Периодизация развития личности (по Э. Эриксону)
3.10.2014
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности — длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.
На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.
2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».
В возрасте 3—5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т. к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка.
Игра очень важна для развития ребенка, т. е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, не уверенности, чувству вины.В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эго культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению, чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.
В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.
На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
7-я — центральная стадия — взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.
После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
Ключевые слова: Развитие, Личность
Источник: Столяренко Л.Д., Основы психологии
Материалы по теме |
---|
Развитие личности в юности Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Развитие личности младшего школьника. Мотивационная сфера младшего школьника Абдурахманов Р.А., Возрастная психология |
Развитие личности в период взрослости Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Личностное развитие младшего школьника Палагина Н. Н., Психология развития и возрастная психология |
Возраст и развитие личности Обозов Н.Н., Возрастная психология |
Обучение как процесс развития личности Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов… |
Образование как механизм развития личности и общества И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В…. |
Развитие личности как педагогическая проблема Сластенин В.А. — «Педагогика» |
Возрастная периодизация в трудах Эрика Эриксона (1902 – 1994г.г.)
Похожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1. Возрастная периодизация в трудах Эрика Эриксона (1902 – 1994г.г.).
Нурия Койшваевна Зиналиева,доцент кафедры Общей и когнитивной психологии
1
2. Основные научные труды:
Детство и общество /пер. с англ. и науч. ред. А.А.Алексеев. — СПб.: Летний сад, 1996.
2. Идентичность: юность и кризис /пер. с англ.; общ.
ред. и предисл. А. В. Толстых. — М .: Прогресс, 1996.
3.
Психоаналитическое историческое исследование
/пер. с англ. А. М. Каримского. — М. : Московский
философский фонд «Медиум», 1996.
. 1.
2
Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры Общей и
когнитивной психологии
3.
Терминологический словарь по Э.ЭриксонуЯ – это автономная система, взаимодействующая с реальностью припомощи восприятия, мышления, внимания и памяти
Кризис – поворотный момент в жизни индивидуума, который возникает
вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости
и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии
Близость – это способность человека отдать часть себя другому человеку,
не боясь потерять при этом собственную идентичность
Целостность – чувство завершенности жизненного пути, осуществления
планов и целей, полноты и целостности
Мудрость – это осознание безусловного значения
самой жизни перед лицом самой смерти.
Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры Общей и
когнитивной психологии
3
4. Возрастная периодизация Э.Эриксона
Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры Общейи когнитивной психологии
4
5. Стадия орально-сенсорная Основная задача первой стадии- установление доверия ребенка к внешнему миру (От рождения до 1 года.
).На этой стадии идет созреваниесенсорных систем. Чувства доверия формирует положительные
самоощущения.
У
ребенка
вырабатывается
способность
формировать теплые, глубокие, эмоциональные отношения со своим
окружением. Благоприятное разрешение конфликта – надежда.
Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры Общей и
когнитивной психологии
5
6. Стадия мышечно-анальная Задача второй стадии – дать ребенку почувствовать себя самостоятельным (от 1 года до 3 лет).
Формирование и отстаивание ребенком своей автономии инезависимости. Благоприятное разрешение конфликта – воля.
Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры
Общей и когнитивной психологии
6
Стадия локомоторно-генитальная
Третья стадия (от 3 до 6 лет). У ребенка в начале этой
стадии появляются первые представления о том, каким
человеком он может стать. Он ставит перед собой
определенные задачи, которые он пытается решить.
Дети узнают как устроен мир и как можно на него воздействовать.
На этой стадии возможен конфликт между инициативой и
чувством вины. Благоприятное разрешение конфликта – цель.
Главная опасность –
это появление
у ребенка
чувства вины
за совершенные
им действия.
Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры
Общей и когнитивной психологии
7
8. Стадия латентная Четвертая стадия – стадия психологической готовности ребенка к освоению действий, которые выполняют родители
(6-12 лет).Чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте
компетенции ребенка в различных областях.
Продуктивная деятельность
(трудолюбие и способность к самовыражению). Благоприятное
разрешение конфликта – уверенность, компетентность.
Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры
Общей и когнитивной психологии
8
9. Стадия подростковая Задача пятой стадии — поиск ответа на вопросы «Кто Я» и «Каков мой дальнейший путь?» (от 13 до 19 лет).
Переход от детства к взрослому состоянию вызывает какфизиологические, так и психологические изменения.
Опасность, которой должен избежать подросток, — это размывание
чувства «Я». Благоприятное разрешение конфликта – верность.
Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры
Общей и когнитивной психологии
9
10. Стадия ранняя зрелость Шестая стадия – поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими (20-25 лет). Возможен
конфликт между близостью и изоляцией.Близость по Э.Эриксону – это способность человека отдать часть
себя другому человеку, не боясь потерять при этом собственную
идентичность.
Благоприятное разрешение конфликта –
любовь.
Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры
Общей и когнитивной психологии
10
11. Стадия средняя зрелость Задача седьмой стадии – в развитии у себя целеустремленности, которая делает жизнь продуктивной (26-64
года).Это возможно при условии удачного разрешения предыдущих
конфликтов. Целеустремленный человек способен помочь
другим людям. Благоприятное разрешение конфликта –
забота.
Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры
Общей и когнитивной психологии
11
12. Стадия поздняя зрелость Восьмая стадия – новая завершенная форма эгоидентичности – целостность: переживание мирового порядка и
духовного смысла жизни (65 лет – смерть).На заключительном этапе своей жизни люди ретроспективно
просматривают свою жизнь, по-новому оценивают её.
Целостность – чувство завершенности жизненного пути,
осуществления планов и целей, полноты и целостности.
Мудрость – это осознание безусловного значения
самой жизни перед лицом самой смерти.
Благоприятное разрешение конфликта –Мудрость.
Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры Общей и
когнитивной психологии
12
English Русский Правила
Сравнение теорий развития
Не существует единой теории, которая могла бы дать исчерпывающее представление о развитии человека в течение жизни. Чтобы получить более или менее полное представление о ней, важно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации. Эта статья направлена на сравнение и противопоставление двух основных теоретических точек зрения на развитие продолжительности жизни: психосоциальную теорию Эриксона и когнитивную теорию Пиаже.
СКИДКА 15% на первый заказ
Мы предоставим индивидуальную Теорию развития человека документ, адаптированный к вашим требованиям, с хорошей скидкой психика и природа общества. На первом этапе младенчества эмоциональное общение младенца со взрослыми является ведущей деятельностью, влияющей на дальнейшее развитие. Второй этап раннего детства связан с формированием самостоятельности и самостоятельности. На третьем этапе детства появляется индивидуальное восприятие себя. На четвертом этапе младшего школьного возраста, если дети успешно осваивают новые навыки, они становятся уверенными в себе (Эрскин, 2019).).
Наоборот, неудачи приводят к возникновению неполноценности. На пятом этапе подросткового возраста формируется эго-идентичность. На шестом этапе молодости актуально тесное сотрудничество с людьми. На седьмом этапе взрослой жизни люди посвящают себя работе и заботе о детях. Если нет работы, семьи, детей, человек опустошен. Заключительный период зрелости – это время физиологического и психологического равновесия. На восьмом этапе создается полная форма эго-идентичности на основе всего пути развития личности.
Жан Пиаже, как и Эриксон, различал несколько стадий человеческого развития. Однако он считал, что вместо социальной правильное развитие познавательной сферы увеличивает вероятность успешной и счастливой взрослой жизни. Он выделил четыре стадии: сенсомоторную, предоперационную, операционную и стадию специфических операций. Сенсомоторная стадия длится от 0 до 2 лет, когда развиваются моторные навыки (Erskine, 2019). Дети проходят дооперационный этап от 2 до 6 лет, когда они воспринимают свою точку зрения как единственно правильную. Операционный этап длится с 6 до 11 лет, когда ребенок может логически связывать мысли и рассуждения. Стадия конкретных операций начинается с 11 лет, когда развиваются абстрактное мышление и способность к объяснению сложных вещей и явлений.
Эрик Эриксон разработал свою теорию гораздо позже Пиаже, но он также участвовал в формировании уникальных этапов человеческой жизни. Несмотря на использование этапов, они оба различаются по времени. Теория Эриксона утверждает, что первая стадия заканчивается в один год, а Пиаже постулирует, что первая стадия заканчивается в два года. Их взгляды на развитие обнаруживают существенные различия и в позднем подростковом возрасте. Пиаже рассматривает подростка как рациональное существо с рациональными мыслями. Эриксон утверждает, что на этом этапе подросток сосредотачивается на независимости в принятии решений, отношениях и самопознании. Причина различий в том, что этапы Пиаже основывались на исследованиях и наблюдениях, а этапы Эриксона — на опыте.
Эрскин, Р. Г. (2019). Развитие ребенка в интегративной психотерапии: первые три стадии Эрика Эриксона. Международный журнал интегративной психотерапии, 10, 11-34.
Своевременная доставка!
Получите индивидуальную Бумагу без плагиата всего за 3 часа
Приступим
322 Специалисты онлайн
АПА-6
Справочник
ПсихологияПисьмо. (2022, 18 августа). Сравнение теорий развития. Получено с https://psychologywriting.com/comparing-the-theories-of-development/
Ссылка
PsychologyWriting. (2022, 18 августа). Сравнение теорий развития. https://psychologywriting.com/comparing-the-theories-of-development/
Процитированная работа
«Сравнение теорий развития». PsychologyWriting , 18 августа 2022 г., психология письма.com/comparing-the-theories-of-development/.
Список литературы
ПсихологияПисьмо . (2022) «Сравнение теорий развития». 18 августа.
Список литературы
ПсихологияПисьмо . 2022. «Сравнение теорий развития». 18 августа 2022 г. https://psychologywriting.com/comparing-the-theories-of-development/.
1. ПсихологияПисьмо . «Сравнение теорий развития». 18 августа 2022 г. https://psychologywriting.com/comparing-the-theories-of-development/.
Библиография
ПсихологияПисьмо . «Сравнение теорий развития». 18 августа 2022 г. https://psychologywriting.com/comparing-the-theories-of-development/.
Периодизация и глобализация — Жак Ле Гофф. что я не согласен с мнением большинства современных историков, рассматривающих Возрождение не как отдельный период, а только как последний подпериод длинного Средневековья.
Периодизация в западной традиции восходит к самым ранним греческим размышлениям об истории (Геродот, пятый век до н. э.) и еще дальше к еврейской Библии (Даниил, шестой век до н. э.). Тем не менее, это не было предметом широкого согласия среди историков до совсем недавнего времени, в XVIII и XIX веках, когда само писание истории претерпело трансформацию: то, что было чисто литературным жанром, теперь считалось достойной отраслью знания. обучения молодых. Как предмет обучения он отвечал желанию, а также потребности осмыслить большие промежутки времени, за которые развивались человеческие общества. Календари позволили организовать моменты повседневной жизни. Периодизация удовлетворяла той же цели, но в более долгосрочной перспективе. Возникает вопрос, должно ли это человеческое изобретение, чтобы иметь непреходящую ценность, соответствовать какой-то объективной реальности. Мне кажется, что должен. Говоря это, я не имею в виду мир как физическую систему. Под «реальностью» я подразумеваю человеческую реальность — жизнь, которую на самом деле проживают люди, особенно на Западе. История жизни этих людей, насколько мы можем реконструировать ее на основе различных доступных нам материалов, составляет особую главу человеческого опыта, имеющую свои характерные черты. Одним из них является своеобразный ритм событий, который заставляет историю людей на Западе совпадать с определенной последовательностью периодов.
Акт периодизации оправдан всем тем, что делает историю наукой, конечно, не точной, но все же наукой общественной, опирающейся на объективный фундамент, построенный из документальных и других источников. Итак, события, описываемые этими источниками, неизбежно следуют определенному курсу: как говаривал Марк Блок, история обществ разворачивается во времени. Поскольку история по самой своей природе эволюционирует, она неотделима от времени. У историков нет другого выбора, кроме как попытаться подчинить хронологию своей воле. В то же время они не могут не оказаться под его влиянием. По мере того, как условия жизни претерпевают изменения, тем более необходимой становится для историка периодизация.
Идея longue durée , термина, придуманного Фернаном Броделем и с тех пор широко используемого историками, вызвала возражения на том основании, что он имеет эффект размытия периодов, если не их фактического стирания. На мой взгляд, противоречия нет. В долгосрочной перспективе для периодов не только есть место, они необходимы, поскольку попытка объяснить события, имеющие как ментальное, так и физическое измерение, как это неизбежно делают исторические события, требует сочетания непрерывности и прерывистости. Именно это преимущество делает идею longue durée предлагает историку, когда дополняется свободой делить ход истории на периоды.
Вопрос о скорости исторических изменений — или, иначе говоря, о том, как быстро один период сменяется другим, — я оставил в стороне, потому что он, по-видимому, никого по-настоящему не интересовал до Нового времени. Людей Средневековья и Возрождения, в отличие от историков недавнего прошлого и современности, больше впечатляло то, как медленно меняется история. Подлинных революций было немного, если они вообще были. Франсуа Фюре любил говорить, что Французская революция длилась почти весь девятнадцатый век. Вот, кстати, почему многие историки, в том числе придерживающиеся представления об особом периоде, именуемом Ренессансом, прибегают к выражению «Средние века и Возрождение». Если одно столетие попадает под эту рубрику более естественно, чем любое из его соседей (и именно поэтому демонстрирует непревзойденное богатство и творчество), то это, несомненно, пятнадцатое.
Я считаю, что мы подойдем ближе к истине и с большей надеждой думать о периодизации таким образом, чтобы сделать изучение истории осуществимым и полезным, если мы примем во внимание, что периоды, как правило, длинные и обычно отмечены фазами значительных, хотя и не эпохальных изменений. В случае Средневековья эти подпериоды целесообразно называть ренессансами, термином, который объединяет ощущение новизны (naissance) с идеей возвращения к золотому веку (приставка, указывающая назад во времени, предлагая сходство между прошлым). и настоящее).
Есть и другая причина полагать, что деление истории на периоды не только возможно, но и необходимо. Из двух перспектив, вызывающих сегодня наибольший энтузиазм у историков, долгосрочной перспективы и всемирной истории (последняя является следствием преимущественно американского интереса к разработке идеи глобального прошлого), ни одна не кажется мне несовместимой с периодизацией; наоборот. Повторяю: безмерное и измеренное время сосуществуют. Однако периодизация может применяться только к ограниченным областям или областям человеческой цивилизации. Задача всемирной истории состоит в том, чтобы раскрыть отношения между этими областями. Таким образом, периодизация и глобализация дополняют друг друга, а не противоречат друг другу.