Сегодня — День российской науки: в Рязанской области вспоминают о достижениях земляков — Общество
Общество
Владимир Путин накануне подписал указ о присуждении премий для молодых учёных. А в Рязанской области сегодня вспоминают о крупных достижениях именитых земляков. Среди имён — первый русский Нобелевский лауреат Иван Павлов.
О знаменитой собаке Павлова мы помним из учебника по биологии за 9 класс. В памяти всплывают такие слова, как «рефлекс», «условия», «опыт» и даже «фистула». Но к сожалению, не все знают о величайших достижениях ученого в других направлениях. В течение своей профессиональной деятельности Иван Петрович Павлов совершил открытия в области физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. Ввел понятие темперамент, выделил его подвиды. Разбирался в искусстве, по одной картине мог определить, каким характером обладает персонаж. Например, на картине Васнецова «Богатыри» он четко видел, что Илья Муромец — настоящий флегматик, Добрыня Никитич — сангвиник, ну а Алеша Попович — холерик.
Смысл своей жизни Павлов определил в следующих строчках. Что, если бы осуществилась моя мечта, чтобы наша лабораторная коллективная работа заметно дала о себе знать на устроение человеческого счастья, и чтобы она в моей любимой науке оставила достойный памятник нашего русского ума. То есть Павлов изучал науку ликующей жизни. Как он выражался сам.
Наталья Загрина, директор мемориального комплекса «Музей-усадьба Академика И.П. Павлова».
Находясь на последнем курсе Рязанской духовной семинарии, Иван Петрович прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора Сеченова. Этот научный труд перевернул жизнь будущего ученого и дал огромный толчок в изучении физиологии. Кто бы мог подумать, что работы ученого из Рязани и через века останутся фундаментом всех сегодняшних представлений о деятельности органов пищеварения, механизмах их регуляции и о том, как может нарушиться их работа. Так в 1904 году Павлов стал первым российским ученым, получившим Нобелевскую премию.
Это действительно самый известный ученый. Ученый планетарного масштаба. Вы можете себе представить, когда в 1923 году в Бостоне Павлов появился на физиологическом конгрессе, полторы тысячи ученых встали как один и приветствовали его пятиминутными овациями. Таково было признание не только Павлова, но и той великой страны, которую он так достойно представлял.
Наталья Загрина, директор мемориального комплекса «Музей-усадьба Академика И.П. Павлова»
Путь становления Павлова-ученого начался именно здесь в его рязанской усадьбе на улице Никольская. В 1964 году улица стала носить фамилию ученого. Сейчас здесь мемориальный комплекс. Состоит из нескольких частей — усадьба Ивана Петровича, где показан его быт, научный центр, там находятся плоды его научных творений и сад, где посетители могут поиграть в любимую игру ученого — городки.
Американская биография Ивана Павлова
Александр Генис: Сегодня Марина Ефимова представит слушателям АЧ вышедшую на Западе биографию академика Павлова, которая поможет по-новому взглянуть на великого русского ученого.
Марина Ефимова: В Америке вышла биография русского физиолога Ивана Петровича Павлова, написанная историком медицины профессором Дэниелем Тоддом. Книга называется «Иван Павлов. Жизнь в российской науке». Автор уделяет немалое внимание тому факту, что в Америке Павлова часто понимали или трактовали неверно, начиная с его главного открытия — «условных» и «безусловных» рефлексов. (Как известно, Павлов заметил, что у подопытных собак слюна выделялась не только от вида и запаха еды, но даже и при виде белых халатов служащих, которые кормили собак, или от звуков, напоминавших о кормёжке. Он назвал это «условным» рефлексом – в отличие от «безусловного» рефлекса – слюноотделения при виде самой еды). Но переводчики вместо слова conditional — «условный», использовали слово conditioned, что придало термину неверный оттенок. Тодд пишет:
Диктор: «Многое из того, что мы знаем о Павлове, базировалось на плохом переводе и неверной интерпретации. В частности, невероятно популярен стал образ собаки, выделяющей слюну под звуки колокольчика. Но Павлов не использовал пресловутый колокольчик. Ему нужен был точный контроль над рефлексом, и он использовал метроном, звонок или электрошок».
Марина Ефимова: Идеи Павлова о деятельности мозга пытались подтянуть под свои убеждения сторонники бихевиаризма, которые считали, что в психологии человека значение имеет лишь то, что поддаётся наблюдению и измерению. Но вот что сказал сам Павлов в нобелевской лекции:
Диктор: «В сущности, нас интересует в жизни одно – наше психическое содержание. Его механизмы, однако, окутаны глубоким мраком. Все ресурсы человека, искусство, религия, литература, философия, историческая наука – все объединились, чтобы пролить свет в эту тьму. Но в нашем распоряжении есть еще один могучий ресурс – естествознание и его объективные методы. И эта наука делает каждый день гигантские шаги».
Марина Ефимова: Биограф Дэниел Тодд так проясняет эту ситуацию:
Диктор: «Павлов никогда не отрицал значения субъективного опыта. Он считал человеческую психологию «одной из последних тайн жизни». Он лишь надеялся, что естествознание сможет осветить, как он писал, «механизм и значение того, что больше всего занимает человека – совесть и её муки».
Марина Ефимова: Поговорив об ошибках американцев, стоит вспомнить, много ли мы сами знаем о нашем соотечественнике. Иван Павлов был первым русским лауреатом Нобелевской премии. Он был учёным, которому в начале 20-го века западные медики присудили статус, которого не давали никому ни до, ни после — «Старейшина мировой физиологии». Нобелевскую премию ему присудили в 1904 г. за исследование в области кровообращения и пищеварительных процессов. Одно из важнейших достижений Павлова – «хронический эксперимент» — то есть, долгое «изучение живого организма в его естественном, целостном поведении». Для этого он еще в молодости, под руководством хирурга Ильи Фаддеевича Циона овладел виртуозной оперативной техникой.
Диктор: «Годы вырабатывал Павлов технику создания фистулы, в которую выводился конец пищевода или кишечника подопытной собаки. С помощью фистулы он получал чистый пищеварительный сок по длине всего желудочно-кишечного тракта – от слюнной железы до толстых кишок — и смог сделать целый ряд открытий в области рефлексов живого организма. За 10 лет он, по сути, создал современную физиологию пищеварения».
Марина Ефимова: В нобелевской лекции Павлов специально отметил, что его опыты проводятся, «не проливая ни капли крови, не причиняя собакам боли». Главное условие «хронического эксперимента» — опыты на здоровых животных. Конечно, многие собаки погибали под ножом Павлова, и он писал, что каждый раз чувствует стыд и сожаление, и утешается лишь тем, что делает это «в интересах истины». Добавим, что хотя в Петербурге (где Павлов учился и работал) памятник ему поставили лишь к столетию его Нобелевской премии– в 2004 г., памятник собаке Павлова стоит там с 1935 г – по настоянию самого учёного.
В интернетных отзывах о многочисленных памятниках Павлову, расставленных по городам России, Украины, Грузии и Чехии, кто-то написал: «Павлов был самым любимым учёным советской власти. Его открытия давали возможность управлять сознанием народа». Тут нужна очень важная поправка – советская власть сумела использовать имя Павлова только после его смерти. Вот энциклопедическая справка.
Диктор: «Посмертно Павлов был превращён в символ советской науки, его труды называли идеологическим подвигом. Под лозунгом «защиты павловского наследия» была проведена в 1950 г. «Павловская сессия» Академии наук, с которой начались гонения ведущих физиологов страны».
Марина Ефимова: А что же было при жизни? В 1929 г, выступая на юбилее Сеченова Павлов сказал:
Диктор: «Введен в устав Академии параграф, что вся работа должна вестись на платформе учения Маркса и Энгельса. Разве это не величайшее насилие над научной мыслью?.. Прежняя интеллигенция или истребляется, или развращается… Мы живем в обществе, где государство – всё, а человек – ничто, а у такого общества нет будущего, несмотря ни на какие Днепрогесы»
Марина Ефимова: В1934 г, в письме министру Каминскому Павлов писал: «Террор и безудержное своеволие власти превращает нашу азиатскую натуру в позорно рабскую. А много ли хорошего можно сделать с рабами? Пирамиды? Да. Но не всеобщее благополучие». Напомним, что у Павлова была семья, четверо детей. Биограф пишет:
Диктор: «В 1927 г. Сталин начал чистки среди интеллектуалов. Павлов пришел в ярость и написал Сталину: «Сегодня мне стыдно, что я русский». Защитил учёного Бухарин, написавший Куйбышеву и Сталину: «Да, Павлов не поёт Интернационал, но несмотря на своё брюзжанье, он подходит нам идеологически – не в речах, а в трудах». Сталин согласился».
Марина Ефимова: И даже в разгар террора Павлова не трогали. Молотов лишь пересылал Сталину его яростные письма с припиской: «Еще одна нелепица от Павлова».
После всего сказанного понятно, почему имя Павлова окружено мифами и слухами. Считалось, что он остался в России (несмотря на приглашение из Швеции) потому, что не хотел покидать родину. На самом деле он просил разрешения уехать, но его не выпустили. Вопрос о его религиозности остается таким же спорным, как и вопрос о его антисемитизме. Путаница, видимо, в том, что Павлов яростно боролся с подавлением религии, будучи сам человеком нерелигиозным; яростно боролся с дискриминацией евреев, но мог отпустить антисемитское замечание или шутку. Он вообще, судя по всему, был человеком очень спорных эмоций. Интересны наблюдения художника Нестерова, которому заказали портрет Павлова. «Сперва я отказался, — пишет художник. — Я смотрел на его фотографии и не видел признаков ничего чрезвычайного, волнующего воображение». Но всё же художник согласился попробовать и приехал на квартиру к ученому:
Диктор: «Не успел я осмотреться, как неожиданно, стремительно, прихрамывая и громко говоря, появился откуда-то из-за рояля сам «легендарный человек». Целые вихри слов, жестов опережали друг друга. Более яркой особы я представить не мог. Он был так не похож на официальные снимки! Я был покорён сразу и навсегда».
Марина Ефимова: Результатом стал лучший портрет Павлова, 1935 года, за год до смерти – на фоне окна, в профиль, с двумя сжатыми кулаками.
Последний миф о Павлове – миф о его смерти. Во-первых, он умер в 1936 г., что само по себе подозрительно. Во-вторых, возможными причинами смерти 86-летнего (но абсолютно здорового) учёного называют две: пневмония или яд. И, наконец, заключительная легенда о его смерти чудно взмывает над угрюмой советской реальностью 1936 года. Говорят, перед самым концом Павлов созвал учеников и попросил их фиксировать стадии его состояния. Когда руки его стали коченеть, в дверь квартиры позвонили, и открывший дверь ученик сказал посетителю: «Извините, но академик сейчас очень занят. Он умирает».
Классическое обусловливание и как оно может повлиять на вашу повседневную жизнь
Написано Терезой Бирд
Медицинский обзор Джабина Бегума, доктора медицинских наук, 25 ноября 2021 г.
- Что такое классическая теория обусловливания?
- Что такое эксперимент Маленького Альберта?
- Какие примеры классического обусловливания?
Классическое обусловливание, также называемое павловским обусловливанием или обусловливанием респондента, представляет собой обучение через ассоциации. Этот поведенческий метод обучения был впервые изучен в конце 19 века.ХХ века русским физиологом Иваном Павловым.
В 1890-х годах Павлов экспериментировал с собаками, звоня в колокольчик всякий раз, когда их кормили. Со временем собаки научились ассоциировать нейтральный раздражитель (звон колокольчика) с положительным (еда). Павлов также заметил, что у его собак часто начиналось слюноотделение всякий раз, когда они слышали шаги его помощника, несущего им еду. Эта связь между положительными и нейтральными стимулами стала основой классической теории обусловливания.
В конце концов, Павлов связал эти поведенческие ассоциации с людьми и провел остаток своей карьеры, изучая это явление.
Классическая теория обусловливания утверждает, что поведение усваивается путем соединения нейтрального стимула с положительным, например, собаки Павлова слышат звонок (нейтральный) и ожидают еды (положительный). Выученное поведение называется условной реакцией. Нормальные процессы, такие как выделение слюны при запахе пищи, — это так называемая безусловная реакция.
Классическое обусловливание состоит из трех стадий. Вот краткий обзор каждого из них.
Стадия 1: Перед кондиционированием. Что-то в окружающей среде вызывает у субъекта естественную реакцию. На этом этапе новое поведение еще не изучено. В эту стадию также входит нейтральный раздражитель, не воздействующий на субъекта.
Стадия 2: Во время кондиционирования. На этой стадии нейтральный стимул ассоциируется с положительным стимулом, вызвавшим реакцию на первом этапе. В эксперименте Павлова на этом этапе звонили в колокольчик, когда собак кормили. После многократного воздействия колокольчик стал ассоциироваться у собак с едой, и когда они его слышали, у них выделялась слюна, даже если еды не было.
Этап 3: После кондиционирования. На заключительном этапе обусловливания нейтральный раздражитель прочно связан с безусловной реакцией. Это создает новое поведение или так называемую условную реакцию.
Считающийся одним из «самых этически сомнительных экспериментов из когда-либо проводившихся», эксперимент с Маленьким Альбертом был разработан психологами Джоном Б. Уотсоном и Розали Рейнер, которые впервые применили классические принципы Павлова к человеческому поведению.
В 1920 году Уотсон и Рейнер начали свой эксперимент по обучению поведению с 9-месячным мальчиком по имени Альберт. Они проверили реакцию Альберта на различные вещи в его окружении, в том числе на белую крысу, горящие газеты и удары молотком по четырехфутовому стальному стержню сразу за головой Альберта. Поскольку звук молотка пугал Альберта, он стал безусловным раздражителем, а страх стал безусловным ответом.
Когда Альберту было 11 месяцев, ему подарили белую крысу. Когда он попытался погладить его, по трубе ударили молотком, вызвав страх. Исследователи выполняли тот же процесс в течение следующих нескольких недель, пока крыса не была представлена Альберту, что вызвало пугающую реакцию.
Они воспроизвели эти результаты с кроликом, собакой и несколькими другими стимулами, которые ранее были нейтральными. В конце эксперимента Альберт представил всем им реакцию страха.
Классическая обусловленность связана не только с едой или страхом. Вы видите примеры этого типа обусловленности каждый день, хотя вы можете не знать об этом или не думать об этом сознательно. Вот несколько примеров классической обусловленности в повседневной жизни.
- Каждый раз, когда вы надеваете обувь, ваша собака волнуется и бежит к входной двери. Ваша собака ассоциирует то, что вы надеваете обувь, с прогулкой или, может быть, с поездкой на машине.
- Вы всегда покупаете крекеры одного и того же типа для утреннего перекуса вашего ребенка. Когда вы вытаскиваете из шкафа коробку с крекерами, ваш малыш приходит в восторг и тянется к ней, потому что она ассоциируется у него с перекусом.
- Некоторые духи напоминают вам о вашей покойной бабушке. После ее смерти вдыхание этих духов или подобных ароматов вызывает у вас грусть из-за ассоциации с вашей бабушкой.
- Ваш требовательный начальник иногда ругает неэффективных сотрудников в своем офисе. Вы нервничаете или взволнованы всякий раз, когда ваш начальник приглашает одного из ваших коллег в свой кабинет и закрывает дверь, потому что он так делает, когда у кого-то проблемы.
- Во время тренировки вы слушаете любимую музыку. Обычно вам не нравится тренироваться, но со временем вы начинаете связывать положительные эмоции, которые вы получаете от своего плейлиста, с тренировкой.
Top Picks
Павлов Кошки: Классическое обучение и поведение кошек
Джазмин Мерфи Опубликовано Опубликовано в блоге Catzio | Контент для любителей кошек Метки: поведение, обучение
Перейти к:
- Что такое Теория Ивана Павлова?
- Как работает классический кондиционер
- Можно ли лечить кошек?
- Классическое обусловливание в сравнении с оперантным
- Примеры классического обусловливания для домашних животных
- Чему учит животное классическое обусловливание?
- Улучшите самочувствие своей кошки с помощью классического кондиционера
Поведение животных сложное. Его трудно предсказать, изменить и контролировать. И нежелательное поведение не всегда проходит естественным путем со временем. К счастью, есть несколько проверенных методов дрессировки, которые помогут контролировать поведение вашей кошки.
Классический кондиционер — отличный способ надежно улучшить поведение вашей кошки. Кошек можно обучить, как и почти любое животное, способное к обучению. Классическая обусловленность — это всего лишь один из методов обучения. Это процесс, посредством которого животное учат давать определенный ответ на раздражитель. Самый известный пример — эксперименты Ивана Павлова, в которых он заставлял собак выделять слюну при звуке колокольчика, связанного с приемом пищи.
Классическое кондиционирование довольно простое. Но особенности того, как он работает и как его применять, могут немного сбивать с толку. Это руководство поможет вам добиться успеха в обучении вашей кошки.
Что такое Теория Ивана Павлова?
Иван Павлов — всемирно известный российский физиолог, познакомивший мир с концепцией «классической обусловленности». Один из его самых известных экспериментов заключался в том, чтобы заставить собак выделять слюну при звуке колокольчика после периода классического обусловливания. За это время собаки научились ассоциировать шум с приемом пищи. Эксперимент произошел совершенно случайно, когда он изучал пищеварение собак и заметил их слюноотделение во время кормления.
Цель Павлова с классическим обусловливанием состояла в том, чтобы лучше понять мозг и его внутреннюю работу. Он хотел узнать больше о коре головного мозга, которую назвал «местом разума». Итак, нетерпеливый исследователь приступил к анализу «психических рефлексов». Первым крупным проектом стало знаменитое исследование собак.
Когда Павлов положил перед собакой кусок еды, он заметил, что у нее началось слюноотделение. Собаке не нужен был какой-то специальный триггер, чтобы пускать слюни. Вместо этого его инстинктивное знание питательной ценности пищи вызвало физиологическую реакцию.
Павлову казалось, что никакие другие физиологические реакции — кроме чистого инстинкта — не были «встроены» для получения того же эффекта. Тем не менее, он предположил, что многократное срабатывание определенного стимула перед кормлением собаки может вызвать слюноотделение, даже если собака не видит никакой еды.
Для этого Павлову пришлось установить сильную психологическую и физиологическую связь между раздражителем и временем кормления. Эти выученные реакции затем станут «условными рефлексами» или условными реакциями. Павлов провел остаток своей жизни, изучая, как они работают. Первые заметные переводы его классических исследований обусловливания в психологии появились в 1927, а остальное уже история.
Как работает классическое обусловливаниеПервое, что вы должны понять о классическом обусловливании, это то, что оно не ограничивается непроизвольным поведением. Это немного больше, чем это.
Павлов в конечном счете хотел понять «необходимые условия ассоциации и характер образующихся ассоциаций». Условные рефлексы были лишь верхушкой айсберга.
Теория обучения S-S
Павлов пошел по менее проторенной научной дороге в поисках секретов разума. Другие исследователи в этой области привыкли к теории обучения «S-R» (стимул-реакция). Это основано на широко распространенном представлении о том, что поведение научается.
Одной из определяющих черт S-R психологии является то, что она не опосредована . Если животное как-то воздействует на раздражитель или сознательно обдумывает свою реакцию на раздражитель, поведение считается опосредованным . Если его реакция является просто рефлексом, то это неопосредованное . Кондиционирование работает с обоими из них.
Что такое кондиционирование? Стимулы постепенно становятся более эффективными в плане вызывания конкретной реакции. Поведение происходит более регулярно, когда оно вызывается определенным стимулом в контролируемой среде. |
Павлов не придерживался схемы S-R. Это часть того, что сделало его работу такой новаторской. Вместо этого он использовал теорию обучения «стимул-стимул».
В этой системе Павлов предположил, что существует три центра центральной нервной системы: безусловный раздражитель (БС), условный раздражитель (УС) и условный ответ (УР). Активация каждого дает соответствующий ответ. Это означает, что активация CR вызовет условный ответ, такой как слюноотделение собаки при звуке колокольчика, который она научилась ассоциировать с приемом пищи.
Павлов также считал, что обусловливание в конечном итоге помогло развить новую связь между США и CS, за что эта теория получила название теории обучения «стимул-стимул». Другими словами, Павлов не считал, что обусловливание ведет к связи между стимулом и центрами реакции. Вместо этого он полагал, что два центра стимулов установили новые связи через обусловливание.
Например, естественная реакция вашей кошки на прием пищи (например, слюноотделение) в конечном итоге совпадет с реакцией, вызванной УЗИ, такой как звук колокольчика, из-за этой новой связи между центрами КС и УЗИ.
Шаги, чтобы попробовать классический кондиционирование Павлова с кошками
Классическое кондиционирование довольно простое. Все, что требуется, — это терпение, настойчивость и четкое понимание нейтральных, безусловных и условных раздражителей.
Нейтральный стимул (NS): Ваша кошка не будет ассоциировать этот стимул ни с чем, поэтому у нее не будет конкретной реакции. Это делает стимул «нейтральным».
Безусловный раздражитель (США): Этот раздражитель вызывает автоматическую или «безусловную» реакцию. Например, когда вы ставите кошачью еду, у нее выделяется слюна. Слюноотделение — это естественное поведение, которое происходит до и во время еды, поэтому оно не обусловлено.
Условный раздражитель (УС): Это ваша конечная цель. С обучением ваша кошка научится ассоциировать НС с США. Например, условные рефлексы заставят вашу кошку выделять слюну при звуке колокольчика, если она свяжет этот звук с приемом пищи. Тогда выделение слюны станет «условным» ответом.
Вот несколько основных шагов, которые вы можете предпринять, чтобы приучить кошку к классическому обусловливанию:
- Включите нейтральный стимул в повседневную деятельность. Павлов позвонил в колокольчик перед тем, как подавать собачью еду. Сначала собаки не реагировали на звонок, потому что это был нейтральный раздражитель. Но это был лишь первый шаг к выработке условного рефлекса.
- Наблюдайте за безусловным реакцией вашей кошки на нейтральный раздражитель. Примите к сведению и разработайте стратегии для запуска определенного поведения, которое вы ищете. Например, вы можете использовать классическое обусловливание, чтобы изменить нежелательное поведение кошки. Если кошка испуганно реагирует на УЗИ, вам может потребоваться отрегулировать интенсивность стимула или представить его по-другому для достижения оптимальных результатов.
- Повторите шаг 1. Задержите безусловный раздражитель до тех пор, пока нейтральный раздражитель не вызовет условную реакцию. Вы преуспели, когда ваша кошка реагирует условной реакцией на ранее нейтральный раздражитель. Это может занять от нескольких дней до нескольких месяцев, в зависимости от кошки и желаемого поведения.
Павлов разделил способность людей и нелюдей использовать первую и вторую сигнальные системы. Он считал, что животные полностью реактивны и что их ощущения возникают только из «конкретной реальности» — первой сигнальной системы.
Люди могут выйти за рамки этого, чтобы испытывать ощущения в ответ на речь — вторая сигнальная система. Также говорят, что вторая сигнальная система позволяет людям понимать вещи в абстрактных или категориальных терминах, а не в конкретных. Рассмотрим следующий абстрактный и конкретный пример, представленный группой исследователей под руководством Нэнси С. Ким с факультета психологии Северо-восточного университета:0166
Студент Университета штата Пенсильвания заметил: «Самое забавное в классическом обусловливании то, что его можно применить к любому организму…». Они проверили эту идею в случайном (и несколько случайном) домашнем эксперименте.
Всякий раз, когда учащиеся взъерошивают сумку с кошачьим лакомством, они всегда после звука дают кошке лакомство. В конце концов нейтральный раздражитель (звук шуршания мешочка с лакомством) превратился в условный раздражитель. Это в конечном итоге спровоцировало кошку бежать к ученику в ожидании вкусного угощения всякий раз, когда она слышала звук. Это всего лишь один из бесчисленных примеров обусловливания домашних кошек.
Такие эксперименты демонстрируют способность кошек использовать свою первую сигнальную систему. Они распознают определенные объекты и раздражители и реагируют на них. Но некоторые могут возразить, что их способность распознавать и реагировать на другие звуки шуршания пакетов с едой и такие слова, как «угощение», указывает на способность использовать вторую сигнальную систему.
Классическое и оперантное обусловливаниеПристальный взгляд на различия между классическим и оперантным обусловливанием поможет вам определить, какой метод лучше всего подходит для дрессировки вашей кошки.
Эксперты ветеринарной больницы Stoney Creek определяют оперантное обусловливание как «процесс обучения, с помощью которого вы можете культивировать желаемое поведение, подкрепляя его, или устранять нежелательное поведение с помощью наказания».
Для классического обусловливания Павлов изучал процесс образования психических ассоциаций с определенными раздражителями. Он также наблюдал, сохранялись ли эти ассоциации и условные реакции. Обратите внимание, что одно из основных различий между классическим и оперантным обусловливанием заключается в том, что последнее требует подкрепления данного поведения. Первому нужно только постоянное повторение, позволяющее мозгу естественным образом вырабатывать свои собственные схемы стимул-реакция.
И это потенциальная слабость классической обусловленности. Его относительно сильная зависимость от повторения означает, что условный рефлекс может «угаснуть».
Например, собаки Павлова долгое время подвергались воздействию КС (звонка) без УЗ (корма). Через некоторое время у них прекратилось слюноотделение, когда они услышали CS. В итоге они вообще прекратились. Без подкрепления США CS больше не вызывал условный ответ. Постепенная потеря CR называется «вымиранием».
Оперантное обусловливание, с другой стороны, как бы «защищено от вымирания». Регулярная положительная или отрицательная обратная связь помогает подкрепить поведение в некоторых случаях лучше, чем многократное воздействие определенного стимула.
Важность классического и оперантного обусловливания
Хотя они могут показаться абстрактными понятиями, классическое и оперантное обусловливание являются ценными инструментами для среднего владельца кошки. Приучаете ли вы свою кошку садиться в переноску для путешествий, тренируете правильное поведение на горшке или что-то промежуточное, оба этих метода обучения являются неотъемлемой частью безопасного и эффективного ухода за кошкой.
Тем не менее, есть один элемент, который многие люди до сих пор упускают из виду: снижение чувствительности вашей кошки к чему-то, чего она боится. Ветеринары называют это «систематической десенсибилизацией и контробусловливанием» или DS/CC. Этот метод может быть полезен для людей, которые усыновили кошек с травмами от прошлых владельцев или условий жизни. Вот как это работает.
1. Повторно введите стимулПредставьте, что ваша кошка агрессивна по отношению к другим животным. В этом случае стимулом или триггером может быть присутствие другой кошки. Лучший способ десенсибилизировать вашу кошку — водить ее рядом с другими животными из семейства кошачьих на нейтральной территории (например, в общественном парке), давая при этом положительное подкрепление, например угощение, или перенаправляя ее, например, играя с предметами.
Будьте очень осторожны с этим. Успешный DS/CC не должен вызывать резких ответов. Конечно, агрессивная кошка из нашего примера может защищаться, увидев других кошек, но она не должна паниковать, царапаться, выть или издавать другие угрожающие кошачьи звуки.
Через некоторое время вы можете попробовать познакомить свою устоявшуюся кошку с другой, поместив их в отдельные переноски на противоположных сторонах нейтральной комнаты. Таким образом, они могут чувствовать запах друг друга и видеть друг друга без риска ссоры. Это очень мягкие методы повторного введения, которые отлично подходят для постепенной десенсибилизации.
2. Создание положительных ассоциацийЧастью основной идеи контробусловливания является замена отрицательного стимула положительным или нейтральным. Это означает, что вам нужно превратить то, что раньше было пугающим или неудобным, в успокаивающий, приятный или нейтральный опыт. Кошка из нашего примера, в идеале, в конечном итоге будет получать удовольствие или быть безразличной к компании других кошек.
Но как это связано с классическим или оперантным обусловливанием? DS/CC — хорошая смесь этих двух. Первая половина процесса должна быть сосредоточена на формировании безразличия вашей кошки к ранее негативному раздражителю путем повторного воздействия 9. 0147 и положительное подкрепление.
Примеры классической физической подготовки домашних животныхСуществует множество способов интегрировать классическую физическую подготовку в обучение вашего питомца. Эти примеры могут вдохновить вас.
Dinnertime ExcitementРассмотрим повседневную жизнь специалистов по уходу за домашними животными. Работают ли они в клинике или интернате, скорее всего, они работают в основном по фиксированному графику. Каждый день перед закрытием они берут тележку и едут в питомник на кормление. Кошки возбуждаются, начинают возбужденно мяукать и направляются к своим мискам при звуке колес тележки, катящихся по проходу.
Такое поведение является результатом классической обусловленности. До пребывания в этом интернате звук тележки с едой был для этих кошек США. Но теперь они связывают это с приемом пищи. Из-за этого кошачий энтузиазм по поводу еды распространяется и на тележку.
Дрессировка с помощью кликераДрессировка с помощью кликера включает в себя создание звука «щелчок» каждый раз, когда ваша кошка правильно выполняет задание. Это дает кошке две вещи:
- Щелчок действует как звуковой подкрепляющий сигнал, подтверждающий желаемое поведение вашей кошки.
- Щелчок сигнализирует о том, что лакомство или другая награда будут следовать желаемому поведению.
Можно возразить, что это относится как к классическим, так и к оперантным категориям обусловливания. Но его лучше квалифицировать как последнее, поскольку вы можете рассматривать кликер как элемент положительного подкрепления. Возможно, это одна из причин, по которой дрессировка с помощью кликера широко рассматривается как один из самых мощных инструментов дрессировки, который может использовать владелец, особенно при работе со служебными животными.
Чему учит животное классическое обусловливание?Кошки и другие животные учатся разными способами. То, как и в какой степени классическое обусловливание влияет на способность к обучению, зависит от конкретной кошки. Спектр индивидуальных стилей обучения был одним из центральных направлений Павлова в более поздних исследованиях.
Животные могут обучаться самым разным вещам посредством классического обусловливания. Но существует меньше типов обучения, которые они могли бы использовать. Основные типы следующие:
- Обобщение: После интенсивного кондиционирования ваша кошка может давать условный ответ на стимулы, похожие на США. Например, у вашей кошки может выделяться слюна, когда она слышит звук, похожий на звук колокольчика, с которым вы тренировались, будь то другой звонок или соответствующий звук. Это потому, что он «обобщает» связь между тоном и временем приема пищи.
- Дискриминация: Это противоположно обобщению. Вместо того, чтобы группировать стимулы в общую категорию, ваша кошка будет различать их. Таким образом, он может распознать, что звон колокольчика означает ужин, но дверной звонок может не обязательно означать то же самое.
- Обусловливание второго порядка: Этот тип классического обусловливания удваивается сам по себе. Вот как это работает: подарите своей кошке CS и новый, второй УЗИ. Ваша кошка сформирует двойную ассоциацию и покажет CR в ответ на оба. Например, кошка может ассоциировать вас с доступом во двор или патио, если вы выпускаете ее чаще, чем ваших соседей по дому. Кроме того, каждое утро они слышат ваш будильник еще до того, как вы выходите, чтобы выпустить их на улицу. В этом случае кошка развила CR на ваше присутствие утром и условную реакцию второго порядка на ваш сигнал тревоги.
Существует бесконечный список того, чего вы и ваша кошка можете достичь с помощью небольшого количества классических упражнений. Эта техника — один из лучших инструментов для управляемой жизни владельца кошки.
Что, если бы Павлов вместо этого экспериментировал с кошками?Одной из причин роста популярности концепции «Кошки Павлова» является комик Эдди Иззард. В одном из своих номеров Иззард представил, каково было бы Ивану Павлову, если бы он проделывал свои знаменитые эксперименты с упрямыми кошками вместо собак.
Иззардс начинает анекдот кратким описанием исследования Павлова с собаками. Затем он цитирует вымышленные «дневные записи», размышляя о процессе с кошками. «Вы никогда не слышали о его кошачьих результатах, не так ли? Если бы он опубликовал их, он бы только что закончил!» Он обрисовывает воображаемые записи Павлова, ведя хронику поведения кошек:
- Кошки услышали звонок и пошли открывать дверь, вместо того чтобы ждать еды.
- Кошка послушалась звонка и не проголодалась, сказав Павлову, что ела сегодня утром.
- На следующий день кот украл батарейки, из-за чего Павлов не смог воспроизвести звук цифрового звонка.
- В последний день кошка положила лапу на колокольчик раньше, чем Павлов успел позвонить, издав «глухой» звук.
Известно, что кошки более упрямы, чем собаки, поэтому их труднее дрессировать. Забавно шутить о том, насколько это может быть тяжело — и это все, что должно быть. Хорошее время. Когда вы расслабитесь и позволите своей кошке тренироваться в своем собственном темпе, вы обнаружите, что методы кондиционирования надежны и могут дать положительные результаты.
Улучшите самочувствие вашей кошки с помощью классического кондиционераКлассический кондиционер — невероятно эффективный способ изменить поведение вашей кошки. Это настолько эффективно, что большинство людей иногда даже не осознают, что они это делают. Просто подумайте об этом: каждый раз, когда вы открываете пакет с лакомствами или выхватываете бутылку с распылителем, когда ваша кошка прыгает на стол, вы тренируете свою кошку.