Пиаже теория психического развития: 3.1.3. Теория психического развития ж.Пиаже

3.1.3. Теория психического развития ж.Пиаже

Наиболее разработанной и влиятельной из когнитивных теорий развития считается генетическая эпистемология Ж. Пиаже. В ней непротиворечиво объединены представления о внутренней природе интеллекта и его внешних проявлениях.

В центре концепции Ж. Пиаже – положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, говорит Пиаже, поэтому субъект, существующий независимо от внешней среды, стремится к установлению равновесия с нею. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте. И то и другое возможно только путем совершения субъектом определенных действий. Производя действия, субъект тем самым находит способы или схемы этих действий, которые позволяют ему восстановить нарушившееся равновесие. По Пиаже, схема действия – это сенсомоторный эквивалент понятия, познавательного умения.

Таким образом, действие – это «посредник» между ребенком и окружающим миром, с помощью которого он активно манипулирует и экспериментирует с реальными предметами (вещами, их формой, свойствами и т. п.). Развитие схем действий, т. е. познавательное развитие, происходит «по мере нарастания и усложнения опыта ребенка по практическому действованию с предметами» за счет «интериоризации предметных действий, то есть их постепенного превращения в умственные операции (действия, выполняемые во внутреннем плане)» (Холодная М. А., 1997). Каковы механизмы этого приспособления?

Первый из них – это механизм ассимиляции, когда индивид приспосабливает новую информацию (ситуацию, объект) к существующим у него схемам (структурам), не изменяя их в принципе, то есть включает новый объект в уже имеющиеся у него схемы действий или структуры. Например, если новорожденный может схватить палец взрослого, вложенный в его ладонь, точно так же он может схватить волосы родителя, кубик, вложенный ему в руку, и т.

п., то есть каждый раз он приспосабливает новую информацию к имеющимся схемам действий. Таким образом, понятие совершенствуется, что позволяет в дальнейшем начать различать, например, понятия «волосы» и «шуба».

Другой – это механизм аккомодации, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации (ситуации, объекту), то есть он вынужден перестроить (модифицировать) старые схемы (структуры) с целью их приспособления к новой информации (ситуации, объекту). Например, если ребенок будет продолжать сосать ложечку с целью утоления голода, то есть пытаться приспособить новую ситуацию к существующей схеме – сосанию (механизм ассимиляции), то вскоре он убедится, что такое поведение неэффективно (он не может утолить чувство голода и тем самым приспособиться к ситуации) и нужно изменить свою старую схему (сосание), то есть модифицировать движения губ и языка, чтобы забрать с ложечки пищу (механизм аккомодации). Таким образом, появляется новая схема действия (новое понятие).

Очевидно, что функции этих двух механизмов противоположны. Благодаря ассимиляции происходит уточнение, совершенствование имеющихся схем (понятий) и тем самым равновесие со средой достигается за счет приспособления среды к субъекту, а благодаря аккомодации происходит перестройка, модификация имеющихся схем и возникновение новых, усвоенных понятий. Характер взаимоотношений между этими механизмами обусловливает качественное содержание умственной деятельности человека. Собственно логическое мышление как высшая форма познавательного развития есть результат гармонического синтеза между ними. На ранних стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между ассимиляцией и аккомодацией. Развитие интеллекта – это процесс вызревания операциональных структур (понятий), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка на фоне проявления этих двух основных механизмов.

Согласно Пиаже, процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов, в рамках которых происходит зарождение и становление трех основных структур (видов интеллекта). Первая из них – это сенсомоторный интеллект.

Период сенсомоторного интеллекта (0-2 года). В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. Реально для него лишь то, что дано ему через его ощущения. Он смотрит, слушает, трогает, нюхает, пробует на вкус, кричит, ударяет, мнет, сгибает, бросает, толкает, тянет, сыплет, совершает иные сенсорные и моторные действия. На этой стадии развития ведущая роль принадлежит непосредственным ощущениям и восприятию ребенка. Его знание об окружающем мире складывается на их основе. Поэтому для этой стадии характерно становление и развитие чувствительных и двигательных структур – сенсорных и моторных способностей. Исходными или первичными схемами действий, позволяющими новорожденному устанавливать равновесие в первые часы и дни его жизни, по мнению Пиаже, являются рефлексы новорожденного, с которыми он появляется на свет и которые позволяют целесообразно действовать в ограниченном числе ситуаций.

Но поскольку рефлексов мало, ребенок вынужден их изменять и формировать на этой основе новые, более сложные схемы.

Интеллектуальное развитие в течение двух первых лет жизни идет от безусловных рефлексов к условным, их тренировке и выработке навыков, установлению между ними координированных взаимоотношений, что дает ребенку возможность экспериментировать, то есть совершать действия по типу проб и ошибок. При этом малыш начинает предвосхищать развитие новой ситуации, что, вкупе с имеющимся интеллектуальным потенциалом, создает основу для символического, или допонятий-ного, интеллекта.

Период конкретных операций (2-11/12 лет). В этом возрасте происходит постепенная интериоризация схем действий и превращение их в операции, которые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, измерять и т. д. Если в период развития сенсомоторного интеллекта основными средствами умственной деятельности ребенка были предметные действия, то в рассматриваемом периоде ими являются операции. Принципиальное отличие состоит в том, что рождение операции – это предпосылка становления собственно логического мышления человека.

Если мышление ребенка на стадии сенсомоторного интеллекта предстает в виде системы обратимых действий, выполняемых материально и последовательно, то на стадии конкретных операций оно представляет систему операций, выполняемых в уме, но с обязательной опорой на внешние наглядные данные.

Центральными характеристиками умственной деятельности ребенка в этот период его познавательного развития являются эгоцентризм мышления ребенка и представление о сохранении. Эгоцентризм мышления обусловливает такие особенности детского мышления, как синкретизм, неумение сосредоточиваться на изменениях объекта, необратимость мышления, трансдущия (от частного к частному), нечувствительность к противоречию, совокупное действие которых препятствует формированию логического мышления.

Появление у ребенка представления о сохранении – это условие возникновения обратимости мышления.

Именно поэтому, эгоцентризм, представление о сохранении и обратимость мышления являются диагностическими признаками интеллектуального развития ребенка.

Внутри этого периода Пиаже выделил дооперациональную стадию, которая характеризует интуитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до 6/7 лет, и стадию конкретных операций (6/7-11/12 лет).

В рамках дооперациональной стадии формируются образно-символические схемы, основанные на произвольном сочетании любых непосредственных впечатлений типа «луна ярко светит, потому что она круглая». Это высказывание 4-летнего ребенка многое объясняет в его интеллектуальном развитии. Ребенок в этом возрасте активно опирается на представления о предметах. Отсутствие собственно операций побуждает ребенка устанавливать связи между объектами не на основе логического рассуждения, а интуитивно. Качественное своеобразие мышления дошкольника составляет эгоцентризм – центральная особенность мышления, скрытая умственная позиция ребенка.

Суть ее состоит в том, что ребенок видит предметы такими, какими их дает ему его непосредственное восприятие. Например, он думает, что луна следует за ним во время прогулки: останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает. Очевидно, что ребенок рассматривает окружающий его мир со своей точки зрения, не осознавая ее. Его точка зрения абсолютна. Он – центр вселенной, и все вращается вокруг него, как планеты вокруг Солнца. Окружающий его мир неотделим от «Я» ребенка, являясь его продолжением. Эгоцентризм означает отсутствие у ребенка осознания собственной субъектности, а с нею и отсутствие объективной меры вещей. Это является причиной того, что ребенок в этом возрасте не понимает, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, отличные от его собственных. Он не понимает, что возможно существование разных точек зрения на один и тот же предмет. Поэтому он не в состоянии взглянуть на объект с позиции другого человека.

В свете эгоцентризма протекает вся умственная деятельность дошкольника. Эгоцентризм заставляет ребенка фокусировать внимание только на какой-то одной стороне события, явления или предмета и потому выступает тормозом на пути установления логических связей. Примером этого эффекта являются хорошо известные опыты Пиаже. Если на глазах ребенка налить поровну воды в два одинаковых стакана, то ребенок подтвердит равенство объемов. Но если вы в его присутствии перельете воду из одного стакана в другой, более узкий, то ребенок уверенно вам скажет, что в узком стакане воды стало больше.

Вариаций подобных опытов множество, но все они демонстрировали одно и то же – неумение ребенка сосредоточиться на изменениях объекта. Последнее означает, что малыш хорошо фиксирует в памяти лишь устойчивые ситуации, но при этом от него ускользает процесс преобразования. В случае со стаканами ребенок видит лишь результат – два одинаковых стакана с водой в начале и два различных стакана с той же водой в конце, но он не в состоянии уловить момент изменения.

Другой эффект эгоцентризма состоит в необратимости мышления, т. е. неспособности ребенка мысленно возвратиться к исходному пункту своих рассуждений. Именно необратимость мышления не позволяет нашему малышу проследить ход собственных рассуждений и, вернувшись к их началу, вообразить стаканы в исходном положении. Отсутствие обратимости – это прямое проявление эгоцентричности мышления ребенка.

Стадия конкретных операций (6/7-11/12 лет) возникает, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта (например, его форма и количество вещества в нем) не зависят друг от друга (форма стаканов не влияет на количество воды в них). Очевидно, что мышление ребенка при этом уже не определяется только возможностями восприятия, как это было в дошкольном возрасте.

Одной из центральных характеристик познавательного развития детей в этом возрасте является появление у них представления о сохранении. Ослабление эгоцентризма мышления, переход от него к объективной оценке вещей способствует возникновению представлений о сохранении количества (вещества, энергии и т. д.). Понятие сохранения появляется, как только ребенок начинает понимать необходимость логической последовательности операций. До тех пор пока мышление опирается на непосредственный, чувственный опыт действий с предметами, в нем нет нужды. Появление сохранения – важная ступень в познавательном развитии, поскольку оно способствует обратимости мышления. Обратимость, характеризующая способность ребенка менять направление мысли, умение мысленно вернуться к первичным, исходным данным, позволяет ребенку удерживать в памяти первоначальные данные о количестве жидкости, длине и площади, массе, весе и объеме. Представление о сохранении и обратимость мышления – это необходимые условия для классификации, группировки предметов, явлений и событий. Дошкольнику недоступны такие понятия, как «класс» и «подкласс», он не в состоянии вычленить подкласс из целого, так как для этого требуется одновременное сосредоточение сразу на двух признаках. Появившееся у младшего школьника представление о сохранении и обратимость предоставляют такую возможность. Наконец, благодаря обратимости ребенок начинает понимать, что сложение – это действие, противоположное вычитанию, а умножение – делению. Поэтому школьники способны проверять правильность решения задачи на вычитание сложением, а на деление – умножением.

Процесс интеллектуального развития завершается периодом формальных операций.

Проблема развития психики в зарубежной психологии (Ж.Пиаже, Э.Эриксон, З.Фрейд и др.).

Теория детского мышления Пиаже строилась на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. Также он развивал идею о том, что мышление ребенка не может быть выведено только из врожденных психобиологических факторов и из влияний физической среды, но должно быть также выведено из тех отношений, которые устанавливаются между ребенком и окружающей его социальной средой.

Пиаже говорил, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде, что этапы психического развития — это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребёнок в формировании всё более адекватной схемы ситуации. Основой этой является логическое мышление. Процесс развития мышления — это процесс экстериоризации, т.е. мышление появляется как аутистическое, внутреннее, а затем, пройдя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентризмом. Эгоцентризм как основная особенность детского мышления состоит в суждении о мире исключительно со своей непосредственной точки зрения и в неумении учесть чужую. Эгоцентризм рассматривается Пиаже как разновидность неосознанной систематической иллюзии познания, как скрытая умственная позиция ребенка. Пиаже рассматривает эгоцентризм как корень, как основание всех других особенностей детского мышления. Он не подается непосредственному наблюдению и выражается через другие феномены. Среди них — доминирующие черты детского мышления: реализм, анимизм, артификализм. В последствии эгоцентризм преодолевается благодаря процессу социализации.

Психическое развитие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные операции — внешние, сенсомоторные, впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные. Пиаже также открывает главное свойство этих операций – их обратимость.

Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры — системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций — системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально — логических операций.

Пиаже создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив следующие периоды:

  1. Сенсомоторный интеллект (от рождения до 2 лет). Это стадия, на которой ребенок, наделенный изначально только рефлексами, постепенно связывает воедино разрозненные восприятия и действия. Критерий появления интеллекта – использование ребенком определенных действий в качестве средства для достижения цели;
  2. Период «конкретных» операций (репрезентативный) (до 12 лет), куда в качестве подпериода включена стадия дооперационального интеллекта (до 6 – 7 лет):
    1. Cтадия дооперационального мышления (2-7 лет). На этой стадии сначала происходит развитие символических функций у детей 2-4 лет: символической игры, где один предмет может заменять другой (кубик может быть машиной, паровозиком и т.п.), ребенок может действовать понарошку (как бы), происходит развитие речи как символической функции, где слово, заменяет отсутствующие объекты, события, действия.
    2. Стадия конкретных операций (7-11 лет) способен к логическим умозаключениям, однако при условии конкретности условий задачи. Это начальный этап интериоризации действий, развитие символического мышления, формирования семиотических функций( язык, умственный образ). Переход к конкретно — операциональному мышлению перестраивает все психические процессы, моральные суждения и способность к сотрудничеству с другими людьми.
  3. Формально – операциональный интеллект (примерно до 15 лет). Формально — операциональные структуры проявляются в способности ребенка рассуждать гипотетически и независимо от содержания предметной области, без конкретной опоры. Дети способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции. У подростка появляется способность понимать и строить теории, приобщаться к мировоззрению взрослых, выходя за пределы своего непосредственного опыта.

В книге «Детство и общество» (1963г.) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти стадии являются результатом развертывающегося генетического «плана личности».

  1. Младенчество (орально – сенсорная): базальное доверие / базальное недоверие. Кризис первого года связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка. Главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.
  2. Раннее детство (мышечно-анальная): автономия / стыд и сомнение. Охватывает второй и третий год жизни и совпадает с анальной стадией Фрейда. В этот период считает Эриксон у ребенка развивается чувство автономности на основе овладения моторными навыками, психическими способностями, навыками чистоплотности. Если родители оказывают поддержку ребенку, не торопят его, не ругают за просчеты, то кризис протекает с положительным итогом своей самостоятельности.
  3. Возраст игры (локомоторно-генитальная): инициативность / вина. В дошкольном периоде, который Эриксон назвал «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Ребенок на этой стадии осваивает многие сложные психомоторные навыки (езда на велосипеде, лыжах, коньках), он придумывает игры, способен занять себя и даже быть помощником. Социальный параметр этой стадии развивается между чувством инициативы на одном полюсе и чувством вины на другом.
  4. Школьный возраст (латентная): трудолюбие / неполноценность. Это период обучения в школе, когда у ребенка особенно актуализированы познавательные способности и он осваивает знания и навыки данного социума. Взрослые, поощряя тягу ребенка к освоению нового, к достижению результатов поддерживают в нем чувство трудолюбия.
  5. Юность (кризис подросткового возраста): эго-идентичность / ролевое смешение. Идентификация Я означает обретение подростком своей индивидуальной тождественности. Подросток приобретает представления о себе в связи со своим прошлым, настоящим и будущем. Я – как индивидуальность. На этой стадии родители играют только косвенную роль. Кризис подросткового возраста есть результат всех предыдущих.
  6. Молодость: достижение близости / изоляция. Проходят молодые люди 20-25 лет. Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость, а способность близости своего Я. Такое обретение себя в другом человеке может быть при построении семьи или в дружбе. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда его уделом становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.
  7. Зрелость: продуктивность / инертность. Относится к возрасту 26 — 64 года. Основная проблема этой стадии — это выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность связана с заботой о будущем поколении, о понимании общечеловеческого контекста не только собственной жизни, но и жизни своих детей. Так, на этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью на другом.
  8. Старость: целостность эго / отчаяние. Относится к возрасту от 65 лет до смерти человека. Эриксон считал, что для этой стадии характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго. Чувство интеграции Я проистекает из способности человека получить удовлетворение от прожитого, принятия себя со всеми удачами и промахами в прошлом как единого проявления своей личности. Подобная интеграция рождает мудрость, которая видит свое продолжение в детях или своем творчестве и не страшится смерти.

Теория когнитивного развития Пиаже

Теория когнитивного развития Пиаже

 

Справочные термины из Википедии, свободной энциклопедии

 

Теория когнитивного развития Пиаже представляет собой всеобъемлющую теорию о природе и развитии человеческого интеллекта. Он был разработан швейцарским психологом Жаном Пиаже (1896–1980). Теория имеет дело с природой самого знания и с тем, как люди постепенно приобретают, создают и используют его. Теория Пиаже в основном известна как теория стадий развития.

В 1919 году, работая в Школе-лаборатории Альфреда Бине в Париже, Пиаже «был заинтригован тем фактом, что дети разного возраста допускают разные виды ошибок при решении задач». Его опыт и наблюдения в лаборатории Альфреда Бине положили начало его теории когнитивного развития.

Пиаже считал, что дети не похожи на «маленьких взрослых», которые могут знать меньше; дети просто думают и говорят по-другому. Думая, что дети обладают большими когнитивными способностями, Пиаже выделил четыре различных этапа когнитивного развития, которые он протестировал. В рамках этих четырех этапов ему удалось сгруппировать их по разным возрастам. На каждом этапе он понимал, как детям удалось развить свои познавательные способности. Например, он считал, что дети познают мир через действия, представляя вещи словами, думая логически и используя рассуждения.

Для Пиаже когнитивное развитие было прогрессивной реорганизацией психических процессов в результате биологического созревания и опыта окружающей среды. Он считал, что дети строят понимание окружающего мира, испытывают несоответствия между тем, что они уже знают, и тем, что они обнаруживают в своем окружении, а затем соответствующим образом корректируют свои идеи. Более того, Пиаже утверждал, что когнитивное развитие находится в центре человеческого организма, а язык зависит от знаний и понимания, приобретенных в процессе когнитивного развития. Ранние работы Пиаже получили наибольшее внимание.

Классы, ориентированные на ребенка, и «открытое образование» являются прямым применением взглядов Пиаже. Несмотря на огромный успех, теория Пиаже имеет некоторые ограничения, которые Пиаже признал сам: например, теория поддерживает резкие стадии, а не непрерывное развитие (горизонтальное и вертикальное декаляж).

 

Примечание:   Вышеприведенный текст взят из статьи в Википедии «Теория когнитивного развития Пиаже», опубликованной под лицензией GNU Free Documentation License.

 

Ознакомьтесь с последними новостями Nanowerk:

 

Обнаружено, что оксиды титана значительно повышают эффективность и фотолюминесценцию.

Исследователи разработали дешевый и простой процесс создания наноразмерных структур на поверхности оцинкованной стали, которая обычно используется в автомобильной промышленности, что обеспечило более удобный интерфейс для прикрепления полимеров, полученных литьем под давлением.

Новый путь к созданию прочных и эффективных перовскитных фотоэлектрических элементов в промышленных масштабах был продемонстрирован благодаря первому эффективному использованию ацетата свинца в качестве прекурсора для изготовления солнечных элементов из формамидиния-цезия из перовскита.

Ученые находят способ создавать новые материалы для аккумуляторов, магнитов и микроэлектроники.

Чтобы сделать возможным исследование наночастиц с помощью света, ученые объединяют методы, удостоенные Нобелевской премии, с современными компьютерными процессами.

Физики находят первые доказательства того, что процесс «взрывной фильтрации», наблюдаемый при передаче вирусов, может происходить при развитии сетей наноматериалов.

Для лечения исследователи создали наночастицы, каждая из которых состоит из одной полимерной цепи, с которой они могут связать лекарство.

Новый инструмент для идентификации малых молекул предлагает преимущества для диагностики, разработки лекарств и фундаментальных исследований.

Ученые разработали компьютерный код, позволяющий точно прогнозировать разрушение капель в турбулентных потоках. Удивительно, но это показывает, что нет момента времени, когда жидкая капля не может разбиться на еще более мелкие капли.

Органические красители со стойкой замедленной флуоресценцией и сверхдлительной фосфоресценцией.

Руководство для учителя по четырем стадиям когнитивного развития Пиаже

В 20 веке считалось, что дети думают так же, как взрослые. Швейцарский психолог Жан Пиаже разработал альтернативную теорию, в которой утверждалось, что сознание детей коренным образом отличается от ума взрослых и что каждый человек проходит четыре стадии когнитивного развития от рождения до подросткового возраста.

Педагоги дошкольного образования могут использовать теорию Пиаже, чтобы понять, как дети учатся на разных этапах своего развития. Эти идеи могут помочь вам разработать учебную программу с учетом того, как дети понимают окружающую их среду на каждом этапе развития.

Что такое теория Пиаже?

Теория Пиаже сосредоточена на том, как дети учатся и постепенно развивают логическое мышление. Его теория утверждает, что понимание детьми окружающего их мира со временем постепенно увеличивается, а их когнитивное развитие происходит в четыре стадии от рождения до подросткового возраста:

  • Стадия 1: Сенсомоторная стадия (от рождения до двух лет)
  • Стадия 2: Предоперационная стадия (от двух до семи лет)
  • Стадия 3: Стадия конкретной эксплуатации (от семи до одиннадцати лет)
  • Стадия 4: формальная рабочая стадия (от двенадцати лет и старше)

Теория когнитивного развития Пиаже предоставляет педагогам дошкольного образования дорожную карту, которую они могут использовать для отслеживания когнитивного развития детей. Теория Пиаже включает вехи, которые дети должны быть в состоянии выполнить на каждом этапе своего развития.

Отслеживая прогресс детей на каждом этапе, педагоги дошкольного образования могут оценить когнитивное развитие своих детей и скорректировать свою учебную программу, чтобы оказать дополнительную поддержку детям, пытающимся достичь определенных этапов когнитивного развития.

Если вы работаете воспитателем, запись ежедневных достижений младенцев имеет решающее значение для укрепления партнерских отношений между семьей и педагогом, укрепления доверия и поддержки семей, ухаживающих за своими младенцами дома. Загрузите бесплатную копию нашего шаблона ежедневного отчета о младенцах, чтобы информировать семьи об успехах их младенцев.

 

Четыре стадии теории когнитивного развития Пиаже

Стадии когнитивного развития Пиаже примерно коррелируют с периодами детского возраста. Пиаже считал, что стадии развития всегда происходят в одном и том же порядке, и ни одна стадия никогда не пропускается. Каждый этап основывается на этапах, предшествующих ему.

Сенсомоторная стадия (от рождения до двух лет)

Первой стадией теории когнитивного развития Пиаже является сенсомоторная стадия. Эта стадия длится от рождения до достижения ребенком двухлетнего возраста. На этом этапе дети полагаются на свои чувства, чтобы познавать мир. Основная цель сенсомоторной стадии состоит в том, чтобы дети развивали постоянство объекта.

Источник

Основные характеристики и изменения в развитии сенсомоторной стадии:

  • Дети узнают что-то о себе и своем окружении, видя, касаясь, сосут и чувствуя
  • Дети изучают понятие причины и следствия
  • Дети осознают, что они отделены от окружающих их людей и предметов
  • Дети учатся постоянству объектов (вещи продолжают существовать, даже если их нельзя увидеть)

 

Сенсомоторная стадия состоит из шести подстадий:

  • Рефлекторные акты:  В течение первого месяца жизни у младенцев развиваются рефлекторные действия, такие как сосание и хватание. Эти инстинктивные действия помогают младенцам выжить, и со временем они должны постепенно исчезать по мере того, как ребенок взрослеет и приобретает больший контроль над своими мышцами.
  • Первичные циркулярные реакции:  В течение первых четырех месяцев жизни младенцы начинают намеренно шевелить пальцами, брыкаться ногами и сосать большие пальцы.
  • Вторичные круговые реакции:  В возрасте от четырех до восьми месяцев младенец начинает взаимодействовать с внешним миром и выполнять действия с объектами, которые доставляют ему удовольствие, например, постоянно трясти погремушкой, чтобы услышать издаваемый ею звук.
  • Согласование вторичных схем:  В возрасте от восьми месяцев до года младенцы начинают проявлять интерес к объектам и использовать полученные знания для достижения своих целей. Например, они могут переместить объект, стоящий на пути объекта, который им нужен.
  • Третичные круговые реакции:  В возрасте от 12 до 18 месяцев маленькие дети начинают исследовать мир методом проб, ошибок и экспериментов. Например, они могут создавать беспорядок, разбирая вещи и собирая их снова и снова в стремлении узнать, что происходит каждый раз.
  • Символическая мысль: На последней подстадии, в возрасте от 18 месяцев до двух лет, обычно начинается игра с воображением, и словарный запас маленьких детей значительно развивается. Они могут задавать короткие вопросы и делать просьбы одним или двумя словами. На этом этапе они также начинают понимать, что символы могут представлять объекты, и осознают, что объекты продолжают существовать, даже если их не видно.

Дооперациональная стадия (от двух до семи лет)

Второй стадией теории когнитивного развития Пиаже является дооперациональная стадия. Эта стадия длится от двух до семи лет. На дооперационном этапе у детей развивается речь и абстрактное мышление. Однако на данном этапе они еще не начали использовать логику для манипулирования информацией. К концу дооперационного этапа дети могут использовать свое воображение и играть в притворство.

Источник

Основные характеристики и изменения в развитии дооперационной стадии:

  • Дети не могут видеть ситуацию с точки зрения другого человека.
  • Дети с трудом думают о нескольких аспектах ситуации одновременно.
  • В пять лет дети начинают понимать консервацию, концепцию, согласно которой количество остается неизменным, даже если вы меняете размер, форму или контейнер, в котором оно находится. 
  • В начале этого этапа дети участвуют в параллельной игре. Они играют вместе с другими детьми, но не взаимодействуют с ними.
  • Как только дети переходят этап параллельной игры, они начинают вовлекать других детей в игры и участвовать в ролевой игре. Воображаемая игра помогает детям закрепить понятия.
  • Дети верят, что люди создают определенные аспекты окружающей среды, такие как облака и дождь.
  • Дети не могут обратить направление последовательности событий в исходную точку.

Предоперационный этап состоит из двух подэтапов:

  • Символьная функция:  Символическое мышление детей улучшается в возрасте от двух до четырех лет. Они могут мысленно представлять объекты, которых нет, и полагаться на восприятие при решении проблем.
  • Интуитивное мышление:  В возрасте от четырех до семи лет дети начинают думать интуитивно, а не полагаться на восприятие. Они также задают много вопросов, пытаясь понять окружающий мир.

Стадия конкретной операции (от семи до одиннадцати лет)

Третьей стадией теории когнитивного развития Пиаже является стадия конкретной операции. Эта стадия длится с семи до одиннадцати лет. Дети начинают логически и рационально мыслить о физических объектах на этапе конкретной операции. К концу этапа конкретных операций дети могут использовать индуктивное мышление для решения проблем, связанных с их опытом, но не развили способность решать гипотетические или абстрактные задачи.

Источник

Основные характеристики и изменения в развитии конкретной операционной стадии:

  • Дети могут определять свойства категорий, связывать категории друг с другом и использовать информацию о категориях для решения задач. Они также понимают, что категории могут содержать подкатегории.
  • Дети понимают, что что-то может оставаться неизменным в количестве, даже если его внешний вид меняется. Например, когда воду переливают из высокого стакана в неглубокую тарелку, количество воды не меняется.
  • Дети могут одновременно концентрироваться на многих аспектах ситуации.
  • Дети понимают, что некоторые вещи, которые были изменены, можно вернуть в исходное состояние. Например, воду можно заморозить, чтобы создать лед, а лед можно растопить, чтобы снова создать воду.
  • Дети могут мысленно расположить группу предметов в последовательности, например, расположить предметы от самого высокого к самому низкому или от самого тонкого к самому широкому.
  • Дети могут понять, что у других людей есть свои собственные мысли и уникальные точки зрения, но они могут быть не в состоянии точно угадать, как или что испытывают другие люди.
  • Дети могут следовать инструкциям в несколько шагов.

Формально-операциональная стадия (12 лет и старше)

Заключительной стадией теории когнитивного развития Пиаже является формальная операционная стадия. Эта стадия начинается в возрасте двенадцати лет и продолжается до совершеннолетия. На этапе формальной работы дети начинают мыслить абстрактно и использовать дедуктивные рассуждения для разработки творческих решений проблем.

Источник

Основные характеристики и изменения в развитии стадии формальной эксплуатации:

  • Дети могут разрабатывать решения задач, используя логику и общие принципы.
  • Дети могут систематически подходить к проблемам.
  • Дети могут обдумывать возможные результаты и разрабатывать эффективные логические подходы к решению проблем.
  • Дети могут думать о гипотезах и формулировать различные решения для их решения.

Применение теории Пиаже в дошкольных образовательных учреждениях

Дети, посещающие программы дошкольного образования, находятся на сенсомоторной и дооперационной стадиях когнитивного развития. Вы можете использовать информацию о стадиях когнитивного развития Пиаже для создания уроков и занятий, которые помогут вашим детям пройти через каждую стадию развития.

Младенцы и дети младшего возраста (сенсомоторная стадия)

Дети на сенсомоторной стадии развития полагаются на свои чувства, чтобы познавать мир. Вы можете провести детей через этот этап, разработав программу уроков и занятий, которые задействуют их чувства и помогают им развивать постоянство объекта.

Занятия для детей на сенсомоторной стадии когнитивного развития:

  • Пикабу : Это занятие помогает детям развивать постоянство объекта.
  • Игра с контейнерами : Попросите детей положить предметы в контейнеры и выбросить их. Эта деятельность помогает детям развивать постоянство объекта и поощряет причинно-следственное мышление.
  • Складывание кубиков : это упражнение обеспечивает визуальную и тактильную стимуляцию, помогает детям развивать моторику и поощряет настойчивость, решение проблем и интерактивную игру.

Малыши и дошкольники (дооперационный этап)

Дети на дооперациональном этапе развития начинают использовать абстрактное мышление. Вы можете провести детей через этот этап, разработав программу уроков и занятий, которые поощряют параллельную игру и задействуют их воображение.

Занятия для детей на предоперационной стадии когнитивного развития:

  • Переодевание и ролевая игра : Ролевая игра может помочь детям преодолеть эгоцентризм, позволяя им увидеть мир с точки зрения других людей. Держите под рукой коробку с костюмами, чтобы ваши дети могли наряжаться и притворяться кем-то другим, а также учиться ставить себя на место других людей.
  • Сортировка : Попросите детей рассортировать такие предметы, как пуговицы, игровые фигуры или кубики. Это занятие помогает детям начать развивать логическое мышление. Попросите детей разделить группы похожих предметов на основе их различий, например, по цвету или размеру. Это научит их группировать предметы на основе общих характеристик, а не собирать все вместе, потому что все они относятся к одному типу объектов.
  • Рисование семейных портретов : Попросите детей принести фотографию своей семьи и использовать ее в качестве образца для рисования семейных портретов. Вместе посмотрите на семейную фотографию и обсудите характеристики каждого человека на фотографии, чтобы развить у детей навыки наблюдения.

Чтобы узнать больше о мероприятиях, которые способствуют росту в областях развития, ознакомьтесь с нашим бесплатным списком для вдохновения!

Критика теории Пиаже

Теория когнитивного развития Пиаже подверглась критике:

  • Современные психологи утверждают, что дети достигают вех развития раньше, чем Пиаже изложил в своих стадиях когнитивного развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *