Почему мадонна сикстинская: Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения?

Содержание

Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения?

Сикстинская Мадонна (1513) – самая знаменитая работа Рафаэля. Она вдохновляла писателей и поэтов 19 века. “Красота спасёт мир” Фёдор Достоевский сказал именно о ней. А фраза “Гений чистой красоты” принадлежит Василию Жуковскому. Ее позаимствовал Александр Пушкин. Чтобы посвятить земной женщине Анне Керн.

Многим картина нравится. Что же в ней такого особенного? Почему те, кто видели Сикстинскую Мадонну, не могут её уже никогда забыть?

1. Оригинальная композиция Сикстинской Мадонны

Композиция “Сикстинской Мадонны” очень необычна для своего времени. Редко кто писал Мадонн в полный рост. Тем более идущих навстречу зрителю.

Чем-то композиция похожа на “святое собеседование”. Это когда Мадонна с младенцем сидит в интерьере или на природе. А около неё – несколько святых. Как правило, разговаривающих между собой. Отсюда и название такого типа композиции.

Пальма Старший (Якопо д’Антонио Негретти). Святое собеседование. 1520 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

Так и на картине Рафаэля Мадонна окружена святыми Сикстом и Варварой. Однако в отличие от других “святых собеседований” Рафаэль включил в композицию зрителя.

Мадонна спускается к нам. Она смотрит нам в глаза. Святой Сикст указывает рукой ей путь. Такое включение зрителя в картину делает её завораживающей.

Сама композиция была не нова для Рафаэля. Несколькими годами ранее он создал Мадонну де Фолиньо.

Рафаэль. Мадонна де Фолиньо. 1511-1512 гг. Пинакотека Ватикана, Рим

На ней Мадонна сидит и не смотрит на зрителя. Но она уже возвышается над святыми. Рафаэль здесь также делает попытку включить зрителя в композицию. Только на нас смотрит святой Иоанн Креститель.

2. Невесомая красота Сикстинской Мадонны

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Почти все Мадонны изображались смотрящими на младенца или же просто с опущенными глазами. Сикстинская Мадонна смотрит прямо и чуть вниз (видимо Рафаэль предполагал, что зритель будет всегда смотреть на картину снизу вверх).

Взгляд Мадонны особенный. Грустный. Она знает, что ждёт её сына. Она несёт его нам, людям. В жертву. Нет, она не вцепилась в ребенка. Как это бы сделала любая земная женщина, пытаясь защитить своё дитя. Ребёнок тоже не хватается в тревоге за мать. Они со смирением идут навстречу трагической судьбе.

Рафаэль смог добиться потрясающего эффекта невесомости Мадонны. Обратите внимания, что её босые ступни слегка касаются облаков. В то же время фигуры святых Сикста и Варвары утопают в них. Такой контраст подчёркивает лёгкость главной героини.

Сама Мадонна очень красива. Считается, что моделью для неё послужила возлюбленная Рафаэля Маргарита Лути. Я в это мало верю. Если посмотреть на портрет Маргариты, сразу становится понятно, насколько они не похожи с Сикстинской Мадонной.

Возможно, при создании картины Рафаэль и Маргарита ещё и не были знакомы. Похожие на Маргариту образы появляются лишь начиная с 1514 года. Тогда как Сикстинская Мадонна была написана чуть ранее.

Работы Рафаэля. Слева: Форнарина (Маргарита Лути). 1518-1519 гг. Галерея Боргезе, Рим, Италия. Справа: Магдалена с картины “Святая Цицилия” (модель – предположительно Маргарита Лути). 1514-1516 гг. Национальная пинакотека, Болонья, Италия

Скорее всего Сикстинская Мадонна – собирательный образ. Сам Рафаэль писал в 1515 году своему другу Кастильоне о том, что красивых женщин так же мало, как и хороших судей. Поэтому чтобы написать красивую женщину, ему нужно многих из них увидеть. И уже потом рождается в голове идея, образ.

Об отношениях Рафаэля и Маргариты Лути читайте в статье “Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака”.

3. Необычные детали Сикстинской Мадонны

Во многих интернет-источниках вы найдёте следующую историю рождения “Сикстинской Мадонны”. Якобы её заказал Рафаэлю  Папа Римский Юлий II. Для алтаря церкви Святого Сикста в небольшой городе Пьяченца (недалеко от Милана). Именно по имени этого святого и была названа Сикстинская Мадонна.

Сразу напрашивается вопрос, зачем Папе Римскому заказывать именитому и дорогостоящему художнику картину для провинциальной церкви?

Причём тут зелёный занавес?

Я думаю, на мой вопрос уже смог ответить историк Хуберт Гримме. Правда начал он исследование с других вопросов.

Зачем Рафаэль изобразил зелёный занавес и деревянную доску внизу картины? На неё опираются ангелочки. На ней же лежит тиара Папы Римского. Как будто святой Сикст снял её в знак глубокого поклонения перед Мадонной.

Поиски Гримме в 20х годах 20 века привели его к очень логичному выводу. Картина изначально была заказана для Ватикана. Она должна была висеть в Соборе святого Петра над гробом Папы Римского Сикста IV.

Он умер 30 лет до этого. Собор ещё был в процессе строительства. Как только появилась возможность, Юлий II решил перезахоронить Сикста IV в соборе. Тот приходился ему дядей. Не без помощи которого Юлий II и сделал свою карьеру. Не удивительно, что благодарный племянник не поскупился на оформление процесса перезахоронения. И заказал картину самому главному живописцу Ватикана, Рафаэлю.

Тем более, что Сикст IV также был большим любителем искусства. При нем была построена Сикстинская капелла (в его честь она и названа).

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан

Гроб Сикста IV находился в нише. Поэтому Рафаэль изобразил внизу картины край гроба. Получалась невероятная иллюзия. Как будто на настоящий гроб опираются ангелочки. А с небес в темноту ниши сквозь занавес спускается сама Мадонна.

Почему картину сослали в Пьяченца?

Так почему же картина так и не осталась в Ватикане после торжественного перезахоронения?

Тому помешали католические каноны, как рассуждал Гримме. Картина, которая украшала место захоронения, не могла быть вывешена за алтарь.

Но картина была слишком дорогой. Поэтому Юлий II отправил её в далекую провинцию. Где на эти правила могли закрыть глаза. Ради такого произведения искусства.

Популярные ангелочки Рафаэля

Ангелочки “Сикстинской Мадонны” сделали свою собственную карьеру. Их изображение нещадно эксплуатируется, начиная с 19 века. Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны. Мы их видим и на подушках, и на тарелках, и на дамских сумках.

На самом деле таких ангелочков до Рафаэля никто не создавал. Они откровенно скучают. По крайней мере не разделяют той грусти, которую испытывает Мадонна. Такова и жизнь. В ней могут быть поводы для грусти. Но нужно находить и место для озорства.

Кстати, куда же подевалось одно крыло у левого ангелочка?

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Сикстинская Мадонна – это один из величайших шедевров мирового искусства. Её гармоничная красота вызывает эмоциональный отклик в душе человека любой нации. Как сказал историк искусств Бернард Беренсон, “главная  причина славы Рафаэля – это его способность говорить со всеми обо всем на языке, понятном каждому”.

О Мадоннах Рафаэля также читайте в статье:

“Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Похожее

9 символов, зашифрованных в «Сикстинской мадонне»

1. Мадонна . Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской Мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть. — Прим. „Вокруг света“ )».

2. Младенец Христос . По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

3. Сикст II . О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго — с 257 по 258 год — и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.

4. Руки Сикста . Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская Мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев — еще одна шестерка, зашифрованная в картине. Левая рука первосвященника прижата к груди — в знак преданности Деве Марии.

5. Папская тиара снята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь — геральдический символ рода Ровере.

6. Святая Варвара была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.

7. Облака . Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

8. Ангелы . Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие — символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.

9. Раскрытый занавес символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.

Пушкин заимствовал поэтическую формулу у старшего современника и обратил ее к земной женщине — Анне Керн. Впрочем, это перенесение относительно закономерно: Рафаэль, возможно, писал Мадонну с реального персонажа — собственной любовницы.

***

В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. В целом удача была на стороне папских войск, и североитальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика. В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана. Для папы Юлия II Пьяченца была чем-то большим, чем просто новой территорией: здесь находился монастырь Святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту.

Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Живописец был гностиком — приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений. Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота). До начала Второй мировой «Сикстинская Мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты. Так творение Рафаэля попало в СССР. В 1955 году «Сикстинская Мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

Сикстинская мадонна | Рафаэль Санти

О работе:

Это наиболее известная из картин Рафаэля, посвящённых теме Мадонны с младенцем. Одно время эта работа считалась самой знаменитой картиной в мире, — причём не только благодаря своей красоте, но и потому что король Фредерик Август III Саксонский купил её у церкви Сан-Сиксто, в Пьяченце, за огромные деньги. Случилось это в 1754 году. От названия церкви произошло и новое, известное теперь во всём мире, название картины — «Сикстинская мадонна», а прежде она называлась «Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой» (церковь, для которой была написана картина, обладала реликвиями, связанными с этими святыми).

Точные обстоятельства, при которых была заказана эта картина, нам не известны, а первое упоминание о ней, датированное 1550 годом, мы находим у Вазари в его «Жизни художников». Однако можно предположить, что папа Юлий II подарил эту картину церкви в благодарность за тот вклад, который внесла Пьяченца во время войны с Францией, в дни, когда захватчики оккупировали значительную часть Северной Италии. Французов изгнали из страны в 1512 году, а «Сикстинская мадонна», очевидно, была написана как раз между 1512 и 1514 годами, когда церковь святого Сикста, сильно пострадавшая во время войны, была вновь открыта после реконструкции.

Фигура Девы выглядит здесь величественнее, чем на других полотнах Рафаэля, посвящённых матери Иисуса. Это единственный случай, когда мадонна изображена художником в полный рост и почти в натуральную величину.

Справамы видим святую Варвару, изящно преклоняющую колени перед мадонной и младенцем. Однако, взгляд святой обращён вниз, на озорных ангелочков. Принято считать, что Варвара приняла мученическую смерть около 300 года, но скорее всего эта святая на самом деле не существовала.

Маленькие ангелочки вносят в картину нотку озорства и непринуждённости. Считается, что деревянный объект, на который опираются ангелочки, — это гроб Юлия II, чья тиара стоит в нижнем левом углу картины.

Коленопреклонённая фигура святого Сикста, благоговейно взирающего с края облака на небесный образ мадонны с младенцем. Сикст — один из первых римских епископов, принял мученическую смерть в 258 году.

Альтернативные названия картины:

  • Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой

В Дрездене рассказали об идее экспонирования «Сикстинской Мадонны»

https://ria.ru/20200306/1568224508.html

В Дрездене рассказали об идее экспонирования «Сикстинской Мадонны»

В Дрездене рассказали об идее экспонирования «Сикстинской Мадонны»

Реконструкция в здании Земпербау архитектурного комплекса Цвингер коснулась и экспозиции Дрезденской картинной галереи, в частности, экспонирования всемирно… РИА Новости, 06.03.2020

2020-03-06T03:35

2020-03-06T03:35

2020-03-06T03:35

дрезден

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn23. img.ria.ru/images/65793/80/657938027_0:285:2095:1463_1920x0_80_0_0_622a2bcd45e4204806302de2d028e338.jpg

БЕРЛИН, 6 мар — РИА Новости. Реконструкция в здании Земпербау архитектурного комплекса Цвингер коснулась и экспозиции Дрезденской картинной галереи, в частности, экспонирования всемирно известной картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, сообщили РИА Новости в профильной организации Государственные художественные собрания Дрездена, которая объединяет несколько всемирно известных музеев города.В конце февраля в Дрездене состоялось торжественное открытие после семилетней реконструкции здания Земпербау архитектурного комплекса Цвингер, в котором расположена Дрезденская картинная галерея старых мастеров. Во время реконструкции были усилены меры безопасности, здание было технически обновлено и модернизировано, установлены новая система освещения и климат-контроль. Многие картины и рамы были отреставрированы, а в залах проведена реэскпозиция. Среди всемирно известных работ Галереи старых мастеров — «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, «Дрезденский триптих» Яна ван Эйка, «Автопортрет с Саскией на коленях» и «Похищение Ганимеда» Рембрандта. «Новшеством (после реконструкции) стало расположение (художественных) школ и связанных с этим цветных настенных покрытий: итальянцы теперь представлены на красном (фоне), голландцы — на зеленом, французы и испанцы — на синем. Некоторые залы посвящены определенной тематике, как и зал, в которой представлена «Сикстинская Мадонна», который теперь целиком посвящен алтарной живописи. Новое тройное остекление с высоким индексом цветопередачи теперь обеспечивает естественное освещение в залах. Полностью переработанная концепция освещения с детальным акцентированным освещением заставляет шедевры сиять», — рассказала РИА Новости представитель Государственных художественных собраний Дрездена.По ее словам, помимо «Сикстинской Мадонны», посетителей ждет в обновленном Земпербау «единственное в своем роде путешествие по европейской истории искусства». Шедевры Джорджоне, Рембрандта, Беллотто остаются «ключевыми произведениями коллекции». Определяющим для новой экспозиции стало совместное экспонирование предметов живописи и скульптуры, в частности, коллекции мраморных античных скульптур и бюстов, а также бронзовых фигурок. По словам представителя организации, с 2013 года в музее прошли масштабные реставрационные работы, приуроченные к новому открытию здания Земпербау. В частности, восстановлены около 45 полотен, еще 162 картины отреставрированы «в меньшем объеме». Несколько работ, ранее находившихся в запасниках, после реставрации могут быть выставлены в галерее. Оригинальные рамы в стиле барокко также были обновлены — почти 310 единиц были реставрированы, сделаны заново 33 профессиональные копии. Кроме того, 140 рам были укреплены и остеклены.»Затраты на строительство и реконструкцию Земпербау составляют около 50 миллионов евро», — сообщили в Государственных художественных собраниях Дрездена.В организации добавили, что обновленное здание «располагает собственной концепцией безопасности», выработанной еще в ходе строительных работ. Она соответствует международным стандартам и согласована с рекомендациями земельного ведомства криминальной полиции ФРГ, а также с саксонским управлением по недвижимости и строительству.

https://ria.ru/20190325/1552073287.html

https://ria.ru/20120526/657966264.html

дрезден

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn24.img.ria.ru/images/65793/80/657938027_0:88:2095:1659_1920x0_80_0_0_6de56cd525c7865b5ca32b19d870746f.jpg

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian. ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

дрезден

БЕРЛИН, 6 мар — РИА Новости. Реконструкция в здании Земпербау архитектурного комплекса Цвингер коснулась и экспозиции Дрезденской картинной галереи, в частности, экспонирования всемирно известной картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, сообщили РИА Новости в профильной организации Государственные художественные собрания Дрездена, которая объединяет несколько всемирно известных музеев города.

В конце февраля в Дрездене состоялось торжественное открытие после семилетней реконструкции здания Земпербау архитектурного комплекса Цвингер, в котором расположена Дрезденская картинная галерея старых мастеров. Во время реконструкции были усилены меры безопасности, здание было технически обновлено и модернизировано, установлены новая система освещения и климат-контроль. Многие картины и рамы были отреставрированы, а в залах проведена реэскпозиция. Среди всемирно известных работ Галереи старых мастеров — «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, «Дрезденский триптих» Яна ван Эйка, «Автопортрет с Саскией на коленях» и «Похищение Ганимеда» Рембрандта.

25 марта 2019, 02:26КультураСтала известна цель акции с «лишним» экспонатом в Историческом музее

«Новшеством (после реконструкции) стало расположение (художественных) школ и связанных с этим цветных настенных покрытий: итальянцы теперь представлены на красном (фоне), голландцы — на зеленом, французы и испанцы — на синем. Некоторые залы посвящены определенной тематике, как и зал, в которой представлена «Сикстинская Мадонна», который теперь целиком посвящен алтарной живописи. Новое тройное остекление с высоким индексом цветопередачи теперь обеспечивает естественное освещение в залах. Полностью переработанная концепция освещения с детальным акцентированным освещением заставляет шедевры сиять», — рассказала РИА Новости представитель Государственных художественных собраний Дрездена.

По ее словам, помимо «Сикстинской Мадонны», посетителей ждет в обновленном Земпербау «единственное в своем роде путешествие по европейской истории искусства». Шедевры Джорджоне, Рембрандта, Беллотто остаются «ключевыми произведениями коллекции». Определяющим для новой экспозиции стало совместное экспонирование предметов живописи и скульптуры, в частности, коллекции мраморных античных скульптур и бюстов, а также бронзовых фигурок.

26 мая 2012, 10:34КультураПять историй о «Сикстинской Мадонне»В эти выходные Дрезденская картинная галерея открывает выставку, посвященную «дню рождения» одного из своих главных сокровищ — «Сикстинской Мадонны» Рафаэля. Уже пять столетий на этом полотне по белым облакам, словно с неба, спускается женщина в простой одежде и несет на руках младенца, а пара легкомысленных херувимов, облокотившись на раму поглядывает на них из нижнего края картины. «Сикстинская Мадонна» — символ эпохи Возрождения — за века, как и положено шедевру, успела обрасти своими тайнами — реальными и мнимыми.

По словам представителя организации, с 2013 года в музее прошли масштабные реставрационные работы, приуроченные к новому открытию здания Земпербау. В частности, восстановлены около 45 полотен, еще 162 картины отреставрированы «в меньшем объеме». Несколько работ, ранее находившихся в запасниках, после реставрации могут быть выставлены в галерее. Оригинальные рамы в стиле барокко также были обновлены — почти 310 единиц были реставрированы, сделаны заново 33 профессиональные копии. Кроме того, 140 рам были укреплены и остеклены.

«Затраты на строительство и реконструкцию Земпербау составляют около 50 миллионов евро», — сообщили в Государственных художественных собраниях Дрездена.

В организации добавили, что обновленное здание «располагает собственной концепцией безопасности», выработанной еще в ходе строительных работ. Она соответствует международным стандартам и согласована с рекомендациями земельного ведомства криминальной полиции ФРГ, а также с саксонским управлением по недвижимости и строительству.

Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»

Елена из Барнаула является нашим постоянным клиентом и не однажды заказывала на копии картин самых разных художников. На этот раз в Галерее № 30 мы написали для Елены копию картины Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна». Для Елены мы написали копию в размере 75 * 100 см в технике холст, масло.

Известен тот факт, что картина «Сикстинская мадонна» создавалась живописцем Рафаэлем Санти для церкви святого Сикста в Пьяченце. Ее оригинальный размер 270 * 201 см. Стоит вспомнить, что это одно из последних больших произведений художника. На картине художник изобразил деву Марию с младенцем Христом, справа и слева от девы Марии папа Сикст II и святая Варвара. Это одно из самых известных произведений великого живописца эпохи Возрождения. Оригинал полотна находится в Картинной галерее Старых мастеров в городе Дрезден. Тысячи людей ежегодно приезжают в город специально, чтобы увидеть этот шедевр. Ибо на этой картине, возможно, самое прекрасное из возможных изображение темы материнства.

Раскрытый занавес и ступающая по облакам мадонна с младенцем на руках. Это производит впечатление захватывающей силы. Встречающие мадонну святые Сикст и Варвара, ангелы — все образы лишь подчеркивают важность момента и приковывают взгляд к мадонне. Необычно, что в этой картине взгляд мадонны устремлен на зрителя, прямо на нас. Обычно, при изображении мадонны, у художников ее взгляд либо обращен на ребенка, либо она в раздумьях погружена в себя. Здесь же взгляд мадонны открыт.

Силуэт девы Марии на картине полон красоты и движения. Она легко ступает по облакам, и в то же время будто стоит на месте. Был ли для этого образа у художника реальный прототип? Об этом много говорят искусствоведы. Говорят, в чертах ее лица есть сходство с образом на одном из женских портретов Рафаэля — в картине «Дама в покрывале» — 1516. Хотя сам Рафаэль писал о том, что создавая образ совершенной женской красоты, он вспоминал множество красавиц, виденных им в жизни.

К образу Мадонны Рафаэль обращался в своем творчестве не однажды, пытаясь написать человеческий образ, приближенный к божеству, к вечному. Лицо Мадонны на этой картине воплотило огромную духовность христианского идеала.

Сикстинская Мадонна (картина) — Рафаэль Санти

“Сикстинская мадонна” — одно из прославленнейших произведений мирового искусства. Эта картина принадлежит к числу самых ярких поэтических образов, созданных художниками эпохи Возрождения. Картина является как бы итогом творчества великого художника того времени Рафаэля. История создания этого полотна до сих пор окутана тайной. Не сохранилось ни письменных свидетельств, ни эскизов. По официальной версии, картина Рафаэля была написана мастером для монастыря св. Сикста в Пьяченце, где и находилась до покупки ее Дрезденской галереей в 1754 году.
“Сикстинская мадонна” еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи. Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о “редчайшей и единственной в своем роде вещи”.
Известно также, что картина была полностью написана рукой Рафаэля, без помощи учеников, что было тогда редкостью.
Художник изобразил Марию во весь рост с младенцем Христом на руках. Мадонна спускается с небес к людям в сопровождении св. Варвары. Римский Папа Сикст II как бы вверяет человечество заступнице. Внизу, у самой рамы, два маленьких ангелочка смотрят на чудесное явление. За фигурой мадонны клубятся облака и сияет манящая даль. Я часто смотрю на репродукцию этой картины, потому что она висит на стене в нашем доме, но каждый раз композиция картины поражает меня своей величественностью и в то же время гениальной простотой. Подкупает меня и то, что в картине Рафаэля отсутствуют какие бы то ни было внешние эффекты, подчеркивающие величие сюжета, как, например, на полотне Леонардо да Винчи “Мадонна Литта” — фрагменты храма, горы, многозначительный взгляд младенца и т.д. Рафаэль, видимо, создал полотно, принципиально отличающееся не только от работ его предшественников, но и от своих собственных творений, написанных ранее.
По-моему, Рафаэль пошел по естественному пути любого настоящего художника. Он все более отождествлял красоту и совершенство божественного начала с человеческим. Это, на мой взгляд, придает особое обаяние “Сикстинской мадонне”. В картине все естественно и человечно, хотя перед нами богоматерь. Легко и плавно струятся складки одежд Марии, подчеркивая воздушность ее движения. Ее прекрасное в своей человеческой кротости и умилении лицо будит ответное светлое чувство, как при встрече с родным человеком.
Я с трудом принимаю общепринятое толкование образа, будто бы лицо Марии овеяно светлой печалью, предчувствием того, что она родила сына на страдания за человечество и т.д. Мне кажется, на людей с полотна Рафаэля смотрят мать человеческая и дитя человеческое. Через свет их лиц смотрящий на картину человек постигает божественное начало в мире. Потому что к возвышенному всегда нужно проделать путь, пролегающий через преграды. У меня и у икон возникают подобные чувства: если икона написана слишком схематично, она не вызывает во мне ответного чувства.
Приближение к человеческому нисколько не умалило религиозную идею “Сикстинской мадонны” Рафаэля, а лишь подчеркнуло гуманистическую глубину мысли художника.
Реалистические и гуманистические устремления таких художников эпохи Возрождения, как Рафаэль, разбили условную схему средневекового церковного изображения, придали мадонне с младенцем глубоко человеческий образ счастливого и здорового материнства, которое лишено всякого мистического ореола и полно чистой земной прелести. Поэтому в нашем доме, словно талисман добра и человечности, висит на стене моя любимая картина “Сикстинская мадонна».

Рафаэль Санти: «Сикстинская Мадонна»

Картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна» заслуженно считается одним из самых прекрасных творений европейской школы живописи. Её выразительность и проработанность отмечали наиболее строгие критики, а восхищённые отзывы оставляли Л. Толстой, Ф. Достоевский, И. Репин, А. Фет. Наша статья расскажет Вам об особенностях и символике изображении.

История работы «Сикстинская Мадонна» — описание картины

Полотно было создано в 1513-1514 гг. Автор картины «Сикстинская Мадонна», итальянский художник Рафаэль Санти написал его по заказу кардинала Ровере. В будущем этот церковный деятель занял должность Римского Папы, приняв имя Юлия II.

С личностью заказчика связана легенда о том, будто моделью для св. Сикста (глядящий на Иисуса мужчина справа от Небесной Царицы) стал сам кардинал, а коленопреклонённую св. Варвару срисовывали с его племянницы, Джулии Орсини. Однако подтверждений этой гипотезы не существует. Впрочем, живописец нашёл способ намекнуть на своих покровителей – узор из жёлудей на ризе праведника повторяет герб рода делла Ровере (в переводе с итальянского «rovere» значит «дуб»).

Об этом творении есть и другие предания – так, одно из них гласит, что у Папы шесть пальцев. Но достаточно присмотреться к изображению, чтобы убедиться в том, что это не более чем вымысел.

Необычно то, что картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна» написана не на доске, как большинство работ того времени, а на холсте. Возможно, это связано с масштабностью полотна — 265×196 см!

Композиция и значение картины

Как и многие другие произведения, которые создал Рафаэль Санти, «Сикстинская Мадонна» предназначалась для того, чтобы заменить окно в центре церковной апсиды.

Это объясняет нестандартное расположение фигур. А перед картиной должен был находиться крест – именно на него указывает св. Сикст, предрекая грядущее Распятие.

Впечатление от полотна усиливается из-за тщательной проработки лика Спасителя, его очевидного сходства с внешностью Девы Марии. Внимание к деталям подчёркивает нарочито простой занавес, обрамляющий показанную сцену.

Описание картины «Сикстинская Мадонна» было бы неполным без упоминания трогательных ангелочков в самом низу произведения. Они снижают пафос изображения, выводя на передний план простую и понятную эмоцию – тревогу матери о сыне. Лики святых и серафимов видны и за спиной Богородицы – мастер придал им сходство с облаками. Такой приём усиливает значимость всего происходящего.

 

А наш интернет-магазин «Янтарь Полесья» поможет Вам приобрести копию шедевра, выполненную из натуральных солнечных самоцветов! Мастер воспроизвёл все детали изображения, а сияние драгоценных камней придало ему уникальный колорит.

Сикстинская Мадонна Рафаэля

Сикстинская Мадонна
Художник Рафаэль
Год 1513–1514
Среднее Холст, масло
Расположение Gemäldegalerie Alte Meister в Дрездене, Германия
Габаритные размеры104 дюйма × 77 дюймов
265 см × 196 см

Сикстинская Мадонна — это картина маслом, изображающая Деву Марию с младенцем Христом на руках.Ее лицо, когда она смотрит на него, кажется взволнованным, как и на изображении распятия. Под ней два херувима, опираясь на локти, смотрят на Деву-Мать. Мария, окруженная доброжелательными святыми Сикстом и Варварой, стоит на облаках перед многочисленными скрытыми херувимами.

Рафаэль

Сикстинская Мадонна была создана Рафаэлем Санцио да Урбино всего за несколько лет до смерти художника в c. 1514. Это была последняя картина, написанная им собственноручно для бенедиктинских монахов монастыря Сан-Систо Пьяченца.Это был прямой запрос монахов, чтобы на картине были изображены оба вышеупомянутых Святых с Девой Марией. По завершении этого великолепного произведения искусства оно было повешено возле алтаря преподобного. Говорят, что, когда Антонио да Корреджо впервые увидел картину, он был тронут до слез, как и многие другие с момента ее завершения.

Сикстинская Мадонна переезжает в Германию

В 1754 году Сикстинская Мадонна была приобретена королем Польши; Августа III и был переведен в Дрезден, Германия, где вновь получил признание.Написано, что король Польши был настолько тронут изображением, что сдвинул свой трон, чтобы лучше показать шедевр людям. Это подогрело страсти немцев и создало своего рода разделение по поводу того, было ли произведение на самом деле искусством или религией.

Другой ход


Во время Второй мировой войны возникла необходимость перевезти картину в Швейцарию, пока в 1946 году ее не забрали русские, которые в 1955 году вернули ее Германии в качестве акта объединения усилий с немецким народом.После возвращения картины в Германию она была отреставрирована и выставлена ​​в Немецкой художественной галерее, где ее разрекламировали как самую известную картину из всех.

Сикстинская Мадонна | artble.com

  • Сикстинская Мадонна

    Рафаэль

  • Сикстинская Мадонна

    Рафаэль

  • Сикстинская Мадонна

    Рафаэль

  • Сикстинская Мадонна

    Рафаэль

По заказу Папы Римского , Сикстинская Мадонна — одна из самых узнаваемых картин в мире.Захватывающие воображение публики с момента его создания, два херувима в нижней части алтаря, которые сидят в качестве наблюдателей, смотрят вверх на Мадонну и младенца Христа, спускающихся с небес.

Помимо двух херувимов, на большой алтарной картине Рафаэля изображены еще четыре небесных существа. Слева от зрителя — мученик Папа Сикст II. Он смотрит вверх на Святую Мать и Младенца и указывает невидимой аудитории, как бы говоря: «посмотрите на тех, кто пришел поклониться вам и Святому Младенцу» , его рука выглядит почти вытянутой из рама картины.

Если внимательно присмотреться к правой руке папы, можно увидеть, что у него пять пальцев и большой палец. Причина этого явления остается неизвестной, а существование (запланированное или незапланированное) является предметом оспаривания. Папа Митра Папы Сикста покоится внизу рядом с тем местом, где сидят херувимы — вероятно, он был удален, чтобы отдать дань уважения Святой Матери.

Справа от Мадонны с младенцем Иисусом — покровительница артиллеристов, стрелков и всех тех, кто рискует жизнью в работе — Святая Варвара.В отличие от херувимов и Папы Сикста II, она смотрит не на Святую Мать, а на херувимов. На протяжении веков ученым-искусствоведам было трудно постичь этот загадочный вид; он состоит из общего тона грусти, но с намеком на улыбку. На заднем плане за занавеской возле Святой Варвары скрывается башня, которая представляет собой ее заточение (в башне), поскольку она была заперта за свою веру в христианство в противовес своему отцу.

Считается, что эта картина была написана для Богоявления, которое обычно включает трех царей Востока, но вместо этого мы видим Марию и Христа, парящих на облаках.В своем традиционном красно-синем платье Мария держит младенца Христа, глядя на невидимую публику, на которую указывает Папа Сикст II. Головы матери и ребенка соприкасаются, когда они смотрят на эту толпу с Марией, держащей Христа, прижатой к ней и закутанной вуалью своего многослойного платья. На их лицах отсутствует выражение (или, по крайней мере, какое-либо различимое выражение), когда они смотрят и смотрят в глаза зрителю. У Святой Матери, Младенца Христа, Папы Сикста II и Святой Варвары есть нимбы над головами, но они едва видны из-за многих лет увядания.

Сикстинская Мадонна написана с иллюзией нахождения на сцене. Эта стадия кажется видимой с доски, на которой покоятся херувимы, а также с занавески и прута, обрамляющих картину. Занавески открыты для показа Пресвятой Богородицы и Младенца Христа для публики, поскольку Папа Сикст II представляет Мадонну всем, кто пришел увидеть ее.

Углубленный взгляд на Сикстинскую Мадонну Рафаэля

Правильное историко-художественное название картины — Мадонна на облаках с СС.Сикст и Варвара . Это одно из тех названий, которые требуют сокращения, поэтому все называют его Sistine Madonna .

Картина была заказана в 1512 году папой Юлием II в честь его покойного дяди, папы Сикста IV. Его пунктом назначения была бенедиктинская базилика Сан-Систо в Пьяченце, церковь, с которой семья Ровере имела давние отношения.

Мадонна

У модели довольно предыстория. Предполагается, что это Маргарита Лути (итальянец, ок.1495-?), Дочь римского пекаря по имени Франческо. Считается, что Маргарита была любовницей Рафаэля последние двенадцать лет его жизни, с какого-то момента в 1508 году до его смерти в 1520 году.

Имейте в виду, что между Рафаэлем и Маргаритой нет бумажного следа или соглашения о палимоне. Однако их отношения, похоже, были секретом полишинеля, и есть свидетельства того, что паре было очень комфортно друг с другом. Маргарита присутствовала как минимум на 10 картинах, шесть из которых были Мадоннами.Однако это последняя картина, Ла Форнарина (1520), на которой висит претензия «хозяйка». На нем она обнажена до пояса (за исключением шляпы), а вокруг ее левого плеча висит лента с именем Рафаэля.

Ла Форнарина подверглась реставрации в 2000 году, и, естественно, ей сделали серию рентгеновских снимков, прежде чем можно было рекомендовать курс действий. Эти рентгеновские снимки показали, что Маргарита изначально была изображена с большим квадратным рубиновым кольцом на ее левом безымянном пальце, а фон был заполнен ветвями мирта и айвы.Это две чрезвычайно важные детали. Кольцо необычно, потому что оно могло быть обручальным или обручальным кольцом невесты или будущей невесты очень богатого человека, а мирт и айва были священными для греческой богини Венеры; они символизировали любовь, эротическое желание, плодородие и верность. Эти детали были скрыты в течение почти 500 лет и наспех закрашены после смерти Рафаэля (или вскоре после нее).

Будь или не Margherita была любовницей, жених, или тайна жена Рафаэля, она была, несомненно, красиво и вдохновенно обращение с ней нежные подобию в каждой картине, для которого она позировала.

Самые узнаваемые фигуры

Два херувима внизу часто копировались одни, без остальной части Сикстинской Мадонны, с начала 19-го века. Они были напечатаны на всем: от образцов для вышивки до консервных банок, зонтиков и туалетной бумаги. Вероятно, есть сотни тысяч людей, которые узнают их, но не знают о большей картине, с которой они произошли.

Взгляд на Сикстинскую Мадонну

Сикстинская Мадонна , или, по ее собственному имени, Мадонна, стоящая на облаках с СС.Сикст и Варвара , картина Рафаэля, законченная в 1514 году. Это прекрасное произведение, изображающее Марию с младенцем Иисуса, двух святых Сикста и Варвары и двух херувимов внизу, смотрящих на Марию. Вот кусок:

Меня привлекла эта работа после поиска предметов искусства эпохи Возрождения и нахождения изображения двух путти, херувимов. Я нашел их фотографию красивой, поэтому при дальнейшем поиске я смог найти Сикстинскую Мадонну . В целом, на мой необразованный глаз, это замечательное произведение, в котором хорошо используется освещение для создания трехмерного эффекта внутри картины.Тени правильные, а важные области детали освещены, чтобы их было легко увидеть и оценить. Мне очень нравится эта картина.

Сикстинская Мадонна была заказана Папой Юлием II в 1512 году. Юлий заказал эту картину, чтобы почтить память его дяди Папы Сикста IV. Первоначально он висел в бенедиктинской базилике Сан-Систо в Пьяченце. После продажи в Польшу он был взят Гитлером, а затем Сталиным, пока не был возвращен Германии, где сегодня его можно увидеть в Галерее старых мастеров в Дрездене.

Это произведение является примером переосмысления Рима и гуманистического толчка эпохи Возрождения. Хотя это произведение не было расписано для размещения в Риме, поскольку в то время оно было напрямую заказано Папой, это явный пример интереса Рима к развитию искусства. Папы примерно в это время видели интерес к искусству как положительный способ привлечь людей в город, одновременно продвигая религиозные сцены для людей. Другой пример — потолок Сикстинской капеллы Микеланджело, также заказанный Юлием II. Сикстинская Мадонна также олицетворяет гуманизм, существовавший в то время. Гуманисты верили в развитие интеллекта людей, а также в красоту человеческого тела. Художники-гуманисты старались рисовать людей как можно точнее, показывая естественную красоту человеческого тела. Большинство гуманистических изображений изображают людей в обнаженном виде, но я считаю, что внимание к деталям в этой работе позволяет включить ее также в гуманистическую работу. Взгляд на некоторые другие картины Рафаэля покажет, что он действительно художник-гуманист.

цитируемых работ

Эсаак, Шелли. «Сикстинская Мадонна — глубокий взгляд на живопись Рафаэля». About.com История искусства. About.com, 2014. Интернет. 13 июня 2014 г. .

«Готовые Ангелы Рафаэля». Топальский изобразительное искусство. Топальский изобразительное искусство, 30 октября 2012 г. Web. 13 июня 2014 г. .

Запелла, Кристина. «Потолок Сикстинской капеллы Микеланджело». Интеллектуальная история . Khan Academy, 2014. Интернет. 13 июня 2014 г. .

Как это:

Нравится Загрузка …

Сикстинская Мадонна Рафаэля

Одной из последних Мадонн, написанных Рафаэлем, была «Сикстинская Мадонна» около 1514 года.

Сикстинская Мадонна была заказана Папой Юлием II в 1512 году для Сан-Систо-Пьяченца, римско-католической церкви в Пьяченце, Италия.Он много лет занимал свое место в качестве запрестольного образа в церкви, прежде чем в 1754 году был продан бенедиктинцами тогдашнему польскому королю Августу III за двенадцать тысяч цеккини или около 110 тысяч франков, что было значительной суммой.

Картина была доставлена ​​в Дрезден, Германия, где ее известность резко возросла. Судя по всему, король Август III сдвинул свой трон, чтобы лучше рассмотреть картину, поскольку она считалась чрезвычайно религиозной.Спустя годы стало популярной легендой о том, что сама картина может вызывать у зрителей религиозный экстаз.

Некоторые даже считали, что Рафаэль получил божественное послание или видение, в котором ему велели написать этот шедевр, что сделало его важной картиной немецкого Возрождения 1800-х годов (см. Картины Альбрехта Дюрера). Сикстинская Мадонна оказала влияние даже на таких значительных фигур, как Достоевский, Нейтше, Гете и Вагнер.

Эта картина маслом на холсте огромных размеров — 265 см на 196 см.Рафаэль изображает фигуру Мадонны, держащую Младенца Христа, женскую фигуру — святую Варвару, а мужчину — святого Сикста.

На заднем плане среди облаков много нечетких лиц херувимов, а внизу видны два херувима. Эти херувимы на самом деле довольно известны, поскольку их часто изображают сами по себе. Очевидно, вдохновленные детьми, которых знал Рафаэль, их можно найти на оберточной бумаге, открытках и марках. К счастью, картину спасли во время бомбардировки Дрездена во время Второй мировой войны.

После этого он пробыл некоторое время в Москве, но после смерти Иосифа Сталина его вернули в Германию. Приобретение картины Советским Союзом было предметом разногласий между двумя странами, поэтому картина была возвращена, чтобы ослабить эту борьбу. Сегодня «Сикстинская Мадонна» Рафаэля является частью коллекции Gemaldegalerie Alte Meister в Дрездене. Она считается одной из самых известных картин в коллекции и достопримечательностью, которую стоит увидеть.

Рафаэль был известным итальянским художником и архитектором, а также одним из лидеров итальянского Высокого Возрождения. Находясь под сильным влиянием Леонардо да Винчи, Микеланджело и фра Бартоломео, Рафаэль смог создать свой собственный художественный стиль.

Он скончался в молодом возрасте тридцати семи лет, но, тем не менее, сделал успешную карьеру и оставил значительное наследие. Хотя он, возможно, наиболее известен своими работами, выполненными для Ватикана, серии Мадонн, которые он нарисовал, также очень примечательны.

Сикстинская Мадонна, 1513 — Рафаэль

Сикстинская Мадонна, также называемая Мадонной ди Сан-Систо, — это картина маслом итальянского художника Рафаэля Санцио. Алтарь был заказан в 1512 году Папой Юлием II для церкви Сан-Систо, Пьяченца. Полотно стало одной из последних Мадонн, написанных художником. Джорджио Вазари назвал его «поистине редкой и неординарной работой».

Перенесенная в Дрезден в 1754 году, известная картина имела особое влияние в Германии.После Второй мировой войны его на десять лет перевели в Москву, а затем вернули в Германию. Сейчас это шедевр Старой галереи драгоценных камней.

Картина маслом, размеры 265 х 196 см. На картине Мадонна, держащая Младенца Христа и окруженная святыми Сикстом и святой Варварой, стоит на облаках перед десятками темных херувимов, в то время как два характерных крылатых херувима покоятся на локтях под ней.

Пигментный анализ шедевра Рафаэля обнаруживает обычные пигменты эпохи Возрождения, такие как малахит, смешанный с арипиментом, в зеленой драпировке поверх картины, натуральный ультрамарин, смешанный со свинцовым белым, в синем одеянии Мадонны и смесь свинца и олова. -желтый, ярко-красный и белый свинец в желтом рукаве Святой Варвары.

Картина была заказана Папой Юлием II в честь его покойного дяди, Папы Сикста IV, в качестве запрестольного образа для церкви базилики бенедиктинского монастыря Сан-Систо в Пьяченце, с которой семья Ровере поддерживала давние отношения. Комиссия потребовала, чтобы на картине были изображены святые Сикст и Варвара. Легенда гласит, что когда Антонио да Корреджо впервые увидел это произведение, он был вдохновлен криком: «А еще я, я художник!»

В 1754 году Польский Август III купил картину за 110 000–120 000 франков, после чего она была перенесена в Дрезден и приобрела новую известность; это должно было оставаться самой высокой платой за любую картину на протяжении многих десятилетий.В 2001 году в книге «Невидимый шедевр» Ханс Белтинг и Хелен Аткинс описывают влияние, которое картина оказала на Германию:

Если рассказы верны, картина сразу же приобрела известность, поскольку говорят, что Август сдвинул свой трон, чтобы лучше отобразить его. Сикстинская Мадонна была особенно отмечена Иоганном Иоахимом Винкельманом в его популярной и влиятельной Geschichte der Kunst des Alterthums (1764), которая прочно позиционировала картину в общественном мнении и в центре дискуссии об относительной известности ее классических и христианских элементов.Поочередно изображая Рафаэля как «набожного христианина» и «божественного язычника» (с его явно непротестантской Марией, которая с такой же легкостью могла бы быть Юноной), немцы неявно связали образ в свою собственную легенду «Сон Рафаэля» . » Возникшая в последние десятилетия XVIII века легенда, которая вошла в ряд рассказов и даже пьес, представляет Рафаэля как получившего небесное видение, которое позволило ему представить свою божественную Мадонну. Утверждается, что картина взволновала многих зрителей, и что при виде полотна некоторые были погружены в состояние религиозного экстаза, сродни синдрому Стендаля (включая одного из пациентов Фрейда).Эта почти чудодейственная сила картины сделала ее иконой немецкого романтизма XIX века. Картина оказала влияние на Гете, Вагнера и Ницше. По словам Достоевского, картина была «величайшим откровением человеческого духа». В 1855 году в здании, спроектированном Готфридом Земпером, открылся «Neues Königliches Museum» (Новый Королевский музей), а Сикстинской Мадонне была предоставлена ​​отдельная комната.

Это часть статьи в Википедии, используемой в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 Непортированная лицензия (CC-BY-SA). Полный текст статьи здесь →


Подробнее …

Исторический блог »Архив блога» Сикстинской Мадонне Рафаэля исполняется 500 лет

Сикстинской Мадонне , культовой Мадонне со святыми и херувимами, которая является последней картиной Рафаэля, законченной собственноручно перед преждевременной смертью, в этом году исполняется 500 лет. Gemäldegalerie Alte Meister (Картинная галерея старых мастеров) в Дрездене, гордый владелец шедевра, устраивает новую крупную выставку в честь пятисотлетия.В честь особого случая картина была переработана в позолоченном храме с видоизмененными коринфскими колоннами и огромным карнизом.

В 1512 году Папа Юлий II поручил Рафаэлю создать алтарь Девы Марии и Младенца Христа для недавно построенного бенедиктинского монастыря Сан-Систо в Пьяченце. Понтифик потребовал, чтобы на картине были изображены Святой Сикст в память о его дяде Папе Сиксту IV и Святая Варвара, одна из Четырнадцати Святых Помощников, чьи способности заступничества считаются особенно острыми.Рафаэль закончил картину около 1513 или 1514 года. Он умер в 1520 году, и хотя он проектировал и работал над другими Мадоннами и картинами за шесть или семь прошедших лет, его помощники сделали большую часть работы.

Картина хранилась над алтарем в малоизвестном монастыре до 1754 года, когда Август III, отсутствующий король Польши и курфюрст Саксонии, не купил ее у бенедиктинцев за 110 000–120 000 франков. Август III, как и его отец и дед до него, был заядлым коллекционером произведений искусства.Они создали коллекцию картин старых мастеров мирового уровня, в которой Сикстинская Мадонна стала жемчужиной в короне. Легенда гласит, что Август сдвинул свой трон, чтобы картина могла лучше всего освещаться в комнате, но вся коллекция была перенесена из Дрезденского замка в более просторный Stallgebäude (здание конюшни курфюрстов) по соседству в 1747 году; таким образом, либо Август хотел побыть наедине с Рафаэлем в тронном зале на некоторое время, либо эта история недостоверна.

Единственный Рафаэль в Германии, Сикстинская Мадонна , сразу произвел фурор.Несмотря на то, что протестантская Саксония была обеспокоена недавним папистским происхождением и общими католическими образами, картина охватывает классицизм (Мадонна с таким же успехом может быть Юноной, а композиция следует древнему принципу sectio aurea или золотому сечению) и его осознанное представление как произведение искусства (см. зеленые занавески в верхних углах и херувимов внизу, которые опираются на балюстраду, во многом напоминающую алтарь, для украшения которого был создан алтарь) сделало его фаворитом среди начинающих романтиков и классиков одинаково.Гете написал об этом песню; Вагнер специально ездил в Дрезден, чтобы увидеть его; Альфред Ретель сказал: «Я не променяю на королевство тот восторг, который я испытал, стоя перед этой картиной», и это было до того, как он сошёл с ума.

Когда в 1938 году надвигалась война, Gemäldegalerie Alte Meister закрыла магазин и вывезла свою коллекцию в безопасное подземное хранилище в Швейцарии. Таким образом, Рафаэль пережил бомбардировку Дрездена, которая настолько сильно повредила галерею, что она не была полностью реконструирована до 1960 года.Он пережил и советскую армию, которая, по сообщениям собственной прессы, «спасла» драгоценную картину из затопленной пещеры. Фактически, складское помещение было полностью функциональным и с климат-контролем; Советы просто чувствовали себя вправе требовать любые и все сокровища врага в качестве платы за все свое культурное наследие, разграбленное нацистами (подробнее по этому поводу см. в этой прекрасной статье).

В 1955 году, через два года после смерти Сталина, Советский Союз решил вернуть Германии Сикстинскую Мадонну в качестве жеста доброй воли для укрепления отношений между странами.Драгоценный камень в короне снова был выставлен в Gemäldegalerie Alte Meister.

Выставка, посвященная 500-летию, открылась в субботу, 26 мая, и продлится до 26 августа. Она охватывает пеструю историю картины в четырех разделах: Рафаэль в Риме — исследование контекста, в котором Рафаэль написал картину; Приобретение Августа III и переезд из Пьяченцы в Дрезден; влияние Сикстинской Мадонны на искусство, литературу, музыку и дизайн; и, наконец, возня через богатую раздельную жизнь двух маленьких херувимов внизу, которые впервые были скопированы сами по себе в 1800 году и с тех пор были на всем, от плакатов до подставок и футболок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *