Подход скиннера к психологии: Теория Скиннера

Содержание

Теория Скиннера

28.09.2011

Продолжает и развивает идеи Уотсона Беррес Ф. Скиннер (1904-1990), который разработал теорию оперантного научения. Он является лидером современной формы бихевиоризма (или необихевиоризма).

Скиннер считал теории психоаналитические умозрительными, т.е. основанными на предположении. Они предполагают существование интрапсихических факторов (влечения, бессознательное), которые нельзя эмпирически проверить. Скиннер считал, что поведение человека надо изучать с позиции того, что его формируют обстоятельства окружения (окружающая среда и люди). Все действия человека и его поведение объясняются влиянием окружения.

Скиннер утверждал, что человеческий организм — это «черный ящик». Его содержимое (эмоции, мотивы, интрапсихические конфликты, влечения) нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения.

Поведение человека можно и нужно надежно и объективно измерить.

И таким образом теория Скиннера из разряда умозрительных переходит в разряд эмпирических (научно-обоснованных). Он ставил науку о поведении в разряд естественных наук, т.е. наук: основанных на фактах (1) и цель которых предсказать и проконтролировать изучаемое явление (2).

Скиннер предложил в качестве метода исследования поведения — функциональный анализ поведения. Он указывал, что поведение лучше всего изучать, обращаясь к тому, как оно соотносится с предшествующими событиями. Он полагает, что поведение можно изучить и контролировать посредством манипулирования средой, в которую включен организм. При этом нет необходимости рассматривать механизмы, действующие внутри организма.

Так, функциональный анализ дает возможность установить точные и обусловленные взаимоотношения между открытым поведением (реакцией) и условиями окружающей среды (стимулами), которые контролируют поведение. Функциональный анализ дает возможность установить причинно-следственные отношения между поведением и окружающей средой.

Манипулируя переменными окружающей среды (независимыми переменными — теми, которыми манипулирует экспериментатор), можно предсказывать и измерять поведение человека (зависимую переменную — ту, которая изменяется в результате манипуляции).

Скиннер не принял идею о личности или самости, которая направляет или стимулирует поведение. Он считает, что необходимо отказаться от мысли, что поведение порождается силами, находящимися внутри индивида (чертами, потребностями, мыслями, чувствами), в пользу более научных представлений о силах, лежащих вне человека. Он полагает, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи — окружающей средой. Изучение личности по Скиннеру -это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.

Как и Уотсон Скиннер огромное внимание уделял научению, но в отличие от Уотсона главным его интересом было не классическое, а так называемое оперантное научение. При классическом научении организм ассоциирует разные стимулы, при оперантном научении организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Оперантное научение подчиняется закону эффекта, который был открыт американским психологом Эдвардом Торндаком в конце 19 века. В своих опытах Торндайк использовал так называемые проблемные клетки, в которые он помещал голодных кошек. Что бы выйти из такой проблемной клетки кошке нужно было потянуть за веревку или приподнять крючок. Наблюдая за животными, Торндайк заметил, что, помещенная в проблемную клетку кошка беспорядочно металась по клетке и, в конце концов, случайно задевала веревку или крючок. Однако с каждой следующей попыткой активность животных все больше сосредоточивались вокруг веревки или крючка и после многократных проб кошка научалась выходить из клетки. Такое научение также называется научением методом проб и ошибок. Это научение подчиняется закону эффекта, согласно которому если поведение приводит к желаемому результату (вознаграждается), вероятность его повторения увеличивается.

Для своего подхода к пониманию личности в свою теорию Скиннер добавляет положения о двух видах поведения: респондентное и оперантное поведение.

Респондентное поведение — подразумевает реакцию, вызываемую стимулом. Стимул всегда предшествует реакции.

Выделяют два вида респондентного поведения:

  1. условно рефлекторное
  2. безусловно рефлекторное.

Ключевые слова: Скиннер

Источник: Мельник С.Н., Психология личности

Материалы по теме

Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Подход Скиннера к психологии. Теории личности

Подход Скиннера к психологии

Большинство теоретиков — персонологов работают в двух направлениях: 1) обязательное изучение устойчивых различий между людьми и 2) опора на гипотетическое объяснение разнообразия и сложности человеческого поведения. Эти направления образуют основное русло, если не суть, большинства концепций личности. Скиннер полагал, что абстрактные теории не обязательны и ими можно пренебречь в пользу подхода, основанного на изучении влияния окружающей среды на поведение индивида (Skinner, 1983). Он утверждал, что психология, особенно область научения, была недостаточно развита для того, чтобы найти обоснования построению крупномасштабной, формализованной теории. К тому же он заявлял, что не нужно проводить теоретически направленные исследования, так как они дают «объяснение наблюдаемых фактов, которые апеллируют к событиям, описанным в разных терминах и измеренным, если вообще их можно измерить, в разных величинах» (Skinner, 1961, р. 739). Наконец, Скиннер оспаривал теории поведения человека, часто дающие психологам ложное чувство уверенности в своем знании и фактически не включающие в себя отношения между процессом поведения и обстоятельствами окружения, которые предшествовали этому поведению.

В свете очевидной антитеоретической позиции Скиннера сомнительно, нужно ли его включать в книгу, имеющую отношение к теориям личности.

Мы не будем обращаться к этому философскому вопросу, только заметим, что Скиннер считал себя теоретиком, таким образом оправдывая наше обращение к его подходу изучения личности. В одном интервью он заявил:

«Я определяю теорию как попытку объяснить поведение в терминах чего — то, происходящего в другой вселенной, такой как разум или нервная система. Я не верю, что теории такого рода существенны или полезны. Кроме того, они опасны; они служат причиной для беспокойства. Но я предвкушаю всеобъемлющую теорию поведения человека, которая объединит множество фактов и выразит их наиболее общим образом. Теории такого рода я был бы очень заинтересован содействовать, и я считаю себя теоретиком» (Evans, 1968, р. 88).

Таким образом, несмотря на то, что взгляд Скиннера на теорию существенно отличается от точки зрения большинства персонологов, он, тем не менее, посвятил себя задаче создания теории поведения человека.

За пределами автономного человека

Как радикальный бихевиорист Скиннер отрицал все представления о том, что люди автономны и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов (например, неосознанных импульсов, архетипов, черт личности). Такие умозрительные концепции, замечал он, возникли в примитивном анимизме и продолжают существовать, потому что игнорируются условия окружения, управляющие поведением.

«Автономный человек служит для того, чтобы объяснить только то, что мы не можем объяснить другим образом. Его существование зависит от нашего невежества, и он естественно теряет свою автономность по мере того, как мы все больше узнаем о поведении… Нет нужды открывать для себя, что на самом деле представляет собой личность, состояние ума, чувства, черты характера, планы, цели, намерения или что — то другое, характеризующее автономного человека, для того чтобы продвинуться в научном анализе поведения» (Skinner, 1971, р. 12–13).

Возражение Скиннера против интрапсихических причин состоит не в том, что они суть неприемлемый феномен для изучения, а скорее в том, что они окутаны терминологией, не позволяющей давать рабочие определения и осуществлять эмпирическую проверку. В истории науки, отмечал он, обычно необходимо полностью отойти от умозрительных концепций, а не видоизменять их так, чтобы стало возможным эмпирическое изучение. Для того чтобы объяснить, почему компетентную студентку исключают из колледжа, мы могли бы с легкостью сказать: «потому что она очень боится неудачи», «потому что у нее нет мотивации» или «потому что она стала меньше заниматься из — за того, что бессознательно боялась успеха». Такие гипотезы об исключении студентки из колледжа могут звучать как объяснение, но Скиннер предупреждал, что они ничего не объясняют, если ясно не определены все мотивы и если не установлено все то, что предшествовало ее исключению.

Таким образом, если к умозрительной концепции обращаются для того, чтобы объяснить поведение, ее нужно перевести в термины, релевантные экспериментальным действиям, применяющимся в исследовании и измерениях. Удовольствовавшись меньшим, можно остаться на уровне того самого кабинетного философствования, которое Скиннер так горячо не одобрял. Для начала осознаем, что именно можно наблюдать (то есть случай с исключением), и затем определим, расширяют ли дополнительные объяснения понимание рассматриваемого поведения. Если компетентная студентка отсеивается из колледжа, не лучше ли проверить, какие условия окружения предшествовали этому событию, чем предлагать для его объяснения какую — то психическую реальность, которую нельзя объективно идентифицировать? Например, мешал ей спать шум в общежитии настолько, что она не могла успешно заниматься? Финансовые трудности заставляли ее работать 40 часов в неделю и таким образом ограничивали время для учебы? Или она играла в студенческой баскетбольной команде, расписание которой заставляло ее пропускать много занятий и экзаменов? Эти вопросы ясно показывают, что Скиннер возлагал ответственность за действия человека на обстоятельства окружения, а не на сферу автономного человека. Для Скиннера окружение — все и объясняет все.

Теория Скиннера, в таком случае, не делает попыток задавать вопросы или рассуждать о процессах внутреннего состояния человека. Это считается неприменимым к научному объяснению поведения. Для того, чтобы избежать замечания, что описание есть объяснение, Скиннер утверждал, что человеческий организм — это «черный ящик», чье содержимое (мотивы, влечения, конфликты, эмоции и так далее) следует исключить из сферы эмпирического исследования. Переменные организма ничего не добавляют к нашему пониманию человеческой деятельности и служат только для того, чтобы замедлить развитие научного анализа поведения. По Скиннеру, адекватные толкования можно сделать не обращаясь к каким — либо иным объяснениям, кроме тех, что отвечают за функциональные отношения между различными стимулами и поведенческими реакциями, открыто проявляемыми человеком. Однако Скиннер не отвергал категорически изучение внутренних явлений или того, что иногда называют «высшими психическими процессами». Действительно, он полагал, что психологи должны давать адекватные объяснения частным явлениям, но необходимо, чтобы эти изучаемые явления можно было надежно и объективно измерить. Именно этот акцент на объективность характеризует попытку Скиннера признать законность внутренних состояний и явлений.

Крах физиолого — генетического истолкования

В отличие от большинства психологов Скиннер не подчеркивал важность нейрофизиологических или генетических факторов, отвечающих за поведение человека. Это пренебрежение физиолого — генетическими концепциями поведения было основано на убеждении, что нельзя экспериментальным путем определить их влияние на поведение. Скиннер объяснял свое неприятие «физиологизации», замечая: «Даже когда можно показать, что какие — то аспекты поведения зависят от времени рождения, телосложения или генетической конституции, этот факт можно использовать ограниченно. Он помогает нам предсказать поведение, но представляет собой малую ценность для экспериментального анализа или практического применения, потому что таким условием нельзя манипулировать после того, как человек зачат» (Skinner, 1974, р. 371). Таким образом, Скиннер не отрицал валидность биолого — генетических элементов поведения, а скорее игнорировал их, потому что они не поддаются (по крайней мере, в данный момент) изменению посредством контролируемого воздействия. Более того, он настаивал на том, что даже если ученые, изучающие мозг, в конце концов откроют биолого — генетические переменные, влияющие на поведение, только бихевиоральный анализ даст самое ясное объяснение действию этих переменных.

Какой должна быть наука о поведении

Скиннер допускал, что поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение — значит проконтролировать его, и наоборот. Он всегда был против допущения какой — либо свободной воли или любого другого «сознательного» явления. Люди, по своей сути, очень сложные, но все же машины. Хотя он и не был первым психологом, предложившим механистический подход к изучению поведения (Уотсон пропагандировал отказ от менталистических концепций в 20–е годы), его формулировка отличалась тем, что он доводил идею до ее логического конца. По Скиннеру, наука о поведении человека принципиально не отличается от любой другой естественной науки, основанной на фактах; то есть имеет ту же цель — предсказать и проконтролировать изучаемое явление (открытое поведение в данном случае).

Далее Скиннер утверждал, что так как наука развивается от простого к сложному, логично изучить существа, находящиеся на более низкой ступени развития, прежде чем изучать самого человека — это позволит психологу легче раскрывать основные процессы и принципы поведения. Еще одним преимуществом является то, что в этом случае исследователь сможет осуществлять более точный контроль над параметрами окружения, в котором находится животное, и собирать данные в течение более длительного периода времени. Конечно, проблема в том, сколько данных, полученных при изучении одного вида (например, крыс), действительно применимо к другим видам (например, к человеку). Скиннер, однако, выступал за использование видов, стоящих на более низких ступенях эволюции, в качестве экспериментальных объектов, полагая вполне очевидной связь между принципами поведения животных и человека. И действительно, развитие обучающих машин и учебников по программированию является прямым результатом работы Скиннера с животными в лаборатории.

От других исследователей Скиннера также отличало и то, что он придавал особое значение анализу поведения единичных организмов. Он полагал, что их изучение необходимо, так как все организмы развиваются по одним и тем же законам. Таким образом, поведение отдельных крыс, голубей или людей может быть различным, а основные принципы поведения не меняются. Скиннер полагал, что, изучая одну крысу, одного голубя, одного человека, можно обнаружить и обобщить основные закономерности, присущие всем организмам.

Такая экспериментальная модель, направленная на исследования одного субъекта, не требует традиционных статистических методик, которые большинство студентов — психологов осваивают в ходе обучения. Скиннер отстаивал мнение, что вместо того, чтобы делать предположения о поведении несуществующего усредненного индивида, психологи должны пытаться предсказывать влияние одной или более контролируемых переменных на обусловленный компонент поведения отдельного организма в контролируемом окружении. Такой подход требует нестатистической стратегии, являющейся результатом законов, применимых к поведению реального индивида. Это то, говорил Скиннер, что психология как наука о поведении должна иметь своей целью. Взгляд Скиннера на психологию можно подытожить его заявлением (Skinner, 1956), в котором он цитирует Павлова: «Управляйте вашими обстоятельствами, и вы увидите закономерности».

Придерживаясь бихевиористского подхода, Скиннер отстаивал функциональный анализ поведения организма. Такой анализ устанавливает точные, реальные и обусловленные взаимоотношения между открытым поведением (реакцией) организма и условиями окружающей среды (стимулами), контролирующими их. Эти переменные должны существовать независимо от нас, быть очевидными и определяемыми количественно. Причинно — следственные отношения, проистекающие из функционального анализа, становятся всеобщим законом науки о поведении. Практической целью является возможность манипулирования переменными окружающей среды (независимыми), которые позволяют делать прогноз, и затем измерение поведенческой реакции (зависимые переменные). Таким образом, психологи могут работать в рамках естественной науки и тем не менее открывать законы, относящиеся к поведению отдельных организмов.

Личность с точки зрения бихевиористского направления

Сейчас мы выяснили причины, по которым Скиннер обратился к экспериментальному подходу для изучения поведения. А как же изучение личности? Или она совершенно исчезла в скиннеровском бескомпромиссном подчеркивании функционального, причинно — следственного анализа поведения? Говоря кратко, ответ на последний вопрос «нет», если принимаются во внимание установленные научные критерии. Как мы убедились, например, Скиннер не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и направляет поведение. Он считал такой подход пережитком примитивного анимизма, доктрины, заранее допускающей существование чего — то похожего на дух, который изнутри двигает тело (Skinner, 1989). И он не принял бы объяснение, подобное этому: «Преподобный Джонс и еще 980 членов секты «Народный храм“ совершили самоубийство в джунглях Гайаны, потому что они были эмоционально неустойчивы».

Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей.

«В поведенческом анализе человек рассматривается как организм… который обладает приобретенным набором поведенческих реакций… [Он] — не порождающий фактор; он локус, точка, в которой множество генетических условий и обстоятельств окружения соединяются в совместном действии. Как таковой, он остается, несомненно, уникальным. Никто другой (если у него нет идентичного близнеца) не обладает его генетическими данными, и безоговорочно никто другой не имеет такого же личного прошлого, которое присуще только ему. Следовательно, никто другой не ведет себя таким же образом» (Skinner, 1974, p. 167–168).

Следовательно, по Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведение — окружение во времени. Изучать же предполагаемые свойства и воздействия каких — то гипотетических структур внутри человека — только терять время.

Динамический подход в психологии деятельности[17]

Динамический подход в психологии деятельности[17] В настоящей работе сделана попытка очертить две парадигмы психологического анализа деятельности — морфологическую и динамическую, — сложившиеся в русле общепсихологической теории деятельности (Леонтьев А.  Е., 1975).В

3.1. Сравнительно-культурный подход в социальной психологии

3.1. Сравнительно-культурный подход в социальной психологии На протяжении всей истории экспериментальной социальной психологии, прежде всего американской, исследователи были заняты поиском универсальных закономерностей социального поведения, общения и взаимодействия

Оперантное обусловливание и «Ящик Скиннера»

Оперантное обусловливание и «Ящик Скиннера» Самым важным итогом научной деятельности Фредерика Скиннера стала концепция оперантного обусловливания (научения), которая заключается в том, что научение какой-либо форме поведения происходит либо методом вознаграждения,

4.3. Личностный подход в психологии

4.3. Личностный подход в психологии В системе «человек — право» в первую очередь реализуются личностные аспекты человека как субъекта общественных отношений, как носителя сознания, и в частности — правосознания. Хотя слова «человек» и «личность» — не синонимы и человек

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

ПОДХОД ЭГО-ПСИХОЛОГИИ

ПОДХОД ЭГО-ПСИХОЛОГИИ С 1927 по 1931 год Эрнст Симмель (Ernst Simmel, 1929) в Тэгельском санатории около Берлина разрабатывал новые методы госпитальной терапии, основываясь на психоаналитических принципах. После того как нацисты закрыли санаторий, идеи Симмеля вдохновили Вильяма

Подход к психологии женщины, центрированный на отношениях (relational approach)

Подход к психологии женщины, центрированный на отношениях (relational approach) В контексте центрированного на отношениях подхода к структуре психологии женщины Миллер исследовала три основные темы: культурная среда, отношения и пути личностного роста. Культурная

СОВЕТЫ СКИННЕРА

СОВЕТЫ СКИННЕРА В возрасте 78 лет Б. Ф. Скиннер провел в Американской психологической ассоциации конференцию под названием «Советы по организации своего мышления в третьем возрасте». Вот резюме его особенно интересных размышлений. Сказано –

Глава 8 ЗАПАДНЫЙ ПОДХОД К ПРОСВЕТЛЕНИЮ В ПСИХОЛОГИИ

Глава 8 ЗАПАДНЫЙ ПОДХОД К ПРОСВЕТЛЕНИЮ В ПСИХОЛОГИИ Все хорошо, все хорошо, все хорошо, все хорошо. Моя душа имеет место в Царстве, — и все хорошо. Давид Целлер Одно из фундаментальных достижений даосизма в понимании, что качество создается и поддерживается

Приложение 1. Этнологический подход к социальной психологии

Приложение 1. Этнологический подход к социальной психологии Наше исследование строилось на определенной гипотезе: невозможно изучать первозданную природу человека прямо. Исключение в этом отношении могут представить только очень простые и неспецифические ее свойства

Бихевиоризм Скиннера — Новое онлайн-обучение

Б. Ф. Скиннер (1904–1990) был ведущим американским психологом, профессором Гарварда и сторонником бихевиористской теории обучения, согласно которой обучение представляет собой процесс «обусловливания» в среде стимулов, вознаграждений и наказаний. Скиннер объясняет разницу между неформальным обучением, которое происходит естественным образом, и формальным образованием, которое зависит от создания учителем оптимальных паттернов стимула и реакции (вознаграждение и публикация), или «оперантного обусловливания»:

Важный процесс в человеческом поведении приписывается … «вознаграждению и наказанию». Торндайк описал это в своем «Законе эффекта». Сейчас это обычно называют «оперантным обусловливанием»… Основы можно увидеть в типичной экспериментальной схеме. Голодная крыса [можно увидеть] в экспериментальном пространстве, где есть раздатчик еды. Горизонтальная перекладина на конце рычага выступает из одной стены. Нажатие рычага приводит в действие переключатель. Когда переключатель соединен с дозатором пищи, любое поведение той части крысы, которая нажимает на рычаг, как мы говорим, «подкрепляется едой». Аппарат просто делает появление пищи зависимым от возникновения произвольной части поведения… Связь между реакцией и ее последствиями может быть простой, и изменение вероятности реакции неудивительно. Что технологически полезно в оперантном обусловливании, так это наше растущее знание необычайно тонких и сложных свойств поведения, которые можно проследить до тонких и сложных особенностей непредвиденных обстоятельств подкрепления, преобладающих в окружающей среде…

Применение оперантного обусловливания к обучению простое и непосредственное. Преподавание – это организация непредвиденных обстоятельств подкрепления, при которых учащиеся учатся. Они учатся без обучения в своей естественной среде, но учителя устраивают специальные непредвиденные обстоятельства, которые ускоряют обучение, ускоряя появление поведения, которое в противном случае приобреталось бы медленно, или гарантируя появление поведения, которое в противном случае могло бы никогда не произойти …

При улучшении обучения не так важно найти новые подкрепления, как разработать лучшие непредвиденные обстоятельства, используя уже имеющиеся. Немедленное и последовательное подкрепление, конечно, желательно, но это не отрицает важности прерывистого или отдаленного подкрепления. Учащийся, который знает, как учиться, знает, как усилить немедленные последствия, чтобы они оказались подкрепляющими. Он не просто знает, он знает, что он знает, и соответственно получает подкрепление. Переход от внешнего подкрепления к самопроизвольному подкреплению знания того, что он знает, часто осуществляется плохо. В небольшом классе предшествующее поведение слушания, чтения, решения задач и составления предложений подкрепляется часто и почти сразу, но в большом курсе лекций последствия проявляются нечасто и откладываются. Если опосредующие устройства не установлены, если учащийся не получает автоматического подкрепления за знание того, что он знает, он перестает работать, и накапливается неприятный побочный продукт незнания.

Частое подкрепление порождает еще одну проблему, если оно снижает способность учителя к подкреплению. Деньги, еда, оценки и почести нужно беречь, но автоматическое подкрепление правоты и движения вперед неисчерпаемо…

Строго говоря, учащийся не может подкреплять или наказывать себя, удерживая положительные или отрицательные подкрепления, пока он не вел себя определенным образом, но он может искать или устраивать условия, при которых его поведение подкрепляется или наказывается… Он может создавать подкрепляющие события, как путем проверка ответа на задачу. Он может перестать давать неподкрепленные реакции в неблагоприятной ситуации… например, он может научиться не читать слишком трудные для него книги, чтобы его склонность к чтению других книг не пострадала… Образование никогда не учило самоуправлению мотивацией очень эффективно. Это редко пытались. Но техники становятся доступными, как только проблема понятна…

Благодаря правильному пониманию непредвиденных обстоятельств подкрепления мы должны быть в состоянии сделать учащихся энергичными и усердными и быть достаточно уверенными в том, что они будут продолжать получать удовольствие от того, чему мы их учим, до конца своей жизни.


Скиннер, Б. Ф. 1968. Технология обучения. Нью-Йорк: Meredith Corporation. стр. 61–2, 64–5, 155–8, 167–8. || WorldCat


Поведенческие теории Скиннера — синоним

МАЙК КРИСТАЛ
КЛАСС

… Comstock/Stockbyte/Getty Images

В конце 1930-х годов психолог Б. Ф. Скиннер сформулировал свою теорию оперантного обусловливания, основанную на трех типах реакций людей на внешние раздражители. К ним относятся нейтральные операнты, подкрепители и каратели. Скиннер вывел эту теорию из закона эффекта Торндайка, а его работа породила его собственную теорию модификации поведения.

Изучить эту статью

  • Overview of Operant Conditioning
  • Positive Reinforcement
  • Negative Reinforcement
  • Punishment and Behavior

1 Overview of Operant Conditioning

Operant conditioning refers to the modification of an organism’s behavior by modifying the consequences of that behavior . Используя клиническую терминологию Скиннера, это осуществляется посредством подкрепления, которое может быть как положительным, так и отрицательным, и наказания. Наиболее эффективное оперантное обусловливание происходит, когда подкрепление или наказание предоставляются как можно скорее после проявления данного поведения.

2 Положительное подкрепление

Подумайте о поведении члена семьи, друга, коллеги или любого другого человека, с которым вы находитесь в тесном контакте, которого вы хотели бы больше видеть. Например, ваш ребенок собирает свои игрушки, ваш партнер по тренировкам встречается с вами во время пробежки в 6 утра по будням, или ваш муж выносит мусор без ведома. В каждом случае вы можете поощрять поведение; Вы можете угостить своего ребенка фруктами, купить своему партнеру по бегу латте или написать супругу необычайно восторженный отзыв. Каждый из них является примером положительного подкрепления — благоприятного результата, следующего за желаемым поведением.

3 Отрицательное подкрепление

Отрицательное подкрепление, как и положительное подкрепление, которое часто путают с наказанием, включает попытку закрепить желательное поведение. Однако вместо того, чтобы вознаграждать поведение добавлением чего-то положительного впоследствии, подкрепление в этом случае влечет за собой удаление чего-то отрицательного. Например, если вы состоите в спортивной команде и вам дали тренировочное задание, которое нужно выполнять каждый день, и вы должны сообщить о результатах своему тренеру, ваш тренер может отругать вас в те дни, когда вы предпочитаете спать, а не тренироваться. Выполняя тренировку, вы избегаете ругани, поэтому, даже если вашего тренера не хвалят, вы, скорее всего, встанете и потренируетесь на следующий день.

4 Наказание и поведение

В отличие от подкрепления, наказание связано с негативным поведением и способами его устранения или устранения. Как и в случае с подкреплением, существуют как положительные, так и отрицательные виды наказания. В положительном наказании — возможно, более известном типе — отрицательный результат следует за нежелательным поведением, например, когда вы наказываете своего подростка за нарушение комендантского часа. При негативном наказании или «вымирании» устранение положительного результата следует за отрицательным поведением, как в примере с лишением вашего подростка привилегии пользоваться автомобилем, когда он получает штраф за превышение скорости. Граница между положительным наказанием и отрицательным наказанием иногда может быть размытой.

ссылки

  • 1 Simply Psychology: Operant Conditioning
  • 2 AllPsych Online: Reinforcement and Punishment

Об авторе

был университетским бегуном на длинные дистанции и сертифицированным тренером по легкой атлетике США.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *