Педагогические принципы воспитания сотрудников правоохранительных органов: 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников

9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников

Цель и задачи воспитания личного состава

В нормативных документах главной целью вос­питательной работы считается формирование всесторонне развитой, профессионально под­готовленной, высоконравственной и морально-психологически устойчивой личности сотрудника. Основные задачи воспитательной работы:

• содействие всеми средствами воспитательной работы поста­новке службы и организации жизни коллективов правоохранитель­ных органов, достижению уровня воспитанности сотрудников, от­вечающего требованиям успешного осуществления профессиональ­ной деятельности;

• удовлетворение потребностей сотрудников в профессиональ­ном, правовом, гуманитарном, моральном, культурном и ином ци­вилизованном совершенствовании своих достоинств, необходимых для успеха в профессиональной деятельности и жизни;

• совершенствование гражданственности, патриотизма, интерна­ционализма, социально-политических, нравственно-правовых взгля­дов и убеждений; правосознания, ценностных ориентации, человеч­ности, этических и эстетических потребностей; потребности посвя­тить себя борьбе с преступностью, за законность и правопорядок; дисциплинированности, верности соблюдению законности, торжеству справедливости; честности, порядочности, нравственной стойкости, неподкупности, верности Присяге, профессиональному долгу; ответ­ственного и добросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей; коллективизма и товарищества, культуры профессионального поведения на службе и в быту, культурного общения и взаи­модействия с людьми, стремления и привычки к здоровому образу жизни, требовательности к себе и работы по самовоспитанию;

• максимальное использование возможностей, имеющихся в пра­воохранительном органе, для содействия сотрудникам в совершен­ствовании их социальных качеств, самореализации и самоутвержде­нии в интересах их самих и решения задач, стоящих перед правоох­ранительным органом;

• создание в правоохранительном органе сплоченного, дружно­го, дееспособного и воспитывающего коллектива со здоровым мо­рально-психологическим климатом и устойчивой государственно-правовой, гуманистической и демократической направленностью;

• дифференциация воспитательной работы по категориям лич­ного состава всех звеньев руководителей;

• проведение специальной воспитательной работы с сотрудни­ками и их группами, направляемыми со служебно-боевыми заданиями в зоны чрезвычайных ситуаций и на борьбу с терроризмом;

• проведение воспитательной работы с личным составом в экс­тремальной обстановке в процессе решения им служебно-боевых задач в целях поддержания высокого боевого настроя, экстремальной устой­чивости и повышения боеспособности на уроках боевого опыта;

• обеспечение контроля над всеми воспитывающими персонал факторами жизни и службы, а также их коррекция в интересах дос­тижения благоприятного для него и борьбы за укрепление законно­сти и правопорядка результатов;

• педагогическая диагностика происходящих в личности сотруд­ников и коллективе изменений, относящихся к признакам воспи­танности, и педагогическое сопровождение их самовоспитания;

• педагогическая диагностика воспитанности лиц, принимаемых на службу, назначаемых на должности и повышаемых по службе;

• использование всех воспитательных возможностей правоох­ранительной деятельности, которой сотрудники напряженно зани­маются весь день и частый отрыв от которой для участия в специ­альных, массовых, воспитательных мероприятиях нежелателен;

• оказание помощи руководителям в проведении воспитатель­ной работы с личным составом возглавляемых правоохранительных органов и их подразделений;

• профилактика профессиональной деформации личности сотруд­ников, возникновения в коллективе правоохранительного органа не­гативных, противоправных, неуставных и аморальных проявлений;

• выявление, изучение и распространение опыта эффективной воспитательной работы и выработанных наукой интенсивных вос­питательных технологий.

Закономерный характер воспитания и система его особых принципов

Педагогические принципы воспитания — специ­альная система основных, исходных требований к построению его системы, главные рекоменда­тельные положения, реализация которых обеспе­чивает достижение цели и решение задач воспи­тания. Они — обобщенный вывод-урок из опыта воспитания, резуль­татов научных исследований и основаны на понимании как общих, так и специфических закономерностей воспитания в условиях пра­воохранительной деятельности, т.е. зависимостей между действиями субъектов воспитания, средой, окружением, условиями, в которых действует и живет персонал правоохранительных органов, и воспита­тельными результатами. Подчеркивая роль понимания и правильного учета закономерностей воспитания, К.Д. Ушинский писал:

…Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоя­тельствами, в которых вы хотите их приложить139.

Поскольку правоохранительный орган представляет собой дело­вую, а не воспитательную организацию, особое значение имеют со­циально-педагогические закономерности и рекомендации по воспи­танию сотрудников в процессе деятельности, в реальном столкно­вении с кипучей жизнью, а не в тиши учебных кабинетов.

Воспитанность человека — продукт множества влияний и зако­номерных зависимостей, и воспитание его поэтому — сложнейшая педагогическая работа. В идеале она должна быть всеохватной, что практически невозможно не только по количественным причинам, но и потому, что многое неподвластно субъектам воспитания пра­воохранительного органа (например, находящееся на уровне высших эшелонов государственного управления и жизни всего общества). Поэтому система воспитания в нем предполагает охват важнейших закономерностей и их групп, поддающихся учету в работе с личным составом. Все такие закономерности

по месту в педагогической сис­теме воспитания и качественным особенностям находят отражение в трех группах педагогических принципов: содержатель­ных, организационных и методических140 (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Система педагогических принципов воспитания сотрудников правоохранительных органов

Уместно подчеркнуть их юридически обусловленное своеобра­зие. Ведь практически все варианты описанных в общей педагогике закономерностей и принципов воспитания относятся к учреждениям, специально занимающимся обучением и воспитанием (различные детские учреждения, школы, лицеи, институты, курсы повышения квалификации) людей, находящихся преимущественно в возрасте до 22—23 лет (дошкольники, школьники, студенты, курсанты, слу­шатели). Даже принципы воспитания личного состава Вооружен­ных Сил относятся в основном к той же возрастной категории и воспитанию в условиях мирного времени, когда войска занимаются главным образом подготовкой военнослужащих. Основная же масса персонала правоохранительных органов — это люди более старшего возраста и люди, находящиеся постоянно в состоянии «войны с пре­ступностью», они все время «на фронте».

Очевидно, что законо­мерности, принципы и система воспитания тут нужны особые.

Содержательные принципы

Они отражают как специфику структуры и со­держания самой воспитанности сотрудников, так и закономерности определения содержания воспитательной работы.

1. Принцип содержательной преемственности и непрерывности вос­питания. Отражает тот факт, что воспитание сотрудников строится на той же содержательной основе, которая является общей для всех граждан страны, соответствует общегосударственным подходам к не­му, является продолжением и развитием того воспитания, которое в той или иной мере проводилось с ними до поступления на службу в правоохранительные органы. Уже в этом выражается непрерыв­ность, но требование ее относится и к воспитанию в процессе службы, которое должно быть непрерывным и в ней.

Определение сути содержания точно и кратко выражено А.С. Ма­каренко: настоящая педагогика — это та, которая повторяет педаго­гику всего нашего общества. В современных условиях кардинально­го социального перелома в жизни россиян эта педагогика в своей реальности несовершенна (об этом говорилось выше и будет рас­смотрено подробно в главах 13 и 14). Поэтому под

педагогикой об­щества надо понимать ту, которая должна быть в соответствии с представлением об общественном обустройстве, предусмотренном Конституцией РФ и основанном на гуманизме, демократии, праве, справедливости, нравственности, цивилизованности и высокой куль­туре. Это означает, что содержание воспитания правильно, если ис­пользуются все возможности для того, чтобы жизнь и деятельность той ячейки российского общества, которую представляет коллектив каждого правоохранительного органа, строились по образцу того об­щества, которое предусмотрено Конституцией страны. В нем все

должно отвечать требованиям и признакам жизни гуманной, демо­кратичной, основанной на праве, справедливой, высоконравственной, цивилизованной и культурной. Жизнь и деятельность персонала правоохранительного органа по этим критериям должны быть, без­условно, лучше, чем усредненное положение в других организациях страны.

Возможно, мы еще слабы, чтобы добиться этого в идеале, но мы достаточно сильны для того, чтобы поработать над этим и пронизать всю воспитательную работу стремлением к достижению его, расценивать все в жизни и деятельности правоохранительного органа с позиций соответствия такому идеалу и совершенствовать их. Можно говорить о том, что воспитание в правоохранительном органе должно иметь опережающий характер. Выражаясь пафосно, а по существу верно, в жизни и деятельности персонала каждого пра­воохранительного органа, как солнце в капле воды, должно сверкать все лучшее, что есть в нашем обществе и что должно быть. Педаго­гический оптимизм в этом вполне обоснован.

2. Принцип гражданственности. Характеризует фундаментальную взаимосвязь содержания воспитательной работы в правоохрани­тельном органе с ее содержанием, обязательным для работы со все­ми гражданами России. Вместе с тем профессионалу-юристу нужно острое ощущение своей причастности ко всему, что происходит в стране, причем причастности к одному из важнейших направлений совершенствования жизни в ней — правовому укреплению государ­ства, защите прав и свобод граждан, обеспечению их безопасности.

Это определяет главную особенность содержания воспитания — его общественно-государственный, гражданско-патриотический харак­тер, гражданско-активный характер. Сотрудники должны:

• остро ощущать свою причастность к истории Российского го­сударства, происходящим в нем переменам, его будущему и судьбам народа;

• обладать зрелым социальным мировоззрением, социальными взглядами и убеждениями, позволяющими правильно оценивать со­стояние страны, процессы, происходящие в ней, понимать потреб­ности ее и населения;

• понимать гражданскую, социальную, общественную значимость своей профессиональной деятельности, необходимости ее высокого качества, ответственности за достигаемые результаты;

• занимать активную гражданскую позицию — не созерцать происходящее, а испытывать острую потребность в личном участии в решении общественных проблем, внесении посильного вклада в улучшение жизни других граждан;

• ориентироваться в своей деятельности на гуманистические цен­ности, что отвечает мировым тенденциям и стремлениям развития российского общества. Гуманизм — система взглядов, ставящих че­ловека в центр всех интересов, рассматривающих жизнь как высшую социальную ценность, а заботу о человеке как высшее предназна­чение общества. Важнейшими ценностями его выступают справед­ливость, права и свободы, честность и порядочность, трудолюбие, забота о ближних и других людях, уважение личного достоинства, недопустимость насилия и др. Они называются еще общечеловече­скими ценностями, признаваемыми во всех цивилизованных странах и основными религиями. Гуманизм выступает сегодня как идеоло­гия, пришедшая на смену тоталитарным, вождистским и национа­листическим идеологиям. Воспитание в духе гуманизма важно и потому, что традиции административно-командной системы еще не изжиты у нас, и особенно в правовой системе.

3. Принцип профессионально-правовой направленности. Определя­ет главную особенность воспитания в правоохранительных органах. Он реализуется в правилах:

• осуществления нравственного воспитания и морально-психо­логической подготовки;

• формирования профессионального правосознания и профес­сионально высокой правовой культуры;

• воспитания в духе строгого соблюдения законности при реше­нии профессиональных задач;

• профилактики профессиональной деформации.

4. Принцип личностно-деятельностного подхода. Соответствует за­кономерной целостности личности, взаимосвязи в ней как психоло­гических, так и педагогических свойств и особенностей. Нельзя усо­вершенствовать отдельные качества, не влияя на другие. Нельзя до­биться цели, совершенствуя даже 10—15 качеств, но по очереди. Необходим целостный и комплексный подход, всестороннее и одно­временное совершенствование личности, во взаимосвязях ее качеств. Только на таком фоне работы можно в те или иные отрезки време­ни уделять усиленное внимание совершенствованию отдельных ин­дивидуальных особенностей сотрудников. Нужно сочетание различ­ных видов воспитания — общественно-государственного, патриоти­ческого, гражданского, нравственного, правового, трудового, гума­нитарного, демократического, интернационального, культурного, экологического, воспитания в духе здорового образа жизни.

Принцип рекомендует строить воспитание в процессе деятель­ности, в связи с ее требованиями и достигаемыми сотрудником ре­зультатами, в единстве совершенствования деятельности и личност­ного роста, более полного и правильного использования своих воз­можностей и создаваемых в правоохранительном органе для этого условиях.

Организационные принципы и формы

Эта группа принципов содержит важнейшие рекомендации по созданию системы воспита­тельной работы, включающей использование всех ее возможностей, состоящей из всех необходимых элементов, а также по выбору и реализации ее организационных форм.

Педагогически правильная организация включает использование воспитывающих возможностей в семи сферах жизни и деятельности его личного состава:

• обеспечения воспитывающего характера правоохранительной деятельности;

• осуществления воспитывающего управления;

• создания воспитывающей среды в коллективе;

• применения специальных форм воспитательной работы;

• достижения единства обучения и воспитания в профессио­нальной подготовке;

• организацию самовоспитания;

• использование воспитывающего потенциала внешней среды. Организация педагогической системы предполагает включение в нее всех элементов (цели, задач, содержания, условий, обеспечения, средств, методов, контроля, регулирования, оценки, подведения итогов др.). Нужна четкая продуманность каждого элемента и создания его по подходящего случаю образцу, обеспечения согласованности, стыковки их и усовершенствования для слаженного целостного функционирования. Организация — это также определение и выбор подходящих форм воспитательной работы, продумывание их при­менения в каждом конкретном случае. Организационные принципы содержат рекомендательные положения по этим вопросам.

1. Принцип научности. Как и в других системах принципов (обу­чения, образования, развития), он предполагает обязательность на­учно достоверного построения системы воспитания, использования данных и рекомендаций общей и юридической педагогики. Воспи­тание, как нигде, чревато грубыми искажениями при решении его проблем на основе досужих вымыслов, недостоверных личных убе­ждений, почерпнутых невесть где идей, мнений авторов отдельных статей и некритического использования ряда зарубежных концеп­ций (вызывающих у некоторых повышенную веру в их истинность только потому, что они зарубежные и ранее «были запрещены»). Такой подход равносилен знахарству в медицине.

2. Принцип воспитывающей деятельности. Констатирует факт ус­тойчивых зависимостей между правоохранительной деятельностью и соответствующими воспитывающими влияниями их на осуществ­ляющего его сотрудника.

Это влияние определяется прежде всего теми целями, к достиже­нию которых реально стремится сотрудник. Под влиянием субъек­тивных факторов они могут быть непонятыми, заученными, урезан­ными, дополнены посторонними, деформированными и даже проти­воправными. Первое правило реализации этого принципа указывает на важность внутреннего принятия каждым сотрудником нормативно определенных целей и действительной устремленности его на дости­жение только профессионально полноценного результата. Необходи­мо еще до начала всех важных действий по возможности уточнять, чего хочет добиться сотрудник, насколько хорошо он понимает, ка­кой результат должен быть в итоге достигнут и какой результат его удовлетворит, и в необходимых случаях правильно ориентировать сотрудника. Немалую помощь в этом приносит анализ и объектив­ная оценка реально достигнутого результата, строгое использование мер поощрения только при достижении полноценного результата.

Аналогично по воспитательной направленности и правило обес­печения использования сотрудником только профессионально кор­ректных и правомерных способов решения задач деятельности. Вер­но утверждение, что личность определяется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Здесь большое поле для кон­троля, требований, запретов, бесед, разъяснений, оказания помощи, постановки в пример, использования одобрений, осуждений, поощ­рений и наказаний. Положительно; сказывается доверие в самостоя­тельном выборе средств, предоставление права их выбора с возложе­нием, естественно, и ответственности, поощрение творчества, наход­чивости и вместе с тем требование неукоснительного, беспрекос­ловного соблюдения правовых норм, предусмотренных для выпол­нения данного действия.

Коллегиальный характер правоохранительной деятельности требует от каждого сотрудника решать правоохранительные задачи во взаи­мопонимании, согласии, умении считаться с другими, уважать их интересы и индивидуальные особенности. Стремление выполнять свои должностные обязанности с коллегиальными соображениями, не деля на «свое» и «чужое», нацеливаясь на общий успех, инициа­тивно помогая другим и т.п., должно неукоснительно воспитываться в каждом сотруднике, в коллективе каждого подразделения. Наблю­дения руководителя за ходом совместных действий содержат богатые возможности для воспитания всех участвующих в них.

В правоохранительной деятельности важны достигаемые сотруд­ником результаты. Уровень достижений, соблюдение сроков, цена успеха и допущенных ошибок, глубокий и справедливый анализ причин (особенно связанных с воспитанностью или ее недостатками), поучительный разбор содержат очевидные возможности для воспитания. Значительно влияние успехов или неудач. При хронических

неудачах сотрудник может утратить веру в себя и перестать искать | пути самосовершенствования. Нередко полезно дать такому неудачнику дело по силам, с практически гарантированным достижением |. успеха, чтобы было основание похвалить, поддержать, сказать ободряющее: «Ну вот видите, оказывается, что когда постараетесь, то и

у вас хорошо получается. Действуйте так и дальше: уверен, что дело

пойдет все лучше и лучше».

3. Принцип воспитывающего управления. Неразрывно связан с предыдущим. Любая деятельность входит в иерархическую систему управ­ления, и его особенности — стиль, методы, решения, личность руководителя и др. — создают специфические, нередко сложные условия f для деятельности любого сотрудника, оказывающие на него психологическое и воспитательное влияние. Важное место в этом занимает 1 индивидуальная работа с каждым, чья деятельность направляется, кон­тролируется, совершенствуется руководителем (подробно см. главу 12).

4. Принцип воспитывающего коллектива. Соответствует обще педа­гогическому принципу воспитания в коллективе и через коллектив. Его реализация предполагает формирование в правоохранительном органе коллектива, превращение персонала в сплоченную, дружную профессиональную «семью» со здоровым, оптимистичным, деловым, морально-психологическим климатом, коллективистскими отно­шениями, нормами поведения, товарищеской требовательностью и помощью. Достигается это особой педагогической технологией формирования коллектива, разными формами и методами работы (см. § 9.3, 9.5), а также целенаправленным воздействием коллектива на отдельных своих членов.

5. Принцип воспитывающей профессиональной подготовки. Является модификацией общепедагогических принципов единства обучения и воспитания и воспитывающего обучения. Его реализация , рассматривается в главе 10.

6. Принцип единства воспитания и самовоспитания. Выше уже не раз говорилось о том, что без самовоспитания нет воспитания. Не-

  • обходимы усилия самого сотрудника по развитию у себя социально , значимых качеств, которые могут инициироваться специально, дей­ствуя по правилам:

• постоянного стимулирования самовоспитания и активизации мотивов к нему;

• показа образца-портрета сотрудника-профессионала, с которым надо сравнивать собственный профессионализм и воспитанность, выявлять свои слабости и стремиться устранять их;

• разъяснения значения, возможностей, форм, способов орга­низации и методов самовоспитания, вооружающих сотрудников по­ниманием возможности и его реализации;

• стимулирования работы по преодолению вредных привычек;

• оказания помощи в объективной самооценке для уточнения необходимости и содержания самовоспитания;

• оказания помощи желающим в определении целей, задач, пла­на и методов самовоспитания;

• оказания помощи лицам, занимающимся самовоспитанием, но испытывающим трудности в реализации плана;

• оказания помощи в оценке промежуточных и итоговых резуль­татов самовоспитания;

• морального и материального поощрения успехов.

Будет чрезмерным оптимизмом надеяться на то, что все сотруд­ники займутся самовоспитанием. Но если в результате усилий ор­ганизатора самовоспитания даже 10—20% сотрудников начнут работу над собой, можно считать усилия оправданными и не пренебрегать таким результатом.

7. Принцип активного использования воспитывающих возможно­стей внешней среды. Внешняя среда — обстановка на обслуживае­мой правоохранительным органом территории, взаимоотношения и взаимопонимание с населением, отношение населения к правоох­ранительным органам и их сотрудникам, авторитет профессии со­трудника, степень участия населения в укреплении законности и правопорядка и т.п. Все это оказывает свое воспитательное влияние на сотрудников. Не все в ней может изменить коллектив правоох­ранительного органа и его руководство, но многое — с пользой для воспитания и сотрудников, и населения.

Этот принцип реализуется действиями по правилам:

• воспитания культуры общения и поведения с гражданами;

• активного влияния на внешнюю среду пропагандой достиже­ний правоохранительных органов и отдельных сотрудников. Заслу­живает внимания инициативное развитие контактов со средствами массовой информации, предоставление им позитивной информа­ции о раскрытых, предупрежденных и пресеченных преступлениях; показ работы сотрудников, достигающих больших и устойчивых ре­зультатов в работе или обеспечивших успех в каком-то важном и громком деле;

• организации регулярных встреч сотрудников правоохрани­тельных органов с населением. Сотрудникам очень полезно услышать мнение о себе простых граждан, возможно, испытать стыд или, напро­тив, почувствовать уважение, услышать, что граждане ждут от них, о чем просят, чего требуют.

Сущность и значение патриотического воспитания, его структура и основные особенности

Библиографическое описание:

Мазур, М. А. Сущность и значение патриотического воспитания, его структура и основные особенности / М. А. Мазур. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 9 (9). — С. 152-155. — URL: https://moluch. ru/archive/9/679/ (дата обращения: 15.01.2023).

Среди слагаемых, обеспечивающих успешное выполнение оперативно-служебных задач, укрепление служебной дисциплины, профессионально-нравственное совершенствование личности, важное значение имеет правильная организация патриотического воспитания сотрудников ОВД.

Под патриотическим воспитанием сотрудников ОВД мы понимаем целенаправленную, многоплановую, систематическую, организованную и скоординированную деятельность субъектов взаимодействия (командиров, начальников, воспитателей) по формированию у сотрудников патриотизма как интегративного личностного качества, имеющего профессиональную значимость. 

Сущность данного процесса заключается в создании условий для формирования патриотического поведения, переводе социально-нравственных ценностей в личностные.

В общей системе воспитательной работы в подразделениях органов внутренних дел патриотическое воспитание сотрудников ОВД предполагает реализацию ряда взаимосвязанных функций:

— статусно-позиционной — обеспечивает понимание и принятие сотрудниками законного социального положения, роли, места, круга функциональных задач, ответственности и обязанностей как основных субъектов профессиональной деятельности и жизненной стратегии;

— формирующе-развивающей — состоит в активном влиянии на процесс развития и саморазвития у сотрудников социально-ценностных характеристик, чувства патриотизма, а также продуктивную реализацию их патриотического потенциала в служебной деятельности;

— информационно-коммуникативной — обуславливает активное влияние патриотического воспитания на процесс познания в подразделении, а также развитие социально значимых связей и уставных взаимоотношений в служебных коллективах;

— информационно-мобилизующей — состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих субъектов к продуктивному воспитанию патриотизма в служебном коллективе;

— прогностическо-деятельностной — заключается в прогнозировании, предупреждении и ликвидации нежелательных проявлений поведения, педагогическом упреждении отклоняющегося поведения, преодолении и ликвидации негативных качеств и черт характера сотрудника в интересах формирования и развития социально-ценностных образований и чувства патриотизма [2]

Анализ сущности и цели патриотического воспитания дает возможность выделить задачи анализируемого процесса, к которым относятся:

1. Расширение теоретических знаний о патриотическом воспитании.

2. Формирование патриотических чувств, т. к. неразделимо сознание и чувство патриотизма, сознание и чувство долга, принадлежность к российскому народу.

3. Развитие патриотизма как нравственного качества через аксиологическое отражение действительности.

Патриотическому воспитанию сотрудников ОВД как сложному, противоречивому и динамическому процессу присущи устойчивые, повторяющиеся существенные связи между элементами. Эти связи проявляют себя как закономерности патриотического воспитания и включают:

— соответствие целей и задач патриотического воспитания требованиям общества и милицейской службы, духовно-нравственным идеалам личности;

— возрастание роли патриотического воспитания в воспитательной работе ОВД;

— соответствие содержания, методов и форм патриотического воспитания решаемым задачам, конкретной обстановке;

— соответствие результатов системы патриотического воспитания поставленным целям и задачам, зависимость эффективности воспитательного воздействия от уровня теоретико-методической подготовки воспитателей, их культурно-нравственного развития.

Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания сотрудников ОВД. Анализ современных педагогических исследований по проблемам патриотического воспитания [1;4;5;7] позволяет выделить совокупность принципов, составляющих основу реализации данного процесса в ОВД. К числу их относятся общепедагогические принципы (природосообразности, субъектности, интегративности, оптимальности, воспитания в процессе деятельности, воспитания в коллективе и через коллектив,  опоры на положительное в личности и коллективе,  индивидуального подхода) и специфические принципы патриотического воспитания сотрудников ОВД (принцип конкретно-исторического подхода, принцип преемственности, принцип государственно-патриотической и профессиональной направленности воспитания, принцип требовательности к подчиненным в сочетании с заботой о них).

Совокупность общепедагогических и специфических принципов, составляющих основу процесса  патриотического воспитания сотрудников ОВД, определяет содержание рассматриваемого процесса, в котором можно выделить следующие направления:

— воспитание у сотрудников любви к многонациональной Родине, потребности жить в мире и дружбе со всеми народами, чувства добрососедства, уважения к национальным и историческим особенностям каждой национальности;

— воспитание  сотрудников в духе гордости за принадлежность к системе ОВД России,  стремления развивать и обогащать их боевые традиции;

— развитие у сотрудников желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям: Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;

— развитие постоянного стремления к овладению своей профессией,  к отличному освоению техники, оружия и способов их применения;

— изучение и пропаганда истории органов внутренних дел, своего коллектива, его служебного пути и воспитание на этой основе у сотрудников верности традициям органов внутренних дел, стремления приумножить их;

— формирование профессионально и личностно значимых моральных (морально-боевых) и психологических качеств сотрудника ОВД, способности переносить самые суровые испытания для достижения победы над преступниками;

— формирование у сотрудников непоколебимой верности присяге и уставам,  неуклонного следования  их  требованиям как в мирное время, так и в условиях войны;

— формирование у сотрудников глубокого понимания необходимости защиты Родины, стремления к борьбе с преступностью;

— обеспечение преемственности поколений, постоянная забота о ветеранах органов внутренних дел, семьях погибших сотрудников;

— пропаганда примеров героизма и мужества сотрудников органов внутренних дел, образцового исполнения служебного долга.

Специфика объекта нашего исследования обусловливает необходимость выделения особенностей патриотического воспитания сотрудников ОВД, которые отражают общепедагогическую направленность данного процесса и его специфику.

К общим особенностям процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД относятся:

— ярко выраженная профессиональная направленность, приходится иметь дело с негативными сторонами нашей жизни, подвергаться воздействию чуждой нам морали, работать в экстремальных условиях, с большой морально-психологической и физической нагрузкой;

— воспитание у сотрудников уважительного отношения к достоинству граждан, направленности на защиту прав человека и гражданина, неукоснительное выполнение требований нормативных актов;

— необходимость учета особенностей объекта воспитания — взрослых людей, которых иногда приходится перевоспитывать;

— развитие у сотрудников государственного мышления, формирование у них четкой позиции в оценке и понимании государственной политики, воспитание их в духе преданности Родине и служебному долгу, верности Присяге и профессионально-этическим нормам Кодекса чести;

— развитие различных видов общественных формирований сотрудников ОВД; активизация деятельности советов наставников, ветеранов, собраний сотрудников, работа с сотрудниками, прошедшими «горячие точки»;

— совершенствование системы профессионального воспитания молодых сотрудников, повышение значимости традиций и ритуалов, стимулов морального и материального поощрения.

Анализ научных исследований по развитию патриотического воспитания сотрудников ОВД [1;3;4] позволяет  выделить специфические особенности данного процесса, включающие:

— обусловленность направленности и характера данного процесса не только экономическими, социально-политическими, идеологическими устоями общества, но и существующей нормативной базой;

— зависимость патриотического воспитания сотрудников от особенностей организации труда и управления в ОВД;

— осуществление данного процесса в рамках уставной организации, в условиях постоянного выполнения служебных задач, что связано с большими психическими, эмоциональными, физическими перегрузками;

— обусловленность педагогического воздействия на воспитуемых специфичностью знаний, умений, навыков, свойств и качеств личности сотрудника, необходимых для обеспечения конституционных прав и свобод граждан.

Итак, анализ процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД как целостного педагогического процесса позволяет выделить основные положения, важные для нашего исследования:

— патриотическое воспитание формирует добросовестное отношение к труду, стремление к активному проявлению профессионально-трудовых качеств, стремление к достижению высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью исполнять профессиональные обязанности;

— патриотическое воспитание побуждает чувство гордости за свою героическую Родину, чувство верности и преданности ей;

— патриотическое воспитание позволяет изучение и продолжение милицейских традиций, ритуалов;

— патриотическое воспитание дает сотруднику осознанное стремление защищать территориальную целостность государства и его конституционный строй, бороться с терроризмом и экстремизмом, преступностью;

— в процессе патриотического воспитания происходит повышение авторитета ОВД в обществе непосредственно через служебную деятельность каждого сотрудника, его отношения к гражданам и их проблемам и профилактическую работу среди населения;

— главными качествами для сотрудника ОВД является честность, порядочность, совестливость в служении Родине;

— для сотрудника характерна жизненная стойкость и мужество; сотрудники ОВД несмотря ни на что, сохраняют веру в лучшее будущее, это помогает им преодолевать все невзгоды;

— сотрудники ОВД обеспечивают постоянную охрану и правопорядок граждан;

— патриотическое воспитание сотрудников ОВД обеспечивает преемственность поколений;

— патриотическое воспитание усиливает связь сотрудника с прошлым, настоящим и будущим своего Отечества;

— патриотизм превращает человека в патриота, делает его социальным, более духовным и более развитым, готовым к героизму. Посредством патриотизма человек из субъекта личной жизни превращается в активный субъект исторического процесса.

Библиографический список:

1.                  Жиляев А.А. Воспитание патриотизма у военнослужащих внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач в вооруженных конфликтах. – Автореф. дис….канд.пед.наук. – М., 1998.

2.                  Дудко А.В. Воспитание патриотизма у студентов военных высших учебных заведений. Дис. … канн. пед наук. –Оренбург, 2002. – с.38-39.

3.                  Кабденов Т.К., Кильмашкина Т.Н. Особенности применения методов воспитания в органах внутренних дел //Психопедагогика в правоохранительных органах. —   1998. —  №2(8). —  с.42.

4.                  Кукушин В.М., Лебедев Г.П. Организация воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел: Учебное пособие. –Домодедово: ВИПК МВД России, 2003.

5.                  Рыжкин Ю.Е. Военно-патриотическое воспитание: Метод. пособие.   — СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

6.                  Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. — М.-Л., 1948. — Т.2.

7.                  Хайрулин Ш.Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса: Автореф. дис…. канд. пед. наук. — Челябинск, 1996.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, патриотическое воспитание сотрудников, сотрудник, воспитательная работа, дело, чувство патриотизма, активное влияние, Воспитание патриотизма, служебная деятельность, совокупность принципов.

Разработка учебного плана для правоохранительных органов: педагогика против андрагогики

Часть первая: Теория множественного интеллекта признает, что не все усваивают информацию одинаковым образом и что обучение должно проводиться несколькими различными способами, чтобы приспособиться к различным стилям обучения.

Обучение является важным компонентом успеха любого правоохранительного органа. Офицеры начинают свою карьеру в правоохранительных органах в очень структурированной академии. Блоки обучения обычно делятся на несколько областей обучения с инструкциями, проводимыми экспертами в данной области. В Калифорнии новобранец должен закончить базовую академию с минимум 664 часами обучения. После выполнения этого требования офицер должен успешно пройти программу полевой подготовки.

Однако обучение нового офицера не заканчивается. Есть несколько обязательных разделов обучения, которые офицер должен пройти на протяжении всей своей карьеры. Во многих штатах требуется, чтобы офицерам ежегодно или раз в два года предоставлялось определенное количество часов обучения.

Подготовка сотрудников правоохранительных органов может быть разделена на множество всеобъемлющих областей, включая физическую подготовку и обучение. Физические навыки — это практическое обучение. Примером физических навыков может быть стрельба из пистолета. Инструкция будет включать в себя позиционирование тела, рисование, захват прицела, управление спусковым крючком и управление отдачей. Знания или когнитивные навыки включают области, в которых обучаемый должен принимать решения на основе стимула. Примером этого типа обучения может быть знание того, когда стрелять из пистолета. Хотя эти области несколько отличаются друг от друга, они не обязательно исключают друг друга.

Педагогика против андрагогики
В педагогике инструктор отвечает за процесс обучения. Преподаватель будет контролировать содержание, методы доставки и процессы оценки. При истинно педагогическом подходе сдача экзамена, разработанного или одобренного инструктором, определяет, насколько эффективно учащиеся усвоили материал.

Педагогика имеет долгую историю и является обычным явлением во многих учебных заведениях правоохранительных органов. Некоторые эксперты утверждают, что этот метод обучения может быть эффективным при обучении техническим или процедурным навыкам. На самом деле, эти стратегии предпочтительнее в некоторых случаях обучения, когда офицерам необходимо освоить механистические навыки, но мало что делается для развития навыков решения проблем или развития навыков суждения и лидерства 9. 0016 1 .

Андрагогию можно рассматривать как искусство и науку помощи взрослым в обучении или как теорию обучения взрослых. Это развивает у учащихся способности решать проблемы и применять механические навыки, которые приобретаются в более педагогическом подходе. Андрагогика признает прошлый опыт учащихся и позволяет учащимся помогать в процессе обучения 2 . Она отличается от педагогической модели, поскольку отстаивает концепцию самостоятельного обучения, а инструктор выступает в роли фасилитатора обучения 9.0016 3 .

Андрагогическая модель основана на шести основных принципах:

1.) Взрослые проявляют интерес и вкладывают время и усилия в темы, которые, как они знают, применимы к ним,
2.) Взрослые несут ответственность за свои действия и сами выбирают направление и хотят, чтобы к ним относились соответственно
3.) Взрослые имеют опыт, к которому инструкторы должны прислушиваться, и они могут внести свой вклад в решение проблем и помощь сверстникам
4. ) Взрослые готовы осваивать знания и навыки, которые помогут им в реальном мире
5.) Взрослые сосредотачивают свое обучение на жизненных вопросах и проблемах, а не на изолированных предметах
6.) Взрослые более эффективно мотивированы внутренними факторами, такими как удовлетворенность работой, самооценка и качество жизни

Взрослые должны понять применимость урока, прежде чем они начнут учиться. В обучении сотрудников правоохранительных органов предмет должен быть актуальным, реалистичным и непосредственно применимым в жизни офицера. В ходе опроса офицеров они указали, что для того, чтобы научиться переводу, они должны уметь сразу применять навыки и знания в своей практике 4 . Как правило, способность взрослого сохранять знания с возрастом ухудшается. Воспоминание и использование информации вскоре после тренировки уменьшит количество потерянных тренировок.

Важно, чтобы преподаватель установил применимость урока в начале занятия, чтобы заинтересовать ученика. Человеческий мозг ищет смысл, ища закономерности и связи. Аутентичные обучающие ситуации повышают способность мозга устанавливать такие связи, что, в свою очередь, способствует запоминанию информации 9.0016 5 . Офицеры, которые убеждены в применимости, будут возлагать большие надежды на обучение и станут более мотивированными к обучению. Как самомотивация, так и высокие ожидания в отношении обучения положительно влияют на передачу обучения 4 .

Стань настоящим!
Точно так же, как реалистичное обучение, реалистичность тренера. Офицеры скептичны по своей природе и очень настроены на оценку достоверности программы обучения или инструктора. Если учебная программа устарела, а новейшая информация широко известна, учащиеся разочаруются и будут рассматривать обучение как пустую трату времени. Преподаватель потеряет доверие студентов к настоящему классу и любым будущим контактам. Если известно, что у инструктора нет соответствующих полномочий или опыта для преподавания темы, учащиеся не будут участвовать в обучении и фактически могут стать разрушительной силой 4.

Офицеры, находящиеся на службе, приносят с собой в класс большой опыт. Этот опыт основан на реальных примерах, а не только на академических кругах. Этот опыт должен быть использован инструктором для улучшения класса. Общей чертой большинства офицеров является их готовность делиться опытом друг с другом. Позволяя этому происходить, инструктор не только использует опыт, но и позволяет студентам стать более вовлеченными. Вовлеченный ученик больше унесет с урока. Хотя инструкторы несут основную ответственность за лидерство, принципы обучения взрослых утверждают, что когда каждый вносит свой вклад, все учатся 6 .

Помещение целей обучения в контекст важно при обучении офицеров. Используя прошлый опыт в качестве контекста для нового обучения, инструктор будет более эффективным, и обучение будет происходить на более высоком уровне. Это также делает обучение более значимым и может быть применено к будущим событиям, с которыми может столкнуться учащийся.

Учебная среда для офицера должна быть психологически и физически комфортной и способствовать обучению. Преподаватели должны хвалить положительные действия учащихся и использовать любую возможность, чтобы похвалить хорошую работу 6 . Офицеров следует поощрять к участию, но не чувствовать, что их принуждают. Инструктор должен понимать, что офицерам, как и любому взрослому, необходимо чувствовать уважение. Офицер, который намеренно смущен, скорее всего, откажется от обучения.

Хотя это и не определенный принцип андрагогики, инструктор должен учитывать использование различных методов при обучении офицеров. Теория множественного интеллекта признает, что не все усваивают информацию одинаково и что обучение должно проводиться несколькими различными способами, чтобы приспособиться к различным стилям обучения 9.0016 5 . Лекция должна быть ограничена только теми направлениями, которые применимы к данному стилю. Часть курса должна включать действия, которые побуждают учащегося выполнять желаемую цель обучения. При этом уровень интереса учащихся останется высоким, и они останутся вовлеченными.

В одном исследовании офицеры указали, что наилучшее обучение происходит, когда инструкция включает в себя различные материалы, в том числе лекции, упражнения в малых группах, тематические исследования, ролевые игры и видеоролики 4 . Инструкторам следует избегать помещения офицеров в учебные заведения только в качестве пассивных получателей фактов. Учебная деятельность для взрослых должна включать действие и вовлечение 6 .

Во второй части этой статьи будет рассмотрена взаимосвязь между «охраной общественного порядка» и «обучением взрослых».


Каталожные номера
1 Бирзер, М. (2003). Теория андрагогики применялась к обучению полиции. Полицейская деятельность: Международный журнал полицейских стратегий и управления 26(1), 29-42.
2 Двайер, Г. и Двайер, Д. (2004). Потребность в переменах: призыв к действию в обучении местной полиции. Бюллетень правоохранительных органов Федерального бюро расследований 73(11), 18-24.
3 Маккой, М. (2006). Стиль преподавания и применение принципов обучения взрослых инструкторами полиции. Полицейская деятельность: Международный журнал полицейских стратегий и управления 29(1), 77-91.
4 Даффрон, С. , Гуле, Г., Грей, Дж., и Виада, Дж. (2008). Разработка учебного плана для полицейских и пожарных: советы, которым следует следовать, и ловушки, которых следует избегать. В Victor CX Wang (Ed.), Разработка учебных программ для взрослых учащихся в глобальном сообществе Том I: Стратегические подходы (стр. 171-206). Малабар, Флорида: Кригер.
5 Кливленд, Г. (2006). Использование проблемного обучения в подготовке полицейских. Начальник полиции 3(11).
6 Кеннеди, Р. (2003). Применение принципов обучения взрослых: ключ к более эффективным программам обучения. Бюллетень правоохранительных органов Федерального бюро расследований 72(4). 1-5.

Об авторе

Эд Флоси — отставной сержант полиции из Сан-Хосе, Калифорния. Эд обладает уникальным сочетанием реального опыта и академического образования. Он работал над несколькими заданиями, включая программу полевой подготовки, учебное подразделение, наркотики, специальные операции — K9.куратор, специалист по исследованиям и разработкам и руководитель следственного изолятора. Он имеет квалификацию свидетеля-эксперта в судах штата и федеральных судах по полицейской практике/силовым действиям, а также является президентом Justitia Consulting и главным инструктором PROELIA Defense and Arrest Tactics. Имеет степень магистра наук Калифорнийского государственного университета в Лонг-Бич. Эд является сертифицированным аналитиком Force в Исследовательском центре Force Science.

Свяжитесь с Эдом Флоси.

Методы обучения — Полицейские навыки

Максимальный размер класса

Часы аудиторных занятий

1495 долларов США

Плата за обучение

Акцент на инструкторов

Честность полицейской деятельности в нашем обществе зависит от «правомерной полицейской практики». Эта практика основывается на способности сотрудников полиции и правоохранительных органов проявлять исключительное суждение и надлежащее применение силы, когда и когда это необходимо. Офицеры должны оценивать критические ситуации и решать, как лучше всего реагировать с минимальным риском в ситуациях, которые часто могут быть ограничены во времени.

Реакция отдельных офицеров во время таких инцидентов во многом зависит от того, как они были обучены. Это возлагает огромную ответственность на инструкторов правоохранительных органов и инструкторов по применению силы. По мере того, как мы продолжаем узнавать больше о действиях человека и принятии решений в сложных, быстро развивающихся событиях с серьезными последствиями, существует абсолютная связь между качеством принятия решений и выживаемостью офицера и тем, как офицер был обучен. «Офицер никогда не идет на поводу; они падают до уровня своей подготовки».

Плохое обучение существует и должно быть классифицировано как образование, построенное без фундаментальных исследований и науки в области неврологии, познания и принципов двигательного обучения. Обучение – это и искусство, и наука. Таким образом, внимание и усилия ответственного инструктора правоохранительных органов требуют создания учебных программ, отражающих текущие исследования, направленные на правильный выбор навыков, разработку и проведение обучения для оптимального обучения и сохранения важнейших полицейских навыков.

Обзор курса

Методы обучения – курс обучения практическим профессиональным навыкам полицейской деятельности заполняет важный пробел в современной подготовке сотрудников правоохранительных органов. Во время этого интенсивного курса участникам предстоит погрузиться в революционные научные принципы, которые могут быть немедленно и напрямую применены к их программе обучения в академии или агентстве.

Этот ориентированный на учащихся курс использует проблемный подход к обучению взрослых. Индивидуумы могут рассчитывать на чтение/просмотр перед уроком и выполнение заданий в течение как минимум 20 часов в дополнение к 40 часам обучения в классе. Успешное завершение этого курса требует от студента демонстрации всестороннего понимания материала и его применения в различных контекстах.

В конце этого курса участники будут иметь общее представление об определении критических потребностей в обучении, а также о создании и инструктировании основанной на фактах программы обучения для овладения основными навыками, необходимыми правоохранительным органам. Кроме того, обучение будет включать в себя разработку реалистичных, поддающихся проверке и обоснованных стандартов курсовой подготовки (CTS), чтобы направлять будущее обучение, защищая агентство и инструкторов.

Трасса невероятно сложная. Это требует от участника готовности отказаться от сильно укоренившихся предубеждений и традиционализма и принять установку на рост.

Рассматриваемые темы

Этот курс состоит из двенадцати модулей с материалами, представленными в виде каркасов и чередующихся методов, с использованием тех же методов обучения, основанных на исследованиях, которые рекомендуется использовать участникам в их учебных программах.

Кроме того, каждый день будет состоять как из подготовительных, так и из дополнительных занятий, чтобы закрепить и закрепить важные аспекты курса в долговременной памяти. Преподаватель будет использовать различные средства обучения на протяжении всего курса для создания «желаемых трудностей» и «усиленного поиска» следующих тем:

  • Scientific Foundations for Learning

  • Skill Retention and Perishability

  • Block vs. Interleaved Training

  • Training Myths

  • Applicable Neuroscience

  • Mind Model

  • Зрение, восприятие, внимание и производительность

  • Стрессовое возбуждение и производительность

  • Модели принятия решений

  • Обучение и поведение тренинги и поведение

  • Последствия памяти / применение модуляторов OFLIN ; Принципы двигательных навыков и моторного обучения

  • Память и моторное обучение

  • Роль упражнений для улучшения обучения

  • Роль сна и обучения со сном и обучением

  • . , эффект интервала и желаемые трудности

  • Перенос навыков на новые настройки

  • Повышение навыков и подготовка к работе

  • Типы ошибок в производительности

  • Идентификация и проверка критических навыков / анализ навыков офицера

  • Роль мотивации студентов и обучения. Обучение

  • Стандарты курса обучения – Проектирование и защита

Часто задаваемые вопросы

Какова политика посещаемости?

Профессиональный характер этой программы специально предназначен для опытных инструкторов по навыкам выживания в правоохранительных органах. Большинство студентов активно работают либо полный рабочий день, либо неполный рабочий день в правоохранительных органах либо в государственной академии, либо в режиме обучения на уровне агентства. Тем не менее, строгость этого курса требует сильной приверженности студентов — требуется предварительная учебная работа, которая включает примерно шесть упражнений по чтению/просмотру и упражнения на метапознание. Студенты также должны активно участвовать в обсуждениях в классе, групповой работе и презентациях в классе. Студенты должны пройти курс полностью, чтобы успешно завершить программу. Преподаватель будет решать любые неизбежные пропуски в каждом конкретном случае и может привести к исключению из курса.

Как оцениваются участники курса?

Студенты будут иметь возможность продемонстрировать свое владение материалом, представленным в рамках этого курса. Формат этой демонстрации следующий: 

  • Участие и взаимодействие класса
  • Участие в групповой работе
  • Классные презентации
  • Заключительный экзамен
К кому мне обратиться, если у меня возникнут дополнительные вопросы?

Вы можете связаться с нашей службой поддержки по телефону или электронной почте с любыми вопросами, которые могут у вас возникнуть об этом курсе.

Электронная почта : [email protected] 

Телефон : 1-800-526-9444

Формат курса

Этот курс проводится в форме обучения в классе. Это будет включать дидактические инструкции, тренировки и упражнения, упражнения на восстановление памяти, индивидуальное метапознание, динамический групповой анализ проблем и презентацию класса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *