Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы
Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.
1. Кто такая Монтессори и что это за система?
Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».
Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.
Мария Монтессори / Фото: Wikimedia CommonsПосле института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили.
Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.
Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.
2. Что такое сенситивные периоды? Их много?
Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:
1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.
2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать координацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.
3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.
4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.
5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя.
6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла.
Занятия в школе по методу Монтессори, 1913 год / Фото: Flickr (NSW State Archives)3. Как сделать развивающую среду для ребёнка?
По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.
Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.
Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.
4. Что такое обучение даёт детям?
Пожалуй, одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.
Монтессори-материалы / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори. В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США — детей разбили на две группы — от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям. Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.
5. Где этому учат?
Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.
Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет
Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет.
В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл — не прошёл, освоил — не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.
Подготовленная среда Монтессори-класса / Фото: Wikimedia Commons (Ilya WWW)Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.
6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?
Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.
Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры — карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.
Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы
Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись
7. В чём минусы такой системы?
Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу — не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.
С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются — причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.
Монтессори-среда / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)8. Кому это не подходит?
Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.
Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим — всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть — можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.
9. Где узнать про систему Монтессори больше?
Можно почитать книги самой Монтессори, а можно — её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал.
Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.
Изображение на обложке: Shutterstock (YakyCorbalan)
Педагогика Монтессори — Психологос
Под педагогикой Монтессори понимается разработанная доктором Марией Монтессори система обучения детей (начало внедрения в практику — 1906 г.), а также философия обучения в школах и детских садах. Педагогика Монтессори основывается на открытом преподавании, в противоположность закрытому, например, фронтальному преподаванию. Эта педагогика, в отличие от педагогики идеологической, может быть названа экспериментальной, в том смысле, что собственные наблюдения ребенка ведут обучающего к выбору подходящих дидактических приемов применительно к данному ребенку и данной ситуации. Суть педагогики Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому».
Философия
Педагогика Монтессори часто характеризуются как педагогический метод, при котором ребенок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребенка.
Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. Поэтому Монтессори-педагоги поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.
Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании естественной радости ребенка от учения. По Монтессори эта радость учиться – одна из главных особенностей подрастающего человека вообще. Поддерживая это чувство и управляя им в духе уважения, педагог способствует развитию целостной и уравновешенной личности.
Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом.
Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (то есть такими, которые находят непосредственное приложение в повседневной практике). Монтессори-детсад учит (в первую очередь через подражание) таким вещам, как самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т.д. Обучение по Монтессори в школе оставляет большой простор для работы в группах. Дети могут выбирать, с кем они желают совместно работать и над чем. При этом групповая работа ставит акцент на личности обучающегося как руководителя своего интеллектуального развития.
Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребенку возможность развивать свое чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям. При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого ребенка, старались понять его в его индивидуальности и распознать, что его в данный момент занимает. Например, может случится, что ребенок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т.п. — и в этом случае руководитель должен принять такое развитие.
Принципы педагогики Монтессори
По Марии Монтессори процесс развития детской личности подразделяется на три фазы:
- первая стадия детства (0 – 6 лет)
- вторая стадия детства (6 – 12 лет)
- юность (12 – 18 лет).
Каждая из этих стадий представляет собой отчетливый самостоятельный отрезок развития.
Фаза первой стадии детства (0 – 6 лет) – важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребенка. Монтессори понимает первые шесть лет жизни как вторую эмбриональную фазу роста, в которую развиваются дух и душа ребенка. В то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребенок впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности.
Вторую стадию детства Монтессори определяет как фазу лабильности. В ходе своего развития ребенок проходит так называемые «чувствительные» или «сенситивные» периоды. В такие периоды ребенок особенно чувствителен к определенным возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребенок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение такой фазы ребенок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям – он проходит процесс постижения, который, согласно Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие. Для этого процесса Монтессори употребляет термин «нормализация».
Решающим для развития педагогики Монтессори и соответствующих материалов является следующее наблюдение: одна из важнейших фаз чувствительности каждого ребенка это фаза «усовершенствование чувств». Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учебы единым целым. В этих положениях Монтессори испытала влияние учений Жана Итара и Эдуарда Сегена.
Основываясь на изложенных результатах, Монтессори разработала свой учебный материал, ориентированный исключительно на чувственные восприятия ребенка. Так, ее математический материал позволяет ребенку, ощущая в руке одну бусину и блок из тысячи бусин, получить представление о числах один и тысяча задолго до того, как он будет способен на абстрактное представление о числах.
Заповеди Марии Монтессори
- Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).
- Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
- Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
- Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
- Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
- Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
- Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
- Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
- Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
- Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.
Подготовленная среда
Подготовленная среда – важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребенка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребенка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребенка соответствующего возраста. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность, самостоятельно выбирать место для занятий.
Роль взрослого в педагогике Монтессори
С момента своего рождения ребенок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребенка развивает свои способности и дает ему свободу движений, так же и дух ребенка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.
В этом процессе взрослый может стать союзником ребенка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори – это роль помощника, сглаживающего для ребенка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребенке, ребенок – сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.
Поскольку каждый ребенок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребенка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребенка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребенку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.
Роль воспитателя
В отношении того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование, что-то определенное делать, но требование, чего-то определенного не делать, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает по крайней мере из того тезиса, что родители – не творцы ребенка, что ребенок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители – помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как «помощь в саморазвитии ребенка от момента его рождения». Монтессори ожидает от взрослого «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребенком думает не о себе, а о ребенке и его будущем.
Литература
- Список литературы о педагогике Монтессори на русском языке: http://www.montessori-center.ru/li/content/9/
- О Марии Монтессори
- Монтессори — детский сад
Что такое Монтессори-образование
Перейти к содержанию
Монтессори-образование помогает развивать все стороны ребенка.
Что такое Монтессори-образование? Вот уже более века ориентированный на детей подход, который доктор Мария Монтессори, итальянский врач, разработал для обучения детей, преображает школы по всему миру.
Как только вы входите в класс, вы понимаете, что происходит что-то необычное. Классы Монтессори сразу узнаваемы. Вы увидите, как дети работают самостоятельно и в группах, часто со специально разработанными учебными материалами; глубоко увлечены своим делом; и уважать себя и окружающих.
Метод Монтессори способствует строгому, целеустремленному развитию детей и подростков во всех сферах их развития — когнитивной, эмоциональной, социальной и физической.
Когда ребенку дают небольшую свободу действий, он сразу же крикнет: «Я хочу это сделать!» Но в наших школах, где среда приспособлена к потребностям детей, говорят: «Помогите мне сделать это одному. ‘
Д-р МАРИЯ МОНТЕССОРИ, ТАЙНА ДЕТСТВА
Изучайте язык Монтессори.
ОСНОВНЫЕ компоненты ТЕРМИНОЛОГИЯ
Монтессори-образование осуществляется учащимися в самостоятельном темпе, но при этом направляется, оценивается и обогащается знающими и заботливыми учителями, руководством их сверстников и заботливой средой.
В сообществе разновозрастного класса, предназначенного для создания естественных возможностей для независимости, гражданственности и ответственности, дети получают мультисенсорное обучение и страстное исследование. Отдельные учащиеся следуют своему любопытству в своем собственном темпе, уделяя время, необходимое им для полного понимания каждой концепции и достижения индивидуальных целей обучения.
Благодаря свободе и поддержке задавать вопросы, глубоко исследовать и устанавливать связи, ученики Монтессори вырастают уверенными в себе, полными энтузиазма и самостоятельными учениками и гражданами, ответственными как перед собой, так и перед своим сообществом. Они мыслят критически, работают сообща и действуют смело и честно. Какого лучшего результата вы могли бы пожелать своим детям?
Вместо того, чтобы просто знакомить детей с фактами, Монтессори-образование направлено на то, чтобы взрастить естественное стремление каждого ребенка к знаниям, пониманию и уважению.
МЕЛАНИ ТИС, ДИРЕКТОР AMS по членству и аккредитации школ
AMS рекомендует
Узнать больше
Преимущества образования Монтессори
Узнать больше
Терминология Монтессори
Узнать больше
Монтессори для детей с особыми потребностями
Узнать больше
Государственные школы Монтессори
Почему стоит выбрать Монтессори для моего ребенка
Перейти к содержанию
Узнайте, как метод Монтессори может изменить жизнь вашего ребенка.
Все родители надеются найти лучшую образовательную программу для своих детей. И они признают длительное влияние, которое опыт раннего обучения оказывает на развитие ребенка и обучение в будущем. Что такого в философии и практике Монтессори, что так привлекает родителей?
Вот уже более века Монтессори-метод процветает во всем мире, и современные исследования подтверждают эффективность Монтессори-метода. Несколько ключевых элементов подхода отвечают образовательным целям, которые сегодняшние родители ставят перед своими детьми, включая превращение их в способных людей, которые будут иметь сильное чувство собственного достоинства, способность общаться с другими и потенциал для продуктивной работы на протяжении всей своей жизни. С Монтессори этот рост начинается рано. Ранние годы (от рождения до 6 лет) — это критическое время, чтобы заложить прочную основу для того, кем станет ребенок и какую роль он или она будет играть в будущем.
Монтессори-образование воспитывает способных, ответственных, знающих людей с сильным чувством собственного достоинства, которое им необходимо для процветания в реальном мире.
Способный
Класс Монтессори продуман до мелочей, чтобы дать детям возможность развивать свои собственные способности, будь то научиться самостоятельно одеваться, умножать многозначное уравнение, эффективно сообщать о своих потребностях или решать проблемы с другими. Каждый класс наполнен развивающими занятиями, которые побуждают детей к взаимодействию с конкретными учебными материалами, а также к совместной работе с другими.
В классе намеренно предусмотрено только одно задание каждого вида. Учащиеся могут свободно выбирать деятельность, с которой они хотят работать, поэтому они учатся делать выбор в зависимости от того, что им интересно и что доступно. В то время как некоторые дети, естественно, предпочитают работать с другими, часто самые младшие ученики сосредотачиваются на индивидуальных занятиях. По мере взросления детей учебная программа намеренно предусматривает обучение в малых группах и совместную деятельность. Сочетание независимых, партнерских, малых и групповых уроков и занятий знакомит детей с различными учебными отношениями и межличностной динамикой — ценными навыками для их взаимодействия вне класса!
Предоставление детям возможности делать собственный выбор на основе внутренней мотивации, а не указаний взрослых создает прочную основу для развития способных детей.
Подотчетный
В классе, ориентированном на ребенка, где учебная деятельность представлена детям индивидуально, учащиеся продвигаются в своем собственном темпе. Им предоставляется возможность практиковаться, анализировать или двигаться вперед в зависимости от их собственных интересов и способностей. Они берут на себя ответственность за собственное обучение и несут ответственность за свои знания.
В классе Монтессори учителя ежедневно оценивают учеников, используя свои наблюдения за взаимодействием каждого ребенка в окружающей среде и со сверстниками. Они используют свои знания о развитии ребенка и академических результатах, чтобы создать среду, которая одновременно является стимулирующей и доступной в академическом, физическом, социальном и эмоциональном плане. Они разрабатывают индивидуальный план обучения для каждого ребенка, исходя из его или ее уникальных интересов и способностей. Учителя создают среду, в которой учащиеся имеют свободу и инструменты для поиска ответов на свои вопросы и учатся самостоятельно искать новые знания.
Самокоррекция и самооценка являются неотъемлемой частью подхода в классе Монтессори. По мере взросления учащиеся учатся критически смотреть на свою работу и становятся искусными в распознавании, исправлении и извлечении уроков из своих ошибок.
Знающий
Метод Монтессори воспитывает в детях порядок, координацию, концентрацию и независимость с того момента, как они входят в класс. Дизайн классной комнаты, материалы и распорядок дня поддерживают формирующуюся у учащегося саморегуляцию — способность обучаться и думать о том, что он изучает — от малышей до подростков. Последовательность Монтессори-уроков хорошо соответствует, а во многих случаях и превосходит государственные стандарты обучения, гарантируя, что дети знакомятся со сложными концепциями обучения посредством практического опыта, который приводит к глубокому пониманию.
Учебная программа Монтессори намеренно сгруппирована в 3-летние циклы, а не разбита на годовые ожидания в отношении обучения учащихся. При этом учитывается тот факт, что дети развивают и осваивают академические темы с разной скоростью, и что в действительности дети часто работают в определенных областях содержания рывками. Учитель поддерживает рост ребенка во всех областях учебной программы, чтобы убедиться, что он или она знакомится с полной последовательностью уроков в каждой области, и по мере необходимости обеспечивает поддержку и новые задачи.
Чувство собственного достоинства
Класс Монтессори состоит из учеников, возраст которых обычно составляет 3 года. В идеале ученики остаются с классом и учителем на протяжении всего цикла, создавая стабильное сообщество и значимые связи.
Часто можно увидеть, как учащиеся разных возрастов работают вместе. Старшим ученикам нравится наставлять своих младших одноклассников — иногда лучший учитель — это тот, кто недавно освоил поставленную задачу. Младшие ученики смотрят на своих старших «братьев» и «сестер» и получают представление о предстоящей заманчивой работе.
Когда дети взрослеют в классе Монтессори в течение 3 лет, они понимают, что являются частью сообщества, где у каждого есть свои индивидуальные потребности, но при этом он вносит свой вклад в сообщество. Дети проявляют независимость, но им также предоставляется возможность работать со своими сверстниками и поддерживать других, когда они в этом нуждаются.
Развитие самостоятельности и преследование собственных интересов в контексте заботливого сообщества воспитывает в каждом студенте сильное чувство собственного достоинства и поощряет гордость за свою уникальную индивидуальность.
Доктор Мария Монтессори, итальянский педиатр и дальновидный педагог, основавшая Метод, считала, что когда детям предоставляется свобода выбора своей учебной деятельности, вырастает уверенный в себе, любознательный и творческий ребенок. Как оказалось, этот подход, которому более 100 лет, — это именно то, что родители ищут сегодня.
Жизнь Монтессори: взгляд родителей
Родители делятся мыслями о том, что делает Монтессори-образование таким особенным.