Первый этап рождения личности протекает в возрасте – Этапы рождения личности по А. Н. Леонтьеву

Этапы рождения личности по А. Н. Леонтьеву

Основные положения данной теории сводятся к следующему.

А. Н. Леонтьевым были определены и этапы развития личности, в общем смысле отраженные в образном выражении исследователя: «личность рождается дважды».

«Первое рождение» личности

«Первое рождение» протекает в дошкольном возрасте, знаменуя формирование первых иерархически выстроенных отношений и мотивов, первое подчинение неосознанных побуждений и влечений нормам общественного устройства («эффект горькой конфеты»).

Возможно определение временных рамок «первого рождения»: оно начинается ориентировочно в возрасте 3 лет и продолжается вплоть до младшего школьного возраста. Следовательно, это не единовременный, а достаточно длительный процесс.

Отдельно необходимо описать выявленный в процессе одного из экспериментов А. Н. Леонтьевым «эффект горькой конфеты». В данном исследовании принимал участие ребенок-дошкольник. Суть эксперимента была сведена к следующему. Перед ребенком было поставлено задание: достать со стола предмет, не вставая с места, при том, что стол располагался на значительном расстоянии от ребенка. Каждый раз за успешное выполнение задания ребенок получал конфету. В течение того времени, пока взрослый контролировал процесс, ребенок справлялся с заданием, как и необходимо – не вставая с места. На середине эксперимента взрослого якобы просили ненадолго выйти из кабинета, взрослый выходил (на самом деле он наблюдал за ребенком из соседней комнаты). Как только ребенок оставался один, чтобы достать предмет, он просто вставал с места, подходил его и брал. Взрослый, вернувшись в комнату и обнаружив предмет в руках ребенка, предложил ему конфету за правильно выполненное задание. Но ребенок сначала отказался от награды, а потом, когда взрослый стал настаивать, тихо заплакал.

А. Н. Леонтьев предлагал следующее объяснение данному феномену. Любое действие ребенка является объективно вписанным в систему особых отношений с окружающей действительностью. Одним из таких отношений является отношение «ребенок – взрослый», другим – «ребенок – предмет». А в связи с тем, что любое отношение субъекта к объекту может быть реализовано лишь в формате деятельности этого субъекта, движимого конкретным мотивом, А. Н. Леонтьев указывает, что действие ребенка по-разному соотносилось с двумя значимыми для него мотивами: желание взять предмет (так как за него предполагается награда), но социально одобряемым образом его получить достаточно сложно (а ребенок в таком возрасте стремится соответствовать ожиданиям взрослых). Когда экспериментатор вернулся в комнату и предложил награду за «правильно» выполненное задание, ребенок переживал конфликт мотивов, в связи с чем конфета для него была «горькой» относительно личностного смысла.

Данный эксперимент доказал, что у ребенка начался процесс соподчинения мотивов, при этом наиболее важными представляются именно социально значимые мотивы, отражающие следование социальной норме.

«Второе рождение» личности

Процесс «второго рождения» протекает в подростковом возрасте, выражаясь в оформлении умений распознавать мотивы собственной деятельности, контролировать, соподчинять их друг другу.

Непосредственно перед «вторым рождением» личность обладает уже сложившейся в результате предшествовавшей деятельности достаточно устойчивой иерархией мотивов, но оказывается перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок (например, не пропускать ни одного урока) вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими».

В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и т. п. Естественно, это требует большой работы самосознания.

Ключевым показателем прохождения этапа «второго рождения» личности выступает первый самостоятельный и ответственный поступок человека.

Рассматривая данный показатель, выделенный А. Н. Леонтьевым, исследователи теории личности В. В. Петухов и В. В. Столин предлагают еще больше сузить объем понятия «личность», указав, что личностью может быть назван лишь индивид, способный на такой поступок.

Таким образом, после «первого рождения» еще нельзя говорить о личности, а лишь о социальном индивиде, который способен воспринимать социальную норму в качестве значимого внутреннего регулятора поведения, но не задумывается при этом о потенциально возможных иных социальных нормах.

Однако социальный индивид не всегда становится личностью, так как этап «второго рождения» предполагает повышение уровня ответственности и самостоятельности личности, следствием которого может быть выявление новых проблем субъекта.

Одной из таких проблем может выступить, например, обладание большей свободой деятельности, к которой субъект не привык – и потому бежит от нее (одна из книг рассматривавшего эту проблему Э. Фромма так и называлась – «Бегство от свободы»). Тем более что индивид, решившись на поступок, всегда рискует ошибиться, выбрав не самую удачную стратегию поведения.

spravochnick.ru

Личность рождается дважды — Психологос

В деятельностном подходе (автор А.Н. Леонтьев) считается, что формирование личности происходит через ее двойное рождение.

В первом рождении непосредственные побуждения начинают подчиняться социальным нормам, во втором — человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами.

Личность «рождается дважды: первый раз — когда у ребенка проявляется в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий, … второй раз — когда возникает его сознательная личность» (Леонтьев, с.211) .

Подробнее.

Первое рождение: подчинение социальным нормам

Фильм «Испанский-английский»

Эта девочка-подросток сама выбрала себе школу и уже хочет учиться — сама!
скачать видео

​​​​​​​Личность в ребенке появляется тогда, когда ребенок уже не равен своим природным влечениями, уже может не быть их рабом, быть выше их. Нормальные дети, пройдя кризис трех лет, уже могут подчинять свои непосредственные побуждения социальным нормам: тому, что надо. Они уже могут подождать — в отличие от младенца, который «подождать» — не понимает. Ребенок становится внутри социальным. Не только внешне послушным, но и внутренне социальным: он сам понимает, что хорошо, а что плохо. Если он совершит плохой поступок, ему уже внутренне плохо, ему самому плохо. См. Эффект горькой конфеты

Первое рождение личности невозможно в одиночку, оно происходит только при наличии социума, хотя бы минимального. Тут обязательно есть хотя бы двое людей: жрец и его прихожанин, учитель и его ученик, взрослый и ребенок. В этом смысле говорят, что первое рождение личности происходит внутри социального индивида. О самостоятельности и взрослости тут речь не идет.

Ребенок социален, но не вполне: он может подчинять свою биологическую природу, но только когда за ним следят взрослые. Он становится послушен, он все понимает, но и только. Сам за собой он еще не следит.

Дети ходят в школу, иногда даже с удовольствием, если там интересно, но до подросткового возраста дети не говорят: «Мне нужно учиться». Если в кино интереснее, чем в школе, они (при отсутствии контроля взрослых) выбирают кино.

Второе рождение личности: осознанная самостоятельность

Второе рождение происходит тогда, когда человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами. Второе рождение обычно совпадает с подростковым кризисом, когда возникает овладение собственным поведением через осознание, опосредствование.

Можно сказать, что эти два «рождения личности» представляют собой критические точки прогрессирующей эмансипации личности от симбиотических связей. «Первое рождение личности» – это операциональная эмансипация личности, когда ребенок ощущает себя как некую автономную единицу; «второе рождение» – это смысловая эмансипация, осознание себя как смысловой единицы, когда мировоззрение подростка становится индивидуальным, перестает совпадать со смысловым полем, в котором он сформировался (Леонтьев Д.А., 2002).

Подросток сам начинает следить за собой. Сам себя организует на уроки. Сам следит за своей речью или осанкой. Позже — сам выбирает себе правильных друзей, сам осуществляет выбор профессии, сам решает создавать или не создавать семью, и с кем.

Социальная среда — необходимое условие развития личности. «Необходимая» для первого рождения личности и «недостаточная», для второго, которое совершается уже без общественных опор, вне социального индивида. Человек решает проблему самостоятельно. Самостоятельный выбор профессии – это не всегда самый удачный шаг, но это шаг личности. Создание семьи — тоже правильный выбор должен быть самостоятельным.

Далее — взросление

Взросление — это рост осознанной самостоятельности.

Насколько подросток становится все более ответственным и все более самостоятельным, настолько он взрослеет. Когда подросток сам начинает обеспечивать себя — он становится молодым человеком. Когда содержит уже не только себя, но и свою семью, воспитывает детей и поддерживает родителей — он стал взрослым человеком.

www.psychologos.ru

Первый этап рождения личности протекает в возрасте. Е

Возвратимся к проблеме определения понятия «личность» в современной психологической литературе. В широком смысле слова личность — это синоним человека с момента его рождения (самая распространенная точка зрения в современной психологии). Эта точка зрения на личность подразумевает, что, изучая, например, телосложение и его связь с особенностями темперамента, мы занимаемся личностью. При этом подчеркивается уникальная неповторимость личности уже на уровне телесной организации (рост, вес, цвет глаз, особенности внешности и т.п.). «Правда» этой точки зрения состоит в том, что человек действительно уникален и индивидуален уже на уровне телесной организации, а психофизиологические особенности служат основой для формирования особых уже собственно личностных свойств. Но войдет ли та или иная физическая особенность в структуру собственно личности — в этом можно сомневаться.

А.Н.Леонтьев приводит в этой связи следующий пример. У мальчика врожденный вывих бедра. Определит ли данный грубый анатомический дефект его личностные особенности, как думают некоторые люди (считая, что, родившись с тем или иным уродством, например с горбом и т.п., человек уже автоматически становится злобным завистником, мечтающим отомстить всему человечеству за свои недостатки)? Нет. Сам по себе дефект выступает лишь «органической предпосылкой» формирования личности, а на базе этих предпосылок могут быть сформированы разные типы личности. Как говорил в таких случаях Л. С. Выготский, если взрослый определенным образом не «означит» этот дефект, он может вообще не существовать для ребенка или восприниматься им просто как индивидуальная особенность. Впрочем, нельзя отрицать, что имеющиеся дефекты накладывают ограничения на приемы и технику воспитания.

Обратимся в этой связи к литературному примеру (может быть, он покажется кому-то немного искусственным, но зато он хорошо иллюстрирует процесс означивания дефекта другим человеком и тем самым осознания данного индивидного свойства как «дефекта» его обладателем). В опере П. И.Чайковского «Иоланта» главная героиня слепа от рождения, но не знает об этом, поскольку окружающие тщательно выстроили способы общения с ней и избегают упоминаний в речи соответствующих слов. Случайная встреча «открывает ей глаза»: она не такая, как все, она не знает о мире, который знаком любому зрячему человеку. И девушка переживает, можно сказать, душевный кризис и чувствует себя неполноценной. Так что какой именно будет личность мальчика с врожденным вывихом тазобедренного сустава (станет ли он завистником или будет, напротив, чрезвычайно доброжелателен к людям) — зависит от очень многих » факторов, которые нельзя искать в самом дефекте и в самом индивиде.

Поэтому в школе А.Н.Леонтьева настаивают на разведении понятий «индивид» и «личность», сужая при этом объем последнего понятия (индивидом рождаются, личностью становятся). Мы называем словом «индивид» отдельного человека как субъекта его деятельности уже с момента его рождения. Он целостен и неделим, но данная целостность обеспечивается закономерностями биологической 1 эволюции. Индивид — продукт онтогенетического развития заложенных в его организме генетических программ в конкретных условиях его деятельности в определенной среде. Конечно, становление индивида как носителя врожденных и приобретенных свойств можно лишь в абстракции отделить от становления собственно личности, которая характеризует человека уже с другой — социальной — стороны. Поэтому А. Н.Леонтьев давал более узкое определение личности, чем это встречалось в подавляющем числе концепций зарубежной психологии, и с данной позицией согласны практически все отечественные психологи.

Личностью человека можно назвать лишь с определенного момента его развития. Личность «рождается» в онтогенезе «дважды», говорил А. Н.Леонтьев. Первое рождение личности начинается (это не одномоментное событие) в возрасте около 3 лет и продолжается фактически все дошкольное детство. Критерием произошедшего рождения является принятие субъектом социальных норм и ценностей как мотивов своего собственного поведения. Внешне это проявляется, например, в способности ребенка «не взять» понравившийся ему предмет только потому, что «мама запретила его трогать». Даже когда его никто не видит, ребенок может ходить вокруг этого предмета, но трогать не будет. Значит, социальная норма, выступавшая внешним регулятором поведения ребенка (раньше ребенок не трогал предмет только в присутствии мамы или другого взрослого), теперь становится внутренней формой регуляции.

Одним из внешних признаков начальной стадии процесса интериоризации социальных норм является «феномен горькой конфеты» (полученный однажды в качестве побочного результата одного из экспериментов школы А.Н.Леонтьева). Ребенок-дошкольник, участвовавший в эксперименте, должен был, не вставая с места, достать предмет со стола, стоявшего довольно далеко от него. За успешное выполнение действия в этих условиях ребенку обещали дать конф

petryashin.ru

Этапы рождения личности по А. Н. Леонтьеву

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Наши специалисты и эксперты рады приветствовать на информационном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с задачей понять, какие в психологии существуют этапы рождения личности по А. Н. Леонтьеву?
 
Стоит заметить в первую очередь, что предмет психология сложный и стоит из многих подсистем, поэтому для эффективного понимания темы необходимо разобраться с тем, что лежит в основе, то есть является фундаментом. НАУКА ПСИХОЛОГИЯ – это такая наука, которая изучает закономерности возникновения, а также развития, а также функционирования психики человека и группы людей. После того, как мы выяснили, что изучает наука психология, мы можем перейти к рассмотрению данного вопроса более конкретно.
 
Для начала стоит разобраться, что принято понимать под термином «ЛИЧНОСТЬ»? ЛИЧНОСТЬ –это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.  А что же принято считать в психологии за ЭТАП? ЭТАП – это некая позиция и место какого-либо предмета, его характеристик в психологии.
 
Заметим, что ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои характерные особенности уже на самых первых этапах. Главная из них – это опосредствованный характер связей ребенка с окружающим миром. Стоит дополнить, что по мнению исследователя, личность – это не только индивид, обладающий определенным жизненным опытом, это человек, чье развитие связано с формированием мотивационной сферы. Человека можно признать личностью в той мере, в какой совокупность его мотивов обусловлена потребностями социума. Качество и масштаб тех ценностей, которые усваиваются человеком и частью которых он становится, предопределяют качество и масштаб его личностных особенностей. Так, «Первое рождение» протекает в дошкольном возрасте. Основным критерием прохождения данного этапа в процессе формирования личности является принятие индивидом норм и ценностей социального устройства общества в качестве основополагающих мотивов поведения. 
Следует добавить, что процесс «второго рождения» протекает в подростковом возрасте, выражаясь в оформлении умений распознавать мотивы собственной деятельности, контролировать, соподчинять их друг другу.
 
Можно сделать следующий вывод, что этапы развития личности последовательны и неизменны, они напрямую связаны как с биологическим началом в личности, так и с психологическим.  На этом наш урок подошел к завершению. Полагаю, что это занятие прошло для Вас информативно и с пользой, и Вы узнали для себя что-то новое. Если же что-то осталось непонятным или сложным для восприятия из этой темы, Вы всегда можете задать свой вопрос у нас на сайте в более детальной форме.
Желаем успехов и удачи!

ru.solverbook.com

Е.Е. Соколова. Индивид и личность. Два рождения личности, по А.Н.Леонтьеву, и их критерии: Psychology OnLine.Net

Е.Е. Соколова. Индивид и личность. Два рождения личности, по А.Н.Леонтьеву, и их критерии
Добавлено Psychology OnLine.Net
03.03.2009 (Правка 03.03.2009)

Возвратимся к проблеме определения понятия «личность» в современной психологической литературе. В широком смысле слова личность — это синоним человека с момента его рождения (самая распространенная точка зрения в современной психологии). Эта точка зрения на личность подразумевает, что, изучая, например, телосложение и его связь с особенностями темперамента, мы занимаемся личностью. При этом подчеркивается уникальная неповторимость личности уже на уровне телесной организации (рост, вес, цвет глаз, особенности внешности и т.п.). «Правда» этой точки зрения состоит в том, что человек действительно уникален и индивидуален уже на уровне телесной организации, а психофизиологические особенности служат основой для формирования особых уже собственно личностных свойств. Но войдет ли та или иная физическая особенность в структуру собственно личности — в этом можно сомневаться.

А.Н.Леонтьев приводит в этой связи следующий пример. У мальчика врожденный вывих бедра. Определит ли данный грубый анатомический дефект его личностные особенности, как думают некоторые люди (считая, что, родившись с тем или иным уродством, например с горбом и т.п., человек уже автоматически становится злобным завистником, мечтающим отомстить всему человечеству за свои недостатки)? Нет. Сам по себе дефект выступает лишь «органической предпосылкой» формирования личности, а на базе этих предпосылок могут быть сформированы разные типы личности. Как говорил в таких случаях Л. С. Выготский, если взрослый определенным образом не «означит» этот дефект, он может вообще не существовать для ребенка или восприниматься им просто как индивидуальная особенность. Впрочем, нельзя отрицать, что имеющиеся дефекты накладывают ограничения на приемы и технику воспитания.

Обратимся в этой связи к литературному примеру (может быть, он покажется кому-то немного искусственным, но зато он хорошо иллюстрирует процесс означивания дефекта другим человеком и тем самым осознания данного индивидного свойства как «дефекта» его обладателем). В опере П. И.Чайковского «Иоланта» главная героиня слепа от рождения, но не знает об этом, поскольку окружающие тщательно выстроили способы общения с ней и избегают упоминаний в речи соответствующих слов. Случайная встреча «открывает ей глаза»: она не такая, как все, она не знает о мире, который знаком любому зрячему человеку. И девушка переживает, можно сказать, душевный кризис и чувствует себя неполноценной. Так что какой именно будет личность мальчика с врожденным вывихом тазобедренного сустава (станет ли он завистником или будет, напротив, чрезвычайно доброжелателен к людям) — зависит от очень многих ‘ факторов, которые нельзя искать в самом дефекте и в самом индивиде.

Поэтому в школе А.Н.Леонтьева настаивают на разведении понятий «индивид» и «личность», сужая при этом объем последнего понятия (индивидом рождаются, личностью становятся). Мы называем словом «индивид» отдельного человека как субъекта его деятельности уже с момента его рождения. Он целостен и неделим, но данная целостность обеспечивается закономерностями биологической1 эволюции. Индивид — продукт онтогенетического развития заложенных в его организме генетических программ в конкретных условиях его деятельности в определенной среде. Конечно, становление индивида как носителя врожденных и приобретенных свойств можно лишь в абстракции отделить от становления собственно личности, которая характеризует человека уже с другой — социальной — стороны. Поэтому А. Н.Леонтьев давал более узкое определение личности, чем это встречалось в подавляющем числе концепций зарубежной психологии, и с данной позицией согласны практически все отечественные психологи.

Личностью человека можно назвать лишь с определенного момента его развития. Личность «рождается» в онтогенезе «дважды», говорил А. Н.Леонтьев. Первое рождение личности начинается (это не одномоментное событие) в возрасте около 3 лет и продолжается фактически все дошкольное детство. Критерием произошедшего рождения является принятие субъектом социальных норм и ценностей как мотивов своего собственного поведения. Внешне это проявляется, например, в способности ребенка «не взять» понравившийся ему предмет только потому, что «мама запретила его трогать». Даже когда его никто не видит, ребенок может ходить вокруг этого предмета, но трогать не будет. Значит, социальная норма, выступавшая внешним регулятором поведения ребенка (раньше ребенок не трогал предмет только в присутствии мамы или другого взрослого), теперь становится внутренней формой регуляции.

Одним из внешних признаков начальной стадии процесса интериоризации социальных норм является «феномен горькой конфеты» (полученный однажды в качестве побочного результата одного из экспериментов школы А.Н.Леонтьева). Ребенок-дошкольник, участвовавший в эксперименте, должен был, не вставая с места, достать предмет со стола, стоявшего довольно далеко от него. За успешное выполнение действия в этих условиях ребенку обещали дать конфету. Пока взрослый был в комнате, ребенок не вставал с места. Но тут взрослого якобы вызвали — и он ушел (на самом деле из соседней комнаты он наблюдал, что делает оставшийся один ребенок). Ребенок встал с места и взял тот предмет, который ему нужно было взять, по инструкции не вставая с места. Взрослый тут же вернулся в комнату и предложил обещанную конфету в качестве награды за выполненное действие. Ребенок, однако, сначала отказался от вознаграждения, а затем, когда взрослый стал настаивать, тихо заплакал.

Как объяснял этот феномен А.Н.Леонтьев? Действие ребенка объективно вписано в систему двух разных отношений ребенка к действительности. Одно отношение — отношение «ребенок—взрослый», второе — «ребенок —предмет». Как мы помним, любое отношение субъекта к объекту реализуется (существует) только в форме какой-либо деятельности субъекта, побуждаемой соответствующим мотивом. Таким образом, мы имеем дело с тем, что одно и то же действие ребенка оказалось в разном отношении к двум значимым для него мотивам: очень хочется достать предмет (поскольку за него обещана награда), но социально одобряемым способом его взять нельзя (а ребенок в этом возрасте стремится соответствовать ожиданиям взрослого). Появление экспериментатора привело к переживанию ребенком конфликта мотивов, и полученная им конфета оказалась «горькой» по своему личностному смыслу. Таким образом, у данного ребенка начался процесс иерархизации мотивов, при этом все более и более значимым для него становится выполнение им социальной нормы.

Второе рождение личности, по А.Н.Леонтьеву, происходит в подростковом возрасте, когда ребенок, у которого сложилась уже в результате предшествующей деятельности определенная более или менее устойчивая иерархия мотивов, оказывается вдруг перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться в подростковом возрасте, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок (например, не пропускать ни одного урока) вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими». В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и т.п. Естественно, это требует большой работы самосознания, особенности которой раскрыть в вводном курсе не представляется возможным. Завершим разговор о втором рождении личности выделением критерия этого рождения.

Таким критерием может быть первый в жизни самостоятельный и ответственный поступок. Обсуждая этот критерий, В. В. Петухов и В. В.Столин еще больше сужают объем понятия «личность» и считают, что в подлинном смысле личностью может быть назван субъект, способный на подобного рода поступок. Согласно этой точке зрения, в результате «первого рождения» рождается не личность, а социальный индивид, который воспринимает социальную норму как значимый для него внутренний регулятор поведения, но при этом даже не задумывается о возможных альтернативных социальных нормах. Социальный индивид может так и не превратиться в личность: ведь становление субъекта личностью предполагает повышение его ответственности и самостоятельности, которое часто имеет своим следствием появление новых проблем для субъекта. Особой проблемой, например, может выступить появление большей свободы деятельности, к которой субъект не привык (он привык к тому, чтобы все решали за него другие, а теперь надо решать самому) — и потому бежит от нее (одна из книг рассматривавшего эту проблему Э.Фромма так и называлась — «Бегство от свободы»). Тем более что индивид, решившись на поступок, всегда рискует ошибиться и оказаться в проигрыше, выбрав не самую удачную стратегию поведения, потерпеть фиаско в борьбе с людьми, которые придерживаются иных систем ценностей.

Впрочем, всю диалектику становления человека личностью можно понять, лишь изучив соответствующую систему курсов по психологии личности. В следующем параграфе мы представим ориентировочную основу дальнейшего движения в проблематику психологии личности, предложив возможную схему строения личности (в данном случае мы используем понятие «личность» в самом широком смысле — как синоним понятия «человек»). В создании данной схемы (имеющей исключительно учебный характер) были использованы материалы исследований А. Г.Асмолова и Д.А.Леонтьева, работы которых можно рекомендовать читателю для дальнейшего знакомства с проблемами психологии личности [5; 68].




  1. Выше говорилось, что в чистом виде биологического развития человека в условиях человеческого общества не бывает. Поэтому надо помнить об условности термина «биологическое» по отношению к развитию человека даже на самых ранних этапах его приобщения к культуре.

www.psychology-online.net

Второй этап рождения личности протекает в возрасте. Этапы рождения личности по А. Н. Леонтьеву

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласно сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на этапы формирования личности значительно расходятся.

С каждым типом теорий связано свое представление о развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных с его “Сверх-Я” способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим, законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного общения людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как становление “Я”. Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической определенности стадий, которые в своем личностном развитии проходит человек до конца своих дней. Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов (кризисов), на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. Рассмотрим эту периодизацию более подробно.

І этап: младенчество (от рождения до 2-3х лет).

За первые два года своей жизни дети меняются так быстро и разительно, как ни в какой другой двухлетний период своей жизни.

Первый месяц после рождения — особый период в жизни ребенка. Именно в это время малыш должен свыкнуться с тем, что он покинул укрывающую и питающую материнскую утробу, и приспособиться к внешней среде. Первый месяц после рождения — восстановительный период после родов и время перестройки основных функций ребенка, таких, как дыхание, кровообращение, пищеварение и терморегуляция. Кроме того, это период, когда устанавливаются ритмы жизни и находится баланс между недостатком и избытком стимуляции из довольно изменчивой внешней среды.

После длительных наблюдений за младенцами П.Вольф удалось выделить и определить 6 поведенческих состояний младенцев: ровный (глубокий) сон, неровный (поверхностный) сон, полусон, спокойное бодрствование, активное бодрствование и крик (плач). Эти состояния обладают постоянной (типичной для каждой из них) длительностью и, по крайней мере, на первый взгляд, соответствуют предсказуемому суточному циклу сна и бодрствования. И родители, и исследователи быстро понимают, что уровень восприимчивости ребенка зависит от состояния, в котором он находится.

Поначалу младенцы проводят большую часть суток в состоянии сна (ровного и неровного). По мере созревания организма и “пробуждения” коры головного мозга новорожденного меняется соотношение сна и бодрствования, и к четвертому месяцу обычный ребенок уже спит большую часть ночи.

Доношенные дети обладают целым рядом сложных рефлексов и рефлекторных комплексов. Считается, что эти рефлексы имеют значение в ходе выживания вида в ходе эволюции и отражают те формы поведения, которые в прошлом (а в некоторых отношениях — и сейчас) жизненно важны для ребенка. Большинство этих рефлексов исчезает через 2-4 месяца, но все же некоторые из них заслуживают внимания. Это рефлекс Моро, шейно-тонический рефлекс, рефлекс шагания, хватательный рефлекс, рефлекс поиска груди и сосательный рефлекс. Зрительной системе новорожденного также свойственен ряд рефлекторных движений и моторных паттернов. Веки в ответ на раздражение открываются и закрываются. Зрачки расширяются в темноте и сужаются на свету.

Поведением младенца управляет и множество других рефлексов. Одни из них, такие, как кашель и чихание, необходимы для выживания; другие, видимо, являются наследием предков; назначение третьих еще не выяснено.

Младенчество для ребенка — период открытий в сфере восприятия и действия. Каждый день приносит с собой новые знания о людях, предметах и событиях, составляющих окружение младенца. Это — один из важнейших периодов развития человека, так как он сильно развивается как физически, так и психически. Например, к концу четвертого месяца вес ребенка увеличивается почти в два раза, а рост — на 10 и более см. Кожа значительно отличается кожи новорожденного, на голове появляется новый волосяной покров. Меняются также кости младенца; к 6-7му месяцу появляется первый зуб. Приблизительно в это же время начинается и открытие себя. Младенец вдруг обнаруживает, что у него есть руки и пальцы, и может разглядывать их по нескольку минут подряд, следя за их движениями. К пяти месяцам младенец проходит путь от рефлекторного хватания к произвольному; хватание становится все более совершенным. В восемь месяцев большинство детей уже могут перекладывать предмет из одной руки в другую. Большинство детей в 8 месяцев могут самостоятельно садиться и почти все — сидеть без поддержки после того, как им помогли принять сидячее положение. Между 5 и 8м месяцами большинство детей начинают те или иным способом передвигаться в пространстве. К 12ти месяцам большинство детей уже стоят без поддержки и пробуют ходить. Годовалые дети обладают развитой способностью к манипулированию, умеют отодвигать задвижки, открывать ящики, подбирать мелкие предметы. К полутора годам почти все дети умеют самостоятельно ходить, уже могут есть сами и в состоянии даже частично раздеваться без помощи взрослых. К двухлетнему возрасту дети умеют не только ходить и бегать, но и кататься на двухколесном велосипеде, подпрыгивать на месте на обеих ногах.

Важное значение в развитии младенца имеет питание. Серьезные нарушения объема и структуры питания в первые 30 месяцев жизни уже почти невозможно компенсировать. Основным источником питания для младенцев является грудное молоко. Если только мать не тяжело больна, нормально питается и не употребляет алкоголь или наркотики, грудное молоко — идеальный продукт питания для младенца.

В три месяца детей обычно начинают прикармливать протертой пищей. К восьми месяцам большинству детей уже предлагают широкий ассортимент специально приготовленной пищи, а кормление молоком начинает сокращаться.

В первые два года жизни происходит также развитие различных перцептивных анализаторов. Уже в течение первых 4-6ти месяцев зрительные способности младенцев быстро развиваются; улучшается фокусирующая спосо

1kingvape.ru

Первый, второй и третий этапы рождения личности

Описание презентации Первый, второй и третий этапы рождения личности по слайдам

Первый, второй и третий этапы рождения личности

Личность есть боль. Героическая борьба за реализацию личности болезненна. Можно избежать боли, отказавшись от личности. И человек , к сожалению, слишком часто это делает. (Николай Александрович Бердяев) Продолжение настало !!!

Первый этап рождения личности Мужской элемент Женский элемент Божественный элемент Мужской элемент, Женский элемент Божественный элемент

Первое становление личности в утробе матери Божественный элемент Мужской элемент, Женский элемент

Второй этап рождения личности

Становление личности на втором этапе рождения ограничены восприятием —

отражением в психике окружающей социальной и информационной среды

Третий этап рождения личности

Переход от потребления К созиданию

Становление личности на части 3. 1 третьего этапа (переходный возраст) рождения – болезненный переход от потребительства к самостоятельности К противо речивости К взаимо действию. От взаимо действия Второй этап Переход на третий этап

Ограничения становления выражены в схемах

Первый и второй этапы формирования личности Третий этап формирования личности

Основное требование к личности — функциональность !!!!!!!!!!!

Направленность на обогащение, формирование социального статуса

Становление личности на части 3. 2 третьего этапа (взрослость) – болезненный переход от конформизма к индивидуальности К противо речивости К индиви дуальности. От взаимо действия Третий этап Потребность перехода к четвертому этапу

много людей – много мнений — много реакций — много противоречий

Причинно-следственные связи сформированы стереотипно,

стереотипны и реакции на внешнее воздействие,

стереотипно и мышление

Возникает ощущение маски, которую хочется снять

Это ощущение состояния готовности к четвертому этапу рождения личности

НО этому мешают сформированные стереотипы мышления

Это проявляет себя страх социальной изоляции: оставлю прежние стереотипы — останусь один

ПОИСК иной общественной и информационной среды Пути выхода

СОЗДАНИЕ иной, НОВОЙ общественной и социальной среды

Трансцендирование Априорное и апостериорное. термин «a priori» (лат. ) буквально означает «из предшествующего» , а термин «a posteriori» означает «из последующего» . ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ (от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) преодоления определенной сферы представлений, способов бытия, выхода за те пределы.

Стереотипные рамки привычного знания, привычного мышления Сфера непознанного непривычного сугубо личного Знания, воспринятые из окружающий среды. Вера, личный опыт

Системное мышление. Транс цендирование Линейное мышление, плоскостное

present5.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о