Краткая биография Павлова Ивана Петровича, академика и физиолога > 6 пчел
Иван Петрович Павлов (1849-1936) – выдающийся русский ученый, физиолог, основоположник учения о ВНД, основатель первой физиологической школы в России. В биографии Павлова есть немало интересных, увлекательных моментов.
Детские и отроческие годы
Иван Петрович Павлов родился 14 (26) сентября 1849 г., в Рязани. Обучение грамоте началось, когда Ивану было восемь лет. Но за школьную скамью он сел только через 3 года. Причиной такого опоздания стала сильная травма, которую он получил, раскладывая яблоки для просушки.
После выздоровления, Иван стал учеником духовной семинарии. Он отлично учился и быстро выдвинулся в репетиторы, помогая своим отстающим однокашникам.
Будучи гимназистом, Павлов познакомился с трудами В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, и проникся их идеями. Но пламенным революционером воспитанник духовной семинарии не стал. Вскорости Иван увлекся естествознанием.
Огромное влияние на юношу оказала работа И. М. Сеченова, “Рефлексы головного мозга”.
Читайте также: Маяковский биография
Закончив 6 класс, Иван понял, что не желает идти по выбранному ранее пути и начал готовиться к поступлению в университет.
Дальнейшее обучение
В 1870 г. Иван Петрович перебрался в Питер и стал студентом физико-математического факультета. Как и в гимназии, он отлично учился и получал императорскую стипендию.
По мере обучения, Павлов все больше увлекался физиологией. Окончательный выбор был сделан им под влиянием профессора И. Ф. Циона, который читал лекции в институте. Павлов был восхищен не только искусством проведения опытов, но и удивительным артистизмом педагога.
В 1875 г. Павлов с отличием окончил институт.
Основные достижения
В 1876 г. Иван Павлов устроился в качестве ассистента в лабораторию Медико-хирургической академии. На протяжении 2 лет он проводил исследования по физиологии кровообращения.
Труды молодого ученого были высоко оценены С. П. Боткиным, который пригласил его к себе. Принятый в качестве лаборанта, фактически Павлов возглавил лабораторию. За время сотрудничества с Боткиным, он добился потрясающих результатов в сфере изучения физиологии кровообращения и пищеварения.
Павлову принадлежит идея введения в пpaктику хронического эксперимента, при помощи которого у исследователя есть возможность изучения деятельности здорового организма.
Разработав метод условных рефлексов, Иван Петрович установил, что происходящие в мозговой коре физиологические процессы находятся в основе психической деятельности.
Исследования Павловым физиологии ВНД оказали огромное влияние как на медицину и физиологию, так и на психологию и педагогику.
Лауреатом Нобелевской премии Иван Петрович Павлов стал в 1904 г.
Cмepть
Иван Петрович Павлов ушел из жизни 27 февраля 1936 г., в Ленинграде. Причиной cмepти стало острое воспаление легких. Похоронен Иван Петрович был на Волковском кладбище. Его cмepть была воспринята народом как личная утрата.
Другие варианты биографии
- Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе
Интересные факты
- Изучая краткую биографию Павлова Ивана Петровича, следует знать, что он был непримиримым противником партии.
- В юности Иван Павлов увлекался коллекционированием. Сперва он собирал коллекцию бабочек, а потом заинтересовался собиранием марок.
- Выдающийся ученый был левшой. Всю жизнь у него было слабое зрение. Он жаловался на то, что “ничего не видит без очков”.
- Павлов много читал. Он интересовался не только профессиональной, но и художественной литературой. По свидетельству современников, несмотря на нехватку времени, Павлов каждую книгу прочитывал дважды.
- Академик был заядлым спорщиком. Он мастерски вел дискуссию, и мало кто мог сравниться с ним в этом искусстве. Одновременно ученый не любил, когда с ним быстро соглашались.
Оценка по биографии
Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценкуСредняя оценка: 4.7 баллов. Всего получено оценок: 43.
Рик Анкель (Rick Ankiel) краткая биография бейсболиста
Наиболее известен как необузданный питчер Сент-Луиса, который бил во внешнюю часть поля…
01 02 2023 5:20:50
Отряды млекопитающих – таблица (7 класс)
Основными признаками, по которым идёт классификация, являются строение зубов и конечностей…
31 01 2023 7:59:13
Магматические горные породы – примеры, что относится, список в таблице
30 01 2023 16:42:43
Природные зоны Польши – основные особенности
Благодаря мягкому континентальному климату природа этого края отличается приятным разнообразием, а природные зоны Польши представлены широколиственными лесами и участками высотной зональности в горах. ..
29 01 2023 22:16:17
Географическое положение Великобритании – кратко об особенностях экономико-географического положения
Кроме того, в состав Великобритании входят 4 крупные области: Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия…
28 01 2023 23:27:36
Цитоплазма живой клетки – роль, функция и движение в процессе деления
Понятие было введено в 1882 году немецким ботаником Эдуардом Страсбургером…
27 01 2023 7:45:55
Горные породы и минералы – чем отличаются, какие входят в состав
Внешняя оболочка земного шара состоит из множества пород и самых различных минералов, каждый из которых представляет большой интерес для науки…
26 01 2023 23:31:23
Мир глазами астронома (4 класс) по окружающему миру
Узнаем, что такое вселенная, и какое место в ней занимает наша планета Земля…
25 01 2023 0:27:50
Эпоха дворцовых переворотов в России кратко (1725-1762), о начале и итогах в таблице
О том, что происходило в этот отрезок времени – 1725-1762 года – и говорим сегодня. ..
24 01 2023 4:58:26
Виды юридической ответственности, смысл понятия, какие принято выделять в таблице
Социальная ответственность – это отношения между личностью и какой-либо социальной группой или государством в целом…
23 01 2023 19:46:31
Световая фаза фотосинтеза – отличие от темновой кратко и понятно
На этой стадии образуется кислород и запасается энергия для реакций темновой фазы…
22 01 2023 8:52:45
Природные зоны реки Обь – по каким зонам протекает
Расположена она на территории Западной Сибири и является главной трaнcпортной артерией этого региона…
21 01 2023 13:30:12
Восточная Сибирь – краткая хаpaктеристика (8 класс), географическое положение и протяженность
Данный регион отличается суровым климатом, ограниченной флорой и фауной, и невероятно богатыми природными ресурсами. ..
20 01 2023 9:17:11
Метаболизм клетки (биология, 10 класс)Цель метаболизма – создание сложных веществ и снабжение организма энергией…
19 01 2023 9:41:23
Рафаэль Надаль (Rafael Nadal) краткая биография теннисиста
Наиболее известен как чемпион на теннисном корте с глиняным покрытием, который выиграл четыре чемпионата Франции подряд…
18 01 2023 10:37:49
Мирослава Карпович краткая биография артистки
Еще в юном возрасте Мира захотела быть актрисой, упopно шла к этой цели. А в 2006 году успешно окончила МХАТ, где училась у превосходных педагогов: Золотовицкого и Земцова. Первая роль в театре в биографии Карпович была сыграна еще во время обучения. Это была постановка «Пышка». Также в театре Мирослава сыграла в спектаклях: «С любимыми не расставайтесь», «Ты», «Безымянная звезда», «По семейным обстоятельствам». За свои роли в театре юная актриса уже тогда получила премию «Золотой лист» и премию имени Царева.
17 01 2023 11:46:59
Теологическая теория происхождения государства и права – кратко о представителях, плюсы и минусы
Теология – учение, объясняющее толкования и появления знаний о Боге…
16 01 2023 14:58:45
Крайние точки Евразии и их координаты (западная, восточная, южная, северная)
Его площадь настолько велика, что занимает около 1/3 всей поверхности суши…
15 01 2023 1:53:15
Древняя Месопотамия – культура и искусство цивилизации
Рассмотрим, как жили люди не этой земле тысячи лет назад…
14 01 2023 5:10:18
Северная Америка – описание и протяженность материка, главное для доклада по географии по плану для 7 класса
Чтобы дать полную информацию о континенте, необходимо составить план описания Северной Америки…
13 01 2023 12:35:49
Географическое положение материка Северная Америка относительно других материков и экватора
Географическое положение Северная Америка является третьим по площади материком после Европы и Африки. Расположена она в Западном полушарии севернее экватора. Ее крайними точками являются:…
12 01 2023 11:19:52
Склонение существительных – как определить три склонения имен существительных, таблица 4 класс
Здесь вы узнаете, какие типы склонений существуют, как правильно их определять, какие они имеют особенности, а также найдёте примеры каждого из них…
11 01 2023 10:53:39
Джимми Коннорс (Jimmy Connors) краткая биография теннисиста
При рождении в биографии Джимми Коннорса было получено имя Джеймс Скотт Коннорс младший…
10 01 2023 6:38:40
Виды иммунитета в таблице
Различают несколько видов иммунитета в зависимости от признака классификации…
09 01 2023 18:30:36
Машиностроение Зарубежной Европы – хаpaктеристика
Факторы развития Машиностроение Зарубежной Европы развивается благодаря совокупности таких факторов:. ..
08 01 2023 1:58:54
Биография Вероники Орхидеи
Один из последних и самых успешных проектов – сеть студий ORCHID NAILS…
07 01 2023 20:50:36
Самая краткая биография Шишкина
Родился Иван в городе Елабуга в Вятской губернии 25 января 1832 года в купеческой семье…
06 01 2023 21:44:38Строение Солнечной системы (3 класс, окружающий мир)
Земля является частью Солнечной системы, в которой все космические тела подчинены главной центральной силе – Солнцу…
05 01 2023 4:14:11
Краткие и полные страдательные причастия – формы, используемые в предложениях
В статье приведены отличительные особенности этих форм причастия, описаны их хаpaктерные особенности с примерами…
04 01 2023 4:38:26
Типология обществ – таблица по теме (10 класс)
Научные подходы позволяют выделить основные признаки типов государственного устройства. ..
03 01 2023 15:32:13
Эрик Эриксон биография психолога кратко
В 1911 г. Хомбургер официально усыновляет мальчика, и тот становится Эриком Хомбургером. Историю его рождения от него тщательно скрывают, и мальчик растёт, не зная, кто его настоящий отец….
02 01 2023 10:21:46
Определительные и обстоятельственные наречия, обстоятельство места
В статье приведены хаpaктерные особенности обстоятельственных и определительных наречий, их отличия между собой, виды и примеры…
01 01 2023 5:45:22
Медведев Дмитрий Анатольевич биография, национальность, семья и личная жизнь премьер-министра кратко
Учился Дмитрий Анатольевич в школе №305 в Купчино. В 1983 году поступил на юридический факультет Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова, который закончил с красным дипломом в 1987 году. После окончания университета он поступил в аспирантуру, которую закончил в 1990 году. В университет Д. Медведев стал члeном ВЛКСМ, а потом КПСС (оставался члeном партии до 1991 года)….
31 12 2022 12:39:34
Философия Эпохи Просвещения – кратко самое главное об особенностях и философах
Новые тенденции в европейской культуре были названы эпохой Просвещения…
30 12 2022 10:44:20
Джек Крамер (Jack Kramer) краткая биография теннисиста
При рождении в биографии Джека Крамера было получено имя Джон Альберт Крамер…
29 12 2022 9:29:42
Семейные ценности и традиции в российской семье
Теоретические понятия темы Понять, что такое семейные ценности, можно, разобравшись сначала в термине «семья». Понятие «семья» основывается на брачных отношениях или кровных родственных связях. Семья – небольшая ячейка общества. Количество члeнов ее очень различно. Назвать точное количество невозможно. Семья объединяет людей бытовыми условиями совместного проживания, ответственностью за близких, мopaльными и правовыми нормами. …
28 12 2022 7:38:21
Языковые семьи Зарубежной Европы и языки
Примерно в 5-6 веке до нашей эры, все жители равнин и гор разговаривали, понимая друг друга…
27 12 2022 16:55:47
Лейтон Хьюитт (Leyton Hewitt) краткая биография теннисиста
Биография Лейтона Хьюитта наиболее известна как биография победителя чемпионата США 2001 года…
26 12 2022 3:33:53
Сезонные явления в жизни птиц, их роль кратко
Сезонные явления в жизни птиц обусловлены поиском наилучших условий для питания, размножения, проживания…
25 12 2022 9:59:40
Флоренс Чедвик (Florence Chadwick) краткая биография пловца
8 августа 1950 года спортсменка преодолела рекорд по пересечению Ла-Манша вплавь, установленный 24-летней Гертрудой Эдерле. Чедвик проплыла 20 миль (32 км) от Франции до Англии за 13 часов 20 минут. В сентябре 1951 года она переплыла пролив из Англии во Францию, став первой женщиной, пересекшей Ла-Манш в обоих направлениях. …
24 12 2022 22:26:32
Причины великих географических открытий – каковы были предпосылки? (7 класс, история)
Благодаря им человечество сделало большой шаг вперед в своем развитии и оказалось на пороге Нового времени…
23 12 2022 9:56:10
Гласные перед Н и НН в причастиях
В данной статье описаны правила написания безударных гласных перед этим суффиксом…
22 12 2022 13:20:54
Владимир Мономах краткая биография князя
После cмepти Всеволода Ярославича уступил престол Святополку, своему брату. Большой заслугой князя Владимира Мономаха в биографии стал разгром половцев. Мономах уступил Чернигов Олегу Святославичу. Половцы регулярно нападали на Переяславское княжество, где поселился Мономах. На Любечских съездах Владимир пытался сплотить Русь для противостояния половцам. После нескольких поражений половцев Русь была освобождена….
21 12 2022 16:11:10
Координаты крайних точек Южной Америки в градусах, самая высокая точка материка
На востоке его омывают воды Атлантического океана, на западе – Тихого, а северное побережье принадлежит Карибскому морю. ..
20 12 2022 2:31:48
Личность – социальная сущность человека, как проявляется (обществознание, 10 класс)
Человек – биосоциальное существо Человек сочетает в себе природные и социальные черты. Именно это сочетание обеспечивает ему возможность не только существовать, удовлетворяя свои естественные потребности, но и выстраивать отношения с другими людьми, реализовывать себя в той или иной сфере….
19 12 2022 10:18:37
Бэйб Рут (Babe Ruth) краткая биография бейсболиста
Рут, играющий левой рукой, в 1914-1919 годах проявил себя как труднопреодолимый питчер Рэд Сокс, один из самых успешных игроков главной лиги. Он выиграл 87, проиграл 44 игры, победил в трех чемпионатах США (один в 1916, два в 1918). По причине того, что питчеры участвуют не в каждой игре, в 1919 Рут был перемещен на позицию аутфилдера. Там его мастерство могло проявиться в полной мере….
18 12 2022 6:50:54
Минеральные ресурсы Зарубежной Европы – таблица, обеспеченности стран
Активное использование минеральных ископаемых привело к истощению запасов природных материалов. ..
17 12 2022 11:40:31
Самая краткая биография Баратынского
Родился Евгений 19 февраля 1800 года в селе Кирсановского уезда в семье генерал-лейтенанта…
16 12 2022 15:34:21
Дик Фосбери (Dick Fosbury) краткая биография легкоатлета
Биография Дика Фосбери наиболее известна как история прыгуна на высочайшее расстояние…
15 12 2022 7:56:58
В какой природной зоне расположена Беларусь, где находится Белоруссия
Особенности географического положения Беларусь находится в самом центре Европы. Она окружена такими странами, как Литва, Латвия, Польша, Украина, Россия. Ее территория полностью находится в умеренном климатическом поясе, что свидетельствует о мягком теплом климате. Также в Республике Беларусь нет высоких гор. …
14 12 2022 12:35:50
Еще:
Знания -1 :: Знания -2 :: Знания -3 :: Знания -4 :: Знания -5 :: Знания -6 :: Знания -7 :: Знания -8 :: Знания -9 :: Знания -10 :: Знания -11 :: Знания -12 :: Знания -13 :: Знания -14 :: Знания -15 :: Знания -16 :: Знания -17 :: Знания -18 :: Знания -19 :: Знания -20 ::
«Собака Павлова»: эксперимент длиною в жизнь
Помните, как мы, будучи школьниками, изучали на уроках биологии эксперименты Павлова над собаками? И долго смеялись, какие глупые у него собаки, что приступали к еде по сигналу? А потом звенел звонок и мы весело бежали в столовую. И, разумеется, чувствовали себя заметно умнее, чем собаки Павлова, привыкшие питаться после звукового или светового сигнала.
Возможно, это так и есть, а лучше разобраться в хитросплетениях человеческой мысли и научиться анализировать различные ситуации, взглянув на них со стороны, вы научитесь на нашей программе «Когнитивистика».
Пока же мы подробнее поговорим собственно об экспериментах великого российского ученого, первого российского Лауреата Нобелевской премии Ивана Петровича Павлова (1849-1936), внесшего неоценимый вклад в изучение высшей нервной деятельности, условных и безусловных рефлексов, вдохновившего новое поколение ученых на дальнейшие исследования. И, конечно, скажем пару слов о нем самом.
Исторический экскурс
Сегодня мало кто вспоминает нюансы биографии академика Павлова, однако изначально предполагалось, что Иван Петрович станет… священнослужителем. Предки будущего академика по отцовской и материнской линии посвятили свою жизнь служению русской православной церкви, сам Павлов закончил духовное училище, а затем духовную семинарию в Рязани.
Все бы так и шло по заранее намеченному плану, однако на последнем курсе семинаристу Ивану Павлову попала в руки книга «Рефлексы головного мозга», написанная российским физиологом и естествоиспытателем Иваном Михайловичем Сеченовым (1829-1905) [И. Сеченов, 2014]. Биографы утверждают, что именно эта книга стала поворотным моментом в выборе жизненного пути Павлова.
Так это или не так, сейчас судить сложно, однако по окончании духовной семинарии Павлов отправился не на церковную службу, а в Санкт-Петербургский университет. Изначально выбор у обладателя диплома о церковном образовании был не слишком широк, и Павлову пришлось подать документы на юридический факультет.
Спустя 17 дней после поступления, преодолев все формальности и реально действовавшие ограничения, Павлов перевелся на естественнонаучное отделение физико-математического факультета. Больше никаких колебаний в выборе профессии у Павлова не было, и всю свою научную жизнь он посвятил изучению высшей нервной деятельности млекопитающих, формирования условных и безусловных рефлексов на примере пищеварительной функции.
Поэтому сегодня можно смело считать, что все проведенные Павловым исследования – это один большой эксперимент длиною в жизнь. Наиболее исчерпывающее представление обо всех его достижениях дает «Полное собрание сочинений» в 6 томах, куда вошли все труды академика Павлова, и в их числе описание эксперимента Павлова над собаками [И. Павлов, 1951].
Остается добавить, что до того, как приступить к своим экспериментам, Павлов успел поучиться в Медико-хирургической академии, которая позднее была переименована в Военно-медицинскую, и пройти стажировку в Германии. Везде его наставниками были величайшие ученые своего времени: Константин Устимович, Рудольф Гейденгайн, Сергей Боткин и другие.
С 20-х годов 20-го столетия и до конца своей жизни Павлов работал в специально созданном под его запросы институте физиологии в Колтушах, что в Ленинградской области. В частности, знаменитые эксперименты над собаками он проводил в так называемой «Башне молчания» – полностью изолированном от проникновения внешних звуков здании.
Кроме того, там была создана система помещений, позволяющая наблюдать за поведением подопытных животных так, чтобы они не видели ученых. Если требовали условия исследования, животных можно было зафиксировать в определенном положении или ограничить их свободу перемещения. Итак, что же это были за эксперименты?
Эксперимент Павлова: кратко о сути простыми словами
Мы начали нашу статью с того, что большинство освоивших программу общеобразовательной школы людей помнят в общих чертах суть эксперимента Павлова и знают, что такое «собаки Павлова». К слову, этим словосочетанием часто обозначают не только животных, задействованных в опытах великого ученого.
Частенько называют словами «Собака Павлова» эксперимент, который поставил ученый над животными. В этом смысле словосочетание «собака Павлова» стало именем нарицательным, обозначающим и собак, задействованных в эксперименте, и сам эксперимент, и людей, склонных к слишком уж простым алгоритмам действий на основе очевидных раздражителей. Для того чтобы последний вариант стал понятнее, напомним вкратце суть эксперимента Павлова для тех, кто подзабыл детали.
Изначально ученый взялся за изучение темы пищеварения у млекопитающих, а собаки были выбраны в качестве объекта для опытов как подходящие по размеру и более терпеливые и спокойные, чем большинство других видов животных. В процессе наблюдения за выделением слюны у собак ученый заметил, что слюноотделение усиливается, когда в помещение заходит его ассистент, приносивший животным еду. Причем усиление слюноотделения наблюдалось до того, как собаки начинали поглощать пищу.
Павлов предположил, что собаки «узнают» его ассистента по белому халату, в который тот всегда был одет, и уже запомнили, что визит человека в белом халате означает скорое начало трапезы. Такую реакцию животных Павлов условно назвал «рефлекторной», причем разделил рефлексы на условные и безусловные.
Так, слюноотделение при получении пищи было отнесено к безусловным рефлексам, а отделение слюны при виде белого халата к условным или, другими словами, приобретенным. Чтобы проверить свои предположения, ученый организовал кормление собак с использованием других сопутствующих раздражителей.
Как вариант, началу трапезы предшествовал световой или звуковой сигнал, либо несильный удар электрическим током, а собственно еду подавали в автоматическом режиме без участия ассистента, чтобы исключить влияние нескольких факторов одновременно и облегчить трактовку результатов наблюдений.
Впоследствии из этой цепочки еду убрали и обнаружили, что при подаче привычного для животного сигнала слюна по-прежнему выделяется, даже если после этого никакого угощения не последует. Таким образом, рефлекторная реакция срабатывала при отсутствии еды.
Это наблюдение подтвердило изначальное предположение ученого, что природа рефлекторных реакций неоднородна и все рефлексы можно разделить на условные и безусловные. И, соответственно, его гипотезу, что в условных рефлексах задействован психологический механизм реакции на сигнал вкупе с готовностью собак к получению пищи.
В упрощенном виде эти эксперименты Ивана Павлова можно представить несколькими схематическими картинками, иллюстрирующими взаимосвязь между приемом пищи, сопутствующими внешними раздражителями и рефлекторной реакцией животных:
По ходу исследования встал вопрос о фиксации результатов и точности измерений. Более 10 лет своей научной карьеры Павлов потратил на изобретение и усовершенствование фистулы – особого приспособления, позволяющего выводить наружу все выделения из пищеварительной системы, начиная от слюны и заканчивая желудочным соком.
Изначальная сложность такой идеи заключалась в том, что выделявшийся желудочный сок начинал как бы «переваривать» кишечник и брюшную стенку, вызывая их эрозию. Ушло достаточно много времени прежде, чем удалось найти особый способ сшивать кожу и слизистую оболочку пищеварительной системы так, чтобы избежать повреждения тканей выделяемым соком.
Академику Павлову удалось сшить ткани так, чтобы туда можно было вставить металлические трубки, закрывающиеся пробками. Если вы не слишком брезгливы и впечатлительны, можете посмотреть видео «Собака Павлова» с описанием эксперимента, как это выглядело на практике:
В итоге можно было получить для исследования, например желудочный сок, просто открыв пробку в нужном месте. Выделения из пищеварительной системы нужны были для исследования количественных и качественных параметров: количество, интенсивность, химический состав и прочие данные. И, конечно, для продолжения экспериментов и подробного изучения механизмов взаимосвязи нервной и пищеварительной системы.
Для дальнейших исследований эксперимент усложнили и организовали процедуру так называемого «мнимого кормления». Для этого подопытной собаке хирургическим путем под наркозом перерезали пищевод таким образом, чтобы еда не попадала в желудок. Далее с животным проводили такую же серию экспериментов, как с его обычными сородичами, у которых пищевод не был нарушен, и еда при кормлении, соответственно, попадала в желудок.
Оказалось, что механизм рефлекторных реакций полностью совпадает и в случае, когда еда попадает в желудок, и в случае, когда еда не попадает в желудок. Так, безусловный рефлекс срабатывает, как только пища попадет в пасть собаки, а условный рефлекс начинает работать в ответ на сопутствующий внешний сигнал-раздражитель, звуковой, световой или электрический.
Далее эксперимент Павлова был усложнен еще больше и ученый попытался выяснить, как будет реагировать организм подопытного животного, если еду вводить непосредственно в желудок или кишечник. Как оказалось, и в этом случае у собак начинал выделяться желудочный сок. Сумма полученных результатов укрепила ученого в предположении, что пищеварительная система управляется не сама по себе, а регулятором, находящимся за пределами органов пищеварения, и что таким регулятором может быть нервная система.
Для проверки предположения в ходе дальнейшего эксперимента некоторым особям сделали денервацию органов пищеварения. Проще говоря, заблокировали чувствительные нервные окончания с целью препятствования их проводимости. После этого все ранее наблюдаемые в ходе эксперимента реакции исчезли. Академик Павлов впоследствии описал все свои опыты в книге «Вначале была собака. Двадцать лет экспериментов» [И. Павлов, 2018]. В книге эксперимент Павлова и его итоги описаны более сложным научным языком.
Итак, в чем же суть открытий Павлова, сделанных в ходе вышеописанных исследований? Попытаемся объяснить простыми словами. Для тех, кто пройдет нашу программу «Здоровье человека» это действительно будет несложно. Всем остальным будем пояснять суть научных терминов, которые использованы в описании.
«Собака Павлова» (эксперимент) – кратко об итогах:
- Обнаружено стимулирующее действие блуждающего нерва на желудочную секрецию и тормозное влияние симпатических нервных волокон.
- Удалось выяснить, что секреция желудочного сока усиливается под влиянием центральной нервной системы, которая получает сигналы от рецепторов в пасти собаки и отправляет в ответ по блуждающему нерву команду железам слизистой оболочки желудка.
- Удалось обнаружить, что сосуды, которые отвечают за кровоснабжение желудка и кишечника, находятся под влиянием нервных симпатических волокон.
- Обнаружено, что в пищеварительной системе есть рецепторы, от которых по чувствительным волокнам в мозг передается информация о наличии либо отсутствии еды.
- Удалось выяснить зависимость состава желудочного сока и скорости его выделения от характеристик еды, в частности, таких как соотношение белков, жиров и углеводов, наличия либо отсутствия ингредиентов, раздражающих слизистую желудка.
- Удалось выявить тормозное действие жировых субстанций на процесс секреции желудочного сока.
Теперь предлагаем обещанные пояснения терминов для тех, кто не силен в медицине и физиологии.
Итак, блуждающим нервом называют десятую пару черепных нервов, идущую от мозга по направлению к брюшной полости и иннервирующую («охватывающую») голову, шею, органы в грудной и брюшной полости. Именно поэтому он называется «блуждающим», т. к. он проходит («блуждает») практически через всю основную часть тела. Дополнительно уточним, что блуждающий нерв является самым длинным из всех черепных нервов.
Симпатическая нервная система – это часть вегетативной нервной системы. Симпатические волокна выходят на протяжении от первого-второго грудного сегмента спинного мозга до второго-четвертого поясничного сегмента спинного мозга и иннервируют все органы млекопитающих.
Теперь, когда мы внесли ясность в нюансы и результаты экспериментов академика Павлова, остается вопрос: зачем? Разумеется, цивилизованные люди понимают ценность научных исследований как таковых. И, особенно, исследований, которые, так или иначе, «проливают свет» на функционирование систем и органов млекопитающих, к коим относится и человек.
Однако всегда интересен не только сугубо теоретический, но и прикладной аспект исследований. В этом плане результаты эксперимента академика Павлова весьма значительны, потому что нашли применение в самых разных сферах медицины, экономики и даже шоу-бизнесе.
Значение эксперимента Павлова
В первую очередь исследования, проведенные академиком Павловым за его долгую научную жизнь, оказали огромное влияние на развитие медицины. Павлов настолько расширил знания о высшей нервной деятельности, физиологии пищеварения и взаимодействии нервной и пищеварительной систем, что это дало мощный толчок поиску методов лечения многих заболеваний.
Знание о механизме возникновения различных нервных рефлекторных реакций позволили расширить арсенал воздействия на организм человека с целью излечения. Если ранее лечение сводилось, в основном, к доступным методам воздействия на больной орган, то с открытием закономерностей функционирования центральной нервной системы появились новые возможности поиска первопричин заболевания и, соответственно, нахождения способов их устранения.
Эксперименты Павлова с собаками позволили разобраться, в какой части головного мозга формируется сигнал для запуска той или иной реакции, что стало новым словом в развитии нейрохирургии. Благодаря открытиям академика Павлова, врачи научились лечить пациентов с самыми разными расстройствами функций центральной нервной системы, что помогло и помогает многим больным вернуться к полноценной жизни.
Заметим, что работы Павлова нашли признание не только в России, но и далеко за рубежом. Спустя десятилетия к ним обращаются новые поколения ученых, а его научные методы и сделанные выводы по-прежнему вызывают интерес ученой общественности.
Так, на стыке тысячелетий в зарубежных научных изданиях появилось сразу несколько работ, посвященных экспериментам академика Павлова. Например, обзор Pavlov’s conceptualization of voluntary movements within the framework of the theory of higher nervous activity («Осмысление Павловым произвольных движений в рамках теории высшей нервной деятельности») [G. Windholz, 1998]. Или, к примеру, исследование Pavlov and integrative physiology («Павлов и интегративная физиология») [G. Smith, 2000].
А буквально пару лет назад вышла весьма интересная статья The kingdom of dogs: Understanding Pavlov’s experiments as human–animal relationships («Царство собак: понимание экспериментов Павлова как взаимоотношений человека и животного») [M. Adams, 2019].
А еще выводы, сделанные академиком Павловым, нашли широкое применение в сельском хозяйстве и, в частности, животноводстве для защиты от хищников. Так, возле мест скопления животных сельскохозяйственного назначения (пастбище, животноводческая ферма) на ночь оставляют свежее мясо с такой дозой отравляющего вещества, которое не убивает хищника, однако вызывает у него длительное отравление.
Хищник в полном соответствии со своими инстинктами съедает мясо, после чего у него формируется четкая взаимосвязь между отравлением и поеданием мяса возле места содержания или пребывания животных. Как итог, представители данной популяции хищников, обитающих в окрестностях пастбища или животноводческой фермы, более не посягают на крупный и мелкий рогатый скот и прочих животных сельскохозяйственного назначения.
И, конечно же, исследования академика Павлова бесценны для дрессировки животных в цирке, подготовки служебных собак для силовых структур, полиции, пограничных войск, частей МЧС. Фактически весь процесс дрессировки и влияния на поведение животных как раз и построен на формировании условных рефлексов. После того, как животное в точности выполнило команду, оно получает угощение, и в дальнейшем беспрекословно следует командам, даже если в данный момент нет возможности дать собаке угощение, а нужно задержать, к примеру, опасного преступника.
Более того, механизмы формирования условных рефлексов в той или иной степени задействует каждый владелец домашнего животного, когда пытается, например, приучить щенка к туалету, отучить котенка лазить по шторам или научить говорящего попугайчика каким-то определенным словам.
Конечно же, описание эксперимента Павлова с собаками и рассказ о его значении будет неполным, если не помянуть «добрым тихим словом» критиков методов научных изысканий Павлова. Критика сводится, в основном, к манипулированию темой жестокого обращения с животными. С одной стороны, животных, конечно же, всегда жаль. С другой стороны, людей, которые могут не получить полноценную медицинскую помощь из-за того, что наука не сможет обнаружить какие-то нюансы функционирования организма, тоже жаль.
Так или иначе, тема защиты животных стала мейнстримом отнюдь не сегодня в эпоху гласности и толерантности. Самое первое «Общество защиты животных» было организовано в 1875 году британской феминисткой Фрэнсис Пауэр Кобб. Причем это общество выступало в первую очередь против вивисекции (хирургических операций над животными с целью исследования функций их организма). Впоследствии организация получила название «Национальное общество против вивисекции», однако остановить эру научных экспериментов она не смогла.
Заметим, что академик Павлов вовсе не был бездушным палачом, как его пытаются представить некоторые «гуманисты», которые, кстати, не способны предложить альтернативные методы проведения исследований в научных и медицинских целях. В 1935 году по инициативе ученого на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге был установлен памятник собаке в благодарность за службу на благо человечества:
А еще он бережно хранил «Необычный диплом И. П. Павлова и фотоальбом его четвероногих «друзей», подаренный ему коллегами в 1926 году «на 25-летний юбилей условных рефлексов» [Е. Басаргина, Л. Громова, 2018]:
Уточним, что датой открытия условных рефлексов в научной среде считается 1901 год, и Павлов решил отметить такой вот своеобразный юбилей в кругу единомышленников. Помимо поздравительного адреса, диплом содержит акварельный рисунок с изображением четырех собак, в которых угадываются 4 типа темперамента. Ныне эта реликвия хранится в Санкт-Петербургском филиале архива Российской академии наук.
На самом деле об экспериментах Павлова и их значении можно говорить бесконечно долго. Так, эксперименты Павлова над собаками и описание выявленных с их помощью механизмов условных и безусловных рефлексов получили наибольшую известность среди широких народных масс благодаря их изучению в рамках школьного курса биологии.
Однако Павлов Иван Петрович эксперименты ставил не только с целью разобраться в рефлекторных реакциях млекопитающих. Он изучал физиологию сна, патологии высшей нервной деятельности, типы темперамента у людей и так называемый «рефлекс свободы» у животных.
Поясним, что «рефлекс свободы» в контексте исследований Павлова – это натуральная и стереотипная реакция живого организма на внешние физические ограничители движения. И. П. Павлов, эксперименты великого ученого предопределили развитие науки на долгие годы вперед, а результаты его исследований используются в самых разных сферах человеческой деятельности по сегодняшний день.
Мы желаем, чтобы ваш «рефлекс свободы» вас никогда не подводил, чтобы у вас всегда была свобода выбора, свобода действий, свобода слова и свободный доступ к информации. Извлекать из информации максимум вы научитесь на нашей программе «Когнитивистика», а сейчас мы предлагаем вам ответить на вопрос по теме статьи, выбрав вариант ответа, наиболее полно отражающий вашу ситуацию:
Ключевые слова:1Когнитивистика
Классическое обусловливание и привыкание
Русский физиолог Иван Павлов открыл классическое или реагирующее обусловливание (несколько случайно). В 1849—1936 годах Павлов исследовал автоматические рефлексы животных. Именно в ходе этих экспериментов он открыл важный принцип обучения, который мы сейчас называем классической обусловленностью. Иногда это также называют павловской обусловленностью.
Классическое обусловливание означает, что определенный раздражитель вызывает определенную реакцию. Например, если вы видите еду (стимул), у вас выделяется слюна (реакция). Вам не нужен был психолог, чтобы сказать вам это! Спасение при виде еды — это безусловная реакция. Это просто означает, что это автоматический рефлекс или ответ. Вам не нужно учиться выделять слюну при виде еды (кондиционирование не требуется). Просто это происходит автоматически. Пока ничего слишком сложного, верно?
Теперь мы подошли к обучающей части классического обусловливания (немного сложнее). В одном из экспериментов Павлов звонил в колокольчик каждый раз, когда кормил собак. Можно сказать, что он связал звонок с прибытием еды. В отличие от еды, которая является безусловным раздражителем, звонок стал условным раздражителем. Это потому, что собаки научились (они были приучены), что когда прозвенит звонок, еда будет доставлена. Павлов образовал парную ассоциацию между безусловным раздражителем (корм для собак) и условным раздражителем (звонок). В конце концов, у собак Павлова началось слюноотделение при простом звуке колокольчика, даже когда Павлов не подавал еду. Собак приучили к тому, что звонок означает, что еда уже в пути. Они узнали! Это обучение происходило из-за парной ассоциации между безусловным раздражителем (еда) и условным раздражителем (звонок). В конце концов и еда, и звонок вызвали одинаковую реакцию, т. е. слюноотделение.
Итак, какое отношение собаки и колокольчики имеют к зависимости? Напомним, что в эксперименте Павлова сигналом для собак служил колокольчик. Еда была в пути! Точно так же определенные сигналы (также называемые триггерами срыва) оказывают мощное воздействие на зависимых людей. Эти сигналы могут привести к рецидиву, потому что мозг связал сигналы и зависимость. Например, предположим, что кто-то всегда курит марихуану в машине по дороге домой с работы. Автомобиль и марихуана образуют парную ассоциацию. Таким образом, машина сигнализирует о том, что марихуана уже в пути, точно так же, как звонок сигнализировал собакам Павлова о прибытии еды. Как только автомобиль стал условным раздражителем (сигналом), он сам теперь может вызвать сильную тягу. Помните, как у собак Павлова начиналось слюноотделение при звуке колокольчика? Мы могли бы сказать, что звонок вызвал тягу к еде. Это то же самое для наркомана и автомобиля. Автомобиль создает мощную тягу. Тяга часто приводит к рецидиву.
Изучите свои возможности сегодня
К счастью, этот принцип обучения имеет некоторые полезные последствия для восстановления. Исследования показали, что если мы звоним в колокол много раз без еды, парная ассоциация прекращается. В конце концов звонок перестанет вызывать слюноотделение. Вернемся к нашему предыдущему примеру с человеком, который после работы курит марихуану в машине. Если этот человек неоднократно садится в машину после работы и не курит марихуану, его тяга со временем утихнет. Он не обречен до конца жизни ездить на общественном транспорте!
Cue-экспозиционная терапия — это один из видов лечения зависимости, основанный на классическом обусловливании. «Подсказки», связанные с зависимостью (виды, запахи, места, люди и т. д.), понимаются как условные раздражители. При многократном воздействии сигнала и без аддиктивного поведения эти сигналы теряют способность вызывать тягу. Поскольку большинство выздоравливающих людей не могут реально устранить все сигналы, связанные с их зависимостью, крайне важно уменьшить силу этих сигналов. Это может происходить с помощью определенных видов терапии, таких как терапия с использованием сигналов. Это также может произойти просто благодаря практике и с течением времени. Люди, у которых не наблюдается снижения силы сигналов, подвержены значительному риску рецидива.
Терапевты также используют классическое обусловливание, чтобы уменьшить и/или устранить многие типы нежелательного поведения. Это включает в себя аддиктивное поведение. Терапия отвращением — одно из применений классического обусловливания. В терапии отвращения мы намеренно формируем парную ассоциацию между нежелательным поведением и неприятным опытом. Например, мы можем ввести лекарство, которое вызывает у кого-то ужасную тошноту и рвоту, если он проглотит даже малейшую каплю алкоголя. Это намеренно формирует парную связь между алкоголем и рвотой. До терапии отвращением человек обычно ассоциировал алкоголь с положительными чувствами. После терапии отвращения алкоголь вызывает тошноту и рвоту. У многих пациентов с терапией отвращения даже мысль о выпивке вызывает чувство тошноты. Эффект терапии отвращением может исчезнуть в течение нескольких месяцев. Однако в период его эффективности человек может научиться вырабатывать новый образ здорового образа жизни. Они могут практиковать навыки выживания, укрепляющие их способность наслаждаться жизнью без алкоголя. Чтобы уточнить, хотя употребление алкоголя является добровольным поведением, тяга и стремление к алкоголю таковыми не являются. Лечение с помощью классического обусловливающего подхода (терапия отвращения) уменьшает тягу и желание к алкоголю, уменьшая его привлекательность.
Приложение Myndfulness. Иван Павлов (1849–1936) был русским психологом, интересовавшимся изучением животных и человека, который разработал концепцию обусловленности для описания психологических процессов обучения. Он получил Нобелевскую премию по медицине в 1904 году. Павлов различает безусловный (инстинктивный) и условный (средовой и выученный) рефлексы на раздражитель. Здесь Э.Л. Торндайк описывает эксперимент Павлова.
Собак оперируют, и отверстие одного слюнного протока пересаживают из его естественного места на слизистой оболочке рта на наружную кожу таким образом, чтобы секрет одной слюнной железы стекал в трубку, где количество и скорость расход можно измерить. Затем этих собак приучают стоять в упряжке в комнате, свободной от каких-либо образов, звуков или запахов, кроме тех, которые дает экспериментатор.
В силу врожденного или безусловного или безусловного рефлекса или склонности собака увеличивает поток слюны, когда определенные вещества, такие как пища или неприемлемые объекты, такие как кислота, попадают ей в рот. Предположим теперь, что животному предъявляется определенная ситуация, скажем, звук электрического зуммера, и пока этот звук продолжается, ему предъявляется пища, и что его соединение повторяется ежедневно или все чаще и чаще. Затем, если звучит только зуммер, слюноотделение усилится (Thorndike, E.L. 19).31 (1968). Человеческое обучение. Нью-Йорк: Johnson Reprint Corporation. стр. 104-105.).
Одна из собак Павлова, хранится в музее Павлова, Санкт-Петербург |
Это выводы Павлова:
Оба факта [реакция на пищу или кислоту и реакция на зуммер, который стал ассоциироваться с едой или зуммером] одинаково точны и постоянны; и к обоим следует применять один и тот же физиологический термин «рефлекс»… Но в то же время разница между двумя рефлексами также очевидна… [A]s можно ясно увидеть из приведенных выше опытов, первый рефлекс был произведен без какой-либо подготовки , без каких-либо условий, а второе было получено в силу специальной процедуры. .. [Мы] можем с полным правом назвать постоянную связь между внешним агентом и деятельностью организма, вызванной в ответ на него, «безусловным рефлексом», в то время как временную связь можно определить как «условный рефлекс». …
Животный организм как система существует в окружающей природе только посредством постоянного уравновешивания этой системы и среды, т. е. посредством определенных реакций живой системы на поступающие к ней извне возбуждения, которые в случае высших животных осуществляется главным образом посредством нервной системы в виде рефлексов. Основными средствами обеспечения этого равновесия, а следовательно, и целостности как отдельного организма, так и его вида, являются простейшие безусловные рефлексы вообще… а также сложнейшие безусловные рефлексы, обычно именуемые инстинктами, — пищевой инстинкт, оборонительный инстинкт, половой инстинкт и т. д. Эти рефлексы вызываются как внутренними агентами, возникающими в самом организме, так и внешними агентами, благодаря чему может быть обеспечено совершенство равновесия. Однако равновесие, достигаемое с помощью этих рефлексов, было бы совершенным только в том случае, если бы окружающая среда была абсолютно постоянной. Но так как среда, кроме того, что она чрезвычайно разнообразна, постоянно колеблется, то безусловные связи, носящие постоянный характер, оказываются недостаточными и должны дополняться условными рефлексами, т. е. временными связями… То же можно сказать и о все, что может быть необходимо для обеспечения благополучия организма или вида как в положительном, так и в отрицательном смысле, т. е. ко всему, что должно быть удалено из окружающей среды или от чего следует защищаться.
Не нужно большого воображения, чтобы сразу увидеть, какое бесчисленное множество условных рефлексов постоянно употребляет сложнейшая система человека, помещенная в часто весьма разнообразную общеприродную среду и, кроме того, в особую социальную среду, которая в своем крайнем предел может означать все человечество. Рассмотрим тот же пищевой рефлекс. Какое количество различных условных временных связей, как природных, так и особенно социальных, необходимо для обеспечения достаточного снабжения пищей, — и все это по существу условные рефлексы.