Агрессия — образ жизни? Люди становятся злыми, пытаясь защитить свои права | ОБЩЕСТВО
По наблюдениям психологов, в нашем обществе появилась своего рода мода на агрессию. Если 10 лет назад родители жаловались: «Мой ребёнок часто дерётся», — то сейчас жалобы изменились: «Мой ребёнок не может постоять за себя». Что за механизмы порождают повседневную, бытовую агрессию? Как с ней жить? Нужно ли с ней бороться? И каким станет наше общество ещё через 10 лет? Об этом «АиФ-Красноярск» говорил с клиническим психологом Марией Севостьяновой.
Мода качать права
Сергей Митрухин, «АиФ-Красноярск»: Мария Сергеевна, в чём же причина появившейся в обществе моды на агрессию? Ведь нас из каждого утюга призывают быть миролюбивыми, толерантными, в том числе к чужим недостаткам.
Мария Севостьянова: Мы теряем чувство безопасности, когда попадаем в состояние стресса, фрустрации, когда наши потребности блокируются. Важно подчеркнуть: это совсем не обязательно состояние реальной угрозы, оно лишь воспринимается индивидуумом как угрожающее. Вот тогда мы проявляем агрессию, пытаемся защититься на подсознательном уровне. Стресс у людей возникает из-за нынешних социально-экономических условий, ситуации неопределённости в образовании, работе, построении карьеры. Когда нет социальных гарантий и поддержки, когда не стало стабильности… И человек начинает демонстрировать агрессивное поведение, отстаивать свои права, даже в той ситуации, когда никто его прав не нарушает. Отсюда и появляется мода качать права.
Посмотрите: в магазине покупателя обсчитали — он кричит в ответ на продавца. Водителя в пробке кто-то подрезал — он матерится, открывает окна, показывает неприличные жесты! Доходит до того, что интеллигентные вроде люди останавливаются посреди, допустим, Октябрьского моста и начинают друг на друга орать.
— Но это же неконструктивно и неадекватно, когда в ответ на слово «козлина» в пробке тебе разбивают лицо. Почему мы так себя ведём?
— Когда ситуации имеют некоторую неопределённость, наш разум отключается. Особые зоны мозга, корреляторы нашего поведения, так запрограммированы эволюцией с биологической и психофизиологической точки зрения. В древности, когда на человека бежал мамонт, надо было реагировать крайне агрессивно. Нужно было включить симпатическую систему, чтобы дать отпор зверю, вступить в бой с соседним племенем за территорию, за женщин, за еду. А сейчас не мамонт бежит, а просто едет неаккуратный водитель. Условия жизни изменились, а физиология — нет. Даже окружающий пейзаж способен провоцировать агрессию — когда фрустрация наступает от бесконечных рядов окон на фасадах домов-муравейников или припаркованных автомобилей.
Культура выражения
— Неужели нет выхода? Так и будем драться в пробках и очередях? И как выпускать пар от стрессов?
— В агрессии проблемы нет. Проблема — в отсутствии культуры её выражения. Надо учить с детства этой культуре. Я чувствую агрессию — у меня есть два способа её проявить. Могу подраться, а могу сесть за мольберт (арт-терапия) и нарисовать свои эмоции.
— Или взять топор и наколоть дров?
— Да, как в той психологической шутке — практике медитации с агрессором. «Ты сидишь на берегу спокойной реки, опускаешь руки в воду, чувствуешь, как приятно течение омывает тебе пальцы, Смотришь на них в воду, видишь в них лицо твоего обидчика и душишь его, душишь!..»
А если серьёзно — мы материмся, толкаемся, дерёмся из-за того, что в детстве нас просто наказывают: «Иди, встань в угол и не злись». Никто не объясняет ребёнку: «Ты сейчас злишься. Это нормально. У тебя отобрали игрушку. Я понимаю твою злость. Давай с тобой подумаем, как мы можем выразить её по-другому?» Когда ребёнку расскажут про эмоцию, почему он её чувствует, что с этим делать, он будет реагировать по-другому.
Займитесь спортом!
— Я сейчас, конечно, пошучу — психологи скажут, что это слишком поверхностно. Но если вы рисуете картину — это искусство, если рисуете картину, пытаясь отразить своё агрессивное психоэмоциональное состояние, — это арт-терапия. Если плывёте ради мышц — это спорт, если плывёте или бежите и думаете о ситуации — это телесно-ориентированная терапия.
— То есть когда бывшие наркоманы или алкоголики начинают бегать — это попытка переключиться с наркотиков на спорт и избавиться от стресса?
— Монотонная нагрузка полезна не только для физического здоровья, но и для психологического. Бегуны рассказывают: у них наступает состояние лёгкой медитации, транса. При этом повышается уровень альфа-активности отдела головного мозга, ответственного за самовосстановление и саморегуляцию, повышение работоспособности. Когда человек бежит, раскрашивает картинки, что-то лепит из глины, его сознание избавляется от психологических проблем, стрессов. Как раз у наркоманов и алкоголиков недостаток этой альфа-активности, им нужны обязательные альфа-тренинги с обратной биологической связью, обучение, направленное на умение активизировать свою мозговую деятельность.
Учись спокойно. Как студенту настроить себя, чтобы сдать сессию Подробнее
Стресс от мыслей
— Так что же, бросить мысли о справедливом переустройстве мира и пойти медитировать?
— Медитация не предполагает, что в твоей жизни есть что-то плохое, но ты сел, помедитировал и убедил себя, что это плохое на самом деле — хорошее. Это практика безоценочного принятия, когда ты не относишься к событиям как к плохим или хорошим. Здесь нет противоречий: можно мирно медитировать, а затем идти и агрессивно менять мир. Сначала исправь то пространство, за которое у тебя 100-процентная зона ответственности.
— Так нас же приучают: надо ставить себе планку выше своих возможностей, иначе не победить!
— А потом ты сталкиваешься с реальностью, с ограничивающими факторами — вроде чиновников, или полиции, или припаркованного на тротуаре соседского авто. Твои ожидания на быстрое изменение мира не оправдались, и наступает чувство пустоты. И ладно если ты после этого пошёл медитировать, а то ведь идут пить! Алкоголизм, наркомания — это аутоагрессия, направленная на самого себя. У таких людей и психосоматические заболевания развиваются, когда эмоции не находят выхода.
Развелась — избавилась от аэрофобии. Психолог о скрытых причинах страхов Подробнее
— То есть терапевт должен ещё и интересоваться у пациента: «А как у вас дела на работе? Не прессует ли вас начальство?»
— Это было бы прекрасно. Но есть медицинские психологи. И если у вас хроническое соматическое заболевание — на приём к ним обязательно нужно сходить.
— И тогда менять работу?
— И тогда менять мышление.
Как выжить
— Что делать, если столкнулся с бытовой агрессией?
— Например, неожиданно извиниться. Или попросить паузу. Много агрессии идёт в состоянии аффекта. Поэтому если вы останавливаете на 5-6 минут диалог, вы снимаете это состояние. Можно чашку чая или кофе предложить — это не просто вежливость, а способ взять передышку, выжить. Выплеск гормональный и эмоциональный закончится: противник не самоубийца, его мозг тоже включит зоны самоконтроля.
— А что же ждёт наше общество через 10-15 лет? Мы будем более нервными и агрессивными?
— Нет. Если коротко — сейчас у детей развивают эмоциональный интеллект, способность распознавать чувства других людей и выстраивать стратегию поведения. В детсадах и школах такие методические программы уже активно применяются, не то что 20 лет назад. Пусть медленно, но мы учимся культуре выражать агрессию. Скорее всего, будем не более тревожными, а более внимательными. И защищать свои права будем лучше.
Мария Севостьянова. Родилась в 1986 г. Окончила Сибирский медицинский университет в Томске. Врач-психолог вышей категории. Директор Центра современных психологических технологий ФСНКЦ ФМБА России. Специализация — медицинская психология, спортивная психология, судебно-психологическая экспертиза.
Почему люди становятся агрессивными и равнодушными – как с ними общаться
Ты наверняка сталкивалась с неприятными пожилыми людьми, сидящими на лавочках у подъезда, или в общественном транспорте. А может быть, общение с кем-то из твоих близких стало невыносимым. Почему они так себя ведут? Можно ли что-то изменить? И как теперь общаться?
В этой статье:
Причины проявления агрессии и злостиКак общаться с такими людьми
Причины проявления агрессии и злости
Фото автора RODNAE Productions: Pexels
Есть несколько причин, провоцирующих проявление жестокости, упрямства и злости у пожилых людей:
- деменция;
- депрессия;
- соматические заболевания;
- фрустрация потребностей;
- одиночество;
- потеря чувства собственного достоинства;
- неспособность адаптироваться.
Деменция
Это заболевание, называемое старческим слабоумием. Оно вызвано разрушением нейронных связей. Это выражается в постепенной потере памяти, изменениях характера, неадекватных эмоциональных реакциях, мнительности, бредовых идеях. Из-за всего этого человек, страдающий деменцией, ощущает себя потерянным, неуверенным, он теряет способность адекватно и логически мыслить.
Депрессия
У пожилых людей депрессия – достаточно распространенное явление, что не удивительно. С возрастом человек все чаще оглядывается на свое прошлое. Человек в состоянии депрессии ничего не хочет, испытывает уныние, подавленность, раздражительность и злость. Если ты заметила симптомы депрессии у близкого тебе человека, лучше всего незамедлительно обратиться за помощью к специалисту, поскольку это расстройство хорошо поддается лечению.
Соматические заболевания
Вспомни, когда у тебя что-то болит, когда ты испытываешь дискомфорт, ты начинаешь вести себя более агрессивно. Это вполне нормальная, эволюционно выработанная реакция. К любому существу, даже если это домашний кот, который испытывает боль, лучше не подходить, потому что он может напасть.
Испытывая боль, человек чувствует себя незащищенным, уязвимым, и агрессия становится способом отстоять свои границы. С возрастом наше здоровье ухудшается. Представь, как бы ты себя чувствовала, если бы у тебя постоянно что-то болело.
Часто пожилые люди не сообщают о своих проблемах, поскольку:
- боятся, что за них будут волноваться;
- не хотят быть «обузой» для близких;
- боятся врачей или неизлечимого диагноза;
- часто подвергаются самообману, будучи уверенные, что «все пройдет само».
Фрустрация потребностей
У каждого человека есть определенные потребности: в безопасности, в признании, в общении, в самореализации, в сопричастности и так далее. Когда человек лишен возможности их удовлетворять, это вызывает либо подавленное состояние, либо злость, обиду, раздражение. Это становится способом снять психологическое напряжение из-за беспомощности и неспособности получить желаемое.
С возрастом человеку все труднее реализовывать свои потребности:
- чувство безопасности теряется в страхе собственной немощности, неспособности зарабатывать деньги и контролировать свою жизнь;
Агрессия в старости. Причины и способы лечения
- чувство свободы тоже проходит – пожилой человек не может быть самостоятельным, он всегда от кого-то зависит, и не важно от кого именно: от близких или государства;
- общение и признание тоже трудно получить, ведь разрываются старые социальные контакты, пожилой человек ощущает свою ненужность, ведь у близких своя жизнь;
- самореализация тоже становится затруднительной, ведь человек уходит из профессии.
Одиночество
Потеря друзей, ограниченные возможности наладить социальные связи, «выпадение» из общественной жизни, узкий и с каждым годом сужающийся круг общения – все это приводит с возрастом к чувству одиночества и замкнутости. Без постоянной практики человек утрачивает привычные способы взаимодействия с окружающими.
Более того, у него формируется очень детский способ привлечения к себе внимания – вести себя «плохо». Это прекрасная возможность получить от близких долю общения, признания. Особенно, если человеку трудно признаться в собственном одиночестве и просто попросить внимания.
Потеря чувства собственного достоинства
Каждому человеку нужно испытывать чувство самоуважения. К сожалению, с возрастом, когда ему трудно делать самостоятельно многие вещи, когда есть определенные болезни, когда о пустяках приходится просить других людей, трудно сохранить чувство собственного достоинства.
Это вызывает злость на самого себя, свою беспомощность и зависимость. Но злиться на себя очень тяжело, поэтому агрессия направляется во вне, на окружающих, особенно тех, кто оказывает помощь. Ведь именно их присутствие «забирает» самоуважение. Это своего рода перенос.
Неспособность адаптироваться
Пожилым людям трудно приспосабливаться к быстро меняющейся реальности. В старости мозгу трудно формировать новые нейронные связи. Поэтому с возрастом у людей появляется упрямство, консерватизм, агрессия по отношению ко всему новому и непонятному.
GiphyОни просто не могут это вписать в прежнюю картину мира. Все, что ей противоречит, вся новая информация, которую человек не может понять, подсознательно воспринимается как угроза – потому что человек не знает, как на нее реагировать. На угрозу психика отвечает либо уходом, либо агрессией.
Как общаться с такими людьми
Есть несколько общих рекомендаций, которые помогут тебе наладить общение с близким человеком, если с возрастом он стал злым и жестоким:
- помни о причине его поведения – это поможет тебе не воспринимать его нападки на свой счет и относиться с пониманием к его самоощущению:
- следи за своими реакциями – иногда ты можешь не замечать, что из-за медлительности мышления пожилого человека, его неспособности понять простые вещи, ты сама теряешь терпение, начинаешь раздражаться, у тебя становится властный голос. Тогда злость человека – просто защитная реакция на нарушение его психологических границ;
- проявляй больше внимания и заботы – своим поведением человек может пытаться привлечь внимание окружающих, поскольку чувствует себя брошенным и одиноким;
- не смотри на него с высока – несмотря на свои проблемы, человеку неприятно, когда с ним «сюсюкаются», ведь это отнимает у него чувство собственного достоинства;
- помоги наладить социальное общение – важно не только самой больше уделять ему внимания, но и помогать человеку оставаться в жизни социума. У него не так много возможностей для этого. Но ты можешь найти его старых друзей, их контакты. Можешь записать человека в кружок по интересам, больше брать его на различные мероприятия;
- правильно доноси информацию – при общении важно не заставлять пожилого человека делать несколько вещей одновременно, не торопить его, обращать внимание, хорошо ли он расслышал;
- больше задавай вопросов – легче всего наладить контакт с пожилым человеком, это спросить о его жизни, его прошлом, друзьях, приключениях юности. Для людей важно, что кто-то помнит о их прошлом, важно делиться этим с близкими.
Главное, это сохранять терпение, уважение и понимать причины агрессии, которая появляется у человека с возрастом.
«О том, как стать злым» — Wheaton College, Массачусетс
Гейл Сахар
Идея проведения этого первокурсного семинара «Как стать злым» пришла мне в голову несколько лет назад. После того, как в новостях появились сообщения о том, что американские солдаты пытали иракских заключенных во время войны в Ираке, я начал думать о том, как, казалось бы, нормальные, здоровые люди могут при определенных обстоятельствах становиться способными совершать ужасные (даже злые) поступки.
[Читать введение в Добро и Зло.]Эти случаи всегда сводятся к вопросу о том, есть ли «несколько плохих парней», которые совершают плохие поступки, когда находят возможность, или же в ситуации было влияние, которое заставило «хороших парней» делать плохие вещи. В социальной психологии есть много свидетельств того, что нормальные люди будут делать ужасные вещи, если ситуационные силы достаточно сильны.
Социальные психологи, такие как я, рассматривают человеческое поведение не просто как функцию индивидуального характера, а скорее как нечто, во многом определяемое внешними силами. Хотя мы признаем, что существуют индивидуальные различия в поведении и что некоторые люди могут реагировать на определенные обстоятельства несколько иначе, чем другие, сила ситуации влияет на всех.
Эта идея противоречит нашему естественному побуждению как человеческому существу, которое состоит в том, чтобы приписывать действия других своим внутренним предрасположенностям, предубеждению, известному как фундаментальная ошибка атрибуции.
Одна из целей этого курса — помочь студентам осознать эту склонность и научиться преодолевать ее.
Мы обсуждаем ряд классических социально-психологических экспериментов, которые демонстрируют, что ситуации могут быть настолько сильными, что могут преобладать над нашими личными убеждениями и ценностями, и иногда мы обнаруживаем, что делаем вещи, которые полностью противоречат нашему личному моральному кодексу.
Одним из классических экспериментов, демонстрирующих силу ситуации, является эксперимент в Стэнфордской тюрьме, проведенный Филипом Зимбардо в 1971 году. цокольный этаж здания факультета психологии. Цель исследования заключалась в том, чтобы пролить свет на психологию тюремного опыта, и симуляция должна была длиться две недели. Однако эксперимент пришлось прекратить всего через шесть дней, потому что охранники стали настолько жестокими, а заключенные настолько травмированы, что продолжать было бы явно неэтично.
Почему эти нормальные молодые люди всего за несколько дней превратились в карикатуры на стереотипных тюремщиков-садистов? По словам Зимбардо, роль, которую они взяли на себя, превратила их в таких людей. Это основное положение о том, что нормальные люди могут быть превращены в орудия зла, находится в центре наших дискуссий на протяжении всего курса «Как стать злым».
В начале семестра студенты пытаются дать определение зла. Мы обсуждаем, насколько сложно прийти к соглашению о том, что такое зло, особенно с учетом того, как со временем меняются взгляды.
Например, мы учитываем тот факт, что рабство не всегда считалось злом в этой стране, хотя сегодня почти каждый назвал бы его так. Затем мы рассматриваем, находится ли зло в человеке или нет; то есть есть ли злые люди или просто злые поступки?
Если зло внутри человека, то это функция природы или воспитания? Мы изучаем примеры людей, которые рождаются со склонностью к жестокому поведению, читая статью о детях с психопатическими наклонностями (как правило, с диагнозом «расстройство поведения»), чьи неврологические особенности, по-видимому, делают их неспособными к сочувствию («природное» объяснение). на зло).
Профессор психологии Гейл Сахар и ее студенты-первокурсники глубоко погружаются в беседы о факторах, способствующих злодеяниям. (Кит Нордстром) С другой стороны, мы рассматриваем свидетельства того, что люди могут стать способными к
жестокости в результате жестокого обращения в детстве (объяснение «воспитания»).
Цель состоит не в том, чтобы учащиеся заняли определенную позицию по центральным вопросам (например, что зло является врожденным или приобретенным), а скорее в том, чтобы критически осмыслить доказательства с обеих сторон.
Наш основной текст — « Эффект Люцифера: понимание того, как хорошие люди превращаются в злых». Мы также обсудим другие классические социально-психологические исследования, такие как эксперименты Стэнли Милгрэма по послушанию, которые показали, что многие люди будут подчиняться приказам авторитетной фигуры, чтобы нанести болезненные удары током невинному человеку. Затем мы применим результаты этих исследований к целому ряду реальных примеров зла, таких как геноцид, пытки и гендерное насилие.
Среди реальных примеров, которые мы рассматриваем, — скандал с жестоким обращением с заключенными в следственном изоляторе Абу-Грейб, разразившийся в 2004 году. Большинство американцев были потрясены, узнав, что мужчины и женщины в форме совершали ужасные акты физического и сексуального насилия над заключенными. иракских военнопленных и запечатлели их на фотографиях.
В то время, конечно, были большие споры о том, были ли эти солдаты просто «несколькими паршивыми овцами», как предполагали многие в правительстве и вооруженных силах, или было ли что-то систематическое в том, как управлялась тюрьма, которая привела к распространенное злоупотребление. То есть нормализовалось ли насилие и даже поощрялось ли оно ситуацией?
Зимбардо проводит параллели между жестоким обращением в Абу-Грейб и жестоким обращением, которое он наблюдал в смоделированной тюрьме. Мы углубляемся в возможные ситуационные и психологические факторы, которые могли превратить, казалось бы, нормальных людей в палачей, такие как иерархическая структура власти, ужасные условия, внешние угрозы и дегуманизация заключенных.
На этом курсе я стремлюсь способствовать как интеллектуальному, так и личностному развитию учащихся. Я надеюсь, что они увидят, как научные исследования могут пролить свет на проблемы реального мира.
Эксперименты Милгрэма по послушанию, например, были вызваны желанием понять, как нацистам удалось осуществить Холокост, в частности, рассматривали ли они, как утверждали некоторые из них, участие в геноциде просто как выполнение приказов.
Я также надеюсь, что учащиеся осознают важность защиты от ситуационных сил, которые могут заставить их делать то, что не соответствует их этическим и моральным системам убеждений.
Большая часть исследований, которые мы обсуждаем, предполагает, что люди весьма уязвимы для того, чтобы стать орудиями зла. Я надеюсь, что мои ученики станут менее уязвимыми благодаря новому пониманию факторов, делающих зло возможным или даже вероятным. Мы также рассматриваем различие между пониманием причин плохого поведения и его оправданием. Объяснение поведения — не то же самое, что его оправдание. У нас по-прежнему есть личная ответственность.
Я считаю эту цель чрезвычайно важной. Несмотря на многочисленные заявления людей о том, что геноцид никогда больше не повторится, он, к сожалению, продолжается и, похоже, не ослабевает и сегодня. Только если мы увидим, что зло — это не то, что находится в «них», но может быть осуществлено и «нами», тогда появится надежда на лучший мир.
Материал этого курса может вызвать чувство безнадежности из-за грустного и ужасающего характера примеров. Итак, мы закончим обсуждением положительной стороны человеческой натуры, особенно нового движения позитивной психологии, которое фокусируется не на том, что с людьми не так, а на том, что с ними правильно. Мы обсуждаем здоровое функционирование, жизнестойкость и то, что приносит истинное счастье в жизнь, а также героизм — как его определяют психологи, так и мы сами.
В конечном счете, я надеюсь, что этот курс поможет учащимся противостоять силам зла и вместо этого стать героями.
Это не слишком много, не так ли?
Рекомендуем прочитать:
Эффект Люцифера: понимание того, как хорошие люди превращаются в злых Филипа Зимбардо (Random House: Нью-Йорк, 2007).
Что делает человека злым? Как искажается мораль
Что делает человека злым? Легко ли стать злым?
Эффект Люцифера погружается в косвенные факторы, которые, по мнению Филипа Зимбардо, могут заставить любого совершить зло. Эти факторы включают сигналы идентичности, социальное давление и потерю осознания индивидуальности.
Продолжайте читать, чтобы узнать, что делает человека злым.
Если теория косвенной морали Зимбардо верна и неправильная ситуация может сделать кого угодно злым, то что делает человека злым? Мы обсудим три основные ситуационные переменные, которые могут превратить любого добросовестного гражданина в хладнокровного убийцу.
Переменная #1: Сигналы идентичностиОдним из типов ситуационных переменных, которые могут вызвать резкое изменение морали, является сигнал идентичности . Зимбардо объясняет, что сигналы идентичности — это аспекты окружающей среды, на которые мы опираемся, формируя наше представление о себе и определяя, как действовать. Это могут быть определенные места, одежда и другой реквизит, а также ожидания других.
Обычно мы предполагаем, что наша личность фиксирована, но в определенной степени нормально адаптировать нашу личность к конкретным обстоятельствам. Зимбардо утверждает, что все мы берем на себя роли или временные личности в различных сферах жизни. Например, на работе мы берем на себя роль «сотрудника» и действуем определенным образом, чего дома мы не вели бы. Однако в крайних случаях, если мы попадаем в ловушку достаточного количества сигналов окружающей среды, помещающих нас в определенную роль, эти роли могут овладеть нашими эмоциями и заставить нас делать то, на что мы никогда не согласились бы рационально .
Переменная #2: Социальное давлениеЗимбардо объясняет, что социальное давление является еще одной важной косвенной переменной, способной влиять на людей, чтобы они становились злыми. Когда окружающие хотят, чтобы мы сделали что-то злое, нам становится значительно труднее сопротивляться. Это социальное давление проявляется в двух основных формах, которые часто пересекаются: групповое давление и авторитетное давление.
Групповое давление
Зимбардо утверждает, что всем нам необходимо чувствовать себя принятыми окружающими. По этой причине, когда мы оказываемся в новых ситуациях, мы наблюдаем за окружающими, чтобы определить, какое поведение уместно. Таким образом, наши нравы часто меняются, чтобы соответствовать нравам окружающих нас людей .
Зимбардо отмечает, что если мы воспринимаем группу как престижную и эксклюзивную, то давление, которое она оказывает на нас, становится еще более сильным. Наша человеческая потребность принадлежать становится сильнее в сочетании с нашим стремлением к статусу. Например, ребенок, который хочет, чтобы его приняли «крутые дети», может высмеивать детей, с которыми обычно дружит.
Авторитетное давление
Авторитетное давление — это когда лицо или группа обладающих властью требуют от вас что-то сделать. Зимбардо утверждает, что, вообще говоря, гораздо более вероятно, что мы совершим зло, если мы «просто следуем приказам». В то время как групповое давление носит косвенный и иногда случайный характер, авторитетное давление является прямой попыткой контролировать ваше поведение.
Переменная № 3: Потеря осознания индивидуальностиПоследняя переменная обстоятельств, изменяющая мораль, которую мы обсудим, равна 9.0036 осознание индивидуальности . Зимбардо объясняет, что людей теряют чувство морали, когда теряют ощущение, что они и люди, с которыми они плохо обращаются, являются уникальными личностями . Это отсутствие осведомленности проявляется в двух формах: анонимность и дегуманизация.
Анонимность
Анонимность — более приземленная форма этой потери. Зимбардо утверждает, что мы с большей вероятностью причиним зло , если будем думать, что нас не видят и вряд ли опознают . Эта анонимность может принимать форму отсутствия свидетелей или простой маски или маскировки.
Анонимность имеет большое значение, поскольку снижает нашу личную ответственность. Мы гораздо более склонны совершать злодеяния, когда знаем, что нас нельзя опознать (и, следовательно, нас нельзя наказать или опозорить за наши действия). Непосредственное устранение личной ответственности имеет тот же эффект: когда кто-то другой добровольно берет на себя ответственность за злодеяние, мы с готовностью совершим его сами.
Дегуманизация
Более интенсивной формой этой потери индивидуальности является дегуманизация : Согласно Зимбардо, когда мы воспринимаем других как менее чем людей — обычно категорию людей, которые отличаются от нас, например, представителей другой расы — нам гораздо легче обращаться с ними с жестокостью.
Те, кто дегуманизируют других, также часто впадают в ментальную привычку дегуманизировать самих себя: они воспринимают себя как объект или силу, а не как человека с моралью.