Пирамида логических уровней: Пирамида Дилтса: как пользоваться | Модель логических уровней

Содержание

Пирамида Дилтса — Глоссарий — Образовательная платформа Лектера

Что такое пирамида Дилтса

Пирамида Дилтса — это мощный инструмент для решения любой проблемы, ведь с его помощью можно понять, как и где искать это решение. Чаще всего пирамиду Дилтса применяют в рекламе и в маркетинге, потому что этот метод позволяет со всех сторон рассмотреть ситуацию клиента и отыскать для его проблемы решение, которое найдет в нем отклик.

Автор метода, Роберт Дилтс, один из самых известных НЛП-тренеров, который внес существенный вклад в развитие этого подхода. НЛП, или нейролингвистическое программирование, — это нейропсихологический подход, согласно которому существует связь между неврологическими процессами, языком и поведением человека. Эти уровни взаимообусловлены, и на них можно влиять с помощью специальных нейрологических техник. Одна из таких техник — пирамида Дилтса.

Большой популярностью пользуются названия «логическая пирамида Дилтса», «пирамида логических уровней». В пирамиде любую проблему или ситуацию, которая происходит в жизни человека или компании, можно рассмотреть с разных уровней и таким образом увидеть скрытые потребности и скрытые проблемы.

Пирамида Роберта Дилтса строится на представлении о том, что никакую проблему нельзя решить, оставаясь на одном с ней уровне: для поиска оптимального решения нужно перейти на уровень выше.

Уровни пирамиды Дилтса

Пирамида Дилтса, или пирамида логических уровней Роберта Дилтса, описывает структуру ситуации, проблемы или компании, используя модель логических уровней. Согласно этой модели, в любой ситуации можно найти одни и те же структурные элементы, проанализировав которые можно получить новое видение ситуации, инсайты. Пирамида логических уровней Роберта Дилтса включает следующие уровни (список начинается с нижних уровней и заканчивается верхним):

  • Окружение. Окружение — наши условия жизни. Логические уровни Дилтса основываются на объективной реальности конкретного человека: его условиях жизни, месте жизни, окружении.
  • Поведение. Деятельность человека. Если первый уровень — это обстоятельства, в которые мы помещены, второй уровень — наша реакция на эти обстоятельства.
  • Способности. На этом уровне находятся умения человека и его опыт. Ключевой вопрос для этого уровня: «Как я могу влиять на мир? Что я умею?»
  • Ценности и убеждения. На этом уровне человек структурирует свои ценности и убеждения, отвечает на вопрос, почему он думает так, а не иначе. Какой опыт детства, убеждения могут стоять за теми или иными особенностями мышления.
  • Идентичность. Простыми словами, идентичность — ответ на вопрос «Кто я?» К какой группе причисляет себя человек, как он себя позиционирует.
  • Миссия. Это самый высокий уровень, который касается ценностей и смыслов. На этом уровне человек отвечает для себя на вопрос «Зачем я живу?». Зачастую причины наших проблем и ответы на них коренятся на более низких уровнях.

Проанализировав ситуацию со всех сторон, можно найти для нее новое, более эффективное решение. Но для этого нужно знать, как работать с пирамидой Дилтса.

Обучение по теме

Как пользоваться пирамидой Дилтса

Пирамида Дилтса эффективна при работе с вопросами практически любой направленности. Как пользоваться этим методом? В первую очередь важно правильно сформулировать свои вопросы и проблемы. Прежде чем приступить к работе с пирамидой, необходимо на бумаге записать проблему, с которой необходимо поработать. Такой шаг часто считают лишним и необязательным, но он необходим, чтобы добиться лучших результатов.

Затем нужно определить, к какому уровню относится проблема. Часто это сложно сделать самостоятельно. В поисках ответа помогает терапевтический сеанс с психологом или коучинг-сессия. После того как человек понял, к какому уровню относится проблема, нужно переходить на один или два уровня пирамиды выше и искать решение на этом уровне.

То, что может изначально казаться вопросом ценностей и смыслов, в итоге часто оказывается, например, вопросом окружения. В решении этого вопроса поможет книга по развитию навыков, которые помогут стать частью более интересного для человека сообщества, а не нейропсихологический трактат. При самостоятельной работе с пирамидой желательно проанализировать проблему, начиная с основания пирамиды и двигаясь к ее вершине, а потом в обратном порядке: от вершины пирамиды к ее основанию.

Пример заполнения пирамиды при таком анализе: девушка переживала, что начальство ее не уважает. Двигаясь от основания пирамиды, она рисовала это как основную проблему, но при заполнении последнего уровня поняла, что повышение ей необходимо, чтобы обрести уверенность в себе. Метод помог точно сформулировать проблему и определить, в какой плоскости она лежит. Это уровень ценности. Искать решение проблемы стоит на 1–2 уровня выше: решение крылось в том, чтобы осознать свою идентичность или миссию.

Пирамида Дилтса помогает всесторонне проанализировать беспокоящую ситуацию и в некоторых случаях прийти к неожиданным для себя выводам. Использовать ее можно не только для поиска собственных ответов, но и при анализе преимуществ продукта для клиента, поиске идей в маркетинге. Минусы этого метода заключаются в том, что бывает сложно самостоятельно проанализировать вопрос с точки зрения уровней пирамиды Дилтса. В этом случае лучше прибегнуть к помощи коуча или психолога.

6 логических уровней пирамиды Дилтса: как пользоваться, примеры

Задумывались ли вы о том, почему одни люди без особого труда решают проблемы любой сложности и становятся успешными личностями, а другие, хоть и пытаются тем или иным образом изменить свою жизнь в лучшую сторону, остаются, как старуха из сказки Пушкина, у разбитого корыта? Неужели все дело в успешном стечении обстоятельств? Почему же одним удача улыбается постоянно, а другие только могут мечтать о том, чтобы эта капризная дамочка наконец-то обратила на них свое внимание?

Ответ очень прост: дело в том, что далеко не все люди знают, что в нашем мире существует один очень полезный и универсальный инструмент, который по праву можно назвать подорожником для решения любых проблем! Речь идет о пирамиде Дилтса, с помощью которой можно привести мысли в порядок, найти ответ на любой вопрос, решить проблему любой сложности, избавиться от вредных привычек, упорядочить хаос в бизнесе или личной жизни, обрести смысл существования и надежду на лучшее будущее.

Что такое пирамида Дилтса? Кто её придумал? Из каких уровней состоит пирамида Дилтса? Как правильно пользоваться пирамидой Дилтса, чтобы достичь максимальных результатов? В сегодняшней статье обсудим эти и некоторые другие вопросы, касающиеся влияния пирамиды Дилтса на качество нашей повседневной жизни!

Пирамида Дилтса: что это такое?

Пирамида Дилтса – это модель неврологических уровней или техника логических уровней, надежный, проверенный временем и не требующий специальных знаний или навыков инструмент, при помощи которого можно решить множество проблемных и сложных ситуаций, сдвинуть с мертвой точки старые задачи и вопросы, избавиться от пагубных привычек и деструктивных установок, осознать собственные ценности, упорядочить мысли и обрести внутреннее равновесие.

Некоторые эксперты называют пирамиду Дилтса универсальной, простой в использовании и эффективной концепцией, которая помогает понять мотивацию и смысл действий того или иного индивида на самых разных уровнях. Постепенно переходя от бытового уровня повседневного существования до уровня осмысления человеком своего предназначения и своей миссии, пирамида «разбирает» по полочкам и «исследует» конкретную цель или задачу этого человека. Затем, двигаясь в обратном направлении (сверху вниз), пирамида Дилтса «дарит» каждому нижележащему уровню новую ценность и обновленное смысловое понимание.

Жизненный путь, обогащенный новым смыслом благодаря работе с пирамидой Дилтса, дает возможность внедрить в свое повседневное существование новые и более качественные личные ценности и ориентиры. Обогатив на нижнем уровне пирамиды Дилтса собственный запас вариантов действий, человек начинает видеть совершенно новые и ранее недоступные для его понимания пути реализации своих способностей. У него то и дело возникают продуктивные идеи, которые теперь рассматриваются сквозь призму возможностей.

Благодаря пирамиде Дилтса можно детально разобраться в тех жизненных аспектах, которые самым непосредственным образом влияют на повседневное существование человека. Когда индивид проанализирует свою жизнь и найдет ответы на все текущие вопросы, он сможет не только понять, но и осознать то, как ему необходимо действовать в дальнейшем, чтобы его жизненный путь повернул в нужную ему сторону.

Человек не сможет хоть как-то изменить свою жизнь, если он предварительно не проанализирует её. Только детальный анализ позволит вам двигаться дальше и добиваться поставленных целей. В этом и заключается главный смысл пирамиды Дилтса.

Некоторые люди называют пирамиду Дилтса волшебным инструментом, с помощью которого можно решить любую проблему. В чем же заключается главный секрет этой пирамиды? Все дело в том, что проблему и оптимальное решение этой проблемы всегда разделяют один-два уровня. Решение проблемы всегда находится выше самой проблемы.

Индивида, который пытается решить проблему какой-либо сложности, можно сравнить с блуждающим в лабиринте в поисках света человеком. Без карты или подсказки отыскать выход из лабиринта практически нереально. Если же подняться над лабиринтом и посмотреть на него сверху, то человеку будут хорошо видны все пути, входы и выходы. Пирамида Дилтса помогает посмотреть на проблему сверху и увидеть все существующие варианты её решения! Данная модель логических уровней учит человека задавать самому себе те важные вопросы, которые будут подталкивать его к поиску правильных ответов, способных изменить жизнь этого человека в лучшую сторону!

Несколько слов о создателе пирамиды Роберте Дилтсе

Роберт Дилтс родился в США 21 марта 1955 года. Роберт – не только создатель пирамиды Дилтса, но и автор многочисленных психологических книг, эксперт и коуч в области НЛП (нейролингвистического программирования), разработчик разнообразных эффективных техник НЛП, автор книги «Энциклопедия системного НЛП», известный лайф-коуч.

Роберт Дилтс

Реклама

Дилтс учился в Калифорнийском университете. В 1975 году начал активно интересоваться НЛП. В 1977 году стал членом президентского сообщества молодых ученых. В 1981 году вместе с Уильямом Хенли основал компанию программного обеспечения, которая занималась выпуском компьютерных программ, касающихся взаимодействия компьютера и мыслительных стратегий человека.

Вдохновившись работой философа Бертрана Рассела и автора книги «Шаги к экологии разума» Грегори Бейтсона, Роберт Дилтс создал свою собственную методику логических уровней изменений. Дилтс утверждает, что обучение того или иного человека происходит на разных уровнях или этапах. Как только индивид конкретизирует свой источник проблемы, то он практически сразу же сможет найти необходимые ресурсы для решения этой проблемы.

Если индивид поменяет что-то в своей жизни на более высоком уровне, то это неизбежно приведет к изменениям и на более низких уровнях. Если же человек поменяет что-то в своей жизни на низком уровне, то далеко не факт, что такие действия приведут к необходимым изменениям на более высоких уровнях. Пирамида Дилтса является прямым отображением этой концепции.

Уровни пирамиды Дилтса

Пирамида Дилтса состоит из шести уровней: окружение, поведение, способности и возможности, убеждения и ценности, идентичность, миссия. Модель логических уровней описывает собой живую систему, которая может рассматриваться в виде отдельно взятого индивида, группы индивидов, целой компании или общества. Все уровни придуманной Робертом Дилтсом концепции представляют собой полочки, по которым разложен внутренний мир живой системы.

Каждый из шести уровней несет ответственность за тот или иной определенный сорт информации и символизирует собой какую-то определенную часть субъективного опыта. Все уровни связаны между собой и оказывают определенное влияние на соседние «полочки».

Рассмотрим каждый из уровней более детально.

Уровень №1. Окружение

Окружение – это базовый уровень пирамиды Дилтса. На этой «полочке» находится все то, что окружает человека в его повседневной жизни и с чем ему приходится регулярно иметь дело: место проживания, условия существования, окружающие предметы, знакомые и незнакомые люди, с которыми приходится контактировать, финансы, отношения, сроки, даты, точки отправления и прибытия и т. д.

Главный вопрос этого уровня – «Что я имею?». Этот вопрос самым непосредственным образом связан с бытовыми аспектами ежедневной жизни индивида. На этом уровне следует задуматься о том, почему вы обладаете тем, чем вы обладаете.

Уровень №2. Поведение

Второй уровень пирамиды Дилтса – это поведение индивида, его определенные действия или бездействие. Все, что является результатами, которые человек чувствует, слышит или видит в определенном движении, находится именно на этой «полочке».

Реклама

На данном уровне прописаны все те действия, которые человек совершает наедине с собой или в процессе взаимодействия с другими людьми. Так как все действия всегда производятся когда-то, с кем-то, где-то, чем-то и над чем-то, то нет ничего удивительного в том, что второй уровень тесно связан с первым уровнем.

Именно на первом и втором уровнях пирамиды Дилтса и происходит повседневная жизнь любого человека. На этих уровнях находятся и практически все цели, к достижению которых стремится тот или иной индивид.

Главный вопрос этого уровня – «Что я делаю?». Действия не только влияют на повседневную жизнь человека, но и на то, чем в конечном итоге этот индивид обладает. На этом уровне следует подумать о том, почему вы делаете то, что вы делаете.

Уровень №3. Способности и возможности

Способности и возможности – третий уровень пирамиды Дилтса. Здесь находятся все те умения, которыми человек обладает. Все навыки, знания, ноу-хау и тайные «фишечки» прописаны на этом уровне. Это могут быть кулинарные способности, лидерские навыки, умение правильно стирать шерстяные изделия или запускать ядерный реактор и т.д.

На этом уровне человек самостоятельно расширяет свои врожденные способности и приобретенные навыки, эффективно или не очень эффективно применяет эти умения и навыки для решения возникающих в процессе существования проблем, задач и вопросов.

Третий уровень символизирует собой внутреннее поведение и весь тот опыт, который человек получил в прошлом. Опыт самым непосредственным образом влияет на восприятие окружения.

Главные вопросы этого уровня – «Что я умею?» и «Как я выбираю?». Именно этот уровень обуславливает поведение человека. Способности – это не только источник движения индивида, но и его главный вдохновитель. На этом уровне нужно задуматься о том, что вы умеете и почему вы выбираете то, что вы выбираете.

Уровень №4. Убеждения и ценности

Четвертый уровень пирамиды Дилтса – это убеждения и ценности. Это все то, что влияет на опыт личности и формирует её убеждения и ценности: культура, образование, менталитет, окружение, воспитание, религия, индивидуальные особенности и т.д.

Если индивид верит в то, что у него в любом случае все получится, то он не будет слишком стараться и переживать по этому поводу. Если же человек искренне убежден в том, что для достижения необходимых результатов ему нужно приложить максимум усилий, то он будет стараться и делать все возможное, чтобы у него хоть что-то получилось.

Главный вопрос этого уровня – «Во что я верю?». На этом уровне необходимо подумать о том, почему вы верите именно в то, во что вы верите.

Уровень №5. Идентичность

Реклама

Идентичность – это пятый уровень пирамиды Дилтса. На этой «полочке» находятся те роли, которые индивид играет в процессе взаимодействия с окружающими его людьми, наедине с самим с собой, во время общения с друзьями, компанией знакомых или незнакомых людей и т.д. Данный уровень выстраивает тесную связь с личностной ролью индивида и является уровнем самооценки, самопонимания и самосознания – понятий, которые определяют веру человека, его убеждения и ценности.

Главные вопросы этого уровня – «Кем я являюсь на самом деле?» и «Какую роль я играю чаще всего?». Очень важно отыскать золотую середину: оценивайте себя реалистично, не занижайте свои достоинства и не скрывайте те недостатки, над которыми вам нужно еще поработать. Адекватная и объективная самоидентификация очень часто является определяющим фактором жизненного успеха.

На этом уровне следует задуматься о том, почему вы считаете себя тем, кем вы себя считаете, какую роль вы чаще всего играете и ради чего вы её играете.

Уровень №6. Миссия

Шестой уровень пирамиды Дилтса – это миссия. Миссия символизирует собой уровень всех целей и желаний, которыми живет человек. На этой «полочке» расположен смысл жизни личности, ради которого она и существует.

Этот духовный уровень построен на том, что индивид видит, когда начинает выходить за пределы самого себя. Миссия – это одна из множества существующих систем, которые строятся вокруг тех или иных конкретных ролей, верований, ценностей, убеждений, действий, мыслей, ощущений и т.д.

Главный вопрос этого уровня — «Зачем я живу?». Очень важно отыскать ту миссию, которая не будет противоречить убеждениям, ценностям, способностям, умениям, действиям и выборам индивида. На данном уровне следует задуматься о том, ради чего вы живете, зачем вы преодолеваете все трудности, какой именно след вы хотите оставить после себя.

Как правильно работать с пирамидой Дилтса?

Вопросы, которые задает пирамида Дилтса, помогут вам понять, на каком именно уровне у вас произошла подмена понятий и почему вы сбились с правильного пути. Поэтому на все вопросы следует отвечать максимально честно.

Сначала ответьте себе на вопрос о том, чем по факту на текущий момент времени вы обладаете. Затем определите, что именно вас не устраивает в вашей жизни и что вам хотелось бы поменять. Теперь, следуя нижеприведенному алгоритму, приступайте к практической работе.

Шаг №1. Запишите свою проблему

Если вы принадлежите к числу тех людей, которые никогда не переносят свои мысли на бумагу, то пришла пора исправить эту досадную ошибку! Не стоит сразу же бросаться в омут с головой и развивать какую-то феерическую активность, ведь правильно, быстро и эффективно решить возникшую проблему вам это точно не поможет.

Почему так важно записывать те мысли, которые постоянно крутятся у вас в голове? Все дело в том, что в процессе записи мыслей вы будете стараться как можно точнее сформулировать те предложения, которые вы хотите перенести на бумагу. Благодаря этому все нюансы, на которые вы раньше не обращали никакого внимания, будут у вас перед глазами.

Шаг №2. Определите, к какому уровню пирамиды Дилтса относится ваша проблема

Хотите зарабатывать больше? Вам не импонируют условия вашей жизни? Желаете работать с более квалифицированными и дружелюбными коллегами? Тогда ваша проблема относится к «Окружению» – первому уровню пирамиды Дилтса.

Планируете сесть на диету? Вам надоело каждый раз после нервного напряжения или стрессовой ситуации опустошать холодильник? Желаете выучить иностранный язык? Мечтаете превратиться в профессионального коуча или стать знаменитым оратором? Тогда ваша проблема относится к «Поведению» – второму уровню пирамиды Дилтса и т.д.

Шаг №3. Отыщите на одном из уровней пирамиды Дилтса решение вашей проблемы

Еще раз внимательно ознакомьтесь с каждым из уровней пирамиды Дилтса, затем возьмите свою проблему и пройдитесь с ней по пирамиде снизу вверх. Рассмотрите все части пирамиды Дилтса относительно вашей проблемы. Разложите вашу проблему по полочкам.

На каждом из уровней пирамиды задайте себе вопрос: «Что на этом уровне происходит с моей проблемой в текущий момент времени?». Подумайте о том, что вам нужно исправить, чтобы разобраться в сложившейся ситуации и изменить жизнь в лучшую сторону. От чего вам нужно избавиться? О чем стоит забыть?

Как работает пирамида Дилтса: несколько наглядных примеров из повседневной жизни

Пример №1. Руководство не обращает внимания на мои заслуги и не предлагает мне повышение, о котором я давно мечтаю

Начинаем разбор проблемы с самого основания пирамиды Дилтса. На уровне «Окружение» задайте себе следующий вопрос: «Кто именно должен обращать внимание на мои заслуги?». Назовите имена ваших руководителей и тех коллег, мнение которые имеет для вас хоть какое-то значение. Не забудьте назвать и свое имя!

Приступаем к разбору проблемы на уровне «Поведение». Ответьте на следующий вопрос: «Какие действия должно совершать руководство, чтобы я понял (поняла), что оно обращает внимание на меня и мои заслуги?». Подумайте и о том, какой смысл вы видите в словосочетании «обращать внимание». Отождествляете ли вы это словосочетание со словом «уважение»? Хотите ли вы, чтобы начальство постоянно хвалило вас за хорошо выполненную работу и ставило перед вами более сложные и высокооплачиваемые задачи?

На уровне «Способности и возможности» составьте список своих новых компетенций, которые бы заинтересовали ваше руководство. Подумайте и о том, какие ваши знания и какой ваш опыт будет интересен вашим коллегам.

На уровне «Убеждения и ценности» задайте себе следующий вопрос: «Почему для меня так важно, чтобы руководство обращало внимание на мои заслуги?». Вы хотите только повышения или вы мечтаете и о том, чтобы к вам относились с уважением? Вы хотите доказать начальству и коллегам, что вы являетесь ценным сотрудником?

На уровне «Идентичность» задайте себе следующий вопрос: «Каким человеком я должен (должна) быть, чтобы начальство обращало внимание на мои заслуги, а коллеги меня уважали?». Честно ответьте себе на этот вопрос, составьте список требований к себе, а затем проследите, какое слово вы употребляли чаше всего.

На уровне «Миссия» задайте себе вопрос: «Зачем мне это все нужно?». Найти ответ на этот вопрос достаточно сложно, но необходимо! Если вы, отвечая на этот вопрос, понимаете, что хотите таким образом доказать себе, родителям, друзьям или совершенно незнакомым людям, что вы нужны этому миру и заслуживаете уважения, то ваша проблема заключается в том, что вы желаете стать уважаемой личностью. Ваша проблема находится на уровне «Убеждения и ценности». Решение же этой проблемы вы можете отыскать на уровне «Миссия».

Пример №2. Я никому не нужен (не нужна) и меня никто не любит

На уровне «Окружение» задайте себе следующие вопросы: «А кто именно обязан меня любить?», «Как окружающие люди должны относиться ко мне?» и «Кому я должен (должна) быть нужным (нужной)?».

Вас должны любить родители, родственники, любимый человек, подруги, друзья. Было бы очень неплохо, если бы и остальные люди относились к вам дружелюбно и везде принимали с уважением.

На уровне «Поведение» ответьте себе на следующие вопросы: «Какое поведение со стороны окружающих мне будет приятно наблюдать по отношению к себе?» и «Какие действия должны совершать окружающие меня люди, чтобы мне было приятно находиться в их компании?».

Вы хотите, чтобы вам постоянно оказывали всяческие знаки внимания, чтобы ваше мнение всегда учитывали, чтобы с вами советовались, ставили вас в пример другим людям и т.д.

На уровне «Способности и возможности» вам следует задать себе такой вопрос: «Какие навыки и умения мне нужно развивать, чтобы нравиться тем людям, которые меня окружают?».

Вам необходимо научиться слушать других людей, начать читать специализированную литературу, записаться на кулинарные курсы, стать блогером и делиться с людьми полезной информацией, сменить стиль и научиться ходить на высоких каблуках и т. д.

На уровне «Убеждения и ценности» вам нужно ответить себе на такие вопросы: «Почему я хочу быть нужным (нужной) другим людям?» и «Для чего именно мне нужна любовь других людей?».

Вы верите в то, что тех людей, которых не любят, нельзя назвать хорошими людьми. А плохие люди – это социальные изгои, поэтому вам с самого раннего детства все вокруг твердили, что нужно обязательно нравиться родственникам, соседям, учителям, одноклассникам и т.д.

На уровне «Идентичность» ответьте на такие вопросы: «Какую именно роль я играю?» и «Являюсь ли я тем человеком, которого все любят?».

Вы думаете, что вы – центр притяжения всеобщей любви и всеобщего внимания!

На уровне «Миссия» задайте себе вопрос: «Ради чего я добиваюсь всеобщей любви и внимания?».

Вы добиваетесь этого, чтобы нравиться самому (самой) себе!

Разобрав при помощи пирамиды Дилтса свою проблему по полочкам, вы поймете, что хотите нравиться другим людям по двум причинам: вам нравится находиться в центре всеобщего внимания и вы выполняете ту программу, которую вам с самого раннего детства заложили взрослые люди.

Решение этой проблемы находится на уровне «Миссия». Вам следует пересмотреть свои ценности и отыскать альтернативные способы понравиться самому (самой) себе. Начните смотреть на себя не глазами других людей, а сделаете себя центром своего же внимания: хвалите себя, балуйте себя, относитесь к себе как к особе королевских кровей и т.д.

Рекомендуем: Пирамида потребностей Маслоу: 4 примера из жизни

Пирамида Дилтса — определение и значение логических уровней Роберта Дилтса — Глоссарий

Что такое пирамида Дилтса?

Пирамида Дилтса — это мощный инструмент для поиска решения любой проблемы, поскольку он может помочь вам точно понять, как и где искать ответ. Пирамида Дилтса широко используется в рекламе и маркетинге, поскольку позволяет взглянуть на ситуацию клиента с разных сторон и найти идеальное решение его проблемы, которое находит отклик у него.

Роберт Дилтс, автор метода, является одним из самых известных тренеров НЛП и внес существенный вклад в развитие этой техники. НЛП, или нейролингвистическое программирование, представляет собой нейропсихологический подход, постулирующий существование связи между неврологическими процессами, языком и поведением человека. Уровни в пирамиде взаимозависимы, и на них также можно влиять с помощью уникальных неврологических методов. Одним из таких методов является пирамида Дилтса.

Метод известен как «логическая пирамида Дилтса» или «пирамида логических уровней». При использовании пирамиды любую проблему или ситуацию в жизни человека или бизнеса можно рассматривать с разных уровней. Таким образом, могут быть выявлены неизвестные потребности и скрытые проблемы.

Пирамида Роберта Дилтса основана на концепции, согласно которой ни одну проблему нельзя решить, просто оставаясь на одном уровне: чтобы найти лучшее решение, нужно перейти на более высокий уровень.

Уровень пирамиды Дилтса

Пирамида Дилтса, или пирамида логического уровня Роберта Дилтса, описывает структуру любой ситуации, проблемы или компании с использованием модели логического уровня.

Согласно этой модели, в каждом случае можно обнаружить одни и те же структурные элементы. Анализируя эти уровни, можно по-новому взглянуть на ситуацию. Пирамида логических уровней Роберта Дилтса содержит следующие уровни (список начинается с нижних уровней и заканчивается наверху)

  • Среда. Окружающая среда – это условия нашей жизни. Логические уровни Дилта основаны на объективной реальности конкретного человека: его условиях жизни, месте, где он живет, и его окружении.
  • Поведение. Действия индивидуума. Если первый уровень — это обстоятельства нашей жизни, то второй уровень — это наша реакция на эти обстоятельства.
  • Возможности. Это уровень индивидуальных навыков и опыта. Центральный вопрос для этого уровня: «Как я могу влиять на мир? Что я могу сделать? Что я знаю?»
  • Ценности и убеждения. На этом уровне человек структурирует свои ценности и убеждения, отвечая, почему он думает так, а почему не иначе? Какое у них было детство и как определенные модели мышления могли повлиять на их убеждения?
  • Личность. Проще говоря, идентичность — это ответ на вопрос «Кто я?» С какой группой идентифицирует себя человек и как он видит себя в мире?
  • Назначение. Это высший уровень, который имеет дело с ценностями и смыслом жизни. На этом уровне человек отвечает на вопрос: «Для чего я живу?» Часто основные причины наших проблем и их решения находятся на более низких уровнях.

Проанализировав ситуацию с разных сторон, теперь можно найти новое и более эффективное решение. Для этого вам нужно знать, как работать с пирамидой Дилтса.

Обучение по теме

Как использовать пирамиду Дилтса

Пирамида Дилтса эффективна при решении любых проблем. Как вы используете его? Во-первых, важно правильно сформулировать свои вопросы и проблемы. Прежде чем приступить к работе с пирамидой, нужно записать на бумаге проблемы, с которыми вы хотите работать. Этот шаг часто считается ненужным, но он необходим для достижения наилучших результатов.

Далее необходимо определить, к какому уровню относится проблема. Самостоятельно это сделать зачастую сложно. Поможет терапевтическая сессия с психологом или коуч-сессия. Когда человек осознает уровень проблемы, ему нужно посмотреть на пару уровней выше и найти решение.

То, что вначале может показаться вопросом ценностей и убеждений, часто оказывается, например, вопросом окружающей среды. Решить этот вопрос поможет книга по развитию навыков, которая поможет вам стать частью более интересного сообщества, а не нейропсихологический трактат. Например, предположим, что вы работаете с пирамидой самостоятельно. В этом случае рекомендуется анализировать проблему, начиная с основания пирамиды и продвигаясь вверх. Затем в обратном порядке: от вершины пирамиды к основанию.

Пример использования пирамиды: женщина была обеспокоена тем, что ее начальник не воспринимает ее всерьез. Перейдя от основания пирамиды, она думала, что это ее главная проблема, на последнем же уровне она обнаружила, что ей необходимо повышение по службе, чтобы обрести уверенность в себе. Техника помогла ей точно определить проблему и установить, в чем заключалась проблема. Это было на уровне стоимости. При поиске решения проблемы ей приходилось искать на пару уровней выше. Решение заключалось в осознании ее личности или миссии.

Пирамида Дилтса помогает систематически анализировать ваши проблемы и в некоторых случаях позволяет делать неожиданные выводы. Его можно использовать не только для поиска собственных ответов, но и при анализе преимуществ продукта для покупателя или при поиске маркетинговых идей. Недостаток такого подхода в том, что самостоятельно исследовать проблему по уровням пирамиды Дилтса бывает сложно. В таком случае лучше будет прибегнуть к помощи тренера или психолога.

Логические уровни

Как это ни парадоксально, этот инструмент не является ни особенно логичным, ни основанным на уровнях, но может быть полезен как помощь в нашем размышлении об изменениях, облегчении процесса изменений и в любом важном коучинговом диалоге. В нашей собственной работе мы обнаружили, что это полезно как способ организации размышлений о проблемной ситуации или неиспользованной возможности, при условии, что наш общий подход является системным.

Первоначальная модель была предложена Робертом Дилтсом в 1980-х годах, и с тех пор появились вариации под разными названиями, включая «Нейрологические уровни» и «Логические уровни изменений». В своей первоначальной версии Дилтс описал уровни как своего рода лестницу, где каждый уровень поднимается к предыдущему: Окружающая среда → Поведение → Способности и навыки → Убеждения и ценности → Личность → Духовность и цель. Впоследствии это стало пирамидой с Окружающей средой внизу и Идентичностью наверху, с Духовностью и Целью наверху и внешним по отношению к самому верхнему уровню.

Мы предпочитаем рассматривать модель двумя способами: как айсберг (с уровнями в обратном порядке, так что над ватерлинией видны только окружающая среда и поведение) или как форму системной диаграммы. Первый более практичен, помогая нам решить, где и как вмешиваться, хотя второй намного ближе к тому, как работает модель, потому что каждый элемент будет иметь какое-то влияние на любом другом уровне.

Индивидуальные уровни

Если мы рассмотрим каждый уровень по отдельности, мы начнем понимать, как каждый уровень взаимодействует с каждым другим уровнем и, следовательно, как он может способствовать изменениям.

  • Среда : Это контекст, в котором что-то происходит. Это будет включать в себя имена различных заинтересованных сторон, где и когда происходит то, что происходит, а также любые внешние ограничения, наложенные на ситуацию. Организационно это может включать, например, заранее определенные бюджеты.
  • Поведение : Это «что» и включает в себя все действия и действия, связанные с данной ситуацией. Это то, что люди делают на самом деле.
  • Возможности , Навыки и компетенции: Здесь мы определяем «как». В коммерческом контексте это также уровень бизнес-стратегии и оперативного направления.
  • Убеждения и ценности : Этот уровень объединяет два критерия, которые в равной степени можно рассматривать как два отдельных уровня.
    Этот уровень и последующие, вероятно, будут очень важными в любой сложной среде изменений и в любом сценарии интенсивного коучинга.
  • Личность : Этот уровень учитывает наше ощущение того, кто мы есть, нашу самооценку и самоуважение. Это может быть наша индивидуальность, команда, отдел, организация, отрасль и даже культура. Мы также сочли полезным включить термины «Цель» и «Миссия» на этом уровне, поскольку нам кажется, что в лучшем случае формулировка цели должна отражать, кто мы есть или кем мы становимся.
  • Системы : Мы решили изменить ярлык для этого уровня с Духовность или Цель Дилтса. Наше оправдание — возможная путаница в использовании слова «духовность»; это можно интерпретировать как наличие религии (гораздо более вероятно, что это структура убеждений и, следовательно, на уровне убеждений и ценностей), или это можно рассматривать как «способ существования» в мире, который можно было бы с большей пользой рассматривать как выражение Идентичности.

Не логично — и не уровни!

Прежде чем мы опишем, как можно на самом деле использовать эту концепцию, мы подумали, что было бы полезно описать несоответствия в модели, чтобы, даже если мы считаем ее полезной, читатели могли составить собственное мнение о ее эффективности.

Альберт Эйнштейн косвенно сослался на свою собственную концепцию математической/философской концепции логических уровней мышления:

«Значительные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда создавали их»

… подразумевается, что нам нужно подняться хотя бы на один логический уровень вверх, чтобы решить наши проблемы.

Чтобы модель Дилтса действительно основывалась на уровнях, каждый уровень должен был бы не только концептуально иметь больший размер фрагмента, чем предыдущий уровень, но и включать все предыдущие уровни. Следовательно, любое изменение на более продвинутом или более высоком уровне немедленно повлияет на все более ранние уровни. Точно так же изменение на более низком уровне может повлиять на уровень выше него, но не обязательно существенно его изменит. В качестве крайнего примера рассмотрим кого-то, у кого всегда была смутная мечта о том, как замечательно было бы стать кардиохирургом. Они предпринимают некоторую форму процесса изменения убеждений (полностью выполнимого с помощью техник НЛП), чтобы он или она были в высшей степени уверены в своей «идентичности» в качестве ведущего хирурга. Хотел бы я тогда оказаться на операционном столе с этим человеком, нависшим надо мной, если бы он не провел требуемые годы в медицинской школе, а затем провел хирургическую практику под пристальным наблюдением? Мы так не думаем!

Чтобы быть полезным инструментом, модель должна иметь по крайней мере одно из следующего …

  • непротиворечивый образец относительно ее степени абстракции,
  • последовательность во времени или пространстве
  • какая-то логическая эволюция или процесс внутри него

К сожалению, ничего из этого у него нет. Сказав это, можно описать модель таким образом, чтобы казалось, что она следует логической последовательности. Вот что мы делаем, когда знакомим с ним наших клиентов, чтобы способствовать изменениям или как способ начать переворачивать неудачный проект:

  • Чем больше я практикую правильные вещи, тем лучше у меня получается. Чем лучше я становлюсь, тем больше возрастает моя уверенность в своих навыках и постоянстве. Чем больше возрастает моя последовательность, тем больше я начинаю верить в себя. Чем больше я верю в себя на основе веских доказательств, тем счастливее я становлюсь внутри себя.

Как мы можем использовать модель?

Несмотря на ее несоответствия, мы обнаружили, что модель полезна как способ решить, на каком уровне мышления должна происходить реакция, чтобы результаты были устойчивыми во времени. Общий принцип состоит в том, чтобы определить, какой уровень или уровни занимает проблема или возможность, а затем признать, что, если конкретное вмешательство не сработает, почти наверняка коренная причина будет лежать на более высоком (или более глубоком, в зависимости от того, какой способ используется). «вверх») логический уровень, чем присутствующие симптомы.

Пример: Физическое самочувствие

Температура в офисе становится неприемлемой. Мы находим термостат, меняем его на желаемую настройку и ждем, пока произойдет изменение — изменение на уровне Поведения решает проблему на уровне Среды.

Однако, если ничего не произойдет, нам потребуется помощь извне в виде инженера с необходимыми знаниями. В этом случае вмешательство в Поведение терпит неудачу, но впоследствии преодолевается путем перехода к Компетенциям и Навыкам.

Пример: Личное обучение

Кто-то, кто безуспешно пытался выучить немецкий язык (Поведение) несколько раз за эти годы, был достаточно компетентен во французском и испанском (подробнее Поведение). Это означало, что у него была базовая предрасположенность к изучению других языков (компетенции и навыки). Несмотря на это, он все еще не мог стать уверенным или компетентным в немецком языке. Когда он рассмотрел убеждения и ценности, которые он привязывал к различным языкам, он понял, что считает французский и испанский языки музыкальными, красивыми и сексуальными. И наоборот, когда он думал о немецком языке, он считал его дерзким и неблагозвучным. Тогда стало очевидно, что ему придется пересмотреть свои убеждения, прежде чем он сможет выучить требуемый новый язык. (Сдвиг на уровне убеждений и ценностей делает изменение возможным, поскольку потенциальный навык уже существует).

Пример: Проблема с мотивацией команды

Команда испытывала недостаток мотивации и рост цинизма (Убеждения и ценности), несмотря на то, что они добивались успеха в течение значительного периода времени (Поведение). Были введены новые показатели эффективности (поведение и компетенции), которые изначально были приняты всеми заинтересованными сторонами как хорошая идея (уровень убеждений).

Однако ситуация продолжала ухудшаться, пока лидер группы не начал рассматривать проблему чувства цели и миссии группы (Идентичность). Это привело к жестким дискуссиям об уважении и недоверии (верованиям и ценностям), которые возникли из-за усиливающегося давления. Затем группе потребовалось время, чтобы переосмыслить свое понимание общей цели (Определить) и роль, которую она играет в большом обществе (Системы). Эта облегченная дискуссия позволила не только подтвердить их цель, но и определить критерии, по которым они будут нести ответственность. Степень их приверженности этим критериям была проверена еще во время сеанса, и почти сразу же ситуация стала значительно улучшаться.

Пример: Организационная эффективность.

Много говорят о разработке бизнес-стратегии, но неудачи кажутся обычным явлением. Стратегия грубо накладывается на уровни компетенций/навыков/направлений уровней Дилтса, и модель дает нам некоторые подсказки о том, как что-то идет не так, и почему иногда все идет хорошо. Крупные банки в Великобритании постоянно изображают из себя ответственных корпоративных граждан (идентичность), но с 2000 года и далее были случаи деятельности (поведения), которые можно классифицировать только как аморальные, незаконные или и то, и другое. На другом конце шкалы находится местный владелец паба, который по прихоти запирается и демонстрирует поведение, несовместимое с дружественными к клиентам убеждениями и ценностями, необходимыми для выживания в жестком бизнесе.

Положительным моментом является то, что Apple и Google — это фирмы, которые буквально из ниоткуда вырвались к доминированию на рынке за пару десятилетий. Их эффективность была достигнута за счет ясности стратегической цели в сочетании с логической последовательностью на всех уровнях: их убеждения и ценности, навыки, поведение и даже окружающая среда полностью соответствуют их стратегии.

Точно так же, независимо от того, нравится нам стратегия или нет (Ryanair является классическим примером нелюбимого набора стратегий), гораздо больше шансов на успешную реализацию, когда логические уровни выровнены — в 2014 году были продемонстрированы свидетельства значительных изменений. в направлении Ryanair после того, как его конкурент EasyJet в конце 2013 года объявил о росте прибыли на 51% (немного ранее Ryanair выпустила два предупреждения о прибыли). Изменения в стратегии, кажется, окупаются, поскольку их прибыль, по прогнозам, вырастет примерно на 20% в следующем году.

Неудачный бизнес может потерпеть неудачу из-за проблем на любом из логических уровней, и, следуя совету Эйнштейна, решение может быть найдено только на более высоких уровнях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *