Воспитание, самовоспитание, перевоспитание
Главная>Книги по педагогике>Оглавление
Самовоспитание
Воспитание и самовоспитание — две стороны единого процесса формирования личности.
Под самовоспитанием понимается сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование личности. Исследования, проведенные советскими психологами и педагогами, убедительно доказали, что личность является активной силой не только в преобразовании окружающего мира, но и в собственном ее формировании (А. А. Арет, А. Г. Ковалев, А. И. Кочетов, Л. И. Рувинский и др.).
Воспитательная цель осмысливается и принимается воспитанником в результате систематического целенаправленного влияния со стороны воспитателя. В процессе самовоспитания ученик выступает в качестве субъекта воспитательного процесса. Самовоспитание находится в-непосредственной зависимости от содержания жизни школьников, их интересов, отношений, характерных для того или иного возраста. Исследованиями установлено, что потребность в самовоспитании возникает у школьников уже в младшем возрасте и может быть успешно использована в педагогической работе. Экспериментально доказано, что формы самосовершенствования с учетом возрастного и индивидуального развития школьников весьма разнообразны и выражаются в виде приспособления, подражания, ориентации на взрослых, друзей и коллектив сверстников.
Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Эта потребность не возникает одновременно у всех учащихся одного и того же возраста, особенно если личность не подготовлена к восприятию предъявляемых требований Интенсивное проявление потребности в самовоспитании происходит в подростковом возрасте.
Целенаправленность, осмысленность и устойчивость самовоспитания зависят прежде всего от идеалов, общественной направленности деятельности школьника, от волевых свойств личности, от той значимости, которую школьник придает среде сверстников. Важной предпосылкой для возникновения и развития процесса самовоспитания является формирование самосознания учащихся. Появление у старшеклассников умения анализировать и реально оценивать свои качества и поступки является одним из существенных моментов самовоспитания. Каждый школьник, особенно в старшем возрасте, в состоянии достичь высокого уровня нравственного самосовершенствования, но для этого необходимо так построить педагогический процесс, чтобы вся система воспитатель ных мер способствовала накоплению положительного опыта отношений и соответствующих им способов поведения. Само воспитание школьников, особенно в раннем юношеском возрасте, имеет всесторонний характер.
Ведущим компонентом содержания самовоспитания является формирование волевых и нравственных качеств. Существует тесная связь между организацией самовоспитания и самооценкой соответствующих качеств. Показателями этой зависимости выступают: сила общественного мнения, действенность критики и самокритики, благоприятный микроклимат в коллективе помощь учителя в выборе приемов и средств самовоспитания.
По отношению к самовоспитанию школьников коллектив выполняет две основные функции: создает общие предпосылки и условия для самостоятельного и устойчивого процесса самовоспитания и организует этот процесс. Первая функция выражается в том, что коллектив формирует у учащихся положительное отношение к социально ценным видам деятельности, развивает стремление и желание активно участвовать в коллективной деятельности, стимулирует самостоятельность, общественный долг, инициативность и т. д. Вторая функция выражается в непосредственной организации самовоспитания: в формировании самосознания учащихся, в стимулировании положительной мотивации для работы над собой, в оказании помощи при планировании и оценке результатов своих усилий.
Индивидуальное развитие учащихся под влиянием самовоспитания благотворно действует на коллектив. Разнообразие интересов школьников, широта их кругозора, высокий уровень общей культуры создают условия для выявления разносторонних наклонностей и возможностей членов коллектива, что в свою очередь обогащает коллективные отношения, влияет на развитие и совершенствование коллектива в целом.
Наиболее распространенными приемами самовоспитания школьников являются самообязательства, самоотчеты, самоанализ, самоконтроль и самооценка.
Эти приемы широко используются при проведении общественной аттестации старшеклассников, составлении ими комплексных планов. Диалектика руководства процессом самовоспитания состоит в переводе внешних педагогических требований в требования, предъявляемые школьниками к самим себе.
Перевоспитание
Процессы воспитания и перевоспитания взаимосвязаны. Перевоспитание нацелено на перестройку неправильно сложившихся взглядов, суждений, оценок учащихся, на преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих процесс формирования личности.
Процесс перевоспитания предполагает: установление существенных причин отклонений в нравственном развитии школьников; определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившегося стереотипа поведения; активизацию позиции школьников в общественно ценной коллективной деятельности, в учебной работе, в сфере досуга; разработку системы требований и контроля, средств поощрения и стимулирования. Взаимосвязь нравственного воспитания и самовоспитания — важное условие преодоления отклонений в нравственном развитии личности. Проблема преодоления отрицательных влияний в воспитании исследуется многими советскими педагогами и психологами (М. А. Алемаскин, А. С. Белкин, А. В. Веденов, И. А. Невский, И. П. Прокопьев, Л. И. Рувинский и др.).
Повышение эффективности воспитательного процесса осуществляется различными путями: через проектирование системы воспитательных задач, совершенствование содержания воспитательного процесса, целесообразный отбор форм и методов воспитания.
Качество воспитательного процесса достигает наибольшей эффективности при условии его оптимизации. Оптимальным называется такой воспитательный процесс, который дает максимально высокие для соответствующих условий результаты при необходимых затратах времени и усилий воспитателей и воспитуемых.
Важнейшим средством оптимизации воспитания является комплексный подход к организации воспитательного процесса. Комплексный подход обеспечивает: целостную систему воспитательных задач, единство всех сторон воспитания, комплексное применение разнообразных форм и методов воспитания, всесторонний анализ получаемых результатов.
Условием оптимизации воспитательного процесса является конкретизация осуществляемых воспитательных влияний. Реализуется это условие путем организации специального изучения учащихся конкретных школ, классов, их семейного окружения, производственной среды. Критерием эффективности воспитательного процесса при этом условии выступает знание учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их семьи, тех связей и отношений, которые у них установились с окружающими.
Необходимым условием оптимизации является координация усилий всех социальных институтов, обеспечивающих целенаправленное педагогическое влияние на формирование личности. К числу их относятся школа, семья, внешкольные учреждения (Дворцы и Дома пионеров и школьников, музыкальные, художественные, спортивные школы, детские секции при Домах культуры, библиотеки и т. д.), комсомольская и пионерская организации.
Целенаправленное, плановое взаимодействие всех воспитывающих сил обеспечивает целостное решение всего комплекса воспитательных задач.
Оптимизация процесса воспитания обеспечивает создание благоприятных учебно-материальных, гигиенических и морально-психологических условий для его успешного осуществления. В этой связи большое значение имеет установление здорового морально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, создание атмосферы требовательности и доброжелательности между администрацией и учителями, между учителями и воспитанниками.
Критерием эффективности этого условия является организация режима школы, культурно-гигиенических требований в местах пребывания школьников (классах, рекреациях и т. д.), устойчивый состав коллектива педагогов и учащихся, взаимосвязь и содружество первичных классных коллективов.
Оптимизация процесса воспитания предполагает обеспечение целостности цикла планирования, организации, регулирования, контроля и анализа результатов воспитательного воздействия.
Важнейшим критерием эффективности воспитательного процесса является развитие у учащихся коммунистических черт личности, нравственных привычек и способов поведения (с учетом возраста учащихся и имеющегося у них опыта), активной жизненной позиции, в соответствии с задачами, выдвигаемыми обществом и самим воспитанием в каждой конкретной ситуации.
Понятие о принципах воспитания
Характеризуя сущность принципов познания и преобразования действительности, Ф. Энгельс писал, что они «не исходный пункт исследования, а его заключительный результат; эти принципы не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории»! Принципы воспитания верны потому, что они соответствуют внутренним закономерностям воспитания, отражающим объективные потребности общественной жизни, социальную сущность и естественную природу человека.
Если закономерности выступают как выражение существенной, необходимой внутренней связи между причиной и следствием, то вытекающие из них принципы служат тем основополагающим началом, которое определяет общее направление воспитательного процесса, основные требования к его содержанию, методике и организации. Как система отправных, исходных положений принципы коммунистического воспитания охватывают все его стороны сущность и цель, заключают в себе результаты обобщения передовой социальной и педагогической практики. Руководствуясь принципами воспитательного процесса, педагог делает его научно обоснованным и управляемым.
Принципы воспитания, как и его цель, несут на себе печать того или иного мировоззрения. Современная буржуазная педагогика, отражая закономерный характер воспитания, рассматривает его как процесс, единственное назначение которого не препятствовать выявлению и становлению спонтанно возникающего эмпирического индивидуального «я» Осуществляемое обществом воспитание объявляется «насилием над личностью», которая развивается по законам, заложенным в ней самой Обращение к мифическим силам экзистенции, инстинктивного, подсознательного в человеке, отрицание общественных целей воспитания призваны оградить личность от всего, что посягает та ее неповторимость и абстрактное самовыражение, и тем самым сделать ее неспособной к активным социальным действиям. Не признавая за воспитанием никаких возможностей, кроме следования за природой ребенка и содействия самораскрытию его врожденных данных, буржуазные педагоги тем не менее не могут отрицать, что школа в капиталистическом обществе ныне все более открыто превращается в средство политической и идеологической борьбы против коммунизма. И это ни для кого не является неожиданностью Еще В. И. Лениным было сказано, что школа вне жизни, вне политики — это ложь и лицемерие.
Вытекая из познанных (и познаваемых) закономерностей воспитательного процесса, принципы помогают педагогу вскрывать присущие этому процессу противоречия, ориентироваться в самой сложной обстановке, всегда видеть связь между промежуточными и конечными целями. В то же время принципы воспитания не готовые рецепты и универсальные правила. Принципы дают знание научных основ воспитательной работы, опираясь на которые учитель может и должен самостоятельно решать педагогические задачи, постоянно возникающие в конкретных, бесконечно разнообразных ситуациях. Принципы воспитания не догма, выведенная путем дедуктивных предсказаний. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни таланта, ни энергии учителя. Воспитательная работа отличается тем, что в ней знание общих закономерностей и принципов реально сочетается с искусством, которое всегда носит творческий характер.
Характеристика принципов воспитания
Система принципов воспитания, сложившаяся в советской педагогике, включает: коммунистическую целенаправленность и партийность воспитания; связь воспитания с жизнью, с практикой коммунистического воспитания; комплексный подход к воспитанию; единство сознания и поведения; воспитание в труде; воспитание личности в коллективе; сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опору на положительное в человеке; учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников; преемственность и систематичность педагогических воздействий; единство требований школы, семьи и общественности.
Учителю приходится на каждом шагу решать различные педагогические задачи, выбирать тот или иной прием воздействия, направлять поведение учащихся, и все это в значительной мере зависит от того, как представляет себе наставник цель воспитания, те качества, которые он может и должен развить, подкрепить, стимулировать, устранить или нейтрализовать. Вполне очевидно, что вся система воспитательной работы подчиняется общей цели коммунистического воспитания. Именно это придает ей четкую целеустремленность, идейную направленность, сознательный и творческий характер, предупреждает стихийность и самотек. Ориентация на конечную, высшую цель воспитания объективно требует соотносить с ней любое, самое будничное дело — будь то посадка деревьев или дежурство по школе. (…) «Проектируя» личность школьника, учитель неизменно стремится к тому, чтобы сделать общие цели и задачи воспитания его собственными целями и задачами. Понимая под целью воспитания программу человеческой личности, А. С. Макаренко подчеркивал: программа имеет великое значение в жизни человека. Ожидание «завтрашней радости», ощущение своего роста и движения вперед вызывают в ребенке подъем духовных и физических сил, наполняют его жизнь общественно и личностно значимым смыслом.
На основе перспективных устремлений личности в ее сознании моделируется образец — ориентир, которому она стремится следовать в реальных жизненных ситуациях. Внешние требования, как правило, не сразу находят опору во внутреннем мире личности, но в конечном счете они должны перейти в ее внутренние требования, в требования к самой себе. Иначе воспитательный процесс не вызывает позитивных сдвигов в сознании и поведении школьников, а то и дает отрицательный результат, приводя к раздвоению личности, когда человек знает общественные ценности и нормы, даже декларирует их, но в реальной практике поступает вопреки им.
Коммунистическая целенаправленность непосредственно связана с партийностью воспитания. Буржуазия и ее идеологи пытаются посеять ядовитые семена аполитичности, национализма, безыдейности, социальной демагогии, нигилизма, используют главные козыри своего убогого идейного багажа: мистику, индивидуализм, пессимизм. Ослепленная классовой ненавистью к трудящимся, в походе против коммунизма буржуазия ищет своих сторонников среди неопытных молодых людей, не закаленных в революционных схватках. Вот почему даже в развитом социалистическом обществе, где нет враждебных классов, воспитание сохраняет свою классовую направленность. Клас совый, партийный подход к воспитанию осуществляется в интересах всех трудящихся и является активным орудием идеологи ческой борьбы против буржуазии в международном масштабе Партийность воспитания означает не только борьбу против буржуазных, чуждых нам воззрений. Она предполагает утверждение коммунистической идейности. В буржуазной педагогике большую популярность приобрел тезис, согласно которому любые действия могут быть оправданы, если они совершаются по внутреннему убеждению. Выходит, содержание идейности не имеет значения, идейность важна по форме, а не по существу.
Партия учит, что в борьбе двух идеологий, двух мировоззрений не может быть места нейтрализму и компромиссам. Содержанием коммунистической идейности является марксизм-ленинизм как научная основа политики и политического руководства социальными процессами.
Убеждая учащихся в великой жизненной силе и истинности коммунистических идей, воспитывая их в духе непримиримости ко всякого рода недостаткам в поведении людей и в общественной жизни, учитель не имеет права обходить острых тем, замалчивать так называемые трудные вопросы. «Политика нашей партии ясна. И мы готовы ответить на любые вопросы, которые возникают у советских людей. Надо смелее делать это, помня, что если мы не отвечаем на них, то недруги нашей страны постараются воспользоваться этим для клеветы на социализм».
Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни. Эта ленинская мысль, прозвучавшая в его речи на III съезде комсомола, представляется чрезвычайно важной.
Во все времена частнособственнического уклада жизни существовало мучительное противоречие между педагогикой и действительностью. Воспитатели старались преодолеть конфликт между миром детства и реальной жизнью. Одни заботливо оберегали детство от всего, что может разорвать «красивую паутину чудесного», стремясь продлить, насколько возможно, очарование сказочного участка, отделенного от всего мира. Другие, на-, оборот, считали необходимым знакомить детей с суровой правдой жизни. Получался заколдованный круг. Приучать детей к делу, готовить их к взрослой жизни было жестоко: это означало разрушать нежный мир ребенка. Не приучать было еще более жестоким: это означало обрекать детей на тяжелые неожиданности. И только с победой социализма утверждается действительность, которая не враждебна, а дружественна человеку и человечности. Соединяя воспитание с жизнью, советская школа опирается на экономические, социальные и духовные отношения нового общества, политические идеалы, мораль и эстетику социалистического образа жизни.
Определяющая роль в формировании личности социалистического типа принадлежит утверждению во всех сферах практической деятельности учащихся подлинно коммунистических отношений. Этот вывод полностью согласуется с указанием основоположников научного коммунизма о том, что «действительное ду ховное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений…». На основе отражения человеком объективных общественных отношений происходит формирование его внутренней позиции, активно складывается его собственное отношение к окружающему и к самому себе. По мысли А. С Макаренко, отношение составляет истинный объект педагогической работы.
Однако, несмотря на исключительно благоприятные условия советской действительности, на все возрастающую помощь школе со стороны общественности, а также большую работу учительства, у отдельных учеников порой формируются качества, чуждые социалистической природе нашего общества,— эгоизм и мещанство, накопительство, равнодушие к заботам и делам народа. Такие качества появляются на почве стихийно складывающихся индивидуалистических и потребительских отношений.
В психолого-педагогическом аспекте важно активнее создавать условия для перехода организуемых коммунистических отношений в адекватные им личностные отношения учащихся. Общественное отношение, трансформируясь в процессе интериоризации в субъектное, личностное отношение, приобретает для личности ценностный смысл и реализуется в соответствующих актах поведения и деятельности.
Школа жизни — лучшая школа воспитания. Она несет молодежи достоверную информацию о созидании новых форм бытия, о величайшем революционном и трудовом энтузиазме советского народа, о тех огромных жертвах, которые ему пришлось принести во имя коммунизма. Приобщаясь к социальному опыту старших поколений, школьники могут и должны вовлекаться в доступные формы борьбы за осуществление важнейших задач коммунистического строительства. Благодаря этому у них формируется нравственная, психологическая и практическая готовность к жизни, к труду. (…) В свете комплексного подхода каждая из сторон (подсистем) коммунистического воспитания является относительно самостоятельной системой, равно как и сама система коммунистического воспитания представляет собой элемент системы более высокого порядка — развитого социалистического общества. Выражая внутреннее структурное единство всех составляющих и свойств целостного и динамического воспитательного процесса, комплексный подход предполагает всестороннее развитие личности человека, гармоническое сочетание всех его сущностных сил. Сердцевиной всестороннего развития личности является формирование коммунистического мировоззрения, которое определяет ее идейно-политическую направленность, социальную активность и гражданскую ответственность. В органической связи с формированием марксистско-ленинского мировоззрения выступает трудовое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.
Комплексный подход объективно требует построения и функционирования таких педагогических систем, которые обеспечивают единство цели, задач, содержания воспитания, его методов и организационных форм Исходя из этого принципа, школа и учитель осуществляют программно-целевой подход к воспитательной работе. Это означает, что каждая педагогическая акция по возможности должна быть приведена в соответствие с общей целью коммунистического воспитания. Реальные возможности для достижения этой цели заключены в школьных программах и учебниках, а также в таких программно-методических документах, как «Примерное содержание воспитания школьников», программа «Ориентир» и др.
Единство содержания и методов воспитания объективно заложено в самой сущности метода как формы движения содержания воспитательного процесса. Каждый отдельно взятый метод воспитания необходимо рассматривать в связи с комплексом методов воздействия на учащихся. Эти методы должны строго соответствовать задачам и идейному содержанию воспитания (Э. И. Моносзон).
«…Для воспитания строителя-большевика и убежденного буржуазного деятеля,— писал А. С. Макаренко,— сплошь и рядом может пригодиться один и тот же список приемов, как требуются одинаково кирпич, бетон, железо, дерево и для постройки храма и для постройки рабочего клуба. Вопрос решается не выбором списка, а сочетанием средств, их расстановкой по отношению друг к другу, их общей гармонированной направленностью и, самое главное, их естественным классовым содержанием, то есть тем, что приходит не от педагогики, а от политики, но что с педагогикой должно быть органически связано». В одном из своих ранних произведений Ленин отмечал: «…по каким признакам и поведения судить нам о реальных «помыслах и чувствах» реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей,— а так как речь идет только об общественных «помыслах и чувствах», то следует добавить еще: общественные действия личностей, т. е. социальные факты».
Духовный потенциал личности составляет сознание, в которое включается весь запас знаний и впечатлений человека, его способность к их творческому переосмыслению и переживанию. Показателем зрелости сознания прежде всего является реальный поступок, в основе которого лежит стремление к достижению общественного или личного идеала. Важно не то, что человек думает или говорит о себе, о своих намерениях, а важно то, как он поступает в каждом конкретном случае, как он относится к другим людям, труду, общественной собственности, требованиям социалистической дисциплины.
Однако между сознанием и поведением нет однозначной зависимости. Порой под влиянием противоречивых жизненных обстоятельств как у взрослых, так и у детей происходит разрыв между сознанием и поведением. Противоречия между внутренним и внешним, между сущностью и явлением объясняются не только условиями жизни, но и просчетами воспитания. Ребенок в таких случаях не преодолевает объективные трудности и собственные недостатки, а приспосабливается к ним, его внешнее поведение не соответствует внутреннему состоянию. «Разрыв между словом и делом, в каких бы формах он ни выражался, наносит ущерб и хозяйственному строительству, но особенно — нравственному воспитанию».
Для научного понимания воспитательного процесса фундаментальное значение имеет общепризнанный в советской педагогике и психологии принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Как совокупность понятий, суждений, оценок, убеждений сознание направляет поступки и действия человека и одновременно само складывается под влиянием поведения и деятельности.
Как реально соотносятся сознание и поведение? Личность и все ее качества деятельны по своей природе и способу существования. Как основной способ существования личности «поведение есть очень сложный результат не одного созна ния, но и знания, силы, привычки, ухватки, приспособленности смелости, здоровья и, самое главное,— социального опыта». Отсюда можно заключить, что сознание формируется на основе целенаправленной организации опыта подрастающего человека.
Социальный опыт складывается в результате непосредственного взаимодействия ребенка и действительности. Воздействуя на окружающие его вещи и явления, ребенок приобретает известное знание о них и самом себе как преобразующей силе. Вступая в активные отношения с людьми, он овладевает социальным поведением, утверждает себя как личность. Совершенно очевидно, что социальный опыт не может складываться стихийно. Процесс его образования требует планомерной воспитательной деятельности общества. Выполняя поручение общества, школа призвана моделировать определенные общественные отношения и тем самым помогать превращению индивидуального детского опыта в опыт социальный.
Для того чтобы сознание перешло в акт поведения, необходимо преодолеть, по словам А. С. Макаренко, «маленькую канавку», которая должна быть заполнена практическим опытом, практической деятельностью. Путь к единству сознания лежит через цепь связующих элементов, цепь, которая включает в себя реальные взаимоотношения, организацию жизни учащихся на основе их деятельности и общения. Реализовать принцип единства сознания и поведения — значит «организовать упражнение человека в самых разнообразных солидарных движениях, в преодолении препятствий, в очень трудном процессе коллективного роста».
Длительные упражнения в правильном поступке порождают навыки и привычки требуемого поведения. Попутно заметим, что привычка сама по себе еще не есть свойство личности, но в определенных условиях она может стать им. Это происходит в том случае, если объединяются однородные привычки. Такое интегрированное образование, отражая неразрывную связь субъективного и объективного, всех сторон психического, обеспечивает единство сознания и поведения. Оно обладает большой широтой переноса, функционирует не только в жестких, строго определенных условиях, но и в многообразных, постоянно меняющихся ситуациях жизни и деятельности воспитанников.
Соединение обучения и воспитания с общественно полезным, производительным трудом— всеобщая и универсальная основа коммунистического воспитания. И это закономерно. По определению А. М. Горького, никакая другая сила не делает человека великим и мудрым, как это делает сила коллективного и свободного труда.
www.p-lib.ru
Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983.
Главная>Книги по педагогике>Оглавление
Перевоспитание — термин, определение
- Справочник
- Онлайн-калькуляторы
- Тесты с ответами
это комплекс воздействий на воспитуемого, целью которых является устранение сформированных в процессе развития отрицательных и привитие положительных личностных качеств индивидууму.
это развитие способности умения объективно оценивать свою деятельность.
Основная задача и часть структуры педагогического процесса Общественная детская организация Методы воспитания в педагогике Коллективный способ обучения Умственное воспитание Деятельностный подход Развивающая функция Метод в педагогике Аксиологизация Осуждение
Смотреть больше терминовПредмет:
ПедагогикаАвтор:
Косяков Дмитрий Алексеевич
- Дипломные работы
- Курсовые работы
- Рефераты
- Контрольные работы
- Отчет по практике
- Все предметы
Узнать подробнее
Не получается написать работу самому?
Доверь это кандидату наук!
Андрагогика и педагогика: основные различия в обучении
Перейти к содержимомуПерейти к живому чату- Требования к кандидатам
- Требования к поступающим в педагогическую школу
- Требования к поступающим в бизнес-колледж
- Требования к поступающим в ИТ-колледж
- Требования к поступающим в Школу здоровья Ливитта
- Стоимость обучения и сборы
- Стоимость обучения — Колледж бизнеса
- Обучение — педагогическая школа
- Стоимость обучения — ИТ-колледж
- Стоимость обучения — Школа здоровья Ливитта
- Финансовая помощь
- Подача заявки на финансовую помощь
- Государственные гранты
- Информационное руководство для потребителей
- Ваши финансовые обязательства
- Инициатива ответственного заимствования
- Фонд помощи высшему образованию
- Стипендии
- Корпоративное возмещение
- Результаты выпускников
- Наши студенты и выпускники
- Услуги для выпускников
- Вдохновляющие истории студенческого успеха
- Прибыль на инвестиции
- Разнообразие
- Обучение в ВГУ
- Аккредитация
- Как вы будете учиться
- Отзывы студентов
- Партнерские организации
- Оплата за школу
- Наш факультет
- Военные и ветераны
- Стоимость обучения и финансирование
- Варианты неполного рабочего дня
- Виртуальный ресурсный центр ветеранов
- Результаты образования
- Жонглирование жизнью и школой
- Получение повышения или продвижения по службе
- Начало новой карьеры
- Следующий шаг в образовании
- Руководство по карьере
- Блог
Прием
Обучение и финансовая помощь
- Стоимость обучения и сборы
- Стоимость обучения — Колледж бизнеса
- Обучение — педагогическая школа
- Стоимость обучения — ИТ-колледж
- Стоимость обучения — Школа здоровья Ливитта
- Финансовая помощь
- Подача заявки на финансовую помощь
- Государственные гранты
- Информационное руководство для потребителей
- Ваши финансовые обязательства
- Инициатива ответственного заимствования
- Фонд помощи высшему образованию
- Стипендии
- Корпоративное возмещение
Успех студента
- Результаты выпускников
- Наши студенты и выпускники
- Услуги для выпускников
- Вдохновляющие истории студенческого успеха
- Прибыль на инвестиции
- Разнообразие
- Обучение в ВГУ
- Аккредитация
- Как вы будете учиться
- Отзывы студентов
- Партнерские организации
- Оплата за школу
- Наш факультет
- Военные и ветераны
- Стоимость обучения и финансирование
- Варианты неполного рабочего дня
- Виртуальный ресурсный центр ветеранов
- Результаты образования
- Жонглирование жизнью и школой
- Получение повышения или продвижения по службе
- Начало новой карьеры
- Следующий шаг в образовании
- Руководство по карьере
- Блог
О ВГУ
24 мая 2022 г.
Традиционно образование представлено как маленькие дети, нетерпеливые и внимательные, полагающиеся на учителя, который наделит их мудростью и многолетними знаниями. Этот классический образ называется «педагогикой», или практикой обучения детей, и происходит от греческих слов «ребенок» (paidi) и «проводник» (ago).
Но куда в этом сценарии попадают взрослые учащиеся? «Андрагогика», или практика обучения взрослых, происходит от греческого слова «человек» (andras) и сильно отличается от педагогики по своей практике. Узнайте больше о ключевых различиях между андрагогикой и педагогикой:
Взрослые самостоятельны и могут полагаться на прошлый опыт при решении сложных проблем, а это означает, что в центре внимания «руководства старшими» должен быть вопрос о том, как лучше всего поддерживать их в сохранении новых идей, изучении новых способов решения проблем и укреплении независимого мышления.
Методы, используемые для обучения взрослых, отличаются от тех, которые традиционно используются для обучения детей. Например, использование диаграммы поведения с красочными наклейками, чтобы мотивировать детей сохранять тишину во время чтения, неэффективно при обучении взрослых. Большинство взрослых учащихся уже активно работают в карьере или в интересующей их области, от медицины до инженерного дела и бизнеса, и им требуется специализированное обучение, чтобы направлять и развивать необходимые навыки. Область образования взрослых постоянно развивается с новыми практиками и теориями.
- Почему и как: Взрослым учащимся очень важно знать «зачем» того, что они изучают. Способность ответить: «Почему этот принцип важен для моей жизни?» Важно, чтобы учащиеся понимали, «как» они могут применять новые знания. Например, если человек хочет увеличить свой доход и продвинуться на руководящую должность на работе, но не может этого сделать без специальной степени, тогда степень становится средством достижения его профессиональной цели.
- Опыт: Взрослые попадают в новую учебную среду с опытом, который определяет их личность и способности. Важно рассматривать этот жизненный или карьерный опыт как ключевую часть процесса обучения при обучении взрослых. Например, CNA имеет многочасовой опыт работы с пациентами. Их способность понять и решить проблему в здравоохранении значительно выше, чем у новичка-медсестра.
- Я-концепция: Большинство взрослых перешли от зависимого к самостоятельному обучению, состояние, которое сильно влияет на самосознание и автономию. Педагоги должны учитывать эту независимость при разработке сроков и модулей курса.
- Готовность: Поскольку большинство взрослых учащихся уже работают, их образование должно быть доступным, гибким и легко применимым. Например, работающая мама, которая ходит в онлайн-школу, нуждается в доступном образовании вне обычного графика с 9 до 5.
- Ориентация на проблему: Сосредоточение внимания на практических проблемах и решениях является обязательным условием для увлекательной и эффективной среды обучения взрослых. Многие взрослые учащиеся ищут не гипотетические, а реальные навыки, которые могут помочь им в их текущей карьере.
- Внутренняя мотивация: Чтобы андрагогика была наиболее эффективной, важно дать взрослым внутреннюю или внутреннюю мотивацию, признавая их успех и способствуя повышению самооценки и уверенности в себе. Имея более тонкую и развитую иерархию потребностей, чем у детей, взрослые учащиеся придают большее значение самореализации.
Педагогика, или «руководство молодежью», относится в основном к развитию навыков мышления и действия. В педагогике главная роль учителя состоит в том, чтобы предоставить учащимся возможность учиться на собственном опыте. Например, желанные должности «руководителя линии» или «привратника» в школе демонстрируют важность лидерства и служения детям. Или, когда учитель меняет громкость своего голоса с детской площадки на классную, разговаривая с учениками, он демонстрирует потребность в поведенческой осведомленности.
Педагоги используют многие виды педагогики, чтобы помочь в управлении классом и обучении. Четыре основные формы педагогики:
- Бихевиоризм: Вера в то, что на поведение учащегося влияют и усиливаются внешние силы, а не внутренние силы. Положительное подкрепление является наиболее известной формой бихевиоризма и часто используется при обучении детей путем подкрепления желаемого поведения вознаграждением.
- Конструктивизм: Идея, что учащиеся создают свое собственное обучение на основе предыдущих знаний и опыта. Преподаватели действуют больше как руководство, чтобы помочь учащимся понять и «построить» свои процессы и приложения для дальнейшего обучения.
- Социальный конструктивизм : смесь двух методов, социальный конструктивизм включает обучение под руководством учителя и ориентированное на ученика. Эта концепция полагает, что «группа больше, чем отдельный человек» и позволяет учащимся влиять на результаты и формировать их.
- Либерационизм: Практика помещения мнений учащихся в центр развития учебной среды, в которой класс часто управляется демократическим путем.
Несмотря на то, что между андрагогикой и педагогикой существует много различий в методах и мотивах, аудитория (взрослые и дети) важнее всего.
Зависимость
- Андрагогика: Взрослые независимы и желают быть самостоятельными и наделенными полномочиями в своем обучении.
- Педагогика: Дети зависят от учителя в том, что касается облегчения и структурирования их обучения.
Причины обучения
- Андрагогика: Обучение взрослых сосредотачивает обучение на необходимых навыках или знаниях для дальнейшего личного и профессионального развития.
- Педагогика: обучение детей сосредотачивает обучение на основных этапах, которые ребенок должен пройти, прежде чем он сможет перейти к следующему этапу.
Учебные ресурсы
- Андрагогика: Взрослые используют свой собственный опыт и опыт других, чтобы лучше понять учебный план.
- Педагогика: Дети зависят от учителя во всех учебных ресурсах. Роль учителя состоит в том, чтобы создать и внедрить вовлекающие методы для сохранения знаний.
Фокус обучения
- Андрагогика: Обучение взрослых часто сосредоточено на проблемах, что делает воздействие более сосредоточенным на текущих событиях или реальной жизни.
- Педагогика: Обучение детей представляет собой предметно-ориентированную модель с предписывающей учебной программой.
Мотивация
- Андрагогика: Взрослые получают мотивацию из внутренних, самомотивированных источников (самоуважение, уверенность, признание и т. д.)
- Педагогика: дети получают мотивацию из внешних источников (родители, учителя, материальные вознаграждения и т. д.)
Роль учителя
- Андрагогика: Учитель действует больше как посредник, поощряя сотрудничество, взаимное уважение и открытость с учащимися.
- Педагогика: Учитель действует больше как эксперт, наделяя учащихся знаниями, навыками и структурой.
Дети и взрослые имеют разные потребности, разные мотивы и разные желаемые результаты, когда дело доходит до образования. Понимание этих ключевых различий важно для успеха учащихся всех возрастов. В частности, андрагогика требует, чтобы преподаватели вносили новшества и взаимодействовали со взрослыми учащимися осмысленными и применимыми способами, а также ценили вклад и опыт, которые взрослые привносят в учебную среду.
Вы хотите повлиять на следующее поколение учащихся? Затем ознакомьтесь с онлайн-программами WGU для получения степени преподавателя. Независимо от того, хотите ли вы начать карьеру в сфере образования или расширить свой опыт, преподавательские степени WGU предоставляют знания, которые помогут уверенно вступить в класс в любом из 50 штатов.
Думали ли вы вернуться в школу, чтобы получить навыки, необходимые для новой карьеры? Вы, наконец, в месте, чтобы сосредоточиться на своем образовании? Есть много причин стать взрослым учеником. WGU предлагает поддержку и гибкость, необходимые для получения степени в удобном для вас темпе.
Педагогика сосредоточена на обучении под руководством учителя, в то время как андрагогика ориентирована на обучение под руководством ученика с учителем в качестве фасилитатора.
«Андрагогика» — это практика обучения взрослых.
«Педагогика» – это практика обучения детей.
Поделись этим:Подпишитесь на блог WGU
Будьте в курсе последних статей, советов и идей от команды WGU
Самые популярные
Категории 9 0393
Наше внимание к вашему успеху начинается с сосредоточения внимания на четырех востребованных областях: обучение и образование K–12, уход за больными и здравоохранение, информационные технологии и бизнес. Каждая программа на получение степени в WGU привязана к быстрому росту и высокооплачиваемой карьере. Какой колледж вам подходит?
Колледж бизнеса онлайн
УЧИТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОНЛАЙН
КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОНЛАЙН
КОЛЛЕДЖ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОНЛАЙН
Хотите ознакомиться со всеми степенями, которые предлагает WGU? Посмотреть все степени
Methods of Teaching RE
Наблюдали ли вы когда-нибудь, как кто-то другой преподает RE, и чувствовали ли вы, что не может или не учить так? Если ваши инстинкты говорят вам об этом, возможно, вы правы. Цель этого раздела — помочь вам в разработке RE, которая кажется вам подходящей. Это будет охватывать то, для чего, по вашему мнению, нужен RE и какова должна быть его функция в образовании и обществе. В то время как один учитель может утверждать, что хорошее RE — это прославление разнообразия, другой может считать, что RE — это возможность исследовать важные вопросы жизни, в то время как другой может рассматривать RE как академический предмет, поддерживающий интеллектуальное развитие учеников. Правда в том, что все эти видения RE действительны. Хитрость заключается в том, чтобы определить свое собственное видение RE.
Фильмы и статьи в разделе ниже представляют собой методы преподавания RE или педагогики RE, разработанные за последние 40 лет, и помогут вам составить свое представление о том, что такое RE и для чего оно нужно.
Феноменология — Ниниан Смарт
RE основан на рассмотрении конкретных и абстрактных явлений, которые выражают религиозные группы. Эта педагогика, основанная на работах Ниниана Смарта, придерживается жесткого «религиоведческого» подхода. Аргумент состоит в том, что ключевая цель RE состоит в том, чтобы позволить учащимся развить понимание религий. RE — это академическая дисциплина, такая же, как история или наука, со своим собственным набором подходов и своими границами с верой и образованием.
Феноменологи хотят, чтобы учащиеся поняли «основы» религии, используя смартианские семь измерений религии: ритуал, практика, повествование, доктринальное, этическое, социальное и материальное.
Этот подход лежит в основе AT1 и до сих пор оказывает огромное влияние на обучение. Лучше всего, когда речь идет о комплексном подходе к религии.
Ключевой текст: Смарт, Ниниан, Религиозный опыт человечества , 1983.
Взлом концепции — Тревор Кулинг
RE должен помочь учащимся «взломать концепции», лежащие в основе преподавания RE, концепции, лежащие в основе явлений. RE рассматривается как помощь учащимся в вынесении суждений о конкурирующих утверждениях об истине в религии. Заявления о вере воспринимаются серьезно, и доказательства для них взвешиваются. Ключевой навык – позволить учащимся стать критическими оценщиками утверждений об истине со стороны конкурирующих мировых религий. Они должны принять решение о том, какие из этих утверждений об истине, если таковые имеются, они считают истинными. Это противоречит постмодернистскому и релятивистскому мировоззрению, согласно которому «все убеждения одинаково верны».
Ключевые тексты: Охлаждение, Тревор, Взлом концепции , 1994; Загрузить документ о раскрытии концепций
Критический реализм — Энди Райт
RE должен помочь учащимся узнать правду о заявлениях религиозных групп и критически относиться к ним с точки зрения религии.
RE рассматривается как помощь учащимся в вынесении суждений о конкурирующих утверждениях об истине в религии. Заявления о вере воспринимаются серьезно, и доказательства для них взвешиваются. Ключевой навык – позволить учащимся стать критическими оценщиками утверждений об истине со стороны конкурирующих мировых религий. Они должны принять решение о том, какие из этих утверждений об истине, если таковые имеются, они считают истинными. Это противоречит постмодернистскому и релятивистскому мировоззрению, согласно которому «все убеждения одинаково верны».
Ключевой текст: Райт, Эндрю, Перспективы религиозной грамотности , 1993.
Развитие человека – Майкл Гриммитт
RE занимается развитием духовного понимания. Студенты — духовные существа, и этот аспект их личности необходимо воспитывать и развивать.
RE — это инструмент для развития человека и духовного развития. Цель RE состоит в том, чтобы позволить учащимся самостоятельно ответить на вопросы о смысле и цели человеческой жизни. Место RE в учебной программе связано с основными целями учебной программы SMSC.
RE построен на вопросах смысла и часто сильно сосредоточен на этике и морали. Хороший урок RE является частью поиска учеником смысла, и у него есть много времени для размышлений о том, «что это значит для меня в моей жизни?» Преподавание и обучение в гуманитарном классе будет сосредоточено на том, как факты относятся к жизни студентов. Этот подход сильно повлиял на развитие AT2 («обучение у религии»). Акцент на «поиске смысла» стал аксиомой для многих учителей RE.
Ключевой текст: Grimmitt, Michael, RE and Human Development , 1987.
Интерпретативный подход — Роберт Джексон
RE не может говорить о религии как о связном целом, но только как об опыте индивидуумов в рамках религиозной традиции. Нам нужно быть этнографами религии и изучать жизненный опыт отдельных людей.
Этот подход многое дает социальной антропологии и бросает вызов идее о том, что строгий феноменологический подход игнорирует динамизм религии в жизни человека. Учащиеся должны иметь возможность понять религию в том виде, в каком она существует и осуществляется сегодня, не только с «официальной точки зрения», но и с «взгляда на улицу».
Одним из ключевых навыков является умение слушать верующих и отвечать им, а также понимание того, что идея «религии» является академической конструкцией, коробкой, в которую приверженцам этой религии может быть неудобно вписываться. Другой заключается в том, что учащиеся собирают данные и строят смысл о религии на основе этих данных. Существует признание того, что религиозные убеждения не могут быть отделены от культуры, расы, страны или семьи.
Ключевой текст: Джексон, Роберт, Религиозное образование, интерпретативный подход , 1997.
Духовное развитие — Дэвид Хэй
RE должен быть вовлечен в религиозный опыт и религиозную практику, используя чувства и широко используя ролевые игры, драмы, танцы и другие чувственные действия.
Этот подход развивает идею переживания традиций и явлений религии. С сильным акцентом на мультисенсорные подходы, ключевая цель будет состоять в том, чтобы учащиеся сосредоточились на духовных измерениях жизни и реагировали на них. Уроки будут очень практическими и будут включать управляемое воображение, размышления, медитацию, драму и ролевую игру.
Недавним развитием этого направления стала работа Сью Филлипс над «Театром обучения». (с благодарностью журналу REtoday ).
Ключевой текст: Hay, David & Hammond, John, Новые методы преподавания RE , 1990.
Деконструктивизм — Клайв Эррикер
RE следует начинать с того, чтобы помочь учащемуся понять мировоззрения, которые пропагандируют религии и деконструировать их, прежде чем строить собственное мировоззрение.
В основе этого подхода лежит вера в то, что задача образования состоит в том, чтобы позволить человеку осмыслить себя и мир. Большая часть предыдущей религиозной педагогики считается угнетающей, поскольку она направлена на формирование мировоззрения для ученика, не позволяя ему создавать свое собственное. Чтобы развить это мировоззрение, учащиеся должны получить инструменты для деконструкции нарративов, с которыми они уже знакомы.
Это сильный постмодернистский подход к утверждениям о равной достоверности и истине, который рассматривает религиозные, духовные, гуманистические и светские нарративы как равноценные мировоззрения.