Пирамида дилтса модель логических уровней: Пирамида Дилтса: как пользоваться | Модель логических уровней

Нейрологические уровни, логические уровни Дилтса

Нейрологические уровни (чаще, для простоты, их называют логические уровни, но это не вполне точно) — концепция Г. Бейтсона и Р. Дилтса. В строении личности предлагается различать уровни:

  1. Окружение, Что меня окружает? Кем и чем я себя окружаю? Кто я как окружение для других людей?
  2. Поведение, Что я чаще всего делаю по жизни, каковы мои планы?
  3. Способности, Что я умею, что умею лучше всего, что я люблю делать?
  4. Убеждения. Почему я так поступаю? Чем обосновываю причины своих поступков?
  5. Ценности. Зачем, во имя чего я делаю то или иное? Что для меня самое важное? Каковы мои главные ценности жизни? Hа этом уровне живут, действуют и героический принимают мученическую смерть борцы за веру и за идею всех сортов и оттенков.
  6. Личностное своеобразие (идентичность). Кто я? В чем главном я отличаюсь от других людей?
  7. Личная миссия. Куда мне развиваться? Кем я могу быть, развиваясь? Каково мое предназначение? Зачем я тут?

Каждый следующий логический уровень — от миссии к окружению — должен соответствовать предыдущему: например, если заявлена новая способность, то должны быть и действия, ее реализующие и развивающие, и контексты, в которых эти действия будут производиться.

Упражнение на «Нейрологические уровни»

Определите проблему. «Например, некие субъекты регулярно бьют меня по лицу в тёмном переулке». Дальше, оставаясь в контексте проблемы отвечайте на вопросы. Для того, чтобы работать с проблемой было проще, отвечая на вопросы, якорите уровень. Например, разложите 6 бумажек с названиями уровней на столе, и, в то время как работаете с уровнем, кладите руку на соответсвующую ему бумажку. Возможны и другие варианты якорения. Итак уровни и вопросы:

  • Окружение. Что меня окружает? Обратите внимание на детали. В приведённом примере, это может тёмный переулок, грязь, слякоть, собственно субъекты… в т.ч. я сам, как один из объектов картины.
    Отвечаем до тех пор, пока картина не будет достаточно полной. У многих людей такой критерий того, что ответы ещё есть: Рука словно примагничена к бумажке. Когда ответы заканчиваются, рука отлипает и «примагничивается» к следующей.
  • Поведение. Что я делаю? Что делают другие люди? Например: я захожу в переулок, субъекты просят у меня сигарету, я отвечаю: «Свои надо иметь», после чего субъекты дают в . .. лицо.
  • Способности. А что я вооще могу и умею? Например: Умею смело входить в тёмные переулки и вступать в коммуникацию со всякими подозрительными личностями. Умею хамить…
  • Ценности и убеждения. Что в этой ситуации важно? Ценности, обычно описываются одним словом, редко большим количеством слов. Убеждения же объясняют, как наши ценности связаны с другими уровнями. Например с поведением. Например:
    Важна свобода. Важна крутость. А быть крутым, значит хамить.
    Быть свободным, значит игнорировать сигналы опасности
  • Личностное своеобразие. Кто я? Крутой, хам, свободный человек…
  • Миссия/Цель. Зачем я это делаю? Чего я хочу. Что я получу/получаю в результате? Например: Хочу безопасно добраться до дома.

После того, как мы ответили на все вопросы, перемещаясь по нейрологическим уровням «вверх», идём обратно и обращаем внимание, как ответы на вопросы меняются:

  • Личностное своеобразие. Кто я? Например: Разумный человек.
  • Ценности и убеждения. Что в этой ситуации важно? Например: Важны жизнь, здоровье и хороший внешний вид. Как следствие безопасность.
  • Способности. А что я вооще могу и умею? Например: Умею находить освещённую дорогу, и разруливать конфликты, чтобы все участники в результате были живы/здоровы/довольны.
  • Поведение. Что я делаю? Что делают другие люди? Например: Я иду по освещённой улице. Если путь лежит через тёмный переулок, ищу освещённый путь. Захожу в переулок только если более безопасного пути нет.
  • Окружение. Что меня окружает? Обратите внимание на детали. Я чистый, здоровый, нахожусь на освещённой улице. Вокруг приветливые люди.

Важное замечание: нет задачи каждый раз проходить все уровни. Как правило решение находится на более высоком нейрологическом уровне, чем проблема. Например, отвечая на вопросы по поведению, мы можем увидеть, что проблема лежит на уровне окружения «в тёмном переулке» и сменить окружение с тёмного переулка на «освещённую улицу/двор», просто каждый раз выбирая освещённую дорогу.

Из отчетов студентов Университета практической психологии

Пирамиду Дилса отрабатывала на брате. Он уже три месяца хочет серьезно поговорить с шефом по поводу того, чтобы зарплату ему подняли. Часто говорит об этом дома, ищет яркие аргументы, готов, кажется, уже на все 100, а разговор так до сих пор еще не состоялся. Я выбрала эту ситуацию для пирамиды Дилса потому, что ясно видно было, что где-то у него тут есть «затык», и эта история долго еще может длиться. В пирамиду он не поверил сначала. Весело и шутя начал идти, с удовольствием описывал какие у него отличные коллеги, какой замечательный шеф, что на работе ему комфортно. Бодро рассказывал, как много успевает, как сильно вырос за время работы на этой должности, много говорил о своих способностях и что у него большой потенциал расти еще дальше. «Затык» вылез на верованиях. Тут выяснилось, что он вообще-то верит, что даже та зарплата, что у него сейчас есть, уже выше той, что он заслуживает. Он считает себя просто недостойным получать больше, ведь все достается ему легко, без особых усилий.

В то время, как другие пашут, как он говорит, он просто получает от работы удовольствие. А за удовольствие денег больших не платят.

Обратно пришел он с «я» уверенным, знающим себе цену. Взял с собой веру в то, что чтобы так работать как он, многое он уже вложил и сил потратил достаточно. Разрешил себе поверить в то, что большие деньги могут доставаться не только каторжным трудом. Что работать ему можно легко, даже если кому-то это же самое дается гораздо сложнее.

С шефом он поговорил на следующий же день. Теперь ждем ответ шефа! )


Я использовала пирамиду Дилтса во время консультации с подругой на предмет проработки ее цели, а именно создании семьи. Ее ситуация: ей 35 лет, при этом никогда не было семьи, детей тоже нет. Очень хочет создать семью, при этом говорит, что не может встретить для этого подходящего мужчину.

Начав с идеального Я, мы выяснили, чего она хочет: жить в Москве (или не в Москве, все равно), жилье просторное (неважно квартира или дом), 2 детей – мальчик и девочка. В муже видит друга, с которым у нее общие интересы по работе. Она занимается кино, снимает или продюссирует. Муж с хорошим чувством юмора, легкий на подъем, энергичный, спортивный и симпатичный, трудолюбивый. Отношения с мужем – на равных, взаимопомощь и взаимоподдержка, всегда можем договориться.

Кто Я сейчас? Ощущение того, что я неудачник, теряю время, но ничего не нахожу. Для создания семьи я готова, есть опыт общения с детьми. Хочу воспитывать своих детей с терпением, пониманием и любовью, радостно и спокойно. (Не как моя мама, с нервами, срывами).

Окружение: выяснили, что в мире должен существовать такой мужчина, о котором мечтает подруга, есть также и жилье, о котором она говорит.

Поведение: поведение соответствует той цели, которую ставит моя подруга. Считает себя человеком взрослым, умеет быть гибкой и соблюдать договоренности, готова научиться хорошо готовить, готова помогать мужу, если помощь необходима. Поддерживает себя в порядке, и вокруг нее чисто и уютно.

Способности и возможности: считает себя способной добиться того, о чем говорим. Считает себя интеллектуально развитой, здоровой, думает, что будет хорошей матерью.

Убеждения и верования: полностью совпадают с целью. Она стремится к созданию семьи, есть хорошие семейные картинки.

Ценности: Результат чрезвычайно важен, готова вкладываться в достижение цели по полной. Сейчас основная ценность – работа, саморазвитие (но это пока нет семьи).

Я еще раз описала образ идеального Я, воспроизведенное с ее слов и затем совместили образ Идеального Я и Я.

Теперь в образе Я она почувствовала себя счастливой, сильной, спокойной, уверенной. Исчезло ощущение неудачника по жизни.

Ценности: семья занимает 1 место в списке ценностей.

Убеждения и верования: смены убеждений не произошло, семья, как и прежде, действительно важна.

Способности и возможности: появились новые способности и возможности – с семьей все получается, есть уверенность в себе, рождаются разные творческие идеи, которыми я делюсь с мужем и детьми. И все, что я делаю, хорошо и качественно, меня уважают за то, что я делаю, а я чувствую радость.

Поведение: стала более женственна, отпала защитная реакция (все делаю только сама!), показная самоуверенность, появилась расслабленность, потому что есть тыл, на который можно опереться.

Окружение: еще раз описали все из идеального Я моей подруги с учетом изменившихся ценностей, способностей, возможностей и поведения. Сохранили этот образ.

Техника очень понравилась подруге, т.к. она ярко воссоздала образ Идеального Я в своем воображении.


Уровни Дилса – это вообще чудо какое-то! Просто безотказная техника.

Во-первых, я чувствую результат на себе, так как мы с напарником отрабатывали это на тему “Успешный и нужный тренер”.

Во-вторых, опишу два примера того, как я сделала это с двумя людьми.

Пример с Романом. У Романа было желание зафиксировать состояние бодрости и драйва, с которым он пришел. Ему редко удавалось входить в такое состояние, и, как правило, оно довольно быстро уходило, буквально через несколько дней.

После того, как он прошел по всем уровням и встал на уровень «Идеального Я», человека словно подменили, он вошел в состояние небывалой уверенности, чувствовал, что перед ним открыты все двери, что он творец. Ему хотелось действовать немедленно и не терять ни минуты! Это дорого стоит.

И еще пример с Анной. У нас было общение по скайпу. Одна из задач, которая стояла перед энергичной и крайне эмоциональной женщиной – спокойно и мягко, с юмором относиться к негативным ситуациям.

Анна сидела перед ноутбуком, я попросила ее закрыть глаза. И упражнение от начала до конца она делала именно с закрытыми глазами. В итоге вы бы слышали ее голос! Он преобразился до неузнаваемости! Он стал мягок и спокоен, речь томной и размеренной, а не как раньше – тараторила на повышенных тонах. Она не могла поверить в то, что с ней происходило, такое состояние она почувствовала в первые за 40 лет! Так же она сказала, что в самом конце чуть не потеряла сознание. С чем это связано, не знаю. Но результат на лицо! Передо мной сидел новый человек – полный счастья, покоя, умиротворения. Она и так с большим уважением ко мне относилась, теперь вообще супер гуру меня считает )))))

Логическая пирамида Дилтса: как понять свою жизнь

Логическая пирамида Дилтса – это шесть уровней вопросов, каждый из которых позволяет лучше понять ситуацию конкретного человека.

Как известно, никакая проблема не может быть качественно решена на том уровне, на котором она создана. То есть для поиска выхода нам нужно подняться на уровень выше. Именно тогда можно будет понять наилучший сценарий развития событий.

Ситуация похожа на блуждания в лабиринте в поисках света. Почти невозможно отыскать выход без карты или подсказки. Но если подняться выше, то будут видны все входы, выходы и пути.

Вот почему так важно уметь задавать себе вопросы, которые подталкивают к правильным ответам. В обычной жизни мы почти не способны спрашивать себя сами и получать ответы, которые все поменяют. Именно поэтому стоит присмотреться к пирамиде Дилтса.

Пирамида логических уровней Дилтса

  1. Первый уровень отвечает на вопрос «что я имею».

    Это касается всех аспектов жизни: материальных благ, возможностей, семьи. Например, какой у вас сейчас бизнес, сколько вы зарабатываете, какие у вас отношения с родителями, есть ли семья. Этот вопрос затрагивает все аспекты быта и повседневной жизни, материального благополучия и отношений.

  2. Второй уровень пирамиды задает вопрос «что я делаю».

    То есть, вы можете понять что-то относительно своей реальности в том случае, если зададите вопрос о личных действиях. Например, человек жалуется, что у него не хватает денег. Он не может честно признаться себе, что просто мало работает, халтурит и не уделяет время для профессионального развития. Если спросить его в лоб о том, что он делает каждый день, то окажется, что рабочая смена длится всего 4 часа, хотя любой другой человек работает 8 часов.

    Логическая пирамида Дилтса дает понять, что лень не позволяет увеличить доход в 2 раза. Вы тоже можете задать себе вопрос о том, что делаете и что получаете. Когда ответ очевиден, то намного четче приходит понимание того, почему мы имеем то, что имеем. И встает более конкретный вопрос: это жизнь так складывается или мы ее так складываем?

  3. Третий уровень отвечает на вопрос «как я выбираю».

    Третий уровень пирамиды касается стратегии. Модель пирамиды Дилтса позволяет подробно разобрать свои установки и докопаться до причин неудач в жизни.

    Одни предпочитают работать в поте лица, чтобы накопить на жилье или учебу в другой стране. Кто-то выбирает удачно выйти замуж. Человек может сделать ставку на поиск работы или открытие своего дела. Можно выбирать учить языки и заниматься спортом после работы или пить пиво у телевизора.

  4. Четвертый уровень задает вопрос «во что я верю».

    Этот вопрос затрагивает убеждения и ценности. Согласитесь, что невозможно стать предпринимателем, если человек считает себя честным, но убежден, что предприниматели только воруют. Или же абитуриент верит, что место в ВУЗе можно получить только по блату, а потому не нужно даже пытаться сдавать экзамены. На этом уровне раскрываются шаблоны и стереотипы восприятия, которые не дают получить желаемое.

  5. Пятый уровень пирамиды задает вопрос «кто я такой».

    Один уверен, что он гениальный художник и дизайнер, а потому ему по плечу любые выставки, конкурсы, соревнования и показы. Другой считает себя неудачником и бездарной личностью. Самоидентификация – определяющий фактор успеха в жизни.

  6. Шестой уровень пирамиды спрашивает о вашей миссии.

    Этот уровень помогает осознать важность и ценность конкретного человека в масштабах вселенной. Например, японские компании базируются на принципах ценностей и миссии, которая будет актуальной и через 100-200 лет. Ваша жизнь аналогично создана не для того, чтобы пройти впустую, не так ли?

Пирамида логических


уровней Дилтса:
как с ней работать?

Вопросы позволяют шаг за шагом понять то, где у вас происходит подмена понятий, где вы сбились с пути. Они – как воронка, определяющая, на каком уровне вы застряли.

Вначале нужно задать себе честный вопрос о том, что по факту вы имеете. Затем переходим на уровни действий, стратегии, убеждений. Почему-то одним людям все дается просто, а другим — в разы сложнее. Очевидно, что вопрос не в затраченном на работу количестве времени, не в более высоких окладах, а в чем-то принципиально другом.

Пирамида Дилтса: как пользоваться?

Если вы хотите понять, как использовать пирамиду Дилтса для понимания собственной жизни, то сразу приступайте к практическому заданию и ответам на вопросы. Все прояснится само, в зависимости от того, насколько подробно вы будете отвечать на вопросы. Возьмите бумагу и записывайте все ответы, будучи максимально честным с собой.

Модель пирамиды Дилтса выстроена таким образом, что каждый последующий вопрос раскрывает причинно-следственную закономерность. В этом и заключается ценность данной схемы.

Если вы отнесетесь серьезно к постановке вопросов и ответам на них, то сможете довольно быстро и без посторонней помощи провести экспресс-ревизию собственной жизни и того, что имеете.

Читайте по теме Генеральная уборка: наводим порядок в жизни

Не устраивает финансовое обеспечение, отношения с родными или коллегами? Тогда что-то явно не так с вашими действиями. Если действия вроде правильные, но результата все нет, то нужно разобраться со стратегией, убеждениями (и далее по списку вопросов). Учитесь пользоваться пирамидой Дитлса и применяйте полученные ответы в жизни.

Пирамида Дилтса как инструмент коучинга

‹— ПредыдущийСледующий —›

Опубликовано Лиз Гарнетт из Helping You Harmonize в понедельник 4 февраля 2013 г.

:

Мой недавний пост о технологиях самости заставил меня задуматься об иерархической модели «нейрологических уровней» Роберта Дилтса. Я мимоходом упомянул об этом в своем посте о нейролингвистическом программировании еще осенью, как о чем-то, о чем я думал целую вечность. Что ж, время пришло, потому что я думаю, что это предлагает весьма полезный способ осмыслить эти «технологии» с практической точки зрения, а не с теоретического контекста, в котором работал Фуко.0003

Во-первых, что это такое. Пирамида Дилтса — это модель личных изменений. Он состоит из ряда уровней, каждый из которых состоит из нижнего уровня, но также ограничивает его. Таким образом, ваши способности определяют, какое поведение вы можете использовать, но также они формируются из вашего поведения на сегодняшний день. И вы получаете новые возможности, только участвуя в новом поведении.

Теперь, как и многие аспекты НЛП, эта модель подверглась серьезной критике. В частности, мне кажется, что указание на то, что это относится к «нейрологическим» уровням, в лучшем случае недостаточно обосновано. Неврология прошла долгий путь с 19 лет.90 ведь.

Общий ответ в самой литературе по НЛП, по-видимому, состоит в том, чтобы критиковать различные аспекты модели на теоретическом уровне, а затем говорить: но это все еще довольно полезный способ думать об этом. (Примеры таких ответов здесь, здесь и здесь). как люди учатся и как люди меняются.

Я считаю эту модель полезной по двум основным причинам. Во-первых, он предлагает структуру для диагностики того, что кого-то сдерживает. Это просто техника, физическая вредная привычка (поведение) или их убеждения о том, как практиковаться? Или дело в том, что им нравится считать себя хорошими в такого рода вещах, и поэтому эмоционально они не принимают необходимость разучиваться и переучиваться фундаментальным аспектам своего ремесла?

Во-вторых, это напоминает мне, что, хотя обсуждение и объяснение могут быть самыми прямыми путями к тому, что происходит в чьей-то голове, это не является реальным изменением, если оно также не проявляется в поведении. Делать что-то по-другому — это и путь к изменениям более высокого уровня, и их результат. Доброе сердце проявляется в том, что он лучше относится к другим; более интегрированный смысл фразы проявляется в более цельном легато.

Теперь некоторые критические анализы модели в литературе по НЛП затрагивают иерархическую структуру либо в деталях, либо в целом. Являются ли убеждения более высоким или более низким уровнем, чем идентичность? например, или все следует рассматривать как сеть, а не как пирамиду? Так вот, те из нас, кто разбирается в шенкеровском анализе, вполне комфортно чувствуют некоторую путаницу в наших иерархиях, поэтому меня не слишком беспокоит, если иногда кажется, что элементы немного колеблются.

Но я думаю, что исходное представление о том, что некоторые элементы уходят глубже и имеют более широкое влияние, чем другие, на наше самоощущение и способы существования в мире, является полезным аспектом модели. И отчасти поэтому я нахожу пирамиду хорошей сокращенной диаграммой для «Технологии самости» Фуко. Ибо все они касаются работы над нашими душами и нашими моральными привычками не меньше, чем над нашими действиями.

Дилтс и ему подобные, по существу, привносят набор инструментов управления проектами в проект себя.

Столкнулись с проблемой? Пирамида логических уровней вам в помощь!

Insights /

Вы когда-нибудь чувствовали, что застряли в профессиональной или личной проблеме? Вы продолжаете обдумывать одну и ту же ситуацию, пока полностью не забьете свой интеллектуальный фильтр. Не волнуйтесь, это наша человеческая природа, и это случается с лучшими из нас!

Но знаете ли вы, что существуют психологические модели, которые могут помочь вам преодолеть эти сложные проблемы? Одна из них — «Теория логических уровней», разработанная Робертом Дилтсом в восьмидесятых годах.

Теория логических уровней

По сути, это пирамида, состоящая из шести слоев, каждый из которых — или уровень — относится к разным фазам человеческой жизни. Важно отметить, что мы не переходим от одного этапа к другому. Наша жизнь — это скорее комбинация всех этих слоев вместе взятых.

Я вижу, вы думаете: «Хорошо, круто, но как эта абстрактная теория может помочь мне перестать беспокоиться об определенных проблемах?» Ну а если вы чувствуете, что вас что-то блокирует, попытайтесь выяснить, где находится ваша проблема в этой «Пирамиде логических уровней». После того, как вы обнаружили проблему, вы можете изучить ее в правильном контексте и начать смотреть на уровень выше. Очень часто изменение, которое вам придется сделать, находится на следующем уровне выше. К счастью, мы можем влиять на свою жизнь с того момента, как осознаем это!

Конечно, это все еще звучит очень расплывчато, поэтому позвольте мне объяснить все различные уровни, а затем привести несколько конкретных примеров:

Уровень 1: окружающая среда

Мы развиваемся в базовой среде, состоящей только из мест, объектов и люди. В раннем детстве мы живем почти исключительно в этом контексте. Это среда, в которой мы начинаем свою жизнь: еда, запахи, цвета и т. д.

Уровень 2: поведение

В этой среде мы начинаем вести себя определенным образом, независимо от наших собственных навыков. Что мы делаем, как мы действуем, какие установки мы принимаем? Как правило, наше поведение формируется после первых трех лет жизни. Наше отношение, наши действия и решения, наша личность, наша потребность в привязанности…

Уровень 3: способности

Мы ведем себя в жизни в соответствии с навыками, которые развиваем. Обычно, когда мы подростки/молодые взрослые, нам все чаще хочется доказать свои способности, показать себе и другим, на что мы способны.

Уровень 4: убеждения и ценности

Почему мы действуем и принимаем решения определенным образом? Все это тесно связано с нашими убеждениями и ценностями, которых мы придерживаемся. Например, если вы твердо верите, что никогда не научитесь играть на музыкальном инструменте, то вы саботируете любую возможность научиться этому.

Ценности очень сильно влияют на наши способности и наше поведение. Обычно в возрасте от 35 до 45 лет мы начинаем, сознательно или бессознательно, сталкиваться с реальностью, на которую влияют наши самые глубокие ценности.

Уровень 5: личность

Кто я в этом мире? Кто я по отношению к своему окружению, своему поведению, своим способностям, своим ценностям?

Начиная с уровня 5 (а значит, и уровня 6) мы соприкасаемся со своей жизненной миссией, нашими достижениями на земле.

Уровень 6: надличностный

Эта последняя стадия соответствует самой большой и обширной части нашей жизненной системы. Очевидно, что на этом уровне любое изменение будет иметь важные последствия на всех других более низких уровнях. Мы говорим о духовном уровне, на котором мы спрашиваем себя о смысле, о существовании, о «чем-то большем и большем, чем мы сами».

Пирамида на практике

Чтобы показать вам, как использовать эти различные этапы, позвольте мне привести вам конкретный пример. Представьте, что вы чувствуете, что ваши коллеги оказывают на вас негативное влияние. Они напрягают вас. Они тянут вас вниз и ослабляют вашу самооценку. Вы можете четко определить проблему на 1-м уровне: вашей (рабочей) среде. Теперь вместо того, чтобы слишком сильно сосредотачиваться на этой конкретной среде, повторяя одни и те же ситуации, попробуйте взглянуть на уровень выше: ваше поведение. Задайте себе вопросы о своем поведении по отношению к этому контексту, окружающей среде и людям.

Что можно сделать, чтобы решить эту проблему? Некоторыми примерами долгосрочных решений может быть смена отдела, потому что вы чувствуете, что не соответствуете ДНК текущего. Или вы можете запланировать встречу с вашим менеджером по персоналу для обсуждения вопросов. И если это не сработает, вы можете поискать другую работу, которая лучше соответствует вашим ценностям и ожиданиям.

Дерзайте!

Как тренер, я часто использую эти логические уровни без объяснения теории. Когда я определяю уровень, на котором находится проблема подопечного, я пытаюсь понять проблему и почти систематически задаю вопросы о более высоком уровне.

Вы должны знать, что если вы дойдете до конца этой статьи, то есть большая вероятность, что вы уже интегрировали операционную систему этих знаменитых Уровней, по крайней мере, теоретически. Я могу только призвать вас применять его на практике в следующий раз, когда вы столкнетесь с проблемой, ситуацией, которая давит на вас и в которой вы не можете легко найти очевидное и надежное решение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *