Эгоцентрическое мышление
Эгоцентризм в привычном его понимании есть крайняя степень индивидуализма и эгоизма. Ж.Пиаже (1962) использует это понятие с целью «определить изначальную неспособность децентрировать, менять данную познавательную перспективу». «Познавательный эгоцентризм, — указывает он, — опирается на недостаточное отдифференцирование своей точки зрения от других возможных». В научном плане, считает Ж.Пиаже, «требуются века, чтобы избавить нас от систематических ошибок, от иллюзий, вызванных непосредственной точкой зрения, противоположной «децентрированному» систематическому мышлению. И это освобождение далеко не полно и теперь». «Однако процесс такого же рода, — продолжает он, — может быть обнаружен и у маленьких детей… Моё описание развития понятия «брат» показывает, что ребёнку, который имеет брата, требуется усилие, чтобы понять, что его брат тоже имеет брата, что это понятие предполагает взаимное отношение, а не абсолютную «собственность».
Познавательный эгоцентризм в той или иной степени присущ едва ли не всем взрослым индивидам. Если кто-то, входя в помещение, говорит, например, что тут «жарко» или «холодно», он очевидным образом демонстрирует свой эгоцентризм, как бы забывая пояснить, что холодно или жарко именно ему, а не кому-то ещё. Или, соглашаясь с кем-то, может сказать «правильно», «верно» вместо, например, «я с этим согласен, наши мнения совпадают». Индивид охотно использует категорические и оценочные суждения, говорит, таким образом, как бы от имени всех людей, так, будто ему хорошо известно их мнение по тому или иному поводу. Различные внешние проявления познавательного эгоцентризма внутренне взаимосвязаны, тем не менее представим их отдельно друг от друга.
1. Индивид обычно полагает, что другие люди представляют себе значение какого-либо явления или события точно так же, как он сам. Если индивид уверен, например, что Солнце вращается вокруг Земли или что волк суть вредное животное, то, по его мнению, эти суждения есть всеобщее убеждение или убеждение, которое должны разделять все.
2. Индивиду кажется, что другие люди видят в происходящем тот же смысл, что и он. Другими словами, он приписывает окружающим собственные эмоции и чувства. Если он, к примеру, чем-то недоволен, то другие люди, как он считает, также должны быть этим возмущены.
3. Познавательный эгоцентризм принуждает индивида приписывать другим людям собственные мотивы поведения. Ему часто кажется, что люди маскируют подлинные свои мотивы, если он сам не обнаруживает у них своих побуждений. По этой причине он бывает не в меру подозрительным, недоверчивым и обычно склонен искать у окружающих скрытые мотивы поведения, особенно негативные, какие свойственны ему самому.
4. Индивид лишён способности видеть себя со стороны, то есть с каких-то внешних и тем более объективных позиций. В глазах других людей, думает он, он должен выглядеть таким же, как в своих. Если его мучает, например, чувство неполноценности, он вполне может быть уверен, что его неполноценность точно так же занимает окружающих, как его самого. Он может быть уверен и в том, что другие люди осуждают его за какой-нибудь недостаток, как ненавидит порой он себя сам. Если же он гордится собой, то обычно склонен думать, что и окружающие должны оценить его по заслугам. Более того, и в том и в другом случае в поведении людей он может усматривать подтверждения своего мнения о себе, преувеличивая ту или иную сторону отношения к себе. Иными словами, он склонен к сенситивным идеям отношения. Не будь последних, индивид с комплексом неполноценности не чувствовал бы себя столь несчастным, а индивид с комплексом превосходства, напротив, счёл бы себя сильно обиженным таким невниманием к себе.
5. Индивида характеризует также понимание происходящего с позиций очевидности. Очевидное, то есть непосредственно воспринимаемое им, с одной стороны, и адекватное, подлинное, с другой стороны, есть для него одно и то же. Из этого вытекают два следствия.
Первое: неадекватная убеждённость в своей правоте и повышенная самооценка в том, что касается своих умственных способностей. Отсюда возникают неподатливость к переубеждению, ригидность, нетерпимость, а также уверенность в том, что люди в массе своей не слишком умны. Такая убеждённость может стать психологической основой формирования сверхценных образований.
Второе: зависимость его суждений от того, что представлено ему в текущих внешних впечатлениях, то есть от того, что происходит на его глазах вне его самого, а не в нём самом в силу неразвитой рефлексии и инфантильного самовосприятия. В старой персидской истории рассказывается о том, как десять «дураков» переплыли реку и уже на другом берегу решили выяснить, не утонул ли кто из них. Каждый «дурак», пересчитывая уцелевших, забывал при этом о себе, так что всякий раз выходило, будто кто-то один всё-таки утонул, а кто именно, точно установить никак не удавалось. Помог беде посторонний «дурак», которому, по счастью, не было нужды в это время считать себя. Такие индивиды, критикуя за какой-нибудь грех других людей, редко замечают, что он есть и у них самих. Психоаналитик, возможно, сказал бы, что в данном случае имеет место проекция собственной проблемы на кого-то другого.
На самом деле это не совсем так, ибо индивид в силу своего эгоцентризма органически лишён возможности распознавать её у себя. Способность воспринимать свои внутренние проблемы индивид приобретает лишь после того, как он с чьей-то посторонней помощью научился видеть такие же проблемы у окружающих. Если же, осуждая какого-то человека, он знает и о своей проблеме, то может критиковать его с удвоенной энергией. Он тем самым как бы говорит сам себе: «Я вижу свой порок, я осуждаю его, значит, я могу со спокойной совестью смотреть себе в глаза, и это даёт мне право говорить всё, что я о других думаю».
6. Неспособность индивида с эгоцентрическими суждениями адекватно принимать точку зрения других людей. Совершенно бездоказательно, изначально она может восприниматься им как неприемлемая, не заслуживающая внимания, неправильная. С этим связано отсутствие у него серьёзного интереса к тому, что думают окружающие по тому или иному поводу, исключая, разумеется, себя самого. Он редко спрашивает у кого-то советы и ещё реже принимает их во внимание, действуя по правилу известного анекдота: «Мы посовещались, и я решил…»
7. Тенденция индивида приписывать другим живым существам собственные чувства, мысли, мотивы. Ему кажется, что собака, например, «всё понимает», «сострадает», «хранит верность и предана» своему хозяину. «Чем больше я узнаю людей, тем сильнее мне нравятся собаки», — говорит он. С этим может быть связана особая любовь к животным, являющаяся в сущности продолжением любви к самому себе.
8. Познавательный эгоцентризм обычно имеет следствием эгоцентризм нравственный, то есть тенденциозные представления о долге, чести и справедливости.
9. Познавательный эгоцентризм наиболее заметным образом проявляется в сфере межличностных отношений. От аутистического мышления со свойственным ему игнорированием принципа реальности его, по словам Ж.Пиаже, отличает нарушение принципа социальности. Тем не менее могут нарушаться и суждения о предметном мире, особенно если они так или иначе затрагивают самооценку.
Ж.Пиаже к проявлениям детского познавательного эгоцентризма относит также синкретизм, феномен несогласованности объёма и содержания понятий, отсутствие представлений о сохранении количества и феномен трансдукции. Синкретизм (от греч. synkretismos — соединение, объединение) — это слитность, нерасчленённость впечатлений, представлений. Ребёнок не разделяет, например, такие свойства объекта, как его цвет, размер и массу, он оперирует всеми одновременно. Кроме того, он склонен объединять разные впечатления в одно. Так, если на одно изображение накладывается другое, то они сливаются в единое целое. Синкретизм не есть ещё собственно синтез, вероятно, он является лишь прообразом последнего. Отсутствие представлений о сохранении количества проявляется тем, что ребёнок не разделяет впечатлений о количестве вещества и занимаемом им объёме. Например, если воду из широкого стакана перелить в узкий, то ребёнок думает, что в последнем стакане её стало больше, так как уровень воды в нём повышается. Феномен несогласованности объёма и содержания понятий характеризуется подменой объёма понятия содержанием последнего, так как содержание понятия является для ребёнка чем-то более наглядным и осязаемым.
Так, на вопрос, чего на рисунке больше, физических тел или живых существ — изображены 2 камня, 3 ведра, 7 собак и 2 лошади, — ребёнок обычно отвечает, что живых существ больше. Аналогичными могут быть ответы взрослых людей в условиях дефицита времени. Феномен трансдукции проявляется смешением случайных признаков с существенными, поскольку первые характеризуются большей наглядностью. Дети, к примеру, могут считать солнце живым на том основании, что оно передвигается. М.В.Осорина (2000) описала также феномен непонимания несоответствия размеров, при котором дети не принимают во внимание несоразмерность величины объектов. Так, дети могут бояться, что в туалете их смоет в унитаз.
Считать указанные признаки проявлением познавательного эгоцентризма, может быть, и следует, но стоит заметить, что эти признаки в первую очередь характеризуют наглядно-образный уровень мышления. В свою очередь это означает, что эгоцентрическое мышление существует в рамках наглядно-образного мышления. Интересно, что в этих же рамках формируется и аутистическое мышление.
Эгоцентрическое мышление может проявлять себя на разных уровнях: от ручного до концептуального.
В психоанализе эгоцентрическое мышление иногда отождествляется с солипсизмом (от лат. solus — единственный и ipse — сам) или нарциссизмом (от имени Нарцисс в древнегреческой мифологии, юноши, который влюбился в своё отражение в воде), то есть «со стремлением считать себя точкой отсчёта» (Райкрофт, 1995). «Открытие того, — указывает автор, — что данный индивид — не единственный камушек на берегу и что мир не был создан лишь для него, влечёт за собой утрату нарциссизма». Иными словами, познавательный эгоцентризм преодолевается по мере расширения познавательных возможностей и при переходе от наглядно-образного мышления на образное и далее на понятийное.
К содержанию
Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология >> 3. Открытие эгоцентризма детского мышления Общая задача, стоящая перед Пиаже, была направлена на раскрытие психологических меха…
3. Открытие эгоцентризма детского мышления
Общая задача, стоящая перед Пиаже, была направлена на раскрытие психологических механизмов целостных логических структур, но сначала он выделил и исследовал более частную проблему — изучил скрытые умственные тенденции, придающие качественное своеобразие детскому мышлению, и наметил механизмы их возникновения и смены.
Рассмотрим факты, установленные Пиаже с помощью клинического метода в его ранних исследованиях содержания и формы детской мысли. Важнейшие из них: открытие эгоцентрического характера детской речи, качественных особенностей детской логики, своеобразных по своему содержанию представлений ребенка о мире. Однако основное достижение Пиаже — открытие эгоцентризма ребенка. Эгоцентризм — это центральная особенность мышления, скрытая умственная позиция. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире — . лишь следствие этой эгоцентрической умственной позиции.
Обратимся сначала к характеристике феноменов, доступных наблюдению. Эти феномены по сравнению с общим эгоцентризмом ребенка, который практически не поддается непосредственному наблюдению, внешне относительно ясно выражены.
В исследованиях детских представлений о мире и физической причинности Пиаже показал, что ребенок на определенной ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, то есть он не видит вещи в их внутренних отношениях. Ребенок думает, например, что луна следует за ним во время его прогулок, останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает. Пиаже назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм и мешает ребенку рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Это происходит потому, что дети не отделяют своего «Я» от окружающего мира, от вещей.
Пиаже подчеркивает, что эту «реалистическую» позицию ребенка по отношению к вещам нужно отличать от объективной. Основное условие объективности, по его мнению, — полное осознание бесчисленных вторжений «Я» в каждодневную мысль, осознание многих иллюзий, возникающих в результате этого вторжения (иллюзии чувства, языка, точки зрения, ценности и т. д. ). В реализме выражается парадокс детской мысли, ребенок находится одновременно ближе к непосредственному наблюдению и более отдален от реальности; он одновременно ближе к миру объектов и дальше от него, чем взрослые.
Дети до определенного возраста не умеют различать субъективный и внешний мир. Ребенок начинает с того, что отождествляет свои представления с вещами объективного мира, и лишь постепенно приходит к различению их друг от друга. Эту закономерность, согласно Пиаже, можно применить как к содержанию понятий, так и к самым простым восприятиям
«Реализм» бывает двух типов интеллектуальный и моральный. Например, ребенок уверен, что ветви дерева делают ветер Это реализм интеллектуальный Моральный реализм выражается в том, что ребенок не учитывает в оценке поступка внутреннее намерение и судит о поступке только по внешнему эффекту, по материальному результату.
Сначала, на ранних ступенях развития, каждое представление о мире для ребенка истинно, для него мысль и вещь почти не различаются У ребенка знаки начинают свое существование, будучи первоначально частью вещей. Постепенно, благодаря деятельности интеллекта, они отделяются от них. Тогда он начинает рассматривать свое представление о вещах как относительное для данной точки зрения.
Детские представления развиваются от реализма к объективности, проходя ряд этапов» партиципации (сопричастия), анимизма (всеобщего одушевления), артификализма (понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека) , на которых эгоцентрические отношения между «Я» и миром постепенно редуцируются Шаг за шагом в процессе развития ребенок начинает занимать позицию, позволяющую ему отличить то, что исходит от субъекта, и видеть отражение внешней реальности в субъективных представлениях Субъект, который игнорирует свое «Я», считает Пиаже, неизбежно вкладывает в вещи свои предрассудки, непосредственные суждения и даже восприятия. Объективный интеллект, ум, осознающий субъективное «Я», позволяет субъекту отличать факт от интерпретации. Только путем постепенной дифференциации внутренний мир выделяется и противопоставляется внешнему. Дифференциация зависит от того, насколько ребенок осознал свое собственное положение среди вещей.Пиаже считает, что параллельно эволюции детских представлений о мире, направленной от реализма к объективности, идет развитие детских идей от абсолютности («реализма») к реципрокности (взаимности) Реципрокность появляется тогда, когда ребенок открывает точки зрения других людей, когда он приписывает им то же значение, что и своей собственной, когда между этими точками зрения устанавливается соответствие С этого момента он начинает видеть реальность уже не только как непосредственно ему самому данную, но и как бы установленную благодаря координации всех точек зрения, взятых вместе В этот период осуществляется важнейший шаг в развитии детского мышления, так как, по мнению Пиаже, представления об объективной реальности — это то, наиболее общее, что есть в разных точках зрения, в чем разные умы согласны между собой
В экспериментальных исследованиях Пиаже показал, что на ранних стадиях интеллектуального развития объекты представляются для ребенка тяжелыми или легкими, согласно непосредственному восприятию Большие вещи ребенок считает всегда тяжелыми, маленькие — всегда легкими.
Для ребенка эти и многие другие представления абсолютны, пока непосредственное восприятие кажется единственно возможным. Появление других представлений о вещах, как например, в эксперименте с плаванием тел» камешек — легкий для ребенка, но тяжелый для воды, — означает, что детские представления начинают терять свое абсолютное значение и становятся относительнымиОтсутствие понимания принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета еще раз подтверждает, что ребенок сначала может рассуждать лишь на основе «абсолютных» представлений Для него два равных по весу шарика из пластилина перестают быть равными, как только один из них принимает другую форму, например, чашки Уже в ранних работах этот феномен Пиаже рассматривал как общую черту детской логики В последующих исследованиях он использовал появление у ребенка понимания принципа сохранения в качестве критерия возникновения логических операций и посвятил его генезису эксперименты, связанные с формированием понятий о числе, движении, скорости, пространстве, о количестве и др
Мысль ребенка развивается еще и в третьем направлении — от реализма к релятивизму Вначале дети верят в существование абсолютных субстанций и абсолютных качеств. Позднее они открывают, что явления связаны между собой и что наши оценки относительны Мир независимых и спонтанных субстанций уступает место мир> отношений. Сначала ребенок считает, скажем, что в каждом движущемся предмете есть специальный мотор, который выполняет главную роль при движении объекта. В дальнейшем он рассматривает перемещение отдельного тела как функцию от действий внешних тел. Так, движение облаков ребенок уже начинает объяснять иначе, например, действием ветра Слова «легкий» и «тяжелый» также теряют свое абсолютное значение, которое они имели на протяжении ранних стадий, и приобретают относительное значение в зависимости от избранных единиц измерения.
Итак, по своему содержанию детская мысль, сначала полностью не отделяющая субъект от объекта и потому «реалистическая», развивается по направлению к объективности, реципрокности и релятивности Пиаже считал, что постепенная диссоциация, разделение субъекта и объекта осуществляется вследствие преодоления ребенком собственного эгоцентризма
Наряду с качественным своеобразием содержания детской мысли, эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как синкретизм (тенденцию связывать все со всем), соположение (отсутствие связи между суждениями), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), нечувствительность к противоречию и др.
Отсутствие этого умения наиболее ярко проявляется в том, как дети определяют понятие. Пиаже экспериментально показал, что каждое детское понятие определяется большим числом разнородных элементов, не связанных иерархическими отношениями. Например, ребенок, определяя, что такое сила, говорит «Сила — это, когда можно нести много вещей». Когда его спрашивают «Почему ветер обладает силой9» — он отвечает: «Это, когда можно двигаться вперед».
Тот же ребенок говорит по поводу воды: «Ручьи обладают силой, потому что она (вода) течет, потому что она спускается» Через минуту (если тонет камень, брошенный в воду) он говорит, что вода не имеет силы, потому что она ничего не несет. Еще через минуту он говорит «Озеро обладает силой, потому что несет на себе лодки».Особенно трудно ребенку дать определение для относительных понятий — ведь он думает о вещах абсолютно, не осознавая (как показывают эксперименты) отношений между ними. Ребенок не может дать правильное определение таких понятий, как брат, правая и левая сторона, семья и др. , до тех пор, пока не обнаружит, что существуют разные точки зрения, которые надо учитывать. Известный тест о трех братьях может служить хорошим примером этому («У Эрнеста три брата — Поль, Анри, Шарль. Сколько братьев у Поля? А у Анри? А у Шарля?»). Пиаже спрашивал, например, Л :
«Есть у тебя братья?» — «Артур». — «А у него есть брат»? — «Нет». — «А сколько у вас братьев в семье?» — «Двое». — «А у тебя есть брат?» — «Один». — «А он имеет братьев?» — «Совсем не имеет». — «Ты его брат9» — «Да». — «Тогда у него есть брат?» — «Нет».
Неумение производить логическое сложение и умножение приводит к противоречиям, которыми насыщены детские определения понятий. Пиаже характеризовал противоречие как результат отсутствия равновесия: понятие избавляется от противоречия, когда равновесие достигается. Критерием устойчивого равновесия он считал появление обратимости мысли. Он понимал ее как такое умственное действие, когда, отправляясь от результатов первого действия, ребенок выполняет умственное действие, симметричное по отношению к нему, и когда эта симметричная операция приводит к исходному состоянию объекта, не видоизменяя его. Каждому умственному действию соответствует симметричное действие, которое позволяет вернуться к отправному пункту.
Важно отметить, что, по мнению Пиаже, в реальном мире обратимость отсутствует, — лишь интеллектуальные операции делают мир обратимым Поэтому обратимость мысли и, следовательно, освобождение от противоречия не может возникнуть из наблюдения за явлениями природы. Она возникает из осознания самих мыслительных операций, которые совершает логический опыт не над вещами, а над самим собой, чтобы установить, какая система определений дает «наибольшее логическое удовлетворение». Логический опыт — «это опыт субъекта над самим собой, поскольку он является субъектом мыслящим, — опыт, аналогичный тому, который проделывают над самим собой, чтобы урегулировать свое моральное поведение; это усилие осознать свои собственные умственные операции (а не только их результаты), чтобы видеть, связаны ли они между собой или противоречат друг другу», — писал Пмаже в своей ранней работе «Речь и мышление ребенка». В этой мысли содержится зародыш того эпистемологического вывода из последних работ Пиаже, который стал уже психологическим требованием к новой педагогике.
Для формирования у ребенка подлинно научного мышления, а не простой совокупности эмпирических знаний недостаточно проведения физического эксперимента с запоминанием полученных результатов. Здесь необходим опыт особого рода — логико — математический, направленный на действия и операции, совершаемые ребенком с реальными предметами.
В своих ранних работах Пиаже связывал отсутствие обратимости мысли с эгоцентризмом ребенка. Но прежде чем обратиться к характеристике этого центрального явления, остановимся еще на одной важной особенности детской психики — феномене эгоцентрической речи.
Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична, прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь «со своей точки зрения», и, самое главное, он не пытается стать на точку зрения собеседника. Для него любой встречный — — собеседник. Ребенку важна лишь видимость интереса, хотя у него, вероятно, есть иллюзия, что его слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему чтолибо.
Такое понимание эгоцентрической речи встретило много возражений (Л. С.
Выготский, Ш. Бюлер, В. Штерн, А. Айзеке и др. ). Пиаже учел их и попытался уточнить феномен, посвятив этому в третьем издании своей ранней работы новую главу. В этой главе Пиаже отметил, что причины противоречивых результатов состоят в том, что в термин «эгоцентризм» разные исследователи вкладывали разный смысл, что результаты могут варьировать в зависимости от социальной среды, и большое значение для коэффициента эгоцентрической речи (отношение эгоцентрических высказываний ко всей спонтанной речи ребенка) имеют связи, которые складываются между ребенком и взрослым. Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем, что ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на собеседника, и не осознает различия собственной точки зрения и точки зрения других.Эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи изменчив и зависит от двух обстоятельств: от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся, с одной стороны, между ребенком и взрослым, и, с другой стороны, между детьмировесниками. Там, где ребенок предоставлен самому себе, в спонтанной среде, коэффициент эгоцентрической речи возрастает. Во время символической игры этот коэффициент более высок по сравнению с экспериментированием или работой детей. Однако, чем моложе ребенок, тем более затушевываются различия между игрой и экспериментированием, что ведет к возрастанию коэффициента эгоцентризма в раннем дошкольном возрасте. Коэффициент эгоцентрической речи, как уже отмечалось, зависит от типа социальных отношений ребенка со взрослым и детейровесников между собой. В среде, где господствует авторитет взрослого и отношения принуждения, эгоцентрическая речь занимает значительное место. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процент эгоцентрической речи снижается. Независимо от среды, коэффициент вербального эгоцентризма уменьшается с возрастом. В три года он достигает наибольшей величины: 75% от всей спонтанной речи. От трех до шести лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после семи лет, по мнению Пиаже, она исчезает.
Феномены, открытые Пиаже, разумеется, не исчерпывают всего содержания детского мышления. Значение экспериментальных фактов, полученных в исследованиях Пиаже, состоит в том, что благодаря им открывается остававшееся долгое время малоизвестным и непризнанным важнейшее психологическое явление — умственная позиция ребенка, определяющая его отношение к действительности.
Вербальный эгоцентризм служит лишь внешним выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребенка. Пиаже назвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом. Первоначально он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает; она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается о том, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности, отсутствие объективной меры вещей.
Термин «эгоцентризм» вызвал ряд недоразумений. Пиаже признал неудачность выбора слова, но, поскольку этот термин уже стал широко распространенным, он попытался уточнить его смысл. Эгоцентризм, по Пиаже, — фактор познания. Это определенная совокупность докритических и, следовательно, дообъективных позиций в познании вещей, других людей и себя самого. Эгоцентризм — разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствует интеллектуальная релятивность и реципрокность. Поэтому более удачным термином позже Пиаже считал термин «центрация». С одной стороны, эгоцентризм означает отсутствие понимания относительности познания мира и координации точек зрения. С другой стороны, это позиция неосознанного приписывания качеств собственного «Я» и собственной перспективы вещам и другим людям. Изначальный эгоцентризм познания — это не гипертрофия осознания «Я». Это, напротив, непосредственное отношение к объектам, где субъект, игнорируя «Я», не может выйти из «Я», чтобы найти свое место в мире отношений, освобожденных от субъективных связей.
Пиаже провел много разнообразных экспериментов, которые показывают, что до определенного возраста ребенок не может встать на другую, чужую точку зрения. Наглядным примером эгоцентрической позиции ребенка служит эксперимент с макетом из трех гор, описанный Пиаже и Инельдер. Горы на макете были разной высоты и каждая из них имела какой — то отличительный признак — домик, реку, спускающуюся по склону, снежную вершину. Экспериментатор давал испытуемому несколько фотографий, на которых все три горы были изображены с различных сторон. Домик, река и снежная вершина были хорошо заметны на снимках. Испытуемого просили выбрать фотографию, где горы изображены так, как он видит их в данный момент, в этом ракурсе. Обычно ребенок выбирал правильный снимок. После этого экспериментатор показывал ему куклу с головой в виде гладкого шара без лица, чтобы ребенок не мог следить за направлением взгляда куклы. Игрушка ставилась на другую сторону макета. Теперь на просьбу выбрать фотографию, где горы были изображены так, как видит их кукла, ребенок выбирал снимок, где горы были изображены так, как он их видит сам. Если ребенка и куклу меняли местами, то снова и снова он выбирал снимок, где горы выглядят так, как воспринимает их он со своего места. Так поступало большинство испытуемых дошкольного возраста.
В этом эксперименте дети становились жертвой субъективной иллюзии. Они не подозревали о существовании других оценок вещей и не соотносили их со своей собственной. Эгоцентризм означает, что ребенок, представляя себе природу и других людей, не учитывает свое объективное положение как мыслящего человека. Эгоцентризм означает смешение субъекта и объекта в процессе акта познания.
Эгоцентризм свойственен не только ребенку, но и взрослому там, где он руководствуется своими спонтанными, наивными и, следовательно, не отличающимися, по существу, от детских суждениями о вещах Эгоцентризм — это спонтанная позиция, управляющая психической активностью ребенка в ее истоках; она сохраняется на всю жизнь у людей, остающихся на низком уровне психического развития.
Эгоцентризм показывает, что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта, а наши знания о мире — это не простой отпечаток внешних событий. Идеи субъекта отчасти представляют собой продукт его собственной активности. Они меняются и даже искажаются в зависимости от господствующей умственной позиции.
По мнению Пиаже, эгоцентризм — следствие внешних обстоятельств жизни субъекта. Однако, отсутствие знаний — это лишь второстепенный фактор в образовании детского эгоцентризма. Главное — это спонтанная позиция субъекта, в соответствии с которой он относится к объекту непосредственно, не учитывая себя в качестве мыслящего существа, не осознавая субъективности своей собственной точки зрения.
Пиаже подчеркивал, что снижение эгоцентризма объясняется не добавлением знания, а трансформацией исходной позиции, когда субъект соотносит свою исходную точку зрения с другими возможными. Освободиться в какомто отношении от эгоцентризма и его следствий — значит в этом отношении децентрироваться, а не только приобрести новые знания о вещах и социальной группе. По словам Пиаже, освободиться от эгоцентризма — значит осознать то, что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между вещами, личностями и собственным «Я» систему общих и взаимных отношений.
Существование эгоцентрической позиции в познании не предопределяет того, что наше знание никогда не сможет дать. истинной картины мира. Ведь развитие, по Пиаже, это смена умственных позиций. Эгоцентризм уступает место децентрации, более совершенной позиции. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризует познание на всех уровнях развития. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом развития. Для того, чтобы этот переход был возможен, нужен особый инструмент, с помощью которого можно было вы связать факты между собой, осуществить децентрацию объектов по отношению к восприятию и собственному действию.
Если в развитии происходит смена умственных позиций, их трансформация, то что же движет этим процессом? Пиаже считал, что к этому может привести только качественное развитие детского ума, то есть прогрессивно развивающееся осознание своего «Я». Для того, чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: первое осознать свое «Я» в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; второе — координировать свою собственную точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную.
Развитие знаний о себе возникает у ребенка, по мнению Пиаже, из социального взаимодействия. Смена умственных позиций осуществляется под влиянием развивающихся социальных взаимоотношений индивидов. Общество Пиаже рассматривает таким, как оно выступает для ребенка, то есть как сумму социальных отношений, среди которых можно выделить два крайних типа: отношения принуждения и отношения кооперации.
Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
[решено] Согласно Piaget, Egocentric is-
Этот вопрос ранее задавался в
HP TGT (Arts) TET 2016 Official Paper
Посмотреть все документы HP TET >- Окружающая среда — центр знаний
- Ребенок центр мира и все вращается вокруг него
- Сенсорно-двигательный этап
- Ничего из перечисленного
Вариант 2 : Ребенок — центр мира и все вращается вокруг него
Бесплатно
Официальный документ HP JBT TET 2021
3,1 тыс. пользователей 150 вопросов 150 баллов 150 минутВ целом, две хорошо известные точки зрения дают представление о познании, обучении и развитии детей, а именно теория когнитивного развития Жана Пиаже и социокультурная точка зрения Льва С. Выготского на обучение и развитие детей. Ключевые моменты Разговор детей с самим собой и развитие
- Пиаже и Выготский оба писали о детском разговоре с самим собой. На самом деле ведутся споры о том, как Пиаже и Выготский смотрели на этот разговор с самим собой.
- Пиаже называет это эгоцентрической речью и рассматривает как особенность дооперациональной стадии.
- Пиаже относит частную речь к эгоцентризму у детей и также называет ее эгоцентрической речью.
- На этом этапе дети предполагают, что они являются центром мира и все вращается вокруг них.
- Он говорит, что такая речь указывает на то, что ребенок не может видеть точку зрения других. Он/она говорит только о том, что он/она хочет. Однако по мере его когнитивного и социального развития такая речь постепенно исчезает.
- Ребенок постепенно становится способным учитывать интересы других во время разговора и развивает интерактивные способности.
Отсюда можно сделать вывод, что, по Пиаже, Эгоцентрическая – это стадия, на которой ребенок является центром мира и все вращается вокруг него.
Дополнительная информация
- Выготский называет разговор с самим собой личной речью.
- Выготский считал, что такой разговор с самим собой играет положительную роль в развитии.
- Это важно для когнитивного развития ребенка и постепенно позволяет ему регулировать себя, контролировать себя, планировать и решать проблемы.
Последнее обновление: 16 июня 2023 г.
Допуск HP TET! Уведомление HP TET было выпущено для цикла в июне 2023 года. Совет школьного образования штата Химачал-Прадеш ежегодно проводит экзамен HP TET в июне и ноябре. Экзамен проводится для определения права кандидатов на преподавательские должности в школах штата Химачал-Прадеш по различным предметам, таким как пенджаби, урду, санскрит (шастри) и другим. Форму заявки HP TET на июньский цикл 2023 года можно подать онлайн с 9с мая 2023 г. по 28 мая 2023 г. Чтобы подготовиться к экзамену, решите задачи HP TET за предыдущий год. Кроме того, попробуйте выполнить пробные тесты HP TET.
8.6: Теория когнитивного развития Пиаже
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 60449
Результаты обучения
- Опишите предоперационную стадию развития Piaget
- Проиллюстрируйте ограничения мышления в раннем детстве, включая анимизм, эгоцентризм и ошибки сохранения
Второй этап Piaget: дооперационный этап
Рисунок 1 . Маленьким детям нравится притворяться, что они «играют в школу».
Помните, что Пиаже считал, что мы постоянно пытаемся сохранить баланс в том, как мы понимаем мир. Благодаря быстрому развитию моторики и речи маленькие дети постоянно сталкиваются с новыми переживаниями, объектами и словами. В модуле, посвященном основным теориям развития, вы узнали, что, столкнувшись с чем-то новым, ребенок может либо ассимилировать это в существующую схему, сопоставив ее с чем-то, что он уже знает, либо расширить структуру своих знаний, чтобы приспособиться к новой ситуации. На дооперационном этапе многие из существующих схем ребенка будут подвергаться сомнению, расширяться и перестраиваться. Весь их взгляд на мир может измениться.
Вторая стадия когнитивного развития по Пиаже называется предоперационной стадией и совпадает с возрастом от 2 до 7 лет (после сенсомоторной стадии). Слово операция относится к использованию логических правил, поэтому иногда этот этап неверно истолковывается как подразумевающий, что дети нелогичны. Хотя верно то, что дети в начале предоперационной стадии склонны отвечать на вопросы интуитивно, а не логически, дети на этой стадии учатся использовать язык и мыслить о мире символически. Эти навыки помогают детям развить основы, которые им потребуются для последовательного использования операций на следующем этапе. Давайте рассмотрим некоторые утверждения Пиаже о когнитивных способностях детей в этом возрасте.
Ролевая играВ настоящее время любимое занятие — притворяться. Для ребенка на предоперационной стадии игрушка имеет качества, выходящие за рамки того, для чего она была предназначена, и теперь может использоваться для обозначения персонажа или объекта, в отличие от того, что изначально предназначалось. Плюшевый мишка, например, может быть ребенком или королевой далекой страны!
Пиаже считал, что детские ролевые игры и эксперименты помогают им укрепить новые схемы, которые они разрабатывают когнитивно. Это включает в себя как ассимиляцию, так и приспособление, что приводит к изменениям в их представлениях или мыслях. По мере того, как дети проходят предоперационную стадию, они развивают знания, которые им понадобятся, чтобы начать использовать логические операции на следующей стадии.
Попробуйте
https://assessments.lumenlearning.co…essments/16578
ЭгоцентризмЭгоцентризм в раннем детстве относится к склонности маленьких детей думать, что все видят вещи так же, как ребенок. Классический эксперимент Пиаже по эгоцентризму заключался в том, чтобы показать детям трехмерную модель горы и попросить их описать, что может увидеть кукла, которая смотрит на гору под другим углом. Дети склонны выбирать картинку, которая представляет их собственное, а не кукольное видение. Однако, когда дети разговаривают с другими, они, как правило, используют разные структуры предложений и словарный запас при обращении к ребенку младшего возраста или взрослому пожилому человеку. Подумайте, почему это различие может наблюдаться. Как вы думаете, это свидетельствует о некоторой осведомленности о взглядах других? Или вы думаете, что они просто моделируют речевые модели взрослых?
Watch It
Мальчики в этом интервью демонстрируют эгоцентризм, полагая, что исследователь видит то же самое, что и они, даже после смены местами.
Из этой версии текста исключен интерактивный или мультимедийный элемент. Вы можете просмотреть его онлайн здесь: http://pb.libretexts.org/lsdm/?p=198
новое окно).
Это видео демонстрирует, что дети старшего возраста способны смотреть на гору с разных точек зрения и больше не становятся жертвами эгоцентризма.
Из этой версии текста исключен интерактивный или мультимедийный элемент. Вы можете просмотреть его онлайн здесь: http://pb.libretexts.org/lsdm/?p=198
Вы можете просмотреть стенограмму «Задачи Пиаже в горах» здесь (откроется в новом окне).
Предпричинное мышление
Подобно предоперационному эгоцентрическому мышлению детей, их структурирование причинно-следственных связей основано на их ограниченном взгляде на мир. Пиаже ввел термин «предпричинное мышление» для описания того, как дооперациональные дети используют свои собственные существующие идеи или взгляды, например, при эгоцентризме, для объяснения причинно-следственных связей. Три основные концепции причинности, демонстрируемые детьми на дооперациональной стадии, включают анимизм, искусственность и трансдуктивное мышление.
Анимизм — это вера в то, что неодушевленные предметы способны к действию и обладают качествами жизни. Примером может быть ребенок, полагающий, что тротуар был сумасшедшим и заставил его упасть, или что звезды мерцают в небе, потому что они счастливы. Для ребенка с богатым воображением чашка может быть живой, стул, который падает и ударяет ребенка по лодыжке, — это зло, а игрушки должны оставаться дома, потому что они устали. Маленькие дети, похоже, действительно думают, что движущиеся объекты могут быть живыми, но после трехлетнего возраста они редко называют объекты живыми (Berk, 2007). Многие детские рассказы и фильмы основаны на анимистическом мышлении. Вы помните некоторые из классических историй, в которых используется идея о том, что объекты оживают и участвуют в реалистичных действиях?
Искусственность относится к вере в то, что характеристики окружающей среды могут быть приписаны действиям или вмешательствам человека. Например, ребенок может сказать, что на улице ветрено, потому что кто-то очень сильно дует, или что облака белые, потому что кто-то покрасил их в этот цвет.
Наконец, предпричинное мышление относится к категории трансдуктивных рассуждений. Трансдуктивное рассуждение — это когда ребенок не понимает истинных отношений между причиной и следствием. В отличие от дедуктивных или индуктивных рассуждений (от общего к частному или от частного к общему), трансдуктивное рассуждение относится к тому, когда ребенок рассуждает от конкретного к частному, проводя отношения между двумя отдельными событиями, которые в остальном не связаны. Например, если ребенок слышит лай собаки, а затем лопается воздушный шарик, он может сделать вывод, что из-за лая собаки воздушный шарик лопнул. С этим связано синкретизм, который относится к склонности думать, что если два события происходят одновременно, одно является причиной другого. Примером этого может быть вопрос ребенка: «Если я надену купальный костюм, станет ли лето?»
Ошибки познанияПримерно в возрасте от четырех до семи лет дети становятся очень любопытными и задают много вопросов, начиная использовать примитивные рассуждения. Растет любопытство, интерес к рассуждениям и желание знать, почему вещи такие, какие они есть. Пиаже назвал ее «интуитивной подстадией», потому что дети осознают, что обладают огромным объемом знаний, но не знают, как они их приобрели.
Сосредоточение и сохранение характерны для дооперационного мышления. Центрирование — это акт сосредоточения всего внимания на одной характеристике или измерении ситуации при игнорировании всех остальных. Примером центрирования является сосредоточение внимания ребенка на числе кусочков торта, которые есть у каждого человека, независимо от размера кусочков. Центрирование — одна из причин того, что маленькие дети с трудом понимают концепцию сохранения. Консервация — это осознание того, что изменение внешнего вида вещества не меняет его основных свойств. Дети на этом этапе не осознают сохранения и проявляют центрированность. Представьте себе 2-летнего и 4-летнего детей, обедающих. У 4-летнего ребенка есть целый бутерброд с арахисовым маслом и желе. Однако он замечает, что бутерброд его младшей сестры разрезан пополам, и возражает: «У нее есть еще!» Он демонстрирует центрирование, сосредотачиваясь на количестве частей, что приводит к ошибке сохранения.
Рисунок 2 . Демонстрация сохранения жидкости. Наливание жидкости в высокий узкий сосуд делает ее больше?
В знаменитом задании Пиаже на сохранение ребенку дают две одинаковые мензурки с одинаковым количеством жидкости. Ребенок обычно отмечает, что стаканы содержат одинаковое количество жидкости. Когда один из стаканов переливается в более высокий и узкий сосуд, дети младше семи или восьми лет обычно говорят, что два стакана уже не содержат одинакового количества жидкости и что более высокий контейнер вмещает большее количество (центрирование). ), не принимая во внимание тот факт, что ранее было отмечено, что оба стакана содержат одинаковое количество жидкости.
Необратимость также проявляется на этом этапе и тесно связана с идеями центрирования и сохранения. Необратимость относится к трудности маленького ребенка мысленно обратить вспять последовательность событий. В той же ситуации с мензуркой ребенок не понимает, что если бы последовательность событий была обратной и вода из высокого мензурки была вылита обратно в первоначальную мензурку, то осталось бы такое же количество воды.
Центрирование, ошибки сохранения и необратимость указывают на то, что маленькие дети полагаются на визуальные представления. Еще одним примером того, как дети полагаются на визуальные представления, является их неправильное понимание слов «меньше чем» или «больше чем». Когда два ряда, содержащие одинаковое количество блоков, помещаются перед ребенком, причем один ряд расположен дальше друг от друга, чем другой, ребенок будет думать, что ряд, расположенный дальше, содержит больше блоков.
Смотреть IT
Этот клип показывает, как младшие дети борются с концепцией сохранения и демонстрируют необратимость.
Из этой версии текста исключен интерактивный или мультимедийный элемент. Вы можете просмотреть его онлайн здесь: http://pb.libretexts.org/lsdm/?p=198
Вы можете просмотреть расшифровку для «Piaget — Стадия 2 — Предоперационная — Отсутствие консервации» здесь (открывается в новом окне) .
Включение в класс относится к виду концептуального мышления, которое дети на дооперациональной стадии еще не могут понять. Неспособность детей сосредоточить внимание сразу на двух аспектах ситуации (центрация) мешает им понять принцип, согласно которому одна категория или класс может содержать несколько различных подкатегорий или классов. Дооперационные дети также с трудом понимают, что объект можно классифицировать более чем одним способом. Например, четырехлетней девочке можно показать изображение восьми собак и трех кошек. Девушка знает, что такое кошки и собаки, и она осознает, что они оба животные. Однако на вопрос: «Есть ли еще собаки или животные?» она, скорее всего, ответит: «больше собак». Это связано с тем, что ей трудно одновременно сосредоточиться на двух подклассах и на более широком классе. Возможно, она могла рассматривать собак как собак или животных, но изо всех сил пыталась классифицировать их как и то, и другое одновременно. Сходным с этим является понятие, относящееся к интуитивному мышлению, известное как «транзитивное умозаключение».
Транзитивное заключение использует предыдущие знания для определения недостающей части, используя базовую логику. У детей на дооперациональном этапе эта логика отсутствует. Примером транзитивного вывода может быть ситуация, когда ребенку предоставляется информация, что «А» больше, чем «В», а «В» больше, чем «С». Маленькому ребенку может быть трудно понять, что «А» также больше, чем «С».
По мере расширения словарного запаса ребенка и развития большего количества схем, он становится более способным мыслить логически, демонстрировать понимание сохранения и классифицировать объекты.
Был ли Пиаже прав?Безусловно, кажется, что дети на дооперациональной стадии совершают логические ошибки, которые, по предположению Пиаже, они будут делать. Тем не менее, важно помнить, что существуют различия в возрасте, в котором дети достигают и заканчивают каждую стадию. Кроме того, есть некоторые свидетельства того, что детей можно научить мыслить более логически задолго до окончания предоперационного периода. Например, как только ребенок научится надежно считать, он сможет изучить сохранение числа. Для многих детей это возраст около пяти лет. Однако более сложные задачи по сохранению могут быть освоены только ближе к концу стадии, примерно к семи годам.
Попробуйте
https://assessments.lumenlearning.co…essments/16579
Глоссарий
[glossary-page]
[glossary-term]анимизм:[/glossary-term]
[glossary-definition ]вера в то, что неодушевленные предметы способны к действию и обладают качествами, подобными жизни[/glossary-definition]
[glossary-term]искусственность:[/glossary-term]
[glossary-definition]вера в то, что характеристики окружающей среды можно приписать действия или вмешательство человека[/glossary-definition]
[glossary-term]центрирование:[/glossary-term]
[glossary-definition] акт сосредоточения всего внимания на одной характеристике или аспекте ситуации, игнорируя при этом все остальные[/glossary-definition]
[glossary -term]эгоцентризм:[/glossary-term]
[glossary-definition]склонность маленьких детей думать, что все видят вещи так же, как ребенок[/glossary-definition]
[glossary-term]необратимость: [/glossary-term]
[glossary-definition]когда человек не может мысленно обратить вспять последовательность событий[/glossary-definition]
[glossary-term]дооперациональная стадия:[/glossary-term]
[glossary-definition]вторая стадия в теории когнитивного развития Пиаже; описывает развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет[/glossary-definition]
[glossary-term]операции:[/glossary-term]
[glossary-definition]термин, используемый Пиаже для обозначения логических правил, с которыми дети развивают время[/glossary-definition]
[glossary-term]синкретизм:[/glossary-term]
[glossary-definition]тенденция думать, что если два события происходят одновременно, одно из них является причиной другого[/glossary-definition]
[glossary-term]трансдуктивное рассуждение:[/glossary-term]
[glossary-definition]отказ в понимании причинно-следственных связей, который происходит, когда ребенок рассуждает от конкретного к конкретному; рисование связи между двумя отдельными событиями, которые иначе не связаны[/glossary-definition]
[/glossary-page]
Лицензионный контент CC, оригинальный
- Модификация, адаптация и оригинальный контент. Автор : Стефани Лоалада для Lumen Learning. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
Контент с лицензией CC, ранее опубликованный
- Psyc 200 Lifespan Psychology. Автор : Лаура Оверстрит. Расположен по адресу : http://opencourselibrary.org/econ-201/. Лицензия : CC BY: Attribution
- Теория когнитивного развития Пиаже. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/Piaget%27s_theory_of_cognitive_development. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- девушек. Предоставлено : Maxpixel. Расположен по адресу : https://www.maxpixel.net/Smart-Student-Cute-Little-Girl-Smart-Little-Girl-2811377. Лицензия : CC0: Права не защищены
Все права защищены.