Почему мужчины не носят юбки?
Одежду теперь не делят на мужскую и женскую — в чем же тогда проблема?
Мария Рычкова
Теги:
новая мужественность
Getty Images
В 1977 году после выхода на экраны «Энни Холл» Вуди Аллена девушки принялись подражать умной и независимой Дайан Китон в широких брюках, рубашке, пиджаке с мужского плеча и при галстуке. Почему же тогда, несколько лет спустя в 1983, посмотрев «Тутси» Сидни Поллака, мужчины не начали носить платья? Так уж сложилось, что одежда обладает социальными маркерами: вплоть до начала XXI века считалось, что строгий костюм — признак силы, а юбка — слабости и уязвимости. В последние годы со всех сторон транслируется идеи гендерного равноправия, женщины продолжают активно отстаивать свои права — многие мужчины их в этом поддерживают, но юбок все равно не надевают. И зря.
В западной культуре мужчинам еще недавно предназначалась более практичная одежда, женщинам — более декоративная.
К чему весь этот разговор? К тому, что в эпоху, когда большинство мужчин ездят не на конях, а на машинах, а женщины могут служить в армии, дифференциация фасонов одежды на сугубо женские и сугубо мужские выглядит архаично. Женщина в брюках — норма, и было бы, как минимум честно, если бы мужчина в юбке тоже перестал казаться экстраординарным явлением.
Но чтобы разрушить стереотип нужно время. Процесс движется медленно, и начало ему было положено не вчера, а в разгар сексуальной революции, то есть в 1960-е. Тогда молодежь выступала за свободу всего подряд — и за свободу одеваться, как хочется, тоже. В 1970-е за стереотип о «правильной» мужской одежде взялся и Дэвид Боуи. Помните обложку альбома Man Who Sold The World, на которой этот самый Man изображен в платье? Потом музыкант снялся в платье и для Daily Mirror — в репортаже Боуи показывал свой дом и складывалось впечатление, что именно так он каждый день по дому и ходит.
Игги Поп говорил, что одеваться в женское не стыдно просто потому, что «не стыдно быть женщиной». Самопровозглашенной феминист Курт Кобейн был с ним согласен. В 1990-е он таскал платья у Кортни Лав и открыто заявлял, зачем он это делает: музыкант называл женщин «единственным будущим рок-н-ролла» (в его исполнении это высшая похвала), и ему хватало мужества не стесняться собственного желания быть на них похожим. В 1993 Курт снялся для обложки журнала The Face в девчачьем платье в цветок, с густо подведенными глазами и красным лаком на ногтях. В девяностых все вышеописанные выходки попадали в категорию «эпатаж» — но ведь и короткие стрижки на женщинах в свое время эпатировали.
В нулевые главным мужчиной в юбке был Марк Джейкобс. Смог ли он продвинуть общество вперед на пути к избавлению от предрассудков, сказать сложно, но в рамках своей репутации у Марка все получилось — Джейкобсу в юбке или платье уже никто не удивляется.
Сейчас ту же самую работу проделывает сын Уилла Смита Джейден. Он частенько появляется на людях в юбке и даже снялся в ней в рекламной кампании женской коллекции Louis Vuitton. Смит говорит, что ему так просто нравится. Юбка на мужчине не указывает ровным счетом ни на что — ни на степень его мужественности, ни на его сексуальную ориентацию, ни на социальный статус. А вот на широту взглядов указывает. «Если я надену юбку сейчас, то лет через пять маленький мальчуган, пришедший так в школу, не получит подзатыльник. Никому не будет дела до того, во что он одет», — объясняет Смит. Еще один пример — Джаред Лето: он в свое время не вылезал из брюк с чем-то наподобие длинной баски. Однажды он опубликовал свое фото в них с подписью Real Men Wear Skirts — что он имел в виду, объяснять не надо.
Дизайнеры этот посыл поддерживают и все чаще одевают мужчин в юбки. В списке прогрессивных такие бренды, как Rick Owens, Thom Browne, J.W. Anderson, Givenchy (при Риккардо Тиши), Alexander McQueen и Gucci, работы Чарльза Джефри и Джона Гальяно в Maison Margiela — и это одежда не для подиума, а для реальной жизни.
В конце концов, юбка — очень удобная вещь. И то, что она недоступна мужчинам, жутко несправедливо. Этим летом модный обозреватель The Economist Люк Литч опубликовал ироничный материал об официальном дресс-коде, который предписывает мужчинам носить брюки, хотя в жару это настоящая пытка. Однажды Люк явился на деловую встречу с коллегой в шортах — та его пристыдила. О юбках в официальном дресс-коде ни слова — так почему бы не носить их?
За год до этого (летом 2017) водители автобусов из французского города Нант наглядно проиллюстрировали то, о чем пишет Люк. Устав их транспортной компании строго-настрого запрещал выходить на работу в шортах, даже если машина не оборудована кондиционером, а за окном пекло. В знак протеста водители надели юбки. Руководство посчитало поступок эксцентричным, испугалось пересудов и все-таки позволило сотрудникам носить шорты.
Начать эксперименты с непривычной одеждой можно с малого — в магазинах (даже в масс-маркете вроде Zara) есть мужские туники, удлиненные рубашки и свитеры, встречаются и брюки с басками — вроде тех, что носил Джаред Лето. Попробуйте надеть что-то подобное, скажем, на отдыхе, — и решите, комфортно вам или нет. Понятно, шаг непростой, потому что стереотип «юбка — для девочек, брюки — для мальчиков» привили нам еще в детстве. Но мир и правда меняется: некоторые европейские школы (например, лондонская Highgate) вводят гендерно-нейтральную форму для учеников. Пока это капля в море, но кто знает, что будет через 10-20 лет. Остается только процитировать художницу-феменистку Дженни Хольцер — Raise boys and girls the same way («Растите мальчиков и девочек одинаково»).
Могут ли мужчины носить юбки? Конечно, да. История мужских юбок
T
МОДА•ИСТОРИЯ
ТЕКСТ: ЯНА ЛУКИНА
22 июля олимпийская чемпионка в танцах на льду Татьяна Навка заявила, что мужчинам не место в художественной гимнастике, а затем, пытаясь объясниться, что мужчина не должен надевать юбку и «должен оставаться в мужском облике». Это высказывание вызвало бурные дискуссии в СМИ и в спортивной среде, которые длятся до сих пор. Многие модные дизайнеры и знаменитости тоже поспорили бы с Навкой — например, Сара Бертон из Alexander McQueen, за день до высказывания Навки представившая версию легендарного Oyster dress в мужской коллекции дома. И она не единственная, кто считает: во-первых, это красиво.
Это сегодня ни юбкой, ни платьем в мужских коллекциях никого не удивишь, а вот в 80-х, когда Жан-Поль Готье нарядил манекенщиков в свою версию килта, разразился настоящий скандал. Кутюрье тут же заподозрили в покушении на самое, очевидно, святое — мужественность! Но француз лишь отмахнулся: «Юбка не делает тебя менее мужественным. Одежда вообще никак не связана с мужественностью — мужественность идет изнутри. Мужчины и женщины могут носить одно и то же — и при этом оставаться мужчинами и женщинами». Как в воду глядел.
Статуя, человек в юбке каунакес, Месопотамия, 2400 до н.э.
Статуя, принц Лагаша, 2600–2340 до н.э.
Незадолго до премьеры коллекции The Birds, основанной на творчестве Хичкока, Александр Маккуин познакомился с Мистером Перлом — корсетных дел мастером и по совместительству обладателем тончайшей талии. Последняя так поразила Ли, что тот попросил нового знакомого поучаствовать в шоу. И не упустил возможность одеть его в пугающе узкую юбку. Спустя десяток лет Маккуин и сам начнет носить юбки. Правда, не узкие: шотландцу больше по душе придется килт.
Alexander McQueen, весна-лето 1995
Греческий костюм,
19 век, юбка фрустанелла
Dries Van Noten, осень-зима 1999
Walter Van Beirendonck, осень-зима 1999
Под занавес девяностых бельгиец Вальтер ван Бейрендонк вывел на подиум мужские мини-юбки, надетые поверх «колготок» из латекса. «Я работаю, совершенно не задумываясь, создаю ли я для мужчин или женщин, — скажет однажды дизайнер, для которого «ронять гендер» станет одной из определяющих фишек. — Ничего общего с кроссдрессингом — просто я вижу полы равными». Кстати, именно у Вальтера некогда трудился интерном британец Крейг Грин, тоже не чурающийся юбок в своих коллекциях.
Еще один участник «антверпенской шестерки» и известный gender bender, Дрис ван Нотен, в том же году призвал клиентов обратить внимание на плиссе; носить юбку предполагалось поверх джинсов.
Викторианская интерпретация национального костюма норманнов, 1000–1100
Иллюстрация «Англичанин в юбке», 1325–1335
В нью-йоркском музее Метрополитен открывается выставка Bravehearts: Men in Skirts — расширенная версия устроенной двумя годами ранее в Victoria and Albert Museum экспозиции. В спонсорах ожидаемо значится Жан-Поль Готье, среди экспонатов — творения Руди Гернрайха, Йоджи Ямамото и Вивьен Вествуд.
В похвалу мужчинам в юбках: Jean Paul Gaultier, 1985
Эди Слиман, тогда еще креативный директор Dior Homme, одевает вверенных ему моделей в низко сидящие на бедрах юбки в пол. Их юноши носят с вполне себе конвенциональными для мужского гардероба вещами: кожаными куртками, джинсовками, кедами.
Dior Homme, осень-зима 2004
В финале показа Марк Джейкобс выходит к гостям в юбке Comme des Garçons (на самом деле — изящно замаскированных шортах) — и с этого момента последовательно нормализует понятие «мужчина в юбке», надевая то килты, то юбки-карандаш. Помимо Comme des Garçons, сердце дизайнера отдано Prada.
H&M включает в лукбук мужской коллекции юбку, что, разумеется, оборачивается многочисленными спорами на просторах сети: одни называют решение шведского ретейлера «провалом», другие, напротив, салютуют марке. Конкурентная Zara рискнет выступить подобным образом только восемью годами позже.
Албанцы из высшего общества, 1850–1900
Рик Оуэнс сообщает миру, что придумал костюм-четверку: пиджак, топ, туника и — да-да — юбка. Кюлоты, которые легко могли бы сойти за юбку, становятся главным героем коллекции Йоджи Ямамото. Силами Рикардо Тиши, переосмысляющего гавайскую пау, юбки приходят в Givenchy. И все это — в течение пары дней на неделе мужской моды в Париже.
А еще на гастроли с промотуром альбома Watch the Throne отправляется Канье Уэст. На нем — кожаный килт авторства все того же Рикардо Тиши. Кое-кто из коллег глумится над рэпером, утверждая, что хип-хоп и юбки несовместимы; а после того, как Лорд Джеймар посвятит луку несколько нелицеприятных строк, Канье даже попробует изъять часть своих фотографий в килте у фотобанка Getty Images. Впрочем, хейтеры у певца были, есть и будут, а вот второй такой эффектный наряд — едва ли. Сам Уэст спустя несколько лет после окончания тура скажет, что именно благодаря килту стал частью мира моды.
Rick Owens, весна-лето 2012
Yohji Yamamoto, весна-лето 2012
Канье Уэст в туре Watch The Throne
Givenchy, весна-лето 2012
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Jaden Smith (@c.syresmith)
Louis Vuitton снимает в рекламной кампании Джейдена Смита, одетого в юбку из женской коллекции модного дома. Поклонники актера и музыканта вряд ли сильно удивились: платья и юбки он носит и в повседневной жизни, утверждая, что таким образом борется с буллингом.
Одним из самых тщательно одетых гостей Бала Института костюма (тема — Rei Kawakubo/Comme des Garçons: Art of the In-Between) окажется актер Мэттью Риз в черном килте Abraham Moon. Кроме того, в плиссе поверх брюк будет позировать фотографам Алессандро Микеле.
В июне того же года Том Браун привезет в Париж мужскую коллекцию с юбками на любой вкус. И пообещает, что все без исключения вещи поступят в продажу — пусть даже, по его мнению, покупателям понадобится определенная смелость, чтобы их носить.
Мэттью Риз в черном килте Abraham Moon на MET Gala 2017
Thom Browne, весна-лето 2018
Охранник дворца, Фиджи
Королевская Тонганская Свадьба
Японец Джун Такахаси показывает на Pitti Uomo плиссированные юбки в пол — белые, серые, в клетку.
Undercover, осень-зима 2018
Thom Browne, осень-зима 2019
Iceberg, осень-зима 2019
Louis Vuitton, осень-зима 2019
Первые же показы года вновь поднимают вопрос о возможности включения юбок в повседневный мужской гардероб. На сей раз среди самых ярых заступников — Верджил Абло, по примеру Такахаси показавший длинные плиссе для Louis Vuitton, а также Art School и Iceberg, у которых юбки едва достигают колена. Несмотря на то, что за тридцать лет усилий фэшн-индустрии юбка на мужчине все еще не общепринятая норма, старания не прошли совсем уж даром: многократно появляясь на подиуме и за его пределами, она давно утратила шок-фактор, из-за которого в 1984 году пресса накинулась на Готье. Сегодня килтом в коллекции уже мало кого удивишь, а тем более — смутишь. А значит, день, когда юбки наконец перестанут нести на себе гендерную нагрузку, все ближе.
Билли Портер в Сhristian Siriano
White Mountaineering,
осень-зима 2019
Art School, осень-зима 2019
Dries Van Noten, осень-зима 2019
В 2021 году юбка — такой же безоговорочный элемент мужского гардероба, как брюки или пиджак. Новые версии этого предмета регулярно показывают многие дизайнеры, от Тома Брауна и Риккардо Тиши до Джонатана Андерсона и Верджила Абло их звездные поклонники с удовольствием выгуливают юбки на мероприятиях и съемках. Гарри Стайлз как первый мужчина на обложке американского Vogue примеряет платье Gucci, а певец Махмуд выступает в наряде с юбкой Burberry из коллекции осень-зима 2021 через несколько недель после показа. Для молодых мужских брендов юбка уже нечто само собой разумеещееся — это мы можем видеть по коллекциям фаворитов международных конкурсов, например, Stephan Cooke и Egon Lab. Отдельные юбки и платья закрепляются в мужской моде и формируют мощный исторический код — как, например, платье по мотивам одного из концертных костюмов Курта Кобейна в коллекции Gucci осень-зима 2020 или мужская версия знаменитого «платья-устрицы» Александра Маккуина в коллекции Alexander McQueen весна-лето 2022.
Gucci осень-зима 2020
Alexander McQueen весна-лето 2022
View this post on Instagram
A post shared by Vogue (@voguemagazine)
{«width»:1200,»column_width»:90,»columns_n»:12,»gutter»:10,»line»:40}false7671300falsetrue{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:». editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}true[object Object]View this post on Instagram
A post shared by Mahmood (@mahmood)
Почему мужчины не носят платья и юбки? — Анна Акбари, доктор философии.
Брюки и юбки счастливо сосуществовали на протяжении большей части истории человечества. В большинстве древних культур была какая-то форма юбки как для мужчин, так и для женщин, но брюки также существовали, по крайней мере, с 6 века до нашей эры. Чулки стали универсальным элементом мужской моды в 17 веке, их легко носить с любым количеством юбок, платьев или удлиненных рубашек. Позже стиль разделенных чулок превратился в панталоны и чулки в западной культуре. Современные брюки полной длины, которые раньше носили крестьяне из низшего сословия, стали общепринятым стилем во Франции во время Французской революции (1787-1789 гг.).9). Это было связано с попыткой нового правительства отмежеваться от прежнего правления. Этот стиль был принят по всей Европе, так как robe-a-la-francaise был наиболее распространенным стилем одежды.
Пристрастие мужчин к брюкам несколько западноцентрично, даже сегодня. В более теплом климате многие мужчины до сих пор носят юбки или одежду с драпировкой в той или иной форме. Некоторые примеры включают несшитые дхоти в Индии, набивные и довольно унисекс-саронги в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, а также красочную восточноафриканскую одежду Канга. Как мы уже упоминали в нашей статье о костюмах, мода — это всего лишь симптом более широких культурных норм и изменений. Гендерная принадлежность одежды — это отчасти совпадение, отчасти история. По мере того, как мужчины стали включать брюки в свой гардероб, женщинам запретили делать то же самое из-за норм «скромности»; брюки облегали тело и больше раскрывали женскую фигуру, поэтому женщины были вынуждены носить длинные юбки, даже когда мужчины стали более универсальными в своем гардеробе. Это, в свою очередь, привело к тому, что свободная одежда, такая как платья и юбки, стала ассоциироваться с женщиной, и сегодня большинство мужчин избегают этих предметов одежды только по этой причине — из страха перед женственностью в сочетании с признанием социальной нормы, что они должны одеваться по-своему.
которые поддерживают свою мужскую идентичность. Посмотрите на единственную не табуированную сегодня на Западе форму юбки: килт. Хотя у нее такая же анатомия, как и у любой другой юбки, которую могла бы носить женщина, никто не обращает на нее внимания, потому что она читается как мужская одежда, которую носят в честь чьего-то (шотландского) наследия.Однако, как и любое табу в наши дни, есть мужчины, которые флиртуют с юбкой, потому что это часто вызывает споры или подрывную деятельность для мужчин, если они добровольно делают это. Драг-квин и подобные исполнители, меняющие пол, конечно, знают, как качать платья, юбки, брюки, боди и все, что между ними, особенно воплощая и исследуя формы гендерной игры и текучести. Даже люди (например, Марк Джейкобс в платье, показанном выше), которые противостоят системе, казалось бы, без всякой логики или причины, носят эту одежду именно потому, что пол и его принадлежность к вещам, которые составляют нашу повседневную рутину (например, одежда), является очагом споров.
Все больше мужчин носят юбки, и мы здесь для этого
Эти мужчины любят носить юбки. Коллаж: VICE / Изображения: Предоставлено Кейсианом Муром и Брайаном Бэйтси
Обходить тему нельзя — юбки больше не только для женщин. На самом деле, они всегда были и для мужчин.
Жизнь
Парни носят лак для ногтей, и мы здесь для этого
Романо Сантос
В Древней Греции и Риме юбки у мужчин ассоциировались с молодостью, мужественностью и гипер-мужественностью . Древние египетские дворяне, с другой стороны, были известны тем, что надевали schenti, прямоугольный кусок ткани, обернутый вокруг бедер. На протяжении десятилетий модные дизайнеры посылали мужчин на подиумы в юбках, в то время как парни из стилей панк и гранж надевали юбки как символ самовыражения. Гетеросексуальный и женатый дедушка стал вирусным из-за того, что сочетал свои рубашки на пуговицах и пиджаки с высокими каблуками и юбками-карандашами.
Реклама
В настоящее время, когда все больше людей принимают небинарную моду, а знаменитости и влиятельные лица помогают продвигать ее в мейнстрим, кажется, что мужчина в юбке больше не является предметом истории, моды или субкультуры — он теперь обычный парень на улице.
Магазины
Лучшие юбки и килты для мужчин и небинарных людей
Mel Compo
«Я 6 футов 4 дюймов», и около 210 фунтов. Невероятно сложно найти юбку, которая мне подойдет», — Лиам Калхаген, 19 лет.— рассказала VICE летняя ученица из Орегона.
Калхаген начал заигрывать с идеей носить юбки, пытаясь оживить свой стиль, и наконец нашел ту, которая подходила ему в комиссионном магазине.
«В большинстве магазинов есть мужские и женские отделы. За исключением того, что вы можете найти все, что хотели бы, в мужском отделе в женском, но не наоборот», — сказал Калхаген.
Он указал на то, что джинсы, как правило, унисекс, а юбки и платья обычно делаются только для женщин.
«В мире мужской моды значительно меньше стилей одежды, чем в мире женщин. Почему [юбки и платья], специально созданные для мужской фигуры, нельзя купить в обычных магазинах? Для меня это не имеет смысла».
Для Калхагена надеть юбку было и ответом на эти ограничения в одежде, и вызовом его собственному стилю.
«Я хотел иметь возможность справиться с этим», — сказал он, добавив, что люди теперь становятся менее осуждающими и что социальные сети помогли нормализовать представление о мужчине в юбке.
Реклама
В TikTok видео с хэштегом #boysinskirts набирают в общей сложности около 168,5 миллионов просмотров, а видео с хэштегом #meninskirts — около 52,4 миллиона.
Собственное видео Калхагена в TikTok, где он в юбке, набрало около 1,2 миллиона просмотров и более 396 000 лайков с комментариями, которые гласят: «Ты выглядишь потрясающе в этом» и «Это так мощно».
Брайан Бейтси, 22-летний актер и влиятельный человек из Массачусетса, хочет носить юбки по простой причине.
— Мне нравится, как они выглядят, — сказала Бейтси. «Они делают мои ноги великолепными».
Он сказал, что носить юбки также может показаться бунтарским, потому что они являются заявлением против «хромых и скучных» социальных норм.
«По моему мнению, одежда по своей сути не зависит от пола», — сказал он. «Юбки подходят всем. Это одежда, и она не должна быть привязана к какому-либо полу».
«На мой взгляд, одежда не зависит от пола по своей сути… Юбки для всех. Это одежда, и она не должна быть привязана к какому-либо полу».
Эти взгляды на одежду и пол находят отклик у 27-летнего аналитика по кибербезопасности Кассиана Мура из Калифорнии, который сказал, что то, что он носит, не имеет ничего общего с его сексуальностью.
«Проблема в том, что большинство людей считают, что гендерное представление соответствует сексуальности», — сказал он.
Это не значит, что гендер и сексуальность неуместны в разговорах о мужчинах в юбках. Они есть, и они важные.
Реклама
«Людей преследуют, избивают и убивают из-за их представления о гендере, — сказал он. — Единственная причина, по которой я даже могу носить юбки на публике, — это жертвы, приносимые квир-сообществом».
Мур идентифицирует себя как цисгендерный гетеросексуальный мужчина и сказал, что, хотя ему нравится носить юбки из соображений стиля и комфорта, он также носит их в знак солидарности с сообществом, которое позволило таким мужчинам, как он, носить юбки и быть принятыми.
«Преступления на почве ненависти в отношении транс-женщин и других членов ЛГБТК — обычное дело. Я надеюсь, что с новым поколением людей, которые нормализуют гендерно-изменчивую моду, это поможет членам ЛГБТК чувствовать себя более комфортно, представляя свой предпочтительный пол на публике», — сказал Мур.
По мере того, как люди становятся более свободными в изучении своего пола и сексуальности, они также становятся более свободными в поиске способов самовыражения, в том числе в моде.