Почему развивается общество – ❶ Почему развивается общество 🚩 почему общества носили тайный характер 🚩 Культура и общество 🚩 Другое

❶ Почему развивается общество 🚩 почему общества носили тайный характер 🚩 Культура и общество 🚩 Другое

Множество благ и свобода выбора сыграли злую шутку. Казалось бы, в современных магазинах можно найти что угодно, купить и быть счастливым. Но проблема в том, что слишком обильный выбор утомляет, отнимает много времени, вызывает сомнения в принятии решений. Как итог – стресс, депрессия и прочие расстройства.

К сожалению, зачастую видится только иллюзия выбора. Большая часть товаров, среди которых вы выбираете, могут быть сделаны на одном заводе. Не стоит постоянно экспериментировать. Если вы покупали один стиральный порошок и он вам нравился – его и покупайте. Если сомневаетесь в своем выборе – обсудите с друзьями или родными.

Всемирная паутина предоставила доступ практически к любой информации. Однако большая ее часть просто бесполезна и недостоверна. Отдельная проблема – гаджеты и социальные сети. Бесполезный, отнимающий время контент льется широчайшим потоком через большие и маленькие экраны в надежде на отметку «нравится».

Конечно, сложно представить современную жизнь без интернета, но можно сократить влияние сетей и гаджетов. Во-первых, минимизируйте рассылки на почту и не посещайте похожие сайты. Информация, скорее всего, дублируется, и вы просто читаете одно и то же, но другими словами, тратя в разы больше времени. Регламентируйте использование гаджетов в развлекательных целях. На время выполнения важной работы отключите звуковые уведомления – это снизит вероятность того, что вы отвлечетесь.

Темп жизни ежегодно возрастает и требует от нас постоянно быть в тонусе, иначе мы не успеем, нас обгонит кто-то более быстрый. Это чревато стрессами, нервными срывами и даже серьезными заболеваниями. К сожалению, об этих последствиях никто не думает. Многозадачность, экономия времени и даже встречи с другими людьми только по делам – норма современного мира.

Чтобы справиться с этой проблемой, нужно выделить в своем насыщенном графике хотя бы 15-20 минут на медитацию и расслабление. Откажитесь от многозадачности. Это не повышает качество работы, а наоборот. Наиболее эффективным в настоящее время является поэтапное планирование.

К этой же проблеме можно отнести и желание быть успешным. В этой странной гонке мы теряем себя, лишь бы только отхватить места под солнцем, добиться цели, осуществить мечту любой ценой. В итоге, когда цель не достигнута, мы получаем эмоциональное выгорание, апатию и депрессивные состояния. Ставьте реальные цели – это поддержит вас в тонусе и будет служить отличной мотивацией.

А вы обратили внимание, что в последнее время все меньше люди ремонтируют что-то и возвращают к жизни и все больше приобретают новые вещи? Потребность в приобретении нового зачастую совершенно не оправдана и сейчас возрождается движение DIY – do it yourself – возможность подарить старым вещам новую жизнь. Вы можете найти множество вдохновляющих примеров и последовать им, а не бежать за модной вещицей в бутик и отдавать баснословные суммы, лишь бы только обладать.

Во всем должен присутствовать здравый смысл.

www.kakprosto.ru

1. Источники (причины) развития общества

2. Формы социального развития

3. Роль личности и народных масс в истории

4. Проблема периодизации истории

1. Источники (причины) развития общества

Общество находится в процессе постоянного развития. По поводу причин развития общества у философов нет единства мнений. Часть мыслителей считает, чтоглавной причиной социальной динамики является непрерывное развитие материального производства.В сфере материального производства постоянно идёт накопление знаний, умений, совершенствование техники, появляются всё новые товары, которые стимулируют возникновение новых потребностей у людей, и благодаря этому общество развивается.

Другая часть философов считает, что главной причиной изменений в обществе является появление новых идей (политических, религиозных, нравственных и др.).

Новые идеи привносят выдающиеся личности, которым удаётся изменить ход истории.

Третья группа философов главной причиной развития общества называет различные природные факторы: космический (приходящий на Землю из космоса поток энергии – пассионарный толчок, по Л.Н.Гумилёву), демографический (смена поколений), климатический (природные катаклизмы) и др.

В реальности имеет место сложное переплетение различных причин социального развития. Причём, в те или иные периоды эти причины могут играть либо большую, либо меньшую роль. Например, в Средневековье наибольшее значение имела религия как духовный фактор общественной жизни, в наше время определяющим является экономический фактор, материальное производство.

2. Формы социального развития

Традиционно выделяют две формы социального развития – эволюцию и революцию.

Эволюция – сравнительно плавные, постепенные, растянутые во времени преобразования различных сторон общественной жизни.

Революция – качественное, резкое изменение различных сторон общественной жизни. Революции могут быть социальными (смена общественного строя, например, рабовладения феодализмом), политическими (захват власти, например, Октябрьская революция 1917 года в России), культурными (возникновение христианства в Римской империи), научными (открытие микромира), научно-техническими (наука сращивается с производством) и др.

В реальности эволюция и революция являются одинаково необходимыми, чередующимися этапами общественного развития. От понятий «эволюция « и «революция» следует отличать понятие «реформа». Реформа – это плановое, целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни.Реформа может быть составной частью эволюционных и революционных изменений, причём, в эволюционном изменении реформа является основной формой развития, в революционном изменении реформа играет вспомогательную роль.

В 19 – первой половине 20 века более прогрессивной формой развития считались революции. К.Маркс называл их локомотивами истории. В дальнейшем возрастало критическое отношение к революциям, поскольку они совершаются насильственным путём, сопровождаются разрушениями и смертью множества людей. В наше время всё активнее при решении разнообразных социальных проблем и конфликтов используется концепция ненасилия – поиск компромисса, установка на диалог, сотрудничество, терпимость и взаимопонимание.

studfiles.net

Развитие общества

Что движет развитием общества?

В окружающем нас мире очень мало неизменных вещей. Изменяется климат, растительный и животный мир. Изменяются очертания материков. Меняются люди и внешне, и внутренне.

Человеческое общество также изменяется со временем, развивается.

Скачать видеоурок «Развитие общества» (73,3 Мбайт)

Движение во времени называют историей. Историей также называют науку, которая исследует это развитие. Одна из основных ее проблем заключается в том, чтобы понять: движется история сама или ее движут люди?

И то, и другое утверждение как будто справедливы.

С одной стороны, человек определяет для себя цели и действует для их достижения. Если бы люди не строили, не торговали, не воевали, не открывали новые земли и законы природы, то все это не произошло бы само по себе.

С другой стороны, один человек и даже организованная группа людей не могут направлять общественные события исключительно по своей воле. Можно начать войну или реформу, но это не значит, что все пойдет так, как задумали инициаторы. Общество идет своим путем, не зависящим от наших желаний.

Так чем же определяется ход событий?

На этот счет учеными выдвинуто немало теорий.

Одни считают, что история общества, как и жизнь каждого отдельного человека, развивается по предначертанному плану (божественному или логическому).

В Книге Судеб ни слова нельзя изменить.

Тех, кто вечно страдает, нельзя извинить,

Можешь пить свою желчь до скончания жизни:

Жизнь нельзя сократить и нельзя удлинить.

Так писал в одном из своих рубаи классик средневековой восточной поэзии Омар Хайям.

Другие ученые думают, что характер общества и его развитие определяется материальными факторами. Например, географическое положение и климат страны подталкивают ее население к той или иной деятельности, определяют особенности социальной организации общества и устройства государства.

Третьи выдвигают идею о том, что закономерности истории — это равнодействующая всех усилий ее участников. Все интересы и стремления как бы «варятся» в одном котле, и в результате получается событие. Кода его предпосылки созрели, всегда найдутся заинтересованные люди и подтолкнут процесс.

В исторических обстоятельствах заложены разные возможности их дальнейшего развития. Выбор предоставлен действующим лицам, без их участия не совершится даже очень вероятное событие.

Типология общества

Итак, общество постоянно развивается, изменяется. Ученые выделяют последовательные ступени его развития или типы общества. Но какой признак общественного развития считать главным, отличающим один тип общества от другого?

Может быть, наличие или отсутствие социальной дифференциации, то есть разделения на неравные по своему положению группы?

Тогда можно выделить общества простые, где нет элиты, бедных и богатых, и сложные, в которых существует материальное неравенство и подчинение одних групп людей другим.

Некоторые исследователи все общества делят на дописьменные и письменные.

Марксисты (последователи Карла Маркса) выделяют такие ступени развития общества как формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. На уроках истории вы, наверняка, встречались с таким подходом.

Большое распространение в современной социологии получило выделение типов общества на основе уровня развития техники и технологий.

Первая ступень — традиционное общество. Основой экономики на этой ступени развития является земледелие и скотоводство, хозяйство имеет преимущественно натуральный характер. Темпы технического прогресса замедленны: орудия труда и способы производства передаются из поколения в поколение. Для традиционных обществ характерно деление людей на замкнутые группы с отличающимися правами и обязанностями — сословия, касты. Принадлежность к этим группам чаще всего определялась фактом рождения, и перейти в другую группу было очень сложно, а иногда и невозможно. Большую роль в духовной жизни такого общества играла религия.

Переход на следующую ступень развития — индустриальное общество — был связан с постепенным превращением промышленности в главную отрасль экономики. Увеличение производства товаров было невозможно без коренных изменений в технике и технологиях. Происходит промышленный переворот, то есть переход от ручного труда к машинному. Технический прогресс меняет роль науки в обществе. Именно она становится ядром культуры, определяет мировоззрение людей. В обществе сохраняется социальное неравенство, но оно все меньше и меньше определяется фактом рождения. Опираясь на свои способности, упорство, трудолюбие, люди могут значительно повысить свой социальный статус. Утверждается принцип формального равенства людей, то есть равенства перед законом.

На третью ступень развития — постиндустриальное (то есть, послеиндустриальное) общество высокоразвитые страны начали переходить во второй половине прошлого века. Резко возросла ценность и роль знания, информации. Новые технологии позволяют значительно сократить потребление сырья и энергия, не снижая уровень производства. Внедрение новейшей техники, автоматизированных систем, роботов приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Зато значительно увеличивается сфера услуг. В развитых странах в ней занято большинство трудоспособного населения. Новые требования предъявляются к работникам: уровню их образования, квалификации, готовности постоянно учиться и творчески подходить к решению поставленных задач.

Исследователи считают, что современная Россия находится на этапе индустриального общества. Некоторые говорят о переходном обществе, считают, что некоторые признаки следующей (постиндустриальной) ступеньки уже проявились в нашей стране.

Эволюция и революция

Итак, общество постоянно изменяется. На разных этапах человечество развивалось разными темпами. Рассмотрим, например, совершенствование орудий труда, техники.

Каменный век, по мнению археологов, длился более двух с половиной миллионов лет, с тех пор как древнейший человек, живший в Африке, додумался использовать каменные инструменты для решения бытовых задач и до начала использования металлов. Первый из них, медь, люди научились выплавлять в 4 тысячелетии до нашей эры на Ближнем Востоке. Но орудия труда из металла оставались ручными.

Первые машины стали массово применяться в производстве с конца 18 века, и с этого времени техника начала совершенствоваться со все убыстряющейся скоростью. Энергию пара сменила электрическая, люди научились использовать в своих целях атомную энергию. Увеличив скорость своего передвижения по земле и воде, человек нашел способы перемещаться под водой и в воздухе, и даже в космическом пространстве. Конвейеры заменяются автоматизированными системами, которыми управляют компьютерные программы.

С разной скоростью изменения происходят не только в разные исторические эпохи, но и у разных народов. Даже в современных обществах, в том числе и в России, есть районы, где сохраняется традиционный (доиндустриальный) уклад жизни.

Изменения в жизни общества могут происходить не только разными темпами: медленнее или быстрее. Они могут быть постепенными, затрагивающими одну или несколько сфер социальной жизни или коренными, скачкообразными.

В первом случае мы говорим об эволюционном развитии.

Термин эволюция означает процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков.

Примером сознательного эволюционного преобразования общества являются реформы. Принято считать, что реформы — частичные усовершенствования какой-либо сферы жизни, не затрагивающие основ существующего общественного строя.

Однако истории известны реформы, существенно менявшие устои общества, или, по крайней мере, пытавшие их изменить. Изучая историю Древнего Египта, вы говорили, например, о религиозных реформах Эхнатона. И наверняка знаете, какую роль для развития России сыграли реформы Петра I.

Революция же означает радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, открытый разрыв с предыдущим состоянием.

Революции бывают кратковременными и долговременными. Самая длительная революция в истории человечества — неолитическая (переход от присваивающего хозяйства к производящему, от собирательства к земледелию) — продолжалась около 3 тысяч лет.

Какой способ развития — реформы или революция — предпочтительнее для общества? Реформы, как правило, проходят более спокойно, бескровно, безболезненно для социума. Однако бывает, что неразрешенных проблем накапливается так много, что разрубить этот гордиев узел может только революция.

Прогресс и регресс

И реформы, и революции имеют своей целью совершенствование общественной жизни, переход на более высокую стадию развития. В то случае, если цель достигается, мы говорим о социальном прогрессе.

Но общество может и деградировать, откатиться назад в своем развитии, возвратиться к более примитивным формам своей организации. Тогда мы говорим о регрессе. Например, около 50 тыс. лет тому назад люди добрались до Австралии по морю, но потомки этих древних эмигрантов утратили навыки мореплавания. Откат к более примитивным формам организации хозяйства произошел после завоевания Римской империи варварами.

Но в целом, человечество развивается прогрессивно, хотя его движение вперед может на время и задерживаться.

Подведем итог урока.

Общество постоянно изменяется, развивается.

Нет единого мнения по поводу того, какие факторы определяют ход истории.

Наибольшее распространение среди социологов получило выделение типов общества на основе уровня развития техники и технологий: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

Общество может развиваться эволюционно и революционно, прогрессивно и регрессивно.

Может быть, вам показалось, что сегодняшняя тема далека от ваших насущных проблем, чисто теоретическая?

Но «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», — писал известный политический деятель России, лидер Октябрьской революции Владимир Ильич Ленин.

Каждая ступень развития общества предлагает свои условия для развития человека, их надо учитывать, определяя цели своей жизни и средства ее достижения, планируя свою профессиональную карьеру.

videouroki.net

Как развивается современное общество 🚩 Культура и общество 🚩 Другое

Развитие современного общества можно рассматривать в нескольких контекстах. Чтобы иметь более-менее полную картину, достаточно рассмотреть политическую, экономическую и культурную стороны.

В политике все стремится к централизации. Существует даже мнение, что некая невидимая сила (Мировое правительство) хочет добиться централизации власти в своих руках. В таком случае будут стерты все границы между государствами, каждый человек будет подконтролен, а вектор дальнейшего развития будут напрямую зависеть от воли группы избранных людей. При этом попытки глобализации предпринимаются несколько веков.

Планомерная работа СМИ, через которые ведется пропаганда толерантности, равноправия между всеми людьми, искоренение истории целых народов, уничтожение культуры ведет к постепенному усреднению всех живущих на планете. В итоге человеческое общество спустя 30-50 лет может перейти на совершенно другой политический уровень. Если сейчас еще сохранились традиции, которые чтут в ряде народов, то в перспективе будет придуман для всех единый свод законов, традиций, на который должны опираться люди.

Одним из последних оплотов на пути к глобализации стоит Россия. Попытка западными силами захватить Украину являлась первым шагом к политическому захвату страны. Украинский народ попал в эпицентр борьбы сил запада с другой силой, которая объединяет Россию, Украину и Белоруссию. Грамотные политические решения позволят победить в этой схватке глобалистов. Тем более, Китай и ряд стран Ближнего Востока целиком поддерживают политику, выбранную РФ.

Два поколения, воспитанные в условиях, когда забыты культурные ценности и традиции, опустят человечество по эволюционной лестнице далеко вниз.

Еще два тысячелетия назад деньги не имели такого большого значения, как сейчас. Современный мир напрямую зависим от денег. Товары и услуги предлагаются только за денежный эквивалент. Такое понятие, как мена, уже уходит в прошлое, а ведение натурального хозяйства не прельщает городских жителей вновь возвращаться к труду на земле.

Роль денег настолько велика, что многие разговоры начинаются о том, сколько потратил, либо заработал. Ведутся постоянные расчеты, роль банков и валютных бирж в развитии общества растет с каждым днем.

В настоящее время наблюдается переход общества от индустриального к информационному. Такие страны, как Япония, США, Германия, находятся на завершающей стадии, что дает им гарантии успешного экономического развития как первопроходцам. Возрастает роль информации, которая продается и покупается на рынке за те же деньги, что и продукты производства.

К сожалению, экономика в разных странах совершенно разнится. В одних странах стоит проблема с тем, как заставить человека, получающего очень высокое пособие, пойти работать, в других голодают не только взрослые, но и дети. Человечество развивается нерационально в экономическом плане. Это выражается в возрастании конфликтов, перерастающих в прямые столкновения.

Политическую и экономическую ситуацию пытаются контролировать ряд стран Европы и США. Это длится несколько веков, из-за чего начинались глобальные войны. Самая последняя из них – Вторая мировая война была выиграна Советским Союзом, благодаря чему мир получил небольшую передышку, пока не началась война идеологическая, которая продолжается до сих пор.

Данная война ведется с целью захвата как политической, так и экономической власти. Она более страшная, чем открытое столкновение государств.

Уровень культуры современного человека не столь высок и стремительно падает. Это ведет к деградации личности. Наличие интернета, доступность любого вида информации, вседозволенность, пропаганда свободного образа жизни, льющаяся с экранов телевизоров, дает каждому жителю города установку на то, что можно позволять себе то, чего не позволялось столетие назад.

При этом все меньше уделяется внимания изучению истории, чтению книг, посещению театров, галерей, музеев. Процветает психология потребителя. Современные ученики в большинстве своем разучились выражать мысли, так как привыкли только потреблять информацию. А это будущее нашей планеты, наше наследие.

Современное человеческое общество скорее регрессирует, чем прогрессирует. Это касается практически всех сфер деятельности. Да, научно-технический прогресс позволяет пользоваться многими благами цивилизации, но от этого страдает экология, люди становятся инертными и безинтересными к процессам, происходящим вокруг.
Создается ощущение, что каждый из нас стал жить в своем маленьком мире – не трогайте меня, и я буду для всех хорошим. Такое положение вещей не позволит гармонично развиваться человечеству.

www.kakprosto.ru

Общество как развивающаяся система. Механизм общественного развития

Философия Общество как развивающаяся система. Механизм общественного развития

просмотров — 117

Рассмотрение общества как развивающейся системы предполагает выяснение вопросов:

· Почему развивается общество?

· Как идет такое развитие?

· Каковы цели, перспективы такого развития?

Поиск ответов на эти вопросы представляется как философский анализ социальной динамики, общественного движения, в связи с этим правомерно использовать термин «социальный механизм». Каковы особенности механизма общественного развития?

Общество — ϶ᴛᴏ высокоорганизованная система, по своей сложности превосходящая любую природную систему. Характерная особенность общественной жизни состоит в том, что ее развитие осуществляется через деятельность людей, преследующих свои цели. По этой причине сами общественные отношения проявляются в форме общественных интересов, целœей, потребностей. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, данные социальные явления также включаются в состав социального механизма.

Что же выступает в качестве источников и движущих сил развития истории? Целœесообразно соотнести эти понятия с категориями «возможность» и «действительность». При этом в качестве источников выступают факторы, создающие возможность развития, а в качестве движущих сил – факторы, превращающие эту возможность в действительность.

При таком подходе в качестве важнейших источников общественного развития выступают общественные противоречия. Поскольку разрешение общественных противоречий возможно лишь через деятельность людей, то в качестве движущих сил истории следует рассматривать деятельность людей, и те факторы, которые эту деятельность стимулируют и обусловливают.

Система социальных противоречий многообразна. Οʜᴎ выступают как взаимодействие между различными сторонами социальной жизни, элементами социального организма. Так, существуют противоречия:

· между объективными условиями общественной жизни и субъективным, человеческим фактором исторического развития;

· между производством и потреблением;

· между обществом и природой;

· между насущными социальными потребностями и уровнем их удовлетворения в экономической, социальной, политической, духовной жизни и др.

Деятельность людей — ϶ᴛᴏ постоянное разрешений противоречий, преодоление трудностей, разрешение проблем. Уйти от них невозможно, но можно их разрешить, преодолеть. Социальная работа как раз и выступает одним из средств такого разрешения и преодоления.

При этом представление механизма социального развития только как процесса разрешения социальных противоречий является в достаточной степени абстрактным, поскольку не позволяет объяснить мотивы действия каждого отдельного человека. По этой причине возникает крайне важность рассмотреть следующие звенья социального механизма, выделив роль субъективного фактора и духовных аспектов деятельности людей.

Движущие силы истории. Понятие «движущие силы общества» охватывает те объективные и субъективные факторы, которые способствуют разрешению всœего комплекса социальных противоречий. Мы уже отметили, что социальные противоречия разрешаются только через деятельность людей.

· По этой причине главным звеном социального механизма, главной движущей силой истории, ее главным субъектом выступают люди, человеческий фактор – личности, социальные слои и группы, политические партии и движения, народные массы. Именно их желания, стремления, конкретная деятельность создают материальные и духовные ценности, формируют или разрушают конкретные общественные отношения, что в конечном итоге и приводит к развитию общества.

· Целœесообразно также выделить субъективные факторы человеческой деятельности. Это такие факторы, которые зависят от самих субъектов истории, от самих людей: их культуры, уровня сознания, развития познания и науки, овладения материальными и интеллектуальными технологиями. В составе субъективного фактора выделяются:

— познание социальных процессов, объективных условий общественной жизни,

— осознание крайне важности конкретного типа деятельности,

— конкретные типы социальной организации, порядка и темпов деятельности, выбора используемых средств, технологий и др.

· Весьма важен вопрос о стимулах человеческой активности в конкретных видах социальной деятельности. Среди этих устойчивых факторов главенствующее положение занимают социальные потребности и интересы. Носителями потребностей и интересов, или, как говорят философы, субъектами потребностей выступают отдельные личности, социальные группы, народные массы. Потребность есть объективное свойство, выражающее настоятельную крайне важность человека в чем-либо. Нетрудно видеть, что потребность возникает лишь тогда, когда существует неразрешенное социальное противоречие (между объективно существующей крайне важностью и отсутствием наличных средств ее удовлетворения).

Потребности можно разделить на естественные (биологические) и общественные, обусловленные общественной жизнью, прежде всœего социальные, экономические, политические и духовные.

В процессе удовлетворения данной потребности возникают новые. В самом делœе, деятельность по удовлетворению одной потребности — в хлебе – порождает целый спектр новых потребностей. Среди них: потребность в отведении полей для посœевов пшеницы и ржи; потребность в производстве техники для посœева, обработки полей и уборки; потребность в постройке хлебокомбинатов; потребность в организации торговых точек для продажи хлеба. Следовательно, удовлетворенные потребности не исчезают бесследно, а видоизменяются, вызывая к жизни новые потребности и содействуя тем самым развитию общества, возникновению в нем новых явлений, сторон, отношений.

Процесс реализации потребностей совершается посредством интересов. Интерес выступает как осознанная направленность на удовлетворение потребностей конкретным человеком или социальной группой. Нетрудно видеть, что верно осознанная потребность порождает адекватный интерес и стимулирует ту деятельность, которая наиболее эффективно позволяет удовлетворять потребности. В случае если же интерес осознан неадекватно, то удовлетворение потребностей, разрешение социальных противоречий либо вообще не реализуется, либо существенно затрудняется.

Учитывая зависимость отих носителœей интересы проявляются в различных формах.

Личный интерес определяется как социально-экономическими условиями общества, так и особенностями развития конкретной личности. В личном интересе выражается, прежде всœего, отношение человека к его собственной жизни, окружающей микросреде, а также к жизни всœего общества.

Групповые интересы — ϶ᴛᴏ интересы конкретной социальной общности.

Общественный интерес включает в себя в преобразованном и обобщенном виде личные и групповые интересы. Общественные интересы отражают объективные тенденции и потребности развития общества.

В условиях советской действительности на первое место выдвигались общественные интересы, особенно интересы государства. Либеральная идеология, на которую в значительной мере опираются творцы нынешних российских реформ, на первое место ставит интересы личности. Какая же точка зрения более верна? Исторический опыт свидетельствует, что успешно развивается то общество, в котором обеспечивается гармоническое сочетание личных, групповых и общественных интересов.

Потребности, интересы и социальные противоречия органически связаны друг с другом. Потребность содержит в себе внутренние противоречия, без разрешения которых она не может быть удовлетворена. С другой стороны деятельность, направленная на удовлетворение потребности, стимулируется, прежде всœего, интересом, как осознанной потребностью. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, история выступает как деятельность преследующего свои интересы человека и проявляется как сложное переплетение объективных и субъективных факторов.

· Философский анализ человеческой деятельности как элемента социального механизма предполагает также и рассмотрение структуры деятельности. При этом выделяются:

— цели и задачи деятельности;

— средства, способы и формы деятельности – то, что в совокупности нередко называют технологией деятельности;

— результаты деятельности.

Все элементы деятельности тесно взаимосвязаны. Так, успех деятельности существенно зависит от соответствия средств ее целям. Нередко весьма острым является вопрос о цене достижения поставленных целœей. Недаром вопрос о том, порочен или справедлив тезис «цель оправдывает средства», многие столетия является центром обсуждения в этической мысли человечества. Это определяется еще и тем, что чаще всœего значение имеет не деятельность сама по себе, а ее результат. Именно он служит удовлетворению (или не удовлетворяет) потребности, выступавшей стимулом деятельности.

· Наконец, следует упомянуть об объективных условиях деятельности как совокупности обстоятельств, не зависящих от человека. Могут быть выделœены условия природные (географические, климатические, демографические, биологические и др.) и социальные (экономические, политические, правовые, духовные и т. д.).

При этом следует иметь в виду подвижность границ, разделяющих объективные и субъективные факторы. Так, для социального работника правовое поле, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ определяет рамки его деятельности, является объективным условием. В то же время для депутатов Государственной Думы такое поле в известной мере смещается в сторону субъективного фактора, поскольку именно им принадлежит право принятия российских законов.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, социальный механизм общественного развития — ϶ᴛᴏ сложная система объективных условий и субъективных факторов, целœей средств и результатов деятельности людей, социальных групп, общества в целом. Взаимодействие этих социальных явлений в совокупности и приводит к развитию общества. Развитие это идет неравномерно и весьма противоречиво. Его результаты оказываются разными для различных стран и регионов мира. При этом предельно общая тенденция человеческой истории характеризуется постепенным формированием лучших условий для жизни человека, для проявления его сущностных сил:

· в экономике — ϶ᴛᴏ движение к постиндустриальному информационному обществу;

· в политическом плане — ϶ᴛᴏ тенденция к демократизации государственной власти с учетом национальных особенностей стран и народов;

· в социальном аспекте мировое развитие характеризуется гармонизацией и гуманизацией всœей системы общественных отношений;

· в духовной жизни общества проявляется тенденция к духовной свободе и раскрепощенности личности.

Словом, в центре современной истории находится человек, выступающий как цель общественного развития, а развитие самого человека выступает как критерий социального прогресса.

oplib.ru

7 принципов современного общества, которые отравляют нам жизнь

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Почему в современном мире, где есть все для удовлетворения потребностей, и даже больше, люди продолжают чувствовать себя несчастными? Этот вопрос теперь рассматривают на государственном уровне, и некоторые страны, например ОАЭ и Бутан, назначили министров счастья. В Европе и России всерьез задумываются повторить этот опыт. Технологии развиваются слишком быстро, жизнь наращивает темп, и мы просто не успеваем ко всему приспособиться. Но выход есть всегда.

Мы в AdMe.ru тоже решили разобраться, что же нам мешает быть счастливыми и как с этим быть.

1. Обилие выбора

Современная цивилизация наградила нас многими благами и свободой выбора. Мы привыкли считать, что огромное разнообразие сулит большее удовлетворение, однако парадоксальным образом изобилие ограничивает свободу нашего выбора.

Социолог Барри Шварц в своей книге «Парадокс выбора» пишет, что ежедневное принятие решений становится все более сложным делом из-за наличия огромного количества альтернатив. Необходимость постоянно выбирать может лишать энергии, отнимая время и заставляя подвергать сомнению любые наши решения еще до того, как они будут приняты. В конечном итоге все это может привести к раздражению, стрессу и даже к тяжелой депрессии.

Что делать?

  • Поймите, что по большей части выбор — это иллюзия. Когда вы ломаете голову в магазине над тем, какую бы из 10 шоколадок выбрать, 8 из них, скорее всего, будут сделаны на одном и том же заводе.
  • Следуйте привычкам. Вместо того чтобы пробовать десятки зубных паст, остановитесь на одной, которая подходит именно вам по цене, качеству и своим свойствам.
  • Не подвергайте сомнению принятые решения. Попросите близких поддерживать вас, чтобы укрепить уверенность в себе.

2. Информационная перегрузка

Интернет открыл нам доступ практически к любой информации, но проблема в том, что большая ее часть бесполезна. Основатель интернета Тим Бернерс-Ли в своем открытом письме рассказал, что во Всемирной сети ложь распространяется быстрее правды, потому что ресурсы зарабатывают на кликах, а значит, заинтересованы в том, чтобы на глаза пользователям попадались как можно более провокационные и шокирующие (следовательно, выдуманные или приукрашенные) материалы. Кроме этого, информационный мусор перегружает наш мозг, что приводит к утомлению и неврологическим расстройствам.

Что делать?

  • Не подписывайтесь на похожие между собой сайты. Информация на них может дублироваться, в результате вы будете тратить время на просмотр повторов или похожих материалов.
  • Не оставляйте нигде свои контактные данные: так вы оградите себя от лишнего спама. Если же вам все равно звонят, то попросите удалить вас из базы, ссылаясь на закон о неразглашении персональных данных.

3. Гаджеты

www.adme.ru

ТЕМА 15. ОБЩЕСТВО И ЕГО РАЗВИТИЕ


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 25Следующая ⇒

1. Человек нуждается в обществе

2. Какое объединение людей можно считать обществом?

3. Причины общественного развития

4. Разнообразие форм и типов общественной эволюции

5. Факторы, влияющие на ход развития общества

 

1. Человек нуждается в обществе

Согласно Библии, первые люди Адам и Ева в саду Создателя были вместе и общались. Однако это общение еще не было в полном смысле слова общественным. Всем также известно, к чему оно привело. Изгнанные из Эдема, Адам и Ева должны были в поте лица добывать хлеб свой. С этого момента и началась их общественная жизнь.

Эта библейская история говорит нам, кроме всего прочего, о том, что действительное общество начинает существовать только тогда, когда все условия своего существования – материальные (пища, кров, одежда, орудия труда) и идеальные (знания, верования, традиции и т. д.) – люди создают не в одиночку, а совместно с другими людьми. Вся наша жизнь от начала до конца проходит в обществе, и поэтому любое наше действие имеет общественную форму и протекает в условиях, созданных обществом.

Общественность, или что то же самое, социальность вошла в плоть и кровь нашего существа, в сущность нашего «я». Обособленный человек, не нуждающийся в общении с другими людьми и их помощи, есть не более чем плод фантазии. Еще Аристотель заметил, что «тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемент государства (в нашем случае — общества — О.В.), становясь либо животным, либо божеством»[51].

Общество есть естественная жизненная среда для человека. Еще до его рождения общество готовится к нему. Рождаясь, человек сразу же оказывается в обществе. На протяжении всей своей жизни он находит в обществе и посредством общества все условия для своего существования и развития. И даже когда он уходит из этого мира, он остается в памяти общества, прежде всего близких ему людей. А если его жизнь и труды оказали заметное влияние на общественную жизнь, то он надолго, а в некоторых случаях возможно и навсегда, остается в общественной памяти.

 

2. Какое объединение людей можно считать обществом?

Что же такое общество — это странное образование людей, рождающее их из себя, делающее их полноценными личностями, а потом помнящее о них долго? Достаточно ли обществом назвать простую совокупность людей? Или может быть это их особая форма организации? А может быть это некий надличностный организм, клеточками которого являемся все мы, люди? Вопрос этот осложняется тем, что общество не дано нашим органам чувств подобно другим окружающим материальным предметам. Мы видим вокруг себя людей, но не общество. О его существовании мы можем только догадываться. По этому поводу Вл. Соловьев замечал: «Из того, что образ единства социальных тел не ощутителен для наших внешних чувств, никак не следует, чтоб его вовсе не существовало: ведь и наш собственный телесный образ совсем не ощутителен и неведом для отдельной мозговой клеточки или для кровяного шарика… Требуется, прежде всего, чтобы мы относились к социальной и всемирной среде как к действительному живому существу, с которым мы, никогда не сливаясь до безразличия, находимся в самом тесном и полном взаимодействии»[52].

Когда мы видим плоды коллективных человеческих усилий: обработанную землю, жилища, прирученный скот, ритуальные постройки, кладбища, мы говорим «здесь у людей есть общество». Мы утверждаем это не на основании чувственного восприятия самого общества, ведь оно непосредственно нам не дано, а на основании догадки о том, что между людьми здесь установлена определенная форма отношений, которую можно определить как общественность.

Что же такое общественность? В бытовой речи это понятие употребляется, когда мы хотим указать на что-то принадлежащее всем, всему обществу. Например, общественные здания, общественная земля, общественное мнение. Общественностью мы также называем большие группы людей, проявляющие свое мнение или единство воли в отношении того или иного вопроса. Мы говорим, например, «мировая общественность против распространения ядерного оружия». Но во всех случаях мы говорим так, потому что общественность есть особая форма совместного бытия людей. Заметим, форм совместного бытия людей может быть много, но не все они отличаются качеством общественности. Чтобы эта мысль была понятной, рассмотрим несколько примеров.

1. Пляж.Люди лежат под жарким солнцем, каждый сам по себе, не обращая внимания на других. Хотя они отдыхают совместно, то есть в одном месте, но поскольку между ними нет общения, то нет и общественности.

2. Рынок. Здесь человеческая масса находится в постоянном движении и деятельности. Всех объединяет одна мысль — купить подешевле, продать подороже. Каждый думает о своей личной выгоде и видит в окружающих людях не более как продавцов и покупателей. И хотя перед нами совместное бытие людей, до краев наполненное страстями и энергией общения, мы не видим здесь общественности. Хорошо, что рыночные отношения не могут охватить всю общественную жизнь целиком, иначе бы общество перестало существовать.

3. Военное сражение. Не на жизнь, а на смерть бьются две армии. Может быть за территорию, за богатства, собранные в подвалах царского дворца, за население противника, которое можно превратить в рабов, за идею, религиозную, национальную или общечеловеческую. На первый взгляд, в войне есть все признаки общественности. У каждой армии есть единство цели — победить. Напряжение человеческих сил, энергия межчеловеческого общения, индивидуальная и коллективная активность людей — все превышает нормальные человеческие пределы. На войне в полной мере проявляется личность человека, его лучшие, высокие и низменные качества. Наконец, война приводит к гибели множества людей, опустошению территории и разрушению экономических основ общества. Но есть ли в отношениях людей на войне признак общественности? Здесь есть два ответа. Если воины защищают общие им ценности, свою землю, народ, свои святыни, то такая война укрепляет общественную связь, которая есть между ними. Могут быть разрушены города и села, пленены массы людей и поруганы святыни, но дух общественности здесь живет и от бед войны становится только крепче. Но если люди не объединены единым духом справедливой войны и каждый преследует в ней только свою выгоду, что нередко бывает в войнах захватнических, то такая армия не более, чем шайка бандитов, между которыми не может быть никаких подлинно общественных отношений.

4. Библиотека. Как мы увидели, общественность рождается вследствие человеческой совместной активности. Но вот перед нами ряды столов, стеллажи с книгами. Характерная для библиотеки тишина. Кто-то читает труд античного философа, кто-то углубился в сложные математические расчеты. Кто-то перечитывает любимого классика, а кто-то просто отдыхает за чтением юмористического журнала. Перед нами так называемый «ученый мир». Здесь каждый напряженно работает над своей научной или духовной темой. И хотя внешний наблюдатель не заметит здесь никакого материального движения, объединяющего всех присутствующих, разум подсказывает нам, что здесь витает дух общественности. Эти люди создают то, что можно назвать духовным богатством общества.

5. Рабочий кабинет философа. В тишине под светом лампы в одиночестве философ читает труд своего далекого исторического предшественника. Мы не видим здесь не только никакой материальной деятельности, но, кажется, само время замерло. Сам собой напрашивается вывод, что философ пребывает вне общества и его индивидуальный труд лишен какого-либо признака общественности. Но послушаем авторитетного человека, великого немецкого философа Г. Гегеля: «Круг жизни крестьянки очерчен коровами — Лизой, Чернушкой, Пеструшкой и т. д., сынишкой Мартеном и дочкой Уршелью и т. д. Философу так же интимно близки — бесконечность, познание, движение, чувственные законы и т. д. И что для крестьянки ее покойный брат и дядя, то для философа — Платон и Спиноза и т. д. Одно столь же действительно, как и другое, но у последнего преимущество — вечность»[53]. Итак, кто увидит здесь скрытую суть вещей, согласится, что философ в своих трудах пребывает в сфере общественности, причем такой общественности, в которой светится вечность.

Оставим, однако, примеры, их можно приводить множество, и зададимся вопросом «что же такое общественность»? Что составляет ее суть?

Общественность — особое качество человеческих отношений, когда совместные действия людей направлены на достижение общих целей, в результате которых создается общественное богатство, равно доступное всем и обогащающее жизнь людей не только в материальном, но, что еще более важно, в нравственном отношении. Иначе говоря, общественность проявляет себя в наличии всеобщего достояния, которое может иметь материальную (совокупность материальных благ), социальную (система общественных отношений и институтов) и идеальную (система идей, знаний, верований) форму. Платон называл это, образующее общество начало, общественным благом. Но в этом понятии не раскрытым остается очень важная черта — доступность общественного блага каждому члену общества. Ведь благо для общества не всегда также есть благо для отдельных его членов. Платон ставил общественное благо выше личного, так как был холистом, то есть считал, что из общего рождается частное, а не наоборот. Современное общество, пройдя долгий исторический путь развития, пришло к пониманию того, что общество в целом может быть благополучным только тогда, когда права человека как личности ставятся на первый план, и общественное благо осознается всеми членами сообщества как их общее достояние. Таким образом, если люди преумножают всеобщее достояние, то это ведет к процветанию и развитию общества. Если же, наоборот, каждый думает только о своем личном благе, то общественное начало в отношениях между людьми слабеет и чахнет. Это может привести даже к смерти общества. Следовательно, прочность общественного бытия, устойчивость общества силам разложения определяются отношением людей к их общественному достоянию.

Первые, примитивные формы общественного достояния мы видим уже в родоплеменных сообществах. Количественный рост общественного достояния сопровождается его качественным преобразованием и ростом его разнообразия. Последнее и принято называть развитием общества.

Сегодня вряд ли найдется человек, который бы отрицал тот факт, что общества развиваются, хотя немало людей отрицают общественный прогресс. Если мы сравним начало человеческой истории с ее современным состоянием, то во всем — от материальных условий до форм духовной жизни — увидим такие разительные различия, которые вызывают чувство восхищения и гордости за человеческий род. Перейти от каменного топора к компьютеру и ядерному реактору, от хижины из листьев к искусственному кораблю-дому на орбите Земли, от примитивных форм управления родовой общиной к всемирному гражданскому общественному порядку, от родовых (и зачастую бесчеловечных) божков к великим мировым религиям, исполненным глубокого и универсального смысла — разве это не поразительные факты развития общества? В них не трудно увидеть основные черты того, что мы называем развитием. Развитие — это не только переход от низшего к высшему, но и от простого к сложному, многообразному. При этом возрастает не только степень сложности системы общества, но и раскрываются новые возможности, что еще более подстегивает энергию развития.

 

3. Причины общественного развития

Что же заставляет общество развиваться? Каков глубокий источник общественного развития? Ответ на этот вопрос дает нам наука о человеке, философская антропология. Человек — единственное существо на планете, которое осознает различие между реальным и идеальным, его переживает и старается преодолеть. Все, что человек делает, он соотносит с идеальным образом этого дела, и несходство с ним заставляет человека упорно повторять работу, добиваясь приближения результата к тому, что должно быть. Иными словами, человек различает существующее и должное и стремится своим трудом заполнить брешь между ними. Инструментом ему в этом труде является разум, а путеводным маяком — нравственное чувство. Почему это удивительное свойство человеческого сознания — стремиться от действительного к идеальному имеется только у человека — этот вопрос выходит за рамки нашей темы. Отметим только, что эта способность имеется у всех людей вне зависимости от их индивидуальных особенностей.

Развитие, однако, характеризуется не только совершенствованием существующего, но и раскрытием новых возможностей, иначе говоря, диверсификацией, обогащением человеческого бытия новыми условиями, делающими его жизнь более универсальной, а его силы более могущественными как в материальном, так и в идеальном отношении. Причина этого также коренится в природе человека. Человек в интеллектуальном отношении существо бесконечное. Любое конечное бытие ограничивает его и вызывает в нем желание преодолеть эту ограниченность.

Мир вокруг человека находится в непрерывном изменении. Человек постоянно сталкивается с все новыми факторами, ограничивающими свободное проявление его воли. Где возможно, человек старается изменить эти факторы в соответствии со своими потребностями. Там, где он не может быть хозяином положения, он старается приспособиться к новым условиям. Но есть и такие факторы, перед которыми человек бессилен, тогда он ищет спасения от них. В любом случае ему приходится использовать, как говорил Г. Гегель «хитрость разума», то есть находить способы, как сталкивать одни силы природы с другими, извлекая из этого пользу для себя. Для того, чтобы это делать успешно, человек должен знать природу вещей, окружающих его. Но поскольку условия окружающей среды постоянно меняются, процесс познания природы вещей никогда не может остановиться. Иначе говоря, сама природа побуждает человека к развитию.

Назвав эти общие причины развития, мы тут же сталкиваемся с вопросом: если эти причины общие для всех людей, живущих и когда-либо живших, то почему общества развиваются по-разному, почему у них разные темпы, направления и формы развития?

 

4. Разнообразие форм и типов общественной эволюции

Уже более 2000 лет феномен общественного развития ярче всего проявляется в Европе. За последние 400 лет доминирование в этом отношении европейского мира над остальным привело к тому, что сам принцип развития стал отождествляться с более широким понятием, куда входит и Европа — то есть с понятием Запада. Даже быстро развивающийся Тихоокеанский регион мы сегодня называем самым западным из восточных регионов мира.

Другие общества уступают западному по темпам развития, но поражают своими формами и упорством в развитии, которое им приходится проявлять на больших территориях, как например, в России, или своей могучей основательностью и неспешностью, как например, индийская и китайская цивилизации. Кроме того, мы замечаем в развитии всех обществ такое качество, как нелинейность, которая выражается в следующих проявлениях:

— Процесс развития не является равномерным. Он включает в себя две фазы: фазу поступательного, спокойного движения вперед и фазу резких, порой катастрофических изменений, когда ломается логика предыдущего развития, темпы социальной жизни резко возрастают, и в результате общество качественно меняется.

— Развитие общества не идет в одном направлении к заранее известной цели. Вектор развития может резко и неожиданно меняться. Только во второй половине XX в., то есть относительно недавно, среди ученых, изучающих природу общества, утвердилось мнение, что будущее общества есть открытая система с бесконечным количеством возможностей и путей. Предсказать, какие факторы естественной или антропогенной природы станут в будущем определяющими, принципиально невозможно.

— Развитие отдельных обществ может то ускоряться, то затухать. Тем самым среди народов и культур происходит смена «лидера» по тем или иным критериям развития. Слово «лидер» поставлено в кавычки, потому что в действительности не существует объективной точки отсчета, по которой можно оценивать развитие общества в целом. Все общества взаимодействуют друг с другом, перенимая какие-то достижения (материальные, социальные или духовные).

— Кроме того, есть общества, которые в своей истории почти не развивались и на сегодняшний день остающиеся на уровне чуть ли не каменного века. Такое существование без развития называется стагнацией. В состоянии многовековой стагнации еще до XX в. пребывали многие общества на азиатском, южноамериканском и африканском континенте. Сейчас таких обществ осталось крайне мало. Но ошибочно было бы думать, что отсутствие развития — это результат их духовного сна. На самом деле эти общества полны жизненной силы, владеют глубокими знаниями природы, в которой живут, и им вполне свойственно нравственное чувство, не меньшее, чем развитым обществам. Особенность их общественной жизни в том, что они выбрали путь гармонии с природой. Однажды найденное ими состояние гомеостаза поддерживается их общественным укладом на протяжении тысячелетий, и ради сохранения status quo они избегают тесных контактов с другими, так называемыми цивилизованными народами.

— Наконец, есть общества, которые не только прекратили развитие, но и саму свою жизнь. Эти общества умерли или умирают. Так ушли в прошлое цивилизации Вавилона, Крита, Микен, Древней Греции и Рима и др.

 

5. Факторы, влияющие на ход развития общества

Глядя на все это разнообразие форм, направлений и темпов развития, естественно задать вопрос, чем это разнообразие определяется? Первый философ, кто поставил вопрос о причинах общественного развития был Августин Аврелий (354-430). Он утверждал, что причиной развития является укорененная в живой природе, а в человеке еще и сознательно проявляющаяся тяга к Создателю. «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в тебе»[54]. До Августина мыслители трактовали движение общества как цикличное, где периоды сменяли друг друга подобно вечному круговороту времен года. Это круговое, возвратное движение истории нашло отражение в известной мудрости Екклесиаста «Восходит солнце и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу и переходит к северу, кружится, кружится по ходу своему, и возвращается ветер на круги свои»[55]. Августин в представлении о движении общества разорвал этот природный круг и представил историю как восходящий путь, который совершает человечество от звероподобного начала своей истории к Граду земному, а от него к Граду Божьему. Но Августин, естественно, не мог видеть разнообразие путей общественного развития, не только потому, что был первым теоретиком общественного развития, но, главное, потому, что жил в замкнутом мире средиземноморского региона. Культуры, населявшие этот регион, мало отличались друг от друга по уровню и характеру своего развития.

Впервые о многообразии факторов, влияющих на общественное развитие ученые, историки, философы заговорили в эпоху Просвещения, когда обозначился качественный отрыв западноевропейской цивилизации от соседних с ней культур. С этого времени и начинается уникальный марафон Запада, приведший в XX в. к его несомненному технологическому и (с некоторыми оговорками) социальному лидерству. Такие выдающиеся мыслители западной культуры, как Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ф.-М. Вольтер, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, Г. Гегель, О. Конт, К. Маркс, О. Шпенглер А. Тойнби и многие другие, исследовали факторы общественного развития. Попробуем обобщить различные точки зрения.

1. Общественное развитие преимущественно определяется природно-географической средой. Она включает в себя ландшафтные, климатические условия, наличие природных ресурсов. Одним из первых обратил внимание на эти факторы Ш.Л. Монтескье. По его мнению, Европа обладает уникальными климатическими и ландшафтными особенностями для развития.

2. Численность народонаселения как один из главных факторов общественного развития определил Ж.-Ж. Руссо. Рост народонаселения на ограниченных территориях, как он утверждал, приводит к необходимости устанавливать общественные связи и заботиться о том, чтобы они не нанесли друг другу ущерба, что неизбежно завершается общественным договором ради всеобщего спокойствия и свободного развития.

3. Экономически-технологические факторы общественного развития на первое место ставит марксистская историко-философская доктрина. Основоположники марксизма показали, что характер и темпы общественного развития определяются нововведениями в способе производства. Наиболее революционным элементом способа производства являются производительные силы общества, орудия труда. «Пар, электричество и сельфактор были несравненно более опасными революционерами, чем Барбес, Распайль и Бланки», – писал К. Маркс[56]. По мнению классиков марксизма, со временем изменения в способе производства приведут к тому, что частные, разобщенные формы труда и жизни уступят место коллективной деятельности. Вслед за этим изменится характер общественных отношений, частная собственность, деньги, а вместе с ними богатство и бедность уйдут в прошлое и воцарится свободный всеобщий труд и коллективизм.

4. Духовные факторы общественного развития стали предметом изучения культурологов конца XIX – первой половины XX в. Так, многие мыслители отмечали, что общественное развитие тесно связано с характером религиозности общества. При этом они обращали внимание на тот факт, что каждая религия своеобразно смотрит на цели и средства общественного развития. Так, христианство во главу угла ставит творческую личность. Особенно здесь ярко проявляет себя протестантизм, проповедующий, что главный критерий богоизбранности человека есть его труд. Бог трудился над созданием мира и человека. Человек, в свою очередь, если он создан по образу и подобию Божьему, должен проявлять в себе эту божественную природу и трудом своим совершенствовать мир свой.

Буддизм же видит задачу человека на земле в сохранении изначальной гармонии мира и человека, поскольку отрицает западноевропейский идеал героя-преобразователя. Буддистское мировоззрение выразилось в учении «у-вей», и как верно заметил А. Панарин, оно отрицает западный образ мира как мастерской, где царит дух технологии. В буддизме скорее доминирует дух «эмбриологии — учения о том, каковы пути естественного зарождения и вызревания явлений в материальном лоне космоса»[57].

5. Геополитические факторы общественного развития определяются территориальной расположенностью общества, его соседством с другими обществами, их отношениями и борьбой и взаимодействием культурных начал. Основоположником геополитики можно считать Ф. Ратцеля (1844-1904), немецкого географа, исследовавшего вопросы «политической географии». Особый интерес геополитические факторы развития вызвали у ученых в период империалистического раздела мира в конце XIX – начале XX вв. В это время с особой силой начинает проявлять себя закон неравномерного экономического, политического и культурного развития стран. Одни страны попадают под господство других, окончательно складывается колониальная система власти, но вместе с этим активизируется и национальная просветительская мысль, которая ищет объяснения сложившейся ситуации и путей выхода из нее. Тогда, например, окончательно формируется представление о Российской истории, которая складывалась под влиянием двух противоположных культурных начал Запада и Востока. В 1877 г. в канун войны России и Турции Вл. Соловьев пишет статью «Три силы», в которой обозначает русский тип развития как срединный, призванный избежать крайностей восточных и западных цивилизаций и взять у них лучшее. Об этих крайностях он пишет: «Если мусульманский Восток… совершенно уничтожает человека и утверждает только бесчеловечного бога, то Западная цивилизация стремится прежде всего к исключительному утверждению безбожного человека»[58]. Вл. Соловьев видел призвание России в примирении Востока и Запада, в распространении культуры, где бог был бы человечным, а человек – истинно религиозным. Можно не соглашаться с вышеприведенными словами Вл. Соловьева, как проявлением крайней точки зрения на мусульманский Восток и христианский Запад, но не согласиться с ним в том, что в истории развития российского общества ведущую роль играл географический фактор контакта Восточных и Западных цивилизаций нельзя.

6. Огромное влияние на развитие общества оказывают также исторические факторы. История не уходит от нас безвозвратно. Исторические события сохраняют свои следы не только в образе вещей и документах, собранных в музеях, она продолжает жить в своем продолжении в нашем настоящем. Она — тот багаж за спиной, который тяжело нести. В нем есть то, что нам мешает двигаться вперед, но и то, без чего нам в будущем не обойтись. Поэтому страны с большой историей испытывают особые трудности на крутых исторических виражах, зато идут они вперед более устойчивым темпом.

7. В последнее время одним из главных факторов общественного развития становится наука. На базе научного знания, превратившегося в непосредственную производительную силу, формируется новый, постиндустриальный способ производства, который качественно изменяет характер общественности. Общественное развитие становится человеко- и природоориентированным. И хотя общество вполне теперь осознает, что будущее вне нашей власти, но в нашей власти становится настоящее, которое во многом определяет будущее. Технологические и научные изменения в обществе ведут к тому, что общественная инфраструктура станет неизмеримо сложнее, но именно для того, чтобы она обеспечивала людям достойное существование, потребуется свободный, разумный и нравственно развитый, то есть ответственный человек.

Таким образом, мы исследовали некоторые общие начала человеческого общества и факторы, способствующие его развитию. И это исследование показало нам, что развитие отвечает природе человека и через него реализуется главная потребность человека — в обществе и через общество проявлять свою универсальность.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие отношения людей можно назвать общественными?

2. Реален ли прогресс общества?

3. Как географические факторы влияют на общественное развитие?

4. Назовите основные критерии современного развития общества.

 

Основные определения

Индивид — от лат. individuum — неделимый. Понятие, отражающее одну из сторон человеческого бытия, а именно ту, что человек есть существо целостное, являющееся как бы «атомом» общества. Вместе с тем, это понятие нивелирует людей, так как не выражает духовного своеобразия каждого человека. Особое применение нашло в социологии.

Личность — понятие, отражающее духовную сторону человека. Личность — это диалектическое единство индивидуально-неповторимого и универсального начал человеческого бытия. Каждый человек ощущает свою личность как «я».

Холизм — от греч. holos — целый, весь. Учение, рассматривающее мир как целостный организм. Согласно холистическому принципу, целое предшествует своим частям, определяет их характер. Части целого не имеют независимого существования.

Гражданское общество — особый тип общества, сознательно созданный и управляемый частными собственниками для защиты своей частной собственности (Дж. Локк). Структуру гражданского общества составляют добровольные и самоуправляемые общественные организации, а его исходным элементом является гражданин, то есть человек, наделенный свободой воли, правом выбора, основанном на рациональном решении и автономном нравственном чувстве, и обязанностью личной ответственности за свои поступки.

Диверсификация — от лат. diversificatio — изменение, разнообразие. Рост разнообразия, расширение объектов и видов деятельности человека.

Коллективная деятельность — такая форма деятельности, при которой труд отдельного человека, будучи оторванным от труда остальных членов сообщества, становится бессмысленным.

 

Литература

Основная

1. Губин В.Д. Философия. Элементарный курс. Раздел 3. Глава 1 и 3. М., 2001.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2005.

3. Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 2005.

 

Дополнительная

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

2. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1993.

3. Волгин О.С. Оправдание прогресса. Идея прогресса в русской религиозной философии. М., 2004.

4. Гегель Г. Философия истории. М.; Л., 1935.

5. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995.

6. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1966.

7. Кондорсе Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.

8. Ласло Э. Век бифуркации. Постижение изменяющегося мира // Путь. 1995, № 7.

9. Соловьев В.С. Тайна прогресса // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990.

10. Соловьев В.С. Три разговора // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1988.

11. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *