Пессимистическое мировоззрение
Количество просмотров публикации Пессимистическое мировоззрение — 1436
По словам А. Швейцера вся ʼʼзападная философия это история борьбы за оптимистическое мировоззрениеʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ являлось стержнем всех достижений культуры. Пессимизм возникает тогда, когда человек и общество уже не находятся больше во власти идеалов прогресса, а опускаются до принятия действительности такой, какая она есть, то есть первенства материального. Пессимизм опаснее всего для культуры, так как отрицает идеалы.
Еще Н.А. Бердяев связывал общественный прогресс с увеличением добра и уменьшение зла. Идейным вдохновителем философии пессимизма и нигилизма считают Ф. Ницше, который говорил о прогрессе человечества и самом человеке следующее: ʼʼЧеловечество не представляет собою развития к лучшему, или к сильнейшему, или к высшему, как в это до сих пор верят. ʼʼПрогрессʼʼ есть лишь современная идея, иначе говоря, фальшивая идея. Теперешний европеец по своей ценности глубоко ниже европейца эпохи Возрождения
Самое страшное содержание нашей эпохи состоит по сути в том, что всеобщий пессимизм сеет современная материалистическая наука и соответствующее мировоззрение. Начнем с самого главного. С момента возникновения Вселенной, по теории ʼʼБольшого взрываʼʼ, которая утверждает, что Вселенная возникла случайно, а если так, то и в жизни все подчинено случаю и не имеет смысла. По этой причине слабонервные философствующие невротики экзистенциализма, а затем постмодернизма истерично вопят об абсурдности происходящего, об отсутствии идеалов, целей и ценностей. Их пугает ʼʼужас космического одиночестваʼʼ. (Э. Фромм)
Попытки материалистов прировнять человека к животному ставят под вопрос и существование истории человечества. Животные не нуждаются в истории, точно так же как и в культуре.
История эволюции любого непредубежденного человека подводит к выводу, что в ней есть смысл. На всем ее протяжении живое развивалось от простого к сложному, от низшего к высшему.
Утверждая господство случая, отсутствие цели и смысла в базе сущего, современный материализм бесцеремонно вторгается в сферу этики. В случае если существование Вселенной бессмысленно, то какой смысл может содержаться в истории человечества, а, следовательно, и в жизни отдельного человека?
Бывшие узники фашистских концлагерей отмечают красноречивый факт, первыми не выдерживали мучений и погибали люди, которые переставали видеть смысл в дальнейшем существовании.
referatwork.ru
Оптимистическое мировоззрение это — Бывает, что вас «посещает» пессимизм?) — 2 ответа
В разделе Психология на вопрос Бывает, что вас «посещает» пессимизм?) заданный автором ~Данушка~ лучший ответ это ПЕССИМИЗМ (от лат. pessimum — наихудший) — один из двух основных видов восприятия мира, выражающий негативное, подозрительное, недоверчивое отношение к нему; противостоит оптимизму. В обыденном понимании — подавленное настроение, склонность видеть и подчеркивать отрицательные стороны действительности, ощущение безысходности и бесцельности жизни, слишком болезненная реакция на неудачи. В филос. понимании пессимистическое мировоззрение указывает на преобладание в мире страданий и тщетную борьбу добра со злом, на торжество несправедливости, на бессмысленность человеческой жизни и исторического процесса. В филос. размышление пессимистические мотивы впервые переходят из некоторых религиозных мировоззрений. Так, буддизм, утверждая, что «жизнь есть страдания» , хотя и указывает путь избавления от них и достижения нирваны, но признает природу мира ложной и иллюзорной, а наше существование — бесцельным вращением в круге постоянных перерождений. Учитывая всю сложность и многомерность антич. мироощущения, можно обнаружить в нем ярко выраженные пессимистические черты, ставшие основным содержанием греч. трагедии. Софоклу принадлежит мысль, которую можно считать классической формулировкой принципа пессимизма: «Первое благо — совсем не рождаться, второе — родившись, умереть поскорей». Пессимистические мотивы присущи взглядам Гесиода, сожалевшего, что счастливый «золотой век» остался в далеком прошлом, и Гераклита, презиравшего толпу и учившего о непостоянстве текучего мира, который периодически сгорает в космическом огне. У стоиков, несмотря на героическое стремление к добродетельной жизни согласно логосу, сама жизнь и ее блага считаются безразличными, и мудрец не может рассчитывать ни на земное счастье, ни на посмертное воздаяние. В некоторых религиозных доктринах (гностицизм, манихейство) пессимистические моменты состоят в признании зла онтологическим началом, не уступающим по силе добру. Глубоким П. отличается ветхозаветная кн. Екклезиаста, наполненная переживаниями суетности повседневной жизни, тщетности человеческих усилий найти счастье в труде, семье, мудрости. Христианская философия, хотя в главном своем положении о воскресении Богочеловека носит ярко оптимистический характер, проникнута трагическими переживаниями греховности человека, по вине которого «мир во зле лежит». В новоевропейской мысли кроме торжества рационального научного знания можно увидеть и др. интеллектуальные движения, опиравшиеся на иррациональные основания. Так, пессимистические мотивы под влиянием гностицизма звучат в рассуждениях нем. мистиков (И. Экхард, Я. Бёмё), а также в философии близкого к романтизму Ф. В. И. Шеллинга о «темной стороне Бога» и зловещей «бездне» в душе человека. Однако рационализм тоже не был односторонне оптимистичен: поздний И. Кант писал о «радикальном зле» в человеческой природе, которое выражается в неспособности индивида противостоять чувственному началу и поступать согласно велениям разума. Философия жизни отвергла оптимистические настроения Нового времени. Наиболее последовательно принцип П. проводит А. Шопенгауэр, распространяя его на свою метафизику. Наш мир и люди в нем есть порождения слепой ненасытной воли, которая ради своей забавы обрекает человека на страдания. Поэтому «наше бытие таково, что лучше бы его совсем не было» «судьба жестока, а люди жалки». Ф. Ницше резко критикует христианскую культуру, полагая, что современный европеец выродился в «домашнее животное» и ближайшие два столетия станут торжеством нигилизма. Ницшеанский пафос «переоценки ценностей» оказал влияние на культурологический П. Согласно О. Шпенглеру, живая «органическая» культура, подвергнутая «неорганическому» промышленному расширению, превращается в мертвую цивилизацию; такая судьба вскоре постигнет Европу. 20 век с его мировыми войнами и революциями дал богатую пищу для пессимистических настроений. Философия экзистенциализма подчеркивает, что ощущения страха, тревоги, отчаяния, покинутости стали основными умонастроениями эпохи.
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Бывает, что вас «посещает» пессимизм?)
Ответ от Алёна Жилина[гуру]
он меня не посещает, мы с ним рука обруку идём =))
Ответ от Василий Лисютин[новичек]
я конченый пессимист!
Ответ от Ёветлана[гуру]
В последнее время я ему «не открываю двери» ..
Ответ от Владимир Цой[гуру]
Мой пессимизм с пониманием, погостит, погостит и уходит, уступая место оптимизму.
Ответ от *Анн[гуру]
Один пессимист после прочтения мудрой книги узнал о преимуществах оптимизма для здоровья, нервов и для общения. Надоела ему такая жизнь, когда все его избегают, не желая слушать его жалобы и причитания, и он решил стать оптимистом. Много перечитал он литературы об этом, поднахватался разных умных цитат и пришёл к своему оптимистичному приятелю, заявляя, что стал совершенно другим человеком и больше никто не услышит, как он жалуется на жизнь. Его друг решил проверить, насколько тот изменился, и, налив полстакана воды, поставил перед ним.
— Наполовину полон, — с улыбкой ответил тот, вспомнив этот пример из прочитанных книг.
«Видать, и впрямь он изменился» , — подумал приятель. Но не успел он это додумать, как «бывший» пессимист сказал:
— Жаль только, что в стакане всего лишь вода.
Ответ от ?•°••??T? ??? ц?€T?чЌu?•°••?[гуру]
Бывает! Это все луна!
Ответ от Ђатьяна Кошка драна[гуру]
Редко. Меня даже реализм не посещает, пока по башке не настучат
Ответ от Евгений Швалев[эксперт]
Меня очень часто посещает пессимизм, плохое настроение лень и т д
Ответ от S[гуру]
Психика человека так устроена (в отличии от животных) , что приходится идти в «темноте» и при «свете» — зебра. Смысл? Очищение «мыслящих проводников» в теле человека, — с болью уходит «грязь веков» и сознание просветляется в результате Эволюции.
Ответ от Анютик Мережко[новичек]
да .
Ответ от .[гуру]
Конечно. В человеке всё есть, только в разных пропорциях. Нет 100%-ных оптимистов, как и пессимистов. 🙂
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Мировоззрение на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Мировоззрение
Ответить на вопрос:
2oa.ru
Оптимизм и пессимизм — часть 1 — Как все устроено
Оптимисты отличаются от пессимистов тем, что первые убеждены, что смерти нет, а вторые – что и жизни не было.
Оптимизм и пессимизм — это два настолько распространенных понятия, что едва ли найдется человек который о них не слышал. Однако в представлении большинства они представляют из себя две крайности, как яркий свет и кромешная тьма. На самом деле все гораздо сложнее и интереснее, давайте разберемся в этих двух способах смотреть на мир.
Начнем с вопроса, который давно интересует многих психологов: почему столько выдающихся умов проповедовали чисто пессимистическое мировоззрение?
В знаменитой книге Екклесиаста, которую приписывают царю Соломону, жившему в X веке до н.э., говорится что «все суета сует и всяческая суета». В ней же автор пишет что «возненавидел жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем, ибо все суета и томление духа».
Но степени учения пессимизм достиг позже, благодаря Будде по мнению которого жизнь – это сплошное страдание. «Рождение – страдание, старость – страдание, смерть – страдание, связь без любви – страдание, разлука с любимым – страдание, неудовлетворенное желание – страдание».
Именно
Он не только проповедовал, что надежда влечет за собой разочарования, а сумма страданий превышает сумму наслаждений, но и утверждал, что поскольку жизнь и смерть стоят друг друга, предпочтительно покончить жизнь самоубийством. У него появилось столько последователей, что царь Птоломей, испугавшийся, чтобы отвращение к жизни не стало заразительным, закрыл школу Гегесия, а самого его изгнал.
Особенно широко пессимизм стал проповедоваться в новейшие времена. Помимо философов (Артур Шопенгауэр, Эдуард фон Гартман) пессимистическое мировоззрение было подхвачено поэтами. Г. Гейне, Дж. Г. Байрон, Д. Леопарди, А. Пушкин и М. Лермонтов, имея большое влияние на читателей, помогали укоренять пессимистическое мировоззрении, которое объясняло жизнь как череду страданий.
Джордж Гордон Байрон (1788 — 1824)
Очень большой вклад в изучение оптимизма и пессимизма внес выдающийся русский ученый И.И. Мечников (1845 — 1916), который в 1909 году выпустил книгу «Этюды оптимизма».
«Три главные жалобы, — на жизненную неправду, на болезни и на смерть — часто сливаются в одну… «Судьбу» представляют себе в виде злобного существа, несправедливо посылающего людям всякие бедствия. К пессимистическому мировоззрению приходят путем сложной психологической работы, в которой есть и чувства, и размышления. Вот почему так трудно удовлетворительно анализировать её и почему в прежние времена ограничивались общим и очень туманным определением механизма, приводящего к пессимизму» — писал Мечников.
Ученый попытался понять, какие факторы могут привести к подобным состояниям. Первая, казалось бы самая очевидная мысль, это связь оптимизма и здоровья: «Здоровые дети и животные вообще веселы и обнаруживают самое оптимистическое настроение. Но как только они заболевают, то становятся грустными и впадают в меланхолию — до выздоровления. Отсюда можно бы заключить, что оптимистическое миросозерцание связано с нормальным здоровьем, в то время как пессимизм зависит от какой-нибудь физической или душевной болезни.
Пессимизм у Байрона приписывали его хромоте, а у Леопарди — чахотке. Оба эти представителя пессимизма XIX века умерли молодыми. Но, с другой стороны, Будда, Шопенгауэр и Гартман жили долго. Болезни их в молодости, следовательно, не были очень опасны, а между тем они проповедовали самые мрачные теории насчет человеческого существования.
Поэтому, считает Мечников, несмотря на частичную справедливость рассуждений о болезнях как причинах пессимизма, легко убедиться в том, что задача гораздо сложнее, чем это кажется с первого взгляда. К примеру, слепые часто обладают ровным, хорошим настроением, хронические больные могут отличаться оптимистическим мировоззрением и вдохновлять других своей стойкостью. А молодые люди, полные сил и здоровья, наоборот становятся меланхоликами и предаются крайнему пессимизму.
Этот странный контраст был отлично обрисован в романе Эмиля Золя «Радость жизни», где старый подагрик, несмотря на страшные страдания от острых приступов болезни, сохраняет отличное настроение духа; рядом же с ним его здоровый и молодой сын высказывает самые пессимистическое воззрения.
Мечников считал, что даже психологические эксперименты не всегда отражают действительность. «Вот, например, человек, который в течение одного дня ощутил девять тяжелых впечатлений и только лишь одно приятное. По оценке экспериментаторов-психологов, этого достаточно, чтобы стать пессимистом. А между тем это вовсе неверно, потому что девять тяжелых впечатлений могли быть гораздо слабее одного радостного. Они могли быть вызваны мелкими оскорблениями самолюбия, преходящими, но несерьезными болями, незначительными денежными потерями, между тем как радостное впечатление могло быть вызвано любовным посланием. Итог десяти впечатлений, следовательно, был бы всё же счастливым и должен был бы вызвать самое оптимистическое настроение».
Итак, получается что здоровье и внешние события хоть и значительно влияют на наше мировоззрение, тем не менее не являются основной причиной пессимизма или оптимизма. Что же тогда может быть их источником?
Мечников в своих исследованиях констатирует факты , но на вопрос о природе пессимизма и оптимизма не отвечает. И, что странно, психологических исследований этих явлений до второй половины XX столетия практически не было. А ведь они очень актуальны, поскольку тесно связаны с мотивацией , настойчивостью, стрессом и депрессией.
Лишь сравнительно недавно ученые всерьез занялись этой темой, и их открытия проливают свет на многие аспекты нашей жизни…
…Продолжение статьи читайте во второй части
kak-vse-ustroeno.ru
Оптимистическое мировоззрение
Регилия Оптимистическое мировоззрение
Количество просмотров публикации Оптимистическое мировоззрение — 2465
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Оптимистическое мировоззрение |
Рубрика (тематическая категория) | Регилия |
Оптимистическое мировоззрение, основанное на понимании смысла и цели жизни, рождает к ней творческое отношение, желание сделать ее красивой и гармоничной для себя и окружающих. Главными компонентами оптимизма являются надежда, вера и любовь. В случае если пессимист законченный эгоист, то оптимист коллективист. Альтруизм – желание делать добро другим ему органично присуще. Он осознает свою ответственность перед семьей, обществом и государством.
Наглядно сопоставить оптимистическое и пессимистическое мировоззрение мы можем представить в следующей таблице:
Оптимистическое мировоззрение | Пессимистическое мировоззрение |
1. Существование замысла (промысел Божий) – причина возникновения Вселенной и человека (антропный принцип) | 1. Случайность лежит в базе всего сущего. |
2. Наличие цели и смысла в существовании Вселенной и человека | Отсутствие цели и смысла в существовании Вселенной и человека |
3. Признание абсолютных этических истин, незыблемых идеалов и вечных ценностей | Отрицание истин любого рода, идеалов и ценностей. Отрицание всего святого. |
4. Наличие связи и зависимости от общества и окружающих (коллективизм). Любовь к ближнему — является важнейшим руководящим этическим принципом | Отрицание связи и зависимости от государства, общества и окружающих, презрение к ʼʼтолпеʼʼ. Гедонизм, эгоизм и индивидуализм – главные черты характера |
5. Ответственность за свое поведение перед государством, обществом и близкими. В характере присутствуют такие черты как предсказуемость, надежность, верность | Нежелание отвечать за последствия своих поступков. Стремление превратить свободу во вседозволенность |
6. Признание любви, значения семьи и семейных ценностей | Любви не существует, человеком руководят только инстинкты, прежде всего, сексуальный (либидо по Фрейду, у него даже отношения между детьми и родителями строятся на сексуальности) |
7. Признание государства в качестве гаранта стабильных отношений в обществе и соблюдения прав граждан. | Независимость от государства, космополитизм. Патриотизм, родина – не более чем пустые слова, не имеющие смысла в эпоху глобализации |
8. Признание нравственных принципов в качестве основы собственного поведения. | Деньги и удовольствия – цель жизни. Безнравственность, склонность к извращениям – стиль поведения |
9. Понимание значения духовных интересов и стремление к ним | Господство материальных интересов и стремление к материальным благам |
10. Богатая событиями, интересная, но зачастую не легкая жизнь | Внешне пестрая, беззаботная, но по сути бессмысленная жизнь, сопровождаемая духовной пустотой и нравственной деградацией |
Оптимистическое мировоззрение является основой гуманистической этики.
Заключение.
В этике современного общества произошли качественные изменения. Она перестала служить средством снижения противоречий и агрессивности среди его членов. Наоборот, раскалывая общество на отдельные атомы-индивидуумы, отвергая мораль и нормы общежития, она служит подрыву величия самого человека.
Оптимистическое мировоззрение — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Оптимистическое мировоззрение» 2017, 2018.
referatwork.ru
значение слова, как избавиться от пессимизма
Пессимизм – это способ мироощущения, пронизанный унынием, негативом, неверием личности в положительные изменения. Значение слова пессимизм походит от слова «pessimus», что с латыни значит – наихудший, следовательно, человек, которому свойственен пессимизм воспринимает мир в наихудшем виде. В философии значение слова пессимизм представляет воззрение, которое утверждает о доминировании зла, рассматривает бытиё индивида, как бессмысленную пытку над собой, что является противоположным оптимизму.
Понятие пессимизм чаще понимается людьми, как жизненный взгляд, пропитанный мрачностью и печалью. Зачастую понятие пессимизм ошибочно приписывают личностям, которые пытаются быть реалистичными в выводах касательно окружающих вещей.
Пессимизм – это способ мировосприятия, который выражает подозрительность, негатив, недоверчивость личности. Этот способ мироощущения характеризуется угнетенным расположением духа, склонностью подчеркивать отрицательные аспекты действительности, переживанием бесцельности бытия, ощущением безысходности, слишком выраженной печальной реакцией на неуспехи.
Пессимизм распространённое явление, он отмечается у личностей различных профессий или социальных категорий, однако воспринимается большинством, как негативное явление, поэтому в обществе доминирует оптимизм. Жизнерадостность действительно помогает пережить трудности легче, это многим известно. Каждый способен избавиться от угнетающего пессимизма, отравляющего его счастливую жизнь.
Что такое пессимизм
Пессимизм, как способ восприятия мира считают отклонением, потому что большинство являются оптимистами, то есть верят в любовь, добро и доброжелательность людей. Но пессимизм это не мрачность взглядов, это возможность быть реалистом в некоторых вопросах.
Чтобы оставаться эффективной личностью надо постараться совмещать качества обоих типов – пессимизма и оптимизма. Обобщенно это звучит так: «иметь позитивный настрой, надеяться на наилучшее, не отрицать возможность худшего результата».
Необходимость делать пессимистические прогнозы возникает, когда нужно учитывать всевозможные неприятности и выходить из сложной ситуации. Но при рассмотрении возможных перспектив, особенно при формировании собственной мотивации, необходимо настраиваться на оптимизм, чтобы увидеть лучшие варианты.
Пессимизм каждого человека выражается неодинаково. У некоторых проявляется в быстропроходящей и недлительной депрессии, у других это длится дольше. При наличии крайне выраженного пессимизма у человека отмечается отрицательное отношение к внешнему миру, он не просматривает в нём ничего хорошего. Несмотря на пессимистическое мировоззрение, не означает, что надо оставаться таким всю жизнь, принимать это за норму, не стараться менять качество жизни к лучшему.
Пессимизм считается болезнью, хотя не каждый мыслит о нём так глобально. Если человек всегда унылый, ходит с плохим настроением, мрачными мыслями, это заметно отражается на здоровье. Спокойные, оптимистичные личности чаще становятся успешными. Они расслаблены, уверенны, поэтому более здоровы. Ведь мысли реально материализуются, поэтому от них очень зависит текущая жизнь. Всё, о чём человек думает, притягивается к нему, поэтому если он ходит хмурым, не стоит удивляться, что и жизнь такая же. Чтобы быть счастливым человеком необходимо ощущать себя таким.
Причины пессимизма бывают самыми разными. Генетические причины пессимизма являются очень весомыми. Хоть насколько бы дискуссионным ни был вопрос, является ли пессимизм врожденной характеристикой. Раз о нём говорят, значит, в этом есть смысл. Даже если приверженцы этой идеи очень серьезны в своих утверждениях, они должны согласиться, что на это вполне можно повлиять. То есть генетическую расположенность ребенка к пессимизму можно скорректировать правильным воспитанием и соответствующей средой общения.
Причины пессимизма могут скрываться в особенностях воспитания. Родители легко могут воспитать пессимистическую личность сами того не желая. Так, они любят сравнивать ребенка с другими, акцентируя, что он хуже, указывать на каждую оплошность, подавляя при этом индивидуальность, но удовлетворяя своё желание воспитать его по-своему.
Деструктивным образом на психику ребенка воздействует также критика, если еще при этом присутствуют другие. Убеждая его, что он глупый, безответственный, невменяемый, бестолковый и не способный, это не поможет ему стать успешным и позитивным человеком. Немалое значение имеет жизненный уклад родителей. Отношение к жизни значительно воздействует на процесс формирования мировоззрения. Ребенку тяжело быть оптимистом, если у его родителей пессимистический жизненный настрой.
Довольно часто встречается ситуация, когда пессимизм буквально «передаётся» поколениями. Родители живут по жизненному укладу своих родителей, обучая эму своих детей. Если воспитание было очень строгим, тогда эту цепочку будет сложно прервать. Они просто не знают, как им жить по-другому. Хотя очень часто встречаются случаи, когда родители из неблагополучных семей становятся для своих детей стимулом для положительных изменений. Такие дети очень смелые, ведь они бросают вызов установившемуся жизненному укладу и поступают очень правильно, воспитывая своих детей иначе, в любви и радости.
Депрессии и стрессы также причины пессимизма. Даже очень успешного человека способен сломить постоянный стресс, переживание горя, неудач, потерь. Человек, переживший несчастье, не способен искренне радоваться жизни, по крайней мере, первое время, поэтому для него пессимизм становится образом мышления. Зависимо от личности период пессимистического настроения будет проходить дольше или меньше.
Хроническая усталость также способна спровоцировать появление пессимистического настроения у человека. Однообразность дней становится испытанием, которое человек может не выдержать. Его личность «ломается» и он перестаёт видеть просвет в будущем.
Возраст также является фактором риска для возникновения пессимистического настроя. Оптимизм чаще ассоциируют с молодостью. В молодости есть возможность более резко изменить жизнь, поскольку есть больше сил и времени.
При наступлении кризиса среднего возраста силы, и время, да и здоровье становится уже не то. Человек начинает больше думать о старости и смерти, что конечно, не внушает оптимизма. Не все могут в силу природного оптимизма противостоять подобным перспективам, поэтому старость является отдельной причиной пессимизма. Хотя нередко можно встретить позитивных людей пожилого возраста, которых пессимизм обходит стороной, они не прекращают радоваться жизни.
Как избавиться от пессимизма
От пессимизма можно избавиться, но не за один день. Он становится образом жизни, образом человеческого мышления. Если человек понимает, что готов изменить жизнь, тогда должен научиться следовать рекомендациям.
Пессимисты в основном имеют низкую самооценку. Поднять её можно обращаясь к простому способу: необходимо вспомнить достижения детства. Насколько сложным казалось когда-то научиться писать, пользоваться техникой, но всему ведь научились и школу окончили.
Перед сном необходимо анализировать каждый прошедший день, вспомнить все позитивные мгновения. Сначала покажется, что ничего подобного не происходило. Но, даже такие вещи, как вкусный обед, согревающий чай, тёплый ветер, сияющее солнце дарят положительные эмоции. Необходимо представлять себе, как в идеале должно было выглядеть будущее во всех деталях и между этим сфокусироваться над достижимыми вещами. Подумать, как замечательно провести время, что сделать такого, что могло бы принести душевное удовлетворение (рыбалка, пикник, спорт).
Стремление к переменам поможет бороться пессимистическому индивиду с его навязчивыми мрачными мыслями. Новые знакомства, непривычная обстановка поспособствуют вытеснению апатии и негатива и вызовут любопытство. Периодически также необходимо заниматься новыми интересными занятиями.
Если пессимизм проявляется в основном при воспоминании о работе, видимо, пришло время, чтобы её сменить. Дать себе отдохнуть, выделить время, чтобы подумать, чем действительно можно заняться. Если накатывает волна плохого настроения, необходимо разобраться, почему так происходит, проследить связь изменения настроения и реальных обстоятельств, под воздействием которых оно изменяется.
Как избавиться от пессимизма? Необходимо отвлекаться от сильных переживаний о здоровье своём и близких. Если пессимистические мысли являются слишком изнуряющими и стали постоянными в жизни, тогда с ними тяжело справиться самому и следует обратиться к специалисту психологу.
Необходимо избегать негатива: не смотреть печальных и угнетающих фильмов, не читать политических новостей, избегать компании пессимистов. Следует делать всё точно наоборот – смотреть комедии, читать жизнеутверждающие истории, общаться с оптимистами. Главное, не терять надежды, выходить из того, что есть, развивать свои способности и заниматься любимым делом.
psihomed.com
что такое в Философской энциклопедии
(от лат. pessimum — наихудший) — один из двух основных видов восприятия мира, выражающий негативное, подозрительное, недоверчивое отношение к нему; противостоит оптимизму. В обыденном понимании — подавленное настроение, склонность видеть и подчеркивать отрицательные стороны действительности, ощущение безысходности и бесцельности жизни, слишком болезненная реакция на неудачи. В филос. понимании пессимистическое мировоззрение указывает на преобладание в мире страданий и тщетную борьбу добра со злом, на торжество несправедливости, на бессмысленность человеческой жизни и исторического процесса. В филос. размышление пессимистические мотивы впервые переходят из некоторых религиозных мировоззрений. Так, буддизм, утверждая, что «жизнь есть страдания», хотя и указывает путь избавления от них и достижения нирваны, но признает природу мира ложной и иллюзорной, а наше существование — бесцельным вращением в круге постоянных перерождений.
Учитывая всю сложность и многомерность антич. мироощущения, можно обнаружить в нем ярко выраженные пессимистические черты, ставшие основным содержанием греч. трагедии. Софоклу принадлежит мысль, которую можно считать классической формулировкой принципа пессимизма: «Первое благо — совсем не рождаться, второе — родившись, умереть поскорей».Пессимистические мотивы присущи взглядам Гесиода, сожалевшего, что счастливый «золотой век» остался в далеком прошлом, и Гераклита, презиравшего толпу и учившего о непостоянстве текучего мира, который периодически сгорает в космическом огне. У стоиков, несмотря на героическое стремление к добродетельной жизни согласно логосу, сама жизнь и ее блага считаются безразличными, и мудрец не может рассчитывать ни на земное счастье, ни на посмертное воздаяние.
В некоторых религиозных доктринах (гностицизм, манихейство) пессимистические моменты состоят в признании зла онтологическим началом, не уступающим по силе добру. Глубоким П. отличается ветхозаветная кн. Екклезиаста, наполненная переживаниями суетности повседневной жизни, тщетности человеческих усилий найти счастье в труде, семье, мудрости. Христианская философия, хотя в главном своем положении о воскресении Богочеловека носит ярко оптимистический характер, проникнута трагическими переживаниями греховности человека, по вине которого «мир во зле лежит».
В новоевропейской мысли кроме торжества рационального научного знания можно увидеть и др. интеллектуальные движения, опиравшиеся на иррациональные основания. Так, пессимистические мотивы под влиянием гностицизма звучат в рассуждениях нем. мистиков (И. Экхард, Я. Бёмё), а также в философии близкого к романтизму Ф.В.И. Шеллинга о «темной стороне Бога» и зловещей «бездне» в душе человека. Однако рационализм тоже не был односторонне оптимистичен: поздний И. Кант писал о «радикальном зле» в человеческой природе, которое выражается в неспособности индивида противостоять чувственному началу и поступать согласно велениям разума. Философия жизни отвергла оптимистические настроения Нового времени. Наиболее последовательно принцип П. проводит А. Шопенгауэр, распространяя его на свою метафизику. Наш мир и люди в нем есть порождения слепой ненасытной воли, которая ради своей забавы обрекает человека на страдания. Поэтому «наше бытие таково, что лучше бы его совсем не было» «судьба жестока, а люди жалки». Ф. Ницше резко критикует христианскую культуру, полагая, что современный европеец выродился в «домашнее животное» и ближайшие два столетия станут торжеством нигилизма. Ницшеанский пафос «переоценки ценностей» оказал влияние на культурологический П. Согласно О. Шпенглеру, живая «органическая» культура, подвергнутая «неорганическому» промышленному расширению, превращается в мертвую цивилизацию; такая судьба вскоре постигнет Европу.
20 век с его мировыми войнами и революциями дал богатую пищу для пессимистических настроений. Философия экзистенциализма подчеркивает, что ощущения страха, тревоги, отчаяния, покинутости стали основными умонастроениями эпохи. В мире «овеществления» человек теряет способность вникать в глубинные смыслы бытия, убеждается в абсурдности действительности (А. Камю), а все уникальные всплески гениальности душатся господствующей массовой культурой (X. Ортега-и-Гасет).
Сегодня, несмотря на общее оптимистическое благодушие, связанное с построением гуманистического открытого общества, ряд филос. направлений (традиционализм, постмодернизм) пессимистически оценивают будущее зап. культуры, считая, что в условиях бурного развития материальной стороны цивилизации в ущерб духовной человек теряет свободу и свое предназначение.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.
rus-philosophical-enc.slovaronline.com
II. ПРОБЛЕМА ОПТИМИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ. Культура и этика
II. ПРОБЛЕМА ОПТИМИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Для нас, людей Запада, культура состоит в том, что мы одновременно работаем над собственным совершенствованием и совершенствованием мира.
Существует ли, однако, необходимая связь между активностью, направленной вовне, и активностью, направленной вовнутрь? Нельзя ли добиться духовно-этического совершенства индивида, которое является конечной целью культуры, и в том случае, если индивид будет работать лишь над собой, а миру и существующим в нем условиям жизни предоставит развиваться самим по себе? Кто даст нам гарантию, что ход событий, происходящих в мире, поддается влиянию в такой мере, что может быть направлен на содействие достижению подлинной цели культуры — самосовершенствования индивида? Кто убедит нас в том, что он вообще имеет смысл с точки зрения всеобщей эволюции? И не является ли мое направленное на окружающий мир деяние отклонением от направленного на меня самого деяния, к которому все в конечном счете и сводится?
Под воздействием этих сомнений пессимизм индийцев и пессимизм Шопенгауэра отказывают материальным и социальным достижениям, составляющим видимую сторону культуры, в каком бы то ни было значении. Индивиду, по их мнению, не следует заботиться об обществе, народе и человечестве — он должен стремиться лишь к тому, чтобы в самом себе пережить торжество духа над материей.
Это тоже культура, поскольку и здесь преследуется ее цель — духовно-этическое совершенствование индивида. Объявляя ее несовершенной, мы, люди западного мира, не должны проявлять здесь излишней безапелляционности. Действительно ли между внешним прогрессом человечества и духовно-этическим совершенствованием индивидов существует такая тесная связь, как нам представляется? Не пытаемся ли мы, находясь в плену иллюзии, соединить воедино чужеродные компоненты? Действительно ли дух в одном из упомянутых деяний черпает пользу для другого?
Мы не достигли провозглашенного нами идеала. Мы затерялись в дебрях внешнего прогресса и затормозили процесс интеллектуального самоуглубления и этического совершенствования индивидов. Следовательно, мы не дали никакого практического доказательства правильности нашего воззрения на культуру, что лишает нас права просто отбросить другую, более узкую концепцию культуры, — мы должны полемизировать с нею.
Пессимистическому и оптимистическому мышлению, между которыми до сих пор не было почти никаких точек соприкосновения, в недалеком будущем придется по-деловому полемизировать. Эра мировой философии не за горами, и она будет создана в борьбе за оптимистическое или пессимистическое мировоззрение.
История западной философии — это история борьбы за оптимистическое мировоззрение. Если европейские народы в древности и в новое время достигли определенного уровня культуры, объясняется это тем, что в их мышлении доминировало оптимистическое мировоззрение, которое, не сумев уничтожить пессимизм, во всяком случае, постоянно его подавляло.
Успехи познания, достигнутые в ходе развития нашей философии, не являются чем-то самодовлеющим. Они всегда находятся на службе либо того, либо другого мировоззрения и только таким образом сохраняют свое подлинное значение.
Однако борьба между оптимистическим и пессимистическим мировоззрением не носит открытого характера. Оба мировоззрения не противостоят друг другу со всей откровенностью их аргументации, как равные и одинаково правомерные. Правомерность первого считается более или менее само собой разумеющейся. Заслуживающим внимания признается лишь вопрос о том, как добиться торжества над вторым, используя в качестве доказательств все применимые данные познания и подавляя все попытки защищать его.
Не представляя себе по-настоящему существа пессимистического мировоззрения, западное мышление проявляет поразительное непонимание его. Но у него прекрасное чутье на такое мировоззрение. Обнаруживая отсутствие интереса к деянию, объектом которого является внешний мир, как это характерно, например, для Спинозы, оно тотчас реагирует отрицательно. Никакой объективный подход к действительности, к природе не импонирует ему, так как может привести к недостаточному акцентированию центрального положения человеческого духа в универсуме. Поскольку материализм представляется ему последним возможным союзником пессимизма, оно ведет против материализма ожесточенную борьбу.
В великом споре вокруг гносеологической проблемы, ведущемся со времен Декарта до Канта и более поздних философов, отстаивается собственно оптимистическое мировоззрение. Поэтому с таким упорством изыскивается любая теоретическая возможность умаления или полного отрицания значимости чувственного мира. Путем идеализации пространства и времени Кант стремится окончательно утвердить оптимистическое мировоззрение рационализма со всеми его идеалами и требованиями. Только так можно объяснить тот факт, что самые глубокие гносеологические исследования перемежаются у него с наивнейшими мировоззренческими выводами. Великие послекантовские системы, сколь бы сильно они ни отличались одна от другой содержанием и методами спекуляции, сходны, однако, в том, что все они в своих воздушных замках провозглашают оптимистическое мировоззрение владыкой мира.
Стремясь логически убедительно включить цели человечества в общие цели универсума, европейская философия служит оптимистическому мировоззрению. Кто не участвует в этом или проявляет медлительность, тот ее враг.
Она оказалась права в своей предвзятости по отношению к естественнонаучному материализму, сделавшему намного больше для потрясения основ оптимистического мировоззрения, чем философия Шопенгауэра. При этом естественнонаучный материализм никогда не выступал открыто против оптимистического мировоззрения. Получив возможность после крушения великих систем сесть за один стол с умерившей свои требования философией, он скорее стремился приспособиться к тону, в котором последняя хотела продолжать спор. В лице Дарвина и других ученых философствующее естествознание предпринимало трогательно наивные попытки настолько расширительно толковать историю зоологической эволюции, приведшей к появлению человека, что человечество, а с ним и духовное начало вновь стали представляться целью мира так же, как в спекулятивных системах. Однако, несмотря на все благожелательные усилия пришельца, продолжать дискуссию в прежнем духе больше не удавалось. Что пользы в том, что он хотел быть лучше своей репутации? Он благоговел перед природой и фактами больше, чем это было полезно для убедительного обоснования оптимистического мировоззрения, поэтому он подрывал основы оптимистического мировоззрения даже тогда, когда не преследовал такой цели.
К тому пренебрежительному отношению к природе и естествознанию, которое было характерно для прежней философии, мы больше не вернемся. На возврат к мышлению, дающему возможность, как и ранее, логически убедительно включать цели человечества в цели универсума, нечего больше рассчитывать. Следовательно, оптимистическое мировоззрение перестает быть для нас чем-то само собой разумеющимся пли доказуемым с помощью философских ухищрений. Оно должно проявить готовность самому обосновать себя.
Обычно заблуждению способствует то обстоятельство, что в истории мышления человечества оптимистическое и пессимистическое мировоззрение редко встречаются в чистом виде. Как правило, они сочетаются таким образом, что одно господствует, а другое на правах непризнанного оппонирует. В Индии терпимое миро- и жизнеутверждение сообщает пессимизму подобие интереса к отрицаемой последним внешней культуре. У нас тайный пессимизм сковывает культуротворческую энергию оптимистического мировоззрения, разрушая нашу веру в духовный прогресс человечества и вынуждая пас оперировать дискредитированными идеалами.
Пессимизм — это пониженная воля к жизни. Следовательно, он повсюду, где человек и общество уже не находятся больше во власти идеалов прогресса, которые с необходимостью выдвигает последовательная воля к жизни, а опускаются до принятия действительности такой, какая она есть.
Действуя безымянно, пессимизм опаснее всего для культуры. В этом случае он атакует самые ценные идеи жпзнеутверждения, оставляя менее ценные нетронутыми. Подобно скрытому магниту, он отклоняет стрелку компаса мировоззрения, которое, не подозревая об этом, принимает ложный курс. В итоге непризнаваемое переплетение оптимизма и пессимизма приводит к тому, что мы продолжаем утверждать ценности внешней культуры, которые мыслящему пессимизму безразличны, и в то же время оставляем на произвол судьбы внутреннее совершенствование, которому он единственно и придает значение. Чувство прогресса в области материального, внушаемое действительностью, сохраняется, в то время как чувство прогресса в области духовного, стимулируемое внутренними импульсами, которые исходят из мыслящей воли к жизни, иссякает. Так с отливом глубоко погруженное в воду оказывается на мели, а плоское, держащееся на поверхности, продолжает плыть как ни в чем не бывало.
Итак, существо нашей деградации, если свести его к процессам, происходящим в мировоззрении, состоит в том, что подлинный оптимизм незаметно ускользнул от нас. Мы не изнеженное и опустившееся от избытка жизненных наслаждений поколение, которому в грозовых бурях истории надлежит собраться с силами, чтобы вновь вернуться к деловитости и приверженности идеалу. При сохранившихся деловых качествах в большинстве областей, связанных с непосредственной жизнедеятельностью, мы оскудели духовно. Понимание жизни вместе со всем, что из него вытекает, дискредитировано в глазах индивидов и общества. Высшие силы желания и созидания гибнут в нас, так как оптимизм, на который они должны были опираться, незаметно пропитался пессимизмом.
Для сосуществования оптимизма и пессимизма под общей крышей бездумья характерно то, что одно рядится в одежды другого. За оптимизм выдается то, что в действительности является пессимизмом, а пессимизмом скрещивается то, что в действительности является оптимизмом. То, что обычно считается оптимизмом, — не более как естественная или приобретенная способность видеть вещи в розовом свете. Такое освещение возникает из-за искаженного представления о том, что есть и что должно быть. Токсины, выделяемые туберкулезной палочкой, вызывают в организме больного так называемую эйфорию, ложное ощущение хорошего самочувствия и силы. По аналогии можно говорить о наличии выхолощенного оптимизма у индивидов и общества, которые, сами того не сознавая, заражены пессимизмом.
Подлинный оптимизм не имеет ничего общего с какими-либо снисходительными суждениями. Он состоит в стремлении к осознанному идеалу, который внушает нам глубокое и последовательное утверждение жизни и мира. Поскольку ориентированный таким образом дух здравомыслящ и беспощаден в оценке существующего, он при обычном рассмотрении предстает пессимизмом. Его стремление снести старые храмы, чтобы на их месте возвести более прекрасные, вульгарный оптимизм истолковывает как богохульство.
Единственно законный оптимизм осознанного желания вынужден вести столь тяжелую борьбу с пессимизмом, потому что ему неизменно приходится сначала прослеживать и разоблачать его в вульгарном оптимизме. Он не в состоянии окончательно искоренить пессимизм и никогда не должен считать, что справился с ним. Как только он допускает его появление в какой-либо форме, возникает опасность для культуры: активность в достижении подлинных целей культуры идет на убыль, хотя удовлетворенность ее внешними успехами еще сохраняется.
Следовательно, различие между оптимизмом и пессимизмом не в том, что первый с большей, а второй с меньшей степенью внутренней убежденности признают за современным положением вещей определенное будущее, а в неодинаковости того, чего хочет воля в качестве будущего. Они являются свойствами не суждения, а воли. То обстоятельство, что ошибочное определение оптимизма и пессимизма до сих пор имело хождение наряду с правильным и в результате вместо двух определений фигурировало четыре, облегчало бездумью игру, в которой оно обманывало нас относительно подлинного оптимизма: пессимизм желания выдавался за оптимизм суждения, а оптимизм желания отвергался как пессимизм суждения. Необходимо вырвать из рук бездумья обе эти крапленые карты, дабы оно не смогло больше обманывать с их помощью мир.
В каком отношении находятся оптимизм и пессимизм к этике?
Существование тесных и своеобразных связей между ними подтверждается тем, что борьба за оптимистическое или пессимистическое мировоззрение и борьба за этику обычно переплетаются в мышлении человечества. Люди надеются в одном отстоять другое.
Такое переплетение очень удобно для мышления. Для обоснования этики неожиданно используются оптимистические или пессимистические аргументы, а для обоснования оптимизма или пессимизма — этические. При этом западное мышление делает упор на оправдание жизнеутверждающей, то есть деятельной, активной этики, полагая, что именно этим доказывает оптимизм мировоззрения. Для индийского мышления главным является логическое обоснование пессимизма, обоснование же жизнеотрицающей, то есть страдающей, пассивной этики представляется в большей мере производным отсюда.
Путаница, возникающая из-за неправильного разграничения между борьбой за оптимизм или пессимизм и борьбой за этику, пожалуй, как ничто другое, способствовала неясностям в мышлении человечества.
Путаница эта была результатом очевидного заблуждения. Вопрос о том, чему быть — жизне- и мироутверждению или жизне- и мироотрицанию, — в этике выступает совершенно так же, как в борьбе между оптимизмом и пессимизмом. Все, что обнаруживает существенную взаимосвязь, воспринимается как созданное одно для другого. Поэтому оптимизм надеется, что сможет опираться на миро- и жизнеутверждающую этику, а пессимизм питает такие же надежды в отношении этики миро- и жизнеотрицающей. При этом, однако, до сих пор ни одна из двух соотносимых величин не имела прочной опоры, так как ни одна не искала собственного обоснования в самой себе.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
fil.wikireading.ru