Нейрологические уровни, логические уровни Дилтса
Нейрологические уровни (чаще, для простоты, их называют логические уровни, но это не вполне точно) — концепция Г. Бейтсона и Р. Дилтса. В строении личности предлагается различать уровни:
- Окружение, Что меня окружает? Кем и чем я себя окружаю? Кто я как окружение для других людей?
- Поведение, Что я чаще всего делаю по жизни, каковы мои планы?
- Способности, Что я умею, что умею лучше всего, что я люблю делать?
- Убеждения. Почему я так поступаю? Чем обосновываю причины своих поступков?
- Ценности. Зачем, во имя чего я делаю то или иное? Что для меня самое важное? Каковы мои главные ценности жизни? Hа этом уровне живут, действуют и героический принимают мученическую смерть борцы за веру и за идею всех сортов и оттенков.
- Личностное своеобразие (идентичность). Кто я? В чем главном я отличаюсь от других людей?
- Личная миссия. Куда мне развиваться? Кем я могу быть, развиваясь? Каково мое предназначение? Зачем я тут?
Каждый следующий логический уровень — от миссии к окружению — должен соответствовать предыдущему: например, если заявлена новая способность, то должны быть и действия, ее реализующие и развивающие, и контексты, в которых эти действия будут производиться.
Упражнение на «Нейрологические уровни»
Определите проблему. «Например, некие субъекты регулярно бьют меня по лицу в тёмном переулке». Дальше, оставаясь в контексте проблемы отвечайте на вопросы. Для того, чтобы работать с проблемой было проще, отвечая на вопросы, якорите уровень. Например, разложите 6 бумажек с названиями уровней на столе, и, в то время как работаете с уровнем, кладите руку на соответсвующую ему бумажку. Возможны и другие варианты якорения. Итак уровни и вопросы:
- Окружение. Что меня окружает? Обратите внимание на детали. В приведённом примере, это может тёмный переулок, грязь, слякоть, собственно субъекты… в т.ч. я сам, как один из объектов картины. Отвечаем до тех пор, пока картина не будет достаточно полной. У многих людей такой критерий того, что ответы ещё есть: Рука словно примагничена к бумажке. Когда ответы заканчиваются, рука отлипает и «примагничивается» к следующей.
- Поведение. Что я делаю? Что делают другие люди? Например: я захожу в переулок, субъекты просят у меня сигарету, я отвечаю: «Свои надо иметь», после чего субъекты дают в . .. лицо.
- Способности. А что я вооще могу и умею? Например: Умею смело входить в тёмные переулки и вступать в коммуникацию со всякими подозрительными личностями. Умею хамить…
- Ценности и убеждения. Что в этой ситуации важно? Ценности, обычно описываются одним словом, редко большим количеством слов. Убеждения же объясняют, как наши ценности связаны с другими уровнями. Например с поведением. Например:
- Личностное своеобразие. Кто я? Крутой, хам, свободный человек…
- Миссия/Цель. Зачем я это делаю? Чего я хочу. Что я получу/получаю в результате? Например: Хочу безопасно добраться до дома.
После того, как мы ответили на все вопросы, перемещаясь по нейрологическим уровням «вверх», идём обратно и обращаем внимание, как ответы на вопросы меняются:
- Личностное своеобразие. Кто я? Например: Разумный человек.
- Ценности и убеждения. Что в этой ситуации важно? Например: Важны жизнь, здоровье и хороший внешний вид. Как следствие безопасность.
- Способности. А что я вооще могу и умею? Например: Умею находить освещённую дорогу, и разруливать конфликты, чтобы все участники в результате были живы/здоровы/довольны.
- Поведение. Что я делаю? Что делают другие люди? Например: Я иду по освещённой улице. Если путь лежит через тёмный переулок, ищу освещённый путь. Захожу в переулок только если более безопасного пути нет.
- Окружение. Что меня окружает? Обратите внимание на детали. Я чистый, здоровый, нахожусь на освещённой улице. Вокруг приветливые люди.
Важное замечание: нет задачи каждый раз проходить все уровни. Как правило решение находится на более высоком нейрологическом уровне, чем проблема. Например, отвечая на вопросы по поведению, мы можем увидеть, что проблема лежит на уровне окружения «в тёмном переулке» и сменить окружение с тёмного переулка на «освещённую улицу/двор», просто каждый раз выбирая освещённую дорогу.
Из отчетов студентов Университета практической психологии
Пирамиду Дилса отрабатывала на брате. Он уже три месяца хочет серьезно поговорить с шефом по поводу того, чтобы зарплату ему подняли. Часто говорит об этом дома, ищет яркие аргументы, готов, кажется, уже на все 100, а разговор так до сих пор еще не состоялся. Я выбрала эту ситуацию для пирамиды Дилса потому, что ясно видно было, что где-то у него тут есть «затык», и эта история долго еще может длиться. В пирамиду он не поверил сначала. Весело и шутя начал идти, с удовольствием описывал какие у него отличные коллеги, какой замечательный шеф, что на работе ему комфортно. Бодро рассказывал, как много успевает, как сильно вырос за время работы на этой должности, много говорил о своих способностях и что у него большой потенциал расти еще дальше. «Затык» вылез на верованиях. Тут выяснилось, что он вообще-то верит, что даже та зарплата, что у него сейчас есть, уже выше той, что он заслуживает. Он считает себя просто недостойным получать больше, ведь все достается ему легко, без особых усилий.
В то время, как другие пашут, как он говорит, он просто получает от работы удовольствие. А за удовольствие денег больших не платят.Обратно пришел он с «я» уверенным, знающим себе цену. Взял с собой веру в то, что чтобы так работать как он, многое он уже вложил и сил потратил достаточно. Разрешил себе поверить в то, что большие деньги могут доставаться не только каторжным трудом. Что работать ему можно легко, даже если кому-то это же самое дается гораздо сложнее.
С шефом он поговорил на следующий же день. Теперь ждем ответ шефа! )
Я использовала пирамиду Дилтса во время консультации с подругой на предмет проработки ее цели, а именно создании семьи. Ее ситуация: ей 35 лет, при этом никогда не было семьи, детей тоже нет. Очень хочет создать семью, при этом говорит, что не может встретить для этого подходящего мужчину.
Начав с идеального Я, мы выяснили, чего она хочет: жить в Москве (или не в Москве, все равно), жилье просторное (неважно квартира или дом), 2 детей – мальчик и девочка. В муже видит друга, с которым у нее общие интересы по работе. Она занимается кино, снимает или продюссирует. Муж с хорошим чувством юмора, легкий на подъем, энергичный, спортивный и симпатичный, трудолюбивый. Отношения с мужем – на равных, взаимопомощь и взаимоподдержка, всегда можем договориться.
Кто Я сейчас? Ощущение того, что я неудачник, теряю время, но ничего не нахожу. Для создания семьи я готова, есть опыт общения с детьми. Хочу воспитывать своих детей с терпением, пониманием и любовью, радостно и спокойно. (Не как моя мама, с нервами, срывами).
Окружение: выяснили, что в мире должен существовать такой мужчина, о котором мечтает подруга, есть также и жилье, о котором она говорит.
Поведение: поведение соответствует той цели, которую ставит моя подруга. Считает себя человеком взрослым, умеет быть гибкой и соблюдать договоренности, готова научиться хорошо готовить, готова помогать мужу, если помощь необходима. Поддерживает себя в порядке, и вокруг нее чисто и уютно.
Способности и возможности: считает себя способной добиться того, о чем говорим. Считает себя интеллектуально развитой, здоровой, думает, что будет хорошей матерью.
Убеждения и верования: полностью совпадают с целью. Она стремится к созданию семьи, есть хорошие семейные картинки.
Ценности: Результат чрезвычайно важен, готова вкладываться в достижение цели по полной. Сейчас основная ценность – работа, саморазвитие (но это пока нет семьи).
Я еще раз описала образ идеального Я, воспроизведенное с ее слов и затем совместили образ Идеального Я и Я.
Теперь в образе Я она почувствовала себя счастливой, сильной, спокойной, уверенной. Исчезло ощущение неудачника по жизни.
Ценности: семья занимает 1 место в списке ценностей.
Убеждения и верования: смены убеждений не произошло, семья, как и прежде, действительно важна.
Способности и возможности: появились новые способности и возможности – с семьей все получается, есть уверенность в себе, рождаются разные творческие идеи, которыми я делюсь с мужем и детьми. И все, что я делаю, хорошо и качественно, меня уважают за то, что я делаю, а я чувствую радость.
Поведение: стала более женственна, отпала защитная реакция (все делаю только сама!), показная самоуверенность, появилась расслабленность, потому что есть тыл, на который можно опереться.
Окружение: еще раз описали все из идеального Я моей подруги с учетом изменившихся ценностей, способностей, возможностей и поведения. Сохранили этот образ.
Техника очень понравилась подруге, т.к. она ярко воссоздала образ Идеального Я в своем воображении.
Уровни Дилса – это вообще чудо какое-то! Просто безотказная техника.
Во-первых, я чувствую результат на себе, так как мы с напарником отрабатывали это на тему “Успешный и нужный тренер”.
Во-вторых, опишу два примера того, как я сделала это с двумя людьми.
Пример с Романом. У Романа было желание зафиксировать состояние бодрости и драйва, с которым он пришел. Ему редко удавалось входить в такое состояние, и, как правило, оно довольно быстро уходило, буквально через несколько дней.
После того, как он прошел по всем уровням и встал на уровень «Идеального Я», человека словно подменили, он вошел в состояние небывалой уверенности, чувствовал, что перед ним открыты все двери, что он творец. Ему хотелось действовать немедленно и не терять ни минуты! Это дорого стоит.
Анна сидела перед ноутбуком, я попросила ее закрыть глаза. И упражнение от начала до конца она делала именно с закрытыми глазами. В итоге вы бы слышали ее голос! Он преобразился до неузнаваемости! Он стал мягок и спокоен, речь томной и размеренной, а не как раньше – тараторила на повышенных тонах. Она не могла поверить в то, что с ней происходило, такое состояние она почувствовала в первые за 40 лет! Так же она сказала, что в самом конце чуть не потеряла сознание. С чем это связано, не знаю. Но результат на лицо! Передо мной сидел новый человек – полный счастья, покоя, умиротворения. Она и так с большим уважением ко мне относилась, теперь вообще супер гуру меня считает )))))
Пирамида Дилтса в примерах — Как решить любую проблему
В трудной ситуации думаешь: «Вот бы было какое-то универсальное уравнение, как в математике. Подставил свои данные и получил решение». На самом деле, хоть психология и не точная наука, в ней есть подобная формула — пирамида Дилтса (The Dilts Pyramid). Узнаем, как решить проблему любой сложности и кратко разберем неврологические уровни анализа.
Пирамида Дилтса, или пирамида логических уровней — это техника из НЛП (нейролингвистического программирования). Автор техники — Роберт Дилтс. Суть метода — анализ проблемной ситуации по конкретным уровням (вопросам).
Говоря простыми словами, пирамида Дилтса — это техника для быстрого самоанализа. Помогает разобраться в мыслях, найти выход из трудной жизненной ситуации. Ее часто используют в коучинге на сессиях или вне их как инструмент самопомощи.
Пирамида Дилтса — это немного измененный вариант пирамиды Б. Рассела.
Считаю важным отметить, что НЛП популярно, но не нашло научного подтверждения и признания. Исследователи не раз пытались экспериментально проверить эффективность НЛП, но пока это не удалось. Например, в 2009 году исследование провел австралийский психолог Гарет Родерик–Дэвис, а в 2012 году это делали психологи из Великобритании, чье исследование опубликовано в «Британском журнале общей практики».
Однако в НЛП встречаются и вполне работающие, обоснованные с точки зрения научной психологии, приемы. Один из них — пирамида Дилтса.
Уровни пирамиды Дилтса
Как пользоваться техникой: уровни пирамиды — вопросы, которые вам предстоит задать себе. Двигайтесь последовательно от основания к верхушке логической пирамиды Дилтса. Первый вопрос — основание, последний — верхушка. Всего их шесть, кратко разберем каждый.
Уровень 1. Кто, что, где?
Или: что у меня есть?
Ваше окружение и то, в чем вы «варитесь». Место жительства и его особенности, специфика рабочего места и атмосфера на работе. Психологический климат и условия в доме. Друзья, родственники, знакомые, вещи. Всё и все из того, что рядом с вами постоянно.
Чтобы ничего не забыть, можно буквально по пунктам расписать: дом, работа, друзья, семья, отдых. Осветите психологический, социальный, материальный, финансовый аспекты. Например, окружение можно расписать по такой табличке со средними показателями:
Возраст | |
---|---|
Семейное положение | |
Интересы | |
Пол | |
Уровень дохода | |
Образование |
Сюда же можно отнести информацию, которая вас окружает. Какая она, из каких источников вы ее получаете.
Вам нужно максимально описать свой быт. Отмечайте все, что придет в голову и все, что хоть как-то может быть связано с проблемой. Но об этом мы еще поговорим, когда будем рассматривать примеры.
Уровень 2. Что?
Чем я занимаюсь? Что я делаю и не делаю для того, чтобы моя жизнь была такой, какая она есть? Какие мои решения, поступки, привычки создали вокруг меня эту жизнь?
Запишите, кем вы работаете, что входит в ваши обязанности на работе и дома. Чем вы занимаетесь в свободное время. Свои увлечения, привычки, типичные формы отдыха.
Также можно проанализировать как вы общаетесь и взаимодействуете с людьми. Например, умете ли предотвращать и разрешать конфликты, отстаивать свои границы и уважать чужие. Как часто помогаете другим, умеете ли сами просить о помощи и принимать ее.
Особенно важно прописать все, что вы делаете в ситуациях, относящихся к проблеме.
Уровень 3. Как я это делаю?
Запишите свои способности, таланты, возможности. Все знания и навыки, которые относятся к рассматриваемой проблеме. И те навыки, которые вы можете приобрести. Можно отдельно зафиксировать «навыки для жизни», «навыки для работы», «навыки для отношений», «навыки для …» (проблема).
Уровень 4. Почему я это делаю?
Или: во что я верю?
Распишите свои ценности и убеждения. Это то, на что вы опираетесь в жизни. То, что задает ее вектор. Например, если вы считаете, что работа не может приносить удовольствие, то вы даже не попытаетесь найти СВОЕ дело.
Сюда же можно добавить все, во что вы верите. Например: «Я верю в справедливость», «Добро всегда побеждает зло», «Безвыходных ситуаций не бывает» и прочее.
Если затрудняетесь с определением ценностей ответьте на вопросы:
- Что мне больше всего нравится в людях? Что мне категорически не нравится в людях?
- Когда я был по-настоящему счастлив? Кто или что окружало меня тогда?
- Что заставляет меня гордится собой? Или что в целом я считаю поводом для гордости?
- Если бы мне осталось жить один день, то как бы я провел его? А если бы была неделя, месяц?
Ответы помогут увидеть самое главное для вас в жизни. Пример ответов:
- Ценю честность.
- В прошлый выходной мы с семьей гуляли в парке.
- Самореализация, занятие любимым делом.
- Постарался бы связаться со всеми людьми, кому хочу что-то сказать или попросить прощения. Остатки дня провел бы с семьей.
Видите, как подсвечиваются ценности, как работает пирамида логических уровней? Здесь на первый план вышла семья, честность, самореализация, человечность.
Убеждения — это ваши представления о том, как надо и не надо жить, что такое хорошо и что такое плохое. Понаблюдайте за собой в течение 1-2 недели и вы поймете, что это для вас. Обращайте особое внимание на такие фразы и слова:
- «это неправильно / правильно»;
- «надо / не надо»;
- «должен / не должен»;
- «это недостойное / достойное поведение» и подобные.
Примеры убеждений: «Другого бить нельзя, но уметь постоять за себя нужно», «Успех в большей степени зависит от упорства, а не от талантов».
Помните, что убеждения бывают и негативными. А если вы оказались в неприятной ситуации, то вполне может быть, что есть какое-то деструктивное убеждение. Вроде этих: «Я не достойна любви», «Я глупый, мне не достичь успеха», «В 40 лет поздно менять профессию», «Пусть и пьющий муж, но зато полная семья». Постарайтесь отследить и подобные убеждения.
Уровень 5. Кто я?
Запишите все, что придет в голову. Например: женщина, дочь, мама, сестра, менеджер, друг, спортсмен и т.д. Постарайтесь вспомнить максимум групп, с которыми вы себя идентифицируете.
Для подсказки оставлю основные виды идентичности:
- гендерная, половая и сексуальная;
- этническая и национальная;
- профессиональная;
- культурная и субкультурная.
И напомню об уровнях идентичности: общечеловеческий — вы как представитель человеческого рода, групповой — вы как участник сообществ и групп, индивидуальный — вы как уникальная и неповторимая личность.
Уровень 6. Зачем все это?
Или: для чего / ради чего я живу?
Ваша жизненная миссия, нематериальная главная цель, смысл всей жизни. Чем бы вы стали заниматься, если бы вам больше никогда не нужно было работать? Если бы вы могли всё, то что бы делали для других, общества, мира? Что вы можете дать обществу?
Как пользоваться пирамидой Дилтса
С помощью пирамиды Дилтса можно понять и изменить модель жизни. Но, согласно теории автора, проблему нельзя решить на том уровне, на котором она проявила себя (где вы заметили ее). Для решения нужно подняться на уровень выше, изменить что-то на нем. Также иногда помогает проработка предыдущих уровней.
Как работать с пирамидой мышления Дилтса:
- Как можно подробнее опишите свою проблему, но в итоге сформулируйте ее в одно предложение.
- Определите к какому уровню она относится.
- Поднимитесь на уровень выше и поищите решение там. Если не удается, попробуйте подняться еще на уровень или спуститься.
Для максимально полного анализа можно сразу пройтись по всем уровням. Ведь что такое логические уровни? Это разные сферы жизни. В этом техника похожа на другой коучинговый прием — «Колесо жизни» («Колесо баланса»).
Проанализируйте себя и свою жизнь по уровням: окружение, поведение, способности, убеждения и ценности, идентичность, миссия. И вы поймете почему живете так, как живете.
Например, сложно избавиться от привычки отдыхать в алкогольном угаре, если все ваше окружение так отдыхает. Значит, менять нужно не только свои привычки, но и окружение. Сложно идти к цели, если она отвечает не вашим ценностям, а чужим. Или не соответствует вашим способностям, не перекликается с вашими представлениями о себе. Значит, нужно изменить цель или представления о себе.
Примеры использования пирамиды Дилтса
Главный принцип работы: честность с собой. Рассмотрим для примера 3 запроса из разных сфер жизни и общий алгоритм по достижению любой цели.
«Я не могу построить любовные отношения»
Проблема лежит на третьем уровне: не хватает знаний и навыков для построения отношений.
Поднимемся на уровень выше к ценностям и убеждениям. Запишем все, что связано со сферой отношений. Представим, что проблему разбирает девушка и у нее такие ценности и убеждения: «Мужчина должен обеспечивать меня», «Я ценю в мужчинах деньги», «Для меня важны материальные блага».
Спустимся на уровень ниже к «Что я делаю?» и окружению. Как девушка пытается строить отношения? Где и как она знакомится с мужчинами? Как преподносит себя? Есть ли в окружении мужчины, которые соответствуют ее ценностям и убеждениям? Каждый ответ может натолкнуть на решение проблемы. Например: оказывается, что в окружении девушки нет мужчин, которые соответствуют ее представлениям. Что же тогда делать? Подумать, где можно встретить такого мужчину и идти туда.
Но! Эту же ситуацию можно рассмотреть иначе. Можно сразу отнести проблему к первому уровню (окружение) и двигаться только вверх. И тогда, например, может выясниться, что девушке не хватает навыков самопрезентации и общения с мужчинами. Значит, нужно их развить. При необходимости можно еще поработать над ценностями и убеждениями: возможно, отношения не складывают, потому что мужчины не хотят, чтобы их использовали? Или хотят обмен, но девушка хочет только брать и ничего не может предложить взамен.
Думаю, если первичный запрос «Я не могу построить отношения» конкретизировать, то вектор работы с пирамидой будет понятнее, да и процесс пойдет быстрее. Поэтому важно максимально конкретно назвать проблему. Например, вспомнить, какой конкретно барьер возникает. Когда и почему отношения заканчиваются: еще до знакомства, на его этапе, через какое-то время, после каких-то слов или событий и т. д.
«Я ненавижу свою работу, но не могу уволиться — ипотека, дети»
Думаю, эту проблему можно отнести ко второму уровню «Что я делаю?» (поведение). Как можно провести анализ проблемы и найти ее решение:
- Заглядываем на третий уровень — опыт, навыки, способности («Как я делаю?»). Исследуем все способности, внешние и внутренние ресурсы. Представим, что здесь ответ не виден.
- Идем выше — «Почему я этим занимаюсь?». Часть ответа уже есть в проблеме: «Потому что мне нужно выплачивать ипотеку и кормить детей». Но, может быть, есть еще что-то? Например, вы работаете на нелюбимой работе, потому что не знаете, чем хотели бы заниматься? А ее выбрали когда-то по настоянию родителей. Оно! Идем дальше.
- Вы знаете, чем бы хотели заниматься? Представим, что наш герой знает: «Хочу быть психологом».
Каким же может быть выход из ситуации? Пока не увольняться, но параллельно учиться на онлайн-курсах по психологии (сейчас это можно сделать, не выходя из дома). Остается найти подходящую программу и выкроить пару часов в день на обучение.
«Я не понимаю зачем живу»
Проблема относится к высшему уровню — «В чем миссия?». Подняться выше не получится, значит, спускаемся вниз. Расписываем идентификацию, ценности, все навыки и опыт, поведение, окружение.
Практическое применение модели логических уровней (пример). Я хороший друг. Люди часто обращаются ко мне за поддержкой или советом, и я ценю это. В то же время я считаю, что это совершенно естественно: если тебя попросили о помощи — помоги. Не понимаю тех, кто отказывает, живет только для себя. Еще я хороший менеджер, меня часто хвалит начальник. Я отлично выполняю свою работу, но мне как будто чего-то не хватает. Меня окружают хорошие люди, но все равно чего-то не хватает. А что, если мне заняться волонтерством? У меня есть для этого время. И, как я уже отметил, у меня получается помогать другим.
Ответ на вопрос «Зачем я живу?» найден: чтобы делать мир лучше, помогать другим. Осталось продумать реализацию этой цели.
«Я хочу…»
Представьте, что вы уже пришли к цели, и из этого состояния ответьте на вопросы:
- Кто и что меня окружает?
- Чем я занимаюсь, и что привело меня к цели?
- Благодаря чему мне удалось достичь цели? Какие навыки, знания, опыт, способности, качества помогли в этом? Может быть, что-то или кто-то извне, а не только внутри.
- Что я почувствовал, когда достиг цели? Как это отразилось на моих ценностях?
- Каким человеком я стал? С чем и кем я себя идентифицирую?
- Достигнув цели, что я привнес в мир?
А теперь посмотрите на уровни как они есть сейчас от высшего к низшему. Что вы там видите, что бы хотели добавить?
Модель из шести взаимосвязанных уровней помогает понять, как достичь цели, какой шаг можно сделать прямо сейчас. И проверить цель на соответствие вашей миссии и ценностям.
Кто такой Роберт Дилтс
Роберт Дилтс — тренер, консультант, эксперт по НЛП и автор более 20 книг. Среди которых:
- «Коучинг с помощью НЛП»,
- «9 принципов НЛП для высокоэффективных людей»,
- «Путешествие героя. Путь открытия себя»,
- «Изменение убеждений с помощью НЛП»,
- «НЛП-2: поколение Next»,
- «Введение в нейролингвистическое программирование. Как понимать людей и как оказывать влияние на людей»,
- «Стратегии гениев. Том 1. Аристотель Шерлок Холмс Уолт Дисней Вольфганг Амадей Моцарт»,
- «Стратегии гениев. Том 2. Альберт Эйнштейн»,
- «Стратегии гениев. Том 3. Зигмунд Фрейд, Леонардо да Винчи, Никола Тесла»,
- «Убеждения и привычки. Как изменить?»,
- «Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП».
Роберт Дилтс начал изучать НЛП с момента зарождения направления (1975 год). Учился у основателей подхода — Джона Гриндера и Ричарда Бендлера. А также у Милтона Эриксона, психиатра и психотерапевта, автора методики гипноза.
Позже Дилтс дополнил НЛП своими авторскими техниками и расширил возможности его применения.
В 2022 году Р. Дилтс продолжает консультировать, писать книги, изучать НЛП. Преподает в своем Университете НЛП. На личном сайте открыто делится своей главной миссией: «Создать мир, к которому люди хотят принадлежать». Там же можно ознакомиться с его статьями, книгами, аудио и видеоматериала, узнать об НЛП от первого лица.
Плюсы и минусы метода
Плюсы: просто, понятно, доступно в любое время и в любом месте, подходит для самостоятельного применения. Не всегда быстро, но зато эффективно. И к тому же это универсальная техника для решения разных проблем из сферы работы, личной жизни, семейных и детско-родительских отношений, карьеры, творческой и профессиональной самореализации, дохода и прочего. Пирамида помогает изменить привычные способы мышления, за счет этого и удается увидеть то, что раньше оставалось незамеченным.
Минус метода: не все проблемы можно решить от и до самостоятельно. Например: девушка не может построить отношения, потому что боится знакомиться с мужчинами. И она не знает, откуда этот страх взялся, как совладать с ним. Здесь может потребоваться помощь психолога.
Также к минусам можно отнести субъективность техники. Бывает сложно анализировать самого себя, свою жизнь. Можно что-то упустить или обмануть себя. А иногда и запутаться, зарыться в проблемах еще больше и превратить самоанализ в самокопание. Если понимаете, что это начало происходить с вами, то обратитесь за помощью. Лучше к коучу или психологу, но можно и к близкому человеку, который хорошо знает вас, кому вы доверяете и к кому готовы прислушаться.
Совет по работе с пирамидой
Если не знаете, к какому уровню отнести проблему, то начните анализировать все от основания к верхушке. Но на каждом уровне выбирайте только то, что связано со сферой проблемы. И даже если покажется, что ответ уже найден, продолжайте анализ.
Распишите уровни, потом взгляните на общую картину.
В этом и суть техники: при помощи вопросов к самому себе можно всесторонне рассмотреть трудную ситуацию.
Уверена, что вы слышали выражения «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты», «Что посеешь, то и пожмешь», «Мы сами создаем свою судьбу» и подобные. Это и пытается донести пирамида неврологических уровней Роберта Дилтса, когда помогает решать проблемы.
Только мы управляем своей жизнью.
Да, если изначально не повезло с окружением, то дальше проблемы могут накапливаться как снежный ком, но все-таки можно найти точку опоры для перемен. Разложи проблему по полочкам и увидишь решение.
логических уровней
- Расширенная модель
- Душа и эго
«Насколько мне известно — а я работал со многими крупными организациями по всему миру — в настоящее время не существует другого инструмента, который делал бы то, что делает ll и ».
Роберт Дилтс
Основатель ll i
Инструмент ll i основан на модели логических уровней, разработанной Робертом Дилтсом.
Ее полное название — модель нейрологических уровней, и она помогает нам понять различные уровни, на которых мы воспринимаем наш мир.
Роберт учился в Калифорнийском университете в Санта-Круз, и именно во время посещения курса Грегори Бейтсона «Экология разума» были посажены семена модели логических уровней.
Модель относится к иерархии уровней процессов внутри отдельного человека или группы. Функция каждого уровня состоит в том, чтобы синтезировать, организовывать и направлять взаимодействия на нижележащих уровнях. Что-то на верхнем уровне может «излучаться» вниз, способствуя изменениям на нижних уровнях. Что-то на нижнем уровне может, но не обязательно, повлиять на верхний уровень.
Модель особенно полезна для понимания изменений для отдельных лиц и организаций. Он обеспечивает мощную основу для принятия решения о том, на каком уровне работать, чтобы добиться необходимых изменений. Другими словами, модель использует системный подход к изменениям, а не одномерный подход.
Жизнь людей в любой системе, да и жизнь самой системы, можно описать и понять на нескольких различных уровнях:
Окружающая среда
Это относится ко всему, что находится за пределами вас, и является состоянием внешнего контекста, в котором люди живут и действуют — , где и , когда происходят наши действия.
Поведение
Это относится к конкретным шагам, предпринятым для реагирования на окружающую среду и достижения желаемого результата. Они включают в себя то, что должно быть сделано и выполнено.
Способности
Это относится к ментальным картам, планам, стратегиям, навыкам и способностям, с помощью которых группы или отдельные лица выбирают и направляют шаги, которые они предпринимают в своей среде. Они направляют как генерируются, выбираются и контролируются шага.
Убеждения и ценности
Они обеспечивают движущие силы, которые поддерживают или препятствуют определенным способностям и поведению. Они относятся к тому, почему выбран определенный путь, и к более глубоким движущим силам действий людей.
Идентичность
Эти факторы являются функцией того, кем человек или группа себя считают. Этот уровень связан с уникальными отличительными характеристиками, которые определяют личность, группу или организацию.
Цель
Это относится к опыту людей вносить свой вклад в более крупную систему, частью которой они являются. Эти факторы включают , для кого или для чего был предпринят определенный шаг или путь.
Изучите расширенную модель
Изучите душу и эго
Логические уровни изменений Бейтсона и Дилтса
Логические уровни изменений: в этой статье дается практическое объяснение логических уровней изменений Джорджа Бейтсона и Роберта Дилтса. В дополнение к тому, что это такое, эта статья также объясняет 6 уровней, практический пример и то, как использовать эту технику на практике. После прочтения вы поймете основы этого инструмента коммуникации. Наслаждайся чтением!
Что такое логические уровни?
Термин «логические уровни» относится к теории, согласно которой некоторые процессы, события и другие явления создаются посредством их взаимосвязей с другими процессами, событиями и явлениями. Логические уровни представлены в виде иерархии.
Грегори Бейтсон сформулировал концепцию логических уровней обучения как механизма в науках о поведении на основе исследований Бертрана Рассела.
Хотите неограниченный доступ без рекламы и шаблоны?
Бейтсон определил четыре основных уровня обучения и изменения, после чего Роберт Дилтс дополнил их до шести: идентичность, ценности и стандарты, возможности, поведение и среда.
Шестой уровень, духовный, определяется как реляционное поле, поскольку оно содержит множественные идентичности, которые могут заставить человека чувствовать себя частью большой системы, выходящей за пределы чьей-либо индивидуальной идентичности.
Роберт Дилтс обнаружил, что обучение на более высоких уровнях иерархии использует больше возможностей мозга, чем обучение на более низких уровнях.
Работа и обучение на более высоких логических уровнях более сложны и трудны, чем работа и обучение на более низких логических уровнях.
Это проявляется, например, в работе тренера или психолога. Напряжение часто возрастает, когда фокус в разговоре перемещается с низкого уровня, например, окружающей среды и поведения, на более высокий логический уровень, такой как идентичность и убеждения.
Роберт Дилтс — автор, консультант, тренер и разработчик в области нейролингвистического программирования (НЛП). НЛП — это модель человеческого поведения, обучения и общения.
Шесть логических уровней, включая примеры
Основная идея логических уровней заключается в том, что каждый уровень имеет прямое отношение к более низкому уровню в иерархии. Изменение на более низком уровне не обязательно меняет уровни выше. Однако изменение на высоком уровне всегда меняет нижние уровни.
Пример: когда меняется личность человека, абсолютно очевидно, что это повлияет на его или ее поведение. С другой стороны, если среда человека меняется, его или ее убеждения и идентичность могут остаться прежними, но они также могут измениться.
Рисунок 1 – 6 логических уровней изменения (Бейтсон и Дилтс)
Окружающая среда
Окружающая среда относится к внешним обстоятельствам, в которых проявляется поведение и в которых люди проявляют активность. В частности, речь идет о времени и географическом местоположении, где произошли изменения.
Человек, действующий с этого уровня, вероятно, объяснит изменение, точно указав, что произошло и кто был вовлечен. Это объяснение может сопровождаться жалобой.
Поведение
Поведение — это то, что люди делают и говорят. Если бы наблюдатель наблюдает за другим человеком, поведением будет то, что наблюдатель увидит, почувствует или услышит, когда наблюдаемый человек выполняет какое-либо действие.
Под поведением понимается действие и реакция человека в определенной среде. На этом уровне человек описывает, что он думал, делал и какой эффект имело это действие в определенной ситуации.
Навыки
Навыки относятся к возможностям, компетенциям, качествам и стратегиям, которые люди могут применять для участия или инициирования изменений.
Это могут быть технические компетенции в своей области, но они также могут относиться к «мягким навыкам», таким как способность адаптироваться к новой, меняющейся ситуации. Это считается уровнем «как». Компетенции и навыки направляют поведение через личную стратегию.
Убеждения
Убеждения, ценности и стандарты поддерживают более высокое чувство личности человека. Этот уровень посвящен «почему». Убеждения и убеждения касаются причин определенного поведения. Согласно логическим уровням, вера и убеждения могут укреплять или подрывать способности и навыки.
Если человек убежден, что плохо рисует, это может подорвать его попытки научиться рисовать. Убеждения касаются того, верит ли кто-то, что что-то возможно, является ли что-то необходимым или ненужным, стимулируется ли мотивация.
Идентичность
Идентичность касается вопроса: «Кто мы?». Это позволяет людям, переживающим перемены, формировать общую идентичность. Разговоры на этом уровне часто касаются личных тем. Что мне нравится? Что мной движет? В чем моя страсть?
Логические уровни описывают уровень идентичности как чувство собственного достоинства; самореализация, с которой человек идентифицирует себя. Отождествление с чем-то или кем-то может осуществляться разными способами: работа, брак, религия и т. д.
Миссия или цель (духовность)
Этот уровень из теории логических уровней касается более глубоко укоренившегося вопроса: «что для чего мы здесь?» Этот уровень также можно назвать духовным, имея в виду большую систему, частью которой мы можем быть. Это может вызвать множество фундаментальных вопросов, особенно у молодых людей.
Эта часть не всегда включается в логические уровни, потому что она выходит за рамки личности. Некоторые будут использовать термин «мудрость» для обозначения этого уровня, другие полностью его исключат. Суть этого уровня в том, что он использует мотивацию людей для поддержки изменений.
Пример логических уровней
Мы используем пример для поддержки теории логических уровней. Допустим, у Джереми часто возникают проблемы на работе. Это не в первый раз, и в очередной раз Джереми решает сменить работодателя. Он принимает опрометчивое решение покинуть свое окружение, первый логический уровень.
Однако у своего следующего работодателя Джереми вскоре оказывается в такой же ситуации. Но на этот раз он начинает задаваться вопросом, может ли он что-то изменить в своем поведении, второй уровень. Возможно, ему следует изменить свое поведение по отношению к другим, так как он постоянно оказывается в одной и той же ситуации.
Если Джереми не знает, как предотвратить такие ситуации, возможно, ему следует изучить новый навык на третьем уровне. Лучший способ справляться с конфликтами, возможно, более напористый стиль общения.
Однако это непросто. Изменения на более высоких уровнях всегда требуют больших усилий, так как фундаментальные вещи должны измениться. Джереми должен избавиться от убеждения, что его поведение может быть не лучшим.
Когда эти убеждения согласуются с его личностью, ему, возможно, придется подумать о том, кто он такой, чтобы прийти к долгосрочному решению. Если он не может это сделать, изменения на таком уровне сложны, и ему следует подумать, что еще важнее для него, чем он сам.
Духовность, миссия или цель в его жизни могут заставить его осознать, что не так, и как он может изменить ситуацию, изменившись.
Применение шести логических уровней на практике
Развитие навыков использования логических уровней способствует развитию разнообразных межличностных качеств. Это добавляет точности и глубины как стилю общения, так и пониманию других людей.
Теория логических уровней предоставляет пользователю структурированный способ понять, что происходит в системе, такой как человеческая личность, партнерство или другие отношения, команда, отдел или даже вся организация.
На каком уровне функционирует тот или иной человек, можно определить по используемому им языку. Когда человек продолжает работать на одном уровне, проблема или ситуация может легко оказаться неразрешимой.
Однако, если уровень меняется, проблема также меняется и внезапно рассматривается с разных точек зрения. Изменив язык и подняв его на более высокий уровень, проблема изменится, и появится новая перспектива.
Попробуйте нас бесплатно и получите неограниченный доступ к более чем 1000 статей!
Теперь ваша очередь
Что вы думаете? Узнаете объяснение Шести Логических Уровней? Как вы считаете, какие факторы препятствуют переходу с определенного уровня на следующий? Как, по вашему мнению, логические уровни можно применять на практике? Есть ли у вас какие-либо советы или дополнительные комментарии?
Поделитесь своим опытом и знаниями в поле для комментариев ниже.
Дополнительная информация
- Салливан, В. , Салливан, Р., и Баффтон, Б. (2001). Согласование индивидуальных и организационных ценностей для поддержки изменений . Журнал управления изменениями, 2(3), 247-254.
- Този, П., и Мэтисон, Дж. (2003). Нейролингвистическое программирование и теория обучения: ответ . Учебный журнал, 14 (3), 371–388.
Как цитировать эту статью:
Janse, B. (2019). Логические уровни (Бейтсон и Дилтс) . Получено [указать дату] с сайта Toolshero: https://www.toolshero.com/communication-methods/logical-levels/
Дата первоначальной публикации: 03.04.2019 | Последнее обновление: 18.04.2023
Добавьте ссылку на эту страницу на свой сайт:
Toolshero: Logical Levels (Bateson & Dilts)
Была ли эта статья интересной для вас?
Ваша оценка более чем приветствуется или поделитесь этой статьей в социальных сетях!
Средняя оценка 4.