Плюсы и минусы психологии – где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Минусы психологии или как не попасть в ловушку — Юлия Кравченко

Психология в переводе означает «наука о душе». Но наблюдая в последнее время тенденции развития психологии, особенности психологического консультирования, отношение психологов к своим клиентам, становится совершено непонятно, что общего между этими понятиями и душой человека. По-моему душа – это последнее, что изучает психология и последнее, что интересует психологов. Не смотря на то, что эта наука безусловно помогает миллионам людей поменять свою жизнь к лучшему, мне бы хотелось остановиться именно на минусах современной психологии и осветить их для понимания ситуации в целом.

Что изучает психология? Строение и особенности нашей психики, мысли и желания, чувства и эмоции. Но человек – это нечто большее, чем просто физическое тело и психика. Все наверняка слышали такое понятие, как аура. Так вот она как раз и состоит из 7 тел человека.

1 – физическое – материальное, которое бы можем увидеть и почувствовать;

2 – эфирное – связующее звено между физическим телом и астральным;

3 – астральное – энергетическое тело, где формируются чувства и эмоции;

4 – ментальное – тело, где формируются наш мысли;

5,6 и 7 – тела, относящиеся к нашему высшему «Я». Это бессмертные тела человека, которые несут в себе информацию из прошлых жизней и связывают нас с Творцом, высшими силами, едиными разумом, Вселенной.

Так вот психология рассматривает только астральное и ментальное тело, а также их влияние на физическое. В основном, это работа с чувствами и эмоциями, а также ментальными установками, которые силой мысли формируют определенное мировоззрение, естественно влияющее на нашу жизнь.

Один из минусов современной психологии то, что она не рассматривает высшие тела и их связь с материальным миром. Психология вообще не говорит ни слова о душе, о вере, о смысле жизни. О том, что ждет нас после смерти и что было до нашего рождения. О том, как влияют наши поступки «вчера» на наше «завтра», о причинно-следственных связях, о духовности и нравственности.

Таким образом, психология перешла в ранг наук, отвечающих на вопрос «как», но не знающей ответ на вопрос «почему».

Психологи (конечно не все) относятся к своим клиентам точно так же, как и все современное производство. То есть видят в человеке вовсе не душу, которую нужно направить на нужный путь, они видят перед собой потенциального потребителя. Гаранта их прибыли.

На западе психологи давно стали одними из самых востребованных профессий, ведь у каждого жителя обязательно есть свой психолог. Который вовсе не решает проблем клиента, а просто его выслушивает. Либо растягивает помощь как можно дольше, чтобы не упустить лишние деньги выручки. Как это не грустно, но сейчас в сети появилось очень много так называемых «психологов», которые создают программы поддержки и помощи на так называемой «удаленке», не устанавливая прямого контакта с клиентом, но зарабатывающего на нем немалую прибыль. О каком контакте с душой здесь может идти речь?

Для того, чтобы помочь человеку разобраться в проблемах его жизни, мало рассмотреть астральное и ментальное тело, точно так же, как чтобы вылечить болезнь, мало рассмотреть одно физическое. Психология должна рассматривать ауру человека не выборочно, а полностью. И будучи наукой о душе, она должна направлять человека на путь духовного развития, восстанавливать утраченную связь с высшим «Я» (5,6 и 7 телом), а также связь с высшими силами.

Минусы психологии в том, что она отделилась от эзотерики и не признает Бога ни в каком виде. В том, что она превратилась в обычную сферу обслуживания клиентов. В сферу зарабатывания денег и экспериментов над человеческим сознанием.

С любовью, Юлия Кравченко

www.twiy.ru

Плюсы и минусы профессии психолога

О радостях и трудностях профессии психолога. Рассказываем от первого лица.

Напомним, психология — есть наука, исследующая скрытые для внешнего наблюдения процессы, дабы найти закономерности и объяснить поведение людей и животных, в том числе в образованных ими группах.

Звучит по-шамански, однако научная психология постоянно использует естественнонаучные методики. В университете встречайте экологию, антропологию, физиологию и даже королеву всех наук — математику. Так что придётся не только болтать, но и делом заниматься

Для того чтобы успешно работать психологом вам потребуется богатый опыт, хотя бы книжный, и разностороннее мышление, умение отталкиваться от разных точек зрения. Таким образом, придётся читать невероятно много. Причём, это будут довольно нудные и трудные для понимания вещи. Запаситесь любознательностью и терпением.

Зачастую, в психологи идут люди которые сами столкнулись с какими-то личными проблемами. Изгои, искатели смысла жизни, жертвы несчастной любви, люди с трудным детством… Здорово, что вы хотите решить свои проблемы по-настоящему, глубоко осмыслив и осознав их, а не попросту заливая их алкоголем или утопая в хобби. Если у вас получится, то вы станете великолепным психологом в той эмоциональной сфере в которой сами пострадали. Поэтому не стесняйтесь идти в институт со своими проблемами, но

никогда не консультируйте людей пока не разберетесь в себе.

Предположим, все трудности связанные с обучением в ВУЗе пройдены. Вы были прилежным студентом, имеете неплохое представление о психологии и побороли собственные негативные установки. Давайте посмотрим какие плюсы и минусы профессии психолога вы имеете на данном этапе развития.

Положительные факторы: у вас развитое воображение и многогранное мышление; полученные знания не висят мертвым грузом на шее (не в пример многим другим наукам), а помогают вам в любой жизненной ситуации.

Отрицательных факторов, на данном этапе, может и не быть. Для этого не засиживайтесь бесконечно за книгами, берегите здоровье и развивайте навыки коммуникации.

После ВУЗа вам, скорее всего, придётся попотеть в больницах, детских садах и прочих бюджетных учреждениях. Сплошное страдание, особенно для тех кто не жалует детей. Но это важный этап карьеры психолога, делающий его более терпимым. Если в результате такой практики вы наоборот стали более раздражительным по отношению к людям, то профессия психолога вам не подходит, по крайней мере на текущий момент — вам необходимо поработать над своим характером.

Наконец, пройдя через огонь, воду и медные трубы, вы приступаете к частным консультациям. Вот здесь-то у вас и возникнет вопрос: «А куда я попал?»

Невозможно решить чью-то проблему, вы можете только дать подходящий человеку ключ. Но люди ждут волшебства, а сами ничего делать не желают. Благодарных клиентов единицы. Те, кому вы помогли редко будут открыто рассказывать об этом другим. Гораздо больше тех, кто в случае неудачи скажет о вас много «хорошего». Если у вас достаточно развито сопереживание, то всю ночь вы можете мучится снами о чужих проблемах. С опытом это, конечно, пройдёт. Для решения проблем клиентов вам не хватает опыта и знаний, а значит учится вы не прекращаете, пожалуй, психолог перестаёт учится только когда умрёт и то не факт И многое многое другое. Однако есть и положительные моменты, они достаточно очевидны.

В заключение статьи, составим список плюсов и минусов профессии психолога:

Положительные моменты:

  1. Универсальное, многообразное, неординарное, нестереотипное мышление.
  2. Открытое отношение к жизни и новому опыту.
  3. Эмоциональная чуткость, вкупе с эмоциональной устойчивостью и абстрагированностью.
  4. Умение избавляться от собственных психологических проблем.
  5. Постоянное саморазвитие и обучение.
  6. Удовлетворение от помощи людям.
  7. Достойная оплата труда.

Отрицательные моменты:

  1. Эмоциональное выгорание.
  2. Чужие проблемы постоянно крутят вокруг вас хоровод.
  3. Неблагодарные клиенты.
  4. Необходимость постоянно примерять на себя мировоззрение других людей.
  5. Риск неправильно истолковать жалобы клиента и навредить ему.
  6. Необходимость постоянно развиваться и учиться.

Радует, что многие трудности, с опытом переходят в разряд плюсов.

Думайте сами, решайте сами 🙂

psychogenesis.ru

Биографический метод в психологии: плюсы и недостатки

Биографический метод – методика психологического исследования, направленная на получение личной, биографической информации через опросы, анкеты, личные дневники и письма. Его основная цель –

составить психологический портрет личности и проанализировать её становление, зачастую – в историческом контексте.

Сильные стороны

  • Динамичность. Биографический метод – одна из немногих психологических уловок, позволяющих рассмотреть развитие человека в динамике, а не в статике. Данные, датируемые разным годом, помогают увидеть, что было раньше, что изменилось, и что именно послужило этому причиной. Как формировались ценностные устои, как происходила его адаптация в обществе и как изменялись его отношения с людьми. Некоторым психологам это помогает предсказать дальнейшее развитие личности при использовании параллелей.
  • Не требует предварительной подготовки. Хотя очевидно, что для полноценного проведения опросов необходимо социологическое образование, самый поверхностный анализ может произвести человек, с социологией незнакомый совершенно. Биографический метод часто используется руководителями для оценки соискателя на работу, а также для улучшения качества работы. Достаточно лишь элементарной логики.
  • Происходит в непринуждённой манере. Метод биографического изучения личности настолько не явственен, настолько тонок, что изучаемый человек (например, в случае, если мы говорим о беседе работодателя и потенциального работника) не будет чувствовать давления. Вопросы метода напоминают скорее приятный разговор, позволяя человеку раскрыться с лучшей стороны.
  • Множество источников. Если вести речь не о поверхностном изучении здесь и сейчас, а о более глубоком, позволяющем понять человека изнутри, исследователь может обратиться к самым разным источникам. Если исследуется публичная личность, можно изучить его интервью, публикации, общественные выступления, взглянуть на личную жизнь и, разумеется, пообщаться с представителями его близкого круга. Психолог не опирается исключительно на слова изучаемого, что помогает ему собрать разные части мозаики и делать совершенно иные, но более точные выводы.
  • Фактологическая составляющая. Большая часть материалов, используемых в биографическом методе, сосредотачивается на конкретных действиях исследуемого человека. Основная мера – событие, максимально достоверное по своей сути. Наличие перед глазами психолога предпосылок, поступков, мотиваций и последствий позволяет ему проследить логику действий изучаемого и проанализировать, что могло повлиять на то или иное решение. Несмотря на обильный фактический материал, специалист имеет возможность увидеть картину жизни сразу, не тратя времени на личный опрос изучаемого человека.

Слабые стороны

  • Описательность. Действия и поступки зачастую не имеют ничего общего с чувствами и эмоциями, которые человек испытывает, а ведь они составляют важную часть психологического портрета. Это создаёт психологам определённые трудности, так как им приходится взвешивать скорее предположения, нежели факты, допуская при этом некоторые погрешности.
  • Трудоёмкость. К сожалению, для более глубоких выводов, которые неизменно требуют некоторые цели, всё-таки необходим подробный анализ. Допустим, что биографический метод во время приёма на работу позволяет оценить способность соискателя соответствовать профессиональным требованиям – и, тем не менее, не всегда выявляет его глубинные психологические установки. Полноценный портрет требует глубокого погружения в биографию и её тщательный анализ – не все могут себе это позволить.
  • Индивидуальность. Разумеется, тот факт, что биографический метод направлен на изучение внутреннего мира конкретного человека, нельзя однозначно читать его слабой стороной. Если и так, то это слабая сторона для руководителей предприятий, которые изучают психологию своих подчинённых для повышения качества их деятельности. Обращение к биографии одного из сотрудников позволяет обеспечить лучшие условия для него, но это не значит, что те же условия подойдут остальным. Другими словами, применение метода широко невозможно.
  • Субъективность. Создавая психологический портрет со слов других людей, будь то друзья или биографы описываемого человека, психологи неизменно сталкиваются с явлением субъективности. Авторы биографий часто используют метод сгущения красок, чтобы не описывать жизнь поэтапно, другие люди описывают человека со своей точки зрения. Эти точки могут разительно отличаться, что может поставить психолога в тупик.
  • Все лгут. Помимо субъективности со стороны других людей, существует субъективность со стороны самого человека. Проще говоря, интервьюируемому всегда хочется видеть себя с лучшей стороны, из-за чего он может несколько приврать, чтобы выставить себя в лучшем свете. Распознать ложь не всегда легко, поэтому и психологический портрет выходит «смазанным».
  • Все забывают. Биографический метод требует от человека погружения в прошлого – в собственное или чужое, не имеет значение. Человеческая память не может вместить в себя всего, поэтому некоторые данные могут быть искажены, что негативно отразится на итоговом результате. Подмена фактов также не исключена.

Вывод

Биографический метод широко используется психологами, рекрутерами и даже обычными людьми. Благодаря его простоте и ненавязчивости, исследователь имеет возможность задать именно столько вопросов, сколько посчитает необходимым для получения полноценного представления о личности человека. Ежели работа производится по свидетельствам других людей, исследователь избавлен от необходимости личного допроса и имеет перед собой обширную картину поступков личности и достаточную фактическую основу для совершения выводов. Разумеется, эта методика не идеальна, но свою цель она определённо выполняет.

Похожие записи

plusiminusi.ru

Актуальная тема: Плюсы и минусы профессии \»психолог\». Обзор мнений психологов

Сегодня профессия «психолог» является одной из самых популярных. Практически каждый ВУЗ считает своим долгом открыть соответствующий (психологический) факультет. Ежегодно из этих ВУЗов выпускаются тысячи выпускников. Почему эта профессия стала столь привлекательной? Какие плюсы есть у профессии «психолог»? А, может быть, есть и «минусы»? Эти вопросы мы задали профессионалам-психологам.

Сегодня мы публикуем самые лучшие и интересные ответы и рассуждения замечательных психологов.

Стрельченко Андрей Борисович — доктор медицинских наук, врач-психотерапевт, тренер-консультант, специалист по восстановительной медицине, лечебной физкультуре и спорту:

Поздний вечер. Или ранняя ночь….

Сижу за компьютером и судорожно пытаюсь придумать что-то мудрое, фундаментальное, вечное.

Чтобы те, кто случайно или по глупости вдруг прочтет придуманное мною, сказали: «Да-а-а-а! Это – голова!».

Не придумать ничего нельзя – обещания надо выполнять…

Наверное, если бы не кое-какие знания психологии. Так бы и сидел минут пятнадцать, тупо глядя в экран, пытаясь родить банальности. А, родивши, возгордился бы еще минут на пятнадцать. А потом, спустя какое-то время, если бы случайно прочел бы написанное тогда (то есть сейчас), может быть, стало стыдно, а может, и не стало бы…

Большой и, наверное, самый главный для меня плюс – возможность лучше узнать себя. Понять, ЧТО ты можешь, и как у тебя это получается. Еще – ответить на главный вопрос жизни : Зачем ты здесь?

Понятно, что ответ придет. Позже. Не сейчас.

Возможно….

Если тебе будет что ответить.

Но, будучи психологом, и всем своим мажорным видом выводя из экзистенциального кризиса очередного клиента, ты тихо, про себя, понимаешь, что не одинок в своих исканиях.

Многие знания – многие печали. Наверное, это не про нас: «Многие знания – чуточку мудрее».

А, как известно, в метапозиции становится легче. Это даже из законов гравитации вытекает. Минусов не вижу.

У меня это так.

Прядкина Елена Георгиевна — психоаналитик, семейный психотерапевт, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, член Европейской Ассоциации Психотерапии и Международной Ассоциации Семейных Психотерапевтов (IFTA), руководитель ООО «Профессиональная психологическая помощь»:

Последнее время, не без участия СМИ, отмечается заметный рост общепсихологической культуры Мало крупных предприятий и фирм, в штате которых нет психолога. Все больше людей считают правильным обратиться за помощью к специалисту в кризисной ситуации. Психологическая помощь становиться все более востребованной, а специальность все более престижной, все более высокооплачиваемой и привлекательной для выбирающих профессию людей. Кроме того,по данным статистики в помогающих профессиях, таких как психолог, психотерапевт до 25 % людей с депрессивной структурой характера, для которых помощь другим становиться возможностью помочь себе (кто не слышал о « раненном целителе»!) . Специальная подготовка позволяет лучше узнать себя, стать более эффективным, адаптированным к жизни.

Наряду с этим, также не без участия СМИ, профессия психолог идеализируется, обрастает мифами и психологи предстают в образе эдакого «сверхчеловека», обладающего особыми свойствами , суперспособностями, знающими ответы на все вопросы и умеющими изменять судьбы людей. Трудно не поддаться искушению и не слиться с профессиональной ролью — уж очень она социальнопринимаемая. Здесь кроются основные минусы нашей профессии. Это, прежде всего завышенные требования к нам близких людей, кто из нас хоть раз в жизни не слышал- « Ты же психолог! Ты должен понять, принять, помочь ( и далее на выбор…)» Необходимо оставаться собой, ценить свою индивидуальность, давать себе право на ошибку. Мы, прежде всего люди, а потом уже психологи! Печально видеть, когда психолог настолько поглощен профессиональной ролью, что перестает жить собственной полной и интересной жизнью, а « довольствуется крошками со стола жизни свих клиентов» Только человек, умеющий ценить себя, как личность, сумеет бережно относиться и к личности клиента и быть истинно эффективным психотерапевтом.

Еринова Елена Геннадьевна- специалист в области психологического консультирования, клинический психолог, специалсит отдела консультирования Института психотерапии и клинической психологии:

Определяясь с будущей профессией я колебалась между философией и медициной, но ни то, ни другое не находило отклика в сердце, не покидало ощущение, что мое призвание в чем-то другом. Случайно, я узнала о психологии, как науке, родившейся на стыке естественных наук и философии, и сразу поняла, что это именно то, что я искала. Но тогда, 16 лет назад, профессия психолога не была столь популярна. Подробно о ее возможностях и сложностях я узнала уже в процессе обучения на психологическом факультете и в дальнейшем на практике, работая психологом.

Слово «психология» в перевод с греческого буквально означает «наука о душе» (гр. psyche – душа, logos – понятие, учение). «Душа» и «психика» с лингвистической точки зрения одно и то же. Однако с развитием науки и культуры значение этих понятий разошлись.

Психология – это, прежде всего, наука, имеющая собственное научное определение, свои цели и задачи, объект, субъект и все то, что делает ее наукой. Для меня психология — это наука о душе в широком смысле слова. На мой взгляд, это особая наука – наука о самом сложном, до конца неизвестном человечеству. Ведь психика человека – это самая высокоорганизованная материя из известных нам. Древнегреческий философ Аристотель в трактате «О душе» писал, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном».

Думаю, что в каждой профессии есть свои «минусы» и «плюсы». Мне очень повезло, что моя профессия совпала с хобби. Поэтому лично для меня в моей профессии минусов как таковых не существует, я вижу в ней возможности и трудности.

Среди возможностей, которые дает профессия психолога, хотелось бы, прежде всего выделить следующее:

— возможность использовать свои знания в области психологии в повседневной жизни;

— познание себя и как следствие изменение себя, своего отношения к событиям и явлениям окружающего мира;

— возможность помогать людям обладая профессиональными знаниями в области психологии и получать от этого удовольствие, видя результаты помощи;

— развитие безоценочного отношения к людям;

— возможность научиться быть чутким к эмоциональному состоянию человека, находящегося рядом;

— открытость собственному опыту;

— развитие толерантности к неопределенности;

— умение ставить реалистичные цели и добиваться их;

— необходимость постоянного профессионального совершенствования и роста, а следовательно — возможность личностного роста.

Говоря о трудностях, хотелось бы отметить, что на первых этапах работы психолог может столкнуться с некоторыми из них:

— в принятии мировоззрения клиента;

— в стремлении обязательно дать полезный совет;

— в переживании проблемы клиента как своей собственной;

— оценки клиента;

— проекции собственных трудностей на клиента.

Но по мере личного и профессионального опыта, личностной проработки своих собственных проблем эти трудности решаются.

Есть замечательная фраза: «Пессимист видит трудности, при каждой возможности, а оптимист, в каждой трудности, видит возможность».

Синарева Юлия — психолог, семейный терапевт, тренер НЛП, автор многочисленных статей и двух книг «Любовь ушла, жизнь продолжается» и «Семейная пара: вместе или рядом»:

«Профессия Психолог, или «Опытная феечка ищет подфеиваемых»

Психолог сейчас, пожалуй — одна из самых популярных специальностей. Нынче только совсем «ленивый» или совсем технический ВУЗ не имеет психологического факультета. И многочисленных абитуриентов вполне можно понять. Психология — это ИНТЕРЕСНО!

Для меня это, прежде всего, творчество, новизна, огромный набор возможностей и завораживающие изменения — как в себе, так и в других людях. Как будто у меня в руках действительно есть волшебная палочка, которая может принести и кардинальное переосмысление, и мгновенное облегчение, и целительные слезы, и возвращение прекрасного вкуса жизни. В этом смысле психологи схожи с врачами и учителями — «помогательный» инстинкт реализуется здесь в полной мере.

Но перебарщивать здесь нельзя. Помнится, 17 лет назад, когда мы первокурсниками пришли учиться, в первый же день на одном из семинаров с нами затеяли диспут — надо ли психологом жить или работать? Спорили долго, и пришли к выводу, что жить в режиме безотказной скорой помощи всё-таки нельзя. Если человек постоянно остается только в профессиональных рамках, он делает невыносимой как свою жизнь, так и жизнь своих близких. От безупречной наблюдательности, проницательности и «правильности» иногда всё же хочется отдыхать. В этой профессии, как нигде, пожалуй, надо давать себе возможность оставаться просто людьми.

Мирошниченко Екатерина — профессиональный психолог — консультант, консультант портала Психологический Навигатор и журнала Магия Космо:

Выбрать профессию психолога – значит, выбрать Путь, стиль, способ жизни.

И в этом есть свои плюсы и минусы. Профессия психолога – творческая и очень интересная профессия, которая требует постоянного развития и совершенствования. Работа психолога – это концентрированный опыт взаимоотношений с очень разными людьми. Опыт, дающий возможность больше осознать и понять про себя и про свою собственную жизнь. Повышая свой уровень осознанности, научаешься управлять тем в своей жизни, чем можно управлять, и осознанно отпускать штурвал там, где это необходимо. Жизнь меняется, и ты отдаешь себе отчет в том, что сам меняешь ее.

Минусом я, пожалуй, назвала бы то, что обратно пути нет. Становясь психологом, ты становишься им навсегда и везде. Наблюдая за собственными детьми, общаясь с друзьями или любимым, ты не можешь не использовать те знания и тот опыт, который имеешь. И бывает довольно-таки грустно что-то понимать больше, чем другие, потому что это порой отдаляет тебя от некоторых близких людей.

Истратова Екатерина Александровна- практикующий психолог, специалист в процессуальной терапии, кризисном консультировании, эриксоновская терапии:

Для меня несомненным плюсом нашей профессии является постоянный поиск, стремление к духовному развитию, росту, наполнению. Ведь если у тебя ничего нет, то тебе и нечего отдать другим людям.

Минусы … Возможно, это некая усталость, возникающая время от времени, что вполне естественно при подобных душевных затратах и вложениях, коих требует наша работа. О своих клиентах думаешь и вне приема, переживаешь за них, отвечаешь на звонки, чтобы оказать помощь и поддержку. Но такая усталость приятна и дорога. Ведь если ты востребован, значит, приносишь помощь и хорошо делаешь свое дело. И ее не сравнить с усталостью от нелюбимой работы или безделья.

Вот так и выходит, что в любимой работе нет минусов.

psynavigator.ru

Плюсы и минусы профессии психолога

Работа психолога не просто связана с людьми, но с людьми, переживающими трудности, нередко весьма серьезные. Удовлетворенный собой и своей жизнью человек, разумеется, не придет к психологу рассказывать о своих успехах, это выглядело бы странно. Если только это не преодолевший трудности бывший пациент, явившийся к своему психологу высказать свою благодарность и почтение за помощь. Из этой особенности профессии и формируются все её плюсы и минусы.

Психология – серьезная и интересная наука, изучать людей, их личность, истоки их счастья и несчастья довольно занимательно. Психолога не оставят в покое окружающие. Каждый, узнав о вашей профессии, пожелает побеседовать и рассказать о своих проблемах. Это, однако, плюс для тех, кто жаждет внимания окружающих, любит быть в центре, но в той же степени минус для тех, кто от такого навязчивого внимания быстро устает. Профессия психолога предполагает непосредственную помощь окружающим, что также приносит удовлетворение от работы.

Тем не менее, есть в этой профессии и свои минусы. С одним из них психолог сталкивается, уже выходя за стены университета, – трудоустройство. Найти работу начинающему психологу очень трудно, везде требуется опыт, получить его можно, лишь находя вакансии с низким заработком в государственных учреждениях.

Психолог должен быть всегда готов к тому, что пациент вовсе не будет реагировать на его помощь с благодарностью, напротив, зачастую он охотно начинает агрессивно сопротивляться и даже переходить на явные оскорбления. Вспыльчивый психолог – это оксюморон. Психолог не может себе позволить столь же агрессивной реакции в ответ и обязан хранить самообладание.

Постоянное внимание к чужим проблемам часто приводит к тому, что психолог забывает о своих собственных. Проблемы пациентов постепенно становятся его проблемами, чрезмерное переваривание в себе чужих тревог и несчастья оставляет свой отпечаток – психологи часто становятся депрессивными и сами начинают нуждаться в помощи. Чтобы не сталкиваться с этими проблемами, следует держать дистанцию, отчуждаться и давать себе достаточный отдых.

moeobrazovanie.ru

Какие плюсы при обучении психологии? – Психологические тесты

Не можете ничего сделать с поведением громкого коллеги? Хотите знать, почему ваш любопытный сосед ведет себя так, что он делает или что пытается выяснить? Поведение человека является сложным и может быть интересным, а также очень полезно узнать причины, которые мотивируют определенное поведение. Обучение психологии даст вам лучшее понимание людей, и вы обнаружите, что вы можете использовать эти знания в ситуациях в повседневной жизни. Кроме того, психология открывает многочисленные прибыльные возможности трудоустройства, как традиционные, так и нетрадиционные.

Преимущества обучения психологии

Психология дает представление о сложной работе человеческого ума. Если этого не достаточно, давайте взглянем на еще несколько преимуществ обучения психологии.

Лучшее понимание себя

Давай, давайте будем честными, кто не заинтересован в понимании себя лучше? Каждый человек хотя бы раз в жизни проходил тест, чтобы понять себя. Нет лучшего способа понять себя, чем через знания психологии.  Разве это не удивительно? После того, как вы поймете ваше поведение, вы можете соответственно работать над ним. Кроме того, он может помочь вам справиться с негативными эмоциями эффективно.

Расширенные возможности сочувствовать другим

Большинство вопросов между людьми возникают потому, что они не в состоянии понять друг друга. Они просто не могут понять точку зрения другого человека. Психология помогает понять, почему люди думают, что они делают, и что вызывает их реакцию. В результате, вы сможете сочувствовать людям. Вы можете не соглашаться с ними, но когда вы видите причину или точку зрения, вы сможете лучше понимать их.

Большая адаптация в социальных группах

С повышенной способностью сочувствовать другим, вы сможете адаптироваться лучше в какой-либо социальной группе, будь-то в школе, колледже, на работе или других общественных группах, где есть разные типы людей. Много раз, вы, чувствовали себя неуместными в группе, потому что вы не можете приспособиться к кому-либо.  Когда мы понимаем, что есть много других, как и мы, мы сможем регулировать себя лучше. Работа в группах имеет важное значение в большинстве профессий и знаний психологии поможет в создании вашего командного духа.

Ваша машина не заводится? Что это может быть? Ответ Вы обязательно найдете тут.

Улучшение. Навыки общения

Психология объясняет, как люди общаются и что работает лучше всего. Поняв это, вы можете использовать соответствующие жесты и способы, которые помогут вам улучшить свои навыки общения и сделать это более убедительным и эффективным. Понимание психологии человеческого общения также сделает его легким для вас, чтобы избежать ошибок, которые приводят к нарушению связи. Результатом улучшения навыков общения является более здоровые отношения с людьми.

Улучшенные навыки решения проблем

Знания психологии также поможет вам более эффективно решать повседневные проблемы. Если у вас есть понимание того, как люди будут реагировать в определенной ситуации, вы можете повернуть ситуацию в лучшую сторону. Более того, понимание вашего собственного мышления и психологии позволит вам иметь дело с проблемами, не теряя самообладания. Вы будете анализировать ситуацию и справиться с ней более прагматично.

Лучше разбираться в людях

Психология позволяет лучше понимать людей, чтобы посмотреть на них в новом свете с более широкой точки зрения. Это поможет вам разобраться в иррациональных эмоциях и реакциях человека. В результате этого, не только ваши отношения с ними улучшаться, но вы также будете в состоянии помочь им с их эмоциональным потрясением. Вам не нужно быть профессиональным советником, чтобы помочь людям с их проблемами.

Карьера

Существуют многочисленные возможности для людей, преследующих степень в психологии. Карьеры в психологии относятся: спортивный психолог, педагог-психолог, судебный психолог, сравнительный психолог и т.д. Если корпоративный мир завораживает вас, есть большой спрос на промышленных психологов. Вы будете получать хорошую зарплату за это. Кроме того, есть большой спрос на студентов психологии в любой области, поскольку они могут применить свои навыки в социальных и корпоративных ситуациях.

www.all-tests.ru

Плюсы и минусы новой системы высшего психологического образования. Интервью с Ю.П. Зинченко — Вестник практической психологии образования

Интервью с Ю.П. Зинченко, доктором психологических наук, член-корреспондентом РАО, деканом факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, председателем Совета по психологии Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию в РФ, президентом Российского психологического общества.

 

Юрий Петрович, сейчас очень часто приходится слышать опасения по поводу качества подготовки будущих специалистов. Ведь выпускник с дипломом бакалавра вряд ли сможет быть квалифицированным работником. Как будет проходить подготовка психологов по новым стандартам?

В соответствии с новыми стандартами высшего образования по подготовке психологов, существует стандарт подготовки бакалавра и стандарт подготовки магистра. Кроме этого, постановлением Правительства был определен перечень специалитетов по специальностям «клиническая психология» и «психология служебной деятельности». По этим двум направлениям подготовка будет проходить без деления на бакалавриат и магистратуру. Причем по клинической психологии она будет продолжаться пять с половиной лет.

Сама по себе идея двухуровневой подготовки вполне логична и понятна. Другое дело — как она будет воплощаться на практике. Чтобы готовить по-настоящему качественных специалистов, нужно постоянно помнить об ответственности, которую берут на себя высшие учебные заведения.

Бакалавриат — это важная ступень подготовки психологов. И, безусловно, этим должны заниматься профессионалы. На мой взгляд, больше вопросов возникает с магистратурой. Логично было бы предположить, что человек, получивший степень бакалавра по психологии, продолжает обучение в магистратуре по психологии. Но, в отличие от Болонского процесса, новый стандарт российского образования позволяет бакалавру-непсихологу поступать в психологическую магистратуру. И в этом самая главная опасность некачественной подготовки специалистов. Можем ли мы с уверенностью сказать, что за время обучения в магистратуре (а это фактически три учебных семестра) мы подготовим специалиста-психолога? Ведь любой человек, окончивший технический или даже какой-нибудь рыбный университет, получив степень бакалавра, имеет полное право поступать в магистратуру по психологии. Кто гарантирует нам то, что после ее окончания мы получим квалифицированного специалиста?

В странах, присоединившихся к Болонскому процессу, этот вопрос решается просто: там студент может придти в психологическую магистратуру только после окончания психологического бакалавриата.

Сама по себе двухступенчатость не таит никакой опасности: если студент-психолог учится четыре года в балакавриате и затем два года в магистратуре, то в результате он получает серьезную шестилетнюю подготовку. Качество же этой подготовки, как и сейчас, будет зависеть только от самого вуза.

Другое дело — приход в психологическую магистратуру человека без знания основ психологии. В этом случае необходим вступительный экзамен, показывающий, что человек находится на том же уровне знания психологии, что и бакалавры, получившие четырехлетнее психологическое образование. Переход из бакалавриата в магистратуру должен быть не формальным зачислением, а серьезной проверкой качества знаний желающих поступить на ту или иную магистерскую программу. Иначе есть риск девальвации психологического образования и звания магистра по психологии.

Здесь опять же вся ответственность ложится на вуз. Понятно, что есть экономические факторы: чем больше людей поступит в магистратуру в конкретном вузе, тем ему выгодней. Но тогда надо честно признаться что ты просто торгуешь магистерскими дипломами по психологии.

Может получиться так, что в тех вузах, где будет происходить серьезный отбор, неподготовленному претенденту откажут, но в соседнем вузе его сочтут готовым к обучению в магистратуре по психологии и с радостью возьмут. Только в Москве и области существует более 90 факультетов и вузов, которые учат психологии, но мы по пальцам можем пересчитать те, где действительно готовят психологов! При этом остальные вузы так же имеют все необходимые лицензии, все разрешительные документы и будут добиваться получения магистратуры.

Об этом должны знать и сами студенты, и будущие работодатели, которые должны поинтересоваться: есть ли у претендента, кроме диплома магистра, диплом бакалавра по психологии. Только в этом случае можно будет гарантировать качественную подготовку специалиста, который обладает необходимыми профессиональными компетенциями и способен решать поставленные перед ним задачи.

Будут ли предприниматься какие-то централизованные шаги на уровне УМО, на уровне РПО по обеспечению качества психологического образования?

На уровне УМО мы можем непосредственно влиять на сами стандарты. Они серьезно отличаются от предыдущих и представляют собой простой перечень дисциплин без раскрытия тех знаний и компетенций, которыми должен обладать выпускник. УМО совместно с вузами, которые входят в наше учебно-методическое объединение, занимается непосредственной разработкой типовых программ подготовки психологов.

К сожалению, раньше их не было. Каждый ведущий психологический центр имел свою программу подготовки психологов: Московская психологическая школа, Ленинградская психологическая школа, в Ярославле тоже были свои редакции программ. Сейчас мы впервые совместно с СПбГУ договорились и выступили с инициативой создания единых программ, сблизив их на уровне преподавания конкретных дисциплин. Впервые будет единая программа по курсу общей психологии, которая разработана совместно Московским и Санкт-Петербургским университетами.

Хотя это не значит, что мы отказались от своих научных приоритетов: такой задачи просто не стояло. Но при переходе на двухуровневую систему мы должны по всей стране использовать единую программу подготовки бакалавров, чтобы после ее прохождения была свобода выбора вуза для обучения в магистратуре. Без стандартизации в образовании это невозможно. Мы идем по пути создания универсального образовательного пространства, в котором магистры и бакалавры чувствовали бы себя более мобильно.

Эти программы будут вводиться только в классических университетах?

Будут единые программы подготовки и для педуниверситетов, и для классических университетов, и для других вузов психологического профиля. Сотрудничество МГУ и СПбГУ стало стимулом для других вузов. Сейчас многие коллеги принимают участие в создании этой программы.

А как будут готовиться педагогические психологи?

На базе Московского городского психолого-педагогического университета создан проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование». Подготовка специалистов в рамках этого проекта сочетает в себе знания и компетенции как по психологии, так и по педагогике. Это будут знания, направленные на решение конкретных педагогических задач. Часто психологов, приходящих в школу, упрекают в том, что они слишком академичны. Или, наоборот, излишне увлечены каким-то одним направлением психологической практики. А при этом не могут самостоятельно найти решения простой задачи по оптимизации детско-родительских отношений или помощи ребенку в учебном процессе. У выпускников не только нет жизненного опыта, их просто не готовили к практической работе.

Будет ли содержательно меняться подготовка психологов?

Что касается стандарта, то он включает новые требования к процессу обучения, которых раньше не было. В основе Болонского процесса лежит декларация мобильности обучения. Студент может начать обучение в Лондоне, затем переехать в Рим, а после этого продолжить учебу в Париже или Берлине.

Нашим психологам для этого, в первую очередь, не хватает знания иностранных языков на должном уровне. И хотя один из иностранных языков всегда был в учебном плане, мы прекрасно понимаем, какого уровня подготовку получали студенты. Сейчас ставится принципиально иная задача. За счет вариативной части программы, заложенной в новом стандарте, в МГУ начиная с нового учебного года все первокурсники будут изучать английский язык как основной и параллельно им будет представлена возможность изучать второй иностранный язык: немецкий, французский, испанский, итальянский, португальский, а также три восточных языка — китайский, японский и вьетнамский.

Мы принципиально меняем подход к преподаванию языка: теперь он будет изучаться не для «галочки», а для того, чтобы студенты им свободно владели. Для этого мы будем внедрять инновационные матодики обучения иностранным языкам. Результатом такого обучения будет возможность сдачи международного квалификационного экзамена, чтобы наши студенты смогли продолжить свое обучение по психологии в университетах-партнерах в Европе, в Америке и у наших восточных партнеров.

Второе, что мы изменили в подготовке специалистов, — это блок математики и информатики. Мы будем обучать студентов таким технологиям, которые должны стать инструментом не только психологического образования, но и психологического эксперимента, психологической науки. Современные информационные технологии должны становиться составной частью практикумов, курсовых и дипломных работ.

Что касается математики, то мы часто говорим, что психологии не хватает доказательности. При этом продолжаем пользоваться той статистической базой, которая остановилась на уровне 60—70-х годов прошлого века. Поэтому в стандарте должны найти отражение и новые количественные методы математического анализа, который должен стать дополнительным инструментом экспериментальной психологии.

Серьезное отставание есть и в изучении биологических наук. Мы всегда исходили из того, что существует традиционная анатомия, физиология, высшая нервная деятельность. Сейчас совместно с биологами нашего университета мы проработали и этот блок стандарта. МГУ предлагает новые программы для психологов, куда входит и современная биология, которую мы не очень хорошо знаем и представляем.

Можно сказать, что в новом стандарте мы подошли к тому, чтобы психологи в классическом университете смогли получать по-настоящему новое фундаментальное образование, включающее свободное владение несколькими иностранными языками, освоение новейших методов математических и биологических наук.

Изменятся ли подходы к изучению самой психологии?

Существует еще одна серьезная проблема в подготовке специалистов-психологов, которую еще Л.С. Выготский определил как методологический кризис. Вчера было заседание экспертного совета по психологии и педагогики. И основное, в чем нас упрекают, — это незнание методологических основ научной деятельности. В большинстве работ встречаешь формальную отписку: «методологическими основами работы послужили…». Но мало кто дает себе отчет в том, что собственно послужило методологическими основами данной работы, какие инструменты были использованы.

К сожалению, мы до сих пор не можем определиться в методологии. Во времена перестройки мы отвергли все советское, включая отечественную психологическую науку. И это продолжается даже сейчас, хотя западные специалисты признают и Выготского, и Леонтьева, и других классиков советской психологии как серьезную методологическую основу.

Это упущение надо преодолеть. Причем это не должно быть частью истории психологии, когда мы просто пересказываем идеи Выготского, Ананьева или Мясищева. Необходима творческая переработка и адаптация их научных теорий к современным условиям с учетом информационного общества, глобализации и других значимых явлений современной эпохи. И это все студент должен знать и понимать.

Другой блок, который более основательно, чем раньше, нашел отражение в новом стандарте — это практика, практические навыки, практические возможности. В практическую подготовку психологов обязательно будет включена или психологическая интернатура, или серьезная супервизия. В частности, во время учебы в специалитете по клинической психологии она будет проходить в течение целого семестра под руководством опытного профессионала. Аналогичные блоки надо вводить и при подготовке других специалистов.

Юрий Петрович, немного о грустном. Сейчас, с введением ЕГЭ, на факультеты психологии поступают люди, которые не всегда готовы быть психологами. Можно ли что-то предпринять чтобы в психологию попадало меньше случайных людей?

К сожалению, ЕГЭ на корню истребляет систему профориентации, точнее, те ростки, которые еще сохранились: «школы юных», кружки, олимпиады. Единственное, что сейчас работает как некий профориентационный механизм, — это знакомство детей с психологией в школах. Конечно, ребенок, окончивший школу, еще много не знает. Но если ему вообще ничего про психологию не рассказывать, он так и останется в неведении о том, что стоит за этим красивым словом.

Мы не выступаем за то, чтобы психологию из вуза перенесли в школу, но почему не дать ученикам представление об этой науке? Психология отнюдь не претендует, что стать основным предметом, но элементарное представление о психических функциях, о мире психического, о человеке как личности, об обществе дети должны иметь. Есть, конечно, биология, где тоже говорится про память, про внимание, но там речь идет больше о физиологической составляющей этих процессов. Есть общественные науки, но там дети получают представление об обществе, может быть и о личности. Но они не получают знания о том, что собственно такое человек. У нас был в свое время учебник, который так и назывался «Человек». Но под ним было написано: «анатомия, физиология».

Получается, что в школе человек у нас предстает без основного — души. Поэтому теряется общее представление о мире, собственное мировоззрение ребенка. При наличии даже начальных знаний по психологии к нам меньше приходило бы случайных людей.

Возможно ли проведение всероссийской олимпиады по психологии?

Система олимпиад школьников — это своего рода отдушина. Здесь университетам надо быть более активными. У нас в МГУ долгое время проходят олимпиады по биологи, математике, физике и другим предметам. Четвертый год мы проводим олимпиаду по психологии. Два года она входит в официальный перечень олимпиад школьников, которые проводятся в нашем университете. Недавно она вошла в перечень олимпиад, который утвержден приказом Министерства образования и науки РФ. А поскольку в школах такого предмета нет, то мы включили туда задания, которые базируются на знаниях из биологии, обществознания, литературы, на тех базовых школьных предметах, которые есть в учебном плане. Но все они включают в себя психологическую составляющую.

Для нас это дополнительный стимул получить более заинтересованных абитуриентов. К сожалению, те абитуриенты, которые поступили к нам по результатам ЕГЭ, нас сильно разочаровали. Порядка 70% из них в зимнюю сессию с первого раза не смогли сдать ни одного предмета… А ведь там были в основном общеобразовательные предметы: биология, анатомия, математика, иностранные языки, история.

Это все говорит о том, что нам придется идти в школу за своими абитуриентами.

Юрий Петрович, будет ли новый стандарт высшего психологического образования способствовать тому, что число вузов, готовящих неквалифицированных специалистов, будет сокращаться?

Я считаю, что порядка 90% вузов смогут готовить бакалавров, учитывая тот потенциал, который у них есть, и те требования, которые к ним будут предъявлены.

Что касается магистров, то ситуация совсем иная. Хорошо, если 20—25% вузов будут готовы к обучению магистров. Потому что к магистерской программе предъявляются совсем иные качественные требования. Нельзя выхолащивать магистратуру и превращать ее в трехсеместровую подготовку психологов! Такую позицию мы считаем ключевой и принципиальной и отстаиваем ее и на заседаниях УМО, и во время общения с представителями Министерства. Не секрет, что ко многим вузам, готовящим психологов, есть много претензий: и у родителей, и у самих студентов, которые далеко не бесплатно в ряде из них обучаются. Просто надо быть честными по отношению к себе и другим. И мы надеемся, что Министерство поддержит нашу позицию.

Беседовала О.В. Решетникова.

psyjournals.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *