По фрейду бессознательное это: Бессознательное по Фрейду — Психологос

Содержание

Бессознательное по Фрейду. Понятие и виды бессознательного

Имя австрийского ученого Зигмунда Фрейда, пожалуй, одно из самых известных в современном мире. Его знают даже те, кто ни разу не открывал его труды, не говоря уже о небольших статьях. Больше всего на слуху знаменитые оговорки по Фрейду, его имя любят припоминать при виде многозначительных продолговатых предметов, таких, как сигара или банан. Также часто вспоминают понятие бессознательного. Однако далеко не все с точностью могут объяснить его суть. В этой статье мы обсудим психологию бессознательного, его проявления, а также теорию его последователя Юнга.

Зигмунд Фрейд

Итак, это австрийский невролог, ставший основателем психоанализа. Его идеи и доныне вызывают неизменные дискуссии, как в научных, так и в обывательских кругах. Безусловно, он стал новатором в области психиатрии.

Приведем небольшую биографическую справку. Фрейд родился в 1856 году во Фрайбурге в семье торговца тканями. Вскоре после рождения Зигмунда семье пришлось переехать в Вену. С самого детства на мальчика возлагали большие надежды, и читал он совсем недетскую литературу – Кант, Гегель, Шекспир. Кроме того, ему очень хорошо давалось изучение иностранных языков.

Отучившись в гимназии, он поступил на медицинский факультет, однако тяги к этой сфере науки не испытывал. Фактически, юноша избрал для себя меньшее зло среди традиционных для евреев того времени сфер деятельности – торговли, медицины и юриспруденции. После окончания учебы Зигмунд был намерен продолжать академическую карьеру, однако вынужден был отдать предпочтение работе и вскоре открыл свой кабинет, в котором работал как невролог.

В 1885 году Фрейд попал на стажировку к психиатру Шарко, у которого перенял технику гипноза. Кроме того, в работе с пациентами он начал применять разговор, позволяя больным сполна выплеснуть эмоции. Этот метод в дальнейшем получит название «метод свободных ассоциаций». Он позволял проницательному врачу понимать проблемы пациентов и освобождать их от неврозов.

Постепенно Фрейд начал публиковать свои книги, вызвавшие сначала отторжение, а потом широкий резонанс в обществе: «Толкование сновидений», «Психопаталогия обыденной жизни» и т. д. Вокруг него сформировался круг учеников, среди которых в 1910 году произошел знаменитый раскол. Основной камень преткновения заключался во фрейдовской идее, что психозы человеческой личности связаны, в первую очередь с подавлением сексуальной энергии.

Зигмунд Фрейд женился сравнительно поздно, у него было шестеро детей. Умер знаменитый психоаналитик от рака в 1939 году.

Концепция бессознательного

Справедливости ради надо сказать, что Фрейд был далеко не первым, в чью голову пришла идея о том, что человек не полностью контролирует свои поступки, что в нем есть нечто, заставляющее поступать неосознанно или даже иррационально. Идея о том, что основой многих психических расстройств является подавление сексуальности, также не была нова. Вышеупомянутый учитель Фрейда, французский психиатр Шарко, уже высказывал эту мысль.

Заслуга австрийского психоаналитика заключается в следующем. Он первый начал говорить о том, что сознание человека – лишь маленькая часть его личности по сравнению с огромным количеством бессознательных влечений. Для того чтобы попытаться разобраться в них и справиться с ними, необходима помощь проницательного психоаналитика.

Кроме того, Фрейд утверждал, что эти силы обладают полностью сексуальной природой, которую он называл «либидо». Оно становится активно, по словам ученого, с самых первых лет человеческой жизни.

Теория Зигмунда Фрейда

Вначале поговорим о структуре личности в концепции психоанализа. Итак, по теории Фрейда личность состоит не только из сознания человека, но из нескольких взаимодействующих компонентов.

Супер-Эго (Сверх-Я) – это бессознательная часть, которая приобретается еще до появления речи у человека. В нее входят различные нормы поведения, табу и запреты, сформированные культурой. Сюда относятся также всевозможные семейные запреты, которые вызывают у индивида чувства вины и болезненного страха.

Ид (Оно) – также бессознательная и наиболее примитивная часть, в которую входят всевозможные желания и либидо. Это исключительно древние, архаические влечения, которые по большей части агрессивны и наполнены сексуальностью.

Эго (Я) – это сознательная составляющая, которая реагирует на происходящее в реальности и помогает человеку адаптироваться к ней. Она является своеобразным посредником между двумя другими частями, обе из которых являются неосознаваемыми. Эго вынуждено постоянно раздваиваться, чтобы обеспечить взаимодействие Супер-Эго и Ид, между биологическими желаниями, свойственными каждому, и моральными нормами, которые предъявляет общество.

В принципе, можно рассматривать две основные стороны бессознательного по Фрейду. Одна из них, неосознаваемая и невербализируемая, часть является неотъемлемым элементом человеческой психики. Таким образом, последняя делится на две несоразмерных (об этом речь пойдет позже) части. Другая сторона делится, в свою очередь, на два эго-состояния – Супер-Эго и Ид.

Приоритет бессознательного

Согласно Фрейду, человеческая личность подобна айсбергу. На поверхности находится видимая, осознанная часть, состояние Эго, а под водой скрывается глыба бессознательных влечений и желаний. И всегда есть риск того, что этот айсберг может полностью поглотить индивида.

Это идея была сильным ударом по признанной концепции человека. Ведь фактически это означало, что он не имеет власти над собственной личностью, которая подвержена влиянию чего-то неосознанного и неотрефлексированного.

Связь между психикой и соматикой

Изначально бессознательное по Фрейду изучалось в рамках естественнонаучных теорий. Психоаналитик считал, что сможет найти прямую связь между нейрофизиологическими реакциями человека и движениями его психики. Основными этапами работы в начале становления его теории были следующие: поиск причины, вызвавшей болезнь (чаще всего ею становится некая травма, нередко она происходит в детстве), исследования последствий (то есть сбоев в работе психики) и лечение (необходимо обеспечить пациенту возможность психической разрядки). Постепенно Фрейд начал использовать терапию словом, и это уже выходило далеко за рамки естественнонаучной концепции.

Сущность бессознательного

Важно отметить, что бессознательное по Фрейду является продуктом вытеснения. Что подвергается такому воздействию и каким образом, здесь мнения различных исследователей могут расходиться. Но сам психоаналитик считал, что вытеснение может происходить исключительно в направлении Супер-Эго. Оно является своеобразным репрезентом общества в человеке.

В ходе детского развития различные нежелательные влечения постепенно переходят в область Сверх-Я, и извлечь их оттуда невозможно, кроме как методом свободных ассоциаций или гипноза. Нежелательными могут быть мысли и влечения, которые противоречат нормам, принятым в обществе, его морали, а также те влечения, которые чрезмерно нас тревожат.

В данном случае Супер-Эго является более сильным субъектом, который вытесняет некие слабые психологические силы, например детские впечатления, которые являются неприемлемыми для социума.

Фундамент концепции

Между сознательной и бессознательной частями человека возникают конфликты, выливающиеся в неврозы, психические расстройства, мешающие нормальной человеческой жизни. Это стало основной идеей концепции бессознательного по Фрейду. Болезненные и стыдные переживания вытесняются в Супер-Эго и проявляются в виде неприятных симптомов где-то на грани между соматическими и психическими проявлениями.

Соответственно, для того, чтобы уравновесить эти конфликты, нужно наладить баланс между Эго и Супер-Эго, чем и занимаются психоаналитики. В ходе долгого рассказа пациента о своих мыслях и чувствах он с помощью специалиста постепенно приходит к истинной причине своего невротического поведения. «По дедушке Фрейду», такой причиной, конечно, являются подавленные сексуальные стремления. По версиям современных психоаналитиков, причин может быть большое количество, и для каждого человека они индивидуальны.

Как проявляется бессознательное

По Фрейду, бессознательные стремления скрыты от сознательной части человеческой личности. Однако они могут разнообразно проявляться в реальности.

Так, это может проявиться в виде оговорок, случайных описок, неожиданных поступков, в которых человек не дает себе отчета. Собственно говоря, в этом и заключается идея фразы «оговорки по Фрейду». Кроме того, Ид и Супер-Эго отражаются во снах, преследующих человека. Психоаналитики очень много внимания уделяют сновидениям. Считают их посланниками бессознательного, наполненными важной символикой.

Таким образом, формы проявление бессознательного в повседневной жизни человека разнообразны. Но для того чтобы понять, действительно ли это дает о себе знать скрытая часть нашей личности, стоит все же обратиться к специалисту. К сожалению, со своей точки зрения человек далеко не всегда может судить о своей личности. Впрочем, на то оно и бессознательное.

Что может проявляться

Кроме индивидуальных запретов, в бессознательном, в той его части, которая называется Ид (Оно), находятся два основных стремления человека – Эрос и Танатос. Это имена древнегреческих богов. Фрейду в принципе свойственно применять в своих теориях античную мифологию. Стоит вспомнить хотя бы эдипов комплекс или комплекс Электры.

Эрос

Эрос – это сексуальный инстинкт, это проявление либидо. Человек, будучи не в стаде, не может полноценно осуществить все свои половые стремления. Ему невольно приходится подавлять их, ограничивая себя. В благоприятной ситуации сексуальная энергия будет направлена на созидание, на творчество, в науку или политическую деятельность.

Другими словами, в любое русло, которое требует мощного вложения сил и проявления себя. Это вытеснение полового инстинкта в другую сферу Зигмунд Фрейд называл термином «сублимация».

Танатос

Так психоаналитик называл инстинкт, влекущий к разрушению и смерти. Он, в свою очередь, находит свое проявление в негативной стороне человеческого: это войны, преступления, убийства.

Карл Юнг и его идеи

Одним из самых любимых учеников Зигмунда Фрейда был Карл Густав Юнг. Впоследствии он разочаровал своего учителя.

Юнг и Фрейд во многом были похожи по своим идеям. Однако Зигмунд уделял внимание конкретной личности, как бы расщепленной на три основных составляющих, общих для каждого человека. Таким образом, для Фрейда бессознательное было заключено в рамках индивида.

Юнг же выделил еще одно понятие – «коллективное бессознательное». Согласно его представлениям, оно является общим для всего человечества и объединяет самых разных людей. Коллективное бессознательное в культуре проявляется в виде архетипов, неких общих символов, которые являются значимыми для каждого человека, к какой культуре он бы не принадлежал. Эти образы – Анима, Анимус, Мать, Тень и т. д. – вызовут в его душе отклик. Соответственно, такие архетипы так или иначе проявляются в каждой культуре.

Однако не следует понимать коллективное бессознательное как нечто надиндивидуальное. Это сложная схема, но согласно психологии Юнга, через него человек проходит процесс индивидуализации, фактически это процесс становления личности в полном смысле этого слова. Таким образом, это и глубоко индивидуальное начало, и общее для всех людей.

Итоги

Итак, бессознательное по Фрейду – это универсальный для каждого человека психический феномен, который во многом обуславливает его поведение. Оно же является источником психических расстройств.

Австрийский психиатр определил понятия и виды бессознательного – Ид и Супер-Эго. Второе оказывает значительно более сильное воздействие на конкретную личность, поскольку это его индивидуальное бессознательное.

В дальнейшем ученики Фрейда развили концепцию структуры личности. Стало ясно, что видов бессознательного значительно больше, чем предполагал первооткрыватель этого понятия. Постфрейдизм и неофрейдизм приобрели большое количество последователей – Юнг, Адлер, Фромм и т. д.

Теорию Фрейда обсуждают и критикуют до сих пор. Но невозможно отрицать, что она оказала масштабное влияние на развитие науки и философии XX и XXI века, и в частности на исследование психологии бессознательного.

Сознание и бессознательное. Теория бессознательного Зигмунда Фрейда

Во времена Античности впервые человека посетила мысль о том, что в его психике есть неосознаваемая и неподдающаяся контролю часть. В этой связи Демокрит выделяет душу, которая состоит из влажных и малоподвижных атомов, и душу, которая состоит из огненных и подвижных атомов. Огненная душа  — это разум, ясное сознание, влажная душа – бессознательное. В Средневековье Аврелий Августин изучает не только сознание, но и внутренний опыт субъективности, считает его более насыщенным и богатым, чем опыт мышления и сознания. В Новое время о бессознательном много рассуждал Готфрид Лейбниц.

Первая теория о бессознательном

Одним из первых о теории бессознательного заговорил З. Фрейд, более того, в начале XX в. он представил свою версию миру. Первые идеи бессознательного зародились в клинической психологии, они представляли собой методики лечения невротических заболеваний, а чуть позднее психоанализ вырисовался в общую психологическую теорию. И уже спустя некоторое время, усилиями последователей и учеников З. Фрейда он окончательно оформился в концепцию философии.

З. Фрейд представил миру совершенно новое мнение о бессознательном, утверждая, что оно первично по отношению к сознанию и определяет его. Все предшественники учёного полагали, что бессознательное – это низшая форма психической активности, которая преодолевается посредством сознания. З. Фрейд отрицал тезис, что сознание первично, а бессознательное является недоразвитым сознанием. Более того, он доказал это опытным путём, занимаясь лечением психических заболеваний у людей.

Определение 1

Бессознательное – это все психические явления и процессы, которые протекают за пределами человеческого разума, которые не осознаются и не поддаются контролю воли.

Информация сознания может забываться, тяжёлые воспоминания вытесняются, негатив, зло и отрицательные эмоции подавляются. Всё это уходит в основу бессознательного. Границы между бессознательным и сознанием размыты, т.к. есть основания полагать о существовании миграций психических явлений из сознательного в бессознательное и наоборот. 

Для обозначения это границы З. Фрейд придумал понятие «подсознание».

Определение 2

Подсознание – это бессознательные психические явления, связанные с переходом на уровень сознания.

Бессознательное выхолит на показ под видом сновидений, гипноза, оговорок или ошибочных действий.

В таких ситуациях проявляется бессознательное и становится доступным.

З. Фрейд, утверждает, что основная функция бессознательного заключается в охране сознания и уменьшении груза тягостных переживаний.

Замечание 1

Бессознательное носит сексуальный характер.

Именно бессознательное формирует в человеке комплексы – устойчивые психические структуры, образовывающиеся вокруг серьёзных потрясений, и получающие дальнейшее развитие в виде психических заболеваний. Выявить комплекс, довести до сознания и устранить его можно опираясь на свободные ассоциации или объяснения снов.

Бессознательное по З. Фрейду

З. Фрейд обрисовал основы собственной модели субъективности, которая представляет собой совокупность сознания и бессознательного. По его мнению, субъективная реальность состоит из:

«Оно» или «Id»  — уровень бессознательного влечения человека, который отвечает за удовольствие.

«Я» или «Ego» – сознание, которое выступает посредником между бессознательным и окружающим миров.

Работает по принципу реальности.

«Сверх-Я» или «Super-Ego» – предписания общественности и культуры. Основные установки: мораль, цензура и совесть.

«Сверх-Я» – репрессивная функция, где в качестве репрессии выступает «Я».

«Я» выступает в качестве посредника между внешним миром и «Оно», задача «Я» сделать так, чтобы «Оно» было приемлемо для мира или сделать мир таким, который будет соответствовать желаниям «Оно». Внешний мир – это культура, которая, в свою очередь, состоит из требований «Сверх Я», иными словами из тех правил и догматов, которые лежат напротив желаний «Оно».

Для демонстрации взаимоотношений между «Я» и «Оно», учёный взял образ всадника на лошади, где «Я» – всадник, а «Оно» – лошадь. Если человек «Я» здоров, то он способен подчинить себе «Оно», управлять его волей в соответствии с собственными предпочтениями. Но если противоречия между склонностями «Оно» и указаниями «Сверх-Я» приобретают непреодолимый характер, то «Оно» уходит из-под контроля «Я», это, согласно З.

Фрейду, и служит основанием для развития неврозов.

Учёный говорил о том, что всем люди невротики, в силу того, что они живут в культуре, которая основана на подавлении любых биологических влечений. Здесь подразумевается агрессия, деструкция, сексуальность. Разнятся невротики только в степени глубины этого состояния. Для любого человека характерен конфликт между «Оно» и «Сверх-Я», а сознательное «Я» может оказаться настолько слабым, что не сможет управлять инстинктами. Человек будет находиться под давлением «Сверх-Я» до той поры, пока он вынужден подчиняться правилам общества, в котором живёт.

Избавиться от культуры или от тела, в котором человек живёт, он не может, а потому у него остаётся единственный выход – находить разумный компромисс между «Оно» и «Сверх-Я». В качестве инструмента для данного компромисса человек использует «Я». Таким образом, содержание «Оно» постепенно переходит в содержание «Я».

Замечание 2

Человек с более осознанной внутренней жизнью намного меньше подвержен неврозам, однако полностью освободиться от них не представляется возможным.

Наиважнейшее место в концепции бессознательного з. Фрейда занимает понятие «Эдипов комплекс».

Замечание 3

С историей царя Эдипа мир познакомил Софокл две с половиной тысячи лет назад. А в XX в. этот мифологический персонаж стал символом развития сексуальности. История царя Эдипа в следующем. В Фивах руководили царь Лаий и царица Иокаста. Дельфийский оракул предсказал Лаию, что он может погибнуть от руки собственного сына. Царь Фив уверовал, и после рождения сына, он распорядился отнести младенца хищным зверям на съедение. Пастух, которому это поручили, сжалился над новорожденным и отдал его правителю соседнего Коринфского царства. У Коринфского правителя не было сыновей-наследников, поэтому он вырастил Эдипа как своего сына.

Однажды Эдип пошел к дельфийскому оракулу, чтобы узнать, чей он сын. Пророчество было страшным. Оракул сказал, что Эдипу судьбой написано убить родного отца и взять в жёны родную мать. Эдип решил не возвращаться в Коринф. На одной из дорог он наткнулся на колесницу, поссорился с её седоком и убил его. После чего Эдип разгадал загадку чудовищного Сфинкса – женщины с львиным телом, и освободил от её власти Фив. В награду жители города объявили его царём и дали в жёны вдовую царицу Иокасту.

Шли годы, на Фивы обрушились болезни и голод, и вновь гонцы отправились в Дельфы к оракулу. Пифия ответила, что беды – это кара за убийство Лаия. Эдип потребовал найти убийцу прежнего царя и проклял преступника, не ведая, что проклинает самого себя. Случайно тайна раскрылась, Эдип узнал в себе убийцу Лаия, своего отца, а Иокаста узнала в Эдипе сына. Не выдержав тяжести греха, царица Иокаста, мать и жена Эдипа, покончила с собой, а Эдип в отчаянии ослепил себя.

З. Фрейд полагает, что этот миф служит иллюстрацией фундаментального психического конфликта человека, который интерпретирует формирование сексуальности и основу взрослых отношений. В трёх- пятилетнем возрасте сексуальное желание ребёнка сконцентрировано на родителях, он представляет их в своих фантазиях и старается повторять поведение взрослых.

Определение 3

Эдипов комплекс – это этап развития личности, в который ребёнок усваивает запреты, пытается научиться контролировать собственные желания и отказываться от некоторых из них.

Овладение собственной матерью – в этом основная цель бессознательного маленького мальчика, так считает З. Фрейд. При этом в качестве соперника он видит своего отца и одновременно боится наказания от него. Спустя некоторое время он отказывается от желания овладеть собственной матерью. Для девочки характерен Эдипов комплекс в виде соперничества с матерью за отца. Она пытается повторять её поведение, при этом одновременно испытывает чувство ненависти в ней как к сопернице и восхищается ей как образцом для подражания.

Таким образом, Эдипов комплекс заключается в сложных и противоречивых чувствах любви и ненависти, которые испытывает ребёнок по отношению к собственным родителям.

Замечание 4

З. Фрейд говорит о том, что влюблённый взрослый человек может почувствовать желание сродни того, что чувствует ребёнок на эдиповой фазе развития.

В своих работах позднего периода З. Фрейд заменяет понятие «сексуальное влечение» на «либидо».

Определение 4

Либидо – это сексуальность и вся сфера любви, которая включает в себя родительские, дружеские, патриотические и иные чувства.

Более того, в своих трудах учёный размышляет о понятиях «Эроса» и «Танатос». Под эросом он понимает олицетворение любви и жизненного инстинкта. А под танатосом – инстинкт разрушения и смерти. З. Фрейд полагает, что эти противоположные стремления подчиняют себе человека и всю его жизнь.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.

Реферат от 1 дня / от 700 р.

Учение З.Фрейда

Содержание статьи

1. Понятие бессознательного

2. Периоды развития учения З.Фрейда о бессознательном

Знаменитый ученый, профессор психиатрии, З. Фрейд (1856-1939) является автором нового психологического учения о бессознательном. Ему принадлежит особое место среди психологов XX века. Взгляды З. Фрейда оказали большое влияние на социологию, этнографию, психологию, искусство, психиатрию, а работы переведены на многие языки мира. Вместе с ростом известности ученого росло и количество критических работ, направленных против его взглядов.

Его книги в Берлине в 1933 г. были сожжены нацистами, а позже он подвергается преследованиям. У молодых ученых его учение о бессознательном имело большой успех и вызывало бурю негодования среди блюстителей общепринятой буржуазной морали.

Понятие бессознательного

Определение

Бессознательное – это самая глубокая и значительная область человеческого разума, представляющая собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что подавляются и вытесняются в область бессознательного.

Феномен бессознательного уходит в далекую древность. В своей практике его признавали врачеватели самых ранних цивилизаций. Существование бессознательного послужило для Платона основой создания теории познания. Фрейд, знакомый с философскими идеями Платона, взял у него некоторые представления о бессознательном.

Свое отражение проблема бессознательного находит и в философии Канта(1724-1804), как форма рассмотрения возможности существования неосознанных представлений. З. Фрейд во многих случаях не только разделяет философские идеи Канта, но и апеллирует к его авторитету, особенно по проблеме бессознательного.

В XIX веке намечается и осуществляется поворот от рационализма к иррационалистическому пониманию бытия человека в мире, поэтому размышления о проблеме бессознательного во многих философских работах занимают важное место.

Большое влияние на формирование психоаналитического учения Фрейда оказала философия Шопенгауэра и Ницше, в значительной степени предопределившая различные психоаналитические концепции, включая представления о бессознательном. Безусловно, учение З. Фрейда и философия Шопенгауэра и Ницше не имеют абсолютного тождества. Бессознательное у Шопенгауэра изначально – «мировая воля», первопричина всего сущего. Ницше же, разделяя эту точку зрения, акцентирует внимание на функционировании бессознательного в глубинах человеческого существа.

Бессознательное для Фрейда – это главным образом нечто психическое, которое подлежит осмыслению только в связи с человеком. Он сделал научным фактом анатомию сознания бессознательного психического. Объяснить этот факт сумел только на основе «отрицательного» понятия – неосознаваемой психики путем отрицания атрибута сознания.

За покровом сознания, которое является главным регулятором поведения человека, Фрейд открыл «кипящий» пласт не осознаваемых личностью стремлений, желаний, влечений. Он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы серьезно отягощают жизнь человека и становятся причиной нервно-психических заболеваний. Как врач, Фрейд ищет средства избавления своих пациентов от конфликтов между их сознанием и потаенными бессознательными побуждениями. Это было рождением психоанализа – фрейдовского метода исцеления души.

Представление о том, что поступками человека руководит «Я», по мнению Фрейда, не более чем иллюзия. Природное безличное начало, образующее бессознательную основу психики, властвует на самом деле. Таким образом, разделение психики на сознательное и бессознательное, явилось основной предпосылкой психоанализа. Психоанализ сознательное не считает сутью психики и рассматривает сознание как её качество.

Вся теория психоанализа основывается на учении о бессознательном. Психоанализ, являясь врачебным методом исследования, частью психотерапии, использовался Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Позже ученый переработал психоанализ в психологическую доктрину, которая была направлена на изучение скрытых связей и основ душевной жизни человека.

Бессознательную основу несут в себе привычки, умения, навыки и др.

В психологии бессознательное обозначает совокупность психических процессов и явлений, не осознаваемых субъектом и лежащих вне человеческого разума. Все эти явления и процессы не поддаются контролю со стороны сознания в какой-то конкретный момент.

Виды бессознательного

  • Естественное бессознательное. Это инстинкты, влечения, коллективное бессознательное, которое характеризуется тем, что его содержание достается по наследству от предков, и никогда не было в сознании;
  • Личный или индивидуальный бессознательный процесс. Суть его в том, Что он состоит из сознательных когда-то содержаний, но с течением времени исчезнувших из сознания;
  • Выработанное бессознательное явление. К ним относятся навыки, умения, привычки, автоматические движения, т.е. тот опыт, который начал формироваться в детстве и продолжает накапливаться;
  • Воспитанное бессознательное человека. Это социальное бессознательное, представленное установками, которые возникли под влиянием жизненного опыта в процессе воспитания.

Бессознательное несет в себе огромный объем информации, переживаний, воспоминаний. Получить доступ к этому жизненному багажу совсем не просто, а кому это все же удастся – забудет о неудачах в любой сфере деятельности.

Периоды развития учения З.Фрейда о бессознательном

Психика человека по Фрейду распадается на три области:

  1. Сознание;
  2. Бессознательное;
  3. Предсознательное.

Все три области находятся в состоянии непрерывного взаимодействия, а две первых еще и в состоянии напряженной борьбы между собой. Психическая жизнь человека, считает ученый, сводится как раз к этому взаимодействию и борьбе. Каждый поступок человека и душевный акт надо рассматривать как результат состязания и борьбы сознания с бессознательным.

Концепция бессознательного сложилась не сразу и прошла несколько периодов:

  • Первый период концепции Фрейда. На этом этапе концепция бессознательного очень близка к учению таких французских психиатров и психологов, как Шарко, Льебо, Жане и можно сказать, что находится от них в прямой генетической зависимости;
  • Второй период. Он самый продолжительный и самый важный в развитии психоанализа. В это время определяются все основные и характерные черты учения Фрейда о бессознательном, которое становится уже совсем оригинальным. Бессознательное становится необходимой и важной частью психического аппарата всякого человека. Постоянной и закономерной формой психической жизни объявляется борьба сознания и бессознательного. Для всех областей культурного творчества бессознательное становится энергией и продуктивным источником психических сил. Но бессознательное может стать и источником всех нервных заболеваний. Таким образом, во втором классическом периоде психоанализа понятие бессознательного обогащается целым рядом новых, существенных моментов.
  • Третий период. Концепция существенно изменяется и сближается с метафизическим учением Шопенгауэра и Гартмана. Бессознательное становится воплощением всего низшего и всего высшего в человеке. Появляется новое деление вместо прежнего:
  1. Сексуальное влечение или эрос;
  2. Влечение к смерти.

В основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств лежат инстинкты смерти.

Инстинкт самосохранения отошел к сексуальным влечениям, к нему относят подинстинкты, которые делают любой организм живым:

  • Питание;
  • Рост;
  • Дыхание;
  • Движение.

С развитием цивилизации инстинкт самосохранения утратил свою значимость и на первое место вышел инстинкт размножения или либидо.

Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из того, что природный, глубинный её слой («Оно») функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но, индивид, в удовлетворении своих страстей сталкивается с реальностью, противоречащей «Оно». Это противоречие связано с выделением «Я», которое стремится обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения.

Сформулированная Фрейдом задача психоанализа, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом плане Фрейд был оптимистом и верил в способность осознания бессознательного.

Аналитическая деятельность ученого направлялась на то, чтобы человек по мере раскрытия природы бессознательного, мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 15.12.2021

Роль бессознательного в теориях личности — 2548 слов

Введение

В обсуждении того, как бессознательное влияет на личность, нельзя отрицать роль психоанализа.

Согласно Кильстрему, Беру и Кляйну, психоанализ относится к «аспектам работы и исследований Фрейда, включая фрейдистскую терапию и исследовательскую методологию, которую он использовал для разработки своих теорий» (2002, стр. 68).

При формулировании теории личности Фрейд в значительной степени опирался на тематические исследования своих пациентов, а также на непосредственные наблюдения за поведением пациентов. Согласно Фрейду, человеческий разум состоит из двух основных частей: сознательного и бессознательного.

Целью данной статьи является сравнение и противопоставление роли бессознательного в теориях личности с использованием двух точек зрения курса. Эти точки зрения представляют собой психоаналитический и социально-когнитивный подходы к построению личности.

Перед этим разделом мы попытаемся обсудить сознательный и бессознательный разум с точки зрения того, как они помогают формировать личность человека.

Функционирование сознания и бессознательного

Сознание

Сознание несет информацию, которую люди могут понять. Люди могут свободно и точно говорить об этих аспектах своих ментальных процессов в здравом и рациональном ключе. Часть сознательного разума связана с человеческой памятью.

Однако, как отмечает Мэтт (2011), не вся информация, хранящаяся в сознательной памяти, является частью сознания людей, хотя эту информацию легко извлечь, чтобы ее можно было ввести в их сознание (стр. 81).

В теории личности Фрейда это воспоминание называется нормальным воспоминанием или просто предсознательным воспоминанием. Фрейд использовал аналогию с затопленным льдом, чтобы описать, как делится человеческий разум.

По его словам, сознательный разум составляет наименьшую часть разума человека. Фрейд утверждал, что большая часть воспоминаний и чувств, которые помогают конструировать личность человека, скрыты от сознательного разума (Matt, 2011).

Следовательно, многие чувства и воспоминания, которые проявляются в личности человека, составляют область «бессознательного разума, который он разделил на суперэго, эго и ид» (Мэтт, 2011, стр. 81).

Подсознание

Бессознательное является второй частью человеческого разума с точки зрения теории личности Фрейда. Он действует как основное хранилище всех мыслей, воспоминаний и чувств вместе с побуждениями, которые существуют вне сознательного понимания людей.

Что касается Kihlstrom, Beer, and Klein (2002), большая часть содержимого бессознательной памяти неприятна и/или неприемлема при нормальных обстоятельствах (стр. 73). Среди прочего, они включают в себя чувство конфликтов и боли вместе с тревогой.

В своем анализе теории личности Зигмунда Фрейда Мэтт (2011) утверждает, что «бессознательность продолжает влиять на наше поведение и переживания, даже если мы не осознаем эти глубинные влияния» (стр. 43).

Следовательно, бессознательное является частью человеческого разума, над которой люди не имеют никакого прямого контроля.

В отличие от сознательного разума, бессознательный разум представляет собой хранилище инстинктивных желаний, потребностей и действий, связанных с призраками и мертвыми. Это также хранилище желаний, шокирующих и расстраивающих воспоминаний, неприятных эмоций и социальных идей, которые невозможно удалить из ума.

Процесс действия бессознательного ума описывается термином психологическое подавление. Воспоминания и мнения из более ранних периодов могут быть удалены из мгновенного сознания.

Эти воспоминания порождают эмоции вместе с мыслями, которые люди имеют в своей сознательной памяти. Поскольку личность человека постоянна и эти воспоминания можно удалить, можно утверждать, что они не влияют на личность человека.

Человек не получает идеи непосредственно в бессознательном для обычного исследования (Fleeson, 2004).

Однако эмоции и идеи бессознательного могут стать осознанными с помощью таких методов, как анализ снов, словесные оговорки, гипноз и свободное объединение людей с одинаковыми интересами. Эти методы тщательно изучаются и выполняются во время психоанализа.

Психотерапия – это процесс, направленный на сдерживание эмоций и идей в осознанное состояние для избавления терпимого человека от страданий от повторяющихся ложных мыслей.

Согласно Фрейду, бессознательная часть разума называется Ид. Она состоит из основных потребностей и желаний людей. Ид ведет себя в соответствии с принципом, известным как принцип удовольствия, который предотвращает боль. Фрейд также определяет эго как компонент бессознательного.

Он говорит, что эго представляет собой сознательный целостный характер и естественные аспекты, которые вмешиваются между бессознательной частью разума и реальностью (Мэтт, 2011, стр. 48).

Сравнение и сопоставление ролей бессознательного в теориях личности

Типы теорий личности

Для объяснения личности людей можно использовать несколько теорий. Они включают поведенческие теории, теории черт, социальные когнитивные теории, психоаналитические теории и гуманистические теории.

В этих теориях термин «личность» используется для обозначения «динамических и организованных наборов характеристик, которыми обладает человек, которые уникальным образом влияют на его или ее познания, эмоции, мотивацию и поведение в различных ситуациях» (Флисон, 2004, с. 84).

Можно утверждать, что различные классификации теорий личности основаны на этом определении.

Например, эмоции и мотивация порождают психоаналитические теории личности, тогда как поведенческие аспекты в определении термина «личность» порождают поведенческие теории личности.

Поведенческие гипотезы утверждают, что качества людей проистекают из их отношений с окружающей средой.

Выдвигая свои аргументы, бихевиористы изучают различные измеримые и наблюдаемые модели поведения людей, чтобы объяснить характер личности, изображаемой отдельными людьми (Matt, 2011).

Теоретики поведения, такие как Джон Ватсон, отвергают различные теории, предполагающие, что личность человека является функцией чувств и мыслей, формирующих часть сознательного и бессознательного разума.

Теория черт утверждает, что личность человека включает в себя различные широкие черты. В контексте обсуждения этой теории под чертами понимаются характеристики, устойчивые внутри индивидуума, которые определяют направление действий таких людей.

Одной из таких теорий является пятифакторная теория (Matt, 2011). Происхождение личностных характеристик вызывает серьезную озабоченность у теоретиков биологической личности. Эта группа теоретиков утверждает, что личность возникает из генетических характеристик человека.

На самом деле, согласно Kihlstrom, Beer, and Klein (2002), «исследования наследуемости указывают на связь между генетикой и чертами личности…» (стр. 73). Изучение этих связей стимулирует исследования биологической личности.

Помимо двух основных парадигм теории личности, рассмотренных в данной статье, еще одну важную группу теорий, пытающихся объяснить личность, составляют гуманистические теории.

Эта теория уделяет невероятное внимание значению свободной воли людей вместе с индивидуальным опытом в содействии развитию личности. Центральное место в обсуждении гуманистических теорий занимает концепция самоактуализации.

Эта концепция подчеркивает, что личностный рост является важным аспектом, который влияет на поведение людей или мотивирует их (Matt, 2011).

Поведение является важным аспектом, влияющим на личность человека с точки зрения социально-когнитивной и психоаналитической личности и теоретических парадигм. Абрахам Маслоу — один из известных сторонников гуманистической теории личности.

Поскольку цель этой статьи ограничена обсуждением роли бессознательного в теориях личности только с двух точек зрения, оставшаяся часть статьи рассматривает только психоаналитическую и социально-когнитивную точки зрения.

Роль бессознательного в социально-когнитивной теории личности

С точки зрения психоаналитической и социально-когнитивной теории личности сознание образует феноменальную субстанцию, которая помогает направлять психическое функционирование в жизни человека.

Он формирует основу для контекстуализации событий, построения направлений действий и даже планирования различных действий (Бандура, 1995). Можно утверждать, что после опыта обучения в окружающей среде не требуется умственных усилий для выполнения различных задач.

Скорее, бессознательное функционирует как постоянное напоминание о соответствующем образе действий всякий раз, когда человек сталкивается с ситуацией, требующей действий, которые были выполнены ранее в ответ на данные внешние стимулы.

Способ, которым человек реагирует на определенные стимулы посредством определенного набора поведенческих действий, характерных для конкретного человека, составляет личность такого человека (Bandura, 1995).

С точки зрения социальных когнитивных теорий, автоматические реакции на определенные стимулы окружающей среды объясняются информацией, хранящейся в бессознательном уме человека.

Основная задача, стоящая перед теоретиками социальных познаний, состоит в том, чтобы разработать объяснение того, как развиваются эти познания.

Решение вышеуказанных проблем является отправной точкой для изучения роли бессознательного с точки зрения теоретиков социального познания и психоанализа.

Например, в то время как психоаналитическая точка зрения утверждает, что некоторые характеристики человека, составляющие его личность, обязаны функционированию бессознательного разума, социальная когнитивная парадигма утверждает, что «сознание не может быть сведено к эпифеномену выход психического процесса, реализуемого механически на бессознательных низших уровнях» (Бандура, 1999, с. 7).

Исходя из этого утверждения, социальная когнитивная теория подчеркивает важность проведения различия между функциональными свойствами мозга человека и физическими процессами для мыслей, развертываемых данным индивидом.

В то время как приверженец психоанализа склонен считать, что человеческое бессознательное ответственно за реакции, связанные с негативным опытом, социальная когнитивная теоретическая парадигма утверждает, что человеческое бессознательное по существу является порождающим, проактивным и творческим, помимо саморефлексии или саморефлексии. реактивный (Бандура, 1999, с.3).

Этот аргумент подразумевает, что практики, ведущие к познаниям, которые удерживаются в бессознательном уме, являются не только развивающими действиями, но и детерминирующими манипуляциями.

Бессознательное рассматривается с точки зрения социального познания как хранилище информации, которое необходимо активировать, чтобы помочь в реагировании на определение необходимого образа действий.

Кроме того, теоретики социального познания подчеркивают, что при выражении индивидуальности людей люди должны активировать определенные мозговые процессы, чтобы можно было реализовать выбранные намерения. Эти намерения определяют личность данного человека.

Следовательно, для выражения характеристик человека, которые делают его уникальным среди других людей, в подсознании должны быть возбуждены определенные схемы.

Такие схемы состоят из социально осознаваемого и/или генерируемого опыта. Центральным аргументом здесь является то, что воспоминания, хранящиеся в бессознательном уме, приобретаются из окружающей среды.

Социально-когнитивная теория личности утверждает, что люди демонстрируют определенное поведение благодаря четырем основным ключевым факторам: вознаграждению, сигналам, побуждениям и реакциям (Бандура, 19 лет).99).

В случае, если человек мотивирован на изучение определенного поведения, он или она использует технику наблюдения, чтобы изучить поведение. Это поведение определяет личность человека, когда его схемы развиваются в бессознательной памяти.

Когда человек наблюдает за поведением, оно закрепляется посредством обучения. Следовательно, индивидууму не нужно прилагать мысленных усилий, чтобы вспомнить его и/или отобразить в фенотипическом образе.

С этой точки зрения личность человека является функцией усвоенного поведения из окружающей среды.

Роли бессознательного в психоаналитической теории личности

Как утверждалось ранее, социальная когнитивная теория подчеркивает, что личность человека строится на основе социального опыта посредством обучения поведению в окружающей среде.

После того, как эти модели поведения полностью усвоены, бессознательная память служит для автоматического извлечения воспоминаний, которые приводят в действие соответствующие модели поведения после того, как испытаны стимулы, требующие реакции посредством определенного поведения (Бандура, 19 лет).95).

Эта цель бессознательного разума противопоставляется назначению бессознательного в формировании личности человека с точки зрения психоанализа, как это предусмотрено и обсуждалось Зигмундом Фрейдом.

Фрейд считал, что одним из дружественных механизмов раскрытия личности его пациентов является свободное общение с ними. По словам Мэтта (2011), пациентов просили описать, что возникало у них в голове всякий раз, когда начиналось обсуждение определенных тем.

Кроме того, Фрейд также изучал сны людей, пытаясь установить связь между бессознательным и личностью своих пациентов.

Через интенсивный анализ предсознательного разума вместе с бессознательным разумом пациентов школа мысли Фрейда предполагает, что личность человека можно оценить.

Следовательно, можно проводить психотерапевтическое лечение психических заболеваний. Основываясь на этом психоаналитическом подходе к личности, это означает, что люди не могут контролировать свою личность.

Скорее, им управляет бессознательное, которое при нормальном функционировании человека трудно раскрыть.

Этот аргумент, возможно, объясняет, почему фрейдистский подход к определению личности индивидуума основывается на анализе сновидений, а не на социальной когнитивной перспективе.

Во сне человек не контролирует свой мыслительный процесс (Fleeson, 2004).

Однако во сне человек вспоминает ситуации, с которыми сталкивается в реальной жизни, пытаясь реагировать на них в зависимости от приобретенного опыта на некоторых эффективных средствах решения таких ситуаций.

Этот аргумент подчеркивает важность рассмотрения социально-когнитивной теоретической точки зрения при определении роли бессознательного в сравнении с психоаналитической точкой зрения.

Этот случай знаменателен, поскольку спорно, что сны, обсуждаемые Фрейдом как упреждающие средства определения роли бессознательного в построении личности, могут быть основаны на информации, полученной посредством социальных взаимодействий между сновидцем и другими людьми. людей в окружающей среде.

Социально-когнитивная теория личности описывает личность людей на основе познания, приобретенного в процессе их взаимодействия.

Психоаналитический подход утверждает: «Бессознательное является хранилищем инстинктивных желаний, потребностей, психических действий и хранилищем социально неприемлемых идей, желаний или желаний и травмирующих воспоминаний» (Kihlstrom, Beer & Klein, 2002, стр. 74). .

Подсознание также является хранилищем болезненных эмоций. Социальные когнитивные теоретики критикуют это утверждение, утверждая, что психоаналитический подход к личности подчеркивает негативный опыт человека, влияющий на его или ее личность.

Остается выяснить роль бессознательного во влиянии на положительные черты личности, проявляемые людьми.

Поиск ответа на этот вопрос порождает другие теоретические парадигмы объяснения того, как устроена личность человека, такие как поведенческие теории и гуманистические теоретические парадигмы.

Заключение

Действия и поведение людей объясняются несколькими факторами. К таким факторам относятся культурные убеждения и процессы социальных взаимодействий. С психологической точки зрения на поведение людей также влияет сознательный и бессознательный разум.

Теоретики психоанализа развивают эту школу мысли, утверждая, что люди обладают внутренними силами, которые действуют за пределами их познания. Эти силы влияют на поведение людей.

Как обсуждалось в статье, эта школа мысли приписывается Зигмунду Фрейду, который считается основоположником психотерапии. Аргументы, выдвинутые Зигмундом Фрейдом, подверглись критике, люди сочли их странными.

Следовательно, они вызвали много споров об их применимости в реальных жизненных ситуациях. Они же порождают альтернативные парадигмы теоретизирования личности людей.

Однако работа Фрейда продолжает оказывать влияние на ряд дисциплин, связанных с изучением человеческого поведения, таких как социология, антропология и психология среди прочих.

Список литературы

Bandura, A. (1995). Социальные основы мысли и действия . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.

Бандура, А. (1999). Социально-когнитивная теория личности. Нью-Йорк: Публикации Гилфорда.

Флисон, В. (2004). Перемещение личности за пределы дебатов о человеке и ситуации: вызов и возможность изменчивости внутри человека. Современные направления психологической науки, 13 (2), 83–87.

Килстром, Дж., Бир, С., и Кляйн, Б. (2002). Я и идентичность как память. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

Мэтт Ф. (2011). Основание бессознательного: Шеллинг, Фрейд и рождение современной психики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

Глава 15 — Выжить AP* Психология


*Личность
— характерный образец мышления, чувств и действий человека.

Психоаналитическая перспектива

Свободная ассоциация — в психоанализе метод исследования бессознательного, при котором человек расслабляется и говорит все, что приходит ему на ум, каким бы банальным или смущающим оно ни было.

*Психоанализ — теория личности Фрейда, которая приписывает мысли и действия бессознательным мотивам и конфликтам.

Бессознательное — по Фрейду, резервуар в основном неприемлемых мыслей, желаний, чувств и воспоминаний. По мнению современных психологов, обработка информации которых нам неизвестна.

Предсознательное — в теории Фрейда уровень сознания, на котором мысли и чувства не осознаются, но легко доступны сознанию.

*Id — содержит резервуар бессознательной психической энергии, которая, по Фрейду, стремится удовлетворить основные сексуальные и агрессивные влечения. Действует по принципу удовольствия, требуя немедленного удовлетворения.

Принцип удовольствия — Теория Фрейда относительно желания Ид максимизировать удовольствие и минимизировать боль для достижения немедленного удовлетворения..

*Эго — в значительной степени сознательная, «исполнительная» часть личности, которая, согласно Фрейду, является посредником между требованиями Ид, Супер-Эго и реальности. Работает по принципу реальности, удовлетворяя желания Ид способами, которые реально приносят удовольствие, а не боль.

Принцип реальности (наше представление себя через нашу личность)- Согласно Фрейду, попытка эго удовлетворить как ид, так и суперэго, при этом учитывая реальность ситуации.

*Суперэго — часть личности, которая, согласно Фрейду, представляет интернализированные идеалы и обеспечивает стандарты для суждений (совесть) и для будущих устремлений.

Психосексуальные стадии — детские стадии развития (оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная), во время которых, согласно Фрейду, ищущая удовольствия энергия Ид фокусируется на определенных эрогенных зонах.

Оральная стадия — Первая стадия психосексуального развития Фрейда, во время которой удовольствие сосредоточено во рту.

Анальная стадия — вторая стадия психосексуального развития по Фрейду, когда основное сексуальное внимание направлено на выделение или удержание фекалий. Сцена часто рассматривается как представление способности ребенка контролировать свой собственный мир.

Фаллическая стадия — Третий этап психосексуального развития Фрейда, в котором гениталии являются источником удовольствия и начинается Эдипов комплекс.

*Эдипов комплекс — по Фрейду, половое влечение мальчика к матери и чувство ревности и ненависти к отцу-сопернику.

Идентификация — процесс, посредством которого, согласно Фрейду, дети включают ценности своих родителей в свое развивающееся супер-эго.

Гендерная идентичность — ощущение себя мужчиной или женщиной.

Латентная стадия — На психосексуальных стадиях Фрейда, когда у вас есть дремлющие сексуальные чувства (6 — половое созревание).

Генитальная стадия — Стадия психосексуального развития по Фрейду, когда проявляется взрослая сексуальность.

*Фиксация — согласно Фрейду, затяжной фокус энергий поиска удовольствий на ранней психосексуальной стадии, на которой конфликты не были разрешены.

*Защитные механизмы — в психоаналитической теории защитные методы эго для уменьшения беспокойства путем бессознательного искажения реальности.

*Вытеснение — в психоаналитической теории основной защитный механизм, изгоняющий из сознания вызывающие тревогу мысли, чувства и воспоминания.

*Регрессия — психоаналитический защитный механизм, при котором человек, столкнувшийся с тревогой, отступает на более инфантильную психосексуальную стадию, где некоторая часть психической энергии остается зафиксированной.

*Формирование реакции — психоаналитический защитный механизм, с помощью которого эго бессознательно переключает неприемлемые импульсы в их противоположности. Таким образом, люди могут выражать чувства, противоположные вызывающим тревогу бессознательным чувствам.
Пример: Поскольку Эндрю боится быть геем, он становится гомофобом.

*Проекция — психоаналитический защитный механизм, с помощью которого люди маскируют свои угрожающие импульсы, приписывая их другим.
Пример: 

*Рационализация — защитный механизм, который предлагает самооправдательные объяснения вместо реальных, более угрожающих, бессознательных причин своих действий.

*Смещение — психоаналитический защитный механизм, который смещает сексуальные или агрессивные импульсы в сторону более приемлемого или менее опасного объекта или человека, например, при перенаправлении гнева в более безопасное место.
Пример: Всякий раз, когда Пенни злится на своего босса, она злится на своих детей, потому что тогда у нее не будет проблем.

*Сублимация — защитный механизм, при котором неприемлемая энергия направляется в социально приемлемые выходы, такие как спорт.
Пример: Поскольку Кэтрин одинока дома, она все свое время посвящает учебе.

Отрицание — отказ сознательно признать существование чего-либо

*Коллективное бессознательное — Концепция Карла Юнга об общем унаследованном резервуаре следов памяти из истории нашего вида.

Перспектива черт

*Проективные тесты — личностный тест, такой как тест Роршаха или ТАТ, который обеспечивает неоднозначные стимулы для запуска проекции внутренних мыслей и чувств.

ТАТ — проективный тест, в котором испытуемые рассматривают неоднозначные картинки и рассказывают о них.

Тест Роршаха на чернильные пятна — наиболее широко используемый проективный тест, набор из 10 чернильных пятен, разработанный Германом Роршахом; стремится определить внутренние чувства людей, анализируя их интерпретации пятен.

Черта — характерная модель поведения или склонность к чувствам и действиям, оцениваемая с помощью самоотчетов и отчетов сверстников.

Опросник личности — анкета (часто с пунктами «верно-неверно» или «согласен-не согласен»), в которой люди отвечают на вопросы, предназначенные для оценки широкого спектра чувств и поведения; используется для оценки отдельных черт личности.

MMPI-2 — наиболее широко исследованный и клинически используемый из всех личностных тестов. Первоначально разработанный для выявления эмоциональных расстройств (до сих пор считающийся его наиболее подходящим применением), этот тест теперь используется для многих других целей скрининга.

Большая пятерка (КАНОЭ) — перспективный тест, который сужает до 5 основных параметров личности: добросовестность, доброжелательность, невротичность, открытость, экстраверсия

интроверт

экстраверт

Тест, полученный эмпирическим путем — тест (такой как MMPI), разработанный путем тестирования пула элементов и последующего выбора тех, которые различают группы. (шкала диапазона того, как вы относитесь к этим пунктам)

*Самоактуализация — согласно Маслоу, конечная психологическая потребность, которая возникает после удовлетворения основных физических и психологических потребностей и достижения самооценки; мотивация реализовать свой потенциал.

*Безусловный положительный отзыв — по Роджерсу, установка полного принятия по отношению к другому человеку.

Я-концепция — (1) чувство собственной идентичности и личного достоинства. (2) все наши мысли и чувства о себе, в ответ на вопрос «Кто я?»

Самооценка — чувство высокой или низкой самооценки.

*Эгоцентризм — готовность благосклонно воспринимать себя.

Реципрокный детерминизм — взаимодействующие влияния между личностью и факторами окружающей среды.

* Индивидуалистическая культура  — приоритет личных целей над групповыми и определение своей идентичности с точки зрения личных качеств, а не групповой идентификации.
Пример: Америка

*Коллективистская культура  – приоритет целей своей группы (часто расширенной семьи или рабочей группы) и соответствующее определение своей идентичности.
Пример: Китай, Япония

Личный контроль — наше чувство контроля над окружающей средой, а не чувство беспомощности.

*Внешний локус контроля — восприятие того, что случайность или внешние силы, находящиеся вне личного контроля человека, определяют его судьбу.

*Внутренний локус контроля — ощущение, что человек управляет своей судьбой.

*Выученная беспомощность — безнадежность и пассивная покорность, которым животное или человек учатся, когда не могут избежать повторяющихся аверсивных событий.

*Позитивная психология — научное исследование оптимального функционирования человека; направлена ​​на выявление и продвижение сильных сторон и достоинств, которые позволяют отдельным людям и сообществам процветать.

Социально-когнитивная перспектива — рассматривает поведение как влияние взаимодействия между людьми (и их мышлением) и их социального контекста.

*Эффект прожектора — переоценивать то, как другие замечают и оценивают нашу внешность, действия и промахи (как будто мы предполагаем, что на нас светит прожектор).

Теория управления терроризмом — цели, согласно которым вера в свое мировоззрение и стремление к самоуважению обеспечивают защиту от глубоко укоренившегося страха или смерти.

*Карл Юнг — средний возраст называют «полуденным днем ​​жизни». Середина жизни служит важной подготовкой к поздней взрослой жизни, которую он называет «вечером жизни».

Alfred Adler

Karen Horney

Freud

Carl Rogers

Abraham Maslow

Hermann Rorshach


Bandura

Seligman

Describes Myers-Briggs Personality Types More in Depth: http ://www.personalitypage.com/html/info.html

Фрейд и психодинамическая перспектива — OpenStax Psychology Revisions

[латексная страница]

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Описывать предположения психодинамического подхода к развитию личности
  • Дайте определение и опишите природу и функции ид, эго и суперэго
  • Дайте определение и опишите механизмы защиты
  • Определите и опишите психосексуальные стадии развития личности

Зигмунд Фрейд (1856–1939), вероятно, самый спорный и неправильно понятый теоретик психологии. Читая теории Фрейда, важно помнить, что он был врачом, а не психологом. В то время, когда он получил образование, не было такой вещи, как степень в области психологии, что может помочь нам понять некоторые споры по поводу его теорий сегодня. Тем не менее, Фрейд был первым, кто систематически изучал и теоретизировал работу бессознательного в той манере, которую мы связываем с современной психологией.

В первые годы своей карьеры Фрейд работал с Йозефом Брейером, венским врачом. В это время Фрейд был заинтригован историей одной из пациенток Брейера, Берты Паппенгейм, которую называли под псевдонимом Анна О. (Launer, 2005). Анна О. ухаживала за своим умирающим отцом, когда у нее появились такие симптомы, как частичный паралич, головные боли, нечеткость зрения, амнезия и галлюцинации (Launer, 2005). Во времена Фрейда эти симптомы обычно называли истерией. Анна О. обратилась за помощью к Брейеру. Он провел 2 года (1880–1882), леча Анну О., и обнаружил, что предоставление ей возможности рассказать о своем опыте, по-видимому, приносит некоторое облегчение ее симптомов. Анна О. назвала его лечение «лечением разговором» (Launer, 2005). Несмотря на то, что Фрейд никогда не встречался с Анной О., ее история послужила основой для 1895 книга, Исследования истерии , которую он написал в соавторстве с Брейером. Основываясь на описании Брейером лечения Анны О., Фрейд пришел к выводу, что истерия была результатом сексуального насилия в детстве и что эти травматические переживания были скрыты от сознания. Брейер не согласился с Фрейдом, из-за чего их совместная работа вскоре прекратилась. Однако Фрейд продолжал работать над совершенствованием разговорной терапии и построением своей теории личности.

Чтобы объяснить концепцию сознательного и бессознательного опыта, Фрейд сравнил разум с айсбергом ([ссылка]). Он сказал, что только одна десятая часть нашего разума сознательна, а остальная часть нашего разума бессознательна. Наше бессознательное относится к той умственной деятельности, о которой мы не знаем и к которой не имеем доступа (Фрейд, 19). 23). Согласно Фрейду, неприемлемые побуждения и желания удерживаются в нашем бессознательном посредством процесса, называемого вытеснением. Например, иногда мы говорим вещи, которые не собираемся говорить, непреднамеренно заменяя то слово, которое мы имели в виду, другим словом. Вы, наверное, слышали об оговорке по Фрейду, термин, используемый для описания этого. Фрейд предположил, что оговорки на самом деле являются сексуальными или агрессивными побуждениями, случайно выскальзывающими из нашего бессознательного. Подобные речевые ошибки встречаются довольно часто. Рассматривая их как отражение бессознательных желаний, современные лингвисты обнаружили, что оговорки, как правило, происходят, когда мы устали, нервничаем или не достигаем оптимального уровня когнитивных функций (Motley, 2002).

Фрейд считал, что мы осознаем лишь небольшую часть деятельности нашего разума и что большая ее часть остается скрытой от нас в нашем бессознательном. Информация в нашем бессознательном влияет на наше поведение, хотя мы этого не осознаем.


Согласно Фрейду, наша личность развивается в результате конфликта между двумя силами: нашими биологическими агрессивными влечениями и стремлением к удовольствиям против нашего внутреннего (социализированного) контроля над этими влечениями. Наша личность является результатом наших усилий уравновесить эти две конкурирующие силы. Фрейд предположил, что мы можем понять это, представив три взаимодействующие системы в нашем сознании. Он назвал их ид, эго и суперэго ([ссылка]).

Работа эго, или самости, состоит в том, чтобы сбалансировать агрессивные и стремящиеся к удовольствиям побуждения Ид с моральным контролем Суперэго.


Бессознательное Ид содержит наши самые примитивные побуждения или побуждения и присутствует с рождения. Он направляет импульсы голода, жажды и секса. Фрейд считал, что Оно действует по тому, что он называл «принципом удовольствия», согласно которому Оно стремится к немедленному удовлетворению. Через социальные взаимодействия с родителями и другими людьми в окружении ребенка развиваются эго и суперэго, помогающие контролировать ид. Суперэго развивается по мере того, как ребенок взаимодействует с другими, изучая социальные правила правильного и неправильного. Суперэго действует как наша совесть; это наш моральный компас, который говорит нам, как мы должны себя вести. Он стремится к совершенству и оценивает наше поведение, вызывая чувство гордости или — когда мы не в идеале — чувство вины. В отличие от инстинктивного ид и суперэго, основанного на правилах, эго является рациональной частью нашей личности. Это то, что Фрейд считал самостью, и это часть нашей личности, которую видят другие. Его работа состоит в том, чтобы сбалансировать требования ид и суперэго в контексте реальности; таким образом, он действует на основе того, что Фрейд называл «принципом реальности». Эго помогает Ид реалистично удовлетворять свои желания.

Ид и Суперэго находятся в постоянном конфликте, потому что Ид хочет мгновенного удовлетворения независимо от последствий, но Суперэго говорит нам, что мы должны вести себя социально приемлемым образом. Таким образом, задача эго состоит в том, чтобы найти золотую середину. Это помогает удовлетворить желания Ид рациональным способом, который не приведет нас к чувству вины. Согласно Фрейду, человек с сильным эго, способным уравновесить потребности Ид и Супер-Эго, обладает здоровой личностью. Фрейд утверждал, что дисбаланс в системе может привести к неврозам (склонность испытывать отрицательные эмоции), тревожным расстройствам или нездоровому поведению. Например, человек, над которым доминирует его Ид, может быть самовлюбленным и импульсивным. Человек с доминирующим Супер-Эго может находиться под контролем чувства вины и отказывать себе даже в социально приемлемых удовольствиях; и наоборот, если суперэго слабое или отсутствует, человек может стать психопатом. Чрезмерно доминирующее супер-эго можно увидеть у чрезмерно контролируемого человека, чье рациональное понимание реальности настолько сильно, что он не осознает своих эмоциональных потребностей, или у невротика, который чрезмерно обороняется (чрезмерно использует защитные механизмы эго).

Фрейд считал, что чувство тревоги возникает из-за неспособности Эго опосредовать конфликт между Ид и Супер-Эго. Когда это происходит, Фрейд считал, что эго стремится восстановить равновесие с помощью различных защитных мер, известных как защитные механизмы ([ссылка]). Когда определенные события, чувства или стремления вызывают индивидуальную тревогу, человек желает уменьшить эту тревогу. Для этого подсознание человека использует механизмы защиты эго, бессознательные защитные действия, направленные на уменьшение беспокойства. Эго, обычно сознательное, прибегает к бессознательным усилиям, чтобы защитить эго от подавления тревогой. Когда мы используем защитные механизмы, мы не осознаем, что используем их. Кроме того, они действуют различными способами, которые искажают действительность. Согласно Фрейду, все мы используем защитные механизмы эго.

Защитные механизмы — это бессознательные защитные действия, снижающие тревогу.


Хотя все используют защитные механизмы, Фрейд считал, что чрезмерное их использование может быть проблематичным. Например, предположим, что Джо Смит — школьный футболист. В глубине души Джо испытывает сексуальное влечение к мужчинам. Его сознательное убеждение состоит в том, что быть геем аморально и что, если бы он был геем, его семья отреклась бы от него, и он подвергся бы остракизму со стороны сверстников. Следовательно, существует конфликт между его сознательными убеждениями (быть геем неправильно и приведет к изгнанию) и его бессознательными побуждениями (влечением к мужчинам). Мысль о том, что он может быть геем, вызывает у Джо чувство беспокойства. Как он может уменьшить свою тревогу? Джо может обнаружить, что ведет себя как «мачо», отпускает гейские шутки и придирается к школьному сверстнику-гею. Таким образом, бессознательные импульсы Джо еще больше подавляются.

Существует несколько различных типов защитных механизмов. Например, при вытеснении вызывающие тревогу воспоминания из сознания блокируются. В качестве аналогии предположим, что ваша машина издает странный шум, но поскольку у вас нет денег, чтобы ее починить, вы просто включаете радио, чтобы больше не слышать странный шум. В конце концов, вы забываете об этом. Точно так же в человеческой психике, если воспоминание слишком подавляющее, чтобы с ним можно было справиться, оно может быть вытеснено и, таким образом, удалено из сознательного понимания (Фрейд, 19).20). Эта подавленная память может вызывать симптомы в других областях.

Другим защитным механизмом является формирование реакции, при которой человек выражает чувства, мысли и поведение, противоположные его склонностям. В приведенном выше примере Джо высмеивал сверстника-гомосексуалиста, в то время как сам испытывал влечение к мужчинам. При регрессии человек действует намного моложе своего возраста. Например, четырехлетний ребенок, который возмущается появлением новорожденного брата или сестры, может вести себя как младенец и снова пить из бутылочки. В проекции человек отказывается признавать свои бессознательные чувства и вместо этого видит эти чувства в ком-то другом. Другие защитные механизмы включают рационализацию, замещение и сублимацию.

Фрейд считал, что личность развивается в раннем детстве: детские переживания формируют нашу личность, а также наше поведение во взрослом возрасте. Он утверждал, что в детстве мы развиваемся через ряд стадий. Каждый из нас должен пройти через эти этапы детства, и если у нас не будет надлежащего воспитания и воспитания на каком-то этапе, мы застрянем или зациклимся на этом этапе, даже будучи взрослыми.

На каждой стадии психосексуального развития стремления ребенка к удовольствию, исходящие из Ид, фокусируются на другой области тела, называемой эрогенной зоной. Стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная ([ссылка]).

Теория психосексуального развития Фрейда весьма противоречива. Чтобы понять истоки теории, полезно ознакомиться с политическим, социальным и культурным влиянием эпохи Фрейда в Вене на рубеже 20-го века. В ту эпоху климат сексуального подавления в сочетании с ограниченным пониманием и образованием, касающимся человеческой сексуальности, сильно повлиял на точку зрения Фрейда. Учитывая, что секс был запретной темой, Фрейд предположил, что негативные эмоциональные состояния (неврозы) возникают в результате подавления бессознательных сексуальных и агрессивных побуждений. Для Фрейда его собственные воспоминания и интерпретации переживаний и сновидений пациентов были достаточным доказательством того, что психосексуальные стадии были универсальными событиями в раннем детстве.

” The fifth row contains “genital; 12+; genitals; none; and none.”»>
Стадии психосексуального развития Фрейда
Сцена Возраст (лет) Эрогенная зона Крупный конфликт Пример фиксации для взрослых
Оральный 0–1 Рот Отлучение от груди или бутылочки Курение, переедание
Анал 1–3 Анус Приучение к туалету Опрятность, беспорядок
Фаллический 3–6 Гениталии Комплекс Эдипа/Электры Тщеславие, чрезмерное честолюбие
Задержка 6–12 Нет Нет Нет
Генитальный 12+ Гениталии Нет Нет

Оральная стадия

На оральной стадии (от рождения до 1 года) удовольствие сосредоточено на рту. Прием пищи и удовольствие, получаемое от сосания (соски, пустышки и большого пальца), играют большую роль в первый год жизни ребенка. Примерно в возрасте 1 года младенцев отлучают от бутылочки или груди, и этот процесс может вызвать конфликт, если опекуны не справятся с ним должным образом. Согласно Фрейду, взрослый, который курит, пьет, переедает или грызет ногти, фиксируется на оральной стадии своего психосексуального развития; она могла быть отнята от груди слишком рано или слишком поздно, что привело к этим тенденциям фиксации, которые все стремятся ослабить тревогу.

Анальная стадия

После прохождения оральной стадии дети вступают в то, что Фрейд назвал анальной стадией (1–3 года). На этом этапе дети испытывают удовольствие от движений кишечника и мочевого пузыря, поэтому вполне логично, что конфликт на этом этапе связан с приучением к туалету. Фрейд предположил, что успех на анальной стадии зависит от того, как родители относятся к приучению к туалету. Родители, которые хвалят и вознаграждают, поощряют положительные результаты и могут помочь детям почувствовать себя компетентными. Жесткие родители в приучении к туалету могут вызвать у ребенка фиксацию на анальной стадии, что приведет к развитию анально-удерживающей личности. Анально-сохраняющая личность скупа и упряма, имеет навязчивую потребность в порядке и аккуратности и может считаться перфекционистом. Если родители слишком снисходительны в приучении к туалету, ребенок также может зациклиться и проявить анально-изгнание. Анально-изгнательная личность неряшлива, небрежна, неорганизованна и склонна к эмоциональным вспышкам.

Фаллическая стадия

Третьей стадией психосексуального развития Фрейда является фаллическая стадия (3–6 лет), соответствующая возрасту, когда дети осознают свое тело и узнают различия между мальчиками и девочками. Эрогенной зоной на этом этапе являются половые органы. Конфликт возникает, когда ребенок испытывает влечение к родителю противоположного пола, а также ревность и ненависть к родителю своего пола. У мальчиков это называется Эдиповым комплексом, включающим стремление мальчика к своей матери и его стремление заменить своего отца, который рассматривается как соперник за внимание матери. При этом мальчик боится, что отец накажет его за чувства, поэтому переживает страх кастрации . Эдипов комплекс успешно разрешается, когда мальчик начинает идентифицировать себя со своим отцом как косвенный способ иметь мать. Неспособность разрешить Эдипов комплекс может привести к фиксации и развитию личности, которую можно охарактеризовать как тщеславную и чрезмерно амбициозную.

На фаллической стадии девочки переживают аналогичный конфликт — комплекс Электры. Комплекс Электры, который часто приписывают Фрейду, на самом деле был предложен протеже Фрейда Карлом Юнгом (Jung & Kerenyi, 19).63). Девушка жаждет внимания отца и хочет занять место матери. Юнг также сказал, что девочки сердятся на мать за то, что она не дала им пенис — отсюда термин зависть к пенису . Хотя изначально Фрейд рассматривал комплекс Электры как параллель Эдипову комплексу, позже он отверг его, тем не менее, он остается краеугольным камнем теории Фрейда, отчасти благодаря ученым в этой области (Freud, 1931/1968; Scott, 2005).

Латентный период

За фаллической стадией психосексуального развития следует период, известный как латентный период (6 лет до полового созревания). Этот период не считается стадией, потому что сексуальные чувства дремлют, поскольку дети сосредотачиваются на других занятиях, таких как школа, дружба, хобби и спорт. Дети обычно участвуют в мероприятиях со сверстниками того же пола, что способствует закреплению гендерно-ролевой идентичности ребенка.

Генитальная стадия

Заключительная стадия — генитальная стадия (начиная с полового созревания). На этой стадии происходит сексуальное пробуждение, когда вновь всплывают инцестуозные побуждения. Молодой человек перенаправляет эти побуждения на других, более социально приемлемых партнеров (которые часто напоминают родителя другого пола). Люди на этой стадии имеют зрелые сексуальные интересы, что для Фрейда означало сильное влечение к противоположному полу. Люди, которые успешно завершили предыдущие стадии, достигнув генитальной стадии без фиксаций, считаются уравновешенными, здоровыми взрослыми.

Хотя большинство идей Фрейда не нашли поддержки в современных исследованиях, мы не можем сбрасывать со счетов тот вклад, который Фрейд внес в область психологии. Именно Фрейд указал, что большая часть нашей психической жизни находится под влиянием переживаний раннего детства и происходит вне нашего сознательного понимания; его теории проложили путь другим.

Зигмунд Фрейд представил первую комплексную теорию личности. Он также был первым, кто осознал, что большая часть нашей психической жизни протекает вне нашего сознательного восприятия. Фрейд также предложил три компонента нашей личности: ид, эго и суперэго. Работа эго состоит в том, чтобы сбалансировать сексуальные и агрессивные побуждения Ид с моральным идеалом Суперэго. Фрейд также говорил, что личность развивается через ряд психосексуальных стадий. На каждом этапе удовольствие фокусируется на определенной эрогенной зоне. Неспособность разрешить стадию может привести к тому, что человек зациклится на этой стадии, что приведет к нездоровым чертам личности. Успешное разрешение этапов приводит к здоровому взрослому.

Идентификатор работает по принципу ________.

  1. реальность
  2. удовольствие
  3. мгновенное удовлетворение
  4. вина

B

Механизм защиты эго, при котором человек, столкнувшийся с тревогой, возвращается на более незрелую поведенческую стадию, называется ________.

  1. репрессии
  2. регресс
  3. реакционное образование
  4. рационализация

B

Эдипов комплекс возникает на ________ стадии психосексуального развития.

  1. оральный
  2. анал
  3. фаллический
  4. задержка

С

Каким образом выражение «папина дочка» может быть связано с идеей комплекса Электры?

Поскольку идея, лежащая в основе комплекса Электры, заключается в том, что дочь соревнуется со своим родителем того же пола за внимание родителя противоположного пола, термин «папина дочка» может указывать на то, что у дочери слишком близкие отношения с отцом и более отдаленные — или даже антагонистические — отношения с матерью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *