Плюсы и минусы эксперимента как метода исследования – Возможности и ограничения эксперимента как метода исследования

Плюсы и минусы эксперимента как метода исследования. Недостатки метода наблюдения. Основные сферы применения тестирования

Эксперимент — один из самых уважаемых методов научного исследования, но он имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Он надежен, но громоздок, он производит впечатление, но не всегда этичен.

Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях:

· Возможность выбрать момент начала события

· Повторяемость изучаемого события

· Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными

Сторонники неприемлемости экспериментального метода в психологии опираются на следующие положения:

· Субъект-субъектное отношение нарушает научные правила

· Психика обладает свойством спонтанности

· Психика слишком непостоянна

· Психика слишком уникальна

· Психика — слишком сложный объект исследования

Здравый смысл и собственный опыт убедили докторов в том, что кровопускание — эффективный метод лечения тифа, и это мнение держалось до тех пор, пока кому-то в середине XIX в. не пришло в голову поэкспериментировать: разделить больных на две группы и сделать одним кровопускание, а другим прописать постельный режим.

Однако в отдельных случаях условия лабораторного эксперимента имеют искусственный характер: они вносят в течение исследуемых психических процессов резкие изменения, благодаря чему эти процессы приобретают черты, далекие от тех, которыми они отличаются в естественных условиях. Это привело к необходимости применить в психологии так называемый естественный эксперимент, методика которого впервые была разработана и предложена известным русским психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917).

Естественный эксперимент сохраняет все черты экспериментального метода: он основан на активном вмешательстве экспериментатора в течение психических процессов, которые вызываются у испытуемых в связи с поставленной задачей исследования; он допускает необходимые повторения и планомерные изменения, позволяющие лучше, чем при простом наблюдении, выявить исследуемые явления. Но все это проводится в естественных условиях той или иной деятельности, в результате чего испытуемые даже и не подозревают о том, что они подвергаются психологическому эксперименту.

Описанное выше экспериментальное исследование характерных особенностей памяти учащихся разного возраста может быть вынесено за пределы психологической лаборатории и проведено в естественных условиях урока. При этом учащиеся будут заняты обычным для них учебным процессом, их внимание будет направлено не на выполнение тех или других требований экспериментатора, а на усвоение знаний по данному учебному предмету, будь то математика, история, биология или литература.

Психолог-экспериментатор, который в данном случае выступает перед учащимися как учитель, заинтересованный в лучшем проведении урока, может варьировать предлагаемый учащимся учебный материал в соответствии с задачами своего исследования: в одном случае он может предложить заучивать требуемый материал в сугубо словесной форме, в другом случае он может уделить больше внимания наглядному, образному материалу и из анализа полученных на таком уроке результатов выявить характерные особенности памяти учащихся, которые даже не будут знать, что над ними провели экспериментально-психологическое исследование.

Преимущества метода естественного эксперимента огромны: он сближает экспериментальные психологические исследования с жизнью, позволяет изучать психические процессы так, как они протекают в естественных условиях трудовой, учебной или спортивной деятельности.

Например, в условиях лабораторного эксперимента довольно трудно выявить, какую роль при выполнении тех или иных физических упражнений играют дополнительные зрительные раздражения. Выполнение сложных движений, характерных для физических упражнений, трудно организовать в условиях лабораторного эксперимента. Но эта задача легко решается в условиях естественного эксперимента. Например, на уроке гимнастики при выполнении трудного упражнения на параллельных брусьях преподаватель может ввести дополнительный зрительный раздражитель: поместить на определенной высоте какой-либо предмет, например флажок, служащий для учащихся своеобразным «ориентиром», до которого надо дотянуться носками ног. Это позволяет учащимся выполнить требуемое движение технически правильно и быстро овладеть им, так как дополнительный «ориентир» помогает им уточнить соответствующие зрительные и мышечно-двигательные представления.

Эксперименты бывают нескольких видов. В зависимости от способа организации выделяют лабораторный, естественный и полевой эксперименты. Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях. Исследователь планово и целенаправленно воздействует на объект изучения, чтобы изменить его состояние. Достоинством лабораторного эксперимента можно считать строгий контроль за всеми условиями, а также применение специальной аппаратуры для измерения. Недостатком лабораторного эксперимента является трудность переноса полученных данных на реальные условия. Испытуемый в лабораторном эксперименте всегда осведомлен о своем участии в нем, что может стать причиной мотивационных искажений.

Естественный эксперимент проводится в реальных условиях. Его достоинство состоит в том, что изучение объекта осуществляется в контексте повседневной жизни, поэтому полученные данные легко переносятся в реальность. Испытуемые не всегда проинформированы о своем участии в эксперименте, поэтому не дают мотивационных искажений. Недостатки – невозможность контроля всех условий, непредвиденные помехи и искажения.

Полевой эксперимент проводится по схеме естественного. При этом возможно использование портативной аппаратуры, позволяющей более точно регистрировать получаемые данные. Испытуемые проинформированы об участии в эксперименте, однако привычная обстановка снижает уровень мотивационных искажений.

В зависимости от цели исследования

различают поисковый, пилотажный и подтверждающий эксперименты. Поисковый эксперимент направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями. Он проводится на начальном этапе исследования, позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочные переменные (см. 4.4) и определить способы их контроля.

Пилотажный эксперимент – это пробный эксперимент, первый в серии. Он проводится на небольшой выборке, без строгого контроля переменных. Пилотажный эксперимент позволяет устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, конкретизировать цель, уточнить методику проведения эксперимента.

Подтверждающий эксперимент направлен на установление вида функциональной связи и уточнение количественных отношений между переменными. Проводится на заключительном этапе исследования.

В зависимости от характера влияния на испытуемого выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Констатирующий

эксперимент включает в себя измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) до активного воздействия на него, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями. Целью формирующего эксперимента является применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых. Контрольный эксперимент – это повторное измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) и сравнение с состоянием до начала формирующего эксперимента, а также с состоянием, в котором находится контрольная группа, не получавшая экспериментального воздействия.

По возможности влияния экспериментатора на независимую переменную выделяют спровоцированный эксперимент и экс

realartist.ru

Эксперимент, как метод социальной психологии, преимущества и недостатки эксперимента в сравнении с наблюдением

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. По специфике поставленной задачи различаются:

  1. Научные и прикладные эксперименты. Научные эксперименты направлены на приобретение новых знаний, прикладные же – на получение практического эффекта.
  2. Проективные и ретроспективные. Проективные эксперименты направлены в будущее: исследователь проектирует проявления предполагаемых следствий, вводя в действие гипотетические причины. Ретроспективные – направлены в прошлое: исследователь манипулирует информацией о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших имеющиеся следствия.
  3. Одно- и много-факторные эксперименты. В однофакторном эксперименте проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной, в многофакторном эксперименте – целого комплекса переменных в их взаимодействии.

По характеру экспериментальной ситуации следует прежде всего различать контролируемые и неконтролируемые эксперименты. На результаты неконтролируемых экспериментов оказывают существенное влияние внеэкспериментальные факторы, характер и степень влияния которых неизвестны, часто остается неизвестной и сама природа этих факторов. При контролируемом эксперименте контроль переменных означает выравнивание всех условий на экспериментальном и контрольном объекте, кроме воздействия экспериментального фактора, и периодическое измерение значений как экспериментальных так и неэксперементальных переменных.

Подраздел: Шпаргалки по социальной психологии

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Шпаргалки по …:

psylist.net

Эксперимент как активный метод исследования

Эксперимент используется для проверки гипотез о наличии причинно-следственных (каузальных) связей между переменными. Общий вид проверяемых гипотез: Если А, то В, где А — некое условие, В — изучаемая психологическая переменная (поведение), являющаясяпредметомисследования.

Переменные. Условия, которыми манипулирует экспериментатор, называют независимой переменной (НП).

Уровни НП устанавливаются (предъявляются испытуемым) в соответствии с планом эксперимента.

Зависимая переменная (ЗП)измеряемое поведение участника исследования. Зависимость означает потенциальную зависимость измеряемого поведения от уровней НП. Экспериментальная гипотеза формулируется как предположение о зависимости ЗП от НП.

Внешние переменные(ВП)переменные, оказывающие влияние на ЗП помимо НП. Пример ВП — состояние испытуемых, поведение экспериментатора, степень информированности участника об эксперименте, внешние помехи. Внешние переменные должны контролироваться в эксперименте. Контроль ВП позволяет дифференцировать влияние НП на ЗП от влияния на ЗП других, не находящихся в фокусе исследования переменных. Если контроль не возможен, эксперимент не может считаться «чистым»( или внутренне валидным). Выводы, сформулированные на основе данных такого эксперимента, не могут считаться достоверными, обоснованными.

Разновидности ВП (1)(По Мартину)

— контролируемые. Устанавливаемые на фиксированном уровне, ограничивают возможности обобщения результатов, Например, исследование в ЭГ и КГ проводится в определенное время, при определенной освещенности, с использованием определенного оборудования и т.п.

— случайные (значения таких переменных изменяются случайным образом, влияние на ЗП нивелируется). Например, фоновые колебания работоспособности испытуемых в процессе выполнения экспериментальных заданий.

— вмешивающиеся (меняющиеся систематическим образом, вместе с изменениями ЗП), составляют основной источник угроз внутренней валидности. ЭГ и КГ могут различаться по каким-либо значимым параметрам, которые не учитываются экспериментатором.

Разновидности ВП (1)(По Дружинину и др.)

Дополнительные – условия эксперимента. Определяют внешнюю валидность.

Побочные – случайные факторы, влияющие на ЗП. Определяют внутреннюю валидность.

Способы контроля ВП:

1. Установление значений ВП на постоянном уровне. Значения ВП устанавливаются на определенном фиксированном уровне: одинаковая освещенность, тип оборудования, один и тот же экспериментатор и т.д. Основные проблемы при таком способе контроля:

— не все переменные можно установить на фиксированном уровне (например, психологические характеристики — все испытуемые с одинаковым уровнем общительности?!),

— фиксация характеристик на одном уровне ограничивает возможности обобщения полученных данных (проблема внешней валидности). Можно ли переносить выводы на всю популяцию, если испытуемые — студенты третьего курса исторического факультета?

2. Случайный отбор (рандомизация) — позволяет контролировать влияние случайных переменных (практически все психологические переменные). Случайный отбор обеспечивает эквивалентность (равенство) групп. Основное преимущество — обеспечение внешней валидности — возможность обобщать результаты.

Пример: различается ли время реакции на зрительные или слуховые раздражители (сигналы). Испытуемым в случайном порядке предъявляют слуховые (гудок) и зрительные (вспышка света) сигналы. Фиксируется время реакции, и сравниваются показатели ВР на зрительные звуковые сигналы. В эксперименте устанавливается зависимость между модальностью (видом) сигнала и временем реакции. НП — модальность, ЗП — время реакции.

Схема эксперимента

Sr

S1 → } PR M

S2 →

P – предмет исследования

Sr – релевантные стимулы (НП) – их влияние на психику исследуется в эксперименте

S1 – нерелевантные стимулы (ВП) – их влияние нас не интересует, но от их воздействия мы не можем избавиться (должны контролироваться) – действие приводит к появлению систематических ошибок (смешению)

S2 – случайные стимулы (изменения среды или состояния испытуемого, например флуктуации внимания) –действие приводит к появлению случайных ошибок

R – регистрируемые реакции (ЗП)

M – формальное (часто числовое) множество, соответствующее реакциям

Основные задачи эксперимента

Разновидности эксперимента

Поисковый — проверяется гипотеза оналичиисвязи между НП и ЗП.

Подтверждающий— проверяется гипотеза овидесвязи между НП и ЗП.

Критический одновременная проверка альтернативных гипотез.

Идеальный Э — мысленный образец эксперимента, в котором на ЗП влияют только уровни НП, т.е. нет никаких других изменений, кроме двух этих переменных.

Истинный – характеризуется наличием эквивалентных групп ( как результат рандомизации), наличием ЭГ и КГ, завершением эксперимента тестированием и сравнением КГ и ЭГ.

Лабораторный – проводится в специально организованных условиях, отличающихся от реальных. При этом обычно применяются специальные технические средства и специальная аппаратура. Поведение испытуемых полностью определятся инструкцией. Основные недостатки – «искусственность» условий и реакция испытуемых на участие в исследовании.

Естественный – проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании исследователем некоторых из них. Естественный эксперимент, проводимый для решения задач педагогики и педагогической психологии называется психолого-педагогическим.

Констатирующий Э –предусматривает выявление существующих психологических особенностей или уровней развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий.

Формирующий Э – предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых для того, чтобы выработать определенные свойства или качества, что позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерности образования психологических феноменов, определить условия их эффективного развития.

Отличительные особенности эксперимента

Эксперимент

Другие методы

Эксперимент – активный метод — исследователь активно вызывает явление или процесс, воздействуя на объект

Пассивные методы — регистрация естественного процесса

Систематически применяются различные способы контроля переменных

Контроль переменных ограничен

Экспериментатор активно манипулирует независимой переменной

Возможны лишь варианты отбора уровней независимых переменных

Гипотезы о причинно-следственных зависимостях

Гипотезы о связях или наличии явления

Наличие основной и контрольных групп испытуемых

Как правило, все группы равноценны, поэтому проводится их сравнение

studfiles.net

Особенности психологического эксперимента. Метод тестов.


⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 7Следующая ⇒

Исследователь должен поставить чёткую задачу – для чего проводится эксперимент, с кем и в каких условиях. Далее между испытуемым и учёным должны установиться определённые отношения и испытуемому даются инструкции (либо не даются). Затем проводится сам эксперимент, после чего обрабатываются и интерпретируются полученные данные.

Эксперимент как научный метод должен соответствовать определённым качествам:

  • Объективность полученных данных;
  • Надёжность полученных данных;
  • Валидность полученных данных.

Но, несмотря на то, что эксперимент является одним из самых уважаемых методов исследования, он имеет, как плюсы, так и минусы.

Плюсы:

  • Возможность выбрать отправную точку для начала эксперимента;
  • Возможность повторного проведения;
  • Возможность изменять определённые факторы, тем самым влияя на результат.

Минусы (по мнению некоторых специалистов):

  • Психика сложна для исследования;
  • Психика непостоянна и уникальна;
  • Психика обладает свойством спонтанности.

По этим причинам, проводя психологические эксперименты, исследователи не могут в своих результатах опираться на данные одного лишь этого метода и должны прибегать к комбинированию с другими методами и учитывать множество различных показателей.

Проводить различные эксперименты в процессе жизнедеятельности можно и без помощи дипломированных специалистов и опытных психологов. Естественно, результаты, полученные в ходе самостоятельных экспериментов, будут сугубо субъективными. Но определённую информацию получить всё же можно.

Психологическое тестирование относится к разделу психодиагностики и занимается изучением психологических качеств и свойств личности через применение психологических тестов. Этот метод часто применяется в консультировании, психотерапии, а также работодателями при приёме на работу. Психологические тесты нужны, когда требуется узнать о личности человека более подробно, чего нельзя сделать при помощи беседы или опроса.

Основными характеристиками психологических тестов являются:

  • Валидность – соответствие полученных из теста данных той характеристике, для которой тест проводится;
  • Надёжность – соответствие полученных результатов при повторном тестировании;
  • Достоверность – свойство теста давать истинные результаты, даже при намеренных или непреднамеренных попытках их искажения испытуемыми;
  • Репрезентативность – соответствие нормам.

По-настоящему эффективный тест создаётся путём проб и модификаций (изменение количества вопросов, их состава и формулировок). Тест должен пройти многоступенчатую процедуру проверки и адаптации. Действенный психологический тест – это стандартизированная проверка, на основе результатов которой становится возможным произвести оценку психофизиологических и личностных характеристик, а также знаний, умений и навыков испытуемого.

Существуют различные виды тестов:

  • Тесты на профориентацию – для определения предрасположенности человека к какому-либо виду деятельности или соответствия должности;
  • Тесты личности – для изучения характера, потребностей, эмоций, способностей и других свойств личности;
  • Тесты интеллекта – для изучения степени развития интеллекта;
  • Вербальные тесты – для изучения умения человека описывать словами совершаемые действия;
  • Тесты достижений – для оценки уровня овладения знаниями и навыками.

Есть и другие варианты тестов, направленных на изучение человека и особенностей его личности: цветовые тесты, лингвистические тесты, опросники, анализ почерка, психометрия, детектор лжи, различные методы диагностирования и др.

Психологические тесты очень удобно использовать в обычной жизни для того, чтобы лучше узнать себя или людей, к которым вы неравнодушны.

Теория Д.Локка

Одним из видных философов 17 в. Основной философской работой — «Опыт о человеческом разуме». Локк продолжил развитие эмпиризма Бэкона, обосновывая сенсуалистическое направление в теории познания.

Локк считал, знание проистекает из опыта, а опыт складывается из ощущений. Теория Локка гласила: 1) нет врожденных идей, все познание рождается в опыте; 2) душа или разум человека при рождении подобны чистой доске; 3) в интеллекте нет ничего, чего раньше не было в ощущениях, в чувствах. Локк подверг критике учение Декарта о «врожденных» идеях. Ощущения, получаемые человеком от окружающей его среды, по мнению Локка, — первое и решающее основание всего познания. Локк подразделяет опыт на два вида: опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия). Источник первого — объективный материальный мир, воздействующий на наши органы чувств и вызывающий ощущения. Внутренний же опыт через рефлексию обращен на наблюдение своих собственных наблюдений. Локк подразделяет все идеи (представления на простые и сложные.) Простые идеи, по Локку, образуются непосредственно из ощущений и рефлексии. Простые идеи пассивны, они как бы навязываются нам извне. Сложные же идеи требуют активности ума. Эта деятельность сводится к комбинированию простых представлений. Таким путем, по Локку, образуются даже самые сложные, абстрактные идеи. Локк был одним из первых философов, рассмотревших чувственные восприятия, вызванные внешним миром, как исходный момент всей психической жизни. Это одно из основных положений материалистической теории познания. Таким образом, Локк положил начало эмпирической психологии, в которой первостепенное значение придавалось самонаблюдению (интроспекции).

 

В основном философском труде «Опыт о человеческом разуме» Локк давал высокую оценку роли воспитания в развитии человека. Основной педагогический труд – «Мысли о воспитании» содержит педагогические идеи о воспитании джентельмена.

Важнейшими задачами воспитания признается достижение крепкого физического здоровья воспитанника, умеющего разумно рассуждать и делать необходимые для жизни выводы; выработка характера, воли, нравственности, умственное развитие. Действенными средствами в воспитании являются упражнения, пример, окружение ребенка. Важная сторона воспитания – овладение ребенком ремеслами, трудовая закалка. Отдых заключается не в безделье, а в перемене занятий.

В методе обучения, по Локку, следует соблюдать следующие правила:

— ни один предмет, который дети должны изучить, не следует навязывать им;

— нужно приучить детей господствовать над собою, чтобы они были способны в случае необходимости легко переключаться на занятия новым предметом, даже если сильна увлеченность прежним.

 

Школа Л.Н. Толстого

Мысли Толстого об опыте как базе научной педагогики, о свободе как критерии педагогики были положены им в основание его теоретической и практической деятельности в Яснополянской школе (1859-1862). Эта школа была создана писателем для детей крестьян и явилась замечательной педагогической лабораторией, опытом нового воспитания детей. Деятельность Яснополянской школы — одна из ярких страниц истории русской педагогики и школы второй половины XIX в. Однако в опыте работы этой школы были и свои слабые стороны. Л. Н. Толстой переоценивал роль личного, стихийного опыта и текущих интересов и настроений детей в определении содержания учебных занятий. Он допускал такой условный порядок и своеобразный режим, когда ученики могли ходить или не ходить в школу, слушать или не слушать учителя и т. д. В Яснополянской школе имело также место религиозное воспитание детей.

Л. Н. Толстой горячо пропагандировал необходимость самого бережного, внимательного и любовного отношения педагогов к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности. Работа писателя в Яснополянской школе дает яркие примеры такого отношения к детям. Сам Толстой и учителя Яснополянской школы стремились всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, всемерно развивать их творческие силы, применяя самые разнообразные средства воздействия как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Именно эта часть педагогической теории и практики Толстого была особенно ценной для развития русской дошкольной педагогики. Русские педагоги, работавшие в области дошкольного воспитания, стремились не только пропагандировать в педагогической печати эти заветы Толстого, но и осуществлять их в практике работы дошкольных учреждений.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Естественный эксперимент — Психологос

Естественный эксперимент, или полевой эксперимент — вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.

Это эксперимент, проводимый в обычной жизни, когда вроде бы никакого эксперимента и никакого экспериментатора — нет.

Данный тип психологического эксперимента используется, например, во многих исследованиях по социальной психологии, и нередко проводится в режиме пилотажного, пробного варианта.

Возможности и ограничения метода

При проведении такого эксперимента сохраняется возможность, если это позволяют этические и организационные соображения, оставить испытуемого в неведении о своей роли и участии в эксперименте, что имеет преимущество в том, что на естественность поведения испытуемого не скажется факт проведения исследования.

Ограничения метода — ограничены возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных.

Естественный эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности. Не так давно считалось, что лабораторный эксперимент по сравнению с естественным выигрывает в точности регистрации замеров изучаемых явлений, в возможности точно дозировать и варьировать влияние раздражителей, устранять мешающие факторы и создавать сравнимые условия. Теперь это мнение не может считаться верным во всех случаях. Современная техника открывает широкие возможности перенесения положительных сторон лабораторного эксперимента в естественный. При этом отсутствует главный и весьма существенный недостаток лабораторного эксперимента — искусственный характер условий, который вносит резкие изменения в течение психических процессов. В естественном эксперименте человек трудится, учится, подчас даже не зная, а чаще всего забывая, что он является объектом исследования.

Виды и формы естественного эксперимента

Естественный эксперимент имеет много форм и различных приемов. Для сбора первичной информации обычно используются:

  • Вводные задачи.

В простейшем своем виде он широко применяется в форме вводных задач. Задачи эти могут ставиться руководителем устно («Случилось то-то, что будете делать?») или путем введения незаметно для сотрудника отклонения в его работу. Уже одно наблюдение за таким естественным экспериментом дает ценные факты, позволяет проверить ту или иную гипотезу исследователя.

  • Формирующий эксперимент

Широкое применение в практической психологии находит формирующий (обучающий или воспитывающий) эксперимент, в котором навыки или качества личности изучаются в процессе их формирования, развития.

  • Измененение условий деятельности

Своеобразным методическим приемом является целенаправленное изменение структуры профессиональной деятельности. Смысл этого приема заключается в том, что при выполнении определенной деятельности выключаются по заранее продуманному плану отдельные анализаторы, меняется поза или «хватка» за рычаги управления, вводятся дополнительные раздражители, меняются эмоциональный фон и мотивы деятельности и т. д. Учет результатов деятельности в различных условиях позволяет оценить роль тех или иных факторов в структуре изучаемой деятельности и гибкость соответствующих навыков.

  • Моделирование изучаемой деятельности

Моделирование как метод применяется в ситуациях, когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. В таком случае прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, то есть фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

www.psychologos.ru

Эксперимент как метод исследования — реферат

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  обучения

«Челябинский  государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

 

Факультет управления

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Основы научных исследований

ЭКСПЕРИМЕНТ КАК  МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2013

ВВЕДЕНИЕ

 

Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт)  — метод исследования некоторого явления в управляемых  условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым  объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и  служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что люди постоянно экспериментируют, это помогает в исследовании и в возможности появления чего-то нового.

Мне понравился учебник «  Экспериментально — исследовательская  деятельность различные аспекты, автор  которого Новиков. А. М. Он представил виды эксперимента, их классификации. В процессе написания работы мною были использованы также труды таких авторов  как Демидова, А. В., Загвязинский, В. И., Кожухар,В. М., Степин В. С.

Цель: Изучить эксперимент  как метод исследования.

Задачи: Дать определение  понятия эксперимент, охарактеризовать виды эксперимента, рассмотреть плюсы  и минусы в процессе эксперимента.

Объект: Эксперимент.

Субъект: Метод исследования.

Структура реферата включает: введение, 3 главы, заключение, список использованных источников.

 

 

 

ВИДЫ  ЭКСПЕРИМЕНТА

 

Физический эксперимент — способ познания природы, заключающийся в  изучении природных явлений в  специально созданных условиях. Изучение нового физического явления начинается с наблюдения. Непосредственно за наблюдением следует качественный анализ, в ходе которого формулируются какие-то, часто не вполне определенные и четкие, представления о сущности явления, а также намечаются пути его экспериментального изучения. Так, например, английский ботаник Броун опробовал в 1827 году изобретенный в то время новый объектив для микроскопа. Наблюдая с помощью микроскопа взвесь цветочной пыльцы в воде, он был поражен зрелищем, открывшимся в поле зрения объектива. Как сам Броун, так и многие другие ученые считали, что причиной броуновского движения является особая «жизненная сила», которая якобы должна находиться в цветочной пыльце.

Физический эксперимент, хотя и  связан с наблюдением, не менее существенно  отличен от него. Это следующий, качественно  новый этап чувственного восприятия изучаемого явления. Эксперимент включает в себя наблюдение как необходимую  составную часть.

В ходе эксперимента не только воспроизводится  явление, но и исследуется его  зависимость от сопутствующих условий  и от параметров, производятся измерения.

Компьютерный (численный) эксперимент  — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том  что, по одним параметрам модели вычисляются  другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью. Данный вид эксперимента можно лишь условно отнести к эксперименту, потому как он не отражает природные  явления, а лишь является численной  реализацией созданной человеком  математической модели. Действительно, при некорректности в мат. модели — ее численное решение может быть строго расходящимся с физическим экспериментом. 
Для проверки правильности алгоритма построения модели используется тестовый набор исходных данных, для которых конечный результат заранее известен или предварительно определен другими способами.  
Например, если вы используете при моделировании расчетные формулы, то надо подобрать несколько вариантов исходных данных и просчитать их «вручную». Это тестовые задания. Когда модель построена, вы проводите тестирование с теми же вариантами исходных данных и сравниваете результаты моделирования с выводами, полученными расчетным путем. Если результаты совпадают, то алгоритм разработан верно, если нет — надо искать и устранять причину их расхождения. Тестовые данные могут совершенно не отражать реальную ситуацию и не нести смыслового содержания. Однако полученные в процессе тестирования результаты могут натолкнуть вас на мысль об изменении исходной информационной или знаковой модели, прежде всего в той ее части, где заложено смысловое содержание.  
Чтобы убедиться, что построенная модель отражает свойства оригинала, которые учитывались при моделировании, надо подобрать тестовый пример с реальными исходными данными.

Психологический эксперимент  — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных  знаний посредством целенаправленного  вмешательства исследователя в  жизнедеятельность испытуемого. 

Структура психологического эксперимента

От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых научная работа протекает. Цель науки — постижение истины, а способ постижения истины — научное исследование.

Исследование, в отличие от стихийных  форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности — научном  методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость  результата.

Различают эмпирическое и теоретическое  исследования, хотя разграничение это  условно. Как правило, большинство  исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое исследование осуществляется не изолированно, а в рамках целостной  научной программы или в целях  развития научного направления. Изучение особенностей нарциссической личности Э. Фромм проводил в рамках научной программы исследования причин «злокачественной агрессии». Программа К. Левина послужила основой для постановки исследований уровня притязаний, мотивации достижений, квазипотребностей, групповой динамики и пр. Предложенная Б.Ф. Ломовым программа изучения влияния процесса общения на когнитивные процессы породила исследования динамики и эффективности совместного решения сенсорных задач, запоминания материала, сравнения процессов индивидуального и группового мышления и т.д.

Исследования по их характеру можно  разделить на фундаментальные и  прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные  и т.д.

Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета  практического эффекта от применения знании.

Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое  должно быть использовано для решения  конкретной практической задачи.

Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае — психологии). Как  и междисциплинарные, эти исследования требуют участия специалистов различных  областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. К этой группе можно отнести генетические исследования, исследования в области инженерной психофизиологии, а также исследования на стыке этнопсихологии и социологии.

Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов  и методик, посредством которых  ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число  значимых параметров изучаемой реальности.

Мысленный эксперимент в  философии, физике и некоторых других областях знания — вид познавательной деятельности, в которой структура  реального эксперимента воспроизводится  в воображении. Как правило, мысленный  эксперимент проводится в рамках некоторой модели (теории) для проверки её непротиворечивости. При проведении мысленного эксперимента могут обнаружиться противоречия внутренних постулатов модели либо их несовместимость с внешними (по отношению к данной модели) принципами, которые считаются безусловно истинными (например, с законом сохранения энергии, принципом причинности  и т. д.).

 

Преимущества  мыслительного эксперимента

• Цели более высокого уровня. Мыслительные эксперименты позволяют участникам достигать целей внутриличностного порядка через развитие самоосознанности. Это могут быть даже цели духовного порядка. 
 
• Любое количество игроков. В ситуации коучинга вы можете проводить мыслительный эксперимент и с одним участником. Бывает и другая крайность: вы можете вести этот вид деятельности и с большой группой участников, и тогда они будут работать параллельно, не взаимодействуя друг с другом (как в вышеописанном примере). 
 
• Любое время и место. Большинство мыслительных экспериментов не требуют специальных материалов или оборудования. Требуется лишь мышление в заданной структуре ситуации. 
 
• Проверенные техники. Этот вид деятельности получил эмпирическую поддержку различных психологических школ. Например, бихевиоральные терапевты доказали эффективность мысленной ролевой игры. Психологи, исследовавшие креативность, многократно продемонстрировали позитивный эффект визуализации. 

Критический эксперимент  — эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной. Этот эксперимент  должен дать предсказанный результат, который не может быть выведен  из других, общепринятых гипотез и  теорий.

 

 

 

 

КЛАССИФИКАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТА

 

·       Лабораторный эксперимент. Выделяют в зависимости от условий проведения — условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных — элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте. 
 
·       Полевой, или естественный эксперимент. Эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах. 
 
·       Формирующий эксперимент. Экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали. 

 

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ  ЭКСПЕРИМЕНТА

 

Методы планирования эксперимента позволяют минимизировать число  необходимых испытаний, установить рациональный порядок и условия  проведения исследований в зависимости  от их вида и требуемой точности результатов. Если же по каким-либо причинам число испытаний уже ограничено, то методы дают оценку точности, с которой  в этом случае будут получены результаты. Методы учитывают случайный характер рассеяния свойств испытываемых объектов и характеристик используемого  оборудования. Они базируются на методах теории вероятности и математической статистики.

 

Этапы планирования эксперимента

1. Установление цели эксперимента (определение характеристик, свойств и т. п.) и его вида (определительные, контрольные, сравнительные, исследовательские).

2. Уточнение условий проведения эксперимента (имеющееся или доступное оборудование, сроки работ, финансовые ресурсы, численность и кадровый состав работников и т. п.). Выбор вида испытаний (нормальные, ускоренные, сокращенные в условиях лаборатории, на стенде, полигонные, натурные или эксплуатационные).

3. Выявление и выбор входных и выходных параметров на основе сбора и анализа предварительной информации. Входные параметры (факторы) могут быть детерминированными, то есть регистрируемыми и управляемыми (зависимыми от наблюдателя), и случайными, то есть регистрируемыми, но неуправляемыми.

4. Установление потребной точности результатов измерений . Выбирается вид образцов или исследуемых объектов, учитывая степень их соответствия реальному изделию по состоянию, устройству, форме, размерам и другим характеристикам. 
На назначение степени точности влияют условия изготовления и эксплуатации объекта, при создании которого будут использоваться эти экспериментальные данные. Точность экспериментальных данных также существенно зависит от объёма (числа) испытаний — чем испытаний больше, тем (при тех же условиях) выше достоверность результатов. 
Для ряда случаев (при небольшом числе факторов и известном законе их распределения) можно заранее рассчитать минимально необходимое число испытаний, проведение которых позволит получить результаты с требуемой точностью.

5. Составление плана и проведение эксперимента — количество и порядок испытаний, способ сбора, хранения и документирования данных. 
Порядок проведения испытаний важен, если входные параметры (факторы) при исследовании одного и того же объекта в течение одного опыта принимают разные значения. Например, при испытании на усталость при ступенчатом изменении уровня нагрузки предел выносливости зависит от последовательности нагружения, так как по-разному идет накопление повреждений, и, следовательно, будет разная величина предела выносливости. 
Порядок испытаний также важен в процессе поисковых исследований: в зависимости от выбранной последовательности действий при экспериментальном поиске оптимального соотношения параметров объекта или какого-то процесса может потребоваться больше или меньше опытов. Эти экспериментальные задачи подобны математическим задачам численного поиска оптимальных решений.

referat911.ru

Методы педагогического исследования, их плюсы и минусы

Под методами педагогического исследования будем понимать способы познания явлений в педагогике, подведение под них научной платформы, с целью выявить характер и закономерности этих явлений. Все методы педагогического исследования сводятся к двум основным группам: методам теоретического исследования и методам педагогического исследования. Остановимся подробно на каждой из групп.

Методы теоретического исследования. Их плюсы и минусы

Необходимы для формулирования основных вопросов, выдвижения гипотетических ответов на них и анализа их достоверности. Эти методы базируются на рассмотрении различной литературы: периодических педагогических материалов, общих педагогических работ, трудов мыслителей, стоящих у истоков психологии и педагогики, историко-педагогических документов, учебников по педагогике, справочной литературы и пр. Плотная работа с литературой позволяет оценить полноту, в которой изучен тот или иной вопрос, а также определить перспективные направления педагогического исследования.

Работа с текстовыми источниками подразумевает применение таких методов, как реферирование (т.е. упрощенное изложение смысла основной работы), конспектирование (выделение главных тезисов основной работы), составление библиографии (отбор источников, для изучения выбранной темы), аннотирование (фиксирование краткого содержания основного источника), цитирование (дословное повторение мысли из основной работы).

Главным достоинством метода теоретического исследования является то, что от изучения частных фактов, изложенных в литературе, можно прийти к новым общим выводам, и глобализировать осмысление обширного педагогического вопроса. Главным же недостатком методов теоретического исследования является некая обособленность полета педагогической мысли от реальных условий внешней среды (социума).

Методы изучения педагогического опыта

Их еще называют эмпирическими методами. Они помогают выявить реальные несоответствия подходов педагогики и существующих проблем в обществе, а также более наглядно прочувствовать характер таких проблем. В представленную группу входят методы: беседа, наблюдение, интервью, тестирование, анкетирование, социометрия, изучение продуктов деятельности объектов изучения. Беседа проводится для получения необходимых сведений, а также для уточнения всего, что было не понятно в ходе применения других методов.

Интервьюирование — это беседа, в ходе которой фиксируются ответы на заранее подготовленные вопросы. Анкетирование — это получение письменных ответов на вопросы у широких масс. Анкеты бывают открытого (включают в себя вопросы без готовых вариантов ответов) и закрытого (предполагают готовые варианты ответов на поставленные вопросы) типов. Три перечисленных метода представляют подгруппу опросных методов.

Метод тестирования представляет собой получение ответов на вопросы и задания с применением шкал значений. Не редко такой метод применяется для профориентации людей, диагностики успеваемости учеников и студентов, а также для выявления психологических особенностей тестируемого.

Метод изучения продуктов деятельности учащегося позволяет получить представление о его личностных особенностях, об уровне его развития, о его талантах и склонностях. Метод изучения педагогической документации (личных дел, протоколов собраний, классных журналов) позволяет наглядно продемонстрировать картину педагогического процесса. Особое место в практике педагогических исследований занимает эксперимент (т.е. опытное построение модели исследуемого явления в педагогике и влияние педагога-исследователя на созданную им ситуацию). Результаты педагогических исследований подвергаются анализу с помощью статистических (позволяют определить развивающиеся тенденции в изучаемом вопросе) и математических методов (ранжирование, шкалирование, регистрация).

Главным достоинством методов изучения педагогического опыта является получение реальной оценки картины, сложившейся в ходе эксперимента. Они делают ее более обоснованной и фундаментальной. Недостатком же данной группы методов является их возможная бессистемность, недостаточная оформленность в рамки педагогического осмысления.

Похожие записи

plusiminusi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *