Почему белая ворона белая: значение фразеологизма и примеры предложений

Содержание

значение фразеологизма и примеры предложений

Белая ворона – это человек, отличный от большинства. Кто-то, кто выделяется из толпы. Белой вороной можно назвать эксцентричного чудака или человека с необычной системой ценностей – нонконформиста.

Примеры предложений:

Эта девочка в классе считалась белой вороной.

В комедии «Горе от ума» Чацкий в доме Фамусова – белая ворона.

Не будь белой вороной, в армии этого не любят!

Синонимы: исключение, редкая птица, паршивая овца.

Читайте также: Альфа- и омега-самцы: кто такие альфачи и омеганы?

«Белая ворона» – история выражения


Эту метафору первым употребил римский поэт Децим Юний Ювенал, живший в I–II веках н.э. В своей седьмой сатире Ювенал сравнивал с белой вороной раба или пленника, который поднялся на самый верх:

Рок дает царства рабам, доставляет пленным триумфы.
Впрочем, счастливец такой реже белой вороны бывает.

На латыни «белая ворона» – albus corvus.

Как известно, оперение вороны имеет серый цвет. Как и у других видов, встречаются вороны-альбиносы с белыми перьями, но это большая редкость.

Белая ворона в зоопарке. Wikimedia

В биологии латинское название Corvus albus («Белая ворона») закреплено за пегим вороном. Пегий ворон живет в Африке, у него белое оперение на груди и плечах.

Пегий ворон. Wikimedia

В русском языке используется дословная калька с латыни. В других европейских языках это выражение встречается реже. Англичане, например, обозначают выделяющегося из толпы человека словами «чёрная овца» (black sheep).

А мыслитель Нассим Талеб в 2007 году ввел в обиход выражение «черный лебедь» – так он назвал непредсказуемые случайности, способные изменить расстановку сил в мире или какой-то сфере. По мнению Талеба, люди заблуждаются, считая мир упорядоченным и предсказуемым, поскольку именно «черные лебеди» во многом определяют судьбу человечества.


«Белая ворона»: примеры предложений из литературы


Я, брат, в своем классе – белая ворона, и я тебе прямо скажу: не чувствуя внутренней связи со своей средой, я иногда жалею… даже болею этим…
Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина»

Вся школа сбежалась поглазеть на белую ворону.
Юлия Друнина. «С тех вершин»

А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»

Таким образом, в гимназии я не чувствовал себя белой вороной из-за своего происхождения.
С.М. Голицын. «Записки уцелевшего»

Теперь было самое время присмотреть себе объект для ухаживаний, чтобы не выглядеть белой вороной, поскольку все приглашенные мужчины были с дамами.
​Александра Маринина. «Не мешайте палачу»

На фоне своих предшественников и других политических деятелей той поры Горбачев выделялся как белая ворона.
Анатолий Собчак. «Дюжина ножей в спину»

Я, говорил Рашидик, среди вас, мусульман, белая ворона!
Андрей Житков. «Кафедра»

А я жду не дождусь выпуска. Я в этом смысле белая ворона. Как заслуженная и измученная преследованиями белая ворона, я понимающе кивнул.
Мариам Петросян. «Дом, в котором…»

Белая ворона — это… Что такое Белая ворона?

Запрос «Чёрная овца» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Бе́лая воро́на — метафора, используемая в русском языке идиоматическим образом для обозначения лица, имеющего поведение или систему ценностей, отличные от других лиц своей общности. Воро́ны с белым оперением в природе очень редки, так как их цвет обусловлен довольно редкой мутацией — альбинизмом и они более уязвимы для хищников из-за своей заметности. Белая ворона — противоречивый символ необычности, инаковости, часто сопряжённой со страданием, непониманием и отчуждением со стороны окружающих, и в то же время некой избранности, чистоты, беззащитности.

Выражение, как обозначение редкого, исключительного человека, впервые зафиксировано в 7-й сатире римского поэта Ювенала (середина I века — после 127 года н. э.):

Рок дает царства рабам, доставляет пленным триумфы.
Впрочем, счастливец такой же реже белой вороны бывает.

Чёрная овца

Чёрная овца среди «нормальных» белых

Во многих европейских языках частичным аналогом русского выражения «белая ворона» является идиома «чёрная овца». Например, англ. black sheep («чёрная овечка», «чёрный барашек»).

Выражение присутствует также во французском, армянском, сербском, болгарском, португальском, боснийском, греческом, турецком, голландском, испанском, чешском, словацком, румынском, польском языках и в иврите.

Выражение, как правило, имеет более сильную отрицательную коннотацию, чем идиома «белая ворона» в русском языке, часто символизируя своенравие[1]. Выражение «чёрная овца» происходит от противоречия между (нормальными) белыми овцами и отличными от них чёрными. Типичный белый цвет овечьей шерсти обусловлен не альбинизмом, а доминантным геном. Для того, чтобы у белой овцы от белого барана родился чёрный ягнёнок, необходимо, чтобы оба родителя были гетерозиготны по рецессивному гену «черноты». Но и в этом случае вероятность рождения чёрного ягнёнка составляет лишь 25 %. Держать чёрных овец было коммерчески невыгодно, так как их шерсть низко ценилась, её невозможно было выкрасить в желаемый цвет[1]. Поэтому чёрных овец отбраковывали, не допуская к размножению, и все вновь появляющиеся в стаде чёрные ягнята рождались от белых родителей. Кроме того, из-за непонимания причин этого явления, в Англии XVIII—XIX веков чёрного ягнёнка считали «помеченным дьяволом»

[2].

Иноходец

Я скачу, но я скачу иначе,
По полям, по лужам, по росе…
Говорят: он иноходью скачет.
Это значит иначе, чем все.

Таким образом, появление в стаде чёрных овец оставалось событием стабильно редким, неожиданным и нежелательным, что и отразилось в выражении «чёрная овца». Со временем резко отрицательный смысл выражения несколько смягчился, но и сейчас обиходное выражение «чёрная овца» несёт двоякую смысловую нагрузку: исключительность члена сообщества и нежелательность его нахождения в сообществе.[3] Если первая часть сближает это выражение с русским «белая ворона», то вторая — с выражением «паршивая овца».

Использование выражения

  • В социальной психологии эффект «белой вороны» (эффект «чёрной овцы») заключается в том, что члены ингруппы воспринимаются в группе более поляризовано, чем члены аутгруппы. Это выражается, например, в том, что выполняющий нормы член ингруппы воспринимается позитивнее, чем выполняющий те же нормы член аутгруппы, а невыполняющий нормы член ингруппы — негативнее, чем невыполняющий нормы член аутгруппы.
  • Джессика Милфорд, английская писательница, журналист и политический активист, происходившая из аристократической семьи фашистов, говоря о своих коммунистических убеждениях, называла себя «красной овцой в семье». [4]
  • Песни с названием «Белая ворона» есть в репертуаре Валерия Леонтьева (ария из рок-оперы «Белая ворона. Жанна д’Арк», 1989) и группы «Чайф» (альбом Дерьмонтин, 1987).
  • В песне «Наша семья» группы Nautilus Pompilius (альбом «Разлука», 1986) есть строки:

Есть белая овца среди черных овец,
Есть белая галка среди серых ворон.
Она не лучше других, она просто дает
Представление о том, что нас ждет за углом.

Илья Кормильцев

См. также

Примечания

Что означает выражение «белая ворона»? Схожие выражения у других народов

Сущность выражения «белая ворона»

Белая ворона – достаточно противоречивый символ, обозначающий одновременно неординарность и уникальность в своем роде, но сопряженную при этом с отчуждением и непониманием окружающих. Известная большинству из нас метафора “белая ворона » применяется для обозначения необычного и даже немного странного человека, мысли и поведение которого разительно отличаются от других людей из его окружения.

Белая ворона и необыкновенная редкость альбиносов

В природе крайне редко можно встретить ворон с белым оперением, именуемых также альбиносами. Возникшие вследствие редкой мутации особи белых ворон из-за своей заметности являются более уязвимой добычей для хищников. Именно поэтому второе

значение идиомы «белая ворона» ассоциируется с такими понятиями как: избранность, беззащитность и страдание.

Необыкновенная редкость белых ворон в природе и послужила причиной их упоминания в сатире древнего римского поэта Ювенала, который издал свое произведение еще в середине I века нашей эры. Упомянутые в качестве сравнения белые вороны на долго закрепились в памяти почитателей сатирика: «Раб может выйти в цари, пленники — дождаться триумфа. Только удачник такой редкостной белой вороны…» Удачное сравнение настолько понравилось его современникам, что получило долгую жизнь и среди его потомков.

Схожие выражения у других народов

Похожие метафоры, ассоциирующиеся с особенностью расцветки и уникальности в своем роде, можно встретить и у других народов.

Например: на Востоке выражение «белый слон» возникло также вследствие редкостности слонов-альбиносов. Они очень почитаются среди местного населения полуострова Индокитай и считаются священным животным, которых нельзя убивать и использовать для работы.

Идиома «черная овца» также является аналогом известного русского выражения. Она основана на противоречии между уникальными черными овцами на фоне общей массы особей с белым мехом. Основной смысл фразеологизма белая ворона передают и выражения у других народов: испанское «Mirlo blanco» — белый дрозд, французское «Un moution à cinq pattes» — баран на пяти ногах, немецкое – «Ein weißer Rabe» — белая ворона.

Что означает?

1. Выражение «ни пуха, ни пера»?

«Белая ворона» вливается в стаю — The Vyshka

Во все времена общество навязывало человеку свои стандарты, которые большинство считает единственно верными. Однако нередко встречаются и те, кто плывет против течения, действует нетривиально.

Таких людей называют «белыми воронами». Часто они держатся обособленно и не стремятся к установлению близких контактов с обществом. Но что делать «белой вороне», которая хочет стать «своей»?

Новая жизнь белой вороны

«Белые вороны» часто живут вне общества. Как правило, такие люди проявляют себя еще в детстве. Непохожему на остальных ребенку трудно быть частью коллектива, учиться в классе с обычными людьми. Возникают сложности в общении, взаимное недопонимание. Подобная ситуация знакома первокурснице Александре:

«Когда я училась в школе, чувствовала себя неуютно среди одноклассников. Нет, надо мной ни в коем случае не издевались и не насмехались, я была обычным ребенком. Просто темы для разговоров моих сверстников, их увлечения казались мне неинтересными и банальными. Порой я даже говорила себе, что я должна пообщаться со своим классом, заставляла себя хотя бы делать вид, что у нас действительно есть какие-то точки соприкосновения».

У еще одной первокурсницы, Дарьи, во время обучения в школе была похожая проблема:

«Находить общий язык с одноклассниками мне было очень сложно. Уж слишком разными мы были. Я буквально хотела провалиться под землю от одного их презрительного взгляда в мою сторону. Звонок с последнего урока был для меня как камень с души».

К счастью для наших героинь, в школе нельзя учиться вечно. Девушки прошли все испытания ЕГЭ и тяготы поступления и стали студентками Высшей школы экономики. Поступление в университет всегда означает новый этап в жизни. Ты встречаешь людей со схожими с твоими интересами и целями в жизни (не зря же вы поступали на одну специальность). Нередко вчерашние «белые вороны» начинают обращать внимание на новое окружение и даже пытаются проявлять к нему интерес. Однако преодолеть строившиеся годами предрассудки подчас очень непросто.

«Поначалу я не могла избавиться от недоверия к новым одногруппникам, – рассказывает Даша, – могла перекинуться парой слов с двумя-тремя девочками, а потом уезжала домой, игнорируя совместный досуг группы».

«Белым воронам» неинтересны шумные компании. Как правило, такие люди – меланхоличные интроверты. Однако классификация по психотипам порой не выдерживает обывательского подхода к вопросу: иногда все зависит от окружающей человека среды. Как «белой вороне» найти общий язык с окружающими? Справившиеся с подобной ситуацией девушки дали несколько советов.

Все сначала

Два рассказа героинь объединяет одна важная деталь. Обе девушки попали в новое окружение, где с нуля выстраивали круг общения. Если кто-то не оценил твою индивидуальность, или же ты не чувствуешь желания пойти на сближение с окружающими, почему бы не попытать счастья с другими людьми? В наше время существует множество клубов по интересам, где ты легко найдешь единомышленников. Каждый человек в силах сам найти себе окружение, где он будет чувствовать себя «в своей тарелке». В новом круге общения ты сможешь начать все «с чистого листа» и занять ту роль в коллективе, которую выберешь сам.

Главное – не бойся изменить свое окружение и не стесняйся больше общаться с новыми людьми. Ведь в новом коллективе о тебе еще не сложилось четкого мнения, а значит, когда, если не сейчас, ты сам можешь создать представление о себе?

Шаг навстречу

Белые вороны обладают нетривиальным умом, который так же нередко соседствует с эгоцентризмом. Или же такие люди сами с детства привыкают к своему статусу и утрачивают способность преодолевать свои комплексы и предубеждения. Выход из зоны комфорта становится действительно важным этап социализации для «белых ворон».

«Честно говоря, идя на первый вводный тренинг для первокурсников, я искренне считала, что буду вести себя так как, как было когда-то в школе, – говорит Саша, – но в каком же восторге я была от своей группы! Мне сразу захотелось подружиться с ними. И вскоре я поймала себя на мысли, что стена, которой я огораживалась много лет, рушится. Я стала не пропускать ни одного мероприятия с группой, проводить с новыми друзьями как можно больше времени. Постепенно я сама не заметила, как познакомилась и сблизилась и с ребятами с других факультетов. Сейчас я пытаюсь посчитать и понимаю, что мой круг общения вырос примерно втрое».

Принятие общества таким, какое оно есть

Часто «белые вороны» сами отказываются принимать «других». Им сложно принять как норму то, что у каждого из нас свои ценности и интересы. Собственная категоричность становится для «белых ворон» серьезным препятствием на пути к налаживанию контакта с обществом.

«Мне казалось чуть ли не варварством, что большинство моих одноклассников, например, не читали ни одного произведения Булгакова, – говорит Даша, – Для меня до сих пор является загадкой, о чем можно говорить с такими людьми». К слову, психологи подтверждают: «белые вороны» часто являются книголюбами и читают буквально взахлеб.

Не стоит отвергать мнение людей, если оно не совпадает с твоим. Если ты действительно хочешь найти общий язык с окружающими, научись слушать и принимать во внимание их слова. Доброжелательность и открытость ни в коем случае не умалят твоей уникальности, но сделают тебя приятным человеком в глазах общества.

Твое окружение – твои учителя

Каждого из нас окружают люди, которые способны поддержать дискуссию и обладают разносторонними увлечениями. Присмотрись – наверняка твои знакомые могут рассказать тебе что-то новое, например, поделиться впечатлением от книги, которую ты еще не читал, или посоветовать познавательный документальный фильм. Умей слушать и слышать – это всегда высоко ценится собеседником.

Каждому приятно чувствовать интерес со стороны другого человека, и, если ты попробуешь побольше узнать об увлечениях и предпочтениях окружающих, это обязательно расположит общество к тебе.

Кроме того, ты сам узнаешь много нового о том, что раньше не входило в область твоих интересов, и, может быть, даже найдешь новое увлечение.

Твоя индивидуальность – твое преимущество

Этот банальный совет как нельзя лучше подходит для подобных ситуаций. Человека ценят в первую очередь за его уникальность, и ни в коем случае не стоит подстраиваться под окружающих.

«Конечно, во время учебы нельзя абсолютно изолироваться от общества, – завершает свой рассказ Даша, – и со своими одногруппниками, несмотря на изначальное недоверие, я старалась быть дружелюбной и милой. Я люблю готовить, и для меня стало настоящим удовольствием угощать тех, кто устал от «Дошираков» в общежитии. К счастью, я обнаружила, что новые знакомые могут поддержать беседу по многим интересным мне темам, и часто у нас возникают увлекательные дискуссии, в которых я не стесняюсь высказывать свое мнение. И мне очень приятно, что меня слушают и слышат. От былого недоверия не осталось и следа, и я с радостью преодолела свой страх».

Быть белой вороной – это отнюдь не наказание для человека. Наоборот, это замечательная особенность. Научись извлекать преимущества из своей непохожести на других, и она станет твоим неоспоримым достоинством.

 

Текст: Оля Жабокрицкая

Иллюстрации: Александра Даниель

Предыдущий пост

Следующий пост

Канал хорошего кино


Белая ворона. Помни о белой вороне (Записки Шерлока Холмса)

Белая ворона

Как тебя зовут? – спросил старик Настю.

– Настя, – сказала Настя.

– А на кого ты похожа? – спросил старик.

– Я похожа на папу, – сказала Настя.

– Нет, – сказал старик. – Ты похожа на маленькую цветную свечку, которую зажгли в темной комнате на новогодней елке.

Настя почему-то смутилась.

– Как ты думаешь, – спросил старик, – какая птица самая красивая?

– Не знаю, – сказала Настя. – Лебедь? Старик покачал головой.

– Тогда павлин, – сказала Настя.

– Нет. Никогда.

– Но ведь не попугай же?

– Конечно, нет, – старик засмеялся. – Хочешь, я скажу тебе? Самая красивая на свете птица – белая ворона.

Настя вопросительно посмотрела на меня, стараясь понять, согласен ли я со стариком.

– Почему именно белая ворона? – спросил я у старика.

– Потому что она – исключение, – сказал старик. – Вы можете здесь увидеть стаю лебедей, стадо павлинов, компанию страусов. Но вы никогда не увидите целую стаю белых ворон. Да этого и не может быть. Тогда все потеряет смысл. Разве можно увидеть сразу толпу гениев? Гении редки, как белые вороны…

Старик оглядел нас вызывающе. Мы не возражали.

– Белой вороной нельзя стать по желанию, – воскликнул старик. – На это нужно призвание, талант! Белой вороной нужно родиться. Конечно, любая ворона может вываляться в муке, выпачкаться в мелу, выкраситься в белилах. Многие обыкновенные вороны так и делают. Но они не белые – они ряженые. И белую ворону можно очернить, но сделать ее черной – невозможно. Она – белая ворона! Она самая прекрасная птица, потому что ей труднее, чем другим, – продолжал старик, – ее всегда хорошо заметно в любой стае на общем черном фоне. Поэтому она, как правило, становится предметом всяческих нападок. И она гораздо важнее любого вожака в стае. О такой стае говорят: стая, в которой летает белая ворона. По ней одной помнят всю стаю! Но черные вороны недолюбливают белых.

– Почему? – спросила Настя и нахмурилась.

– Они боятся, что если появилась белая ворона, то того и гляди, начнут появляться вороны разных цветов: красные, зеленые, синие…

– Они боятся разнообразия? – спросил я.

– Не думаю, – ответил старик. – Они опасаются исключительности. Ведь появись разноцветные вороны, и черная ворона уже не будет общим правилом, а сделается в своем роде исключительным явлением. А быть исключением из общего правила – это очень-очень ответственно. Черные вороны бояться ответственности…

– А здесь, в зоопарке, есть белая ворона? – спросила Настя.

– Нет, – сказал старик. – Их уже почти не осталось, и потом, они не приживаются в неволе. Некоторое время мы шли вдоль клеток молча.

– До свидания, – неожиданно сказал старик.

– До свидания.

Мы смотрели, как он уходит от нас по дорожке.

– Папа, – спросила Настя, – этот старик – сумасшедший?

Я не знал, что ей ответить.

«Белая ворона» – Семья и дети – Домашний

Детей, которые выделяются на фоне всего коллектива — в детском саду, школе, кружке — обычно называют «белыми воронами». Ваш ребенок попал в эту категорию? Плохо это или хорошо? Попробуем разобраться.

Все мы изначально разные, отличаемся внешностью, речью, характером и так далее. Почему уже в школьном коллективе из самых разных детей образуется некоторое условное большинство, а некоторые явно выделяются, привлекая к себе внимание, часто негативное?

«Белые вороны» впервые появляются в школьных классах, но наиболее очевидной становится эта проблема в коллективах подростков. При этом некоторые родители дошкольников тоже иногда переживают, что их ребенок – «белая ворона». Дошкольники, действительно, могут чем-то выделяться из большинства сверстников, но лишь в глазах взрослых, дети в этом возрасте еще не обращают внимания на подобные моменты.

Если вам кажется, что ваш ребенок в классе стал «белой вороной», первое, что нужно сделать, убедиться в своих наблюдениях. Родители не имеют возможности наблюдать за повседневной жизнью класса и общением детей, поэтому для полной картины обязательно доверительно общайтесь с педагогами, классным руководителем. Составить профессиональное мнение об отношениях в коллективе поможет также школьный психолог. И, конечно, обсудите ситуацию с самим ребенком. Комфортно ли ему в коллективе, чувствует ли он себя его частью, не относятся ли к нему как-то особенно – важно задавать эти вопросы мягко, прислушиваясь к эмоциям ребенка.

Если подозрения оправдались, разберитесь с тем, чем ваш ребенок так отличается от большинства. Возможно, в ваших силах повлиять на положение дел. Если проанализировать ситуацию в детских коллективах, можно выделить несколько «типичных белых ворон».

— «Маменькин сынок». Ребенок, которого очень опекают родители или бабушки. Его приводят в класс и встречают, звонят на переменах, носят его портфель и вместо него узнают у одноклассников домашнее задание. В первом-втором классе такая опека еще относительно нормальна, но уже пятиклассник в такой ситуации зачастую становится объектом насмешек.

— «Ботаник». Ребенок, который все свое время и внимание уделяет учебе, старательно выполняет все задания учителя и даже больше, тогда как другие ребята не прочь иногда отвлечься, поозорничать, схалтурить и, в целом, нашли в школе другие интересные занятия помимо учебы.

— «Правильный». Всегда вежливый, никогда не грубит, не нарушает школьных правил, даже если об этом никто не узнает, никогда не станет участвовать в коллективном побеге с урока или организации какого-то розыгрыша учителя.

Кроме того, стать «белой вороной», особенно в коллективе подростков, можно и слушая не ту музыку, одеваясь не в ту одежду, используя не те слова.

При этом важно отметить, что в каждом коллективе причины эти могут быть разными, в зависимости от того, какие нормы и ценности сложились в группе. К примеру, «ботаник» может стать «белой вороной» в обычном школьном классе и оказаться среди большинства в «продвинутой» гимназии. Соответственно, и один из вариантов решения напрашивается сам собой – перевод ребенка в другой класс или школу, где в коллективе будут иные нормы и правила. Но это не всегда лучший выход. Иногда гораздо правильнее помочь ребенку найти свое место в коллективе или способствовать тому, чтобы сам коллектив менялся и развивался.

«Белая ворона» — не всегда негативный персонаж, не всегда то же самое, что изгой. Нередки ситуации, когда такого неординарного сверстника уважают и даже считают гордостью класса, если он обладает какими-то особыми талантами. Поэтому так важно разобраться, как сам ребенок ощущает себя в этой роли. Кому-то комфортно дистанцироваться, а кто-то многое отдал бы, чтобы быть похожим на сверстников, но не знает, как это сделать. Один слушает другую музыку, потому что она ему, действительно, нравится, и такому ребенку нужно помочь не чувствовать себя из-за этого ущербным (к примеру, помочь подростку найти альтернативный коллектив таких же поклонников этого музыкального направления). А другой хотел бы, к примеру, одеваться в том же стиле, что его сверстники, но у него нет подходящих вещей. А третий ребенок специально во всем противоречит коллективу не потому, что это его реальные предпочтения, а потому что нашел такой способ привлечь к себе внимание. Иногда сказывается и влияние родителей, с ранних лет твердящих ребенку о том, какой он особенный и насколько сверстники ему «не чета».

И в каждой ситуации подход будет разным. Но главное и основное правило — не стоит специально акцентировать внимание ребенка на его «нестандартности» и лично воспринимать это как недостаток. Если в семье ребенка понимают и любят, то отношения с коллективом рано или поздно сложатся, когда он немного подрастет.

Ботаники-изгои. Пресс-клуб.

От редакции. «Белая ворона»… Так говорят про тех, кто не похож на остальных. Что это — вызов? Позиция? Желание оставаться самим собой при любых обстоятельствах? Неумение приспосабливаться? Стремление выделиться из «серой массы»? Белые вороны — свободные личности или изгои? Может быть, они просто опережают свое время? Или живут в каком-то своем, непонятном другим мире? Что лучше — быть как все или быть иным? Быть другим — это сила или слабость? Готовы ли вы вступиться за белую ворону или первыми посмеетесь над ней? А может быть, белая ворона — это ты сам? Вопросы, вопросы, вопросы… Тебя приглашает высказаться дискуссионный клуб «У костра».

В тапочках и шапке…

Я считаю, если ты хочешь выделиться, не стоит выходить за рамки принятого. В моей жизни было много интересных случаев. Одному парню нравилась девушка, но она его не замечала. И он решил, что если он придет завтра в чем-то необычном, она на него наконец-то посмотрит. Он пришел в тапочках, в шортах, и в зимней шапке. Но девушка только усмехнулась, И после этого она с ним вообще не разговаривала. Вот этот случай — поступок белой вороны.

Павел Жулега,
школа Ns 602,11 «б» класс

Куда катится наш мир?

В наше время обществом установлены, не побоюсь этого слова, варварские нормы! Сейчас не приветствуются такие человеческие качества, как любовь, милосердие, добродушие, сострадание, забота о ближнем. Глядя на наш XXI век, на людей, которые думают только о себе, которые «покрылись бетонной корой», на хамов и эгоистов, мне хочется воскликнуть: «О, ужас! Куда катится наш мир? Кем будут наши дети?» Но все же есть, ЕСТЬ те люди, которые способны протянуть руку помощи! Наверное, быть добрым сегодня не модно. Наверное, эти люди — белые вороны. Но по-моему, быть такой белой вороной намного лучше, чем идти в строю варваров.

Анна Перова,
школа N 420, 11 «б» класс.

Нельзя думать только о себе

Сейчас в обществе много проблем, связанных с курением, наркотиками, алкоголем. Себя я считаю белой вороной, потому что ухожу от общества, ведущего неправильный образ жизни. Я не балуюсь алкоголем, наркотиками и не курю. Когда мы с классом ходим гулять и отмечаем какие-нибудь праздники, я всегда веду себя подобающим образом. В отличие от своих подруг и одноклассниц, я прихожу домой в отличном состоянии. Иногда мне даже приходилось доводить их до дома. Это были не самые плохие мои друзья и одноклассники. Потом они говорили: «Мы напились из-за проблем в жизни». Они не смогли решить свои проблемы правильным путем.

Я считаю, что нельзя думать только о себе, нужно думать и о будущем. Быть белой вороной — мой сознательный выбор.

Наташа Дудкова,
школа Не 429, 11 «б» класс

Ботаники-изгои

Белые вороны чаще всего оказываются изгоями, их не понимают остальные.

Я знаю много примеров, когда отличники или хорошисты чувствуют себя в классе отбросами общества. Они каждый вечер учат дома уроки, на занятиях ведут себя примерно. Этих учеников называют «ботаниками».

Вообще понятие «белая ворона» относится к людям, которые не пытаются быть похожими на остальных. Они ведут себя естественно, говорят то, что думают. Это не всегда соответствует сложившимся нормам, тому, что привыкли видеть и слышать.

Ирина Михайлова,
школа N 602, 11 «б» класс

Люди с сильной волей

Белые вороны отличаются от своих сверстников манерой общения, одеждой, взглядом на мир. Сейчас в любой компании можно выделить одного или двух подростков, которых можно назвать «белой вороной».

Например, в курящей и пьющей компании есть подросток, который отказывается от сигарет и алкоголя. Ему не нравится отравлять свой организм. И когда ему уважаемый в своей компании друг предлагает попробовать покурить, утверждая, что это модно, он отказывается, а все остальные курящие начинают смотреть на него косо.

В молодежной компании белых ворон недолюбливают. Их считают не такими, как все остальные. Я себя не считаю белой вороной. И не осуждаю тех людей, которые ими являются. Наоборот, у них много силы воли.

Юлия Щанникова,
школа Ns 602, 11 «б» класс

Нужно быть естественным!

Каждый человек индивидуален, но бывает, что индивидуальность принимают как что-то неестественное. В моем понимании белая ворона — это человек, который не хочет подчиняться всеобщим правилам. Он имеет свою точку зрения, свои интересы и увлечения, и не зависит от других.

Любой человек знает, каково быть белой вороной. Это случается, например, когда он попадает в незнакомую компанию и понимает, что нет общих тем для разговора.

С моей точки зрения, каждый человек должен быть естественным, и не обращать внимания на то, что ему говорят остальные.

Юлия Баран,
школа N 602, 11 «б» класс

Когда тебе неуютно

Если человек в обществе ведет себя лучше или хуже, чем другие, либо отличается какими-то качествами, значит этот человек — белая ворона. Человек приходит на дискотеку и чувствует себя неуютно. Не наравне со всеми — он одет как-то вызывающе или наоборот, слишком чопорно. Его сочтут белой вороной. Некоторым просто может не нравиться, что человек выделяется из толпы. Люди начинают либо презирать иного, либо подражать белой вороне. Я считаю, что это неправильно.

Ольга Зуева,
школа N 602, 11 «б» класс

Человек-личность

В каждом обществе существуют свои лидеры, которые стараются «подмять» под себя других людей. Происходит деградация общества. Но есть люди, которые не хотят подчиняться законам так называемого лидера. Такого человека называют «белая ворона». Он по-своему уникален, его можно назвать индивидуальностью, человеком-личностью. Именно он вносит в общество коррективы, которые способны сделать это общество развивающимся, не стоящим на месте. Человек, не зависящий от дурных стереотипов, может сделать больше как для себя, так и для других. Но, как правило, таких людей не принимают, отвергают.

Дмитрий Пахунов,
школа N 602, 11 «б» класс

Кто-то должен помочь!

Обычно «белой вороной» называют людей, которые отличаются от «толпы». Иногда, просто гуляя по улице, можно увидеть подобную картину: какие-то мальчишки издеваются над маленьким котенком. «Полосатый малыш» жалобно пищит, но ничего не может сделать, он еще мал. И когда ты бросаешься на выручку, в итоге оказываешься белой вороной — только потому, что решил помочь страдающему.

Александра Васева,
10 «б» класс

Как все

Я не считаю себя белой вороной, во всяком случае, сильно от других людей я не отличаюсь. Мое виденье мира такое же, как и у большинства людей, которые меня окружают. Конечно, есть такие аспекты, которые меня отличают от других, но их почти никто не замечает. Конечно, я учусь удовлетворительно, и на уроках отвлекаюсь, но так учатся многие.

Александр Степанов,
школа N 602, 11 «б» класс

Все относительно!

В каком-то смысле я себя тоже считаю белой вороной, так как я одеваюсь не так, как все, и на меня часто ругаются учителя. В моем классе никто не курит, кроме одного человека. В классе все считают его белой вороной. А в нашей дворовой компании никто так не считает, потому что в нашей компании практически все курят.

Денис Рожков,
школа N 602, 11 «б» класс

Мой маленький мир

В моем классе очень много разных людей, но все они, кроме учебы, ничем не занимаются. Я считаю, что это люди с низкими духовными потребностями. Для меня вся моя жизнь — это музыка, она помогает мне как-то отвлечься от окружающих меня школьных дел и проблем. Это мой маленький мир. Кроме того, вне школы я просто не могу общаться со своими одноклассниками: все разговоры у них только о прошедшей контрольной или о других школьных делах. От этих разговоров мне становится тошно. Я думаю, что нельзя ограничиваться одной только учебой в школе (я не говорю, что школа совсем не нужна). Я считаю, что нужно побыстрее заканчивать школу и поступать в высшее учебное заведение, где будут все, как я, где я не буду белой вороной.

Константин Бурмакин,
школа Ns 602, 11 «б» класс.

Своя изюминка

Вряд ли кого-то привлекает перспектива быть названным белой вороной, но так ли этоплохо? Приведу собственный пример: я люблю выделяться из толпы (сделать необычную прическу, надеть супермодную вещь, которой пока нет ни у кого, подобрать оригинальные аксессуары — способов много). Но разве это плохо, не теряться в общей массе, а иметь свою изюминку?

Любовь Наумова,
школа Ns 429, 11 «б» класс

Быть или не быть?

Мы живем в тяжелое время конфликтов. Конфликты происходят как в повседневной жизни, так и на мировом уровне. Но чаще всего нас касаются конфликты в обществе. Наше общество устроено одинаково, и всех стремится подогнать под один тип. Общество не терпит выделяющихся из толпы.

О себе могу сказать, что я никогда не стремилась выделяться внешне. Лично мне было бы не очень приятно, если бы на меня показывали пальцем и шептались за спиной. Достаточно того, что я выделяюсь своими мыслями. Мне многие люди говорят, что я слишком мрачно смотрю на жизнь. Но это мое личное понимание окружающего мира и я уже не смогу жить по-другому. В этом я — белая ворона.

Я считаю, что люди, не похожие на других, должны существовать. К ним нельзя относиться пристрастно, нельзя изгонять их из общества. Потому что без них наш серый, грубый, «клонированный» мир будет еще бесцветнее, чем он есть на самом деле. А вообще, это личное дело каждого — решать, быть ему белой вороной или нет.

Татьяна Погорелова,
школа N 429, 11 «б» класс


Рецензия «Белая ворона» — Рэйф Файнс привносит равновесие в биографический балетный фильм | Фильм

«Белая ворона» — интересный и полезный фильм, рассказывающий историю легенды балета Рудольфа Нуреева и его сенсационного побега на запад в начале 60-х годов в возрасте 23 лет во время его первого европейского турне. Танец представлен как трансцендентный опыт успеха, оставления прошлого и открытия будущего заново. Подобно побегу Билли Эллиота из рабочего детства, бегство Нуриева связано с кризисом лояльности по отношению к семье и обществу.Однако эта борьба немного загадочна и непонятна с Рудольфом, каким его изображает украинская звезда балета и начинающий актер Олег Ивенко. Рэйф Файнс направляет и дает представление с грустью спаниеля в роли учителя танцев и наставника Нуриева Александра Пушкина, с женой которого Ксенией (Чулпан Хаматова) Нуреев должен получить сентиментальное образование.

Дэвид Хэйр адаптирует биографию Нуриева Джули Кавана, умело делая зарисовки из его прошлой жизни через воспоминания детства и ранней зрелости, когда он был бурным молодым студентом в Ленинграде.Действие в настоящем времени происходит в Париже, где Нуриев и Запад восхищают друг друга до мозга костей. Нуреев находит парижского союзника с хорошими связями в лице Клары Сен (Адель Экзархопулос), которую в фильме продвигает почти до статуса квази-девушки, в то же время представляя гей-идентичность Нуреева довольно косвенно по сравнению с его гетеросексуальным опытом с Ксенией. Наконец в аэропорту Нуреев понимает, что сейчас или никогда. Он должен дезертировать.

То, что должно быть кульминацией, немного сдержано из-за умного, но временами бесстрастного выступления Ивенко.Кастинг бывалого актера означал бы, что для танцевальных сцен он будет длиннющим дублером, и есть аргумент в пользу того, чтобы полностью исключить танцевальные сцены. В нынешнем виде Ивенко — хотя это вполне правдоподобно — часто играет с Сергеем Полуниным в роли кировского коллеги Нуриева Юрия Соловьева; Хотя, возможно, он играет не лучше Ивенко, Полунин — настоящий танцор — излучает гораздо больше нуриевской харизмы и сексуального высокомерия.

Заяц ловко предлагает Нурееву смесь мужества, высокомерия, эмоциональной травмы и хладнокровной самооценки; Советские власти не могут угрожать ему через его семью, потому что он давно их бросил.Атлетичный, уверенный, нетребовательный фильм.

Рецензия на «Белая ворона»: Молодой Нуриев, Gotta Dance! Должен быть дефект!

Написанный Дэвидом Хэром, фильм начинается примерно в 1961 году, после того, как Руди бежал на Запад. Это многообещающее начало из-за присутствия Файнса в роли Александра Пушкина, учителя и наставника Руди в Ленинграде. Пушкин с серым лицом и полосой волос в состоянии серьезного отступления выглядит побежденным, почти сдутым, как будто каждый атом в его теле сдался. Он и правительственный тип обсуждают Руди (ребенок должен танцевать!), Сцену, которая активирует историю, переводя часы вспять.С этого момента временная шкала скачет, возможно, подражая своему высокопоставленному объекту, приземляясь в разные моменты жизни Руди.

Многое из того, что будет дальше, смотрибельно сонно. Вскоре после появления Пушкина Руди делает несколько своих: в советском поезде, где он родился в 1938 году; как взрослый в самолете; мальчиком в бесцветном детстве, наполненном снегом и коричневыми пеплами; и будучи студентом-подростком. Хотя Файнс постоянно меняет соотношение сторон, фильм успокаивается, когда Руди приземляется в Париже, улыбаясь под беретом.В разгар холодной войны Кировский балет отправился на запад, чтобы выступить в Парижской опере (Дворец Гарнье). Руди обнимает Париж, посещает достопримечательности, завораживает публику и тусуется с унылой толпой. Со временем он уходит. (В актерский состав входит вызывающе безвольная наследница Адель Экзархопулос.)

Нуриев, безусловно, кажется идеальным кандидатом для увековечения памяти на большом экране: он был сурово красив, безумно талантлив, лихорадочно встречался. Но если вы не знали, почему его считали выдающимся танцором или трансформирующей фигурой, вы все равно не узнаете после финального броска титров.Танцы Руди хорошо сняты — Файнс подчеркивает движение всего тела, чтобы зритель мог проследить его линию, — но они красивы и бескровны, а не захватывают, что не способствует закадровому аханье и аханье. Как и большинство фильмов о великом искусстве, «Белая ворона» указывает только на возвышенное, не выражая его.

Один недостаток, который Файнс никогда не преодолевает, — это Ивенко, танцор российской компании, который ускользает от экрана, когда он не на сцене. Многолюдная мозаичная структура не помогает, в то время как акцент на истории происхождения Нуреева кажется ошибкой, особенно потому, что его имя больше не означает то, что когда-то было.В обзоре 1962 года, через год после дезертирства Нуриева, британский критик Ричард Бакл объявил о прибытии «поп-танцора», написав: «То, что телевидение сделал для искусства, что Билли Грэм для религии, Нуриев сделал для балета». Поп-танцор Руди отсутствует, как и мировая звезда, которая баловалась кумиром утренников («Валентино»), стала жертвой кризиса СПИДа и до сих пор вызывает почитание, хотя и искусно запутана.

Обзор фильма: «Белая ворона» — Божий акробат

Эрика Абель

The White Crow мудро не предлагает простых ответов относительно того, почему Рудольф Нуриев дезертировал.

«Белая ворона», режиссер Рэйф Файнс. Показ в кинотеатре Kendall Square Cinema, начало 10 мая.

Олег Ивенко в роли Рудольфа Нуреева в опере «Белая ворона».

В фильмах про танцоров всегда идет кастинг. У немногих танцоров есть актерский инструментарий, позволяющий нести полноценный спектакль. И даже самый разносторонний актер не сможет передать физическое состояние танцора, чье тело за годы тренировок превратилось в технический центр и выразительный инструмент. (Заметные исключения в поп-сфере включают Фреда Астера и Джина Келли). Конечно, камера может превратиться в танцора-дублера — подумайте Натали Портман в Black Swan — но она никогда не выглядит аутентичной.То, что актер не может воспроизвести, — это накопленная энергия танцора; удлиненная осанка, почти сама по себе черта характера человека, который населяет космос иначе, чем мирные жители. «Акробаты божьи», — называла их Марта Грэм, полушутя.

В «Белая ворона» , нетрадиционной биографии Рудольфа Нуриева, режиссер Ральф Файнс обнаружил ту неуловимую комбинацию танцора, который может играть: Олега Ивенко, украинского актера, впервые ставшего актером, и ведущего татарского языка. Балет в Казани.Электрическая, часто острая игра Ивенко воплощает в себе высокие амбиции первой поп-иконы балета, его интеллектуальное любопытство, изменчивый темперамент и шрамы, оставленные его бедным детством. Ивенко со своей славянской чертой, проницательным, порой озорным взглядом даже похож на Нуреева. И он сам танцует.

Белая ворона — русское выражение уникальности Нуриева — открывается вскоре после печально известного бегства Нуреева на Запад в Париже в 1961 году.Александр Пушкин, его преданный балетмейстер (Файнс, произнося заслуживающий доверия русский грустным, приглушенным тоном), расспрашивает советский чиновник о том, почему танцор покинул корабль. Нуриеву плевать на политику, говорит Пушкин, это было о танце. И действительно, Crow в основном, захватывающе, посвящен танцу, многогранному портрету художника, чей бравурный стиль и манящая феминизированная мужественность изменили роль танцоров-мужчин в балете. (Творческий процесс, кажется, в моде среди кинематографистов; арт-хаус Never Look Away аналогичным образом исследует творческий путь художника Герхарда Рихтера, который также попал в ловушку истории.)

Вернитесь в лето 1961 года, когда молодой Нуриев в черном берете прибыл в Париж вместе с известной Кировской балетной труппой для своего первого визита за пределы Советского Союза. Его завораживает Дворец Гарнье (Парижская опера), он жаждет погрузиться в эпицентр западной культуры. Прибыв в Лувр до его открытия, он бросается к Жерико Плот Медузы , пожирая все извилины вытянутой руки. Во время другого визита в музей с явным гомоэротическим подтекстом он бродит по белым мраморным конечностям и ягодицам богоподобных мужских тел, которые отражают его собственное — и да, камера любит тело Ивенко.Сексуальность Нуриева раскрывается в довольно приличных воспоминаниях о его романе с женой Пушкина (Чулпан Хаматова) и одновременном свидании с молодым немецким танцором (Луи Хоффман).

Вскоре Нуриев привлек внимание парижских танцоров, восхищенных его звездной силой, в частности, Пьера Лакотта (Рафаэль Перонна), который сыграет решающую роль в его последующем выборе. Нуреев также поддерживает тесную связь — обсуждает жизнь, искусство и танцы во время прогулки по Сене — с богатой Кларой Сен (Адель Экзархопулос).Клара движется в высокопоставленных социальных кругах, включая Андре Мальро, министра культуры, и она обеспечивает доступ к ласковым удовольствиям парижского дома boites . «Вам нравится капиталистическая жизнь», — говорит куратор Руди из КГБ (великолепный Алексей Морозов). Более того, самоучка отчаянно пытается превзойти образ «тупой танцовщицы».

В этом третьем выступлении в качестве режиссера (после Coriolanus и The Invisible Woman ) Файнс ниспровергает обычную форму биографии.Его сценарист, британский драматург Дэвид Хэйр, очевидно, обнаружил, что хронологический подход «суп к орехам» с его эпизодическими ретроспективными кадрами усыпляет. В ответ он разделил время на три периода: Париж 61-го, тяжелое детство Нуриева в Уте и его студенческое обучение в Ленинграде (последние два выделены черным по белому, чтобы передать более далекое прошлое).

В то время как хронометраж держит вас в напряжении, некоторые зрители могут почувствовать, что переключение вперед и назад выбрасывает их из повествования.После первой сцены камера поворачивается к грубому рождению Руди в российском поезде. Или, когда он стоит за кулисами в потрясающем макияже, собираясь исполнить Le Corsaire , он вспоминает себя в детстве, наблюдая, как его мать пробирается сквозь снег русской зимой.

Это излишне сложно? «Почему бы не сказать, что случилось?» — гласит фраза поэта Роберта Лоуэлла. Я начал доверять частым провалам назад. Они навязчиво, иногда косвенно перекликаются, скажем, с одержимостью Нуреева игрушечными поездами в Париже.Они отмечают глубину его связей с Россией. Что особенно важно, они повышают ставки во время ужасно напряженных эпизодов в «Ле Бурже», когда оперативник КГБ накручивает гайки на Нуреева, видя возможность его бегства. Обратите внимание на более раннюю сцену, в которой Нуреев выступает против государства, будучи студентом в Ленинграде, что подготавливает его последнее восстание.

Элементарный английский язык Олега Ивенко с сильным акцентом иногда усложняет диалог. Но Файнсу удалось научить начинающего актера, как «держать все готово» с помощью нескольких дублей с различными настройками камеры — навык, совершенно чуждый взрывному единовременному моменту танцора на сцене.Мне только жаль, что спектакль и последовательность балетных уроков не позволили длиться дольше. Экзаропулос в роли Клары Сэйнт выглядит так, будто попал не в тот фильм; ее присутствие настолько анемично и лишено харизмы, что трудно понять связь Нуреева с ней (как написано, это отчасти связано с ее готовностью принять его иногда грубые трюки, вызванные его неуверенностью в своем «крестьянском» происхождении).

В фильме нет простых ответов на вопрос, почему Нуреев дезертировал. Его решение сделало его семью изгоями.Он так и не вернулся в Советский Союз, и в его отсутствие судили за государственную измену. Заяц с политической проницательностью делает из КГБ парня почти сочувствующим, человеком, у которого тоже есть свои причины. Драматург уклоняется от повторения клише «прыжок к свободе». Мы можем заполнить пробелы и представить себе большую художественную свободу, которую Нуриев открыл на Западе, и сексуальную свободу, поскольку он был геем.

Тем не менее, в нулевой час в Ле Бурже Нуреев явно разорван. Он вполне мог сделать большую карьеру в России.Советы запаниковали и слишком сильно на него оперлись, подразумевая, сделав подозрительное заявление о том, что Хрущев хотел, чтобы он вернулся в Россию для специального московского концерта. Он вернется один, а остальная труппа уедет в Лондон. «Вы потеряли его», — замечает французский полицейский. Вспомните первые уроки танцев Руди в детстве, учителя, благоговейно ведущего его ноги в старые позы. Режиссер фильма Нуреев пишет Кларе: «Я родилась в поезде. Я никогда не смогу вернуться в свою страну. Я никогда не буду счастлив в твоем.”


Эрика Абил — писательница, кинокритик и культуролог, бывший профессор CUNY. Ее недавний роман «Дикие девушки», повествующий о трех женщинах-повстанцах 50-х годов, был выбран журналом Oprah. Ее журналистика публиковалась в New York Times, Indiewire и других крупных сайтах и ​​национальных изданиях. Бывшая танцовщица, когда не пишет, она занимается пилатесом или занимается в баре.

Отзыв на «Белый ворона» Рэйфа Файнса

«Белая ворона» — белая ворона — русский идиома, означающая человека, отличного от своего окружения, не вписывающегося в культурные круги и идущего против течения.

В Великобритании выходит новый фильм Рэйфа Файнса «Белая ворона» о легендарном танцоре Рудольфе Нурееве. Сюжет основан на книге журналиста и бывшей балерины Юлии Кавана «Рудольф Нуриев: Жизнь», выпущенной в 2007 году. Двукратный номинант на премию «Оскар» Дэвид Хэйр, известный своими предыдущими работами «Часы» и «Читатель», адаптировал его для экрана.

Также впечатляет состав: Ральф Файнс, Чулпан Хаматова, Сергей Полунин, Ровшана Куркова. В главной роли Олег Ивенко, танцор Татарского государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля.

Мастер и ученик: Ральф Файнс и Олег Ивенко (Дэйв Бенетт)

Русскоязычных зрителей особенно порадует то, что большая часть фильма на их языке. Даже у самого Рэйфа Файнса, сыгравшего любимого учителя Нуриева Александра Пушкина, длинные строки на русском языке.

В центре фильма — как в прямом, так и в переносном смысле — находится точка невозврата в жизни Нуреева. Его отказ не возвращаться в СССР и остаться во Франции стал поворотным моментом для всей его жизни и карьеры.Два часа фильма погружают зрителей в эту удивительную историю становления неординарной личности, выходящей далеко за рамки и стандарты, установленные обществом.

Параллельно с основной сюжетной линией идет еще один — детские и юношеские годы Нуреева: его рождение в вагоне поезда на Транссибирской магистрали; тяжелая жизнь в Уфе с матерью, которая в тяжелые 1940-е успела окружить четверых детей заботой и разглядеть в сыне талант; встреча с отцом, который возвращается с войны; учеба в Ленинграде и знакомство с Пушкиным.

Файнс не идеализирует Нуреева. Вместо этого он показывает художника как противоречивую личность, которая иногда может быть довольно высокомерной и эгоцентричной. «Он был человеком неоднозначным и неординарным», — сказал режиссер после премьеры.


На поиски ведущего актера ушло немало времени, и пройти прослушивание могли только профессиональные артисты российского балета. В итоге выбрали «темную лошадку» Олега Ивенко.Файнс сказал, что им нужен кто-то, кто был бы великим танцором, но также был бы способен выражать эмоции на экране. В случае с Ивенко он доверял своей интуиции, и она его не подводила.

«Когда я увидел сообщение с приглашением на кастинги, я подумал, что это спам, и удалил его», — с улыбкой вспоминает Ивенко. «Это была огромная ответственность, так как я понимал, кто были люди, которые меня окружали. Конечно, сниматься в фильме с Рэйфом Файнсом было для меня мечтой, и я даже не мог подумать о чести сняться в фильме, который он также снял ».

Съемка была непростой — съемки требовали как физически, так и эмоционально. Время съемок всегда ограничено, но и физические возможности артиста балета не безграничны. Сам Файнс посетил несколько балетных классов, готовясь к партии в Королевском балете Великобритании. «Я брала уроки балета не для того, чтобы хорошо разбираться в балете, а просто для того, чтобы знать, что требуется от вашего тела. Мне очень помогло обучение у замечательного танцора в Королевском балете », — сказал режиссер. Он также использовал архивные кадры преподавания Александра Пушкина и беседовал со своими бывшими учениками.

«Как получилось — балет изобрели французы, а русские в этом лучше всех», — говорит в фильме великий французский танцор и хореограф Пьер Лакотт. К сожалению, на родине великий художник так и не смог выразить настоящего себя и силу своего таланта. Файнсу удалось показать токсичность советской идеологии и ужас железного занавеса. С пугающей точностью человеку, никогда не бывавшему в СССР, удалось воссоздать атмосферу страха и безысходности, которую смогли преодолеть только такие действительно выдающиеся личности, «белые вороны», как Рудольф Нуриев.

В кинотеатрах с 22 марта

Рецензия на фильм «Белая ворона»: Питер Трэверс

Как режиссер Ральф Файнс проявляет такую ​​же бдительность в отношении деталей и богатых образов, что и как актер. И это о чем-то говорит. Его талант сияет в картине «Белая ворона» — взгляде на молодость великого балетного мастера Рудольфа Нуриева, вплоть до его бегства из России и Кировского балета в аэропорту Париж-Ле-Бурже в 1961 году.Ему было 23. Белый Ворон — это не биографический фильм. Это импрессионистический взгляд на силы, побуждающие Нуреева — даже тогда в некотором роде дивы — не признавать никаких границ или ограничений в том, чтобы позволить своему артистизму проявить себя.

Белая ворона (русский термин, обозначающий выброс) — третий фильм Файнса в качестве режиссера после Кориолана и Невидимая женщина , в которых он играл, соответственно, солдата и писателя (Чарльз Диккенс). оба оказались в центре внимания.Нуриев не исключение. Файнс, открывший биографию Нуриева Джули Кавана в 2007 году более десяти лет назад, использует только первые пять глав в своем фильме о танцоре, который играл почти во всех уголках земного шара, прежде чем умер от осложнений от СПИДа в 1993 году. драматург и сценарист Дэвид Хэйр ( «Часы», «Читатель ») Файнс придает своей исторической драме актуальность настоящего времени, которая вовлекает нас в жизнь Нуреева в увлекательном акте изобретения самого себя.

Файнс принял смелое решение пригласить на эту роль танцора, полагая, что невозможно научить актера танцевать как мастера. Хороший звонок. Украинский танцор Олег Ивенко, солист Татарского балетного театра им. Джалиля, привносит в эту роль нужную ноту юношеской энергии и сексуальной чванства, говорит по-русски и с акцентом на английском, его глаза внимательны к каждому вызову и предполагаемой угрозе. Ивенко обладает естественным экранным присутствием, которого Нуреев никогда не имел как актер — поймайте его на свой страх и риск в главной роли великого любовника в фильме « Валентино » 1977 года.Ивенко удается держаться даже в сценах с Файнсом. Двукратный номинант на премию «Оскар» («Список Шиндлера », «Английский пациент» ) играет известного танцора Александра Пушкина. Исполняя роль самого уважаемого преподавателя балета Санкт-Петербурга, Файнс, говорящий только по-русски, демонстрирует сдержанность, которая, тем не менее, не упускает ни одной уловки, поскольку Пушкин стремится не допустить политику в искусство и защитить своего протеже, который безрассудно продолжает выполнять свои обязанности мастера. жена Ксения (Чулпан Хаматова). Также показано, как Нуреев занимается сексом с мужчинами, в том числе с Юрием Соловьевым, которого с харизмой слишком харизматично играет Сергей Полунин, коллега по украинскому балету Ивенко.Кажется, что аппетит Нуреева к опыту нельзя ограничить общепринятой моралью или гендерными ловушками.

Красиво исполнены балетные сцены в исполнении Ивенко, Полунина и других артистов труппы Кирова. Но Файнс не заинтересован в создании собственной версии The Red Shoes . Что интригует Файнса как кинорежиссера, так это то, что поддерживает Нуреева, когда против него неумолимо накапливаются силы. Он хочет, чтобы мы знали Нуриева как человека.

Файнс перерезает сцены — снятые в широкоэкранном монохромном режиме — детской бедности Нуреева, в том числе его рождение в транссибирском поезде, чтобы показать его строгую подготовку государством и его жизнь как неимущего.Вы чувствуете, что эта молодая танцовщица чуть-чуть болтает. Нуреев не только не избегает внимания к славе, но и наслаждается ею, даже несмотря на то, что его откровенная личность приносит ему столько же врагов, сколько и друзей.

В серии чрезвычайно занимательных моментов мы наблюдаем, как Нуриев обнаруживает сцену парижского клуба, уклоняясь от своих кураторов из КГБ. Он завязывает глубокую и прочную дружбу с Кларой Сен (шелковистой прохладной Адель Экзархопулос), которая все еще не переживает смерти своего возлюбленного, сына Андре Мальро, министра культуры Франции.Наличие высокопоставленных друзей пригодится, когда Нуриев решает искать убежища во Франции.

Файнс создает в аэропорту напряжение и тревогу, когда Нуреев принимает решение дезертировать. Зачем он это сделал? Файнс не предлагает простых ответов, в основном потому, что у самого Нуреева их не было. С одной стороны, русские, которые приказывают ему вернуться домой якобы для получения награды от премьера Хрущева, но с большей вероятностью держат его там как виртуального заключенного. С другой стороны, его стремление добиться успеха на мировой арене и отправиться в страшное неизведанное.Файнс делает выбор ощутимым. Отчасти триллер, отчасти размышления о жизни и искусстве, отчасти портрет человека на канате. «Белая ворона» , возможно, манипулирует большим количеством тем, чем может справиться. Но Файнс делает результат потрясающей красоты и бодрящим подарком.

«Белая ворона» с точки зрения танцора

В фильме «Белая ворона» режиссер Ральф Файнс, писатель Дэвид Хэйр и актер / танцор Олег Ивенко оживляют легендарную звезду балета Рудольфа. Нуреев во всей его упрямой, самовлюбленной, ранимой и страстной славе.

«Белая ворона», как мы узнаем из первых кадров фильма, — это русский идиома, означающая странный персонаж, не соответствующий шаблону. Выбор этой фразы в качестве названия интересен: советский артист балета Нуриев отчаянно хотел вписаться в тот сегмент общества, который, по его мнению, был недосягаем из-за своего воспитания, в то время как его страсть к танцам горела так яростно, что он не мог помогите, но выделитесь.

В нелинейном формате фильм рассказывает о трех этапах жизни Нуриева: его рождении и детстве, обучении в Ленинградском хореографическом училище (ныне Академия Вагановой) и днях до бегства из Советского Союза в Париже в 1961 году. .Пробным камнем повествования является 1961 год, и мы возвращаемся к прошлому Нуреева, прежде всего, когда он бродит по Парижу, посещает художественные музеи и общается с местными танцорами и молодой женщиной, которая станет центральной в его побеге, Кларой Сэйнт (которую играет Адель Экзархопулос). Поскольку мы знаем, что он дезертировал во время той судьбоносной поездки, мы можем предположить, что воспоминания происходят, потому что он может думать о жизни, связях и людях, которых он оставит позади. Как перебежчик, он станет предателем своей страны, и ему не будет позволено вернуться, чтобы увидеть свою семью или друзей.

Рудольф Нуриев вскоре после дезертирства, Париж, 1961 г.

Известный своей дерзостью, вспыльчивостью и упрямством, неустойчивое поведение Нуреева было топливом для его выступления на сцене, даже если это стоило ему отношений и дружбы. Однако на каждом этапе своей жизни режиссер и сценарист дают нам некоторое представление о том, почему он стал тем человеком, которым был. Родился в 1938 году в Транссибирском поезде (видя, что Нуреев родился «в движении», возможно, создатели фильма также закладывают основу для жизни «движения»), его отец был солдатом Советской армии, отсутствовал большую часть времени. его детство, и оставив мать, чтобы заботиться о Нурееве и его сестрах.Его знакомство с балетом было представлением, которое он посетил с матерью и сестрами, когда был ребенком; Вскоре после этого он изучал народный танец, и проницательные учителя поощряли его заниматься балетом.

Каким бы хорошим он ни был, Нуреев приехал в Ленинград для серьезных тренировок только в семнадцать лет, что, как мы знаем, опаздывает для профессионального танцора. Нуриев тоже знал об этом и стремился превзойти своих одноклассников — которые, по-видимому, так мало на него повлияли, что режиссер и сценарист даже не назвали их диалогами или именами.Понимая, что ему предстоит многое сделать, а на это не так много времени, он стал упрямым и эгоистичным, настаивая на том, чтобы его перевели в класс балетмейстера Александра Пушкина задолго до того, как он будет к этому готов. Пушкин (которого играет режиссер Файнс) увидел в нем обещание (как и его жена, которую играет Чулпан Хаматова, с которой у Нуреева роман), и дал ему как дом, так и серьезную подготовку.

Олег Ивенко в роли Нуриева, кадр из фильма

В конце концов он присоединился к Кировскому балету (так называемая постсоветская эпоха Мариинского театра) и получил главные роли и партнерство с главной балериной Натальей Дудинской, которая была более чем на двадцать лет старше его. — образец партнерства, который будет повторяться для Нуреева всю оставшуюся жизнь, включая невероятно успешное партнерство с не менее легендарной балериной, дамой Марго Фонтейн.Во время поездки с компанией в Париж за каждым его шагом следило КГБ. Они были особенно недовольны его «общением» с местными парижанами, «капиталистами» и посещением ночных клубов. Пока компания готовится к отъезду в Лондон, Нуреева задерживает КГБ и говорит, что он должен вернуться в Советский Союз для специального выступления в Кремле; когда он отказывается, ему говорят, что его мать больна. В самой напряженной сцене фильма Нуреев понимает, что все это ложь, и его посадят в тюрьму, или того хуже, если он вернется домой.

Олег Ивенко, украинский танцор из Татарского государственного академического театра оперы и балета в Казани, здесь в своей первой актерской роли блестяще изобразил Нуриева. Хотя этого было бы достаточно для любого актера, по словам режиссера Файнса, Ивенко даже не говорил по-английски, когда его взяли на работу. С точки зрения танцора, было захватывающе видеть, как Ивенко обнимает Нуриева, включая все его тренировки и выступления. Те туров в воздухе ! Те jetes en manege ! Даже смотреть, как он у штанги, форсировать свою явку (ой!) И делать тенду после тенду , казалось, что мы подглядывали за Нуреевым в его юности.

Олег Ивенко в роли Нуриева и Анна Урбан в роли Дудинской, кадр из фильма

С исторической точностью нужно быть балетологом, чтобы знать, какая часть того, что было на экране, было правдой. В конце концов, это не документальный фильм, а художественный рассказ о жизни Нуриева. Большинство зрителей вряд ли знают интимные подробности жизни танцора, не говоря уже об историческом контексте и культурном значении жизни в Советском Союзе во время холодной войны.Бегство Нуреева на Запад в 1961 году было первым случаем, привлекшим международное внимание. Конечно, за ним последуют и другие артисты и танцоры, но его важное решение покинуть родную страну, зная, что ему, скорее всего, никогда не разрешат вернуться (хотя Михаил Горбачев дал ему разрешение навестить свою умирающую мать в 1987 году), должно быть, было устрашающий.

« The White Crow » теперь доступен на DVD и Blu-Ray и может быть просмотрен на различных цифровых платформах.В театре ему был присвоен рейтинг R; родители младших детей могут быть предупреждены о мужской и женской наготе, сексуальных намёках и одном рискованном танце в ночном клубе, но в остальном в фильме нет насилия или жестокости и очень мало ненормативной лексики. Также имейте в виду, что в фильме есть субтитры, так как в нем много сцен с персонажами, говорящими на русском и французском языках.

Танцорам, учителям и ученикам понравятся технические сцены, тренировки и выступления, потому что Олег Ивенко, Сергей Полунин и Анна Урбан — прекрасные, сильные танцоры и очаровательные актеры.Сцены в студии, где Пушкин инструктирует студентов-мужчин, одетых в костюм-тройку и говорящих мягким монотонным голосом, непреднамеренно смешны для современной публики. Если вы смотрите фильм с не танцующими, им понравится рассказывание историй и игра, а также натурные съемки, великолепные костюмы и яркие цвета городов. DVD-релиз включает в себя короткометражку из закулисных фильмов и ответы на вопросы режиссера, сценариста и звезды.

Более подробную информацию о фильме и о том, как купить DVD или смотреть онлайн, можно найти на веб-сайте The White Crow.

Пожалуйста, подпишитесь, поставьте лайк или поделитесь:

Ли Пуртилль — балетный инструктор и хореограф в Лос-Анджелесе, где она живет со своим мужем. Она получила степень магистра кинопроизводства в Бостонском университете и степень бакалавра антропологии и танцев в колледже Маунт-Холиок. Она является автором четырех романов для молодых взрослых от Penguin и HarperCollins. В настоящее время она преподает все уровни балета для взрослых. Зомби-балет — ее страсть. Она является художественным руководителем балетной труппы Leigh Purtill Ballet, — некоммерческой любительской балетной труппы для взрослых. Прочтите сообщения Ли .

Рецензия на фильм

: «Белая ворона» | Good Times Santa Cruz

Русское выражение «белая ворона» указывает на постороннего — кого-то неординарного, не похожего на других. Так нам рассказывается в биографическом фильме Белая ворона , и все эти значения, безусловно, применимы к сюжету фильма, легендарной звезде балета Рудольфу Нурееву.

Сценарий был написан драматургом Дэвидом Хэром на основе сюжетной идеи, которую он активно прорабатывал вместе с режиссером фильма Рэйфом Файнсом, у которого также есть небольшая актерская роль.Отмечая впечатляющую инаковость своего предмета, они сосредотачиваются на событиях, связанных с бегством Нуриева на Запад в 1961 году, мучительным моментом, когда 23-летний танцор был вынужден выбрать постоянное изгнание со своей российской родины, чтобы избежать советского гнета и объявить себя преступником. гражданин мира.

Файнс сказал, что именно интенсивность этого выбора привлекла его к истории Нуреева. Но каким бы мощным по своей природе ни была история, повествование иногда бывает немного дряблым — в отличие от самого Нуреева или молодого украинского танцора Олега Ивенко, который играет его в фильме.Решение разделить историю на три пересекающихся временных рамки работает достаточно хорошо, но многие сцены можно было бы обрезать для ясности или отбросить, чтобы придать повествование более драматическое напряжение.

Тем не менее, фильм эффективно представляет борьбу художественной целостности против политического контроля. Когда Нуриев (Ивенко) приезжает в Париж в 1961 году в качестве члена Кировского балета в турне по Западу, кураторы из КГБ держат танцоров на коротком поводке. Когда Руди уезжает самостоятельно исследовать город (всегда в тени двух агентов) вместо того, чтобы сесть в автобус отеля вместе с остальными, директор компании Сергеев в ответ не пригласил его ни на какую роль в их представлении на премьере.

Но Руди выступает с особенным блеском, когда он дебютирует следующей ночью, поднимая публику на ноги. По мере того, как его репутация растет, он проводит дни, питаясь западной культурой в Лувре и дружит с другими молодыми людьми в городе, такими как светская львица Клара Сен (Адель Экзархопулос), недавно потерявшая невесту сына министра культуры Андре Мальро. (Она также берет Руди на шоу девушек в кабаре, которое он любит.)

Intercut со сценами, в которых Руди наслаждается свободой Парижа, — это сцены светотени из его детства (он буквально родился в поезде в Сибирь, где его мать собиралась навестить своего отца-чиновника) и его юность в Мариинском танце. Школа в г.Петербург. Там его наставляют балетмейстер Пушкин (Файнс) и его младшая жена Ксения (Чулпан Хаматова), которые приглашают его жить с ними, пока он выздоравливает от травмы. Руди также встречает восточногерманскую студентку танцев Тейю Кремке (Луи Хофманн), которая становится его первой любовью и одержимо записывает многие выступления Руди на свою домашнюю кинокамеру — зернистые изображения, которые появляются во время заключительных титров.

В последней режиссерской работе Файнса, замечательного фильма «Женщина-невидимка» , он сыграл главную роль Чарльза Диккенса.В этот раз он отдает себе гораздо меньше занятий, играя Пушкина человеком, настолько тихим и скромным, что он практически испаряется с экрана. Во многих смыслах это неблагодарная роль; когда сюжет ставит его на встречу с безрассудным Руди, Пушкин вежливо отказывается от столкновения. Но он все же играет мудреца, подобного Йоде, советуя своему ученику, что простая техника не так важна, как «рассказ» — урок, который Руди, с его врожденным чутьем на драматизм, принимает близко к сердцу.

Но сцена, где мальчик Руди идет в лес со своим молчаливым отцом, ни к чему не приводит.И внезапный, болезненный взрыв высокомерия, который почти стоил Руди его дружбы с Кларой, представлен без контекста. Тем не менее, Париж выглядит великолепно (включая великолепные витражи Сент-Шапель). А Файнс представляет кульминационную сцену в аэропорту Ле Бурже, где Руди совершает свой импульсивный «прыжок к свободе» с достаточной интенсивностью, чтобы развеять предыдущие ошибки.

БЕЛАЯ ВОРОНА

*** (из четырех)

С Олегом Ивенко, Ральфом Файнсом и Адель Экзархопулос.Автор Дэвид Хэйр. Режиссер Рэйф Файнс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *