Павлов Иван Петрович | это… Что такое Павлов Иван Петрович?
Почтовая марка СССР, посвящённая И. П. Павлову, 1991, 15 копеек (ЦФА 6321, Скотт 5999)
Иван Петрович Павлов (26 сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — один из авторитетнейших ученых России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «За работу по физиологии пищеварения».
Содержание
|
Биография
Иван Петрович родился 14 (26) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви.
Окончив в 1864 рязанское духовное училище, Павлов поступает в рязанскую духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал с большой теплотой. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь. В 1870 поступил на юридический факультет (семинаристы были ограничены в выборе университетских специальностей), но через 17 дней после поступления перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова). Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Сеченову из-за интриг пришлось переехать из Петербурга в Одессу, где он некоторое время работал в университете. Его кафедру в Медико-хирургической академии занял Илья Фаддеевич Цион, и Павлов перенял у Циона виртуозную оперативную технику.
Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных. Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок) и мнимой дефекацией (закольцовка кишечника путём сшивания конца толстой кишки с началом двенадцатиперстной), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного и кишечного соков. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения. В 1903 году 54-летний Павлов сделал доклад на XIV Международном Медицинском Конгрессе в Мадриде.Собака Павлова, Музей Павлова, 2005
В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление (reinforcement), безусловный и условный рефлексы (не совсем удачно переведённые на английский язык как unconditioned and conditioned reflexes, вместо conditional) стали основными понятиями науки о поведении, см. также classical conditioning (англ.).
В 1919—1920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года.
Воспитал целую плеяду выдающихся учёных: Б. П. Бабкин, А. И. Смирнов, В. Н. Болдырев и др.
«Идолизация»
После смерти Павлов был превращён в символ советской науки. Под лозунгом «защиты павловского наследия» была проведена в 1950 г. так называемая «Павловская сессия» АН и АМН СССР (организаторы — К. М. Быков, А. Г. Иванов-Смоленский), где подверглись гонениям ведущие физиологи страны. Такая политика, однако, находилась в резком противоречии с собственными взглядами Павлова (см., например, приведенные ниже его цитаты).
Этапы жизни
В 1875 Павлов поступает на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия), одновременно (1876—78) работает в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича; по окончании ВМА (1879) был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина.
- 1883 — Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».
- 1884—86 — был командирован для совершенствования знаний за границу в Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у Р. Гейденгайна и К. Людвига.
- 1890 — избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии ВМА, а в 1896 — заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. Одновременно (с 1890) Павлов — заведующий физиологической лабораторией при организованном тогда институте экспериментальной медицины.
- 1901 — Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907 действительным членом Петербургской Академии наук.
- 1904 — Павлову присуждается Нобелевская премия за многолетние исследования механизмов пищеварения
- 1925 — до конца жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН СССР.
- 1936 — 27 февраля Павлов умирает от пневмонии. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.
Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
- 01.09.1870 — 13.04.1871 года — доходный дом баронессы Ралль — Средний проспект, 7;
- 10.1872 года — дом Эбелинг — Миллионная улица, 26;
- 11.1872 — 01.1873 года — 5-я линия, 40;
- 01. — 09.1873 года — доходный дом А. И. Лихачевой — Средний проспект, 28;
- 09.1873 — 01.1875 года — 4-я линия, 55
- 1876—1886 — главное здание Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 7;
- 1886—1887 — дворовый флигель дома Кутузовых — Гагаринская набережная, 30;
- 1887—1888 — квартира Н. П. Симановского в доходном доме Страхова — Фурштатская улица, 41;
- 1888 — осень 1889 года — дом Кутузовых — Гагаринская набережная, 30;
- осень 1889—1918 — доходный дом — Большая Пушкарская улица, 18, кв. 2;
- 1918 — 27.02.1936 года — Николаевская набережная, 1, кв. 11.
Общественная позиция
Цитаты:
- «Мы жили и живём под неослабевающим режимом террора и насилия <. ..>. Я всего более вижу сходства нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий <…>. Пощадите же родину и нас» (цит. по: Артамонов В. И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учеными. М.: Академия, 2003, с. 24).
- «Мы живём в обществе, где государство — всё, а человек — ничто, а такое общество не имеет будущего, несмотря ни на какие волховстрои и днепрогэсы» (выступление в 1-ом Медицинском институте в Ленинграде по случаю 100-летия со дня рождения И. М. Сеченова, цит. по: Артамонов В. И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учёными. М.: Академия, 2003, с. 25)
Из книги Э. А. Асратяна «Иван Петрович Павлов».
Я помню высказывание Ивана Петровича о существовании Бога, сделанное им в узком кругу сотрудников зимой 1932 г. Он говорил: «Когда я был молодым, меня мучил один вопрос — существует ли Бог или не существует? Долго думал на эту тему, в конце концов пришёл к выводу, что Бога не существует. Я рассуждал таким образом.
Допустим что Бог существует и что он является творцом вселенной. А кто же тогда является творцом Бога?» Несколько раз я слышал павловские слова: «Естествоиспытатель не может не быть атеистом, естествознание и религия несовместимы.» Но Иван Петрович относился весьма отрицательно к грубой антирелигиозной пропаганде и политике. Не один раз в моём присутствии он возмущался некоторыми мероприятиями тех или иных организаций в этом направлении. Свою позицию в этом вопросе он однажды аргументировал примерно так: «На свете ещё очень много тёмных, необразованных людей, которые весьма плохо разбираются в явлениях природы и общественной жизни, которые лишены такой мощной моральной опоры как просвещение, образование. Моральная опора для их жизни — религия, вера в Бога. Из за нужды, дурного воспитания или по иным причинам, многие становятся на путь мелких и больших преступлений, обманывают, обворовывают, и т. п. Религия способна облегчить их страдания за эти дурные поступки. Я могу сказать по себе.
Бывало, своруешь в детстве лишний кусок сахара у матери, и совесть замучает. А идёшь в церковь к священнику исповедоваться — и легче делается на душе. Вот каково значение этой моральной опоры для тёмного человека.Хочешь отнять у него эту опору, так будь добр, замени её другой — просвещением, вернее, просвещай его, и религия, как опора, исчезнет сама собой. Необходимости в религии не будет лишь в будущем, когда все члены общества станут просвещёнными людьми. Да ещё вопрос: все ли члены такого общества обойдутся без религии? Может быть ограниченное число лиц со слабой нервной системой даже и тогда будет нуждаться в религии.»
Для характеристики отношения Павлова к религии весьма важное значение имеет один эпизод. За несколько месяцев до своей смерти Иван Петрович в узком кругу рассказал о том, что получил письменную просьбу от английской прогрессивной ассоциации (то ли естествоиспытателей, то ли журналистов) дать своё согласие на звание почётного члена организованного ими общества «рационалистов», которое, в числе других целей, ставит перед собой задачу вести борьбу против религии.
Иван Петрович, по его словам, поблагодарил за оказанную ему честь и дал своё согласие стать почётным членом организованного ими общества, но при условии, что борьба с религией будет вестись не насильственным путём, а путём распространения просвещения (содержание его ответа я привожу по памяти). Рассказ Александра Куприна об академике Павлове: «Чудесный доктор» http://www.lib.ru/LITRA/KUPRIN/doctor.txt[нет в источнике]
Память
Серебряная памятная монета Банка России, посвящённая 150-летию со дня рождения И. П. Павлова, 1999 г.
Именем Павлова был названы:
- Санкт-Петербургский государственный медицинский университет,
- Село Павлово во Всеволожском районе Ленинградской области,
- Институт физиологии в Санкт-Петербурге,
- Рязанский Государственный Медицинский Университет
- Улица академика Павлова в Москве,
- Станция метро и площадь в Праге (Чешская Республика).
- Улицы в чешских городах Оломоуц, Карловы Вары, Зноймо, Крнов и Фридэк-Мистэк (Моравскосилезский край).
- Улица Павлова в городе Рязань. Там же расположен дом-музей Павлова.
- Памятник И. П. Павлову в Рязани (1949, архитектор А. А. Дзержкович) бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер
- Памятник И. П. Павлову в Киеве на территории центрального военного госпиталя (историческое Госпитальное укрепление Киевской крепости)
- Памятник Павлову в Абхазии, город Сухум, на территории обезьяньего питомника.
- Станция метро в г. Харьков (Украина)
См. также
- Лунный кратер Павлов
- Малая планета Pawlowia
- Академик Иван Павлов (фильм)
- Дерябин В. С.
- Бессознательное
Литература
- Э. А. Асратян. Иван Петрович Павлов. Жизнь, творчество, современное состояние учения. — М.: Наука, 1981.
Ссылки
- Воспоминания об Иване Петровиче Павлове
- Статья Т. А. Грековой «Верил ли Павлов в Бога»
- Гатчинские соратники великого физиолога
- Павлов И. П. «Рефлекс цели»
- Лорен Грэхэм Глава V. Физиология и психология: Проблема сохранения значения павловского подхода // Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе
- Биография И. П. Павлова.
Павлов А. П. | Они открывали Землю!
(1854-1929)
Алексей Петрович Павлов – один из крупнейших русских геологов конца XIX и начала XX вв., на протяжении 45 лет возглавлявший кафедру геологии Московского университета, родился в Москве 13 ноября 1854 г. в семье подпоручика П. А. Павлова. А. П. Павлов рано лишился отца и жил в более чем скромных условиях вдвоем с матерью. С детства у него проявились большие художественные и музыкальные способности. Он отлично рисовал и впоследствии стал хорошим акварелистом, особенно любившим писать картины среднерусской природы. Он обладал прекрасным голосом – баритональным басом очень приятного тембра, которым хорошо владел. Ему советовали идти на сцену, проча блестящую будущность на этом поприще. Он серьезно колебался в выборе между наукой и искусством. Но любовь к науке победила, и в 1874 г. по окончании 2-й Московской классической гимназии А. П. Павлов поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.
В числе профессоров этого факультета было тогда много крупных ученых: Ф. Я. Бредихин, А. Г. Столетов, В. В. Марковников, К. А. Тимирязев и др. Особенно сильное влияние на Павлова оказал профессор геологии Г. Е. Щуровский. Благодаря ему он выбрал геологию своей специальностью. Интересный и самобытный ученый Г. Е. Щуровский был прекрасным лектором, талантливым популяризатором и крупным общественным деятелем. Он был основателем и первым президентом Московского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, сыгравшего немалую роль в развитии отечественного естествознания.
Годы, когда А. П. Павлов учился в университете, были годами победы дарвинизма и создания эволюционной палеонтологии, основы которой заложил В. О. Ковалевский. В геологической науке это было время развития теории контракции, сыгравшей большую роль в геологии, и эпоха зарождения палеогеографии – науки, восстанавливающей физико-географические условия прошедших периодов истории Земли. В эти годы окончательно утверждалось представление о ледниковой эпохе и ледниковом происхождении валунных наносов. Г. Е. Щуровский на своих лекциях знакомил студентов с самыми животрепещущими вопросами науки того времени. А. П. Павлов заинтересовался проблемами эволюционной палеонтологии. По предложению Щуровского он принялся за кандидатское сочинение на тему «О последних исследованиях относительно семейства аммонитидов». Интерес к группе аммонитов и к вопросам генетической классификации ископаемых форм, затронутой им в этом сочинении, сохранился у А. П. Павлова на всю жизнь. Этим темам посвящен ряд его крупных работ. «Кандидатское рассуждение» А. П. Павлова было удостоено золотой медали.
А. П. Павлов окончил университет в 1879 г. Так как вакантной должности при кафедре геологии в Московском университете не было, он переехал с матерью из Москвы в Тверь, где начал преподавать естествознание и химию в реальном училище и естествознание и географию в земской женской учительской семинарии. Молодой педагог с энтузиазмом отдался преподаванию. Он был любимым учителем в школе и принимал самое живое участие в жизни своих учеников и учениц. С большим успехом читал он в Твери публичные лекции по химии, давшие материал для его первой научно-популярной работы «Общедоступные беседы по химии», трижды переиздававшейся. Вместе с тем он не оставлял геологии, следил за ее развитием, совершал экскурсии в районе Прибалтики, знакомясь с классическими обнажениями кембрия, силура и девона этой области. В декабре 1879 г. он присутствовал на VI съезде русских естествоиспытателей и врачей, состоявшемся в Петербурге.
Осенью 1880 г. А. П. Павлов был приглашен в Московский университет на вакантное место хранителя геологического кабинета. В январе 1881 г. кафедру геологии после Щуровского занял В. О. Ковалевский. Близкое знакомство с В. О. Ковалевским, блестящим палеонтологом-эволюционистом, оказало на Павлова большое влияние, хотя их общение было недолгим; его прервала трагическая гибель В. О. Ковалевского. Но и это кратковременное знакомство оставило яркий след. Классические работы В. О. Ковалевского по ископаемым млекопитающим возбудили у А. П. Павлова глубокий интерес к эволюции этой группы, над дальнейшим изучением которой он собирался работать.
Осенью 1882 г. А. П. Павлов сдал магистерский экзамен и начал читать лекции на известных в истории русского высшего женского образования «Лубянских курсах». Летом 1883 г., по предложению Российского минералогического общества в Петербурге, он провел геологические исследования в восточной части Симбирской губернии, на основании которых написал работу «Нижне-Волжская юра», представленную в качестве магистерской диссертации в Казанский университет. Эта работа вносит много нового в стратиграфию мезозойских отложений Поволжья и отмечает важный этап в истории изучения русской юры.
Летом 1884 г. после блестящей защиты диссертации А. П. Павлов совершил свою первую поездку за границу. Он поехал сначала в Париж, где слушал лекции проф. Годри, известного палеонтолога, специалиста по млекопитающим, и познакомился с коллекциями третичных и четвертичных млекопитающих, хранившимися в парижских музеях. Много времени уделил он геологическим экскурсиям в окрестностях Парижа. Пребывание в Париже сыграло большую роль в личной жизни А. П. Павлова, так как здесь он познакомился с Марией Васильевной Иллич-Шишацкой, урожденной Гортынской, которая также слушала лекции Годри и других профессоров и готовилась к сдаче экзаменов в Сорбонне. В дальнейшем она стала палеонтологом с мировым именем и посвятила себя изучению ископаемых позвоночных, главным образом млекопитающих. Общее увлечение наукой сблизило молодых людей. В 1886 г. Алексей Петрович женился на Марии Васильевне. Во время пребывания за границей А. П. Павлов посетил область потухших вулканов Оверни, Нормандию, а затем направился в Венский университет для работы в кабинете М. Неймайра, крупного геолога и палеонтолога-эволюциониста. Неймайр был прогрессивным ученым, занимавшимся изучением юрских отложений Европы и юрских аммонитов, которыми специально интересовался А. П. Павлов.
Летом 1885 г. Геологический комитет предложил А. П. Павлову продолжать работы в Поволжье и заняться составлением 10-верстной геологической карты 91-го и части смежного с ним 110-го листа общей геологической Карты России. Нижнее и среднее Поволжье явились на долгие годы основной областью геологических исследований А. П. Павлова. Надо сказать, что это интереснейшая в геологическом отношении и наиболее подвижная часть Русской равнины. Она неоднократно заливалась трансгрессиями морей; в ней сосредоточен ряд дислокаций, т. е. нарушений в залегании слоев, вызванных движениями земной коры; мы находим здесь разнообразный комплекс полезных ископаемых: нефть, асфальт, горючие сланцы, фосфориты, серу, белый писчий мел, гипс и др. В пределах среднего Поволжья проходит граница максимального оледенения, низовья Волги заливались трансгрессиями Каспия в четвертичное время.
В великолепных обнажениях высокого правого берега Волги А. П. Павлов мог изучать осадки пермских, мезозойских и третичных морей, а в скалистых обрывах Жигулей – еще более древние каменноугольные отложения. Он собирал прекрасные коллекции хорошо сохранившихся мезозойских ископаемых, которые дали материал для его классических монографий по юрским и нижнемеловым моллюскам. В тех же грандиозных обнажениях он изучил законы образования и движения оползней, от которых так страдают некоторые приволжские города.
Долины Волги и ее притоков, овражная сеть степных пространств нижнего Поволжья дали материал для интересных геоморфологических статей, в которых рассматривалась роль поверхностных и подземных вод в формировании рельефа равнин.
Целый комплекс важнейших вопросов научного и практического значения был поставлен и разрешен А. П. Павловым в связи с работой по составлению 10-верстной карты. Для составления геологической карты какого-либо района нужно прежде всего хорошо разработать стратиграфию тех пород, тех отложений минувших эпох, которые развиты в данной местности, т. е. определить их геологический возраст, их принадлежность к тем или другим периодам геологической истории. Отложения какого-либо периода представляют собой определенную систему слоев. На геологических картах наносятся условными цветами области распространения слоев различных систем. Ясно, что для этого прежде всего должны быть выделены сами системы и между ними должны быть проведены четкие границы. Принадлежность слоев к той или другой системе определяется по характеру погребенных в них организмов. Поэтому для разработки стратиграфии необходимо изучение ископаемых остатков флоры и фауны, т. е. палеонтологическое исследование.
Изучение фауны и флоры позволяет подразделить системы на более дробные части, а именно на отделы, которые в свою очередь могут разделяться на ярусы. В пределах ярусов могут быть выделены зоны. Каждая система характеризуется комплексом типичных, так называемых руководящих, форм, которые не встречаются в других системах, Точно так же в пределах систем могут быть выделены такие руководящие формы, как комплексы форм, которые распространены только в том или другом ярусе. И наконец, каждая зона характеризуется одной или несколькими формами, свойственными только этой зоне.
Такое выделение в серии геологических напластований дробных частей и соответствующих им коротких отрезков геологического времени дает возможность последовательно и точно следить за ходом геологической истории и за изменениями физико-географических условий минувших эпох. Остатки ископаемых организмов не только позволяют определить возраст слоев: они помогают выяснить и условия их отложения. Тип осадка и характер погребенных в нем организмов дают возможность восстанавливать физико-географические условия прошлого. Такие палеогеографические реконструкции являются одной из главных задач изучения истории Земли.
Подразделение всех развитых в Поволжье систем на ярусы и тем более на зоны было еще очень слабо разработано в 1880-х годах. Далеко не решен был вопрос и о границе между системами в данной области. Поэтому прежде чем приступить к составлению геологической карты, А. П. Павлов решил разработать стратиграфию и начать с юрской системы, изучению которой он уже посвятил лето 1883 г.
В результате первой поездки на Волгу ему удалось проследить и верхнюю, и нижнюю границы юры, расчленить толщу юрских осадков на ярусы и зоны и выделить слой с фауной, характерной для западноевропейской зоны с аммонитом Aspidoceras acanthicum, относящейся к киммериджскому ярусу верхней юры и до того времени неизвестной в России, Кроме того, в это лето А. П. Павлов указал на существование большой дислокации – сброса – по северной окраине Жигулей. Это было первое указание на существование дислокаций в пределах Русской равнины, где в те годы предполагалось повсеместно ненарушенное залегание пластов.
Полевые работы 1885 г. дали тоже очень интересные результаты. Была окончательно установлена и изучена жигулевская дислокация и собран материал, на основании которого написана известная работа А. П. Павлова «Самарская лука и Жигули». Между прочим, в этой работе А. П. Павлов останавливается на вопросе о нефтеносности района Самарской луки и о том направлении, в котором должны вестись разведки на нефть. Он указывает на то, что месторождения ее могут быть вскрыты буровыми скважинами по северной окраине Жигулей. Это предсказание блестяще оправдалось 45 лет спустя, когда скважины, заложенные в указанной им полосе, обнаружили промышленные месторождения нефти. В 1885 г. А. П. Павлов получил ценные данные по стратиграфии меловых отложений и впервые установил широкое развитие к северу от Самарской луки палеогеновых отложений. Он собрал интересный материал по отложениям новейшего четвертичного периода истории Земли, который в те годы только начинали изучать более серьезно.
Зиму 1885-1886 гг. А. П. Павлов посвятил подготовке своей докторской диссертации, которую он защитил в мае следующего года в Московском университете. Темой для диссертации была выбрана фауна аммонитов той новой зоны, которую он обнаружил в юрских отложениях Поволжья. В этой работе уже ясно выражены особенности А. П. Павлова как ученого. Он был палеонтологом в такой же мере, как и геологом. Как геолог-стратиграф он дает тщательное послойное описание фауны, необходимое для разработки дальнейшей стратиграфии. Но это описание ископаемых форм является вместе с тем основой для установления родственных связей между ними, для создания естественной генетической классификации, для выявления общего направления эволюции данной группы. Помимо описания аммонитов и установления новых видов, в диссертации рассматриваются некоторые общие вопросы эволюционной палеонтологии, а в конце работы дается интересная, ярко набросанная картина истории юрских морей Европы и Азии.
Когда А. П. Павлов приступил к своим исследованиям в Поволжье, состояние знаний о русских юрских и меловых отложениях было совершенно неудовлетворительным. Неясна была граница между юрою и мелом. Самые верхние слои юры, так называемый «волжский ярус», многими геологами относились к меловой системе. Очень мало была изучена фауна всех этих отложений Они не были разделены на зоны и не могли быть сопоставлены с хорошо изученными и расчлененными отложениями Западной Европы. «Волжский ярус» с его оригинальной, не встречающейся в южной и средней Европе фауной считали вообще несравнимым ни с какими известными за пределами России отложениями. В результате 30-летних исследований А. П. Павлова все эти вопросы были выяснены. Его работа развивалась очень последовательно и планомерно. Сначала он занялся подробным изучением разреза верхней юры и нижнего мела Поволжья, где морские отложения этого возраста наиболее полно развиты. Особое внимание он уделил пограничным слоям между горской и меловой системами, о возрасте которых велись тогда ожесточенные споры. Вместе с тем он исследовал среднюю часть Русской равнины и бассейн р. Ижмы в Печорском крае, сопоставляя мезозойские отложения этих областей с мезозоем Поволжья. Затем А. П. Павлов перешел к более широким сравнительно стратиграфическим исследованиям и сопоставил русские верхнеюрские и нижнемеловые слои сначала с наиболее близкими к ним слоями северной Англии и Франции.
В 1891 г. появилась его большая работа о «спинтонских глинах» Англии, составившая эпоху в изучении русской юры и мела. Эта работа была первой попыткой детального и широкого сопоставления русских и западноевропейских отложений верхней юры и нижнего мела. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие исследований в этом направлении и на установление правильного взгляда на возраст волжских слоев, отнесенных А. П. Павловым к верхней юре.
В дальнейших работах А. П. Павлов сравнивает мезозойские отложения Северной Европы со среднеевропейскими, а последние с осадками Южной Европы. В результате все верхнеюрские и нижнемеловые слои Русской равнины, включая «ни с чем несравнимые» отложения волжского яруса, находят место в составленных им сравнительных таблицах мезозойских отложений Европы. Эти сопоставления завершаются крупными обобщениями по истории морей верхнеюрской и нижнемеловой эпох. А. П. Павлов рисует величественную картину смены юрских и меловых морей на Русской равнине и в Западной Европе с эволюцией и миграцией их фауны, с многократным изменением их очертаний.
Стратиграфические и палеогеографические воззрения А. П. Павлова, касающиеся верхней юры и нижнего мела, были приняты в русских и основных западноевропейских учебниках. Его исследования по верхней юре и нижнему мелу имеют не только теоретическое значение, знакомя нас с интересными страницами истории Земли. На стратиграфической базе, данной им, развернулись широкие разведочные работы на фосфориты, подчиненные юрским и меловым слоям. Особенно значительные размеры эти работы приняли после Великой Октябрьской социалистической революции. Они привели к обоснованию советским геологом А. В. Казаковым универсальной теории происхождения всех видов фосфоритов.
В первые годы гражданской войны, когда нефтяные месторождения Кавказа и угли Донбасса находились в руках интервентов и страна испытывала острый топливный голод, горючие сланцы юрских слоев волжского яруса в области Поволжья были использованы для создания совершенно новой для нашей страны сланцевой промышленности.
Работы по верхней юре и нижнему мелу дали материал для ряда крупных палеонтологических монографий, в которых А. П. Павлов, не ограничивавшийся одним описанием ископаемых, рассматривает ряд общих вопросов эволюционной палеонтологии. Он дает генетическую классификацию изученных групп и устанавливает в пределах этих групп генетические ряды. При этом ученый уделяет большое внимание слепо оканчивающимся боковым «ветвям» основных генетических рядов. Представители этих боковых ветвей не выдержали конкуренции с более совершенно приспособленными формами основного ряда. Это дальнейшее развитие учения В. О. Ковалевского об адаптивном и неадаптивном изменении организмов. В частности, А. П. Павлов рассматривает «первоптицу», археоптерикса, как рано вымершую боковую ветвь основного ствола птиц и посвящает этому вопросу одну из своих первых работ.
Другим важным вопросом, освещавшимся А. П. Павловым в его палеонтологических исследованиях, был вопрос о границах вида и понимания рода. Наконец, в ряде работ он затрагивает интересную тему о сравнительном изучении онтогении, или индивидуального развития организмов, и филогении, или истории развития видов и родов во времени.
А. П. Павлов заложил, кроме того, основы правильной стратиграфии верхнемеловых и нижнетретичных слоев и поставил ряд интересных вопросов, касающихся истории верхнемелового и палеогенового моря Русской равнины. Это исследование продолжали его ученики, главным образом А. Д. Архангельский, в работах которого по верхнему мелу помимо точной стратиграфии и палеогеографии развивается новое направление: сравнительно литологическое изучение осадков древних и современных морей. Это направление получило в дальнейшем широкое развитие в работах отечественных геологов и литологов.
Следующая область, в которой А. П. Павлов оставил очень яркий след, – это изучение отложений последнего, четвертичного периода истории Земли, на которые он обратил внимание в первые же годы своих полевых исследований. Последние 15 лет своей жизни он почти всецело посвятил изучению истории четвертичного периода и разработке стратиграфии четвертичных отложений. Работы А. П. Павлова в этой области имеют исключительное значение. Когда он начинал свои исследования в Поволжье, представления о четвертичных отложениях как современной, так и ледниковой эпох были очень смутными. Происхождение этих слоев, разделение их на типы по способу образования, стратиграфия ледниковых отложений и история ледниковой эпохи только начинали разрабатываться. А. П. Павлов разделил четвертичные отложения на генетические типы, обозначенные особыми терминами, и выделил два новых типа – делювий и пролювий. Делювием он назвал отложения, которые накопляются у подножия склонов в результате работы дождевых и талых снеговых вод. Струйки воды сносят с возвышенностей частицы пород, разрушающихся при выветривании. Делювий широко распространен на склонах водоразделов Русской равнины. Под названием пролювий А. П. Павлов выделил отложения обломочного материала, который выносится бурными временными потоками из гор в прилегающие равнины. Такие явления наблюдаются в областях с пустынным или полупустынным климатом, где дожди выпадают редко, но имеют характер катастрофических ливней. Пролювий широко развит в Средней Азии. Вместе со своими учениками А. П. Павлов установил, что ледниковый покров трижды покрывал нашу страну. Эти холодные ледниковые эпохи, памятником которых являются отложенные льдом моренные глины с валунами, прерывались теплыми межледниковыми эпохами, когда льды отступали, страна одевалась покровом растительности и заселялась разнообразными животными. Остатки этой флоры и фауны погребены в межледниковых отложениях, залегающих между моренами.
А. П. Павлов расчленил ледниковые и межледниковые отложения Русской равнины и сопоставил их с отложениями Западной Европы. М. В. Павлова изучила погребенную в этих отложениях фауну млекопитающих, а сам А. П. Павлов – наземных и пресноводных моллюсков.
Доклады, речи и статьи А. П. Павлова по истории четвертичного периода возбуждали интерес к проблемам четвертичной геологии, давали новый импульс научной мысли, привлекали геологов к изучению четвертичных отложений, способствуя развитию исследований в различных направлениях.
Отмечая громадные достижения советской геологии в области изучения четвертичных отложений, профессор А. Н. Мазарович говорит: «Наше познание четвертичного покрова нашей страны исходит из ряда источников, среди которых труды незабвенного А. П. Павлова являются одними из главнейших… Изложенное выше является во многом синтезом работ его учеников, последователей и продолжателей его дела по изучению четвертичного покрова Русской равнины, в котором он был одним из основоположников, обеспечивших этой отрасли геологии в СССР такое обширное и солидное развитие».
Важной отраслью геологии является тектоника – наука о движениях и дислокациях земной коры и связанных с ними процессах горообразования. А. П. Павлову не пришлось работать в горных областях, но он сделал интересные тектонические наблюдения в пределах Русской равнины. В области Поволжья он установил ряд дислокаций помимо сброса северной окраины Жигулей. Кроме того, он выделил под названием синеклиз наиболее подвижные и склонные к опусканию участки древних платформ. На Русской платформе к синеклизам можно отнести нижнее и среднее Поволжье и Прикамье и область Печорской равнины с центральной и западной частью Большеземельской тундры. Выделение синеклиз имеет практическое значение, так как в этих участках встречаются более полные серии морских осадков, с которыми связаны различные полезные ископаемые.
А. П. Павлов тесно связывал теоретические исследования с вопросами практической геологии. Выше уже упоминалось о том, как блестяще оправдался его прогноз нефтеносности Самарской луки открытием «Второго Баку» советскими геологами.
Практическое значение имеют его работы по классификации и развитию оврагов. Выделение им делювия важно в практическом отношении потому, что делювий является основанием для многих зданий и сооружений и материнской породой многих почв. А. П. Павлов сыграл немалую роль и в развитии русского почвоведения. Особенно большое значение имеют его работы по изучению оползней Поволжья и его гидрогеологические исследования. А. П. Павлов пользовался признанным авторитетом среди инженеров путейцев и проектировщиков железнодорожных линий и мостов. Вопросы инженерной геологии очень интересовали его. Им была составлена инженерно-геологическая классификация горных пород.
А. П. Павлов был деятельным членом Московского общества сельского хозяйства. Он принимал горячее участие в обсуждении проблем, связанных с интересами сельского хозяйства, в частности вопроса об обводнительных работах в верховьях Дона, поставленного еще в 90-х годах XIX в., но не получившего тогда разрешения.
Гидрогеология и инженерная геология выделились как самостоятельные отрасли геологической науки только в советское время. Но и в этой области практической геологии А. П. Павлов сыграл немалую роль. Большое влияние на дальнейшее ее развитие имела научная деятельность его учеников.
Лучшим памятником работы ученого является его научная школа. А. П. Павлов оставил большую школу. Среди его учеников и последователей много крупных русских ученых: А. Д. Архангельский, А. А. Чернов, Г. Ф. Мирчинк, А. Н. Мазарович и ряд других.
Прекрасны популярные работы А. П. Павлова, художественные по форме и высоконаучные по содержанию. Процессы вулканизма, явления землетрясений, горообразовательные процессы земного шара, яркие картины эволюции органического мира и интересные страницы истории развития геологических знаний изложены в его научно-популярных книжках, выдержавших не одно издание. В 1950 г. Московским обществом испытателей природы был выпущен сборник научно-популярных работ А. П. Павлова под общим названием «Вулканы и землетрясения, моря и реки».
А. П. Павлов уделил особое внимание преподаванию естествознания в средней школе, считая, что постановка среднего образования – вопрос большого государственного значения. Он всегда пристально следил за жизнью школы, принимал горячее участие во всех мероприятиях, касавшихся постановки преподавания, изменения учебных планов и программ. Он написал ряд очень ценных статей по вопросам среднего образования.
А. П. Павлов деятельно работал в научных обществах, участвовал в съездах и конгрессах. Он был действительным членом, а затем и вице-президентом Московского общества испытателей природы, членом Совета и почетным членом Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, а также председателем его геологического отделения, почетным членом Русского географического общества, Российского минералогического общества, Археологического общества и многих других.
В 1905 г. он был избран членом-корреспондентом, а в 1916 г.– действительным членом Российской Академии наук.
С 1895 г. он был одним из 40 членов-корреспондентов Лондонского геологического общества, а с 1914 г.– одним из его 40 иностранных действительных членов. Во Французском геологическом обществе он был не только действительным членом, но и его вице-президентом в 1903 г. В 1926 г. он был удостоен вместе со своей супругой высшей награды этого общества – золотой медали имени Годри. Бельгийское общество геологии, палеонтологии и гидрогеологии избрало А. П. Павлова своим почетным членом, так же как и Мексиканское. Он был действительным членом Йоркширского философского общества. Сицилийского научного общества и ряда других. Кроме того, он принимал самое деятельное участие в работе международных геологических конгрессов. А. П. Павлов глубоко любил свою Родину и как истинный патриот с достоинством представлял русскую и советскую науку и пропагандировал ее достижения за рубежом.
Алексей Петрович Павлов скончался 9 сентября 1929 г. в Бад-Тельце, куда он поехал лечиться. В самые последние дни своей жизни он еще находил силы знакомиться с геологией окружающей местности и интересовался генезисом источников этого курорта. По словам его ученика Е. В. Милановского, «в этом сказался весь Алексей Петрович – энтузиаст науки, забывающий ради нее о себе, о своем тяжелом состоянии, о своей опасной болезни, оказавшейся для него роковой».
А. П. Павлов оставил глубокий след в истории отечественной и мировой науки. Его научные идеи и заложенные им направления исследований, выделившиеся теперь в самостоятельные отрасли геологии, продолжают успешно развиваться в работах представителей обширной Павловской школы – его учеников и его научных «внуков».
Список литературы
- Варсанофьева В. А. Алексей Петрович Павлов / В. А. Варсанофьева // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва : Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 83-93.
Официальный сайт Нобелевской премии
Нобелевская премия по химии 1996
Углерод — это элемент, который может принимать различные формы. В природе, например, его можно найти в виде графита или алмазов. В 1985 году Роберт Керл, Гарольд Крото и Ричард Смолли открыли совершенно новую форму — фуллерен.
Лауреаты премии по химии Роберт Ф. Керл-младший, сэр Гарольд Крото и Ричард Э. Смолли на пресс-конференции, 1996 год.
Фото: Бу Джонссон
Можете ли вы сопоставить нужного лауреата по химии с правильным открытием? Попробуй!
Выберите категорию или категории, по которым вы хотите отфильтровать Физика Химия Лекарство Литература Мир Экономические науки
Выберите категорию или категории, которые вы хотите отфильтровать по
Физика
Химия
Лекарство
Литература
Мир
Экономические науки
Уменьшить год на один Выберите год, в котором вы хотите искать Увеличить год на один
У вас есть вопросы о Нобелевской премии и лауреатах Нобелевской премии? Найдите ответы на наиболее часто задаваемые вопросы в FAQ.
Прочтите нобелевскую лекцию Мартина Лютера Кинга-младшего.
Мартин Лютер Кинг-младший произнес свою благодарственную речь в аудитории Университета Осло в Норвегии 10 декабря 1964 года.
Первая номинация поступила в Норвежский Нобелевский комитет в январе 1963 года. Номинанты были известны только в 2014 году.
Нобелевская премия по физике 2022
Нобелевская премия по физике 2022 года была присуждена совместно Алену Аспекту, Джону Ф. Клаузеру и Антону Цайлингеру « за эксперименты с запутанными фотонами, установление нарушения неравенств Белла и новаторство в квантовой информатике. »
© Johan Jarnestad/Шведская королевская академия наук
Нобелевская премия по химии 2022
Нобелевская премия по химии 2022 г. была присуждена совместно Кэролайн Бертоцци, Мортену Мелдалу и К. Барри Шарплессу « за разработку клик-химии и биоортогональной химии. »
© Johan Jarnestad/Шведская королевская академия наук
Нобелевская премия по физиологии и медицине 2022
Нобелевская премия по физиологии и медицине 2022 года была присуждена Сванте Паабо «за открытия, касающиеся геномов вымерших гоминидов и эволюции человека».
© Нобелевский комитет по физиологии и медицине. Ил. Маттиас Карлен
Нобелевская премия по литературе 2022
Нобелевская премия по литературе 2022 года была присуждена Анни Эрно «за мужество и клиническую проницательность, с которыми она раскрывает корни, отчужденность и коллективные ограничения личной памяти».
Ill. Niklas Elmehed © Nobel Prize Outreach
Нобелевская премия мира 2022
Нобелевская премия мира 2022 года присуждена правозащитнику Алеся Беляцкому из Беларуси, российской правозащитной организации «Мемориал» и украинской правозащитной организации «Центр гражданских свобод».
Ill. Niklas Elmehed © Nobel Prize Outreach
Премия Sveriges Riksbank в области экономических наук памяти Альфреда Нобеля 2022
Премия Sveriges Riksbank в области экономических наук памяти Альфреда Нобеля 2022 года была присуждена совместно Бену Бернанке, Дугласу Даймонду и Филипу Дибвигу «за исследования банков и финансовых кризисов».
© Йохан Ярнестад/Шведская королевская академия наук
Подпишитесь на ежемесячный информационный бюллетень
Присоединяйтесь к тысячам подписчиков со всего мира, получающих бесплатные ежемесячные новости о Нобелевской премии, интересные факты и актуальную информацию.
Принесите Нобелевские премии 2022 года в класс! Уроки бесплатны и просты в использовании сразу же с готовыми слайд-шоу, рукописями спикера и студенческими заданиями.
Призы 2022 года варьируются от исследований в области квантовой механики и эволюции человека до документирования военных преступлений и роли банков в финансовых кризисах.
Иллюстрации: Йохан Ярнестад/Шведская королевская академия наук, Нобелевский комитет по физиологии и медицине. Ил. Маттиас Карлен и Никлас Эльмехед. © Нобелевская премия по распространению информации
27 ноября 1895 года Альфред Нобель подписал свое последнее завещание в Париже, Франция. Шведский динамитный миллионер, считавший, что его изобретение положит конец всем войнам, теперь понял, что это очень смертоносный продукт. Желая загладить свою вину, он сделал то, что до него не делал ни один человек с таким богатством…
10 декабря 1901 года были присуждены первые Нобелевские премии по физике, химии, физиологии или медицине, литературе и миру. Подробнее о первых призах.
Химик, инженер и промышленник Альфред Нобель выделил 31 миллион шведских крон (сегодня около 265 миллионов долларов) на финансирование Нобелевских премий. Узнайте больше о его жизни и творчестве.
Нобелевская премия по физиологии и медицине 1930 г.
Как много вы знаете о группах крови? Знаете ли вы, что группы крови человека были открыты лауреатом Нобелевской премии Карлом Ландштейнером в 1901 году?
Узнайте больше о том, как узнать о группах крови человека, типе крови и важности безопасного переливания крови. Посмотрим, сможешь ли ты спасти жизни пациентов в игре!
Нобелевская премия по физиологии и медицине 1904 г.
Можно ли научить собаку пускать слюни по команде? Узнайте об условных рефлексах в этой интерактивной игре!
С помощью этой анимированной игры учителя могут проиллюстрировать классическую обусловленность в классе. Цель игры — научить собаку Павлова реагировать на сигнал, который будет ассоциироваться у нее с кормлением.
В 1904 году Ивану Павлову была присуждена Нобелевская премия за новаторские исследования работы пищеварительной системы.
Нобелевская премия по химии 2019
Открытие лауреатов по химии 2019 года имеет для нас огромное повседневное значение. Но что они обнаружили?
Попробуйте решить головоломку и узнайте
Что вы ищете? Поиск на веб-сайте.
Поиск НобеляСтокгольм, Швеция
Музей Нобелевской премии в Стокгольме, Швеция, иллюстрирует столетие творчества, где посетители могут следить за изменениями 20-го века через Нобелевскую премию и лауреатов Нобелевской премии.
В музее представлены открытия и творчество лауреатов Нобелевской премии.
Фото: Оке Эсон Линдман
Осло, Норвегия
Расположенный в самом сердце Осло, Норвегия, Нобелевский центр мира — это место, где вы можете познакомиться и узнать о различных лауреатах Нобелевской премии мира.
Историю каждого лауреата мира рассказывают в музее.
Фото: Йоханнес Грансет/Нобелевский центр мира
Пауль Берг скончался 15 февраля в возрасте 96 лет. Он был удостоен Нобелевской премии по химии 1980 года «за фундаментальные исследования в области биохимии нуклеиновых кислот, в особенности рекомбинантной ДНК».
К. Александр Мюллер получил Нобелевскую премию по физике 1987 г. за открытие новых сверхпроводящих материалов. Он скончался 9 января в возрасте 95 лет.
Эдвард С. Прескотт скончался 6 ноября 2022 года в возрасте 81 года. В 2004 году он был удостоен премии в области экономических наук за вклад в динамическую макроэкономику. Работа повлияла на денежно-кредитную и фискальную политику правительств и заложила основу для повышения независимости многих центральных банков.
30 августа скончался бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев. Он был награжден 1990 Нобелевская премия мира за ведущую роль, которую он сыграл в радикальных изменениях в отношениях между Востоком и Западом и за прекращение холодной войны.
10 Классические примеры кондиционирования в повседневной жизни
Описание
Shiba Inu для практики подтолкну Bell
Источник
Dreamnikon / Istock / Getty Images плюс
разрешение
.
Вы слышали о собаках Павлова? Это эксперимент, проведенный русским физиологом Иваном Павловым, в ходе которого у его собак начиналось выделение слюны, когда он звонил в колокольчик. Это самый известный пример классического обусловливания, когда нейтральный раздражитель сочетается с условной реакцией. Знаете ли вы, что в повседневной жизни тоже есть много примеров классического обусловливания? Давайте рассмотрим 10 из них.
1. Звуки и вибрация смартфона
Если вы когда-нибудь были в общественном месте и слышали знакомый звуковой сигнал, то этот классический пример научения наверняка вам покажется правдой. Вы слышите этот тон и инстинктивно тянетесь к своему смартфону только для того, чтобы понять, что он исходит от чужого телефона.
Звонок или звуковой сигнал является нейтральным раздражителем. Благодаря классическому обусловливанию вы стали ассоциировать его с положительным ощущением от прочтения сообщения. По той же причине вы можете потянуться к телефону, когда вам кажется, что он вибрирует в вашем кармане, даже если это не так.
Реклама
2. Знаменитости в рекламе
В поддержке знаменитостей нет ничего нового. Рекламодатели пользуются нашими позитивными ассоциациями с этими знаменитостями, чтобы продавать больше товаров и услуг. Майкл Джордан не имеет прямого отношения к обуви Nike, так же как и Дженнифер Энистон не имеет прямого отношения к Smartwater.
Потенциальные покупатели увидят бутылку Smartwater и начнут испытывать те же положительные эмоции, что и при виде Дженнифер Энистон.
3. Ароматы ресторана
Многие примеры классического обусловливания из реального мира являются почти идеальными параллелями оригинального эксперимента Павлова. Когда вас встречает знакомый запах только что вынутой из печи пиццы, у вас может начаться слюноотделение еще до того, как вы откусите первый кусочек. Ту же роль играет и звон колокольчика Павлова.
Реклама
4. Боязнь собак
Допустим, в детстве вы каждый день ходили в школу одним и тем же маршрутом. Когда вы проходили мимо определенного дома, собака во дворе громко лаяла на вас, оскалив зубы. Это пугающий опыт, особенно в детстве. До этого собаки были довольно нейтральным раздражителем.
Годы спустя вы можете столкнуться со случаем спонтанного выздоровления. Возможно, вы даже не помните конкретно собаку из детства, но, проходя мимо похожего на вид дома с табличкой «Осторожно, собака» на заборе, вы нервничаете и начинаете дрожать.
5. Табель успеваемости
Табель успеваемости, который вы получаете в школе, сам по себе не более чем лист бумаги. Верно также и то, что основы бихевиоризма можно использовать для улучшения успеваемости. Может быть, каждый раз, когда вы приносили домой отличный табель успеваемости, ваши родители приглашали вас на ужин в ваш любимый ресторан. Или они осыпают вас похвалами.
Тогда, в следующий раз, когда ты получишь хороший табель успеваемости, ты уже наполнишься радостными эмоциями, даже прежде чем принесешь его домой, чтобы показать родителям. Это потому, что вы уже ожидаете этих положительных последствий.
Реклама
6. Переживания при пищевом отравлении
Точно так же, как описанный выше негативный опыт с лающей собакой, принципы классического обусловливания могут применяться во многих других сферах повседневной жизни. Любое отдельное блюдо или тип пищи, если вы никогда не ели его раньше, — это чистый лист для возможных ассоциаций.
Если в первый раз, когда вы едите суши, вы получаете ужасное пищевое отравление, то вполне возможно, что почти все, что связано с этим опытом, может вызвать негативные ассоциации и вызвать у вас отвращение к еде. Возможно, от одного лишь запаха риса для суши вам захочется поперхнуться, а вид сырой рыбы может вызвать у вас тошноту.
7. В восторге от перемены
Игра на свежем воздухе с друзьями — это всегда приятное занятие. Это источник большой радости. Колокольчик, используемый для обозначения начала перемены, нейтрален, если даже не немного негативен, если он слишком громкий или резкий. Это может даже повредить ваши уши!
Но, поскольку этот колокольчик точно предсказывает начало перемены, вы можете волноваться и радоваться каждый раз, когда слышите его. Даже вне школы, когда вы слышите похожий звон колокольчика, у вас могут возникнуть такие же положительные эмоции.
Реклама
8. Тревога перед экзаменом
Карандаш, распечатанные листы бумаги, письменный стол, классная доска и все другие неодушевленные предметы, окружающие написание контрольной или экзамена в школе, сами по себе являются нейтральными раздражителями. Только потому, что студенты начинают ассоциировать их, наряду с мертвой тишиной в комнате или нервно тикающими настенными часами, со стрессом, связанным с написанием контрольной, они вызывают отрицательный ответ.
Один из часто упускаемых из виду аспектов подготовки к SAT — достижение уровня комфорта в условиях экзамена. Если вы можете попытаться воспроизвести эти условия и создать положительные ассоциации, вы не будете нервничать или нервничать, когда пишете реальный тест.
9. Плановые прививки
Когда ребенку делают плановую прививку, он может не знать точно, чего ожидать. После того, как они почувствуют легкую боль от укола, они могут начать плакать и расстраиваться при одном только виде иглы при последующих посещениях.
Этот тип классической обусловленности может возникать даже косвенно. Если есть очередь детей, дети, стоящие дальше в очереди, могут начать расстраиваться, когда увидят, как другие дети плачут после прививки.
Реклама
10. Праздничная музыка
Многие розничные магазины надеются, что у вас возникнут положительные ассоциации с рождественской музыкой. Вот почему они включают праздничную классику через колонки. Они надеются, что этот «праздничный дух» побудит вас купить больше вещей. Это чем-то похоже на то, как реклама объединяет знаменитостей или изображает положительный опыт использования их продуктов.