Пирамида маслоу 7 ступеней – Пирамида потребностей по Маслоу — Википедия

Как выглядит иерархия потребностей по Маслоу и почему её надо знать? – 9psy.ru

Трудно найти человека, которому ни разу не приходилось слышать про пирамиду потребностей Маслоу. Найти ей применение пытаются в психологии, маркетинге, менеджменте. В этом нет ничего удивительного, ведь потребность – источник мотивации, а мотивация – основа активной деятельности в каком-либо направлении.

Абрахам Маслоу (1 апреля 1908, Нью-Йорк — 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) — известный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год).

Можно предположить, что зная потребности человека, можно мотивировать его к осуществлению какой-либо деятельности, например, к созданию прибыльного проекта, работе в команде, покупке каких-либо товаров. Если теория Маслоу верна, то она в состоянии подсказать, что движет человеком сегодня и что будет двигать им завтра, найти рычаги управления обществом.

Только вот верна ли она? Попробуем разобраться.

Содержание статьи

В чём заключается теория А.Маслоу?

Для того чтобы понять, в чем заключается теория американского психолога Абрахама Маслоу, необходимо иметь представление о таких базовых понятиях, как потребность и мотивация. Определений этих понятий много.

Можно остановиться на том, что:

Потребность – это осознанная необходимость в изменении какой-либо системы с целью пополнения ее чем-то недостающим или исключения из нее какого-либо чужеродного элемента. Другими словами, это когда человек понимает, что что-то в его жизни не так, чего-то не хватает или что-то мешает, и что для этого нужно или получить недостающее или избавиться от того, что тяготит. Однако на момент появления потребности она неконкретна, то есть человек не знает, что же именно ему нужно для ее удовлетворения. Потом находится предмет (не обязательно материальный), который, по мнению человека, в состоянии ее удовлетворить. Этот предмет – мотив.

Человек получает мотивацию – побуждение к действию. Мотивация меняет его поведение, определяет вектор его движения к цели.

Анализируя биографии известных деятелей, американский психолог Абрахам Маслоу выявил определенные закономерности в их поведении и разработал теорию иерархии потребностей. Ее основные положения он изложил в двух своих основных трудах: книге «Пирамида потребностей», вышедшей в 1943 году, и книге «Мотивация и личность», увидевшей свет в 1954 году. Примечательно, что ни в одной из этих книг, равно как и в последующих трудах ученого, схематического изображения теории не было. Графический вид она обрела позже, уже после его смерти, в работе малоизвестного ученого У. Стоппа. Впрочем, эта несложная схема помогает наглядно представить теорию А. Маслоу в виде пятиярусной или семиярусной пирамиды.

Ученый все человеческие потребности разложил на 5 групп и распределил по ярусам. Пятый, самый высоких ярус, условно можно разделить еще на три этажа, на каждом из которых высшие потребности разного уровня, среди которых – своя иерархия.

Как выглядит пирамида потребностей – 7 уровней?

Пройдемся по этажам пирамиды Маслоу, чтобы поближе рассмотреть потребности, «живущие» на каждом из них.

  • Первый этаж – физиологические потребности. Это все, без чего невозможно представить существование человека: сон, утоление голода, жажды, секс. Аналогичные нужды присущи всем животным. Пока они не удовлетворены, считал Маслоу, о более высоких материях человек не помышляет. Другими словами, человек, изнывая от жары и мучительно желающий пить, навряд ли будет мучиться жаждой познания, по крайней мере пока не напьется воды. Когда кто-то мучительно хочет спать, его бесполезно звать в музей. Когда физиологические потребности удовлетворены, хотя бы частично, у индивидуума появляются более высокие.
  • Второй этаж – потребности в безопасности, стабильности, комфорте. Мотивы в этом случае более разнообразны, чем на первом уровне. Это может быть желание иметь крышу над головой, стабильную работу, предметы обихода, которые не отнимут, законы, которые защитят и другие предметы.
  • Третий этаж – социальные потребности: в любви, принадлежности к какой-либо группе, в общении. С каждым этажом вариативность мотиваций расширяется. Какой мотив окажется важнее для конкретного индивидуума, предположить сложно. Ясно лишь одно – пока его социальные потребности не удовлетворены хотя бы частично, о «восхождении» на пятый уровень не может идти и речи.
  • На четвертом этаже можно повесить табличку «Признание». Здесь находятся потребности в завоевании авторитета, уважения, в признании ценности личности. Получив признание или почувствовав себя признанным, хотя бы даже среди членов своей семьи, можно подняться в «верхнюю башню». В нее, по мнению Маслоу, попадают лишь двое из ста.
  • Пятый этаж пирамиды – потребность в самореализации. Здесь есть три ступеньки: низшая – потребности в познании, исследовании, средняя – эстетические потребности, последняя ступень – реализация своих талантов.

Присмотревшись, мы увидим, что на верхнюю ступень поднимается совсем мало людей, особенно во времена войн, экономических кризисов и других потрясений.

Как связаны потребность и мотивация?

Мотивировать человека, то есть заставлять его действовать определенным образом, могут только те потребности, которые для него актуальны на данный момент. Если хотя бы частично относящиеся к низшему уровню не удовлетворены, более высокие еще не актуальны. Когда низшие потребности удовлетворены, они уже не актуальны. Удовлетворенные потребности не мотивируют.

Иными словами, если у хозяйки болит голова о том, что поесть и чем накормить семью, она навряд ли пойдет в книжный магазин, чтобы потратить последние деньги на томик Пушкина. А человека, имеющего стабильную работу и хорошую зарплату, позволяющего покупать любые продукты в супермаркете, трудно уговорить все выходные консервировать овощи на зиму вместо того, чтобы пойти на концерт любимого артиста, приехавшего с гастролями.

Сильные и слабые стороны теории

Сильная сторона теории Маслоу – в ее четкой упорядоченности, строгой иерархии, но в этом же и ее слабость.

С одной стороны

теория Маслоу позволяет строить прогнозы, просчитывая, какие потребности будут волновать людей завтра и выстраивать деятельность компании таким образом, чтобы завтра предложить людям востребованные товары, услуги, то есть чтобы она давала им мотивы. Понятная система позволяет понять потребности общества или конкретного человека, адаптироваться к ним и мотивировать кого-то к совершению определенных действий. Это ключик к управлению людьми.

С другой стороны, слишком много история знает исключений, которые теория объяснить не в силах.

Критика теории Маслоу современными психологами

Первыми с критикой теории Маслоу выступили Холл и Ноугейм в 1968 году. Они заявили, что на практике теория не подтверждается. Действительно, история знает много примеров, когда талантливые художники голодали, но создавали шедевры. Когда поэты, страдающие от неразделенной любви, создавали  бессмертные творения. Другими словами, нарушали иерархию. И таких исключений так много, что они не подтверждают, а опровергают правило.

Второй изъян – отсутствие количественного мерила удовлетворенности потребности. Невозможно определить, когда кто-то «созрел» до нового уровня, а кто-то уже «перезрел».

Кроме того, Маслоу обвиняют в том, что его модель трудно применить на практике, но в этом его вины, по правде говоря, нет – ведь он и не предполагал, что его теорией попытаются воспользоваться маркетологи.

9psy.ru

Пирамида Маслоу

         Физиологические: потребность в пище, воде, сексуальном удовлетворении и т. д. Если по каким-либо причинам невозможно удовлетворить их, человек не может больше ни о чем думать, не может переходить к удовлетворению других, более высших в иерархии потребностей. Наверное, все сталкивались с ощущением сильного голода, которое мешает делать или даже думать о чем-либо другом. Очень красноречиво это описывал В. Франкл в книге «Сказать жизни «Да»». Психолог в концлагере». О том, как люди, живущие в постоянном страхе, тревоге за себя и своих близких, ни о чем другом, кроме еды, не могли говорить. Они говорили о пище в любой момент отдыха, а работа была очень тяжелой, описывали блюда, которые когда-то готовили, рассказывали про рестораны, которые посещали. Потребность в пище, одна из самых главных потребностей, гарантирующих жизнь, у них не была удовлетворена, и поэтому заявляла о себе постоянно.

Когда же физиологические потребности удовлетворены, утверждает Маслоу, человек перестает о них думать, забывает на какое-то время, пока организм не подаст очередной знак. Тогда можно переключить свое внимание на удовлетворение других потребностей. Конечно, мы научились воздерживаться, терпеть какое-то время. Но лишь какое-то время, пока дискомфорт не станет очень сильным.

        Следующая ступень потребностей в пиромиде Маслоу — потребность в безопасности. Очень трудно реализовывать любые свои планы, мечты, работать, развиваться, не чувствуя себя в безопасности. Если эта потребность не удовлетворена, человек организовывает всю свою деятельность (иногда на какое-то время пренебрегая даже физиологическими потребностями) на то, чтобы сделать свою жизнь более безопасной. Угрозой для безопасности могут служить глобальные катаклизмы, война, болезни, потеря имущества, жилья, а также угроза увольнения с работы. Можно отследить, как в период социальной нестабильности в стране повышается уровень общей тревожности.

Для сохранения чувства безопасности мы ищем какие-либо гарантии: страховку, работу с гарантированным социальным пакетом, автомобиль с современными технологиями, обеспечивающими защиту пассажира, изучаем законодательство, надеясь получить защиту от государства и т. д.

        Третья  ступень пирамиды потребностей Маслоу относится к зоне психологических потребностей. Если нас не беспокоят неудовлетворенные базовые потребности, а проще говоря, если мы не голодны, не изнываем от жажды, нас не одолевают болезни, не находимся в зоне военных действий и у нас есть крыша над головой, мы стремимся к удовлетворению психологических потребностей. К ним относятся: чувство  принадлежности к той или иной социальной системе (семья, сообщество, коллектив и др.), потребность в уважении, в любви. Мы создаем для этого системы, сообщества, без которых не можем выжить. Мы добиваемся любви, уважения, дружбы, стремимся быть членами группы, коллектива.

Когда эти потребности не удовлетворены, мы остро переживаем отсутствие друзей, семьи, партнера, детей. Нам больше всего на хочется быть принятыми, услышанными, понятыми. Мы ищем, как реализовать такую потребность, пренебрегая даже базовыми потребностями, настолько велика мука переживания одиночества.

На этой потребности пирамиды часто спекулируют секты, преступные группировки. Особенно велико стремление быть в группе у подростков. И поэтому подросток, не задумываясь, подчиняется правилам и законам группы, в которую стремится только для того, чтобы не быть ею отвергнутым.

       Следующая ступень — это потребность в признании, уважении окружающих, признании собственной ценности, стабильной высокой самооценке. Нам важно занимать какое-то значимое социальное положение. Нам хочется, чтобы признавали наши достоинства, наша компетентность была оценена по-достоинству, замечено наше мастерство. Сюда можно отнести желание иметь хорошую репутацию, статус, известность и славу, превосходство и т. д. Эта ступень пирамиды Маслоу уже не базовая и указывает на то, что не хлебом единым жив человек.

Когда удовлетворены все нижестоящие потребности, человек задумывается о своей роли, о своей полезности в этом мире. Мы стремимся к совершенствованию знаний и умений для того, чтобы быть действительно полезными, достойными уважения в профессии, в разных сферах своей деятельности, в семье. Если эти потребности не удовлетворяются, это для нас является крахом наших стремлений, появляется чувство неполноценности и невозможности реализации.

        Последняя, самая высшая ступень пирамиды, — потребность в самоактуализации (термин К. Гольдштейна). А. Маслоу писал: «Даже если все перечисленные ниже потребности удовлетворены, мы можем ожидать, что вскоре возникнет беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан». Наверное, встречались на вашем жизненном пути люди, которые не реализовали себя в том виде деятельности, к которой стремилась душа. По разным причинам: родители не позволили заниматься музыкой, стать артистом, а заставили стать химиком или пришлось перейти на более высокооплачиваемую, но малоинтересную работу. Чувство неудовлетворения так и идет вместе с этим человеком, перерастая иногда в алкоголизм или сердечно-сосудистые заболевания.

        Мы стремимся к удовлетворению этой потребности в саморазвитии, в духовном развитии, в совершенствовании своих индивидуальных особенностей. Мы чувствуем, что потребность удовлетворена, если воплощено наше желание быть хорошим родителем, реализованы желания достичь успехов в спорте, в бизнесе, когда мы пишем стихи или картины. Во всем том, что дает нам чувство полноты жизни.

       Наши потребности мы ощущаем только тогда, когда они не удовлетворены. Они дают нам о себе знать разными путями, начиная от болезней физических и заканчивая болезнями душевными. Для разрешения некоторых психологических проблем иногда достаточно понять, какая из потребностей пирамиды Маслоу не удовлетворена и каким образом ее можно удовлетворить. 

Можно предположить, что здоровый человек — это человек, у которого все потребности удовлетворены. Конечно, как утверждает А. Маслоу, не обязательно на 100%. Чем выше потребность, тем менее она может быть удовлетворена.

       Ошибка многих родителей в том, что они обращают внимание на удовлетворение только базовых потребности, игнорируя важность остальных. Например, в признании, в принадлежности. Говоря ребенку о том, что если он не будет слушаться, его отдадут другому дяде или сами уйдут, родители рискуют нарушить его потребности в безопасности, в принадлежности. Не обращая внимания на способности и наклонности ребенка, заставляя его получать эфемерно значимое, лишь бы какое, но высшее образование, мамы и папы ставят крест на удовлетворении потребностей в признании, самоуважении, самоактуализации своего чада.

        Да и нам самим иногда стоит задуматься, насколько в нашей жизни удовлетворены эти потребности, например в процентном отношении. И если эти цифры меньше среднестатистических, которые приводит А. Маслоу (85% — физиологические, 70% — в безопасности, 50% — в любви, 40% – в уважении и 10% — в самоактуализации), тогда стоит, наверное, задуматься о том, что мы можем в своей жизни изменить.

Марианна Лапина

Источник: http://psyforum.net/piramida-potrebnostey-maslou.html

praktiks.com

Бизнес и Пирамида потребностей Маслоу

Известно, что чем большее количество своих потребностей будет реализовано, тем больших высот мы сможем достигнуть в жизни. Но  реализация потребностей находится в зависимости от нашей мотивации. Абрахам Маслоу - автор самой популярной и наиболее любимой мной мотивационной теории, получившей название "пирамида потребностей Маслоу".

Теория мотивации, или пирамида (иерархия) потребностей Маслоу

Пирамида Маслоу состоит из  пяти уровней базовых потребностей: 

  1. потребности, связанные с физиологией: в движении, дыхании, крыше над головой, воспроизведении потомства, одеянии, отдыхе и т.д.
  2. потребности, связанные с безопасностью: уверенность в будущем, стабильность в жизни, гарантированная занятость и т.д.;
  3. потребности общественного характера: взаимодействие с социумом, нахождение в социальной группе, любовь, внесение вклада в общую деятельность, забота о ближнем и т.д.;
  4. потребности в уважении и самоуважении: социальный статус, карьерное продвижение, общественное признание и т.д.;
  5. потребности, связанные с важностью познания;

Шестой и седьмой уровни не являются базовыми и представляют собой "высшие" потребности, связанные с творчеством и самоактуализацией (границы между 5-ым, 6-ым и 7-ым уровнями несколько размыты, поэтому их часто объединят)

Бизнес через призму  Пирамиды Маслоу

Вы и ваш бизнес — это единый организм. Бизнес - это ваше отражение. И этапы развития бизнеса легко укладываются в рамки мотивационной теории Маслоу.

1.Вы только приняли решение создать свой бизнес. Что движет вами на начальном этапе? В первую очередь — желание заработать столько денег, чтобы удовлетворить свои потребности в еде, тепле, комфорте. И первые годы развития бизнеса вы посвящаете именно тому, чтобы выйти на нужные обороты и нужный финансовый уровень.

2.Ура! У вас есть все движимые и недвижимые вещи, которые хотелось заполучить. Но вы не останавливаетесь на этом. Вы мгновенно переходите на следующую ступень, где возникает новая потребность — потребность в безопасности и стабильности. Получаемый финансовый поток теперь необходимо утвердить, зафиксировать. Что бы ни случилось, вы не должны остаться без регулярного дохода. И вы предпринимаете конкретные шаги в этом направлении, которые делают ваш бизнес стабильным.

3.И вот, когда вы уже не сомневаетесь в том, что бизнес будет приносить прибыль и впредь, вы делаете выбор: остановиться на этом или двигаться дальше. Как предприниматели, так и наемные руководители зачастую остаются на нижних двух уровнях, и их бизнес призван удовлетворять соответствующие потребности. Я не говорю, что это хорошо или плохо, это данность.

Но двигаемся дальше. Движение почему-то сопряжено чувством неудовлетворенности. Всё уже достигнуто, но чего-то не хватает… Хочется развиваться дальше, но пока непонятно, в каком направлении.

Многие руководители в этот момент начинают активно проводить различные корпоративные мероприятия для того, чтобы сблизиться с коллективом и добиться в нем признания. Раньше не до того было — бизнес нужно поднимать. А теперь и время появилось, и желание. Это и означает, что вы находитесь на третьем этапе развития бизнеса — необходимость принятия группой.

4.Добившись признания в коллективе, вы хотите получить его и среди коллег по бизнесу. Например, вы становитесь членами общественных организаций предпринимателей, принимаете участие в телевизионных съемках, посвященных актуальным вопросам бизнеса, начинаете писать статьи в тематические издания, давать комментарии, вести свой блог. Вы начинаете помогать другим стать более компетентными в том, что они делают. Вы становитесь экспертом и получаете признание. Это несомненный успех! И на бизнес этот успех оказывает непосредственное влияние. К нему привлекается все больше внимания, все больше клиентов желают иметь с вами дело. Открывается «второе дыхание», начинается новая жизнь предприятия.

5.Казалось, бы чего еще желать? Но выясняется, что остановиться вы уже не можете. Желание развиваться лишь нарастает. И вы регулярно познаете что-то новое: информацию, сервис, новинки отрасли. Без устали повышаете квалификацию и развиваете личность. Вносите все новые и новые усовершенствования в бизнес. Это оптимальный и самый здоровый путь развития.

6.Разносторонне развив свою личность, вы вдруг осознаете, что важны не только знания и новации, но и красота! Красота каждого продукта, красота каждого действия, обслуживания клиентов, взаимодействия с партнерами. Вы понимаете, что в свое время были заняты зарабатыванием денег, а теперь появилось время на красоту. И ваша жизнь, и ваш бизнес начинают цвести яркими красками!

7.И вот вы созреваете для самого важного этапа: приходит потребность в самоактуализации. Весь ваш опыт, все ваше существо начинает жить предназначением: вы вдруг понимаете, для чего, собственно, родились в этом мире. И когда вы начинаете выстраивать свою жизнь в соответствии с предназначением, вы начинаете целостно проявлять себя через свой бизнес. Именно это приносит вам счастье, потому что вы не просто бизнесмен, вы реализуете свои лучшие качества через свой же бизнес. И тогда ваше дело, как ваше отражение, начинает приносить не только деньги, но и радость, и удовлетворение. Вы гармонично дополняете свой бизнес, а он — вас.

А на каком этапе сейчас вы? Члены Общественного объединения содействия развитию частного предпринимательства "Единство", знаю точно, как минимум, на 4-ом! Многие подбираются к вершине!

Хотя огромное количество индивидов (статья Маслоу, опубликованная впервые в 1943 году, называлась "Теория мотивации индивида") прекращает продвигаться дальше, когда достигают успеха, престижа, признания. Добившись конкретного статуса в некоторой области, люди часто убеждают себя, что они уже имеют все, что им было нужно (ведь некоторое время назад это представлялось заветной мечтой). Только спустя время, они начинают осознавать, что зря прекратили движение, что нынешняя обстановка уже не соответствует их требованиям. Однако потерянное время ушло безвозвратно. Так что не стоит прекращать движение на начальных стадиях воплощения потребностей – полноценность существования состоит в том, чтобы непрестанно совершенствовать себя и окружающую среду. По Маслоу, чем выше интеллект личности, тем более требовательными являются ее желания, тем сильнее её потребности в самоактуализации.

Источник: www.constructorus.ru

< Предыдущая   Следующая >

edinstvo-gomel.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *