Подкрепление это в психологии – Подкрепление (психология) — Википедия

Содержание

Вторичное подкрепление — Психологос

Вторичное подкрепление — ассоциативная связь ранее нейтральных событий и сигналов с событиями значимыми, вследствии чего ранее нейтральные сигналы и события сами начинают действовать как положительное или отрицательное подкрепление.

В ходе ассоциативного научения некоторые сигналы, которые изначально не имели никакой ценности или не говорили об опасности, соединяются в сознании с событиями, обладающими ценностью или связанными с опасностью. Если это происходит, сигналы или события, ранее носившие нейтральный характер, начинают сами действовать как награда или наказание; такой процесс носит название вторичного подкрепления.

Классический пример вторичного подкрепления — деньги. Животные в ящике Скиннера готовы нажимать на рычаг, чтобы завладеть специальными жетонами, обмениваемыми на пищу, или добиться того, что начнет звонить звонок, со звуком которого они приучены отождествлять появление еды.

Научение, приводящее к избеганию, иллюстрирует вариант вторичного подкрепления через наказание. Животное выполняет определенные действия при появлении сигнала, который, хотя сам и не является неприятным, постоянно сопровождает какое-то неприятное событие.

Например, собака, которую часто бьют, съеживается и обращается в бегство, стоит ее хозяину поднять руку, хотя в самой по себе поднятой руке ничего опасного нет.

При использовании для контроля за поведением положительного и отрицательного вторичного подкрепления нет необходимости в частом фактическом поощрении или наказании. Так, когда животных дрессируют по методу последовательных приближений:

При использовании для контроля за поведением положительного и отрицательного вторичного подкрепления нет необходимости в частом фактическом поощрении или наказании. Так, когда животных дрессируют по методу последовательных приближений, подкреплением при каждой попытке обычно служит лишь щелкающий звук, который до этого регулярно сопровождал появление пищи.

www.psychologos.ru

Подкрепление (психология) — Википедия. Что такое Подкрепление (психология)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Подкрепление — в широком смысле, любое событие, стимул, действие, реакция или информация, которые, если следуют за реакцией, служат увеличению относительной частоты или вероятности возникновения этой реакции[1]. Понятие «подкрепление» по-разному используется в разных подходах к изучению поведения. В классическом обусловливании — это ассоциация, образующаяся посредством неоднократного объединения условного стимула с безусловным стимулом; в оперантном научении — ассоциация, образующаяся, когда за оперантной реакцией следует подкрепляющий стимул[2].

Типы подкрепления

По характеру подкрепляющих стимулов

выделяют:

  • первичные подкрепляющие стимулы, или прямые физические вознаграждения, и вторичные способы подкрепления, то есть нейтральные стимулы, которые ассоциируются с первичными подкрепляющими средствами и таким образом сами выступают в качестве поощрения[3].
  • положительное подкрепление — это усиление поведения (подкрепление), происходящее за счет возникновения некоторого стимула или события; как правило, можно интерпретировать как стимулы, которые субъект хочет усилить или продлить своим поведением;
  • отрицательное подкрепление — это усиление поведения, происходящее за счет исчезновения некоторого неприятного стимула или события; происходит при наличии стимулов, действие которых субъект хочет ослабить или прекратить (например, поднять зонт, чтобы перестать намокать под дождем), изменив поведение.

Стоит отметить, что положительное и отрицательное подкрепление не являются

наказанием. Наказание — это возникновение неприятного стимула или исчезновение приятного.

Отрицательное подкрепление не является наказанием, так как наказание осуществляется после поведенческого акта и не дает возможности изменить поведение в текущий момент[4].

Отличия подкрепления от поощрения[4]

  • Подкрепление является связью между поведением и последствиями, а поощрение — объектом. В некоторых ситуациях материальные или символические поощрения используются в качестве подкрепления, но сфера применимости поощрений ограничена, чтобы не вызывать зависимость от них.
  • Поощрение не вполне поддается управлению самим человеком, а выдается ему извне.
  • Подкрепление адресовано действию, а поощрение — человеку.

Примечания

  1. ↑ Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера. — М., 2002.
  2. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2003.
  3. ↑ Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2000
  4. 1 2 Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. — М.: Оперант, 2015.

См. также

wiki.sc

Подкрепление (психология) — Википедия

Подкрепление — в широком смысле, любое событие, стимул, действие, реакция или информация, которые, если следуют за реакцией, служат увеличению относительной частоты или вероятности возникновения этой реакции[1]. Понятие «подкрепление» по-разному используется в разных подходах к изучению поведения. В классическом обусловливании — это ассоциация, образующаяся посредством неоднократного объединения условного стимула с безусловным стимулом; в оперантном научении — ассоциация, образующаяся, когда за оперантной реакцией следует подкрепляющий стимул

[2].

Типы подкрепления[править]

По характеру подкрепляющих стимулов выделяют:

  • первичные подкрепляющие стимулы, или прямые физические вознаграждения, и вторичные способы подкрепления, то есть нейтральные стимулы, которые ассоциируются с первичными подкрепляющими средствами и таким образом сами выступают в качестве поощрения[3].
  • положительное подкрепление осуществляется при помощи стимулов, действие которых субъект хочет усилить или продлить своим поведением; отрицательное подкрепление — при помощи стимулов, действие которых субъект хочет ослабить или прекратить (например, скорее окончить домашнюю работу), изменив поведение. Отрицательное подкрепление не является наказанием, так как наказание осуществляется после поведенческого акта и не дает возможности изменить поведение в текущий момент[4].

Отличия подкрепления от поощрения[4][править]

  • Подкрепление является связью между поведением и последствиями, а поощрение — объектом. В некоторых ситуациях материальные или символические поощрения используются в качестве подкрепления, но сфера применимости поощрений ограничена, чтобы не вызывать зависимость от них.
  • Поощрение не вполне поддается управлению самим человеком, а выдается ему извне.
  • Подкрепление адресовано действию, а поощрение — человеку.
  1. ↑ Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера. — М., 2002.
  2. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2003.
  3. ↑ Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2000
  4. 4,04,1 Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. — М.: Оперант, 2015.

wp.wiki-wiki.ru

Подкрепление (психология) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 апреля 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 апреля 2018; проверки требует 1 правка.

Подкрепление — в широком смысле, любое событие, стимул, действие, реакция или информация, которые, если следуют за реакцией, служат увеличению относительной частоты или вероятности возникновения этой реакции[1]. Понятие «подкрепление» по-разному используется в разных подходах к изучению поведения. В классическом обусловливании — это ассоциация, образующаяся посредством неоднократного объединения условного стимула с безусловным стимулом; в оперантном научении — ассоциация, образующаяся, когда за оперантной реакцией следует подкрепляющий стимул

[2].

Типы подкрепления[ | ]

По характеру подкрепляющих стимулов выделяют:

  • первичные подкрепляющие стимулы, или прямые физические вознаграждения, и вторичные способы подкрепления, то есть нейтральные стимулы, которые ассоциируются с первичными подкрепляющими средствами и таким образом сами выступают в качестве поощрения[3].
  • положительное подкрепление — это усиление поведения (подкрепление), происходящее за счет возникновения некоторого стимула или события; как правило, можно интерпретировать как стимулы, которые субъект хочет усилить или продлить своим поведением;
  • отрицательное подкрепление — это усиление поведения, происходящее за счет исчезновения некоторого неприятного стимула или события; происходит при наличии стимулов, действие которых субъект хочет ослабить или прекратить (например, поднять зонт, чтобы перестать намокать под дождем), изменив поведение.

Стоит отметить, что положительное и отрицательное подкрепление не являются наказанием. Наказание — это возникновение неприятного стимула или исчезновение приятного.

Отрицательное подкрепление не является наказанием, так как наказание осуществляется после поведенческого акта и не дает возможности изменить поведение в текущий момент[4].

Отличия подкрепления от поощрения[4][ | ]

  • Подкрепление является связью между поведением и последствиями, а поощрение — объектом. В некоторых ситуациях материальные или символические поощрения используются в качестве подкрепления, но сфера применимости поощрений ограничена, чтобы не вызывать зависимость от них.
  • Поощрение не вполне поддается управлению самим человеком, а выдается ему извне.
  • Подкрепление адресовано действию, а поощрение — человеку.

Примечания[ | ]

  1. ↑ Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера. — М., 2002.
  2. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2003.
  3. ↑ Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2000
  4. 1 2 Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. — М.: Оперант, 2015.

См. также[ | ]

encyclopaedia.bid

Подкрепление (психология) — Википедия

Подкрепление — в широком смысле, любое событие, стимул, действие, реакция или информация, которые, если следуют за реакцией, служат увеличению относительной частоты или вероятности возникновения этой реакции[1]. Понятие «подкрепление» по-разному используется в разных подходах к изучению поведения. В классическом обусловливании — это ассоциация, образующаяся посредством неоднократного объединения условного стимула с безусловным стимулом; в оперантном научении — ассоциация, образующаяся, когда за оперантной реакцией следует подкрепляющий стимул[2].

Типы подкрепления[править]

По характеру подкрепляющих стимулов выделяют:

  • первичные подкрепляющие стимулы, или прямые физические вознаграждения, и вторичные способы подкрепления, то есть нейтральные стимулы, которые ассоциируются с первичными подкрепляющими средствами и таким образом сами выступают в качестве поощрения[3].
  • положительное подкрепление осуществляется при помощи стимулов, действие которых субъект хочет усилить или продлить своим поведением; отрицательное подкрепление — при помощи стимулов, действие которых субъект хочет ослабить или прекратить (например, скорее окончить домашнюю работу), изменив поведение. Отрицательное подкрепление не является наказанием, так как наказание осуществляется после поведенческого акта и не дает возможности изменить поведение в текущий момент[4].

Отличия подкрепления от поощрения[4][править]

  • Подкрепление является связью между поведением и последствиями, а поощрение — объектом. В некоторых ситуациях материальные или символические поощрения используются в качестве подкрепления, но сфера применимости поощрений ограничена, чтобы не вызывать зависимость от них.
  • Поощрение не вполне поддается управлению самим человеком, а выдается ему извне.
  • Подкрепление адресовано действию, а поощрение — человеку.
  1. ↑ Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера. — М., 2002.
  2. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2003.
  3. ↑ Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2000
  4. 4,04,1 Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. — М.: Оперант, 2015.

www.wiki-wiki.ru

Типы и режимы подкреплений | PSYERA

Одним из примечательных идей скиннеровской теории обусловливания является понятие подкрепления.

Подкрепление (punishment) — это любое событие (стимул), которое следует за реакцией и увеличивает вероятность ее появления. Когда голубь, например, тычет клювом в диск, то это поведение является оперантным, и если оно сопровождается подкреплением, таким, как еда, то вероятность клевания диска возрастает. В соответствии с этим взглядом, подкреплениие усиливает то поведение, за которым следует, и нет необходимости прибегать к биологическим объяснениям, чтобы определить, почему так происходит. Очень важным является то, что стимулы, которые изначально не являются подкреплениями, могут превратиться в таковые благодаря ассоциированию с другими подкреплениями. Некоторые стимулы, такие, как деньги, становятся генерализованным подкреплением, поскольку они обеспечивают доступ ко множеству других видов подкрепления.

Подкрепление определяется через его воздействие на поведение — а именно через рост вероятности поведенческой реакции. Часто трудно точно определить, что может послужить таким подкреплением, так как оно варьирует от индивида к индивиду, от организма к организму.

Теоретики, занимающиеся научением, признавали два типа подкрепления:.
— Первичное подкрепление — это любое событие или объект, сами по себе обладающие подкрепляющими свойствами. Таким образом, они не требуют предварительной ассоциации с другими подкреплениями, чтобы удовлетворить биологическую потребность. Первичные подкрепляющие стимулы для людей — это пища, вода, физический комфорт и секс. Их ценностное значение для организма не зависит от научения.
— Вторичное, или усвоеное подкрепление, с другой стороны, -это любое событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением, обусловленным прошлым опытом организма. Примерами общих вторичных подкрепляющих стимулов у людей являются деньги, внимание, привязанности и хорошие оценки.

Генерализация и различение стимулов. Особенностью подкрепления является то, что поведение, усиленное в одной ситуации, весьма вероятно повторится, когда организм столкнется с другими ситуациями, напоминающими ее. Если бы это было не так, то поведенческий репертуар человека был бы так сильно ограничен и хаотичен, что мы бы, возможно, проснувшись утром, долго размышляли над тем, как реагировать должным образом на каждую новую ситуацию. В теории Скиннера тенденция подкрепленного поведения распространяться на множество подобных положений называется генерализацией стимула. Например, деньги не могут удовлетворить какое-либо из наших первичных влечений, однако благодаря системе культурного обмена деньги являются мощным и сильным фактором для получения множества удовольствий. Иные виды генерализованных условных подкрепляющих стимулов — это лесть, похвала привязанности и подчинение себе других. Эти так называемые социальные подкрепляющие стимулы (включающие в себя поведение других людей) часто действуют очень сложно и едва уловимо, но они существенны для нашего поведения в разнообразных ситуациях. Социальное одобрение — это еще более сильный генерализованный условный стимул.

Хотя способность обобщать реакции — важный аспект многих наших повседневных социальных интеракций, все же очевидно, что при адаптивном поведении нужно обладать способностью делать различия в разных ситуациях.

Различение стимула, составная часть обобщения, — это процесс научения реагировать адекватным образом в различных ситуациях окружения.

Способность к различению приобретается через подкрепление реакций в присутствии одних стимулов и неподкрепление их в присутствии других стимулов. Различительные стимулы таким образом дают возможность предвидеть вероятные результаты, связанные с изъявлением особой оперантной реакции в различных социальных ситуациях. Соответственно, индивидуальные вариации различительной способности зависят от уникального прошлого опыта различных подкреплений. Скиннер предположил, что здоровое личностное развитие происходит в результате взаимодействия генерализирующей и различительной способностей, с помощью которых мы регулируем наше поведение так, чтобы максимизировать позитивное подкрепление и минимизировать наказание.

Режимы подкрепления

Суть оперантного научения состоит в том, что подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение, неподкрепленное, или наказуемое, имеет тенденцию не повторяться или подавляться. Следовательно, концепция подкрепления играет ключевую роль в теории Скиннера.

Поведение понятно, если его можно контролировать, внося определенные изменения в условия среды. Понять поведение — значит управлять им. Управление поведением осуществляется через выбор типа реакции, которую необходимо подкрепить, и определение степени вероятности ее повторного появления.

Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, зависит от режима применяемого подкрепления.

Режим подкрепления — правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить.

Режим подкрепления можно построить, задавая определенный временной интервал или определенный интервал реакций.

Самым простым правилом является предъявление подкрепления каждый раз, когда субъект дает желаемую реакцию. Это называется режимом непрерывного подкрепления и обычно используется на начальном этапе любого оперантного научения, когда организм учится производить правильную реакцию. В большинстве ситуаций повседневной жизни, однако, это либо неосуществимо, либо неэкономично для сохранения желаемой реакции, так как подкрепление поведения бывает не всегда одинаковым и регулярным.

В случае если задается интервал реакций, т.е. определенное соотношение подкреплений и реакций, подкрепления появляются после того, как выполнено определенное число реакций (например, нажатий на рычаг или на ключ). Таким образом, подкрепления не обязательно следуют после каждого ответа, а могут подаваться лишь время от времени. Более того, подкрепления могут подаваться в регулярном или фиксированном режиме — всегда через определенный интервал времени или после определенного количества реакций, либо их можно подавать в переменном режиме — то через одну минуту, то через две, то после пары реакций, то после серии реакций. Каждая схема, или режим подкрепления, как правило, стабилизирует поведение по-разному.

Скиннер тщательно изучал, как режим прерывистого, или частичного, подкрепления влияет на оперантное поведение. Еыделяют следующие параметры подачи подкреплений:
— подкрепление может иметь место только после того, как истек определенный или случайный временной интервал с момента предыдущего подкрепления (так называемый режим временного подкрепления),
— подкрепление может иметь место только после того, как с момента подкрепления было получено определенное или случайное количество реакций (режим пропорционального подкрепления).

В соответствии с этими двумя параметрами выделяют четыре основных режима подкрепления:
— Режим подкрепления с постоянным соотношением (ПС). В данном режиме организм подкрепляется по наличию заранее определенного или «постоянного» числа соответствующих реакций.

Этот режим является всеобщим в повседневной жизни и ему принадлежит значительная роль в контроле над поведением. Во многих сферах занятости сотрудникам платят отчасти или даже исключительно в соответствии с количеством единиц, которые они производят или продают. В промышленности эта система известна как плата за единицу продукции. Режим ПС обычно устанавливает чрезвычайно высокий оперантный уровень, так как чем чаще организм реагирует, тем большее подкрепление он получает.

Режим подкрепления с постоянным интервалом (ПИ). В режиме подкрепления с постоянным интервалом организм подкрепляется после того, как твердо установленный или «постоянный» временной интервал проходит с момента предыдущего подкрепления. На уровне человека режим ПИ действителен при выплате зарплаты за работу, выполненную за час, неделю или месяц. Подобно этому, еженедельная выдача денег ребенку на карманные расходы образует ПИ форму подкрепления. Университеты обычно работают в соответствии с временным режимом ПИ. Экзамены устанавливаются на регулярной основе и отчеты об академической успеваемости издаются в установленные сроки. Любопытно, что режим ПИ дает низкую скорость реагирования сразу после того, как получено подкрепление — феномен, названный паузой после подкрепления. Это показательно для студентов, испытывающих трудности при обучении в середине семестра (предполагается, что они сдали экзамен хорошо), так как следующий экзамен будет еще нескоро. Они буквально делают перерыв в обучении.

Режим подкрепления с вариативным соотношением (ВС). В этом режиме организм подкрепляется на основе какого-то в среднем предопределенного числа реакций. Возможно, наиболее драматической иллюстрацией поведения человека, находящегося под контролем режима ВС, является захватывающая азартная игра. Рассмотрим действия человека у игрального автомата, где нужно опускать монетку или специальной рукояткой вытягивать приз. Эти аппараты запрограммированы таким образом, что подкрепление (деньги) распределяется в соответствии с числом попыток, за которые человек платит, чтобы управлять рукояткой. Однако выигрыш непредсказуем, непостоянен и редко позволяет получать свыше того, что вложил игрок. Это объясняет тот факт, почему владельцы казино получают значительно больше подкреплений, чем их постоянные клиенты.

Далее, угасание поведения, приобретенного в соответствии с режимом ВС, происходит очень медленно, так как организм точно не знает, когда будет следующее подкрепление. Таким образом, игрок принуждается опускать монеты в прорезь автомата, несмотря на ничтожный выигрыш (или даже проигрыш), в полной уверенности, что в следующий раз он «сорвет куш». Такая настойчивость типична для поведения, вызванного режимом ВС.

Режим подкрепления с вариативный интервалом (ВИ). В этом режиме организм получает подкрепление после того, как проходит неопределенный временной интервал. Подобно режиму ПИ, подкрепление при этом условии зависит от времени. Однако время между подкреплениями по режиму ВИ варьирует вокруг какой-то средней величины, а не является точно установленным. Как правило, скорость реагирования при режиме ВИ является прямой функцией примененной длины интервала: короткие интервалы порождают высокую скорость, а длинные интервалы порождают низкую скорость. Также при подкреплении в режиме ВИ организм стремится установить постоянную скорость реагирования, и при отсутствии подкрепления реакции угасают медленно. В конечном итоге организм не может точно предвидеть, когда будет следующее подкрепление.

В повседневной жизни режим ВИ нечасто встречается, хотя несколько его вариантов можно наблюдать. Родитель, например, может хвалить поведение ребенка довольно произвольно, рассчитывая, что ребенок будет продолжать вести себя соответствующим образом и в неподкрепленные интервалы времени. Подобно этому, профессора, которые дают «неожиданные» контрольные работы, частота которых варьирует от одной в три дня до одной в три недели, в среднем одна в две недели, используют режим ВИ. При этих условиях от студентов можно ожидать сохранения относительно высокого уровня прилежания, так как они никогда не знают, в какой момент будет следующая контрольная работа. Как правило, режим ВИ порождает более высокую скорость реагирования и большую сопротивляемость угасанию, чем режим ПИ.

Виды подкрепления

Как отмечалось ранее, под подкреплением понимается какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию. Хотя оперантное обусловливание опирается в первую очередь на использование подкрепления с положительной валентностью, основанных на приближении организма к, такого, как пища, деньги или похвала, последователи Скиннера подчеркивают также важность подкреплений, основанных на бегстве организма от, или на избегании им отвращающих (неприятных) стимулов. В таких случаях реакции подкрепляются устранением неприятных стимулов или возможностью их избежать, а не появлением приятных стимулов. Во всех этих случаях результатом должно быть сохранение или усиление реакции. В связи с этим различают два вида подкреплений:
— Позитивное подкрепление — это приятный стимул, который следуя за желательной реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне, т.е. повышает вероятность ее повторения.
— Негативное подкрепление — это неприятный стимул, устранение которого усиливает желательную реакцию.

Вместе с тем существует и множество самих способов подкрепления. К наиболее распространенным относятся поощрение (предъявление приятных стимулов) и наказание (предъявление неприятных стимулов).

Как поощрение, так и наказание могут выполняться двумя способами, это зависит от того, что следует за реакцией: предъявление или устранение приятного или неприятного стимула. Подкрепление усиливает реакцию; наказание — ослабляет ее.

Таким образом, в практике воспитания чаще всего используются четыре разновидности подкрепления:
— если вслед за желательной реакцией ребенка следует вызывающий приятные ощущения и переживания подкрепляющий стимул, то результат — положительное поощрение;
— если за нежелательной реакцией следует не вызывающий приятных ощущений и переживаний подкрепляющий стимул, то результат — положительное наказание;
— если вызывающий неприятные ощущения и переживания подкрепляющий стимул устраняется после получения желательной реакции, то результат — отрицательное поощрение;
— если приятный стимул устраняется после той или иной нежелательной реакции ребенка, то результат — отрицательное наказание.

psyera.ru

Вторичное подкрепление — психология

вторичное подкрепление

  • Вторичное подкрепление — То, что само по себе не имеет силы подкрепить поведение, но приобретает эту силу благодаря ассоциации с чемто еще. Деньги являются типичным примером вторичного подкрепления, так как, располагая деньгами, мы можем получить различные вещи, в… …   Большая психологическая энциклопедия
  • Вторичное подкрепление — (Secondary reinforcement). Любой стимул, приобретающий подкрепляющие свойства посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением в прошлом научающем опыте организма; также известно как условное подкрепление …   Теории личности: глоссарий
  • ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Исследование детского поведения преследует две цели: 1) понять самого ребенка, то, как он реагирует на различные ситуации, чувствует, думает и воспринимает, и 2) понять,… …   Энциклопедия Кольера
  • Вознаграждения (rewards) — Античная теория гедонизма осн. на заманчивом допущении, что поведение регулируется наслаждением и страданием. Мы стремимся делать то, что доставляет нам удовольствие, и стараемся избегать болезненных стимулов или ситуаций. Сформулированный т. о.… …   Психологическая энциклопедия
  • НАУЧЕНИЕ — изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта. В том частном случае, когда приобретение опыта знаний, навыков, умений определяется познавательными мотивами и целями, говорят об учении (и соответственно об обучении как процессе …   Энциклопедия Кольера
  • Халл, Кларк Леонард — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Халл. Кларк Леонард Халл Clark Leonard Hull …   Википедия
  • ХАЛЛ — (Hull) Кларк Леонард (1884 1952) американский психолог, представитель необихевиоризма, автор гипотети ко дедуктивной концепции поведения. Окончил Мичиганский ун т (бакалавр, 1913) и Висконсинский ун т (д р философии, 1918). Докт. дис. писал по… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • ХАЛЛ — (Hull), Кларк Леонард (24 мая 1884 – 10 мая 1952) – амер. психолог, создатель т.н. гипотетико дедуктивного бихевиоризма. Окончил Мичиганский ун т, проф. Иельского ун та (с 1929). Осознав, вслед за Толменом, недостаточность исходной схемы… …   Философская энциклопедия
  • В эквивалентности убеждённость — термин Э.Толмена, обозначает гипотетическое внутреннее состояние организма, при котором он отвечает на промежуточную цель так, как отвечал бы на конечную цель. Приблизительный синоним: Вторичное подкрепление …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Халл (Hull) Кларк Леонард — (24.05.1884 10.05.1952) американский психолог, представитель необихевиоризма, автор гипотетико дедуктивной концепции поведения. Биография. Окончил Мичиганский университет. Защитил докторскую диссертацию по проблеме образования понятий. Вел курс… …   Большая психологическая энциклопедия
  • Условный положительный стимул — См. Вторичное подкрепление. Психология. А Я. Словарь справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000 …   Большая психологическая энциклопедия

Источник: http://psychology_ru_en.enacademic.com/4602/%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Типы и режимы подкреплений

Одним из примечательных идей скиннеровской теории обусловливания является понятие подкрепления.

Подкрепление (punishment) — это любое событие (стимул), которое следует за реакцией и увеличивает вероятность ее появления.

Когда голубь, например, тычет клювом в диск, то это поведение является оперантным, и если оно сопровождается подкреплением, таким, как еда, то вероятность клевания диска возрастает.

В соответствии с этим взглядом, подкреплениие усиливает то поведение, за которым следует, и нет необходимости прибегать к биологическим объяснениям, чтобы определить, почему так происходит.

Очень важным является то, что стимулы, которые изначально не являются подкреплениями, могут превратиться в таковые благодаря ассоциированию с другими подкреплениями. Некоторые стимулы, такие, как деньги, становятся генерализованным подкреплением, поскольку они обеспечивают доступ ко множеству других видов подкрепления.

Подкрепление определяется через его воздействие на поведение — а именно через рост вероятности поведенческой реакции. Часто трудно точно определить, что может послужить таким подкреплением, так как оно варьирует от индивида к индивиду, от организма к организму.

Теоретики, занимающиеся научением, признавали два типа подкрепления:. — Первичное подкрепление — это любое событие или объект, сами по себе обладающие подкрепляющими свойствами.

Таким образом, они не требуют предварительной ассоциации с другими подкреплениями, чтобы удовлетворить биологическую потребность. Первичные подкрепляющие стимулы для людей — это пища, вода, физический комфорт и секс.

Их ценностное значение для организма не зависит от научения.

— Вторичное, или усвоеное подкрепление, с другой стороны, -это любое событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением, обусловленным прошлым опытом организма. Примерами общих вторичных подкрепляющих стимулов у людей являются деньги, внимание, привязанности и хорошие оценки.

Генерализация и различение стимулов. Особенностью подкрепления является то, что поведение, усиленное в одной ситуации, весьма вероятно повторится, когда организм столкнется с другими ситуациями, напоминающими ее.

Если бы это было не так, то поведенческий репертуар человека был бы так сильно ограничен и хаотичен, что мы бы, возможно, проснувшись утром, долго размышляли над тем, как реагировать должным образом на каждую новую ситуацию. В теории Скиннера тенденция подкрепленного поведения распространяться на множество подобных положений называется генерализацией стимула.

Например, деньги не могут удовлетворить какое-либо из наших первичных влечений, однако благодаря системе культурного обмена деньги являются мощным и сильным фактором для получения множества удовольствий. Иные виды генерализованных условных подкрепляющих стимулов — это лесть, похвала привязанности и подчинение себе других.

Эти так называемые социальные подкрепляющие стимулы (включающие в себя поведение других людей) часто действуют очень сложно и едва уловимо, но они существенны для нашего поведения в разнообразных ситуациях. Социальное одобрение — это еще более сильный генерализованный условный стимул.

Хотя способность обобщать реакции — важный аспект многих наших повседневных социальных интеракций, все же очевидно, что при адаптивном поведении нужно обладать способностью делать различия в разных ситуациях.

Различение стимула, составная часть обобщения, — это процесс научения реагировать адекватным образом в различных ситуациях окружения.

Способность к различению приобретается через подкрепление реакций в присутствии одних стимулов и неподкрепление их в присутствии других стимулов. Различительные стимулы таким образом дают возможность предвидеть вероятные результаты, связанные с изъявлением особой оперантной реакции в различных социальных ситуациях.

Соответственно, индивидуальные вариации различительной способности зависят от уникального прошлого опыта различных подкреплений.

Скиннер предположил, что здоровое личностное развитие происходит в результате взаимодействия генерализирующей и различительной способностей, с помощью которых мы регулируем наше поведение так, чтобы максимизировать позитивное подкрепление и минимизировать наказание.

Режимы подкрепления

Суть оперантного научения состоит в том, что подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение, неподкрепленное, или наказуемое, имеет тенденцию не повторяться или подавляться. Следовательно, концепция подкрепления играет ключевую роль в теории Скиннера.

Поведение понятно, если его можно контролировать, внося определенные изменения в условия среды. Понять поведение — значит управлять им. Управление поведением осуществляется через выбор типа реакции, которую необходимо подкрепить, и определение степени вероятности ее повторного появления.

Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, зависит от режима применяемого подкрепления.

Режим подкрепления — правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить.

Режим подкрепления можно построить, задавая определенный временной интервал или определенный интервал реакций.

Самым простым правилом является предъявление подкрепления каждый раз, когда субъект дает желаемую реакцию.

Это называется режимом непрерывного подкрепления и обычно используется на начальном этапе любого оперантного научения, когда организм учится производить правильную реакцию.

В большинстве ситуаций повседневной жизни, однако, это либо неосуществимо, либо неэкономично для сохранения желаемой реакции, так как подкрепление поведения бывает не всегда одинаковым и регулярным.

В случае если задается интервал реакций, т.е. определенное соотношение подкреплений и реакций, подкрепления появляются после того, как выполнено определенное число реакций (например, нажатий на рычаг или на ключ). Таким образом, подкрепления не обязательно следуют после каждого ответа, а могут подаваться лишь время от времени.

Более того, подкрепления могут подаваться в регулярном или фиксированном режиме — всегда через определенный интервал времени или после определенного количества реакций, либо их можно подавать в переменном режиме — то через одну минуту, то через две, то после пары реакций, то после серии реакций.

Каждая схема, или режим подкрепления, как правило, стабилизирует поведение по-разному.

Скиннер тщательно изучал, как режим прерывистого, или частичного, подкрепления влияет на оперантное поведение. Еыделяют следующие параметры подачи подкреплений: — подкрепление может иметь место только после того, как истек определенный или случайный временной интервал с момента предыдущего подкрепления (так называемый режим временного подкрепления),

— подкрепление может иметь место только после того, как с момента подкрепления было получено определенное или случайное количество реакций (режим пропорционального подкрепления).

В соответствии с этими двумя параметрами выделяют четыре основных режима подкрепления:
— Режим подкрепления с постоянным соотношением (ПС). В данном режиме организм подкрепляется по наличию заранее определенного или «постоянного» числа соответствующих реакций.

Этот режим является всеобщим в повседневной жизни и ему принадлежит значительная роль в контроле над поведением.

Во многих сферах занятости сотрудникам платят отчасти или даже исключительно в соответствии с количеством единиц, которые они производят или продают. В промышленности эта система известна как плата за единицу продукции.

Режим ПС обычно устанавливает чрезвычайно высокий оперантный уровень, так как чем чаще организм реагирует, тем большее подкрепление он получает.

Режим подкрепления с постоянным интервалом (ПИ). В режиме подкрепления с постоянным интервалом организм подкрепляется после того, как твердо установленный или «постоянный» временной интервал проходит с момента предыдущего подкрепления.

На уровне человека режим ПИ действителен при выплате зарплаты за работу, выполненную за час, неделю или месяц. Подобно этому, еженедельная выдача денег ребенку на карманные расходы образует ПИ форму подкрепления. Университеты обычно работают в соответствии с временным режимом ПИ.

Экзамены устанавливаются на регулярной основе и отчеты об академической успеваемости издаются в установленные сроки. Любопытно, что режим ПИ дает низкую скорость реагирования сразу после того, как получено подкрепление — феномен, названный паузой после подкрепления.

Это показательно для студентов, испытывающих трудности при обучении в середине семестра (предполагается, что они сдали экзамен хорошо), так как следующий экзамен будет еще нескоро. Они буквально делают перерыв в обучении.

Режим подкрепления с вариативным соотношением (ВС). В этом режиме организм подкрепляется на основе какого-то в среднем предопределенного числа реакций.

Возможно, наиболее драматической иллюстрацией поведения человека, находящегося под контролем режима ВС, является захватывающая азартная игра. Рассмотрим действия человека у игрального автомата, где нужно опускать монетку или специальной рукояткой вытягивать приз.

Эти аппараты запрограммированы таким образом, что подкрепление (деньги) распределяется в соответствии с числом попыток, за которые человек платит, чтобы управлять рукояткой.

Однако выигрыш непредсказуем, непостоянен и редко позволяет получать свыше того, что вложил игрок. Это объясняет тот факт, почему владельцы казино получают значительно больше подкреплений, чем их постоянные клиенты.

Далее, угасание поведения, приобретенного в соответствии с режимом ВС, происходит очень медленно, так как организм точно не знает, когда будет следующее подкрепление.

Таким образом, игрок принуждается опускать монеты в прорезь автомата, несмотря на ничтожный выигрыш (или даже проигрыш), в полной уверенности, что в следующий раз он «сорвет куш».

Такая настойчивость типична для поведения, вызванного режимом ВС.

Режим подкрепления с вариативный интервалом (ВИ). В этом режиме организм получает подкрепление после того, как проходит неопределенный временной интервал. Подобно режиму ПИ, подкрепление при этом условии зависит от времени. Однако время между подкреплениями по режиму ВИ варьирует вокруг какой-то средней величины, а не является точно установленным.

Как правило, скорость реагирования при режиме ВИ является прямой функцией примененной длины интервала: короткие интервалы порождают высокую скорость, а длинные интервалы порождают низкую скорость. Также при подкреплении в режиме ВИ организм стремится установить постоянную скорость реагирования, и при отсутствии подкрепления реакции угасают медленно.

В конечном итоге организм не может точно предвидеть, когда будет следующее подкрепление.

В повседневной жизни режим ВИ нечасто встречается, хотя несколько его вариантов можно наблюдать. Родитель, например, может хвалить поведение ребенка довольно произвольно, рассчитывая, что ребенок будет продолжать вести себя соответствующим образом и в неподкрепленные интервалы времени.

Подобно этому, профессора, которые дают «неожиданные» контрольные работы, частота которых варьирует от одной в три дня до одной в три недели, в среднем одна в две недели, используют режим ВИ. При этих условиях от студентов можно ожидать сохранения относительно высокого уровня прилежания, так как они никогда не знают, в какой момент будет следующая контрольная работа.

Как правило, режим ВИ порождает более высокую скорость реагирования и большую сопротивляемость угасанию, чем режим ПИ.

Виды подкрепления

Как отмечалось ранее, под подкреплением понимается какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию.

Хотя оперантное обусловливание опирается в первую очередь на использование подкрепления с положительной валентностью, основанных на приближении организма к, такого, как пища, деньги или похвала, последователи Скиннера подчеркивают также важность подкреплений, основанных на бегстве организма от, или на избегании им отвращающих (неприятных) стимулов. В таких случаях реакции подкрепляются устранением неприятных стимулов или возможностью их избежать, а не появлением приятных стимулов. Во всех этих случаях результатом должно быть сохранение или усиление реакции. В связи с этим различают два вида подкреплений: — Позитивное подкрепление — это приятный стимул, который следуя за желательной реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне, т.е. повышает вероятность ее повторения.

— Негативное подкрепление — это неприятный стимул, устранение которого усиливает желательную реакцию.

Вместе с тем существует и множество самих способов подкрепления. К наиболее распространенным относятся поощрение (предъявление приятных стимулов) и наказание (предъявление неприятных стимулов).

Как поощрение, так и наказание могут выполняться двумя способами, это зависит от того, что следует за реакцией: предъявление или устранение приятного или неприятного стимула. Подкрепление усиливает реакцию; наказание — ослабляет ее.

Таким образом, в практике воспитания чаще всего используются четыре разновидности подкрепления: — если вслед за желательной реакцией ребенка следует вызывающий приятные ощущения и переживания подкрепляющий стимул, то результат — положительное поощрение; — если за нежелательной реакцией следует не вызывающий приятных ощущений и переживаний подкрепляющий стимул, то результат — положительное наказание; — если вызывающий неприятные ощущения и переживания подкрепляющий стимул устраняется после получения желательной реакции, то результат — отрицательное поощрение;

— если приятный стимул устраняется после той или иной нежелательной реакции ребенка, то результат — отрицательное наказание.

Источник: https://psyera.ru/tipy-i-rezhimy-podkrepleniy-957.htm

Что такое подкрепление?

Автор Татьяна в 02/04/2015. Опубликовано Бихевиоризм

Подкрепление — термин, используемый в оперантном обусловливании для обозначения всего, что увеличивает вероятность повторения реакции. Обратите внимание: подкрепление определяется тем, какое воздействие оно имеет на поведение — ​​например, увеличивает или усиливает его отдельные проявления.

Подкрепление может включать в себя похвалу — к примеру, сразу после того, как ребёнок убирает свои игрушки. Подкрепляя желаемое поведение похвалой, мама может добиться того, что ребёнок снова и снова выполнять то же действие.

Виды подкрепления

Подкрепление может включать в себя всё, что увеличивает вероятность повторения поведения — в том числе стимулы, сами события и ситуации. Например, на уроке подкрепление может включать в себя оценку, избавление от нежелательного задания, специальные награды, сладости, дополнительное время для отдыха и весёлые игры.

Существует два основных типа подкрепления:

  • Первичное подкрепление (которое иногда называют ещё безусловным), происходит естественным образом, его применению не нужно учиться. Первичное подкрепление зачастую имеет эволюционную основу и помогает в выживании вида. К примерам первичных подкреплений относят пищу, воздух, сон, воду и секс. Генотип и опыт также могут играть роль в том, как именно подкрепление воздействует на поведение. Один человек может быть чувствительным к определённому типу подкрепления — например, пище, — тогда как на другого человека пища как подкрепление не повлияет вовсе.
  • Вторичное подкрепление (известное также как условное подкрепление) включает в себя стимулы, которые стали подкрепляющими в паре с другими стимулами. Например, при обучении собаки, похвала и ласка могут быть использованы в качестве первичного подкрепления. Звук кликера может связываться с похвалой и лаской до тех пор, пока он сам не начинает работать в качестве вторичного подкрепления.

При оперантном обусловливании существует два вида подкрепления:

  • положительное — подкрепление, включающее в себя появление чего-то, что способно увеличить вероятность повторения поведения (угостив ребёнка конфетой после того, как он уберётся в своей комнате, мама подкрепит желание малыша поддерживать чистоту).
  • отрицательное — подкрепление, которое включает в себя удаление чего-то и увеличивает вероятность проявления определённого поведения (к примеру отмена контрольной в случае, если ученики всю неделю будут выполнять и сдавать домашнюю работу).

Сила реакции

То, как и когда происходит подкрепление, может повлиять на силу реакции. Эта сила представляет собой интенсивность, частоту, продолжительность и точность реакции после подкрепления. В ситуации, когда подкрепление контролируется, — например, в процессе обучения, — сроки предъявления подкрепления можно изменять по своему усмотрению.

На ранних стадиях обучения часто используется непрерывное подкрепление — в этом случае подкрепление предъявляется каждый раз, когда происходит желаемое поведение. Как только поведение было закреплено, можно переходить к частичному подкреплению.

Выделяют четыре основных режима частичного подкрепления:

  • режим подкрепления с фиксированной пропорцией: подкрепление поведения совершается после определённого количества реакций;
  • режим подкрепления с фиксированным интервалом: подкрепление поведения происходит после определённого периода;
  • режим подкрепления с изменяющейся пропорцией: подкрепление поведения происходит после неопределённого числа реакций;
  • режим подкрепления с изменяющимся интервалом: подкрепление поведения предъявляется после неустановленного периода времени.

Источник: http://aboutyourself.ru/behaviorism/chto-takoe-podkreplenie.html

Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера. Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) выдвинул теорию оперантного бихевиоризма.

Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, он сформулировал положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Первые два вида вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакции обусловливания типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но ими одними не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания.

Реально процесс приспособления строится на основе активных проб — воздействий организма на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется.

Часть из таких реакций (R), не вызываемых стимулом, а выделяемых («испускаемых») организмом, оказывается правильными и подкрепляются. Их Скиннер и назвал оперантными. Это реакции типа R.

Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение и в зависимости от результатов этих активных действий они закрепляются или отвергаются.

По Скиннеру, именно эти реакции — преобладающие в адаптации животного: они являются формой произвольного поведения. Катание на роликовой доске, игра на фортепиано, обучение письму — это все примеры оперантных действий человека, контролируемых их последствиями.

Если последние благоприятны для организма, тогда вероятность повторения оперантной реакции усиливается.

Проанализировав поведение, Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию».

Скиннер выделяет четыре режима подкрепления:

  1. Режим подкрепления с постоянным соотношением, когда уровень положительного подкрепления зависит от количества правильно выполненных действий. (Например, работнику платят пропорционально количеству произведенной продукции, т. е. чем чаще возникает правильная реакция организма, тем больше подкреплений он получает.)
  2. Режим подкрепления с постоянным интервалом, когда организм получает подкрепление после того, как пройдет строго фиксированное время с момента предыдущего подкрепления. (Например, работнику платят зарплату через каждый месяц или у студента сессия через каждые четыре месяца, при этом скорость реагирования ухудшается сразу после получения подкрепления — ведь следующая зарплата или сессия будет еще не скоро.)
  3. Режим подкрепления с вариативным соотношением. (Например, выигрыш-подкрепление в азартной игре бывает непредсказуем, непостоянен, человек не знает, когда и каким будет следующее подкрепление, но всякий раз надеется на выигрыш — такой режим значимо воздействует на поведение человека.)
  4. Режим подкрепления с вариативным интервалом. (Через неопределенные интервалы времени человек получает подкрепления или знания студента контролируют с помощью «неожиданных контрольных» через случайные промежутки времени, что побуждает соблюдать более высокий уровень прилежания и реагирования в отличие от подкрепления с «постоянным интервалом».)

Скиннер выделял «первичные подкрепления» (пища, вода, физический комфорт, секс) и вторичные, или условные (деньги, внимание, хорошие оценки, привязанность и т. п.).

Вторичные подкрепления генерализуются, объединяются со многими первичными: например, деньги являются средством для получения множества удовольствий.

Еще более сильным генерализованным условным подкреплением является социальное одобрение: ради его получения со стороны родителей, окружающих человек стремится хорошо себя вести, соблюдать социальные нормы, прилежно учиться, делать карьеру, красиво выглядеть и т. п.

Ученый полагал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в контроле поведения человека, а аверсивные (болевые или неприятные) стимулы, наказание — это наиболее общий метод контроля над поведением. Скиннер выделял позитивные и негативные подкрепления, а также позитивные и негативные наказания (табл. 5.2).

Таблица 5.2.

Теория Б. Скиннера
ПозитивноеНегативное
ПодкреплениеПредъявление положительного подкрепления (удовольствие)Удаление аверсивного (болевого) стимула
НаказаниеПредъявление аверсивного стимула (ругают, бьют, исключают из школы, сажают в тюрьму и т. п.)Удаление положительного стимула (запрещают смотреть телевизор, гулять и т. п.)

Скиннер боролся против того, чтобы использовать наказание для контроля над поведением, потому что это вызывает отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты (страх, тревогу, антисоциальные действия, ложь, потерю самоуважения и уверенности). Кроме того, оно всего лишь на время подавляет нежелательное поведение, которое вновь проявится, если уменьшится вероятность наказания.

Вместо аверсивного контроля Скиннер рекомендует позитивное подкрепление как наиболее эффективный метод для устранения нежелательных и поощрения желательных реакций.

«Метод успешного приближения или формирования поведения» заключается в положительном подкреплении тех действий, которые наиболее близки к ожидаемому оперантному поведению.

К этому приближаются шаг за шагом: одна реакция закрепляется, а затем заменяется другой, более близкой к предпочтительной (так формируют речь, трудовые навыки и т. п.).

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер перенес на поведение людей, что привело к биологизаторской трактовке. Так, возник скиннеровский вариант программированного обучения.

Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность человека, следовательно, нет обучения как сознательного процесса.

Вслед за установкой уотсоновского бихевиоризма Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию психики.

Мышление, память, мотивы и тому подобные психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека — как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств.

Биологизация мира людей, характерная для бихевиоризма в целом, принципиально не проводящего различий между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Культурные явления оказываются в его трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями».

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвинул задачу создания технологии поведения, которая призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание, управление поведением не связано с сознанием.

Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.

Для наибольшей эффективности необходимо учитывать, какое подкрепление наиболее важно, значимо, ценно в данный момент (закон субъективной ценности подкрепления), а затем предоставлять такое субъективно ценное подкрепление в случае правильного поведения человека или угрожать его лишением в случае неправильного поведения. Подобный механизм и позволит управлять поведением.

Скиннер сформулировал закон оперантного обусловливания:

Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые приведут к негативным для него последствиям. Он субъективно оценивает вероятность их наступления: чем больше возможность негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека (закон субъективной оценки вероятности последствий).

Эта субъективная оценка может не совпадать с объективной вероятностью последствий, но на поведение влияет именно она. Поэтому один из способов воздействовать на поведение человека — «нагнетание обстановки», «запугивание», «преувеличение вероятности негативных последствий».

Если человеку кажется, что последняя, вытекающая из какой-либо его реакции, незначительна, он готов «рискнуть» и прибегнуть к данному действию.

Источник: https://pro-psixology.ru/sovremennye-psixologicheskie-teorii/71-operantnyj-bixeviorizm-b-skinnera.html

obu4ayka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *