Пиаже теория интеллектуального развития: Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже

Содержание

Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже

Теория интеллектуального развития швейцарского биолога и философа Жана Пиаже охватывает период с младенческого возраста до достижения взрослости. Основное внимание Пиаже уделяет развитию мышления ребенка, и прежде всего — развитию логического мышления. Пиаже верил, что мышление взрослого отличается от мышления ребенка в первую очередь большей логичностью.

​​​​​​​В разное время Жан Пиаже называл разные стадии интеллектуального развития, но чаще всего их было четыре: сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Сенсомоторная и дооперациональная стадия — проявление допонятийного мышления. В это время суждения детей относятся только к конкретному предмету, чему-то наглядному и всем известному, категоричны и единичны: не связаны логической цепочкой. Ребенок понимает в в первую очередь суждения по аналогии и через наглядный пример. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом).

Эгоцентризм обусловливает не только такую особен­ность детской логики, как нечувствительность к проти­воречию, но и ряд других: синкретизм (тенденция свя­зывать все со всем), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), несогласованность объема и содержания.

Начиная где-то с 7 лет у ребенка развивается уже понятийное мышление, начинаясь со стадии конкретных операций и развивается на стадии формальных операций.

Сенсомоторная стадия длится от рождения до 2 лет и делится на 6 подстадий, во время которых ребенок последовательно демонстрирует следующие особенности и достижения: 1) Ребенок имеет безусловные рефлексы и не способен думать, ставить перед собой цель и отличать себя от окружающей обстановки; 2) Рефлексы превращаются в повторяющиеся действия; 3) Появляется способность воспроизводить случайные, приятные и вызывающие интерес результаты собственных действий; 4) Возрастает способность к координации действий, направленных на продление вызвавшего интерес впечатления; 5) Открытие для себя новых способов получения интересных результатов; 6) Появление способности представлять себе отсутствующие события в символической форме.

Основные достижения этого периода включают образование скоординированных движений, соответствующих такой материальной структуре, как группировка, конструирование репрезентаций и интенциональность. Особо заметным итогом этой стадии является конструирование постоянного объекта, то есть понимание независимого от субъекта существования объектов.

Дооперациональная стадия характерна для возраста от 2 до 7 лет, с двумя подстадиями. На первой подстадии сформировавшаяся новая способность к репрезентации ассимилируется сенсомоторными структурами, и они должны приспособиться к ней. Кроме того, ребенок устанавливает ряд функциональных закономерностей, истин и ассоциаций, касающихся окружающей среды: например, понимание тождественности и некоторых зависимостей и корреляций. Отличительной особенностью детей этого возраста является вызывающая удивление ограниченность их мышления. Складывается такое впечатление, что их мысль сосредоточена исключительно на одном аспекте ситуации, часто — на их собственной точке зрения (эгоцентризм), а все остальные точки зрения или измерения в расчет не принимаются.

Дооперациональная мысль, кроме того, что она сосредоточена на единственном, самом заметном аспекте события, судя по всему, не следует законам логики или физической причинности, а ограничивается скорее ассоциациями по смежности. Так, аргументация детьми их поступков нередко представляет собой абсурдные выдумки или является результатом их желания оправдаться любой ценой.

Стадия конкретных операций характеризует возраст от 7 до 12 лет и подразделяется на две подстадии. На этой стадии исправляются ошибки, которые ребенок допускает на дооперациональной стадии, однако они исправляются по-разному и не все сразу. Смысл определения «конкретная» операция, входящего в название этой стадии, заключается в том, что операциональное решение проблем (т. е. решение, основанное на обратимых умственных действиях), принимается отдельно для каждой проблемы и зависит от ее содержания. Например, физические понятия усваиваются ребенком в такой последовательности: количество, длина и масса, площадь, вес, время и объем.

Стадия формальных операций возникает в возрасте от 12 лет и старше. Система обратимых операций, становясь более координированной, вступает в следующую стадию развития, формальных операций, которая начинается в возрасте 11—12 лет. Развившееся ранее умение классифицировать объекты перерастает в способность к комбинаторному мышлению: анализируя физическое событие, ребенок способен учесть все возможные аспекты и изменять их по одному, как квалифицированный экспериментатор, в поисках логически обоснованного ответа. Способность варьировать — в умственном плане и гипотетически — аспектами ситуации в строго установленном порядке означает, что ребенок может придумывать объекты и ситуации, не существующие в действительности. Так возможность берет верх над действительностью, а с формой манипулируют и ее рассматривают в отрыве от содержания, т. е. не так, как это делает ребенок, находящийся на стадии конкретных операций.

В пределах каждой стадии и подстадии Пиаже нередко различал три уровня: неудача, частичный успех, успех. В последних версиях своей теории Пиаже рассматривал развитие не как прямолинейное движение от одной стадии к другой, а как движение по спирали, характеризующееся тем, что различные формы и разное содержание мышления, характерные для предыдущего уровня, подвергаются переосмыслению, реструктурированию и интегрированию, или объединению, на следующем, более высоком уровне. Инвариантные количественные аспекты задачи на преобразование глиняного шара познаются раньше других.

Принципиальным вопросом теории Пиаже, убедительный ответ на который так и не был найден, остается проблема новизны и спонтанности. Как из когнитивной структуры, в которой полностью отсутствует какое бы то ни было новое Знание, возникает именно оно — новое знание? Более того, каким образом приходит понимание того, что возникшее новое знание непременно связано с другим знанием?

Другие теории Пиаже, дополняющие его основную теорию, посвящены развитию моральных суждений, перцептивному развитию, развитию представлений и памяти, причем все эти линии развития рассматриваются с точки зрения ограничений, накладываемых различными уровнями и последствиями нашей интеллектуальной деятельности.

ключевые понятия, основные направления, способы применения

Теория когнитивного развития Пиаже — это всеобъемлющая концепция о природе и развитии человеческого интеллекта. Она была сформулирована швейцарский психологом и философом. Звали которого Жан Пиаже. Она имеет дело с природой самого знания и с тем, как люди постепенно начинают его приобретать, конструировать и использовать. Теория Пиаже в основном известна как теория стадий развития.

Заслуги психолога

Пиаже был первым психологом, который систематически изучал когнитивное развитие. Его вклад включает в себя сценическую теорию когнитивного развития ребенка, подробные обсервационные исследования познания у детей и серию простых, но гениальных тестов для выявления различных когнитивных способностей.

Пиаже хотел не измерять, насколько хорошо дети умеют считать, записывать или решать проблемы. Больше всего его интересовал способ появления таких фундаментальных понятий, как сама идея числа, времени, количества, причинности, справедливости и прочего.

До работы Пиаже в психологии распространялось мнение, что дети — просто менее компетентные мыслители, чем взрослые. Ученый показал, что маленькие дети думают по-разному по сравнению со взрослыми.

Согласно Пиаже, дети рождаются с очень простой психической структурой (генетически наследуемой и развитой), на которой основаны все последующие знания. Цель теории состоит в том, чтобы объяснить механизмы и процессы, посредством которых ребенок развивается в индивидуума, который может рассуждать и мыслить, используя гипотезы.

Основная идея

По мнению Пиаже, взросление — это развитие психических процессов, возникающих в результате биологического созревания и опыта окружающей среды. Он считал, что дети создают понимание окружающего их мира, испытывают расхождения между тем, что они уже знают, и тем, что они обнаруживают в своей среде, а затем соответствующим образом корректируют свои идеи. Язык зависит от знаний и понимания, приобретенных в результате когнитивного развития. Ранние работы Пиаже получили наибольшее внимание.

Недостатки

Теория Пиаже, несмотря на свое всеобщее одобрение, имеет некоторые ограничения. Которые признал сам ученый. Например, его концепция поддерживает острые этапы, а не непрерывное развитие (горизонтальный и вертикальный декаляж).

Философские и теоретические основы

Теория Пиаже отмечает, что реальность — это динамичная система непрерывных изменений. Реальность определяется со ссылкой на два условия. В частности, он утверждал, что реальность включает в себя преобразования и состояния.

Преобразования относятся ко всем способам изменений, которые может претерпеть вещь или человек. Состояния относятся к условиям или явлениям.

Люди меняются по своим характеристикам по мере взросления: например, малыш не ходит и не бегает без падений, но после 7 лет сенсорно-моторная анатомия ребенка хорошо развита и теперь приобретает новые навыки быстрее. Таким образом, теория Пиаже утверждает: если человеческий интеллект должен быть адаптивным, он должен иметь функции, чтобы представлять как трансформационный, так и статический аспекты реальности.

Он предположил, что оперативный интеллект отвечает за представление и манипулирование динамическими или трансформационными аспектами реальности, а образный интеллект отвечает за представление статических аспектов реальности.

Оперативный и образный интеллект

Оперативный интеллект является активным аспектом интеллекта. Он включает в себя все действия, явные или скрытые, предпринятые для того, чтобы проследить, восстановить или предвидеть преобразования объектов или лиц, представляющих интерес. Теория развития Пиаже настаивает, что фигуративные или репрезентативные аспекты интеллекта подчиняются его оперативным и динамическим аспектам. И, следовательно, это понимание по существу вытекает из оперативного аспекта интеллекта.

В любое время оперативный интеллект формирует понимание мира, и он меняется, если понимание не увенчалось успехом. Теория развития Ж. Пиаже утверждает, что этот процесс понимания и изменения включает в себя две основные функции: ассимиляцию и приспособление. Они являются движущей силой развития разума.

Педагогика

Когнитивная теория Пиаже прямо не связана с образованием, хотя более поздние исследователи объяснили, как особенности концепции могут быть применены к преподаванию и обучению.

Ученый оказал огромное влияние на развитие образовательной политики и педагогической практики. Например, обзор начального образования, проведенный правительством Великобритании в 1966 году, основывался на теории Пиаже. Результат этого обзора привел к публикации отчета Plowden (1967).

Обучение через изучение — идея о том, что дети учатся лучше всего, делая и активно изучая, — рассматривалось как центральное место в преобразовании учебной программы начальной школы.

Периодическими темами доклада являются индивидуальное обучение, гибкость в учебной программе, центральная роль игры в обучении детей, использование среды, обучение на основе открытий и важность оценки прогресса детей — учителя не должны предполагать, что только то, что измеримое ценно.

Поскольку теория Пиаже основана на биологическом созревании и стадиях, важно понятие «готовность». Оно касается того, когда следует преподавать определенную информацию или концепции. Согласно теории Пиаже, детей не следует учить определенным понятиям, пока они не достигли соответствующей стадии когнитивного развития.

Согласно мнению ученого (1958), ассимиляция и приспособление требуют активного ученика, а не пассивного, потому что навыки решения проблем не могут быть изучены, они должны быть обнаружены.

Первая стадия

Согласно теории Жана Пиаже, развитие постоянства объекта является одним из наиболее важных достижений. Постоянство объекта — это понимание ребенком того, что объект продолжает существовать. Даже если они не могут видеть или слышать его. Peek-a-boo — игра, в которой дети, которым еще предстоит полностью развить постоянство объекта, реагируют на внезапное сокрытие и раскрытие лица.

Вторая стадия

Предоперационная стадия редкая и логически неадекватная в отношении умственных операций. Ребенок способен формировать устойчивые понятия, а также волшебные убеждения. Мышление на этой стадии все еще эгоцентрично, что означает, что ребенку трудно видеть точку зрения других.

Предоперационная стадия разделена на подэтап символьной функции и подэтап интуитивного мышления. Первый — когда дети могут понимать, представлять, запоминать и изображать объекты в своем уме, не имея объекта перед собой. А интуитивно понятый этап мышления — когда дети склонны задавать вопросы: «почему?» и «как получилось?». На этом этапе дети хотят все понять. Теория интеллекта Пиаже очень интересна именно такими выводами.

Третья стадия (операционная)

В возрасте от 2 до 4 лет дети еще не могут манипулировать и преобразовывать мыслеформы, мыслить образами и символами. Другими примерами умственных способностей являются язык и притворная игра. Кроме того, качество их символической игры может иметь последствия для их дальнейшего развития. Например, маленькие дети, чьи символические игры носят насильственный характер, более склонны проявлять антисоциальные тенденции в последующие годы. Это нам доказывает интеллектуальная теория Пиаже.

Третья стадия и анимизм

Анимизм — это вера в то, что неодушевленные предметы способны к действиям и имеют жизненные качества. Примером может служить ребенок, который верит, что тротуар сошел с ума и заставил его упасть. Искусственность относится к убеждению, что характеристики окружающей среды могут быть приписаны человеческим действиям или вмешательствам. Например, ребенок может сказать, что на улице ветрено, потому что кто-то очень сильно дует, или облака белые, потому что кто-то покрасил их в такой цвет. Наконец, предубежденное мышление, согласно теории интеллектуального развития Пиаже, классифицируется по трансдуктивному мышлению.

Четвертая стадия (формально-операционная, логическая)

В возрасте от 4 до 7 лет дети становятся очень любопытными и задают много вопросов, начиная использовать примитивные рассуждения. Возникает интерес к рассуждению и желанию узнать, почему вещи такие, какие они есть. Пиаже назвал это «интуитивным подэтапом», потому что дети понимают, что обладают огромным количеством знаний, но не знают, как они приобрели его. Центрирование, сохранение, необратимость, включение в класс и переходный вывод — все это характеристики предоперационного мышления.

Центрирование

Центрирование — это акт сосредоточения всего внимания на одной характеристике или измерении ситуации, игнорируя при этом все остальные. Сохранение — это осознание того, что изменение внешнего вида вещества не меняет его основных свойств. Дети на этом этапе не знают о сохранении и выставочной концентрации. Как центрирование, так и сохранение можно легче понять, ознакомившись с гипотезой на практике. А сделать это можно, просто понаблюдав за своими детьми после прочтения этой статьи.

Критика

Реальны ли перечисленные этапы развития? Выготский и Брунер предпочли бы рассматривать развитие как непрерывный процесс. А некоторые исследования показали, что переход к формальной стадии эксплуатации не гарантируется. Например, Китинг (1979) сообщил, что 40-60 % студентов колледжа не справляются с формальными операционными задачами, а Дасен (1994) утверждает, что только треть взрослых когда-либо достигают формальной операционной стадии.

Поскольку Пиаже концентрировался на универсальных стадиях когнитивного развития и биологического созревания, он не учел влияние, которое социальные условия и культура могут оказывать на когнитивное развитие. Dasen (1994) цитирует исследования, которые он проводил в отдаленных частях центральной австралийской пустыни с аборигенами 8-14 лет. Он обнаружил, что способность к сохранению появилась у детей-аборигенов позже — в возрасте от 10 до 13 лет (в отличие от 5 до 7 лет, по швейцарскому образцу Пиаже). Зато способности к пространственному осознанию развивались у детей аборигенов раньше, чем у швейцарских детей. Такое исследование показывает, что когнитивное развитие зависит не только от созревания, но и от культурных факторов — пространственное осознание имеет решающее значение для кочевых групп людей.

Выготский, современник Пиаже, утверждал, что социальное взаимодействие имеет решающее значение для когнитивного развития. По его словам, обучение ребенка всегда происходит в социальном контексте в сотрудничестве с кем-то более умелым. Это социальное взаимодействие предоставляет языковые возможности, а язык является основой мышления.

Методы Пиаже (наблюдение и клинические интервью) более открыты для предвзятого толкования, чем другие методы. Ученый сделал тщательные, детальные натуралистические наблюдения за детьми, и из них он написал дневниковые описания, отражающие их развитие. Он также использовал клинические интервью и наблюдения старших детей, которые могли понимать вопросы и вести беседы. Поскольку Пиаже проводил наблюдения один, собранные данные основаны на его собственной субъективной интерпретации событий. Было бы более надежным, если бы ученый проводил наблюдения с другим исследователем и сравнивал результаты впоследствии, чтобы проверить, являются ли они похожими (то есть, имеют ли достоверность между оценками).

Хотя клинические интервью позволяют исследователю изучать данные более глубоко, интерпретация интервьюера может быть предвзятой. Например, дети могут не понимать вопрос, у них короткая концентрация внимания, они не могут выразить себя очень хорошо и могут пытаться угодить экспериментатору. Такие методы означали, что Пиаже мог сделать неточные выводы.

Как показали некоторые исследования, ученый недооценил способности детей, потому что его тесты иногда были запутанными или трудными для понимания (например, Хьюз, 1975). Пиаже не удалось провести различие между компетенцией (на что способен ребенок) и работой (что может показать ребенок при выполнении определенного задания). Когда задачи были изменены, производительность и следовательно компетенция оказывались затронутыми. Поэтому Пиаже мог недооценивать познавательные способности детей.

Понятие схемы несовместимо с теориями Брунера (1966) и Выготского (1978). Бихевиоризм также опровергает теорию схем Пиаже, потому что ее нельзя наблюдать непосредственно, поскольку это внутренний процесс. Поэтому они утверждают, что это не может быть объективно измерено.

Ученый изучал своих детей и детей своих коллег в Женеве, чтобы вывести общие принципы интеллектуального развития всех детей. Мало того, что его выборка была очень маленькой, она состояла исключительно из европейских детей из семей с высоким социально-экономическим статусом. Поэтому исследователи поставили под сомнение универсальность его данных. Для Пиаже язык рассматривается как вторичное по отношению к действию, то есть мысль предшествует языку. Российский же психолог Лев Выготский (1978) утверждает, что развитие языка и мышления идут вместе и что причина рассуждений больше связана с нашей способностью общаться с другими, чем с нашим взаимодействием с материальным миром.

Теория когнитивного развития

Теория когнитивного развития, сформулированная известным психологом Жаном Пиаже, является, возможно, наиболее всеобъемлющей и обширной теорией, объясняющей развитие человеческого интеллекта по мере того, как человек превращается из младенца во взрослого человека.

Откройте для себя еще 10 статей по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. Теория экологических систем
  2. Природа или воспитание?
  3. Нравственное развитие
  4. Теория привязанности Боулби
  5. Теория самосознания

Согласно теории когнитивного развития Пиаже, интеллект возникает в результате ряда трансформаций и различных состояний, и эти изменения необходимы для повышения интеллекта человека.

Четыре стадии когнитивного развития

Пиаже описал развитие человеческого интеллекта на протяжении всей жизни человека. Четыре стадии означают, что по мере взросления нормального человека происходит очевидное увеличение абстракции и сложности мышления и рационализации вещей.

1. Сенсомоторная стадия (от 0 до 2 лет)

Сенсомоторная стадия – это фаза, которая охватывает период от рождения человека до момента, когда он изучает и овладевает языком. Младенец очень зависит от того, что он видит и слышит, и от того, что он будет реагировать в соответствии с этим сенсорным опытом. Эта стадия также включает в себя рефлексы ребенка, которые включают сосание, хватание и ходьбу. К концу сенсомоторной стадии младенец усваивает постоянство объекта, то есть понимание того, что объект продолжает существовать, даже если он не может его увидеть, услышать или потрогать.

2. Предоперационная стадия (2-7 лет)

На этой стадии ребенок более вовлечен в игру и использует дооперационное мышление, то есть процесс, посредством которого ребенок представляет объекты с помощью слов, каракулей, рисунки и картинки. Умственное мышление ребенка на этом этапе развито, но он еще не может выполнять операции. Очевидны эгоцентризм (эгоцентризм) и анимизм (вера в то, что неодушевленные предметы могут двигаться или говорить). Консервация – главная задача на этом этапе. Когда вы даете ребенку два одинаковых стакана, стакан А и стакан Б, и наливаете в них одинаковое количество воды, он скажет, что в них действительно одинаковое количество воды. Однако, когда вы переливаете содержимое одного стакана в другой стакан, стакан С, который тоньше и выше, ребенок скажет, что стакан А и стакан С теперь содержат разное количество воды. Невыполнение этой задачи означает, что ребенок все еще находится на предоперационной стадии.

3. Конкретный операционный этап (7-11 лет)

Этот этап начинается, когда ребенок начинает правильно использовать логику. Ребенок умеет классифицировать предметы (классификация), сортировать их по признакам (серийность) и делить задачу на несколько составляющих для ее решения (децентрирование).

4. Стадия формальной эксплуатации (11 лет и старше)

Эта стадия является отличительной чертой абстрактного мышления и использования гипотетической рационализации. Ребенок способен систематически рассматривать проблемы и тестировать несколько решений.

Аккомодация и ассимиляция

Теория когнитивного развития Пиаже включала концепции аккомодации и ассимиляции. Он считал, что в каждом человеке уже существуют когнитивные схемы. Из-за процесса ассимиляции мы склонны брать относительно новую информацию, неизвестную нам, из окружающей среды и вписывать ее в эти врожденные когнитивные модели. Это можно сравнить с поиском ключа, который идеально подходил бы к отверстию замка, чтобы его можно было открыть.

С другой стороны, процесс аккомодации означает, что мы получаем информацию из окружающей среды, а затем изменяем наши собственные когнитивные модели таким образом, чтобы полученная информация соответствовала нашим схемам. В упомянутом нами примере процесс аккомодации подобен изменению формы отверстия в замке для того, чтобы в него поместился ключ.

Полная ссылка: 

Вам разрешено копировать текст

Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующие ссылки и и предоставляете ссылку/ссылку на эту страница.

Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).

Статьи по теме

Страницы по теме: 

edpsycinteractive.org

Хотите быть в курсе? Подписывайтесь на нас!

Подписаться на @ExplorableMind

Этапы когнитивного развития Жана Пиаже

Теория когнитивного развития Жана Пиаже предполагает, что независимо от культуры когнитивное развитие детей следует заранее определенному порядку стадий, которые широко известны как стадии когнитивного развития Пиаже.

Существует четыре стадии когнитивного развития по Пиаже:

  • Сенсомоторная стадия : от рождения до 2 лет
  • Предоперационная стадия : 2-7 лет
  • Конкретная операционная стадия
  • Стадия формальных операций : 11 лет и старше

Согласно теории когнитивного развития Жана Пиаже, дети не способны выполнять определенные задачи или понимать определенные концепции, пока они не достигнут определенной стадии Пиаже.

Кроме того, Пиаже считал, что дети переходят от одной стадии к другой после интенсивного воздействия соответствующих стимулов и переживаний. Благодаря этому опыту, как физическому, так и когнитивному, они готовы овладеть новыми навыками, которые необходимы детям для прохождения стадий Пиаже.


Этапы когнитивного развития по Жану Пиаже

Сенсомоторная стадия

Возрастной диапазон: От рождения до 2 лет

Согласно теории Пиаже, дети любят исследовать на сенсомоторной стадии. Они узнают об окружающей среде с помощью ощущений: наблюдают, хватают, сосут и манипулируют объектами, до которых могут дотянуться глазами и руками. На этом этапе они обычно не думают о том, что делают эти объекты.

По мере того, как младенцы становятся малышами, дети наслаждаются быстро улучшающимися способностями передвигаться и получать новый опыт. Они сосредотачиваются на осмыслении мира, связывая свой опыт со своими действиями.

На поздней сенсомоторной стадии дети начинают изучать концепцию постоянства объекта . Другими словами, они знают, что объект будет продолжать существовать, даже если они больше не смогут его видеть. Это считается вехой данного этапа.

Практические знания, полученные на сенсомоторной стадии, станут основой для способности детей формировать мысленные представления об объектах на более поздних стадиях Пиаже.

Предэксплуатационный этап

Возраст: 2-7 лет

На второй стадии когнитивного развития по Пиаже дети:

  • Научатся абстрактно мыслить

Теперь, когда дети могут лучше выражать свои мысли, они становятся ненасытно любопытными и начинают задавать вопросы обо всем, что видят. Они могут представить людей или объекты, которых не существует (например, ящерицу с крыльями), с большей готовностью, чем младшие дети, и им нравится придумывать свои собственные игры.


Теория Пиаже предполагает, что на этом этапе дети настолько поглощены эгоцентрическими мыслями, что верят, что их взгляды на мир разделяют все остальные. Они не могут понять, что есть другие способы смотреть на мир и интерпретировать информацию. Например, ребенок в игре в прятки может просто закрыть глаза и поверить, что другие его не видят (поскольку он не может видеть других).

На дооперационном этапе дети проявляют тенденцию сосредотачиваться на одном аспекте ситуации или одном измерении формы. Это известно как центрирование . Они не понимают концепции сохранения. Они не понимают, что изменение внешнего вида объекта не меняет его свойства или количества.

Конкретная рабочая стадия

Возрастной диапазон: 7-11 лет

К тому времени, когда они достигают третьей стадии Пиаже, дети могут понимать гораздо более сложные абстрактные понятия, такие как время, пространство и количество . Они также начинают понимать концепцию сохранения.

Пиаже указывал, что на стадии конкретной операции детские представления о времени и пространстве иногда бывают противоречивы. Они могут довольно легко выучить правила, но у них могут возникнуть проблемы с пониманием логических следствий этих правил в необычных ситуациях.

Кроме того, дети могут использовать индуктивную логику — тип рассуждения, который начинается с конкретной идеи и ведет к обобщению. Например, ребенок понимает, что его золотистый ретривер — это собака, то есть животное.


Дети на этапе конкретной операции также менее эгоцентричны. Они начинают смотреть на вещи с точки зрения других людей.

Другой важной вехой развития ребенка на этом этапе является идея обратимости. Дети понимают, что некоторые предметы можно изменить, а затем вернуть их первоначальную форму. Например, сдутый воздушный шар можно снова наполнить воздухом, чтобы он стал надутым.

Формальная операционная стадия

Возрастной диапазон: 11 лет и старше

На заключительном этапе когнитивного развития по Пиаже дети способны к более абстрактным, гипотетическим и теоретическим рассуждениям. Они больше не привязаны к наблюдаемым и физическим событиям. Они могут систематически подходить к проблемам и решать их, формулируя гипотезы и методично проверяя их.

Согласно теории когнитивного развития Пиаже, дети теперь могут применять свои рассуждения в различных ситуациях, включая контрфактические ситуации «если-то». Например, «если бы собаки были рептилиями, они были бы хладнокровны». Они могут принять это как правильное рассуждение, даже если посылка явно ложна.

По мере взросления детей формальная логика становится возможной, и словесных объяснений понятий обычно достаточно без демонстрации. Они могут рассматривать возможные результаты и последствия своих действий, фактически не выполняя их.

Кроме того, игры, основанные на стратегиях, становятся для них более увлекательными, тогда как механические игры, такие как «желоба и лестницы», становятся слишком однообразными и скучными.


Критика теории когнитивного развития Пиаже

На протяжении многих лет столики Piaget подвергались некоторой критике. Некоторые кросс-культурные психологи задаются вопросом, уникальны ли эти стадии для западных детей, в то время как другие задаются вопросом о возрастных диапазонах этих стадий.

Некоторые психологи, такие как Выготский, предположили, что когнитивное развитие происходит посредством социальных взаимодействий и является непрерывным процессом.

Несмотря на критику, теория Пиаже оказалась бесценной и легла в основу ряда других известных психологических идей, включая теорию морального развития Кольберга.

Источники:

  • Бове, Магали (1976), «Теория когнитивного развития и индивидуальных различий Пиаже», Пиаже и его школа, Берлин, Гейдельберг: Springer Berlin Heidelberg, стр. 269–279.
  • Бергер, Кэтлин Стассен (2008). Развивающийся человек на протяжении всей жизни (7-е изд.). Стоит. п. 44.
  • Сантрок, Дж.В. (2008). Актуальный подход к увеличению продолжительности жизни (стр. 221–223). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.
  • Розе, Н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *