможно это будет страх «а вдруг у меня не получится или появится уверенность «да, у меня тоже так будет», те самые пресловутые бабочки, лёгкость и так далее.
Учёные неоднократно говорили о том, что мозг человека – это примерно 5-6 процентов сознательного, а всё остальное – великое и могучее бессознательное. Подсознание сравнивают с плодородной почвой, которую можно засеять любыми семенами, и они прорастут. А наши заученные словесные конструкции – это те самые семена, которые дают плоды. И вырастает именно то, что посеяно. Бросишь «не жили богато, нечего и начинать» — вырастит «никаких действий, никаких перемен, всё уже предначертано, я ничего не могу изменить».
Какие словосочетания и фразы можно отнести к речевым паттернам? Их очень много. Пословицы, поговорки, слоганы, слова из фильмов, фразы, которые мы часто слышали от родителей, значимых людей, наконец самовнушение в духе «у меня всегда всё идёт не так».
Вспомним самые известные:
- «всех денег не заработаешь»,
- «где родился, там и пригодился»,
- «хорошо там, где нас нет»,
- «как потопаешь – так и полопаешь», «счастье любит тишину»,
- «я самая обаятельная и привлекательная»,
- «делай, что надлежит и будь что будет»,
- «часики тикают», «ты хорошо выглядишь» и так далее.
Но поскольку паттерн – это повторяющийся шаблон, его может выбирать и с ним можно работать. Например, фразу «денег нет», можно заменить на «я всегда смогу заработать деньги, ведь у меня останутся мои навыки и таланты». Только мы сами решаем, какими словесными конструкциями пользоваться, а какие выбросить за ненадобностью. Ведь слово – один из самых мощных инструментов воздействия на мозг, а значит на тело и подсознание.
Что вырастить в этом саду – решать только вам. Недаром психологи в терапии предлагают выполнить следующее задание: выписать те самые ограничивающие убеждения (которые вам кажутся совершенно безобидными) и заменить их на противоположные, а потом повторять ежедневно в течение трёх недель. Так формируется привычка нового мышления, затем поведения, а значит и нового образа жизни.Понаблюдайте за собой: какие речевые паттерны вы используете? Есть ли среди них те, которые вызывают неприятные ощущения, которые хотелось бы изменить? Подумайте, откуда они взялись, от кого вы их слышали? Как изменится ваша жизнь, если вы сформируете свой «набор» устойчивых выражений, направленный на развитие, радость, высокую самооценку?
Человеческий мозг очень ленив. Со временем в нём формируются определённые нейронные связи, они дают команду телу, тело выдаёт соответствующую реакцию. Поэтому в ответ на любые изменения мозг и тело будут сопротивляться так, как будто вы впервые отправились на пробежку, а дома привычно, тепло и уютно. Так и речевые паттерны, уже знакомые с детства, в начале работы не захотят отпускать вас. Ведь вы провели с ними столько времени, они сформировали образ мыслей, поведения, а теперь вы хотите с ними расстаться. Поэтому подсознательно вы будете искать подтверждение тем, старым шаблонам в окружающей жизни. И конечно же находить. Но чем больше вы работаете над формированием нового с психологом или самостоятельно, чем больше подтверждений новым конструкциям вы будете находить в реальной жизни, тем скорее в мозгу сформируются новые связи и старые паттерны постепенно отступят. А следом улучшится качество жизни и мир улыбнется вам.
НазадШаблонные реакции в жизни или поведенческие паттерны в психологии
В статье рассказывается о том, что такое паттерны, какую роль они играют в поведении и жизни человека, и почему про них необходимо знать.
5 минут 1027 23.07.2019
Определение паттерн (от англ. «pattern» — шаблон, модель) используется во многих областях деятельности человека и научных методологиях. Паттерн в психологии – это шаблон реакций человека или закономерность (система) создания стереотипных действий.
В жизни люди используют паттерны гораздо больше, чем им кажется, – бессознательно или сознательно. Каждый день людям в общении друг с другом, помогают языковые паттерны — это шаблоны предложений, реакций на различные вопросы и утверждения, также людям помогают мыслительные паттерны, например, когда восприятие мира происходит с помощью стереотипов – обобщения.
Фото Matthew Henry on Unsplash
В данном тексте будет идти речь о паттернах поведения. Знания о том, как они работают, помогут лучше разобраться в своих поступках, и в поведении тех, кто находится рядом.
Как они работают?
Людям свойственно создавать шаблоны поведения, так они формулируют конкретные способы общения с внешним миром. Зачем, всякий раз выдумывать новые поведенческие паттерны, если проще использовать уже готовые.
Это относится ко всем паттернам:
- поведенческим;
- мыслительным;
- языковым;
- коммуникативным.
Паттерны поведения вырабатываются с помощью воспитания, развития и наблюдения за окружающими. Активнее всего этот процесс происходит в детстве. Дети видят, какие шаблоны поведения применяют окружающие, в тех или иных ситуациях, и заимствуют или не заимствуют данные модели.
Фото Andrew Seaman on Unsplash
Такой процесс освоения человеком образцов поведения, социальных норм и ценностей, удобный и эффективный, люди унаследовали от предыдущих поколений, с помощью которого они выживали.
Почему говорят, что воспитывать детей необходимо на собственном примере? Потому что дети перенимают поведенческие паттерны практически не меняя их, то есть копируют.
Когда дети подрастают, их поведенческие шаблоны становятся сложнее, перенимаются менее заметно и не так часто; паттерны моделируются, чтобы подойти к характеру ребенка, остальным его шаблонам поведения и др.
Отец и сын завязывают галстук
Например, когда девушка выбирает будущего мужа, ей необходимо смотреть на то, как избранник относится к своей маме. Вся соль в том, что спустя некоторое время после совместной семейной жизни проходит этап влюбленности и мужчины часто начинают применять похожие поведенческие шаблоны к своей жене, которые ранее применяли к мамам.
В общем, «с кем поведешься, от того и наберешься», главное помнить, что никто не лишен выбора «набираться» хороших или плохих примеров, всё зависит от самого человека и его окружения.
Какими свойствами обладают?
- Паттерны легко распознать — им свойственно часто повторяться. Обычно, модель поведения, сформированную бессознательно, изменить очень не просто, но реально.
- Паттерны могут демонстрироваться частично или полностью. Когда паттерн проявляется частично – это называется кодом. Примером может быть такая ситуация, кто-то слышит знакомое имя, логотип или название, он начинает вспоминать события и впечатления, связанные с этим. Так, когда человек слышит код, запускается весь паттерн.
- Паттерны поведения тесно взаимосвязаны между собой. Люди рождаются с одним паттерном – начальной точкой, далее на нее накладываются приобретенные паттерны, они объединяются с привычками и стереотипами, образовывая темперамент, образ жизни и поведение человека.
На протяжении всей жизни люди постоянно развиваются и их паттерны тоже.
Пример: человек N с самого детства социофоб, но процесс взаимодействия личности с обществом неминуем. N осознает, что для нормального процесса взаимодействия с обществом, ему необходимо заводить знакомства и, как минимум, уметь поддерживать и вести адекватный диалог с другими людьми.
Осваивая новые привычки, человек меняет алгоритм поведенческого паттерна, но старые привычки могут оставаться еще активными.
Надо знать
Иногда некоторые паттерны кажутся бесполезными или негативными, даже их обладателю, но ввиду того, что паттерны находятся глубоко в подсознании, человек каждый раз будет использовать идентичную последовательность в действиях, ведь это зона его комфорта.
Таким образом, анализ паттернов поможет лучше разобраться в своих поступках, поведении и в тех, кто находится рядом. Также он будет полезнее и действеннее пустых рассуждений, основанных на догадках, и попыток изменить ситуацию, лишь потому, что человек способен отрицать некоторые факты и даже стараться поступать иначе, но по итогу ничего не изменится, если данный паттерн поведения психологически (подсознательно) комфортнее.
Фото Ben Blennerhassett on Unsplash
Такое поведение хорошо просматривается на примере модели поведения вечной жертвы (парни выбирают изменниц, девушки алко-, наркозависимых, агрессивных парней).
Чтобы добиться успеха, можно выделить некоторые поведенческие шаблоны успешных личностей и проецировать их на себя. Люди могут копировать или заимствовать частично положительные модели поведения, чтобы совершенствовать себя, как целостную личность, более сильную и развитую, но необходимо помнить, что изменить сформировавшийся алгоритм поведенческих реакций – не просто, т. к. некоторые из паттернов неразрывно связаны с личностью человека.
3.6 Психологические паттерны и психология окружающей среды для проектирования и планирования
Список содержания
- 3.1 Язык паттернов
- 3.2 Происхождение языка шаблонов
- 3.3 Разработка языка шаблонов
- 3.4 Враги языка шаблонов
- 3.5 Структурализм и язык шаблонов
- 3.6 Психологические модели
- 3.7 Экологические модели
- 3.8 Модели поведения
- 3.9 Шаблоны историй
- 3.10 Геоморфологические закономерности
- 3.11 Модели роста
- 3.12 Визуальные модели
- 3.13 Шаблоны проектирования
- 3.14 Классификация моделей
- 3.15 Рекомендации по шаблону
- Ссылки
Психология изучает психику. Стремясь узнать о работе разума, современная психология делится на ряд тем: восприятие, мотивация, эмоции, обучение, мышление, интеллект, личность и врожденные паттерны. Это большая тема, в которой часто доминируют отдельные личности.
Карл Юнг рассматривал психику как функциональное целое с тремя важными уровнями: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Сознание — единственная известная нам часть разума. Личное бессознательное, которым очень интересовался Фрейд, включает в себя все те переживания, которые не распознаются сознательной частью разума. Открытие коллективного бессознательного было самым важным вкладом Юнга в психологию. Его можно рассматривать как резервуар первичных образов, унаследованных от эволюционного прошлого человека. Как врожденные паттерны, они формируют предрасположенность реагировать на мир способами, которые были выработаны нашими далекими предками. Страх темноты, одиночества, разлуки с убежищем исходит из бесчисленных поколений человеческого опыта.
Юнг считал, что коллективное бессознательное можно рассматривать как серию архетипов. Среди тех, что он описал, некоторые относились к живым существам, некоторые к природным объектам, а некоторые к объектам, созданным человеком. Они включали рождение, смерть, силу, магию, героя, мудрого старца, мать-землю, деревья, солнце, ветер, реки, огонь, животных, кольца, инструменты и оружие. Архетипы — это не образы: это паттерны, фокусирующиеся на опыте. Например, каждый младенец рождается с материнским архетипом, который становится определенным образом после переживания внешности и поведения матери. Юнг считал, что символы — это внешнее проявление коллективных архетипов (Jung, 19).64). Поэтому он провел последнюю часть своей жизни, анализируя символы, сны, мифы и искусство как способ узнать о коллективном бессознательном (рис. 3.11).
Творческим художникам и дизайнерам полезно понимать символы и их связь с бессознательным. Когда сэр Джеффри Джеллико обратился к Архитектурной ассоциации в свой девяностолетний юбилей, он заметил: «Вы можете задаться вопросом, чем я занимался с тех пор, как ушел с поста директора этой школы пятьдесят лет назад. Я хотел бы сказать вам: я исследовал бессознательное. ‘ Пятьюдесятью годами ранее школа АА была поглощена абстрактным модернизмом, и Джеллико понял, что если дизайнеры будут рассматривать свою работу как бессимвольную композицию абстрактных линий, цветов и узоров, они сильно отойдут от всего, что было у их предшественников.
Гештальтпсихология также связана с отношениями. В немецком языке слово гештальт используется для описания того, как вещь была сформирована, сформирована, сконфигурирована или собрана. В психологии гештальт часто переводится как «паттерн». Гештальт-психология зародилась в Австрии и Южной Германии в конце девятнадцатого века как движение, противодействующее практике анализа опыта на все более мелкие элементы. Типичные фразы, используемые для обобщения гештальт-психологии: «Целое больше, чем сумма частей» и «Понимание частей не может дать понимания целого». Если 100 световых точек проецируются на стену с интервалом в одну секунду, они будут бессмысленными. с интервалом в 0,003 секунды они могут образовывать узнаваемый паттерн. Точно так же мелодия — это больше, чем последовательность нот. Дизайнеры часто занимаются созданием форм, которые можно читать, как статические паттерны или последовательные паттерны 9. 0003
Жан Пиаже разработал теорию обучения, связанную с гештальт-психологией. Он считал, что мышление возникает в ситуациях, когда рефлекторных действий и выученных порядков недостаточно. Пиаже выделял отдельные этапы в развитии мышления человека. Когда дети становятся взрослыми, они учатся классифицировать объекты и мыслить логически и экспериментально. Методом проб, ошибок и опыта они формулируют ментальные структуры, чтобы справляться с новыми ситуациями. Психологические свойства структур были идентифицированы как целостность, взаимосвязь между частями и гомеостатическая адаптация в свете нового опыта. Структурное мышление этого типа применялось и в других областях. Ноам Хомский определил структуры в языке. Кристофер Александер, знавший Хомского по Гарварду, применил идеи гештальта к теории дизайна. Во введении к языку шаблонов Александр пишет:
Каждый паттерн может существовать в мире только в той мере, в какой он поддерживается другими паттернами: более крупными паттернами, в которые он встроен, паттернами того же размера, которые его окружают, и более мелкими паттернами, которые в него встроены. Это фундаментальное мировоззрение. В нем говорится, что когда вы строите вещь, вы не можете просто строить эту вещь изолированно, но должны восстанавливать мир вокруг нее и внутри нее, чтобы большой мир в этом одном месте стал более связным и более цельным; и вещь, которую вы делаете, занимает свое место в сети природы, когда вы ее создаете. (Александр, 19 лет77)
Это гештальт-подход к дизайну окружающей среды.
Карл Густав Юнг (1875-1961)
3.11 Эти примеры финского каменного лабиринта, газонного лабиринта девятнадцатого века и плиточного лабиринта на полу Шартрского собора взяты из автомобиля J человек и его Символы.
Жан Пиаже (1896-1980)
Что это значит и многое другое I Psych Central
Видеть закономерности в мире может быть естественным. Но зацикленность на паттернах или приписывание смысла там, где его нет, может означать нечто большее.
Многие люди добровольно занимаются безобидным поиском паттернов. Например, смотреть на звезды, чтобы обнаружить повторяющиеся формы, может быть забавным развлечением теплым летним вечером.
Эта склонность находить закономерности в несвязанной информации известна как паттерничность или апофения. Это процесс, связанный с обучением и прогнозированием результатов в повседневной жизни.
В то время как видение закономерностей может быть частью естественной функции мозга, навязчивый поиск закономерностей или смысла в закономерностях может быть признаком психического расстройства.
Ваш мозг устроен так, чтобы замечать закономерности. Исследования 2018 года показывают, что это часть вашего учебного процесса — то, как вы делаете прогнозы и определяете вероятность.
Если, например, вы заметили, что ваша яблоня дает самые большие яблоки после дождливой весны, вы можете начать предсказывать, какие годы будут обильными, основываясь на осадках.
Благодаря шаблонам вы узнали, чего ожидать от урожая яблок.
Замечание паттернов может иметь решающее значение, но иногда мозг может формировать паттерны из несвязанных сенсорных данных в процессах, известных как апофения и парейдолия.
В таких ситуациях выявленные вами паттерны не имеют истинного отношения к реальности или обучению.
Способность находить закономерности — это естественно, даже в хаотичности.
«Апофения — это общий термин для человеческой склонности видеть закономерности в бессмысленных данных, которые могут включать зрительные, слуховые или другие чувства», — объясняет доктор Гарольд Хонг, психиатр из Роли, Северная Каролина.
Он указывает, что парейдолия — это особая форма апофении, которая относится к видению зрительных паттернов в случайных или неоднозначных визуальных стимулах, таких как видение лица в облаках.
Апофения и парейдолия — обычное явление, говорит Хонг, и проблемы часто возникают только тогда, когда кто-то зацикливается на определенных закономерностях или деталях, которые другие воспринимают как случайные.
«Хотя оба явления являются естественными человеческими тенденциями, они могут вызывать беспокойство, если кто-то начинает чрезмерно зацикливаться на определенных паттернах», — говорит он, отмечая, что апофения может быть распространена при определенных состояниях психического здоровья, таких как обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). .
Апофения — это восприятие значимых паттернов в любой несвязанной информации, включая звуки, образы или переживания. Он включает в себя зрительно-специфический феномен парейдолии.
Типичные примеры апофении включают:
- объединение не связанных между собой событий (теории заговора)
- видение объектов в облаках
- определение лица в еде или питье
- способность различать общие парейдолии, такие как « человек на Луне» лицо
- принимать смелые решения, основываясь на предполагаемой модели удачи
- делать большие обобщения на основе небольшой выборки (например, все яблоки должны быть красными, потому что я видел только красные яблоки)
- ощущение, будто вы всегда видите одну и ту же числовую последовательность или одно и то же время на часах
И апофения, и парейдолия считаются когнитивными «ошибками I типа» или ложными срабатываниями — убеждениями в том, что вещи реальны, хотя на самом деле это не так. .
Точная причина ошибок типа I до конца не изучена, но исследования 2017 года предполагают, что это естественное следствие ассоциаций памяти, которые могут привести к когнитивным искажениям.
Другими словами, паттерны помогают вашему мозгу принимать предварительные решения посредством ассоциаций, а не глубоких знаний.
Чем меньше вы понимаете стимулы, тем больше вероятность того, что вы будете искать закономерности для их объяснения.
Апаттерничность
Неспособность увидеть закономерности, которые реальны, опыт, известный как апатерничность, известен как «ошибка II типа» или вера в то, что что-то не реально, когда оно есть.
Было ли это полезно?
Чрезмерная шаблонность
Проблемная апофения, которая мешает вашей функциональности или повседневной жизни, может быть связана не только с активным процессом обучения.
«Есть несколько состояний психического здоровья, которые можно охарактеризовать по чрезмерным паттернам, например, обсессивно-компульсивное расстройство, шизофрения и аутизм, — говорит Хонг. «Тем не менее, важно отметить, что не каждый, кто сталкивается с этими условиями, увидит экстремальные модели».
Как когнитивная ошибка типа I, апофения также может проявляться наряду с состояниями, которые проявляются симптомами психоза, согласно исследованию 2020 года. Это может включать ложные убеждения и неточные сенсорные переживания.
Апофения также может быть результатом физиологических аномалий головного мозга или повреждения, затрагивающего области мозга, отвечающие за обучение.
Означает ли наличие закономерностей, что у вас высока вероятность психоза?
Хотя поиск закономерностей может происходить при состояниях, связанных с искажением реальности, исследование 2022 года показало, что ложное озарение может случиться с каждым при правильных обстоятельствах и не является признаком психоза.
Если вы чувствуете, что видение закономерностей управляет вашей жизнью, есть способы разорвать порочный круг повторяемости.
Профессиональное консультирование
Беседа с врачом или специалистом в области психического здоровья может помочь определить основные причины апофении. Ваш опыт может быть связан с состоянием психического здоровья или структурными изменениями в мозге.
«Эксперт по психическому здоровью может помочь вам оценить, есть ли у вас ненормальный уровень поведения, связанного с поиском шаблона, и как лучше всего с этим справиться», — указывает Хонг.
Повышение осведомленности
В дополнение к профессиональным рекомендациям Хонг предлагает вести дневник, чтобы отслеживать, как вы видите закономерности.
«Это может помочь вам лучше осознать свое поведение, связанное с поиском закономерностей, и может помочь вам найти другие способы справиться с этим», — говорит он.
Перенаправление фокуса
Когда видение шаблонов становится чрезмерным, они могут быть такими же неприятными, как и любая форма навязчивых мыслей. Как и размышления о тревоге, одержимость шаблонами может выиграть от методов отвлечения внимания.
Хонг рекомендует заниматься другими видами деятельности, которые отвлекают внимание от конкретных паттернов, например, заниматься спортом, проводить время с семьей или друзьями или заводить новые хобби.