Павлов кратко о его достижениях: Краткая биография Ивана Павлова для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное

Сегодня — День российской науки: в Рязанской области вспоминают о достижениях земляков — Общество

Общество

Владимир Путин накануне подписал указ о присуждении премий для молодых учёных. А в Рязанской области сегодня вспоминают о крупных достижениях именитых земляков. Среди имён — первый русский Нобелевский лауреат Иван Павлов.

О знаменитой собаке Павлова мы помним из учебника по биологии за 9 класс. В памяти всплывают такие слова, как «рефлекс», «условия», «опыт» и даже «фистула». Но к сожалению, не все знают о величайших достижениях ученого в других направлениях. В течение своей профессиональной деятельности Иван Петрович Павлов совершил открытия в области физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. Ввел понятие темперамент, выделил его подвиды. Разбирался в искусстве, по одной картине мог определить, каким характером обладает персонаж. Например, на картине Васнецова «Богатыри» он четко видел, что Илья Муромец — настоящий флегматик, Добрыня Никитич — сангвиник, ну а Алеша Попович — холерик.

Смысл своей жизни Павлов определил в следующих строчках. Что, если бы осуществилась моя мечта, чтобы наша лабораторная коллективная работа заметно дала о себе знать на устроение человеческого счастья, и чтобы она в моей любимой науке оставила достойный памятник нашего русского ума. То есть Павлов изучал науку ликующей жизни. Как он выражался сам.

Наталья Загрина, директор мемориального комплекса «Музей-усадьба Академика И.П. Павлова».

Находясь на последнем курсе Рязанской духовной семинарии, Иван Петрович прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора Сеченова. Этот научный труд перевернул жизнь будущего ученого и дал огромный толчок в изучении физиологии. Кто бы мог подумать, что работы ученого из Рязани и через века останутся фундаментом всех сегодняшних представлений о деятельности органов пищеварения, механизмах их регуляции и о том, как может нарушиться их работа. Так в 1904 году Павлов стал первым российским ученым, получившим Нобелевскую премию.

Это действительно самый известный ученый. Ученый планетарного масштаба. Вы можете себе представить, когда в 1923 году в Бостоне Павлов появился на физиологическом конгрессе, полторы тысячи ученых встали как один и приветствовали его пятиминутными овациями. Таково было признание не только Павлова, но и той великой страны, которую он так достойно представлял.

Наталья Загрина, директор мемориального комплекса «Музей-усадьба Академика И.П. Павлова»

Путь становления Павлова-ученого начался именно здесь в его рязанской усадьбе на улице Никольская. В 1964 году улица стала носить фамилию ученого. Сейчас здесь мемориальный комплекс. Состоит из нескольких частей — усадьба Ивана Петровича, где показан его быт, научный центр, там находятся плоды его научных творений и сад, где посетители могут поиграть в любимую игру ученого — городки.

Американская биография Ивана Павлова

Александр Генис: Сегодня Марина Ефимова представит слушателям АЧ вышедшую на Западе биографию академика Павлова, которая поможет по-новому взглянуть на великого русского ученого.

Марина Ефимова: В Америке вышла биография русского физиолога Ивана Петровича Павлова, написанная историком медицины профессором Дэниелем Тоддом. Книга называется «Иван Павлов. Жизнь в российской науке». Автор уделяет немалое внимание тому факту, что в Америке Павлова часто понимали или трактовали неверно, начиная с его главного открытия — «условных» и «безусловных» рефлексов. (Как известно, Павлов заметил, что у подопытных собак слюна выделялась не только от вида и запаха еды, но даже и при виде белых халатов служащих, которые кормили собак, или от звуков, напоминавших о кормёжке. Он назвал это «условным» рефлексом – в отличие от «безусловного» рефлекса – слюноотделения при виде самой еды). Но переводчики вместо слова conditional — «условный», использовали слово conditioned, что придало термину неверный оттенок. Тодд пишет:

Диктор: «Многое из того, что мы знаем о Павлове, базировалось на плохом переводе и неверной интерпретации. В частности, невероятно популярен стал образ собаки, выделяющей слюну под звуки колокольчика. Но Павлов не использовал пресловутый колокольчик. Ему нужен был точный контроль над рефлексом, и он использовал метроном, звонок или электрошок».

Марина Ефимова: Идеи Павлова о деятельности мозга пытались подтянуть под свои убеждения сторонники бихевиаризма, которые считали, что в психологии человека значение имеет лишь то, что поддаётся наблюдению и измерению. Но вот что сказал сам Павлов в нобелевской лекции:

Диктор: «В сущности, нас интересует в жизни одно – наше психическое содержание. Его механизмы, однако, окутаны глубоким мраком. Все ресурсы человека, искусство, религия, литература, философия, историческая наука – все объединились, чтобы пролить свет в эту тьму. Но в нашем распоряжении есть еще один могучий ресурс – естествознание и его объективные методы. И эта наука делает каждый день гигантские шаги».

Марина Ефимова: Биограф Дэниел Тодд так проясняет эту ситуацию:

Диктор: «Павлов никогда не отрицал значения субъективного опыта. Он считал человеческую психологию «одной из последних тайн жизни». Он лишь надеялся, что естествознание сможет осветить, как он писал, «механизм и значение того, что больше всего занимает человека – совесть и её муки».

Марина Ефимова: Поговорив об ошибках американцев, стоит вспомнить, много ли мы сами знаем о нашем соотечественнике. Иван Павлов был первым русским лауреатом Нобелевской премии. Он был учёным, которому в начале 20-го века западные медики присудили статус, которого не давали никому ни до, ни после — «Старейшина мировой физиологии». Нобелевскую премию ему присудили в 1904 г. за исследование в области кровообращения и пищеварительных процессов. Одно из важнейших достижений Павлова – «хронический эксперимент» — то есть, долгое «изучение живого организма в его естественном, целостном поведении». Для этого он еще в молодости, под руководством хирурга Ильи Фаддеевича Циона овладел виртуозной оперативной техникой.

Диктор: «Годы вырабатывал Павлов технику создания фистулы, в которую выводился конец пищевода или кишечника подопытной собаки. С помощью фистулы он получал чистый пищеварительный сок по длине всего желудочно-кишечного тракта – от слюнной железы до толстых кишок — и смог сделать целый ряд открытий в области рефлексов живого организма. За 10 лет он, по сути, создал современную физиологию пищеварения».

Марина Ефимова: В нобелевской лекции Павлов специально отметил, что его опыты проводятся, «не проливая ни капли крови, не причиняя собакам боли». Главное условие «хронического эксперимента» — опыты на здоровых животных. Конечно, многие собаки погибали под ножом Павлова, и он писал, что каждый раз чувствует стыд и сожаление, и утешается лишь тем, что делает это «в интересах истины». Добавим, что хотя в Петербурге (где Павлов учился и работал) памятник ему поставили лишь к столетию его Нобелевской премии– в 2004 г., памятник собаке Павлова стоит там с 1935 г – по настоянию самого учёного.

В интернетных отзывах о многочисленных памятниках Павлову, расставленных по городам России, Украины, Грузии и Чехии, кто-то написал: «Павлов был самым любимым учёным советской власти. Его открытия давали возможность управлять сознанием народа». Тут нужна очень важная поправка – советская власть сумела использовать имя Павлова только после его смерти. Вот энциклопедическая справка.

Диктор: «Посмертно Павлов был превращён в символ советской науки, его труды называли идеологическим подвигом. Под лозунгом «защиты павловского наследия» была проведена в 1950 г. «Павловская сессия» Академии наук, с которой начались гонения ведущих физиологов страны».

Марина Ефимова: А что же было при жизни? В 1929 г, выступая на юбилее Сеченова Павлов сказал:

Диктор: «Введен в устав Академии параграф, что вся работа должна вестись на платформе учения Маркса и Энгельса. Разве это не величайшее насилие над научной мыслью?.. Прежняя интеллигенция или истребляется, или развращается… Мы живем в обществе, где государство – всё, а человек – ничто, а у такого общества нет будущего, несмотря ни на какие Днепрогесы»

Марина Ефимова: В1934 г, в письме министру Каминскому Павлов писал: «Террор и безудержное своеволие власти превращает нашу азиатскую натуру в позорно рабскую. А много ли хорошего можно сделать с рабами? Пирамиды? Да. Но не всеобщее благополучие». Напомним, что у Павлова была семья, четверо детей. Биограф пишет:

Диктор: «В 1927 г. Сталин начал чистки среди интеллектуалов. Павлов пришел в ярость и написал Сталину: «Сегодня мне стыдно, что я русский». Защитил учёного Бухарин, написавший Куйбышеву и Сталину: «Да, Павлов не поёт Интернационал, но несмотря на своё брюзжанье, он подходит нам идеологически – не в речах, а в трудах». Сталин согласился».

Марина Ефимова: И даже в разгар террора Павлова не трогали. Молотов лишь пересылал Сталину его яростные письма с припиской: «Еще одна нелепица от Павлова».

После всего сказанного понятно, почему имя Павлова окружено мифами и слухами. Считалось, что он остался в России (несмотря на приглашение из Швеции) потому, что не хотел покидать родину. На самом деле он просил разрешения уехать, но его не выпустили. Вопрос о его религиозности остается таким же спорным, как и вопрос о его антисемитизме. Путаница, видимо, в том, что Павлов яростно боролся с подавлением религии, будучи сам человеком нерелигиозным; яростно боролся с дискриминацией евреев, но мог отпустить антисемитское замечание или шутку. Он вообще, судя по всему, был человеком очень спорных эмоций. Интересны наблюдения художника Нестерова, которому заказали портрет Павлова. «Сперва я отказался, — пишет художник. — Я смотрел на его фотографии и не видел признаков ничего чрезвычайного, волнующего воображение». Но всё же художник согласился попробовать и приехал на квартиру к ученому:

Диктор: «Не успел я осмотреться, как неожиданно, стремительно, прихрамывая и громко говоря, появился откуда-то из-за рояля сам «легендарный человек». Целые вихри слов, жестов опережали друг друга. Более яркой особы я представить не мог. Он был так не похож на официальные снимки! Я был покорён сразу и навсегда».

Марина Ефимова: Результатом стал лучший портрет Павлова, 1935 года, за год до смерти – на фоне окна, в профиль, с двумя сжатыми кулаками.

Последний миф о Павлове – миф о его смерти. Во-первых, он умер в 1936 г., что само по себе подозрительно. Во-вторых, возможными причинами смерти 86-летнего (но абсолютно здорового) учёного называют две: пневмония или яд. И, наконец, заключительная легенда о его смерти чудно взмывает над угрюмой советской реальностью 1936 года. Говорят, перед самым концом Павлов созвал учеников и попросил их фиксировать стадии его состояния. Когда руки его стали коченеть, в дверь квартиры позвонили, и открывший дверь ученик сказал посетителю: «Извините, но академик сейчас очень занят. Он умирает».

Классическое обусловливание и как оно может повлиять на вашу повседневную жизнь

Написано Терезой Бирд

Медицинский обзор Джабина Бегума, доктора медицинских наук, 25 ноября 2021 г.

  • Что такое классическая теория обусловливания?
  • Что такое эксперимент Маленького Альберта?
  • Какие примеры классического обусловливания?

Классическое обусловливание, также называемое павловским обусловливанием или обусловливанием респондента, представляет собой обучение через ассоциации. Этот поведенческий метод обучения был впервые изучен в конце 19 века.ХХ века русским физиологом Иваном Павловым.

В 1890-х годах Павлов экспериментировал с собаками, звоня в колокольчик всякий раз, когда их кормили. Со временем собаки научились ассоциировать нейтральный раздражитель (звон колокольчика) с положительным (еда). Павлов также заметил, что у его собак часто начиналось слюноотделение всякий раз, когда они слышали шаги его помощника, несущего им еду. Эта связь между положительными и нейтральными стимулами стала основой классической теории обусловливания.

В конце концов, Павлов связал эти поведенческие ассоциации с людьми и провел остаток своей карьеры, изучая это явление.

Классическая теория обусловливания утверждает, что поведение усваивается путем соединения нейтрального стимула с положительным, например, собаки Павлова слышат звонок (нейтральный) и ожидают еды (положительный). Выученное поведение называется условной реакцией. Нормальные процессы, такие как выделение слюны при запахе пищи, — это так называемая безусловная реакция.

Классическое обусловливание состоит из трех стадий. Вот краткий обзор каждого из них.

Стадия 1: Перед кондиционированием. Что-то в окружающей среде вызывает у субъекта естественную реакцию. На этом этапе новое поведение еще не изучено. В эту стадию также входит нейтральный раздражитель, не воздействующий на субъекта.

Стадия 2: Во время кондиционирования. На этой стадии нейтральный стимул ассоциируется с положительным стимулом, вызвавшим реакцию на первом этапе. В эксперименте Павлова на этом этапе звонили в колокольчик, когда собак кормили. После многократного воздействия колокольчик стал ассоциироваться у собак с едой, и когда они его слышали, у них выделялась слюна, даже если еды не было.

Этап 3: После кондиционирования. На заключительном этапе обусловливания нейтральный раздражитель прочно связан с безусловной реакцией. Это создает новое поведение или так называемую условную реакцию.

Считающийся одним из «самых этически сомнительных экспериментов из когда-либо проводившихся», эксперимент с Маленьким Альбертом был разработан психологами Джоном Б. Уотсоном и Розали Рейнер, которые впервые применили классические принципы Павлова к человеческому поведению.

В 1920 году Уотсон и Рейнер начали свой эксперимент по обучению поведению с 9-месячным мальчиком по имени Альберт. Они проверили реакцию Альберта на различные вещи в его окружении, в том числе на белую крысу, горящие газеты и удары молотком по четырехфутовому стальному стержню сразу за головой Альберта. Поскольку звук молотка пугал Альберта, он стал безусловным раздражителем, а страх стал безусловным ответом.

Когда Альберту было 11 месяцев, ему подарили белую крысу. Когда он попытался погладить его, по трубе ударили молотком, вызвав страх. Исследователи выполняли тот же процесс в течение следующих нескольких недель, пока крыса не была представлена ​​Альберту, что вызвало пугающую реакцию.

Они воспроизвели эти результаты с кроликом, собакой и несколькими другими стимулами, которые ранее были нейтральными. В конце эксперимента Альберт представил всем им реакцию страха.

Классическая обусловленность связана не только с едой или страхом. Вы видите примеры этого типа обусловленности каждый день, хотя вы можете не знать об этом или не думать об этом сознательно. Вот несколько примеров классической обусловленности в повседневной жизни.

  • Каждый раз, когда вы надеваете обувь, ваша собака волнуется и бежит к входной двери. Ваша собака ассоциирует то, что вы надеваете обувь, с прогулкой или, может быть, с поездкой на машине.
  • Вы всегда покупаете крекеры одного и того же типа для утреннего перекуса вашего ребенка. Когда вы вытаскиваете из шкафа коробку с крекерами, ваш малыш приходит в восторг и тянется к ней, потому что она ассоциируется у него с перекусом.
  • Некоторые духи напоминают вам о вашей покойной бабушке. После ее смерти вдыхание этих духов или подобных ароматов вызывает у вас грусть из-за ассоциации с вашей бабушкой.
  • Ваш требовательный начальник иногда ругает неэффективных сотрудников в своем офисе. Вы нервничаете или взволнованы всякий раз, когда ваш начальник приглашает одного из ваших коллег в свой кабинет и закрывает дверь, потому что он так делает, когда у кого-то проблемы.
  • Во время тренировки вы слушаете любимую музыку. Обычно вам не нравится тренироваться, но со временем вы начинаете связывать положительные эмоции, которые вы получаете от своего плейлиста, с тренировкой.

Top Picks

Павлов Кошки: Классическое обучение и поведение кошек

Джазмин Мерфи Опубликовано